Доклад о состоянии и использовании земель Свердловской области (2014 год) - часть 4

 

  Главная      Учебники - Разные     Доклад о состоянии и использовании земель Свердловской области (2014 год)

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     2      3      4      5     ..

 

 

Доклад о состоянии и использовании земель Свердловской области (2014 год) - часть 4

 

 

48
В 2014 году их площадь составила 95,2 тыс. га. В 2013 году данный показатель равнялся
101,9 тыс. га.
В течение 2014 года был решен вопрос о прекращении прав на земельные участки
общей площадью 6,7 тыс. га.
Анализ статистических данных за 2014 год показывает, что при сокращении общей
площади земель, используемых сельскохозяйственными предприятиями, организациями, на
31,9 тыс. га, площадь сельскохозяйственных угодий, а особенно пашни, увеличилась
соответственно на 2,4 тыс. га и 7,6 тыс. га. Это говорит о процессе оптимизации земель,
используемых для производства сельскохозяйственной продукции - расширении площади
продуктивных угодий и сокращении несельскохозяйственных угодий
(Артинский,
Богдановичский, Камышловский, Талицкий, Тугулымский районы).
Площади земель граждан, занимающихся производством сельскохозяйственной
продукции, продолжали сокращаться
(в 2014 году - на 10,1 тыс. га) и по состоянию
на 1 января 2015 года составили 878,7 тыс. га.
При сокращении общих площадей уменьшилась площадь сельскохозяйственных
угодий, в том числе площадь пашни, соответственно на 10,3 тыс. га и 0,5 тыс. га.
1.4.1 Использование земель предприятиями, организациями для производства
сельскохозяйственной продукции (сведения о формах собственности на землю)
В 2014 году использование земель осуществлялось предприятиями и организациями
различных организационно-правовых форм (рис. 24)
Рис.24. Распределение земель предприятий, организаций, занимающихся
производством сельскохозяйственной продукции
49
Общая площадь земель, находящихся в государственной и муниципальной
собственности, сократилась на
41,1 тыс. га, и на 1 января 2015 года составила
1377,1 тыс. га. Из общей площади земель было предоставлен на праве пользования
868,7 тыс. га, на праве аренды - 315,2 тыс. га. По состоянию на 1 января 2014 года данные
показатели составляли соответственно
941,3 тыс. га и
285,6 тыс. га. Рост площади
земельных участков, предоставленных в аренду, на фоне сокращения площади земельных
участков, предоставленных в пользование, свидетельствовал о продолжающемся процессе
перераспределения земель, отказах от неиспользуемых земельных участков и
переоформлении прав на интенсивно используемые земельные участки в соответствии с
требованиями действующего законодательства.
Площадь земельных участков, находящихся в собственности юридических лиц,
продолжала увеличиваться: если в 2012 году она составляла
204,6 тыс. га (или 9,0% всей
площади земель, используемых предприятиями, организациями для производства
сельскохозяйственной продукции), в 2013 году - 221,6 тыс. га (или 9,8%), то в 2014 году
уже 256,1 тыс. га (или 11,5%).
Предприятиями и организациями наряду с землями, находящимися в собственности
юридических лиц, использовались земельные участки, находящиеся
в собственности
граждан - 5,3 тыс. га (0,2%).
25,1% от общей площади используемых земель (или 560,0 тыс. га) находилось в
долевой собственности, причем значительную часть составляла площадь земельных долей
граждан - 94,0% (или 526,3 тыс. га), из которых площадь невостребованных земельных
долей - 77,8% (или 435,9 тыс. га).
Следует отметить ежегодное сокращение площади земельных долей граждан,
используемых сельскохозяйственными предприятиями и организациями. Так, если
сокращение за 2013 год составило 25,3 тыс. га, то за 2014 год - 26,0 тыс. га. Основной
причиной этого являлась реализации прав граждан на свою земельную долю - ее
выделение из состава земель долевой собственности и последующей продажей земельных
участков хозяйствующим субъектам. В числе причин также
- активизация процесса
прекращения в судебном порядке права собственности граждан на невостребованные
земельные доли, инициированного муниципальными образованиями.
В 2014 году сократилась площадь земель иных юридических лиц и граждан,
используемых предприятиями, организациями для производства сельскохозяйственной
продукции, которая на 1 января 2015 года составила
32,1 тыс. га (на 1 января 2014 года
-
35,0 тыс. га, на 1 января 2013 года - 45,6 тыс. га)
Сведения о правах предприятий, организаций, использовавших земельные участки
для производства сельскохозяйственной продукции, приведены в таблице 15.
Анализ использования земель различными хозяйствующими субъектами в 2014 году
указывает на продолжающийся рост площади земель у хозяйственных товариществ и
обществ. Так, в 2014 году увеличение составило
23,3 тыс. га, тогда как в в 2013 году -
28,0 тыс. га. Площади земель производственных
кооперативов,
государственных
и
муниципальных унитарных сельскохозяйственных предприятий, научно-
исследовательских и учебных учреждений и заведений, подсобных хозяйств, прочих
предприятий, организаций и учреждений сократились в целом на
40,6 тыс. га
50
Таблица 15
Сведения о правах на земельные участки,
предоставленные предприятиям, организациям
для производства сельскохозяйственной продукции,
на 1 января 2015 года,
тыс. га
в том числе использовались земли
Наименование
Из них - в долевой
хозяйствующих
собственности
субъектов,
использующих
землю
Хозяйственные
товарищества и
692,8
369,6
193,8
5,3
109,3
97,3
9,9
2
14,9
общества
Производственны
1281,6
786,6
48,5
48,5
441,3
14,1
7,7
5,2
е кооперативы
Государственные
и
муниципальные
150,6
139,6
0,5
3,1
9,5
9,5
1
унитарные
сельскохозяйствен
ные предприятия
Научно-
исследовательские
и
учебные
4,6
4,6
учреждения
и
заведения
Подсобные
хозяйства
64,1
63,5
0,6
0,6
Прочие
предприятия,
организации
и
36,9
13,2
12,7
12,9
11,0
учреждения,
казачьи общества
Итого
использовалось
2230,6
1377,1
593,2
5,3
221,6
560,0
24,0
9,7
32,1
земель
организациями
1.4.2 Использование земель гражданами для производства
сельскохозяйственной продукции (сведения о правах на землю)
51
В 2014 году в целом по области гражданами для производства сельскохозяйственной
продукции использовалось 878,7 тыс. га.
Из общей площади земель
4,4 тыс. га числилось за ликвидированными
крестьянскими
(фермерскими) хозяйствами и индивидуальными предпринимателями,
занимающимися производством сельскохозяйственной продукции, по которым не был
решен в установленном порядке вопрос прекращения права пользования земельным
участком.
В составе земель граждан учтены земельные участки, предоставленные для ведения
крестьянского
(фермерского) хозяйства, личного подсобного хозяйства, садоводства,
огородничества, животноводства, сенокошения и выпаса скота, участки при
индивидуальных жилых домах, служебные наделы, дачные участки, земли собственников
земельных долей и собственников земельных участков, не вошедшие в состав земель,
используемых предприятиями и организациями.
Распределение земель граждан для различных целей показано на рисунке 25.
Рис. 25. Распределение земель граждан, занимающихся производством
сельскохозяйственной продукции
52
Из общей площади земель, используемых гражданами для производства
сельскохозяйственной продукции, площадь в собственности граждан составила
544,2 тыс. га или 61,9%.
Сведения о правах на земельные участки, используемые гражданами, представлены
в таблице 16.
Площадь земель, находившихся
в государственной и муниципальной
собственности, составила 33,5% от общей площади.
В течение
2014 года граждане продолжали переоформление либо прекращение
прав на земельные участки, ранее предоставленные в пользование и владение, с учетом
чего площадь их ежегодно сокращалась. Так, если в 2012 году использовалось на праве
пожизненного наследуемого владения 10,4 тыс. га, в
2013 - 10,2 тыс. га, то в 2014 году -
только
9,9 тыс. га. В 2012 году в пользовании находилось
62,3 тыс. га, в
2013 году -
55,3 тыс. га, а уже в 2014 году - 53,5 тыс. га.
В то же время площадь земельных участков, предоставленных на праве аренды,
продолжает расти: если в
2012 году было предоставлено
66 тыс. га, в
2013 году
-
68,9 тыс. га, то в 2014 году - уже 71,9 тыс. га.
Таблица №16
Сведения о правах на земельные участки, используемых гражданами,
на 1 января 2015 года
В том числе использовались земли
из общей площади
Наименование
хозяйствующих
субъектов,
использующих землю
1
2
3
4
5
6
Крестьянские
156,5
56,6
10,7
65,0
23,7
(фермерские) хозяйства
Индивидуальные
предприниматели, не
образовавшие
46,5
36,3
9,6
крестьянское (фермерское)
0,6
хозяйство
Граждане, имеющие
личные подсобные
101,5
79,9
0,2
21,0
0,4
хозяйства
Граждане, имеющие
0,3
0,3
служебные наделы
Граждане и их коллективы
37,5
23,4
2,2
11,9
по садоводству
Граждане и их коллективы
4,9
0,1
4,8
по огородничеству
Дачники и дачные
4,6
2,3
0,8
1,5
объединения
Граждане, имеющие
37,2
21,2
1,6
14,4
индивидуальные дома
Граждане и их коллективы
2,3
0,1
2,2
по животноводству
Граждане, занимающиеся
сенокошением и выпасом
155,6
155,6
скота
53
Граждане, собственники
66,7
66,7
земельных участков
Собственники земельных
257,6
257,6
7,5
долей
Итого использовалось
878,7
544,2
15,5
294,3
24,7
гражданами
В 2014 году произошло увеличение
площади земель,
используемых
гражданами для ведения
крестьянского
(фермерского) хозяйства на 2,8 тыс. га,
индивидуального
жилищного строительства
- на
1,4 тыс. га, площади земель
собственников земельных участков
- на
4,3 тыс. га, а также
площади земель
индивидуальных
предпринимателей, не образовавших крестьянское
(фермерское)
хозяйство - на 2,4 тыс. га.
Значительно уменьшилась площадь земельных долей - на 19,6 тыс. га.
Площадь земельных участков, находящихся в собственности граждан, составила
554,6 тыс. га или
63,2% от общей площади земель, используемых гражданами для
производства сельскохозяйственной продукции. Значительную часть данных земель
занимают крестьянские
(фермерские) хозяйства - 52,4 тыс. га, личные подсобные
хозяйства - 76,5 тыс. га, собственники земельных участков - 34,8 тыс. га, садоводы - 22,3
тыс. га и собственники земельных долей, использующих свои земли, не примкнув к какому-
либо предприятию и не оформив документы на участок, а также ликвидированных хозяйств
- 315,1 тыс. га.
Для производства сельскохозяйственной продукции использовались земли,
находящиеся в собственности юридических лиц, на площади 13,4 тыс. га (1,5%). Данные
площади распределены в основном между крестьянскими (фермерскими) хозяйствами,
зарегистрированными как юридическое лицо (9,0 тыс. га), садоводческими объединениями
(2,3 тыс. га) и дачными объединениями (1,3 тыс. га).
Кроме того, в
2012 году для производства сельскохозяйственной продукции
гражданами использовались земли площадью
22,5 тыс. га
(2,5%), находящиеся в
собственности, владении, пользовании иных граждан и юридических лиц.
В результате с продолжающимся процессом передачи гражданам земельных
участков в собственность в отчетном году произошло увеличение площади земель,
находящихся в собственности граждан и юридических лиц.
Уменьшение площади земель граждан, собственников земельных участков, связано
с активной продажей земельных участков юридическим лицам. Вместе с тем площадь
земель граждан, собственников земельных долей, по сравнению с данными
предшествующего отчетного года увеличилась в связи с прекращением деятельности
сельскохозяйственных предприятий, а также крестьянских (фермерских) хозяйств и личных
подсобных хозяйств.
1.5 Сведения о наличии земель, предоставленных гражданам в ходе
земельной реформы
Одной из основных задач продолжающейся земельной реформы является
оформление хозяйствующими субъектами прав на землю в соответствии с действующим
законодательством, в том числе включающее формирование земельных участков с целью
осуществления их государственного кадастрового учета в соответствии с Законом о
кадастре и государственной регистрации прав на них в соответствии с Федеральным
законом от 21 июля
1997 г.
№ 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на
недвижимое имущество и сделок с ним» (далее - Закон № 122-ФЗ).
В настоящее время граждане продолжают получать в собственность земельные
участки бесплатно и, кроме этого, граждане приобретают земельные участки на рынке
54
земли и недвижимости.
Сведения об общей площади земель, предоставленных и приобретенных гражданами
для ведения крестьянского
(фермерского) хозяйства, личного подсобного хозяйства,
садоводства, огородничества, индивидуального жилищного и дачного строительства на
праве собственности, пожизненного наследуемого владения, постоянного (бессрочного)
пользования, безвозмездного срочного пользования и аренды из земель государственной и
муниципальной собственности, представлены в таблице 16.
Крестьянские (фермерские) хозяйства представляют собой объединение граждан,
связанных родством и (или) свойством, имеющих в общей собственности имущество
и совместно осуществляющих производственную и иную хозяйственную деятельность
(производство,
переработку,
хранение,
транспортировку
и
реализацию
сельскохозяйственной продукции), основанную на их личном участии. Такие хозяйства
ведут товарное производство и выращивают продукцию с целью продажи и получения
прибыли. Первоначально крестьянские (фермерские) хозяйства создавались с правами
(в некоторых случаях с образованием) юридического лица. Земельные участки
предоставлялись им в собственность, пожизненное наследуемое владение, пользование
и аренду. В дальнейшем Гражданским кодексом Российской Федерации, а также
Федеральным законом от 11 июня 2003г.
№ 74-ФЗ «О крестьянском (фермерском)
хозяйстве»
было определено,
что
фермерское
хозяйство
осуществляет
предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, имущество (в
т. ч. земля), находящееся в собственности, принадлежит членам хозяйства на праве
совместной собственности, если соглашением между ними не установлено иное.
В соответствии со статьей 86.1 Гражданского кодекса граждане, ведущие совместную
деятельность в области сельского хозяйства без образования юридического лица на основе
соглашения о создании крестьянского (фермерского) хозяйства (статья 23 Гражданского
кодекса), вправе создать юридическое лицо - крестьянское (фермерское) хозяйство.
По сравнению с предшествующим годом в Свердловской области произошло
увеличение общей площади земель, предоставленной крестьянским
(фермерским)
хозяйствам
По состоянию на 1 января 2015 г. в Свердловской области насчитывалось
2060 крестьянских (фермерских) хозяйств с общим количеством участков
132,8 тыс.
участков и общей площадью 156,5 тыс. га. Из общей площади земельных участков,
используемых крестьянскими
(фермерскими) хозяйствами, в личной собственности
находилось 67,3 тыс. га, причем в собственности граждан
- 56,6 тыс. га, в собственности
юридических лиц - 10,7 тыс. га.
Зарегистрированы в установленном законом порядке права на земельные участки и
сведения внесены в Единый государственный реестр прав
(далее - ЕГРП) на 2,0 тыс.
участков с площадью
61,7 тыс. га. В
2014 году зарегистрировано
52 заявки на
предоставление земельных участков для данных целей.
Личные подсобные хозяйства. Для ведения личных подсобных
хозяйств
гражданам предоставляются земельные участки в границах населенных пунктов
(приусадебные земельные участки), а также за пределами границ населенных пунктов
(полевые земельные участки).
Приусадебные
земельные
участки
используются
для
производства
сельскохозяйственной продукции, а также для возведения жилых домов, производственных
и иных зданий, строений и сооружений. Полевые земельные участки используются для
производства
сельскохозяйственной
продукции
без
права
возведения
на них зданий и строений.
В соответствии с Федеральным законом от 7 июля 2003 г. № 112-ФЗ «О личном
подсобном хозяйстве» личное подсобное хозяйство
- форма непредпринимательской
деятельности по производству и переработке сельскохозяйственной продукции.
55
По данным отчетного года в области насчитывалось
266,8 тыс. семей,
занимающихся ведением личного подсобного хозяйства с общей площадью земель
101,5 тыс. га, из них в собственности находилось 79,9 тыс. га.
Зарегистрировано в установленном законом порядке право на земельные участки и
сведения внесены в ЕГРП на 108,5 тыс. участков с площадью 38,6 тыс. га. В населенных
пунктах площадь земельных участков в собственности граждан составила 35,6 тыс. га, из
них на землях сельских населенных пунктов
- 34,2 тыс. га. В 2014 году было подано
0,5 тыс. заявок на предоставление земельных участков для ведения личного подсобного
хозяйства.
Площадь земель, принадлежащая гражданам на праве пожизненно наследуемого
владения, пользования, аренды сократилась на 0,3 тыс. га и составила 21,0 тыс. га.
В соответствии с Федеральным законом от 15 апреля 1998 г. № 66-ФЗ
«О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений граждан»
(далее
- Закон
№ 66-ФЗ) садовый земельный участок
- земельный участок,
предоставленный гражданину или приобретенный им для выращивания плодовых,
ягодных, овощных, бахчевых или иных сельскохозяйственных культур и картофеля, а
также для отдыха
(с правом возведения жилого строения без права регистрации
проживания в нем и хозяйственных строений и сооружений).
Садоводческое
некоммерческое
объединение
граждан
(садоводческое
некоммерческое товарищество, садоводческий потребительский кооператив, садоводческое
некоммерческое партнерство) - некоммерческая организация, учрежденная гражданами на
добровольных началах для содействия ее членам в решении общих социально-
хозяйственных задач ведения садоводства.
Из общей площади земель, используемых для ведения садоводства, (37,5 тыс. га), в
собственность граждан оформлено 422,1 тыс. участков с общей площадью 23,4 тыс. га, из
них в черте населенных пунктов - 11,6 тыс. га. Количество садоводческих объединений
составило
3,3 тыс. объединений, в их собственности находилось
2,2 тыс. га, или 5,6% от
общей площади земель, предоставленных для садоводства.
Зарегистрировано в установленном законом порядке право на земельные участки и
сведения внесены в ЕГРП на 181,7 тыс. участков с площадью 12,8 тыс. га. В 2014 году
количество заявок на предоставление земельных участков для садоводства насчитывало
0,3 тыс. заявок.
В соответствии с Законом № 66-ФЗ огородный земельный участок - земельный
участок, предоставленный гражданину или приобретенный им для выращивания ягодных,
овощных, бахчевых или иных сельскохозяйственных культур и картофеля (с правом или
без права возведения некапитального жилого строения и хозяйственных строений и
сооружений в зависимости от разрешенного использования земельного участка,
определенного при зонировании территории).
Огородническое некоммерческое объединение граждан
(огородническое
некоммерческое
товарищество,
огороднический
потребительский
кооператив,
огородническое некоммерческое партнерство) - некоммерческая организация, учрежденная
гражданами на добровольных началах для содействия ее членам в решении общих
социально-хозяйственных задач ведения огородничества.
Огородничеством на территории Свердловской области в 2014 году занимались
79,8 тыс. семей на площади 4,9 тыс. га. Зарегистрировано в установленном законом
порядке право на земельные участки и сведения внесены в ЕГРП на 3,6 тыс. участков с
площадью 0,3 тыс. га.
Земли, предоставленные в целях индивидуального жилищного строительства,
используются для возведения домов и хозяйственных строений, участки при доме могут
использоваться также для производства сельскохозяйственной продукции.
56
Количество граждан, обеспеченных земельными участками под индивидуальное
жилищное строительство на 1 января 2015 года составило 299,6 тыс. семей, общая площадь
земель - 37,2 тыс. га. Из общей площади было предоставлено в собственность гражданам
- 21,2 тыс. га, в собственность юридическим лицам - 1,6 тыс. га. Площадь земель,
предоставленных в пожизненное наследуемое владение и пользование, продолжала
сокращаться и с учетом уменьшения на 0,5 тыс. га составила 5,7 тыс. га. В 2014 году
выросла площадь земель, предоставленных в аренду, с учетом увеличения площади на
0,4 тыс. га она составила 3,1 тыс. га.
Зарегистрировано в установленном законом порядке право на земельные участки и
сведения внесены в ЕГРП на 7,4 тыс. участков с площадью 20,5 тыс. га. Количество заявок
на предоставление земельных участков для садоводства насчитывало 0,3 тыс. участков.
Количество заявок на предоставление земельных участков под индивидуальное
жилищное строительство, за 2014 год составило 7,0 тыс. заявок.
В соответствии с Законом
№ 66-ФЗ дачный земельный участок - земельный
участок, предоставленный гражданину или приобретенный им в целях отдыха (с правом
возведения жилого строения без права регистрации проживания в нем или жилого дома с
правом регистрации проживания в нем и хозяйственных строений и сооружений, а также с
правом выращивания плодовых, ягодных, овощных, бахчевых или иных
сельскохозяйственных культур и картофеля).
Дачное некоммерческое объединение граждан
(дачное некоммерческое
товарищество, дачный потребительский кооператив, дачное некоммерческое
партнерство) - некоммерческая организация, учрежденная гражданами на добровольных
началах для содействия ее членам в решении общих социально-хозяйственных задач
ведения дачного хозяйства.
На территории Свердловской области для ведения дачного хозяйства гражданам и
их объединениям по состоянию на 1 января 2015 года было предоставлено 6,3 тыс.
участков общей площадью 4,6 тыс. га, из них в собственность 5,5 тыс. участков площадью
3,1 тыс. га. В аренду было предоставлено
0,7 тыс. участков площадью
1,5 тыс. га.
Зарегистрировано в установленном законом порядке право на земельные участки и
сведения внесены в ЕГРП на 5,8 тыс. участков на площади 4,6 тыс. га.
2. Правовое обеспечение развития земельных отношений в
Свердловской области
Согласно статье 72 Конституции Российской Федерации и статье 2 Земельного
кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) земельное законодательство находится в
совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы
местного самоуправления в пределах своих полномочий на основании и во исполнение
положений ЗК РФ, федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской
Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской
Федерации могут издавать акты, содержащие нормы земельного права.
Согласно статье
10 ЗК РФ к полномочиям субъектов Российской Федерации
относится, в том числе, разработка и реализация региональных программ использования и
охраны земель, находящихся в границах субъектов Российской Федерации.
В качестве главных направлений правового регулирования земельных отношений в
2014 году на региональном уровне можно выделить:
1) правоотношения, связанные с предоставлением земельных участков;
2) изъятие земельных участков для государственных и муниципальных нужд;
57
3) переход от категорий земель к территориальному зонированию;
4) интеграцию кадастра и регистрации прав на недвижимость.
На решение таких проблем направлены как федеральные, так и региональные
целевые программы, которые реализуются посредством нормативного регулирования
спорных правоотношений нормативно-правовыми актами субъектов Российской
Федерации и органов местного самоуправления.
Установление правил, имеющих непосредственной целью обеспечение
рационального использования и охраны земель, и в первую очередь
- земель
сельскохозяйственного назначения и земель особо охраняемых территорий также можно
выделить в качестве одного из основных направлений законотворческой деятельности в
2014 году.
Стремительное развитие регионального законодательства в сфере совместного
ведения Федерации и ее субъектов имеет в качестве главных целей реализацию
основополагающего принципа государственного устройства
- развитие федеративных
отношений.
Ввиду вышеизложенного, в систему источников земельного права в Свердловской
области помимо федеральных нормативных правовых актов, регулирующих земельные
отношения, входят: Устав Свердловской области, областные законы, указы Губернатора
Свердловской области и постановления Правительства Свердловской области.
Устав Свердловской области устанавливает, что земля является достоянием народов,
проживающих на территории Свердловской области, и может находиться в частной,
государственной, муниципальной и иных формах собственности. Статья
24 Устава
Свердловской области закрепляет положение о том, что в совместном ведении Российской
Федерации и Свердловской области находятся вопросы владения, пользования и
распоряжения землей, земельное законодательство. По предметам совместного ведения
Свердловской области и Российской Федерации в соответствии с пунктом 1 статьи 60
Устава Свердловской области область принимает законы и иные нормативные правовые
акты в соответствии с федеральными законами, принятыми по предметам совместного
ведения.
За отчетный период изменений, касающихся правового регулирования земельных
отношений, в Устав Свердловской области не вносилось.
Уставным судом Свердловской области в 2014 году судебных актов, касающихся
соответствия или несоответствия местных либо региональных нормативно-правовых актов
Уставу Свердловской области по вопросам земельных отношений, не принималось.
На территории Свердловской области земельные отношения регулируются, в том
числе, Законом Свердловской области от 7 июля 2004 г. № 18-ОЗ «Об особенностях
регулирования земельных отношений на территории Свердловской области» (далее
-
Закон Свердловской области № 18-ОЗ), в который за 2014 год был внесен ряд изменений.
Так, в связи со вступлением в законную силу
изменений федерального
законодательства (ЗК РФ, Гражданский кодекс Российской Федерации (далее - ГК РФ),
Федеральный закон
от
24 июля
2002 г.
№101-ФЗ
«Об обороте земель
сельскохозяйственного назначения», Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. № 446-ФЗ
«О крестьянском
(фермерском) хозяйстве»), касающихся порядка предоставления
фермерским хозяйствам земельных участков, были приведено в соответствие региональное
законодательство, в том числе и некоторые положения Закона Свердловской области
№ 18-ОЗ.
Ранее земельные участки могли предоставляться для создания фермерских хозяйств.
Вступившие в законную силу изменения Закона Свердловской области № 18-ОЗ связывают
момент создания юридического лица не с необходимостью предоставления такому лицу
земельного участка, а с совершением им иных юридических действий. Земельные участки
предоставляются теперь не только для создания хозяйства и осуществления его
58
деятельности, а для осуществления фермерским хозяйством его деятельности, в том числе
для расширения такой деятельности, а также для строительства зданий, строений и
сооружений, необходимых для осуществления фермерским хозяйством его деятельности
(Закон Свердловской области от 22 мая 2014 г. № 40-ОЗ «О внесении изменений в Закон
Свердловской области
«Об особенностях регулирования земельных отношений на
территории Свердловской области», Закон Свердловской области от 11 марта 2014 г.
№ 12-ОЗ «О внесении изменений в законы Свердловской области о границах, составе и
правовом режиме пригородных зон отдельных городов»).
Утратили
законную силу положения статьи 8-1 Закона Свердловской области
№ 18-ОЗ, определяющие компетенцию уполномоченного органа по распоряжению
земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в
поселении, являющемся административным центром Свердловской области. В период с
18 мая 2013г. по 31 декабря 2014г. распоряжение земельными участками, государственная
собственность на которые не разграничена, в поселении, являющемся административным
центром Свердловской области, осуществлялось уполномоченным органом
государственной власти Свердловской области
- Министерством по управлению
государственным имуществом Свердловской области. 1 января 2015 г. на территории
Свердловской области вступил в силу региональный нормативный правовой акт, которым
были урегулированы отношения, связанные с перераспределением полномочий по
распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не
разграничена, между органами местного самоуправления муниципального образования
«город Екатеринбург» и органами государственной власти Свердловской области (Закон
Свердловской области от 24 ноября 2014 г. № 98-ОЗ «О перераспределении полномочиями
по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не
разграничена, между органами местного самоуправления муниципального образования
«город Екатеринбург» и
органами государственной власти Свердловской области и
о внесении изменений в Закон Свердловской области «Об особенностях регулирования
земельных отношений на территории Свердловской области).
Таким образом, Министерство по управлению государственным имуществом
Свердловской области наделено полномочиями по распоряжению земельными участками,
государственная собственность на которые не разграничена, на территории
муниципального образования
«город Екатеринбург», в связи с чем Положение о
Министерстве по управлению государственным имуществом Свердловской области
внесены изменения в части структуры и штатной численности государственного
исполнительного органа Свердловской области
(постановление Правительства
Свердловской области от 28 января 2015 г. № 44-ПП).
Правительством Свердловской области в целях реализации статей 54-4 и 54-6 Закона
Свердловской области
№ 18-ОЗ, закрепляющих полномочия органов исполнительной
власти Свердловской
области в отношении земельных участков, государственная
собственность на которые не разграничена, в 2014 году был приведен в соответствие с
федеральным законодательством перечень земельных участков, находящихся под
объектами транспортной инфраструктуры, и уточнены ставки расчета арендной платы для
таких земельных участков (Постановление Правительства Свердловской области от 17
сентября
2014 г.
№ 793-ПП «О внесении изменений в Постановление Правительства
Свердловской области от 30 декабря 2011 г. № 1855-ПП
«Об утверждении Положения о
порядке определения размера арендной платы, порядке, условиях и сроках внесения
арендной платы и ставок арендной платы за земельные участки, находящиеся в
государственной собственности Свердловской области, и земельные участки, право
государственной собственности на которые не разграничено, расположенные на
территории Свердловской области»).
Руководствуясь пунктом 3 статьи 65 ЗК РФ, Правительством Свердловской области
59
в рамках предоставленной ему компетенции были увеличены ставки арендной платы на
земельные участки, находящиеся в государственной собственности Свердловской области,
и земельные участки, право государственной собственности на которые не разграничено,
расположенные на территории Асбестовского городского округа, городского округа
Богданович,
городского округа Верхний Тагил, Гаринского городского округа
(Постановление Правительства Свердловской области от 30 декабря 2014 г. № 1268-ПП «О
внесении изменений в Постановление Правительства Свердловской области от 30 декабря
2011г. № 1855-ПП «Об утверждении Положения о порядке определения размера арендной
платы, порядке, условиях и сроках внесения арендной платы и ставок арендной платы за
земельные участки, находящиеся в государственной собственности Свердловской области,
и земельные участки, право государственной собственности на которые не разграничено,
расположенные на территории Свердловской области»).
Кроме того, в конце 2014 года был утвержден на 2015 год коэффициент увеличения,
применяемый при расчете арендной платы за земельные участки, находящиеся в
государственной собственности Свердловской области, и земельные участки, право
государственной собственности, на которые не разграничено, в размере
1,055
(постановление Правительства Свердловской области от 30 декабря 2014 г. № 1227-ПП
«Об установлении на 2015 год коэффициента увеличения, применяемого при расчете
арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности
Свердловской области, и земельные участки, право государственной собственности на
которые не разграничено, расположенные на территории Свердловской области»).
Установлен понижающий коэффициент, равный 0,5, к годовому размеру арендной
платы за земельные участки под индивидуальными жилыми домами; земельные участки,
приобретенные (предоставленные) для индивидуального жилищного строительства, для
ведения садоводства, огородничества, дачного хозяйства, личного подсобного хозяйства,
для обустройства овощных ям; земельные участки, занятые временными металлическими
гаражами, занятые индивидуальными и
(или) кооперативными гаражами, а также
земельные участки, приобретенные (предоставленные) для строительства индивидуальных
и (или) кооперативных гаражей для инвалидов I и II групп инвалидности; неработающих
пенсионеров, получающих пенсию по старости, не имеющих в составе семьи
трудоспособных лиц и некоторых других малозащищенных категорий граждан
(постановление
Администрации г. Екатеринбурга от 28 ноября 2014 г.
№ 3622
«О внесении изменений в постановление Администрации города Екатеринбурга от
22 декабря 2011 г. № 5501 «Об утверждении ставок арендной платы за земельные участки,
находящиеся в собственности муниципального образования «город Екатеринбург»).
Правительством Свердловской области в
2014 году в список муниципальных
образований, в отношении которых распространяется порядок определения цены и оплаты
земельных участков, находящихся в государственной собственности Свердловской
области, или земельных участков, государственная собственность на которые не
разграничена, при продаже их собственникам зданий, строений, сооружений,
расположенных на этих земельных участках, включен Сосьвинский городской округ
(постановление Правительства Свердловской области от 19 февраля 2014 г. № 99-ПП
«О внесении изменения в пункт 2 Порядка определения цены и оплаты земельных
участков, находящихся в государственной собственности Свердловской области, или
земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, при
продаже их собственникам зданий, строений, сооружений, расположенных на этих
земельных участках, утвержденного постановлением Правительства Свердловской области
от 26 декабря 2012 г. № 1532-ПП»).
Изменениями Федерального закона от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной
деятельности в Российской Федерации», вступившими в законную силу
22 июля 2014 г.,
введен новый порядок проведения государственной кадастровой оценки земель, согласно
60
которому решение вопроса об её актуализации и полномочия по утверждению результатов
её проведения переданы на региональный уровень. Министерством по управлению
государственным имуществом Свердловской области, как органом, являющимся
заказчиком работ по государственной кадастровой оценке земель на территории
Свердловской области, а также органом, утверждающим результаты её проведения, был
принят ряд нормативно-правовых актов, направленных на обеспечение принципа
экономически обоснованной платы на земельные участки и регулирующих отношения в
сфере осуществления государственной кадастровой оценки земель.
Так, утверждена кадастровая стоимость земельных участков в составе земель
промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения,
информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны,
безопасности и земель иного специального назначения, расположенных на территории
Свердловской области
(приказ Министерства по управлению государственным
имуществом Свердловской области от 8 июля 2014 г. № 2693 «Об утверждении результатов
определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель
промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения,
информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны,
безопасности и земель иного специального назначения, расположенных на территории
Свердловской области»).
Утверждена кадастровая стоимость земельных участков в составе земель
населенных пунктов, расположенных на территориях муниципальных образований
Свердловской области: Камышловского городского округа, городского округа Карпинск,
городского округа Красноуральск, Североуральского городского округа
(приказ
Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области от
14 января 2014 г. № 39 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости
земельных участков в составе земель населенных пунктов, расположенных на территориях
муниципальных образований Свердловской области: Камышловского городского округа,
городского округа Карпинск, городского округа Красноуральск, Североуральского
городского округа»).
Кроме того, в 2014 году компетентным исполнительным органом было принято
решение о необходимости актуализации государственной кадастровой оценки земельных
участков в составе земель особо охраняемых территорий и объектов, расположенных на
территории Свердловской области, а также земель населенных пунктов, расположенных на
территории муниципального образования «город Екатеринбург» и на территории других
муниципальных образований Свердловской области
(приказы Министерства по
управлению государственным имуществом Свердловской области от 18 марта 2014 г.
№ 1145 «О проведении государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов,
расположенных на территориях отдельных муниципальных образований Свердловской
области»; от 28 февраля 2014 г. № 943 «О проведении государственной кадастровой оценки
земель особо охраняемых территорий и объектов, расположенных на территории
Свердловской области» и от
28 января 2014 г. № 192 «О проведении государственной
кадастровой оценки земель населенных пунктов, расположенных на территории
муниципального образования «город Екатеринбург»).
В связи с утверждением указанными приказами Министерства по управлению
государственным имуществом
Свердловской области результатов определения
кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов,
расположенных на территориях Камышловского городского округа, городского округа
Карпинск, городского округа Красноуральск, города Нижний Тагил, Североуральского
городского округа в Свердловской области и в целях урегулирования порядка применения
данных нормативных правовых актов и постановления Правительства Свердловской
области от 7 июня 2011 г. № 695-ПП «Об утверждении результатов государственной
61
кадастровой оценки земель населенных пунктов, расположенных на территории
Свердловской области» были признаны утратившими силу ряд положений Постановления
№ 695-ПП, касающихся сведений о земельных участках, расположенных на территории
указанных муниципальных образований
(постановление Правительства Свердловской
области от
28 апреля
2014 г.
№ 333-ПП «О внесении изменений в постановление
Правительства Свердловской области от 7 июня 2011 г. № 695-ПП «Об утверждении
результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов,
расположенных на территории Свердловской области»).
Во исполнение статьи 29 Федерального закона от 24 июля 2007 г. № 221-ФЗ «О
государственном кадастре недвижимости», закрепляющей порядок получения
квалификационных аттестатов кадастровыми инженерами, органом исполнительной власти
Свердловской области урегулирована процедура выдачи таких аттестатов лицам,
прошедшим аттестацию на соответствие квалификационным требованиям, предъявляемым
к кадастровым инженерам
(приказ Министерства по управлению государственным
имуществом Свердловской области от
7 июля
2014 г.
№ 2677 «Об утверждении
Административного регламента предоставления Министерством по управлению
государственным имуществом Свердловской области государственной услуги по выдаче
квалификационных аттестатов кадастровых инженеров»).
Согласно действующему законодательству земельный налог отнесен к местным
налогам. На территории муниципального образования «город Екатеринбург» налоговые
отношения, связанные с расчетом земельного налога, урегулированы Решением
Екатеринбургской городской Думы от 22 ноября 2005 г. № 14/3 «Об установлении и
введении в действие земельного налога на территории муниципального образования «город
Екатеринбург», а также «Порядком расчета размера не облагаемой налогом суммы при
расчете земельного налога некоммерческой организацией». В связи с изменением порядка
уплаты земельного налога физическими лицами, являющимися индивидуальными
предпринимателями, изменен срок оплаты земельного налога для всех физических лиц с
1 ноября на 1 октября года, следующего за истекшим налоговым периодом, Кроме того,
были скорректированы ставки земельного налога на территории города Екатеринбург
(Решение Екатеринбургской городской Думы от 25 ноября 2014г.
№ 33/24 «О внесении
изменений в Решение Екатеринбургской городской Думы от 22 ноября 2005 года № 14/3
«Об установлении и введении в действие земельного налога на территории
муниципального образования «город Екатеринбург»).
По-прежнему реализация федеральных программ определяет основные направления
нормотворческой деятельности исполнительных и законодательных органов Свердловской
области. Так, с целью осуществления мероприятий по развитию единой государственной
системы регистрации прав и кадастрового учета недвижимости
(2014
-
2019 годы),
программа которых утверждена Постановлением Правительства Российской Федерации от
10 октября 2013 г. № 903 на уровне Свердловской области в 2013 году была разработана
региональная целевая программа, направленная на повышение эффективности управления
государственной собственностью Свердловской области до 2020 года (далее - программа
повышения эффективности управления)
(постановление Правительства Свердловской
области от 21 октября 2013 г. № 1264-ПП «Об утверждении государственной программы
Свердловской области
«Повышение эффективности управления государственной
собственностью Свердловской области до 2020 года»).
В 2014 году были изменены, за счет корректировки, объемы финансирования из
федерального и регионального бюджетов
(постановление Правительства Свердловской
области от 23 апреля 2014 г. № 322-ПП, постановление Правительства Свердловской
области от 13 мая 2014 г. № 399-ПП, постановление Правительства Свердловской области
от 30 декабря 2014 г. № 1226-ПП).
Также за отчетный период паспорт региональной программы повышения
62
эффективности управления государственной собственностью дополнен новыми задачами и
целями.
Так, в связи с расширением полномочий Министерства по управлению
государственным имуществом Свердловской области в части осуществления
государственной кадастровой оценки земель графа программы, регламентирующая задачу
исполнительных органов Свердловской области по вопросу актуализации результатов
государственной кадастровой оценки земель, наряду с актуализацией оценки земель особо
охраняемых территорий и объектов, земель населенных пунктов дополнена задачами по
актуализации оценки земель промышленности, энергетики, транспорта, связи,
радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической
деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения.
Упрощенная процедура изъятия земель для государственных и муниципальных
нужд, регламентированная вступающими в марте 2015 года изменениями Земельного
кодекса Российской федерации, обусловила необходимость включения в региональную
программу в качестве одной из задач и целей программы обеспечение изъятия земельных
участков в соответствии с утвержденной документацией по планировке территории и
обеспечение выполнения кадастровых работ по образованию земельных участков в
соответствии с утвержденной документацией по планировке территории. Целевые
показатели реализации государственной программы были дополнены такими как доля
земельных участков, поставленных на кадастровый учет, в общем количестве изъятых
земельных участков, позволяющих сформировать земельные участки для размещения
объектов инфраструктуры в соответствии с утвержденной документацией по планировке
территории, также доля изъятых земельных участков и (или) расположенных на них
объектов недвижимого имущества, иного имущества в общем количестве земельных
участков и
(или) расположенных на них объектов недвижимого имущества, иного
имущества, подлежащих изъятию в целях формирования земельных участков для
размещения объектов инфраструктуры в соответствии с утвержденной документацией по
планировке территории.
Программа повышения эффективности управления была скорректирована и в связи
с необходимостью
создания механизмов реализации
Федерального закона от
7 июня 2013 г. № 108-ФЗ «О подготовке и проведении в Российской Федерации чемпионата
мира по футболу FIFA 2018 года, Кубка конфедераций FIFA 2017 года и внесении
изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и Постановления
Правительства Российской Федерации от 20 июня 2013 г. № 518 «О Программе подготовки
к проведению в 2018 году в Российской Федерации чемпионата мира по футболу». Была
обозначена новая задача программы, направленная на формирование земельных участков,
необходимых для размещения объектов инфраструктуры чемпионата мира по футболу -
2018 в соответствии с утвержденной документацией по планировке территории для
размещения объектов инфраструктуры. Для того, чтобы город Екатеринбург смог
выполнить все требования FIFA и принять чемпионат мира 2018 года (далее - Чемпионат)
на высоком уровне, необходимо в числе прочих мероприятий сформировать и предоставить
земельные участки для размещения объектов спортивной
инфраструктуры
(постановление Правительства Свердловской области от 13 мая 2014 г. № 399-ПП
«О внесении изменений в государственную программу Свердловской области «Повышение
эффективности управления государственной собственностью Свердловской области до
2020 года», утвержденную Постановлением Правительства Свердловской области
от 21 октября 2013 г. № 1264-ПП»).
Кроме того, во исполнение Программы мероприятий по повышению эффективности
управления государственной собственностью в отчетный период было разработано и
утверждено распоряжение Правительства Свердловской области от 18 февраля 2014 г.
№ 141-РП
«Об утверждении проекта «Первый этап проекта планировки и проекта
63
межевания территории для размещения объектов инфраструктуры, необходимых для
осуществления мероприятий, включенных в Программу подготовки к проведению в 2018
году в Российской Федерации чемпионата мира по футболу».
В конце
2014 года были опубликованы целевые показатели реализации
государственной программы повышения эффективности управления государственной
собственностью за 2014 год и скорректированы задачи и запланированные показатели на
последующие годы
(Постановление Правительства Свердловской области от
30 декабря 2014г. № 1226-ПП «О внесении изменений в государственную программу
Свердловской области
«Повышение эффективности управления государственной
собственностью Свердловской области до 2020 года», утвержденную Постановлением
Правительства Свердловской области от 21 октября 2013 г. № 1264-ПП»).
Нормативное регулирование вопросов природопользования и особо охраняемые
природные территории согласно статье 72 Конституции Российской Федерации находятся в
совместном ведении Российской Федерации и её субъектов.
За 2014 год существенно изменено законодательное регулирование отношений в
сфере охраны, использования особо охраняемых природных территорий, ввиду внесения
изменений в Закон Свердловской области от 21 ноября 2005 г. № 105-ОЗ «Об особо
охраняемых природных территориях в Свердловской области».
На законодательном уровне сформирован круг объектов, располагающихся на особо
охраняемых природных территориях, а также даны нормативные определения следующих
понятий: особо охраняемые природные территории, природные парки, государственные
природные заказники областного значения, памятники природы областного значения,
дендрологические парки и ботанические сады областного значения, лесные парки,
охраняемые природные ландшафты, памятники ландшафтной архитектуры, городские
парки, парки-выставки.
Кроме того, из перечня категорий особо охраняемых природных территорий
областного значения, которые в соответствии с федеральным законом могут быть
организованы в Свердловской области, исключены лечебно-оздоровительные местности и
курорты областного значения, при этом включены лесные парки. Изменены также и
категории особо охраняемых природных территорий местного значения, если ранее в них
были включены только лечебно-оздоровительные местности и курорты местного значения
и иные категории особо охраняемых природных территорий местного значения,
устанавливаемые органами местного самоуправления, то Законом Свердловской области
от
17 декабря
2014 г.
№ 117-ОЗ предусмотрен закрытый перечень категорий особо
охраняемых природных территорий местного значения, включающий охраняемые
природные ландшафты, памятники ландшафтной архитектуры, городские парки, парки-
выставки. Органы местного самоуправления лишены права устанавливать категории особо
охраняемых природных территорий. Кроме того, предусмотрено, что органы местного
самоуправления смогут создавать особо охраняемые природные территории местного
значения на земельных участках, находящихся в собственности соответствующего
муниципального образования.
Кроме того, Законом Свердловской области от 17 декабря
2014 г.
№ 117-ОЗ
предусмотрен порядок организации особо охраняемых природных территорий областного
значения, согласно которому по результатам рассмотрения предложения об организации
особо охраняемых природных территорий областного значения, в том числе путем
преобразования из особо охраняемой природной территории областного значения одной
категории в особо охраняемую природную территорию областного значения другой
категории правительством Свердловской области принимается решение о создании особо
охраняемых природных территорий областного значения. С предложениями об
организации особо охраняемых природных территорий областного значения в пределах
своей компетенции могут выступать:

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     2      3      4      5     ..

 

 

 

 

источники информации - http://16.rospotrebnadzor.ru/, https://www.gks.ru/, https://rosreestr.ru/