Материалы по обоснованию. Изменения в Схему территориального планирования Пермского края (от 27 октября 2017 г. № 879-п) - часть 23

 

  Главная      Учебники - Разные     Материалы по обоснованию. Изменения в Схему территориального планирования Пермского края (от 27 октября 2017 г. № 879-п)

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     21      22      23      24     ..

 

 

Материалы по обоснованию. Изменения в Схему территориального планирования Пермского края (от 27 октября 2017 г. № 879-п) - часть 23

 

 

353 

 

Указанные  сооружения  должны  быть  обустроены  согласно  Ветеринарно-

санитарным  правилам  сбора,  утилизации  и  уничтожения  биологических  отходов. 

Вокруг  ссоружений  должно  быть  выстроено  ограждение  высотой  не  менее  2  м  с 

въездными  воротами;  с  внутренней  стороны  забора  по  всему  периметру –  траншея 

глубиной 0,8-1,4 м и шириной не менее 1,5 м с устройством вала из вынутого грунта; 

для  прохода  персонала  через  траншею  –  перекидывается  мост.  Яма  должна  быть 

размером 3,0 х 3,0 м и глубиной 10 м. Стены ямы – из красного кирпича или другого 

водонепроницаемого материала и выводят выше уровня земли на 40 см с устройством 

отмостки. Из ямы должен быть вывод вытяжной трубы диаметром 25 см и высотой 3 

м.  Над  ямой  на  высоте  2,5  м  строят  навес  длиной  6  м,  шириной  3  м.  Рядом 

пристраивают 

помещение 

для 

вскрытия 

трупов 

животных, 

хранения 

дезинфицирующих  средств,  инвентаря,  спецодежды  и  инструментов.  Над  ямой  на 

высоте 2,5 м должен быть обустроен навес (длиной 6 м, шириной 3 м); перед въездом 

на скотомогильник устанавливают коновязь для животных.  

Все  имеющиеся  в  крае  объекты  захоронения  в  настоящее  время  не 

соответствуют Ветеринарно-санитарным правилам сбора, утилизации и уничтожения 

биологических  отходов.  Существующие  биотермические  ямы  не  оборудованы 

должным  образом:  как  правило,  отсутствуют  навесы,  ограждения,  помещения  для 

вскрытия.  Существенная  часть  скотомогильников  не  оборудована  биотермическими 

ямами. 

Биотермические  ямы  являются  малоэффективным  сооружением,  т.к.  процесс 

полного  обеззараживания  биологических  отходов  составляет  не  менее  2  лет. 

Использование  ям  также  осложняется  высокой  потенциальной  опасностью 

сооружений  (со  временем  начинается  процесс  выделения  в  окружающую  среду 

канцерогенных  веществ)  и  невозможностью  их  использования  при  заражении 

умерших  птиц  и  животных  некоторыми  видами  инфекций  (к  примеру,  сибирской 

язвой). 

Более  интенсивной  является  термическая  утилизация  опасных  биологических 

отходов.  Использование  данной  технологии  целесообразно  на  отдельных 

сельскохозяйственных предприятиях, где поступление биологических отходов носит 

не  постоянный,  а  периодический характер. В связи  с  чем, на  территории Пермского 

354 

 

края  необходимо  внедрение  термического  метода  обезвреживания  биологических 

отходов. 

Территриальной  схемой  обращения  с  отходами  Пермского  края  предлагаются 

следующие  мероприятия.  Для  отходов,  представляющих  эпидемиологическую 

опасность  –  100%-ный  переход  от  ям  Беккари  и  скотомогильников  к  термическому 

обезвреживанию  к  2021  г.  (при  достаточных  мощностях  и  технологических 

возможностях  –  путем  совместного  обезвреживания  с  медицинскими  отходами 

классов Б и В). Для реализации данного показателя необходимо осуществление учета 

таких  отходов  и  введение  мощностей  для  их  термического  обезвреживания.  Для 

отходов,  не  представляющих  эпидемиологическую  опасность  –  обезвреживание  на 

специализированных объектах соответствующих сельскохозяйственных структур. 

Проектом  Схемы  территориального  планирования  на  период  времени  до 

полного  перехода  к  термическому  обезвреживанию  предлагается  проведение 

мероприятий по реконструкции существующих скотомогильников и биотермических 

ям  с  обустройством  их  в  соответствии  с  ветеринарно-санитарными  нормами; 

соблюдение  режима  санитарно-защитных  зон,  п. 7.1.12.СанПиН  2.2.1/2.1.1.1200-03 

«Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и 

иных объектов», размер которых составляет для скотомогильников с захоронением в 

ямах – 1000 метров, для скотомогильников с биологическими камерами – 500 метров.  

Медицинские отходы 

Источниками  образования  медицинских  отходов  являются  лечебно-

профилактические  учреждения  (ЛПУ).  На  территории  Пермского  края  система 

здравоохранения  представлена  районными  и  городскими  поликлиниками, 

диспансерами,  станциями  скорой  медицинской  помощи;  станциями  переливания 

крови;  учреждениями  длительного  ухода  за  больными;  научно-исследовательскими 

институтами  и  учебными  заведениями  медицинского  профиля;  аптеками; 

оздоровительными  учреждениями;  медицинскими  лабораториями;  частными 

предприятиями  по  оказанию  медицинской  помощи,сельскими  врачебными 

амбулаториями (СВА), фельдшерскими акушерскими пунктами. 

Обращение  с  медицинскими  отходами  регламентируется  санитарно-

эпидемиологическими  требованиями  к  обращению  с  медицинскими  отходами 

СанПиН 2.1.7.2790-10. 

355 

 

На  четырех  полигонах  ТКО  и  промышленных  отходов  Пермского  края 

имеются  собственные  установки  по  обезвреживанию  опасных  отходов  (кл.  Б  и  В): 

полигоны  в  ГО  ЗАТО  «Звездный»  (2  установки  общей  мощностью  459  тн/год),  г. 

Краснокамск  (1  установка  мощностью  158,4  тн/год),  г.  Березники  (1  установка 

мощностью 316,8 тн/год), г. Пермь (1 установка мощностью до 158,4 тн/год). Кроме 

полигонов  ТКО  и  ПО  обезвреживанием  медицинских  отходов  занимаются  частные 

организации (г. Пермь – ООО «Ультраком», ООО «Экомедбиопром», г. Краснокамск 

– ООО «Олданс-Полимер»). 

На  территории  Пермского  края  объектов  по  обезвреживанию  медицинских 

отходов  не  хватает.  Необходим  ввод  в  эксплуатацию  установок  по  термической 

обработке медицинских отходов общей мощностью 7751,1 тн. 

Территриальной  схемой  обращения  с отходами Пермского  края предлагаемые 

на  перспективу  мероприятия  –  обезвреживание  медицинских  отходов  на  установках 

на проектируемых межмуниципальных полигонах и экопарках.  

Ртутьсодержащие отходы 

По  данным  Территориальной  схемы  обращения  с  отходами  Пермского  края  в 

2015  г.  в  крае  из  всех  образующихся  ртутьсодержащих  отходов  98,26%  составляют 

лампы  ртутные,  ртутно-кварцевые,  люминесцентные,  утратившие  потребительские 

свойства (код по ФККО 4 71 101 01 52 1). 

В настоящее время электроламповой промышленностью в наибольшем объеме 

выпускаются  различные  виды  линейных  (ЛЛЛ)  и  компактных  (КЛЛ) 

люминесцентных ламп. 

Предприятия 

По  данным  статистической  отчетности  846  предприятий  и  организаций  на 

территории  Пермского  края  являются  источниками  образования  рассматриваемых 

ртутьсодержащих  отходов.  Из  них  73  предприятия  образуют  80%  от  общего 

количества  рассматриваемых  отходов,  26  предприятий  являются  крупными 

источниками образования – с годовым объемом образующихся отходов свыше 1 т. 

Образованные  ртутьсодержащие  отходы  передаются  специализированным 

организациям, имеющим соответствующие лицензии, для обезвреживания. 

356 

 

На  Территории  Пермского  края  имеются  4  организации,  осуществляющие 

обезвреживание  ртутьсодержащих  отходов  и  имеющих  лицензии  на  данный  вид 

деятельности:  

 

ООО «Ультра-Ком» (установка Экотром-2); 

 

ООО «УралТрейдГруппОйл» (установки Экотром-2, Экотром-Терм), 

 

ООО «Дос-Сервис» (установка УРЛ-2м); 

 

ООО «Буматика» (установка УДМ-3000, действует с 2016 года). 

Передачу  на  обезвреживание  осуществляют:  ООО  «Военная  экология»  (сбор, 

хранение,  транспортирование),  ООО  «Форсаж»  (сбор,  транспортирование),  ООО 

«УТГ-Ойл» (сбор, транспортирование, обезвреживание). 

Жилой фонд 

Принятие  Федерального  закона  РФ  от  23  ноября  2009  г.  №  261-ФЗ  «Об 

энергосбережении  и  о  повышении  энергетической  эффективности  и  о  внесении 

изменений  в  отдельные  законодательные  акты  Российской  Федерации» 

устанавливающего  поэтапный  отказ  от  использования  в  России  ламп  накаливания, 

начиная  с  1 января  2011  г.,  привело  к  широкому  использованию  ртутных  ламп 

(особенно ЛЛЛ и КЛЛ) в жилом секторе.  

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006  №491 «Об 

утверждении  Правил  содержания  общего  имущества  в  многоквартирном  доме»  в 

жилых  домах  должны  быть  организованы  места  для  накопления  отработанных 

ртутьсодержащих ламп и обеспечена их передача в специализированные организации 

(имеющие лицензии).  

В апреле 2013 года принято Постановление Правительства РФ от 03.04.2013 № 

290  (ред.  от  09.07.2016)  «О  минимальном  перечне  услуг  и  работ,  необходимых  для 

обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и 

порядке  их  оказания  и  выполнения»  (вместе  с  «Правилами  оказания  услуг  и 

выполнения  работ,  необходимых  для  обеспечения  надлежащего  содержания  общего 

имущества в многоквартирном доме»). 

Тем  не  менее,  эффективная  система  сбора  отработанных  ртутных  ламп  от 

населения  в  Пермском  крае  отсутствует.  Ртутьсодержащие  лампы  от  жилого  фонда, 

как правило, попадают в состав ТКО и отдельно не учитываются. 

357 

 

Территориальной  схемой  обращения  с  отходами  Пермского  края 

запланированы  мероприятия,  направленные  на  создание  системы  сбора 

ртутьсодержащих  отходов  от  населения,  соответствующей  выше  указанным 

нормативно-правовым документам.  

Реализация  мероприятий  в  сфере  обращения  с  отходами  способствует 

снижению загрязнения окружающей среды, в том числе почвенного покрова.  

 

5.5.7

 

Обеспечение радиационной безопасности 

Радиационная  обстановка  на  территории  Пермского  края  определяется 

следующими факторами:  

 

естественным радиационным фоном;  

 

техногенным 

загрязнением 

искусственными 

и 

естественными 

радионуклидами; 

 

применением 

ионизирующих 

излучений 

в 

промышленных 

и 

медицинских целях;  

 

перевозками  товаров  и  материалов  с  повышенным  содержанием 

радионуклидов. 

Население,  подвергающееся  повышенному  облучению  за  счет  природных 

источников – отсутствует. 

Годовая  индивидуальная  эффективная  доза  от  природных  источников  в 

среднем на одного жителя Пермского края в 2014 году составила 3,007 м

З

в. 

Годовая  индивидуальная  эффективная  доза  от  медицинского  облучения  в 

среднем на одного жителя Пермского края в 2014 году составляет 0,524 м

З

в. 

Проектные предложения 

На основании данных, приведенных в Радиационно-гигиеническом паспорте по 

состоянию  за  2014  год  (письмо  №  01/2528  от  17.02.2016  Управления 

Роспотребнадзора  по  Пермскому  краю),  радиационная  обстановка  в  регионе 

характеризуется  как  удовлетворительная  и  не  требует  специальных  мер  защиты 

населения и ограничения хозяйственной деятельности. 

Проектом  предлагаются  следующие  мероприятия  в  области  радиационной 

безопасности: 

358 

 

1.

 

Приобретение  оборудования  для  модернизации  радиологической 

лаборатории  КГБУ  «Аналитический  центр»  и  получение  аккредитации  в 

Росстандарте  для  проведения  мероприятий  по  радиологическому  обследованию 

территории. 

2.

 

Проведение  радиологического  обследования  радиационно  опасных 

территорий Пермского края. 

3.

 

Обеспечение 

безопасности 

сооружений 

пунктов 

хранения 

радионуклидов; 

4.

 

Совершенствование 

механизмов 

эксплуатации 

радиационных 

источников и пунктов их хранения. 

5.

 

Закрытие родников, где наблюдается повышенная активность радона. 

6.

 

Проведение  мониторинга  отдельных  объектов  и  участков  территории, 

приведенных ниже: 

 

Радиологического объекта II категории по потенциальной радиационной 

опасности  –  ОАО  «Соликамский  магниевый  завод»,  где  проводятся  работы  с 

лопаритовым  концентратом  и  продуктами  его  переработки,  а  также  осуществляется 

хранение радиоактивных отходов (РАО) на пункте хранения РАО для отслеживания 

уровней радиоактивного загрязнения внешней среды (почвы,  атмосферного воздуха, 

воды открытых водоемов). 

 

Территорий  Осинского  муниципального  района  (объект  «Грифон»), 

Красновишерского  муниципального  района  (объект  «Гелий»),  Чердынского 

муниципального  района  (объект  «Тайга»),  радиационая  обстановка  которых 

формируется  за  счет  цезия-137,  стронция-90,  плутония-239,  кобальта-60,  трития  и 

криптона, что накладывает некоторые ограничения в использовании этих территорий 

и  создает  необходимость  наблюдения  за  радиационной  обстановкой  на  них 

посредством мониторинга Y-фона.  

Кроме  того,  необходимо  продолжение  ведения  наблюдения  за  фоновой 

мощностью  эквивалентной  дозы  гамма-излучения  (МЭД-Y-фон)  и  суммарной 

радиоактивностью  атмосферных  выпадений  на  метеостанциях  Пермского  края  для 

своевременного реагирования в случае регистрации радиационного загрязнения. 

359 

 

5.5.8

 

Развитие сети особо охраняемых природных территорий 

На территории Пермского края планируется организация двух государственных 

природных заказников: Гремячинский и Столбы. 

Государственный природный заказник «Гремячинский» 

Планируемый  государственный  природный  заказник  «Гремячинский» 

относится 

к 

восточной 

природно-хозяйственной 

зоне 

и 

расположен 

 

в  северо-востояной  части  Гремячинского  муниципального  района  Пермского  края. 

Общая  площадь  Заказника  составляет  12526,6  га,  протяженность  границ  –  77,74  км. 

Заказник расположен на землях лесного фонда. 

Территория планируемого заказника по лесорастительным условиям относится 

к  Средне-Уральскому  таежному  району  таежной  зоны.  Флора  представлена 

достаточно  большим  количеством  видов  древесной,  кустарниковой  и  моховой 

растительности,  характерных  для  среднетаежной  зоны  европейской  части  России. 

Основными лесообразующими породами являются: ель, пихта, береза, ольха. 

Проектируемый  охотничий  заказник  «Гремячинский»  на  севере  граничит 

 

с  охраняемым  ландшафтом  регионального  значения  «Ослянский»  и  расположен 

 

в непосредственной близости с государственным природным заповедником «Басеги». 

Территориально  границы  планируемого  заказника  не  примыкают  к  границам 

заповедной  территории,  между  заповедником  и  заказником  проходит  полоса 

охранной  зоны  заповедника  и  свободная  зона,  примыкающая  к  левобережью  реки 

Усьва. Статус заказника и режим его охраны схож с режимом охраны охранной зоны 

заповедника  –  полный  запрет  охоты,  что  может  положительно  сказаться 

 

на  сохранении  охотничьей  фауны  и  всего  биологического  разнообразия  в  целом 

 

в районе и конкретно в северной части заповедной территории. 

Положителен  и  факт  примыкания  заказника  к  руслу  реки  Усьвы  и  охрана 

водной  и  околоводной  фауны,  что  отсутствует  на  сегодняшний  день  и  негативно 

сказывается  как  на  рыбных  запасах,  так  и  на  околоводной  фауне,  в  том  числе 

 

и редкой: норка европейская, бобр, выдра, редкие соколообразные птицы, совы. 

Создание  заказника  поможет  решить  эти  проблемы  и  будет  способствовать 

восстановлению  запасов  как  охотничьих  видов  фауны,  так  и  редких  видов  региона, 

так  как  в  целом  увеличится  зона  контроля  за  использованием  запасов  фауны,  в  том 

числе и зона полного запрета изъятия объектов охоты из природной среды. 

360 

 

Государственный природный заказник «Столбы» 

Планируемый  заказник  «Столбы»  относится  к  восточной  природно-

хозяйственной  зоне  и  расположен  в  северо-восточной  части  Чусовского 

муниципального района Пермского края. Общая площадь Заказника составляет 23,07 

тыс. га, протяженность границ – 98,44 км. 

Территория  планируемого  заказника  относится  к  среднеуральскому 

лесохозяйственному  округу,  по  лесорастительным  условиям  отнесена  к  Средне- 

Уральскому  таежному  району  таежной  зоны.  Флора  планируемого  объекта 

представлена  достаточно  большим  количеством  видов  древесной,  кустарниковой 

 

и моховой растительности, характерных для среднетаежной зоны европейской части 

России. Основными  лесообразующими породами являются: ель, пихта, береза, липа, 

осина. 

Земли  планируемого  заказника  полностью  отнесены  к  лесному  фонду  – 

Чусовское участковое лесничество ГКУ «Чусовское лесничество».  

По  границам  планируемого  заказника  расположены  следующие  охотничьи 

территории:  заказник  «Косьвинский»;  охотохозяйства  –  «Медвежий  лог», 

«Императорское», «Шушпанское», «Голубятское» и «Милковское». 

Кроме  того,  на  территории  Заказника  «Столбы»  находятся  3  ландшафтных 

памятника  природы  регионального  значения:  «Омутной  камень»,  «Панорамная 

скала», «Столбы», режим охраны которых регулируется на основании постановления 

Правительства  Пермского  края  от  28.03.2008  №64-п  «Об  особо  охраняемых 

природных территориях Пермского края, за исключением биологических охотничьих 

заказников». 

В  настоящее  время  в  непосредственной  близости  с  планируемым  заказником 

«Столбы»  существуют  два  государственных  природных  заказника  Пожвинский 

(Добрянский  муниципальный  район),  Косьвинский  (Губахинский  городской  округ). 

 

В  период  охоты  животные  с  сопредельных  территорий  мигрируют  на  территорию 

заказников.  Однако  площадь  заказников  является  недостаточной  для  существенного 

увеличения  численности  животных,  так  как  площадь  их  местообитаний  превышает 

площадь  заказников.  Таким  образом,  организация  Заказника  может  оказать 

существенное  влияние  на  регуляцию  численности  животных,  будет  способствовать 

361 

 

более  глубокому  изучению  животного  мира,  охране  и  воспроизводству  охотничьих 

животных и среды их обитания. 

Территории  государственных  природных  заказников  отображены  на  «Карте 

особо  охраняемых  природных  территорий»,  «Карте  планируемого  размещения 

объектов  регионального  значения  в  области  охраны  окружающей  среды,  в  области 

размещения  отходов  производства  и  потребления,  объектов  специального 

назначения» и др. 

 

5.6

 

Транспортная инфраструктура 

Пермский 

край 

обладает 

уникальным 

транспортно-географическим 

потенциалом,  так  как  располагает  железнодорожными,  автомобильными,  водными 

 

и  воздушными путями  сообщения, которые  не  только  обеспечивают его внутренние 

 

и  внешние  транспортные  связи,  но  и  являются  неотъемлемой  частью  транспортной 

системы  России.  Транспортная  система  субъекта  федерации  играет  важную  роль 

 

в  усилении  интеграционных  связей  между  Европой  и  бурно  развивающимся 

Азиатско-Тихоокеанским  регионом.  В  части  географической  и  транспортной 

доступности  рынков  сбыта  Пермский  край  уступает  регионам  центральной  части 

России  и  многим  субъектам  Приволжского  федерального  округа,  в  связи  с  чем 

развитие  транспортной  инфраструктуры  должно  быть  приориетным  направлением, 

позволяющем  в  будущем  ликвидировать  тупиковое  и,  в  некоторой  степени, 

переферийное транспортно-географическое положение края. 

На  территории  Пермского  края  сложился  ряд  транспортных  направлений, 

 

на которых концентрируются внешнеторговые грузопотоки, а также международные 

транзитные  перевозки  грузов  и  пассажиров.  Важнейшим  из  них  является 

международный евроазиатский транспортный коридор TS («Транссиб»): Центральная 

Европа – Москва – Екатеринбург – Красноярск – Хабаровск – Владивосток – Находка. 

В  его  состав  входят  автомобильные  дороги  федерального  значения

8

  М-7  «Волга» 

Москва  –  Владимир  –  Нижний  Новгород  –  Казань  –  Уфа  и  Р-242  Пермь  – 

Екатеринбург,  железнодорожные  линии  Москва  –  Ярославль  –  Киров  –  Пермь  – 

                                       

8

 Наименование автомобильных дорог общего пользования федерального значения приведены в соответствии с 

Постановлением  Правительства  Российской  Федерации  от  17  ноября  2010  года  №  928  «О  перечне 
автомобильных дорог общего пользования федерального значения» 

362 

 

Екатеринбург – Тюмень – Омск – Владивосток и Москва – Казань – Екатеринбург – 

Курган  –  Омск.  В  состав  коридора  также  входит  водный  путь  реки  Кама. 

 

На  территории  Пермского  края  расположен  международный  аэропорт  «Большое 

Савино».  

Таблица 5.6-1 – Основные показатели деятельности транспорта в Пермском крае

9

 

Наименование показателей 

2005 г. 

2014 г. 

Эксплуатационная длина путей сообщения общего пользования, км: 

– железнодорожные пути, 

 

1494 

 

1574 

Автомобильные дороги общего пользования, км 

25355 

35086 

в т. ч. с твердым покрытием 

16219 

23845 

Перевозки грузов по видам транспорта, тыс. тонн, 

в т.ч.: 

72811 

56455 

железнодорожный 

38952 

40992 

автомобильный 

25659 

11376 

внутренний водный 

3221 

4083 

воздушный 

Грузооборот по всем видам транспорта, млн. т. км 

43803 

49941 

Пассажирские перевозки по видам транспорта всего, тыс. чел., 

в т.ч.: 

451238 

361814 

железнодорожный 

121182 

60577 

автомобильный 

329620 

299637 

внутренний водный 

127 

281 

воздушный 

309 

1319 

Пассажирооборот по видам транспорта общего пользования всего, млн. 

пасс-км 

6234 

5699 

Анализ  данных,  приведенных  в  таблице  5.6-1,  показывает,  что  за  последнее 

десятилетие  протяженность  железнодорожных  линий  сохраняется  на  прежнем 

уровне.  Протяженность  автодорог  общего  пользования  с  твердым  покрытием 

увеличилась  почти  на  40%,  что  объясняется  увеличением  объемов  дорожного 

строительства,  при  этом  уже  с  твердым  покрытием,  а  также  устройством  твердого 

покрытия  на  грунтовых  автомобильных  дорогах.  Объемы  грузоперевозок  по  всем 

                                       

9

 По данным Пермьстата

 

363 

 

видам  транспорта  сократились  почти  на  треть.  Также  уменьшился  пассажирооборот 

по всем видам транспорта, что является отражением общей экономической ситуации 

в стране. 

 

5.6.1

 

Принципиальная планировочная модель 

Развитие  транспортной  инфраструктуры  –  одно  из  наиболее  актуальных 

стратегических  направлений,  позволяющих  реализовать  потенциал  уникального 

транспортно-географического  положения  края  в  целях  структурной  перестройки 

экономики,  повысить  роль  края  в  усилении  интеграционных  связей  между  Европой 

 

и бурно развивающимся Азиатско-Тихоокеанским регионом.  

Определение целей развития транспортной системы Пермского края находится 

в  русле  стратегии  градостроительного  развития  края  в  целом.  Основные  ориентиры 

развития транспортной инфраструктуры региона заключаются в следующем: 

 

Использование  экономико-географического  положения  края  в  системе 

транспортных связей России как ресурса развития. 

 

Повышение  деловой  привлекательности  региона,  усиление  интеграции 

экономики  Пермского  края  в  общероссийское  и  международное 

экономическое пространство 

 

Повышение  качества  передвижений,  межвидовая  кооперация  всех  видов 

транспорта. 

 

Повышение эффективности использования территории. 

В  настоящем  проекте  достижение  перечисленных  целей  предполагается 

осуществить путем реализации следующих концептуальных принципов: 

 

Интеграция края в систему международных, межрегиональных транспортных 

коридоров.  Развитие  крупных  транспортных  узлов  и  логистических 

комплексов. 

 

Создание  устойчивой  опорной  сети  линейных  дорожных  транспортных 

коммуникаций  путем  совершенствования  ее  планировочной  структуры, 

нацеленной 

на 

дальнейшее 

формирование 

межмуниципальной 

каркасообразующей  системы  меридиональных  (хордовых)  и  широтных 

связей, дополнительных автодорожных выходов в сопредельные регионы. 

364 

 

 

Развитие  пассажирского  транспорта.  Создание  инфраструктурного  каркаса, 

обеспечивающего  надлежащую  доступность  населения  к  транспортным 

коммуникациям,  активную  трудовую  миграцию  между  населенными 

пунктами. 

В  основе  концептуальных  положений  по  развитию  транспортной 

инфраструктуры  Пермского  края  лежат  мероприятия  следующих  программ 

федерального и регионального уровней 

федерального уровня: 

 

Схема территориального планирования Российской Федерации в области 

федерального  транспорта  (железнодорожного,  воздушного,  морского,  внутреннего 

водного), 

автомобильных 

дорог 

федерального 

значения, 

утвержденная 

Постановлением  Правительства  Российской  Федерации  от  19  марта  2013  года 

 

№ 384-р; 

 

Стратегия  развития  железнодорожного  транспорта  в  Российской 

Федерации  до  2030  года,  утвержденная  распоряжением  Правительства  Российской 

Федерации от 17 июня 2008 г. № 877-р); 

 

Транспортная  стратегия  Российской  Федерации  до  2030  года, 

утвержденная  распоряжением  Правительства  Российской  Федерации  от  22  ноября 

2008 г. № 1734-р); 

 

Федеральная  целевая  программа  «Развитие  транспортной  системы 

России (2010–2020 годы)», утвержденная постановлением Правительства Российской 

Федерации от 5 декабря 2001 г. № 848); 

 

Федеральная  целавая  программа  «Модернизация  Единой  системы 

организации  воздушного  движения  Российской  Федерации  (2009-2020  годы), 

утвержденная Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.09.2008 г. 

№ 652; 

 

Стратегия 

социально-экономического 

развития 

Приволжского 

Федерального  округа  до  2020  г.,  утвержденная  распоряжением  Правительства 

Российской Федерации от 07.02.2011 г. № 165-р; 

регионального уровня: 

 

Государственная  программа  Пермского  края  «Развитие  транспортной 

365 

 

системы»,  утвержденная  Постановлением  Законодательного  собрания  Пермского 

края от 03 октября 2013 № 1323-п); 

 

Перечень  объектов  автодорожного  строительства  Пермского  края 

 

на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 годов, утвержденный Постановлением 

Законодательного собрания Пермского края от 19 ноября 2015 г. № 2092.   

Систематизируя  мероприятия  вышеперечисленных  нормативно-правовых 

документов,  формируются  основные  тезисы  по  организации  новых  транспортных 

направлений,  строительства  и  реконструкции  ряда  транспортных  объектов,  которые 

будут  играть  важную  роль  в  повышении  эффективности  работы  транспортного 

комплекса  как  России,  так  и  Пермского  края,  усилении  его  роли  в  системе 

глобальных  мировых  связей,  что  и  является  одной  из  главных  задач  настоящей 

разработки. 

Принята  следующая 

принципиальная  планировочная  модель  основных 

транспортных 

коридоров 

и 

основных 

региональных 

транспортных 

направлений

10

 

Центральный 

широтный 

коридор

представленный 

существующими 

железнодорожными линиями Москва – Ярославль – Киров – Пермь – Екатеринбург – 

Тюмень  –  Омск  –  Владивосток  и  Пермь  –  Нижний  Тагил  –  Екатеринбург 

 

и  автомобильными  дорогами  общего  пользования  федерального  значения  М-7 

«Волга»  Москва  –  Владимир  –  Нижний  Новгород  –  Казань  –  Уфа  и  Р-242  Пермь  – 

Екатеринбург,  являющимися  частью  формирующегося  международного  коридора 

«Евразия». В состав коридора входит водный путь – р. Кама.  

 

1-е  Центральное  широтное  направление 

проектируется  в  целях  создания 

дополнительной  широтной  связи  со  Свердловской,  Тюменской  областями,  трасса 

которой  резервируется  для  возможного  осуществления  за  пределами  расчетного 

срока, путем восстановления автомобильной дороги «Кунгур – Кын – Нижний Тагил» 

на  территории  Пермского  края.  Основное  назначение  –  формирование  широтного 

автотранспортного  маршрута  г.  Кунгур  –  с.  Кын  –  г.  Нижний  Тагил  –  г.  Верхняя 

Салда – г. Нижняя Салда – р.п. Верхняя Синячиха – г. Туринск – г. Тавда – г. Урай 

                                       

10

  Под  термином  «коридор»  подразумевается  совокупность  транспортных  коммуникаций  международного  и 

общефедерального  значения;  под  термином  «направление»  -  совокупность  коммуникаций  преимущественно 
регионального значения.  

366 

 

(ХМАО),  рационально  обслуживающее  как  транзитные,  так  и  формирующиеся  в 

городах  связи  и  аккумулирующее  транспортные  потоки  с  примыкающих  к  ней 

автомобильных 

дорог. 

Данное 

направление 

повысит 

туристическую 

 

и  инвестиционную  привлекательность  района  реки  Чусовой,  усилит  деловую 

активность малого и среднего бизнеса, сократит перепробег автотранспортных связей 

по  направлениям  из  территорий  Пермского  края  (включая  г.  Пермь)  до  г.  Нижний 

Тагил и далее в направлении Тюменской области. 

 

1-ое  Северное  широтное  направление 

проектируется  в  целях  создания 

дополнительных  широтных  связей  Запад  –  Восток,  в  частности,  с  Кировской 

областью, Республикой Коми, севером Свердловской и Тюменской областей, Ханты-

Мансийским  автономным  округом,  развития  транспортных  возможностей 

крупнейшей промзоны Березники – Соликамск и Коми-Пермяцкого округа. 

 

2-ое  Северное  широтное  направление 

– новая связь, трасса которой резервируется 

для  возможного  осуществления  на  перспективу.  Она  состоит  из  проектируемых 

железнодорожной и автомобильной магистралей Гайны – Чердынь – Ивдель – Ханты-

Мансийск – Нефтеюганск – Сургут – Нижневартовск – Томск.  Основное назначение 

–  организация  выходов  транспортной  системы  края  и  связанных  с  нею  восточных 

регионов  страны  к  портам  Архангельска  и  Мурманска  по  трассе  Белкомура.  Кроме 

этого  новая  связь  даст  мощный  толчок  к  развитию  слабых  в  экономическом 

отношении северных районов края. Учитывая важное значение данного направления, 

дороги предлагаются к переводу в автомобильные дороги федерального значения. 

 

Западный 

меридиональный 

коридор

 

представлен 

проектируемой 

железнодорожной  линией  Архангельск  –  Сыктывкар  –  Кудымкар  –  Краснокамск 

 

 (с  возможным  продолжением  на  Оханск  через  Нытву)  и  автомобильной  дорогой 

Пермь  –  Кудымкар  –  Сыктывкар  –  Архангельск  (т.н.  «Северо-Западная  хорда»). 

 

К северо-западу от п. Гайны данный коридор совпадает с соответствующим участком 

2-го  Северного  широтного  направления,  а  также  с  трассировкой  железнодорожного 

направления «Белкомур», имеющего стратегическое значение для России, поскольку 

значительно  сокращает  пробег  на  выходах  с  Урала  и  Сибири  к  Архангельску, 

Мурманску  и  портам  стран  Северной  Европы.  Для  Пермского  края  дорога  важна 

 

с  точки  зрения  максимального  использования  транзитного  потока  для  создания 

 

367 

 

и  развития  новых  точек  экономического  роста  в  Коми-Пермяцком  округе, 

обеспечения  удобного  выхода  хозяйствующих  субъектов  региона  на  национальные 

 

и  мировые  рынки.  Важность  коридора  значительно  усиливается  возможностью 

стыковки  с  Южным  меридиональным  направлением,  что  позволит  выйти 

 

на Республику Башкортостан (г. Уфа). 

 

Восточное  меридиональное  направление

.  Формируется  на  базе  существующей 

железнодорожной линии Чусовская – Соликамск и имеющейся автомобильной дороги 

регионального  значения  Пермь  –  Березники  и  далее  в  северном  направлении 

 

на Чердынь. В состав направления входит и водный путь вверх по р. Кама. Проектом 

резервируется  возможность  продолжения  на  перспективу  железнодорожной  линии 

 

от  Соликамска  до  Чердыни  и  далее  на  Ухту.  Аналогично  (но  от  Чердыни) 

продлевается  автомобильная  дорога.  Благодаря  этим  предложениям,  восточное 

меридиональное  направление  обеспечит  качественно  новые  широкие  возможности 

для развития как внутри территориальных, так и внешних транспортных связей. 

 

Южное  меридиональное  направление 

является  логическим  продолжением 

Западного меридионального коридора, призванное обеспечить связь Пермского края 

 

с  Республикой  Башкортостан.  Направление  представлено  автодорогой  Болгары  – 

Юго-Камский – Крылово – Барда – Куеда – Уфа и железнодорожным направлением 

Пермь  –  Чернушка  –  Уфа.  На  территории  Республики  Башкортостан  Южное 

меридиональное  направление  пересекается  с  новой  автомобильной  дорогой 

федерального значения Москва – Саранск – Ульяновск – Екатеринбург. 

 

5.6.2

 

Железнодорожный транспорт  

Современное состояние 

Пермский  край  имеет  развитую  сеть  железных  дорог,  связывающую  его  с 

другими  регионами  страны,  а  также  обеспечивающую  связь  между  важнейшими 

промышленными и экономическими центрами внутри края.  

По  территории  края  проходят  две  железнодорожные  магистрали,  имеющие 

трансконтинентальное значение и входящие в систему евроазиатских международных 

транспортных  коридоров  («Транссиб»):  Москва  –  Ярославль  –  Киров  –  Пермь  – 

Екатеринбург – Тюмень – Омск – Владивосток и Москва – Казань – Екатеринбург – 

368 

 

Курган  –  Омск.  Эти  линии  имеют  мощное  техническое  оснащение  и  на  всем  пути 

электрифицированы.  Они  осуществляют  пропуск  мощных  грузовых  транзитных 

потоков и по ним же идет большинство дальних пассажирских поездов, связывающих 

Центральный,  Северо-Западный,  Привожский  федеральные  округа  с  Уралом, 

Сибирью и Дальним Востоком.  

Дополнительный выход в соседнюю Свердловскую область дает старейшая на 

Урале  Горнозаводская  железная  дорога  (Пермь  –  Чусовская  –  Нижний  Тагил  – 

Екатеринбург).  Линия  полностью  электрифицирована,  но  имеет  большие  уклоны  и 

сложный план. 

Выход в Свердловскую и Челябинскую области обеспечивает железная дорога 

Калино – Лысьва – Бакал. Северные и восточные промышленные районы с краевым 

центром  связаны  дорогами  Чусовская  –  Соликамск  и  Пермь  (Левшино)  –  Ярино  – 

Углеуральская. 

Местное значение имеют ветки: Оверята  – Краснокамск, Чайковская – Нытва, 

Армязь – Сайгатка. 

Следует  отметить,  что  сеть  существующих  железнодорожных  линий  не 

охватывает  Коми–Пермяцкий  округ  и  не  дает  выхода  в  Республику  Коми  и  к 

северным  портам  России,  что  чрезвычайно  важно  для  социально-экономического 

развития планируемой территории.  

Эксплуатационная длина сети железных дорог общего пользования в Пермском 

крае составляет 1574 км, в т.ч. протяженность участков, имеющих два и более пути, 

606 км (38,5%), электрифицировано 1108 км (70,4%).  

Большая  часть железных дорог Пермского края находится в ведении Филиала 

ОАО «РЖД» Свердловская железная дорога, лишь на юге края участок Янаул  – Чад 

на  линии  Москва  –  Казань  –  Екатеринбург  –  Курган  –  Омск  относится  к  Филиалу 

ОАО «РЖД» Горьковская железная дорога. 

Средняя  густота  железных  дорог  общего  пользования  в  Пермском  крае 

составляет 83 км путей на 10 тыс. кв. км (2014 г.). По этому показателю край занимает 

49  место  в  России  и  уступает  многим  субъектам  федерации  в  Приволжском 

федеральном округе и Уральском экономическом районе. 

Крупнейшие  железнодорожные  станции  края:  Пермь  I  и  Пермь  II,  Пермь-

Сортировочная, Осенцы, Березники,  Копи (г. Александровск),  Кунгур и  т.д. Полный 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     21      22      23      24     ..