ДОКЛАД ОБ ЭФФЕКТИВНОСТИ МЕР ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ПЕРЕРАБОТКИ ТВЕРДЫХ КОММУНАЛЬНЫХ ОТХОДОВ (2018 год) - часть 2

 

  Главная      Учебники - Разные     ДОКЛАД ОБ ЭФФЕКТИВНОСТИ МЕР ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ПЕРЕРАБОТКИ ТВЕРДЫХ КОММУНАЛЬНЫХ ОТХОДОВ (2018 год)

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..      1      2      3      ..

 

 

ДОКЛАД ОБ ЭФФЕКТИВНОСТИ МЕР ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ПЕРЕРАБОТКИ ТВЕРДЫХ КОММУНАЛЬНЫХ ОТХОДОВ (2018 год) - часть 2

 

 

Анализ эффективности мер по обеспечению переработки ТКО

Общественная палата

CIVIC CHAMBER OF THE RUSSIAN FEDERATION

Российской Федерации

20

Территориальные схемы  

обращения с отходами, в том 

числе с твердыми коммунальны-

ми и региональные прораммы в 

области обращения с отходами

Субъекты  Российской  Федерации,  получившие 

согласование  территориальных  схем  Федеральной 

службой  по  надзору  в  сфере  природопользования 

Российской  Федерации,  приступили  к  реализации 

территориальных схем в установленные сроки . Но в 

процессе  реализации территориальных  схем  возник-

ли  проблемы.  Из-за  отсутствия  в  территориальных 

схемах  корректных  статистических  данных,  расчетов 

нормативов накопления, учета характера сезонности, 

отсутствия видов отходов, которые сменили категории 

в  связи  с  изменениями,  внесенными  в  Федеральный 

кадастр классификации отходов  и с 2017 года, не под-

лежат захораниванию, территориальные схемы оказа-

лись не всегда соответствующими действительности.

В  соответствии  с  поправками  внесенными  в  89-

ФЗ  «Об  отходах»  31  декабря  2017  года  все  приня-

тые  территориальные  схемы  должны  быть  скоррек-

тированы  и  пересмотрены  до  1  января  2020  года. 

В  результате  пересмотра  территориальных  схем, 

ожидается, что во многих регионах должны появить-

ся  межрегиональные  схемы  обращения  с  отходами. 

Что также  указано  в  Поручениях  Президента  РФ  от 

4  мая  2017  года  N  Пр-889,  п.3.  В  первую  очереди 

это  касается  Москвы  и  Московской  области,  Санкт-

Петербурга  и  Ленинградской  области,  Севастополя 

и  Республики  Крым.  В  настоящее  время  ни  одной 

межрегиональной  территориальной  схемы  не 

создано. Данные схемы помогут решить проблемы в 

высокоурбанизированных районах страны.

Обсуждение территориальных схем должно прохо-

дить публично, проходить экологическую экспертизу. 

Территориальная  схема  должна  быть  на  обществен-

ном контроле. Однако, как отмечали многие участни-

ки  публичных  мероприятий  в  Общественной  палате 

Российской  Федерации,  только  единичные  субъекты 

провели  публичные  слушания  по  разработке терри-

ториальных схем.

Субъектами Российской Федерации некорректно раз-

работаны  или  вообще  не  разработаны  региональные 

программы  в  области  обращения  с  отходами,  хотя  эти 

программы являются стратегически важными докумен-

тами для развития отрасли в регионе и создают гаран-

тии для инвесторов и региональных операторов. По дан-

ным Общероссийского народного фронта региональные 

программы  на  20  июня  2018  года  утверждены  только 

в  18  субъектах  Российской  Федерации.  Субъекты  не 

учли важный момент, что территориальная схема долж-

на быть связана с региональной программой в области 

обращения с отходами, а также с показателями и инди-

катора установленными на федеральном уровне (Стра-

тегия экологической безопасности РФ, Государственная 

программа  «Охрана  окружающей  среды»,  Стратегия 

развития промышленности обработки, утилизации, обе-

звреживания на период до 2030 года). Кроме того, на-

личие региональной программы является условием пре-

доставления субсидий субъекту Российской Федерации 

из средств, поступивших в федеральный бюджет в счет 

уплаты  экологического  сбора.  Помимо  этого,  в  п.  1  ст. 

24.6 ФЗ-89 «Об отходах» установлено, что сбор, транс-

портирование, обработка, утилизация, обезвреживание, 

захоронение твердых коммунальных отходов на терри-

тории субъекта Российской Федерации обеспечивается 

региональным оператором в соответствии с региональ-

ной программой в области обращения с отходами и тер-

риториальной схемой обращения с отходами.

Институт регионального опера-

тора по обращению с твердыми 

коммунальными отходами

Региональный  оператор  по  обращению  с 

твердыми  коммунальными  отходами  –  оператор  по 

обращению  с  твердыми  коммунальными  отходами 

–  юридическое  лицо,  которое  обязано  заключить 

договор на оказание услуг по обращению с твердыми 

коммунальными отходами с собственником твердых 

коммунальных отходов, которые образуются и места 

сбора которых находятся в зоне деятельности регио-

нального оператора.

Сбор,  транспортирование,  обработка,  утилизация, 

обезвреживание,  захоронение  твердых  коммуналь-

ных  отходов  на  территории  субъекта  Российской 

Федерации обеспечиваются одним или несколькими 

региональными операторами в соответствии с регио-

нальной программой в области обращения с отхода-

ми и территориальной схемой обращения с отходами.

На 21 июля 2018 года 82 субъекта Российской Фе-

дерации выбрали 174 региональных оператора, кон-

Анализ регуляторных мер 
обеспечения переработки твердых 
коммунальных отходов

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Анализ эффективности мер по обеспечению переработки ТКО

Общественная палата

CIVIC CHAMBER OF THE RUSSIAN FEDERATION

Российской Федерации

21

курсы  по  выбору  14  региональных  операторов  еще 

проводятся.  При  этом  решения  ряда  конкурсных  ко-

миссий  по  выбору  регионального  оператора  на тер-

ритории некоторых субъектов Российской Федерации 

оспариваются  в  судах.  В  Республике  Бурятия,  Хан-

ты-Мансийском  автономном  округе,  Ивановской  об-

ласти были найдены нарушения законодательства при 

их отборе, в том числе коррупционного характера .

Субъекты  Российской  Федерации  в  большинстве 

своем  формально  подошли  к  установлению  условий 

осуществления  деятельности  региональных  операто-

ров. Не установили целевые показатели по развитию 

инфрастуктуры,  которые  необходимо  достигнуть,  не 

установили требования к технологическим решениям. 

Такое обстоятельство приводит к тому, что региональ-

ные операторы и концессионеры самостоятельно вы-

бирают технологические решения на свое усмотрение 

и, как правило, эти решения дешевые, невысокотехно-

логичные, направленные на сокращение инвестицион-

ных затрат и не учитывают приоритеты государствен-

ной политики по увеличению переработки отходов. 

Так, например, с 01 января 2017 года в России реа-

лизуется Приоритетный проект «Чистая страна».  Про-

ект  предусматривает  строительство  пяти  «объектов 

термической  обработки  твердых  коммунальных  от-

ходов», т.е. мусоросжигательных заводов. При этом в 

ходе  обсуждений  на  мероприятиях  в  Общественной 

палате РФ экспертами и эко-активистами высказыва-

лась позиция, что новые технологии сжигания еще не-

сколько десятков лет будут недоступны в нашей стра-

не. Ряд активистов и экспертов убеждены, что в рамках 

проекта «Чистая страна» сейчас выбраны технологии 

заведомо, на 15-30 лет устаревшие. Это означает, что 

на сегодняшний день, когда у Российской Федерации 

появилась  уникальная  возможность  построить  систе-

му обращения с отходами с нуля, навести порядок в 

отрасли и уменьшить количество отходов, был выбран 

путь, для которого уменьшение потока отходов заве-

домо  невыгодно.  В  ходе  обсуждений  неоднократно 

подчеркивалось, что упор на технологии сжигания, ко-

торые получили финансирование, сортировка и пере-

работка  становятся  «конкурентами»  сжиганию  и  при 

выбранных  масштабах  внедрения  обречены  на  про-

вал, либо номинальное существование.

Еще  одним  препятствием  к  полноценной  работе 

регионального  оператора  является  отсутствие  суще-

ственных  санкций  за  незаключение  договоров  соб-

ственниками  твердых  коммунальных  отходов  с  ре-

гиональными  операторами.  В  соответствии  с  ФЗ-89 

«Об  отходах»  собственники  твердых  коммунальных 

отходов до 01 января 2019 года  обязаны заключить 

договор на оказание услуг по обращению с тверды-

ми  коммунальными  отходами  с  региональным  опе-

ратором,  в  зоне  деятельности  которого  образуются 

твердые  коммунальные  отходы  и  находятся  места 

их  накопления.  На  сегодняшний  день  отсутствуют 

соразмерные  санкции  за  незаключение  договора.  В 

этой связи целесообразным является внесение изме-

нений  в  Кодекс  об  административных  нарешениях 

Российской  Федерации  в  части  административной 

ответственности за незаключение договоров с опера-

тором. Это положительно скажется как на экологиче-

ской ситуации, так и на притоке средств для развития 

инфраструктуры переработки.

Лицензирование в области  

обращения с отходами

Сегодня лицензированию подлежат все виды дея-

тельности по обращению с отходами, кроме их нако-

пления и образования. Таким образом, под процедуру 

лицензирования  попали  организации,  осуществля-

ющие  транспортирование  отходов  производства  и 

потребления.  Из  законодательной  базы  исключили 

понятие бессрочной лицензии, а все разрешительные 

документы, полученные до 30 июля 2015 года, подле-

жал переоформлению.

Планировалось,  что  государственный  реестр 

объектов  размещения  отходов  и  лицензирование  в 

совокупности позволят отделить специализированные 

полигоны  от  незаконных  свалок  или  полигонов,  с 

превышенной проектной вместимостью.

Изменения позволили упростить получение лицензии на обращение с отходами

I-IV класса опасности и перенести срок переоформления до 1 января 2019 года.

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Анализ эффективности мер по обеспечению переработки ТКО

Общественная палата

CIVIC CHAMBER OF THE RUSSIAN FEDERATION

Российской Федерации

22

Однако, по данным Генеральной прокуратуры Рос-

сийской  Федерации  в  ряде  регионов  деятельность 

по обращению с отходами осуществляется при отсут-

ствии лицензии, установленных нормативов образо-

вания отходов, а также лимитов на их размещение*.

Такие факты выявлены, в частности, в Карачаево-Чер-

кесии,  Алтайском,  Камчатском,  Пермском,  Хабаров-

ском краях, Белгородской, Воронежской, Ивановской, 

Курганской, Липецкой, Нижегородской, Омской, Пен-

зенской и Тюменской областях.

Показатели и индикаторы 

стратегического развития 

Российской Федерации

В действующих документах стратегического значе-

ния (Стратегия экологической безопасности на пери-

од до 2025 года, Стратегия развтия промышленности 

обработки,  утилизации  и  обезвреживания  отходов 

производства и потребления на период до 2030 года, 

Государственная  программа  «Охрана  окружающей 

среды») установлены показатели и индикаторы стра-

тегического развития Российской Федерации в сфере 

обращения с отходами. Так например, уровень утилза-

ции твердых коммунальных отходов 80% к 2030 году, 

уровень захоронения 10% к 2030 году. Строительство 

70  экотехнопарков  к  2030  году.  В  соотвествии  с  за-

конодательством  о  стратегическом  планировании  в 

Российской Федерации должна быть обеспечена вер-

тикальная интеграция стратегичеких документов фе-

дерального регионального уровня и прямая корреля-

ция показателей и индикаторов. Однако при анализе 

территориальных  схем  и  региональных  программ,  а 

также  стратегий  социально-экономичесого  развития 

субъектов  Российской  Федерации,  схем  территори-

ального планирования в большинстве своем не про-

слеживается  интеграция и корреляция региональных 

документов с документами федерального уровня.

Полномочия и регулирование в 

области обращения с отходами

Сегодняшнее  государственное  регулирование  от-

расли разобщено. Полномочия по выработке государ-

ственной политики и государственного регулирования 

в части обращения с отходами распределены между о 

тремя федеральными органами исполнительной вла-

сти (Министерством природных ресурсов и экологии 

Российской  Федерации,  Министретсвом  строитель-

ства  и  жилищно-коммунального  хозяйства  Россий-

ской Федерации и Министерством промышленности и 

торговли Российской Федерации). Каждый Федераль-

ный орган исполнительной власти выпускает большое 

количество актов, в которых сложно разобраться даже 

экспертам.  Межведомственная  конкуренция  приво-

дит  к  нескоординированности  действий  и  выпускае-

мых  нормативно-правовых  актов,  установке  разных 

показателей.  Эта  нескоординированность  негативно 

сказывается в том числе на реализации Стратегии по 

развитию промышленности по обработке, утилизации 

и обезвреживанию отходов производства и потребле-

ния на период до 2030 года в Российской Федерации, 

разработанной Минпромторгом России и утвержден-

ной распоряжением Правительства Российской Феде-

рации от 25 января 2018 г. N 84-р.

Укрупненные выводы анализа 

регуляторных мер по 

обеспечению переработки 

твердых коммунальных отходов 

Анализ  эффективности  мер  по  обеспечнию  пере-

работки твердых коммунальных отходов показал, что 

за период реформирования отрасли разработано до-

статочно  большое  количество  мер  по  обеспечению 

переработки твердых коммынальных отходов, но эф-

фективному их применению мешают ряд системных 

проблем:

Самое  главное  на  сегодня  отсутствуют  меры  сти-

мулирующие  спрос  на  продукцию  произведенную 

из вторичных ресурсов (Указ Президента Российской 

Федерации N 204, Поручения Президента), за исклю-

чением  вторичных  энергетических  ресурсов    -  «зе-

леного тарифа» на энергию, которая,по мнению экс-

пертов  не  имеет  актуальности  в  стране  с  огромным 

количеством  энергоресурсов  и  производимых  мощ-

ностей.

Министерству промышленности и торговли Россий-

ской  Федерации  Президентом  Российской  Федера-

ции было дано поручение разработать проект феде-

рального закона о вторичных материальных ресурсах, 

в  том  числе  предусмотрев  меры  стимулирования 

вовлечения вторичных ресурсов в экономику страны. 

Однако на сегодня, вынесенный Министерством про-

мышленности  и торговли  Российской  Федерации  на 

публичное обсуждение проект федерального закона 

представляет собой поправки к Федеральному закону 

№ 89 «Об отходах», не предусматривающий, по мне-

нию отраслевого сообщества, стимулирования обра-

щения с вторичными ресурсами. 

Сегодня  структура  работы  на  рынке  обращения  с 

вторичными  ресурсами  выстроена  неверно,  что  за-

трудняет процесс переработки. Зачастую отходы не-

обходимые  для  бизнеса,  использующего  вторсырье, 

приобретаются у перекупщиков, а не напрямую у опе-

ратора, что влияет на цену.

Сегодняшнее  государственное  регулирование  от-

расли  разобщено.  Полномочия  по  выработке  госу-

дарственной политики и государственного регулиро-

 * «Мусор вываливается из под надзора». Коммерсант 27.06.18. 

https://www.kommersant.ru/doc/3669546

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Анализ эффективности мер по обеспечению переработки ТКО

Общественная палата

CIVIC CHAMBER OF THE RUSSIAN FEDERATION

Российской Федерации

23

вания в части обращения с отходами распределены 

между  о  тремя  федеральными  органами  исполни-

тельной власти (Министерством природных ресурсов 

и  экологии  Российской  Федерации,  Министретсвом 

строительства  и  жилищно-коммунального  хозяйства 

Российской  Федерации  и  Министерством  промыш-

ленности и торговли Российской Федерации). Каждый 

Федеральный орган исполнительной власти выпуска-

ет большое количество актов, в которых сложно ра-

зобраться даже экспертам. Межведомственная конку-

ренция приводит к нескоординированности действий 

и выпускаемых нормативно-правовых актов, установ-

ке разных показателей. 

Следующая проблема - необъективность информа-

ции в области обращения с отходами и вторичными 

ресурсами,  обусловленная  несовершенством  систем 

государственного  и  муниципального  учета  и  отчет-

ности, а также требованиям к образователям отходов. 

Это снижает эффективность мер по обеспечению пе-

реработки твердых коммунальных отходов.

Существующие  формы  и  методы  статистическо-

го  наблюдения  не  позволяют  получить  объективные 

данные о твердых коммунальных отходах, так, напри-

мер, в данных размещенных на официальном сайте 

Федеральной службы государственной статистики не 

выделены данные по образованию, утилизации, обе-

звреживанию и размещению твердых коммунальных 

отходов.

Или,  например,  по  данным  статотчетности  инве-

стиции на охрану окружающей среды от загрязнения 

отходами производства и потребления при образова-

нии отходов в количестве порядка 5060244 тыс.тонн 

в  2015  году  составили  12732  млн  рублей,  т.е  около 

2,5 рублей на тонну. Можно было бы оценить эффек-

тивность мер по обеспечению переработки отходов, 

в  том  числе  построив  график  динамики  изменения 

данных, но к сожалению, такая информация собира-

ется  и  публикуется  раз  в  два  года.  На  сегодняшний 

день доступна информация от 2016 года за 2015 год 

(год  начала  реформы),    следующая  информация  бу-

дет собрана и опубликована в 2018 году за 2017 год. 

Отсутствие своевременных и объекивны данных, осо-

бенно в период реформирования, может привести к 

принятию неправильных управленческих решений. 

Также проблемой является то, что при всей зарегу-

лированности сфера обращения с отходами (порядка 

2,5 тысяч нормативных правовых актов разного уров-

ня) на сегодняшний день не гармонизирован понятий-

ный аппарат в существующих нормативных правовых 

актах.  Так,  например,  для  правоприменения  сложно 

разбираться в определениях «отходы потребления» и 

«твердые коммунальные отходы». Разные норматив-

ные правовые, методологические, организационные, 

технологические акты по разному регулируют данный 

вопрос. В Федеральном классификационном катало-

ге отходов в состав подтипа «отходы коммунальные 

твердые» входят не только отходы от домохозяйств, 

но и отходы от уборки придворовой, уличной и иной 

территории, включая растительные отходы. Это всту-

пает в противоречие с общим понятием твердых ком-

мунальных отходов, сформулированном в ФЗ-89 «Об 

отходах» (растительные отходы не образуются в до-

мохозяйствах). Если же учитывать растительную под-

группу, то по домашним хозяйствам в сельской мест-

ности будет непросто количественно отделять отходы 

сельскохозяйственного производства от отходов ухо-

да за декоративными насаждениями.

Субъекты РФ, исполняя свои полномочия по разра-

ботке территориальных схем обращения с отходами, 

которые, по мнению законодателя должны были сти-

мулировать  развитие  отрасли  и  быть,  по  сути,  инве-

стиционными картами, привлекающими инвестиции в 

регионы,  подошли  в  большинстве  формально.  В  тех 

субъектах  Российской  Федерации,  где  был  реализо-

ван  формальный  подход,  не  корректно  рассчитали, 

нормативы накопления, не установили показатели и 

индикаторы, не запланировали высокотехнологичные 

объекты,  запланировали  строительство  новых  поли-

гонов (несмотря на федеральные акты предусматри-

вающие снижение захоронения отходов).

При  выборе  региональных  операторов  в 

большинстве  субъектов  Российской  Федерации 

также  не  установлены  в  условиях  осуществления 

деятельности  таких  региональных  операторов, 

показатели, 

соответствующие 

стратегическим 

документам Российской Федерации. А также не уста-

новлены требования к применяемым в деятельности 

региональных операторов технологическим решени-

ям. Такое обстоятельство приводит к тому, что регио-

нальные операторы и концессионеры самостоятельно 

осуществляют выбор технологических решений, кото-

рые,  как  правило,  дешевые  и  невысокотехнологич-

ные,  направленные  на  сокращение  инвестиционных 

затрат, и не позволяют достичь стратегических пока-

зателей, установленных федеральными актами.   

Субъектами Российской Федерации в большинстве 

своем  некорректно  разработаны  или  вообще  не 

разработаны региональные программы, несмотря на 

то,  что  они  являются  документами  стратегического 

значения  и  должны  давать  гарантии  инвесторам  и 

региональным операторам.

Рост  доли  утилизируемых  отходов  также 

сдерживается 

недостаточно 

функционирующей 

системой  государственного  и  производственного 

контроля  в  сфере  обращения  с  отходами, 

являющегося  ключевым  условием  для  эффективной 

организации последующих процессов их обработки, 

утилизации и обезвреживания

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Анализ эффективности мер по обеспечению переработки ТКО

Общественная палата

CIVIC CHAMBER OF THE RUSSIAN FEDERATION

Российской Федерации

24

На  уровне  субъектов  Российской  Федерации 

практически  нет  региональных  приоритетных 

проектов по основному стратегическому направлению 

развития Российской Федерации – экология.

В целом по стране многие хозяйствующие субъекты, 

работают без утвержденных лимитов на образование 

отходов, 

без 

положительного 

заключения 

государственной  экологической  экспертизы,  без 

лицензий  и  иных  обязательных  разрешений. 

Зачастую, юридические лица игнорируют требования 

закона о внесении платы за загрязнение окружающей 

среды  и  представлении  в  уполномоченные  органы 

статистической отчетности.

Инфраструктура  по  обращению  с  отходами  на 

сегодняшний  день  находится  на  пределе  своих 

возможностей, особенно в московской агломерации. 

С  2012  года  в  Москве  начался  эксперимент 

по  обращению  с  отходами.  Заключены  девять 

государственных  контрактов  (каждый  сроком  на  15 

лет) с компаниями на оказание услуг по обращению 

с отходами на сумму 142,3 млрд руб. Но уже сегодня 

видно,  что  стратегия  передать  ответственность 

за  создание  системы  обращения  с  отходами  в 

частные  руки  не  дала  эффекта.  Утвержденная 

территориальная  схема  Москвы  показывает  лишь 

то,  что  отходы  вывозятся  за  пределы  города 

в  другие  субъекты  Российской  Федерации.  

Также  все  еще  актуальной  остается  проблема  с 

несанкционированными  свалками,  а  поскольку 

строительство  новых  объектов  по  обращению  с 

отходами  в  массовом  порядке  согласно  данным 

территориальных  схем  по  обращению  с  отходами 

и  региональных  програмам  начнется  только  в  2020 

году,  проблема  несанкционированных  свалок  будет 

только усугубляться в ближайшие несколько лет.

В связи с обозначенными проблемами, по мнению 

Общероссийского  народного  фронта,  реформу  в  от-

расли обращения с отходами надо отложить, что бу-

дет лучше, чем просто отчитываться о ее выполнении 

с массой грубых ошибок, когда не скорректированы 

территориальные схемы, а региональные программы 

на  20  июня  2018  года  разработаны  и  утверждены 

только в 18 субъектах Российской Федерации.

Предложения

В части учета и отчетности твердых 

коммунальных отходов

•  Для  организации  статистики  важно  уточнить: 

а)  конкретный  состав  твердых  коммунальных 

отходов;  б)  круг  объектов  статистического  на-

блюдения,  в  которых  твердые  коммунальные 

отходы  реально  образуются.  Сейчас  в  законе 

такого  рода  детализированные  описания  не 

приводятся;  у  них  указывается  лишь  на  главный 

источник  образования  отходов  –  потребление 

физическими лицами в жилых помещениях.* По-

тенциально круг хозяйственных единиц, произво-

дящих  твердые  коммунальные  отходы  широк,  в 

этой  связи  главными  объектами  статистического 

наблюдения  должны  быть  операторы  и/или 

региональные операторы, осуществляющие вывоз 

твердых  коммунальных  отходов. Данный  подход 

к сбору статистической информации позволит по-

лучать  более  достоверную  информацию  о  коли-

честве  образуемых  отходов,  а  не  основанную  на 

статистических опросах домашних домохозяйств.*

•  Нужно  вводить  единую  систему  измерения  ТКО 

(тонны или кубические метры). Сейчас существуют 

разночтения: официальная статистика собирается 

в тоннах, а управляющие компании оперируют ку-

бическими метрами.

•  Необходимо  повысить  корректность  статистиче-

ских данных в Федеральном классификационном 

каталоге отходов:*

- необходимо решить вопрос о включении / или 

невключении отходов капитального и текущего 

ремонта  помещений  общего  пользования  в 

домах.  Данные  отходы  не  должны  входить  в 

состав твердых коммунальных отходов;

- подтип «отходы коммунальные жидкие» в состав 

твердых  коммунальных  отходов  входить  не 

должны, поскольку они не являются твердыми;

-  подтип  «отходы  при  предоставлении  прочих 

видов  услуг  населению»  ввиду  широты  и 

разнообразия  по  факту  включает  как  отходы 

соответствующие 

признакам 

твердых 

коммунальных  отходов,  так  и  нет  (например, 

отходы  жиров  при  разгрузке  жироуловите-

лей,  масла  растительные  отработанные  при 

приготовлении  пищи;  фильтрат  полигонов  за-

хоронения  твердых  коммунальных  отходов 

умеренно  опасный,  фильтрат  полигонов 

захоронения  твердых  коммунальных  отходов 

малоопасный,  отходы  от  уборки  бань,  саун  и 

др.). Данные отходы не должны учитываться при 

статистическом наблюдении.

В  уточнении  нуждается  понятие  «утилизация 

отходов».  Утилизация  в  соответствии  с  нормами 

закона  имеет  следующую  структуру:  1)  повторное 

применение  отходов,  с  выделением  подгруппы 

их 

повторного 

применения 

по 

прямому 

назначению  (рециклинг);  2)  возврат  отходов  в 

производственный  цикл  после  соответствующей 

*  Думнов А.Д., Пирожкова Н.В., Харитонова А.Е. Статистика твердых коммунальных отходов: тенденции, проблемы, задачи. Вопросы стати-

стики. 2016;(6):28-51. (

http://voprstat.elpub.ru/jour/article/view/354/355

)

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Анализ эффективности мер по обеспечению переработки ТКО

Общественная палата

CIVIC CHAMBER OF THE RUSSIAN FEDERATION

Российской Федерации

25

подготовки (регенерация); 3) извлечение из отходов 

полезных  компонентов  для  повторного  применения 

(рекуперация); 4) иная утилизация. Данная разбивка 

не охватывает все элементы обращения с твердыми 

коммунальными отходами на практике. В частности, 

не  ясно,  в  какую  из  подгрупп  корректно  включать 

сжигание  твердых  коммунальных  отходов  в  виде 

топлива  с  полезным  использованием  полученной 

энергии  или  применение  пищевых  отходов  в 

качестве  корма  домашнего  скота.  Далее,  следует 

ли  к  утилизации  относить  использование  твердых 

коммунальных 

отходов 

при 

рекультивации 

отработанных  карьеров,  где  велась  добыча 

полезных  ископаемых?  Введение  соответствующих 

показателей  в  формы  статистического  наблюдения 

без  устранения  неясностей  приведет  к  получению 

сводных  данных  неопределенного  содержания. 

Поэтому  в  ближайшей  перспективе  целесообразно 

ограничиться  лишь  заменой  в  соответствующих 

статистических  формах  показателя  «переработка 

твердых  коммунальных  отходов»  на  показатель 

«утилизировано твердых коммунальных отходов», но 

при  условии  минимума  пояснений,  более  подробно 

раскрывающих последний термин.* 

В части снижение количества отходов  

и организации  раздельного сбора

Приоритетная  задача  на  данный  момент -  сниже-

ние  количества  образуемых  твердых  коммунальных 

отходов.  Сейчас  морфологический  состав  отходов 

приобрел  новый  вид:  самым  распространенными  и 

крупными  по  объему  отходами  являются  различные 

пластики и бумага (около половины по массе и почти 

три четверти по объему). 

Для уменьшения объема производимого пластика 

должны быть приняты меры стимулирующие сниже-

ние оборота пластиковой тары, запрет на использо-

вание одноразовой посуды.

Во всем мире происходит радикальное ужесточе-

ние в отношении пластиковой упаковки любого вида.  

В  Евросоюзе  и  Китае**

 

уже  действует  законодатель-

ство,  ограничивающее  производство  и  потребление 

пластиковой  упаковки  и  одноразовой  посуды  в  лю-

бом виде. В российском законодательстве, на данный 

момент не предпринято никаких мер по ограничению 

производства пластиковых изделий.

Это  влечет  за  собой  риски,  что  сокращаемые 

мощности  по  производству  пластиковой  упаковки 

и  одноразовой  пластиковой  посуды  в  Евросоюзе  и 

Китае  будут  компенсировать  за  счет  расширения 

производства в России. При наличии краткосрочной 

локальной выгоды для производителей пластиковой 

*  Думнов А.Д., Пирожкова Н.В., Харитонова А.Е. Статистика твердых коммунальных отходов: тенденции, проблемы, задачи. Вопросы стати-

стики. 2016;(6):28-51. (

http://voprstat.elpub.ru/jour/article/view/354/355

)

**  Коммерсант. «Без отходов» 18.06.2018 (

https://rg.ru/2018/07/18/kitaj-otkazhetsia-zavozit-eshche-32-vida-musora-iz-ssha.html

 )

Специальное заседание СПЧ «Обеспечение экологических прав граждан при обращении с отходами» от 
17.07.18 г. 

http://www.president-sovet.ru/files/78/d5/78d5bae7d15e661b51c238e3d3c9c758.pdf

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Анализ эффективности мер по обеспечению переработки ТКО

Общественная палата

CIVIC CHAMBER OF THE RUSSIAN FEDERATION

Российской Федерации

26

продукции,  это  может  привести  к  масштабной 

экологической  катастрофе  для  страны.  Считаем  не-

обходимым разработать и принять законодательные 

ограничения  в  отношении  производства  и  ограни-

чения производства пластиковой тары в Российской 

Федерации.

Еще одним стимулом по снижению использования 

пластиковых  изделий  является  залоговая  стоимость 

тары. 

В  зарубежных  странах  Ассоциации  производите-

лей  договариваются  и  внедряют  инструмент  залого-

вой  стоимости тары,  который  используется  для того, 

чтобы  потребитель  не  только  не  выбросил  тару  в 

смешанные отходы, но и самостоятельно принес тару 

в  пункт  сбора.  Деятельность  организаций,  которые 

организуют  систему  залога,  законодательно  регули-

руется.  В  Финляндии,  Норвегии, Дании  и  некоторых 

других  странах,  законодательно  закреплены  требо-

вания к таким организациям и их деятельности. При 

принятии  нормативный  правовой  акт  будет  принят, 

реализовать  ответственность  производителей  и  им-

портеров за утилизацию с помощью системы залого-

вой стоимости тары становится проще.

Преимущество залоговой системы тары в том, что 

она не создает никакой нагрузки на тариф. Данная си-

стема позволяет повысить уровень переработки тары 

до 50-60%.

С 1 января 2019 года к полномочиям органов мест-

ного  самоуправления  в  области  обращения  с  отхо-

дами относится участие в организации деятельности 

по сбору (в том числе раздельному) отходов. Также с 

1  января  2019  года  вступает  в  силу  следующее  по-

ложение  закона  89-ФЗ  «Об  отходах»:  «Накопление 

твердых  коммунальных  отходов  осуществляется  в 

соответствии  с  правилами  обращения  с  твердыми 

коммунальными  отходами,  утверждёнными  прави-

тельством Российской Федерации, и порядком нако-

пления  (в том  числе  раздельного  накопления) твер-

дых коммунальных отходов, утвержденным органом 

исполнительной власти субъекта Российской Федера-

ции».

В целом в нашей стране пока что нет культуры ни 

раздельного  сбора  отходов,  ни  сдачи  макулатуры  и 

других  перерабатываемых  отходов.  Хотя  в  Москов-

ской  области  и  в  других  регионах  уже  существуют 

единичные  пилотные  проекты  по  внедрению  раз-

дельного  сбора  твердых  коммунальных  отходов  у 

домохозяйств.  Контейнерные  площадки  оснащаются 

баками  для  перерабатываемых  и  не  перерабатыва-

емых отходов, а в дальнейшем отходы поступают на 

сортировку оператору обращения с отходами. Опро-

сы показывают, что жители крупных городов и приго-

родов (именно в них наблюдаются наиболее острые 

проблемы с отходами) готовы к сортировке твердых 

коммунальных отходов – нужно лишь создать им не-

обходимые условия. 

Инфраструктура  по  приему  перерабатываемых 

отходов  должна  быть  привязана  к  инфраструктуре 

потребления.  Например, при походе в магазин, у по-

требителя должен быть стимул принести обратно ис-

пользованные ПЭТ-бутылки.  Такой опыт используется 

большинством  стран  Евросоюза  и  показывает  поло-

Специальное заседание СПЧ «Обеспечение экологических прав граждан при обращении с отходами» от 17.07.18 г. 

http://www.president-sovet.ru/files/78/d5/78d5bae7d15e661b51c238e3d3c9c758.pdf

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Анализ эффективности мер по обеспечению переработки ТКО

Общественная палата

CIVIC CHAMBER OF THE RUSSIAN FEDERATION

Российской Федерации

27

жительные результаты.

Необходимо ускорить разработку и принятие нор-

мативно-правовых актов, направленных на стимули-

рование населения к раздельному сбору отходов. 

За счет сортировки, раздельного сбора отходов и 

изменения  морфологического  состава  отходов  мож-

но снизить объем отходов в разы.

Необходимо  наладить  экологическое  просвеще-

ние, начиная с детских садов и школ и принять меры 

законодательного  влияния  на  производителей,  по-

зволяющие упростить обращение и переработку тары 

и вторсырья. Однако, с 2014 года, когда начались пер-

вые  действия  по  созданию  и  продвижению  новых 

территориальных схем, ни одна из этих мер не была 

широко  внедрена  органами  исполнительной  власти. 

Инициатива исходит от граждан: появилось много во-

лонтерских движений по раздельному сбору отходов 

и  продвижению  разумного  потребления.  Концепция 

«Zerowaste»  стала  модным  увлечением.  Люди  сами 

идут к совершенно другой системе обращения с отхо-

дами – к бережливости по отношению к природным 

ресурсам.

 В части регулирования и реализации 

государственной политики

Необходима  разработка  нормативной  базы,  уста-

навливающей  требования  к  технологиям  по  обра-

щению  с  отдельными  видами  отходов  и  вторичных 

ресурсов  (по  видам,  группам,  классам,  регионам). 

Такое обращение в силу экономических, климатиче-

ских, географических причин не может быть универ-

сальным для всех регионов одновременно. В разных 

условиях  могут  быть  характерны  различные  методы 

утилизации  (рекуперация,  регенерация,  рециклинг) 

или термического обезвреживание (низко или высо-

ко - температурный пиролиз, плазмохимия, сжигание). 

В  Японии,  например,  для  каждой  фракции  отходов 

существуют свои нормативно-правовые акты. С их по-

мощью участники бизнеса полностью понимают свои 

обязанности по работе с отходами, а население пони-

мает ответственность, за неправильное обращение с 

отходами.

Система  обращения  с  отходами  должна  отвечать 

самым  современным  требованиям  прозрачности  и 

подконтрольности.  Необходимо  обеспечить  чтобы  в 

режиме  онлайн  была  общедоступна  информация  о 

том  где,  когда  и  какие  виды  отходов  собираются,  и 

куда они доставляются. 

В связи с отсутствием в настоящее время в законо-

дательстве  Российской  Федерации  понятия  вторич-

ных ресурсов, к продуктам, полученным в результате 

обработки  отходов,  применяются  в  полном  объеме 

нормы законодательства об отходах, что препятству-

ет  их  полноценному  вовлечению  в  хозяйственный 

оборот. Для снятия данных ограничений в законода-

тельство,  регулирующее  сферу  обращения  с  отхода-

ми, целесообразно разработать и принять отдельный 

федеральный закон «О вторичных ресурсах».

В  связи  с  введением  распоряжением  Правитель-

ства  Российской  Федерации  от  25  июля  2017  г.  N 

1589-р  поэтапного  запрета  захоронения  182  видов 

отходов  производства  и  потребления,  ряд  которых 

присутствует  в  составе  твердых  коммунальных  от-

ходов,  рассмотреть  вопрос  о  повышении  норматива 

утилизации для продукции и упаковки, в результате 

утраты потребительских свойств которых образуются 

данные отходы, до уровня, стимулирующего их вовле-

чение во вторичный оборот.

Исходя из приоритетов государственной политики 

в  области  обращения  с  отходами  внести  изменения 

в распоряжение Правительства РФ от 25 июля 2017 

N  1589-р  «Перечень  видов  отходов  производства  и 

потребления, в состав которых входят полезные ком-

поненты, захоронение которых запрещается», вклю-

чив  в  перечень  наиболее  распространенные  виды 

вторичных материальных ресурсов. Так, например, в 

существующем  Перечне  отсутствует  запрет  на  захо-

ронение  одного  из  самых  распространенных  видов 

упаковки – полиэтилентерефталата (ПЭТ-бутылка).

Разработать и внести в Государственную Думу Рос-

сийской  Федерации  проект  закона,  направленного 

на  вывод  из  обращения  на  территории  Российской 

Федерации одноразовых пластиковых пакетов. Одно-

временно с этим инициировать в Комиссии ЕАЭС раз-

работку  соответствующего  технического  регламента. 

В проекте закона предусмотреть наличие следующих 

основных положений: 

а) запрет на производство одноразовых пластико-

вых пакетов. 

б) для многоразовых пакетов установить критерии 

их  признания таковыми  (например,  проведение 

обязательной сертификации их возможного мно-

гократного использования не менее 125 раз). 

в)  ввести  обязательную  плату  за  распространение 

одноразовых  пластиковых  пакетов  предприяти-

ями розничной торговли. 

г) ввести правило обязательности сбора пришедших 

в  негодность  полиэтиленовых  пакетов  в  местах 

их  реализации  и  с  обязательной  40  передачей 

на утилизацию с предоставлением документов о 

факте утилизации. 

д) установить предельный срок вступления закона в 

силу не более трех лет с момента принятия соот-

ветствующего закона.

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Анализ эффективности мер по обеспечению переработки ТКО

Общественная палата

CIVIC CHAMBER OF THE RUSSIAN FEDERATION

Российской Федерации

28

Во исполнение поручения Президента Российской 

Федерации N Пр-140 (направленного на стимулиро-

вание  деятельности  по  переработке  отходов  произ-

водства  и  потребления  и  предусматривающего  уча-

стие малого бизнеса и населения в деятельности по 

сортировке, переработке отходов, ликвидации объек-

тов накопленного вреда окружающей среде), внести в 

законодательство Российской Федерации изменения, 

предусматривающие  освобождение  от  обложения 

НДФЛ  доходов  физических  лиц,  полученных  от  ре-

ализации  раздельно  собранных  отходов  (вторичных 

материальных  ресурсов:  макулатуры,  металлолома, 

пластика, стеклобоя и пр.).

Необходимо  дополнить  требования  к  составу  и 

содержанию  территориальных  схем  обращения  с 

отходами,  в  том  числе  с  твердыми  коммунальными 

отходами, пунктом об обязательном наличии положи-

тельного заключения государственной экологической 

экспертизы. 

В целях исключения из Государственного реестра 

объектов  размещения  отходов,  оказывающих  нега-

тивное  воздействие  на  окружающую  среду  свыше 

установленных  нормативов,  разработать  основания 

для проведения внеплановых проверок с целью вы-

явления нарушений, исключения объекта из Государ-

ственного  реестра  объектов  размещения  отходов  и 

последующего  прекращения  эксплуатации  данного 

объекта.

Создать систему жесткого контроля за несанкцио-

нированными свалками и создание условий, исклю-

чающих возможность их появления с целью миними-

зации загрязнения окружающей среды.

Разработать и нормативно закрепить алгоритм раз-

мещения мусоросортировочных, мусороперерабаты-

вающих  и  иных  имеющих  отношение  к  утилизации 

отходов  производств,  предусматривающий  для  жи-

телей  прилегающих территорий  и  иных территорий, 

затронутых  размещаемым  объектом,  опережающие 

меры  развития  территории  и  благоустройства,  ком-

пенсационные  меры  в  сфере  охраны  окружающей 

среды  и  здравоохранения,  стимулирующие  интерес 

жителей к развитию производств.

Разработать и утвердить соответствующие норма-

тивно-правовые  акты,  вводящие  преференции  для 

товаров  и  услуг,  полученных  с  использованием  вто-

ричных материальных ресурсов, в том числе систему 

«зеленых закупок».

Региональным  министерствам  природных  ресур-

сов и экологии включить в  территориальные схемы 

медицинские отходы класса А, Б, В, Г, Д и отходы, об-

разующиеся в результате обезвреживания медицин-

ских отходов.

Региональным  общественным  палатам  взять  под 

общественный  контроль  реализацию  программы  по 

хранению и переработке твердых коммунальных от-

ходов на территории региона.

Региональным  общественным  палатам,  основыва-

ясь на лучших практиках различных стран мира, ре-

ализовывать  мероприятия,  целью  которых  является 

воспитание культуры сбора мусора, предотвращение 

образования стихийных свалок и загрязнения окру-

жающей среды.

Анализ финансовых мер

обеспечения переработки

твердых коммунальных отходов

В  результате  низкого  уровня  вовлечения  отходов 

в  хозяйственный  оборот  происходит  постоянное  их 

накопление.  Многие  объекты  складирования  и  за-

Специальное заседание СПЧ «Обеспечение экологических прав граждан при обращении с отходами» от 17.07.18 г. 

http://www.president-sovet.ru/files/cf/41/cf412c365a32afdcaeb864efc7a46540.pdf

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Анализ эффективности мер по обеспечению переработки ТКО

Общественная палата

CIVIC CHAMBER OF THE RUSSIAN FEDERATION

Российской Федерации

29

хоронения  отходов  не  соответствуют  действующим 

экологическим и санитарным нормам. Концентрация 

вредных веществ в почвах, стоках и грунтовых водах 

вблизи  мест  размещения  отходов  часто  превышает 

предельно допустимые показатели в десятки и сотни 

раз, что представляет серьезную угрозу для окружаю-

щей природной среды.

На сегодняшний день инфраструктура для сниже-

ния  экологического  ущерба  не  создана.  Мусорные 

полигоны  не  являются  верным  способом  решения 

экологической  проблемы.  Ответы,  которые  Обще-

ственная палата Российской Федерации получила от 

региональных  общественных  палат,  показывают,  что 

субъекты продолжают создавать мусорные полигоны. 

Например: в Красноярском крае на сегодняшний день 

уже существует 29 мусорных полигонов, и по планам 

до 2028 года, субъект построит 30 новых полигонов.

Предложенная Министерством промышленности и 

торговли Российской Федерации Стратегия развития 

промышленности  по  обработке,  утилизации  и  обе-

звреживанию  отходов  производства  и  потребления 

на период до 2030 года нацелена на решение  про-

блемы низкого количества перерабатываемых отхо-

дов. Вопрос в ее реализации. Согласно Стратегии, пе-

реработка отходов в России должна вырасти до 80% 

к 2030 году. Но без создания инновационной системы 

и современной инфраструктуры решить «мусорную» 

проблему невозможно.

Тарифное регулирование

Только треть опрошенных участников мероприятий 

Общественной  палаты  Российской  Федерации 

согласны  с  кратным  увеличением  тарифа  за  услуги 

по сбору и вывозу твердых коммунальных отходов.

В связи с переходом на новую систему обращения 

с отходами производства и потребления изменились 

правила установления тарифов в сфере обращения с 

отходами.

Таким  образом,  государственному  регулированию 

подлежат:

•  единый  тариф  на  услуги  регионального  опера-

тора по обращению с твердыми коммунальными 

отходами;

•  тариф на обработку твердых коммунальных отхо-

дов;

•  тариф  на  обезвреживание  твердых  коммуналь-

ных отходов;

•  тариф на захоронение твердых коммунальных от-

ходов.

Тарифы утверждаются в отношении каждой орга-

низации,  осуществляющей  регулируемые  виды  дея-

тельности, и в отношении каждого осуществляемого 

вида  деятельности  с  учетом  территориальной  схе-

мы  обращения  с  отходами  и  устанавливаются  с  ка-

лендарной  разбивкой  по  полугодиям,  также  размер 

тарифов  должен  компенсировать  регулируемым  ор-

ганизациям  экономически  обоснованные  расходы  и 

обеспечивать  экономически  обоснованный  уровень 

доходности.

На сегодняшний день, мониторинг открытых источ-

ников показал, что 16 субъектах тарифы установлены 

26 региональным операторам из 174 избранных. 

К основным проблемам тарифного регулирования 

относятся следующие:

•  Отсутствие  прозрачности  в  существующем  по-

рядке формирования тарифа, несмотря на то, что 

имеются документы «Основы ценообразования в 

области  обращения  с твердыми  коммунальными 

отходами»  и  «Методические  указания  по  расче-

ту регулируемых тарифов в области обращения с 

твердыми коммунальными отходами».

•  Напрямую  на  формирование  тарифа  влияет  ка-

чество территориальных схем обращения с отхо-

дами. Нормативно-правовые акты, регулирующие 

установление тарифов, не позволяют справедли-

во  дифференцировать  этот тариф,  как  для  граж-

дан, так и для региональных операторов. Указан-

ная ситуация усугубляется неудовлетворительным 

качеством территориальных схем, которые, к со-

жалению, в настоящее время в большинстве субъ-

ектов  Российской  Федерации  не  обеспечивают 

возможность принятия качественных управленче-

ских  решений.  Например,  в  Ивановской  области 

первоначально  планируемый  тариф  составлял 

104,6 руб. с человека в месяц, но после получе-

ния  статуса  регионального  оператора  фактиче-

ский тариф  снизился  до  88,72  руб.  с  человека  в 

месяц. Это, по мнению регионального оператора, 

не  позволяет  реализовать  все  запланированные 

мероприятия.*

•  Сложность с привлечением инвестиций в данную 

сферу (заключено всего 15 концессий в 13 субъ-

ектах).

•  Низкая  эффективность  хозяйствующих  предпри-

ятий.

•  Не  предусмотрено  включение  в  состав  единого 

тарифа регионального оператора расходов на со-

держание контейнерных площадок.

Установленная  стоимость  услуг  и  тарифы  регио-

* Investinfra. «Комитет Госудмы по экологии и охране окружающей среды прорабатывает вопрос тарифного регулирования в 
сфере обращения с ТКО». 14.07.17 (

https://www.investinfra.ru/novosti/komitet-gosdumy-po-ekologii-i-ohrane-okruzhayuschey-

sredy-prorabatyvaet-vopros-tarifnogo-regulirovaniya-v-sfere-obrascheniya-s-tko.html

)

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Анализ эффективности мер по обеспечению переработки ТКО

Общественная палата

CIVIC CHAMBER OF THE RUSSIAN FEDERATION

Российской Федерации

30

нальных  операторов  в  большинстве  субъектов  Рос-

сийской Федерации установлены без учета тарифов 

подрядчиков  (инвесторов,  концессионеров,  которые 

возникнут), с которыми региональные операторы бу-

дут заключать договоры. Это приведет к тому, что ре-

гиональные операторы, уже имеющие установленную 

стоимость  своих  услуг  будут  снижать  издержки  сво-

ей деятельности за счет операторов, что в свою оче-

редь приведет к применению дешевых технологий и 

невозможности  развиваться  высокотехнологичным 

производствам.

Корректный тариф регионального оператора дол-

жен представлять совокупность тарифов операторов 

оказывающих  услуги  региональному  оператору,  т.е. 

свои тарифы в Региональные энергетические комис-

сии  должны  были  сначала  защитить  операторы,  по-

том из совокупности этих тарифов и цен на нерегу-

лируемые услуги субъект должен был сформировать 

приведенный стоимость услуг и установить тариф для 

регионального оператора и тогда провести конкурс.

Региональные  энергетические  комиссии  отдель-

ных  субъектов  Российской  Федерации,  не  углубля-

ясь в экономические расчеты, выполняют негласную 

установку «ни в коем случае не повышать тарифы» и 

отказывают операторам в повышении тарифа, (часто 

оперируя  относительными  цифрами  (повышение  на 

100%), хотя в абсолютных цифрах это повышение на 

50-100 рублей на человека, что несущественно в об-

щей квитанции на оплату коммунальных услуг. Такие 

условия не позволят построить высокотехнологичную 

инфраструктуру обращения с отходами.

Расширенная ответственность 

производителей и импортеров 

Единственной  мерой  по  финансовому  стимули-

рованию  переработки  отходов  в  России  является 

уплата  импортерами  и  производителями  утилиза-

ции товаров,  утративших  потребительские  свойства 

экологического  сбора,  так  называемая  «расширен-

ная ответственность производителей и импортеров». 

Производители,  импортеры  товаров  обязаны  обе-

спечить утилизацию отходов от использования этих 

товаров  в  соответствии  с  нормативами  утилизации, 

установленными  Правительством  Российской  Феде-

рации.*

Экологический  сбор  –  это  неналоговый  сбор  за 

утилизацию товаров, упаковки или товаров в упаков-

ке.  Осуществляется  плата  в  виде  самостоятельного 

неналогового  платежа.  Ставка  экологического  сбора 

формируется на основе средних сумм затрат на сбор, 

транспортирование, обработку и утилизацию единич-

ного  изделия  или  единицы  массы  изделия,  утратив-

шего свои потребительские свойства. Экологический 

сбор обязаны уплачивать производители и импорте-

ры продукции, перечисленной в распоряжении Пра-

вительства  Российской  Федерации  от  24  сентября 

2015  N  1886-р  «Об  утверждении  перечня  готовых 

товаров, включая упаковку, подлежащих утилизации 

после утраты ими потребительских свойств».

Сегодня производитель и импортер самостоятель-

но определяет, будет он платить экологический сбор, 

перерабатывать сам или заключать договор со специ-

ализированной организацией по утилизации. Произ-

водители  и  импортеры  сегодня  по  разным  группам 

товаров платят экологический сбор от 0 до 25% про-

изводимого товара.

Но, как показывает практика, расширенная ответ-

ственность производителей в России не работает. За 

год  было  получено  около  1  млрд  руб.  Этих  средств 

недостаточно  ля  развития  современной,  экологиче-

ски безопасной инфраструктуры по обращению с от-

ходами по всей стране. 

Многие  производители  не  только  самостоятельно 

не выполняют нормативы утилизации отходов, но так-

же уклоняются от уплаты экологического сбора через 

Союзы производителей (Ассоциации), пользуясь дан-

ным  пробелом  в  законодательстве.  Таким  образом, 

средства,  которые  оказываются  в  бюджете,  чрезвы-

чайно малы, чтобы развивать отрасль по переработке 

отходов в России. Согласно экспертным оценкам, лик-

видация возможности самостоятельно реализовывать 

расширенную  ответственность  производителей  мо-

жет кратно или даже на порядки увеличить поступле-

* «Об утверждении нормативов утилизации отходов т использования товароы на 2018-2020 годы» 28.12.17№ 2971-р 

 

http://docs.cntd.ru/document/556185029

Специальное заседание СПЧ «Обеспечение экологических прав граждан при обращении с отходами» 
от 17.07.18 г. 

http://www.president-sovet.ru/files/cf/41/cf412c365a32afdcaeb864efc7a46540.pdf

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Анализ эффективности мер по обеспечению переработки ТКО

Общественная палата

CIVIC CHAMBER OF THE RUSSIAN FEDERATION

Российской Федерации

31

ние  средств  от  экологического  сбора  в  бюджетную 

систему Российской Федерации. 

Денежные  средства,  собранные  в  рамках  адми-

нистрирования  экологического  сбора,  являются  це-

левыми,  и  их  расходование  возможно  в  рамках  ре-

ализации  государственных  программ  Российской 

Федерации в форме субсидий субъектам Российской 

Федерации.  Приоритетными  направлениями  расхо-

дования средств экологического сбора являются:

•  выполнение  нормативов  утилизации  отходов  от 

использования  товаров,  обязанность  утилизации 

которых  исполнена  производителями  товаров, 

импортерами  товаров  путем  уплаты  экологиче-

ского сбора;

•  подготовки проектной документации;

•  строительство,  реконструкции,  технического  пе-

ревооружения  объектов  обработки,  утилизации 
отходов.

Большим упущением является отсутствие в списке 

приоритетных  направлений  научных  исследований, 

разработки  новых  технологий  и  внедрение  систем 

раздельного сбора отходов.

Расширенная  отвественность  производителей  и 

импортеров  за  утилизацию товаров,  потреявших  по-

требительские свойства, (экологический сбор) не эф-

фектвино работает в сегодняшнем виде. Низкие нор-

мативы утилизации и ставка экологического сбора не 

покрывают и 50% себестоимости переработки. Реаль-

ных  переработчиков  данная  мера  не  стимулирует,  и 

отрасль переработки на данный момент функциони-

рует,  как  «отрасль  талонов  и  справок»,  выдаваемых 

организациями на самом деле не осуществляющими 

переработку  отходов,  а  являющимися  владельцами 

лицензий.  

Кроме того, сейчас государственным распорядите-

лем бюджетных средств (ГРБС) экологического сбора 

является Министерство природных ресурсов и эколо-

гии Российской Федерации, в функции которого вхо-

дит регулирование отходов в части охраны окружа-

Специальное заседание СПЧ «Обеспечение экологических прав граждан при обращении с отходами» 
от 17.07.18 г. 

http://www.president-sovet.ru/files/78/d5/78d5bae7d15e661b51c238e3d3c9c758.pdf

Ответственность за РОП

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Анализ эффективности мер по обеспечению переработки ТКО

Общественная палата

CIVIC CHAMBER OF THE RUSSIAN FEDERATION

Российской Федерации

32

ющей среды. Таким образом, распределение средств, 

полученных от экологического сбора осуществляется 

с точки зрения снижения негативного воздействия на 

окружающую среду, а не с точки зрения эффективно-

сти  технологических  решений.  Хотя  суть  экологиче-

ского сбора это в первую очередь утилизация това-

ров,  потерявших  потребительские  свойства.  Именно 

эту  ответственность  оплачивают  производители  и 

импортеры. В этой связи более логичным представля-

ется направлять экологический сбор в приоритетном 

порядке на развитие технологий утилизации и стро-

ительство инфраструктуры для переработки, и только 

в том числе, с учетом снижения негативного воздей-

ствия на окружающую среду.

Развитие зеленых финансовых 

инструментов

Сегодня  возможно  отметить  положительную  тен-

денцию к совершенствованию и систематизации за-

конодательства  в  области  государственно-частного 

партнерства в Российской Федерации. Развитие этого 

взаимодействия  положительно  скажется  на  притоке 

инвестиций  и  новейших технологий  в  отрасль.  Пре-

имуществом  государственно-частного  партнерства 

является повышение эффективности проектов, улуч-

шение качество работ и услуг.

Самой распространенной в Российской Федерации 

формой взаимодействия является концессия.

В сфере обращения с отходами в Российской Фе-

дерации заключено 15 концессионных соглашений в 

13 субъектах РФ. Общий объем инвестиционных обя-

зательств составляет 26 млрд рублей.

Соглашения  заключены  в  Нижегородской,  Сара-

товской,  Челябинской,  Свердловской,  Воронежской, 

Ростовской,  Новосибирской,  Вологодской,  Мурман-

ской, Архангельской областях, в Республике Чувашия, 

Республике Саха (Якутия) и Ханты-Мансийском авто-

номном округе.

Еще одной формой взаимодействия государства и 

бизнеса  являются  «зеленые»  облигации.*  Облигации 

позволят  снизить  нагрузку  на  федеральный  и  реги-

ональные  бюджеты  и  целенаправленно  направлять 

средства на поддержку проектов по развитию отхо-

доперерабатывающей  отрасли. Данная  практика  ак-

тивно  используется  в  создании  предприятий  по  пе-

реработке отходов во Франции и Великобритании.**

Финансовые меры государственной 

поддержки и стимулирования 

обеспечения переработки твердых 

коммунальных отходов

На сегодняшний день в Министерстве промышлен-

ности  и  торговли  Российской  Федерации  действуют 

общие меры государственной поддержки и стимули-

   *   Материалы Национальной ассоциации концессионеров и долгосрочных инвесторов в инфраструктуру

  ** Forbes. «Какое будущее ждет рынок зеленых облигаций» 26.09.17 (

http://www.forbes.ru/kompanii/350575-trava-u-doma-kakoe-

budushchee-zhdet-rynok-zelenyh-obligaciy 

)

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Анализ эффективности мер по обеспечению переработки ТКО

Общественная палата

CIVIC CHAMBER OF THE RUSSIAN FEDERATION

Российской Федерации

33

рования  промышленности,  которые  распространить 

на промышленность переработки отходов 

Специализированных  отраслевых  мер  в  области 

обращения с отходами сегодня в Министерстве про-

мышленности и торговли Российской Федерации нет.

В открытых не найдены примеры субсидирования 

участников  отрасли  обращения  с  отходами.  Опросы 

отраслевого сообщества показали, что троим участни-

кам отрасли была предоставлена компенсация затрат 

на научно-исследовательские и опытно-конструктор-

ские работы, одному предоставлен льготный заем из 

средств Фонда развитии промышленности.

Также финансовые меры поддержки и стимулиро-

вания обеспечения переработки твердых коммуналь-

ных  отходов  может  оказывать  Государственная  кор-

порация «Фонд содействия реформированию ЖКХ».

Известно о подписанных с субъектами Российской 

Федерации  соглашениях,  но  в  открытых  источниках 

нет  информации  о  получении  субсидий  на  проекты. 

Объектов пока нет.

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Анализ эффективности мер по обеспечению переработки ТКО

Общественная палата

CIVIC CHAMBER OF THE RUSSIAN FEDERATION

Российской Федерации

34

Министерством  природных  ресурсов  и  экологии 

Российской Федерации были отобраны для субсиди-

рования проекты в области обращения с отходами из 

32 субъектов Российской Федерации. Однако провер-

ки  Счетной  палаты  Российской  Федерации  выявили 

нарушения  (Акт  проверки  проекта  «Чистая  страна» 

Счетной  палаты  Российской  Федерации).  Объектов 

пока нет.

Министерство  экономического  развития  Россий-

ской  Федерации  также  может  предложить  общую 

меру поддержки и стимулирования.

По открытым источникам проектов получивших эту 

господдержку в области обращения с отходами на се-

годняшний день нет.

Также участникам рынка доступны меры поддерж-

ки от РФПИ и Корпорации МСП.

Корпорация МСП заявила о двух проектах в обла-

сти обращения  с отходами.

Укрупненные выводы анализа 

финансовых мер обеспечения 

переработки твердых коммунальных 

отходов

Установленная  стоимость  услуг  и  тарифы  регио-

нальных  операторов  в  большинстве  субъектов  Рос-

сийской Федерации установлены без учета тарифов 

подрядчиков  (инвесторов,  концессионеров,  которые 

возникнут), с которыми региональные операторы бу-

дут заключать договоры. Это приведет к тому, что ре-

гиональные операторы, уже имеющие установленную 

стоимость  своих  услуг  будут  снижать  издержки  сво-

ей деятельности за счет операторов, что в свою оче-

редь приведет к применению дешевых технологий и 

невозможности  развиваться  высокотехнологичным 

производствам.

Региональные  энергетические  комиссии  отдель-

ных  субъектов  Российской  Федерации  не  углубля-

ясь  в  экономические  расчеты  выполняют  негласную 

установку «ни в коем случае не повышать тарифы» и 

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Анализ эффективности мер по обеспечению переработки ТКО

Общественная палата

CIVIC CHAMBER OF THE RUSSIAN FEDERATION

Российской Федерации

35

отказывают операторам в повышении тарифа, (часто 

оперируя  относительными  цифрами  (повышение  на 

100%), хотя в абсолютных цифрах это повышение на 

50-100 рублей на человека, что несущественно в об-

щей квитанции на оплату коммунальных услуг. Такие 

условия не позволят построить высокотехнологичную 

инфраструктуру обращения с отходами.

Согласно  экспертным  оценкам,  ликвидация  воз-

можности самостоятельно реализовывать расширен-

ную  ответственность  производителей  может  кратно 

или даже на порядки увеличить поступление средств 

от  экологического  сбора  в  бюджетную  систему  Рос-

сийской Федерации. 

Мера так называемой расширенной отвественности 

производителей и импортеров за утилизацию товаров 

потерявших  потребительские  свойства  (экологиче-

ский  сбор)  не  эффективно  работает  в  сегодняшней 

конструкции. Из-за низких нормативов утилизации и 

ставок  экологического  сбора  не  покрывающих  50% 

себестоимости  переработки.  Реальных  переработчи-

ков  данная  мера  не  стимулирует  и  отрасль  перера-

ботки по сути на данный момент функционирует, как 

«отрасль талонов  и  справок»  выдаваемых  организа-

циями  на  самом  деле  не  осуществляющими  перера-

ботку отходов, а являющимися владельцами лицензий.  

В  Российской  Федерации  сегодня  отсутствует  си-

стема верификации и поддержки зеленых финансо-

вых  инструментов,  которые  в  достаточно  большом 

объеме используются экономиками других стран.

На  сегодняшний  день  информация  о  полученных 

мерах государственной поддержки достаточно непу-

блична, и по данным открытых источников, несмотря 

на  предлагаемые  государством  меры  поддержки  и 

стимулирования объектов построенных и введенных 

в эксплуатацию с использованием этих мер нет.

Предложения

В части стимулирования переработки 

отходов и вовлечения вторичных ресурсов  

в экономику страны

В сложившейся ситуации представляется целесоо-

бразным объединить утилизационный сбор и эколо-

гической  сбор.  По  сути,  они  выполняют  одинаковые 

функции – компенсация затрат на утилизацию.

•  Экологический сбор переименовать в утилизаци-

онный.

•  Сделать  ГРБС  (государственным  распорядителем 

бюджетных  средств)  утилизационного  (экологи-

ческого) сбора Министерство промышленности и 

торговли Российской Федерации.

•  Средства  утилизационного  (экологического)  сбо-

ра в приоритетном порядке направить на строи-

тельство инфраструктуры и развитие технологий 

обработки,  утилизации  и  обезвреживания,  но  не 

на строительство инфраструктуры сжигания (сжи-

гание в принципе противоречит заявленным це-

лям расширенной ответственности производите-

лей – переработке произведенных отходов).

Создание в рамках импортозамещения отрасли по 

производству оборудования по глубокой сортировке 

и переработке отходов производства и потребления. 

Создание условий для производства высокотехно-

логичной продукции на этом оборудовании в рамках 

рециклинга отходов.

Разработать  систему  сбора  экологических  плате-

жей в рамках реализации расширенной ответствен-

ности  производителей,  позволяющую  аккумулиро-

вать  и  расходовать  средства  целевым  образом  во 

избежание  субсидирования  менее  приоритетных 

направлений  обращения  с  отходами  за  счет  более 

приоритетных.

Увеличить санитарно защитную зону объектов за-

хоронения  отходов  и  объектов  мусоросжигательных 

заводов от 10 до 20 км от населенных пунктов.

Министерству  промышленности  и  торговли  Рос-

сийской Федерации:

•  предусмотреть лизинговые услуги для приобрете-

ния современных экологических технологий, тех-

ники  (оборудования)  по  обращению  с  отходами 

для хозяйствующих субъектов;

•  понизить  ставки  и  предоставлять  долгосрочные 

кредиты на приобретение оборудования по пере-

работке отходов для хозяйствующих субъектов;*

•  разработать  отраслевые  меры  государственной 

поддержки и стимулирования

Особо  важным  считаем  обеспечить  реализацию 

Стратегии  по  развитию  промышленности  по  обра-

ботке, утилизации и обезвреживанию отходов произ-

водства и потребления на период до 2030 года, в том 

числе следующие пункты:

•  создание  национальных  и  межгосударственных 

стандартов, технических регламентов для обору-

дования по обработке, утилизации и обезврежи-

ванию отходов, а также продукции, изготовленной 

из вторичного сырья;

   *   ОП Липецкой области 

http://oplip.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=2676&Itemid=85

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..      1      2      3      ..