Материалы по обоснованию. Изменения в Схему территориального планирования Пермского края (от 27 октября 2017 г. № 879-п) - часть 24

 

  Главная      Учебники - Разные     Материалы по обоснованию. Изменения в Схему территориального планирования Пермского края (от 27 октября 2017 г. № 879-п)

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     22      23      24      25     ..

 

 

Материалы по обоснованию. Изменения в Схему территориального планирования Пермского края (от 27 октября 2017 г. № 879-п) - часть 24

 

 

369 

 

список  железнодорожных  станций  с  их  характеристиками  представлен  в  таблице 

5.6.2-1. 

Таблица  5.6.2-1  –  Характеристика  железнодорожных  станций  в  пределах  Пермского 

края 

Станция 

Класс 

Характер работы 

Количество 

путей 

Адищево (рзд)  

промежуточная 

Антабары (рзд)  

промежуточная 

Архиповка (рзд)  

промежуточная 

Балахонцы  

Парк ст.Березники-Сортировочная 

Балмошная  

промежуточная 

14 

Бартым 

промежуточная 

12 

Баская  

промежуточная 

Бассег (рзд)  

промежуточная 

Бахаревка 

грузовая 

20 

Березники 

Парк ст.Заячья Горка 

32 

Березники-Сортировочная  внеклассная 

грузовая 

51 

Бисер  

промежуточная 

11 

Блочная 

грузовая 

28 

Боковая  

промежуточная 

Бородулино  

промежуточная 

Верещагино 

грузовая 

31 

Всеволодо-Вильва  

грузовая 

Всесвятская 

промежуточная 

Голованово  

промежуточная 

Григорьевская  

промежуточная 

Губаха 

грузовая 

13 

Дивья  

промежуточная 

Добрянка  

промежуточная 

12 

Европейская  

промежуточная 

Ергач  

промежуточная 

Заготовка (рзд)  

промежуточная 

Заполье-Уральское  

Парк ст.Березники-Сортировочная 

370 

 

Станция 

Класс 

Характер работы 

Количество 

путей 

Заячья Горка 

грузовая 

Иренский  

промежуточная 

Кабельная  

промежуточная 

10 

Калийная  

Парк ст.Березники-Сортировочная 

Калино 

промежуточная 

33 

Кизел 

участковая 

22 

Кишерть  

промежуточная 

Койва  

промежуточная 

Комарихинская  

промежуточная 

Копи  

промежуточная 

15 

Кордон  

промежуточная 

Кормовище  

промежуточная 

Краснокамск  

промежуточная 

Кукуштан  

промежуточная 

Куеда 

промежуточная 

12 

Кунгур 

грузовая 

36 

Курья 

грузовая 

16 

Кутамыш  

промежуточная 

Кухтым  

промежуточная 

Лаки  

промежуточная 

Левшино 

грузовая 

21 

Лек  

промежуточная 

Лысьва 

промежуточная 

17 

Ляды  

промежуточная 

Лямино  

промежуточная 

Менделеево 

грузовая 

22 

Мулянка  

промежуточная 

Нагорная  

промежуточная 

Невидимка  

промежуточная 

Нытва  

промежуточная 

Няр  

промежуточная 

371 

 

Станция 

Класс 

Характер работы 

Количество 

путей 

Обогатитель  

промежуточная 

Оверята 

грузовая 

12 

Осенцы 

внеклассная 

грузовая 

40 

Пальники  

промежуточная 

Парма  

промежуточная 

Пашия 

грузовая 

11 

Пермь I  

промежуточная 

13 

Пермь II 

внеклассная 

пассажирская 

79 

Пермь-Сортировочная 

внеклассная 

сортировочная 

144 

Половинка-Чусовская  

промежуточная 

Рабак 

раздельный пункт 

Разъезд 139 км  

путевой пост 

Разъезд 177 км  

разъезд 

Разъезд 184 км  

разъезд 

Разъезд 200 км  

разъезд 

Селянка  

промежуточная 

Симонята  

промежуточная 

Скальный  

промежуточная 

Соликамск 

грузовая 

12 

Соликамск II  

Парк ст.Соликамск 

10 

Сукманы 

промежуточная 

Сылва  

промежуточная 

Теплая Гора  

промежуточная 

Тихая  

промежуточная 

Турун 

промежуточная 

10 

Углеуральска  

грузовая 

32 

Уралнефть  

промежуточная 

Усть-Тискос  

промежуточная 

Усьва 

промежуточная 

Утес 

промежуточная 

Ферма 

промежуточная 

12 

372 

 

Станция 

Класс 

Характер работы 

Количество 

путей 

Чад 

промежуточная 

Чайковская 

промежуточная 

12 

Чашкино  

промежуточная 

Чернушка 

промежуточная 

Чусовская 

участковая 

52 

Шабуничи  

промежуточная 

10 

Шестаки  

промежуточная 

Шибаново  

промежуточная 

Шумково  

промежуточная 

Щучье Озеро 

промежуточная 

Юг  

промежуточная 

Яйва  

промежуточная 

Янаул 

грузовая 

12 

Ярино  

промежуточная 

Помимо  путей,  находящихся  в  федеральной  собственности,  на  территории 

предприятий  и  организаций  Пермского  края  располагаются  более  2000  км 

ведомственных  и  отраслевых  подъездных  путей.  Практически  все  промышленные 

предприятия региона имеют собственные железнодорожные базы или терминалы.  

Железнодорожному  транспорту  общего  пользования  принадлежит  ведущее 

место в объеме грузовых перевозок, за последние годы эта роль еще больше возросла. 

В  2014  году  железнодорожным  транспортом  общего  пользования  перевезено  40992 

тыс. тонн грузов (73% от общего объема). Данный показатель остается стабильным, 

так  в  2004  году  железнодорожным  транспортом  общего  пользования  перевезено 

38952 тыс. тонн грузов (66,6% от общего объема).  

Пассажирооборот  по  итогам  2015  года  на  железнодорожном  транспорте 

составил 370,6 млн. пасс. км, в том числе пассажирооборот в границах Свердловской 

железной дороги дальнего следования по Пермскому краю – 1,07 млн. пасс. км. 

Выводы: 

 

сложившаяся 

железнодорожная 

сеть 

обладает 

серьезными 

планировочными  недостатками:  отсутствуют  железнодорожные  линии  в  северной 

373 

 

части  края  (необходимо  подключение  к  системе  железнодорожных  связей  столицы 

Коми-Пермяцкого  округа  –  городского  округа-города  Кудымкара),  необходимо 

усиление  сообщений  с  прилегающими  к  краю  субъектами  (Республикой  Коми, 

Кировской областью и пр.), недостаточно железнодорожных связей края с морскими 

портами. 

 

чрезвычайно 

перенасыщен 

Пермский 

железнодорожный 

узел, 

необходимо  перераспределение  потоков  и  разгрузка  узла,  путем  строительства 

обходных линий.  

 

сеть  железных  дорог  и  связанные  с  ней  устройства  характеризуются 

высокой степенью физического и морального износа. 

Проектные предложения 

Основное  внимание  в  формировании  проектных  решений  уделено 

совершенствованию  и  развитию  планировочной  структуры  железных  дорог 

Пермского  края  и  увязано  со  Стратегией  развития  железнодорожного  транспорта 

Российской  Федерации  до  2030 г.,  утвержденной  распоряжением  Правительства 

Российской  Федерации  от  17  июня  2008  г.  №  877-р,  Схемой  территориального 

планирования  Российской  Федерации  в  области  федерального  транспорта 

(железнодорожного,  воздушного,  морского,  внутреннего  водного),  автомобильных 

дорог  федерального  значения,  утвержденной  Постановлением  Правительства 

Российской Федерации от 19.03.2013 № 384-р. 

Основными  мероприятиями  по  развитию  железнодорожного  транспорта  на 

территории Пермского края являются: 

На первую очередь проектирования: 

 

Строительство  высокоскоростной  железнодорожной  магистрали  Казань  – 

Екатеринбург протяженностью 766 км со строительством и реконструкцией вокзалов, 

станций раздельных пунктов с путевым хозяйством на территориии Пермского края: 

-  строительство  станции  Чернушка  ВСМ,  общий  строительный  объем  всей 

инфраструктуры  станции  22426,4  куб.м.,  в  том  числе  вокзал  4333  куб.м. 

(Чернушинский муниципальный район); 

374 

 

-  строительство  обгонного  пункта  Щучье  Озеро  ВСМ,  общий  строительный  объем 

всей  инфраструктуры  обгонного  пункта  39394,9  куб.м.  (Чернушинский 

муниципальный район); 

-  строительство  диспетчерского  пункта  с  пунктом  обогрева  и  путевого  поста  –  1249 

км,  общий  строительный  объем  –  2664,1  куб.м.  (Чернушинский  муниципальный 

район); 

-  строительство  диспетчерского  пункта  с  пунктом  обогрева  и  путевого  поста  –  1293 

км, общий строительный объем – 4436,2 куб.м. (Октябрьский муниципальный район); 

а  также  со  строительством  рокадных  железнодорожных  линий  со  скоростным 

движением: 

1)  строительство  рокадной  железнодорожной  линии  со  скоростным  движенением 

Чернушка – Пермь протяженностью 205,5 км (Чернушинский, Бардымский, Уинский, 

Ординский,  Кунгурский,  Пермский  муниципальные  районы,  город  Пермь)  в  целях 

обеспечения  пассажиропотока  высокоскоростной  железнодоророжной  магистрали 

Москва  –  Казань  –  Екатеринбург  со  строительством  и  реконструкцией  следующих 

станций: 

а) реконструкция станции Пермь – 2 (Пермский городской округ); 

б) строительство следующих станций: 

- Деменево, общий строительный объем всей инфраструктуры  станции  9011,2  куб.м. 

(Чернушинский муниципальный район, Деменевское сельское поселение); 

-  Сып,  общий  строительный  объем  всей  инфраструктуры  станции  9011,2  куб.м. 

(Уинский муниципальный район, Нижнесыповское сельское поселение); 

-  Бырма,  общий  строительный  объем  всей  инфраструктуры  станции  9011,2  куб.м. 

(Кунгурский муниципальный район, Бырминское сельское поселение); 

-  Юмыш,  общий  строительный  объем  всей  инфраструктуры  станции  9011,2  куб.м. 

(Кунгурский муниципальный рйон, Троенжальское сельское поселение); 

-  Кочкино,  общий  строительный  объем  всей  инфраструктуры  станции  9011,2  куб.м. 

(Пермский муниципальный район, Лобановское сельское поселение). 

375 

 

2)  строительство  рокадной  железнодорожной  линии  со  скоростным  движенением 

Чернушка  –  Уфа  общей  протяженностью  205,6  км  в  целях  обеспечения 

пассажиропотока  высокоскоростной  железнодоророжной  магистрали  Москва  – 

Казань – Екатеринбург. 

 

Строительство  железнодорожной  линии  Архангельск  –  Сыктывкар  –  Пермь 

(Соликамск),  («Белкоммур»  Белое  море  –  Коми  –  Урал  с  обходом  г.  Соликамска) 

протяженностью 1155 км с целью интеграции одних из ключевых регионов России – 

Беломорье  (порты),  Коми  и  Урала.  Направление  включает  в  себя  существующую 

линию Пермь – Соликамск, обход Березниковско-Соликамского промышленного узла 

со строительством нового моста через р. Каму, проектируемый участок Соликамск – 

Коса – Гайны с выходом к границе Республики Коми на территории Пермского края; 

 

Строительство  дополнительных  железнодорожных  путей  общего  пользования 

Калино  –  Левшино  протяженностью  5,4  км  (Пермский  городской  округ,  Пермский, 

Чусовской муниципальные районы);  

 

Реконструкция  моста  и  железнодорожных  путей  общего  пользования  через  р. 

Каму  в  Пермском  узле  общей  протяженностью  1,5  км  (Городской  округ  –  город 

Пермь); 

 

Реконструкция  участка  железнодорожной  линии  Соликамск  –  Левшино 

(строительство разъездов, вторых путей)

11

 

Реконструкция станции Пермь-Сортировочная

12

 

Реконструкция  станции  Березники-Сортировочная  в  целях  примыкания 

железнодорожного пути необщего пользования. 

На расчетный срок: 

 

Строительство  железнодорожной  линии  Сыктывкар  –  Пермь  (Соликамск) 

протяженностью 579 км; 

 

Строительство обхода

 

Пермского железнодорожного узла протяженностью 140 

км. Данное мероприятие необходимо для перераспределения транспортных потоков и 

                                       

11

 В соотвтетствии с Генеральной схемой развития железных дорог ОАО «РЖД» на период до 2020 года 

12

 

В соотвтетствии с Генеральной схемой развития железных дорог ОАО «РЖД» на период до 2020 года

 

376 

 

разгрузки  перенасыщенного  Пермского  узла.  Обход  трассируется  от  ст.  Кукуштан 

Пермского муниципального района до станции Пибаньшур Республики Удмуртия. 

 

Строительство  дополнительных  главных  ж/д  путей  на  участке  Азиатская  – 

Чусовская  –  Левшино,  что  позволит  увеличить  пропускную  способность  основных 

железнодорожных направлений края при возрастании объемов грузовых перевозок. 

На перспективу: 

 

Резервирование  трассы  для  сооружения  железнодорожной  магистрали 

Соликамск  –  Ухта.  Магистраль  Соликамск  –  Ухта  будет  входить  в  состав 

«Восточного  меридионального  направления»  и  должна  связать  центральные  районы 

Пермского  края  с  приполярным  транспортным  коридором  «Москва  –  Воркута». 

Данная трасса частично осуществлена на участке Ухта – Троицко-Печорск.  

 

Резервирование  трассы  для  обеспечения  проложения  в  будущем  (на 

перспективу)  линии  Гайны  –  Чердынь  –  Красновишерск  –  Ханты-Мансийск. 

Сооружение  этой,  ответвляющейся  от  «Белкомура»,  широтной  магистрали  усилит 

интеграционные  связи  Архангельской  области,  Республики  Коми,  Пермского  края  и 

Ханты-Мансийского автономного округа. 

Важным  элементом  развития  железнодорожного  комплекса  является 

модернизация  и  реконструкция  изношенного  железнодорожного  хозяйства  с  целью 

повышения  его  технико-эксплуатационных  характеристик,  а  также  реконструкцию 

или  строительство  вокзалов  в  первую  очередь  в  Перми  (транспортно-пересадочный 

узел  Пермь  II),  Краснокамске,  Березниках,  Соликамске,  Кудымкаре,  Чусовом, 

Лысьве, Кунгуре, Чердыни, Красновишерске, Чернушке. 

В результате реализации  проектных решений  общая  протяженность железных 

дорог  общего  пользования  к  концу  расчетного  срока  возрастет  с  1,6  тыс.  км  до  2,5 

тыс., на перспективу до 3,2 тыс.   

Средняя густота (плотность) железных дорог общего пользования в Пермском 

крае к концу расчетного срока возрастет соответственно с 83 до 156 (или на 35%) и на 

перспективу до 199 км путей на 10 тыс. км

2

.  

 

377 

 

5.6.3

 

Водный транспорт 

Современное состояние 

Протекающая  по  территории  края  река  Кама  является  важным  звеном  единой 

глубоководной  системы  Европейской  части  России,  в  свою  очередь  связанной  с 

водными  путями  европейских  стран.  В  Пермском  крае  находятся  четыре  самых 

восточных  речных  порта  Европы:  «Порт  Пермь»,  «Порт  Левшино»,  Чайковский 

речной  порт,  «Порт  Березники»,  а  также  имеется  действующий  речной  порт  в  г. 

Соликамск  (ООО  «Западно-Уральский  Порт»).    По  Каме  можно  осуществлять 

перевозку  грузов  в  порты  Балтийского,  Белого,  Черного,  Азовского  и  Каспийского 

морей, речные порты Большого Европейского кольца.  

Большее  значение  для  судоходства  имеют  также  реки  Чусовая,  Вишера  с 

Колвой и Сылва. Общая протяженность внутренних водных путей края – 1988 км. На 

них  расположено  2  шлюза  (на  плотинах  Камской  и  Воткинской  ГЭС),  около  90 

речных  портов,  пристаней,  остановочных  пунктов  и  переправ,  судоходных 

гидротехнических сооружений.  

В 2014 г. предприятиями внутреннего водного транспорта общего пользования 

было  перевезено  4083  тыс.  тонн

13

,  грузооборот  составил  744  млн. тонно-км.  За 

последние  10  лет  объемы  перевозок  грузов  увеличились  на  26%,  что  говорит  о 

востребованности  водных  грузоперевозок,  особенно,  в  свете  отсутствия  развитой 

железнодорожной  сети  в  северной  части  региона.    В  навигацию  2015  года  данный 

показатель значительно снизился и составил 68,2% от значений 2014 года.

14

 

 В  организациях  внутреннего  водного  транспорта  имеются  четырехпалубные 

комфортабельные  теплоходы, скоростные  и  прогулочные  теплоходы, грузовые  суда. 

При  общем  избытке  флота  по  тоннажу,  его  структура  характеризуется  дефицитом 

современных  специализированных  судов  (танкеров,  химовозов,  газовозов, 

комфортабельных пассажирских  судов, судов  плавания  «река-море»). Доля судов со 

сроками эксплуатации, превышающими нормативные – более 50%. 

На  перевозку  пассажиров  внутренним  водным  транспортом  приходится 

незначительная  доля  по  сравнению  с  остальными  видами  транспорта  общего 

пользования  –  менее  1%.  За  2014  год  внутренним  водным  транспортом  перевезено 

                                       

13

 

По данным Пермьстата

 

14

 

По данным Росморречфлота (исх. ДС-28/959 от 04.02.2016 г.)

 

378 

 

281  тыс.  человек,  что  на  67  тыс.  (23%)  меньше,  чем  в  2013 году.  Значительно 

уменьшился  пассажирооборот  –  на  41%  и  составил  56  млн.  пасс-км.  Основная  доля 

перевозки пассажиров водным транспортом (около 80%) приходится на пригородное 

сообщение.  На  дальних  транспортных  линиях  перевозочная  деятельность 

осуществляется  только  в  туристической  сфере.  В  последние  годы  возродились  и 

развиваются подобные перевозки, среди которых особенно популярны маршруты до 

Астрахани,  Санкт-Петербурга  и  Москвы.  Туристические,  круизные  и  прогулочные 

пассажирские  перевозки  имеют  относительно  высокую  рентабельность  и 

представляют собой растущий сегмент рынка. 

Вывод 

 

Портовое  хозяйство  края,  в  большинстве  случаев,  не  соответствует 

современным требованиям по состоянию и составу перегрузочной техники, развитию 

портовых терминальных комплексов, техническому состоянию судов, что сдерживает 

рост пассажирских и грузовых перевозок. 

 

Проектные предложения 

Проектом предусматривается: 

 

Строительство  новых  причалов  и  терминалов  в  речных  портах  Пермь, 

Левшино (городской округ – город Пермь), Березники; 

 

Организация  крупного  речного  порта  общеуральского  значения  в  г. 

Оханске,

 

оснащенного всеми видами путей сообщения, включая железнодорожный и 

автомобильный  транспорт.  Это  превратит  город  в  крупный  транспортный  и 

логистический  узел и в один из опорных многофункциональных центров Пермского 

края. Реализация данного проекта возможно только при создании мультимодального 

(железнодорожного  и  автомобильного)  сообщения  по  направлению  Пермь  –  Юго-

Камск  –  Оханск  или  Кукуштан  –  Юго-Камск  –  Оханск  (в  качестве  южного  обхода 

Перми). Данный проект потребует детальной проработки и больших инвестиций, что 

относит его за расчетный период.

 

 

Модернизация  и  развитие  портового  хозяйства  края,  так  как  оно  не 

соответствует  современным  требованиям  по  состоянию  причалов  и  составу 

379 

 

перегрузочной  техники,  наличию  терминальных  комплексов.  Также  планируется 

организация Центра обслуживания водных судов.

 

 

Совершенствование  структуры  флота  в  части  замены  изношенного 

подвижного 

состава 

на 

новый, 

преодоление 

дефицита 

современных 

специализированных судов (комфортабельных пассажирских, грузовых, судов река – 

море).

 

 

Интеграция  в  европейскую  вводно-транспортную  систему  путем 

поэтапного  открытия  водных  путей  для  иностранных  судов,  развития  туристских, 

круизных и прогулочных перевозок. 

 

Реконструкция водных путей и сооружений:  

 

реконструкция  водных  путей  Камского  бассейна,  в  том  числе  на 

территории края: шлюзов, переправ, пристаней; 

 

сооружение  представительных  речных  вокзалов,  прежде  всего,  в 

Березниках, Соликамске, Добрянке, Чайковском, Осе и Оханске; 

 

развитие пригородных пассажирских перевозок водным транспортом. 

 

5.6.4

 

Воздушный транспорт 

Современное состояние 

В  Пермском  крае  на  настоящее  время  имеется  один  аэропорт, 

зарегистрированный  в  Государственном  реестре  аэродромов  и  вертодромов 

гражданской  авиации  РФ  –  Пермь  (Большое  Савино).  Данный  аэродром  является 

аэродромом  государственной  авиации  (Минобороны  России)  и  совместного 

базирования  с  гражданской  авиации.  Аэропорт  класса  В  с  искусственной 

цементобетонной  взлетно-посадочной  полосой  (размер  3204х49  м).  Аэропорт  может 

принимать  практически  все  типы  воздушных  судов.  Прямыми  авиарейсами  Пермь 

связана  с  крупнейшими  городами  России,  среди  которых  города:  Москва,  Санкт-

Петербург,  Екатеринбург,  Казань,  Киров,  Нижний  Новгород,  Самара,  Симферополь, 

Сочи,  Сыктывкар,  Тюмень,  Уфа,  Ханты-Мансийск,  Анапа,  Нижнекамск 

Значительные  перевозки  осуществляются  чартерными  рейсами  по  заказу 

туристических  компаний.  Аэропорт  Большое  Савино  имеет  на  своей  территории 

приаэродромную территорию с аэродромом "Фролово". 

380 

 

За  2015  год  осуществлено  8155  вылетов,  в  том  числе  7365  на  внутренних 

рейсах  (90%  от  общего  числа).    За  последние  пять  лет  наблюдается  увеличение 

количества рейсов на 25%

15

До 1992 г. краевой центр был связан местными внутренними авиалиниями с 25 

населенными пунктами, имевшими аэропорты для малой авиации. В настоящее время 

они  закрыты  и  некоторые  из  них  используются  лишь  как  вертолетные  площадки. 

Всего  на  территории  Пермского  края  расположены  16  вертолетных  площадок: 

Луговское,  Алмазное,  Березники,  Березовка,  Букор,  Горнозаводск,  Гремячинск, 

Добрянка,  Кунгур,  Лысьва,  Оханск,  Очер,  Печмень,  Средняя  Усьва,  Чайковский 

(Сайгатка), Сафроны.  

Доля перевозки грузов воздушным транспортом в общем объеме, выполняемом 

всеми  видами  транспорта  (по  данным  Пермьстата  за  2014  год),  составляет  порядка 

0,01%.  Грузоперевозочную  деятельность  на  регулярной  основе  осуществляет  одно 

авиапредприятие: АО «Международный аэропорт «Пермь». По итогам 2015 г. объем 

перевозки  грузов  и  почты  авиаперевозчиком  составил  2601,6  тонн

16

,  что  на  30% 

меньше,  чем  в  2014  году  (3698,4  тонн).  За  последнее  пятилетие  объемы 

грузоперевозок оставались постоянными и находились в диапазоне 3500-4000 тонн. 

Пассажироперевозки  за  последние  годы  остаются  на  одном  уровне  и  за  2014 

год  составили  1288,3  тыс.  пассажиров,  в  том  числе  на  регулярных  рейсах  –  1030,8 

тыс. пассажиров.

17

 

Вывод 

 

Объемы  перевозок  могут  быть  существенно  увеличены  за  счет 

расширения  географии  полетов  на  внутрироссийских  и  международных 

направлениях,  восстановления  и  развития  местных  внутренних  авиалиний,  а  также 

реконструкции  и  развития  необходимой  инфраструктуры  (аэропорты,  авиавокзалы, 

их техническое оснащение). 

 

 

 

                                       

15

 По данным Министерства транспорта Пермского края (исх. СЭД-44-01-17-61 от 02.02.2016г.) 

16

 По данным Министерства транспорта Пермского края (исх. СЭД-44-01-17-61 от 02.02.2016г.)  

17

 По данным Министерства транспорта Пермского края (исх. СЭД-44-01-17-61 от 02.02.2016г.)

 

381 

 

Проектные предложения 

Проектом  предусматривается  завершение  реконструкции  аэродромного 

комплекса  аэропорта  Большое  Савино  (г.  Пермь)  в  соответствии  с  Федеральной 

целевой  программой  «Развитие  транспортной  системы  России  на  2010–2020  годы». 

Новый пассажирский терминал  сможет обслуживать до 2-3 млн. пассажиров в год с 

пропускной  способностью  в  часы  пик  904  человека.  Трехэтажный  аэровокзал  будет 

оснащен  тремя  посадочными  галереями  с  тремя  телетрапами  и  возможностью 

наращивания  инфраструктуры.  Кроме  этого  запланировано  строительство  и 

реконструкция  мест  стоянок  воздушных  судов  и  рулежных  дорожек  аэродрома, 

обустройство  кратковременных  и  долговременных  парковок  около  территории 

аэровокзала. 

В  соответствии  с  приказом  Федерального  агентства  по  обустройству 

государственной границы Российской Федерации от 18.03.2015 № 60-ОД планируется 

провести 

реконструкцию 

воздушного 

грузо-пассажирского 

постоянного 

многостороннего  пункта  пропуска  через  государственную  границ  Российской 

Федерации в международном аэропорту Пермь (Большое Савино). 

Помимо  реконструкции  существующего  аэропорта  Большое  Савино  в  части 

развития  воздушного  транспорта  предусматривается  комплекс  мероприятий  по 

развитию  малой  авиации.  Использование  малой  авиации  актуально  во  многих 

отраслях  народного  хозяйства  (МЧС,  УВД,  ГИБДД,  здравоохранении  и  пр.).  Для 

возрождения  данного  вида  сообщения  необходимо  прежде  всего  создать 

соответствующую  инфраструктуру  –  сохранить  существующие,  возродить 

заброшенные  (Кудымкар,  Чайковский)  и  построить  новые  посадочные  площадки 

местных  воздушных  линий.  Площадки  для  новых  аэродромов  малой  авиации  и 

вертолетных  площадок  предположительно  должны  быть  организованы  около 

удаленных  от  краевого  центра  населенных  пунктов:  Гайны,  Чердынь 

(Красновишерск), Чусовой (Лысьва), Барда, Уинское. 

 

5.6.5

 

Автомобильный транспорт 

Современное состояние 

382 

 

Протяженность автодорог по территории  Пермского края составляет 35,1 тыс. 

км. За последнее пять лет общая протяженность автодорог увеличилась практически в 

полтора раза.  

Таблица 5.6.5-1 – Характеристика автодорожной сети Пермского края 

Наименование 

2009 г.  2016 г. 

Автомобильные дороги, всего, км 

в том числе: 

25355 

35086 

общего пользования, км 

в том числе 

11562 

20550 

- федерального значения, км 

425 

438 

- регионального или межмуниципального значения, км 

3119 

3155

 

- местного значения, км 

8018 

16965 

Необщего пользования, км 

10048 

4684 

Длина  автодорог  общего  пользования  увеличилось  более  чем  в  два  раза,  в 

первую очередь, из-за перевода автодорог необщего пользования в разряд автодорог 

общего пользования местного значения. 

Протяженность  автодорог  общего  пользования  с  твердым  покрытием  на 

территории Пермского края составляет 20,6 тыс. км. Плотность автодорожной сети с 

твердым покрытием  –  128 км на  1000 кв. км территории. Сеть автодорог с  твердым 

покрытием  распределена  по  территории  края  неравномерно.  Наиболее  плотная  сеть 

автодорог –  в южной части  края (Пермь и к югу от  Перми), меньшая  плотность  –  в 

центральной  части  края,  а  самая  низкая  –  в  северной  ее  части  (Красновишерском, 

Чердынском, Косинском, Гайнском муниципальных районах).  

Каркас  автодорожной  сети  общего  пользования  Пермского  края  формируют 

автомобильные  дороги  федерального  и  регионального  или  межмуниципального 

значения.  Через  край  в  широтном  направлении  проходят  автодороги  федерального 

значения М-7 «Волга» Москва – Владимир – Нижний Новгород – Казань – Уфа и Р-

242  Пермь  –  Екатеринбург.  В  меридиональном  направлении  к  данному  коридору 

примыкает  автомобильная дорога  федерального значения  А-153 Нытва  –  Кудымкар, 

от  которой  в  районе  с.  Карагай  отходит  автомагистраль  на  г.  Киров.  В  северо-

восточной части края важнейшее значение имеют автодороги, образующие коридоры: 

383 

 

Пермь  –  Полазна  –  Березники,  Полазна  –  Чусовой  –  Горнозаводск  –  Качканар 

(Свердловская  область),  Кунгур  –  Чусовой  –  Губаха  –  Кизел  –  Березники  – 

Соликамск.  В  юго-западной  и  западной  частях  края  важное  значение  имеют 

направления:  Большая  Соснова  –  Черновское  –  Воткинск  (Республика  Удмуртия)  – 

Чайковский,  Черновское  –  Частые,  Дыбки  –  Оханск,  Очер  –  Верещагино  –  Сива  – 

Северный Коммунар, Верещагино – Путино – Сепыч. На северо-запад от Перми идет 

автодорога на п. Ильинский и далее на Чермоз. В южной части края приоритетными 

направлениями являются: Кукуштан – Крылово – Барда – Чернушка, Болгары – Юго-

Камский  –  Крылово  –  Оса,  Оса  –  Елово  –  Большая  Уса  –  Чайковский,  Чернушка  – 

Куеда  –  Большая  Уса,  Чернушка  –  Щучье  Озеро  –  Октябрьский.  В  юго-восточной 

части  края  имеются  отводы  автодорог  с  усовершенствованным  покрытием  от 

автомобильной дороги федерального значения в районе г. Кунгура и с. Голдыревское 

на Орду, Уинское и Октябрьский. 

Общая  протяженность  автодорог  регионального  или  межмуниципального 

значения на территории Пермского края составляет 3155,458 км. 

Почти  все  дороги  общего  пользования  области  (96%)  относятся  к  III  и  IV 

техническим категориям. Многие из дорог требуют реконструкции, направленной на 

соответствие их технической категории. 

Наиболее  благоустроенными  на  территории  края  являются  участки  недавно 

реконстрованных автодорог Пермь – Березники, Санкт-Петербург – Киров – Пермь, в 

т.ч.  на  участке  от  Перми  до  Краснокамска,  Пермь  –  Усть-Качка,  автомобильный 

обход г. Перми, отвечающие требованиями I и II технических категорий. На данных 

же 

направлениях 

наблюдаются 

максимальные 

показатели 

интенсивности 

транспортных потоков. 

Полный  перечень автодорог регионального или  межмуниципального значения 

на  территории  Пермского  края  в  соответсвии  с  Постановлением  Правительства 

Пермского  края  от  8  июля  2016  года  №  449-п  «Об  утверждении  перечня 

автомобильных  дорог  общего  пользования  регионального  или  межмуниципального 

значения  Пермского  края и  порядка  внесения  изменений в перечень автомобильных 

дорог  общего  пользования  регионального  или  межмуниципального  значения 

Пермского края» приведен в Приложении 4 (Том 2, Книга 10). 

384 

 

К 

недостаткам 

сложившейся 

сети 

дорог 

регионального 

или 

межмуниципального  значения  следует  отнести  малую  плотность  сети  в  северных 

районах края, отсутствие выходов и прямолинейных связей с соседними субъектами 

федерации  –  Республикой  Коми  и  Башкортостаном,  что  затрудняет  экономическую 

интеграцию с соответствующими регионами. 

 На дорогах края функционирует порядка 300 мостов и плотин. Крупнейшие из 

них (6 единиц) – через р. Каму. Полный перечень мостовых переходов на автодорогах 

регионального или межмуниципального значения представлен в Приложении 5 (Том 

2, Книга 10). 

 Остро  стоит  проблема  транспортного  обслуживания  труднодоступных 

сельских населенных пунктов. Более 80 населенных пунктов Пермского края с общей 

численностью населения 2800 человек не имеют круглогодичной автодорожной связи 

с  системой  дорог  общего  пользования  и  в  период  осенне-весенней  распутицы, 

оказываются оторванными от внешнего мира.  

Автомобильным транспортом отраслей экономики за 2014 г. перевезено 11376 

тыс.  тонн  грузов.  Грузооборот  составил  1631  млн.  тонно-км.

18

  Наблюдается 

тенденция  к  снижению  грузовых  перевозок  автомобильным  транспортом.  Так,  за 

последние 5 лет, грузооборот снизился на 20%. 

Автомобильный  транспорт  в  Пермском  крае  занимает  господствующее 

положение  по  перевозкам  пассажиров.  Доля  автомобильного  транспорта  в 

распределении  пассажирских  перевозок  остается  довольно  стабильной.  За  2014  год 

автомобильным  транспортом  было  перевезено  299,6  млн.  человек

19

,  что  составляет 

более 80% от общего числа перевезенных пассажиров всеми видами транспорта. 

На  территории  Пермского  края  практически  во  всех  муниципальных  районах 

располагаются  50  автовокзалов,  автостанций  и  диспетчерско-кассовых  пунктов, 

связанных между собой разветвленной сетью автобусных маршрутов. 

Перевозки пассажиров автобусами выполняются на внутригородском (80,1% от 

общей  перевозки  пассажиров),  пригородном  (17,3%)  и  междугородном  (2,6%) 

сообщениях. Структура пассажирооборота по видам сообщения выглядит следующим 

                                       

18

 По данным Пермьстата 

19

 По данным Пермьстата 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     22      23      24      25     ..