Материалы по обоснованию. Изменения в Схему территориального планирования Пермского края (от 27 октября 2017 г. № 879-п) - часть 2

 

  Главная      Учебники - Разные     Материалы по обоснованию. Изменения в Схему территориального планирования Пермского края (от 27 октября 2017 г. № 879-п)

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..      1      2      3      ..

 

 

Материалы по обоснованию. Изменения в Схему территориального планирования Пермского края (от 27 октября 2017 г. № 879-п) - часть 2

 

 

17 

 
 

Основные направления развития Пермского края предполагают комбинацию 

трех  подходов:  «полюсов  роста»,  «выравнивания»  и  «инерционного  развития».  В 

определенных  районах  сложились  предпосылки  для  стимулирования  в  них 

интенсивного  развития  «точек  роста»,  для  других  наиболее  эффективной 

стратегией  является  «выравнивание»  и  для  третьих  свойственно  «инерционное 

развитие». 

В  новой  пространственной  организации  «полюса  роста»  станут  центрами 

социально-экономического  развития  региона,  концентрирующими  в  себе 

экономическую  активность  и  выступающими  источником  изменений,  они  будут 

демонстрировать  новый  тип  экономического  и  социального  роста  для  других 

территорий. При этом важными и необходимыми будут и связи между ними. Среди 

«полюсов  роста»  необходимо  вычленение  тех  из  них,  которые  способны  стать 

ядрами  инновационной  экономики.  Успешное  преобразование  территории 

возможно  при  условии  вложения  существенных  добавочных  средств  в  ядра 

инновационной экономики. 

Это  потребует  разработки  программ  ускоренного  развития  территорий- 

данных  «полюсов  роста»  и  связей;  разработки  и  осуществления  проектов 

инновационного  развития,  способного  вовлечь  в  свою  орбиту  и  остальные 

территории. 

При 

этом 

программно-проектная 

часть 

должна 

носить 

межмуниципальный  характер.  В  результате  будет  формироваться  новая 

региональная муниципальная иерархия территорий Пермского края. 

Принципиально 

важным 

является 

определение 

специализации 

муниципальных  образований,  основывающееся  на  их  уникальных  конкурентных 

преимуществах. Это приведет к усилению процессов территориального разделения 

труда и их экономической специализации, а также их взаимодополнению.  

С  целью  оптимизации  системы  государственного  и  муниципального 

управления 

в 

Пермском 

крае 

требуется 

упразднение 

(объединение) 

малонаселенных сельских поселений и ликвидация удаленных населенных пунктов 

с численностью жителей менее 10 человек.  

Утрата населения малыми городами и поселками приводит к их деградации, 

в то же время это объективный процесс, связанный с  урбанизацией. Это означает 

18 

 
 

необходимость определения выбора пути их развития – либо преобразование таких 

поселений  в  «спальные  районы»  крупных  (при  допустимой  дальности),  либо 

реконструкция  инфраструктуры  таких  городов  и  поселков  на  принципах 

государственно-частного  партнерства  и  размещение  новых  производств  в  рамках 

кластерных взаимосвязей с учетом имеющихся в них конкурентных преимуществ. 

В  итоге  появится  возможность  достичь  уплотнения  сети  расселения 

Пермского  края.  Уплотнение  сети  расселения  позволит  сконцентрировать 

необходимые  средства  для  развития  территорий  со  значительной  плотностью 

населения.  

Необходимо  использование  агломерационного  подхода  к  развитию 

отдельных  муниципалитетов  (районов  и  сельских  поселений),  эффективное 

управление  которыми  с  позиций  агломерации  позволит  создать  условия  для 

устойчивого  и  сбалансированного  социально-экономического  развития  отдельных 

территорий  и  Пермского  края  в  целом.  К  настоящему  моменту  де-факто  на 

территории  Пермского  края  сформированы  лишь  две  агломерации  –  Пермская  и 

Березниковско-Соликамская.  Необходимо  распространить  агломерационный 

подход  на  развитие  других  муниципалитетов  (районов  и  сельских  поселений). 

Агломерационный  подход  предполагает  развитие  не  просто  обособленных 

населенных пунктов, а населенных пунктов, объединенных в многокомпонентную 

динамическую  систему  с  интенсивными  производственными,  транспортными  и 

культурными  связями.  Ключевым  здесь  становится  обеспечение  транспортной 

доступности поселений. 

Особую  роль  в  развитии  территорий  Пермского  края  должна  сыграть 

транспортная  система,  ориентированная  как  на  дороги  внутрирегионального 

значения, так и на новые и усовершенствованные транзитные трассы. 

Для успешной территориально-структурной трансформации и модернизации 

пространственного  развития  Пермского  края  требуется  адекватное  современным 

вызовам  экономическое  развитие  региона.  Это  предопределяет  необходимость 

соотнесения  системы  расселения  с  системой  экономической  деятельности,  как 

основы  для  жизнеобеспечения.  Важнейшим  направлением  здесь  должна  стать 

кластерная  форма  пространственной  организации  региональной  экономики. 

19 

 
 

Необходимо  развитие  региональных  промышленных  кластеров  на  основе 

«достраивания»  цепочки  накопления  стоимости  на  всей  территории  Пермского 

края. 

При  определении  приоритетов  экономического  развития  производственных 

кластеров Пермского края требуется учет следующих факторов: 

- инновационность; 

- экспортоспособность; 

- потенциал импортозамещения. 

В  разрабатываемые  программы  развития  инновационной  экономики  в 

Пермском крае необходимо включение не только наукоемкого машиностроения, но 

и наукоемкой агроиндустрии. 

Важным  направлением  пространственного  развития  Пермского  края 

является  встроенность  в  систему  экономических  связей  в  рамках  Приволжского 

федерального округа (ПФО).  

Отраслями специализации Пермского края среди регионов ПФО выступают 

такие  виды  экономической  деятельности,  как  обрабатывающие  производства, 

добывающая промышленность, транспорт и связь, животноводство и птицеводство, 

гостиницы и рестораны 

Внутри  ПФО  имеется  потенциал  взаимодополнения  экономик  регионов. 

Наиболее целесообразно развитие каждого региона по направлениям сложившейся 

специализации, 

на 

основе 

уже 

сформированного 

специализированного 

человеческого  капитала.  Это  делает  необходимым  развитие  межрегиональных 

торгово-экономических связей. 

20 

 
 

 

Рисунок  4.1-1  Предложения  по  объединению  сельских  поселений,  изменению 

административных  границ  и  упразднению  населенных  пунктов,  предложенные  в 

СТП районов 

21 

 
 

 

5.

 

ОБОСНОВАНИЕ 

ВЫБРАННОГО 

ВАРИАНТА 

РАЗМЕЩЕНИЯ 

ОБЪЕКТОВ 

РЕГИОНАЛЬНОГО 

ЗНАЧЕНИЯ,  ОЦЕНКА  ВОЗМОЖНОГО  ВЛИЯНИЯ 

ПЛАНИРУЕМЫХ  ДЛЯ  РАЗМЕЩЕНИЯ  ОБЪЕКТОВ 

РЕГИОНАЛЬНОГО  ЗНАЧЕНИЯ  НА  КОМПЛЕКСНОЕ 

РАЗВИТИЕ ТЕРРИТОРИИ 

5.1

 

Планировочная организация края 

5.1.1

 

Пространственная структура 

Определяющая  пространственная  структура  края  формируется  как 

планировочная 

система 

– 

урбанизированный 

каркас 

(планировочно-

коммуникационные  оси  и  примыкающие  к  ним  локальные  территориально- 

планировочные образования, зоны). 

Планировочно-коммуникационные  оси  формируются  по  транспортным 

коридорам  и  основным  региональным  транспортным  направлениям  (ОРТН), 

которые  образуют  железные  и  автомобильные  дороги,  а  также  участки 

судоходного водного пути. 

Проектом  предусматривается  сохранение  существующих  и  строительство 

новых  транспортных  коридоров  и  направлений.  В  их  числе  –  Центральный 

широтный  коридор,  являющийся  частью  формирующегося  международного 

коридора «Евразия». Его образуют железнодорожные линии Москва – Ярославль – 

Киров – Пермь – Екатеринбург – Тюмень – Омск – Владивосток и Пермь – Нижний 

Тагил  –  Екатеринбург,  автодороги  Казань  –  Пермь  –  Екатеринбург  и  Пермь  – 

Полазна – Чусовой – Серов – Ханты-Мансийск – Сургут – Томск. 

Южное широтное ОРТН образуют железнодорожная магистраль Москва – 

Казань – Екатеринбург – Омск и проектируемая новая автодорога Казань – Ижевск 

–  Екатеринбург.  Этот  коридор  и  направление  проходят  через  наиболее  густо 

заселенные территории. На востоке края существует участок Восточного дугового 

ОРТН  (параллельное  прохождение  железной  и  автомобильной  дорог  от 

22 

 
 

Соликамска до Лысьвы). Предусматривается возможность создания на перспективу 

двух меридиональных ОРТН на западе и востоке края и на проектируемый период 

двух  северных  широтных  коридоров,  планировочно  поддерживающих  социально-

экономическое  развитие  соответствующих  территорий  и  способствующих 

развитию интеграционных связей с другими регионами-соседями Пермского края. 

Важной  планировочной  осью  является  река  Кама  –  участок  глубоководного 

внутреннего  водного  пути  с  водоохраной  зоной,  к  которому  также  приурочены 

наиболее многочисленные города и рекреационные зоны. 

Описание  основных  транспортных  коридоров  и  основных  региональных 

транспортных  направлений  представлено  в  разделе  5.1.3.  «Зоны  экономической 

активности и «полюса роста». 

Вдоль  планировочно-коммуникационных  осей  группируются  города  и 

крупные сельские населенные пункты, зоны экономической активности. 

На основе анализа пространственного расположения территорий различной 

функциональной специализации – земли населенных пунктов, зоны перспективной 

урбанизации 

(перспективного 

градостроительного 

развития), 

туристско-

рекреационные  зоны,  земли  особо  охраняемых  территорий  и  объектов,  земли 

сельскохозяйственного  назначения,  земли  лесного  фонда,  концентрации  объектов 

истории  и  культуры  и  др.  выделяются  многофункциональные  территориально-

планировочные  зоны.  Центральное  положение  занимает  система  Пермской 

агломерации,  имеющая  сложную  внутреннюю  планировочную  структуру  - 

Пермская  многофункциональная  территориально-планировочная  зона.  Вдоль 

основных  планировочно-коммуникационных  осей  вытянуты  еще  9  локальных 

территориально-планировочных  зон  (ЛТПЗ):  Пермская  многофункциональная 

территориально-планировочная  зона  (Пермская  агломерация),  Чайковская  зона 

экономической  активности  (Чайковский  промышленный  узел),  Верещагинская 

логистическая 

и 

промышленно-производственная 

зона, 

Березниковско-

Соликамская  зона  экономической  активности  (Березниковско-Соликамский 

промышленный  узел),  Кунгурская  агро-индустриальная  и  рекреационно-

туристическая  зона,  Лысьвенско-Чусовская  агро-индустриальная  и  туристическая 

зона,  Чернушинско-Куединско-Октябрьская  зона  (Чернушинский  транспортный 

23 

 
 

узел),  Чердынско-Красновишерская  индустриальная  и  туристско-рекреационная 

зона,  Коми-Пермяцкая  потенциальная  экономическая    зона  (Коми  -  Пермяцкий 

округ)  и Кизеловская потенциальная экономическая зона (Кизеловский  угольный  

бассейн). 

Многофункциональная  территориально-планировочная  зона  Пермская 

агломерация, которая делится на три зоны: 

-  Ядро  агломерации  (собственно  Пермская  локальная  система  –  городской 

округ Пермь и часть Пермского муниципального района) включает территорию г. 

Пермь в установленных границах плюс резервные территории для перспективного 

градостроительного  развития,  предназначенные  для  активного  жилищно-

гражданского строительства, обслуживающих, производственных, рекреационных, 

деловых и логистических функций, связи и телекоммуникаций.  

-  Эколого-компенсационная  зона  окружает  ядро  на  расстоянии  в  среднем 

20-25  км  и  далее  и  охватывает  Краснокамский  муниципальный  район,  часть 

Пермского,  Нытвенского,  Ильинского  и  Добрянского  муниципальных  районов. 

Основная  роль  –  средозащитные  и  средоформирующие  функции  (леса  зеленой 

зоны,  система  ООПТ),  пригородная  рекреация,  резервирование  территории  для 

новых  районов  преимущественно  малоэтажного  строительства,  обслуживающих 

функций,  пригородного  сельского  хозяйства.  Ближе  к  внешней  границе  влияния 

Пермской  агломерации  эта  зона  плавно  перетекает  в  зону  активного 

хозяйственного освоения. 

-  Внешний  пояс  агломерации,  включающий  часть  Нытвенского, 

Ильинского,  Добрянского  и  Пермского  муниципальных  районов,  предназначается 

для 

активного 

развития 

производственно-деловых, 

транспортно-

коммуникационных, логистических и  др. функций  для целей разгрузки основного 

ядра от непрофильных функций.  

Локальные  многофункциональные  территориально-планировочные  зоны 

связаны  с  существующими  населенными  пунктами  и  перспективными  зонами 

экономической  активности,  описание  которых  дается  ниже.  Локальные 

территориально-планировочные 

системы 

пространственно 

приурочены 

к 

пересечениям 

планировочно-коммуникационных 

осей. 

Существующая 

и 

24 

 
 

перспективная социально-экономическая деятельность в них делает необходимым 

выделение  и  резервирование  территорий,  которые  могут  быть  использованы  для 

развития  селитебных  зон,  размещения  индустриальных  зон,  логистических 

центров, развития туризма и рекреации.  Одновременно с прогнозируемым ростом 

антропогенной  нагрузки  планируется  развитие  системы  особо  охраняемых 

природных территорий регионального значения (ООПТ).  

Чайковская  зона  экономической  активности  включает  в  себя  Чайковский 

муниципальный  район,  а  также  Осинский  и  Еловский  муниципальные  районы. 

Центром  данной  зоны  выступает  Чайковский  промышленный  узел,  включающий 

Чайковское  городское  поселение  и  часть  Чайковского  муниципального  района. 

Определенным  образом  к  ней  тяготеет  западная  часть  Куединского 

муниципального  района.  Зона  вытянута  вдоль  Камы  от  г.  Чайковский  в  северо-

восточном  направлении,  частично  относится  к  зоне  Южного  широтного  ОРТН. 

Является  перспективной  туристско-рекреационной  зоной,  а  также  зоной 

потенциального  градостроительного  развития.  Одной  из  отраслей  специализации 

данной  зоны  уже  является  сельское  хозяйство  и  агропромышленный  комплекс, 

имеющие  при  этом  потенциал  дальнейшего  развития  и  интенсификации 

производства. 

Верещагинская  логистическая  и  промышленно-производственная  зона 

включает  в  себя  Верещагинский,  Очерский  и  Оханский  муниципальные  районы. 

Так  или  иначе,  к  данной  зоне  тяготеют  также  Сивинский,  Частинский  и 

Большесосновский  муниципальные  районы,  интегрирующиеся  в  модель  развития 

данной зоны. Полюса роста – Верещагинский и Очерский муниципальные районы 

(прежде  всего  такие  населенные  пункты  как  г.  Верещагино,  г.  Очер  и  рп. 

Павловский).  Зона  расположена  вдоль  автодороги  федерального  значения  М-7 

«Волга»  Москва  –  Владимир  –  Нижний  Новгород  –  Казань  –  Уфа,  подъезд  к  г. 

Перми). 

Является 

зоной 

перспективного 

градостроительного, 

сельскохозяйственного и промышленного развития. 

Березниковско-Соликамская  зона  экономической  активности  включает  в 

себя  городские  округа  Березники,  Соликамск,  Усольский,  Соликамский 

муниципальный  район.  Существенным  образом  к  данной  зоне  тяготеет 

25 

 
 

Александровский  муниципальный  район,  особенно  рп.  Яйва.  Полюса  роста  – 

городские округа Березники, Соликамск и Усольский муниципальный район. Здесь 

пересекаются  три  ОРТН:  Восточное  меридиональное;  Восточное  дуговое  и 

планируемое  на  расчетную  перспективу  1-ое  Северное  широтное.  Зона  является 

перспективной  для  промышленного  и  градостроительного  развития,  туризма  и 

рекреации. 

Кунгурская  агро-индустриальная  и  рекреационно-туристическая  зона 

включает  в  себя  городской  округ  Кунгур,  Кунгурский  и  Суксунский 

муниципальные  районы.  Выделяемая  зона  достаточно  тесно  взаимодействует  с 

прилегающими агарными территориями – Кишертским, Ординским и Березовским 

муниципальными  районами,  которые  могут  рассматриваться  как  территории 

влияния  (хинтерланды)  данной  зоны.  Полюса  роста  –  городской  округ  Кунгур, 

Кунгурский  и  Суксунский  муниципальный  район.  Зона  формируется  на 

пересечении  южной  ветки  Центрального  широтного  коридора  с  Восточным 

дуговым ОРТН. Территория расположена в так называемой Кунгурской лесостепи 

и  обладает  высоким  агроклиматическим  потенциалом,  в  связи  с  чем  она  является 

зоной интенсивного функционирования сельского хозяйства и агропромышленного 

производства,  ресурсы  которых  позволяют  в  перспективе  нарастить  мощности, 

туристско-рекреационного  развития  (в  том  числе  как  курортная  местность).  На 

территории  имеются  существующие  и  проектируемые  ООПТ.  Возможности 

градостроительного развития в некоторой степени ограничены. 

Лысьвенско-Чусовская  агро-индустриальная  и  туристическая  зона 

расположена  на  пересечении  Центрального  широтного  и  Восточного  дугового 

ОРТН,  включает  городской  округ  Лысьва,  Чусовской  и  Горнозаводский 

муниципальные районы. Полюса роста – городской округ Лысьва, Горнозаводский 

и  Чусовской  муниципальные  районы.  Благоприятное  экономико-  и  транспортно-

географическое  положение  г.  Чусовой  на  мезоуровне,  его  богатая  история, 

развитый  промышленный  и  транспортный  комплекс,  имеющаяся  социальная  и 

рыночная  инфраструктура,  обеспечивают  ему  высокий  потенциал  развития,  не 

смотря  на  сложившиеся  проблемы  с  градообразующим  предприятием.  Является 

зоной 

промышленного, 

туристско-рекреационного 

и 

перспективного 

26 

 
 

градостроительного  развития.  В  границах  системы  имеются  существующие  и 

проектируемые ООПТ. 

Чернушинско-Куединско-Октябрьская  зона  включает  в  себя  Куединский, 

Октябрьский  и  Чернушинский  муниципальные  районы.  Определенным  образом  к 

данной  зоне  тяготеют  Уинский  и  Бардымский  муниципальные  районы.  Особую 

роль  в  зоне  играет  Чернушинское  городское  поселение,  представляющий  собой 

важный  транспортный  узел  на  юге  края.  Полюса  роста  –  Чернушинский 

муниципальный район. Зона формируется вдоль Южного широтного ОРТН. 

Чердынско-Красновишерская  индустриальная  и  туристско-рекреационная 

зона – потенциальная зона экономической активности, которая будет развиваться в 

случае  реализации  проектов  развития  транспортной  инфраструктуры.  Зона 

охватывает  пространство  Чердынского  и  Красновишерского  муниципальных 

районов. Она вытянута через г. Чердынь от рп. Ныроб до с. Губдор и от г. Чердынь 

в  восточном  направлении  с  включением  г.  Красновишерск.  Полюса  роста 

Красновишерский (г. Красновишерск) и Чердынский (г. Чердынь) муниципальные 

районы.  Находится  на  пересечении  планируемого  на  перспективу  2-го  Северного 

широтного и Восточного меридионального ОРТН. Является зоной перспективного 

развития лесопромышленного комплекса, добывающей промышленности, туризма 

и рекреации, в том числе на основе существующих ООПТ. 

Коми-Пермяцкая потенциальная зона – потенциальная зона экономической 

активности,  которая  будет  развиваться  в  случае  реализации  проектов  развития 

транспортной  инфраструктуры.  Зона  охватывает  пространство  городского  округа 

Кудымкар,  Кудымкарского  и  Юсьвинского  муниципальных  районов,  а  также 

активно вовлекает в поле своей деятельности Карагайский муниципальный район. 

В поле развития данной зоны попадают также Гайнский, Косинский, Кочевский и 

Юрлинский  муниципальные  районы,  географически,  исторически  и  культурно 

интегрированные в единое пространство. Зона формируется в районе пересечения 

двух  проектируемых  транспортных  коммуникаций:  Западного  меридионального 

коридора  и  1-го  Северного  широтного  ОРТН.  Полюса  роста  городской  округ 

Кудымкар  и  Кудымкарский  муниципальный  район,  определенные  перспективы 

развития  в  качестве  точки  роста  на  первых  этапах  имеет  юг  Карагайского 

27 

 
 

муниципального  района  –  в  районе  п.  Менделеево  (за  счет  проходящей  здесь 

железной  дороги  и  имеющейся  железнодорожной  станции).  Планируются  зоны 

перспективного градостроительного развития, туризма и рекреации. 

Кизеловский угольный бассейн (КУБ) – потенциальная зона экономической 

активности,  которая  будет  развиваться  в  случае  реализации  проектов  развития 

транспортной  инфраструктуры  и  вывода  территории  КУБа  из  депрессивного 

состояния. Кизеловский угольный бассейн включает Кизеловский и Гремячинский 

муниципальные районы, а также городской округ «Город Губаха» и Скальнинское 

сельское поселение Чусовского муниципального района. 

Пространственная 

организация 

территории 

края, 

помимо 

урбанизированного  каркаса  учитывает  основные  предложения  по  формированию 

природно-экологического и историко-культурного каркасов.  

 

5.1.2

 

Функционально-планировочное районирование 

Разделение территории Пермского края на функционально-планировочные 

районы  основано  на  выявлении  различий  территории  по  наличию  и  характеру 

ресурсов  для  развития  разнообразных  видов  деятельности,  включая  природные, 

экономические,  социальные,  историко-культурные  факторы,  и,  соответственно, 

выбора 

ареалов 

перспективного 

развития. 

Основные 

составляющие 

функционально-планировочного  районирования  территории  включают  оценку  и 

выделение комплексных планировочных районов, характеризующихся различными 

сочетаниями факторов, а именно:  

-  природно-географические  условия  и  связанные  с  ними  предпосылки  для 

развития различных видов деятельности;  

-  исторически  сложившаяся  специализация,  экономическая  связность 

территории;  

- характер расселения и социальная (общественная) инфраструктура;  

-  транспортно-логистическая  освоенность  и  инженерно-коммуникационная 

оснащенность территории. 

На основе комплексного анализа территории, современного использования 

земель  и  перспективной  специализации  в  Схеме  осуществлено  макрозонирование 

28 

 
 

территории края. Выделено 7 функционально-планировочных районов – зональные 

системы  (ЗСР):  Центральная  ЗСР,  Северо-Восточная  ЗСР,  Восточная  ЗСР,  Юго-

Восточная  ЗСР,  Юго-Западная  ЗСР,  Западная  ЗСР  и  Северо-Западная  ЗСР. 

Описание  систем  представлено  в  разделе  5.1.4.  «Перспектива  трансформации 

системы расселения Пермского края». 

 

5.1.3

 

Зоны экономической активности и «полюса роста» 

Зоны  экономической  активности

  –  территории,  которые  обладают 

достаточно  выраженным  накопленным  потенциалом  для  дальнейшего  социально-

экономического  развития.  Главные  факторы,  определяющие  формирование  таких 

зон  –  1)  сложившийся  уровень  социально-экономического  развития,  2)  выгодное 

месторасположение  с  точки  зрения  развития  транспортной  инфраструктуры, 

обеспечивающей  внутрикраевые  и  внешние  связи,  3)  потенциал  развития 

туристско-рекреационной деятельности.  

Разделение  территорий  на  группы  с  позиций  уровня  их  социально-

экономического  развития  проведено  в  предыдущем  разделе.  Для  выделения  зон 

экономической  активности  и  полюсов  роста,  помимо  уровня  социально-

экономического развития, требуется учесть также будущее развитие транспортной 

инфраструктуры Пермского края и страны. 

Развитие  транспортной  инфраструктуры  –  одно  из  наиболее  актуальных 

стратегических  направлений,  позволяющих  реализовать  потенциал  транспортно-

географического  положения  края  в  целях  структурной  перестройки  экономики, 

повысить  роль  края  в  усилении  интеграционных  связей  между  Европой  и  бурно 

развивающимся Азиатско-Тихоокеанским регионом.  

Принятая

 

принципиальная  планировочная  модель  включает  в  себя 

следующие  основные  транспортные  коридоры  и  основные  региональные 

транспортные направления

1

 

Центральный  широтный  коридор

,  представленный  существующими 

железнодорожными линиями Москва – Киров – Пермь – Екатеринбург – Тюмень – 

                                       

1

 

Под термином «коридор» подразумевается совокупность транспортных коммуникаций международного и 

общефедерального значения; под термином «направление» - совокупность коммуникаций преимущественно 
регионального значения. 

 

29 

 
 

Омск  –  Владивосток  и  Пермь  –  Нижний  Тагил  –  Екатеринбург,    подъездом  от 

автодороги  М-7  «Волга»  к  городу  Пермь,  автодорогой  Р-242  Пермь  – 

Екатеринбург,  являющимися  частью  формирующегося  международного  коридора 

«Евразия». В состав коридора входит водный путь – р. Кама.  

 

1-е  Центральное  широтное  направление 

проектируется  в  целях 

создания  дополнительной  широтной  связи  со  Свердловской,  Тюменской 

областями,  трасса  которой  резервируется  для  возможного  осуществления  за 

пределами  расчетного  срока,  путем  восстановления  автомобильной  дороги 

«Кунгур  –  Кын  –  Нижний  Тагил»  на  территории  Пермского  края.  Основное 

назначение – формирование широтного автотранспортного маршрута г. Кунгур – с. 

Кын  –  г.  Нижний  Тагил  –  г.  Верхняя  Салда  –  г.  Нижняя  Салда  –  р.п.  Верхняя 

Синячиха – г. Туринск – г. Тавда – г. Урай (ХМАО), рационально обслуживающее 

как  транзитные,  так  и  формирующиеся  в  городах  связи  и  аккумулирующее 

транспортные  потоки  с  примыкающих  к  ней  автомобильных  дорог.  Данное 

направление повысит туристическую и инвестиционную привлекательность района 

реки  Чусовой,  усилит  деловую  активность  малого  и  среднего  бизнеса,  сократит 

перепробег  автотранспортных  связей  по  направлениям  из  территорий  Пермского 

края  (включая  г.  Пермь)  до  г.  Нижний  Тагил  и  далее  в  направлении  Тюменской 

области. 

 

1-ое  Северное  широтное  направление 

проектируется  в  целях  создания 

дополнительных  широтных  связей  «Запад  –  Восток»,  в  частности,  с  Кировской 

областью,  Республикой  Коми,  севером  Свердловской  и  Тюменской  областей, 

Ханты-Мансийским  автономным  округом,  развития  транспортно-логистических 

возможностей  Березниковско-Соликамской  промышленного  узла  и  Коми-

Пермяцкого округа. 

 

2-ое  Северное  широтное  направление 

–  новая  связь,  трасса  которой 

резервируется для возможного осуществления за пределами расчетного срока. Она 

состоит из проектируемых железнодорожной и автомобильной магистралей Гайны 

– Серов – Ивдель – Ханты-Мансийск – Нефтеюганск – Сургут – Нижневартовск – 

Томск. Основное назначение – организация выходов транспортной системы края и 

связанных с нею восточных регионов страны к портам Архангельска и Мурманска 

30 

 
 

по планируемой трассе «Белкомур». Кроме этого новая связь даст мощный толчок 

к развитию слабых в экономическом отношении северных районов края. 

 

Западный  меридиональный  коридор

  представлен  проектируемой 

железнодорожной линией Архангельск – Сыктывкар – Кудымкар – Краснокамск (с 

возможным  продолжением  на  Оханск  через  Нытву)  и  автомобильной  дорогой 

Пермь – Кудымкар – Сыктывкар – Архангельск (т.н. «Северо-Западная хорда»). К 

северо-западу от п. Гайны данный коридор совпадает с соответствующим участком 

2-го  Северного  широтного  направления,  а  также  с  трассировкой  планируемого 

железнодорожного  направления  «Белкомур»,  имеющего  стратегическое  значение 

для России, поскольку значительно сокращает пробег на выходах с Урала и Сибири 

к Архангельску, Мурманску и портам стран Северной Европы. Для Пермского края 

дорога важна с точки зрения максимального использования транзитного потока для 

создания и развития новых точек экономического роста в Коми-Пермяцком округе, 

обеспечения удобного выхода хозяйствующих субъектов региона на национальные 

и  мировые  рынки.  Важность  коридора  значительно  усиливается  возможностью 

стыковки  с  Южным  меридиональным  направлением,  что  позволит  выйти  на 

Республику Башкортостан (г. Уфа). 

 

Восточное  меридиональное  направление

.  Формируется  на  базе 

существующей  железнодорожной  линии  Чусовская  –  Соликамск  и  имеющейся 

автодороги  регионального  значения  Пермь  –  Березники  и  далее  в  северном 

направлении на г. Чердынь. В состав направления входит и водный путь вверх по 

Каме. Проектом резервируется возможность продолжения за пределами расчетного 

срока  железнодорожной  линии  от  Соликамска  до  Чердыни  и  далее  на  Ухту. 

Аналогично (но от Чердыни) продлевается автомобильная дорога. Благодаря этим 

предложениям,  восточное  меридиональное  направление  обеспечит  качественно 

новые  широкие  возможности  для  развития  как  внутритерриториальных,  так  и 

внешних транспортных связей. 

 

Южное 

меридиональное 

направление 

является 

логическим 

продолжением Западного меридионального коридора, призванное обеспечить связь 

Пермского  края  с  Республикой  Башкортостан.  Направление  представлено 

автодорогой  Оханск  –  Юго-Камск  –  Барда  –  Куеда  –  Уфа,  железной  дорогой, 

31 

 
 

проходящей  по  югу  края  Москва  –  Казань  –  Екатеринбург,  и  резервируемым  за 

расчетный  срок  железнодорожным  направлением  Кунгур  –  Чернушка  –  Уфа.  На 

территории  Республики  Башкортостан  Южное  меридиональное  направление 

пересекается  с  новой  автодорогой  федерального  значения  Москва  –  Саранск  – 

Ульяновск – Екатеринбург. 

 

Восточное 

дуговое 

направление 

проектируется 

по 

трассе 

Красновишерск  –  Чусовой  –  Кунгур  –  Барда  –  Бол.  Уса.  На  участке  Березники  – 

Чусовой, наряду с автодорогой, включает в себя существующую железнодорожную 

линию  (Чусовская  –  Соликамск),  которая  в  настоящее  время  также  участвует  в 

формировании 

Восточного 

меридионального 

направления. 

Эта 

связь, 

формирующаяся  на  базе  существующих  автодорог  регионального  значения  и 

новых  соединительных  участков,  будет  иметь  функцию  распределения 

транспортных  потоков  между  главными  транспортными  коридорами  и 

направлениями,  а  также  создаст  предпосылки  экономической  активизации 

прилегающих к ним территорий края. 

Также кроме вышеперечисленных концептуальных предложений, настоящим 

документом  учитывается:  строительство  обхода  Пермского  железнодорожного 

узла, строительство дополнительных главных железнодорожных путей на участках 

Азиатская – Чусовская, Чусовская – Левшино, Левшино – Няр, Левшино – Пермь, 

Чусовская  –  Няр,  развитие  пригородного,  местного  и  дальнего  железнодорожных 

сообщений,  завершение  строительства  автомобильной  дороги  Ижевск  –  Пермь, 

открытие  новых  маршрутов  общественного  транспорта,  реконструкция  и 

строительство объектов транспортной инфраструктуры – станций, речных портов и 

причалов,  реконструкция  аэропорта  Большое  Савино  и  модернизация  аэродромов 

малой  гражданской  авиации,  представительных  железнодорожных,  речных  и 

автовокзалов,  автостанций,  логистических  центров,  отвечающих  мировым 

стандартам. 

С  учетом  транспортных  коридоров  актуализируется  развитие  тех 

муниципальных образований Пермского края, по которым проходят Центральный 

широтный  транспортный  коридор  и  основные  региональные  транспортные 

направления  –  Восточное  меридиональное  и  Восточное  дуговое.  Такая 

32 

 
 

транспортная  система  обеспечит  необходимые  условия  для  устойчивого  и 

сбалансированного  развития  всех  выделяемых  функционально-планировочных 

районов  –  Центральной,  Западной  и  Южной  зональной  систем.  Приоритетное 

градостроительное  развитие  получают  территории  вдоль  участков  транспортного 

коридора  и  основных  региональных  транспортных  направлений,  связывающих 

территории  ускоренного  развития  как  друг  с  другом,  так  и  с  территориями 

догоняющего  развития.  При  этом  проектируемая  транспортная  сеть  позволяет 

эффективно  вовлечь  в  сферу  развития  туризма  и  рекреации  перспективные 

муниципальные  образования,  выделяемые  в  рамках  проекта  «Пермь  Великая». 

Основной  принцип  проекта  –  развитие  туризма  на  всей  территории  Пермского 

края. 

В  рамках  развития  туристско-рекреационной  деятельности  выделены 

две зоны. 

В 

первую туристско-рекреационную зону

 входят территории, включенные 

в Камско-Уральское туристское кольцо, а также территории высокой транспортной 

доступности  краевого  центра.  В  эту  зону  включены:  городской  округ  Пермь, 

Пермский  и  Краснокамский  муниципальные  районы,  а  также  отдельные 

населенные  пункты  и  окружающие  их  территории  Ильинского  муниципального 

района  (д.  Чуманы,  с.  Васильевское,  с.  Филатово,  с.  Слудка,  д.  Посер,  п. 

Ильинский,  с.  Сретенское,  с.  Дмитриевское,  г.  Чермоз);  территории  Юсьвинского 

муниципального  района  –  п.  Пожва,  п.  Майкор,  п.  Кама;  Усольского 

муниципального  района  –  п.  Орел,  с.  Пыскор,  г.  Усолье;  г.  Соликамск,  г. 

Березники;  территории  Добрянского  муниципального  района  –  рп.  Полазна,  г. 

Добрянка; территории Александровского муниципального района – рп. Всеволодо-

Вильва,  г.  Александровск;  г.  Кизел,  г.  Губаха,  территории  Гремячинского 

муниципального  района  –  рп.  Усьва;  Чусовского  муниципального  района  –  г. 

Чусовой,  д.  Кучино,  д.  Успенка,  п.  Верхне-Чусовские  городки;  городской  округ 

Лысьва;  населенные  пункты  Горнозаводского  муниципального  района  –  г. 

Горнозаводск, 

рп. 

Пашия, 

р.п. 

Кусье-Александровский; 

Березовского 

муниципального  района  –  с.  Березовка;  городской  округ  Кунгур;  Кунгурского 

муниципального  района  –  д.  Белая  Гора,  с.  Калинино;  Кишертского 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..      1      2      3      ..