ДОКЛАД ОБ ЭФФЕКТИВНОСТИ МЕР ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ПЕРЕРАБОТКИ ТВЕРДЫХ КОММУНАЛЬНЫХ ОТХОДОВ (2018 год) - часть 3

 

  Главная      Учебники - Разные     ДОКЛАД ОБ ЭФФЕКТИВНОСТИ МЕР ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ПЕРЕРАБОТКИ ТВЕРДЫХ КОММУНАЛЬНЫХ ОТХОДОВ (2018 год)

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     1      2      3      4      ..

 

 

ДОКЛАД ОБ ЭФФЕКТИВНОСТИ МЕР ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ПЕРЕРАБОТКИ ТВЕРДЫХ КОММУНАЛЬНЫХ ОТХОДОВ (2018 год) - часть 3

 

 

Анализ эффективности мер по обеспечению переработки ТКО

Общественная палата

CIVIC CHAMBER OF THE RUSSIAN FEDERATION

Российской Федерации

36

•  внесения  изменений  в  нормативные  правовые 

акты о федеральном статистическом наблюдении, 

включая утверждение новых форм федерального 

статистического наблюдения и (или) дополнение 

действующих  форм  с  учетом  показателей  отрас-

ли промышленности по обработке, утилизации и 

обезвреживанию отходов;

•  мониторинг  развития  отрасли  промышленности 

по обработке, утилизации и обезвреживанию от-

ходов;

• формирование  перечня  и  состава  мер  государ-

ственной поддержки хозяйствующих субъектов в 

целях  стимулирования  увеличения  объемов  об-

работки, утилизации и обезвреживания отходов, 

а также производства продукции из вторичного 

сырья  и  отходов,  модернизации  соответствую-

щих  производств,  осуществления  разработки  и 

внедрения ресурсосберегающих технологий, вы-

сокотехнологичных видов оборудования, техни-

ки и технологий в отрасли промышленности по 

обработке, утилизации и обезвреживанию отхо-

дов;

•  подготовка  специальных  отраслевых  норматив-

ных документов по созданию и развитию отрас-

ли промышленности по обработке, утилизации и 

обезвреживанию отходов;

•  создание и ежегодное пополнение на основе мо-

ниторинга развития отрасли промышленности по 

обработке, утилизации и обезвреживанию отхо-

дов  государственной  интегрированной  инфор-

мационной системы управления отходами и вто-

ричными  ресурсами,  включающей  информацию 

о внутриотраслевых потоках вторичного сырья и 

отходов, об используемых наилучших доступных 

и перспективных технологиях, технических сред-

ствах, оборудовании, о показателях производства 

и  продвижения  на  рынок  конечной  продукции, 

сырья и материалов, а также изделий из отходов, 

о размещении и перспективном развитии инфра-

структуры отрасли промышленности по обработ-

ке, утилизации и обезвреживанию отходов;

•  разработка  предложений  по  организации  систе-

мы  эффективного  регулирования  и  управления 

отраслью промышленности по обработке, утили-

зации и обезвреживанию отходов с использова-

нием  правовых,  организационных  и  экономиче-

ских механизмов и внедрение данной системы;

•  подготовка  рекомендаций  по  формированию  на 

региональном и местном уровнях замкнутых ци-

клов обращения с отходами с учетом комплекса 

мероприятий по реализации;

•  поэтапное размещение, проектирование и строи-

тельство  объектов  промышленности  по  обработ-

ке, утилизации и обезвреживанию отходов.

Центральному  Банку  Российской  Федерации  со-

вместно с Министерством финансов Российской Фе-

дерации,  Министерством  экономического  развития 

Российской  Федерации,  Министерством  природных 

ресурсов  и  экологии  Российской  Федерации,  Мини-

стерством  промышленности  и  торговли  Российской 

Федерации, Министерством строительства и жилищ-

но-коммунального хозяйства Российской Федерации, 

другими  заинтересованными  министерствами  и  ве-

домствами с целью привлечения инвестиций в проек-

ты  экологической  направленности  поддержать  ини-

циативу экспертных и общественных организаций по 

созданию  в  России  независимой  национальной  си-

стемы верификации и сертификации финансовых ин-

струментов устойчивого развития, включая «зеленые 

облигации», а также по организации системного вза-

имодействия  национальной  системы  верификации 

зеленых  финансовых  инструментов  с  аналогичными 

международными организациями.

Поэтапно  осуществить  перевод  услуги  захороне-

ния отходов в государственную услугу.

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Анализ эффективности мер по обеспечению переработки ТКО

Общественная палата

CIVIC CHAMBER OF THE RUSSIAN FEDERATION

Российской Федерации

37

 В части инновационного развития системы 

обращения с отходами, в том числе 

твердыми коммунальными

Экотехнопарки

Необходимо развивать сеть экотехнопарков - объе-

диненные энергетическими и взаимозависимыми ма-

териально-сырьевыми  потоками  и  связями  объекты, 

включающие в себя здания и сооружения, технологи-

ческое и лабораторное оборудование, используемые 

в деятельности по обработке, утилизации и обезвре-

живанию отходов, обеспечивающие их непрерывную 

переработку и производство на их основе промыш-

ленной  продукции,  а также  осуществление  научной, 

исследовательской и (или) образовательной деятель-

ности. 

Автономные, находящиеся в удаленности от посе-

лений объекты создаются с целью сэкономить деньги 

не только инвесторам, но и населению – на платежках 

коммунальную услуг по обращению с отходами и сто-

имость конечной продукции на полках.

Основная  цель  формирования  сети  экотехнопар-

ков  в  рамках  создания  отходоперерабатывающей 

отрасли  –  снижение  количества  полигонного  захо-

ронения отходов и повешения уровня используемо-

го  вторичного  сырья  в  производственном  процессе. 

Также сеть позволит снять социально-экологическую 

напряженность за счет ликвидации полигонов и не-

санкционированных свалок.

Настоящая Стратегия Министерства промышленно-

сти  и  торговли  Российской  Федерации    направлена 

на  формирование  и  перспективное  развитие  новой 

отрасли  промышленности  по  обработке,  утилизации 

и  обезвреживанию  отходов,  объединяющей  в  своей 

инфраструктуре: 

- хозяйствующие субъекты, реализующие деятель-

ность по созданию, производству и выпуску техники, 

технологий, установок, оборудования для обработки, 

утилизации и обезвреживания отходов; 

-  научно-исследовательские,  опытно-конструк-

торские  организации,  учреждения,  занятые  в  сфере 

разработки  инновационных  технологий  ресурсосбе-

режения,  обработки,  утилизации  и  обезвреживания 

отходов; 

-  хозяйствующие  субъекты  одной  или  нескольких 

отраслей экономики, осуществляющие деятельность в 

области обработки, утилизации и обезвреживания от-

ходов, производства продукции из вторичного сырья.

Для привлечения инвесторов в такие предприятия, 

Министерство  промышленности  и  торговли  Россий-

ской  Федерации  планирует  предоставление  господ-

держки. Вероятнее всего речь идет о субсидировании 

процентных  ставок  по  кредитам  на  оборудование. 

Кроме  того,  Министерство  промышленности  и  тор-

говли  Российской  Федерации  может  субсидировать 

и часть прямых затрат на строительство таких пред-

приятий.

Производители  товаров  из  вторичных  отходов,  в 

свою очередь, получат постоянный спрос на продук-

цию, к примеру, на минеральные добавки для строи-

тельных материалов и биокомпост.

Расположение и размер экотехнопарков позволят 

использовать соседним субъектам Российской Феде-

рации их инфраструктуру.

Есть положительные примеры реализации Страте-

гии, где региональные власти вместе с бизнесом бо-

рются  с  экологической  проблемой.  В Архангельской 

области  уже  создается  региональный  экотехнопарк. 

В  него  войдут  современный  мусоросортировочный 

комплекс,  установка  по  обезвреживанию  и  утили-

зации  отходов,  полигон  и  площадка  биокомпости-

рования.  Данные  меры  позволят  вывести  уровень 

переработки  отходов  на  60%  от  общего  количества 

образующихся в субъекте отходов.

В части системы управления для 

обеспечения эффективности мер по 

переработке твердых коммунальных 

отходов

Создание компании с государственным участием в

форме публично-правовой компании

Приходится констатировать, что, несмотря на при-

нятые меры, направленные на экономическое стиму-

лирование отрасли обращения с отходами, создание 

новых объектов для обработки и утилизации отходов 

практически  не  началось,  а  там  где  запланировано 

такое строительство, зачастую не предусмотрены вы-

сокотехнологичные решения повышающее произво-

дительность труда и экономическую эффективность.

Субъекты Российской Федерации (как ранее муни-

ципалитеты) не справились с полномочиями. Возни-

кает напряжение между соседними регионами, когда 

жители  протестуют  против  ввоза  и  захоронения  на 

их территории отходов из соседнего региона. Бизнес 

экономит,  люди  не  верят  в  правильность  решений 

коммерсантов  и  хотят  государственных  гарантий  на 

право жить в благоприятной экологической обстанов-

ке. 

Инфраструктура по обращению с отходами сейчас 

не создается ни государством, ни бизнесом. Идет не-

законное размещение отходов без контроля по каче-

ству и количеству. Протесты населения против любо-

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Анализ эффективности мер по обеспечению переработки ТКО

Общественная палата

CIVIC CHAMBER OF THE RUSSIAN FEDERATION

Российской Федерации

38

го  строительства  объектов  приводят  к    политически 

окрашенным  митингам.

Сложившаяся  ситуация  требует  взять  все  полно-

мочия, а также исполнение функций по организации 

обращения  с  отходами  и  вторичными  ресурсами  на 

федеральный уровень.

Для  решения  проблем  переходного  периода  и 

дальнейшей стабильной работы отрасли обращения с 

отходами, в качестве путей выхода из ситуации пред-

ставляется  целесообразным  создать  публично-пра-

вовую  компанию    -  некоммерческую  организацию, 

наделенную  функциями  и  полномочиями  публич-

но-правового характера и осуществляющую свою де-

ятельность в интересах государства и общества.

К задачам такой компании может быть отнесено:

•  подготовка предложений по гармонизации зако-

нодательства;

•  выработка предложений по унификации, стандар-

тизации и эффективности деятельности по сбору, 

транспортированию, обработке, утилизации, обе-

звреживанию,  захоронению  отходов  и  развитию 

рынка вторичных ресурсов;

•  оказание услуг по обращению с отходами;

•  функции  единого  оператора  реализации  ответ-

ственности импортеров и производителей по ис-

пользованию  экологического  и  утилизационного 

сборов;

•  функции федерального концендента;

•  экологическое просвещение населения;

•  оказание  услуг  по  захоронению  отходов  произ-

водства и потребления;

•  стимулирование  научной,  научно-технической  и 

инновационной деятельности в области обраще-

ния с отходами;

•  ликвидация  накопленного  экологического  ущер-

ба, рекультивация объектов размещения отходов.

Публично-правовая компания организует создание 

нескольких десятков крупных экотехнопарков, пред-

усмотренных  Стратегией  развития  промышленности 

по обработке, утилизации, обезвреживанию отходов 

производства и потребления на период до 2030 года, 

разработанной  Министерством  промышленности  и 

торговли  Российской  Федерации  и  утвержденной 

Правительством  Российской  Федерации  25  января 

2018  года,  вне  селитебных  территорий,  что  позво-

лит  ускорить  развитие  промышленного  потенциала 

России по обработке, утилизации и обезвреживанию 

отходов и вовлечению вторичных материальных ре-

сурсов  в  хозяйственный  оборот.  Создавать  объекты 

необходимо на внеселитебных малонаселенных тер-

риториях,  с  санитарно-защитной  зоной  объектов  от 

10 до 20 км от жилья.

Законом  о  публично-правовых  компаниях  пред-

усмотрен особый порядок ведения отчетности в этих 

организациях.  Годовые  отчеты  компании  будет  на-

правляться на рассмотрение Президенту Российской 

Федерации,  в  Федеральное  собрание  Российской 

Федерации,  Правительство  Российской  Федерации, 

Счетную палату Российской Федерации и Обществен-

ную палату Российской Федерации.

Необходим  пересмотр  территориальных  схем  по 

обращению  с  отходами  с  целью  укрупнить  объекты, 

сделать  межрегиональными,  в  форме  экотехнопар-

ков, предусмотренных Стратегией Министерства про-

мышленности и торговли Российской Федерации.

Финансирование  этой  деятельности  может  осу-

ществляться за счет средств экологического и утили-

зационного  сборов,  уплачиваемого  импортерами  и 

производителями  за  утилизацию  товаров,  потеряв-

ших потребительские свойства, платы за негативное 

воздействие на окружающую среду, тарифов населе-

ния, продажи вторресурсов и продукции из них.

Для реализации таких проектов необходимы зна-

чительные финансовые ресурсы, поэтому необходимо 

привлечь  институциональных  инвесторов,  для  чего 

Публично-правовая  компания  могут  быть  переданы 

функции «федерального» концендента.

По  мере  строительства  инфраструктуры  перера-

ботки  отходов  и  вторресурсов  сделать  захоронение 

отходов  государственной  функцией,  которую  пере-

дать Публично-правовой компании. Необходимо бу-

дет  максимально  увеличить  тариф  на  захоронение, 

увеличить плату за негативное воздействие на окру-

жающую  среду,  ввести  в  нее  коэффициент  экологи-

ческой напряженности, чтобы было выгоднее направ-

лять отходы на переработку, а не на захоронение.

Развитие  технологий  и  производство  оборудова-

ния  обращения  с  отходами  можно  осуществлять,  в 

соответствии с поручениями Президента Российской 

Федерации, на предприятиях оборонно-промышлен-

ного комплекса, в рамках диверсификации.

Преимущества:

•  Публично-правовая компания сможет гармонизи-

ровать законодательство;

•  обращение со всеми классами отходов будет осу-

ществляться по единым требованиям;

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Анализ эффективности мер по обеспечению переработки ТКО

Общественная палата

CIVIC CHAMBER OF THE RUSSIAN FEDERATION

Российской Федерации

39

•  денежные  средства  утилизационного  и  эколо-

гического  сборов  будут  расходоваться  под  госу-

дарственным надзором, часть из них сформирует 

заказ для оборонно-промышленного комплекса;

•  обеспечен контроль за экологической безопасно-

стью.

Вторичные ресурсы являются ценным сырьем, как 

нефть и газ, и хотя бы на переходный период обраще-

ние с ними должно быть государственной функцией.

По истечении переходного периода Публично-пра-

вовую компанию можно будет акционировать.

Также  Общественная  палата  Российской  Феде-

рации  предлагает  приоритетный  проект  «Ресурсос-

бережение».  Это  вовлечение  во  вторичный  оборот 

отходов для изготовления готовой продукции. Мини-

стерством  строительства  и  жилищно-коммунального 

хозяйства  Российской  Федерации,  Министерством 

природных  ресурсов  и  экологии  Российской  Феде-

рации и Министерством промышленности и торговли 

Российской Федерации создана совместная рабочая 

группа, которой предстоит выработать консолидиро-

ванный  подход  по  обеспечению  мер  переработки 

твердых коммунальных отходов. 

Обеспечить  порядок  в  сфере  обращения  отходов 

и эффективность мер по их переработке  возможно 

только путем перевода услуг захоронения отходов в 

государственную услугу.

Государство в данном случае может являться более 

надёжным  гарантом  эффективной  реализации  «му-

сорной»  реформы.  Именно  поэтому  Общественная 

палата  Российской  Федерации  предлагает  национа-

лизировать полигоны.

Для  преодоления  кризиса  системы  обращения  с 

отходами и создания системы управления отходами 

необходимо:

•  Органам власти в регионах и на местах  – нала-

дить диалог с жителями, обеспечить репрезента-

тивность учета мнений. 

•  Изменить  существующие  территориальные  схе-

мы обращения с отходами с учетом особенностей 

территорий и мнения населения. 

•  Помимо этого, обеспечить в схемах возможность 

развития, в том числе технологического и культур-

ного. 

•  Наладить систему экологического просвещения. 

•  Обеспечить  систему  переработки  отходов  (в том 

числе  госзаказ  на  произведенную  из  вторичных 

ресурсов продукцию).

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Общественная палата

CIVIC CHAMBER OF THE RUSSIAN FEDERATION

Российской Федерации

42

Предложения по обеспечению учета мнения граждан при строительстве  

и эксплуатации объектов по обработке, утилизации и обезвреживанию отходов

Существующие  меры  по  обеспечению  обратной 

связи не работают и не устраивают граждан. Это по-

казывают  как  прошедшие  митинги  в  ряде  регионов, 

так и обращения, поступившие на горячую линию Об-

щественной палаты Российской Федерации, и анкети-

рование участников публичных мероприятий Обще-

ственной палаты Российской Федерации.

Сегодня  учет  мнений  граждан  при  строительстве 

или расширении объектов по обращению с твердыми 

коммунальными отходами закреплен в ряде законов:

•  в Федеральном законе от 23 ноября 1995 года N 

174-ФЗ «Об экологической экспертизе»;

•  в Федеральном законе от 6 октября 2003 года N 

131-ФЗ «Об общих принципах организации мест-

ного самоуправления в Российской Федерации»;

•  в Федеральном законе от 31 декабря 2017 года N 

503-ФЗ  «О  внесении  изменений  в  Федеральный 

закон «Об отходах производства и потребления» 

и  отдельные  законодательные  акты  Российской 

Федерации»  (в  части  4  статьи  13.3  закреплено 

обязательное  общественное  обсуждение  терри-

ториальной схемы. Однако сама процедура обще-

ственного  обсуждения  должна  быть  прописана  в 

Постановлении  Правительства  Российской  Феде-

рации «О порядке разработки, общественного об-

суждения,  утверждения,  корректировки  террито-

риальных схем обращения с отходами, в том числе 

с  твердыми  коммунальными  отходами,  а  также 

требований к составу и содержанию таких схем».* 

12 марта 2018 года Постановление получило от-

рицательную оценку регулирующего воздействия. 

Это означает, что 

в регионах общественное обсуж-

дение территориальных схем не ведется);

•  В Федеральном законе от 10 января 2002 N 7-ФЗ 

«Об охране окружающей среды». 

Обращения граждан на горячую линию и анкети-

рование участников публичных мероприятий Обще-

ственной  палаты  Российской  Федерации  показыва-

Меры по обеспечению  
обратной связи

Процедуры и механизмы по работе обратной связи вокруг строительства или 

расширения объектов по обращению с отходами должны быть максимально про-

зрачными и открытыми для того, чтобы исключать возможность злоупотре-

бления, манипулирования и продавливания решения в обход населения.

*  Об утверждении правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и правил ведения их 

реестра  

http://regulation.gov.ru/projects#npa=77434

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Общественная палата

CIVIC CHAMBER OF THE RUSSIAN FEDERATION

Российской Федерации

43

Предложения по обеспечению учета мнения граждан при строительстве  

и эксплуатации объектов по обработке, утилизации и обезвреживанию отходов

ют,  что  отсутствие  взаимодействия  с  населением  со 

стороны  власти,  невозможность  высказаться  и  неу-

веренность, что слова будут услышаны, недоверие к 

информации  обо  всех  экологических  характеристи-

ках и рисках объекта является основными причинами 

недовольства граждан.

Обратившиеся  на  горячую  линию  Общественной 

палаты Российской Федерации и участники публичных 

мероприятий Общественной палаты Российской Феде-

рации  отмечали,  что  столкнувшись  с  проблемой  рас-

ширения или строительства объекта по обращению с 

твердыми коммунальными отходами, они могут понять 

с чего нужно начинать взаимодействие с органами вла-

сти и бизнесом для донесения своей позиции. Большое 

количество курирующих тему органонов власти, недо-

статочная  осведомленность  граждан  о  закрепленных 

в законодательстве правах и каналах обратной связи 

осложняет взаимодействие власти и общества.

91% опрошенных участников публичных меропри-

ятий  Общественной  палаты  Российской  Федерации 

считают предоставляемую органами власти информа-

цию о начале строительства / расширении объектов 

по обращения с отходами недостаточной.

Основными каналами информирования для граж-

дан являются сообщения в социальных сетях (об этом 

говорят  33%  опрошенных),  публикации  в  СМИ  (24% 

опрошенных), соседи (17% опрошенных) и лишь за-

тем – органы власти (11% опрошенных).

Многие  обратившиеся  на  горячую  линию  Обще-

ственной  палаты  Российской  Федерации  подчерки-

вали,  что  активные  строительные  работы  на  плани-

руемых  к  строительству  объектах  по  обращению  с 

отходами начинается еще до проведения обществен-

ных слушаний.

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Общественная палата

CIVIC CHAMBER OF THE RUSSIAN FEDERATION

Российской Федерации

44

Предложения по обеспечению учета мнения граждан при строительстве  

и эксплуатации объектов по обработке, утилизации и обезвреживанию отходов

Фактически граждане узнают о строительстве объ-

екта по обращению с твердыми коммунальными от-

ходами, когда инвестор уже получил в органах власти 

разрешение на строительство. Это вызывает большое 

недовольство со стороны граждан. 

Кроме того для граждан и экологов остается недо-

ступной  большая  часть  информации  о  конструктор-

ских особенностях объекта по обращению с тверды-

ми коммунальными отходами. Например, ссылаясь на 

Федеральный закон N 98-ФЗ от 29 июля 2004 года «О 

коммерческой  тайне»  застройщики  планируемых  к 

строительству объектов по обращению с отходами от-

казываются предоставлять конструкторскую докумен-

тацию, даже после судебного решения. Без данной ин-

формации экологи и граждане остаются в неведении 

о том, какой конкретно объект будет функционировать 

рядом с их местом проживания. Поскольку объекты по 

обращению с твердыми коммунальными отходами от-

носятся к объектам первого класса опасности целесо-

образно предоставлять гражданам всю необходимую 

информацию.  При  этом  информация  действительно, 

относящаяся к коммерческой тайне (имена собствен-

ные и т.п.) должны удаляться из публичного документа.

Сегодня  всем  недовольным  гражданам  предлагают 

обращаться в суды. Однако суды могут длиться годами, 

и все это время стройка на объекте будет продолжаться.

В ходе публичных мероприятий Общественной па-

латы Российской Федерации, представители инициа-

тивных групп граждан отмечали, что острой пробле-

мой  является  отсутствие  достоверной  информации 

о состоянии окружающей среды вокруг объектов по 

обращению с твердыми коммунальными отходами.

В  целях  повышения  информационной  открытости 

органов власти рекомендуем:

•  Разработать  единый  пошаговый  алгоритм  взаи-

модействия  власти  и  граждан,  столкнувшихся  с 

проблемой  работы,  расширения  или  строитель-

ства  объекта  по  обращению  с  твердыми  комму-

нальными  отходами.  В  нем  должно  быть  понят-

ным языком описано в какие органы власти и по 

каким вопросам могут обращаться граждане, что 

нужно делать если ответ их не устраивает; какую 

информацию граждане имеют право получить, а 

какую –  нет  и  почему. Данный  алгоритм  должен 

быть размещен на главной странице сайтов всех 

органов  власти,  курирующих  тему  обращение  с 

твердыми коммунальными отходами.

•  Разработать  систему  заблаговременного  ин-

формирования  граждан  (еще  на  предпроектных 

стадиях)  о  предстоящем  строительстве  или  рас-

ширении    объекта  по  обращению  с  твердыми 

коммунальными отходами. 

•  Вся информация, которая предоставляется на го-

сударственную  экологическую  экспертизу,  долж-

на быть размещена в должном правовом статусе 

в Интернете открытом доступе на сайте Роспри-

роднадзора. 

•  В проблемных регионах, особенно в Московской 

области, необходимо:

-  создать на сайте региональной администрации 

ресурс  для  онлайн-трансляции  мониторинга 

атмосферного  воздуха  в  населенных  пунктах 

около  объектов  по  обращению  с  твердыми 

коммунальными отходами;

-  создать  систему  оповещения  граждан  о 

неблагоприятных  условиях  нахождения  на 

улице через СМИ, социальные сети, СМС.

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Общественная палата

CIVIC CHAMBER OF THE RUSSIAN FEDERATION

Российской Федерации

45

Предложения по обеспечению учета мнения граждан при строительстве  

и эксплуатации объектов по обработке, утилизации и обезвреживанию отходов

Самым  доступным  каналом  информирования 

граждан по вопросу строящегося / расширяющегося 

объекта по обращению с отходами, по мнению 58,7% 

опрошенных  участников  публичных  мероприятий 

Общественной палаты Российской Федерации, явля-

ются  публичные  слушания  или  сход  граждан  по  во-

просу  строящегося  объекта.  Однако  эффективно  ра-

ботающим данный канал информирования признают 

только 16,7% опрошенных, и это самая высокая оцен-

ка  эффективности  в  сравнении  с  другими  каналами 

информирования. 

Общественные слушания на сегодняшний день яв-

ляются единственным способом прямого обсуждения 

между властью и обществом. На этом фоне странно 

выглядят  предложения  заменить  общественные  об-

суждения проектов создания объектов ТКО на реше-

ние специальной комиссии.* 

К сожалению, в некоторых регионах местные вла-

сти не уделяют должного внимания или вовсе игнори-

руют процедуру общественных слушаний. Некоторые 

участники  рынка  также  стремятся  избегать  прямого 

взаимодействия с обществом и прибегают к различ-

ным уловкам: арендуют маленький зал, который не в 

состоянии поместить всех желающих принять участие 

в слушаниях, приглашают подставных лиц, отключают 

микрофоны, заглушают выступления активистов кри-

ками толпы и т.п. 

Подотчётность  региональных  операторов  только 

региональным  властям  осложняет  взаимодействие 

с органами местного самоуправления и населением. 

Муниципалитет  никак  не  может  повлиять  на  строи-

тельство частного объекта по обращению и утилиза-

ции отходов. 

Институт  публичных  слушаний  по  строительству 

объектов по обращению с твердыми коммунальными 

отходами нуждается в доработке и совершенствова-

нии. 

Вопросы  расположения  полигонов,  мусоросжига-

тельных и мусороперерабатывающих заводов долж-

ны  решаться  в  ходе  публичных  слушаний  проектов 

строительства. Данная процедура должна проводить-

ся до подачи документов на согласование в государ-

ственные  органы.  Для  начала  необходимо  оценить 

саму  возможность  размещения  соответствующего 

производства,  его тип  и  определить  критерии,  кото-

рым оно должно соответствовать. Если объект не со-

ответствует критериям, необходимо отправлять его на 

доработку либо отклонять.

Сегодня  выстроено  много  административных  ба-

рьеров для людей, желающих участвовать в решении 

мусорной проблемы. Начиная с проблемы информи-

рованности, когда человек, столкнувшийся со строи-

тельством полигона или мусоросжигательного завода 

рядом  со  своим  домом  просто  не  знает,  куда  обра-

щаться. Местные власти и общественные организации 

чаще всего пассивны и не информированы в вопросе, 

а иногда и вовсе настроены против граждан. Систе-

ма  общественных  слушаний  по  вопросам  перевода 

земли и проектам строительства объектов обращения 

с  отходами  работает  на  максимальное  ограничение 

числа участников – людей попросту не информируют 

о  проводимых  мероприятиях,  приводя  на  них  анга-

* Столичному мусору отмерили семь лет // Газета «Коммерсантъ» №103 от 18.06.2018, стр. 1: 

https://www.kommersant.ru/

doc/3661327

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Общественная палата

CIVIC CHAMBER OF THE RUSSIAN FEDERATION

Российской Федерации

46

Предложения по обеспечению учета мнения граждан при строительстве  

и эксплуатации объектов по обработке, утилизации и обезвреживанию отходов

жированных,  подсадных  участников.  Независимо  от 

результатов слушаний принимаются разрешительные 

решения и застройщик, и заказчик получают возмож-

ность и дальше не обращать внимание на обществен-

ное мнение.

Ярким  примером  описанных  выше  проблем  ста-

ли  публичные  слушания  по  оценке  воздействия  на 

окружающую  среду  планируемого  мусоросжигатель-

ного завода близ п. Осиново (Республика Татарстан), 

которые  прошли  28  июня  2018  года.  Для  участия  в 

слушаниях было подано 1200 заявок, однако для слу-

шаний был арендован зал на 350 человек. Остальных 

участников слушаний не пустили в зал. Граждане тре-

бовали внести изменения в регламент и избрать но-

вую комиссию для проведения публичных слушаний, 

однако в ходе их выступления был отключен микро-

фон.  В  результате  разгневанные  граждане  приняли 

акт, в котором не признали слушания состоявшимися. 

Однако согласно официальному протоколу слушания 

признаны состоявшимися.* 23 июня 2018 года Депу-

таты  Осиновского  сельского  поселения  приняли  ре-

шение внести изменения в карту градостроительного 

зонирования,  т.е.  землю,  где  планируется  строитель-

ство мусоросжигательного завода, перевели из сель-

скохозяйственной зоны в промышленную.**

В целях совершенствования института публичных

слушаний предлагаем:

Правительству Российской Федерации рекомендуем:

•  рассмотреть возможность проведения публичных 

слушаний проектов строительства полигонов, му-

соросжигательных  и  мусороперерабатывающих 

заводов;

•  закрепить обязательный учет решений публичных 

слушаний при строительстве, расширении, эксплу-

атации объектов по обработке, утилизации и обе-

звреживанию твердых коммунальных отходов;

•  законодательно  обозначить  меры  ответствен-

ности  должностных  лиц  за  отсутствие  широкого 

информирования граждан о предстоящем строи-

тельстве объектов по утилизации твердых комму-

нальных  отходов;  за  ненадлежащее  проведение 

публичных  слушаний  и  игнорирование  решений 

публичных слушаний и общественной экологиче-

ской экспертизы; за несоблюдение мер по работе 

обратной связи;

•  расширить  список  тем,  по  которым  проводятся  об-

щественные слушания (например, территориальные 

схемы*** и внесение изменений в территориальные 

схемы, при переводе земель в категорию 12.2****);

•  рассмотреть  возможность  проведения  референ-

дума  по  строительству  объекта  по  обращению  с 

отходами в качестве вопроса местного значения;

•  внести  в  Градостроительный  кодекс  Российской 

Федерации изменений, предусматривающих раз-

мещение проектной документации по планируе-

мой строительной деятельности в Интернете для 

общественного обсуждения.

Обращения в органы власти является одним из ин-

струментов донесения гражданами своей позиции и 

недовольства. 

96,3%  опрошенных  участников  публичных  ме-

роприятий  Общественной  палаты  Российской  Фе-

дерации  участвовали  в  коллективном  обращении  в 

органы власти и 89,13% самостоятельно направляли 

обращение в органы власти. 

В ходе публичных мероприятий Общественной па-

латы РФ, граждане высказывали недовольство закре-

пленной в Федеральном законе от 2 мая 2006 года N 

59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан 

Российской  Федерации»  нормой  о  невозможности 

повторного  обращения  в  орган  власти  по  одному  и 

тому же вопросу, если ответ уже получен. Однако сле-

дует понимать, что повторенное обращение граждан 

является  следствием  неудовлетворенности  гражда-

нина, полученным от органа власти ответом. 

Для снижения уровня напряженности социального 

конфликта вокруг объекта по обращению с отходами 

предлагаем  рассмотреть  возможность  проведения 

повторных общественных слушаний и экологической 

экспертизы с участие граждан в случае накопления в 

органах власти критической массы обращений граж-

дан  по  одному  и тому  же  объекту  (например,  более 

500 обращений).

* Господа Соврамши. Чиновники подделали протокол и заключение общественных слушаний по МСЗ в Осиновском // Activica.
org, 04.07.2018: 

http://activatica.org/blogs/view/id/5233/title/gospoda-sovramshi-chinovniki-poddelali-protokol-i-zaklyuchenie-

obshchestvennyh-slushaniy-po-msz-v-osinovskom

** В Татарстане землю под МСЗ перевели из сельскохозяйственной зоны в промышленную — официально // Реальное время, 
24.07.2018: 

https://realnoevremya.ru/news/106964-zemlyu-pod-msz-pereveli-iz-selskohozyaystvennoy-zony-v-promyshlennuyu-

oficialno

*** Мера не заработала
**** Размещение, хранение, захоронение, утилизация, накопление, обработка, обезвреживание отходов производства и 
потребления, медицинских отходов, биологических отходов, радиоактивных отходов, веществ, разрушающих озоновый слой, а 
также размещение объектов размещения отходов, захоронения, хранения, обезвреживания таких отходов (скотомогильников, 
мусоросжигательных и мусороперерабатывающих заводов, полигонов по захоронению и сортировке бытового мусора и 
отходов, мест сбора вещей для их вторичной переработки

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Общественная палата

CIVIC CHAMBER OF THE RUSSIAN FEDERATION

Российской Федерации

47

Предложения по обеспечению учета мнения граждан при строительстве  

и эксплуатации объектов по обработке, утилизации и обезвреживанию отходов

В связи с этим рекомендуем Правительству Россий-

ской Федерации:

•  запустить единый портал по работе с обращения-

ми граждан по проблемам работы, строительства 

или расширения объектов по обращения с отхо-

дами;

•  совместно  с  Общественной  палатой  Российской 

Федерации, Советом при Президенте Российской 

Федерации по развитию гражданского общества 

и правам человека и ОНФ проработать вопрос о 

создании государственно-общественной системы 

мониторинга ситуации с образованием и утилиза-

цией отходов, включая сбор показателей состоя-

ния почвы, воды и воздуха рядом с полигонами, а 

также предприятиями по термическому обезвре-

живанию  или  переработке  твердых  коммуналь-

ных отходов;

•  обеспечить  открытый  доступ  к  результатам  ис-

следований  по  оценке  влияния  на  окружающую 

среду и иной информации (территориальным схе-

мам, планам застройки) при строительстве и экс-

плуатации  объектов  по  обработке,  утилизации  и 

обезвреживанию отходов.

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Общественная палата

CIVIC CHAMBER OF THE RUSSIAN FEDERATION

Российской Федерации

48

Предложения по обеспечению учета мнения граждан при строительстве  

и эксплуатации объектов по обработке, утилизации и обезвреживанию отходов

Региональным органам власти совместно с органа-

ми местного самоуправления: 

•  выпускать  регулярные  отчеты  о  проблемных 

объектах 

по 

обращению 

с 

твердыми 

коммунальными отходами;

•  организовывать  встречи  должностных  лиц  с 

населением  по  вопросу  проблемных  объектов 

твердыми коммунальными отходами;

•  привлекать  к  участию  в  мероприятиях  по 

теме  объектов  по  обращению  с  твердыми 

коммунальными 

отходами 

(особенно 

к 

общественным 

слушаниям) 

региональные 

общественные палаты и общественные советы в 

качестве субъектов общественного контроля.

Общественной палате Российской Федерации и ре-

гиональным общественным палатам:

•  для  реализации  учета  мнения  граждан  при  экс-

плуатации  объектов  по  обращению  с  твердыми 

коммунальными отходами один раз в месяц про-

водить  на  базе  Общественной  палаты  Россий-

ской Федерации и общественных палат регионов, 

столкнувшихся  с  «мусорными  конфликтами»  об-

щественную  приемную  по  вопросу  объектов  по 

утилизации твердыми коммунальными отходами. 

Для  участия  в  общественной  приемной  привле-

кать  представителей  ответственных  министерств 

и ведомств, органов контроля и надзора и регио-

нальных операторов;

•  инициировать  формирование  общественных  со-

ветов при региональных операторах;

•  обеспечить вхождение в Координационный совет 

Общественной палаты Российской Федерации по 

экологической безопасности граждан руководите-

лей  ответственных  общественных  советов,  мини-

стерству, ведомств и органов надзора и контроля.

Общественный экологический

контроль

1  января  2018  года  вступили  в  силу  поправки  в 

Федеральный закон от 10 января 2002 года N 7-ФЗ 

«Об  охране  окружающей  среды»,  благодаря  кото-

рым появились общественные инспекторы по охране 

окружающей  среды.  Приказ  Министерства  природ-

ных ресурсов и экологии N 403 от 12 июля 2017 года 

«Об утверждении порядка организации деятельности 

общественных  инспекторов  по  охране  окружающей 

среды» вступил в действие 5 марта 2018 года.

В отличие от Федерального закона от 21 июля 2014 

года N 212-ФЗ «Об основах общественного контроля 

в Российской Федерации», общественный экологиче-

ский  контроль  характеризуется  особым  субъектным 

составом:  граждане,  общественные  объединения  и 

некоммерческие организации. 

Однако  порядок  и  особенности  осуществления 

общественного  экологического  контроля  в  законо-

дательстве  не  регламентированы.  Это  позволило 

субъектам  Российской  Федерации  сформировать 

собственные  законодательные  подходы  к  регули-

рованию  отношений  в  сфере  осуществления  обще-

ственного экологического контроля

*

.

Экологическое законодательство сейчас не опре-

деляет  конкретные  формы  общественного  эколо-

гического  контроля,  предусматривая  возможность 

участия  общественности  в  принятии  экологически 

значимых решений при проведении оценки воздей-

ствия  на  окружающую  среду,  общественной  эколо-

гической экспертизы. Общественный экологический 

контроль  осуществляется  также  при  реализации 

гражданами и общественными объединениями пра-

ва на получение своевременной, полной и достовер-

ной информации о состоянии окружающей среды в 

местах своего проживания, мерах по ее охране, при 

обращении в органы государственной власти, орга-

ны  местного  самоуправления  и  иные  организации 

с жалобами, заявлениями и предложениями по во-

просам,  касающимся  охраны  окружающей  среды, 

негативного  воздействия  на  окружающую  среду, 

при предъявлении в суд исков о возмещении вреда 

окружающей среде

**

.

Федеральный закон от 12 января 1996 года N 7-ФЗ 

«О некоммерческих организациях» возлагает на ор-

ганы  государственной  власти,  органы  местного  са-

моуправления  обязанность  рассмотреть  результаты 

общественного  контроля  в  области  охраны  окружа-

ющей среды. Однако форма документа, содержащего 

  *  См.: Закон Белгородской области от 19 января 2000 г. N 87 «Об участии населения в охране общественного порядка и в охране 

окружающей среды на территории Белгородской области» // Сборник нормативных правовых актов Белгородской области. 
1999. N 17; Закон Калужской области от 26 мая 2014 г. N 581-ОЗ «Об общественных советах при органах исполнительной 
власти Калужской области» // Весть. Документы. 2014. N 19; Закон Республики Дагестан от 26 февраля 2015 г. N 19 «Об 
общественном экологическом контроле» // Собрание законодательства Республики Дагестан. 2015. N 5. Ст. 178; и др.

 **  

Оценка положениям статьи 68 Федерального закона № 7-ФЗ дана Институтом законодательства и сравнительного 
правоведения при Правительстве Российской Федерации (Л.П. Берназ, И.Н. Жочкина, Н.В. Кичигин и др.).

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Общественная палата

CIVIC CHAMBER OF THE RUSSIAN FEDERATION

Российской Федерации

49

Предложения по обеспечению учета мнения граждан при строительстве  

и эксплуатации объектов по обработке, утилизации и обезвреживанию отходов

результаты такого контроля, законодателем не опре-

делена

**

.

Институт общественного контроля – важный шаг на 

пути организации прозрачной общественной приро-

доохранной деятельности, поскольку сегодня в сфере 

экологии и на теме мусора нередко пытаются спеку-

лировать называемые псевдоэкологи – организации, 

занимающиеся зарабатыванием денег на теме эколо-

гии, а не защищающие интересы общества. 

Институт  общественного  контроля  нуждается  в 

расширении и популяризации. Сегодня работают 111 

общественных экологических инспекторов:

•  в ЦФО – 73 инспектора;

•  в ПФО – 11 инспекторов; 

•  в ЮФО – 11 инспекторов; 

•  в СЗФО – 8 инспекторов;

•  в СКФО – 3 инспектора;

•  в СФО – 3 инспектора;

•  в УрФО – 2 инспектора;

•  в ДФО – инспекторов нет.

Подробнее ознакомиться с работой общественных 

экологических  инспекторов  можно  на  сайте  Центра 

ресурсного обеспечения общественных инспекторов 

по охране природы

**

Общественным  палатам  субъектов  Российской 

Федерации  рекомендуем  рассмотреть  возможность 

проведения  мероприятий  направленных  на  популя-

ризацию проектов подготовки общественных инспек-

торов в области экологии охраны окружающей среды 

и природопользования.

Общественным палатам субъектов Российской Фе-

дерации совместно с Общественной палаты Россий-

ской Федерации:

•  принять  участие  в  профессиональной  подготов-

ке  общественных  экологических  инспекторов  (в 

частности обучить, как правильно оформлять на-

рушения);

•  выработать единые методики деятельности, согла-

сованной с деятельностью соответствующих госу-

дарственных органов, осуществляющих управле-

ние в сфере природоохранной деятельности. 

Экологическое просвещение

Сейчас  в  нашей  стране  отсутствуют  комплексная 

система  экологического  просвещения  и  социальная 

реклама, стимулирующая ответственность потребите-

лей за создаваемый мусор. 

Акции в сфере эко-просвещения проводят только 

подвижники-волонтеры,  в  большинстве  своем  не 

получающие  никакой  поддержки  от  государства. 

Более  того,  если  власти  видят  в  волонтерах  угрозу, 

например мусороперерабатывающим предприятиям, 

то волонтерское движение попросту «глушится» и не 

получает больше возможности работать.

В  целях  повышения  эффективности  работы 

по  преодолению  экологического  кризиса  вокруг 

твердых  коммунальных  отходов  следует  создать 

разветвлённую систему экологического просвещения 

населения  с  ранних  лет,  поддерживаемую 

государством.  Граждане  должны  осознавать  свою 

экологическую  ответственность  за  производимый 

мусор и неправильную утилизацию отходов.

В связи с этим рекомендуем:

Министерству природных ресурсов и экологии Рос-

сийской  Федерации  и  региональным  министерствам 

экологии:

•  разработать систему экологического просвещения 

граждан с ранних лет (детского сада и школы);

•  проводить постоянную разъяснительную работы в 

СМИ и Интернете о приоритетах государственной 

политики  в  сфере  обращения  с  твердыми 

коммунальными  отходами,  о  существующей  си-

стеме  утилизации  и  обезвреживания  твердых 

коммунальных отходов в стране / в регионе.

Региональным органам власти совместно с органа-

ми местного самоуправления:

•  включить вопросы формирования экологической 

культуры, 

экологического 

образования 

и 

просвещения  в  региональные  и  местные 

программы развития территорий;

•  обеспечить  повышения  информированности 

населения по вопросу раздельного сбора твердых 

коммунальных  отходов  с  помощью  социальной 

*    

Оценка положениям статьи 68 Федерального закона № 7-ФЗ дана Институтом законодательства и сравнительного 
правоведения при Правительстве Российской Федерации (Л.П. Берназ, И.Н. Жочкина, Н.В. Кичигин и др.).  

** Центр ресурсного обеспечения общественных инспекторов по охране природы: 

http://publicmonitoring.ru/

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Общественная палата

CIVIC CHAMBER OF THE RUSSIAN FEDERATION

Российской Федерации

50

Предложения по обеспечению учета мнения граждан при строительстве  

и эксплуатации объектов по обработке, утилизации и обезвреживанию отходов

рекламы, просветительских акций, публикаций в 

СМИ, а также размещение адресов существующих 

пунктов раздельного сбора отходов в СМИ;

Общественной  палате  Российской  Федерации,  об-

щественным палатам субъектов Российской Федера-

ции, НКО:

•  следует  активизировать  работу  по  разработке 

просветительских  программ,  формирующих 

у  населения  экологическую  культуру  и 

экологическое 

мировоззрение; 

проявлять 

активную  гражданскую  позицию  в  решении 

экологических проблем, в том числе при обращении 

с отходами, принимать мотивированное участие 

в  сохранении  окружающей  природы  и  нести 

ответственность за свои действия; 

•  популяризировать экологическое волонтерство;

•  формировать  позитивный  имидж  реформируе-

мой отходоперерабатывающей отрасли;

СМИ:

•  активнее  популяризировать  раздельный  сбор 

мусора  и  ответственное  отношение  граждан  к 

обращению с отходами.

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Общественная палата

CIVIC CHAMBER OF THE RUSSIAN FEDERATION

Российской Федерации

  

Приложение 1

54

ДОКЛАД

Совета при Президенте Российской Федерации

 

по развитию гражданского общества и правам человека

по вопросам, связанным с обеспечением прав населения на охрану здоровья и 

благоприятную окружающую среду при утилизации отходов потребления

Введение

 В Совет при Президенте Российской Федерации по правам человека и развитию гражданского общества 

(далее – Совет) поступают многочисленные обращения населения, связанные с существующей системой об-

ращения с ТКО. Согласно данным Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, с 1 января 

2017 г. до начала октября 2017 года в службу поступило более 17 тыс. жалоб граждан по вопросам обращения 

с твердыми коммунальными отходами (далее - ТКО). Наибольшее возмущение вызывают планы строительства 

новых полигонов ТКО и мусоросжигательных заводов.

В частности, граждан беспокоит потенциальное нарушение их прав на благоприятную окружающую среду 

и охрану здоровья, создание дополнительной антропогенной нагрузки в местах их постоянного проживания 

и отсутствие объективной и полной информации о планах строительства потенциально экологически опасных 

промышленных объектов по обращению с ТКО.

В результате непрозрачной для населения деятельности инициаторов намечаемой хозяйственной деятель-

ности, а также федеральных органов исполнительной власти, исполнительной власти субъектов Российской 

Федерации и муниципальных органов в целом ряде регионов сложилась крайне тяжелая атмосфера недо-

верия к любым проектам, направленным на решение проблемы ТКО, вследствие чего население выступает 

против любых инициатив в этой области, даже если они являются совершенно безопасными и направлены на 

реализацию приоритетов государственной политики в области обращения с отходами.

Совет неоднократно обращался к данной проблеме. В мае-июне 2017 года Постоянная Комиссия по эко-

логическим правам, совместно с рядом общественных организаций провела автобусный тур по 15 регионам, 

посвященный разъяснению преимуществ раздельного сбора мусора для создания в стране безотходной эко-

номики.  В  рамках  автобусного  тура  состоялись  многочисленные  встречи  с  представителями  региональных 

органов власти, общественности и бизнеса.

30 августа 2017 г. Совет провел специальное заседание на тему: “Обеспечение права населения на охрану 

здоровья и благоприятную окружающую среду при утилизации отходов потребления”. В заседании приняли 

участие представители федеральных органов исполнительной власти, депутаты Государственной Думы ФС РФ, 

Уполномоченный по правам человека в РФ, представители общественности и органов исполнительной власти 

г. Москвы, г. Санкт-Петербург, Московской области, Оренбургской области, Республики Татарстан, Пермского 

края, Республики Крым, местного самоуправления г. Магас, представители бизнеса, занятого в сфере обраще-

ния с отходами, представители Общественной палаты РФ и региональных общественных палат.

В октябре 2017 года был проведен ряд рабочих совещаний с представителями федеральных органов вла-

сти и надзорных ведомств.

Совет также изучал международную практику обращения с отходами, в частности на примере ряда муни-

ципалитетов Швеции.

Члены Совета провели многочисленные встречи с представителями инициативных групп граждан, высту-

пающих против планов региональных властей по строительству объектов по термическому обезвреживанию 

отходов и\или по строительству полигонов.

Совет рассматривает тему обращения с отходами потребления в контексте обеспечения гарантированных 

Конституцией РФ прав каждого на охрану здоровья и на благоприятную окружающую среду. Совет полагает, 

что решение проблемы в сфере обращения с отходами производства и потребления требует объединения 

усилий государства и гражданского общества, производителей и потребителей товаров и услуг, органов мест-

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Общественная палата

CIVIC CHAMBER OF THE RUSSIAN FEDERATION

Российской Федерации

 

Приложение 1

55

ного самоуправления, образовательных учреждений, субъектов общественного контроля и населения.

Данные доклад подготовлен на основе Рекомендаций, принятых по результатам специального заседания 

Совета на тему: «Обеспечение права населения на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду при 

утилизации отходов потребления», состоявшегося в Москве 30 августа 2017 г.

1. Современная ситуация и правовые основы обращения с

твердыми коммунальными отходами (ТКО)

В настоящее время в России более 14 000 санкционированных мест размещения отходов занимают тер-

риторию около 4 млн. га, что сопоставимо с территорией Швейцарии и Нидерландов, а под размещение все 

возрастающих объемов ТКО ежегодно выделяется около полумиллиона га земли, что практически вдвое пре-

вышает территорию Люксембурга. Помимо вывода значительных земельных ресурсов из хозяйственного обо-

рота полигоны загрязняют атмосферу, почву, грунтовые воды и негативно влияют на растительный и животный 

мир, ухудшают качество жизни населения близлежащих территорий.

Из-за отсутствия системы раздельного сбора и утилизации отходов, содержащих токсичные компоненты, 

растут масштабы загрязнения окружающей среды опасными веществами. При размещении на полигонах без-

возвратно пропадают тонны ценных видов сырья и материалов, таких как бумага, стекло, металлы, пластик и 

пр. По экспертным оценкам, на эти компоненты приходится более 40% ТКО, т. е. около 15 млн. тонн ежегодно. 

Например, в Центральном федеральном округе, по мнению экспертов Координационного совета по развитию 

отрасли обращения с отходами Ассоциации межрегионального социально-экономического взаимодействия 

ЦФО, при наличии сети мусоросортировочных станций на вторсырье можно будет зарабатывать до 68 милли-

ардов рублей ежегодно. В стране существует достаточно перерабатывающих мощностей. При этом предпри-

ятия, осуществляющие переработку отходов, испытывают острый дефицит сырья вследствие низкого уровня 

раздельного сбора отходов на территории России. В частности, практически отсутствует сбор макулатуры у 

физических лиц1. Увеличение объемов сбора вторичного сырья возможно только за счет внедрения раздель-

ного сбора отходов и активного привлечения населения.

Кроме отсутствия мер со стороны органов власти по внедрению раздельного сбора, одним из препятствий 

для вовлечения физических лиц в данный процесс является НДФЛ от реализации вторичных материальных 

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Общественная палата

CIVIC CHAMBER OF THE RUSSIAN FEDERATION

Российской Федерации

  

Приложение 1

56

ресурсов: макулатуры, металлолома, пластика, стеклобоя и пр.

Налогообложение операций по реализации отходов физическими лицами усложняет процесс заполнения 

налоговых деклараций. Таким образом, как физические лица, готовые раздельно собирать и сдавать отходы, 

так и юридические лица и индивидуальные предприниматели, готовые их закупать, отказываются от сделок по 

реализации отходов. Отходы, вместо переработки, отправляются на захоронение.

Отмена НДФЛ от реализации отходов позволит упростить процесс реализации бытовых отходов физиче-

скими лицами и выстроить на уровне домохозяйств систему обращения с отходами, позволяющую физиче-

ским лицам возвращать часть средств от своих покупок.Только по макулатуре, по данным Ассоциации «Лига 

переработчиков макулатуры», это должно привести к увеличению объемов сбора макулатуры: с 3,25 млн. тонн 

до 9 млн. тонн, то есть почти в 3 раза уже в 2019 году.

По  итогам  заседания  Государственного  совета  РФ  по  вопросу  «Об  экологическом  развитии  Российской 

Федерации  в  интересах  будущих  поколений»,  состоявшегося  27  декабря  2016  г.,  был  утвержден  перечень 

поручений Пр-140ГС, в рамках которого было сформулировано поручение Правительству внести в законода-

тельство Российской Федерации изменения, направленные на стимулирование деятельности по переработке 

отходов производства и потребления и предусматривающие участие малого бизнеса и населения в деятель-

ности по сортировке, переработке отходов, ликвидации объектов накопленного вреда окружающей среде.

Отмена НДФЛ от реализации раздельно собранных отходов будет одной из инициатив, направленных на 

выполнение поручения Пр-140ГС.

Примером первого шага в данном направлении может служить Законопроект № 1039273-6 «О внесении 

изменений в статью 217 части второй Налогового кодекса РФ» (об освобождении от обложения НДФЛ дохо-

дов физических лиц, полученных от реализации бытовой макулатуры). Макулатура занимает одно из первых 

мест по объему образования ТКО. 4 февраля 2016 г. на законопроект об отмене НДФЛ с доходов от реали-

зации макулатуры было получено положительное заключение Правительства РФ, в соответствии с которым 

законопроект был концептуально поддержан.

Законопроект № 1039273-6 был инициирован и направлен Председателю Государственной Думы ФС РФ 7 

апреля 2016 г. По состоянию на 27 октября 2017 г. данный законопроект не был рассмотрен и не стоит в оче-

реди на рассмотрение в комитете по бюджету и налогам.

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     1      2      3      4      ..