Доклад о состоянии и использовании земель Свердловской области (2014 год) - часть 9

 

  Главная      Учебники - Разные     Доклад о состоянии и использовании земель Свердловской области (2014 год)

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     7      8      9      10     ..

 

 

Доклад о состоянии и использовании земель Свердловской области (2014 год) - часть 9

 

 

128
Дата проведения государственной кадастровой оценки земель
Категория земель
Реквизиты нормативного документа
1 января 2003 г.
1 января 2012 г.
Земли промышленности и иного специального
6 июля 2005 г.
8 июля 2014 г.
назначения
№ 539-ПП
№ 2693
1 января 2003 г.
1 января 2013 г.
1 января 2014 г.
Земли особо охраняемых территорий и
5 июля 2005 г.
18 сентября 2013 г.
2 февраля 2015 г.
объектов
№ 533-ПП
№ 1138-ПП
№ 113
-
1 января 2010 г.
Земли водного фонда
16 июня 2005 г.
20 апреля 2011 г.
№ 473-ПП
№ 444-ПП
1 января 2003 г.
1 января 2008 г.
Земли лесного фонда
10 декабря 2004 г.
письмо Роснедвижимости
№ 1115-ПП
от 28 июля 2008 г. № ВК 3272
Земли запаса
Кадастровая оценка земель запаса не проводится
129
Таблица 25
Изменение налогооблагаемой базы земельных участков,
расположенных на территории Свердловской области,
с
1 января 2012 г. по 1 января 2015 г.
Изменение
Общая кадастровая стоимость земельных участков, руб.
стоимости,
Наименование
2015/2014
кадастрового
района
по состоянию
по состоянию
по состоянию
по состоянию
на 1 января
на 1 января
на 1 января
на 1 января
2012 г.
2013 г.
2014 г.
2015 г.
По
Свердловской
2 818 095 087 222
2 935 294 643 789
2 616 487 219 635
2 620 351 495 257
1,00
области:
3.4.1.1 Земли сельскохозяйственного назначения
Сведения о кадастровой стоимости земельных участков, содержащиеся в
государственном кадастре недвижимости по состоянию на
01 января 2015 г. внесены на
основании результатов актуализации государственной кадастровой оценки земель
сельскохозяйственного назначения Свердловской области, внесенной в государственный
кадастр недвижимости - 20 декабря 2012 г.
В 2010-2011 годах за счет средств областного бюджета был проведен новый тур
работ по актуализации результатов государственной кадастровой оценки земель
сельскохозяйственного назначения Свердловской области. В качестве перечня объектов
оценки были использованы сведения о земельных участках категории земель
сельскохозяйственного назначения, содержащиеся в государственном кадастре
недвижимости, по состоянию на 1 января 2011 г.
На первом этапе, проведенном в 2010 году за счет средств областного бюджета,
проведены работы по сбору и подготовке исходных данных (переведены в электронный
вид материалы почвенного обследования, содержащиеся в государственном фонде
данных, полученных в результате проведения землеустройства).
После проведения группировки земельных участков по видам разрешенного
использования на основании сведений о разрешенном использовании, содержащихся в
государственном кадастре недвижимости, на втором этапе в 2011 году были определены
удельные показатели кадастровой стоимости, кадастровая стоимость земельных участков
сельскохозяйственного назначения в границах муниципальных районов и городских
округов в Свердловской области.
В соответствии с Методическими указаниями по государственной кадастровой
оценке земель сельскохозяйственного назначения, утвержденными приказом
Минэкономразвития России от 20 сентября 2010 г.
№ 445, группировка земельных
участков выполнена в разрезе следующих видов разрешенного использования:
1 группа
- земли сельскохозяйственного назначения, пригодные под пашни,
сенокосы, пастбища, занятые залежами на дату проведения государственной кадастровой
оценки земель, многолетними насаждениями, внутрихозяйственными дорогами,
коммуникациями, лесными насаждениями, предназначенными для обеспечения защиты
земель от воздействия негативных (вредных) природных, антропогенных и техногенных
явлений, а также водными объектами, предназначенными для обеспечения
внутрихозяйственной деятельности - 100261 земельный участок;
130
2 группа - земли сельскохозяйственного назначения, малопригодные под пашню,
но используемые для выращивания некоторых видов технических культур, многолетних
насаждений, ягодников, чая, винограда, риса - земельные участки не выявлены;
3 группа
- земли сельскохозяйственного назначения, занятые зданиями,
строениями, сооружениями, используемые для производства, хранения и первичной
переработки сельскохозяйственной продукции - 477 земельных участков;
4 группа - земли сельскохозяйственного назначения, занятые водными объектами и
используемые для предпринимательской деятельности - 15 земельных участков;
5 группа - земли сельскохозяйственного назначения, на которых располагаются
леса - 10 земельных участков;
6 группа - прочие земли сельскохозяйственного назначения, в том числе болота,
нарушенные земли, земли, занятые полигонами, свалками, оврагами, песками
-
115 земельных участков.
Результаты работ по государственной кадастровой оценке земель
сельскохозяйственного назначения прошли экспертизу в саморегулируемой организации
оценщиков на соответствие требованиям законодательства Российской Федерации об
оценочной деятельности.
Результаты государственной кадастровой оценки земель сельскохозяйственного
назначения, расположенных на территории Свердловской области, утверждены
постановлением Правительства Свердловской области от 30 ноября 2012 г. № 1349-ПП
«Об утверждении среднего уровня кадастровой стоимости земель сельскохозяйственного
назначения
(за исключением земель, предназначенных для дачного строительства,
садоводства и огородничества) по муниципальным районам и городским округам
Свердловской области» и приказом Министерства по управлению государственным
имуществом Свердловской области от 30 ноября 2012 г. № 1460 «Об утверждении
кадастровой стоимости земельных участков в составе земель сельскохозяйственного
назначения, расположенных на территориях муниципальных районов и городских округов
Свердловской области
(за исключением земель, предназначенных для дачного
строительства, садоводства и огородничества)».
Согласно экономическому анализу, предоставленному исполнителями работ,
в результате проведения работ по государственной кадастровой оценке земель
сельскохозяйственного назначения кадастровая стоимость земель сельскохозяйственного
назначения увеличилась примерно в 2,1 раза. Данное увеличение во многом обусловлено
применением новых методических указаний по государственной кадастровой оценке
земель сельскохозяйственного назначения, утвержденных приказом Минэкономразвития
РФ от 20 сентября 2010 г. № 445.
3.4.1.2 Земли садоводческих, огороднических и дачных объединений
Сведения о кадастровой стоимости земельных участков, содержащиеся в
государственном кадастре недвижимости по состоянию на 01января 2015 г. внесены на
основании результатов актуализации государственной кадастровой оценки земель
садоводческих, огороднических и дачных объединений, внесенной в государственный
кадастр недвижимости 20 декабря 2012 г.
В 2011 году за счет средств областного бюджета был новый тур работ по
актуализации результатов государственной кадастровой оценки земельных участков,
предназначенных для дачного строительства, садоводства и огородничества, входящих в
состав земель сельскохозяйственного назначения Свердловской области. В качестве перечня
объектов оценки были использованы сведения о земельных участках, содержащиеся в
государственном кадастре недвижимости по состоянию на 1 января 2011 г. Результаты
работ прошли экспертизу в саморегулируемой организации оценщиков на соответствие
требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности.
131
В соответствии с Методикой государственной кадастровой оценки земель
садоводческих, огороднических и дачных объединений, утвержденной приказом
Росземкадастра от 26 августа 2002 г. № П/307, определение кадастровой стоимости
земельных участков осуществляется в следующем порядке:
- кластеризация объединений;
- определение удельного показателя кадастровой стоимости земель для каждого
объединения;
- определение кадастровой стоимости земельных участков объединений.
Кластеризация объединений проводится на уровне субъекта Российской
Федерации отдельно для:
- садоводческих и огороднических объединений;
- дачных объединений.
Определение удельных показателей кадастровой стоимости земельных участков
садоводческих, огороднических и дачных объединений осуществляется на основе
информации о рыночных ценах и арендной плате за земельные участки, рыночных ценах
на единые объекты недвижимости.
Указанная государственная кадастровая оценка земель, предназначенных для
дачного строительства, садоводства и огородничества, входящих в состав земель
сельскохозяйственного назначения утверждена постановлением Правительства
Свердловской области от 30 ноября 2012 г. № 1348-ПП «Об утверждении среднего уровня
кадастровой стоимости земель, предназначенных для ведения садоводства,
огородничества и дачного строительства,
входящих в состав земель
сельскохозяйственного назначения, по муниципальным районам и городским округам в
Свердловской области» и приказом Министерства по управлению государственным
имуществом Свердловской области от
30 ноября
2012 г.
1459
«Об утверждении
кадастровой стоимости земельных участков, предназначенных для ведения садоводства,
огородничества и дачного строительства,
входящих в состав земель
сельскохозяйственного назначения Свердловской области, расположенных на территории
Свердловской области».
Согласно экономическому анализу, предоставленному исполнителями работ,
в результате проведения работ по государственной кадастровой оценке земель
садоводческих, огороднических и дачных объединений, кадастровая стоимость земель
садоводческих, огороднических и дачных объединений увеличилась примерно в 26 раз.
Изменение кадастровой стоимости указанной группы земель с 01 января 2003 г. по
01января 2011 г. обусловлено, прежде всего, изменением их рыночной стоимости.
3.4.1.3 Земли населенных пунктов
По состоянию на 1 января 2015 г. по большинству муниципальных образований в
государственном кадастре недвижимости содержались сведения о кадастровой стоимости,
внесенные на основании постановления Правительства Свердловской области от 7 июня
2011 г. № 695-ПП «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки
земель населенных пунктов, расположенных на территории Свердловской области»,
проведенной по состоянию на
01 января
2010 года
(таблица
22) и внесенной в
государственный кадастр недвижимости 23 июня 2011 г.
В рамках реализации мероприятий областной целевой программы
«Создание
системы кадастра недвижимости в Свердловской области» на 2012 год, утвержденной
постановлением Правительства Свердловской области от 7 сентября 2011 г. № 1182-ПП
(в ред. от
16 ноября 2012 г. № 1290-ПП), в 2012 году были проведены работы по
актуализации государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов,
расположенных на территории муниципального образования «город Екатеринбург», по
132
состоянию на 15 ноября 2012 г. В результате оценочных работ проведена оценка 127 490
земельных участков, расположенных в муниципальном образовании
«город
Екатеринбург». Результаты оценки утверждены приказом Министерства по управлению
государственным имуществом Свердловской области от 15 января 2013 г. № 32 «Об
утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в
составе земель населенных пунктов, расположенных на территории муниципального
образования
«город Екатеринбург». Дата внесения в государственный кадастр
недвижимости - 29 марта 2013 г.
В
2013 году были проведены работы по актуализации государственной
кадастровой оценки земель населенных пунктов, расположенных на территории
муниципальных образований:
- Сысертский городской округ,
- городской округ Верхняя Пышма,
- город Нижний Тагил.
Дата проведения государственной кадастровой оценки
10 августа
2013 г.
Результаты кадастровой оценки земель населенных пунктов, расположенных на
территории муниципальных образований в Свердловской области: Сысертский городской
округ, городской округ Верхняя Пышма, утвержденные приказом Министерства по
управлению государственным имуществом Свердловской области от 28 ноября 2013 г.
№ 2689. Дата внесения в государственный кадастр недвижимости - 25декабря 2013 г.
Результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов,
расположенных на территории муниципального образования город Нижний Тагил
утверждены приказом Министерства по управлению государственным имуществом
Свердловской области от 20 декабря 2013 г. № 3106. Дата внесения в государственный
кадастр недвижимости - 20 января 2014 г.
Кроме того, в 2013 году были проведены работы по определению кадастровой
стоимости земель населенных пунктов, расположенных на территории муниципальных
образований в Свердловской области:
- Камышловского городского округа,
- городского округа Карпинск,
- городского округа Красноуральск,
- Североуральского городского округа.
Дата проведения государственной кадастровой оценки
10 августа
2013 г.
Результаты оценки утверждены приказом Министерства по управлению государственным
имуществом Свердловской области от
14 января
2014 г.
№ 39. Дата внесения в
государственный кадастр недвижимости - 20 января 2014 г.
Государственная кадастровая оценка земель населенных пунктов проводилась в
соответствии с Методическими указаниями по государственной кадастровой оценке
земель населенных пунктов, утвержденными приказом Минэкономразвития России от
15 февраля 2007 г. № 39.
Расчет удельных показателей кадастровой стоимости земельных участков и
кадастровой стоимости земельных участков производилась на основе информации о
рыночной стоимости земельных участков различных видов разрешенного использования,
полученной на основе анализа рынка недвижимости Свердловской области, и значениях
факторов, влияющих на эту стоимость.
Кадастровая стоимость земельных участков в составе земель населенных пунктов
определялась до 2011 года в разрезе 16 видов разрешенного использования:
1. земельные участки, предназначенные для размещения домов многоэтажной
жилой застройки.
2. земельные участки, предназначенные для размещения домов индивидуальной
жилой застройки.
3. земельные участки, предназначенные для размещения гаражей и автостоянок.
133
4. земельные участки, находящиеся в составе дачных, садоводческих и
огороднических объединений.
5. земельные участки, предназначенные для размещения объектов торговли,
общественного питания и бытового обслуживания.
6. земельные участки, предназначенные для размещения гостиниц.
7. земельные участки, предназначенные для размещения административных и
офисных зданий, объектов образования, науки, здравоохранения и социального
обеспечения, физической культуры и спорта, культуры, искусства, религии.
8. земельные участки, предназначенные для размещения объектов рекреационного
и лечебно-оздоровительного назначения.
9. земельные участки, предназначенные для размещения производственных и
административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального
хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок.
10. земельные участки, предназначенные для размещения электростанций,
обслуживающих их сооружений и объектов.
11. земельные участки, предназначенные для размещения портов, водных,
железнодорожных вокзалов, автодорожных вокзалов, аэропортов, аэродромов,
аэровокзалов.
12. земельные участки, занятые водными объектами, находящимися в обороте.
13. земельные участки, предназначенные для разработки полезных ископаемых,
размещения железнодорожных путей, автомобильных дорог, искусственно созданных
внутренних водных путей, причалов, пристаней, полос отвода железных и автомобильных
дорог, водных путей, трубопроводов, кабельных, радиорелейных и воздушных линий
связи и линий радиофикации, воздушных линий электропередачи конструктивных
элементов и сооружений, объектов, необходимых для эксплуатации, содержания,
строительства, реконструкции, ремонта, развития наземных и подземных зданий,
строений, сооружений, устройств транспорта, энергетики и связи; размещения наземных
сооружений и инфраструктуры спутниковой связи, объектов космической деятельности,
военных объектов.
14. земельные участки, занятые особо охраняемыми территориями и объектами,
городскими лесами, скверами, парками, городскими садами.
15.
земельные участки, предназначенные для сельскохозяйственного
использования.
16. земельные участки улиц, проспектов, площадей, шоссе, аллей, бульваров,
застав, переулков, проездов, тупиков; земельные участки земель резерва; земельные
участки, занятые водными объектами, изъятыми из оборота или ограниченными в обороте
в соответствии с законодательством Российской Федерации; земельные участки под
полосами отвода водоемов, каналов и коллекторов, набережные.
С 2012 года в соответствии Приказом Минэкономразвития России от
1 января
2011
№ 3 кадастровая стоимость земельных участков в составе земель
населенных пунктов определяется в разрезе 17 видов разрешенного использования:
- в 7 группе остались земельные участки, предназначенные для размещения
офисных зданий делового и коммерческого назначения,
- в отдельную 17 группу выделены земельные участки, предназначенные для
размещения административных зданий, объектов образования, науки, здравоохранения и
социального обеспечения, физической культуры и спорта, культуры, искусства, религии.
Также Министерством по управлению государственным имуществом
Свердловской области были приняты следующие решения о проведении государственной
кадастровой оценки в 2014 году:
- приказом от 28 января 2014 г. № 192 о проведении государственной кадастровой
оценки земель населенных пунктов муниципального образования «город Екатеринбург»,
134
- приказом от 18 марта 2014 г. № 1145 о проведении государственной кадастровой
оценки земель населенных пунктов 13 муниципальных образований (в том числе,
Баженовское сельское поселение, Березовский городской округ, Бисертский городской
округ, городской округ Богданович, городской округ Ревда, городской округ
Первоуральск, Дружининское городское поселение, Каменский городской округа,
муниципальное образование Алапаевское, Пышминский городской округ, Тавдинский
городской округ, Туринский городской округ).
В 2014 году Министерством по управлению государственным имуществом
Свердловской области были проведены работы по государственной кадастровой оценки
земель населенных пунктов муниципального образования
«город Екатеринбург».
Результаты определения кадастровой стоимости не были утверждены. Государственная
кадастровая оценка земель населенных пунктов
13 муниципальных образований не
проводилась.
3.4.1.4 Земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания,
телевидения, информатики, земли для обеспечения космической
деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального
назначения
Сведения о кадастровой стоимости земельных участков, содержащиеся в
государственном кадастре недвижимости по состоянию на 01января 2015 г., были
внесены в государственный кадастр недвижимости на основании результатов
государственной кадастровой оценки, утвержденной приказом Министерства по
управлению государственным имуществом Свердловской области от 8 июля 2014 г.
№ 2693 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земель
промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения,
информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны,
безопасности и земель иного специального назначения, расположенных на территории
Свердловской области», проведенной по состоянию на
1 января 2012 г. и внесенной в
государственный кадастр недвижимости 30 декабря 2014 г.
Государственная кадастровая оценка земель промышленности и иного
специального назначения была выполнена в соответствии с Методикой государственной
кадастровой оценки земель промышленности и иного специального назначения,
утвержденной приказом Росземкадастра от 20 марта 2003 г. № П/49.
В зависимости от применяемых методических подходов к определению
кадастровой стоимости земельные участки категории земель промышленности и иного
специального назначения были объединены в шесть групп.
Первая группа
- это земельные участки, предоставленные для размещения
наземных объектов космической инфраструктуры; аэродромов, аэровокзалов, взлетно-
посадочных полос и других объектов воздушного транспорта; гидроэлектростанций и
атомных станций. Кадастровая стоимость земельных участков, отнесенных к первой
группе, установлена равной их рыночной стоимости.
Рыночная стоимость земельных участков определена в соответствии с
Методическими рекомендациями по определению рыночной стоимости земельных
участков, утвержденными распоряжением Минимущества России от 6 марта 2002 г.
№ 568-р.
Вторая группа
- это земельные участки, предоставленные для размещения
производственных и административных зданий, строений, сооружений и обслуживающих
их объектов, в целях обеспечения деятельности организаций и
(или) эксплуатации
объектов промышленности, в том числе в полосе отвода железных дорог.
Кадастровая стоимость земельных участков, отнесенных ко второй группе,
135
рассчитана через мультипликатор (соотношение между рыночной ценой или рыночной
стоимостью единицы площади земельных участков промышленности и значениями
удельных показателей кадастровой стоимости земель под многоэтажной жилой
застройкой по населенному пункту, наиболее близкому по местоположению к земельному
участку промышленности, по которому известна рыночная цена). Для расчета
мультипликатора определена рыночная стоимость 46 земельных участков.
Третья группа включает в себя земельные участки под объектами дорожного
сервиса, размещенные в полосах отвода автомобильных дорог. Расчет кадастровой
стоимости земельных участков третьей группы произведен на основе кластеризации и
выделения эталонных участков. Кадастровая стоимость эталонных земельных участков
равна их рыночной стоимости.
К четвертой группе отнесены земельные участки для разработки полезных
ископаемых, железнодорожных путей, автомобильных дорог, трубопроводов, линий
электропередач.
Пятая группа
- это земельные участки для размещения эксплуатационных
предприятий связи, размещения и эксплуатации железнодорожных вокзалов,
автовокзалов, иных подобных объектов.
Шестая группа представлена земельными участками под военными
организациями, учреждениями, другими военными объектами, а также землями иного
специального назначения.
Расчет кадастровой стоимости земельных участков IV-VI групп произведен с
использованием результатов оценки I-II групп, а также результатов государственной
кадастровой оценки других категорий земель.
Согласно экономическому анализу, предоставленному исполнителями работ,
в результате проведения работ по государственной кадастровой оценке земель
промышленности и иного специального назначения увеличилась в 2,17 раза.
Основной причиной увеличения кадастровой стоимости за период, прошедший
с даты предыдущей оценки, рост цен на объекты недвижимости.
3.4.1.5 Земли особо охраняемых территорий и объектов
В 2014 году на территории Свердловской области для целей налогообложения
применяются результаты государственной кадастровой оценки земель особо охраняемых
территорий и объектов, утвержденные постановлением Правительства Свердловской
области от 5 июля 2005 г. № 533-ПП.
Государственная кадастровая оценка земель особо охраняемых территорий и
объектов выполнена в соответствии с временной Методикой государственной
кадастровой оценки земель особо охраняемых территорий и объектов, утвержденной
Росземкадастром 17 февраля 2004 г., Методикой государственной кадастровой оценки
земель особо охраняемых территорий и объектов, утвержденной приказом
Минэкономразвития России от 23 июня 2005 г. № 138.
Кадастровая оценка земельных участков особо охраняемых территорий и объектов
в зависимости от применяемых методических подходов осуществляется по двум группам
земель.
Расчет кадастровой стоимости земельных участков I группы
(земли особо
охраняемых природных территорий (за исключением земель лечебно-оздоровительных
местностей и курортов), земли пригородных зеленых зон, земли природоохранного
назначения, историко-культурного назначения, земельные участки, на которых находятся
учебно-туристические тропы, трассы, и иные особо ценные земли) осуществляется на
основании удельных показателей кадастровой стоимости земельных участков категории
или вида использования наиболее близких по функциональному назначению к
136
оцениваемым земельным участкам, а также, исходя из удельных показателей кадастровой
стоимости видов угодий, занимающих наибольший удельный вес в структуре видов
угодий данных земельных участков.
Расчет кадастровой стоимости земельных участков II группы земель (земли
рекреационного назначения
(за исключением пригородных зеленых зон и учебно-
туристических троп и трасс), земли лечебно-оздоровительных местностей и курортов)
осуществляется в следующем порядке:
- определение перечня земельных участков;
- кластеризация земельных участков;
- определение эталонного земельного участка для каждого из кластеров земельных
участков;
- определение рыночной стоимости эталонных земельных участков;
- определение кадастровой стоимости земельных участков.
В соответствии с областной целевой программой «Создание системы кадастра
недвижимости в Свердловской области» на 2008 - 2011 г.г., утвержденной Областным
законом от 12 июля 2007 г. № 70-ОЗ, в 2009 - 2010 г.г. на территории Свердловской
области по состоянию на 1 января 2009 г. были проведены работы по актуализации
земель особо охраняемых территорий и объектов. Результаты оценки утверждены
постановлением Правительства Свердловской области от 18 сентября 2013 г. № 1138-ПП,
Указанные результаты работ в государственный кадастр недвижимости не внесены.
Согласно приказу от 28 февраля 2014 г. № 943 Министерством по управлению
государственным имуществом Свердловской области было принято решение о
проведении государственной кадастровой оценки земель особо охраняемых территорий и
объектов в 2014 году по состоянию на 1 января 2014 года. Результаты работ утверждены
приказом Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской
области от
2 февраля
2015 г.
№ 113 «Об утверждении результатов определения
кадастровой стоимости земель особо охраняемых территорий и объектов, расположенных
на территории Свердловской области».
3.4.1.6 Земли лесного фонда
Кадастровая стоимость земель лесного фонда рассчитана в соответствии с
Методикой государственной кадастровой оценки земель лесного фонда, утвержденной
приказом Росземкадастра от 17 октября 2002 г. № П-336.
Методика государственной кадастровой оценки земель лесного фонда позволяет
определить кадастровую стоимость 1 гектара лесных земель в составе земель лесного
фонда Российской Федерации, к которым согласно Земельному кодексу Российской
Федерации отнесены земли, покрытые лесной растительностью и не покрытые ею, но
предназначенные для ее восстановления, - вырубки, гари, редины, прогалины и другие.
Экологические функции лесных земель в числе факторов, влияющих на кадастровую
стоимость земель, не рассматриваются. Кадастровая стоимость лесных земель
определяется на основе капитализации годового расчетного рентного дохода,
получаемого в результате хозяйственного использования лесных земель.
Методикой государственной кадастровой оценки земель лесного фонда
предусмотрено три этапа проведения государственной кадастровой оценки земель
лесного фонда:
- по оценочным зонам и субъектам Российской Федерации;
- по лесхозам;
- по участкам земель лесного фонда в границах лесхозов.
Кадастровая стоимость земель лесного фонда, расположенных на территории
Свердловской области
(I
этап), утвержденная постановлением Правительства
Свердловской области от 10 декабря
2004 г.
№ 1115-ПП, составляет 1150 руб./га.
137
Государственная кадастровая оценка земель лесного фонда на уровне лесхозов и по
участкам земель лесного фонда в границах лесхозов на территории Свердловской области
не проводилась.
В соответствии с пунктом 2 статьи 389 Налогового кодекса Российской Федерации
земельные участки из состава земель лесного фонда не признаются объектами
налогообложения.
В 2008 году Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости до
Управления Роснедвижимости по Свердловской области доведены удельные показатели
кадастровой стоимости земель лесного фонда, полученные по результатам
государственной кадастровой оценки земель лесного фонда I этапа. В результате
полученных расчетов кадастровая стоимость земель лесного фонда, расположенных на
территории Свердловской области, по состоянию на 1 января 2008 г. составляет 3250 руб./
га. Указанный удельный показатель земель лесного фонда Свердловской области
используется в качестве исходных сведений для проведения государственной кадастровой
оценки иных категорий земель.
3.4.1.7 Земли водного фонда
В 2014 году на территории Свердловской области для целей налогообложения
применяются результаты государственной кадастровой оценки земель водного фонда,
утвержденные постановлением Правительства Свердловской области от 20 апреля 2011 г.
№ 444-ПП.
Кадастровая стоимость земельных участков рассчитана в соответствии с
Методическими рекомендациями по государственной кадастровой оценке земель водного
фонда, утвержденными приказом Минэкономразвития и торговли Российской Федерации
от 14 мая 2005 г. № 99.
Согласно методике, кадастровая стоимость участков в составе земель водного
фонда определяется в отношении земельных участков, занятых обособленными водными
объектами; земельных участков в составе земель водоохранных зон водных объектов, а
также земель, выделяемых для установления полос отвода и зон охраны водозаборов,
гидротехнических и иных водохозяйственных сооружений и объектов. Реки, озера, пруды
и водохранилища, входящие в водный фонд Свердловской области, не являются
обособленными водными объектами, и согласно методике не подлежат государственной
кадастровой оценке.
В рамках реализации мероприятий областной целевой программы
«Создание
системы кадастра недвижимости в Свердловской области» на
2008
-
2011 годы,
утвержденной Областным законом от 12 июля 2007 г. № 70-ОЗ, в 2010 году были
проведены работы по актуализации государственной кадастровой оценки земель водного
фонда, расположенных на территории Свердловской области, по состоянию на
1 января 2010 г. В результате оценочных работ проведена оценка 17 земельных
участков.
3.4.2 Формирование перечней объектов недвижимости (земельных участков),
подлежащих государственной кадастровой оценке
Согласно статье
24.13. Закона об оценке государственная кадастровая оценка
проводится в отношении объектов недвижимости, учтенных в государственном кадастре
недвижимости. Перечень объектов недвижимости, подлежащих государственной
кадастровой оценке (далее - перечень), формируется и предоставляется заказчику работ
по его запросу органом, осуществляющим функции по государственной кадастровой
138
оценке, в порядке и в соответствии с требованиями к содержанию запроса, которые
установлены уполномоченным федеральным органом, осуществляющим функции по
нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности. При формировании
перечня указываются количественные и качественные характеристики объектов
недвижимости, необходимые для проведения государственной кадастровой оценки и
содержащиеся в государственном кадастре недвижимости.
Согласно пунктов 7, 8 статьи 8 Закона Свердловской области от
7 июля 2004 г.
№ 18-ОЗ
«Об особенностях регулирования земельных отношений на территории
Свердловской области» (в редакции от 7 декабря 2012 г. № 93-ОЗ) полномочия по
проведению государственной кадастровой оценки на территории Свердловской области
переданы Министерству по управлению государственным имуществом Свердловской
области.
В адрес Управления
20 декабря
2013 г. от Министерства по управлению
государственным имуществом Свердловской области поступило
3 запроса о
формировании перечней земельных участков, подлежащих государственной кадастровой
оценке:
- земель населенных пунктов муниципального образования «город Екатеринбург»,
- земель особо охраняемых территорий и объектов,
- земель населенных пунктов
13 муниципальных образований
(в том числе,
Баженовское сельское поселение, Березовский городской округ, Бисертский городской
округ, городской округ Богданович, городской округ Ревда, городской округ
Первоуральск, Дружининское городское поселение, Каменский городской округа,
муниципальное образование Алапаевское, Пышминский городской округ, Тавдинский
городской округ, Туринский городской округ).
Порядок формирования и предоставления перечня объектов недвижимости,
подлежащих государственной кадастровой оценке, утвержденный приказом
Минэкономразвития России от 1 ноября 2013 г. № 648, вступил в силу 26 января 2014 г.
Формирование Перечней на момент получения запроса от Министерства
по управлению государственным имуществом Свердловской области осуществлялось в
соответствии с приказом Росреестра от
08 февраля 2012 г.
№ П/54 «О внесении
изменений в приказ Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и
картографии» от
24 марта
2011 г.
№ П/83
«О реализации информационного
взаимодействия при ведении государственного кадастра недвижимости в электронном
виде» (далее
- приказ Росреестра
№ П/54). Формат xml-файлов, формируемых на
основании приказа Росреестра
№ П/54, существенно отличался от формата,
установленного Порядком, и требовал доработки. В xml-файлах, формируемых на
основании приказа Росреестра № П/54, отсутствовала графическая часть, содержались
избыточные сведения о правообладателях земельных участков.
Филиалом ФГБУ «ФКП Росреестра» по Свердловской области, как органом
в соответствии с приказом Росреестра от
11 марта
2010
№ П/93 обладающим
полномочиями по ведению государственного кадастра недвижимости, было обеспечено
формирование
необходимых данных государственного кадастра недвижимости,
необходимых для формирования Перечней в объеме данных, установленном . приказом
Минэкономразвития России от 01 ноября 2013 г.
№ 648. Подготовленные перечни
предоставлены в МУГИСО 14 марта 2014 г.
3.4.3 Определение кадастровой стоимости вновь образуемых земельных
участков, прошедших государственный кадастровый учет, а также земельных
участков, в отношении которых прошли государственный кадастровый учет
текущих изменений, связанных с изменением категории земель, вида
разрешенного использования или уточнением площади земельных участков
139
В соответствии со статьи
24.19. Закона об оценке при осуществлении
государственного кадастрового учета ранее не учтенных объектов недвижимости,
включения в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенном объекте
недвижимости или внесения в государственный кадастр недвижимости соответствующих
сведений при изменении качественных и (или) количественных характеристик объектов
недвижимости, влекущем за собой изменение их кадастровой стоимости, расчет
кадастровой стоимости проводится органом, осуществляющим функции по
государственной кадастровой оценке (Росреестр). Предусмотренные настоящей статьей
полномочия органа, осуществляющего функции по государственной кадастровой оценке,
на основании решения данного органа вправе осуществлять подведомственные ему
государственные бюджетные учреждения.
На территории Свердловской области соответствии с приказом Росреестра
от 26 декабря
2011 г.
№ П/531 определение кадастровой стоимости осуществляется
филиалом ФГБУ «ФКП Росреестра» по Свердловской области.
Расчеты проводятся в соответствии с Методическими указаниями по определению
кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих
земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного
использования или уточнения площади земельного участка, утвержденными приказом
Минэкономразвития России от 12 августа 2006 г. № 222 (далее - Методические указания
222).
Для проведения расчетов используются значения удельного показателя
кадастровой стоимости исходного земельного участка, а так же средние и минимальные
значения удельных показателей кадастровой стоимости земель по группам видов
разрешенного использования и категориям земель для муниципальных районов
(городских округов) (в случае отсутствия - субъекта Российской Федерации).
В течение 2014 года филиалом ФГБУ «ФКП Росреестра» по Свердловской области
осуществлен расчет кадастровой стоимости 60 710 земельных участков, в том числе:
- 47119 - земли населенных пунктов,
- 11101 - земли сельскохозяйственного назначения,
- 2371 - земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания,
телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли
обороны, безопасности и земли иного специального назначения,
- 117 - земли особо охраняемых территорий и объектов,
- 1 - земли водного фонда,
- 1 - земли лесного фонда.
Из общего количества земельных участков филиалом ФГБУ «ФКП Росреестра» по
Свердловской области расчет кадастровой стоимости был осуществлен:
- в соответствии с п. 2.4. Методических указаний 222
(для земельных участков
характеристики, которых изменились после начала проведения последней
государственной кадастровой оценки и до утверждения ее результатов)
по 5251 земельным участкам (в том числе, 3336, входящим в состав земель населенных
пунктов и 1915, входящим в состав земель промышленности, энергетики, транспорта,
связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической
деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения).
- в соответствии с п. 2.5. Методических указаний 222
(для земельных участков,
учтенных в государственном кадастре недвижимости на дату формирования перечня
объектов недвижимости (земельных участков) для целей проведения государственной
кадастровой оценки и не попавших в указанный перечень) кадастровая стоимость не
определялась.
140
3.4.4 Оспаривание результатов определения кадастровой стоимости
земельных участков в судебном и досудебном порядке.
Федеральным законом об оценке предусмотрена возможность оспаривания
результатов определения кадастровой стоимости физическими и юридическими лицами в
случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и
обязанности этих лиц, а также органами государственной власти, органами местного
самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной
или муниципальной собственности, в суде или в комиссии по рассмотрению споров о
результатах определения кадастровой стоимости (далее - комиссия).
В связи с вступившими в законную силу изменениями от 21 июля 2014 г.
№ 225-
ФЗ, в Закон об оценке, поменялась практика оспаривания кадастровой стоимости в
судебном порядке.
Если ранее статьей 24.19 Закона об оценке была предусмотрена исключительная
подведомственность рассмотрения заявлений об оспаривании результатов определения
кадастровой стоимости арбитражному суду и предусмотрена альтернативная возможность
административного регулирования спора в комиссии, то с учетом изменений, в том числе
в гражданском процессуальном законодательстве, была изменена подведомственность
таких дел. С 6 августа 2014 г. Верховный суд республики, краевой, областной суд, суд
города федерального значения, суд автономной области и суд автономного округа
рассматривает в качества суда первой инстанции дела об оспаривании результатов
определения кадастровой стоимости. На территории Свердловской области такие дела
рассматривает Свердловский областной суд.
О лицах или организациях, обратившихся в суд. Согласно действующей редакции
Закона об оценке обращение в комиссию за оспариванием результатов определения
кадастровой стоимости осталось альтернативой только для граждан (физических лиц), в
то время как для организаций (юридических лиц) предусмотрен обязательный порядок
обращения в комиссию и только в случае отказа, обращение в суд.
Вышеуказанные изменения на уровне федерального законодательства стали
основной причиной изменения статистики по количеству обращений граждан и
юридических лиц в суд с требованиями, о признании кадастровой стоимости земельных
участков в размере их рыночной. Подавляющее большинство заявлений об оспаривании
кадастровой стоимости поступало от юридических лиц, заявлений от органов
государственной власти и органов местного самоуправления не поступало.
По сравнению с 2013 годом снизилось количество судебных дел, по которым
юридические лица выступают в качестве истцов по требованиям к Управлению, а также к
филиалу ФГБУ
«ФКП Росреестра» по Свердловской области об установлении
кадастровой стоимости в размере рыночной. Основной причиной снижения стало
удовлетворение
требований,
нормативным основанием которых является
статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации по установлению кадастровой
стоимости в размере рыночной, еще на стадии обращения организаций в комиссию.
Поскольку норма Закона об оценке, регулирующая судебный и административный
порядок оспаривания носит диспозитивный характер, то физические лица по-прежнему
предпочитают реализовывать свое право на установление кадастровой стоимости
земельного участка в размере его рыночной по результатам судебного разбирательства.
Ответчики. Круг ответчиков по делам о признании кадастровой стоимости в
размере рыночной по сравнению с предыдущим отчетным периодом (2013 г.) остался
неизменным. В качестве соответчиков заявители по-прежнему привлекают как
141
территориальный орган Росреестра, так и действующий на территории Свердловской
области филиал «ФГБУ Росреестра» по Свердловской области.
Отдельно следует отметить, что в отчетном периоде Судебной коллегией
Верховного суда Российской Федерации было принято определение от 17 декабря 2014 г.
№ 91-АПГ, в котором нашли отражение некоторые правовые позиции Верховного суда по
вопросам, касающимся круга ответчиков и заинтересованных лиц по делам об
оспаривании результатов определения кадастровой стоимости. Согласно вышеуказанному
судебному акту разрешение вопроса об установлении рыночной стоимости
сформированного и состоявшего на учёте объекта недвижимости на дату определения его
кадастровой стоимости, по мнению Верховного суда Российской Федерации, «со всей
очевидностью» не затрагивает права и законные интересы ФГБУ «ФКП Росреестра»,
которое в соответствии с прямым предписанием федерального законодательства обязано
принять к исполнению вступившее в законную силу судебное постановление об
установлении рыночной стоимости объекта недвижимости. Также Верховый суд
Российской Федерации указал, что государственную функцию по организации
государственной кадастровой оценки земель осуществляет непосредственно Росреестр.
Как следует из положений Устава ФГБУ
«ФКП Росреестра», данное учреждение,
находясь в ведении Росреестра, осуществляет, прежде всего, полномочия по
государственному кадастровому учёту объектов недвижимости, определять кадастровую
стоимость названное учреждение вправе исключительно в отношении вновь учтённых
объектов недвижимости и объектов недвижимости, в отношении которых произошло
изменение количественных и (или) качественных характеристик.
Вышеобозначенная правовая позиция Верховного суда Российской Федерации
повлияла на правоприменительную практику, сложившуюся в регионе. Так Свердловским
областным судом на сегодняшний день однозначно не решен вопрос относительно
наличия необходимости либо отсутствия таковой в привлечении в качестве соответчика
по требованиям филиал «ФГБУ Росреестра» по Свердловской области.
Основания для оспаривания результатов определения кадастровой стоимости,
указанных в исках. За отчетный период, подавляющим основанием для обращения
граждан и организаций в арбитражный суд и Свердловский областной суд по вопросу
оспаривания результатов определения кадастровой стоимости, являлось по-прежнему
реализация положений статьи
66 Земельного кодекса Российской Федерации,
предоставившей землепользователям возможность установить кадастровую стоимость
земельного участка в размере рыночной.
За отчетный период существенно увеличилось количество обращений в
арбитражный суд, основанием для предъявления требований по которым являлось
неверное отнесение земельного участка оценщиком к группе видов разрешенного
использование при проведении работ по государственной кадастровой оценке земель, что,
по мнению заявителей, привело к неверному установлению кадастровой стоимости таких
участков. С целью устранения допущенного нарушения заявителя просят исправить
кадастровую ошибку посредством установления кадастровой стоимости земельного
участка исходя из стоимости удельного показателя установленного для иной группы
видов разрешенного использования.
Другими основаниями обращения в суд так же являлись: несоблюдение порядка
утверждения результатов государственной кадастровой оценки; несоблюдение порядка
внесения сведений о кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости; об
исправлении ошибки в сведениях государственного кадастра недвижимости о кадастровой
стоимости; об оспаривании решения комиссии по рассмотрению споров о результатах
определения кадастровой стоимости.
В Арбитражном суде Свердловской области за 2014 год был вынесен ряд судебных
актов, которые свидетельствуют об отсутствии единообразия в толковании и применении
142
судом положений статьи 28 Федерального закона № 221- ФЗ.
Количество исков, требования по которым удовлетворены и количество исков, по
которым отказано в удовлетворении требований. Согласно статистическим данным в
2013 году вступили в законную силу
7 судебных актов о признании кадастровой
стоимости в размере рыночной, которыми судом отказано в удовлетворении требований
заявителей. В 933 случаях требования заявителя были удовлетворены в полном объеме,
решения вступили в законную силу. Все судебные акты вынесены Арбитражным судом
Свердловской области.
В 2014 году в законную силу вступило
758 решений Арбитражного суда
Свердловской области, которыми кадастровая стоимость установлена в размере рыночной
и 5 решений Свердловского областного суда по аналогичным требованиям. В 26 случаях
арбитражным судом отказано в удовлетворении требований заявителей, Свердловским
областным судом отказано только в 1 случае.
По сравнению с предыдущим отчетным периодом общее количество исковых
заявлений по вопросам оспаривания результатов определению кадастровой стоимости
снизилось на 37 % (2013 год - 1350 дел, 2014 год - 851).
Сведения об общем количестве исковых заявлений, принятых к производству
судом в 2013 - 2014 г.г. приведены на рис. 45.
851
2013 г.
2014 г.
1350
Рис. 45 Сведения об общем количестве исковых заявлений,
принятых к производству судом
Сведения об изменении суммарной величины кадастровой стоимости в
результате вынесенных в судебном порядке решений. Суммарная кадастровая стоимость
земельных участков до рассмотрения судебных споров составляет 102 108 308 335,35
руб., суммарная кадастровая стоимость объектов недвижимости по результатам
рассмотрения судебных споров - 29 001 452 441,85 руб.
Суммарная кадастровая стоимость объектов недвижимости до рассмотрения
судебных споров в Арбитражном суде Свердловской области составляет 100 152 819
437,96 руб., суммарная кадастровая стоимость объектов недвижимости по результатам
рассмотрения судебных споров в Арбитражном суде Свердловской области - 28 398 387
564,46 руб.
Суммарная кадастровая стоимость объектов недвижимости до рассмотрения
судебных споров Свердловским областным судом составляет 1 955 488 897,39 руб.,
143
суммарная кадастровая стоимость объектов недвижимости по результатам рассмотрения
судебных споров Свердловским областным судом - 603 064 877,39 руб.
Оспаривание результатов определения кадастровой стоимости земельных
участков в досудебном порядке. В целях оспаривания результатов определения
кадастровой стоимости в досудебном порядке Росреестром на территориях субъектов
Российской Федерации созданы комиссии. В состав комиссий включены по одному
представителю органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органа,
осуществляющего функции по государственной кадастровой оценке, органа кадастрового
учета, Национального совета по оценочной деятельности.
На территории Свердловской области Комиссия по рассмотрению споров о
результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по
Свердловской области создана приказом Росреестра от 25 октября 2012 № П/471.
Для оспаривания результатов определения кадастровой заинтересованное лицо
обращаются в комиссию с заявлением о пересмотре результатов определения кадастровой
стоимости.
Основаниями для подачи заявления о пересмотре результатов определения
кадастровой стоимости являются:
- недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при
определении его кадастровой стоимости;
- установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на
дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.
В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная
стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на
которую была установлена его кадастровая стоимость.
В случае принятия комиссией решения о пересмотре результатов определения
кадастровой стоимости на основании определения в отношении объекта недвижимости
его рыночной стоимости копия решения комиссии направляется в орган кадастрового
учета для внесения изменений в сведения государственного кадастра недвижимости;
рыночный отчет, составленный в форме электронного документа, размещается в Фонде
данных государственной кадастровой оценки на интернет-портале Росреестра.
В случае принятия комиссией решения о пересмотре результатов определения
кадастровой стоимости на основании недостоверности сведений об объекте
недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости, копия
решения и документов, на основании которых такое решение принято, направляются
заказчику работ по определению кадастровой стоимости.
В 2014 году Федеральным законом от 21 июля 2014 № 225-ФЗ внесены изменения
в Закон об оценке, согласно которым:
- срок, в течение которого можно оспорить результаты определения кадастровой
стоимости в комиссии, увеличен с 6 месяцев до 5 лет;
- установлено, что результаты определения кадастровой стоимости могут быть
оспорены в суде юридическими лицами, только в случае отклонения комиссией заявления
или если заявление не рассмотрено в течение месяца; в случае оспаривания результатов
определения кадастровой стоимости в суде решение комиссии не является предметом
рассмотрения при рассмотрении требований заявителя;
- к заявлению вместо кадастрового паспорта заявитель обязан приложить
кадастровую справку с кадастровой стоимостью, которая оспаривается;
- к заявлению, кроме документов в виде бумажного носителя, заявитель обязан
приложить отчет об оценке и экспертное заключение в виде электронного документа,
подписанный усиленной квалифицированной цифровой подписью;
- в целях выявления основания для пересмотра результатов определения
кадастровой стоимости объекта недвижимости, заявитель вправе обратиться с запросом о

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     7      8      9      10     ..

 

 

 

 

источники информации - http://16.rospotrebnadzor.ru/, https://www.gks.ru/, https://rosreestr.ru/