Доклад о состоянии и использовании земель Свердловской области (2014 год) - часть 6

 

  Главная      Учебники - Разные     Доклад о состоянии и использовании земель Свердловской области (2014 год)

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     4      5      6      7     ..

 

 

Доклад о состоянии и использовании земель Свердловской области (2014 год) - часть 6

 

 

80
участках, учтенных в ГКН в отчетном периоде без категории земель либо вида
разрешенного использования. Информация о вновь учтенных земельных участках также
ежемесячно доводится до органов местного самоуправления.
Так, по состоянию на 1 января 2014 г. в ГКН содержалось 1706 земельных участков,
у которых отсутствовали сведения о категории земель либо виде разрешенного
использования, за 2014 год по 1309 земельным участкам в ГКН внесены сведения о
категории земель либо виде разрешенного использования и произведен расчет кадастровой
стоимости, 1120 земельных участков были учтены в ГКН либо внесены как ранее учтенные
без указанных характеристик.
3.2
Государственный мониторинг земель и землеустройство
3.2.1
Государственный мониторинг земель
Согласно ст.
67 Земельного кодекса Российской Федерации государственный
мониторинг земель является частью государственного экологического мониторинга
(государственного мониторинга окружающей среды) и представляет собой систему
наблюдений, оценки и прогнозирования, направленных на получение достоверной
информации о состоянии земель, об их количественных и качественных характеристиках,
их использовании и о состоянии плодородия почв. Объектами государственного
мониторинга земель являются все земли в Российской Федерации независимо от форм
собственности и форм осуществляемого на них хозяйствования.
В зависимости от целей наблюдения и наблюдаемой территории государственный
мониторинг земель может быть федеральным, региональным и локальным и
осуществляться в соответствии с федеральными, региональными и местными программами,
исходя из единой системы показателей на основе методических и нормативно-технических
документов.
В рамках государственного мониторинга земель осуществляются систематические
наблюдения за фактическим состоянием и использованием земель, выявление изменений
состояния земель, оценка качественного состояния земель с учетом воздействия природных
и антропогенных факторов, оценка и прогнозирование развития негативных процессов,
обусловленных природными и антропогенными воздействиями, выработка предложений о
предотвращении негативного воздействия на земли, об устранении последствий такого
воздействия, обеспечение органов государственной власти, органов местного
самоуправления, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан
информацией о состоянии окружающей среды в части состояния земель.
Государственный мониторинг земель подразделяется на мониторинг использования
земель и мониторинг состояния земель.
В рамках мониторинга использования земель осуществляется наблюдение за
использованием земель и земельных участков в соответствии с их целевым назначением.
Полученные по итогам мониторинга использования земель сведения используются
при осуществлении государственного земельного надзора для обеспечения органов
государственной власти, органов местного самоуправления, организаций и граждан
информацией об использовании земель.
В рамках мониторинга состояния земель осуществляются наблюдение за
изменением количественных и качественных характеристик земель, в том числе с учетом
данных результатов наблюдений за состоянием почв, их загрязнением, захламлением,
деградацией, нарушением земель, оценка и прогнозирование изменений состояния земель.
При проведении мониторинга состояния земель выявляются количественные
характеристики изменения площадей земель и земельных участков различных категорий,
81
видов разрешенного использования и видов земельных угодий.
При проведении мониторинга состояния земель выявляются изменения
качественных характеристик состояния земель под воздействием следующих негативных
процессов: подтопления и затопления, переувлажнения, заболачивания, эрозии,
опустынивания земель, загрязнения земель тяжелыми металлами, радионуклидами, нефтью
и нефтепродуктами, другими токсичными веществами, захламления отходами производства
и потребления, вырубок и гарей на землях лесного фонда, образования оврагов, оползней,
селевых потоков, карстовых и других процессов и явлений, влияющих на состояние земель.
При осуществлении государственного мониторинга земель необходимые сведения
получаются с использованием:
а) дистанционного зондирования (съёмки и наблюдения с космических аппаратов,
самолетов, с помощью средств малой авиации и других летательных аппаратов);
б) сети постоянно действующих полигонов, эталонных стационарных и иных
участков;
в) наземных съёмок, наблюдений и обследований (сплошных и выборочных);
г) соответствующих фондов данных.
3.2.1.1 Выполнение работ по государственному мониторингу земель
В соответствии с Положением о Росреестре, утвержденным постановлением
Правительства Российской Федерации от 1 июня 2009 г. № 457, Росреестр осуществляет в
установленном законодательством Российской Федерации порядке государственный
мониторинг земель в Российской Федерации
(за
исключением земель
сельскохозяйственного назначения). Постановлением Правительства Российской
Федерации от 12 июня 2008 г. № 450 полномочия по осуществлению государственного
мониторинга земель сельскохозяйственного назначения возложены на Министерство
сельского хозяйства Российской Федерации.
На территории Свердловской области государственный мониторинг земель
(за исключением земель сельскохозяйственного назначения) осуществляет Управление
Росреестра по Свердловской области (далее - Управление) в соответствии с Положением
об Управлении, утвержденным приказом Росреестра от 19 апреля 2010 г. № П/156.
Во исполнение приказа Росреестра от 14 мая 2014 г. № П/217 «Об организации
деятельности территориальных органов Федеральной службы государственной
регистрации, кадастра и картографии» Управлением разработаны Рекомендации по
организации деятельности Управления по государственному мониторингу земель
(за
исключением земель сельскохозяйственного назначения), утвержденные приказом
Управления от 23 октября 2014 г. № П/316 (далее - Рекомендации).
В соответствии с Рекомендациями деятельность по мониторингу земель в
Управлении осуществляют отдел землеустройства, мониторинга земель и кадастровой
оценки недвижимости, а также территориальные отделы Управления.
Отдел землеустройства, мониторинга земель и кадастровой оценки недвижимости
Управления осуществляет:
- координацию деятельности территориальных отделов Управления по исполнению
государственной функции по мониторингу земель;
- организацию работ по мониторингу земель на уровне Свердловской области;
- организацию выполнения работ по изучению состояния земель, финансируемых из
средств федерального бюджета в соответствии с государственными контрактами;
- техническую приемку выполненных работ по мониторингу земель в случаях,
предусмотренных условиями государственных контрактов, заключенных Росреестром;
- систематизацию и обобщение информации о выполненных работах по
82
мониторингу земель на уровне Свердловской области, в том числе поступившей из
территориальных отделов;
- сбор информации о состоянии земель в Свердловской области, её обработку и
хранение;
- анализ и оценку качественного состояния земель Свердловской области с учетом
воздействия природных и антропогенных воздействий;
- анализ динамики изменения состояния земель под влиянием негативных процессов
(эрозия, загрязнение земель) на федеральном полигоне государственного мониторинга
земель «Белоярский», расположенного на землях в границах Белоярского района;
- подготовку прогнозов и рекомендаций, касающихся особо опасных явлений и
процессов, связанных с состоянием земель в Свердловской области, во взаимодействии с
органами власти;
- взаимодействие с органами исполнительной власти Свердловской области,
участвующими в осуществлении мониторинга земель;
- предоставление обобщенной информации по мониторингу земель и аналитических
записок о состоянии земель Свердловской области в Росреестр;
- информационное обеспечение деятельности органов власти, юридических лиц и
граждан данными мониторинга земель на территории Свердловской области.
Территориальные отделы Управления осуществляют:
- организацию работ по мониторингу земель на уровне административных районов
(муниципальных образований), входящих в зону деятельности отделов;
- систематизацию и обобщение информации о выполненных работах по
мониторингу земель на уровне административного района (муниципального образования);
- сбор информации о состоянии земель в административных районах
(муниципальных образованиях), входящих в зону деятельности отделов, её обработку и
хранение;
- анализ и оценку качественного состояния земель в административных районах
(муниципальных образованиях) с учетом воздействия природных и антропогенных
воздействий;
-подготовку прогнозов и рекомендаций, касающихся особо опасных явлений и
процессов, связанных с состоянием земель в административных районах (муниципальных
образованиях), во взаимодействии с органами местного самоуправления;
- взаимодействие с органами местного самоуправления по вопросам мониторинга
земель;
- предоставление обобщенной информации по мониторингу земель и аналитических
записок о состоянии земель в разрезе административных районов
(муниципальных
образований) в отдел землеустройства, мониторинга земель и контроля в сфере
кадастрового учета Управления.
При сборе информации о состоянии земель и её обработке отделом землеустройства,
мониторинга земель и кадастровой оценки недвижимости и территориальными отделами
Управления в 2014 г. проведены мероприятия по систематизации источников информации
о выполненных работах по изучению состояния земель в Свердловской области и
административных районах (муниципальных образованиях).
В целях наглядного отображения изученности территории составлены картограммы
изученности территории
(наличия материалов в государственном фонде данных,
полученных в результате проведения землеустройства (далее - ГФДЗ) в электронном виде
и на бумажном носителе по следующим видам работ:
-почвенных, геоботанических и других специальных обследований и изысканий;
-составлению тематических карт и атласов состояния и использования земель;
-составлению схем использования и охраны земель;
-составлению проектов рекультивации нарушенных земель;
83
-составлению проектов защиты земель от эрозии;
-инвентаризации земель;
-вычислению площадей земельных угодий в составе земель сельскохозяйственного
назначения и земель запаса
Картограммы изученности (наличия материалов) составлены в целом на территорию
Свердловской области. На картосхемах, наглядно, в разрезе административных районов
(муниципальных образований) отображается информация об изученности территории по
состоянию на 1 января 2015 г.
Картограмма изученности территории по вычислению площадей земельных угодий
в составе земель сельскохозяйственного назначения и земель запаса приведена на рис. 30.
Картограммы изученности территории Свердловской области (наличия материалов в
ГФДЗ) по видам работ направлены Управлением в центральный аппарат Росреестра в
качестве приложения к форме
№ 7-ГМЗ ведомственной статистической отчетности
«О выполнении запланированных объемов работ по государственному мониторингу
земель».
Источниками информации о выполненных работах по изучению состояния земель
являются документы, поступившие в ГФДЗ Управления. В 2014 году в ГФДЗ Управления
поступило
12 проектов рекультивации нарушенных земель на площади
230 га,
выполненных за счет внебюджетных средств. В ГФДЗ Управления поступили также
материалы по внесению изменений в Генеральный план развития городского округа Ревда
Свердловской области в части отображения зон территорий, подверженных затоплению и
подтоплению, разрушению берегов водных объектов, заболачиванию и другому
негативному воздействию на определенные территории и объекты, выполненные за счет
средств местного бюджета, на площади 7,30 тыс. га.
В соответствии с областными и муниципальными государственными контрактами на
территории Свердловской области в 2014 году проводились работы, необходимые для
информационного обеспечения мониторинга земель в Свердловской области:
осуществление комплекса геодезических, картографических и землеустроительных работ
по созданию и обновлению планово-картографического материала, а также работы по
развитию опорной межевой сети. В ГФДЗ Управления были переданы созданные
цифровые топографические планы масштаба 1:2000 на территорию Нижнетуринского
городского округа, Горноуральского городского округа, городского округа Сухой Лог, а
также на территории 29 населенных пунктов, расположенных в границах муниципального
образования город Алапаевск.
В ходе осуществления государственного мониторинга земель Управлением в
порядке информационного взаимодействия запрашивались сведения об использовании и
состоянии земельных участков у федеральных органов исполнительной власти, к
компетенции которых относится регулирование деятельности в отношении той или иной
категории земель или вида разрешенного использования земельных участков, а также у
органов государственной и исполнительной власти Свердловской области и органов
местного самоуправления, осуществляющих полномочия собственника в отношении
земельных участков, находящихся соответственно в собственности Российской Федерации,
собственности Свердловской области, муниципальной собственности, или земель,
государственная собственность на которые не разграничена.
Полученные сведения использовались для проведения анализа количественных и
качественных изменений, произошедших с земельным фондом на территории
Свердловской области в течение года. Все изменения, характеризующие земельный фонд
на соответствующей территории по категориям земель, видам использования, формам
собственности, обобщались территориальными отделами Управления и отражались в
годовых статистических отчетах в границах административных районов (городов), на
основании которых Управлением составляется годовой статистический отчет «О наличии и
84
распределении земель по формам собственности, категориям, угодьям и пользователям» в
границах Свердловской области.
Рис. 30. Картограмма изученности территории по вычислению площадей земельных
угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения и земель запаса
85
Информационное обеспечение деятельности органов государственной власти и
органов местного самоуправления, юридических лиц и граждан данными мониторинга
земель осуществляется Управлением путем:
- размещения ежегодного Доклада о состоянии и использовании земель
Свердловской области на официальном сайте Управления;
- предоставления данных мониторинга земель органам власти на основании
запросов;
- предоставления всем заинтересованным лицам данных мониторинга земель из
ГФДЗ в порядке, установленном Административным регламентом Федерального агентства
кадастра объектов недвижимости по предоставлению государственной услуги «Ведение
государственного фонда данных, полученных в результате проведения землеустройства»,
утвержденного приказом Министерства экономического развития и торговли Российской
Федерации от 14 ноября 2006 г. № 376.
Так, в отчетном году по запросам была предоставлена необходимая информация:
- в Министерство природных ресурсов Свердловской области - информация к
разделу
«Почвы и земельные ресурсы» для подготовки к изданию государственного
доклада «О состоянии и об охране окружающей среды Свердловской области»;
- в Министерство финансов Свердловской области - информация из годового
статистического отчета о количестве земельных участков в разрезе муниципальных
образований, сведения об общем количестве земельных участков в садоводческих
товариществах, расположенных на территории поселений муниципальных образований, и
об общей площади земель застройки в разрезе муниципальных образований для
составления проекта областного бюджета, определения прогнозов доходов и расходов
Свердловской области, прогноза социально-экономического развития муниципальных
образований на последующие плановые периоды, для расчета межбюджетных трансфертов
в виде субвенций из федерального бюджета бюджету Свердловской области на
осуществление отдельных полномочий Российской Федерации, и т.п.;
- в Министерство агропромышленного комплекса и продовольствия Свердловской
области и в федеральное государственное бюджетное учреждение «Государственный центр
агрохимической службы
«Свердловский»
(далее
- ФГБУ ГЦАС «Свердловский»)
-
экспликации
земель
по
предприятиям и гражданам, занимающихся
сельскохозяйственным производством, и формы государственной статистической
отчетности 22-1, 22-2, 22-3 и 22-4;
- в Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по
Свердловской области
- информация о площади населенных пунктов Свердловской
области в разрезе каждого муниципального образования для осуществления расчета
плотности населения Свердловской области, экспликации земель по предприятиям и
гражданам, занимающихся сельскохозяйственным производством, формы государственной
статистической отчетности 22-1, 22-2, 22-3 и 22-4, а также информация по количеству
крестьянских (фермерских) хозяйств, хозяйств населения и площади выделенной им земли
в разрезе административных районов (городов).
На сегодняшний день возникает необходимость в разработке и утверждении
единого Порядка информационного взаимодействия при осуществлении государственного
мониторинга земель
(включая все необходимые государственные, региональные и
муниципальные информационные системы), так как помимо Росреестра состояние земель
наблюдается и оценивается в системах наблюдений Росгидромета, МПР России,
Минсельхоза России и др., представляющих собой локальные системы наблюдений за
отдельными компонентами состояния окружающей среды, в том числе и земель (почв).
Учитывая их ведомственную принадлежность, каждая из этих систем ориентирована на
сбор тех данных, которые необходимы для решения задач, в интересах которых эта система
86
создавалась. Тем не менее, часть информации, которая собирается и обрабатывается в
ведомственных системах, используется для комплексного изучения состояния и
использования земель.
3.2.1.2 Анализ качественного состояния земель
Качественное состояние почв, прежде всего, обусловлено разнообразием
климатических, геологических, геоморфологических, растительных и других условий,
влияющих на формирование почв. Почвенные крупномасштабные обследования
территории Свердловской области, проводимые до
2002 г., позволили определить
качественный состав почв Свердловской области.
Разнообразие почвенного покрова представлено 35 генетическими типами почв: от
горно-тундровых и подзолистых на севере области до черноземов и черноземно-луговых на
юге. Преобладают подзолистые и дерново-подзолистые почвы (33,2% всего почвенного
покрова), темно-серые почвы распространены на 20% территории. Серые и светло-серые
почвы занимают 13,1% почвенного покрова области. Черноземы встречаются небольшими
массивами на юге и юго-западе области. В горной части распространены горно-таежные и
горно-тундровые почвы. К поймам рек приурочены пойменные почвы, в большинстве
своем переувлажненные.
На территории области, особенно в горной её части и на юго-западе
(Красноуфимский, Артинский и Ачитский районы), распространены почвы овражно-
балочного комплекса. Таких почв, по материалам последнего тура почвенного
обследования,
-
44,3 тыс. га, более половины этих земель сосредоточено на
сельскохозяйственных угодьях.
Более
60% площади земельных ресурсов представлены низкоплодородными и
малопригодными для сельского хозяйства почвами.
Почвенный покров пашни представлен наиболее плодородными почвами - серыми
лесными, черноземами, в меньшей мере
- дерново-подзолистыми. На сенокосах и
пастбищах преобладают серые лесные, серые лесные глеевые, луговые, дерново-
подзолистые и болотно-подзолистые почвы.
На сельскохозяйственных угодьях по гранулометрическому составу преобладают
глинистые и тяжелосуглинистые почвы, в меньшей мере - средне- и легкосуглинистые;
незначительные площади занимают супесчаные и песчаные почвы. На пашне преобладают
почвы с тяжелым гранулометрическим составом.
Около
4% почвенного покрова области представлено почвами с негативными
признаками: переувлажненными, заболоченными, засоленными, солонцеватыми и т. д.
Анализ данных государственного мониторинга земель, других систем наблюдений
за состоянием окружающей среды показывает, что состояние качества земель продолжает
ухудшаться. На территории Свердловской области почвы сельскохозяйственных угодий,
особенно пашни, подвергаются деградации, загрязнению, уничтожению, захламлению
отходами производства и потребления, что нередко является следствием истощительного и
потребительского использования земель.
В последние годы на территории Свердловской области из-за отсутствия
финансирования работы по изучению состояния и использования земель, в частности
почвенные, геоботанические и другие специальные обследования не проводятся, что не
позволяет получить достаточную и достоверную информацию о состоянии земель, оценить
развитие негативных почвенных процессов, провести прогноз и выработку рекомендаций
по их предупреждению и устранению.
В обновлении же в настоящее время нуждается более 80% имеющихся материалов
по почвенному обследованию и около 100% - по геоботаническому обследованию.По
данным государственного статистического учета земель и материалам последнего тура
87
почвенного обследования на территории области отмечаются практически все виды
деградации почвенного покрова: водная эрозия, снижение содержания гумуса в пахотном
горизонте, подкисление почв, подтопление, переувлажнение и заболачивание почв, их
переуплотнение, засоление, зарастание сельскохозяйственных угодий мелколесьем и
кустарником, загрязнение земель и нарушение почвенного покрова при строительных
работах, разработке и переработке полезных ископаемых и другие (рис. 31).
Одним из наиболее опасных видов деградации, вызывающих разрушение почв и
утрату их плодородия, приводящих к загрязнению водоемов, заилению малых и больших
рек, является водная эрозия. За счет смыва почвы пашни теряют в среднем до 0,5 т/га
гумуса в год, до 20-25 кг/га азота, большое количество фосфора и калия. Основной
причиной возникновения эрозии является нерациональное и неправильное использование
земельных ресурсов, дополненное влиянием природных факторов.
Однако по данным наблюдений на федеральном полигоне государственного
мониторинга земель «Белоярский» Свердловской области, а также в результате анализа
статистической информации и картографических материалов отмечается, что существенной
активизации процессов эрозии, ранее выявленных на этих землях, не отмечается. Это
обусловлено снижением интенсивности использования пахотных угодий, значительным
удельным весом многолетних трав на пашне, размещением чистых паров на полях со
спокойным рельефом, наличием полей незасеваемой пашни и переводом её в залежь.
Ареалы проявления эрозионных процессов на территории Свердловской области
наблюдаются в основном на землях сельскохозяйственного назначения и приурочены к
массивам сельскохозяйственных угодий, в основном пашни с выраженным рельефом.
Рис. 31 Качественная характеристика сельскохозяйственных угодий
в составе земель сельскохозяйственного назначения
По данным государственного статистического учета земель и почвенных
обследований в Свердловской области водной эрозии подвержено
4,3% площади
сельскохозяйственных угодий. Наиболее эрозионно-опасными являются районы
Предуралья: Артинский, Ачитский, Красноуфимский, Шалинский. Здесь около 40%
пашни нуждается в противоэрозионной организации территории. На территории области
около 3 млн. га представлено мелкопрофильными горными почвами, которые встречаются
88
преимущественно под лесами. Интенсивная вырубка лесов на этих почвах приводит к
развитию процессов водной эрозии.
1,8%
площади
сельскохозяйственных
угодий
категории
земель
сельскохозяйственного назначения занимают дефляционно-опасные почвы, из них пашни -
1,4%. Процессы ветровой эрозии на территории Свердловской области практически не
выражены из-за противостоящих факторов: большая облесенность территории, небольшой
годовой % ветров со скоростью более 8 м/сек. и др.
Переувлажненные и заболоченные земли занимают
32,8% площади
сельскохозяйственных угодий, в том числе 12,5% пашни. Особенно большие площади
переувлажненные и заболоченные почвы занимают в Зауралье, что обусловлено в первую
очередь природными условиями
(равнинный характер рельефа, тяжелый
гранулометрический состав почвообразующих пород и т. д.). Эти процессы проявляются и
на землях других регионов, где имеются плотины, дамбы, водохранилища, автострады и
другие сооружения, негативно влияющие на прилегающие к ним территории, вызывая
значительные изменения водного режима, подъем уровня грунтовых вод. Заболачивание
пашни приводит к выводу ее из оборота и переводу в менее ценные сельскохозяйственные
угодья. На массивах осушаемых земель из-за отсутствия ухода за дренажной сетью
прослеживаются процессы вторичного заболачивания, а в некоторых случаях и засоления
земель.
Для почв Предуралья и горной полосы характерно распространение каменистых
почв (3,3% площади сельскохозяйственных угодий), преобладающих на пахотных землях
(2,6%). Каменистость снижает качество полевых работ, затрудняет широкое использование
техники и приемов окультуривания, усиливает износ почвообрабатывающих орудий.
Особую опасность представляют подтопление и затопление земель, характерные для
территорий, прилегающих к крупным гидротехническим сооружениям, а также территорий
городов и других населенных пунктов в различных районах области. Подтопление земель,
как правило, является практически необратимым фактором деградации и в подавляющем
большинстве случаев не зависит от землепользователя. При продолжающемся поднятии
грунтовых вод качество земельных участков ухудшается и объективная их стоимость
снижается. Площадь возможного затопления земель определена для 22 паводкоопасных
районов области. Периодическому затоплению и подтоплению от весеннего половодья и
дождевых паводков подвергается территория площадью около 70 тыс. га. При этом
необходимо отметить, что объективная достоверная информация об истинных размерах
проявления этого опасного процесса отсутствует.
Засоленные, солонцеватые земли, а также земли с солонцовыми комплексами,
занимают 1,2% площади сельскохозяйственных угодий, из них пашни - 0,2%. Наибольшие
площади засоленных, солонцеватых земель находятся в юго-восточной части Свердловской
области.
За последние годы в земледелии Свердловской области наблюдалось резкое
сокращение вносимых в почву удобрений и мелиорантов. По данным
ФГБУ ГЦАС «Свердловский» в 2014 году внесено 21,1 тыс. т минеральных удобрений, что
составляет
106,0% к 2013 году и 10,1% от их потребности. В 2014 году в область
требовалось поставить 160,2 кг минеральных удобрений на 1 га пашни. В структуре
поступивших в сельхозпредприятия удобрений по-прежнему остается высоким удельный
вес азотных удобрений, т. к. они сравнительно дешевые и более доступны для
потребителей. Однако агрохимические исследования качества сельскохозяйственных
земель, проведенные ФГБУ ГЦАС «Свердловский», показывают что, начиная с пятого
цикла агрохимического обследования (1988 - 2001 г.г.), в области на 10 % площади пашни
идет сокращение запасов подвижного фосфора и обменного калия в почвах. Процесс
истощения почв становится более интенсивным в связи с низким объемом использования
средств химизации земледелия в последние годы, вследствие чего урожай
89
сельскохозяйственных культур формируется только за счет почвенных запасов элементов
питания.
За период 1986 - 1990 гг. суммарный баланс элементов питания практически был
бездефицитным. В дальнейшем ежегодный вынос питательных веществ урожаем
культурных растений и сорняками превышает их поступление с удобрениями на
60
100 кг/га. Возмещение выноса элементов питания урожаем составляет только
22 - 30%. По состоянию на 1 января 2015 г. дефицит питательных веществ (азота, фосфора,
калия) на пашне составил 99,5 кг действующего вещества на 1 га.
В системе удобрений важное значение имеют органические удобрения. Только
применение органоминеральной системы удобрений создает надежную основу повышения
плодородия почв. В силу экономических и организационных причин уровень внесения
органических удобрений в области по-прежнему остается низким, хотя при этом в балансе
гумуса почвы расход превышает поступление в 2,2 раза.
По итогам V цикла обследования (1988-2001г.г.) почвы в среднем содержали
5,53% гумуса, а по состоянию на 1 января 2015 г. - 5,2%. Анализ изменения содержания
гумуса показывает, что его запасы в пахотном слое почвы снижаются в среднем за год на
0,04% или по 1,0 - 1,2 тонн с 1 га. Дефицит гумуса в 2014 году составил 440 кг на 1 га. Для
восполнения недостатка гумуса необходимо в среднем вносить не менее
8,8 т/га
органических удобрений, что на всю площадь пашни составит 11 - 12 млн. тонн, а
фактически же в 2014 году внесено 1,5 млн. тонн органики, что составляет в среднем
1,8 т/га посевной площади.
Отсюда следует, что основным источником органического вещества,
обеспечивающим микробиологические процессы воспроизводства плодородия почвы,
являются сами растения, особенно многолетние бобовые травы.
Рис. 32 Необрабатываемая пашня, заросшая сорно-полевым разнотравьем
90
Также остается низким уровень проводимых работ по известкованию и
фосфоритованию почв: в 2014 году внесено извести
4,2 тыс. т при среднегодовой
потребности в 805,9 тыс. т, фосфорных удобрений внесено 4,14 тыс. т при среднегодовой
потребности в
144,5 тыс. т, хотя при этом наблюдается увеличение кислых почв
(pH до 5,0). В 2014 году площадь кислых почв по сравнению с предыдущим годом
увеличилась на 10,1 тыс. га. Показатель кислотности составляет 5,33 ед.
Сокращение удобряемых площадей, объемов известкования и фосфоритования почв
ведет к дефициту минерального питания растений, а, следовательно, к образованию
агроистощенных почв.
В настоящее время на территории области значительные площади пахотных угодий
не обрабатываются и используются в качестве сенокосов и пастбищ или не используются и
постепенно зарастают сорно-полевым разнотравьем, мелколесьем, кустарником,
превращаясь постепенно в перелоги, залежи, лесопокрытые угодья. Прежде всего, это
почвы с низким плодородием, мелкоконтурные, удаленные от населенных пунктов. Часть
необрабатываемых земель годами числится под парами. Только на сегодняшний день в
фонде перераспределения земель находится
71,1 тыс. га пашни. На пониженных
слабодренированных участках с застоем поверхностных вод или относительно невысоким
залеганием грунтовых вод наблюдается заболачивание пашни.
По-прежнему актуальной проблемой остается и зарастание кормовых угодий
кустарником и мелколесьем, что приводит не только к сокращению площади этих угодий,
но и оказывает негативное влияние на изменение качества травостоя, способствует
появлению в нем грубостебельных, сорных и ядовитых растений. По отчетным данным на
территории области около
40% кормовых угодий сельскохозяйственных предприятий
заросло кустарником и мелколесьем. Одной из причин зарастания кормовых угодий стало
резкое снижение поголовья скота в сельскохозяйственных предприятиях, а также
банкротство самих предприятий. Наряду с зарастанием сенокосов и пастбищ отмечается их
закочкаривание, особенно на переувлажненных и заболоченных землях.
Рис. 33 Нарушенные земли при разработке месторождения полезных ископаемых
91
Значительные площади земель выбывают из оборота в результате разработки
полезных ископаемых и торфа, проведения геологоразведочных, строительных и других
видов работ. В связи, с чем на предприятиях, деятельность которых связана с нарушением
земель, неотъемлемой частью технологических процессов являются работы по
рекультивации земель (комплекс работ, направленных на восстановление продуктивности и
другой ценности земель, а также на улучшение условий окружающей среды). Заметный
ущерб землям наносится лесохозяйственными работами и лесными пожарами, в результате
которых происходит разрушение почв, их переуплотнение, минерализуются лесная
подстилка и гумусовые горизонты, усиливаются эрозионные процессы.
На 1 января 2015 г. площадь нарушенных земель, представленных карьерами,
выемками, отвалами, хвостохранилищами и хранилищами горнодобывающих и
перерабатывающих предприятий, составила 61,6 тыс. га. При этом наибольшая площадь
нарушенных земель отмечается на землях населенных пунктов, промышленности и лесного
фонда.
Распределение нарушенных земель по категориям представлено на рис. 34.
Рис. 34. Распределение нарушенных земель по категориям земель
Высокая антропогенная нагрузка по-прежнему является причиной загрязнения
земель населенных мест, земель сельскохозяйственного использования химическими и
другими веществами и соединениями, в том числе 1 и 2 классов опасности (бенз(а)пирен,
свинец, никель, кобальт, кадмий и др.), захламления земель отходами производства и
потребления. Эти негативные воздействия наиболее характерны для территорий,
примыкающих к промышленным предприятиям, автомобильным трассам, нефтепроводам.
Территориями риска по загрязненности почв по санитарно-химическим показателям
являются Кировградский городской округ, Режевской городской округ, Асбестовский
городской округ и городской округ Ревда.
В отличие от воды и атмосферного воздуха, которые являются лишь миграционными
средами, почва является наиболее объективным и стабильным индикатором техногенного
загрязнения. Она четко отражает распространение загрязняющих веществ и их фактическое
92
распределение в компонентах окружающей среды городской территории. Наиболее
крупные промышленные города, образуя обширные зоны загрязнений, постепенно
превращаются в сплошные техногенные территории, представляющие серьезную опасность
здоровью проживающего на них населения.
Особое место среди проявлений антропогенного воздействия на почвы мегаполисов
принадлежит загрязнению городской территории тяжелыми металлами, поскольку быстрое
самоочищение почв от металлического загрязнения до требуемого уровня,
соответствующего гигиенической и экологической безопасности, затруднено, а во многих
случаях практически невозможно.
Основными источниками тяжелых металлов в условиях города являются:
транспортно-дорожный комплекс, промышленные предприятия и промышленно-бытовые
отходы. По данным Федерального государственного бюджетного учреждения «Уральское
управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды» опасная категория
загрязнения почв тяжелыми металлами отмечается в г. Кировград (загрязнение медью,
цинком, свинцом и кадмием), г. Реж (загрязнение никелем, кадмием, хромом); умеренно-
опасная
- в г. Ревда, г. Верхняя Пышма, г. Асбест. Остальные территории городов
Свердловской области относятся к допустимой категории загрязнения.
Кроме этого на территории г. Екатеринбург выявлено 730 га сельскохозяйственных
угодий, которые также относятся к опасной категории загрязнения почв тяжелыми
металлами
(кадмием)
(Материалы государственного фонда данных, полученных в
результате проведения землеустройства, - «Отчет о научно-исследовательских работах по
эколого-геохимическому картированию почво-грунтов территории г. Екатеринбурга и
прилегающей местности», Екатеринбург, 1995 г.).
Увеличение степени загрязнения почв солями тяжелых металлов наблюдается и на
землях сельскохозяйственного назначения, при этом видовой состав загрязнителей также
увеличивается (данные наблюдений за загрязнением почв на землях сельскохозяйственного
назначения на федеральном полигоне государственного мониторинга земель «Белоярский»,
проводимого ФГБУ ГЦАС «Свердловский»).
Почвенный покров является главным накопителем радионуклидов. В области,
прежде всего, это касается сельскохозяйственных районов с лучшими почвами:
Ирбитский, Каменский, Камышловский, Богдановичский, Талицкий и др. (зона восточно-
уральского радиоактивного следа - ВУРСа). Необходимо отметить, что на сегодняшний
день отсутствует полная информация о величине загрязнения территории ВУРС
трансурановыми элементами. Кроме этого, потенциальную опасность загрязнения почв
радионуклидами представляют функционирующие на территории области предприятия
ядерно-энергетического цикла, основные технологии которых относятся к ядерно- и
радиационно-опасным.
Серьезной проблемой для области, как и в прежние годы, остается складирование и
переработка опасных промышленных и бытовых отходов. Объем образования отходов во
всех отраслях производства, несмотря на незначительное его снижение, продолжает
оставаться высоким. По данным Свердловского областного кадастра отходов производства
и потребления основной объем образования, использования и накопления отходов
сосредоточен у хозяйствующих субъектов, занимающихся добычей полезных ископаемых
(85,4%), обрабатывающими производствами
(9,4%), а также производством и
распределением электроэнергии, газа и воды (3,2%).
В области практически отсутствуют полигоны для обезвреживания и захоронения
токсичных промышленных отходов
1-2 классов опасности. Чаще всего токсичные
промышленные отходы хранятся на территориях промышленных предприятий. Кроме
этого, на территориях бывших сельскохозяйственных предприятий в полуразвалившихся
складах выявляются пестициды и агрохимикаты, запрещенные и непригодные к
применению, которые лежат под открытым небом, смываются осадками в почву, причиняя
93
вред окружающей среде. Хозяйства банкротятся, и пестициды переходят в категорию
«бесхозяйных».
Из
483 объектов размещения промышленных и сельскохозяйственных отходов
46 объектов являются бесхозяйными, площадь которых составляет около 1000 га. Наличие
отходов на таких объектах около 125 тыс.т.
В области наблюдается неблагополучная обстановка с организацией и
эксплуатацией свалок коммунальных отходов. На территории Свердловской области
находится 437 объектов размещения бытовых отходов, из которых по 294 объектам не
определены хозяйствующие субъекты. Причем, из разрешенных мест размещения бытовых
отходов только 40% отвечают требованиям санитарных правил. Организованные свалки все
больше удаляются от городов и нередко занимают территории с ценными землями и
оказывают негативное влияние на прилегающие угодья. Кроме того, резко возрастает
количество несанкционированных свалок, расположенных в большом количестве вдоль
автомобильных и железных дорог, в местах отдыха, в прибрежных зонах и т. д., что
ухудшает экологическую обстановку, приводит к загрязнению земель и других
компонентов окружающей среды. Наиболее распространенными загрязнителями почв в
зонах влияния твердых бытовых и промышленных отходов являются нефтепродукты,
бенз(а)пирен, тяжелые металлы, в том числе: кадмий, никель, хром.
Таким образом, приведенный анализ показывает, что качественное состояние
значительной части земель области неудовлетворительное и продолжает ухудшаться,
уровень плодородия почв, достигнутый за период до 1990 года, падает и с каждым годом
процесс деградации почв идет интенсивнее.
3.2.2 Землеустройство
В соответствии с Федеральным законом от
18 июля
2005 г.
№ 78-ФЗ
«О землеустройстве», землеустройство - мероприятия по изучению состояния земель,
планированию и организации рационального использования земель и их охраны, описанию
местоположения и (или) установлению на местности границ объектов землеустройства,
организации рационального использования гражданами и юридическими лицами
земельных участков для осуществления сельскохозяйственного производства.
Объектами землеустройства являются территории субъектов Российской
Федерации, территории муниципальных образований, территории населенных пунктов,
территориальные зоны, зоны с особыми условиями использования территорий, а также
части указанных территорий и зон.
Землеустройство проводится в обязательном порядке в случаях:
- изменения границ объектов землеустройства;
- выявления нарушенных земель, а также земель, подверженных водной, ветровой
эрозии, селям, подтоплению, заболачиванию, вторичному засолению, иссушению,
уплотнению, загрязнению отходами производства и потребления, радиоактивными и
химическими веществами, заражению и другим негативным воздействиям;
- проведения мероприятий по восстановлению и консервации земель, рекультивации
нарушенных земель, защите земель от эрозии, селей, подтопления, заболачивания,
вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения отходами производства и
потребления, радиоактивными и химическими веществами, заражения и других негативных
воздействий.
Землеустроительные работы проводятся на основании решений федеральных
органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской
Федерации и органов местного самоуправления, договоров на проведение
землеустроительных работ, а также судебных решений в соответствии с Правилами
94
установления на местности границ объектов землеустройства, утвержденными
постановлением Правительства Российской Федерации от 20 августа
2009 г.
№ 688,
Порядка описания местоположения границ объектов землеустройства, утвержденного
Приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 3 июня
2011 г. № 267. По
результатам выполненных землеустроительных работ составляется землеустроительное
дело и карта
(план) объекта землеустройства. Карта
(план) объекта землеустройства
составляется по форме и в соответствии с требованиями к ее составлению, утвержденными
постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2009 г. № 621.
3.2.2.1 Проведение землеустройства в соответствии с решениями
федеральных органов государственной власти
На территории Свердловской области в 2014 году землеустроительные работы за
счет средств федерального бюджета не проводились.
В тоже время были проведены землеустроительные работы за счет средств бюджета
Свердловской области и средств местных бюджетов (рис. 35)
2000
1500
Внебюджетные источники
1000
Местный бюджет
500
Бюджет субъекта РФ
0
2013
Федеральный бюджет
2014
Рис. 35. Объемы землеустроительных работ, выполненные
за счет средств бюджетов различных уровней и внебюджетных средств
на территории Свердловской области в 2014 году
За счет средств бюджета Свердловской области было подготовлено описание
местоположения границ 19 объектов землеустройства на площади 3,74 тыс. га, стоимость
работ составила 665,51 тыс. руб., в том числе:
95
- описание местоположения границ особо охраняемых природных территорий в
количестве 18 штук (памятники природы Свердловской области) на площади 3,54 тыс. га,
стоимость работ - 425,51 тыс. руб.;
- описание местоположения границ 1 населенного пункта на площади
0,20 тыс. га,
стоимость работ - 240,00 тыс. руб.
За счет средств местных бюджетов было подготовлено описание местоположения
границ 63 объектов землеустройства на площади 257,38 тыс. га, стоимость работ составила
12936,52 тыс. руб., в том числе:
- описание местоположения границ
61 населенного пункта на площади
137,25 тыс. га, стоимость работ - 8554,00 тыс. руб.;
- описание местоположения границ
2 муниципальных образований
(«город
Екатеринбург» и Камышловский городской округ) на площади 120,13 тыс. га, стоимость
работ - 4382,00 тыс. руб.
За счет внебюджетных источников выполнено описание местоположения границ
3190 объектов землеустройства на площади 1921,03 тыс. га, в том числе:
- описание местоположения границ 7 населенных пунктов на площади 7,01 тыс. га,
из них: границ города Верхний Тагил на площади 3,51 тыс. га, стоимость работ -
2300,00 тыс. руб.
(стоимость работ по описанию местоположения границ
6 других
населенных пунктов неизвестна);
- описание местоположения границ зон с особыми условиями использования в
количестве 3183 шт. на площади 1914,02 тыс. га (стоимость работ неизвестна).
В 2014 году были разработаны 12 проектов по рекультивации нарушенных земель
на площади 0,23 тыс. га, стоимость работ неизвестна.
Результаты
выполненных в
2014
году
землеустроительных работ
(землеустроительные дела по описанию местоположения границ объектов землеустройства
и проекты рекультивации нарушенных земель) поступили в государственный фонд данных,
полученных в результате проведения землеустройства.
3.2.2.2 Создание и ведение государственного фонда данных, полученных в
результате проведения землеустройства
Согласно приказу Минэкономразвития России от 14 ноября 2006 г. № 376 на
территории Свердловской области с
1 января
2009 г. действует Административный
регламент Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по предоставлению
государственной услуги
«Ведение государственного фонда данных, полученных в
результате проведения землеустройства»
(далее
- Регламент). В соответствии с
Регламентом государственная услуга по ведению государственного фонда данных,
полученных в результате проведения землеустройства (далее - ГФДЗ) предоставляется
отделом землеустройства, мониторинга земель и кадастровой оценки недвижимости (далее
- отдел землеустройства) Управления Росреестра по Свердловской области
и
территориальными отделами Управления.
В архивах ГФДЗ хранится землеустроительная документация, созданная на
территории Свердловской области в годы проведения первого этапа земельной реформы
(1991-2001годы), в том числе: проекты перераспределения земель при реорганизации
сельскохозяйственных предприятий Свердловской области, материалы почвенных и
геоботанических обследований, инвентаризации земель населенных пунктов, материалы
по перерегистрации земель в коллективных садах, вторые экземпляры Свидетельств о
правах на земельные участки, выданные комитетами по земельным ресурсам и
землеустройству до
2000 года, землеустроительные дела по межеванию земельных
участков, проведенного до 1 марта 2008 года. Также в ГФДЗ хранится землеустроительная

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     4      5      6      7     ..

 

 

 

 

источники информации - http://16.rospotrebnadzor.ru/, https://www.gks.ru/, https://rosreestr.ru/