Стратегия социально-экономического развития Лениногорского муниципального района на 2016–2021 гг. и до 2030 года - часть 3

 

  Главная      Учебники - Разные     Стратегия социально-экономического развития Лениногорского муниципального района на 2016–2021 гг. и до 2030 года

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     1      2      3      4      ..

 

 

Стратегия социально-экономического развития Лениногорского муниципального района на 2016–2021 гг. и до 2030 года - часть 3

 

 

33 

Спорт 

Количество  населения,  систематически  занимающегося  физической  культурой  и 

спортом в районе, растет: в 2015 году составляет 37,3% (31775 занимающихся) . Детей от 

7 до 14 лет 45,9 % (10473 детей), молодежи от 15-30 лет - 42,2 % (4092 студента), среди 

предприятий и организаций – 14367 человека, что составляет 18%.  

В  2015  году  был  произведён  капитальный  ремонт  спортивного  комплекса 

«Юность».  На  базе  спортивного  сооружения  проводятся  тренировки  по  мини  футболу, 

проходят  учебно  –  тренировочные  занятия  у  хоккейного  клуба  «Нефтяник»,  а  также  у 

других  спортивных  школ  города.  Также  в  спортивном  комплексе  «Юность»  проходят 

различные  республиканские  и  всероссийские  соревнования.  На  сегодняшний  день  в 

данном спортивном комплексе занимаются более четырёх тысяч человек. 

В  городе  создана  и  активно  работает  местная  общественная  организация 

Федерация  футбола  города  Лениногорска  Республики  Татарстан  со  статусом 

юридического лица.  Ее основными задачами являются развитие и популяризация футбола 

в городе и районе.  Ежегодно проводятся Чемпионаты и первенства  по футболу, футзалу, 

мини-футболу среди юношей и девушек различных возрастных категорий.  

Учащиеся школ принимают активное участие в  Спартакиаде учащихся Республики 

Татарстан    по  видам    спорта,  городской  Спартакиаде  среди  общеобразовательных  школ, 

так  же  во  всех  городских  спортивно-массовых  мероприятиях.    Количество  учащихся 

школ, занимающихся в спортивных школах, секциях и клубах составляет 70%  от общего 

количества  школьников.  Также  школьники  активно  участвуют  в  выполнении 

всероссийского  физкультурно  –  спортивного  комплекса  «Готов  к  труду  и  обороне».  За 

2015  год  более  1000  учащихся  общеобразовательных  учреждений  приняли  участие  в 

мероприятиях  приуроченных  к  реализации  комплекса  «ГТО»  на  территории 

Лениногорского муниципального района.  

Проводится  работа  по  формированию  системы  развития  студенческого  спорта  по 

следующим  направлениям:  внедрение  современных  спортивно-оздоровительных 

технологий,  предоставление  студентам  возможности  участвовать  в  соревновательной 

деятельности и популяризация физической культуры,  спорта и здорового образа жизни.  

Количество студентов, занимающихся физической культурой и спортом, в учебных 

заведениях составляет 47% от общего количества студентов.  

Наиболее  положительными  формами  привлечения  населения  к  занятиям 

физической  культуры  и  спортом  стали  традиционно  проводимые  в  городе  такие 

мероприятия  как  «Лыжня  России»,  «Кросс  Наций»  и  традиционная  легкоатлетическая 

первомайская  эстафета.  Также  в  Лениногорском  муниципальном  районе  проходит 

34 

ежегодная Спартакиада города среди предприятий, организаций и  учебных заведений. В 

целях  повышения  охвата  занимающихся    физической  культурой  и  удовлетворения 

запросов населения   в городе и районе работают тренажерные залы, игровые спортивные 

залы, футбольные поля,  бассейн, прокат лыж, коньков и другое.  

Вместе с тем, в Лениногорском муниципальном районе ощущается недостаточное 

количество  спортивных  объектов,  так  пропускная  способность  спортивных  сооружений 

составила  1980  человек,  при  нормативной  -  1335  человек,  обеспеченность  спортивными 

залами  составляет  57  штук  (норматив-62),  плоскостными  сооружениями  -121  шт. 

(норматив-136). 

 

Ключевые проблемы в области молодежной политики

физической культуры, 

спорта,  туризма и мероприятия по их решению 

Таблица 14. 

Ключевые 

проблемы 

Задачи 

Мероприятия 

Сроки 

реализаци

и 

Ответствен

ные 

исполнител

и 

Сумма и 

источники 

финансирова

ния 

(тыс.руб.) 

Отрицател
ьная 
миграция, 
вследствие 
оттока 
молодежи  

Создание 
условий для 
сокращения 
оттока из 
района 
молодого 
населения  

Привлечение молодых 
семей к участию в 
Федеральной целевой 
программе 
«Обеспечение жильем 
молодых семей 
«Жилище» 

2016-

2020гг. 

Управление 
по делам 
молодежи, 
спорту и 
туризму ИК 
МО «ЛМР» 

Бюджет РФ 
4256,154 

 

Строительство 
и 
реконструкция 
спортивных 
объектов 

Строительство 
ледового 

дворца 

спорта 

2016-

2017гг. 

ИК МО 

«ЛМР» 

Бюджет РТ, 

внебюджетны

е средства: 

450 000,00 

 

 

Реконструкция 
существующего 
ледового 

дворца 

спорта 

в 

универсальный 
спортивный комплекс 

2016-

2017гг. 

ИК МО 

«ЛМР» 

Бюджет РТ, 

внебюджетны

е средства: 

150 000,00 

 

 

Реконструкция 
лыжного трамплина 

ИК МО 

«ЛМР» 

Бюджет РТ, 

Местный 

бюджет, 

внебюджетны

е средства 

 

 

Подготовка 
ходатайства 

к 

руководству 

2016г. 

ИК МО 

«ЛМР» 

35 

Республики  и  ПАО 
«Татнефть» 

о 

включении 

в 

планируемые 
бюджеты 
мероприятий 

по 

строительству 
закрытого 
общедоступного 
бассейна,  в  том  числе 
для 

детей 

с 

особенностями 
развития 

в 

г. 

Лениногорске 

 

 

Укрепление 
материально-
технической 

базы 

детских 
оздоровительных 
лагерей: 

«Дружба», 

«Олимпия» 

2016-

2030гг. 

Управление 
по делам 
молодежи, 
спорту и 
туризму ИК 
МО «ЛМР» 

Местный 

бюджет: 

800,00 

Пассивност
ь 
молодежи 
в 
обществен
ной  жизни 
города 

и 

района 

Совершенствов
ание 

сферы 

муниципальной  
молодежной 
политики 

Внесение 
предложений 

Главе 

МО 

«ЛМР» 

о 

грантовой  поддержке 
эффективных 
молодежных  СОНКО 
города и района. 
В 

целях 

развития 

волонтерских  клубов 
проведение  конкурсов 
«Лучший 

волонтер 

года».  
Подведение 

итогов 

волонтерского 
движения 

учебных 

заведений. 
Работа 

городского 

Совета 
старшеклассников, 
филиала  СДО  ДРД  г. 
Лениногорск, 
городского 
студенческого Совета, 
Лениногорского 
молодежного 
парламента, 
молодежного 
формирования 

по 

охране общественного 
порядка «Форпост». 
 

2016-

2030гг. 

Управление 
по делам 
молодежи, 
спорту и 
туризму ИК 
МО «ЛМР» 

Местный 

бюджет: 

450,00 

36 

 

Развитие 
просветительск
ой  работы  и 
системы 
неформального 
образования 
молодежи 

Организация  круглых 
столов, семинаров для 
молодежи 

с 

представителями 
различных ведомств 

2016-

2030гг. 

Управление 
по делам 
молодежи, 
спорту и 
туризму ИК 
МО «ЛМР» 

 

4.6 Занятость и социальная защита 

На  01.01.2016  год  численность  населения  в  трудоспособном  возрасте  составляла 

48,7 тысяч человек, численность экономически активного населения – 41.8 тысяч человек. 

Из    занятых  в  экономике  39,3  тысяч  человек,  работают  на    крупных  и  средних 

предприятиях  23,7  тысяч  человек,  малых  предприятиях  4,2  тысяч  человек,  являются 

индивидуальными предпринимателями 1,5 тысяч человек. 

Снижается  численность  работающих  в  реальном  секторе  экономики: 

промышленности,  на транспорте (2013г. - 20 911 чел., 2014г. – 20 794 чел., 2015г. – 20619 

чел.), растет доля занятых в строительстве (2013г. – 4239 чел., 2014г. – 4401 чел., 2015г. – 

4521 чел.) торговле (2013г. – 112 чел., 2014г. – 479 чел., 2015г. – 503 чел.). 

Анализ показывает, что значительное количество граждан заняты на неформальном 

рынке  труда.  Так  в  2015  году  по  итогам  работы  Межведомственной  комиссии    по 

повышению  уровня  жизни  и  легализации  доходов  оформили  по  закону    трудовые 

отношения с работодателями 1 375 работников. 

Уровень регистрируемой безработицы в конце 2015 года составил 0,67%. 

Одним  из  показателей,  характеризующим  ситуацию  на  рынке  труда,  является 

количество граждан, обратившихся в службу занятости.  В   2015 году в Центр занятости 

населения  города  Лениногорска  обратились  3166  человек    ищущих  работу,  а  также 

желающих  получить  консультации  по  вопросам  обеспечения  занятости  населения, 

трудовых и социальных гарантий, что на 2803 человек меньше, чем в 2014 году.  

В  структуре  безработных  граждан  доля  женщин    к  началу  2016  года    составила 

63,8%. Удельный  вес безработных граждан среди молодежи в возрасте 16-29 лет  в 2015 

году    25,5%.    Основными  причинами  незанятости  молодежи  являются,  прежде  всего, 

несоответствие 

полученных 

профессий 

спросу 

рынка 

труда, 

их 

низкая 

конкурентоспособность при трудоустройстве, отсутствие навыков самопрезентации.  

Увеличилось в составе безработных число граждан, имеющих высшее и начальное 

профессиональное образование (25,1% в 2014 году, 35,8%  в 2015 году). 

Профессиональный  состав  безработных  граждан  показывает,  что  основные 

профессии, составляющие предложение рабочей силы на рынке труда, мало изменились за 

37 

последние несколько лет. Среди представителей рабочих профессий наиболее массовыми 

в  составе  безработных  граждан  являются  грузчики,  кассиры,  дворники,  контролеры, 

младшие  воспитатели,  операторы  котельной,  операторы  ЭВМ,  охранники,  повара,  

продавцы,    сторожи,  уборщики.  Среди  должностей  служащих  –  администраторы, 

бухгалтеры,  воспитатели,  делопроизводители,  инженеры,  менеджеры,  экономисты, 

юристы.  

В  среднем  по  Лениногорскому  муниципальному  району  период  трудоустройства 

безработных  граждан    в  2015  году  составил  3,7  месяца.  В  течение  первых  3  месяцев  

трудоустраиваются 47% безработных граждан, ищут  работу более года 3% безработных 

граждан.  

Как  показывает  статистика,  в  Центр  занятости  населения  г.Лениногорска 

обращается  большое  количество  безработных  граждан,    которым  не    всегда  удается    в 

короткое  время  найти  подходящее  рабочее  место.  Это  и    выпускники    школ,  и  

выпускники  высших  и  средних  профессиональных  учебных  заведений,    граждане,  с 

длительным  перерывом  в  работе,  инвалиды,  граждане,  уволенные  из  вооруженных  сил, 

освободившиеся  из  ИТУ.  Эти  категории  граждан  пользуются  правом  в  приоритетном 

порядке пройти переобучение по направлению службы занятости. 

Особое внимание при обучении уделяется рабочим специальностям в связи с тем, 

что  в  банке  вакансий  работодателями  заявлена  потребность,  прежде  всего,  в  кадрах 

рабочих  профессий  (строители,  транспорт,  обслуживание  транспорта,  торговля, 

общественное питание, бытовое обслуживание, жилищно-коммунальное хозяйство).  

В 2015 году  были направлены на переобучение 167 безработных граждан, из них: 

• 

Женщины – 92 человек, 

• 

Граждане,  впервые  ищущие  работу  –  10  человек,  из  них  не  имеющие 

профессии – 4 человек, 

• 

Граждане, относящиеся к категории инвалидов – 10 человек, 

• 

Освобожденные  из  учреждений,  исполняющих  наказание  в  виде  лишения 

свободы – 2 человека, 

• 

Длительно безработные граждане – 26 человека, 

• 

Жители сельской местности – 25 человек. 

 

По социальной защите: 

В районе действуют: 

 

ГАУСО  «Реабилитационный  центр    для  детей  и  подростков  с  ограниченными 

возможностями  МТЗ  и  СЗ  РТ  «Алый  парус»,    Основное  направление  деятельности: 

38 

предоставление социальных услуг  детям – инвалидам от 0 до 18 лет по устранению или 

компенсации  функциональной  и  социальной недостаточности,  обеспечение  максимально 

полной социальной адаптации и интеграции детей  – инвалидов в общественно-полезную 

среду; 

 

ГАУСО  «Лениногорский  дом-интернат  для  престарелых  и  инвалидов».  

Учреждение предоставляет круглосуточно услуги самым разным категориям престарелых 

людей и инвалидов.   

 

Государственное 

автономное 

учреждение 

социального 

обслуживания 

«Комплексный  центр  социального  обслуживания  населения  «Исток-Башлангыч» 

Министерства  труда,  занятости  и  социальной  защиты  Республики  Татарстан  в 

Лениногорском  муниципальном районе».  Центр  оказывает социальное обслуживание и 

социальную  поддержку  гражданам  пожилого  возраста  и  инвалидам,  семьям  и  детям, 

находящимся  в  социально-опасном  положении,    а  также  гражданам,  находящихся  в 

трудной жизненной ситуации.  

 

Ключевые проблемы в области занятости, социальной защиты населения  

и мероприятия по их решению 

Таблица 15. 

Ключевые 

проблемы 

Задачи 

Мероприятия 

Сроки 

реализаци

и 

Ответствен

ные 

исполнител

и 

Сумма и 

источники 

финансирова

ния 

(тыс.руб.) 

Дефицит 
квалифици
рованных 
рабочих  и 
технически
х 
специалист
ов, 
увеличение 
количества 
безработны
х имеющих 
высшее, 
начальное 
профессио
нальное 
образовани
е 

Подготовка 
кадров 
востребованны
х  экономикой 
Лениногорског
о 
муниципальног
о района 

Развитие 

системы 

дополнительного 
образования, 
переподготовки 
рабочих 

2016-

2030гг. 

 

Центр 

занятости 

населения, 

Лениногорск

ий нефтяной 

техникум, 

Лениногорск

ий 

политехниче

ский 

колледж 

Внебюджетн

ые средства 

Наличие 
неформаль

Повышение 
уровня доходов 

 

 

 

 

39 

ной 
занятости 
населения 

населения 

 

 

Межведомственные 
мероприятия  с  целью 
снижения 

не 

формального 

рынка 

труда,  не  допущения 
задержек  в  выплате 
заработной платы 

2016-

2030гг. 

ИК 

МО 

ЛМР 

 

 

Разъяснительная 
работа 

среди 

руководителей  малого 
и среднего бизнеса по 
вопросам 

выплат 

заработной  платы  не 
ниже МРОТ 

2016-

2030гг. 

ИК 

МО 

ЛМР 

 

 

Обсуждение  вопросов 
повышения 

уровня 

доходов  населения  на 
общественном  совете 
при 

Главе 

Лениногорского 
муниципального 
района 

2016-

2030гг. 

ИК МО 

ЛМР 

 

 

Проведение 
разъяснительной 
работы  по  вопросам 
соблюдения 
работодателями 
трудового 
законодательства, 

в 

том 

числе 

в 

образовательных 
учреждениях 

2016-

2030гг. 

ИК МО 
ЛМР, ЦЗН 

 

 

Реализация 

на 

территории 
Лениногорского 
муниципального 
района 
государственной 
программы 
"Содействия 
занятости  населения 
Республики 
Татарстан" 

2016-

2030гг. 

ИК МО 
ЛМР, ЦЗН 

Недостаточ
ная 
социальная 
поддержка 
семей 

с 

детьми 

Повышение 
адресности  мер 
социальной 
поддержки 
семей с детьми 

Организация  шефства  
над 

семьями, 

находящимися 

в 

социально 

опасном 

положении 

2016-

2030гг. 

Совет МО 

«ЛМР», 

ИКМО 

«ЛМР» 

40 

 

 

Участие 

в 

государственной 
программе 
"Социальная 
поддержка 

граждан 

Республики 
Татарстан"  

2016-

2020гг 

отдел 

социальной 

защиты 

МТСЗ РТ в 

ЛМР 

 

 

Привлечение  средств 
в  благотворительный 
фонд «ЛМР» 

2016-

2021гг. 

Совет МО 

«ЛМР», 

ИКМО 

«ЛМР» 

 

5.

 

Пространство. 

Главными составляющими пространства жизнедеятельности человека являются:  

- пространство ресурсного обеспечения жизнедеятельности человека – пространство 

воды, воздуха, полезных ископаемых, лесных и сельскохозяйственных угодий; 

- пространство частной жизни – индивидуальное пространство дома, жилой ячейки, 

тесно связанное с жизнью каждого конкретного человека; 

-транспортно-коммуникационное 

пространство, 

которое 

обеспечивает 

взаимодействие  людей,  обмен  информацией  и  физическими  продуктами,  создание  и 

поддержку социальных ячеек, общностей на всех уровнях: от семейного до глобального; 

-  пространство  коллективной  деятельности  –  пространство,  где  ведется  семейная, 

досуговая деятельность. 

5.1 Территория. 

Территория  Лениногорского  муниципального  района  составляет  –  1843,22  кв.км.; 

население  на  начало  2016  года  –  85  297  человек.  Административное  устройство 

Лениногорского  муниципального  района  представлено  одним  городским  поселением 

(город республиканского назначения) и 24 сельскими поселениями, включающими в себя 

68 населенных пунктов. 

Плотность населения Лениногорского муниципального района составила 46,3 чел. на 

1  кв.км.  (среднереспубликанский  показатель  56,6  чел.  на  кв.км.).  Доля  городского 

населения составляет 74,6% от населения всего района. 

Земельный  фонд  Лениногорского  муниципального  района  представлен  землями 

сельскохозяйственного назначения, лесного фондов, населенных пунктов, землями особо 

охраняемых  территорий  и  объектов,  а  также  землями  промышленности,  энергетики, 

транспорта,  связи,  радиовещания,  телевидения,  информатики,  землями  иного 

специального  назначения.  На  сельскохозяйственные  угодья  приходится  55,5%  от  общей 

площади района (102,33 тыс.га). 

41 

5.2 Транспортно-коммуникационный каркас. 

Транспортно-коммуникационный  каркас  Лениногорского  муниципального  района 

образован  железной  дорогой  и  автомобильными  дорогами  регионального  или 

межмуниципального  значения,  которые  составляют  планировочные  оси,  на  пересечении 

которых располагаются транспортные узлы. Планировочное начертание дорожной сети и 

система  расселения  сложились  исторически  с  учетом  природно-географических, 

геополитических, социально-экономических и других факторов.  

По  территории  Лениногорского  муниципального  района  проходит  участок 

автомобильной  дороги  федерального  значения  Р-239  Казань  –  Оренбург  –  Акбулак-

граница с Республикой Казахстан, протяженностью 1,26 км, II категории.  

С  севера  на  юг  район  пересекает  участок  «Агрыз  –  Круглое  Поле-  Акбаш» 

Куйбышевской  железной  дороги,  железнодорожная  станция  «Письмянка».  Пропускная 

способность  станции  Письмянка  на  поездах  дальнего  следования  и  пригородного 

сообщения  составляет  около  2000    пассажиров  ежемесячно,  при  этом  на    пассажирских 

поездах  дальнего  следования  отправляются  в  среднем  180  пассажиров.  В  2015  году 

грузооборот составил - погрузка 247 вагонов (23 268 тонн), выгрузка 2 663 вагона (142855 

тонн).  Основные получатели грузов: Лениногорская база «УТНС» ПАО «Татнефть», ОАО 

«Лениногорский 

завод 

железобетонных 

изделий, 

ООО 

«ЖБИ-строй», 

ООО 

«Нефтепромсервис»,  ООО    «МетТорг»,  ООО  «ГК  Втормет».  Получаемые  грузы-  трубы, 

щебень, цемент из регионов России. 

В  20  км  к  востоку  от  г.Лениногорска  на  территории  Бугульминского  района 

располагается  аэропорт  «Бугульма».    Дорожная  сеть  Лениногорского  района,  как  и  в 

целом  в  юго-восточной  части  Республики  Татарстан,  относительно  высокоплотная. 

Основными планировочными осями района являются: 

 -участок «Агрыз – Акбаш» Куйбышевской железной дороги;  

-автомобильная дорога «Альметьевск – Лениногорск»; 

-автомобильная дорога «Бугульма – Лениногорск»; 

 -автомобильная дорога «Лениногорск – Азнакаево»;  

- автомобильная дорога «Лениногорск – Черемшан»; 

 -автомобильная  дорога  «Старое  Шугурово  –  Зеленая  Роща  –  Клявлино», 

обеспечивающая связь с Самарской областью.  

Расстояние до ближайших городов: 

 

Бугульма – 23,7 км.; 

 

Альметьевск – 53 км.; 

 

Октябрьский – 79 км.; 

42 

 

Нижнекамск – 153 км.; 

 

Набережные Челны – 159 км.; 

 

Уфа – 265 км.; 

 

Самара – 271 км.; 

 

Тольятти – 312 км.; 

 

Казань – 315 км.; 

 

Ижевск –338 км.; 

 

Ульяновск – 390 км. 

На пересечении основных транспортных магистралей, вдоль основных транспортно-

коммуникационных осей расположены наиболее плотно заселенные поселения.  

Протяженность  автомобильных  дорог  регионального  и  межмуниципального 

значения,  в  границах  Лениногорского  муниципального  района  на  1  января  2016  года, 

составляет 401 км., в том числе с асфальтобетонным покрытием – 357,8 км.. с переходным 

типом покрытия – 43,2 км.  

Из  всех  дорог  общего  пользования  (регионального  значения)  муниципального 

района  имеют:  –  асфальтобетонное  покрытие  –  89%;  –  переходное  покрытие  (щебень)  – 

11%. 

 Строительство  скоростной  автомагистрали  «Европа  -  Западный  Китай»,  которая  в 

том  числе  будет  проходить  по  территории  Лениногорского  муниципального  района,  не 

только  поднимает  на  более  качественный  уровень  транспортное  сообщение,  но  и  может 

способствовать  развитию  транспортно-логистической  инфраструктуры  и  придорожного 

сервиса вдоль автомагистрали.   

 В  настоящее  время  состояние  местных  автомобильных  дорог      не  обеспечивают 

требуемую 

доступность 

для 

пассажирских 

и 

грузовых 

перевозок 

на   

внутримуниципальном  уровне.    Для    развития  экономики  Лениногорского 

муниципального района необходимо проведение комплекса мероприятий, включающих в 

себя соединение всех населенных пунктов автомобильными дорогами с круглогодичным 

сообщением. 

 

5.3 Транспорт.

 

Количество транспорта в Лениногорском муниципальном районе неуклонно растет. 

Уровень  автомобилизации  населения  считается  одним  из  важных  показателей 

благосостояния  населения.  Повышение  уровня  автомобилизации  населения  приводит  к 

значительному изменению общественной инфраструктуры,  увеличению мобильности   и 

улучшению  экономического  положения  людей.  К  негативным  сторонам  следует  отнести 

43 

влияние  на  экологическое  состояние  городской  среды,  загромождение  улиц  стоящими 

автомобилями. 

По  данным  таблицы    выявляется  тенденция  увеличения  количества  транспортных 

средств  в  личной  собственности,  зарегистрированных  в  Лениногорском  муниципальном 

районе.  Обеспеченность  населения  автомобилями  в  личной  собственности,  включая 

легковые, грузовые автомобили и автобусы в расчете на 1000 чел. населения увеличилось 

с 265 шт. в 2013 г.

 

до 283 шт. в 2015 г. Уровень автомобилизации с 2013 г. к 2015г. возрос 

на  17 шт. в расчете на 1000  чел. населения. 

Таблица 16. 

 

2013 

2014 

2015 

Наличие автобусов организаций всех видов деятельности (на конец 
года; шт.) 

412 

451 

437 

Наличие грузовых автомобилей организаций всех видов 
деятельности, включая пикапы и фургоны на шасси легковых 
автомобилей (на конец года; шт.) 

2309 

2304 

2170 

Наличие грузовых автомобилей в личной собственности (на конец 
года; шт.) 

1627 

1650 

1681 

Наличие автобусов в личной собственности (на конец года; шт.) 

88 

89 

97 

Наличие легковых автомобилей в личной собственности (на конец 
года; шт.) 

21 110  21 781  22 354 

Всего, автотранспорт в личной собственности 

22 825  23 520  24 132 

Всего,  автотранспорт 

25 546  26 275  26 739 

Обеспеченность населения автомобилями в личной собственности, 
включая легковые, грузовые и автобусы (в расчете на 1000 чел. 
населения, на конец года, шт.) 

265 

274 

283 

Численность населения на начало года, чел. 

86182 

85786  85297 

Уровень автомобилизации, шт. на 1000 человек 

296 

306 

313 

 

Автомобилизация, наряду с, безусловно, положительным влиянием на экономику и 

социальное  развитие,  несет  в  себе  и  отрицательные  последствия,  связанные  с  большим 

числом  дорожно-транспортных  происшествий  (ДТП),  погибших  и  раненых,  огромным 

материальным ущербом. 

 

 

Таблица 17. 

Дорожно-
транспортные 
происшествия 

2011 

2012 

2013 

2014 

2015 

Всего случаев 

83 

86 

83 

75 

80 

Погибло, чел. 

12 

12 

14 

14 

11 

В  том  числе  детей  и 
подростков до 16 лет 

44 

Ранено, чел 

90 

113 

99 

85 

101 

В  том  числе  детей  и 
подростков до 16 лет 

12 

12 

10 

 

Дальнейший  рост  количества  единиц  транспорта  на  территории  города  является 

критичным.  Связано  это  с  низкой  пропускной  способностью  улиц,  отсутствием 

специальных    мест  для  парковок  автотранспорта.  Кроме  того,  свою  негативную  роль 

играет и временное хранение транспорта во дворах придомовых территорий. Это явление 

отрицательно  влияет  на  облик  дворов,  их  благоустройство,  ущемляет  интересы 

значительной  части  жителей  таких  домов  (пенсионеров,  детей),  создает  конфликтные 

ситуации. 

Для хранения личного автотранспорта на территории города организованы платные 

автостоянки.  В  настоящее  время  их  в  городе  насчитывается  11  ,  общее  количество 

машиномест в них составляет около 1800, количество свободных машиномест более 650.   

Решить проблемы загруженности улиц личным автомобильным транспортом должно 

развитие  общественного  транспорта.  Длительное  время  в  муниципальном  районе  после 

банкротства  ПАТП  общественный  транспорт      отсутствовал.  Потребности  населения  в 

перевозках начали выполнять всевозможные такси, как легальные, так и не легальные.  

В  настоящее  время  услуги  такси  оказывают  6  фирм,  общественный  транспорт  на 

территории  Лениногорского  муниципального  района  в  2016  году  представлен  3 

перевозчиками.  Однако,  их  функционирование  на  рынке  оказания  транспортных  услуг 

населению происходит довольно сложно из-за высокой конкуренции. Улучшить ситуацию 

возможно за счет повышения качества услуг со стороны транспортников и упорядочения 

такси (ликвидации нелегального такси). 

Транспортная организация ООО  «Спутник»  специализируется на междугородних и 

внутрирайонных  перевозках.  На  11  маршрутах  задействованы  15  единиц  транспорта.  Из 

них  10  автобусов  эксплуатируются  свыше  5  лет. 

 

На  территории  района  транспортным 

обслуживанием охвачены 23 сельских населенных пункта: Ромашкино, Куакбаш, Нижняя 

Чершила, Кузьминовка, Федотовка, Сугушла, Каркали, Шугурово, Зеленая Роща,, Новый 

Иштеряк,  Старое  Шугурово,  Бакирово,  Спиридоновка,  Урдала,  Карагай,  Ялтау, 

Сарабикулово, Керлигач, Урмышла, Старый Кувак, Мичурино, Новое Сережкино, Старая 

Письмянка. Отсутствует автобусное сообщение с сельскими поселениями Ивановки, Зай-

Каратая, Глазово, Мукмин-Каратая, Старого Иштеряка, Новой Чершилы. 

Междугородние    перевозки  осуществляются  в  города  Бугульма,  Альметьевск, 

Набержные Челны, Казань, Самара.    

45 

Городские  автобусные  пассажироперевозки  в  2016  году  осуществляют  2 

индивидуальных  предпринимателя  по  3  маршрутам,  всего  на  автобусных  маршрутах 

задействовано  10  автобусов.  В  2015  году  по  городским  маршрутам  было  перевезено  

1542,98 тыс. пассажиров, основная категория пассажиров – льготная. 

Планировка и масштабы города Лениногорска дают несомненные преимущества для 

развития  культуры  передвижения  пешим  ходом,  доминирования  пешехода,  внедрения 

принципа «жизнь без автомобиля», т.е. создания среды, где люди могут вообще не иметь  

личного  транспорта,  а  имеющие  –  пользоваться  им  минимально.  Это    может 

способствовать  улучшению  условий  пользования  городскими  центрами  тяготения, 

сохранению      памятников,  улучшению  экологической  обстановки,  обеспечению  условий 

отдыха населения и безопасности дорожного движения.  

Однако  если  в  центре  города  для  пешеходов  созданы  достаточно      комфортные 

условия для передвижения, то в некоторых микрорайонах города тротуары либо требуют 

реконструкции, либо вообще отсутствуют.  

Появление новых жилых застроек требует так же строительства к ним     подъездных 

путей, тротуаров – формирования улиц. 

 

Ключевые проблемы транспортно-коммуникационного пространства, 

мероприятия по их решению. 

Таблица 18. 

Ключевые 

проблемы 

Задачи 

Мероприятия 

Сроки 

реализаци

и 

Ответств

енные 

исполнит

ели 

Сумма и 

источники 

финансирова

ния, тыс. 

руб. 

Состояние 
местных 
автомобильны
х  дорог      не 
обеспечивают 
требуемую 
доступность 
для 
пассажирских 
и 

грузовых 

перевозок  на   
внутримуници
пальном 
уровне 

Обеспечени
е 
круглогодич
ной 
доступности 
населенных 
пунктов  для 
автомобиль
ного 
транспорта 

Реализация 

перечня 

мероприятий

 

по 

развитию  транспортно-
коммуникационной 
инфраструктуры  в  2016-
2030 

гг. 

(Схема 

территориального 
планирования 
Лениногорского 
муниципального 
района») 

См.табл.19   ИКМО 

«ЛМР» 

См.табл.19 

 

 

Участие 

в 

создании 

единой 

транспортной 

системы  Альметьевской 

2016-2030 

Министер
ство 
транспорт

46 

агломерации  на  основе 
автобусного  сообщения 
(Согласно 

Стратегии 

Республики 

Татарстан 

2030) 

а 

 

и 

дорожног
о 
хозяйства 
РТ, 
Исполком
ы 
муниципа
льных 
районов 
АА. 

Пропускная 
способность 
улиц 

не 

отвечает 
увеличившему
ся  количеству 
транспорта; 
  

Стимулиров
ание 
владельцев 
личного 
транспорта 
к  снижению 
использован
ия  личного 
транспорта 
в городе; 
 

Развитие  общественного 
транспорта: 
проведение 

опроса 

населения 

об 

удовлетворенности  
состоянием 
общественного 
транспорта 

в 

ЛМР; 

Открытие 

новых 

маршрутов, 
удовлетворяющих 
потребностям населения. 

До 

31.12.2016. 

 
 
 
 
 
 
 

2017 

ИКМО 
«г.Ленино
горск», 
автотранс
портные 
предприя
тия 

 

 

Благоустройство 
пространств 

для 

пешеходов: 
реконструкция, 
строительство 

новых 

тротуаров . 

2016-2030 

ИКМО 
«ЛМР» 

Местный 

бюджет, за 

счет 

дополнительн

ых доходов.  

 

 

Проведение 
мероприятий 

среди 

населения, 
прививающих  культуру 
перемещения 

пешком, 

на велосипедах. 

2016-2030 

МКУ  
«УДМС», 
СОНКО, 
СМИ. 

 

 

Привлечение инвесторов 
для  создания  оптово-
складских помещений за 
пределами  территории 
города 

2017-2018 

ИКМО 
«ЛМР» 

 

 

 

 

 

 

 

 

47 

Перечень мероприятий по развитию транспортно-коммуникационной 

инфраструктуры в 2016-2030 гг. 

Таблица 19. 

№п/

п 

Местоположение 

Наименован

ие объекта 

 мероприятие 

Срок 

реализа

ции 

Мощность, км. 

Предполагае

мая сумма 

финансирова

ния 

(дорожный 

фонд), 

млн.руб. 

1. 

ГП 
"г.Лениногорск",Пись
мянское СП 

Подъезд к 
жилищным 
площадкам  

новое 
строительств
о 

2017-
2021гг. 

 

15  

210,00 

2. 

Зай-Каратайское СП 

Зай-Каратай-
Узбяк 

капитальный 
ремонт 
(устройство 
асфальтобетон
ного покрытия 
с устройством 
основания) 

2017-
2021гг. 

4,6 

 

64,40 

3. 

Ивановское СП 

Подъезд к 
с.Аккуль 

капитальный 
ремонт 
(устройство 
асфальтобетон
ного 
покрытия) 

2017-
2021гг. 

0,5 

 

7,00 

4. 

Ивановское СП 

"Лениногорс
к-Ивановка-
Михайловка"
-Марьяновка 

Строите 
льство 
(устройство 
асфальтобетон
ного 
покрытия) 

2017-
2021гг. 

 

1,9 

26,60 

5. 

Нижнечершилинское 
СП 

Подъезд к 
водохранили
щу у 
с.Нижние 
Чершилы 

новое 
строительство 
твердое 
покрытие) 

2017-
2021гг. 

 

0,7  

9,80 

6. 

Нижнечершилинское 
СП, Федотовское СП 

"Кичуй-
Кузьминовка
"- 
Мордовская 
Иванов-ка 

Строите-
льство 
(устройство 
асфальтобетон
ного 
покрытия) 

2017-
2021гг. 

7,1 

7,1 

39,40 

7. 

 

Нижнечершелинское 
СП 

Подъезд к 
гостиному 
дому у 
с.Нижние 
Чершилы 

Строительство 
(устройство 
асфальтобетон
ного 
покрытия) 

2017-
2021гг. 

 

0,5 

7,00 

8. 

Новоиштеряковское 
СП 

Чияле-тау-
Новый 
Утямыш 

строительство 
(устройство 
асфальтобетон
ного 
покрытия) 

2017-
2021гг. 

2,0 

 

28,00 

48 

9. 

Новочершелинское 
СП 

Новочершил
инский-
Горкино 

капитальный 
ремонт 
(устройство 
асфальтобето
нного 
покрытия) 

2017-
2021гг. 

 

0,6 

8,40 

10. 

Новочершелинское 
СП 

"Ромашкино
-Куакбаш-
Каркали"-
Кузайкино 

капитальный 
ремонт 
(восстановлен
ие 
асфальтобето
нного 
покрытия) 

2017-
2021гг. 

3,5 

 

24,50 

11. 

Письмянское СП 

Лениногорск
-Савочкино 

капитальный 
ремонт 
(устройство 
асфальтобето
нного 
покрытия) 

2017-
2021гг. 

3,5 

 

49,00 

12. 

Письмянское СП 

"Бугульма-
Лениногорск
"-Подлесный 

капитальный 
ремонт 
(восстановлен
ие асфальто-
бетонного  
покрытия) 

2017-
2021гг. 

 

14,00 

13. 

Письмянское СП 

"Лениногорс
к-
Азнакаево"-
Степной Зай 

устройство 
асфальтобето
нного 
покрытия 

2017-
2021гг. 

 

0,6 

8,40 

14 

Письмянское СП 

Подъезд к 
полигону 
ТБО у 
г.Лениногор
ск 

новое 
строительств
о 

2017-
2021гг. 

 

6,5  

91,00 

15 

Письмянское СП 

Подъезд к 
объектам 
рекреации у 
с.Старая 
Письмянка 

новое 
строительств
о 

2017-
2021гг. 

 

1,2  

16,8 

16. 

Письмянское СП 

Подъезд к 
полигону 
ТБО от 
металлургич
еского 
завода 

Новое 
строительств
о 

2017-
2021гг. 

 

4,5 

63,00 

17. 

Старокувакское СП 

Подъезд к 
с.Старый 
Кувак 

ремонт 
(устройство 
асфальтобето
нного 
покрытия) 

2017-
2021гг. 

 

5,00 

18. 

 

Старошугуровское 
СП 

Подъезд к 
ТБО  
с.Новое 

новое 
строительств
о 

2017-
2021гг. 

1,8 

  

25,20 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     1      2      3      4      ..