Материалы по обоснованию. Изменения в Схему территориального планирования Пермского края (от 27 октября 2017 г. № 879-п) - часть 5

 

  Главная      Учебники - Разные     Материалы по обоснованию. Изменения в Схему территориального планирования Пермского края (от 27 октября 2017 г. № 879-п)

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     3      4      5      6     ..

 

 

Материалы по обоснованию. Изменения в Схему территориального планирования Пермского края (от 27 октября 2017 г. № 879-п) - часть 5

 

 

65 

 
 

целесообразно  создание  небольших  предприятий  (например,  в  сфере 

деревообработки, производства мебели). 

Потенциальные  зоны  экономической  активности,  которые  будут 

развиваться  в  случае  реализации  крупных  транспортно-инфраструктурных 

проектов: 

I. 

Чердынско-Красновишерская 

индустриальная 

и 

туристско-

рекреационная  потенциальная  зона 

включает  Чердынский  муниципальный 

район

Красновишерский муниципальный район.

 

 

На этой территории проживает 1,6% численности населения Пермского края, 

на нее приходится 0,9% численности работников, занятых в экономике Пермского 

края.  Уровень  безработицы  на  этой  территории  не  превышает  3,0%.  Доля 

инвестиций Пермского края, приходящаяся на эту территорию, составляет 0,2%. 

В  долгосрочной  перспективе  территория  может  развиваться  при  условии 

полноценного  включения  в  транспортную  систему  Пермского  края  и  соседних 

регионов  –  активного  железно-  и  автодорожного  освоения  Чердынского  и 

Красновишерского  муниципальных  районов.  Ареал  этой  зоны  должен  быть 

уточнен,  поскольку  при  доразведке  недр  здесь  возможно  обнаружение  новых 

месторождений,  целесообразных  для  освоения.  Структурой,  преимущественно 

организующей  данную  территорию,  является  треугольник:  г.  Красновишерск  –  г. 

Чердынь – с. Губдор. 

В 

Чердынском  муниципальном  районе 

проживает  21728  человек,  что 

составляет  0,8% от общей  численности  населения Пермского  края. На  этот район 

приходится  0,5%  от  общего  числа  работников,  занятых  в  экономике  Пермского 

края.  Уровень  заработной  платы  ниже  среднего  по  Пермскому  краю  на  20,5%. 

Уровень  официально  зарегистрированной  безработицы  в  2,5  раза  выше  среднего 

показателя по Пермскому краю. Среднегодовой объем инвестиций за 2010-2014 гг. 

составил 0,02% от общего объема по Пермскому краю. Доля оборота организаций, 

приходящаяся  на  этот  район,  составила  0,02%.  Оборот  организаций  в  расчете  на 

душу  населения  составил  2,7%  от  средней  величины  по  Пермскому  краю. 

Сальдированный  финансовый  результат  составляет  в  среднем  менее  0,01%  от 

общекраевого  объема.  В  данном  районе  целесообразно  развитие  туризма  и 

66 

 
 

рекреации,  включающее  развитие  сети  детских  оздоровительных  лагерей,  домов 

отдыха, санаториев и профилакториев, спортивных и туристических баз. 

Город  Чердынь  – 

исторический  город,  центр  муниципального  района, 

предлагается  на  роль  полифункционального  транспортного  узла  на  пресечении 

Восточного  меридионального  и  2-го  Северного  широтного  ОРТН.  Должен 

концентрировать  социальные,  культурные  и  туристско-рекреационные  функции. 

Возможно  размещение  ремесленных  центров  и  реставрационных  мастерских. 

Вокруг  Чердыни  целесообразна  организация  системы  небольших  домов  отдыха  и 

туристических баз. 

В 

Красновишерском  муниципальном  районе 

проживает  21179  человек, 

что  составляет  0,8%  от  общей  численности  населения  Пермского  края.  На  этот 

район  приходится  0,4%  от  общего  числа  работников,  занятых  в  экономике 

Пермского  края.  Уровень  заработной  платы  ниже  среднего  уровня  по  Пермскому 

краю на 16,5%. Уровень официально зарегистрированной безработицы составляет 

559,0%  от  среднего  показателя  по  Пермскому  краю.  Среднегодовой  объем 

инвестиций за 2010-2014 гг. составил 0,1% от общего объема по Пермскому краю. 

Доля  оборота  организаций,  приходящаяся  на  этот  район,  составила  0,5%.  Оборот 

организаций  в расчете  на  душу  населения составляет 66,8% от средней  величины 

по  Пермскому  краю.  Сальдированный  финансовый  результат  находится  в 

отрицательном диапазоне. 

Город  Красновишерск

  –  районный  и  промышленный  центр.  Может 

развиваться как центр лесопереработки, производства строительных материалов, а 

также  как  центр  добывающей  промышленности  (нефтегазовые  месторождения, 

месторождения  железа,  марганца,  золота,  драгоценных  камней),  где  будут 

базироваться  геологоразведочные,  добывающие,  транспортные  и  сервисные 

организации. В настоящее время получено решение о финансировании развития г. 

Красновишерска из Фонда развития моногородов.  

В  Красновишерском  муниципальном  районе  в  настоящее  время  успешно 

реализуются три инвестиционных проекта, связанные с освоением и переработкой 

природных  ресурсов.  Это  инвестпроект  по  добыче  мрамора  и  производству 

изделий из камня на Северо-Шудьинском участке Велсовского месторождения. Из 

67 

 
 

запланированных  на  это  210  млн.  рублей  вложено  уже  90  млн.  Строительство 

камнеобрабатывающего  завода  завершено.  Когда  завод  выйдет  на  проектную 

мощность, он сможет обеспечить работой не менее 130 человек. 

Запущен  проект  компании  «Вега»  по  разведке  и  добыче  рассыпного  золота 

на  «Саменской  россыпи». Объем инвестиций составил  135 млн. руб., создано 100 

рабочих мест. Выход на проектную мощность предполагается в течение двух лет. В 

настоящее  время  идет  возведение  обеспечивающей  инфраструктуры,  построен 

вахтовый поселок и порядка 50 км ЛЭП. 

Другой  красновишерский  проект  реализует  «Соликамскбумпром»  –  это 

лесозаготовительное  производство  и  вывоз  древесины.  В  него  вложено  более  150 

млн.  руб.  инвестиций,  трудоустроено  более  130  человек.  До  конца  2016  года 

предполагается вывести проект на полную мощность.  

II. 

Коми-Пермяцкая  потенциальная  зона

  включает  городской  округ 

Кудымкар, Кудымкарский и Юсьвинский муниципальные районы, а также активно 

вовлекает  в  поле  своей  деятельности  Карагайский  муниципальный  район.  В 

пространство  данной  зоны  попадают  также  Гайнский,  Косинский,  Кочевский  и 

Юрлинский муниципальные районы, объединенные географически, исторически и 

культурно. 

На этой территории проживает 3,6% численности населения Пермского края, 

на нее приходится 1,7% численности работников, занятых в экономике Пермского 

края.  Доля  инвестиций  Пермского  края,  приходящаяся  на  эту  территорию, 

составляет 0,5%. 

Развитие  данной  зоны  в  значительной  мере  связано  со  строительством 

железнодорожной  трассы  «Белкомур»  и  реконструкцией  автодороги  Березники  – 

Кудымкар.  Это  позволит  территории  в  полной  мере  раскрыть  имеющийся 

потенциал.  Предпосылки  к  оживлению  хозяйственной  деятельности  в  районе 

Кудымкара  связаны  с  газификацией  г.  Кудымкар,  с.  Юсьва,  с.  Купрос  и 

близлежащих  территорий,  что  создало  благоприятные  условия  для  размещения 

небольших  производств:  предприятий,  производящих  строительные  материалы, 

осуществляющих  переработку  древесины  и  производство  конечных  изделий 

(столярные,  мебельные,  домостроительные  производства  и  т.д.).  Кроме  того, 

68 

 
 

потенциал территории заключен в ее уникальной этно-исторической среде, которая 

может послужить основой развития этно-туризма, народных ремесел, производства 

сувенирной продукции. 

Городской округ – город Кудымкар 

– административный, исторический и 

культурный 

центр 

Коми-Пермяцкого 

округа 

с 

развитой 

социальной 

(общественной) 

инфраструктурой. 

В 

городе 

представлена 

пищевая 

промышленность, 

лесопереработка 

(осуществляемая 

субъектами 

малого 

предпринимательства),  производство  строительных  материалов.  Целесообразно 

размещение и развитие предприятий пищевой и легкой промышленности, а также 

предприятий по углубленной переработке древесины. Целесообразно размещение и 

развитие 

предприятий 

ремонтного 

и 

машиностроительного 

профиля 

(сельхозтехника,  оборудование  и  механизмы  для  лесной  промышленности), 

предприятий пищевой и легкой промышленности. После реализации строительства 

«Белкомура»,  Западного  меридионального  коридора  и  1-го  Северного  широтного 

ОРТН,  городской  округ-город  Кудымкар  может  стать  одним  из  транспортно-

логистических узлов края. 

В  городском  округе  –  город  Кудымкар  проживает  30739  человек,  что 

составляет  1,2%  от  общей  численности  населения  Пермского  края.  На  город 

приходится  0,7%  от  общего  числа  работников,  занятых  в  экономике  Пермского 

края.  Уровень  заработной  платы  ниже  среднего  по  Пермскому  краю  на  6,7%. 

Уровень  официально  зарегистрированной  безработицы  на  49,4%  выше  среднего 

показателя по Пермскому краю. Среднегодовой объем инвестиций за 2010-2014 гг. 

составил  0,2%  от  общего  объема  по  Пермскому  краю.  Доля  оборота  организаций 

составила 0,1%. Оборот организаций в расчете на душу населения составил 9,3% от 

средней  величины  по  Пермскому  краю.  Сальдированный  финансовый  результат 

составляет в среднем 0,4% от общекраевого объема. 

В 

Кудымкарском  муниципальном  районе 

проживает  23719  человек,  что 

составляет  0,9% от общей  численности  населения Пермского  края. На  этот район 

приходится  0,3%  от  общего  числа  работников,  занятых  в  экономике  Пермского 

края.  Уровень  заработной  платы  ниже  среднего  по  Пермскому  краю  на  38,9%. 

Уровень  официально  зарегистрированной  безработицы  на  38,5%  выше  среднего 

69 

 
 

показателя по Пермскому краю. Среднегодовой объем инвестиций за 2010-2014 гг. 

составил 0,1% от общего объема по Пермскому краю. Доля оборота организаций, 

приходящаяся  на  этот  район,  составила  0,02%.  Оборот  организаций  в  расчете  на 

душу  населения  составил  1,9%  от  средней  величины  по  Пермскому  краю. 

Сальдированный  финансовый  результат  составляет  в  среднем  0,03%  от 

общекраевого объема. 

Село  Юсьва

  –  ближайший  к  Кудымкару  районный  центр,  где  возможна 

разработка  месторождений  кирпичных  глин  и  размещение  производства 

строительных  материалов,  предприятий  пищевой  и  легкой  промышленности.  В 

районе разрабатываются три нефтяных месторождения. 

В 

Юсьвинском  муниципальном  районе 

проживает  18488  человек,  что 

составляет  0,7% от общей  численности  населения  Пермского  края. На  этот район 

приходится  0,3%  от  общего  числа  работников,  занятых  в  экономике  Пермского 

края.  Уровень  заработной  платы  ниже  среднего  по  Пермскому  краю  на  32,6%. 

Уровень  официально  зарегистрированной  безработицы  более  чем  в  три  раза 

превышает  средний  показатель  по  Пермскому  краю.  Среднегодовой  объем 

инвестиций за 2010-2014 гг. составил 0,1% от общего объема по Пермскому краю. 

Доля оборота организаций, приходящаяся на этот район, составила 0,03%. Оборот 

организаций в расчете на душу населения  составил 4,8% от средней величины по 

Пермскому  краю.  Сальдированный  финансовый  результат  составляет  в  среднем 

0,02% от общекраевого объема. 

В 

Карагайском  муниципальном  районе 

проживает  21609  человек,  что 

составляет  0,8% от общей  численности  населения Пермского  края. На  этот район 

приходится  0,4%  от  общего  числа  работников,  занятых  в  экономике  Пермского 

края.  Уровень  заработной  платы  выше  среднего  по  Пермскому  краю  на  18,8%. 

Уровень официально зарегистрированной безработицы почти в два раза превышает 

средний  показатель  по  Пермскому  краю.  Среднегодовой  объем  инвестиций  за 

2010-2014  гг.  составил  0,1%  от общего  объема  по  Пермскому  краю.  Доля  оборота 

организаций, приходящаяся на этот район, составила 0,1%. Оборот организаций в 

расчете  на  душу  населения  составил  7,0%  от  средней  величины  по  Пермскому 

краю.  Сальдированный  финансовый  результат  составляет  в  среднем  0,1%  от 

70 

 
 

общекраевого объема. 

III. Кизеловская потенциальная экономическая зона (КУБ) 

Включает Кизеловский и Гремячинский  муниципальные районы, городской 

округ  «Город  Губаха»,  Скальнинское  сельское  поселение  Чусовского 

муниципального  района.  После  прекращения  добычи  каменного  угля,  территории 

Кизеловского угольного бассейна (КУБ)

 

стали представлять собой зону социально-

экономической депрессии. Несмотря на развитый транспортный комплекс, наличие 

инженерно-коммуникационных  сетей,  развитую  селитебную  и  экистическую 

сферы,  для  данных  территорий  был  свойственен  резкий  миграционный  отток, 

ухудшение  уровня  и  качества  жизни  населения,  закрытие  и  ликвидация 

промышленных,  транспортных,  сервисных  предприятий,  деградация  селитебной 

зоны и социальной сферы. В связи со сложившейся обстановкой, для данной зоны 

необходима разработка Целевой программы развития. 

На этой территории проживает 2,7% численности населения Пермского края, 

на нее приходится 2,3% численности работников, занятых в экономике Пермского 

края.  Уровень  безработицы  на  этой  территории  составляет  от  1,3  до  3,4%.  Доля 

инвестиций  Пермского  края,  приходящаяся  на  эту  территорию,  составляет  всего 

0,8%. 

В 

городском округе Губаха 

проживает 35794 человек, что составляет 1,4% 

от общей численности населения Пермского края. На этот округ приходится 1,5% 

от  общего  числа  работников,  занятых  в  экономике  Пермского  края.  Уровень 

заработной  платы  ниже  среднего  по  Пермскому  краю  на  13,0%.  Уровень 

официально  зарегистрированной  безработицы  составляет  82,1%  от  среднего 

показателя по Пермскому краю. Среднегодовой объем инвестиций за 2010-2014 гг. 

составил  0,7%  от  общего  объема  по  Пермскому  краю.  Доля  оборота  организаций 

составила 1,3%. Оборот организаций в расчете на душу населения составил 92,3% 

от средней величины по Пермскому краю. Сальдированный финансовый результат 

составляет  в  среднем  2,2%  от  общекраевого  объема.  Среди  территорий  КУБа, 

городской  округ  выделяется  наиболее  благоприятной  социально-экономической 

ситуацией и потенциалом развития в качестве «точки роста» в данной зоне. Такое 

положение  дел  обеспечило  наличие  в  округе  крупных  предприятий  химического 

71 

 
 

комплекса,  ориентирующихся  на  внутрироссийский  и  международный  рынки 

(«ОАО  «Метафракс»,  ОАО  «Губахинский  кокс»,  филиал  ООО  «Метадинеа»  в  г. 

Губаха),  а  также  предприятий  энергетического  комплекса  (Широковская  ГЭС  и 

Кизеловская  ГРЭС  ОАО  «ТГК-9»).  Дополняют  экономику  округа  малые 

предприятия  швейной  отрасли,  пищевой  промышленности,  лесопереработки  и 

машиностроения.  Стабильное  функционирование  данных  предприятий  позволяет 

успешно  развиваться  в  округе  предприятиям  строительной  индустрии,  сферы 

транспортных  услуг,  оптовой  и  розничной  торговли.  Городской  округ  имеет 

развитую  социальную  инфраструктуру,  возможности  туристско-рекреационного 

развития  (имеется  крупный  горнолыжный  центр).  В  округе  имеются  крупные 

учреждения пенитенциарной системы. 

В 

Кизеловском  муниципальном  районе 

проживает  21764  человек,  что 

составляет  0,8% от общей  численности  населения Пермского  края. На  этот район 

приходится  0,5%  от  общего  числа  работников,  занятых  в  экономике  Пермского 

края.  Уровень  заработной  платы  ниже  среднего  по  Пермскому  краю  на  23,6%. 

Уровень  официально  зарегистрированной  безработицы  в  два  раза  выше  среднего 

показателя по Пермскому краю. Среднегодовой объем инвестиций за 2010-2014 гг. 

составил 0,04% от общего объема по Пермскому краю. Доля оборота организаций, 

приходящаяся  на  этот  район,  составила  0,1%.  Оборот  организаций  в  расчете  на 

душу  населения  составил  10,2%  от  средней  величины  по  Пермскому  краю. 

Сальдированный финансовый результат находится в отрицательной зоне. В районе 

остается  несколько  действующих  промышленных  предприятий  –  «Западно-

Уральский  Машиностроительный  Завод»,  «Кизеловская  швейная  фабрика 

«Инициатива», предприятия пищевой промышленности (в  частности,  переработка 

рыбы  на  базе  бывшего  хладокомбината).  В  районе  также  имеются  крупные 

учреждения пенитенциарной системы. 

В 

Гремячинском  муниципальном  районе 

проживает  11979  человек,  что 

составляет  0,5% от общей  численности  населения Пермского  края. На  этот район 

приходится  0,3%  от  общего  числа  работников,  занятых  в  экономике  Пермского 

края.  Уровень  заработной  платы  ниже  среднего  по  Пермскому  краю  на  9,6%. 

Уровень официально зарегистрированной безработицы колеблется последние пять 

72 

 
 

лет в диапазоне  от 5,86 до 3,57%.  Среднегодовой  объем инвестиций за  2010-2014 

гг.  составил  менее  0,1%  от  общего  объема  по  Пермскому  краю.  Доля  оборота 

организаций,  приходящаяся  на  этот  район,  составила  0,04%.  Основу  экономики 

района  составляют  филиал  «Гремячинское  ЛПУМГ»  ООО  «Газпром  Трансгаз 

Чайковский»  и  ООО  «ПЛПК»  (производство  гнутоклееной  фанеры),  добывающе 

производство (карьер «Заготовкинское месторождение известняка»), а также малые 

предприятия лесозаготовительного и лесоперерабатывающего комплекса. 

73 

 
 

рп.  Скальный

  является  центром  Скальнинского  сельского  поселения 

Чусовского муниципального района с численностью населения 1,6 тыс. чел. (всего 

в  поселение  проживает  6,8  тыс.  чел.).  В  поселении  располагаются  учреждения 

пенитенциарной  системы  края  ФКУ  «ИК  №10  ГУФСИН  по  Пермскому  краю», 

ФКУ  «ИК  №35  ГУФСИН  по  Пермскому  краю»,  ФКУ  «ИК  №37  ГУФСИН  по 

Пермскому  краю»,  также  население  занято  добычей  известняка  на  Утесовском 

карьере, в сфере ЖКХ и бюджетной сфере. 

 

5.1.4

 

Перспектива трансформации системы расселения Пермского 

края 

Существующая система расселения Пермского края описана в томе 2, книга 

1, раздел 2.2.2.  

74 

 
 

Перспектива трансформации системы расселения Пермского края 

на расчетный период  

На  расчетный  период (2020/2025 годы) система расселения  Пермского  края 

может  трансформироваться  в  8  локальных  систем  расселения.  Из  которых 

сформируются 3 зональные системы расселения. 

Центральная зональная система расселения. 

I. Пермская агломерация (2 городских округа и 5 муниципальных районов). 

Пермская агломерация состоит из: 

Ядра агломерации, 

которое включает в себя

 

городской округ город Пермь, 

часть  Пермского  муниципального  района  (Кондратовское  сельское  поселение, 

Савинское сельское поселение, Гамовское сельское  поселение, часть Култаевского 

сельского поселения (с. Култаево, с. Баш-Култаево, с. Нижние Муллы, д. Петровка, 

д. Мокино, д. Косотуриха, п. Протасы), часть Сылвенского сельского поселения (с. 

Ляды  и  д.  Малая),  часть  Двуреченского  сельского  поселения  (д.  Устиново,  д. 

Нестюково,  п.  Ферма,  п.  Горный),  часть  Фроловского  сельского  поселения  (д. 

Бахаревка,  д.  Замараево,  д.  Большая  Мось,  с.  Фролы),  часть  Лобановского 

сельского поселения (с. Лобаново). 

Эколого-компенсационный пояс агломерации, 

который включает в

 

себя

 

городской  округ  ЗАТО  п.  Звездный,  часть  Пермского  муниципального  района 

(Хохловское,  Сылвенское,  Усть-Качкинское,  Заболотское  и  Бершетское  сельские 

поселения,  Фроловское  сельское  поселение  (д.  Жебреи),  Двуреченское  сельское 

поселение  (д.  Мостовая,  с.  Кольцово),  Лобановское  сельское  поселение  (с. 

Кояново,  п.  Мулянка),  Юговское  сельское  поселение),  Краснокамский 

муниципальный район, часть Добрянского муниципального района (Полазненское 

городское поселение, Краснослудское и часть Дивьинского сельского поселения). 

Внешний  пояс  агломерации, 

который  включает  в  себя

 

Нытвенский 

муниципальный  район,  Ильинский  муниципальный  район,  оставшиеся  части 

Добрянского и Пермского муниципальных районов. 

Численность населения на 2020 год – 1377,4 тыс. чел., на 2025 год – 1392,1 

тыс. чел. 

75 

 
 

 

Рис.5.1.4-1  –  Структура  центральной  зональной  системы  расселения 

Пермского края

 

II. Верещагинская локальная система: 

- 2020 год – (6 районов) – Сивинский, Верещагинский, Очерский, Оханский, 

Большесосновский  и  Частинский  муниципальные  районы.  Центр  системы  –  г. 

Верещагино. Численность – 116,6 тыс. чел. 

- 2025 год – (6 районов) – Сивинский, Верещагинский, Очерский, Оханский, 

Большесосновский  и  Частинский  муниципальные  районы.  Центр  системы  –  г. 

Верещагино. Численность – 113,5 тыс. чел. 

Обоснование: 

Верещагинская 

локальная 

система 

объединяет 

сельскохозяйственные 

территории 

расположенные 

западнее 

Пермской 

агломерации. 

III. Горнозаводская локальная система: 

76 

 
 

- на 2020 год – (2 городских округа и 4 района) – городские округа Губаха и 

Лысьва, Кизеловский, Гремячинский, Чусовской и Горнозаводский муниципальные 

районы. Центр системы – г. Чусовой. Численность – 222,8 тыс. чел. 

- на 2025 год – (2 городских округа и 4 района) – городские округа Губаха и 

Лысьва, Кизеловский, Гремячинский, Чусовской и Горнозаводский муниципальные 

районы. Центр системы – г. Чусовой. Численность – 210,2 тыс. чел. 

Обоснование: Горнозаводская локальная система объединяет депрессивную 

Кизеловскую и более развитую Чусовскую локальные системы. 

Северная зональная система расселения 

IV. Березниковско-Соликамская агломерация: 

- на 2020 год – (2 городских округа и 3 района) – городские округа Березники 

и  Соликамск,  Усольский,  Соликамский  и  Александровский  муниципальные 

районы. Центр системы г. Березники. Численность – 290,4 тыс. чел. 

- на 2025 год – (2 городских округа и 3 района) – городские округа Березники 

и  Соликамск,  Усольский,  Соликамский  и  Александровский  муниципальные 

районы. Центр системы г. Березники. Численность – 278,9 тыс. чел. 

Обоснование:  Березниковская  локальная  система  формируется  на  базе 

существующей  Березниковско-Соликамской  агломерации  и  тяготеющего  к  ней  в 

силу 

производственной 

и 

транспортной 

специфики 

Александровского 

муниципального района. 

V. Красновишерская локальная система: 

-  на  2020  год  –  (3  района)  –  Гайнский,  Красновишерский  и  Чердынский 

муниципальные  районы.  Центр  системы  –  г.  Красновишерск.  Численность  –  48,2 

тыс.чел. 

-  на  2050  год  –  (3  района)  –  Гайнский,  Красновишерский  и  Чердынский 

муниципальные  районы.  Центр  системы  –  г.  Красновишерск.  Численность  –  43,5 

тыс. чел. 

VI. Кудымкарская локальная система:  

-  на  2020  год  –  (городской  округ  и  5  районов)  –  городской  округ  –  город 

Кудымкар  и  Кудымкарский, Юсьвинский, Юрлинский, Кочевский, Карагайский и 

77 

 
 

Косинский муниципальные районы. Центр системы – г. Кудымкар. Численность – 

115,6 тыс. чел. 

- на 2025 год – (городской округ и 5 районов) – городской округ Кудымкар, 

Кудымкарский,  Юсьвинский,  Юрлинский,  Кочевский,  Карагайский  и  Косинский 

муниципальные  районы. Центр  системы  –  г. Кудымкар.  Численность  –  110,8 тыс. 

человек. 

Южная зональная система расселения 

VII. Кунгурская локальная система: 

-  на  2020  год  –  (городской  округ  и  7  районов)  городской  округ  Кунгур, 

Кунгурский,  Березовский,  Кишертский,  Ординский,  Октябрьский,  Уинский  и 

Суксунский  муниципальные  районы.  Центр  системы  –  г.  Кунгур.  Численность  – 

206,2 тыс. человек. 

-  на  2025  год  –  (городской  округ  и  7  районов)  городской  округ  Кунгур, 

Кунгурский,  Березовский,  Кишертский,  Ординский,  Октябрьский,  Уинский  и 

Суксунский  муниципальные  районы.  Центр  системы  –  г.  Кунгур.  Численность  – 

202,7 тыс. человек. 

Обоснование: Кунгурская локальная система претерпела укрупнение за счет 

небольшой  Октябрьской  ЛСР,  тяготеющей  к  ней  в  силу  сложившейся 

производственной  (сельскохозяйственной),  территориальной  и  транспортной 

специфики. 

VIII. Чайковская локальная система: 

- на 2020 год – (6 районов) – Чайковский, Бардымский, Осинский, Еловский, 

Куединский  и  Чернушинский  муниципальные  районы.  Центр  системы  –  г. 

Чайковский. Численность – 239,4 тыс. человек. 

- на 2050 год – (6 районов) – Чайковский, Бардымский, Осинский, Еловский, 

Куединский  и  Чернушинский  муниципальные  районы.  Центр  системы  –  г. 

Чайковский. Численность – 235,4 тыс. человек. 

Обоснование: Чайковская локальная система расселения осталась в границах 

Чайковско-Бардымской ЛСР. 

Выводы.

  Данные  изменения  (укрупнения)  локальных  систем  расселения 

стали возможными по ряду причин: 

78 

 
 

1.

 

Наличие формирующейся Березниковско-Соликамской агломерации; 

2.

 

Запущенным процессом создания Пермской агломерации; 

3.

 

Исторически сложившимися связями и укладом жизни на территориях 

Горнозаводской, Кудымкарской и Красновишерской ЛСР; 

4.

 

Сходной  (сельскохозяйственной)  производственной  спецификой  на 

территориях Кунгурской и Верещагинской ЛСР. 

 

Рис. 5.1.4-2 – Перспектива трансформации системы расселения Пермского края на 

расчетный период 

Данные  трансформации  позволили  в  определенной  мере  уровнять  ЛСР  по 

численности  населения,  что  является  немаловажным  фактором  при  организации 

79 

 
 

(расчете)  социальной  (общественной)  инфраструктуры  и  бюджетного  процесса  на 

территориях. 

 

5.2

 

Социальная инфраструктура 

В  настоящее  время  в  Пермском  крае  реализуется  Программа  социально-

экономического  развития  Пермского  края  на  2012-2016  годы.  Целями  и  задачами 

приоритетных направлений социально-экономического развития Пермского края в 

рамках реализации Программы являются: 

1. В сфере социальной политики: 

1.1. стабилизация численности населения; 

1.1.1. сохранение уровня рождаемости; 

1.1.2. снижение смертности населения; 

1.1.3.  обеспечение  миграционной  привлекательности  края  через  повышение 

качества жизни населения; 

1.2. формирование безопасной социальной среды: 

1.2.1. снижение уровня бедности; 

1.2.2.  повышение  социальной  защищенности  населения.  Формирование 

эффективной  и  доступной  системы  институтов,  обеспечивающих  поддержку  и 

содействие  социальной  адаптации  граждан,  попавших  в  трудную  жизненную 

ситуацию или находящихся в социально опасном положении; 

1.3.  развитие  сектора  негосударственных  некоммерческих  организаций  в 

сфере социальных услуг. 

Социальная 

инфраструктура. 

Развитие 

центров 

обслуживания 

населения 

Наличие  и  разнообразие  объектов  обслуживания,  их  пространственная, 

социальная  и  экономическая  доступность  являются  важными  показателями 

качества жизни населения. 

В Пермском крае создана довольно развитая, хотя и контрастная по составу, 

система центров обслуживания, охватывающая все городские и значительную часть 

сельских  поселений,  хотя  качество  обслуживания  в  ряде  случаев  низкое  из-за 

недостатка финансовых средств.

 

80 

 
 

Часть  объектов  функционируют  как  межселенные,  то  есть  обслуживают  не 

только жителей данного населенного пункта, но и население в зоне своего влияния. 

Выполнение  услуг,  требующих  высококвалифицированных  кадров  и 

сложного  технологического  оборудования,  возлагается  на  наиболее  крупные  

хорошо оснащенные краевые объекты.   

Система расселения населения, сложившаяся по территории Пермского края, 

наличие  недостаточно  устойчивых  транспортных  связей  между  населенными 

пунктами  и  характер  размещения  производительных  сил  во  многом  определяют 

условия,  в  которых  складывается  система  обслуживания  населения,  а  также 

концентрацию  учреждений  и  предприятий  обслуживания  в  населенных  пунктах  – 

центрах социального и культурно-бытового обслуживания. 

Цель региональной политики в отношении развития сферы обслуживания  – 

создание для всего населения приемлемых условий пространственной доступности 

основных  социальных  услуг,  предоставляемых  учреждениями  и  организациями 

регионального  значения,  создание  соответствующих  условий  для  развития 

социальной (общественной) инфраструктуры на местном (муниципальном) уровне. 

Социальный  каркас  формируется  на  основе  центров  систем  расселения 

различных  иерархических  уровней  (региональных,  межрайонных,  районных, 

локальных), а также системы расселения, формирующейся на базе зарождающихся 

Пермской и Березниковско-Соликамской агломераций. 

Развитие 

и 

размещение 

объектов 

социальной 

(общественной) 

инфраструктуры  учитывает  перспективную  систему  расселения  и  численность 

населения на обслуживаемой этими учреждениями территории, а также удобство и 

доступность транспортного расположения планируемого к размещению объекта по 

отношению к обслуживаемой им территории.

 

В  каждом  населенном  пункте  организовать  весь  комплекс  учреждений  и 

предприятий 

обслуживания 

невозможно 

по 

экономическим 

причинам, 

следовательно,  каждый  населенный  пункт  должен  иметь  те  учреждения 

обслуживания  и  ту  их  емкость,  которые  целесообразны  по  условиям  реального 

спроса и которые могут существовать, исходя из экономической эффективности их 

функционирования. 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     3      4      5      6     ..