ДОКЛАД ОБ ЭФФЕКТИВНОСТИ МЕР ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ПЕРЕРАБОТКИ ТВЕРДЫХ КОММУНАЛЬНЫХ ОТХОДОВ (2018 год) - часть 7

 

  Главная      Учебники - Разные     ДОКЛАД ОБ ЭФФЕКТИВНОСТИ МЕР ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ПЕРЕРАБОТКИ ТВЕРДЫХ КОММУНАЛЬНЫХ ОТХОДОВ (2018 год)

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     5      6      7     

 

 

 

ДОКЛАД ОБ ЭФФЕКТИВНОСТИ МЕР ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ПЕРЕРАБОТКИ ТВЕРДЫХ КОММУНАЛЬНЫХ ОТХОДОВ (2018 год) - часть 7

 

 

Общественная палата

CIVIC CHAMBER OF THE RUSSIAN FEDERATION

Российской Федерации

 

Приложение 7

191

история вопроса и актуальность проблемы. В свою очередь комитет разослал поручение в 
контрольно-надзорные ведомства: Федеральную службу по надзору с сфере природополь-
зования (исх. 3.12-24/847/45521 от 16.12.2013 г.), Министерство природных ресурсов (исх. 
№ 057845/27 от 18.12.2013 г.), Министерство сельского хозяйства РФ (Департамент расте-
ниеводства, химизации и защиты растений Минсельхоза РФ) (исх. № 3.12-24/847-45521 от 
16.12.2013 г.), Генеральную прокуратуру РФ (исх. № 01-16/3339 от 02.12.2013 г.) о предостав-
лении имеющейся информации по данному вопросу. В итоге по линии Росприроднадзора 
была проведена проверка данного объекта на соответствие требованиям природоохранно-
го законодательства. По результатам, которой было возбуждено административное дело в 
отношении администрации Сергиево-Посадского района и Главы администрации Сергие-
во-Посадского района, решением суда администрация района и Глава привлечены к адми-
нистративным взысканиям (Постановление суда по Главе администрации – дело № 5-454/14 
от 28.08.2014г., Постановление суда по Администрации – дело № 5-455/14 от 28.08.2014 г.).

Решением Верховного суда РФ ответственным лицом за ликвидацию несанкциони-

рованного размещения вышеуказанных ядохимикатов определена Администрация Сергие-
во-Посадского района (решение суда № 305-КГ15-13677 от 02.11.2015 г.), а так как земли 
относятся к землям областного значения ответственность разделяет наравне с Администра-
цией района и Правительство Московской области в лице Губернатора.

Пути решения проблемы

Комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению 

пожарной безопасности Московской области при Губернаторе Московской области выра-
ботала «План поэтапного восстановления и постановки на баланс Сергиево-Посадского му-
ниципального района М.О. земельного участка (захоронения пестицидов и агрохимикатов) в 
сельском поселении Шеметовское Сергиево-Посадского района» от 30.06.2014 г. При рас-
смотрении данного Плана установлено, что конкретных мер направленных на ликвидацию 
несанкционированного размещения непригодных к использованию ядохимикатов не выра-
ботано, в связи с этим Заместитель министра природных ресурсов РФ Гизатулин Р.Р. сделал 
соответствующее обращение в адрес Губернатора М.О. Воробьева А.Ю. № 05-12-29/20941 от 
15.09.2014 г.  На данное обращение Правительство М.О. своим письмом изъявило желание 
привлечь специалистов МПР РФ к обсуждению вопроса о проведении исследования тела мо-
гильника на предмет оценки химической активности его содержимого, с целью обоснования 
необходимости проведения мероприятий по рекультивации могильника, и защиты окружаю-
щей среды от вторичного загрязнения химическими веществами.

Особенности проблемы данного захоронения и варианты решения проблемы

1. Исходя из письма Первого заместителя Председателя правительства Чупракова А.А. от 
20.10.2014 г. № исх-12373/23 от 20.10.2014 следует, что Правительство МО готово обсуждать 
вопрос о проведении исследований тела могильника на предмет химической активности его 
содержимого с целью обоснования необходимости проведения работ по рекультивации данно-
го захоронения. Для организации работ предлагается привлечь специализированные лицензи-
рованные организации имеющие право на проведение работ по обезвреживанию и утилизации  
данных ядохимикатов. Одним из таких предприятий является ОАО «Полигон» в г. Томск.

Вариант предложенный администрацией Сергиево-Посадского района нельзя считать 

окончательным, т.к. стоимость работ по выемке, обезвреживанию и дальнейшей утилизации 
ядохимикатов в г. Томск на расстояние  3 000 км. практически по цене составляет столько же,  
сколько стоимость работ по установке ограждения. Вариант, предложенный администраци-
ей, не решает вопрос ликвидации захоронения, а только затягивает решение проблемы.

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Общественная палата

CIVIC CHAMBER OF THE RUSSIAN FEDERATION

Российской Федерации

  

Приложение 7

192

Предложение с Томском – это решение проблемы в окончательном варианте, и позво-

лит снять напряжение в СМИ и исключить надвигающуюся экологическую катастрофу.

Работы по мониторингу предложенные администрацией Сергиево-Посадского района 

выполнить сейчас не представляется возможным из-за отсутствия достоверной информа-
ции о химическом составе ядохимикатов, т.к. тех.документация на захоронение утрачена, и 
в настоящее время могут проходить различные химические реакции, последствия которых 
непредсказуемы и чреваты последствиями для экологии региона.

Так же необходимо принять во внимание следующий факт – захоронение располо-

жено вблизи водной артерии питающей Волгу. Смыв отравляющих ядохимикатов в большой 
концентрации может повлиять на водохранилища как питьевого, так и рыбохозяйственного 
назначения. Большая (40 м) глубина залегания грунтовых вод, значительная мощность во-
доносного горизонта, подошва которого находится ниже вреза долин малых рек, создают 
благоприятные условия для распространения загрязнения через грунтовые воды, на значи-
тельные расстояния с разгрузкой в реки Дубна и Веля, которые впадают в Волгу.

Дело усугубляется тем, что в 4-6 км к западу от объекта разведано месторождение 

чистых артезианских вод. Здесь имеется участок, где юрские глины, защищающие артезиан-
ские воды от внешнего загрязнения, размыты (отсутствуют). Именно в этом месте существу-
ет реальная опасность загрязнения вод разведанного месторождения в случае попадания 
элементов – загрязнителей в грунтовые воды.

Место размещения захоронения попадает во второй пояс подземных запасов водо-

снабжения Москвы.

По данным статистики уровень онкологических заболеваний на данной территории 

превышает в разы по показателям онкологии щитовидной железы и легких, это признак дли-
тельного и систематического отравления организма ядохимикатами сельскохозяйственного 
назначения. 

В разъяснении «Московско-Окского БВУ от 11.06.2012 г. № 10-09/1069 сказано, что 

река Перемойка длиной 13 км. Протекает в Сергиево-Посадском районе Московской обла-
сти и впадает в Дубну, которая в свою очередь впадает в Волгу. Таким образом свалка ядохи-
микатов, следуя из топосъемок, находится в водоохраной зоне данной реки и представляет 
собой источник загрязнения водных артерий непосредственно питающих Волгу. 

Во исполнение поручений Президента Российской Федерации В.В. Путина от 5 дека-

бря 2016 года № Пр-2346 и поручения Председателя Правительства Российской Федерации 
Д.А. Медведева от 8 декабря 2016 года № ДМ-П13-7461 президиумом Совета при Президенте 
России по стратегическому развитию и приоритетным проектам 30 августа 2017 г. утверждён 
паспорт приоритетного проекта «Сохранение и предотвращение загрязнения реки Волги» 
(http://government.ru/projects/selection/670/29362/).

Предлагаем рассмотреть вопрос о возможности включения данного объекта в существую-
щий Проект, так как для этого есть все основания;

- Решение Арбитражного суда г. Москвы от 16.01.2015 г. № А40-173474/2014;

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Общественная палата

CIVIC CHAMBER OF THE RUSSIAN FEDERATION

Российской Федерации

 

Приложение 7

193

- Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 15.04.2015 г. № 09АП-
7873/2015;

- Постановление Арбитражного суда Московского округа от 14.07.2015 по делу № А40-
173474/2014;

- Постановление Верховного Суда Российской Федерации от 02.11.2015 г. № 305-КГ15-
13677;

- Разъяснения «Московско-Окского БВУ от 11.06.2012 г. № 10-09/1069.

 ФГУП «Радон» и анализы воды из артезианских скважин сельского поселе-
ния Шеметовское и поселка Реммаш

Решение о создании предприятия ФГУП «Радон» (п/я 622, МосНПО «Радон») было при-

нято Правительством РСФСР в 1958 году как объекта временного хранения радиоактивных 
отходов (РАО) г. Москвы и Московской области до 2000 года. В 1960 году при вводе в эксплу-
атацию в зону обслуживания предприятия постановлением Правительства СССР были вклю-
чены центральные области России. В настоящее время на предприятие свозится 80% всех 
радиоактивных отходов, образующихся в Российской Федерации. Суммарная активность 
хранящихся РАО по состоянию на 2014 год составила около 10 млн. Кюри (более 130 тыс. т 
кондиционированных отходов) и увеличивается ежегодно на 150 – 200 т. В радиационно-ги-
гиеническом паспорте предприятия, несмотря на существующие требования, эти величины 
не отражаются.

Предприятие расположено в 19 км от г. Сергиев-Посад Московской области в густо-

населенном районе на болотистой местности. Занимаемая объектом площадь - 58 га. Бли-
жайшие населенные пункты: пос. Реммаш (2,3 км) с население 8 тыс. человек, с. Мехово (2,3 
км). Дорожная сеть, используемая для доставки РАО на предприятие, перегружена.

Предприятие относится ко II категории радиационно-опасных объектов. Установлен-

ная решением Территориального управления (г. Пересвет) Федерального медико-биологиче-
ского агентства (ФМБА), но не утвержденная Межрайонным управлением № 21 ФМБА (МРУ 
№ 21) и районной администрацией, санитарно-защитная зона (СЗЗ) - 2,3 км, зона наблюдения 
(ЗН) -  7 км. Промышленные стоки предприятия через безымянный ручей сбрасываются в р. 
Кунья, протекающую через пос. Реммаш, вблизи с. Парфеново, г. Пересвет и  пос. Скоропу-
сковский, далее р. Дубна, р. Волга. Имеется контрольная точка (чистая зона) на расстоянии 
25 км от объекта (д. Ярыгино), предназначенная для оценки влияния предприятия на окру-
жающую среду. Не используется. В настоящее время при оптимизации предприятия с целью 
сокращения расходов санитарная зона сокращена до 180 м, численность персонала с 4 тыс. 
человек до 1200. Практически полностью ликвидирована служба радиационной безопасно-
сти. Новая СЗЗ пока не утверждена районной администрацией. 

К 2000 году проектная емкость площадки для размещения РАО была выработана бо-

лее чем на 90%. После истечения проектного срока эксплуатации (2000 год) руководство 
предприятия предложило перенести отходы в места захоронения. В качестве таковых пред-
лагались соляные копи на границе Московской, Тульской и Калужской областей или испыта-
тельный полигон на Новой земле. Однако власти областей выступили против такого решения.

Относительно статуса предприятия в настоящее время сведения противоречивы. По 

одним данным это объект временного хранения и захоронения РАО, по другим – объект дол-
говременного хранения РАО. Вновь построенные и планируемые к строительству хранилища 
(сооружения 103) имеют статус объектов временного хранения. Проектирование хранилищ 

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Общественная палата

CIVIC CHAMBER OF THE RUSSIAN FEDERATION

Российской Федерации

  

Приложение 7

194

финансировалось через программу ТАСИС.

В 2011 году предприятие с баланса г. Москвы постановлением Правительства РФ пе-

редано в собственность «Росатому», хотя по сведениям работников предприятия часть но-
вых объектов осталась в собственности г. Москвы.

Срок эксплуатации большинства хранилищ истек. С 2015 года проводятся иссле-

дования с целью определения возможности продления их эксплуатации. Срок окончания 
исследований 2017 год. Результаты неизвестны. Вопрос о возможности продлении сроков 
эксплуатации хранилищ не решен до сих пор. Постановлением правительственной комиссии 
решение о судьбе отходов отложено на 30 лет ввиду их большого количества. Решением «Ро-
сатома» срок эксплуатации объекта продлен до 2060 года.

В ряде  поселений  (пос. Реммаш, Шеметово, Богородское, Скоропусковское, г. Пересвет), 

а также на  промплощадке «Радона», обнаружено устойчивое радиоактивное загрязнение воды 
артезианских скважин, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснаб-
жения, причем иногда превышение норм достигает десятикратного значения. В радиационно-ги-
гиенических паспортах предприятия и радиационно-гигиенических паспортах Сергиево-Посад-
ского района этот факт не находит отражения. МРУ № 21 ФМБА «Радону» выдано предписание 
о разработке программы защитных мероприятий с целью снижения содержания суммарной аль-
фа-активности и содержания изотопов радия-226, радия-228 в воде. В пос. Реммаш построена, 
но пока не действует по вине района, станция очистки воды от радионуклидов, такая же станция 
имеется в пос. Богородское. Доказательства, приводимые в пользу природного загрязнения ар-
тезианских вод неубедительны, перед созданием предприятия подобных явлений не наблюда-
лось. Ни одного протокола исследований воды на техногенные радионуклиды не предъявлено. 
Содержание радона тоже не определялось, хотя при природном загрязнении является обяза-
тельным. Все доказательства о природном загрязнении основаны не на результатах исследо-
ваний, а на бездоказательных утверждениях, что заставляет усомниться в их достоверности. 
Наличие стронция-90 (техногенный загрязнитель) в открытых водоемах зоны наблюдения имело 
место в 2001 году при проверке предприятия Министерством экологии Московской области. 
Наличие цезия-137 (техногенный загрязнитель) отмечено в 2009 году  в роднике с. Парфеново, 
расположенном на береговом откосе р. Кунья. Зафиксированы случаи выброса радиоактивного 
газа радона при рытье котлованов на промплощадке «Радона», чего ранее не наблюдалось. Пре-
вышение концентрации радона в питьевой воде в 1,5 раза отмечалось при испытаниях пилотной 
установки очистки воды в пос. Реммаш. Радиоактивное загрязнение питьевой воды отмечено и 
в двух городских районах: НИИРП и НИИПХ. Присутствие Ra-226 в водоносном горизонте во-
доснабжающих скважин Сергиево-Посадского района не отрицается и службой радиационной 
безопасности «Радона», но бездоказательно объясняется естественными причинами.

При проверке «Радона» в 2015 году с участием Сергиево-Посадской прокуратуры 

установлено отсутствие утвержденной санитарно-защитной  зоны объекта и отсутствие са-
нитарно-эпидемиологических заключений на большинство хранилищ. Хранение в 45 из 46 
имеющихся хранилищ велось без санитарно-эпидемиологических заключений.

Изначально, все объекты «Радона» строились не для временного хранения РАО, а для 

их захоронения. Сейчас 41 объект имеет статус временного хранилища, но только в 7-ми из 
них РАО размещены в кондиционированной форме в сертифицированных контейнерах, то 
есть РАО из них впоследствии могут быть извлечены.

Проектной документацией на новые хранилища (сооружения 103) предусматривается 

возможность последующего преобразования объектов временного хранения в объекты дол-
говременного хранения, а затем и  захоронения, несмотря на то, что нормативными докумен-
тами запрещается размещение объектов захоронения в болотистой местности. 

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Общественная палата

CIVIC CHAMBER OF THE RUSSIAN FEDERATION

Российской Федерации

 

Приложение 7

195

По имеющимся сведениям на предприятии вопреки действующей лицензии, предус-

матривающей хранение твердых отходов до 4 класса, хранятся высокоактивные отходы и 
жидкие РАО, в том числе отходы 3 класса с атомных электростанций и атомного флота, с во-
енных объектов. В 2015 году завершен вывоз РАО с объекта «Глобус-1» (исследовательский 
подземный ядерный взрыв мощностью в 2,2 килотонны в Ивановской области).

Эксплуатация объекта выявила просчеты, допущенные при его проектировании.

На глубине 44 м не сухие  породы (плотно слежавшиеся глинистые грунты с большой 

мощностью слоя) оказались, а супеси от 1,7 до 7 метров, а ниже, на глубине до 60 метров, 
подземные водные горизонты с коэффициентами фильтрации воды 0,08 м/сутки (слабоводо-
проницаемые породы) и 30 м/сутки (сильноводопроницаемые породы). Повыше есть и водо-
носные линзы. Что это значит? Радиоактивные отходы “уходят” потихоньку в реки Кунью и 
Дубну и через подрусловые воды могут попасть  в артезианские воды. К тому же по зонам 
трещин может осуществляться связь пластовых водоносных горизонтов между собой.

Расположение объекта на верховом болоте привело к обводнению хранилищ. Отме-

чается также общее обводнение верхней части суглинистых грунтов. Во всех хранилищах и 
их приконтурных зонах при вскрытии скважинами была обнаружена вода, уровень которой 
находился на глубине 0,5-1,5 м от поверхности. По активности эти воды отнесены в основ-
ном к низкоактивным жидким отходам, реже – к среднеактивным. Значение рН воды, равное 
11-12, свидетельствует о процессе выщелачивания цементного заполнителя хранилища. В 
приконтурной зоне хранилищ уровень грунтовых вод практически в течение всего года на-
ходится ниже уровня воды в самих хранилищах. Это указывает на фильтрацию вод хранили-
ща в приконтурную зону и, соответственно, на миграцию радионуклидов из толщи отходов. 
Утечки радионуклидов из захоронений с последующей миграцией в нижележащие слои могут 
быть причиной радиоактивного загрязнения артезианских вод, являющихся единственными 
источниками питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения на прилегающих террито-
риях. Не исключена связь выбросов радона на промплощадке с радиоактивным загрязне-
нием артезианских вод. Защитные свойства пород в районе расположения «Радона» были 
сильно переоценены.

Неудовлетворительное состояние хранилищ нашло отражение даже в акте проверки 

предприятия Счетной палатой РФ в 2000 году.

На общественных слушаниях проектной документации на планируемые к строитель-

ству объекты (05.04.2016) и материалов обоснования лицензии (12.05.2016), кстати, прове-
денных впервые за все время существования «Радона», экспертами и специалистами от-
мечалось очень низкое качество представленных материалов, их полное несоответствие 
природоохранному законодательству. Каким образом удавалось оформлять лицензии до 
этого момента, неясно.

Доступ к информации о деятельности ФГУП «Радон» вопреки действующему зако-

нодательству сильно ограничен. Как пример, можно привести ответ предприятия на прось-
бу общественной палаты района предоставить сведения о суммарной активности и составе 
хранящихся отходов. Был получен отказ со ссылкой на то, что материалы представляют слу-
жебную тайну. Согласно письму спец. прокуратуры проверки  «Радона» в настоящее время 
возможны только с разрешения Генеральной прокуратуры.

ФГУП «Радон»  не отвечает национальным стандартам в области радиационной безо-

пасности, нормативы безопасной эксплуатации не соблюдаются, истинное положение в об-
ласти радиационной безопасности скрывается, в том числе из-за отсутствия общественного 
контроля,  отчетная документация не отражает истинного состояния объекта и окружающей 
среды, экологическая обстановка в районе размещения предприятия ухудшается, что в не-

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Общественная палата

CIVIC CHAMBER OF THE RUSSIAN FEDERATION

Российской Федерации

  

Приложение 7

196

далеком будущем может привести к экологической катастрофе.

Выход из создавшегося положения один: принятие Правительством РФ решения о 

выводе предприятия из эксплуатации, разработка соответствующего проекта и его после-
довательное осуществление, создание могильников (объектов захоронения РАО) региональ-
ного и федерального значения, соответствующих современным стандартам и требованиям 
МАГАТЭ.

Надеяться на то, что соответствующие решения будут приняты « Росатомом», не при-

ходится.

Примечание:

Источниками материалов для данной записки явились публикации в открытой

печати, материалы общественных обсуждений, переписка с «Росатомом», нор-

мативные и законодательные акты в области радиационной безопасности.

В приложении к этому документу данные анализов вод из артезианских скважин 

поселения, находящихся по разные стороны от ФГУП «Радон» и земель, выделенных 
под строительство объектов по обращению с отходами. Как видно из документов, 
в артезианских источниках превышены допустимые значения по радиологическим 
исследованиям. В воде сельского поселения Шеметовского суммарная удельная ак-
тивность альфа-излучающих радионуклидов 0,32 Бк/л при норме 0,2 Бк/л, в воде по-
селка Реммаш суммарная активность альфа-излучающих радионуклидов 2,05 Бк/л 
при норме 0,2 Бк/л, суммарная активность бета-излучающих радионуклидов 1,65 
Бк/л при норме 1,0 Бк/л.

В проекте полигона, который предполагается построить по соседству с ФГУП 

«Радон» при этом описана система очистки фильтрата: будет забираться вода из 
местных источников (с повышенными показателями по радиоактивности), фильтрат 
из тела полигона (происхождение его неясно, так как по проекту на полигоне бу-
дет захораниваться сухая спрессованная балластная фракция) будет откачиваться 
и очищаться на установке обратного осмоса, вторичная вода будет сбрасываться, 
а концентрат фильтрата будет выливаться обратно в тело полигона. Таким образом 
будет постоянно повышаться концентрация опасных веществ в теле полигона, а при 
добавлении воды из местных источников и радиоактивность такого концентрата. О 
переработке и утилизации полученных отходов первого и второго класса опасности 
в проекте ничего не сказано.

ООО «Скоропусковский ситез»

Помимо описанных выше проблем с экологией в районе, остается вопрос с 

контролем выбросов предприятия ООО «Скоропусковский синтез», которое произ-
водит выбросы вредных химических веществ в виде хлора, хлорных соединений, что 
пагубно влияет на экологию всего Сергиево-Посадского района, а также является 
угрозой для безопасного проживания жителей всего Сергиево-Посадского района 
и развития туризма - Золотого кольца России. Данное предприятие расположено на 
территории МОГП Скоропусковский и всего в 7 км от Сергиева Посада. В 2016 г. 
телеканалы РОССИЯ 1, ТВЦ, 360, широко освещали все выявленные нарушения по-
данному предприятию. На ООО «Скоропусковский синтез» накладываются штраф-
ные санкции и на этом все заканчивается. Выявленные нарушения при официальной 

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Общественная палата

CIVIC CHAMBER OF THE RUSSIAN FEDERATION

Российской Федерации

 

Приложение 7

197

переписке: Статья 7.6. КоАП РФ Самовольное занятие водного объекта или поль-
зование им с нарушением установленных условий (Ответ Межрайонной Природоох-
ранной Прокуратуры Московской Области от 21.08.14г. №117ж-2014), Статья 8.15 
КоАП РФ - Нарушение правил эксплуатации водохозяйственных или водоохранных 
сооружений и устройств (Ответ Департамента Федеральной Службы в сфере приро-
допользования по ЦФО от 11 августа 2014г. № 13-17/9719), Статья 8.21. Нарушение 
правил охраны атмосферного воздуха (Ответ Департамента Федеральной Службы в 
сфере природопользования по ЦФО от 11 августа 2014г. № 13-17/9719), Статья 20.6. 
Невыполнение требований норм и правил по предупреждению и ликвидации чрезвы-
чайных ситуаций (Ответ Главного управления МЧС России по Московской области от 
12.05.2015г. №1129-1-1-20), Статья 12.21.2 КоАП РФ - Нарушение правил перевозки 
опасных грузов (Ответ Главного Управления Министерства Внутренних Дел Россий-
ской Федерации по Московской Области от 16.06.2015г. №21/2-566) и т.д. 24.04.18г. 
произошел очередной выброс с данного предприятия хлора, хлорных соединений (о 
чем свидетельствует встреча в Совете депутатов МОГП Скоропусковский жителей 
МОГП Скоропусковский с депутатами). Правительство Московской области также 
не реагирует на обращения, 3 раза уже Бырдин Андрей Александрович выставляет 
свои проекты на премию Губернатора Московской области «Наше Подмосковье» по 
экологии (которые непосредственно касаются данного предприятия), но никакой ре-
акции нет. 28.06.18г. выбросы в р. Кунья повторяются, но опять ничего не обнаружи-
вается. Данное предприятие использует три направления по выбросу химических ве-
ществ:  в атмосферу, в реку Кунья, в коллектор который идет в город Сергиев Посад.

Заключение: выводы и рекомендации

Принятая стратегия обращения с отходами не продумана и нуждается в до-

работке, включая полную замену выбранных опорных технологий. Дальнейшее раз-
витие в выбранном направлении приведет к катастрофической ситуации в области 
обращения с отходами и в экологии. Забирая у муниципалитетов возможность ре-
шать собственную проблему с отходами, а у бизнеса находить выгодные решения 
этой проблемы и перетягивая все эти функции в область жестко централизованного 
управления невозможно никаким образом развивать ответственное отношения ни 
к отходам, ни к ресурсам. Забирая возможность получения выгоды от переработки 
вторсырья у уже имеющихся предприятий государство погубит зарождающуюся от-
расль промышленности на корню. Отсутствие конкуренции за вторсырье приведет к 
потере его ценности.

Необходим пересмотр территориальных схем по обращению с отходами с це-

лью уменьшить объекты, сделать муниципальными.

Финансирование этой деятельности может осуществляться за счет средств 

экологического и утилизационного сборов внутри муниципалитета по договорен-
ности с предприятиями, находящимися на его территории, а также с федерального 
сбора, уплачиваемого импортерами и производителями за утилизацию товаров, по-
терявших потребительские свойства, платы за негативное воздействие на окружаю-
щую среду, тарифов населения, продажи вторресурсов и продукции из них.

Для реализации таких проектов не требуются значительные финансовые ре-

сурсы, поэтому нет необходимости в привлечении крупных инвесторов. Все проекты 

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Общественная палата

CIVIC CHAMBER OF THE RUSSIAN FEDERATION

Российской Федерации

  

Приложение 7

198

осуществимы в рамках малого и среднего бизнеса. Такой подход окажет значитель-
ное положительное слияние на экономику регионов, а также позволит поднять со-
знательность бизнесменов и простых граждан, которые будут осведомлены, куда и 
на что идет их оплата за вывоз и переработку отходов

По мере строительства инфраструктуры переработки отходов и вторресурсов 

следует сделать захоронение отходов государственной функцией на уровне муници-
палитетов. Для ввозимых на территорию отходов, несортированных, а особенно бал-
ластных фракций необходимо будет максимально увеличить тариф на захоронение, 
увеличить плату за негативное воздействие на окружающую среду, ввести в нее ко-
эффициент экологической напряженности, чтобы было выгоднее направлять отходы 
на переработку, а не на захоронение.

Вторичные ресурсы являются ценным сырьем, как нефть и газ, и обращение 

с ними должно регулироваться государственной политикой в рамках обеспечения 
повышения объемов переработки и обеспечения здоровой конкуренции, так как для 
становления нового кластера промышленности потребуется продолжительное вре-
мя, государственное регулирование в области законодательства, а также дотации.

Отдельно следует коснуться вопроса сельских территорий в связи с возник-

шей проблемой. В плотно застроенной Московской области территории, пригодные 
для сельского хозяйства и фермерства должны получить отдельный охранный ста-
тус. Хищническое использование земли соседних с Московской областей для захо-
ронения отходов тоже недопустимо. Такой экстенсивный способ строительства сва-
лок приведет к безвозвратной потере сельскохозяйственных угодий на территории 
области. Следовательно подход к решению проблемы отходов в московской области 
должен быть принципиально иным – без гигантомании, наоборот, максимально эко-
номичным в использовании земельных ресурсов, менее затратным в плане строи-
тельства объектов и транспортировки отходов к местам переработки.

Рекомендации:

1.   Власти – наладить диалог с жителями, обеспечить репрезентативность мнения, 

обратную связь и систему общественного контроля по вопросу обращения с 
отходами. 

2.   Ввести меры по обеспечению личной ответственности чиновников за принятые 

решения.

3.   Изменить существующую территориальную схему обращения с отходами с уче-

том особенностей территорий и мнения населения, с учетом существующих 
предприятий и с соблюдением экологического законодательства. 

4.   Обеспечить в схеме возможность развития, в том числе технологического и 

культурного. 

5.  Наладить систему экологического просвещения. 
6.   Обеспечить систему переработки отходов (госконтракты на продукцию, произ-

веденную из вторичного сырья).

7.   Обеспечить максимальное сохранение сельских территорий и земель, пригод-

ных для фермерства и сельского хозяйства.

8.   Обеспечить систему экологического мониторинга и контроля выбросов в Мо-

сковской области.

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     5      6      7