ОТЧЕТ О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ, ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМУ И АТОМНОМУ НАДЗОРУ (2012 год) - часть 12

 

  Главная      Учебники - Разные     РОСТЕХНАДЗОР. ОТЧЕТ О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ, ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМУ И АТОМНОМУ НАДЗОРУ (2012 год)

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     10      11      12      13     ..

 

 

ОТЧЕТ О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ, ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМУ И АТОМНОМУ НАДЗОРУ (2012 год) - часть 12

 

 

177
Таблица 62
Распределение аварий по причинам возникновения
Аварии магистрального трубопроводного транспорта
2011 г.
2012 г.
+/-
Газопроводы
14
16
+ 2
Конструктивные недостатки
3
+ 3
Брак строительства / изготовления
2
6
+ 4
Коррозия металла трубы
5
6
+1
Ошибочные действия персонала при эксплуатации
1
-1
Износ оборудования
1
-1
Воздействие стихийных явлений природного происхождения
1
-1
Механическое воздействие
4
1
-3
Нефтепроводы
2
5
+ 3
Конструктивные недостатки
1
1
0
Брак строительства / изготовления
2
+ 2
Износ оборудования
1
+ 1
Механическое воздействие
0
Несанкционированные врезки
1
-1
Нарушение порядка проведения опасных работ
1
+ 1
Нефтепродуктопроводы
1
-1
Конструктивные недостатки
0
Брак строительства / изготовления
0
Несанкционированные врезки
0
Механическое воздействие
1
-1
Итого:
17
21
+ 4
Согласно проведенному анализу из общего количества аварий за 2012 г. 38 % (на
газопроводах — 6, нефтепроводах — 2) составляют аварии по причине брака при
производстве строительных работ и заводском изготовлении труб; 33 % (на газо-
проводах — 6, нефтепроводах — 1) составляют аварии по причине конструктивных
недостатков трубопроводов, связанных с применением технологий с низким запа-
сом прочности монтажных сварных соединений и низкими механическими харак-
теристиками основного металла труб. Доля аварий в результате коррозионного рас-
трескивания под напряжением труб в 2012 г. увеличилась (с 30 % в 2011 г. до 33 % в
2012 г. или с 5 до 7 случаев).
Из организационных причин аварий 86 % приходится на долю, связанную с на-
рушением технологии и неправильной организацией производства работ, наруше-
нием производственной дисциплины.
Таблица 63
Распределение несчастных случаев со смертельным исходом на объектах
магистрального трубопроводного транспорта
Травмирующие факторы
Число несчастных случаев
со смертельным исходом
2011 г.
2012 г.
+/-
%
%
Термическое воздействие
1
50
-1
Падение с высоты
0
Токсичные вещества
0
Недостаток кислорода
0
178
Травмирующие факторы
Число несчастных случаев
со смертельным исходом
2011 г.
2012 г.
+/-
%
%
Взрывная волна
0
Разрушенные технические устройства
0
Поражение электрическим током
1
50
-1
Прочие
1
100
+ 1
Всего:
2
100
1
100
- 1
Травмирующим фактором несчастного случая со смертельным исходом, проис-
шедшего в 2012 г. при проведении огневых работ по врезке переустроенного участ-
ка, явилась травма, полученная при самопроизвольном смещении трубы вследствие
недостаточного контроля ответственного за безопасное производство огневых работ
за соблюдением подчиненным работником требований инструкции по охране тру-
да и нахождения работника в опасной зоне, несоблюдения пострадавшим инструк-
ции по охране труда, нарушение трудовой и производственной дисциплины, изме-
нение способа проведения огневых работ по врезке переустроенного участка руко-
водителем комплекса огневых работ.
Таблица 64
Распределение аварий и несчастных случаев со смертельным исходом
в 2011 и 2012 гг. по субъектам Российской Федерации
Федеральные округа Российской Федерации
Аварии
Несчастные случаи
(территориальные органы Ростехнадзора)
со смертельным
исходом
2011 г.
2012 г.
+/-
2011 г.
2012 г.
+/-
Центральный федеральный округ
3
2
- 1
0
0
0
(г. Москва)
Калужская область
1
0
- 1
0
0
0
Московская область
0
1
+ 1
0
0
0
Рязанская область
2
0
- 2
0
0
0
Тверская область
0
1
+ 1
0
0
0
Северо-Западный федеральный округ
1
1
0
0
0
0
(г. Санкт-Петербург)
Ленинградская область
0
1
+ 1
0
0
0
Республика Коми
1
0
- 1
0
0
0
Южный федеральный округ
4
3
- 1
1
1
0
(г. Ростов-на-Дону)
Краснодарский край
3
2
- 1
0
0
0
Ростовская область
1
0
- 1
0
0
0
Волгоградская область
0
1
+ 1
1
1
0
Уральский федеральный округ
4
10
+ 6
0
0
0
(г. Екатеринбург)
Курганская область
0
0
0
0
0
0
Тюменская область
2
2
0
0
0
0
Ханты-Мансийский АО
2
6
+ 4
0
0
0
Челябинская область
0
2
+ 2
0
0
0
179
Федеральные округа Российской Федерации
Аварии
Несчастные случаи
(территориальные органы Ростехнадзора)
со смертельным
исходом
2011 г.
2012 г.
+/-
2011 г.
2012 г.
+/-
Приволжский федеральный округ
5
5
0
1
0
- 1
(г. Нижний Новгород)
Нижегородская область
1
1
0
0
0
0
Пермский край
0
1
+ 1
0
0
0
Республика Татарстан
1
0
- 1
0
0
0
Самарская область
2
0
- 2
0
0
0
Саратовская область
0
2
+ 2
0
0
0
Чувашская Республика
1
0
- 1
0
0
0
Удмуртская Республика
0
0
0
1
0
0
Оренбургская область
0
1
+ 1
0
0
0
Итого по России:
17
21
2
1
(+) рост/(-) снижение:
+ 4
- 1
Аварии были допущены на опасных производственных объектах, поднадзорных
Центральному (1), Уральскому (2), Средне-Поволжскому (3), Северо-Уральскому
(8), Северо-Кавказскому (2), Северо-Западному (3), Западно-Уральскому (1), Волж-
ско-Окскому (1) управлениям Ростехнадзора.
По сравнению с 2011 г. возросло количество аварий в Уральском (6) федераль-
ном округе.
Случай смертельного травматизма был допущен на опасном производственном
объекте ООО «Газпром трансгаз Волгоград» при производстве сварочно-монтажных
работ Управлением аварийно-восстановительных работ.
Проведенные технические расследования показывают, что основными причина-
ми аварий стали брак при производстве строительных работ (38 %) и заводском из-
готовлении труб и конструктивных недостатках трубопроводов (48 %), связанных с
применением технологий с низким запасом прочности монтажных сварных соеди-
нений и низкими механическими характеристиками основного металла труб (кор-
розионное растрескивание труб под напряжением).
Аварии из-за брака при производстве строительных работ произошли:
25.02.2012 на 13,6 км отвода от магистрального газопровода «Мокроус—Самара—
Тольятти», эксплуатируемого ООО «Газпром трансгаз Саратов»;
16.03.2012 на 10 км газопровода-отвода к г. Уфалей, эксплуатируемого ООО «Газ-
пром трансгаз Екатеринбург»;
14.05.2012 на 387 км магистрального нефтепровода «Палкино—Приморск», эк-
сплуатируемого ООО «Балтнефтепровод»;
24.06.2012 на магистральном газопроводе «Надым—Пунга—Нижняя Тура-III»,
эксплуатируемого ООО «Газпром трансгаз Югорск»;
03.07.2012 на 1102,5 км магистрального газопровода «Ухта—Торжок-II», эксплу-
атируемого ООО «Газпром трансгаз Ухта»;
28.10.2012 на магистральном газопроводе — отводе ГРС «Суксун», эксплуатиру-
емого ООО «Газпром трансгаз Чайковский»;
03.11.2012 на магистральном газопроводе «Щитниково—Аборино», эксплуати-
руемого ООО «Газпром трансгаз Москва»;
180
19.12.2012 на 143 км магистрального нефтепровода «Горький—Ярославль», эк-
сплуатируемого ОАО «Верхневолжскнефтепровод».
Аварии из-за брака при заводском изготовлении труб и конструктивных недо-
статках трубопроводов произошли:
29.02.2012 на 151 км магистрального газопровода «Пунга—Вуктыл—Ухта II», эк-
сплуатируемого ООО «Газпром трансгаз Югорск»;
24.03.2012 на 149 км магистрального газопровода «Пунга—Вуктыл—Ухта II», эк-
сплуатируемого ООО «Газпром трансгаз Югорск»;
24.04.2012 на 1259 км магистрального газопровода САЦ-II, эксплуатируемого
ООО «Газпром трансгаз Саратов»;
05.05.2012 на 33 км магистрального газопровода «СРТО—Урал II», эксплуатиру-
емого ООО «Газпром трансгаз Югорск»;
14.05.2012 на 387 км магистрального нефтепровода «Палкино—Приморск», эк-
сплуатируемого ООО «Балтнефтепровод».
02.06.2012 на 124 км магистрального газопровода «Домбаровка—Оренбург», эк-
сплуатируемого ООО «Газпром трансгаз Екатеринбург»;
16.06.2012 в компрессорном цехе № 7 КС Сорумская магистрального газопро-
вода «Уренгой—Новопсков», эксплуатируемого ООО «Газпром трансгаз Югорск»;
20.08.2012 на 303 км магистрального газопровода «СРТО—Урал II», эксплуати-
руемого ООО «Газпром трансгаз Югорск»;
29.08.2012 на 28 км магистрального газопровода «Пунга—Вуктыл—Ухта II», эк-
сплуатируемого ООО «Газпром трансгаз Югорск»;
27.12.2012 на 1241 км магистрального газопровода «Ухта—Торжок 2», эксплуати-
руемого ООО «Газпром трансгаз Санкт-Петербург».
95 % аварий, произошедших на объектах магистрального трубопроводного тран-
спорта, кроме того, связаны с нарушениями регламентов работ при эксплуатации
и организации производства работ, нарушениями производственной дисциплины.
Анализ материалов технического расследования причин перечисленных аварий,
а также других аварий, произошедших в 2012 г., показал, что на магистральных га-
зопроводах ООО «Газпром трансгаз Югорск» диаметрами 1000 мм и 1200 мм, давле-
нием 5,5 МПа, общей протяженностью 3261 км с момента их ввода в эксплуатацию
не применялись методы диагностирования, позволяющие выявить дефекты труб
на ранних стадиях их развития, в том числе метод внутритрубной диагностики. На
практике диагностика осуществляется методом шурфования, который позволяет
определить состояние внешней изоляции трубопровода. При этом невозможно вы-
явить реальное состояние сварных швов и стенок трубы. Экспертиза промышлен-
ной безопасности эксплуатируемых более 30 лет магистральных газопроводов, ги-
дравлические испытания трубы с целью определения технического состояния тру-
бопроводов не проводятся.
Неоднократные аварии на объектах ООО «Газпром трансгаз Югорск» показыва-
ют, что комплекс мер и организация работ по капитальному ремонту в части опера-
тивности устранения опасных дефектов недостаточен для безопасной эксплуатации
существующей системы магистральных газопроводов.
Так, в ООО «Газпром трансгаз Югорск» в 2009 г. выявлено 159 366 дефектов, устра-
нено 30 396 (19,1 %), в 2010 г. выявлено 120 559 дефектов, устранено 41 733 (34,6 %),
в 2011 г. выявлено 100 393 дефекта, устранено 52 329, что составляет 52,1 % от вы-
явленных дефектов. Вместе с тем количество опасных дефектов, требующих неза-
181
медлительного ремонта, с 2009 по 2012 г. возросло почти в 2 раза (с 956 до 1771), что
свидетельствует о прогрессирующем старении трубы и возможности оставшихся
неустраненных дефектов в любой момент привести к развитию очагов разрушения
трубопроводов и возникновению аварий на эксплуатируемых трубопроводах, ана-
логичных уже происшедшим.
Аналогичные аварии произошли в 2012 г. на объектах ООО «Газпром трансгаз Мо-
сква» на магистральном газопроводе «Якшуновская СПХГ—КС Белоусово» диаме-
тром 720 мм, построенном в 1985 г., и магистральном газопроводе «Средняя Азия—
Центр-3», построенном в 1971 г.
60 % магистральных газопроводов диаметром 800 мм и менее, эксплуатируемых
ООО «Газпром трансгаз Москва» более 33 лет, не могут быть подвергнуты внутри-
трубной диагностике по причине наличия неравнопроходных труб и запорной ар-
матуры, несоответствия радиусов углов поворота труб, наличия подкладных колец
используемых ранее при сварке труб, отсутствия камер пуска и приема приборов
внутритрубной диагностики.
Учитывая, что значительная часть газопроводов находится в эксплуатации бо-
лее 30 лет, невыполнение требований по проведению обследований современными
средствами диагностики существенно снижает уровень безопасной эксплуатации
опасных производственных объектов магистрального трубопроводного транспор-
та, что подтверждается увеличением числа аварий.
ОАО «АК «Транснефть» и ОАО «Газпром» проводят работы по реконструкции и
техническому перевооружению объектов.
ОАО «Газпром» реализует комплексную программу реконструкции и техниче-
ского перевооружения объектов транспорта газа в 2011-2015 гг., которая должна
обеспечить:
снижение энергоемкости и повышение энергоэффективности за счет примене-
ния современного газокомпрессорного оборудования;
сокращение эмиссии оксидов азота и углерода за счет модернизации камер сго-
рания эксплуатируемых агрегатов и использования малоэмиссионных газотурбин-
ных установок для переоснащения компрессорных цехов;
уменьшение технологических потерь газа при транспортировании за счет стро-
ительства, реконструкции и технического перевооружения узлов измерений в со-
ставе объектов транспорта.
Основными задачами реконструкции объектов транспортирования и подземно-
го хранения газа являются:
ликвидация «узких» мест в газотранспортной системе с учетом существующей
и перспективной загрузки газопроводов;
поддержание необходимого уровня технически возможной производительности
газотранспортной системы путем проведения комплексной реконструкции основ-
ного и вспомогательного оборудования компрессорных станций и линейной части
газопроводов;
дальнейшее повышение надежности газоснабжения потребителей путем рекон-
струкции газопроводов-отводов и газораспределительных станций;
обеспечение энергоэффективных (энергосберегающих) режимов эксплуатации
объектов газотранспортной системы, в том числе за счет применения газоперека-
чивающих агрегатов с более высоким КПД;
дальнейшее наращивание потенциала подземных хранилищ газа.
182
ОАО «АК «Транснефть» реализует программу стратегического развития компа-
нии до 2020 г., которая должна обеспечить:
увеличение мощности системы магистральных нефтепроводов для обеспечения
транспортирования нефти в 2020 г. в соответствии с планируемыми объемами до-
бычи нефти на эксплуатируемых месторождениях и объемами с новых месторожде-
ний, которые разрабатываются нефтяными компаниями;
повышение энергоэффективности за счет реализации мероприятий по экономии
энергетических ресурсов;
стабилизацию тарифа на перекачку нефти не более уровня инфляции;
инновационное развитие производственной деятельности;
надежность эксплуатируемой системы магистральных нефтепроводов и нефте-
продуктопроводов на основе результатов диагностики, реконструкции и модерни-
зации основных фондов.
В целях приведения технического состояния объектов магистрального трубопро-
водного транспорта в полное соответствие с требованиями нормативных докумен-
тов ОАО «АК «Транснефть» реализует:
Комплексную программу диагностики, технического перевооружения, рекон-
струкции и капитального ремонта на период до 2017 г.;
Программу инновационного развития на период до 2017 года;
Программу энергосбережения и повышения энергетической эффективности на
период до 2015 г.
Так, в 2011 г. были выполнены работы по:
диагностике — 39 тыс. км трубопроводов;
техническому перевооружению — 1,34 тыс. объектов;
замене — 0,8 тыс. км линейной части трубопроводов.
В 2012 г. были выполнены работы по:
диагностике — 39,3 тыс. км трубопроводов;
техническому перевооружению — 1,44 тыс. объектов;
замене — 1 тыс. км линейной части трубопроводов.
2.2.12. Металлургические и коксохимические производства и объекты
Металлургия является базовой отраслью промышленности. На сегодняшний день
Российская Федерация занимает ведущие места в мировом производстве никеля,
алюминия, чугуна и стали.
В соответствии с Правилами подготовки нормативных правовых актов федераль-
ных органов исполнительной власти, утвержденными постановлением Правитель-
ства Российской Федерации от 13.08.1997 № 1009, Управлением горного надзора
центрального аппарата Ростехнадзора подготовлены и утверждены приказом Рос-
технадзора от 18.01.2012 № 44 Федеральные нормы и правила в области промыш-
ленной безопасности «Положение о применении нарядов-допусков при выполне-
нии работ повышенной опасности на опасных производственных объектах горно-
металлургической промышленности», которое зарегистрировано в Минюсте России
06.03.2012, регистрационный № 23411.
По итогам работы за 2012 г.: в черной металлургии производство чугуна соста-
вило 50,5 млн т (105,2 % к объемам 2011 г.), стали — 70,4 млн т (103,3 % к объемам
2011 г.), проката черных металлов 61,8 млн т (104 % к объемам 2011 г.), стальных труб
9,7 млн т (96,7 % к объемам 2011 г.).
183
В цветной металлургии производство первичного алюминия составило 98,6 % к про-
изводству в 2011 г., производство меди рафинированной — 94,7 % и никеля — 96,3 %.
В Государственном реестре опасных производственных объектов на 01.01.2013 заре-
гистрировано 1530 поднадзорных металлургических и коксохимических организаций и
1888 опасных производственных объектов (ОПО). Среди них — крупнейшие вертикаль-
но интегрированные компании: ОАО «Мечел»; ОАО «Северсталь»; ООО «ЕвразХолдинг»
(ОАО «ЕВРАЗ Нижнетагильский металлургический комбинат» и ОАО «Евраз Объединен-
ный Западно-Сибирский металлургический комбинат»); ОАО «ОК РУСАЛ»; ООО УК
«Металлоинвест»; ОАО «Новолипецкий металлургический комбинат»; ОАО «Магнито-
горский металлургический комбинат»; ОАО «ГМК «Норильский никель»; ОАО «Кра-
сноярский алюминиевый завод»; ЗАО «Русская медная компания»; ОАО «Объединенная
металлургическая компания»; ОАО «Корпорация ВСМПО-АВИСМА»; ОАО «Трубная
металлургическая компания» и др. В этих организациях находится более 65 производств,
таких, как производство чугуна, стали, кокса, ферросплавов, проката, труб, цветных и
благородных металлов, твердых сплавов, порошков и т.д.
В 2012 г. на металлургических и коксохимических предприятиях продолжались
работы по модернизации и реконструкции оборудования, внедрению современных
технологий. За реализацией программ реконструкции и модернизации металлур-
гических производств, предусмотренных «Стратегией развития металлургической
промышленности Российской Федерации на период до 2020 года» и Планом меро-
приятий по развитию металлургической промышленности России на 2011-2013 гг.
органами Ростехнадзора установлен контроль.
Так, в ОАО «ОЭМК» в 2012 г. завершается строительство новой системы газо-
очистки в ЭСПЦ (электросталеплавильный цех). По состоянию на 15.12.2012 к
новой системе газоочистки в тестовом режиме подсоединена линия сброса газов
от одной из дуговых печей. Планомерно реализуется программа выплавки стали в
2012 г. — 3,3 млн т и увеличение до 3,6 млн т в 2013-2014 гг.
В ОАО «НЛМК» завершено строительство современной доменной печи № 7 про-
изводительностью 3,4 млн т.
Инженерно-технологическим центром «Объединенной компании РУСАЛ» реа-
лизовывается программа по усовершенствованию электролизеров с верхним токо-
подводом С-8Б (Э) с целью улучшения технологических и экологических параме-
тров, в том числе направленная на снижение инцидентов при эксплуатации элек-
тролизеров. Разработана более эффективная система газоотсоса, дожига отходящих
газов на электролизерах типов С-8БМ(Э).
В ООО «Медногорский медно-серный комбинат» (г. Медногорск) завершены работы
по реконструкции цеха по производству серной кислоты. В результате этого увеличилось
производство серной кислоты, улучшились условия труда работников сернокислотно-
го производства, уменьшилось количество выбросов неочищенных газов в атмосферу.
В рамках проведения модернизации основного оборудования и с целью расши-
рения спектра выпускаемых сплавов на основе алюминия Филиал «Надвоицкий
алюминиевый завод» провел модернизацию 3-го литейного комплекса в литейном
отделении с доработкой системы автоматики и технологической оснастки. В отде-
лении произведена замена литейного 10-тонного миксера с конвейером и чушко-
укладчиком на 30-тонный миксер с 2 конвейерами и чушкоукладчиками. Проводят-
ся работы по оснащению 2-й серии электролиза «сухой» газоочисткой.
В ОАО «ММК» введен в эксплуатацию листопрокатный цех № 11 (стан 2000).
184
ОАО «ЧМК» продолжает строительство рельсобалочного цеха и ЭСПЦ-6. Про-
водится реконструкция МНЛЗ, установки агрегата печь-ковш и вакууматора. В ки-
слородно-конвертерном цехе продолжается строительство МНЛЗ-5.
ОАО «ЧЭМК» продолжает работы по строительству и реконструкции газоочи-
сток цехов № 2, 8 и плавильного цеха № 9.
ОАО «ЗМЗ» ведет проектирование нового электросталеплавильного цеха № 4.
Аварийность и травматизм
В 2012 г. на поднадзорных металлургических и коксохимических предприяти-
ях и производствах произошло 15 несчастных случаев со смертельным исходом (в
2011 г. — 20), в т.ч. 1 групповой несчастный случай, при котором пострадало 24 че-
ловека, из них 3 со смертельным исходом. Имели место 3 аварии (в 2011 г. — 5), одна
со смертельным исходом, ущерб от которых составил 51 016 тыс. руб.
Таблица 65
Общее число аварий на объектах металлургии и распределение их по видам
Виды аварий
Число аварий
2011 г.
2012 г.
+/-
Разрушение зданий и сооружений
0
3
+3
Разрушение технических устройств
5
0
-5
Всего:
5
3
-2
В 2012 г. произошло три аварии, связанные с разрушением производственных зданий
и сооружений (в ООО «Вологодский литейно-механический центр», в ОАО «Медно-
горский медно-серный комбинат» и ЗАО «Череповецкий завод металлоконструкций»).
Показатели аварийности и травматизма со смертельным исходом за период с 2007
по 2012 г. приведены на рис. 22, из которого следует, что в 2012 г. на металлургиче-
ских и коксохимических предприятиях и производствах произошло снижение уровня
смертельного травматизма, аварийности и количества групповых несчастных случаев.
Основными травмирующими факторами явились: воздействие вращающихся и
движущихся частей оборудования (46,0 %); выбросы расплавов и раскаленных газов
из металлургических агрегатов (7,7 %); падение пострадавших и предметов с высоты
(7,7 %); выбросы технологических газов (7,7 %); взрывы в технологических устрой-
ствах (7,7 %); обрушение конструкций, оборудования, материалов (23,2 %).
Таблица 66
Общее число несчастных случаев со смертельным исходом на металлургических
и коксохимических объектах и распределение их по травмирующим факторам
Травмирующие факторы
Количество смертельно
травмированных, чел.
2011 г.
2012 г.
+/-
Движущиеся и вращающиеся механизмы
8
6
-2
Выброс расплавленного металла и шлака и взрыв газа
7
1
-6
Падение пострадавших и предметов с высоты
3
1
-2
Воздействие газов
2
3
+1
Взрывы порошков, пыли, газов и т.п.
0
1
+1
Обрушение конструкций, оборудования, материалов
0
3
+3
Всего:
20
15
-5
185
Рис. 22. Динамика аварийности и травматизма на металлургических и коксохимических
предприятиях и производствах за 2006-2012 гг.
Таблица 67
Аварии и несчастные случаи со смертельным исходом, происшедшие на поднадзорных
предприятиях в территориальных органах Ростехнадзора
Территориальный орган
Число аварий
Травмировано
Ростехнадзора
смертельно, чел.
2011 г.
2012 г.
+/-
2011 г.
2012 г.
+/-
МТУ Ротехнадзора
1
0
-1
0
1
+1
(г. Москва, Чукотский АО, г. Норильск)
Верхне-Донское управление
5
1
-4
(Воронежская область, Липецкая область,
Тамбовская область, Курская область,
Белгородская область)
Северо-Западное управление
1
0
-1
(г. Санкт-Петербург, Ленинградская область,
Калининградская область, Псковская область,
Новгородская область)
Северное управление
1
2
+1
0
1
+1
(Вологодская область, Архангельская область)
Нижне-Волжское управление
1
0
-1
(Волгоградская область, Астраханская область,
Республика Калмыкия)
Западно-Уральское управление
0
3
+3
(Пермский край, Удмуртская Республика,
Кировская область)
186
Территориальный орган
Число аварий
Травмировано
Ростехнадзора
смертельно, чел.
2011 г.
2012 г.
+/-
2011 г.
2012 г.
+/-
Приуральское управление
1
1
2
2
(Республика Башкортостан, Оренбургская
область)
Волжско-Окское управление
2
1
-1
(Нижегородская область, Республика Мор-
довия)
Северо-Уральское управление
(Тюменская область, Ханты-Мансийский АО,
Ямало-Ненецкий АО)
Уральское управление
3
0
-3
4
3
-1
(Свердловская область, Челябинская область,
Курганская область)
Южно-Сибирское управление
1
2
+1
(Кемеровская область, Алтайский край)
Западно-Сибирское управление
(Новосибирская область, Омская область,
0
1
+1
Томская область)
Прибайкальское управление
3
0
-3
(Иркутская область)
Итого по Ростехнадзору:
5
3
-2
20
15
-5
Таблица 68
Аварии и несчастные случаи со смертельным исходом в субъектах
Российской Федерации
Субъект Российской Федерации
Число аварий
Травмировано
смертельно, чел.
2011 г.
2012 г.
+/-
2011 г.
2012 г.
+/-
Центральный федеральный округ
1
0
-1
5
1
-4
(г. Москва)
Липецкая область
5
1
-4
Москва
1
0
-1
Северо-Западный федеральный округ
(г. Санкт-Петербург)
0
2
+2
1
1
Вологодская область
0
2
+2
0
1
+1
г. Санкт-Петербург
1
0
-1
Южный федеральный округ
1
0
-1
(г. Ростов-на Дону)
Волгоградская область
1
0
-1
Северо-Кавказский федеральный округ
0
1
+1
(г. Пятигорск)
Республика Северная Осетия — Алания
0
1
+1
Приволжский федеральный округ
1
1
4
6
+2
Нижегородская область
2
1
-1
Оренбургская область
1
1
2
2
187
Субъект Российской Федерации
Число аварий
Травмировано
смертельно, чел.
2011 г.
2012 г.
+/-
2011 г.
2012 г.
+/-
Пермская область
0
3
+3
Уральский федеральный округ
3
0
-3
4
3
-1
(г. Екатеринбург)
Свердловская область
1
0
-1
3
2
-1
Челябинская область
2
0
-2
1
1
Сибирский федеральный округ
5
3
-2
(г. Новосибирск)
Алтайский край
1
1
Иркутская область
3
0
-3
Кемеровская область
1
1
Новосибирская область
0
1
+1
Итого:
5
3
-2
20
15
-5
Как видно из табл. 65-66, рост травматизма отмечен в Приволжском (+ 2) и Се-
веро-Кавказском (+ 1) федеральных округах.
Наибольшее количество аварий и несчастных случаев со смертельным исходом
имели место на металлургических предприятиях, поднадзорных Волжско-Окскому
(3), Приуральскому (2), Уральскому (3), Северному (1) управлениям Ростехнадзора.
Анализ происшедших аварий показал, что их основными причинами явились:
неудовлетворительное техническое состояние оборудования (70 %);
низкая эффективность производственного контроля за опасным производствен-
ным объектом (30 %).
В результате двух аварий, связанных с разрушением сооружений металлургиче-
ских агрегатов, пострадал один человек, получив смертельную травму.
Анализ причин несчастных случаев показал, что основными причинами явились:
неудовлетворительная организация производства работ (24 %); нарушение трудо-
вой, производственной дисциплины и правил внутреннего трудового распорядка
(14,5 %); низкий уровень производственного контроля промышленной безопасно-
сти (14,5 %); конструктивные недостатки технических устройств (11 %); нарушение
технологии ведения металлургических процессов (11 %); неудовлетворительное тех-
ническое состояние ограждений (8,5 %); неудовлетворительная подготовка работ-
ников (8,5 %); неудовлетворительная организация ремонтных работ (8 %).
14.11.2012 в «АВИСМА», филиал ОАО «Корпорация ВСМПО-АВИСМА», про-
изошел групповой несчастный случай на основном производственном участке № 1
химико-металлургического цеха № 32, в результате которого пострадали 24 челове-
ка, из них 3 человека погибли, 21 человек получили легкую степень тяжести повреж-
дения здоровья.
На хлорирующей установке № 4 в результате зарастания газопроводов силика-
тами кремния произошло повышение давления в системе конденсации. Работники
смены приступили к технологической операции по чистке газопровода, находяще-
гося под давлением, через открытый лючок. В результате газовыделения из откры-
того лючка получили острое отравление продуктами горения 24 работника, трое из
них со смертельным исходом.
Причины, вызвавшие групповой несчастный случай:
188
1. Нарушение порядка чистки газоходов и аппаратов системы конденсации: со-
гласно п. 2.2.28.2 «Рабочей инструкции для печевого по переработке титансодержа-
щих и редкоземельных материалов» (шифр РИ 32-002-2012): чистка газоходов и ап-
паратов системы конденсации должна производиться от производственного газохода
со стороны вакуумметрического давления, а фактически чистка газоходов системы
конденсации началась с лючка для ревизии на отметке +12,5 газохода от санскру-
бера до вентилятора высокого давления ВВД-8, то есть в обратном направлении.
2. Неудовлетворительная организация производства работ:
в инструкции РИ 32-002-2012 не регламентирован порядок работы с поворот-
ными заслонками системы конденсации хлорирующей установки;
отсутствие средств индивидуальной защиты органов дыхания (СИЗОД) от оксида
углерода (СО) вследствие того, что в плане ликвидации аварийной ситуации (ПЛАС)
риски возникновения СО в воздухе рабочей зоны не предусмотрены;
не осуществлен контроль процесса чистки газоходов и аппаратов системы кон-
денсации хлорирующей установки № 4.
3. Недостаточный уровень трудовой и производственной дисциплины работни-
ков цеха № 32.
4. Недостаточный уровень организации и осуществления производственного
контроля за соблюдением требований промышленной безопасности и технологи-
ческой дисциплины в химико-металлургическом цехе.
01.03.2012 в ОАО «Медногорский медно-серный комбинат» в медеплавильном
цехе при конвертировании медного штейна на конвертере № 5313 произошло об-
рушение пылевых бункеров и отрыв коллектора, расположенного в нижней части
стационарного напыльника. Смертельно пострадал бригадир. Общий ущерб от ава-
рии составил 51 016 тыс. руб.
Причинами аварии явились:
разрушение болтовых соединений бункеров к верхней части напыльника испа-
рительного охлаждения конвертора № 3 из-за превышения допустимой расчетной
величины накопления пыли в бункерах в 4,3 раза и вследствие этого обрушение пы-
левых бункеров № 1 и 2 на нулевую отметку;
проект на пылевые бункера не предусматривал способ контроля уровня матери-
ала в бункерах и приспособления для устранения зависания материала;
неудовлетворительная организация производства работ по удалению пыли из
пылевых бункеров.
Расследование аварий, несчастных случаев со смертельным исходом и групповых
несчастных случаев осуществлялось в соответствии с требованиями нормативных и
правовых актов. В течение 2012 г. несвоевременного и некачественного проведения
специальных расследований аварий и несчастных случаев не зафиксировано. Меро-
приятия по устранению причин происшедших аварий и несчастных случаев находи-
лись под контролем территориальных органов и выполнялись в установленные сроки.
Технические устройства, здания и сооружения опасных производственных объек-
тов подконтрольных предприятий, эксплуатирующих литейные производства в ма-
шиностроительной, авиационной и других неметаллургических отраслях промыш-
ленности имеют высокий уровень морального и физического износа. В реконструк-
ции и техническом перевооружении нуждаются многие предприятия, но работы по
совершенствованию и обновлению оборудования ведутся медленно, хотя на некото-
рых предприятиях составлены бизнес-планы на техническое перевооружение. Из-за
недостаточного финансирования планы предприятий постоянно пересматриваются.
189
Опасные производственные объекты зарегистрированы в государственном ре-
естре. Регистрация проводится согласно Требованиям к ведению государственно-
го реестра опасных производственных объектов в части присвоения наименования
опасным производственным объектам для целей регистрации в государственном
реестре, утвержденным приказом Ростехнадзора 07.04.2011 № 168, и Администра-
тивному регламенту Федеральной службы по экологическому, технологическому и
атомному надзору по исполнению государственной функции по регистрации ОПО
и ведению государственного реестра ОПО.
На большинстве крупных металлургических предприятий службы производст-
венного контроля укомплектованы подготовленными, квалифицированными ра-
ботниками, имеющими опыт работы в цехах и производствах.
Система управления промышленной безопасностью на поднадзорных предприя-
тиях разрабатывается и вводится поэтапно. Результаты работы организаций по про-
изводственному контролю анализируются.
Анализ состояния промышленной безопасности и результаты проверок показы-
вают, что на ряде предприятий производственный контроль во многом формализо-
ван, уровень проводимых проверок невысокий, анализ факторов безопасности про-
водится несистематически.
Наиболее распространенными нарушениями требований промышленной без-
опасности, выявленными при проведении проверок, являются:
неосуществление на должном уровне производственного контроля за безопасной
эксплуатацией ОПО согласно разработанным и согласованным положениям о про-
изводственном контроле на ОПО;
нарушение сроков проведения очередных проверок знаний у специалистов и ра-
бочих, занимающихся эксплуатацией ОПО (ОАО «Мособлпроммонтаж»);
недостаточная укомплектованность предприятий нормативными техническими
документами в области промышленной безопасности.
Серьезной проблемой остается неполное применение должностными лицами
производственного контроля, прав, предоставленных положением о производст-
венном контроле для реализации целей промышленной безопасности.
При проведении плановых выездных проверок сотрудниками территориальных
управлений Ростехнадзора проводилась проверка работы служб производственного
контроля. Нарушения в области производственного контроля отмечаются в пред-
писаниях по результатам оперативных и комплексных обследований.
Система контроля имеет ступенчатый характер, включает сменный уровень, це-
ховой и заводской. Кроме того, комиссиями, специалистами организаций прово-
дятся целевые и комплексные проверки объектов.
Согласно требованиям ст. 13 Федерального закона № 116-ФЗ «О промышленной
безопасности опасных производственных объектов» на поднадзорных предприяти-
ях разработаны графики проведения экспертиз промышленной безопасности тех-
нических устройств, зданий и сооружений, которые выработали нормативные сро-
ки эксплуатации. При положительном заключении экспертизы промышленной без-
опасности проводятся процедуры по продлению срока эксплуатации технических
устройств, зданий и сооружений. При проведении проверок поднадзорных органи-
заций инспекторским составом осуществляется контроль за выполнением меро-
приятий, разработанных по результатам экспертиз промышленной безопасности.
В ходе рассмотрения заключений экспертиз наблюдается тенденция повышения
качества представляемой на утверждение экспертной документации, обусловлен-
190
ная более объективным подходом в определении реального состояния технических
устройств, зданий и сооружений. По итогам проведенных экспертиз были разрабо-
таны и согласованы условия по приведению ОПО в соответствие с требованиями
промышленной безопасности.
Центральным аппаратом Ростехнадзора выдано 211 разрешений на применение в
металлургической и коксохимической промышленности новых образцов технических
устройств (65 % зарубежного производства), утверждено 220 экспертиз промышлен-
ной безопасности на технические устройства, здания и сооружения, декларации про-
мышленной безопасности и иную документацию. По объективным причинам было
отказано в утверждении 1 экспертизы промышленной безопасности, выдаче 42 раз-
решений на применение технических устройств. Утверждено 8 заключений экспер-
тизы на декларации промышленной безопасности металлургических предприятий.
Основные нарушения требований к оформлению заключений экспертиз:
проведение экспертизы промышленной безопасности без использования необ-
ходимых нормативных, методических и других документов;
отсутствие неразрушающего контроля при обследовании металлоконструкций и
технических устройств.
В соответствии со ст. 15 Федерального закона № 116-ФЗ «О промышленной безопас-
ности опасных производственных объектов» практически все поднадзорные предприя-
тия, имеющие в эксплуатации опасные производственные объекты, провели идентифи-
кацию опасных производственных объектов с определением минимальной страховой
суммы страхования ответственности за причинение вреда жизни, здоровью или иму-
ществу других лиц и окружающей природной среде в случае аварии на опасном произ-
водственном объекте. Заключение договоров по страхованию ответственности и сро-
ки их пересмотра находятся под контролем территориальных органов Ростехнадзора.
Поднадзорные организации своевременно осуществляют страхование ответст-
венности за причинение вреда при эксплуатации опасных производственных объ-
ектов. Однако на ООО «Станколит» и ОАО «Точприбор» не были заключены дого-
воры страхования после окончания действия предыдущего договора.
В соответствии с приказом Ростехнадзора от 31.03.2008 № 186 «Об утверждении
и введении в действия Общих требований по обеспечению антитеррористической
защищенности опасных производственных объектов» инспекторским составом в те-
чение года проводились проверки защищенности от возможных террористических
актов. Особое внимание уделялось контролю за радиационной и взрывобезопасно-
стью металлолома при загрузке его в плавильные печи. Результаты проверок отра-
жены в предписаниях с указанием выявленных нарушений норм и правил безопа-
сности со сроками устранения нарушений.
Характерные нарушения, выявленные при обследованиях, являются: неполное
ограждение территории, недостаточная освещенность в вечернее и ночное время,
недокомплект огнетушителей.
Инцидентов, связанных с попытками совершения террористических актов на
поднадзорных предприятиях, не зарегистрировано.
На предприятиях (в диспетчерских, дежурных службах и т.д.) имеются в наличии
соответствующие инструкции, разработанные органами ФСБ и МВД, о порядке дей-
ствий при возможной террористической угрозе. Проведенные проверки показали,
что на поднадзорных предприятиях разработаны соответствующие мероприятия и
инструкции, разрабатываются паспорта антитеррористической защищенности, со-
191
гласованные с администраций городских округов, с территориальным управлениями
МЧС и ФСБ. Заключены договоры на охрану территорий со специализированными
охранными организациями. Контроль за территорией и сотрудниками осуществля-
ется с помощью систем видеонаблюдения, созданы и действуют оперативные шта-
бы по организации работы по противодействию терроризму.
В соответствии с годовыми планами работы территориальными органами Рос-
технадзора в течение 2012 г. осуществлялся контроль за готовностью металлурги-
ческих и коксохимических предприятий к ликвидации (локализации) возможных
аварий. При проведении обследований предприятий инспекторским составом Рос-
технадзора проверялись правильность составления планов ликвидации (локализа-
ции) аварий (ПЛА), выполнение графиков проведения тренировочных занятий по
ПЛА, правильность действий обслуживающего персонала при проведении трени-
ровочных занятий по ПЛА.
Как показали проверки, практически на всех поднадзорных предприятиях име-
ются составленные с учетом специфики технологических процессов и состава тех-
нических устройств, утвержденные в установленном порядке ПЛА.
При обследовании поднадзорных предприятий инспекторами регулярно про-
веряются знания и выполнение мероприятий, предусмотренных для обеспечения
безопасности объектов, наличие и полнота оснащения, взаимодействие служб. В
ходе проверок предприятий были выявлены нарушения по соблюдению графиков
учебно-тренировочных занятий в ООО «Меткомплекс», ЗАО «АлСиб-Профстро»,
ОАО «НПЦ «Полюс».
По всем выявленным нарушениям территориальными органами Ростехнадзора
были выданы соответствующие предписания на их устранение.
На металлургических и коксохимических предприятиях и производствах профи-
лактическая работа по предупреждению и ликвидации аварий в газовом хозяйстве
осуществляется газоспасательными службами (ГСС), добровольными газоспасатель-
ными дружинами (ДГСД), профессиональными аварийно-спасательными служба-
ми (формированиями).
В настоящее время металлургические и коксохимические предприятия, эксплу-
атирующие опасные производственные объекты, практически все имеют собствен-
ные газоспасательные службы (ГСС) и добровольные газоспасательные дружины
(ДГСД). Объекты газового хозяйства предприятия с малой численностью персона-
ла обслуживаются (на договорных условиях) профессиональными аварийно-спаса-
тельными службами (формированиями).
Основными проблемными вопросами газоспасательных служб являются: непол-
ная укомплектованность штатов, низкая заработная плата, отвлечение оперативного
состава на выполнение работ, не предусмотренных должностными инструкциями.
Территориальными органами Ростехнадзора на поднадзорных металлургических
и коксохимических предприятиях и объектах в 2012 г. проведено 2611 обследований
(в 2011 г. — 3299), выявлены и предписаны к устранению 13 341 нарушение требо-
ваний правил и норм промышленной безопасности (в 2011 г. — 14 934), из-за гру-
бых нарушений правил эксплуатации приостановлено 91 производство, в том числе
объекты (в 2011 г. — 37), привлечено к административной ответственности 1500 дол-
жностных и юридических лиц (в 2011 г. — 1015), в том числе по ст. 9.1. п.1 Кодекса
РФ об административных правонарушениях наложено административных штрафов
на сумму 75 620 тыс. руб. (в 2011 г. — 46 501).
192
В 2012 г. в среднем на 21 % уменьшилось количество проведенных обследований
и на 10 % уменьшилось предписанных к устранению нарушений требований безопа-
сности, при этом на 245 % увеличилось количество административного приостанов-
ления деятельности на металлургических и коксохимических предприятиях и про-
изводствах, также в 1,62 раза возросла сумма взысканных штрафов.
В 2012 г. в соответствии с поручениями Правительства Российской Федерации
проведены внеплановые проверки металлургических предприятий:
ОАО «ЕВРАЗ Нижнетагильский металлургический комбинат». В ходе проведен-
ной проверки выявлено 194 нарушения обязательных требований промышленной
безопасности, составлено 27 протоколов об административных правонарушениях
(1 — на юридическое лицо, 26 — на должностных лиц). Общая сумма наложенных
штрафов составила 680 тыс. руб., в том числе на юридическое лицо — 200 тыс. руб.;
ОАО «ЕВРАЗ Объединенный Западно-Сибирский металлургический комбинат»
(ОАО «ЕВРАЗ ЗСМК»). В ходе проведенной проверки выявлены 202 нарушения обя-
зательных требований промышленной безопасности, составлены 38 протоколов об
административных правонарушениях (1 — на юридическое лицо, 37 — на должност-
ных лиц). Общая сумма наложенных штрафов составила 940 тыс. руб., в том числе
на юридическое лицо — 200 тыс. руб., на должностных лиц — 740 тыс. руб. По ре-
шению суда приостановлена эксплуатация трех технических устройств;
ОАО «Магнитогорский металлургический комбинат» (ОАО «ММК»).
В ходе проведенной проверки выявлено 281 нарушение обязательных требова-
ний промышленной безопасности, составлено 27 протоколов об административных
правонарушениях (1 — на юридическое лицо, 26 — на должностных лиц). Общая
сумма наложенных штрафов составила 700 тыс. руб., в том числе на юридическое
лицо — 200 тыс. руб. По решению суда приостановлена эксплуатация двух техни-
ческих устройств;
ОАО «Челябинский металлургический комбинат» (ОАО «ЧМК»). В ходе прове-
денной проверки выявлено 118 нарушений обязательных требований промышлен-
ной безопасности. Составлено 27 протоколов об административных правонаруше-
ниях (3 — на юридических лиц и 24 — на должностных лиц). Сумма наложенных
штрафов составила 627 тыс. руб.
ОАО «Новолипецкий металлургический комбинат». В ходе проверки выявле-
но 175 нарушений требований промышленной безопасности, составлено 32 прото-
кола об административных правонарушениях (1 — на юридическое лицо, 31 — на
должностных лиц). Составлены 2 протокола о временном запрете деятельности по
эксплуатации оборудования. Сумма наложенных штрафов составила 728 тыс. руб.
(528 тыс. руб. на должностных лиц и 200 тыс. руб. на юридическое лицо).
По состоянию на 01.01.2013 из 970 нарушений, выявленных в ходе проведенных
проверок вышеуказанных организаций, устранены в установленные сроки 725 на-
рушений, остальные находятся на стадии устранения.
Надзор за соблюдением требований промышленной безопасности в 1530 поднад-
зорных металлургических и коксохимических организациях и на 1888 опасных про-
изводственных объектах обеспечивают 98 инспекторов-металлургов территориаль-
ных органов. Стаж работы инспекторов составляет от 6 месяцев до 28 лет. В основ-
ном инспекторы-металлурги осуществляют надзор за металлургическими объектами.
В Уральском управлении надзор за металлургическими производствами кроме ин-
спекторов-металлургов осуществляют инспекторы газового и химического надзо-

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     10      11      12      13     ..