ДОКЛАД ОБ ЭФФЕКТИВНОСТИ МЕР ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ПЕРЕРАБОТКИ ТВЕРДЫХ КОММУНАЛЬНЫХ ОТХОДОВ (2018 год) - часть 6

 

  Главная      Учебники - Разные     ДОКЛАД ОБ ЭФФЕКТИВНОСТИ МЕР ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ПЕРЕРАБОТКИ ТВЕРДЫХ КОММУНАЛЬНЫХ ОТХОДОВ (2018 год)

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     4      5      6      7     ..

 

 

ДОКЛАД ОБ ЭФФЕКТИВНОСТИ МЕР ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ПЕРЕРАБОТКИ ТВЕРДЫХ КОММУНАЛЬНЫХ ОТХОДОВ (2018 год) - часть 6

 

 

Общественная палата

CIVIC CHAMBER OF THE RUSSIAN FEDERATION

Российской Федерации

  

Приложение 5

148

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Общественная палата

CIVIC CHAMBER OF THE RUSSIAN FEDERATION

Российской Федерации

 

Приложение 5

149

Приложение 1

Перечень мероприятий,

проведенных Общественной палатой Тверской области

с 1 апреля по 15 июня 2018 года по экологической тематике, в том числе, по вопросу перера-

ботки твердых коммунальных отходов и обеспечению учета мнения граждан при строительстве и

эксплуатации объектов

по обработке, утилизации и обезвреживанию отходов.

апрель - июнь

Конкурс студенческих научных работ (законодательных инициатив) по теме: «Правовое регулирование и 

эффективность мер по обеспечению экологических требований и учета мнения населения при обращении с 

отходами потребления в Тверской области». Организатор – заместитель председателя ОП ТО 

Васильчук Юлия

Владимировна.

17 апреля

Заседание рабочей группы по развитию городской среды ТОС, ЖКК, сферы услуг и потребительского рынка. 

Тема - законодательное регулирование утилизации твёрдых бытовых отходов. Организатор – рабочая группа 

ОП ТО.

28 апреля
Общегородской субботник. Организатор – ОП ТО.

10 мая
Ежегодный экологический субботник. Организатор – заместитель председателя ОП ТО 

Васильчук Юлия Вла-

димировна.

11 мая
Встреча Волжского межрегионального природоохранного прокурора с предпринимателями в рамках про-

екта «Бизнес и власть: Откровенный разговор». Организатор – уполномоченный по защите прав предприни-

мателей в Тверской области, участники – члены ОП ТО.

17 мая
Подведение итогов конкурса студенческих научных работ и социальных экологических проектов по теме 

«Проблемы формирования экологической культуры детей и молодёжи». Организатор – заместитель председа-

теля ОП ТО 

Васильчук Юлия Владимировна.

29 мая
В  Постоянный  комитет  Законодательного  Собрания Тверской  области  по  транспорту  и  жилищно-комму-

нальному хозяйству направлено заключение по мероприятиям и рискам при переходе на новую систему об-

ращения с твердыми коммунальными отходами (ТКО). Организатор – руководитель рабочей группы ОП ТО по 

развитию городской среды ТОС, ЖКК, сферы услуг и потребительского рынка 

Кириченко Ольга Леонидовна.

4-6 июня
Участие в заседании аттестационной комиссии Московско-Окского территориального управления Федераль-

ного агентства по  рыболовству. Участник – заместитель председателя ОП ТО 

Васильчук Юлия Владимировна.

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Общественная палата

CIVIC CHAMBER OF THE RUSSIAN FEDERATION

Российской Федерации

  

Приложение 5

150

6 июня
Участие в работе Постоянного комитета ЗС ТО по аграрной политике и природопользованию. Участник – 

заместитель председателя ОП ТО 

Васильчук Юлия Владимировна.

7 июня
Публичные  обсуждения  результатов  правоприменительной  практики  во  втором  квартале  текущего  года 

Управлением  Росприроднадзора  по Тверской  области. Участник –  руководитель  рабочей  группы  ОП ТО  по 

общественному контролю, общественной экспертизе нормативных правовых актов и противодействию кор-

рупции 

Папушева Наталья Валерьевна.

7 июня
Круглый стол на тему: «Правовое регулирование и эффективность мер по обеспечению экологических тре-

бований и учета мнения населения при обращении с отходами потребления в Тверской области». Организа-

торы – заместитель председателя ОП ТО 

Васильчук Юлия Владимировна, руководитель рабочей группы ОП ТО 

по развитию городской среды ТОС, ЖКК, сферы услуг и потребительского рынка 

Кириченко Ольга Леонидовна.

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Общественная палата

CIVIC CHAMBER OF THE RUSSIAN FEDERATION

Российской Федерации

 

Приложение 5

151

Общественная палата Тверской области

Рекомендации заседания «круглого стола» на тему: «Правовое регулирование и эффективность

мер по обеспечению экологических требований и учета мнения населения при обращении с отхо-

дами потребления в Тверской области»

07.06.2018 г. по инициативе Общественной палаты Тверской области был организован и проведен «круглый 

стол».   Обсудив с  участием членов и экспертов Общественной палаты Тверской области, Министерства стро-

ительства и ЖКХ Тверской области, Росприроднзора по Тверской области, Тверской природоохранной проку-

ратуры, МУП г.Твери «Спецавтохозяйство» проблему создания эффективной системыобращения с отходами и 

обеспечения участия населения при принятии решений о размещении объектов, осуществляющих хранение, 

переработку, утилизацию отходов на территории Тверской области, участники «круглого стола» отмечают сле-

дующее:

  

В настоящее время проблема накопления отходов производства и потребления становится одной из 

основных угроз экологической безопасности в Тверской области.   Вместе с тем, в Тверской области отсутствует 

региональная программа  в области обращения с отходами. Основными проблемами являются: 

-  отсутствие  в  Тверской области в достаточном количестве полигонов, внесенных в государственный реестр 

мест размещения отходов, недостаточно развитая инфраструктура области  сортировки, переработки  от-

ходов и как следствие - низкая степень вторичного использования, отсутствие оборудования для обезвре-

живания и переработки отходов; 

-  отсутствие института государственно-частного партнерства в сфере обращения с отходами,   несанкциони-

рованные свалки. Своевременно не проводятся  работы по рекультивации земель, нарушенных в резуль-

тате несанкционированных свалок,  недостаточно информируется население об изменениях и переходе к 

новой системе сбора и размещения отходов. Низок уровень экологической культуры населения.  В Твер-

ской области не принимаются своевременно меры по приведению мест размещения отходов (свалок) в 

соответствие с требованиями, предусмотренными действующим законодательством  в сфере обращения 

с отходами. При этом недостаточно реализуется такое направление государственной политики в области 

обращения с отходами, как раздельный сбор и хранение отходов.

Предоставление земельных участков для жилищного строительства не всегда связано с созданием мест, 

приспособленных для раздельного сбора твердых отходов.

В соответствии с Указом Президента РФ от 7.05.2018г. «О национальных целях и стратегических задачах 

развития Российской Федерации на период до 2024 г.,  приоритетным национальным проектом является эко-

логия. В рамках национального проекта в сфере экологии указаны  такие цели и задачи, как эффективное 

обращение с отходами производства и потребления, включая ликвидацию всех выявленных на 01.01.2018 

г. несанкционированных свалок в границах города, формирование комплексной системы обращения с ТБО, 

включая ликвидацию свалок и рекультивацию территорий, на которых они размещены, создание условий для 

вторичного использования всех запрещенных к захоронению отходов производства и потребления, создание 

и эффективное функционирование системы общественного контроля, направленного на выявление и ликви-

дацию несанкционированных свалок; создание современной инфраструктуры, обеспечивающей безопасное 

обращение с  опасными отходами.  

Учитывая вышеизложенное, в целях создания эффективной системы обращения с твердыми коммунальны-

ми отходами и обеспечения учета мнения  граждан при  размещении, строительстве и эксплуатации объектов  

по обработке,  утилизации и обезвреживанию отходов,   рекомендовать:

Правительству Тверской области, Министерству строительства и ЖКХ Тверской области:  

1)  Разработать региональную программу в области  обращения с отходами, в том числе с твердыми комму-

нальными отходами.

2)  Проект региональной программы в области  обращения с отходами, в том числе с твердыми коммуналь-

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Общественная палата

CIVIC CHAMBER OF THE RUSSIAN FEDERATION

Российской Федерации

  

Приложение 5

152

ными отходами разместить на официальном сайте Правительства Тверской области и направить в Обще-

ственную палату Тверской области для организации общественного обсуждения.

3)  Своевременно  и эффективно осуществлять контроль  за исполнением  органами местного самоуправ-

ления  переданных им на основании Закона Тверской области от 7 апреля 2017г. № 12-ЗО отдельных 

государственных полномочий  по организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), 

транспортировке, обработке. утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отхо-

дов; координировать деятельность органов местного самоуправления по вопросам осуществления пере-

данных им государственных полномочий в области обращения с отходами.

4)  Рассмотреть вопросы и разработать предложения по вопросу привлечению инвестиций в строительство 

полигонов, отходосортиворочных и отходоперерабытывающих комплексов,  включая развитие государ-

ственно-частного партнерства в этой сфере.

5)  Организовать совместно с профильными НКО информирование населения и разъяснительную работу о 

переходе к новой системе сбора  и размещения отходов, о деятельности регионального оператора, фак-

тически сложившейся ситуации с объектами размещения отходов, о переходе на новую коммунальную 

услугу. 

 Органам местного самоуправления Тверской области:

1)  Обеспечить надлежащее исполнение переданных государственных полномочий в области обращения с 

отходами производства и потребления.

2)  Разработать и принять муниципальные целевые программы по обращению с ТБО и предусмотреть в бюд-

жетах муниципальных образований средства на  их реализацию.

3)  Организовать деятельность по выявлению несанкционированных свалок на территории муниципальных 

образований и принять все необходимые меры к их ликвидации.

4)  Предусмотреть в бюджете муниципальных образований  средства на разработку проекта рекультивации 

нарушенных земель, занятых несанкционированными свалками, и  организацию выполнения рекульти-

вационных работ.

5)  Привести места складирования отходов в надлежащие состояние, организовать места для раздельного 

сбора отходов. 

6)  Обеспечить  своевременное  информирование  населения  о  предполагаемом  строительстве    объектов 

размещения отходов,  выявление и учет мнения общественности при выборе мест размещения данных 

объектов, организацию и проведение публичных слушаний в рамках процедуры оценки воздействия на 

окружающую среду при выборе мест размещения отходов.

7)  Организовать систематическую просветительскую работу с  населением по  раздельному сбору отходов, 

а также по порядку сбора, утилизации,  переработки ТБО на территории населенных пунктов.

8)  Своевременно проинформировать население о предстоящих изменениях в сфере обращения с отходами 

и предполагаемом повышении тарифов. 

Общественной палате Тверской области:

1)  Участвовать в осуществлении общественного контроля, направленного на выявление и ликвидацию не-

санкционированных свалок, экологического просвещения, образования и воспитания населения по во-

просам  обращения с отходами, в том числе раздельного сбора с отходами

2)  Информировать население   о деятельности государственных органов в Тверской области, органов мест-

ного  самоуправления  в  сфере  обращения  с  отходами  потребления,  об  общественных  организациях  

в Тверской  области,  имеющих  положительный  опыт  работ  в  сфере  обращения  с    отходами  потребле-

ния. 

  

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Общественная палата

CIVIC CHAMBER OF THE RUSSIAN FEDERATION

Российской Федерации

  

Приложение 7

180

ПРИЛОЖЕНИЕ 7. 

Доклад «Территориальная схема обращения с отходами в Московской области. 
Сергиево-Посадский мусороперерабатывающий комплекс – катастрофа, которую 
нельзя допустить»

Председателю совета по правам 
человека при Президенте РФ 
Советнику Президента РФ 
Федотову Михаилу Александровичу
Председателю постоянной комиссии 
СПЧ по экологическим правам
 
Сергею Александровичу Цыпленкову
Адрес: 103132, Россия, город Москва, Старая 
площадь, дом 4
Секретарю Общественной Палаты 
Российской Федерации
 
Фадееву Валерию Александровичу
Председателю Комиссии по развитию 
агропромышленного комплекса и 
сельских территорий
Уваркиной Евгении Юрьевне
Председателю Комиссии по экологии и 
охране окружающей среды
Дударевой Альбине Евгеньевне
Адрес: 125993, г. Москва, ГСП-3, Миусская 
пл., д. 7, стр. 1
Руководителю Исполкома 
Общероссийского Народного Фронта
 
Анисимову Алексею Викторовичу
Адрес: 119285, г. Москва, ул. Мосфильмов-
ская, д. 40

От кого: Татьяна Валерьевна Мальцева, 
гражданский активист, правление движения «Народный Совет», 
Электронный адрес: 

vibegaez@gmail.com

Доклад

Территориальная схема обращения с отходами в Московской области.

Сергиево-Посадский мусороперерабатывающий комплекс – катастрофа, 

которую нельзя допустить.

Сергиев Посад

2018 г.

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Общественная палата

CIVIC CHAMBER OF THE RUSSIAN FEDERATION

Российской Федерации

 

Приложение 7

181

Оглавление

Введение ....................................................................................................................... 182 

Ситуация с отходами в Сергиево-Посадском районе Московской области ............. 183 

1. Изменения тарифа на вывоз отходов с приходом регионального оператора ......  184

2. Угроза развитию сельского хозяйства ...................................................................  184

3. Раздельный сбор отходов в Сергиево-Посадском районе ...................................  186

4. Объекты обращения с отходами в Сергиево-Посадском Районе .........................  189

5. Незаконная свалка пестицидов в Сергиево-Посадском районе ...........................  190

 Пути решения проблемы ..................................................................................................  191
 Особенности проблемы данного захоронения и варианты решения проблемы .......... 191 

6.  ФГУП «Радон» и анализы воды из артезианских скважин сельского  

поселения Шеметовское и поселка Реммаш .......................................................... 193

7.  ООО «Скоропусковский ситез» ................................................................................ 196

Заключение: выводы и рекомендации ......................................................................... 197

Рекомендации: .................................................................................................................... 198

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Общественная палата

CIVIC CHAMBER OF THE RUSSIAN FEDERATION

Российской Федерации

  

Приложение 7

182

Введение 

Данный доклад описывает актуальную ситуацию в Сергиево-Посадском районе с точ-

ки зрения проблемы отходов и экологии. Ситуация в районе типична для Московской обла-
сти в связи с тем, что Территориальная схема обращения с отходами в Московской области 
(Приложение к постановлению Правительства Московской области от 22.12.2017  № 984/47) 
затрагивает абсолютно все районы и проблемы обращения с отходами были одинаковы по 
всей области.

Цель доклада – донести актуальную информацию о сложившейся ситуации с отхода-

ми и о экологических проблемах в Сергиево-Посадском районе, а также дать рекомендации 
к действиям властей по устранению получившейся катастрофы.

Жители Сергиево-Посадского района не согласны с планами правительства Москов-

ской области по строительству объектов обращения с отходами на территории района, так 
как это приведет к необратимым последствиям. Пока еще не поздно предотвратить ката-
строфу, мы не можем молчать об этом и должны делать все, что в наших силах, чтобы сохра-
нить нашу землю и отстоять наше право на благоприятную экологию. 

Приложения:

1)  Постановление Верховного Суда Российской Федерации от 02.11.2015 г. № 305-

КГ15-13677

2)  Протокол лабораторных испытаний №6988 от 05.06.2018 (Вода централизованных 

систем питьевого водоснабжения с. Шеметово)

3)  Протокол лабораторных испытаний № 4107 от 05.11.2013 (вода из артезианской 

скважины, пос. Реммаш)

4)  Радиационно-гигиенический паспорт Сергиево-Посадского муниципального рай-

она за 2015 год.

5)  Письмо министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации Гу-

бернатору Московской области А.Ю. Воробьеву от 15.09.2014 № 05-12-29/20941

6)  Письмо Первого Заместителя Правительства Московской области Заместителю 

министра природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 20.10.2014 
№исх-12373/23

7)  Карта участка расположения незаконного захоронения пестицидов

8)  Определение Верховного суда Российской Федерации №305-КГ15-13677 от 

02.11.2015

9)  Письмо Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и 

благополучия человека от 16.07.2014 № СП.03-1896 Заместителю начальника 
управления экономического развития и АПК – начальнику отдела сельского хо-
зяйства Кончакову И.М.

10) Письмо Министерства экологии и природопользования Московской области от 

08.06.2018 №24ТГ-13024

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Общественная палата

CIVIC CHAMBER OF THE RUSSIAN FEDERATION

Российской Федерации

 

Приложение 7

183

 Ситуация с отходами в Сергиево-Посадском районе Московской области

Согласно Территориальной схеме обращения с отходами в Московской области (При-

ложение к постановлению Правительства Московской области от 22.12.2017  № 984/47)  
Сергиево-Посадский район относится к северному сектору и был выбран в качестве «опти-
мальной» площадки для расположения крупного объекта обращения с отходами – мусоро-
сортировочного комплекса и полигона для размещения неперерабатываемых отходов, так 
называемых, хвостов. Объект предполагается разместить на участках в районе деревни Са-
харово.

При анализе существующих объектов по обращению с отходами в территориальной 

схеме не было учтено ФГУП «Радон», находящееся на территории Сергиево-Посадского рай-
она менее чем в двух километрах от участков предполагаемого строительства новых объек-
тов по обращению с отходами. Дело в том, что ФГУП «Радон» принимает и размещает в своих 
хранилищах 80% радиоактивных отходов со всей территории России, необходимо учитывать 
количество принимаемых районом отходов и влияние данного объекта на экологическую об-
становку в регионе.

Также из документа мы можем узнать, что в Сахарове планируется строительство 

полигона отходов на 600 тысяч тонн в год. На сортировку планируется завозить еще 450 
тысяч тонн. Согласно балансу масс, приведенному в проектной документации на комплекс, 
доля отобранного вторсырья будет составлять всего около 7-15  %. Для других подобных 
комплексов, запланированных по новой терсхеме, показатели аналогичные. Получается, что 
9 миллионов тонн отходов, образующихся на территории Московской области будут давать 
только 7% вторичного сырья, то есть около 600 тысяч тонн. Даже сравнение порядков го-
ворит о том, что стратегия обращения с отходами не ставит целью уменьшение количества 
захораниваемых отходов, равно как и направление сырья в переработку. Это стратегия си-
юминутного решения проблемы без учета последствий. Так как запланированная система 
будет требовать все новых площадей для захоронения отходов. И закономерно вызывать 
протест у населения.

Мнение граждан по «мусорной проблеме» собирается и учитывается очень формаль-

но. Выборка непредставительна. На горячие линии звонят только активисты, которых эта 
проблема касается непосредственно. Этих людей не так много. Фактически, данные об об-
щественном мнении централизованно не собирались.

Существует очень много административных барьеров для людей, желающих участво-

вать в решении мусорной проблемы. Начиная с проблемы информированности, когда чело-
век, столкнувшийся со строительством полигона или МСЗ рядом со своим домом просто не 
знает, куда обращаться. Местные власти и общественные организации чаще всего пассив-
ны и не информированы в вопросе, а иногда и вовсе настроены против граждан. Система 
общественных слушаний по вопросам перевода земли и проектам строительства объектов 
обращения с отходами работает на максимальное ограничение числа участников – людей 
попросту не информируют о проводимых мероприятиях, приводя на них ангажированных, 
подсадных участников. Независимо от результатов слушаний принимаются разрешительные 
решения и застройщик и заказчик получают возможность и дальше не обращать внимание 
на общественное мнение.

Экологическое просвещение населения и продвижение раздельного сбора проводят 

только подвижники и волонтеры, в большинстве своем не получающие никакой поддержки 
от государства. Более того, если власти видят в волонтерах угрозу, например мусороперера-

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Общественная палата

CIVIC CHAMBER OF THE RUSSIAN FEDERATION

Российской Федерации

  

Приложение 7

184

батывающим предприятиям, то волонтерское движение попросту «глушится» и не получает 
больше возможности работать, как это случилось, например, в Костроме после строитель-
ства мусоросортировочного комплекса.

Изменения тарифа на вывоз отходов с приходом регионального оператора

В качестве предполагаемого регионального оператора в Сергиево-Посадском сек-

торе была выбрана компания ООО «Растрим МО» (уставной капитал 10 000 рублей) - под-
контрольная ООО «РТ Инвест» (учредитель 30%). Начиная с 1 января 2019  года она должна  
начать свою работу в Сергиевом-Посадском кластере. До настоящего момента компания 
не обладает техникой и никогда не работала в области обращения с отходами. Также у ком-
пании нет своих полигонов, мусоросортировочных комплексов, объектов размещения и за-
хоронения. Средств на строительство современных мусороперерабатывающих заводов до 
момента начала сбора тарифа с населения у компании также нет. Экономическая составля-
ющая проекта не определена – инвестор заявляет о намерении вложить 2,5 -2,9  млрд. ру-
блей в строительство объекта. Проекта до сих пор нет, зато высока вероятность, что этому 
частному бизнесу потребуются государственные дотации. Также компания отказалась от 
строительства полигона захоронения отходов в Филипповском (Киржачский район Влади-
мирской области), то есть утратила гипотетическую резервную площадку для размещения 
одного из объектов.

Терсхема регламентирует появление большого количества крупных, высокотехноло-

гичных и ресурсоемких объектов по обращению с отходами в Московской области. Эти объ-
екты требуют больших капиталовложений из госудаственного бюджета и инвестиций частных 
организаций. В связи с этим планируется увеличение тарифа на 200 -300 % для населения. 
Тариф на вывоз мусора утверждается 1 сентября Правительством МО – 4 900 рублей за вы-
воз 1 тонны ТКО (твердые коммунальные отходы), что составит 980 рублей за 1 куб м. 

При существующий тарифах в районе с учетом нормы накопления на 1 квадратный 

метр 3,18 – 4,99 рублей на квадратный метр стоимость вывоза составляет 450-550 рублей за 
куб метр. В случае утверждения тарифа региональному оператору с 1 января вывоз мусора 
подорожает примерно до 9,80 рублей за квадратный метр жилья для населения. Таким об-
разом повышение тарифа для населения составит от 2 до 3,5 раз в зависимости от тарифа 
действующего на сегодняшний момент в конкретном поселении района.

Угроза развитию сельского хозяйства

Сергиево-Посадский район — один из крупнейших районов в Московской области по 

значительному числу показателей, от географического размера до производственных по-
казателей. Сергиево-Посадский район является одним из признанных лидеров региона по 
развитию сельского хозяйства. 

В настоящее время район входит в пятерку областных лидеров по показателю ввода 

земель сельскохозяйственного назначения в оборот. На протяжении последних лет Адми-
нистрация Сергиево-Посадского муниципального района действительно прилагает актив-
ные усилия в этом направлении. Только в 2017 году введено в оборот 1601,9 га земель 
сельскохозяйственного назначения, что позволило довести долю обрабатываемой пашни 
до 97,4%.

В Сергиево-Посадском районе активно развиваются различные направления живот-

новодства (производства мяса птицы и яиц, мяса и молока крупного рогатого скота) и расте-
ниеводство (производство зерна, картофеля и иных овощеводческих культур).

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Общественная палата

CIVIC CHAMBER OF THE RUSSIAN FEDERATION

Российской Федерации

 

Приложение 7

185

Сергиево-Посадский муниципальный район – это один из немногих районов Москов-

ской области, где производство молока и молочной продукции не только не сокращается, но 
и ежегодно растет. В 2017 году средний надой от одной коровы составил 7683 кг, что более 
чем на 1000 кг превышает средние показатели по области. В отдельных хозяйствах валовая 
продуктивность животных превышает 10 тыс. кг молока. По данным на июль 2018 года, район 
занимает второе место в Московской области по количеству дойного поголовья, незначи-
тельно уступая лидеру. 

Сельскохозяйственные предприятия района способны производить продукцию само-

го высокого качества, востребованную на перерабатывающих комплексах района, области 
и соседних регионов. Непосредственно в районе существует целый ряд перерабатывающих 
предприятий пищевой промышленности: мясоперерабатывающий завод, хлебокомбинат, 
молокозаводы и сыроварни, консервный завод.  

На этом фоне следует отметить тот факт, что Администрацией района регулярно согла-

совываются и одобряются инвестиционные проекты, направленные на дальнейшее развитие 
сельского хозяйства в районе, в том числе расширение пахотных земель. Непосредственно 
25 июня 2018 г. Администрацией района были подписаны два соглашения на строительство 
двух современных животноводческих комплексов на территориях Шеметовского и Селков-
ского сельских поселений общим объемом 2,5 тысячи голов дойного стада, а также муко-
мольного комбината глубокой переработки.

Вместе с тем дер. Сахарово, избранная местом организации мусороперерабатыва-

ющего комплекса и полигона захоронения твердых бытовых отходов, располагается непо-
средственно на землях Шеметовского сельского поселения и в непосредственно близости 
от границы с Селковским сельским поселением. 

Таким образом, Администрация Сергиево-Посадского муниципального района прини-

мает буквально взаимоисключающие решения или решения, непосредственно опасные для 
жизни и здоровья и населения.

Угрозы и риски продовольственной безопасности со стороны мусороперерабатыва-

ющей станции и полигона захоронения отходов, построенных по предлагаемым в принятой 
территориальной схеме нормам, очевидны. Загрязнение почвы, води и воздуха опасными 
для жизни и здоровья веществами непосредственно отразится на сельскохозяйственных 
культурах, используемых как на корм скоту, так и употребляемых  в пищу.

Получение безопасной и полезной сельскохозяйственной продукции (как растение-

водческой, так и животноводческой) невозможно без контроля над экологическими условия-
ми. Основные положения современной концепции экологически чистого питания, являющей-
ся приоритетной в обеспечении продовольственной безопасности страны, грубо нарушаются 
подобными решениями, чреватыми реальными рисками здоровью и жизни населения реги-
она.

Таким образом, разработанная Правительством Московской области территориаль-

ная схема по обращению с твердыми коммунальными отходами явно нарушает основные 
положения государственной стратегии по обеспечению экологической и продовольствен-
ной безопасности, оздоровлению и увеличению продолжительности жизни граждан Россий-
ской Федерации и может нанести непоправимый и неоправданный вред успешному развитию 
сельского хозяйства в регионе, в котором, помимо прочего, постоянно занята значительная 
доля местного населения.

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Общественная палата

CIVIC CHAMBER OF THE RUSSIAN FEDERATION

Российской Федерации

  

Приложение 7

186

Раздельный сбор отходов в Сергиево-Посадском районе

В качестве способа раздельного сбора отходов в территориальной схеме выбран  

двухконтейнерный. При планируемой системе сбора отходов возможно отделить и перера-
ботать 7-10%  от массы ТБО, а остальное приходится захоранивать на полигонах.  Однако 
существует возможность отделить до 90% отходов, а захоронить только 10%. Людей пуга-
ют тем, что при введении многоконтейнерной системы раздельного сбора расходы на вывоз 
мусора вырастают, однако это не так. Вторичное сырье, выделяемое из отходов является 
ценным ресурсом. Заводам по переработке необходимо загрузить свои производственные 
мощности и они готовы платить за качественное сырье. 

Территориальная схема предлагает следующий вариант финансовых потоков: жите-

ли платят за вывоз мусора (тариф возрастет в 2-4 раза). Далее мусор будет проходить через 
сортировку, что увеличивает затраты на обработку. Затем сырье предполагается продавать 
заводам-переработчикам, а оставшееся сжигать. Мусоросжигательным заводам жители бу-
дут платить за поставляемую электроэнергию и тепло, а после сжигания зола и шлак – отхо-
ды повышенного класса опасности – будут также свозиться на полигоны для захоронения. 
Заводы и предприятия по захоронению отходов – объекты частной собственности, следова-
тельно, возможность государственного регулирования стоимости их услуг затруднена. По-
мимо этого, территориальная схема обеспечивает монополию в отрасли для региональных 
операторов и ограничивает возможности входа на рынок новых участников.

Однако, переработка вторичного сырья – единственная разумная альтернатива уста-

ревшим технологиям обращения с отходами. Вся система переработки отходов должна опи-
раться именно на глубокую сортировку в местах образования отходов. В таком случае, по-
следующая сортировка на мусороперерабатывающем комплексе упрощается и сводится к 
накоплению объемов для отправки переработчику. Чем меньше стадий обработки проходит 
сырье, тем ниже будет его стоимость, и чем лучше оно будет отсортировано изначально, тем 
выше будет его качество и получаемый объем.

Для чего нужен раздельный сбор отходов?

1)  Позволяет изъять из категории отходов и направить на переработку до 90% полезного 

сырья, некоторые технологии позволяют достичь и более высоких показателей.

2)  Позволяет избавиться от необходимости в строительстве крупных полигонов для утилиза-

ции отходов.

3) Позволяет избавиться от мусоросжигательных заводов.

4) Позволяет рекультивировать полигоны, стихийные и нелегальные свалки.

5) Позволяет контролировать производство потенциальных отходов.

6)  Позволяет улучшить контроль и обратную связь на протяжении всей цепочки от образова-

ния до переработки отходов, рецикла и утилизации неперерабатываемых отходов.

7) Повышает ответственность производителей отходов – от частных лиц до предприятий.

8)  Снимает социальную напряженность в местах, где отходы плохо вывозятся, где планиру-

ется строительство полигонов, площадок временного хранения отходов и мусоросжига-
тельных заводов.

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Общественная палата

CIVIC CHAMBER OF THE RUSSIAN FEDERATION

Российской Федерации

 

Приложение 7

187

9)  Позволяет сохранять территории, пригодные для сельского хозяйства и рекреации вблизи 

городов.

10)  В долгосрочной перспективе разумный подход к образованию отходов и обращению с 

ними позволяет снизить проблемы с экологией, здоровьем населения, сельским хозяй-
ством, избавиться от экономически и экологически нецелесообразных способов произ-
водства и потребления товаров.

Как это работает?

1)  Все отходы, подлежащие переработке собираются раздельно по фракциям в местах их 

образования. Существует возможность сортировки смешанных отходов.

2)  Снижение общего количества отходов до 10% и менее от настоящего позволит отказаться 

от строительства множества крупных полигонов ТБО и новых МСЗ, что снизит социальную 
и экологическую напряженность в местах, где такое строительство планируется, а также 
тариф за вывоз отходов. Введение многоконтейнерной системы сбора отходов позволяет 
отслеживать потребность в тех или иных средствах переработки, а также вводит здоровую 
конкуренцию за перерабатываемое сырье, что позволяет избежать образование нелегаль-
ных свалок, так как мусор перестает быть финальным продуктом, а переходит в категорию 
сырья для промышленных предприятий.

3)  Мусоросжигание является устаревшей и невыгодной технологией, так как такой подход 

сильно ухудшает экологию, а также уничтожает полезные ресурсы для промышленных 
предприятий. Это технологический тупик.

4)  Рекультивация нелегальных свалок становится приоритетной технологией для компаний 

ранее планировавших строительство полигонов и МСЗ, как альтернатива.

5)  Потребители вторичного сырья или производители продукции из вторичного сырья стано-

вятся заинтересованными в получении сырья для повторной переработки.

6)  Начиная от человека, который выбрасывает уже не мусор, а сдает сырье в переработку: 

это становится выгодным, так как избавляет людей на местах от свалок мусора, вводит 
ответственность за производство отходов – предполагается введение дифференцирован-
ного тарифа для людей и предприятий перешедших на РСО, которые будут платить мень-
ше и людей, продолжающих выбрасывать смешанные отходы, которые вынуждены будут 
платить за их сортировку и дальнейшую утилизацию.

7)  Компании, занимающиеся вывозом отходов становятся не конечным пунктом, а посредни-

ком меду сборщиками вторсырья и предприятиями – переработчиками. Быть посредником 
станет выгоднее, потому что будет стимул возить больше вторсырья и меньше мусора.

8)  Отходы, пригодные к переработке выводятся из категории «мусора», что позволяет выве-

сти из «тени» так называемый «мусорный бизнес».

Что для этого нужно?

1) Определить все доступные предприятия-переработчики отходов в регионе. 

2) Определить все доступные мусоровывозящие компании. 

3) Определить всех производителей отходов их долю производства. 

4) Составить карту распределения вторсырья в зависимости от принимаемого переработчиками. 

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Общественная палата

CIVIC CHAMBER OF THE RUSSIAN FEDERATION

Российской Федерации

  

Приложение 7

188

5  Сопоставить объемы производства сырья с потребностями в регионе и выяснить необхо-

димость дальнейшей транспортировки.

6)  Организовать систему накопления сырья по видам для дальнейшей транспортировки пе-

реработчику.

7) Выбрать технологию обращения с неперабатываемыми отходами.

8) Рассчитать тарифы для разных типов производителей отходов с учетом РСО. 

9)  Организовать обучение людей раздельному сбору отходов и систему экологического про-

свещения.

Раздельный сбор отходов в Сергиево-Посадском районе. 

Согласно федеральному закону “Об отходах производства и потребления” существует ие-
рархия обращения с отходами, согласно которой РСО является приоритетным способом 
обращения с отходами. В связи с этим необходима разработка районной системы РСО, ко-
торая будет включать в себя создание инфраструктуры, материально-технической базы, и 
программы просвещения населения. 

Все отходы, образующиеся у населения на придомовых территориях можно разделить на 2 
категории: опасные отходы I-IV класса опасности и твердые коммунальные (ТКО). 

Опасные отходы являются основным загрязнителем окружающей среды, остро стоит 

вопрос изъятия их из общей массы отходов. Необходимо организовать сеть стационарных 
пунктов по сбору опасных отходов в малом объеме у населения, обслуживание этих пунктов 
лицензированными предприятиями. Дальнейшее обращение и утилизация собранных отхо-
дов также должна осуществляться лицензированными организациями с предоставлением 
экологической отчетности. 

Распространенные отходы, образующиеся у населения: люминесцентные лампы, бы-

товые батарейки, аккумуляторные батареи, использованные фильтры, отработанные масла, 
изношенные покрышки.

После извлечения опасных отходов, твердые коммунальные отходы включают в себя: 

• Органические отходы 

• Вторичное сырье, пригодное к переработке в регионе 

• Мусор - неорганические отходы непригодные к переработке в регионе. 

Смешанный сбор этих трех типов нежелателен, потому что мокрые органические отхо-

ды пачкают вторичное сырье и снижают его качество многократно. При дальнейшей сорти-
ровке из массы мокрых смешанных отходов трудно выбрать полезную фракцию, сортировка 
очень энергозатратна и экономически невыгодна. Органические отходы требуют отдельного 
сбора для дальнейшей утилизации в компост или биогаз. Сбор вторичного сырья и мусора 
допустим и более экономически выгоден, при сортировке сухих смешанных отходов выде-
лить полезную фракцию легко, качество извлекаемых ресурсов высокое. 

Таким образом, мы получаем дуальную систему накопления ТКО на придомовых террито-

риях, которая обеспечивает максимально эффективное обращение с отходами, с сохранением 
природных ресурсов. Для создания этой системы необходима инфраструктура - сеть площа-
док РСО и материально-техническая база для обращения с раздельно собранными отходами. 

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Общественная палата

CIVIC CHAMBER OF THE RUSSIAN FEDERATION

Российской Федерации

 

Приложение 7

189

МТБ включает в себя: автомобильный парк для обслуживания площадок, сортировочную линию, 
пресс-компактор, складские помещения для накопления вторичного сырья. 

Программа просвещения населения включает в себя два основных направления: об-

учение и общественный контроль. Обучение предполагает информирование населения о со-
временных способах обращения с отходами и возможностях РСО в конкретном населенном 
пункте. Общественный контроль предполагает прозрачность системы РСО, отслеживание 
пути отходов от придомового контейнера до конечного переработчика. Также важна возмож-
ность контроля, регулирования и изменения системы самими жителями.

Однако областные власти не идут на диалог с обществом, навязывая решения, при-

нятые не в интересах или по согласованию с жителями, а исключительно ради выгоды не-
большой группы компаний, вовлеченных в процесс строительства и эксплуатации планируе-
мых объектов обращения с отходами. Выбранная стратегия обращения с отходами на долгие 
годы сделает Московскую область заложницей принятых решений – власти будут вынуждены 
искать все новые места для полигонов, увеличивая дальность их расположения, стоимость 
размещения и, соответственно тарифы для населения.

Новые технологии сжигания еще несколько десятков лет будут недоступны в нашей 

стране. Уже сейчас выбраны технологии на 15-30 лет устаревшие. При возможности постро-
ить систему с нуля, навести порядок в отрасли и уменьшить количество отходов, был выбран 
путь, для которого уменьшение этого количества заведомо невыгодно, а следовательно, про-
водиться вряд ли будет.

При этом уменьшать количество бытового мусора несложно. Для этого нужно создать 

людям условия для удобного РСО, наладить просвещение, начиная с детских садов и школ 
и принять меры законодательного влияния на производителей, позволившие бы упростить 
обращение и переработку тары и вторсырья. Однако, с 2014 года, когда начались первые 
действия по созданию и продвижению новой территориальной схемы, ни одна из этих мер не 
была широко внедрена «сверху». Инициатива исходит от граждан: появилось много волон-
терских движений по раздельному сбору отходов и продвижению разумного потребления. 
Концепция «Ноль отходов» стала модным увлечением. Люди сами идут к совершенно другой 
системе обращения с отходами – к бережливости по отношению к природным ресурсам.

Объекты обращения с отходами в Сергиево-Посадском Районе 

Сфера обращения с отходами в Российской Федерации в настоящее время является 

не высокотехнологичной и экономически неэффективной, поскольку де-факто функциони-
рует в зоне «теневой экономики». В сложившихся в Московской области условиях власти 
полностью зависят от существующих действующих полигонов ТБО, которые не соответству-
ют никаким нормам и правилам и работают по «серым» схемам приема отходов. При этом 
они перегружены. Из-за необдуманных обещаний просто закрыть самые проблемные по-
лигоны, нагрузка на все оставшиеся возросла в разы. Фактически из-за популистских мер 
мусор стало возить некуда.

При существующей территориальной схеме обращения с отходами в Московской об-

ласти стимулировать переработку невозможно, так как все сырье будут забирать монополи-
сты-региональные операторы, а жителям и перерабатывающим компаниям придется втри-
дорога платить за сырье, полученное на построенных дорогих и новых заводах, которые 
необходимо будет окупить.

Планируемые заводы будут принадлежать частным компаниям, сделав зависимыми от 

своего сырья существующих переработчиков.

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Общественная палата

CIVIC CHAMBER OF THE RUSSIAN FEDERATION

Российской Федерации

  

Приложение 7

190

При упоре на технологии сжигания, которое было выбрано в качестве основы суще-

ствующей стратегии, сортировка и переработка становятся «конкурентами» сжигания и при 
выбранных масштабах внедрения обречены на провал, либо номинальное существование.

Экологический сбор пойдет на строительство инфраструктуры сжигания, что в прин-

ципе не правильно и противоречит заявленным целям РОП – переработке произведенных 
отходов.

При этом полностью отвергается политика предотвращения образования отходов и 

построение системы их переработки.

Существующие действующие полигоны, по сути являются свалками. Санитарные нор-

мы и правила не соблюдаются, мощности по приему отходов превышаются многократно. 
Фактически, полигоны находятся на «ручном» управлении Министерства Экологии Москов-
ской области. Иных способов и методов контроля в сложившейся ситуации не предполага-
ется.

Московская область, помимо официальных, имеет еще и незаконные свалки и му-

сороперегрузочные станции, где обращение с отходами осуществляется без лицензий и с 
несоблюдением норм. Такие предприятия устраиваются, как правило, на частной закрытой 
территории и их доход никак не контролируется. Отходы с таких мусороперегрузок неле-
гально сжигаются, либо свозятся на стихийные свалки.

В Сергиево-Посадском районе 11 июля сгорела одна из таких нелегальных мусоро-

перегрузочных станций в сельском поселении Шеметовское. Местные жители уже долгое 
время жаловались на шум и вонь, исходившие от этого «предприятия», но никаких действий, 
по приведению места в порядок, а владельца к ответственности власти не предпринимали. 
Перегрузка была устроена на земле сельскохозяйственного назначения. 

Однако на территории района есть легальные действующие предприятия по обраще-

нию с ТБО, мощностей которых хватит для работы с отходами внутри района. Компания ООО 
«Арсенал-Технологии» производит сортировку ТБО рядом с территорией закрытого полиго-
на Парфеново. Мощности сортировки достаточно для обеспечения развития на территории 
района системы раздельного сбора отходов и направления вторсырья на переработку.

Сам полигон Парфеново был закрыт прежде чем исчерпал свои мощности по захо-

ронению отходов. Он вполне мог обслуживать район еще 3-4 года, а при введении системы 
раздельного сбора отходов и уменьшения количества захораниваемых отходов и дольше.

То есть в Сергиево-Посадском районе есть ресурсы для решения проблемы отходов 

на уровне муниципалитета, которые не требуют капиталовложений со стороны государства 
или инвесторов. И использование этих ресурсов не приведет к росту тарифов для населения.

Незаконная свалка пестицидов в Сергиево-Посадском районе 

На одном из участков, запланированных под строительство новых объектов обраще-

ния с отходами располагается незаконная свалка пестицидов.

Учитывая то обстоятельство, что на протяжении значительного времени администра-

ции Сергиево-Посадского района не удалось привлечь должного внимания со стороны об-
ластного Правительства, а так же привлечь средства на ликвидацию бесхозного могильни-
ка неустановленных ядохимикатов было подготовлено и направлено обращение  в комитет 
Государственной Думы по природным ресурсам, природопользованию и экологии на имя 
Председателя комитета В.И. Кашина № 01-16/3339 от 02.12.2013 г., в котором была изложена 

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     4      5      6      7     ..