Главная Учебники - Разные Методика обучения глухих дошкольников речи (Корсунская Б.Д.) - 1969 год
поиск по сайту правообладателям
|
|
содержание .. 11 12 13 14 ..
росом: Какой — большой, маленький? Дети показывают к какой табличке нужно положить тот или иной предмет.' Во время следующего упражнения дети подкладыва-ют к соответствующим предметам таблички с написанными на них словосочетаниями большой мяч, маленький мяч. Некоторые таблички педагог проговаривает с детьми дактильно; в других случаях можно ограничиться глобальным восприятием. В конце занятий педагог предлагает детям выполнить написанные на табличках поручения: Возьми маленького мишку; Возьми большой мяч. Детям необходимо наглядно показать относитель- ность величины. Далее проводятся такие же занятия с предметами, обозначаемыми словами женского рода. Занятие начи- нается с повторения слов большой и маленький. Доста- вая по одному разные по величине предметы, педагог предлагает детям поставить их к табличкам со словами большой, маленький. Теперь обе эти таблички ставятся справа, а около них раскладываются соответствующие предметы. Затем пе- дагог вынимает по одной новые игрушки и спрашивает: Что это? Дети отвечают: Кукла. Педагог спрашивает: Какая — большая или маленькая? Дети, глядя на таб- - личку, проговаривают дактильно: Большой. Педагог исправляет ошибку, ставит слева от себя табличку со словом большая, обращая внимание детей на окончание слова. Под эту табличку подкладываются большие пред- меты. Разложив при активном участии детей все игрушки, педагог подставляет к ним табличку со словом какая? А затем вновь собирает вместе все игрушки и предлагает детям разложить их на четыре группы: боль- шой, большая, маленький, маленькая. Если ребенок правильно решает вопрос о величине предмета, но делает ошибку в родовом окончании слова, т. е. берет большую куклу и пытается подложить ее к табличке со словом большой, педагог должен дополнительно поставить вопрос какая? и обратить внимание на родовое оконча- ние. Так же раскладываются все остальные предметы. Затем такие же упражнения выполняются с предметами, обозначаемыми существительными среднего рода и, наконец, с последней группой предметов, названия которых употребляются во множественном числе. К концу этих занятий у детей, как правило, форми-180 руется обобщение, и они усваивают слова большой, ма- ленький. Затруднения возникают только в связи с согла- сованием окончаний, для чего проводятся дополнительные упражнения в умении изменять окончания прилагатель- ных пока еще в зависимости от поставленного вопроса. Занятия, во время которых формируется понятие о цвете предметов, проводятся аналогично. Происходит выделение цвета, как признака предмета, чему способ- ствует и обозначение его соответствующим написанным на табличке словом. Чтобы облегчить усвоение, подбираются предметы разного цвета, названия которых относятся к словам мужского, женского и среднего рода. Детей упражняют в ответах на вопросы какой? какая? какое? какие? Названия цветов закрепляются и в играх, проводи- мых воспитателем на занятиях по рисованию и апплика- ции. Дети должны наклеивать разного цвета круги, квад- раты, составлять разноцветные коврики; на занятиях по рисованию они учатся различать и называть цвета каран- дашей и красок. Закрепив умение выделять основные признаки пред- метов, необходимо научить детей одновременно ориенти- роваться сначала в двух, затем в трех признаках пред- метов. Для этого могут быть использованы изготовлен- ные старшими детьми игрушки из бумаги: санки, дома, шапочки, чашки; из глины делаются различные овощи и фрукты. Старшие дети могут изготовить такие пособия на занятиях по рисованию, лепке, конструированию, ап- пликации и подарить их малышам. Некоторые рисунки и аппликации педагог изготовляет сам. Только в грамматически правильно оформленном предложении может быть передана законченная мысль. Первые представления об изменениях окончаний слов (детям третьего года жизни их не дают) дети получают в связи с знакомством со словосочетаниями обиходных слов — существительных женского рода с глаголами покажи, возьми, дай. Выполняя поручения, дети повседневно и многократно имеют дело с такого рода словосочетаниями. Когда у них накопится некоторый запас существительных (40—50), проводится специальное занятие по обобщению данной грамматической формы. Занятия проводятся в форме игры по следующей схеме: 181 |