потребности читать самостоятельно. Чем раньше дети овладевают чтением, тем увлекательнее кажутся им занятия, на которых инсценируются
отдельные рассказы, тем охотнее обращаются они к чтению других рассказов. Не нужно думать, что все имеющиеся в книге тексты должны быть
непременно прочитаны и проработаны с детьми на занятиях по чтению.
Программная задача — обучение чтению — может решаться на раз личном по содержанию материале. Мы стремились так подобрать тексты, чтобы они
могли быть использованы одновременно для реализации таких программных задач, как воспитание поведения детей, формирование у них нравственных
и этических представлений, а также других предусмотренных программой представлений.
Известно, что обучение дошкольников носит наглядно-образный характер; на основе наглядного восприятия осуществляется усвоение учебного
материала и накопление соответствующего словаря, в том числе слов, обозначающих нравственные понятия. Вот почему большое значение приобретает
выразительный, эмоциональный инсценированный рас сказ взрослого, в процессе которого дети не только знакомятся с содержанием рассказа (на
первом и втором годах обучения), но и правильно усваивают его смысл. Рассказ педагога должен «оживлять» тексты (дающие весьма общий образец
поведения, правильного отношения к взрослым, детям, природе, животным), затрагивать чувства детей, стимулировать их к подражанию хорошему и
порицанию дурного. После инсценирования дети самостоятельно читают рассказ по книге.
Ситуации, описанные в рассказах, позволяют формировать у детей предусмотренный программой минимум нравственных представлений, а также нормы
поведения в быту. Предполагается, что рассказы (после дующие беседы на тему) будут использоваться для пробуждения у детей нравственных чувств
(необходимый этап на пути формирования нравственных представлений), для уточнения уже имеющихся представлений и укрепления
соответствующего словаря.
Известно, что даже для простого запоминания буквенного состава
слова требуется многократное его повторение. Усвоение значения слова происходит в результате употребления его в разнообразных контекстах. Том
более необходимо обеспечить неоднократное восприятие детьми образца правильного поведения, являющееся первой ступенью формирования
элементарных представлений, т. е. осуществлять повторное чтение рассказа.
Однако частое перечитывание рассказов, наскучив детям, приводит к противоположному результату: у них пропадает интерес к чтению. Единственно
целесообразный путь заключается в том, чтобы после инсценировки и самостоятельного чтения использовать данный текст, от рывки из него, отдельные
словосочетания на различных занятиях в процессе решения других учебных задач. Делать это следует осмотрительно, не превращая книгу для чтения в
учебник по развитию речи. Например, главные слова прочитанного рассказа могут стать предметом анализа на занятиях по формированию лексических
и грамматических обобщений, отдельные слова включаются в поручения, которые даются в быту и игре; диалоги воспроизводятся при выполнении
упражнений по разговорной речи — в быту, во время проведения сюжетных игр и драматизации рассказа детьми.
Перечитывать рассказы рекомендуется перед упражнениями по слухо-зрительному, а со временем только по слуховому распознаванию текс та. На
занятиях по изобразительной деятельности дети вспоминают рассказы, чтобы их проиллюстрировать. Разумеется, знакомые рассказы предлагаются.
детям для индивидуального чтения в свободное время. Некоторые сюжеты в книге даны в различных вариантах, что позволяет вернуться к теме,
ненавязчиво закрепить в сознании детей дидактичёскую направленность рассказа. И наконец, еще один повод для перечитывания соответствующего
текста возникает при проведении работы с картинками по основным темам, помещенными в конце книги (в процессе бесед и составления рассказов).
Работа с книгой на первом году обучения является первым этапом на пути к самостоятельному чтению. В течение всего первого года тексты
используются для расширенного рассказа взрослого, цель которого — пробудить у детей интерес к книге, эмоционально зарядить их и облегчить им
последующее чтение и понимание прочитанного.
Только на втором году обучения делаются первые шаги в развитии у детей навыка собственно самостоятельного чтения; при этом используются
рассказы на знакомые темы и усвоенный лексический материал.
Иллюстрации в работе с книгой
Иллюстрации, помещенные в книге, можно разделить на четыре группы в зависимости от их назначения и характера работы с ними.
Работа с иллюстрациями на первых четырех страницах книги является как бы введением к обучению чтению (техникой дактильного чтения дети уже