ЧИТАЮ САМ. КНИГА ДЛЯ ЧТЕНИЯ ДЛЯ ГЛУХИХ ДОШКОЛЬНИКОВ (Б.Д. КОРСУНСКАЯ) - часть 11

 

  Главная      Учебники - Разные     ЧИТАЮ САМ. КНИГА ДЛЯ ЧТЕНИЯ ДЛЯ ГЛУХИХ ДОШКОЛЬНИКОВ (Б.Д. КОРСУНСКАЯ) - 1985 год

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  9  10  11  12   ..

 

 

ЧИТАЮ САМ. КНИГА ДЛЯ ЧТЕНИЯ ДЛЯ ГЛУХИХ ДОШКОЛЬНИКОВ (Б.Д. КОРСУНСКАЯ) - часть 11

 

 

К с. 45.
Колючий ежик
Ц е л ь. дать детям представление о том, что ежик колючий.
Н о в ы е с л о в а. Теленок, встретил, лизнул, уколол (понимать в данном контексте).
Подготовка. дети должны знать слово еж.
Инсценированный рассказ. Сначала педагог, используя игрушки, рассказывает историю: теленок рассматривает ежа, хочет с ним поиграть, потоми 
пытается лизнуть его и, уколовшись, вскрикивает. Педагог напоминает ребятам, что у ежика иголки, что они колются.
Ч т е н и е. дети два-три раза читают рассказ и отвечают на вопросы в книге.
На занятиях по изобразительной деятельности можно предложить ребятам сделать аппликации на тему рассказа.
К с. 46.
Новая девочка
Ц е л ь. Показать, как нужно встречать детей, впервые пришедших в группу; пробудить чувство дружбы и доброжелательное отношение к сверстникам.
Н о в ы е с л о в а. Новая (в значении «впервые пришедшая, увиденная»), аквариум (понимать).
П о д г о т о в к а. Вспомнить с ребятами словосочетание детский сад и слово группа. Педагог рассказывает, что мамы приводят сюда ребят, все ребята 
дружные, вместе играют и занимаются; в детском саду хорошо. Дети отвечают на вопросы: «Тебе нравится в детском саду?», «Что тебе нравится?» За 
несколько дней до чтения уточнить с ребятами слово новая в буквальном значении (сравнить одни и те же предметы — новые и старые).
Инсценированный рассказ. Педагог надевает платок, берет сумку,— это мама. Мама с куклой — дочкой Ирой идет в детский сад. Когда они приходят в 
группу, девочка начинает «плакать». Мама утешает девочку, говорит детям: «Ира плачет, хочет домой, не хочет быть в детском саду. Боится детей. 
Ребята, что делать?»
После этой вводной части можно приступать к чтению рассказа, чтобы дети узнали, чем закончилась история Иры. Текст читается два-три раза, после 
чего педагог переходит к беседе по содержанию.
Педагог задает вопросы и, привлекая внимание ребят, поначалу сам на них отвечает. «Почему плакала Ира?» — «Не хотела идти в детский сад. Она
никогда не была в детском саду. Она — новая в детском саду. Все ребята — друзья, а Ира — новая девочка». Ребята хотят играть с Ирой, они
спрашивают: «Как тебя зовут?», «Сколько тебе лет?», «Хочешь играть?», «Пойдем играть?» Эти вопросы дети должны задать «новой девочке», чтобы
запомнить их и использовать в реальной ситуации.  После неоднократного чтения рассказа можно предложить ребятам его драматизировать. Перед этим
нужно научить детей выражать сочувствие: погладить Иру по голове, протянуть игрушку, показать птичку и т. д. Этот сюжет можно использовать для
игры в вечернее время.
к с. 48—49.
Слушайте хорошо
Ц е л ь. Закрепить интерес детей к занятиям по развитию слухового восприятия.

Новых слов в тексте нет — рассказ рассчитан на самостоятельное чтение.
П о д г о т о в к а. К моменту, чтения у детей должен быть накоплен опыт слуховых занятий: они понимают задание: «Слушай!», умеют говорить слова 
слышу, не слышу.
Перед тем как приступить к чтению, педагог с ребятами рассматривает картинку и задает вопросы: «Что делает девочка?», «Кто слушает девочку?», 
«Что делают кот, курица, собака и кукла?» Ответив на вопросы, дети самостоятельно читают рассказ.
После чтения дети могут несколько раз драматизировать рассказ.
К с. 50.
Спасибо, ребята!
Ц е л ь. Воспитывать в детях готовность помогать старшим.
Н о в ы е с л о в а. Устала (усвоить), тяжелая, рассылалась, собирают (понимать в данном контексте).
Инсценированное чтение. Педагог надевает на голову платок, в руках — палка и корзина, полная яблок (из папье-маше), и становится старушкой из 
рассказа. Дети по очереди или хором читают рас сказ, а »старушка» выполняет соответствующие действия: вот она идет, с трудом несет корзину, 
опирается на палку, вытирает пот со лба, садится отдохнуть, нечаянно толкает корзину — яблоки рассыпаются. дети читают рассказ до конца, и тут 
наступает пауза. Может быть, кто-нибудь, поняв смысл рассказа, сам догадывается прийти на помощь; если же нет, то педагог подскажет ребятам, что 
нужно делать.
После этого можно один-два раза прочесть рассказ, а потом предложить ребятам самостоятельно его инсценировать.
Последующая работа сводится к закреплению у ребят навыка помогать старшим  (и не только старшим), поэтому рассказ нужно время от времени 
перечитывать, беседовать о том, помогают ли дети своим мамам, бабушкам, что они делают дома.
к с. 51.
Нельзя шуметь
Ц е л ь. Научить детей тихо вести себя, когда рядом кто-то спит или отдыхает.
Новые слова и словосочетания. Шум, громко, тихо (усвоить), разбудил (понимать), нельзя шуметь, выключил телевизор, на цыпочках, говорить шепотом
(понимать в данном контексте).
Инсценированный рассказ. Дается образец поведения в ситуации, описанной в рассказе. Сначала дети играют шумно, а после того, как бабушка легла
отдыхать, меняют игру. В ходе рассказа дети повторяют за педагогом (или читают по табличкам) реплики: нельзя шуметь, играй тихо, бабушка устала,
бабушка спит. Педагог показывает, что значит говорить тихо, ходить на цыпочках.
Ч т е н и е. Дети читают текст по предложениям, сверяя прочитанное с иллюстрацией в книге. Рассказ можно прочесть несколько раз.
После этого дети отвечают на вопросы в книге.
К с. 52.
Дружок помог.

Ц е л ь. Продолжая тему дружбы человека и животного, показать ситуацию, в которой собака быстро пришла на помощь.
Н о в ы е с л о в а. Слетела (новая форма слова), летит (усвоить), друзья (ввести в обиход).
П о д г о т о в к а. Проверить понимание слов подул гуляла летит, гладить (кого-то).
Педагог инсценирует рассказ, используя картинки, помещенные в книге.
Ч т е н и е. Дети вместе с педагогом читают рассказ. После чтения педагог задает вопросы, помогая ребятам осмыслить содержание текста:
«Почему слетела шляпа?», «Почему Дружок побежал за шляпой?», »Что Люда сказала Дружку?» В процессе беседы дети должны уяснить, что Люда и 
Дружок — друзья, что Дружок хотел помочь Люде. Вопросы педагога содействуют также запоминанию детьми последовательности событий.
Рассматривая с детьми иллюстрации, педагог должен решить серьезную задачу: именно здесь, на занятиях, сформировать у детей умение рассматривать
рисунки, не просто воспринимая изображение, а проникая в его смысл. Педагог показывает, что содержание рассказа может быть выражено не только
словами,   но   и   с   помощью   рисунков.   Это   важный   момент   работы   с   книгой,   способствующий   воспитанию   у   детей   наблюдательности,   развитию
логического мышления. Если есть возможность, желательно воспроизвести рисунки к рассказу на отдельных табличках, с тем чтобы дети разложили их
в соответствии с последовательностью событий. Потом нужно нарушить порядок расположения рисунков и попросить ребят найти ошибку.
На следующий день детям раздаются по одной-две таблички с фразами из текста. Педагог первый ставит свою табличку, после чего ребята, добавляя по 
предложению, составляют рассказ целиком. Эту игру можно проводить несколько раз, заново раздавай детям таблички.
К с. 53
Возьми меня на руки
Ц е л ь. дети должны осознать, что капризничать стыдно.
Новые слова и словосочетание. Стыдно, солдат (усвоить), тяжелый, рядом (понимать в данном контексте), возьми меня на руки (понимать).
П о д г о т о в к а. Вспомнить слова тяжело, детский сад. Инсценированное чтение. Педагог, читая рассказ вместе с детьми, исполняет роли папы, Миши 
и солдата. Он показывает, как папе тяжело нести Мишу, потом, изображая солдата качает головой, стыдит мальчика. И наконец, папа и солдат хвалят 
Мишу за то, что он идет сам.
дети несколько раз читают рассказ и отвечают на вопросы педагога: «Куда идут папа и Миша?», «Почему папа Мишу взял на руки?», «Что сказал 
солдат?», «Почему Мише стыдно?», «Что сказал Миша?», «Почему Миша и папа рады?»
К с. 55.
Пришла осень
Це л ь. Обобщить представления детей об осени, привлечь их внимание к красоте осенней природы.
Н о в ы е с л о в а. Красиво (закрепить), листья (усвоить новую форму слова), осень (понимать).
П о д г о т о в к а. За несколько дней до чтения рассказа начать систематические наблюдения за сезонными изменениями в природе. Организовать 
экскурсию в парк или сад. Собрать осенний букет и сравнить его с яркими летними букетами, изображенными на картинках. Перед чтением рассмотреть 
рисунок, помещенный на с. 54, провести по нему беседу, ответить на вопросы в книге.

Затем дети рассматривают картинку на с. 55 и читают текст. После того как они дважды прочтут текст, педагог задает вопросы по картинке:
«На улице холодно или тепло?», «Почему ты так думаешь?», «Куда пришли ребята?>, «Какого цвета листья?», «Какого цвета трава?», «По чему ребята 
надели пальто и шапки?», «Какое время года?».
Ддля закрепления представлений о приметах осени на занятиях по изобразительной деятельности можно дать детям следующие задания:
нарисовать летний букет, осенний букет, дерево летом, дерево осенью, ребят, играющих в парке летом и осенью.
К с. 57.
Одела мишку
Рассказ предназначен для самостоятельного чтения.
П о д г о т о в к а. Пояснить и закрепить слово нарядный.
Ч т е ни е. дети несколько раз читают текст, отвечают на проверочные вопросы педагога: «Что сшила Оля?», «Какого цвета штаны у мишки?», «Какого 
цвета рубашка?», «Мишка нарядный?», «Почему ты так думаешь?»
На занятиях по изобразительной деятельности можно попросить детей нарисовать нарядного мишку.
К с. 58.
Нельзя бросать друзей
Цель. Продолжая работу по теме «дружба», начатую при чтении предыдущих рассказов, закрепить в сознании детей главную заповедь дружбы: нельзя 
бросать друзей.
Новые слова и словосочетание. Извини, виновата, больше буду (закрепить).
П о д г о т о в к а. За два-три дня до чтения рассказа нужно вспомнить слово оставила в значении «бросила, забыла». Следует перечитать рас сказ 
«Умный Бобик» (с. 40).
И н с ц е н и р о в а н н ы й  р а с с к а з. Для того чтобы смысл рассказа в полной мере дошел до ребят, инсценировка должна быть проведена 
занимательно и эмоционально. Исполняя роль Зины, педагог сначала «играет» с мишкой, чтобы дети увидели, какой он славный, смешной, как приятно 
и весело играть с ним. Но в9т пошел дождь (можно показать картинку с изображением дождя). В это время Зина играет в песочнице или прыгает, а 
мишка сидит на скамейке. Девочка поспешно убегает, мишка же мокнет под дождем. Через некоторое время идет мама под зонтом (эту роль тоже 
исполняет педагог). Вот мама увидела мишку. Она берет его на руки, прячет под зонтом, вытирает его, гладит. Таким образом демонстрируется образец 
правильного поведения в данной си туации.
Ч т е н и е. дети читают рассказ два раза. На следующий день они перечитывают его и отвечают на вопросы в книге.
для закрепления прочитанного в течение нескольких дней следует возвращаться к рассказу: читать его, выполнять упражнения и проводить игры на 
данную тему. Чтобы дети лучше уяснили идею рассказа, можно провести беседу по картинкам. В процессе беседы педагог спрашивает: «Почему 
побежала Зина?», «Куда побежала Зина?», «Почему мишка лежит на земле? «Почему мишка не побежал домой?», «Кто нашел мишку?», «Что сказала 
мама Зине?»
Можно написать предложения, составляющие рассказ, на отдельных табличках и раздать их детям. Затем педагог ставит табличку с первым 

предложением, а ребята последовательно подставляют свои таблички.
К с. 59.
Автобус
Ц е л ь. Показать образец поведения в транспорте.
Н о в ы е с ло в а. Руль, билет, далеко (усвоить), пассажир, водитель, остановка (понимать).
П о д г о т о в к а. За несколько дней до чтения рассказа педагог на прогулке привлекает внимание детей к разным видам транспорта, отмечает 
отличительные признаки каждого из них: трамвай ездит по рельсам и имеет дугу, троллейбус тоже имеет дугу, но ездит без рельсов, автобус ездит без 
рельсов и без дуги,— а также называет общий признак: в трамвае, автобусе и троллейбусе обязательно есть водитель.
Ч т е н и е. Ребята несколько раз самостоятельно читают рассказ. После этого педагог предлагает ребятам поиграть в «автобус» и сам принимает 
активное участие в игре: подсказывает, как поставить стулья, как сесть, раздает «билеты», дает «водителю» «руль», играя роль пассажира, ждет, когда 
кто-нибудь из детей уступит ему место. Во врем «движения» автобуса педагог учит ребят брать билеты, говорит о 5ом, что нельзя шуметь в транспорте, 
громко разговаривать, кричать, плакать, то нужно уступать место старшим.
После чтения рассказа педагог поощряет игры, связанные с транс пщ5том, для закрепления навыка, поведения в общественных местах.
К с. 60.
Добрая внучка
Ц е л ь. Развивать у детей чувство долга по отношению к пожилым людям, в том числе и к чужим.
Н о в ы е с л о в а. Очки, скучно (усвоить).
П о д г о т о в к а. дети должны понимать слова разбил, дед ушка.
И н с ц е н и р о в а н н о е чтение. Педагог вместе с детьми читает рассказ, поясняя некоторые предложения; показывает, как дедушка хорошо видит в 
очках — читает, легко вдевает нитку в иголку, смотрит на часы. Но вот очки разбились, и дедушка не может вдеть нитку в иголку, не видит буквы в 
книге.
Затем дети самостоятельно читают рассказ, отвечают на вопросы в книге. Желательно спросить их о том, как еще можно помочь бабушке, дедушке 
(накрыть на стол, подмести пол, убрать постель и т. д.).
К с. 61.
«Я по комнате хожу...»
Ц е л ь. Воспитывать умение и привычку убирать в комнате.
Н о в ы е с л о в а. Порядок, быстро, чисто, убери (усвоить), навожу, протру, выбью (понимать в данном контексте), убери, уберу, убирать (понимать).
И н с ц е н и р о в а н н о е чтение. Педагог читает стихотворение, выполняя действия, названные в тексте: протирает тряпкой полочку, выбивает коврик. 
Могут быть также показаны действия, не упомянутые в тексте, например как нужно ставить на место вещи, пользоваться веником или пылесосом.
Можно обратиться к иллюстрациям в конце книги, на которых  показаны порядок и беспорядок. Слово беспорядок следует объяснять детям, с тем чтобы 

перейти к чтению следующего стихотворения.
К с. 63.
Кукле холодно
Ц е л ь. Закрепить умение одеваться в, соответствии с погодой, приучить детей быть внимательными к другим.
Ч т е ни е. Дети читают рассказ по частям по очереди.
После ответов на вопросы можно провести упражнение по закреплению прочитанного: педагог пишет на доске текст, делая в нем пропуски, дети 
подбирают соответствующие слова, написанные на табличках, например мороз, шубу, сапога, шапку, гулять, кукла.
Было бы желательно приготовить несколько картинок с изображением детей, одетых не по сезону, например: в солнечный день среди легко одетых 
детей стоит девочка в теплых рукавицах; идет снег, дети катаются на коньках, а в стороне — мальчик под зонтом; на девочке с голыми ногами в 
носочках надеты шуба и шапка. Дети рассматривают картинки и находят «ошибки» в одежде. Выполнение этого упражнения можно сопровождать 
шутками.
К с. 64—65.
Теплая шуба
Ц е л ь. Расширить практические представления детей, показан, что животным не нужны теплые шубы, что их греет собственный мех.
Но в о е с л ов о. Мех (пояснить в контексте рассказа).
Ч т е н и е. Дети читают рассказ с интервалами, уточняя его со держание в процессе ответов на вопросы педагога. После двух-трех кратного чтения 
ребята отвечают на вопросы в книге и переходят к важной части работы с этим рассказом — беседе.
Желательно, чтобы к занятию, на котором проводится беседа, было приготовлено несколько «мохнатых» зверей: мишка, лиса, кошка, волк, а также 
птица (ее греют перышки).
Ребята с педагогом рассматривают картинку «Так бывает?» и обсуждают ее.
к с. 66—67.
Кукла Наташа
Ц е л ь. Показать детям игровые действия с куклой, дать пример дружной игры нескольких ребят.
Н о вые слова и словосочетания. Т уложит спать, засыпать (понимать в данном контексте), играть в прятки (усвоить).
Ч т е н и е. Дети читают текст по фразам, а педагог иллюстрирует их, выполняя соответствующие действия. После этого дети еще раз прочитывают 
стихотворение по предложениям, а затем хором. Педагог отмечает что ребята читали хорошо, дружно.
Для закрепления смысла прочитанного можно провести драматизацию стихотворения детьми, распределив между ними роли (последние две строчки 
пусть они скажут все вместе). При этом не следует назначать ребят «на роль», лучше спросить у каждого: «Кем ты хочешь быть?»
После этого дети выполняют задания и отвечают на вопросы в книге.

На следующий день ребята самостоятельно читают рассказ. Затем они рассматривают иллюстрации в книге, находят соответствующие строчки 
стихотворения и называют имена девочек, изображенных на картинках. Потом в обратном порядке: педагог читает строчку стихотворения и просит 
показать рисунок, ее иллюстрирующий.
К с. 68.
Дежурная
Дел ь. Закрепить умение правильно накрывать на стол.
Н о в о е с л о в о. Невнимательная (понимать).
П о д г о т о в к а. Этот рассказ дети читают тогда, когда они уже хорошо знакомы с обязанностями дежурного. За несколько дней до чтения рассказа 
нужно проверить вне привычной ситуации понимание заданий: «Принеси салфетки (тарелки, хлеб, вилки, ложки)», «Накрой на стол».
Ч т е н и е. Дети читают рассказ самостоятельно два-три раза.
Ребята рассматривают картинку в книге, выполняют задание, отвечают на вопросы педагога, описывают предметы, стоящие на столе.
Можно провести следующую игру: «дежурный» накрывает на стол, намеренно допуская ошибку; нужно угадать, чего не хватает. Для закрепления 
навыков сервировки стола детям даются поручения: «На крой стол к чаю», «Накрой стол к ужину». При выполнении этих поручений используется 
кукольная посуда.
К с. 69.
Ошибся
Ц е л ь. Обратить внимание детей на то, что различные животные питаются разной пищей, поэтому важно знать, кто что ест.
П о д г о т о в к а. За день-два до чтения рассказа педагог приносит на занятия картинки с изображением домашних животных и пищи, которую они едят 
(собака, кошка, курица, корова, кролик, коза; морковь, молоко, капуста, зерна, крошки, мясо, трава). Картинки с «едой» раздаются детям. Педагог 
проводит игру «Кто что ест» Показывая изображения животных, он предлагает детям подобрать для них соответствующую пищу. Эту игру нужно 
проводить несколько раз, варьируя задания. Можно использовать игрушки, показывая их желание или нежелание есть то или иное угощение. После того 
как необходимая информация будет усвоена детьми, они приступают к чтению рассказа.
Ч т е ни е. дети самостоятельно читают рассказ. После чтения им задаются вопросы по содержанию: «Как зовут мальчика?», «Как зовут кролика?», «Как 
зовут собаку?», «Что дала мама Толе?», «Кому Толя дал морковку? «Кому Толя дал мясо?», «Почему Тяпа и Труська не едят?» По ответам на эти 
вопросы педагог устанавливает, насколько дети поняли рассказ. В процессе беседы снова можно вспомнить, кто что ест.
Затем проводится инсценировка с игрушками. Если во время инсценировки кто-то из детей ошибается, педагог просит остальных его поправить.
для закрепления смысла рассказа его нужно прочитать два-три раза, а также провести инсценировки и игры на эту тему.
К с. 70—71.
Кролик
Ц е л ь. Продолжать обучать детей обращению с домашними животными; показать пример товарищеского поступка.

Нов ы е с л о в а: кролик, кап уста, морковь (закрепить). Инсценированное чтение. Педагог читает рассказ, инсценируя его. Он показывает детям 
кролика, все рассматривают его: у кролика серый мех, длинные уши, кролик добрый. Педагог в ходе инсценировки задает детям вопросы: «Что ест 
кролик?», «Кто кормит кролика?», «Леня любит кролика?», «Почему Леня отдал кролика в детский
сад?», «Леня — добрый мальчик?», «Почему ты так думаешь?», «Как ребята заботились о кролике?»
Ч т е н и е. Дети несколько раз читают рассказ, отвечают на вопросы, рассматривают картинки в книге. Потом можно провести драматизацию рассказа.
В последующие дни на вечерних занятиях желательно дать детям задание сделать рисунки или аппликации на тему рассказа или просто изобразить 
кролика.
К с. 72—73.
Загадка
«В группе стоит елка...»
Ц е л ь. Расширить представление детей о новогоднем празднике.
П о д г о т о в ка. Дети перечитывают рассказ на с. 31. По этому рас сказу проводится беседа. Педагог напоминает, что рассказ читали давно, и прошлом 
году, когда ребята были маленькие, а теперь стали на год старше.
После этого переходят к чтению текстов на с. 72—73.
Педагог вместе с детьми рассматривает рисунки на с. 72 и проводит рассказ-беседу о двух елках. Он рассказывает, что елка растет в лесу, что звери 
прибегают к ней, садятся под елку, птицы прилетают, садятся на ветки. Зимой, один раз в году, елку приносят в дом, украшают игрушками. Этот 
праздник называется Новый год.
Затем дети еще раз рассматривают украшенную елку и с помощью педагога описывают ее, используя имеющиеся у них знания и рассказ педагога. 
Можно вспомнить, как проходил новогодний праздник в группе, какие были маски, какие были подарки.
На занятиях по изобразительной деятельности дается задание сделать рисунок на тему «Новогодняя елка».
К с. 74—75.
У куклы день рождения
Ц е л ь. Дать детям прёдставление о том, как нужно принимать гостей и вести себя в гостях.
Новые слова и словосочетание. Гости, день рождения пластилин, угостить (закрепить).
Подготовка. Дети перечитывают рассказ «День рождения» на с. 32.
Рассматривая вместе с педагогом картинки к рассказу, они отвечают на вопросы педагога и на вопросы, данные в книге.
Ч т е н и е. дети читают рассказ на с. 74, вместе с педагогом рассматривают картинки и отвечают на вопросы в книге. Текст не труден для понимания, 
поэтому после двух-трехкратного чтения можно предложить ребятам драматизировать рассказ, заранее приготовив подарки для куклы. Можно провести 
инсценировку на тему рассказа, т. е. сделать кого- либо из детей «именинником», а остальных — «гостями». Подарки дети должны приготовить 
самостоятельно. -

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  9  10  11  12   ..