ОТЧЕТ О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ, ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМУ И АТОМНОМУ НАДЗОРУ (2017 год) - часть 18

 

  Главная      Учебники - Разные     РОСТЕХНАДЗОР. ОТЧЕТ О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ, ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМУ И АТОМНОМУ НАДЗОРУ (2017 год)

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     16      17      18      19     ..

 

 

ОТЧЕТ О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ, ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМУ И АТОМНОМУ НАДЗОРУ (2017 год) - часть 18

 

 

273
Рис. 54. Падение подъемника с человеком в люльке на строительной площадке жилого дома
Причины аварии:
зацепление элемента подъемника за элемент строящегося здания во время подъ-
ема люльки и произошедшая вследствие этого перегрузка;
нарушение требований инструкции по эксплуатации и монтажу подъемного со-
оружения;
отсутствие производственного контроля за соблюдением требований промыш-
ленной безопасности и требований охраны труда.
Не были назначены лица, ответственные за соблюдение требований промыш-
ленной безопасности.
29 мая 2017 года в г. Люберцы Московской области на площадке строительства в
результате ураганного ветра произошло падение башенного крана. Кран работы не
производил. Падение произошло по причине разрушения проушин крепления ниж-
ней секции башни крана к поворотной платформе (рис. 55).
Рис. 55. Падение башенного крана на площадке строительства в результате ураганного ветра
Причины аварии:
разрушение проушины поворотной платформы для крепления поясов нижней
секции башни вследствие ветровой нагрузки на кран, превысившей расчетное зна-
чение для данного ветрового района;
крановщик по окончании работ не выполнил растормаживание механизма по-
ворота крана;
274
наличие в зоне стыков поясов нижней секции башни сквозных трещин в средней
части сварного шва из-за несоблюдения технологии при проведении сварочных ра-
бот заводом-изготовителем при изготовлении крана;
не обеспечен контроль соблюдения работниками должностных и производствен-
ных инструкций, а также требований промышленной безопасности.
7 июля 2017 года в Свердловской об-
ласти на территории карьера при пе-
рестановке краном установки алмаз-
но-канатного пиления в кузове авто-
самосвала перемещаемым грузом был
придавлен рабочий (рис. 56).
Причины несчастного случая:
нахождение работника в кузове са-
мосвала при незавершенной операции
погрузки;
неудовлетворительная организация
производственного контроля при экс-
плуатации подъемного соружения;
производство погрузо-разгрузочных
Рис. 56. Придавливание рабочего при
работ в отсутствие специалиста, ответ-
перестановке краном установки алмазно-
ственного за осуществление производ-
канатного пиления в кузове автосамосвала
ственного контроля;
на территории карьера
эксплуатация подъемного сооруже-
ния с истекшим сроком службы без проведения экспертизы промышленной без-
опасности.
5 сентября 2017 года в г. Химки Мо-
сковской области на площадке строи-
тельства при монтаже башенного крана
в момент операции наращивания сек-
ций башни произошло обрушение ме-
таллоконструкций, верхней поворот-
ной части башенного крана. Пострада-
ли 5 человек, из них 3 погибли.
Причины аварии:
расцепление зубов подвески для сто-
ек с лапами 6-й секции башни;
конструктивная недоработка завода-
изготовителя: отсутствие предохрани-
тельного устройства, не допускающего
в случае ошибочного действия обслужи-
вающего персонала самопроизвольно-
Рис. 57. Обрушение металлоконструкций,
го расцепления зубов с лапами, или от-
верхней поворотной части башенного крана
сутствие в руководстве по монтажу ука-
в момент операции наращивания секций
зания на возможность такой ситуации
башни крана на площадке строительства
(перечень возможных ошибочных дей-
ствий персонала, приводящих к аварии
или инциденту);
275
ошибочные действия монтажников;
эксплуатирующая организация не разработала техническую документацию (ППР
и ТК), регламентирующую порядок проведения монтажа подъемного сооружения;
не осуществлялся надлежащим образом производственный контроль;
нарушение требований должностных, производственных инструкций и руковод-
ства по монтажу подъемного сооружения.
В ходе проведения технических расследований аварий и несчастных случаев по-
мимо организационных причин выявляются также несоблюдения требований зако-
нодательства в области технического регулирования. В подобных случаях Ростех-
надзором проводится дополнительная информационно-методическая работа, в ходе
которой об указанных недостатках в проектировании, изготовлении и сертифика-
ции кранов информируются территориальные управления Ростехнадзора, органи-
зации, эксплуатирующие поднадзорные опасные производственные объекты, на ко-
торых используются указанные подъемные сооружения, и экспертные организации.
Факты, выявленные в ходе технических расследований причин аварий и несчаст-
ных случаев, также учитываются территориальными органами Ростехнадзора при
осуществлении контрольно-надзорных мероприятий и соответствующая информа-
ция доводится до заводов-изготовителей и эксплуатирующих организаций.
Центральным аппаратом Ростехнадзора осуществляется контроль качества всех
проведенных территориальными управлениями расследований аварий и несчаст-
ных случаев.
В соответствии с приказом Ростехнадзора от 29 января 2007 года № 37 «О поряд-
ке подготовки и аттестации работников организаций, поднадзорных Федеральной
службе по экологическому, технологическому и атомному надзору» руководители
и (или) лица, на которых возложена ответственность за безопасное ведение работ
на объекте, на котором произошли авария или несчастный случай со смертельным
исходом, проходят внеочередную аттестацию в центральной или территориальных
комиссиях Ростехнадзора.
Ростехнадзором проводятся внеплановые проверки организаций, эксплуатиру-
ющих башенные краны. Это позволит определить уровень безопасности на опас-
ных производственных объектов, в состав которых входят башенные краны, а также
сделать выводы о необходимости отнесения таких объектов к III классу опасности.
Аварийность и травматизм на опасных объектах (лифтах, подъемных платфор-
мах для инвалидов, пассажирских конвейерах (движущихся пешеходных дорожках),
эскалаторах вне пределов метрополитенов)
Согласно Правилам проведения технического расследования причин аварий на
опасных объектах — лифтах, подъемных платформах для инвалидов, эскалаторах
(за исключением эскалаторов в метрополитенах), утвержденным постановлением
Правительства Российской Федерации от 23 августа 2014 года № 848, Ростехнадзо-
ром расследуются только аварии на опасном объекте с причинением вреда жизни
или здоровью потерпевших.
Статистика Ростехнадзора ведется также только в части сведений о таких авари-
ях (табл. 125, рис. 58).
276
Таблица 125
Обобщенные данные об авариях на опасных объектах за 2016 и 2017 годы
Федеральные округа Российской Федерации
Объекты, на которых используются
Субъекты Российской Федерации
подъемные сооружения
2016 г.
2017 г.
Центральный федеральный округ
4
1
(г. Москва)
Москва город
2
Московская область
2
1
Северо-Западный федеральный округ
4
0
(г. Санкт-Петербург)
Республика Коми
1
Санкт-Петербург город
3
Южный федеральный округ
2
1
(г. Ростов-на-Дону)
Краснодарский край
1
Ростовская область
1
1
Северо-Кавказский федеральный округ
0
0
(г. Пятигорск)
Приволжский федеральный округ
3
1
(г. Нижний Новгород)
Республика Башкортостан
1
Саратовская область
2
Чувашская Республика
1
Уральский федеральный округ
2
0
(г. Екатеринбург)
Свердловская область
1
Тюменская область
1
Сибирский федеральный округ
0
1
(г. Новосибирск)
Красноярский край
1
Дальневосточный федеральный округ
1
0
(г. Хабаровск)
Хабаровский край
1
Крымский федеральный округ
0
0
Итого по России:
16
4
(+) рост/(-) снижение:
-12
После принятия постановления Правительства Российской Федерации от 23 ав-
густа 2014 года № 848 в 2014 году территориальными органами Ростехнадзора было
организовано проведение расследования причин 4 аварий на лифтах, в которых по-
страдали 4 человека (3 человека погибло, один из которых был работником обслу-
живающей организации, один человек был тяжело травмирован).
В 2015 году в авариях на лифтах пострадали 8 человек (4 человека погибло, один
из которых также был работником обслуживающей организации, 4 человека полу-
чили травмы).
В 2016 году в авариях на лифтах пострадали 14 человек (6 человек погибло, 2 из
них были электромеханиками по лифтам и 8 человек получили травмы).
277
Рис. 58. Сведения об авариях на опасных объектах (лифтах, подъемных платформах для
инвалидов, пассажирских конвейерах (движущихся пешеходных дорожках), эскалаторах
вне пределов метрополитенов), расследованных Ростехнадзором в установленном порядке
Примечание. Приведены данные с даты вступления в силу постановления Правительства
Российской Федерации от 23.08.2014 № 848.
В 2017 году в авариях на лифтах пострадали 4 человека (3 человека погибло, один
из них был электромехаником по лифтам и один человек был травмирован) (рис. 59).
* По информации из СМИ и данным, предоставленным НССО и НЛС, в 2013 г. при авариях на лифтах погиб-
ло 12 человек.
** По информации из СМИ и данным, предоставленным НССО и НЛС, в 2014 г. при авариях на лифтах погибло
14 человек (в том числе в авариях, технические расследования которых проводились Ростехнадзором).
Рис. 59. Данные о количестве погибших в авариях на лифтах за 1997-2017 годы
В 2015 году 78 % зарегистрированных и расследованных Ростехнадзором в уста-
новленном порядке аварий на лифтах произошли с лифтами отечественного произ-
водства и 22 % аварий — на импортных лифтах. В 2016 году — соответственно 85 %
и 1 % аварий на лифтах отечественного и импортного производства. В 2017 году на
лифтах отечественного производства произошло 75 % аварий (рис. 60). Поскольку
около
84 % эксплуатируемых на территории Российской Федерации лифтов отече-
ственного производства, можно сделать вывод, что безопасность эксплуатации лиф-
тов в первую очередь зависит от правильности их монтажа и качества эксплуатации.
278
Кроме того, преобладают аварии при эксплуатации лифтов, не отработавших на-
значенный срок службы, то есть относительно новых (рис. 61).
Рис. 60. Распределение аварий
Рис. 61. Распределение аварий на лифтах
на лифтах в 2015-2017 годах по техническим
в 2015-2017 годах по техническим
устройствам отечественного и иностранного
устройствам, отработавшим и не
производства
отработавшим назначенный срок службы
В большинстве случаев при авариях на лифтах погибают и получают травмы лица,
не имеющие отношения к эксплуатирующей организации, — работники сторонних
организаций, посетители жилых и административных зданий (рис. 62).
В 2017 году по-прежнему отмечено преобладание аварий на лифтах, установлен-
ных в жилых зданиях (рис. 63).
Рис. 62. Соотношение числа пострадавших Рис. 63. Распределение аварий на лифтах
в авариях на лифтах и эскалаторах вне
в 2015-2017 годах по техническим
пределов метрополитенов пассажиров и
устройствам, установленным в жилых
работников эксплуатирующих организаций
и административных (и иных) зданиях
в 2015-2017 годах
279
С целью установить требования, направленные на повышение безопасности экс-
плуатации опасных объектов (в том числе к специализированным организациям,
осуществляющим обслуживание лифтов), 24 июня 2017 года принято постановле-
ние Правительства Российской Федерации № 743, которым утверждены Правила
организации безопасного использования и содержания лифтов, подъемных плат-
форм для инвалидов, пассажирских конвейеров (движущихся пешеходных доро-
жек) и эскалаторов, за исключением эскалаторов в метрополитенах.
Деятельность Ростехнадзора, направленная на снижение уровня аварийности и трав-
матизма на опасных объектах (лифтах, подъемных платформах для инвалидов, пасса-
жирских конвейерах (движущихся пешеходных дорожках), эскалаторах вне пределов
метрополитенов)
Ростехнадзором помимо проведения проверок поднадзорных организаций, рас-
следования причин аварий и случаев травматизма на опасных объектах и анализа
собираемых в ходе осуществляемой деятельности данных в рамках своей компетен-
ции проводится работа по совершенствованию нормативно-правового регулирова-
ния в установленной сфере деятельности.
До вступления в силу Правил организации безопасного использования и содер-
жания лифтов, подъемных платформ для инвалидов, пассажирских конвейеров (дви-
жущихся пешеходных дорожек) и эскалаторов, за исключением эскалаторов в метро-
политенах, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации
от 24 июня 2017 года № 743 (далее — Постановление и Правила), безопасность при
эксплуатации лифтов обеспечивалась Ростехнадзором только в рамках осуществле-
ния государственного контроля (надзора) за соблюдением обязательных требований,
установленных техническим регламентом Таможенного союза «Безопасность лиф-
тов» ТР ТС 011/2011 в отношении лифтов и устройств безопасности лифтов на ста-
дии эксплуатации. ТР ТС 011/2011 не устанавливает требования, выполнение кото-
рых обеспечивало бы безопасное использование и содержание лифтов.
Правилами установлены порядок ввода опасного объекта в эксплуатацию и его
учета, введены понятия ответственных специалистов и персонала, обслуживающих
опасные объекты, а также требования к ним, установлены требования к специали-
зированным организациям, осуществляющим установку (монтаж), демонтаж, об-
служивание и ремонт лифтов, подъемных платформ для инвалидов, пассажирских
конвейеров, эскалаторов, наличие аварийно-технического обслуживания при экс-
плуатации объектов, а также определен перечень нарушений, создающих при экс-
плуатации объектов угрозу причинения вреда жизни и здоровью граждан и возник-
новения аварии.
В целях реализации Правил Ростехнадзором разработаны приказы, утверждающие:
формы документов, необходимых для реализации установленных Постановле-
нием и Правилами требований (приказ Ростехнадзора от 14 августа 2017 года № 309,
зарегистрирован в Минюсте России 7 декабря 2017 года № 49165);
порядок технического освидетельствования и обследования подъемных плат-
форм для инвалидов, пассажирских конвейеров (движущихся пешеходных доро-
жек) и эскалаторов, а также форму акта технического освидетельствования подъем-
ной платформы для инвалидов, пассажирского конвейера (движущейся пешеходной
дорожки) и эскалатора и форму заключения по результатам обследования подъем-
ной платформы для инвалидов, пассажирского конвейера (движущейся пешеход-
ной дорожки) и эскалатора;
280
порядок ведения реестра лифтов, подъемных платформ для инвалидов, пасса-
жирских конвейеров (движущихся пешеходных дорожек) и эскалаторов, за исклю-
чением эскалаторов в метрополитенах, государственный контроль (надзор) за со-
блюдением требований к организации безопасного использования и содержания
которых осуществляется Ростехнадзором;
порядок ведения реестра экспертных организаций, осуществляющих техническое
освидетельствование и обследование подъемных платформ для инвалидов, пасса-
жирских конвейеров (движущихся пешеходных дорожек) и эскалаторов, за исклю-
чением эскалаторов в метрополитенах (приказ Ростехнадзора от 12 октября 2017 года
№ 425, зарегистрирован в Минюсте России 9 января 2018 года № 49553);
Административный регламент по предоставлению Федеральной службой по эко-
логическому, технологическому и атомному надзору государственной услуги по вво-
ду в эксплуатацию лифтов, подъемных платформ для инвалидов, пассажирских кон-
вейеров (движущихся пешеходных дорожек) и эскалаторов, за исключением эска-
латоров в метрополитенах, после осуществления их монтажа в связи с заменой или
модернизацией.
С целью создания правовых оснований и условий для осуществления государст-
венного контроля (надзора) за соблюдением требований Правил в Правительство
Российской Федерации внесены законопроекты:
О внесении изменения в статью 8 Федерального закона «О защите прав юридиче-
ских лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственно-
го контроля (надзора) и муниципального контроля», предусматривающего необхо-
димость направления организациями, начинающими осуществление деятельности
по монтажу, демонтажу, эксплуатации (обслуживанию и ремонту) лифтов, подъем-
ных платформ для инвалидов, пассажирских конвейеров (движущихся пешеходных
дорожек), эскалаторов, в Ростехнадзор соответствующих уведомлений;
О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных
правонарушениях в части установления административной ответственности за на-
рушение требований к организации безопасного использования и содержания лиф-
тов, подъемных платформ для инвалидов, пассажирских конвейеров (движущихся
пешеходных дорожек) и эскалаторов, за исключением эскалаторов в метрополите-
нах, предусматривающий административную ответственность юридических и фи-
зических лиц за нарушение установленного порядка организации безопасного ис-
пользования и содержания объектов.
Анализ основных показателей надзорной деятельности
Вследствие изменений законодательства Российской Федерации в области про-
мышленной безопасности в части невозможности осуществления плановых проверок
в отношении ОПО IV класса опасности существенно изменились основные показатели
деятельности территориальных органов Ростехнадзора в 2016-2017 годах (табл. 126).
Так, в 2017 году инспекторами территориальных органов проведено 8797 прове-
рок поднадзорных организаций, осуществляющих деятельность в области промыш-
ленной безопасности, из них 324 плановых, 7930 внеплановых и 68 проверок, про-
веденных в рамках режима постоянного государственного надзора. По сравнению
с 2016 годом количество проведенных проверок в 2017 году увеличилось. Главным
образом это связано с изменениями, вступившим в силу в июне 2016 года, в Феде-
ральных нормах и правилах в области промышленной безопасности «Правила без-
опасности опасных производственных объектов, на которых используются подъ-
281
емные сооружения», утвержденные приказом Ростехнадзора от 12 ноября 2013 года
№ 533, в части полномочий инспекторов по участию в комиссиях по пуску подъем-
ных сооружений в работу, а также исполнением поручения Правительства Россий-
ской Федерации от 8 февраля 2017 года № АХ-П9-682 о внеплановых проверках ор-
ганизаций, эксплуатирующих башенные краны.
Таблица 126
Основные показатели деятельности территориальных органов Ростехнадзора в 2017 году
Показатели (2017 год)
Надзор
Надзор (контроль) за
(контроль) в
лифтами, эскалаторами
области про-
(вне пределов метропо-
мышленной
литенов) и платформа-
безопасности
ми подъемными для ин-
валидов
Общее количество проведенных проверок, из них
8797
6403
плановые
324
3302
внеплановые
7930
3101
в рамках режима постоянного государственно-
68
го надзора
Общее количество проверок, по итогам проведе-
2484
3219
ния которых выявлены правонарушения
Выявлено правонарушений, всего
26 770
29 805
Общее число юр.лиц, ИП, в отношении которых
3643
4385
проведены проверки
Общее количество юр. лиц, ИП, в отношении ко-
1953
2929
торых в ходе проведения проверок выявлены пра-
вонарушения
Общее количество проверок, по итогам которых
1729
511
по фактам выявленных нарушений наложены ад-
министративные наказания
Общее количество административных наказаний,
4113
600
наложенных по итогам проверок, в том числе:
предупреждение
1100
98
административное приостановление деятельности
426
2
административный штраф
2677
500
Общая сумма наложенных административных
196 777 100
13 396 800
штрафов, руб.
В ходе проведения в 2017 году проверок выявлено 26 770 нарушений требований
нормативных правовых актов в области промышленной безопасности. Нарушения
были выявлены в 1953 из 3643 проверенных организаций (53 %).
За допущенные нарушения наложено 4113 административных наказаний, в том
числе:
административных штрафов — 2677 на общую сумму 196 777 тыс. руб. (взыскано
50 % от общего количества наложенных штрафов);
административное приостановление деятельности применялось 426 раз;
предупреждение применялось 1100 раз.
В сравнении с итогами 2016 года в 2017 году количество плановых проверок тре-
бований промышленной безопасности снизилось на 48 %, при этом количество вне-
282
плановых проверок увеличилось на 110 %, количество административных наказа-
ний увеличилось на 57 %.
В рамках осуществления государственного контроля (надзора) за лифтами, эска-
латорами (вне пределов метрополитенов) и платформами подъемными для инвали-
дов в 2017 году инспекторами территориальных органов проведено 6403 проверки
поднадзорных организаций, из них 3302 плановых и 3101 внеплановая.
В ходе проведения таких проверок выявлено 29 805 нарушений обязательных
требований. Нарушения были выявлены в 2929 из 4385 проверенных организаций
(66 %).
За допущенные нарушения наложено 600 административных наказаний, в том
числе:
административных штрафов — 500 на общую сумму 13 396 800 тыс. руб. (взыска-
но 50 % от общего суммы наложенных штрафов);
предупреждение применялось 98 раз.
При этом следует отметить, что в соответствии с пунктом 7 Правил подготовки
органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального конт-
роля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и инди-
видуальных предпринимателей, утвержденных постановлением Правительства Рос-
сийской Федерации от 30 июня 2010 года № 489, с момента вступления в силу изме-
нений к Федеральному закону от 21 июля 1997 года № 116-ФЗ «О промышленной
безопасности опасных производственных объектов» проверки организаций, экс-
плуатирующих платформы подъемные для инвалидов, эскалаторы, не включались
в план проверок на 2017 год.
Внеплановые проверки организаций, эксплуатирующих платформы подъем-
ные для инвалидов и эскалаторов (за исключением эскалаторов в метрополитенах),
проводились в соответствии с требованиями Федерального закона от 26 декабря
2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпри-
нимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципаль-
ного контроля». При этом Правила устройства и безопасной эксплуатации платформ
подъемных для инвалидов (ПБ 10-403-01), утвержденные постановлением Госгор-
технадзора России от 11 марта 2001 года № 10, Правила устройства и безопасной
эксплуатации эскалаторов (ПБ 10-77-94), утвержденные постановлением Госгор-
технадзора России от 2 августа 1994 года № 47, применяются в настоящее время в
части, не противоречащей действующему законодательству.
В 2017 году при участии сотрудников центрального аппарата Ростехнадзора про-
ведены проверки деятельности 6 организаций, осуществляющих эксплуатацию ка-
натных дорог, и 6 организаций, осуществляющих эксплуатацию грузоподъемных
кранов в составе ОПО III класса опасности.
В ходе проверок были выявлены многочисленные нарушения установленных
требований действующего законодательства, к организациям применены меры ад-
министративного воздействия в соответствии с требованиями КоАП Российской
Федерации.
Изменения законодательства в области промышленной безопасности в части клас-
сификации ОПО и формирования новых принципов риск-ориентированного надзо-
ра за соблюдением эксплуатирующими организациями требований промышленной
безопасности привели к тому, что ОПО, на которых используются только стационар-
но установленные грузоподъемные механизмы (за исключением лифтов, подъемных
283
платформ для инвалидов, эскалаторов), эскалаторы в метрополитенах, фуникулеры,
отнесены к IV классу опасности, осуществление государственного надзора за кото-
рыми законодательством предусмотрено путем мониторинга информации, посту-
пающей от эксплуатирующих организаций, без проведения плановых проверок, по
причине идентификации и отнесения таких объектов к объектам с низким риском
возникновения аварии при эксплуатации ОПО.
Произошло уменьшение количества объектов, относимых к более высоким клас-
сам опасности ОПО, в отношении которых предусмотрено осуществление государ-
ственного контроля и надзора путем проведения плановых проверок.
С изменениями, внесенными в Федеральный закон от 21 июля 1997 года № 116-ФЗ
«О промышленной безопасности опасных производственных объектов», у Ростехнад-
зора появились новые полномочия, установленные постановлением Правительства
Российской Федерации от 13 мая 2013 года № 407 «Об уполномоченных органах Рос-
сийской Федерации по обеспечению государственного контроля (надзора) за соблюде-
нием требований технических регламентов Таможенного союза» в связи с принятием
Комиссией Таможенного союза технических регламентов Таможенного союза «Без-
опасность лифтов», «О безопасности машин и оборудования», вступившими в силу в
2013 году и устанавливающими требования к проектированию, изготовлению и под-
тверждению соответствия технических устройств, впервые выпускаемых в обращение
на территории стран Таможенного союза, ранее содержавшиеся в Правилах устройст-
ва и безопасной эксплуатации соответствующего поднадзорного оборудования.
Согласно предоставленным полномочиям по осуществлению контроля (надзо-
ра) за соблюдением требований технических регламентов Таможенного союза Рос-
технадзору поручен контроль и надзор:
в отношении лифтов и устройств безопасности лифтов, которые эксплуатиру-
ются на опасных объектах, — на стадии их эксплуатации, а также в процессе мон-
тажа при строительстве и реконструкции объектов капитального строительства,
в отношении которого контроль (надзор) за соблюдением обязательных требова-
ний, установленных техническим регламентом, обеспечивается федеральными ор-
ганами исполнительной власти или органами исполнительной власти субъектов
Российской Федерации при проведении государственного строительного надзо-
ра в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроитель-
ной деятельности;
в отношении машин и оборудования, включающих в себя все подъемные соору-
жения, за которыми Ростехнадзор осуществляет контроль и надзор на поднадзор-
ных объектах, и связанных с требованиями к этой продукции процессов эксплуа-
тации и утилизации.
Кроме этого постановлением Правительства Российской Федерации от 13 мая
2013 года № 407 Ростехнадзору поручено осуществление государственного контроля
(надзора) за соблюдением обязательных требований к продукции, сопровождаемой
действительными документами об оценке (подтверждении) соответствия, произве-
денной и выпущенной в обращение в соответствии с действовавшими до дня вступ-
ления в силу технических регламентов Таможенного союза «Безопасность лифтов»,
«О безопасности машин и оборудования» обязательными требованиями, установ-
ленными в соответствии с законодательством Российской Федерации о техниче-
ском регулировании.
284
В 2016 году разработан и принят Федеральный закон от 3 июня 2016 года № 371-ФЗ
«О внесении изменения в статью 55.24 Градостроительного кодекса Российской Фе-
дерации» в части наделения Правительства Российской Федерации полномочиями
по установлению Порядка организации безопасного использования и содержания
лифтов, подъемных платформ для инвалидов, пассажирских конвейеров (движущих-
ся пешеходных дорожек), эскалаторов, за исключением эскалаторов в метрополи-
тенах. В рамках реализации указанного закона разработаны Правила организации
безопасного использования и содержания лифтов, подъемных платформ для инва-
лидов, пассажирских конвейеров (движущихся пешеходных дорожек) и эскалато-
ров, за исключением эскалаторов в метрополитенах, утвержденные постановлени-
ем Правительства Российской Федерации от 24 июня 2017 года № 743 «Об органи-
зации безопасного использования и содержания лифтов, подъемных платформ для
инвалидов, пассажирских конвейеров (движущихся пешеходных дорожек) и эска-
латоров, за исключением эскалаторов в метрополитенах».
В целях совершенствования нормативной базы Ростехнадзора в части надзора за
подъемными сооружениями в 2017 году:
начата разработка проекта приказа Ростехнадзора «О внесении изменений в фе-
деральные нормы и правила в области промышленной безопасности «Правила без-
опасности опасных производственных объектов, на которых используются подъ-
емные сооружения»;
начата разработка проекта приказа Ростехнадзора «О внесении изменений в Фе-
деральные нормы и правила в области промышленной безопасности «Правила без-
опасности эскалаторов в метрополитенах», утвержденные приказом Федеральной
службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 13.01.2014
№ 9». Разработка приостановлена в соответствии с резолюцией статс-секретаря —
заместителя руководителя Ростехнадзора до принятия решения о внесении измене-
ний в технический регламент Таможенного союза «О безопасности машин и обору-
дования» (ТР ТС 010/2011) в части распространения его требований на эскалаторы.
Также в 2017 году продолжалась разработка руководств по безопасности, содер-
жащих разъяснения требований к подъемным сооружениям и рекомендации по их
применению:
рекомендации по выполнению работ по содержанию рельсовых путей подъем-
ных сооружений в работоспособном состоянии;
рекомендации по выбору материалов для ремонта и реконструкции сварных
стальных конструкций грузоподъемных машин.
Систематически проводилась работа по информированию территориальных ор-
ганов Ростехнадзора и поднадзорных организаций об изменениях законодательст-
ва Российской Федерации в области промышленной безопасности и разъяснению
вопросов осуществления контрольно-надзорной деятельности, в рамках которой
принято участие:
в семинаре по вопросам соблюдения требований промышленной безопасности
при эксплуатации подъемных сооружений в рамках проведения 12-й выставки подъ-
емно-транспортного оборудования «КранЭкспо», проводившейся на ВДНХ;
в семинаре Совета по профессиональным квалификациям в рамках проведе-
ния международной выставки лифтов и подъемного оборудования «Russian Elevator
Week» с докладом о проблемных вопросах эксплуатации подъемных сооружений и
оценки квалификации персонала, обслуживающего лифты;
285
в совещании Минтруда России по выработке единого подхода к проекту про-
фессионального стандарта «Специалист по эксплуатации платформ для инвалидов,
эскалаторов и пассажирских конвейеров»;
в семинаре Всероссийской научно-практической конференции, посвященной
20-летию принятия Федерального закона «О промышленной безопасности опас-
ных производственных объектов»;
в съезде Национального лифтового союза по теме «Разъяснение положений по-
становления Правительства от 24 июня 2017 года № 743»;
в совещании подсекции № 4 Научно-технического совета, проводимого с пред-
ставителями бизнес-сообщества по вопросам внесения изменений в Федеральные
нормы и правила в области промышленной безопасности «Правила безопасности
опасных производственных объектов, на которых используются подъемные соору-
жения».
Созданы и на постоянной основе актуализируются рубрики «Часто задаваемые
вопросы» в подразделе «Надзор за оборудованием, работающим под избыточным
давлением, и подъемными сооружениями» раздела «Промышленная безопасность»
официального сайта Ростехнадзора.
В журнале «Безопасность труда в промышленности» публикуются ответы на во-
просы, связанные с осуществлением контрольно-надзорных мероприятий, а также
размещаются статьи, посвященные вопросам осуществления надзора за соблюде-
нием требований промышленной безопасности.
2.2.21. Электрические станции, котельные,
электрические и тепловые установки и сети
Государственный энергетический надзор и надзор за соблюдением законодатель-
ства об энергосбережении и повышении энергетической эффективности в 2017 году
осуществлялся 23 территориальными управлениями Ростехнадзора в 85 субъектах
Российской Федерации, в 9 федеральных округах.
Общее количество поднадзорных Ростехнадзору организаций составляет более
960 тыс.
Общее количество поднадзорных Ростехнадзору объектов составляет более
1,8 млн, из них:
тепловых электростанций
- 552;
газотурбинных (газопоршневых) электростанций
— 330;
малых (технологических) электростанций
— 20,8 тыс.;
гидроэлектростанций
— 159;
котельных всего,
— 99,2 тыс.;
в том числе:
производственных
— 8364;
отопительно-производственных
— 14 448;
отопительных
— 76 344;
электрических подстанций
— 879,1 тыс.;
потребителей электрической энергии
— 894,7 тыс.;
протяженность тепловых сетей (в двухтрубном исчислении),
— 178,2;
тыс. км
протяженность линий электропередачи всего, в том числе:
— 4,6 млн км;
286
напряжением до 1 кВ
— 2,2 млн км;
напряжением выше 1 до 110 кВ
— 2,2 млн км;
напряжением 220 кВ и выше
— 241 тыс. км.
В 2017 году под руководством и непосредственным участием центральным аппа-
ратом совместно с территориальными органами Ростехнадзора проведено 218 про-
верок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, среди них:
ПАО «Мосэнерго», ПАО «ФСК ЕЭС», ОАО «Угольная компания «Кузбассразрез-
уголь», ПАО «Сахалинэнерго», АО «Дальневосточная генерирующая компания»,
ОАО «Северо-Кузбасская энергетическая компания», АО « Усть-Среднеканская
ГЭС» и др.
По результатам проведения проверок выявлено более 24 тыс. нарушений обяза-
тельных требований.
В 2017 году инспекторским составом территориальных органов Ростехнадзора
проведено более 116 тыс. обследований в рамках контроля организации безопасной
эксплуатации и технического состояния оборудования и основных сооружений объ-
ектов электроэнергетики и теплоснабжения, выявлено более 712 тыс. нарушений.
В ходе проверок отмечен низкий уровень:
организации подготовки и повышения квалификации персонала;
технического перевооружения и реконструкции электростанций и сетей;
обновления основных производственных фондов.
Инспекторским персоналом Ростехнадзора в ходе проведения проверок наложе-
ны административные наказания на около 10 тыс. юридических лиц и индивидуаль-
ных предпринимателей. Сумма взысканных штрафов составила более 199 млн руб.
За отчетный период в ходе проведенных территориальными органами Ростех-
надзора проверок по контролю за состоянием безопасности в электро- и теплоснаб-
жающих организациях при прохождении осенне-зимнего периода 2016-2017 годов
было обследовано:
объектов электроэнергетики — 269;
отопительных и отопительно-производственных котельных — 3342;
теплоснабжающих организаций — 608;
теплосетевых организаций — 63.
В ходе проверок было выявлено более 14 тыс. нарушений норм и правил безопас-
ности при эксплуатации энергетического оборудования и сетей, привлечены к от-
ветственности 210 юридических и 475 физических лиц.
Во исполнение поручения заместителя Председателя Правительства Российской
Федерации Д.Н. Козака (от 29 июля 2017 года № ДК-П9-4194) Ростехнадзором ор-
ганизована работа по контролю хода подготовки предприятий электроэнергетики и
объектов теплоснабжения к работе в осенне-зимний период 2017-2018 годов.
Осуществляя контроль за состоянием безопасности в электро- и теплоснабжаю-
щих организациях при подготовке к работе в осенне-зимний период 2017-2018 го-
дов, территориальные органы Ростехнадзора провели обследования:
объектов электроэнергетики — 2048;
отопительных и отопительно-производственных котельных — 24 839;
теплоснабжающих организаций — 3382;
теплосетевых организаций — 242.
Привлечено к административной ответственности более 5,5 тыс. физических лиц
и 1270 юридических лиц.
287
Проведенные за этот период проверки показали, что в большинстве регионов
Российской Федерации подготовка к отопительному сезону проведена в соответст-
вии с намеченными планами.
За отчетный период по итогам проверок готовности 84 субъектов электроэнерге-
тики к работе в отопительный период 2017 — 2018 годов 2 предприятия не получи-
ли паспорта готовности (ГУП РК «Крымэнерго», ООО «Хуадянь-Тенинская ТЭЦ»).
За отчетный период 2017 года произошло 52 несчастных случая со смертель-
ным исходом, за аналогичный период в 2016 году произошло 64 несчастных случая
(рис. 64).
Рис. 64. Динамика травматизма со смертельным исходом в период 2000-2017 годов
Наибольшее количество несчаст-
ных случаев со смертельным исходом в
2017 году произошло на электроустанов-
ках потребителей — 30 (58 % от общего
количества). В электрических сетях ко-
личество несчастных случаев со смер-
тельным исходом составило 22 (42 %)
(рис. 65).
Наибольшее количество несчастных
случаев произошло в ходе выполнения
работ на трансформаторных подстан-
циях, на воздушных линиях электро-
передачи, вблизи электропроводки без
снятия напряжения, а также в распреде-
Рис. 65. Распределение несчастных случаев
лительных устройствах вследствие слу-
по видам объектов энергетики
288
чайного прикосновения исполнителей работ к токоведущим частям, находящимся
под напряжением.
Основные причины несчастных случаев:
недостаточная подготовленность персонала к выполнению приемов, обеспечи-
вающих безопасность работ;
неэффективность мероприятий по подготовке и обучению персонала выполне-
нию требований безопасности;
неэффективность проведения мероприятий, обеспечивающих безопасность ра-
бот в энергоустановках;
отсутствие контроля за проведением организационных и технических меропри-
ятий по обеспечению безопасности при эксплуатации электроустановок;
личная недисциплинированность работников.
Несчастные случаи, связанные с невыполнением технических мероприятий по
подготовке рабочих мест и неудовлетворительной организацией производства работ
4 января 2017 года в филиале ПАО «МРСК Центра» — «Смоленскэнерго»
(Смоленская область) электромонтер оперативно-выездной бригады самоволь-
но, без команды диспетчера оперативно-технологической группы, без оформле-
ния задания на производство работ (наряда-допуска, распоряжения) поднялся
на опору № 112 ВЛ-10 кВ ПС 35/10 кВ и, приблизившись на недопустимое рас-
стояние к токоведущим частям, находящимся под напряжением, получил смер-
тельную травму.
21 февраля 2017 года в ЗАО «Пикалевская сода» (Ленинградская область) во время
устранения повреждения изоляции кабеля концевых выключателей грейфера элек-
тромонтер, не убедившись в отсутствии напряжения, без применения диэлектриче-
ских перчаток коснулся правой рукой поврежденного участка кабеля, в результате
чего получил электротравму, несовместимую с жизнью.
1 августа 2017 года в АО «Альметьевские тепловые сети» (Республика Татарстан)
во время проведения осмотра трансформатора электромонтер по ремонту и обслу-
живанию электрооборудования коснулся токоведущих частей, находящихся под
напряжением, в результате чего получил электротравму, несовместимую с жизнью.
14 октября 2017 года в АО «Российская самолетостроительная корпорация «МиГ»
(Московская область) заместитель начальника цеха инженер А.С. Федюков само-
вольно проник в трансформаторную подстанцию ТП-10 кВ № 21А, открыл вводную
ячейку, приблизился на недопустимое расстояние к токоведущим частям, в резуль-
тате чего получил электротравму, несовместимую с жизнью.
6 марта 2017 года в ПАО «Корпорация «ВСМПО-АВИСМА» (Свердловская об-
ласть) при удалении загрязнений с оборудования ячейки 6 кВ типа КСО 2-УМ элек-
трослесарь одновременно коснулся шины «А», находящейся под напряжением, и
металлического корпуса ячейки, в результате чего получил электротравму, несов-
местимую с жизнью.
25 апреля 2017 года в ООО «ЭнергоСтройСервис» (Пермский край) при выпол-
нении технического обслуживания ПС 35/6 кВ член бригады — электромонтер по
ремонту и обслуживанию электрооборудования самовольно расширил рабочее ме-
сто, приблизился на недопустимое расстояние к токоведущим частям электроуста-
новки, находящимся под напряжением, в результате чего получил электротравму,
несовместимую с жизнью.

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     16      17      18      19     ..