ДОКЛАД ОБ ЭФФЕКТИВНОСТИ МЕР ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ПЕРЕРАБОТКИ ТВЕРДЫХ КОММУНАЛЬНЫХ ОТХОДОВ (2018 год) - часть 5

 

  Главная      Учебники - Разные     ДОКЛАД ОБ ЭФФЕКТИВНОСТИ МЕР ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ПЕРЕРАБОТКИ ТВЕРДЫХ КОММУНАЛЬНЫХ ОТХОДОВ (2018 год)

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     3      4      5      6     ..

 

 

ДОКЛАД ОБ ЭФФЕКТИВНОСТИ МЕР ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ПЕРЕРАБОТКИ ТВЕРДЫХ КОММУНАЛЬНЫХ ОТХОДОВ (2018 год) - часть 5

 

 

Общественная палата

CIVIC CHAMBER OF THE RUSSIAN FEDERATION

Российской Федерации

 

Приложение 1

73

3. Минприроды России, Минстрою России, ФАС России, Роспротребнадзору, 

руководству субъектов Российской Федерации:

- Обеспечить включение в руководящие документы по обращению с отходами субъектов Российской Фе-

дерации мероприятий по предотвращению образования отходов, а также целевых показателей и мер по 

снижению образования отходов;

- Обеспечить включение в руководящие документы по обращению с отходами субъектов Российской Фе-

дерации  целевых  показателей  по  развитию  раздельного  сбора  основных  видов  отходов  (макулатура, 

полимеры, стеклотара, металлы), а именно:

1) доля контейнерных площадок, охваченных инфраструктурой раздельного сбора отходов с круглосуточ-

ным доступом (в динамике по годам с перспективой охвата всех контейнерных площадок для сбора ТКО 

региона);

2) виды раздельно собираемого вторсырья;
3) количество отбираемого вторсырья с помощью раздельного сбора отходов.

- В рамках своих полномочий обеспечить внесение изменений в территориальные схемы обращения с 

отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами субъектов Российской Федерации, для при-

ведения их в соответствие с приоритетами государственной политики Российской Федерации в сфере 

обращения с отходами;
- Принять меры по развитию в субъектах Российской Федерации системы раздельного сбора опасных и 

органических (пищевых) отходов от населения и юридических лиц, обеспечив население региона необхо-

димой инфраструктурой и установив в руководящих документах по обращению с отходами соответствую-

щие целевые показатели по увеличению количества собираемого вторичного сырья в динамике по годам;
- Установить предельный тариф на оказание коммунальный услуги по обращению с ТКО, позволяющий 

населению сокращать свои расходы на вывоз смешанных отходов для захоронения, отдавая предпочте-

ние раздельному сбору отходов, направляемых на утилизацию (использование);
- Разработать и представить в Правительство РФ комплекс мер, направленных на ограничение оборота на 

территории РФ одноразовой тары и упаковки, а также по регулированию сферы обращения с труднопе-

рерабатываемыми композитными материалами (упаковка, состоящая из разнородных материалов);
- Разработать систему сбора экологических платежей в рамках реализации РОП, позволяющую аккуму-

лировать и расходовать средства целевым образом во избежание субсидирования менее приоритетных 

направлений обращения с отходами за счет более приоритетных.
- Сформировать предложения по внесению изменений в законодательство Российской Федерации, пред-

усматривающие гармонизацию законодательства в области охраны окружающей среды и законодатель-

ства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения в целях выработки 

единых подходов к классификации отходов:

а) внести изменения в Закон об отходах, предусматривающие определение класса опасности отхода в зави-

симости от степени негативного воздействия на окружающую среду и здоровье человека;

б) предусмотреть в статье 4.1 Закона об отходах, что отходы в зависимости от степени негативного воз-

действия  на  окружающую  среду  и  здоровье  человека  подразделяются  в  соответствии  с  критериями, 

установленными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное ре-

гулирование в области охраны окружающей среды, и федеральным органом исполнительной власти, осу-

ществляющим функции по разработке и утверждению государственных санитарно-эпидемиологических 

правил и гигиенических нормативов, что позволит выработать единые подходы к классификации отходов 

по принципу «один нормативный акт – одна классификация»;

в) разработать межведомственный нормативный правовой акт, предусматривающий установление критери-

ев оценки класса опасности отходов в зависимости от степени негативного воздействия на окружающую 

среду и здоровье человека.

 4. Органам исполнительной власти субъектов РФ:

- Правительству Московской области и Правительству Республики Татарстан привести территориальные 

схемы обращения с отходами в соответствие с приоритетами государственной политики по обращению 

с отходами и на основании уточненных целевых показателей пересмотреть решение о необходимости 

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Общественная палата

CIVIC CHAMBER OF THE RUSSIAN FEDERATION

Российской Федерации

  

Приложение 1

74

реализации проектов по строительству заводов термического обезвреживания твердых коммунальных 

отходов (МСЗ);

- Для актуализации и дополнения информации, содержащейся в территориальных схемах обращения с 

отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, провести работу по их корректировке с 

учетом выявленных недостатков и полученных замечаний и приведению в соответствие с приоритетами 

государственной политики в сфере обращения с отходами в Российской Федерации согласно п.2 ст.3 

федерального закона №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»;

- Разработать альтернативные проекты с развитием инфраструктуры для РСО и строительством мощностей 

вторичной переработки отходов в полезную продукцию в соответствии с действующими приоритетами 

государственной политики в сфере обращения с отходами, установив целевые показатели в динамике по 

годам и определив мероприятия по предотвращению образования отходов.

5. Предложить Президенту РФ включить в Рейтинг эффективности 

деятельности губернаторов следующие показатели:

- по осуществлению населением в соответствующем субъекте Российской Федерации раздельного сбора 

отходов потребления;

- по обеспечению минимально допустимого уровня сбора и промышленной переработки вторичного сы-

рья;

- по реализации проектов и программ устойчивого развития;
- по ликвидации очагов накопленного экологического ущерба;
- по формированию современной инфраструктуры в сфере обращения с отходами производства и потре-

бления.

 

6. Председателю Государственной Думы ФС РФ:

- Для реализации мер, предусмотренных в рамках проведения года Экологии, рекомендовать внести в 

примерную программу законопроектной работы Государственной Думы ФС РФ на период осенней сес-

сии 2017 года в части законопроектов, подлежащих первоочередному рассмотрению, и обеспечить рас-

смотрение, законопроекта № 1039273-6 «О внесении изменений в статью 217 части второй Налогово-

го кодекса Российской Федерации» (об освобождении от обложения НДФЛ доходов физических лиц, 

полученных  от  реализации  бытовой  макулатуры),  направленного  на  стимулирование  деятельности  по 

переработке отходов производства и потребления и предусматривающее участие малого бизнеса и на-

селения в деятельности по сортировке, переработке отходов, ликвидации объектов накопленного вреда 

окружающей среде

 

7. Правительству РФ, Минприроды России:

- проработать совместно с Советом вопрос о создании государственно-общественной системы монито-

ринга  ситуации  с  образованием  и  утилизацией  отходов,  включая  сбор  показателей  состояния  почвы, 

воды и воздуха рядом со свалками и полигонами ТКО, а также предприятиями по термическому обезвре-

живанию отходов.

 

8. Главам субъектов Российской Федерации

- рекомендовать проведение в средствах массовой информации и информационно-коммуникационной 

сети Интернет постоянной разъяснительной работы о мерах, проводимых субъектом Российской Федера-

ции по реализации приоритетов государственной политики в сфере обращения с отходами, в том числе 

с твердыми коммунальными отходами, о существующей системе раздельного сбора ТКО в регионе и о 

его преимуществах.

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Общественная палата

CIVIC CHAMBER OF THE RUSSIAN FEDERATION

Российской Федерации

 

Приложение 2

75

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Материалы ОНФ

Секретарю  

Общественной платы  

Российской Федерации 

В.А.ФАДЕЕВУ

Уважаемый Валерий Александрович!

Во исполнение пункта 2 перечня поручений Президента Российской Федерации от 2 декабря 2017 г. № Пр-

2436 о проведении анализа Общественной палатой Российской Федерации совместно с Советом при Пре-

зиденте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека и Общероссийским 

общественным движением «НАРОДНЫЙ ФРОНТ «ЗА РОССИЮ» эффективности мер по обеспечению перера-

ботки твердых коммунальных отходов, а также представлении предложений по обеспечению учета мнения 

граждан Российской Федерации при строительстве объектов, используемых для переработки указанных от-

ходов, сообщаем.

I. Анализ эффективности мер по обеспечению переработки

твердых коммунальных отходов.

Частью 2 статьи 3 Федерального закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребле-

ния» (далее – Закон № 89-ФЗ) определена приоритетность направлений государственной политики в области 

обращения с отходами в следующей последовательности:

максимальное использование исходных сырья и материалов;

предотвращение образования отходов;

сокращение образования отходов и снижение класса опасности отходов в источниках их образования;

обработка отходов;

утилизация отходов;

обезвреживание отходов.

Однако  эта  последовательность  не  соблюдается  на  федеральном  уровне,  а  также  при  региональном 

планировании.  Региональные  программы  в  области  обращения  отходов  предусматривают  в  первую  оче-

редь  строительство  объектов  захоронения  и  сжигания  отходов.  Федеральные  целевые  программы  также  

не соблюдают  установленную Законом № 89-ФЗ последовательность.

ОБЩЕРОСИЙСКИЙ НАРОДНЫЙ ФРОНТ выделяет следующие приоритетные меры обеспечения переработ-

ки твердых коммунальных отходов (далее – ТКО).

1. Совершенствование государственной системы учета, планирования  

и управления отрасли обращения с отходами.

Эксперты ОНФ отмечают, что законодательство в области обращения с отходами несовершенно и имеет 

противоречия. Особенно отмечается отсутствие в Законе № 89-ФЗ регулирования в области вторичного сырья, 

что существенно снижает эффективность всех мер по обеспечению переработки ТКО.

Кроме того, существующие виды отчетности не позволяют объективно увидеть систему обращения с отхо-

дами и являются лишь бюрократическим обременением для хозяйствующих субъектов. Государственные над-

зорные органы не в силах проверить объективность внесенных в отчеты данных, а также проконтролировать 

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Общественная палата

CIVIC CHAMBER OF THE RUSSIAN FEDERATION

Российской Федерации

  

Приложение 2

76

эти  процессы.  В  результате  в  системе  государственного  мониторинга  отсутствуют  достоверные  сведения  о 

положении дел в сфере обращения с отходами, что сильно затрудняет возможности и эффективность государ-

ственного и общественного контроля в этой области.

Сегодня, для того чтобы иметь возможность вести эффективный учет количества предприятий по перера-

ботке отходов, необходимо в первую очередь прописать такой вид хозяйственной деятельности через вне-

сение дополнений в общероссийский классификатор видов экономической деятельности (далее – ОКВЭД), а 

готовую продукцию из вторичного сырья необходимо выделить отдельно в общероссийском классификаторе 

продукции по видам экономической деятельности (далее – ОКПД), что позволит увидеть, сколько отходов пе-

реработано и какая продукция из них получилась. В дальнейшем, различные коды на одну и ту же продукцию 

из исходного и вторичного сырья дадут конкурентные преимущества последним, в том числе при осуществле-

нии «зеленых» закупок.

Основами  системы  обращения  с  отходами,  в  том  числе  с  ТКО,  являются  территориальные  схемы  в  об-

ласти  обращения  с  отходами  (далее –  территориальные  схемы),  региональные  программы  в  области  об-

ращения  с  отходами  (далее  –  региональные  программы),  а  также  институт  региональных  операторов  

по обращению ТКО (далее – институт региональных операторов).

ОНФ в рамках исполнения пункта 3 перечня поручений Президента Российской Федерации от 20 апреля 2016 

г. № Пр-725 о проведении анализа принятых в субъектах Российской Федерации нормативных правовых актов, 

регламентирующих деятельность по сбору и переработке твёрдых коммунальных отходов, а также организацию 

работы по обеспечению прозрачности и информационной открытости конкурсных процедур по отбору регио-

нальных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами, регулярно сообщает свои замечания  

и  предложения  по  совершенствованию территориальных  схем  и  региональных  программ,  а также  института 

региональных операторов.

2. Реализация расширенной ответственности производителя.

Введенная Федеральным законом от 29 декабря 2014 г. № 458-ФЗ «О внесении изменений в Федераль-

ный закон «Об отходах производства и потребления», отдельные законодательные акты Российской Федера-

ции и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) 

Российской Федерации» расширенная ответственность производителя (далее – РОП) подразумевает уплату 

экологического сбора производителями и импортерами товаров в случае не достижения ими установленных 

нормативов утилизации отходов от использования товаров. 

По прошествии более трех лет система РОП так и не заработала. В 2017 г. собрано всего 1,33 млрд ру-

блей  вместо  нескольких  десятков  миллиардов,  на  которые  можно  было  рассчитывать  при  эффектив-

ном  построении  системы  РОП.  Эти  средства  могли  бы  за  один  год  обеспечить  инфраструктурой  раздель-

ного  накопления  ТКО  все  населенные  пункты  Российской  Федерации,  что  в  свою  очередь  вернуло  бы  

в хозяйственный оборот до 40 процентов объема ТКО.

Эксперты ОНФ отмечают, что система РОП не работает по следующим причинам:

- Федеральная служба по надзору в сфере природопользования не справляется с функцией администри-

рования  сбора  сумм  экологического  сбора, то  есть  не  может  собрать  даже тот  минимальный  уровень 

экосбора,  который  имеется  согласно  установленным  заниженным  нормативам  утилизации  и  ставкам 

экосбора;

-  нормативы  утилизации так  и  не  стали  стимулирующими,  вопреки требованию  подпункта  «б»  пункта  1 

перечня поручений Президента Российской Федерации от 9 июля 2017 г. № Пр-1329 об обеспечении Пра-

вительством Российской Федерации принятия нормативных правовых актов, предусматривающих расши-

рение перечня товаров, включенных в перечень готовых товаров, включая упаковку, подлежащих утили-

зации после утраты ими потребительских свойств, а также повышения нормативов утилизации отходов от 

использования товаров до уровня, стимулирующего полноценную их переработку (далее – поручение);

-  перечень  готовых  товаров,  включая  упаковку,  подлежащих  утилизации  после  утраты  ими  потреби-

тельских  свойств,  вопреки  поручению  расширился  не  за  счет  включения  в  него  новых  групп,  а  за 

счет  их  дробления  и  переименования,  в  результате  чего теперь  группы  данного  перечня  не  совпада-

ют с ОКПД, что еще сильнее затруднило администрирование системы РОП, создало лазейки для ухода  

от уплаты экосбора;

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Общественная палата

CIVIC CHAMBER OF THE RUSSIAN FEDERATION

Российской Федерации

 

Приложение 2

77

- ставки экологического сбора (сумма затрат на сбор, транспортирование, обработку и утилизацию единич-

ного изделия или единицы массы изделия, утратившего свои потребительские свойства) не соответству-

ют реальным затратам на эти цели, что не стимулирует такой вид предпринимательской деятельности,  

как утилизация отходов;

- действующая система РОП не учитывает такие факторы, как срок разлагаемости, класс опасности, степень 

негативного воздействия продуктов распада на окружающую среду, объем, плотность отходов, в резуль-

тате чего на сегодняшний день менее экологичная упаковка имеет конкурентные преимущества перед 

более экологичной упаковкой. 

3. Совершенствование системы налогообложения отрасли переработки отходов.

Эксперты ОНФ отмечают, что рынок переработки отходов приносит за один год около 100 млрд рублей 

налоговых отчислений. При этом стоимость попадающих на свалки вторичных материальных ресурсов состав-

ляет 574 млрд рублей в год, ежегодные затраты бюджета на рекультивацию и ликвидацию свалок – более 32 

млрд рублей в год, для рекультивации существующих полигонов ТКО необходимо около 2 трлн рублей. Соот-

ветственно, среднесрочное освобождение от налогов производств, занимающихся утилизацией отходов, при-

ведет не к сокращению поступлений в бюджет, а к его увеличению за счет экономии средств на ликвидацию 

экологического  ущерба. Таким  образом,  можно  было  бы  реализовать  принцип  обеспечения  экологической 

безопасности, то есть экономии средств за счет предотвращения экологического вреда, а не его ликвидации.

В современных реалиях налоговое стимулирование переработки ТКО на первом этапе реформы обраще-

ния с отходами можно реализовать следующими мерами:

1) Освободить граждан от подоходного налога (далее – НДФЛ) при сдаче вторичного сырья Федеральный 

закон от 3 июля 2018 г. № 179-ФЗ «О внесении изменения в статью 217 части второй Налогового кодекса 

Российской Федерации»  с 1 января 2019 г. освобождает от НДФЛ доходы граждан, полученные от сдачи 

макулатуры. ОНФ активно работал над продвижением данного закона. Однако если аналогично отменить 

НДФЛ на пластиковые отходы, лом, стеклобой и резину, то можно получить синергетический эффект, так 

как бизнес-модель будет более устойчивой.

По подсчетам экспертов ОНФ, при условии отмены НДФЛ общие дополнительные поступления в бюджет на 

вторичные ресурсы составят до 69,2 млрд рублей в течение 2-3 лет, из них:

- до 26,4 млрд рублей дополнительных налоговых поступлений в бюджет из фонда оплаты труда при соз-

дании до 300 тысяч новых рабочих мест и самозанятых;

- экономия до 42,75 млрд рублей государственного бюджета на вывоз и захоронение мусора за счет со-

кращения объема образования ТКО на 28,5 млн тонн  в год вторичного сырья (лом, макулатура, стекло-

бой, пластик, резина).

2) Перенести налог на добавленную стоимость (далее – НДС) с заготовителей вторичного сырья на перера-

ботчиков вторсырья, что позволит развиться малому предпринимательству больше собирать и заготавли-

вать вторичного сырья. Переработчиеи загрузятся сырьем, и НДС в большей степени поступит в бюджет за 

счет готовых товаров из вторичного сырья, чем самого вторсырья, которое всегда стоит меньше готовой 

продукции.

3) Введение залоговой стоимости на тару из стекла, пластика и металла,  что позволит возвращать использован-

ную тару в оборот. На сегодняшний день данная инициатива ОНФ активно обсуждается в федеральных ор-

ганах исполнительной власти и уже поддержана Минпромторгом России. Однако эксперты ОНФ отмечают,  

что в случае эффективной реализации РОП введение залоговой стоимости тары не потребуется.

4.  Предоставление средств федерального бюджета и бюджетов субъектов 

Российской Федерации переработчикам отходов.

На сегодняшний день средства бюджетов распределяются в первую очередь на строительство и рекульти-

вацию полигонов ТКО, строительство мусоросжигательных заводов. Во вторую очередь – на мусоросортиро-

вочные заводы. В последнюю – на развитие инфраструктуры по накоплению и сбору вторичных ресурсов. По 

мнению экспертов ОНФ, приоритетность субсидирования должна быть в обратном порядке, то есть в первую 

очередь необходимо переоборудовать контейнерные площадки под раздельное накопление отходов, а стро-

ительство объектов сжигания и захоронения отходов – в последнюю очередь. По расчетам экспертов ОНФ, 

развитие инфраструктуры по раздельному накоплению отходов может сократить объем образования ТКО до 

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Общественная палата

CIVIC CHAMBER OF THE RUSSIAN FEDERATION

Российской Федерации

  

Приложение 2

78

40 процентов за счет возврата вторичного сырья в хозяйственный оборот. Таким образом, в случае осущест-

вления приоритетности субсидирования мероприятий по развитию инфраструктуры раздельного накопления 

отходов, а не строительства объектов термического обезвреживания и полигонного захоронения отходов, мож-

но сократить затраты на их строительство, соответственно, до 40 процентов. Эксперты ОНФ также отмечают,  

что капитальные и эксплуатационные затраты на создание инфраструктуры раздельного накопления в десятки 

раз меньше, чем на полигоны ТКО и мусоросжигательные заводы, при этом отходы возвращаются в хозяйствен-

ный оборот, а не становятся источником негативного воздействия на окружающую среду и здоровье человека.

5.  Совершенствование системы тарификации в области обращения  

с отходами.

В существующей системе тарификации в области обращения с ТКО отсутствует дифференцированный подход 

на раздельное накопление отходов, что не стимулирует развитие инфраструктуры раздельного накопления отхо-

дов, в том числе не мотивирует население разделять отходы при их образовании. Региональный оператор, который  

по закону должен будет взять под свой контроль организацию всей системы обращения с отходами, не возь-

мется за реализацию раздельного накопления ТКО, так как этот этап останется на балансе структур жилищ-

но-коммунального хозяйства, которым выгоднее всего взимать с граждан тариф на вывоз и захоронение отхо-

дов. Таким образом, раздельный сбор по-прежнему не будет реализован, что существенно тормозит развитие 

переработки отходов.

В связи с этим эксперты ОНФ предлагают реализовать следующие меры по обеспечению переработки ТКО:

- добавить в ОКПД товары, произведенные из вторичного сырья;
- добавить в ОКВЭД виды деятельности в области обращения с отходами;
- повысить нормативы утилизации отходов от использования товаров до стимулирующего уровня;
- повысить ставки экологического сбора;
- расширить перечень групп товаров, подпадающих под РОП, в соответствии с ОКПД;
- ввести в расчет суммы экологического сбора коэффициент «экологического следа», который бы учитывал 

такие факторы, как срок разлагаемости, класс опасности, степень негативного воздействия продуктов 

распада на окружающую среду, объем, плотность отходов;

- предоставить максимально налоговых льгот для переработчиков отходов:

а) освободить граждан от НДФЛ при сдаче вторичного сырья;
б) перенести НДС с заготовителей вторичного сырья на переработчиков вторсырья;

- ввести залоговую стоимость на тару из стекла, пластика и металла;
- приоритетность бюджетного субсидирования должна быть в первую очередь направлена на переобо-

рудование  контейнерных  площадок  под  раздельное  накопление  отходов,  в  последнюю  очередь –  на 

строительство объектов сжигания и захоронения отходов;

- реформировать систему тарификации в области обращения с отходами.

II. Предложения по обеспечению учета мнения граждан Российской

Федерации при строительстве объектов, используемых для

переработки ТКО.

Региональные активисты и эксперты ОНФ всегда присутствуют на общественных обсуждениях таких про-

ектов органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области обращения с отходами, 

как проекты территориальных схем и проекты корректировки территориальных схем. В рамках Года экологии 

ОНФ проанализировал все разработанные в 2016-2017 гг. территориальные схемы, во всех были обнаружены 

ошибки, неверные или противоречивые данные. Выявленные замечания и предложения направлены на рас-

смотрение органам власти субъектов Российской Федерации.

Кроме того, активисты ОНФ участвуют в общественных (публичных) слушаниях по строительству объектов 

размещения и сжигания отходов.

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Общественная палата

CIVIC CHAMBER OF THE RUSSIAN FEDERATION

Российской Федерации

 

Приложение 2

79

Отмечаем, что мнение граждан при общественных обсуждениях и слушаниях практически не учитывается 

по следующим причинам:

- под видом местных жителей на общественные слушания являются лица, заинтересованные в обратном 

общественному мнению решении;

- нарушается регламент проведения общественных слушаний;
- материалы для общественного обсуждения зачастую не публикуются или публикуются после даты про-

ведения общественных слушаний.

Например,  в  сельском  поселении  Шеметовское  Сергиево-Посадского  муниципального  района  Москов-

ской области при строительстве нового полигона ТКО материалы оценки воздействия на окружающую сре-

ду  (далее –  ОВОС)  были  выложены  в  общий  доступ  на  сайте Администрации  Сергиево-Посадского  района 

только 21 июня 2018 г. по требованию активистов, в то время как о начале обсуждения было объявлено 6 

июня 2018 г. При этом проект ОВОС был составлен без утвержденного технического задания на проектирова-

ние, которое тоже должно было пройти общественные слушания, но выявленные замечания не были учтены  

при разработке материалов ОВОС.

В  сельском  поселении  Филипповское  Киржачского  района  Владимирской  области  публичные  слушания 

по утверждению проекта о внесении изменения в Правила землепользования и застройки муниципального 

образования сельское поселение Филипповское в части разрешения строительства мусорного полигона про-

ходили в будний день, утром, в течении 30 минут. Большинства жителей не было в это время в населенных пун-

ктах вокруг предполагаемого места строительства объекта. При этом предварительно должны были проходить 

публичные слушания по изменениям в генеральный план, но этого сделано не было. Жители собрали более 

10 тысяч подписей против строительства объекта в данном месте, но этот факт не был учтен органами власти. 

В пределах границы Куликовского сельского поселения Калачинского района Омской области, принимая 

решение о реконструкции свалки, Администрация Калачинского муниципального района не провела обще-

ственные слушания. Регламент проведенного администрацией района 6 июня 2018 г. круглого стола был со-

ставлен так, что выступили только лица, заинтересованные в строительстве полигона.

Проблемы проведения общественных слушаний имеют системный характер, и не только в области обра-

щения с отходами. Аналогичные проблемы есть и при проведении общественных слушаний в области лесных 

отношений. 

Особо отмечаем, что пунктом 4 статьи 13.3 Закона № 89-ФЗ установлена необходимость проведения об-

щественных обсуждений проектов территориальных схем. Правительством Российской Федерации разраба-

тывается  постановление  «О  порядке  разработки,  общественного  обсуждения,  утверждения,  корректировки 

территориальных схем обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, а также 

требований к составу и содержанию таких схем» (далее – проект постановления), который получил отрица-

тельное заключение Минэкономразвития России при оценке регулирующего воздействия от 19 июня 2018 г. 

№ 16588-СШ/Д26и, в том числе по следующим причинам:

1) Механизм регулирования общественного обсуждения территориальной схемы содержит ряд недостатков 

относительно сроков его проведения. Так, сроки проведения отдельных этапов указаны как в днях, так 

и в рабочих днях, что существенно затрудняет единообразное определение сроков. Кроме того, в пункте 

27 проекта постановления указано, что срок общественного обсуждения не может быть менее 15 рабочих 

дней, а в пункте 29 – более 15 дней. Вместе с тем 15 рабочих дней на обсуждение многостраничных до-

кументов (по 500, 600 и более страниц) может оказаться недостаточно.

2) Согласно части 5 статьи 24 Федерального закона от 21 июля 2014 г. № 212-ФЗ «Об основах обществен-

ного контроля в Российской Федерации» (далее – Закон № 212-ФЗ) по итогам общественного обсуж-

дения составляется документ (протокол). Представляется целесообразным установить в проекте поста-

новления достаточные сроки для проведения этапов общественного обсуждения, единообразный подход 

к их определению (в рабочих или в календарных днях) и предусмотреть подготовку протокола по итогам 

общественного обсуждения проекта территориальной схемы.

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Общественная палата

CIVIC CHAMBER OF THE RUSSIAN FEDERATION

Российской Федерации

  

Приложение 2

80

Эксперты ОНФ выявили ряд иных замечаний к проекту постановления в части требований к общественным 

обсуждениям территориальных схем:

-  к  2018  году  все  субъекты  Российской  Федерации  уже  рассмотрели  проекты территориальных  схем  и 

утвердили их, поэтому требуется проводить общественное обсуждение проектов корректировки терри-

ториальных схем, однако ни в Законе № 89-ФЗ, ни проекте постановления это не указано;

- общественное обсуждение гражданами и общественными организациями должно проходить после за-

ключений федеральных органов исполнительной власти, которые должны быть опубликованы;

- необходимо более подробно указать, кому, в каком порядке и в какой форме граждане и общественные 

организации должны направлять свои замечания;

- если по результатам общественного обсуждения уполномоченный орган дорабатывает проект террито-

риальной схемы, то необходимо запускать повторную процедуру общественного обсуждения;

- в случае если в результате доработки проекта территориальной схемы уполномоченным органом вне-

сены существенные изменения, проект территориальной схемы подлежит повторному размещению на 

официальном сайте в целях повторного проведения общественного обсуждения, при этом среди суще-

ственных изменений проекта территориальной схемы по итогам общественного обсуждения не упоми-

наются:

а) изменения в части внедрения раздельного накопления отходов;
б) изменения в части объединения территориальных схем в межрегиональные территориальные схемы;
в) изменения в части количества образуемых отходов, в том числе в части измерения (объем или тоннаж);
г) создание электронной модели территориальной схемы.

Также отмечаем, что строительство объектов, используемых для переработки ТКО, фиксируется больше не 

в территориальных схемах, а в региональных программах, которые не подвержены процедуре общественных 

обсуждений. 

На  основании  предлагаем  учесть  замечания  ОНФ  к  проекту  постановления,  включив  в  него  следующие 

меры  по  обеспечению  учета  мнения  граждан  при  строительстве  объектов,  используемых  для  переработки 

ТКО:

1)  Общественные  (публичные)  слушания  и  обсуждения  проводить только  в  выходные  дни,  например,  по 

субботам, чтобы жители могли в них участвовать без отрыва от работы, или компенсировать гражданам 

участие в общественных обсуждениях по аналогии с присяжными в суде.

2)  Закрепить правила опубликования материалов общественных слушаний, в том числе:

- шрифт и размер текста;

-  номер страницы, на которой должна быть опубликована информация о проведении общественных слу-

шаний;

- исчерпывающий перечень материалов общественных слушаний.

3)  Установить  перечень  заинтересованных  лиц,  допускаемых  на  общественные  обсуждения  в  качестве 

участников и слушателей.

4) При проведении общественных слушаний учитывать собранные подписи граждан. 

Кроме того,  в  целях  обеспечения  учета  мнения  граждан  при  строительстве  объектов,  используемых  для 

переработки ТКО, необходимо в Законе № 89-ФЗ закрепить обязательное проведение общественного обсуж-

дения проектов региональных программ в области обращения с отходами.

 

 

Сопредседатель Центрального штаба      

О.В.Тимофеева

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Общественная палата

CIVIC CHAMBER OF THE RUSSIAN FEDERATION

Российской Федерации

 

Приложение 5

103

РЕЗОЛЮЦИЯ

«круглого стола» Общественной палаты Калужской области «О создании эффективной

системы управления отходами в Калужской области»

г. Калуга

18 апреля 2018 года

 

Калужская  область -  один  из  наиболее  чистых  в  экологическом  отношении  регионов  Европейской 

части России и самый чистый из 18 областей Центрального Федерального округа.

Но вопрос воздействия полигонов твердых коммунальных отходов на экологическую обстановку  важен 

для всей области. 

В целом, антропогенные факторы в регионе, влияющие на природную окружающую среду, довольно уме-

рены.

Если взять статистическую информацию по России в целом, то 74 процента населения подвергается суще-

ственному негативному воздействию от объектов промышленности, энергетики и транспорта. В городах с вы-

соким и очень высоким уровнем загрязнения воздуха проживает сегодня порядка 20 процентов городского 

населения  страны.  Ситуация  с  качеством  воды  в  реках  и  озерах  продолжает  оставаться  неблагополучной, 

в первую очередь, вследствие сбросов промышленных и бытовых сточных вод.

В  результате  прошлой  хозяйственной  и  иной  деятельности  в  Российской  Федерации  накоплено  свыше 

80 млрд. тонн отходов производства и потребления. Каждый год к этой цифре прирастает еще по 5 млрд. тонн, 

что производится в России ежегодно. А система по обращению с отходами производства и потребления пока 

еще работает не на полную мощность, более того, ее построение в цивилизованном ключе идет с большими 

пробуксовками.

Современная государственная политика в данной отрасли направлена на снижение полигонного захоро-

нения, на развитие логики ресурсосбережения. Задача за ближайшие годы создать новые современные высо-

котехнологические объекты и постепенно ликвидировать колоссальный накопленный экологический ущерб, 

оставшийся от прошлых методов хозяйствования. 

И стране, и Калужской области, сегодня необходимы прогрессивные методы управления отходами, при ко-

торых будут внедрены новые технологические высокопроизводительные экологоориентированные решения, 

имеющие устойчивую международную практику. Но главное в этом процессе — люди, которые не могут оста-

ваться в стороне от решения этих задач. Более того, они должны активно помогать государству в построении 

цивилизованной системы обращения с отходами.

Проблемы  экологии  в  части  переработки  отходов  находятся  на  личном  контроле  у  Президента  страны, 

и главная задача сегодня — услышать мнение инициативных групп гражданского сообщества, сделать из этого 

выводы и попытаться решить эти проблемы комплексно.

С целью создания эффективной системы обращения с отходами в Калужской области приняты следующие 

документы:

- Территориальная схема по обращению с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, в 

Калужской области (утверждена приказом министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства 

Калужской области № 496 от 22.09.2016 г.);

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Общественная палата

CIVIC CHAMBER OF THE RUSSIAN FEDERATION

Российской Федерации

  

Приложение 5

104

- Региональная программа в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отхо-

дами, на территории Калужской области, (утверждена постановлением Правительства Калужской области № 

89 от 15.02.2018 г.).

Указанные документы направлены на предотвращение вредного воздействия отходов производства и по-

требления, в том числе твердых коммунальных отходов,  на здоровье человека и окружающую среду, и вовле-

чение таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья.

В настоящее время в общественных палатах субъектов Российской Федерации  обсуждается проект По-

становления  Правительства  Российской  Федерации  «О  порядке  разработки,  общественного  обсуждения, 

утверждения, корректировки территориальных схем обращения с отходами, в том числе с твердыми комму-

нальными отходами, а также требования к составу и содержанию таких схем».

Обсудив вопрос о  создании эффективной системы управления отходами и учете общественного мнения 

при размещении объектов по обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов, участники «кру-

глого стола» рекомендуют:

1. Органам власти Калужской области совместно с органами местного самоуправления:

1.1. Обеспечить создание инфраструктуры для осуществления деятельности по сортировке (обработке), ути-

лизации и использованию отходов в качестве вторичного сырья и энергоносителей и экологически безопас-

ному захоронению неутилизированных отходов. 

1.2. Разработать систему жесткого контроля за несанкционированными свалками и создать условия, исклю-

чающие возможность их появления с целью минимизации загрязнения окружающей среды.

1.3. Способствовать внедрению ресурсосберегающих и безотходных технологий, а также наилучших доступ-

ных технологий (НДТ) во всех сферах хозяйственной деятельности.

1.4. Включать вопросы формирования экологической культуры, экологического образования и просвеще-

ния в региональные и местные программы развития территорий.

1.5. Активизировать  работу  по  организации  системы  раздельного  сбора  отходов  производства  и  потре-

бления с целью их использования в качестве вторичного сырья. Систематически проводить разъяснительную 

работу с населением по раздельному сбору твердых коммунальных отходов.

2.  Филиалу  Общероссийской  общественно-государственной  просветительской  организации  «Российское

общество «Знание» в Калужской области  активизировать  работу по разработке просветительских программ, 

формирующих у населения экологическую культуру и экологическое мировоззрение. 

3. Общественной палате Калужской области уделять больше внимания вопросам сохранения окружающей 

среды в калужском  регионе, формируя   позитивный имидж вновь создаваемой отходоперерабатывающей 

отрасли. 

4. Средствам массовой информации Калужской области активнее  популяризировать внедрение современ-

ных технологий, позволяющих минимизировать вредное воздействие на окружающую среду. 

5. Гражданскому обществу Калужской области проявлять активную гражданскую позицию в решении эко-

логических проблем, в том числе при обращении с отходами, принимать мотивированное участие в сохране-

нии окружающей природы и нести ответственность за свои действия.

Участники круглого стола

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Общественная палата

CIVIC CHAMBER OF THE RUSSIAN FEDERATION

Российской Федерации

  

Приложение 5

142

Информация  к обсуждению  в Общественной палате Тамбовской области

на тему: «Организация переработки твердых коммунальных отходов : 

государственная политика и общественное мнение»

Управление Росприроднадзора по Тамбовской области в рамках подготовки  к участию в заседании кругло-

го стола  направляет  информацию  по вопросам:

- эффективность мер по обеспечению переработки твердых коммунальных отходов в Тамбовской области,

- обеспечение учёта мнения граждан при строительстве и эксплуатации объектов по обработке, утилизации, 

обезвреживанию отходов в Тамбовской области.

Поэтапный запуск новой системы регулирования в области обращения с твердыми коммунальными отхода-

ми предусмотрен Федеральным законом от 29 декабря 2014 г. N 458-ФЗ «О внесении изменений в Федераль-

ный закон «Об отходах производства и потребления», отдельные законодательные акты Российской Федера-

ции и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) 

Российской Федерации».  Срок реализации  преобразований в области обращения с отходами был продлён  

до 1 января 2019 года  Федеральным законом  от 28 декабря 2016 г. N 486-ФЗ «О внесении изменений в от-

дельные законодательные акты Российской Федерации», который вступил в силу 29 декабря 2016 года.

Согласно  Федеральному  закону  от  24  июня  1998  г.  N  89-ФЗ  «Об  отходах  производства  и  потребления» 

(далее - Закон N 89-ФЗ) с момента перехода на новое регулирование в области обращения с твердыми ком-

мунальными отходами на территории субъекта Российской Федерации сбор, транспортирование, обработка, 

утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов обеспечиваются региональными 

операторами в соответствии с Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами (утверждены по-

становлением Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2016 г. N 1156 «Об обращении с твердыми 

коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 

25 августа 2008 г. N 641»), региональной программой и территориальной схемой.

Росприроднадзором согласована  территориальная схема по обращению с отходами на территории Там-

бовской области, в т.ч. с коммунальными отходами. Приказом Управлением ТЭК и ЖКХ  администрации обла-

сти  от 02.03.17г. № 19  территориальная схема Тамбовской области по обращению с отходами, в том числе, с 

твёрдыми коммунальными отходами (ТКО), утверждена. Постановлением администрации Тамбовской области 

от 13.06.2017 г. № 558 утверждена также Региональная программа по обращению с отходами. 

В настоящее время требуется внесение изменений в территориальную схему в связи с  ранее не учтёнными 

положениями, такими,  как:

-  уточнение весового количества образующихся  отходов  и распределение их потоков с учётом утверж-

денных приказом  Управлением ТЭК и ЖКХ области от 10.05.2017 г. № 43  нормативов накопления ТКО на 

территории Тамбовской области  и текущей ситуации по их перемещению, 

-  внесение в схему информации о сборе, транспортировании, утилизации, размещении медицинских и био-

логических отходов,

-  учёт потоков  и создание  системы сбора таких отходов, как: «лампы натриевые высокого давления, утра-

тившие потребительские свойства», одиночные гальванические элементы (батарейки) никель-кадмиевые 

неповрежденные отработанные, светильники со светодиодными элементами в сборе, утратившие потре-

бительские свойства, так как население и муниципальные службы являются постоянными их поставщика-

ми,

- учёт возможности сбора от населения  отходов 1 и 2 класса.

Другой проблемой, не позволяющей окончательно перейти на новую систему обращения с отходами, явля-

ется незавершённая процедура по определению регионального оператора по обращению с отходами. Реше-

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Общественная палата

CIVIC CHAMBER OF THE RUSSIAN FEDERATION

Российской Федерации

 

Приложение 5

143

ние конкурсной комиссии по выбору регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными 

отходами на территории Тамбовской области оспорено в суде и в данный момент победителем конкурсного 

отбора подана апелляционная жалоба на решение  Арбитражного суда Тамбовской области.

Таким образом,  из-за отсутствия рег. оператора  функции по организации переработки (утилизации) отхо-

дов на территории региона, возложенные законом на регионального оператора,  на текущую дату не могут 

быть исполнены в полном мере, равно как  и иные  функции также предусмотренные законодательством,  т.к. 

отсутствует соглашение, заключённое региональным оператором с органами исполнительной власти субъекта 

РФ, не установлен единый тариф для регионального оператора на оказание услуг по обращению с ТКО,  не 

заключены договоры собственников твердых коммунальных отходов с оператором  на оказание  таких услуг.

Источником финансовых средств для создания инфраструктуры по переработке  ТКО являются  платежи за 

негативное воздействие на окружающую среду, размер которых, в свою очередь, напрямую зависит от полно-

ты охвата населения региона услугами регионального оператора  и ответственного отношения населения  к 

оплате данных услуг.

Другой механизм государственного регулирования, который  направлен на создание экономической ос-

новы для отрасли переработки отходов, в т.ч.  отходов  ТКО,  был введён  Федеральным законом  от декабря  

№ 458-ФЗ, который  впервые  ввёл расширенную ответственность производителей товаров за их утилизацию 

после потери потребительских свойств товарами.

Пути реализации расширенной ответственности производителей:

-  создание собственных мощностей по переработке отходов, подлежащих утилизации, и производство сер-

тифицированной продукции,

-  привлечение к решению этой задачи операторов, осуществляющих деятельность по сбору, транспортиро-

ванию и утилизации отходов,

-  создание ассоциаций производителей, импортёров товаров с целью  организации производств по утили-

зации потерявшей потребительские свойства товарной продукции.

В настоящее время на территории региона переработку (утилизацию) собственных отходов производства 

осуществляют промпредприятия (предприятия перерабатывающей промышленности, три специализирован-

ных организации, осуществляющие утилизацию принятых производственных отходов (ООО «ЭПК «Тамбову-

тилизация», ОАО «Корпорация «Росхимзащита», ООО «ЭкоЦентр-Т»)).

Предприятия, организации, осуществляющие утилизацию ТКО в регионе,  отсутствуют.

Альтернатива вышеназванным вариантам - это уплата  экологического сбора.

Экологический сбор – это самостоятельный неналоговый платеж (какого-либо отношения к плате за загряз-

нение окружающей среды экологический сбор не имеет, также как и к утилизационному сбору, касающемуся 

автотранспорта).

Этот сбор обязаны платить производители, а также импортеры товаров, которые после утраты ими своих 

потребительских свойств нужно утилизировать (от уплаты сбора освобождены только производители и импор-

теры, которые самостоятельно обеспечивают утилизацию отходов). 

В отношении упаковки, подлежащей утилизации после утраты потребительских свойств, обязанность обе-

спечения нормативов утилизации возложены на производителей, импортеров товаров в данной упаковке.

Экологический сбор для товаров в упаковке, не являющихся готовыми к употреблению изделиями, уплачи-

вается только в отношении самой упаковки.

Средства, поступившие в бюджет от  экологического сбора  целиком будут расходоваться на субсидии реги-

онам и инвестпроекты по утилизации отходов. 

По Тамбовской области сумма уплаченного экологического сбора составила в 2017 -  2071,053  тыс. рублей

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Общественная палата

CIVIC CHAMBER OF THE RUSSIAN FEDERATION

Российской Федерации

  

Приложение 5

144

На текущую дату  сумма внесенного сбора -  4858,4  тыс. руб.

Но,  несмотря на рост поступлений (он обеспечивается и ростом ставок экологического сбора), количество 

плательщиков растет медленно. Управление работает  с информацией,  имеющейся  в  собственных базах 

данных, а также с информацией Росстата, УФНС, выявляются производители продукции, на которых распро-

страняется расширенная ответственность, осуществляется рассылка уведомлений  и требований о необходи-

мости исполнения установленного законом обязательства  по уплате экологического сбора.   Так за  2016 год 

отчиталось  89 предприятий, за 2017 год -  101. 

В Тамбовской области,   если даже не брать производителей продукции и товаров, для которых установле-

ны нормативы утилизации, работает множество торговых предприятий, реализующих свой товар в упаковке, 

подлежащей утилизации, чей вклад  в виде  экологического сбора в дело формирования перерабатывающей 

отрасли, может быть весьма существенным.   

Этот  список должен только расширяться. И тут роль Общественной палаты Тамбовской области , как и дру-

гих общественных, профессиональных объединений в части разъяснения этой задачи самым широким кругам 

предпринимательского сообщества   может быть  существенной.

Что касается обеспечения учёта мнения граждан при строительстве и эксплуатации  объектов по обработке, 

утилизации  и обезвреживанию отходов в Тамбовской области, то в соответствии с положениями Градостро-

ительного  кодекса РФ при подготовке документации по планировке территории учитываются данные о фак-

торах техногенного воздействия на окружающую среду, прогнозы их изменения в целях обеспечения рацио-

нального и безопасного использования указанной территории.   Тем же нормативным актом  предусмотрено 

участие общественности  в принятии планировочных решений. Проекты планировки территории и проекты 

межевания до их утверждения подлежат обязательному рассмотрению на общественных обсуждениях или 

публичных слушаниях.

Другим нормативным актом  – Федеральным законом от 23 ноября 1995 г. N 174-ФЗ «Об экологической экс-

пертизе» пунктом 7.2  предусмотрено проведение государственной экологической экспертизы федерального 

уровня   по проектной документации на строительство, реконструкцию объектов, используемых для обезвре-

живания (размещения) отходов I - V классов опасности.  В  составе проектной документации, представляемой 

на ГЭЭ – обязательно наличие материалов обсуждений объекта государственной экологической экспертизы с 

гражданами и общественными организациями (объединениями), организованных органами местного самоу-

правления.

Территориальные схемы обращения с отходами, являются стратегическим документом, в рамках которого 

рассматриваются  вопросы  формирования,  распределения  потоков  отходов,  в т.ч.    обработки,  утилизации  и 

обезвреживания отходов.

Федеральным законом от 31 декабря 2017 г. N 503-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об 

отходах производства и потребления» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» внесены 

изменения в ст.13.3. Закона № 89-ФЗ. Так, п. 4 ст. 13.3 Закона N 89-ФЗ изложен в следующей редакции: «Тер-

риториальная схема обращения с отходами разрабатывается, проходит процедуру общественного обсужде-

ния, включающую представление заинтересованными федеральными органами исполнительной власти пред-

ложений, замечаний к проекту этой территориальной схемы и подготовку органами исполнительной власти 

субъектов Российской Федерации по результатам рассмотрения таких предложений и замечаний соответству-

ющего  заключения,  утверждается  и  корректируется  в  порядке,  установленном  Правительством  Российской 

Федерации».

Минприроды России подготовлен  Проект Постановления Правительства Российской Федерации «О поряд-

ке разработки, общественного обсуждения, утверждения, корректировки территориальных схем обращения 

с отходами, в том числе, с твердыми коммунальными отходами, а также требований к составу и содержанию 

таких схем»,  который  должен определить:

- порядок разработки таких схем,

-  порядок их общественного обсуждения, в т.ч.  порядок представления в ходе обсуждений всеми заинтере-

сованными сторонами предложений, замечаний к проекту территориальной схемы,

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Общественная палата

CIVIC CHAMBER OF THE RUSSIAN FEDERATION

Российской Федерации

 

Приложение 5

145

- и порядок  подготовки заключений по результатам их рассмотрения.

Из вышеизложенного следует,  что задача перехода на новую систему обращения с отходами не выполнена 

в полном объёме  и  не может быть выполнена без существенного пересмотра всех территориальных схем 

и требований к ним, без пересмотра нормативно-правовой базы по их разработке с учётом  положений  об  

участии общественности, что  соответствует основным принципам и приоритетным направлениям государ-

ственной политики в области обращения с отходами. 

В свою очередь, Росприроднадзор в целях обеспечения доступа общественности  к пониманию  целей и 

задач  в области охраны окружающей среды, в т.ч. в части обращения с отходами,  публикует на своём офи-

циальном сайте разъяснения по вопросам законодательства,  в информационно-телекоммуникационной сети 

«Интернет» на безвозмездной основе обеспечивает доступ  плательщиков платы за негативное воздействие 

на окружающую среду, производителей и импортеров товаров к электронным сервисам (в том числе к системе 

учета отходов) для составления и представления отчетности и декларации соответственно. Имеется возмож-

ность  направить на сайт или электронную почту Управления в электронном виде запрос по интересующим  

проблемам и получить на него ответ.  Ежеквартально  территориальными управлениями Росприроднадзора 

проводятся общественные обсуждения правоприменительной практики в области охраны окружающей среды  

и природопользования в целях предотвращения нарушений природоохранного законодательства.

Подводя итог сказанному, можно отметить, что только совместными усилиями органов исполнительной вла-

сти и  широких слоёв населения, заинтересованной общественности намеченные революционные преобразо-

вания в области обращения с отходами могут быть реализованы.

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Общественная палата

CIVIC CHAMBER OF THE RUSSIAN FEDERATION

Российской Федерации

  

Приложение 5

146

ИНФОРМАЦИЯ 

об основных положениях законодательства по переходу на новую систему 

обращения с отходами.

1. С 1 января 2016 года вводится новая система обращения с ТКО, институт регионального оператора, в 

обязанности которого входит оказание новой коммунальной услуги по обращению с ТКО.

Переходный период (

до 01.01.2019), позволяет субъектам Российской Федерации по мере готовности пе-

реходить на новую систему обращения с ТКО, при которой обращение с ТКО может осуществляться только по 

договорам с региональным оператором по обращению с ТКО (далее - региональный оператор). 

При этом субъектам Российской Федерации было необходимо в течение 2017 года  завершить работу:

•  по разработке и установлению нормативов накопления ТКО с учетом четырех сезонов; 

•  утверждению региональных программ в области обращения с отходами, в том числе с ТКО (далее - реги-

ональная программа);

•  корректировке территориальных схем обращения с отходами, в том числе с ТКО (далее - территориальная 

схема);

•  подготовке документации об отборе региональных операторов и проектов соглашений об организации 

деятельности по обращению с ТКО (далее - соглашение).

На территории Тамбовской области данные мероприятия проведены:

-  утверждена 

Территориальная схема обращения с отходами, в том числе с ТКО  (приказ  управления  от 

02.03.2017 № 19);

- утверждена 

Региональная программа по обращению с отходами, в том числе с ТКО (постановление адми-

нистрации области № 558 от 13.06.2017);

- утверждены 

нормативы накопления ТКО на территории области (приказ управления от 10.05.2017 № 43);

- разработана 

конкурсная документация о проведении конкурсного отбора регионального оператора на 

территории области ( приказ управления от 21.07.2017 № 73);

-  создана 

конкурсная  комиссия  по  проведению  конкурсного  отбора  регионального  оператора  (приказ 

управления от 09.06.2017 № 50);

внесены необходимые изменения в Территориальную схему (приказы управления от 10.05.2017 № 43 и 

от 23.06.2017 № 62);

-  утвержден 

порядок заключения и содержание соглашения  между  уполномоченным  органом  исполни-

тельной власти области и региональным оператором  (постановление администрации области от 09.06.2017 

№ 546);

- разработан и утвержден 

порядок сбора ТКО (в том числе их раздельного сбора) на территории области 

(приказ управления от 13.06.2017 № 52);

-  разработан 

порядок контроля деятельности регионального оператора    (приказом  управления  №29  от 

02.04.2018).

- разработан управлением 

проект закона «Об отдельных вопросах правового регулирования в области об-

ращения с отходами производства и потребления на территории Тамбовской области».

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Общественная палата

CIVIC CHAMBER OF THE RUSSIAN FEDERATION

Российской Федерации

 

Приложение 5

147

На территории Тамбовской области будет действовать один региональный оператор.

Присвоение юридическому лицу статуса регионального оператора и определение зоны его деятельности 

осуществляется на основании конкурсного отбора.

30 августа 2017 года на территории области был проведен конкурсный отбор регионального оператора и 

по результатам конкурсного отбора победителем признана АО «ТСК».

В настоящее время результаты конкурса рассматриваются в Арбитражном суде.

Также в данное время управление занимается подготовкой изменений в территориальную схему в отноше-

нии уточненных параметров (корректировки нормативов, наличии/состоянии автодорог (подъездных путей к 

местам накопления ТКО), информации о схемах размещения контейнерных площадок и определении способа 

сбора).

На сегодня, в регионе 11 объектов (полигонов) внесены в ГРОРО и соответствуют требованиям законода-

тельства. 

2. Многочисленные обращения граждан, связанны с существующей системой обращения с ТКО. 

Наибольшее возмущение вызывают планы строительства новых полигонов ТКО и мусоросжигательных за-

водов. В частности, граждан беспокоит потенциальное нарушение их прав на благоприятную окружающую 

среду и охрану здоровья, создание дополнительной антропогенной нагрузки в местах их постоянного прожи-

вания и отсутствие объективной и полной информации о планах строительства потенциально экологически 

опасных промышленных объектов по обращению с ТКО. 

В результате непрозрачной для населения деятельности инициаторов намечаемой хозяйственной деятель-

ности, а также федеральных органов исполнительной власти, исполнительной власти субъектов Российской 

Федерации и муниципальных органов в целом ряде регионов сложилась крайне тяжелая атмосфера недо-

верия к любым проектам, направленным на решение проблемы ТКО, вследствие чего население выступает 

против любых инициатив в этой области, даже если они являются совершенно безопасными и направлены на 

реализацию приоритетов государственной политики в области обращения с отходами.

В соответствии со статьей 5 и с пунктами 4 и 5 статьи 13.3 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об 

отходах производства и потребления» Правительству Российской Федерации необходимо разработать и ут-

вердить Порядок разработки, 

общественного обсуждения, включающего, в том числе, порядок представления 

в ходе проведения общественных обсуждений заинтересованными федеральными органами исполнительной 

власти предложений, замечаний к проекту территориальной схемы, изменений в нее, рассмотрения указанных 

предложений, замечаний органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и подготовки 

заключений по результатам их рассмотрения, утверждения, корректировки территориальных схем обращения 

с отходами, в том числе ТКО, а также требований к составу и содержанию таких схем.

В настоящее время данный порядок не утвержден, но в ближайшее время управлением ТЭК и ЖКХ области 

будет инициировано заседание рабочей группы по организации разработки территориальной схемы и регио-

нальной программы Тамбовской по обращению с отходами, в том числе с ТКО, утвержденной постановлением 

администрации области от 30.05.2016 № 574 (в связи с кадровыми изменениями, внесены изменения в со-

став постановлением администрации области от 27.02.2018 №187) где будут предложены изменения в тер-

риториальную схему в отношении уточненных параметров (корректировки нормативов, наличии/состоянии 

автодорог (подъездных путей к местам накопления ТКО), информации о схемах размещения контейнерных 

площадок и определении способа сбора, планируемых к строительству полигонов ТКО), с последующими об-

щественными обсуждениями.

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     3      4      5      6     ..