ИТОГОВЫЙ ОТЧЕТ о результатах деятельности экспертных групп по проведению оценки эффективности расходов федерального бюджета (2013 год) - часть 12

 

  Главная      Учебники - Разные     ИТОГОВЫЙ ОТЧЕТ о результатах деятельности экспертных групп по проведению оценки эффективности расходов федерального бюджета (2013 год)

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     10      11      12     

 

 

 

ИТОГОВЫЙ ОТЧЕТ о результатах деятельности экспертных групп по проведению оценки эффективности расходов федерального бюджета (2013 год) - часть 12

 

 

Основные выводы и рекомендации
Ключевой проблемой действующей пенсионной системы России является
формально существующий дисбаланс между доходами и расходами солидарной
пенсионной системы, который порождает ограничение возможностей по росту
пенсий, нагрузку на федеральный бюджет и большую зависимость от него
пенсионной системы, риски увеличения тарифов страховых взносов и
соответствующей страховой нагрузки на бизнес.
Основными причинами этого дисбаланса являются: негативный тренд
соотношения численности лиц, за которых уплачиваются пенсионные взносы и
численности получателей пенсий; относительно большая доля пенсионеров в
населении России, что в свою очередь является следствием низкого
общеустановленного пенсионного возраста, а также большой долей
пенсионеров-досрочников; отсутствие механизмов стимулирования более
позднего выхода на пенсию и эффективных механизмов стимулирования
продолжительного страхового стажа; нормы пенсионного законодательства,
ведущие к возникновению социально-неоправданных обязательств и
пенсионных выплат социально-нецелевого характера,
(например, выплата
пенсии в полном объеме работающим пенсионерам даже с высоким уровнем
заработной платы, перерасчет пенсии работающим пенсионерам и др.); низкий
уровень требований, необходимых для получения права на трудовую пенсию
по старости и при этом отсутствие требований по совокупному объему участия
в солидарной пенсионной системе в части уплаченных взносов; большая доля
скрытой заработной платы в российской экономике; действующая «пенсионная
формула», основанная на условно-накопительном принципе, не
соответствующем распределительной сути страховой пенсии.
Для того, чтобы решить обозначенные выше проблемы полностью или
частично, повысить эффективность пенсионной системы, обеспечить ее
долгосрочную финансовую устойчивость были сформулированы предложения
по мера оптимизационного характера.
880
Суммарный эффект от всех предложенных мер составит в 2015 г. - 275
млрд.руб. (0,34% ВВП), в 2016 г. - 691 млрд.руб. (0,76% ВВП), в 2020 г. -1418
млрд.руб. (1,05% ВВП), в 2030 г. - 31373 млрд.руб. (1,1% ВВП).
Приложение
Новая пенсионная формула
для расчета солидарной части трудовой пенсии
Основные принципы обязательной солидарной пенсионной системы
Принцип солидарности.
Солидарность между поколениями, когда за счет отчислений за
работающих выплачиваются пенсии пенсионерам.
Солидарность более высокодоходных категорий работников перед
работниками с более низким уровнем доходов.
Принцип соразмерности.
Размер пенсии, получаемой работником по завершению трудовой
деятельности, должен быть соразмерен, объему его участия в пенсионной
системе в период трудовой деятельности (в части стажа и размера взносов).
Принцип равенства.
В идеальной системе должно соблюдаться равенство всех работодателей
в части тарифа пенсионных отчислений и равенство работников в части
условий назначения пенсий (стаж, возраст и т.п.).
Принцип финансовой сбалансированности.
Все выплаты из пенсионной системы должны иметь соответствующий
источник финансирования: (а) «обычные» трудовые пенсии финансируются за
счет стандартных страховых взносов;
(б) льготные пенсии
- за счет
специальных страховых взносов и трансферта бюджета.
Предоставляемые льготы по уплате страховых взносов, формированию
пенсионных прав без уплаты взносов финансируются за счет бюджетного
трансферта.
881
Принцип сохранения пенсионных прав.
При переходе к новой пенсионной формуле пенсионные права,
сформированные до даты перехода фиксируются и сохраняются, права по
новой формуле формируются после даты перехода.
Указанные принципы относятся к идеализированной пенсионной
системе. Реально действующая система может не в полной мере отвечать этим
принципам, а лишь только стремиться к их выполнению.
Недостатки действующей пенсионной модели и основные аргументы
для ее трансформации
Действующий порядок расчета пенсии, основанный на условно-
накопительном принципе, формирует пенсионные обязательства, выраженные в
абсолютных суммах
(в рублях), не соответствует распределительной
пенсионной модели и влечет риск финансовой несбалансированности
пенсионной системы.
В страховую часть включен нестраховой элемент
(фиксированный
базовый размер страховой части трудовой пенсии
- в настоящее время
составляет около
50% пенсии), который по сути является видом
государственного пенсионного обеспечения, при этом ФБР в составе страховой
части пенсии индексируется по росту зарплат и доходов ПФР от взносов.
Показатель
«ожидаемый период выплаты пенсии», который является
составной частью действующей формулы, не соответствует сути
распределительной модели.
Ограничены возможности настройки актуарно-обоснованного тарифа для
выплат текущих пенсий в связи с пропорциональным изменением будущих
обязательств при установлении тарифа.
Не учитывается в должной мере продолжительность страхового стажа.
Ограничены возможности учета пенсионных прав для среднего класса и
стимулирования более позднего выхода на пенсию, т.к. условно-накопительный
механизм приводит к соответствующему росту необеспеченных обязательств.
882
Составляющие элементы трудовой пенсии по новой пенсионной
формуле
Солидарная часть трудовой пенсии, включающая:
Страховую пенсию, рассчитываемую по новой формуле в зависимости от
взносов, страхового стажа, возраста выхода на пенсию.
Фиксированную выплату к страховой пенсии (ФВ), выплачиваемую всем
пенсионерам, получившим право на трудовую пенсию, в фиксированной сумме
, в т.ч. в повышенном размере ряду льготных категорий пенсионеров ( в
возрасте 80 и более лет, инвалиды 1-й группы, «северяне»).
Накопительная пенсия, регулируемая на основе отдельного ФЗ.
Ключевые параметры и предпосылки новой пенсионной формулы
(введение с 01.01.2015)
Поэтапное в течение
10 лет приведение норм, дающих право на
получение солидарной части трудовой пенсии по старости, в соответствие с
условиями, отвечающими сбалансированности пенсионной системы:
Увеличение продолжительности страхового стажа (до 15 лет), требуемого
для приобретения права на пенсию по старости;
Введение показателя, характеризующего минимальный объем страховых
взносов, требуемый для приобретения права на пенсию по старости (из расчета
их уплаты не менее, чем с 1 МРОТ в течение 30 лет).
Тариф страховых взносов в ПФР на страховую и накопительную пенсии -
22% + 10% с сумм, превышающих «потолок».
Повышение предельного размера заработной платы, с которой
уплачиваются страховые взносы с 1,6 до 2,3 размеров средней заработной
платы по РФ (в течение 7 лет с шагом 0,1 в год).
Индексация фиксированной выплаты к страховой пенсии по инфляции.
Прекращение формирования дополнительных пенсионных прав в период
получения пенсии.
Сохранение размеров назначенных пенсий и действующих гарантий по
минимальному уровню пенсий неработающих пенсионеров
- не ниже
883
регионального прожиточного минимума пенсионера (за счет соответствующих
доплат к пенсии).
Источники финансирования солидарной части трудовой пенсии
Предусматриваются придание целевого характера трансфертам
федерального бюджета в ПФР
- исключительно на исполнение
государственных обязательств по: (а) компенсации выпадающих доходов ПФР
от снижения страховых тарифов в солидарную пенсионную систему,
(б)
льготным пенсионным правам отдельным категориям получателей пенсий.
Трансферты по компенсации выпадающих доходов ПФР от снижения
страховых тарифов в солидарную пенсионную систему в связи с:
предоставлением льготных тарифов отдельным отраслям и видам
деятельности (ниже 22%);
cохранением льготного уровня тарифа 22% + 10% сверх «потолка» по
отношению к установленному Законом тарифу 26%;
отчислениями в накопительную часть трудовой пенсии;
установленной Законом компенсацией начисленных, но неуплаченных
взносов.
Трансферты по компенсации дополнительных расходов ПФР, связанных
с исполнением государственных обязательств по предоставлению льготных
пенсионных прав отдельным категориям пенсионеров на:
выплату досрочных пенсий до наступления общеустановленного
пенсионного возраста
(минус доходы от дополнительных тарифов на
«досрочников»);
выплату ФВ в повышенном размере (80-летние, инвалиды 1-й группы,
«северяне»);
компенсацию нестраховых периодов (уход за детьми, служба по призыву
в армии и др.);
валоризацию;
884
Трансферты
5.2.1
-
5.2.4 должны идти целевым образом на
финансирование пенсий
(части пенсий) соответствующим льготным
категориям пенсионеров.
Для того, чтобы рассчитать размер своей пенсии по новой формуле
необходимо знать:
страховые взносы с заработной платы;
продолжительность трудового стажа;
планируемый возраст выход на пенсию.
Пенсионная формула для расчета страховой пенсии по старости (для
лиц со страховым стажем с 01.01.2015г.)
, где:
- страховая пенсия в j -ом году;
- индивидуальный пенсионный коэффициент пенсионера - параметр,
оценивающий индивидуальный вклад в страховую пенсионную систему;
885
- индивидуальный пенсионный коэффициент, учитывающий
вклад отчислений от заработной платы ЗЛ в солидарную пенсионную систему
за весь страховой стаж;
- индивидуальный пенсионный коэффициент начисляемый за
так называемые нестраховые периоды, в которые не производилось отчислений
в СПС за работника, если эти периоды соответствуют условиям, указанным в
Статье 11. ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» («Иные периоды, засчитываемые в
страховой стаж»).
- будут начисляться за периоды после введения
новой формулы.
- индивидуальный пенсионный коэффициент для лиц, имеющих
страховой стаж 30/35 лет и более соответственно для женщин/мужчин.
- стоимость одного пенсионного коэффициента в j-ом году (СПК j
равен приросту страховой пенсии
(в расчете на месяц) в j-ом году при
увеличении ИПК на 1).
Индивидуальный пенсионный коэффициент177 рассчитывается по
следующей формуле:
, где:
- индивидуальный пенсионный коэффициент за j-й год,
учитывающий вклад отчислений от заработной платы ЗЛ в солидарную
пенсионную систему за j-й год.
, где:
- начисленные за год за работника взносы на страховую часть
пенсии, учитываемые в его пенсионных правах;
- нормативный размер взносов в СПС, учитываемых в
пенсионных правах, рассчитывается как произведение максимального тарифа
отчислений на страховую пенсию, действующего в отношении лиц,
участвующих только в распределительной пенсионной системе, т.е. не
177 ИПК - интегральный коэффициент, комплексно учитывающий страховой стаж (чем больше стаж, тем
больше слагаемых в формуле расчета ИПК) и объем страховых взносов.
886
участвующих формировании накопительной части
(16%) и предельной
заработной платы, облагаемой взносами в ПФР по указанному тарифу.
С учетом солидарного, перераспределительного характера СПС
начисленные за год за ЗЛ взносы (из всех источников/ по всем страхователям) в
солидарную часть пенсионной системы учитываются в размере:
для лиц, не участвующих в накопительной пенсионной системе, не более
НСВгод,j, т.е. для таких лиц максимальное значение ИПКj = 10;
для лиц, участвующих в накопительной пенсионной системе, предельный
размер учитываемых отчислений, корректируется пропорционально тарифу
отчислений, учитываемых в пенсионных правах. Т.е. для тех у кого тариф
отчислений в СЧ равен 10% (в НП 6%) максимальное значение ИПКi =
10*(10/16)=6,25. Для лиц с тарифом отчислений в СЧ равным 20% (в НЧП 2%)
максимальное значение ИПКi = 10* (14/16)=8,75.
Если пенсионер работает, то отчисления в СПС не увеличивают его
пенсионные права (т.е. ИПКi за эти годы = 0).
ИПК за «не страховые» периоды
Пенсионные коэффициенты также начисляются за периоды
(после
введения новой формулы), в которые не производилось отчислений в СПС за
работника, если эти периоды соответствуют условиям, указанным в Статье 11.
ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» («Иные периоды, засчитываемые в страховой
стаж»).
Предлагается
устанавливать
пенсионные
коэффициенты
дифференцировано для разных оснований.
Согласованное предложение ведомств
(на
17.06.13): пенсионный
коэффициент определяется исходя из взносов с заработной платы
соответствующей определенному числу МРОТ (при ограничении суммарного
«не страхового» периода 4,5 годами):
Период ухода за 3-им ребенком - 3 МРОТ;
Период ухода за 2-м ребенком - 2 МРОТ;
887
Остальные периоды - 1 МРОТ.
Предложение экспертов
- пенсионный коэффициент определяется в
размере приведенных ниже значений, умноженных на
- отношение средней
зарплаты по РФ к взносооблагаемому порогу зарплаты (в расчете на 1 год). В
условиях 2013 г.
примерно равен 0,59 = 28 тыс. руб*12мес/568 тыс. руб:
период прохождения военной службы - 1;
период ухода одного из родителей за 1-м ребенком 0,5; за 2-м - 0,7, за
каждым последующего - 1); предлагается также снять ограничение в 3-и года
на общую продолжительность;
период ухода, осуществляемого трудоспособным лицом за инвалидом I
группы, ребенком-инвалидом или за лицом, достигшим возраста 80 лет - 0,7;
период проживания супругов военнослужащих, проходящих военную
службу по контракту, вместе с супругами в местностях, где они не могли
трудиться в связи с отсутствием возможности трудоустройства - 0,5;
период проживания за границей супругов работников, направленных в
дипломатические представительства и консульские учреждения Российской
Федерации - 0,5;
и др. (например, учеба в ВУЗе при выполнении определенных условий).
Пенсионные коэффициенты за эти периоды начисляются, исходя из
указанных
выше значений, пропорционально продолжительности
соответствующих периодов.
Если в период, соответствующие пп. 2) и 3) осуществлялась трудовая или
иная деятельность, в связи с которой производились отчисления в СПС, то (при
определенных условиях) указанные выше коэффициенты будут приплюсованы
к ИКПi, рассчитываемым от взносов в СПС, с учетом ограничения, что ИПКi не
превышает указанных выше предельных значений.
Стимулирование страхового стража
В целях стимулирования более продолжительного страхового стажа в
период до достижения общеустановленного пенсионного возраста, что
888
обеспечивает большую равномерность поступлений страховых взносов в СПС
и ее финансовую устойчивость ИПК увеличивается на дополнительный
коэффициент за стаж.
- дополнительный пенсионный коэффициент для лиц, имеющих
календарный стаж на момент назначения пенсии
35/30 и более лет,
соответственно для мужчин/женщин, начисляемый из расчета 0,1 за стаж 35/30
лет и далее по 0,1 за каждый год стажа до 45/40 лет. При достижении стажа
40/35 лет дополнительно начисляется
0,5. Указанные коэффициенты
начисляются в период до наступления установленного для соответствующей
категории ЗЛ пенсионного возраста. Таким образом, максимально за стаж
может быть начислено 1,5 коэффициента.
Стимулирование более позднего возраста выхода на пенсию
В целях мотивации более позднего начала получения пенсии и
соответственно «разгрузки» солидарной пенсионной системы, чем позже (после
наступления общеустановленного возраста) будет оформлено и начато
получение пенсии (в разумных пределах, например, не более 5-10 лет), тем
больше должна быть пенсия.
Пенсия должна возрастать, в таких размерах, чтобы компенсировать
потери, за период неполучения пенсии
(а) по номиналу,
(б) плюс
потенциальный доход, который м.б. получен при «разумном» инвестировании
пенсии, например, в виде депозита в надежном банке, а также дать
дополнительную
«мотивирующую премию» компенсирующую вероятность
«недожития» до начала получения пенсии и сокращении периода получения
пенсии в увеличенном размере после начала ее получения.
В целях предоставления возможности повышения пенсии лицам, уже
находящимся на пенсии, предлагается рассмотреть вопрос о введении
института приостановки получения пенсии и соответствующего увеличения
пенсии после возобновления ее получения.
В качестве дополнительных мер, способствующих стимулированию более
позднего выхода на пенсию в качестве дополнительного стимула предлагается:
889
не начислять дополнительные ИПК работающим пенсионерам;
введение ограничений на сумму выплачиваемой пенсии работающему
пенсионеру с учетом получаемой им заработной платы.
Экономия средств в пенсионной системе, которая возникнет в связи с
откладыванием начала получения пенсии, не должна пойти на увеличение
пенсий в соответствующий год, эта экономия должна определенным образом
резервироваться. Дополнительные расходы СПС в период, когда пенсионеры,
отложившие начало получения пенсии, станут ее получать в повышенном
размере должны финансироваться за счет сформированного резерва.
При начале получения пенсии позднее, установленного для
соответствующей категории ЗЛ пенсионного возраста:
применяется повышающий коэффициент
для пересчета
фиксированной выплаты;
применяется повышающий коэффициент
для повышения
страховой пенсии: ИПК, сформированный с учетом взносов, ИПК за не
страховые периоды и дополнительных ИПК за стаж, умножается на
- параметр (коэффициент), увеличения ИПК при назначении
пенсии позднее установленного возраста выхода на пенсию.
В результате при начале получения пенсии позднее установленного
пенсионного возраста будет обеспечено существенное повышение уровня
пенсии
В связи со спецификой ФВ, увеличение ФВ в связи с откладыванием
начала ее получения должно быть финансово сбалансировано с «экономией» от
невыплаты ФВ за соответствующий период.
При оформлении и начале получения пенсии в общеустановленном
пенсионном возрасте (60 лет - мужчины и 55 лет - женщины)
устанавливается равным 1.
Предлагается следующая формула расчета
:
890
, где
- ожидаемый период выплаты пенсии при выходе в установленном
возрасте; предлагается устанавливать дифференцированно для мужчин,
женщин и «досрочников» на основе статистических данных, в месяцах.
- продолжительность периода после наступления установленного
пенсионного возраста до начала получения пенсии, в месяцах.
Так, например, если мужчина в возрасте 60 отложит начало получения
пенсии на
5 лет
(60мес), то при Т=
228мес или
19 лет,
Подход к определению
В связи с перераспределительным и балансировочным характером
формирования СЧП
м.б. при прочих равных условиях большим, чем
, тем самым лица, начинающие получать пенсию позднее будут
«премироваться» за счет лиц с более ранним началом получения пенсии.
Таблица 13.4 - Коэффициенты за число полных отработанных месяцев свыше
55 лет для женщин и свыше 60 лет для мужчин
Число отработанных
Коэффициенты (Квозраста)
месяцев
после
наступления
общеустановленного
пенсионного возраста
(мес.)
Квозраста,
Дополнительное
Квозраста,
применяемый к
увеличение
СП
применяемый к
ФВ
(используется
для
СП
расчета
Квозраста,
применяемого к СП)
12
1,056
1,01
1,066
24
1,12
1,025
1,15
891
36
1,19
1,04
1,24
48
1,27
1,055
1,34
60 (5 лет)
1,36
1,07
1,45
72
1,46
1,085
1,59
84
1,58
1,10
1,74
96
1,73
1,10
1,90
108
1,90
1,10
2,09
120
2,11
1,10
2,32
Таблица 13.5 - Коэффициенты для «досрочников»
Число отработанных
Коэффициенты (Квозраста) - для «досрочников»
месяцев
после
наступления
общеустановленного
пенсионного возраста
(мес.)
Квозраста,
Дополнительное
Квозраста,
применяемый
к
увеличение
СП
применяемый
к
ФВ
(используется для
СП
расчета Квозраста,
применяемого
к
СП)
12
1,036
1,01
1,046
24
1,07
1,025
1,10
36
1,12
1,04
1,16
48
1,16
1,055
1,22
60
1,21
1,07
1,29
892
72
1,26
1,085
1,37
84
1,32
1,10
1,45
96
1,38
1,10
1,52
108
1,45
1,10
1,60
120
1,53
1,10
1,68
Определение стоимости пенсионного коэффициента
Параметр стоимости пенсионного коэффициента
(в совокупности с
другими параметрами формулы) должен позволять регулировать уровень
пенсий с учетом следующих условий:
обеспечение приемлемого уровня пенсий в реальном выражении
(реальная покупательная способность пенсий, как минимум, не уменьшается);
обеспечение приемлемого уровня пенсии по отношению к заработной
плате (при соблюдении соответствующих условий по стажу, отчислениям в
солидарную пенсионную систему, возрасту начала поучения пенсии и др.);
обеспечение сбалансированности солидарной пенсионной системы.
Стоимость пенсионного коэффициента в j-ом году должна утверждаться в
рамках бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации на j-й год. (м.б. на
3-х летний период с ежегодным уточнением)
Рост стоимости пенсионного коэффициента д.б. ограничен не только
снизу (не ниже инфляции), но и сверху, например не более темпа зарплаты.
Излишние доходы ПФР должны направляться в резерв, который будет
использоваться в годы низкого роста стоимости коэффициента. В связи с этим
необходимо проработать вопросы:
о формировании резервов в ПФР в «тучные» годы для сглаживания
финансирования в периоды относительного недостатка средств;
получения ПФР средств из ФБ /ФНБ на возвратной основе.
893
При переходе к новой пенсионной формуле предлагается рассчитывать
с учетом обеспечения увеличения страховой части пенсии в размере
эквивалентном действующей формуле:
В соответствии с действующей формулой дополнительный год
страхового стажа (в 2015 г.) при максимальной заработной плате, учитываемой
в пенсионных правах и в условиях 2015 г. оценочно принято равной 742,8
тыс.руб. в расчете на год (соотношение со средней заработной платой 1,7), дает
увеличение СП (в расчете на месяц) ) на:
Соответственно принимаем
= 52,83 руб., т.е. год страхового
стажа с зарплатой 752,76 тыс.руб. в год эквивалентно увеличению СП на
52,83*10=528,3 руб. в месяц.
В последующие годы (после 2015 г.)
рассчитывается как отношение
планируемых в рамках бюджета ПФР:
объема средств на выплату страховых пенсий за вычетом фиксированной
выплаты и затрат, связанных с исполнением государственных обязательств по
предоставлению льготных пенсионных прав отдельным категориям
пенсионеров, определяемого в целях расчета СПК как поступления от
страховых взносов на страховую пенсию
(по тарифу
22%+10% сверх
«потолка») плюс соответствующие трансферты федерального бюджета на
компенсацию выпадающих доходов СПС и минус соответствующие расходы на
содержание ПФР и доставку пенсий;
к сумме ИПК всех пенсионеров за вычетом ИПК, связанных с
исполнением государственных обязательств по предоставлению льготных
пенсионных прав отдельным категориям пенсионеров
При этом в отношении назначенных пенсий должно обеспечиваться:
поддержание реального уровня пенсий посредством увеличения
;
не снижение номинального размера.
894
Предусматривается разработка и утверждение на уровне Правительства
методик расчета целевых трансфертов (5.1 и 5.2) и механизма их реализации.
Стоимость пенсионного коэффициента (далее - СПК) определяется как
отношение суммы доходов бюджета ПФР за бюджетный период, которые
направляются на выплату страховых пенсий, включая планируемые страховые
взносы и трансферты федерального бюджета, и суммы соответствующих
индивидуальных пенсионных коэффициентов (далее - ИПК) пенсионеров на
бюджетный период.
Для расчета СПК учитываются следующие виды доходов:
страховые взносы в распределительную часть системы по тарифу 22% до
верхней границы базы начисления в соответствующий бюджетный год + 10%
сверх базы;
трансферты по компенсации выпадающих доходов ПФР от снижения
страховых тарифов в солидарную пенсионную систему (5.1.1-5.1.4):
трансферт на компенсацию выпадающих доходов в связи с отчислениями
на формирование накопительной пенсии за вычетом расходов на выплаты за
счет средств пенсионных накоплений;
трансферт на компенсацию выпадающих доходов между тарифом 26% и
льготным тарифом 22% + 10% сверх базы;
трансферт на компенсацию выпадающих доходов по отраслевым льготам;
трансферт на компенсацию начисленных, но не уплаченных страховых
взносов.
При этом указанные доходы
- уменьшаются на:
расходы на фиксированную выплату, за исключением повышений
указанной выплаты инвалидам 1 группы, лицам, достигшим возраста 80 лет, а
также повышения в связи с наличием иждивенцев или работой и проживанием
на Крайнем Севере в отношении всех пенсионеров, не включая получателей
трудовых пенсий по старости в период до достижения ими общеустановленного
пенсионного возраста;
895
расходы на финансовое и материально-техническое обеспечение текущей
деятельности Фонда и его территориальных органов.
- корректируются на разницу между фактом и планом предыдущего года
по соответствующим доходам и расходам ПФР.
Сумма индивидуальных пенсионных коэффициентов, применяемая для
расчета СПК, определяется суммированием ИПК получателей трудовой пенсии
по старости, достигших общеустановленного пенсионного возраста (60 лет, 55
лет), ИПК получателей трудовой пенсии по инвалидности, ИПК получателей
трудовой пенсии по случаю потери кормильца.
При расчете суммы ИПК получателей трудовой пенсии не
учитываются суммы ИПК, соответствующие сумме валоризации и сумме
компенсации за нестраховые периоды (военная служба по призыву, уход за
ребенком и др.).
Расходы на доставку пенсий учитываются в соответствующей пропорции
в составе трансфертов 5.2.1-5.2.4.
В случае, если СПК составляет менее размера СПК предыдущего года,
увеличенного на индекс потребительских цен, то СПК устанавливается в
указанном размере. При этом источником этого является Фонд национального
благосостояния.
В случае, Если размер средней трудовой пенсии (без учета накопительной
пенсии), определенный на основе СПК на текущий год, рассчитанной в
соответствии с настоящей методикой, будет превышать размер средней
трудовой пенсии (без учета накопительной пенсии) за предшествующий год,
увеличенной на индекс средней заработной платы по РФ, то СПК на текущий
год принимается в размере, соответствующем росту средней трудовой пенсии
(без учета накопительной пенсии) в размере индекса средней заработной платы
по РФ. При этом сумма доходов, не требующаяся для выплаты страховых
пенсий, направляется в Фонд национального благосостояния.
Взаиморасчеты ПФР с ФНБ в соответствии с п. 10.12 и 10.13 подлежат
отдельному учету и производятся на возвратной основе.
896
Порядок конвертации пенсионных прав, сформированных до 2015 г.
Рассчитывается объем пенсионных прав, выраженный в ИПК:
для лиц, начавших получать пенсию на
01.01.2015 года
;
для лиц, которые на начало 2015 г. имеют страховой стаж, но не начали
получать пенсию
Расчетный пенсионный капитал (РПК) на 01.01.2015 определяется по
старой (действующей) пенсионной формуле.
Порядок расчета страховой части пенсии для лиц с разным объемом
пенсионных прав
Лица, начавшие получать пенсию до 2015 года (имеют пенсионные права
для получения пенсии). Сохраняется ранее назначенная пенсия, которая
ежегодно корректируется в соответствии с изменением стоимости пенсионного
коэффициента. Или другими словами для действующих пенсионеров
производится конвертация ранее назначенной страховой части пенсии в сумму
пенсионных прав, выраженных в пенсионных коэффициентах, а далее
страховая часть пенсии рассчитывается как произведение этой суммы на
стоимость пенсионного коэффициента в соответствующем году.
Лица, которые на начало 2015 г. имеют страховой стаж, но не начали
получать пенсию. Пенсионные права до 2015 года конвертируются в сумму
годовых индивидуальных пенсионных коэффициентов, к которым далее
прибавляются индивидуальные пенсионные коэффициенты за период после
01.01.2015 года, а страховая часть пенсии в момент ее назначения
рассчитывается по указанным выше правилам (по новой пенсионной формуле).
Лица, вступающие в трудовую деятельность с 2015 года (не имеют
пенсионных прав). Пенсия рассчитывается по указанным выше правилам (по
новой пенсионной формуле).
Расчет страховой пенсии по старости
, где:
897
- страховая пенсия в j -ом году;
- индивидуальный пенсионный коэффициент пенсионера - параметр,
оценивающий индивидуальный вклад в страховую пенсионную систему (СПС),
равен:
сумме индивидуальных пенсионных коэффициентов застрахованного
лица - (ЗЛ):
за периоды уплаты за него взносов в СПС (
) за период с 01.01.2015
г.;
за периоды, которые в соответствии с законом могут засчитываться как
участие в СПС, т.н. «не страховые» периоды, например, уход за ребенком,
служба в армии и др. (
);
рассчитанных из части расчетного пенсионного капитала застрахованного
лица по состоянию на 01.01.2015 г. отражающих оценку пенсионных прав
застрахованных лиц по состоянию на 1 января 2015 года (
);
рассчитанных исходя из суммы валоризации величины расчетного
пенсионного капитала застрахованного лица, исчисленного при оценке его
пенсионных прав (
);
за стаж более 30/35 лет у женщин/мужчин (
).
умноженной на коэффициент, учитывающий возраст выхода на пенсию
(
).
- стоимость одного пенсионного коэффициента в j-ом году (СПК j
равен приросту страховой пенсии
(в расчете на месяц) в j-ом году при
увеличении ИПК на 1.
Формула расчета солидарной части трудовой пенсии по старости
;
Условия получения трудовой пенсии
898
Право на получение трудовой пенсии по старости
(ее частей)
приобретается при выполнении определенных условий:
достижение установленного пенсионного возраста (55 лет женщины, 60-
лет мужчины, а также соответствующие возраста для «досрочных» категорий
ЗЛ);
не менее 15 лет страхового стажа;
относительный уровень страховых взносов, измеряемый индивидуальным
пенсионным коэффициентом (ИПК), не менее
, принятого равным 23.
Лица, которые соответствуют этим условиям, в установленном возрасте
(мужчины 60/женщины 55 лет) приобретают право на трудовую пенсию,
состоящую из:
страховой части, рассчитываемой по формуле;
фиксированной выплате к страховой части.
Лицам, которые за период трудовой деятельности не обеспечили
выполнение указанных условий
(1-3), назначается социальная пенсия
размере ПМП) по достижении возраста 65 лет. В установленном пенсионном
возрасте по выбору ЗЛ может выплачиваться накопительная часть пенсии.
В целях обеспечения социально приемлемого перехода к новым условиям
получения трудовой пенсии (15 лет страхового стажа и наличие ИПК не менее
порогового) устанавливается переходной период.
Переходной период. Вариант 1.
В течение переходного периода производится плавное ежегодное
повышение требований по стажу и
,
так, чтобы у ЗЛ была
потенциальная возможность выполнения условий 2 и 3 получения права на
трудовую пенсию.
Требования по страховому стажу ежегодно
(после
2014 года)
увеличиваются на единицу, т.е. в 2014 + i году стаж, требуемый для получения
трудовой пенсии составит 5 лет + i, где i меняется от 0 до 10 лет.
Таким образом, в 2014 году сохранится текущие требование по стажу (5
лет), а к 2024 году это требование возрастет до 15 лет.
899
Принят постепенный переходной период увеличения
от 0,5 до 2,3
для получения права на трудовую пенсию по старости.
Переходной период. Вариант 2.
Устанавливается переходной 10-летний период, в течение которого для
лиц, отвечающих условию 1, но не соответствующих условиям 2 и/или 3 (при
наличии
5 лет страхового стажа) возраст получения пенсии
(считая от
установленного) в размере ПМП ежегодно повышается на 0,5 года,
Для лиц, не имеющих 5-летнего страхового стажа сохраняется возраст
получения социальной пенсии.
Таблица 13.6
Год назначения
Возрастные группы
по
Требуемый
Сумма пенсионных
году рождения
страховой стаж
коэффициентов
жен./муж.
2015
1960/1955
5 лет
5
2016
1961/1956
6 лет
6
2017
1962/1957
7 лет
7
2018
1963/1958
8 лет
9
2019
1964/1959
9 лет
11
2020
1965/1960
10 лет
13
2021
1966/1961
11 лет
15
2022
1967/1962
12 лет
17
2023
1968/1963
13 лет
19
2024
1969/1964
14 лет
21
2025
1970/1965
15 лет
23
Задачи, решаемые новой формулой
Дифференциация пенсии в зависимости от стажа;
Большая дифференциация пенсий в зависимости от взносов в пенсионный
фонд в течение трудового периода;
Рост размера пенсий для среднего класса;
900
Значимый рост пенсии для тех, кто добровольно отложит выход на
пенсию;
Расширение возможностей по влиянию на размер пенсии в зависимости
от реализуемой трудовой стратегии;
Формула предполагает полный учет и финансирование нестраховых
периодов (отпуск по уходу за детьми, срочная служба в армии и др.);
Пенсионеры получают право на долю в текущих сборах пропорционально
стажу и взносам за весть трудовой стаж;
Новая формула приводит в соответствие формируемые пенсионные права
с солидарным механизмом сбора страховых взносов, обеспечивая устойчивость
пенсионной системы.
Формула стимулирует труд, эффективную, производительную занятость.
В результате введения формулы в большем выигрыше оказывается человек со
средними доходами и полным стажем работы.
901

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     10      11      12