Методика обучения глухих дошкольников речи (Корсунская Б.Д.) - часть 13

 

  Главная      Учебники - Разные     Методика обучения глухих дошкольников речи (Корсунская Б.Д.) - 1969 год

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  11  12  13  14   ..

 

 

Методика обучения глухих дошкольников речи (Корсунская Б.Д.) - часть 13

 

 

росом:  Какой  —  большой, маленький?  Дети показывают

к какой табличке нужно положить тот или иной предмет.'

Во время следующего упражнения дети подкладыва-ют к

соответствующим предметам таблички с написанными на

них   словосочетаниями  большой   мяч,   маленький  мяч.

Некоторые   таблички   педагог   проговаривает   с   детьми

дактильно;   в   других   случаях   можно   ограничиться

глобальным   восприятием.   В   конце   занятий   педагог

предлагает   детям   выполнить   написанные   на   табличках

поручения:  Возьми   маленького   мишку;   Возьми   большой

мяч.  Детям   необходимо   наглядно   показать   относитель-

ность величины.

Далее проводятся такие  же занятия с предметами,

обозначаемыми   словами   женского   рода.   Занятие   начи-

нается с повторения слов  большой  и  маленький.  Доста-

вая   по   одному   разные   по   величине   предметы,   педагог

предлагает   детям   поставить   их   к   табличкам   со   словами

большой, маленький.

Теперь обе эти таблички ставятся справа, а около них 

раскладываются соответствующие предметы. Затем пе-

дагог вынимает по одной новые игрушки и спрашивает: 

Что это? Дети  отвечают:   Кукла.   Педагог   спрашивает: 

Какая — большая или маленькая? Дети, глядя на таб- -

личку,   проговаривают   дактильно:    Большой.    Педагог 

исправляет ошибку, ставит  слева  от  себя   табличку  со 

словом большая, обращая внимание детей на окончание 

слова. Под эту табличку подкладываются большие пред-

меты. Разложив при активном участии детей все игрушки,

педагог   подставляет  к  ним   табличку   со  словом 

какая? А затем вновь собирает   вместе   все  игрушки и 

предлагает детям разложить их на четыре группы: боль-

шой,   большая,  маленький,   маленькая.    Если   ребенок 

правильно решает вопрос о величине предмета, но делает 

ошибку в родовом окончании слова, т. е. берет большую 

куклу и пытается подложить ее к табличке со словом 

большой, педагог должен дополнительно поставить 

вопрос какая? и обратить внимание на родовое  оконча-

ние.   Так же раскладываются все остальные   предметы. 

Затем такие же упражнения выполняются с предметами, 

обозначаемыми существительными среднего рода и, 

наконец, с последней группой предметов, названия 

которых употребляются во множественном числе.

К концу этих занятий у детей,  как правило,  форми-180

руется   обобщение,   и  они  усваивают   слова  большой,   ма-

ленький.  Затруднения возникают только в связи с согла-

сованием окончаний, для чего проводятся дополнительные

упражнения в умении изменять окончания прилагатель-

ных пока еще в зависимости от поставленного вопроса.

Занятия, во время которых формируется понятие

о   цвете   предметов,   проводятся   аналогично.   Происходит

выделение   цвета,   как   признака   предмета,   чему   способ-

ствует и обозначение его соответствующим написанным

на табличке словом.

Чтобы   облегчить   усвоение,   подбираются   предметы

разного   цвета,   названия   которых   относятся   к   словам

мужского, женского и среднего рода. Детей упражняют

в ответах на вопросы какой? какая? какое? какие?

Названия  цветов  закрепляются  и  в  играх,  проводи-

мых воспитателем на занятиях по рисованию и апплика-

ции. Дети должны наклеивать разного цвета круги, квад-

раты,   составлять   разноцветные   коврики;   на   занятиях   по

рисованию они учатся различать и называть цвета каран-

дашей и красок.

Закрепив   умение   выделять   основные   признаки   пред-

метов, необходимо научить детей одновременно ориенти-

роваться сначала в двух, затем в трех признаках пред-

метов. Для этого могут быть использованы изготовлен-

ные   старшими   детьми   игрушки   из   бумаги:   санки,   дома,

шапочки, чашки; из глины делаются различные овощи и

фрукты. Старшие дети могут изготовить такие пособия

на  занятиях по  рисованию,  лепке,  конструированию,  ап-

пликации и подарить их малышам. Некоторые рисунки

и аппликации педагог изготовляет сам.

Только   в   грамматически   правильно  оформленном

предложении   может   быть  передана   законченная   мысль.

Первые  представления   об   изменениях   окончаний   слов

(детям третьего года жизни их не дают) дети получают

в   связи  с   знакомством   со   словосочетаниями   обиходных

слов   —  существительных   женского   рода   с   глаголами

покажи,  возьми,   дай.  Выполняя   поручения,   дети

повседневно   и  многократно   имеют   дело   с   такого   рода

словосочетаниями.  Когда   у   них   накопится   некоторый

запас существительных (40—50), проводится специальное

занятие   по   обобщению   данной   грамматической   формы.

Занятия проводятся в форме игры по следующей схеме:

181

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

1. Подбирается ряд   обиходных   предметов,   обозна

чаемых    существительными    женского    рода.     (Работу

начинают  с  существительных женского   рода,   так  как

в винительном падеже их окончания отличаются от окон

чаний в именительном). В ответ на вопрос что это? дети

называют каждый из предметов. Ответы можно выписы

вать столбиком на доске. Можно располагать в   набор

ном полотне таблички с соответствующими названиями.

2. Организуются игры, во время которых дети обра

щаются к педагогу и друг к другу с различными просьба

ми: Покажи.   Возьми.   Дай.   Эти   просьбы   сочетаются

с названиями предметов. Если дети допускают   ошибку,

их тут же исправляют без каких-либо пояснений.

3. Затем педагог наглядно   сопоставляет   пары   слов

(см.    табл.).    Педагог   спрашивает:    Почему   «куклу»?

(т. е. почему меняется окончание в слове  кукла].  Дети

подводятся к обобщению, что изменение окончания свя

зано с тем, что слово кукла стоит в сочетании с другими

словами: дай, возьми, положи. Разумеется, что отвечать

словами дети еще не должны. В будущем   они   скажут,

-что   в  слове   куклу   окончание -<С, потому что   слово .

кукла стоит в сочетании со словом дай. На первых порах

-будет достаточно, если они в качестве пояснения укажут

:на слово дай, с которым сочетается существительное.

В группе вывешивается таблица для справок.

Дай, возьми, п о л о ж и

Куклу

Чашку

Ложку

Ленту

Кофту

Бумагу

Глину

Если  после  этого у детей  появятся  ошибки типа  дай

карандашу, дай яблоку,  то им следует указать на то, что

они допустили ошибку, так как эти слова в именительном

падеже не оканчиваются на букву а .

После того как дети научатся без особых затрудне-

ний   употреблять   эти   существительные   женского   рода   в

винительном падеже, переходят к занятиям, во время

182

которых   дети  упражняются   в  употреблении  слое   муж-

ского и среднего рода в винительном падеже. Проводят-

ся они по той же схеме, которая была использована при

работе   с   существительными   женского   рода.   Педагог   все

время фиксирует внимание детей на том, что у этих суще-

ствительных   (мужской   род)   нет   в   окончаниях   (в   имени-

тельном падеже) буквы  а,  а потому их форма не изме-

няется при сочетании их со словами дай, возьми, положи.

Так же строятся занятия с существительными сред-

него рода.

Потам   проводится   обычная   работа   по   закреплению

одного из первых и сложных грамматических обобщений

в   процессе   игр   и   выполнения   поручения.   Если   ребенок

ошибается, теперь следует, исправляя ошибку, привлечь

на помощь правило, обратив внимание ребенка на таб-

лицу,   где   должны   быть   тщательно   подобраны   типичные

примеры для справок.

На   этом   же   году   обучения   дети   должны   усвоить   и

родовые изменения глаголов. Программа предусматрива-

ет умение наменять окончания у пяти глаголов. В ответ на

вопросы  что   ты   делал?  и  что   ты   делала?  дети  должны

давать   правильные   ответы:  гулял(а),   рисовал(а),

лвпил(а), играл(а), спал(а). В игре «Угадай: что делали?»

дети закрепляют употребление этой формы глагола.

Затем   проводится   специальное   занятие   для   закреп-

ления  навыка.  Организуется оно следующим  образом.

На доске выписывают имена девочек и мальчиков груп-

пы, к именам подбирают соответствующие глаголы.

И при ошибке и при правильном ответе педагог, стре-

мясь   закрепить   у   ребенка   сознательный   навык,   должен

спросить:  Почему   «играл»?  (окончание,   как   всегда,   под-

черкивается, выделяется). Дети должны уметь ответить

или показать: Вова (мальчик); играла (Ира — девочка).

Следующее программное требование — умение отли-

чать   восемь   обиходных   глаголов   изъявительного

наклонения   в   форме   третьего   лица   настоящего   времени

единственного числа от соответствующих глаголов в фор-

ме повелительного наклонения. Эта работа ведется

в   форме   составления   подписей   к   фотографиям   и   кар-

тинкам 

1

.

используются   художественные

183

1

 В качестве   картинок удачно 

репродукции почтовых открыток.

Что ?

Кукла

Чашка

Ложка

Лента

Кофта

Бумаг

а

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

На этом же году обучения дети должны практически

различать,   в   каком   числе   стоят   глаголы   повелительного

наклонения:  встань, иди, беги, сядь, покажи, возьми, по-

ложи, дай, рисуй, лепи, играй, ешь.  Глаголы пишутся

с двух сторон таблички (в единственном и множествен-

ном числе). Если обращаются к одному ребенку, оконча-

ние глагола закрывается.

После   того   как   дети   научились   различать   таблички-

поручения   с   перечисленными   глаголами,   проводятся

nepiBbie  упражнения,   подводящие   детей   к   обобщениям,

связанным с различением глаголов .в единственном

и множественном числе. Первые упражнения выполняют-

ся во время подготовки к занятиям  (Сядьте!  — Сядь ты!;

Встаньте! — Встань ты!). Уже в этот момент обращается

внимание   детей   на   окончания   глаголов   как   на

смыслоразличительный признак.

Затем детям даются поручения, в которых с глаголом

сочетается имя ребенка: Миша, беги! Вова, беги! Миша

и   Вова,   бегите!  (упражнения   проводятся   с   шарами,

флажками и т. п.).

При   выполнении   поручений   внимание   детей   обяза-

тельно   привлекается   к   окончанию   глаголов.   Вначале

усвоение этих поручений идет медленно; упражнения  и

1

игры приходится повторять по нескольку раз на занятиях

по развитию основных движений.

Одной из основных задач подобных занятий является

воспитание   у   детей   навыка   соотнесения   предъявленной

таблички   с   выполнением   действия   без   дополнительного

сигнала  со стороны  педагога  в  форме  одобрительного

или имитирующего жеста.

Последнее программное требование этого года обуче-

ния   —   усвоение   множественного   числа   десяти   наиболее

обиходных существительных.

Отобрав   обиходные   существительные,   имеющие   оди-

наковые   окончания   во   множественном   числе,   педагог

проводит игру-упражнение. Последовательно предъявляя

один или несколько одинаковых предметов, педагог спра-

шивает:  Что это?  В ответ дети называют предметы

в   единственном   или   множественном   числе.   Эти   слова,

написанные на табличках, подкладываются к предметам.

Так, например, педагог, показывая на карандаш, спраши-

вает:  Что  это?  Кто-нибудь  из  детей  свою   табличку   со

словом карандаш подкладывает к карандашу. Зател:

педагог   показывает   несколько   карандашей.   Дети   под-

кладывают   к   ним   табличку   со   словом  карандаши.  Под-

бираются другие предметы {мяч, мячи), что сопровожда-

ется   аналогичным   вопросом   и   т.   д.   Если   дети   делают

ошибки, их исправляют, но никаких объяснений не дают.

Употреблять   в   этом   случае   для   пояснения   слово  много

нельзя,   потому  что  имя   существительное   в  сочетании  со

словом много требует употребления родительного надело

во   множественном   числе  (много   карандашей),  которого

дети   еще   не   знают.   Поэтому   надо   ограничиться   только

упражнениями   в   употреблении   множественного   числа

именительного падежа десяти наиболее обиходных суще-

ствительных.   В   будущем   году   дети   должны   будут   на-

учиться   самостоятельно   образовывать   форму   множест-

венного   числа,   но   пока   они   должны   просто   запомнить

десять названий в единственном и множественном числе

и правильно их называть:  шар - - шары, мяч - - мячи,

кукла  —  куклы, карандаш —  карандаши, чашка  — чаш-

ки, рука  —  руки, нога  —  ноги, глаз  —  глаза, ухо  —  уши.

Последние   два   слова   являются   исключениями,   а

остальные   послужат   основой   для   подведения   детей   к

самостоятельному словоизменению.

ВТОРОЙ   ГОД   ОБУЧЕНИЯ

Форм ирование   обо бщений,   связанных   с

усвоением   названий   предметов,   на   этом  году

обучения   осуществляется   аналогично   тому,

как это было на первом году. Более подробно остановимся

на   вопросе   об   изучении   темы   «Свойства   и  качества

предметов».

Приводим   образец   занятия   по   формированию   пред-

ставлений детей о цвете.

Занятие   начинается   с   повторения   знакомых   детям

назва ний   цветов   крас ный,   зеленый   и   вопроса   ка кой?

В   ко р о бк е,   л еж ащ ей   на   с то л е,   спр я т а ны   пр е дм ет ы .

На стуле  сидит большая  кукла.  Организовав  детей, педа -

гог   обращает   их  внимание  на  красный   бант  на  голове

у   куклы.   Педагог   спрашивает:  Что   это?  Дети   отвечают:

Бант.  Затем   педагог   спрашивает:  Какой  —  зеленый,

красный?  При  этом  он указывает на таблички.  Дети, чи -

тая таблички, отвечают: Красный.

185

Лексические

обобщения

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Педагог снимает с куклы бант и предлагает кому-ни-

будь из детей подложить его х табличке с соответствую-

щим названием цвета.

Затем он просит детей закрыть глаза. В это время он

завязывает   на   голове   куклы   зеленый   бант.   По   сигналу

педагога   дети   открывают   глаза.   Педагог   спрашивает:

Какой  —  красный,   зеленый?  Дети   отвечают:  Зеленый!

Этот бант кто-нибудь из детей также подкладывает к со -

ответствующей табличке. Потом педагог меняет таблички

местами   и   предлагает   детям   подложить   банты   к   соот-

ветствующим   табличкам.   Затем   на   голове   у   куклы   появ-

ляется   синий   бант,   который   сравнивается   по   цвету

с   красным   и   зеленым   бантами.   И   наконец,   новый   цвет

определяется   словом  синий.  Детям   показывают   синие

шары, флаги, чашки. Вместе с педагогом они отыскива -

ют   предметы   синего   цвета.   При   этом   обращаются   к   таб-

личке с названием данного цвета. На этом заканчивается

первая часть занятия. Дети идут играть.

После лерерыва дети упражняются, подбирая предме-

ты   к   табличкам   с   названиями   трех   цветов.   Затем   им

дается более сложное задание: подложить таблички с на;

писалными  на них словосочетаниями,  например  красный

шар,   зеленый   бант,   к   соответствующим   предметам.

И наконец, педагог предлагает детям еще более сложлое

задание:   показать   все   красное,   все   зеленое   среди   пред -

метов, находящихся в комнате.

Воспитательница   приносит   красные,   синие   и   зеленые

воздушные шары. Начинается  игра.  Педагог строит де -

тей   и   раздает   им   шары.   С   некоторого   расстояния   пока-

зывает табличку, например  Красный шар.  Ребенок, у ко-

торого шар красного цвета", должен подбежать к педаго-

гу. Игра повторяется три-четыре раза.

После   того   как   новые   названия   усвоены,   нужно

отдифференцировать   окончания   прилагательных.

Для   этого   проводится   несложная   дидактическая   игра.

Детям задают вопросы: Какая по цвету? Какой по цвету?

Какие   по   цвету?  Дети   подбирают   слова  лента,   шар,

туфли  и т. д. Общаясь с детьми четырех и пяти лет, сле-

дует обращать их внимание на необходимость согласовы-

вать окончание вопросительного слова с окончанием при-

лагательного в ответе.

Знакомство   с   формой   предмета,   которое   также   пре-

дусмотрено программой, начинается еще в подготови-

186

тельный   период   в   связи   с   упражнениями   на   развитие'

влимания,   памяти   и  сенсорных  способностей.   На   этих   за-

нятиях дети учатся отличать круг от квадрата, треуголь-

ник   от   шара   и   т.   д.   На   занятиях   изобразительной   дея-

тельностью понятия уточняются и закрепляются. Вначале

это   отдельные   поручения:  Дай   (возьми,   покажи)   круг

(шар,   квадрат).  Для   этого   упражнения   все   формы   сде-

ланы из одного материала и выкрашены в один цвет.

После того как дети усвоят названия цветов, научатся

обозначать   величину   и   называть   основные   формы   пред-

метов (круг, треугольник, квадрат), надо проводить игры

в   «поручения»,   включая   в   текст   поручения   сразу   три

признака   предметов:   цвет,   форму   и   величину.   К   концу

года   дети   не   только   должлы   находить   соответствующие

признаки   в   окружающих   предметах,   но   и   легко   выпол -

нять   ряд   сравнительно   отвлеченных   заданий.   Приведем

пример   такого   задания.   На   столе   разложен   набор   гео-

метрических форм: маленький зеленый круг, большой си-

ний   квадрат   и   т.   п.   Дети   должны   выбирать   предметы   в

соответствии   с   содержанием  поручений   (форма,   величи-

на,   цвет).   Педагог   включает   в   поручения   перечисление

ряда признаков, присущих тем или иным предметам. Так,,

например,   он   говорит:  Возьми   маленький   зеленый   круг..

Возьми большой синий квадрат и т. д.

Это   упражнение,   развивающее   восприятие   и   уточня-

ющее   представления   детей,   одновременно   помогает   уточ-

нить   и   закрепить   слова.   Оно   может   служить   и   проверке:

усвоения слов.

Программа   второго   года   не   предусматривает   работу

по уточнению понятий  одинаковые, разные.  Однако опыт

показывает, что уже к концу второго года дети способ -

ны к первичному обобщению и, пользуясь этими словами,,

успешно   справляются   с   элементарным   сравнением.   На-

чинать   формирование   этих   понятий   рекомендуется   не   в

общении, а на специальных занятиях. В этом случае дети

их быстрее и сознательнее используют в общении.  Вклю-

чение   этих   слов   в   обязательный   минимум   продиктован

главным   образом   их   значением   для   развития   познава-

тельной деятельности.

При   формировании   элементарного   представления

о  величине  (это  относится  и  к  другим  изменчивым  приз-

накам) необходимо иметь в виду, что дети должны осоз-

187

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

нать относительность признака величины, например: один

стул больше другого, но меньше третьего; один дом выше

другого, но ниже третьего.

Если   на   первом   году   обучения   ребенок   составляет

правильный   ответ,   ориентируясь   на   окончание   вопроса

какой (-ая, -ое)?, то на втором году обучения этим нельзя

ограничиться.   Дети   должны   уметь   не   только   правильно

отвечать   на   вопрос  какой?,  но   и   самостоятельно   пра-

вильно строить предложения, т. е. осуществлять согласо-

вание. На втором и особенно на третьем году обучения

дети   должны   уметь   согласовывать   прилагательные   со

всеми   обиходными   существительными:  чашка   большая,

мяч маленький, дом высокий и т. п., руководствуясь окон-

чаниями 'Существительных,  а не только вопросительных

слов (см. раздел «Грамматические обобщения»).

На первом году обучения детям следует ставить только

альтернативные   вопросы.   Но   ставить   их   следует   таким

образом,   чтобы   со   временем   можно   было   отбросить

вторую   часть   вопроса   (например:  Какой   по   величине  -

большой   или   маленький?

1

).  Когда   дети   усвоят   смысл

вопроса,   они   легко   идут   на   то,   чтобы   вопрос  какой   по

цвету?  заменить   вопросом  какого   цвета?  На   первом-'*

этапе такая не принятая в речи форма вопроса облегчает

детям   согласование.   Необходимо   избегать   стереотипных

вопросов,   следует   менять   порядок   их   предъявления.

Сосредоточенные   в   течение   ряда   занятий   на   одном   воп-

росе,   например  какой?,  дети   часто   в   ответ   на   хорошо

знакомые   им   вопросы  кто?   что?  отвечают:  Большой  или

Маленький.  Чтобы   предупредить   это   явление,   нужно

каждый новый  вопрос  (в  данном  случае  какой?)  чередо-

вать с другими, уже знакомыми детям.

Теперь, составляя поручения с новыми словами, надо

включить в них названия предметов, их величины и цвета.

При этом составляются сразу два поручения со словами,

как   бы   противоположными   по   значению,   например:

Принеси   большой   мяч.  —  Принеси   маленький   мяч.   Дай

маленький мяч.  —  Возьми большой мяч.  Наряду с этим

нужно   давать   поручения,   незначительно   отличающиеся

друг от друга:  Дай большой шар.  —  Дай большие шары.

Возьми красный мяч. — Возьми красные мячи.

1

 Так же обстоит и с вопросами, касающимися определения цвета:

Какой по цвету — красный или зеленый?
188

Грамматические   На   втором   году   обучения   больше   внима-

обобщения  

ния

  уделяется   формированию   обобщений,

связанных с изменением грамматической формы слов.

Основные   темы   занятий   на   втором   году   обучения

связаны с усвоением глагола. Еще в прошлом году дети

познакомились   с   глаголом   в   повелительной   форме.

На втором году обучения расширяется количество глаго-

лов,   которые   дети   усваивают   в   повелительной   форме.

Увеличивается   и   число   существительных,   которые   дети

усваивают   в   словосочетаниях   с   глаголами.   Появляется

возможность сопоставлять ее с другими формами глаго-

ла (в изъявительном наклонении).

Нельзя   утверждать,   что  ребенок   усвоил  повелитель-

ную форму глагола только на том основании, что он этой

формой   пользуется.   Лишь   тогда,   когда   дети   научатся

свободно различать обе формы глаголов и правильно их

употреблять, можно говорить, что они их усвоили.

Повседневное   использование   определенной   группы

глаголов   в   непосредственном   общении   и   во   время   спе-

циальных  игр  в «поручения»  обеспечивает закрепление

этих грамматических форм. Очень важно, чтобы поруче-

ния   давались  в  системе.   Так,   например,   полезно   давать

разные и вместе с тем сходные поручения, используя для

этого различные глаголы:  Покажи куклу. Возьми куклу.

Покачай   куклу.  Каждое   поручение   должно   быть   на   от-

дельной карточке. И так же строятся поручения, где один

и тот же глагол сочетается с разными существительными:

Принеси мяч (машину, чашку, шапку, лейку и т. д.).

Как только дети усвоят значение глаголов и смогут их

самостоятельно проговаривать хотя бы дактильно и даже

заглядывая в табличку, упражнения в выполнении пору-

чений рекомендуется проводить в форме игры «Малень-

кий учитель».

В программе перечислены двенадцать глаголов, с ко-

торыми   дети   должны   познакомиться   в   изъявительном

наклонении.   Но   речь   идет   не   только   о   том,   чтобы   дети

запомнили   двенадцать   глаголов   в   форме   настоящего

времени, как это было на первом году обучения. Теперь

У детей следует сформировать элементарное грамматиче-

ское обобщение. Надо обратить их внимание на то, что

форма слова меняется в зависимости от того, включено

ли оно в поручение или этим словом нужно выразить вы-

полняемое или уже выполненное действие. При этом дети

189

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

должны   запомнить   наиболее   обиходные   глаголы   в   раз-

нообразных формах. Это тем более сложно, что оконча-

ния   у   глаголов   настоящего   времени   из   двенадцати   ука-

занных в программе разные  (-епг, -ит).  Кроме того, три

глагола — исключения (есть, пьет, смеется).

Для   успешного  проведения   этой  сложной  работы  ре-

комендуем   систему   игр,   упражнений   и   занятий   на   за-

крепление двух форм глагола.

Работа   над   грамматическими   обобщениями   может

осуществляться лишь в отношении глаголов, лексическое

значение которых прочно усвоено детьми. Первые упраж-

нения в употреблении глаголов изъявительного наклоне-

ния — это составление предложений-подписей к фотогра-

фиям,  на  которых  изображены дети  данной группы,  вы-

полняющие различные действия. Эти предложения мо-

гут быть, например, такими: Оля кормит куклу. Толя ве-

зет коляску и т. д.

Далее дети составляют предложения по иллюстраци-

ям, где разные действующие лица выполняют одни и те

же действия, например: мальчик ест, бабушка ест, птичка

ест и т. д.

Полученные   детьми   знания   закрепляются   в   играх

«Кто первый?», «Угадай: что делает?», лото. «Вертоли-

на».   После   этого   детей  учат   составлять   подписи   к   кар-

тинкам и фотографиям из отдельных слов, написанных на

табличках. Наконец, дети самостоятельно читают книж-

ки-самоделки,   где   имеются   подписи   к   иллюстрациям,

включающие усвоенные глаголы '.

Мы рекомендуем повесить в группе таблицу, которая

позволяет им справиться относительно нужной им формы

глагола. Приводим образец такой справочной таблицы:

I. Поручения:  Сядь! Иди! Прыгай!   Беги! Стой!

Ешь! Пей! Спи! Убери! Вымой! Вытри! Играй! Рисуй!

Читай! Считай!

II. Что делает?   Сидит, идет, прыгает, бежит, сто

ит,   ест,   пьет,   спит,   убирает,  моет,  вытирает,  играет,

рисует, читает, считает

2

.

Обиходные   глаголы   повелительного   наклонения   дети

усваивают в непосредственном общении. Трудность со-

1

Подробно об этом см. в главе VI.

2

Глаголы в повелительной форме желательно писать с воскли

цательным знаком, а   при дактилировании — чертить   этот   знак   в-

воздухе.
190

стоит в переводе из одной формы в другую, когда такай

необходимость возникает в связи с занятиями по обуче-

нию описательно-повествовательной речи.

Проще обстоит дело с усвоением формы глагола про-

шедшего времени. Это обобщение дается на ограничен-

ном числе глаголов, которые чаще всего употребляются

в общении именно в этой форме:  забыл, устал, упал, уда-

рил, плакал. Дети должны знать, что глаголы эти исполь-

зуются по-разному в зависимости от того, идет ли речь

о мальчике или девочке, об одном ребенке или о многих.

В связи с этим дети дают объяснения типа  Упала — по-

тому что Ира. Устали — потому что Оля и Катя и т. д.

Обе   темы   тесно   связаны   с   изучением   третьей,   также

посвященной  употреблению  глаголов.   Это  усвоение   сло-

восочетаний с глаголами, требующими прямого дополне-

ния.   Работа   начинается   еще   на   первом   году   обучения.

Сейчас она проводится аналогично. Таблицы с глагола-

ми,   требующими   винительного   падежа,   пополняются

новыми   словами,   указанными   в   программе.   Теперь   (для

сознательного   словоизменения)   становится   возможным

спрашивать у детей, почему известные им слова  (ложка,

елка  и   т.   д.)   меняют   окончание   в   предложениях.   Ответ

включает   ссылку   на   соответствующий   глагол.   Для

справок   вывешивается   таблица   глаголов,   требующих

прямого  дополнения.  Важно научить детей  пользоваться

таблицей. Четырехлетняя девочка объясняла мальчику

из своей группы, что следует сказать  катай куклу,  а не

катай кукла. При этом она указывала в таблице на гла-

гол  катай  и  окончание  у  в  слове  куклу.  Использование

таблицы умножает опыт и ускоряет усвоение  словосоче-

таний   глаголов   с   существительными.   Приводим   образец

таблицы:

Что?

Дай

Возьми

Принеси 

Нарисуй 

Слепи 

Вырежь

(

Кроме того, дети должны уяснить форму настоящего 

времени еще нескольких глаголов, которые при общении

Окончания следует выделить цветом. По аналогии педагог сам 

[тавляет подобные таблицы.

191

Что?

булку

воду

машин

у

зайк

Ешь 

Пей 

Ката

й 

куклу

мишк

у

грушу

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

С Детьми не употребляются В повелительной форме.

К ним относятся глаголы  плачет, смеется, разговаривает,

дерется.  (Для   этого   используются   разнообразные   иллю-

страции с подписями.)

Последняя тема второго года обучения — работа над

изменениями   окончаний   существительных   в   словосоче-

таниях со словами  есть, нет.  Разумеется, что еще до про-

ведения  специального занятия   дети  в  обиходе  уже  стал-

кивались   с   такими   словосочетаниями.   Чтобы   подвести

детей  к  обобщению,  рекомендуется  несколько  раз  поиг-

рать в игры  «Чего нет?», «Кого нет?».  Педагог отбирает

несколько имен существительных одинакового рода и ор-

ганизует   игры.   Проиграв   несколько   раз   в  эту   игру,   дети

начинают   правильно   пользоваться   словосочетаниями

есть Вова, есть Оля, но нет Вовы, нет Оли.  Дети должны

объяснить:  Вовы,  т. е. окончание  ы—потому что  Вовы

нет; Вовы — потому что Вова есть. Во время игр исполь-

зуется разнообразный материал—игрушки, посуда, одеж-

да. Сознательное усвоение детьми окончаний родительного

падежа (сознательное в том смысле, что дети понимают,

что изменения связаны со словом нет) пока еще сочетается

с механическим запоминанием падежных окончаний без

установления   зависимости   этого   окончания   от   рода

существительного  (нет   шапки,  но  нет   шарфа).  Дети

должны   запомнить   форму   родительного   падежа   новых

слов в пределах того объема, который используется ими в

играх и упражнениях. Полезно провести беседу   по   двум

картинкам (см. рис. И), сравнивая, что есть на одной и

чего нет на другой.

Рекомендуется повесить в группе полотно с основны-

ми   падежными   вопросами.   Под   каждым   вопросом   при-

крепляются   карманы,   в   которые   опускаются   все   сооб-

щаемые детям слова. Так, например, если в связи с чте-

нием   сказки   дети   узнали   новые   слова  (дедушка,   репа,

вкусная),  педагог   при   участии   детей   раскладывает   эти

слова в соответствующие карманы. Слово  дедушка  пря-

чут в карман, над которым стоит вопрос кто?, над словом

репа  —  что?,  над словом  вкусная  (каша)—какая?  Перио-

дически,   по   мере   накопления   слов,   проводятся   игры,   в

процессе   которых  они  распределяются   по вопросам.

С этой целью используются все те же игры на классифи-

кацию,   которые   рекомендуются   для   закрепления   слов.

Таким образом, каждое вновь усвоенное слово сразу по-

192

Рис. 11. Образец иллюстрации для составления предложений со 

словами есть — нет.

падает в какую-то знакомую детям группу грамматически

сходных   слов;   в   результате   они   постепенно   подготавли-

ваются к выполнению следующей темы: «Распределить

не менее ста усвоенных слов по падежным вопросам». Это

упражнение осуществляется по тому же типу, что и лю-

бая   классификация.   Готовые,   написанные   на   табличках

слова, дети раскладывают по рубрикам. Сначала эта ра-

бота осуществляется фронтально. Детям раздается по три-

четыре   таблички   со   словами,   относящимися   к   разным

грамматическим категориям. Двое детей подходят к таб-

лице и ставят имеющиеся у них слова к соответствующим

вопросам. Для того чтобы занятие проходило живее, ак-

тивнее, ему нужно придать характер соревнования; при

этом следует привлекать внимание остальных детей к то-

му, как выполняется задание вызванными учащимися.

Необходимо следить, чтобы это распределение слов

не происходило механически. Так, например, после отне-

сения слова  ворона  к вопросу  кто?  ребенка следует спро-

сить:  Ты видел ворону? Какая ворона по цвету? Ворона

большая? Где ты видел ворону? Кто больше — ворона

или воробей? и т. д.

13   Б. Д. Корсунская

193

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Разумеется, не обязательно задавать именно эти воп-

росы;   важен   принцип:   учить   детей   оперировать   словом-

образом, а не отвлеченными словами, быть уверенным

в   том,   что   за   каждым   словом   у   них   имеется   реальный

чувственный образ.

После   того   как   дети   научатся   легко   выполнять   уп-

ражнения   на   фронтальных   занятиях,   можно   придать

заданиям более индивидуальный характер.

Педагог раздает детям конверты, в которых   содер-

жатся таблички, где вопросы написаны красным цветом; 

черным карандашом написаны   слова,   относящиеся   к 

разным грамматическим категориям. В каждом конверте 

по 10—15 слов. Слова в каждом конверте разные.   Дети 

раскладывают эти слова по вопросам. Затем устраивается 

взаимный контроль: дети проверяют, как распределены  

слова  у товарищей;   педагог   осуществляет  общую 

проверку. После этого дети меняются конвертами. Одни и 

те же конверты могут быть  использованы  на   многих 

занятиях, что практически обеспечивает соотнесение многих

слов с вопросами.

'И   ГОД    ОБУЧЕНИЯ

'К теме «Люди, окружающие детей» снова 

возвращаются на третьем году обучения. На   

этот   раз   работа  по теме   связана с 

изучением труда окружающих ребенка людей: педагога, 

воспитательницы, няни, родителей. В группе вывешиваются 

фотографии с подписями: Тетя Валяучительница. Тетя 

Люда — воспитательница.  Тетя Ира — няня. Большое 

значение для успешного проведения этих занятий имеет 

подготовка, которая осуществляется педагогом ежедневно 

перед началом занятия  в течение  двух-трех месяцев. 

Подготовка идет в форме диалога и носит примерно такой 

характер:

Что мы  будем  делать? — спрашивает  педагог,   при

этом он учит детей отвечать. Дети отвечают: Мы  будем

учиться. Педагог: Кто будет учить? Дети: Вы.   Педагог:

Верно. И далее в  зависимости  от  содержания  занятия

педагог продолжает: Сегодня я буду учить   вас  читать

(говорить, рассказывать,  выполнять поручения) и т. д.

Кроме того, периодически должны происходить перекре-

стные опросы детей сурдопедагогом и воспитателем. 194

Приведем пример.

Сурдопедагог.   Что вы  вчера  вечером  делали? 

Дети. Рисовали (лепили, клеили, убирали). 

Сурдопедагог. Кто учил вас рисовать?  Дети. 

Тетя Люда.

Воспитатель.  Что вы делали утром? 

Дети. Учились. Воспитатель. Кто вас

учил? Дети. Тетя Валя.

Воспитатель. Чему учила тетя Валя? Дети. Читать 

(считать, говорить). При работе  над   словами,   

обозначающими  родовые понятия  (следующая тема), 

нужно помочь детям выделить общие признаки .предметов,

т. е. то, что позволяет их объединить в одну группу, 

например: можно  надевать... (одежда); можно ездить... 

(транспорт). И при классификации предметов 

рекомендуется, где возможно, каждый раз  спрашивать 

детей:   Почему ты   думаешь,   что это одежда? 

(посуда, игрушки и т. д.). Ответ должен  быть таким:     

Потому      что     можно     надевать      (играть, ездить и т. 

д.).

Там, где такое объяснение невозможно, вопрос подобного

рода ставить не надо; следует ограничиться лишь 

вопросом   что  это?  и  перечислением   соответствующих 

частных понятий, объединенных обобщающим словом, на-

пример: фрукты, овощи, ягоды. С другой стороны, необхо-

димо учить детей находить в предметах такие признаки, 

благодаря которым они называются по-разному. Так, на-

пример, кукла — игрушка и мяч — игрушка, но предметы 

эти различные и поэтому называются по-разному. Дети это 

легко усваивают, если давать пояснения на примерах: Ты

мальчик, но ты — Вова. Он — тоже мальчик, но он — 

Толя.

Обучая   классификации  предметов,  детей   подводят

к пониманию значения  обобщающих  слов   (посуда,  иг

рушки, цветы), не всегда можно выделить общий признак,

позволяющий отнести предмет к тому или иному классу

понятий.   Следует учесть,   что   некоторые   общие  слова

Даются ребенку раньше, чем названия объектов, входя

щих в данную группу. Например, слова дерево(ья), цве-

ток(ы), птица(ы) дети узнают раньше, чем слова дуб,

роза, воробей. А такие обобщающие слова,  как посуда,

игрушки, фрукты, овощи, одежда, животные и  т. д.,  на-

13*

195

Лексические

обобщения

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  11  12  13  14   ..