Главная Учебники - Разные Методика обучения глухих дошкольников речи (Корсунская Б.Д.) - 1969 год
поиск по сайту правообладателям
|
|
содержание .. 12 13 14 15 ..
против, в соответствии с требованиями программы дети узнают после того, как усвоят .названия частных понятий. Почему это так? Дело в том, что, усвоив только три сло- ва: дерево(ья), цветок(ы), птица(ы), ребенок, не до- пуская никакой ошибки, сможет пользоваться ими по от- ношению ко всем деревьям и цветам. При этом он будет правильно пользоваться словом. Поэтому можно начать с обобщающего слова. Употребление этого слова помо- жет прийти и к обобщению. В отношении других обоб- щающих слов дело обстоит иначе. Нельзя сказать прине- си мебель или дай посуду, желая получить стул или чаш- ку. Поэтому во втором случае детям раньше дают част- ные понятия. В то же время надо иметь в виду, что в связи с развитием ребенка, в частности формированием у него представлений о природе, необходимо дать названия различных деревьев, цветов, птиц, чтобы конкретизиро- вать и углубить ранее усвоенные обобщающие слова. Давая детям такие обобщающие слова, как посуда, одежда, игрушки, обувь, надо, чтобы они, с одной сторо- ны, понимали, что посуда — это то, из чего едят, в чем готовят и содержат пищу, с другой стороны, чтобы они усвоили, что общие понятия относятся не только ко всей группе перечисленных предметов, но и к каждому из пред- метов в отдельности, что предметы эти не только стул,*' стол, шкаф, но одновременно каждый из них и мебель. Для упражнения в классификации используются раз- нообразные игры. Игра «Разложи верно». Играющим раздают конвер- ты, в которых находятся названия отдельных предметов и так называемые обобщающие слова — мебель, одежда, посуда и т. п. (желательно вторые таблички выделить цветом). К обобщающим словам подбираются слова, обозначающие более частные понятия. Постепенно игра усложняется. Дети получают большее количество разных групп слов. Кроме того, теперь уже берутся для разли- чения более близкие понятия: платье — белье, столовая посуда — ку : конная посуда и т. д. Игра «Кто первый поставит» — это вариант только что описанной игры. В наборное полотно вставляют от двух до шести обобщающих слов. Дети выходят по двое и, соревнуясь в скорости, подкладьшают к словам более широкого значения карточки с названиями отдельных предметов. 196 Игра «У кого?». Детям раздают таблички с различ- ными словами, обозначающими частные понятия. Веду- щий спрашивает: У кого мебель? Все дети отдают соот- ветствующие таблички, говоря при этом: У меня стул — это мебель. У меня шкаф — это мебель и т. д. Игра «Кто больше назовет?». Педагог называет обоб - щающее слово, например одежда, посуда. Дети по ука- занию педагога или по собственному желанию называют слова, входящие в эту группу. Выигрывает тот, кто наз - вал наибольшее количество предметов. Игра «Мама купила». Во время игры используются натуральные предметы или картинки, изображающие предметы; кроме того, используются таблички с названи - ями этих предметов. Дети сидят полукругом на стуль - чиках. Педагог говорит, что она мама, что она идет в магазин. Мама берет сумку, надевает платочек (чтобы создать игровую ситуацию). Педагог, обращаясь к ребен ку, спрашивает: Ты кто? Если играют в «овощной магазин», ребенок отвечает: Я — репа (Я — морковь). Все дети отвечают соответственно тому, кого они изображают. Теперь педагог объявляет: Я — мама. Начинается игра. Педагог последовательно говорит: Я купила репу (мор- ковь, яблоко). Ребенок, назвавший себя репой, бежит к педагогу, кладет в кошелку репу (игрушку, рисунок или воображаемую репу) и идет вслед за педагогом. Далее педагог говорит: Я купила свеклу и т. д. Когда все «овощи куплены», по сигналу Я сварила суп дети бегут на свои места. И г ра «Н е о шибис ь» . ( iB o в ре мя иг ры де т и чит а ю т с губ, если ведущим является педагог.) Ведущий гово - рит: Овощи (т. е. он будет называть овощи). Вслед за этим он называет различные овощи, поднимая при этом каждый раз руки. Если ведущий называет предмет, отно - с ящи йс я к ов оща м, т о и де т и д ол жны по дня т ь рук и. Но иногда (е этом смысл игры) ведущий нарочно произ - носит неподходящие слова, поднимая при этом руки. Надо заметить ошибку и не : поднимать рук. Когда все слова, относящиеся к данной группе предметов, исполь - зованы, берется новая группа слов и выбирается ведущий из числа ни разу не ошибившихся. И г ра «П ос т а вь ве рно» . Для иг р ы нуж ны т а бл ичк и с обобщающими словами и картинками предметов, приз - наки которых входят в эти общие понятия. 197 |