Главная Учебники - Разные ОЧЕРКИ ПСИХОЛОГИИ УСВОЕНИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА ГЛУХОНЕМЫМИ ШКОЛЬНИКАМИ (Ж.И. ШИФ) - 1954 год
поиск по сайту правообладателям
|
|
содержание .. 4 5 6 7 ..
чений слов; в сознании детей сохраняется лишь связь этих слов с одним конкретным предметом, действием или признаком, с тем контекстом, в котором они были заучены. Такого же рода данные, касающиеся даже учеников I и II классов, сообщает А. Ф. Понгильская, подчёркивая, что... «когда слово многозначно и значение его уточняется смыслом предло- жения, у глухонемых детей наблюдаются затруднения в пони- мании его значения, обусловленные ранее фиксированными в их сознании связями» '. Ограниченное, узкое понимание глухонемыми значений слов, особенно характерное для учащихся III—V классов, затрудняет понимание обращённой к ним речи, понимание читаемого текста и активное пользование словарём. Своеобразная ограниченность смысловых значений слов различна на разных этапах усвоения языка, но всякий раз она свидетельствует о новых трудностях отвлечения и обобщения. Особо затрудняет глухонемых понимание и употребление слов, имеющих переносное значение. В диссертации, посвящённой изучению значений слов у уча- щихся стаоших классов школы глухонемых, содержатся ин- тересные факты по этому вопросу (А. М. Гольдберг «Овладе - ние семантикой слова глухонемыми школьниками старших клас- сов». Диссертация, 1946). Слово поднялся во фразе: Поднялся на третий этаж было в 90% случаев правильно понято ученика- ми IV класса школы глухонемых. Но во фразе: Поднялся инте- рес к чтению — оно было понято лишь в 12% случаев. Выраже- ние золотые руки в 58% случаев воспринимается этими же детьми как чистые, белые, мягкие, в 15% случаев — как руки, на которых надеты кольца и часы, и лишь в 5% случаев понимается правильно. По мере обучения, понимание переносных значений растёт. Так, выражение золотые слова правильно понято только в 37% случаев учениками IV класса, но учениками VII класса в 64% случаев. Слова с переносным значением тем легче усваиваются, чем ближе связано переносное значение слова с его конкретным значением. Эти данные показывают, что работе над пониманием переносных значений должно быть уделено специальное внима- ние. Непомерно широкое значение слов и чрезмерно ограниченное их значение у глухонемых, очевидно, поедставлягот собой два взаимосвязанных явления. Характер этой связи на различных этапах усвоения языка, невидимому, различен; это мы поста- раемся показать дальше. Несомненно, однако, что на самых ран- них стадиях усвоения языка преобладает чрезмерно широкое употребление слов; суженное их значение обычно обнаруживает - 1 С. А. Зык ов, Б. Д. К ор су и с к а я, А. Ф. Пон гиль ск ая, Ф. Ф. Pay, H. С. Рождественский, Обучение глухонемых рус - скому языку, Учпедгиз, 1950, стр. 65. 36 ся позднее, как плод возникающих дифференцировок как ое зультат неуспешного, излишне широкого пользования 'словами- нередко чрезмерно узкое осмышление значения слова обусловлю но трудностью отвлечения от конкретных признаков именуемого им предмета. у Рассмотрим данные, касающиеся первоначальных этапов применения слов глухонемыми школьниками на основе положе- ний И. П. Павлова о взаимодействии обеих сигнальных систем в условиях нормального функционирования мозга. И. П. Павлов, говоря о том, что слово является для челове- ка таким же условным раздражителем, как и все остальные раздражители, подчёркивает глубочайшее своеобразие слова как условного раздражителя, его преимущества перед остальными. «Слово, благодаря всей предшествующей жизни взрослого человека, связано со всеми внешними и внутренними раздраже- ниями, приходящими в большие полушария, всё их сигнализи- рует, всё их заменяет и потому может вызвать все те дейст - вия, реакции организма, которые обусловливают те раздраже- ния» 1 . Такого рода связь слова со всем жизненным опытом чело- века имеет место пр" нормальном функционировании мозга и при наличии необходимых для его деятельности условий. Глу- хота нарушает нормальные условия высшей нервной деятель- ности и создаёт препятствия к развитию системы второсигналь- ных связей, которая формируется в связи с обучением языку. У глухонемого длительно нет той совместной согласованной деятельности обеих сигнальных систем, которая рано возни- кает у слышащих. Высказывалось предположение (И. М. Со- ловьёв), что значительное различие в дифференцированности обеих сигнальных систем существенно определяет особенности развития глухонемых. Действительно, при известной дифференци- рованности первосигнальных реакций второсигнальные реакции глухонемых вначале отличаются крайне малой дифференцирован- ностью; приведённым нами материалом можно подкрепить пра- вильность этого положения. Вследствие своеобразия условий речевого развития глухоне- мого ребёнка усваиваемое слово не может вступить в связь с многообразными раздражителями, приходящими в большие полу- шария его мозга так, как это происходит у слышащего ребёнка, развивающегося в условиях нормального языкового общения. Поэтому у него несколько иначе, чем у слышащего, формируются и упрочиваются связи между объектами и соответствующими им названиями, поэтому слова не всегда сразу тонко и точно заменяют и сигнализируют объективную действительность. Павлов, Полное собр. соч., т. V, изд. 2, стр. 429, 37 И. п. |