Тепловоз ТЭМ18ДМ. Инструкция по эксплуатации (2009 год) - часть 48

 

  Главная      Учебники - Разные     Тепловоз ТЭМ18ДМ. Инструкция по эксплуатации (2009 год)

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     46      47      48      49     ..

 

 

Тепловоз ТЭМ18ДМ. Инструкция по эксплуатации (2009 год) - часть 48

 

 

3.3 Описание и работа блока управления
3.3.1   Электронный   блок   управления   АГС8.10М2   (в   дальнейшем   –ЭБУ)

входит   в   состав   гребнесмазывателя   АГС8   и   предназначен   для   организации
циклов   смазывания   путём   включения   вентиля   электропневматического   в
зависимости от пройденного пути и скорости движения локомотива. 

3.3.2 Блок может устанавливаться на всех типах локомотивов и головных

вагонов электро и дизель поездов, на головных вагонах поездов метро серий ЕЖ
и 81-717 и на рельсовом автобусе серии 731.25.

3.3.3 Для получения информации о движении, локомотив (головной вагон)

должен иметь один из следующих видов оборудования:

-механический   скоростемер   (вращение   вала   которого   считывает   датчик,

входящий в один из вариантов поставки гребнесмазывателя);

-датчик Л178/1;
-комплекс измерения параметров движения типа КПД, системы САУТ или

КЛУБ-У;

-измеритель скорости серии ИС.
3.3.4   Блоки   АГС8.10М2   выпускаются   четырёх   типов,   в   зависимости   от

назначения.   Тип   блока   фиксируется   в   графе   «ТИП»   на   планке   с   надписями
изделия:

- АГС8.10М2-1 - для локомотивов с однопроводной электрической схемой,

оборудованных   механическими   скоростемерами.   Эти   блоки   имеют   два   канала
блокировки включения ЭПВ по командам «ТОРМОЗ» и «ПЕСОК».

-   АГС8.10М2-2   -   для   всех   локомотивов   с   двухпроводной   электрической

схемой,   независимо   от   типов   скоростемеров,   а   также   для   локомотивов   с
однопроводной   электрической   схемой,   оборудованных   электронными
скоростемерами.   Эти   блоки   имеют   один   канал   блокировки   включения   ЭПВ   по
команде или «ТОРМОЗ», или «ПЕСОК».

- АГС8.10М2-3 - для головных вагонов метрополитена серий Еж и 717.
- АГС8.10М2-4 - для рельсового автобуса 731.25 
Типы 1, 2 и 3 блоков имеют общую электрическую схему печатной платы,

рассчитаны на напряжение питания (37-143) В, однако различаются назначением
контактов внешнего разъема подключения.

Тип   4   блока   аналогичен   типам   1-3,   но   рассчитан   на   номинальное

напряжение питания 24 В и подключению к датчику Л178/1, установленному на
буксе колеса диаметром 860 мм. 

3.3.5   Блоки   АГС8.10М2,   независимо   от   типа,   имеют   возможность

дополнительной   настройки   по   трем   переменным   параметрам.   Такая
индивидуальная   настройка   изделия   фиксируется   в   графе   «ИСП.»   на   планке   с
надписями блока:

3.3.5.1   Пороговая   скорость,   при   превышении   которой   разрешается

управление ЭПВ. Этот параметр имеет значения 0 или 10 км/ч для маневровых
локомотивов, либо 10 или 20 км/ч для магистральных локомотивов. Оперативное
переключение   внутри   каждого   диапазона   производится   тумблером,
расположенным   на   верхней   панели   блока.   Кодировка   исполнения   изделия   по
пороговой скорости имеет следующие обозначения:

- для диапазона 0/10 км/ч применяется число «10»;
- для диапазона 10/20 км/ч применяется число «20».
3.3.5.2 Тип датчика скоростемера. Для правильного измерения проходимого

пути   и   пороговой   скорости   в   каждом   блоке   предусмотрено   пересчетное
устройство, приводящее к общему виду сигналы от любого типа скоростемеров.
Для   наиболее   часто   используемых   датчиков   скорости   в   кодировке   исполнения
изделия предусмотрены следующие буквенные обозначения:

374

-   Г   –   герконовый   датчик,   размещаемый   на   валу   привода   механического

скоростемера.

- Э – системы типа КПД-3, САУТ, КЛУБ-У, работающие от датчика Л178/1,

механически связанного с колесной парой; 

- Эм – датчик Л178/1, установленный на буксе колеса, диаметром 860мм.
-   Д   –   бесконтактный   датчик   оборотов   колеса   ДОК-1М,   снимающий

информацию с зубьев шестерни редуктора колесной пары.

- И – бесконтактные измерители скорости серии ИС. 
3.3.5.3 Интервал пути между циклами включения смазки (ЭПВ). Выбирается

из   следующего   ряда:   35м;   52,5м;   70м;   87,5м;   105м;   122,5м;   140м;   157,5м.   В
кодировке   исполнения   по   данному   параметру   используется   числовое   значение
интервала пути, округленного в меньшую сторону. Например «52» соответствует
проходимому интервалу пути 52,5м. 

3.3.5.4 Пример обозначения, нанесённого на планке с надписями изделия:
Тип АГС8.10М2-2, Исп. 20 – Г – 140
Блок   предназначен   для   локомотивов   с   двухпроводной   электрической

схемой,   имеет   пороговую   скорость   включения   10/20   км/ч,   предназначен   для
работы   с   механическим   скоростемером   (герконовым   датчиком)   и   включает
вентиль через каждые 140м проходимого пути.

3.3.6 Технические характеристики блока управления

3.3.6.1 Напряжение питания, В

37 - 143

3.3.6.2 Максимальный ток, потребляемый при отключенном
вентиле, мА, не более

10

3.3.6.3 Коммутируемый ток вентиля, А, не более

0,8

3.3.6.4 Параметры цикла управления вентилем при 
превышении локомотивом пороговой скорости:
- длительность включенного состояния вентиля, с

1

- минимальное время между включениями вентиля, с

2,3

3.3.6.5 Напряжение внешних сигналов блокировки 
включения вентиля (сигнал «ПЕСОК»), В

30 – 143

3.3.6.6 Масса, кг, не более

0,9

3.3.6.7 Пороговая скорость для маневровых локомотивов,
км/ч

0 или 10

3.3.6.8   Пороговая   скорость   для   магистральных
локомотивов, км/ч

10 или 20

3.3.6.9 Интервал пути между циклами включения вентиля,
м

35; 52,5; 70; 87,5; 
105; 122,5; 140; 
157,5

На данном тепловозе установлен интервал 35 м
3.3.7 Устройство и работа блока управления 

(см. прилагаемую схему АГС8.10М2.00.00-01 Э3).

3.3.7.1   Для   обеспечения   работоспособности   блока   к   нему   необходимо   с

помощью   жгута   подсоединить   цепи   питания,   вентиль   электропневматический,
цепи   команд   «ПЕСОК»   и/или   «ТОРМОЗ»,   герконовый   датчик   оборотов   вала
механического   скоростемера.   При   отсутствии   механического   скоростемера   на
вход блока  необходимо подключить  цепи одного  из имеющихся на локомотиве
(вагоне) устройств: Л178/1, КПД, САУТ, КЛУБ-У, ИС. 

Подсоединения должны быть выполнены в полном соответствии со схемой

соединений и подключений на конкретный тип локомотива (головного вагона).

Схема подключения блока на тепловозе ТЭМ18Д приведена в приложении

А к настоящему РЭ. 

3.3.7.2   При   движении   локомотива   (головного   вагона)   от   измерителя

скорости   в   блок   поступают   сигналы   о   наличии   движения.   Специальный   узел

375

определения   пороговой   скорости   измеряет   ее   и   в   зависимости   от   исполнения
блока   и   положения   переключателя   пороговой   скорости   выдает   разрешение   на
управление вентилем по следующему алгоритму:

- исполнение блока «10», положение переключателя «0» - разрешение на

управление вентилем выдается при достижении скорости 0,5 км/ч; 

- исполнение блока «10», положение переключателя «10» - разрешение на

управление вентилем выдается при достижении скорости 10 км/ч;

- исполнение блока «20», положение переключателя «10» - разрешение на

управление вентилем выдается при достижении скорости 10 км/ч;

- исполнение блока «20», положение переключателя «20» - разрешение на

управление вентилем выдается при достижении скорости 20 км/ч.

3.3.7.3   После   выполнения   условий   пункта   6.3.8.2   управление   вентилем

осуществляется в зависимости от интервала проходимого пути в соответствии с
исполнением блока.

3.3.7.4   Управление   вентилем   блокируется   при   поступлении   внешнего

сигнала «ТОРМОЗ» и/или «ПЕСОК».

3.3.7.5   Для   обеспечения   работоспособности   блока   в   составе   релейно-

контактоpного   электрооборудования   локомотивов   (головных   вагонов)   в   нём
применено   значительное   количество   защит,   позволяющих   гарантировать   его
высокую надежность.

3.3.8 Описание схемы электрической блока управления
3.3.8.1 Блок состоит из следующих функционально законченных узлов:
- задающий генератор;
- распределитель управляющих импульсов;
- входной формирователь; 
- счётчик пути;
- измеритель пороговой скорости;
- формирователь цикла работы вентиля (ЭПВ); 
- мощный ключ управления вентилем с токовой защитой;
- узел блокировки по внешним сигналам;

- узел питания и индикации. 

3.3.8.2 Задающий генератор определяет все временные параметры блока

управления и точность измерения скорости. Он выполнен на микросхемах DD1.1 и
DD1.2.   Резистор   R1   обеспечивает   стабилизацию   частоты   при   изменениях
питающего напряжения. 

Сумма   резисторов   R2   +   R3   совместно   с   конденсатором   С1   определяет

частоту генератора. Качество и тип диэлектрика этого конденсатора обеспечивает
стабильность частоты при изменении окружающей температуры. Применение во
времязадающей   цепи   суммы   сопротивлений   двух   резисторов   с   разницей
номиналов   в   10   раз   позволяет   производить   подстройку   частоты   генератора   с
большой точностью. 

3.3.8.3 Распределитель управляющих импульсов выполнен на микросхеме

DD3. С выхода Q3 опорная частота (192  

±

  15) Гц поступает для тактирования

формирователя импульсов DD6.1 при работе от герконового датчика скорости. С
выхода Q9 тактовая частота 3 Гц поступает в формирователь цикла работы ЭПВ.
С   выходов   Q9,   Q10   и   Q13,   через   наборное   поле   программирования   скорости
разрешения   смазки,   расположенное   на   основной   печатной   плате,   и
переключатель   SA1   «Скорость»   в   узел   измерения   скорости   подаются
измерительные импульсы.

3.3.8.4 Входной формирователь имеет три режима работы:
- от герконового датчика скорости;
- от электронных датчиков скорости с открытым входом;
- от электронных датчиков скорости с изолированным входом.

376

При работе от герконового датчика скорости входной сигнал через фильтр

нижних   частот   R5,С3   и   наборное   поле   «типа   датчика»   поступает   на
формирователь   DD6.1,   работающий   в   режиме   D-триггера   для   устранения
дребезга контактов геркона.

При работе от электронных датчиков с открытым входом сигнал поступает

на   усилитель-формирователь   VT7   и   далее   на   двоичный   счетчик   DD2.
Коэффициент деления выбирается установкой перемычек на наборном поле «тип
датчика»,   при   этом   микросхема   DD6.1   используется   в   режиме   формирователя
сброса   для   двоичного   счетчика.   Значение   коэффициента   деления   для   любого
электронного датчика выбирается таким образом, чтобы через каждые 17,5 м пути
на выходе DD6.1 формировался один импульс.

При   работе   от   электронных   датчиков   скорости   с   изолированным   входом

сигнал внешнего источника принимается через оптопару DA1.

3.3.8.5   Счетчик   пути   выполнен   на   микросхеме   DD5.   Он   подсчитывает

приращение   пройденного   пути   через   каждые   17,5м.   С   наборного   поля
«пройденный   путь»,   в   соответствии   с   устанавливаемой   программой   смазки
формируется команда обнуления этого счетчика через микросхему DD6.2.

3.3.8.6 Измеритель пороговой скорости работает по следующему принципу:

если между двумя импульсами пройденного пути, которые следуют через 17,5 м,
могут уложиться более 9 измерительных интервалов времени от распределителя
DD3, то скорость признается недостаточной для разрешения срабатывания ЭПВ.
Если получается менее 9 измерительных интервалов времени за этот период, то
скорость   считается   достаточной   и   блок   работает   в   режиме   управления   ЭПВ.
Измерение пороговой скорости производится в начале каждого цикла измерения
пути.   Микросхема   DD4   подсчитывает   количество   измерительных   интервалов
времени, а DD6.2 определяет наличие 9-го интервала и обнуляет счетчик пути, не
давая возможности сформироваться импульсу «запуск смазки».

3.3.8.7 Формирователь цикла работы ЭПВ выполнен на микросхемах DD7 и

DD8. Непосредственно цикл работы жестко задается десятичным счетчиком DD8
–   три   такта   включен   ЭПВ,   через   диодную   сборку   VD7…VD8,   а   семь   тактов
включение   ЭПВ   невозможно.   Длительность   одного   такта   определяется
распределителем   DD3   и   составляет   около   0,33   сек.   Логический   узел   на
микросхеме DD7 обеспечивает следующий алгоритм управления:

-   если   полный   цикл   работы   ЭПВ   заканчивается   до   прихода   команды   на

новый запуск цикла, то триггер DD7.2 обнуляется десятым тактовым импульсом с
выхода 3 счетчика DD8 и узел возвращается в исходное состояние;

- если полный цикл работы ЭПВ заканчивается после прихода команды на

новый запуск цикла, то обнуляемый по четвертому тактовому импульсу с выхода
10 счетчика DD8 триггер DD7.1 снова устанавливается в единичное состояние.
При этом по приоритетному входу 6 триггер DD7.2 блокируется уровнем лог.1 и не
реагирует   на  команды   обнуления  по  С-входу,  что  приводит  постоянной   работе
ЭПВ в цикле. 

3.3.8.8 Мощный ключ управления выполнен на полевом транзисторе VT6.

Включение   ключа   производится   подачей   напряжения   лог.   «1»   на   затвор   этого
транзистора через диоды VD7…VD9 и резистор R23. В истоке установлен датчик
токовой   защиты   R26.   Через   аттенюатор   R24,R25   часть   напряжения   токового
датчика   поступает   на   базу   транзистора   VT5.   В   случае   превышения   порогового
напряжения   открывания   этого   транзистора   начинает   снижаться   напряжение   на
затворе VT6, и выходной ключ переходит в режим генератора тока. Одновременно
узел   сравнения   DD1.3,   DD1.4   получает   на   вход   6   информацию   о   том,   что
поступила команда на включение, а на вход 1 о том, что ключ не открылся. Данная
ситуация является аварийной и с выхода 4 узла сравнения, через линию задержки
R31   -   С8   сигнал   отключения   поступает   в   цепь   сброса   формирователя   цикла

377

вентиля. При этом происходит снятие команды включения. Дополнительно, через
узел сравнения, цепью R29, R30, C7 формируется команда начальной установки
изделия при включении напряжения питания. Защита выходного транзистора от
высоковольтных   импульсных   помех   по   шине   питания   осуществляется   мощным
импульсным стабилитроном VD2, при этом функцию ограничения тока выполняет
активное и реактивное сопротивление катушки вентиля.

3.3.8.9   Узел   блокировки   по   внешним   сигналам   работает   следующим

образом.   Входные   резисторы   каждого   канала   запрета   R10   и   R11   совместно   с
резистором R20 образуют входной аттенюатор. Диод VD6 ограничивает импульсы
помех   отрицательной   полярности.   Фильтр   R21   C6   обеспечивает   подавление
коротких   импульсных   помех   для   исключения   ложных   срабатываний   узла.
Исполнительный   транзистор   VT4   работает   в   ключевом   режиме   и   при   наличии
внешнего   сигнала   по   любому   входу   обеспечивает   снижение   напряжения   на
затворе   полевого   транзистора   VT6   ниже   порога   его   открывания,   что   в   свою
очередь ведет к полному отключению вентиля.

3.3.8.10   Узел   питания   и   индикации.   Узел   питания   построен   по   схеме

параметрического   стабилизатора   на   стабилитроне   VD4,   при   этом   функцию
балластного   резистора   выполняет   генератор   тока   на   транзисторах   VT1   и   VT2.
Величина   тока   задается   токовым   датчиком   на   резисторе   R18.   Резисторы
R14,R15,R37   задают   базовый   ток   регулирующего   транзистора   VT2.   Резисторы
R12,R13,R36 ограничивают тепловую мощность рассеивания транзистора VT2 и
максимальный ток защитного стабилитрона VD1. Конденсатор С4 обеспечивает
подпитку схемы управления при кратковременных провалах напряжения питания.
Индикацию   режима   перегорания   плавкого   предохранителя   осуществляет
светодиод   HL1   через   токоограничительные   резисторы   R16,R17,   при   этом   диод
VD3   ограничивает   напряжение   отрицательной   полярности   на   светодиоде   до
безопасного   уровня.   Индикация   режима   включения   питания   осуществляется
светодиодом HL2, а режима включения ЭПВ светодиодом HL3. Светодиод HL3
коммутируется   ключом   на   транзисторе   VT3   ,   диод   VD5   защищает   базовый
переход   этого   транзистора   от   обратной   полярности   при   включении   мощного
ключа управления.

4 Возможные неисправности и способы их устранения

4.1   Перечень   возможных   неисправностей   гидропневматической   части

гребнесмазывателя  и   рекомендации  по  их   устранению  приведены   в  таблице  1
настоящего РЭ.

4.2   Перечень   возможных   неисправностей   электрической   части

гребнесмазывателя  и   рекомендации  по  их   устранению  приведены   в  таблице  2
настоящего РЭ.

В данных таблицах применяются следующие условные обозначения:
ЭПВ 

 вентиль электропневматический;

ЭБУ – электронный блок управления. 

Таблица 1

Характер

неисправности

Возможная

причина

Способ обнаружения

Метод устранения

1 ЭПВ 

срабатывает, 
смазка в баке 
есть, но впрыск 
отсутствует.

1.1 
Отсутствует 
давление в 
воздуховоде 
от ЭПВ до 
сопла 
форсунки.

Нажать вручную на 
кнопку ЭПВ и 
убедиться в 
отсутствии выхода 
воздуха из сопла 
форсунки с 
характерным свистом.

1 Продуть воздуховод 
от ЭПВ до форсунки.
2 Восстановить или 
заменить сопло, если 
оно «затёрто».
2 Снять форсунку, 
прочистить её 

378

Характер

неисправности

Возможная

причина

Способ обнаружения

Метод устранения

воздушный канал. 

1.2 Смазка не 
поступает на 
вход 
форсунки.

Ослабить 
подсоединение рукава
к масляному штуцеру 
форсунки и убедиться 
в отсутствии 
поступления смазки.

1 Разобрать и 
промыть масляный 
фильтр бака.
2 Промыть и продуть 
маслопровод от бака 
до форсунки.

1.3 Утечки 
воздуха из-
под крышки 
форсунки.

Нажать вручную на 
кнопку ЭПВ и 
убедиться в утечке 
воздуха.

Поджать винты 
крепления крышки или
заменить прокладку.

1.4 Регулиро-
вочный шток 
форсунки 
ввёрнут до 
отказа.

Ослабить гайку, шток 
вывернуть на 1,5 - 2 
оборота. Нажать 
вручную на кнопку 
ЭПВ и убедиться в 
наличии впрыска.

Отрегулировать 
форсунку на 
необходимую дозу 
согласно п. 2.1.4 
настоящего РЭ.

2 Смазка 

впрыскивается 
на поверхность 
катания или на 
край гребня 
колеса.

2.1 
Неправильное
положение 
форсунки.

Убедиться в 
несоответствии 
реального 
расположения 
форсунки сборочному 
чертежу.

Выставить форсунку в 
соответствии с пп. 
3.3.1-3.3.5 настоящего 
РЭ.

2.2 "Затёрто" 
сопло 
форсунки. 

Убедиться 
визуальным 
осмотром.

1 Восстановить сопло.
2 Заменить форсунку.

Таблица 2

Характер

неисправнос

ти

Возможная причина Способ обнаружения Метод устранения

1 При 

включении 
на ЭБУ 
тумблера 
«ВКЛ» горит 
индикатор 
«АВАРИЯ».

Сгорел или 
отсутствует 
предохранитель.

Проверить наличие и
целостность 
предохранителя.

Установить 
предохранитель.

2 При 

включении 
на ЭБУ 
тумблера 
«ВКЛ» 
сгорает 
предохранит

Короткое замыкание 
провода «+ЭПВ» с 
проводом «-Пит.» 
или корпусом.

Отключить питание 
ЭБУ. Отсоединить 
жгут от ЭБУ и 
вентиля, замерить 
сопротивление 
изоляции провода 
относительно 

При пониженном 
сопротивлении 
изоляции устранить 
замыкание или 
заменить 
поврежденный 
провод. При 

379

Характер

неисправнос

ти

Возможная причина Способ обнаружения Метод устранения

ель.

корпуса и 
«-Пит.»

нормальном 
сопротивлении 
изоляции заменить 
ЭБУ.

3 При 

включении 
ЭБУ кроме 
индикатора 
«ВКЛ» 
постоянно 
горит 
индикатор 
«СМАЗКА».

1 Отсоединен ЭПВ, 
обрыв провода в 
цепи подключения 
ЭПВ или в катушке 
ЭПВ.

2 Замыкание 
провода «-ЭПВ» с 
проводом «-Пит.» 
или корпусом. 

1 Отсоединить жгут 
от ЭБУ и замерить 
сопротивление 
между цепями 
«+ЭПВ» и «-ЭПВ» 
2 Отсоединить жгут 
от ЭБУ и замерить 
сопротивление 
изоляции между 
цепями «-ЭПВ» и «-
Пит.», «-ЭПВ» и 
корпусом.

1 При обнаружении 
обрыва цепи 
устранить его или 
заменить 
неисправный ЭПВ. 
2 При низком 
сопротивлении 
изоляции устранить 
причину. При 
отсутствии обрыва и 
нормальном 
сопротивлении 
изоляции заменить 
ЭБУ.

4 При нажатии 

на ЭБУ 
кнопки 
«КОНТРОЛЬ
» или при 
движении 
локомотива 
на скоростях 
выше 
пороговой 
отсутствует 
периодическ
ое загорание 
индикатора 
«СМАЗКА».

1 Цепь «-ЭПВ» 
закорочена на 
«+ЭПВ» или «+Пит.»
(короткое замыкание
в монтаже или 
катушке ЭПВ).

Отсоединить жгут от 
ЭБУ и замерить 
сопротивление 
между цепью «-
ЭПВ» и цепями 
«+ЭПВ» и «+Пит»

Устранить короткое 
замыкание проводов 
или заменить ЭПВ.
При исправных 
проводах и ЭПВ 
заменить ЭБУ.

2 На входе «ПЕСОК»
(«ТОРМОЗ») при 
отсутствии команды 
имеется 
напряжение.

Отсоединить жгут от 
ЭБУ и замерить 
напряжение между 
цепями «ПЕСОК» 
(«ТОРМОЗ») и «-
Пит.».

Устранить наличие 
напряжения в этих 
цепях. При 
исправном ЭПВ и 
отсутствии дефектов
в цепях «ТОРМОЗ» 
(«ПЕСОК») заменить
ЭБУ. 

5 В режиме 

«КОНТРОЛЬ
» 
гребнесмазы
ватель 
работает 
нормально, 
при 
движении 
вентиль не 
включается.

Не поступают 
сигналы с датчика 
скоростемера.

Проверить цепи 
подключения 
датчика к ЭБУ и 
сами датчики в 
соответствии с их 
эксплуатационной 
документацией.

Устранить 
неисправность в 
цепях подключения 
датчика, проверить 
правильность 
установки датчика. 
При необходимости 
заменить датчик. 
При исправных 
датчиках и цепях их 
подключения 
заменить ЭБУ.

380

5 Техническое обслуживание гребнесмазывателя

5.1 Техническое переосвидетельствование бака следует проводить в сроки,

указанные   в   «Правилах   устройства   и   безопасной   эксплуатации   сосудов,
работающих под давлением». При этом в разделе 4 паспорта на бак должны быть
сделаны отметки. 

5.2

Гребнесмазыватель   должен   подвергаться   техническому

обслуживанию при каждом текущем ремонте и проведению ТО1, ТО2 и ТО3.

При каждом приеме и сдаче после ТО и ТР в журнале ТУ-152 должна быть

сделана запись: «Гребнесмазыватель проверен. Исправен».

В формуляре на гребнесмазыватель после проведения работ по ТР1, ТР2 и

ТР3 должны делаться отметки в разделе 7 «Учёт технического обслуживания».
Сведения   о   замене   составных   частей   гребнесмазывателя   должны   вноситься   в
раздел 8 формуляра на гребнесмазыватель.

5.3 Перечень инструмента и оборудования, необходимого для проведения

ТО и ТР

5.3.1 Ключи гаечные двусторонние ГОСТ 2839-80:
- S 10×12 7811-0004 С1Х9 ……………………………...………………… 1 шт.
- S 11×13 7811-0461 С1Х9 ……………………………………………….. 1 шт.
- S 12×14 7811-0021 С1Х9 ……………………………...………………… 1 шт.
- S 14×17 7811-0022 С1Х9 ……………………………..………………… 1 шт.
- S 17×19 7811-0023 С1Х9 ………………………..……………………… 2 шт.
- S 22×24 7811-0025 С1Х9 ……………………………………………….. 1 шт.
- S 32×36 7811-0043 С1Х9 ………………………...……………………... 1 шт.
5.3.2 Отвёртка шлицевая 155×0,6 ГОСТ 17199-88 …………………... 1 шт.
5.3.3 Отвёртка с крестовым шлицем 155 № 0 ГОСТ 17199-88 …......1 шт.
5.3.4 Тиски слесарные 7827-0259 ГОСТ 4045-75 …………………….. 1 шт.
5.3.5 Авометр АВО-5М ТУ25-04-814-75 …………………………………1 шт.
(Допускается   применение   другого,   аналогичного   по   назначению

измерительного прибора, в том числе мультиметра)

5.4 Перечень расходных материалов, необходимых для проведения ТО и

ТР

5.2.1 Ветошь х/б ГОСТ 4644-75.
5.2.2 Керосин ОСТ 38.01.408-86

5.5   Перечень   рекомендуемого   оборудования,   необходимого   для

проведения ТО и ТР

5.5.1 Стенд испытания форсунок СИФ3, 
производства ООО НПП «ФРОМИР», 
г. Ростов-на-Дону, ………….………….. 1 стенд на 5 – 20 локомотивов.
5.5.2 Устройство заправочное передвижное УЗП1 
либо устройство заправочное малогабаритное УЗМ1, 
производства ООО НПП «ФРОМИР».
г. Ростов-на-Дону …………………….. 1 устройство на 5 – 20 локомотивов.
5.5.3 Стенд контроля блоков управления СК АГС.
производства НПП «САРМАТ», 
г. Ростов-на-Дону, ………….…........... 1 стенд на 5 – 20 локомотивов.

5.6 Перечень операций по обслуживанию гребнесмазывателя при ТО1
5.6.1   Проверить   наличие   и   внешнюю   целостность   узлов   гребне-

смазывателя.

381

5.6.2   По   показаниям   приборов   тепловоза   убедиться,   что   давление   в

воздушных магистралях не ниже 5 кгс/см

2

.

5.6.3 Подать питание на блок управления гребнесмазывателем. 
5.6.4   Включить   тумблер   «ВКЛ»   на   блоке   управления,   при   этом   должен

загореться одноименный светодиод на крышке блока.

5.6.5 Нажать кнопку «КОНТРОЛЬ» на блоке управления и удерживать ее в

нажатом положении, при этом с интервалом (3-4) с мигает светодиод «СМАЗКА»
на   лицевой   панели   блока,   что   свидетельствует   о   включениях   вентиля   и,
следовательно, срабатываниях форсунок. При подаче сигнала «ПЕСОК» мигание
светодиода «СМАЗКА» должно прекращаться.

5.6.6 После 3 - 4 включений светодиода «СМАЗКА» кнопку «КОНТРОЛЬ»

отпустить.

5.6.7 Убедиться в наличие смазочного материала на гребнях колес первой

колесной пары головной части тепловоза.

5.6.8 Принудительно включить расположенный в ВВК магнитный пускатель

КУ10 и повторить операции по пп. 5.6.5, 5.6.6.

5.6.9

 

Убедиться в наличие смазочного материала на гребнях колес первой

колесной пары хвостовой части локомотива.

ВНИМАНИЕ:  Стекание   смазочного   материала   с   гребня   на   поверхность

катания   при   неподвижном   колесе   не   является   неисправностью
гребнесмазывателя.

5.7

Перечень операций по обслуживанию гребнесмазывателя при ТО2,

ТО3 и ТР1 

5.7.1 Проверить уровень смазочного материала в баке. 
ВНИМАНИЕ!   Перед   проверкой   необходимо   перекрыть   кран,   подающий

давление   воздуха   в   бак   от   сети   тепловоза.   После   этого,   открутив   пробку
горловины на 1-2 оборота, выпустить сжатый воздух из бака. Полностью вывернув
пробку, с помощью щупа определить наличие смазочного материала в баке. Если
уровень смазочного материала ниже нижней отметки на щупе, дозаправить бак. 

5.7.2 Проверить   надежность   крепления   воздушной   и   масляной   системы

гребнесмазывателя. При необходимости подтянуть элементы крепления.

5.7.3 Проверить   правильность   расположения   форсунок   относительно

гребня колеса.

5.7.4   По   показаниям   приборов   тепловоза   убедиться,   что   давление   в

воздушных магистралях не ниже 5 кгс/см

2

.

5.7.5 Проверить распыление смазочного материала форсунками, для чего

2-3   раза   с   интервалом   3-4   с   нажать   на   шток   вентиля   электромагнитного   и
визуально   убедиться   в   наличии   смазочного   материала   на   гребнях   первой
колёсной   пары.   При   необходимости   произвести   регулировку   дозы   впрыска
согласно п. 3.1.4 настоящего РЭ.

5.7.6 Проверить работу электрической части гребнесмазывателя, для чего

выполнить операции по пп. 5.6.4-5.6.8 настоящего РЭ. 

5.7.7   Выявленные   в   процессе   проверки   возможные   неисправности

гребнесмазывателя устранить согласно указаниям раздела 4 настоящего РЭ.

5.8

Перечень операций по обслуживанию гребнесмазывателя при ТР2 и

ТР3

5.8.1 Снять   масляные   трубопроводы   и   рукава,   очистить   их   от   грязи,

промыть керосином и продуть.

5.8.2 Удалить смазочный материал из бака. Разобрать масляный фильтр.

Вынуть   фильтрующий   элемент   и   промыть   его   керосином.   Установить
фильтрующий элемент на место и собрать фильтр. 

382

5.8.3 Снять  бак, промыть  керосином. Обратить внимание на целостность

прокладки пробки горловины  и прокладки сливной пробки (в противном  случае
заменить прокладки).

5.8.4 Продуть воздушную систему.
5.8.5 Снять   форсунки   с   тепловоза   и   дальнейшие   работы   производить   в

мастерской.   Руководствоваться   рисунком   2   настоящего   руководства   по
эксплуатации. 

При разборке и сборке корпус форсунки зажимать в тиски. При закреплении

форсунки   в   тисках   использовать   прокладки   из   мягкого   металла   или   плотного
картона.

5.8.6 Разобрать форсунку в следующем порядке:
5.8.6.1 Открутить четыре винта поз. 14 и снять крышку поз. 11 и прокладку

поз. 10. 

5.8.6.2 Снять шплинт поз. 22 и открутить гайку поз. 15.
5.8.6.3 Вынуть поршень поз. 8 с манжетой поз. 20.
5.8.6.4 Ослабить гайку поз. 5 и вывернуть шток поз. 3.
5.8.6.5 Вынуть клапан поз. 6.
5.8.6.6 Снять изношенные уплотнительные кольца и манжету. 
5.8.6.7   Промыть   форсунку   и   её   составные   части   керосином   и   продуть

сжатым воздухом.

5.8.7 Собрать форсунку в следующем порядке: 
Внимание:   Резиновые   кольца   и   манжету   при   установке   предохранять   от

перекосов,   скручивания,   механических   повреждений   и   порезов.   Поверхности
сопрягаемых деталей должны быть чистыми, не содержать абразивных продуктов
и продуктов коррозии.

5.8.7.1 Два кольца поз. 16 смазать маслом индустриальным и установить их

в наружные канавки двух штуцеров поз. 2.

5.8.7.2 Манжету поз. 20 смазать  маслом  индустриальным  и  установить  в

канавку поршня поз. 8 согласно сборочному чертежу.

5.8.7.3   Кольца   поз.   19   смазать   маслом   индустриальным   и   установить   в

канавки клапана поз. 6.

5.8.7.4   Клапан   поз.   6   с   кольцами   поз.   19   установить   в   корпус   согласно

сборочному чертежу.

5.8.7.5 Придерживая технологическим стержнем (Ø 8-10 мм) клапан, одеть

на него пружину поз. 7 и поршень поз. 8 с манжетой. 

5.8.7.6   Закрепить   поршень   на   клапане   гайкой   корончатой   поз.   15.   Гайку

зафиксировать шплинтом поз. 22.

5.8.7.7 Кольцо поз. 18 и кольцо поз. 17 смазать маслом индустриальным и

установить в канавки штока поз. 3.

5.8.7.8 Шток поз. 3 с установленными кольцами вворачивать в корпус поз. 1

до   мягкого   упора   в   клапан   поз.   6.   Кольцо   поз.   17   заправлять   в   корпус
наворачиванием на шток гайки круглой поз. 5. 

5.8.7.9 После мягкого упора штока в клапан вывернуть шток на ½ оборота и

законтрить его гайкой поз. 5.

5.8.7.10 Установить на корпус прокладку поз. 10, крышку поз. 11 и закрепить

их винтами поз. 14. Под головки винтов установить шайбы пружинные поз. 21.

Сборка окончена. 
5.8.8 Отрегулировать форсунку на требуемый объём впрыска
-   Регулировку   производить   на   смазочном   материале,   применяемом   в

гребнесмазывателе АГС8.

- Регулировку производить при давлении воздуха и смазочного материала в

пределах 0,5-0,8 МПа (5-8 кгс/см

2

).

383

Примечание:   Регулировку   и   проверку   работоспособности   форсунок

рекомендуется   производить   на   стенде   испытания   форсунок   СИФ3,   серийно
выпускаемом НПП «ФРОМИР», г. Ростов-на-Дону. 

5.8.8.1 В зависимости от имеющегося оборудования определить объём или

массу одного впрыска. 

А) Для определения объёма в мерный сосуд произвести 30-50 впрысков.
Объём одного впрыска определяется по формуле:

V

1

 = V

n

 /n, где:

V

1

 – объём одного впрыска;

V

n

 – общий объём впрысков;

n – количество впрысков.

Б)   Для   определения   массы   на   листок   мягкого   картона   или   иную   тару

произвести 10-20 впрысков.

Масса одного впрыска определяется по формуле:

M

1

 = (M

об

. – М

т

) /n, где:

M

1

 – масса одного впрыска;

M

об

. – масса картона (или иной тары) со смазкой;

M

т

 – массы картона (или иной тары);

n – количество впрысков.
5.8.8.2 При необходимости произвести регулировку выполнить следующие

операции:

а) Слегка ослабить гайку поз. 5.
б) Придерживая ключом гайку поз. 5 повернуть отвёрткой шток поз. 3 на

необходимый угол. Для уменьшения объёма смазочного материала шток поз. 3
поворачивать по часовой стрелке, для увеличения объёма – поворачивать против
часовой стрелке.

в)   Произвести   3-5   (т.к.   новый   объём   начинается   со   второго   впрыска)

пробных впрыска.

г)   Определить   объём   или   массу   одного   впрыска   согласно   п.   5.5.8.1

настоящего РЭ.

д)   При   необходимости   повторить   операции   по   п.   5.5.8.3.   Более   точная

регулировка достигается поворотом штока на меньший угол.

5.8.8.3 По окончании регулировки подтянуть гайку поз. 5.

ЗАПРЕЩАЕТСЯ при регулировке объёма впрыска: 

- После мягкого упора штока в клапан продолжать поворачивать шток по

часовой стрелке.

- Поворачивать шток против часовой стрелки от упора в клапан более чем

на 3 оборота.

5.8.8.4   Допускается   методом   определения   объёма   или   взвешивания

настраивать   одну   контрольную   форсунку.   Остальные   форсунки   настраивать
методом сравнения, для чего: 

Произвести контрольной форсункой 2-3 впрыска на металлический лист или

лист плотного картона. Записать у пятен объём впрыска. Эти пятна смазочного
материала считать образцовыми.

Остальные   форсунки   настраивать,   визуально   сравнивания   их   пятна   по

насыщенности и диаметру с образцовыми пятнами. 

5.8.9 Установить баки и форсунки на тепловоз, соединить маслопроводы и

воздушную систему.

384

5.8.10 Заправить бак смазочным материалом, для чего:
5.8.10.1 Убедиться, что перекрыты краны, подающие давление воздуха в

бак и на вход вентиля электромагнитного.

5.8.10.2 Открутить пробку горловины бака на 1-2 оборота, при отсутствии

свиста выходящего воздуха полностью открутить пробку.
5.8.10.3 Заполнить бак смазочным материалом и закрутить пробку.

5.8.11 Сбросить конденсат из пневмосистемы тепловоза.
5.8.12 Открыть краны, подающие давление воздуха в бак и на вход вентиля

электропневматического.

5.8.13   По   показаниям   приборов   тепловоза   убедиться,   что   давление   в

воздушных магистралях не ниже 5 кгс/см

2

.

5.8.14 Проверить распыление смазочного материала форсунками, для чего

2-3 раза с интервалом 3-4 с нажать на шток вентиля электропневматического и
визуально   убедиться   в   наличии   смазочного   материала   на   гребнях   первой
колёсной пары.

5.8.15 Проверить работу электрической части гребнесмазывателя в режиме

«КОНТРОЛЬ» на стоянке тепловоза, для чего выполнить следующие операции: 

5.8.15.1 Подать питание на блок управления гребнесмазывателем. 
5.8.15.2 Включить тумблер «ВКЛ» на блоке управления, при этом должен

загореться одноименный светодиод на крышке блока.

5.8.15.3 Нажать кнопку «КОНТРОЛЬ» на блоке управления и удерживать ее

в нажатом положении, при этом с интервалом (3-4) с мигает светодиод «СМАЗКА»
на   лицевой   панели   блока,   что   свидетельствует   о   включениях   вентиля   и,
следовательно, срабатываниях форсунок. При подаче сигнала «ПЕСОК» мигание
светодиода «СМАЗКА» должно прекращаться.

5.8.15.4 После 3 - 4 включений светодиода «СМАЗКА» кнопку «КОНТРОЛЬ»

отпустить.

5.8.15.5   Принудительно   включить   расположенный   в   ВВК   магнитный

пускатель КУ10 и повторить операции по пп. 5.8.15.2 - 5.8.15.4.

5.8.16   При   наличии   стенда   СК   АГС   снять   блок   управления

гребнесмазывателем   с   тепловоза   и   проверить   его   работу   на   стенде   в
соответствии с руководством по эксплуатации СК АГС.421243.002 РЭ.

5.8.17   При   отсутствии   стенда   проверить   работу   электрической   части

гребнесмазывателя при контрольной поездке в следующем порядке:

5.8.17.1 Подать питание на блок управления гребнесмазывателем. 
5.8.17.2 Включить тумблер «ВКЛ» на блоке управления, при этом должен

загореться одноименный светодиод на крышке блока.

5.8.17.3   Тумблер   «СКОРОСТЬ»   на   блоке   управления   установить   в

положение «0». Светодиод «СМАЗКА» должен начать мигать на скорости более 2
км/ч через каждые 35 м пройденного пути. 

5.8.17.4   Тумблер   «СКОРОСТЬ»   на   блоке   управления   установить   в

положение «10». Светодиод «СМАЗКА» должен начать мигать на скорости (10±3)
км/ч. через каждые 35 м пройденного пути.

5.8.17.5 При нажатие на педаль «ПЕСОК» мигание светодиода «СМАЗКА»

должно прекращаться.

5.8.17.6 Остановив тепловоз, убедиться в наличии смазочного материала

на гребнях колёс первой по ходу движения колёсной пары.

5.8.18 Выявленные в процессе проверки неисправности гребнесмазывателя

устранить согласно указаниям раздела 4 настоящего РЭ.

5.8.19 Заполнить формуляр АГС8.2ТЭ25К.00.00 ФО раздел 7.

385

Раздел XI
Кресло машиниста КЛ-7500М.0-02

В данном разделе содержатся сведения о конструкции кресла машиниста,

принципах   его   действия,   назначение   и   технические   характеристики,   а   также
указания по установке на объект и правила эксплуатации кресла, а также данные
о гарантии поставщика и сведения о сроках хранения.

К   работам   с   креслом   допускаются   лица,   прошедшие   подготовку   и

аттестованные, знакомые с устройством и правилами обращения с креслом.

Кресло машиниста имеет сертификат соответствия  № ССФЖТ 

RU.ЦТ03.Б.02605, выданный 03 ноября 2005 г. на срок до 03 ноября 2008 г., и 
соответствует требованиям безопасности, установленным  НБ ЖТ ЦТ-ЦП 053-
2001

1 Назначение изделия

1.1   Кресло   предназначено   для   обеспечения   оптимальной   позы   при

выполнении функциональных обязанностей машиниста, возможности работы сидя
и стоя, отдыха и быстрого покидания рабочего места.

По   желанию   заказчика   кресло   может   поставляться   на   дополнительной

проставке 17 (рисунок 1) высотой 110 или 150 мм.

Сборку

 

кресла

 

с

 

проставкой

 

может

 

осуществлять

предприятие-изготовитель.

2 Технические характеристики (свойства)

Горизонтальное перемещение сиденья 
относительно подвески, мм

200±3 с шагом 25

Вертикальное перемещение сиденья, мм

100±5 с шагом 20

Поворот вокруг оси, градус

360

Наклон спинки от горизонтали, градус

95 - 115 с шагом 5

Наклон подлокотников от горизонтали, градус, не 
более

5

Регулировка поясничной опоры, мм

±30

Регулировка жесткости подвески в зависимости от 
массы машиниста, кг

60 - 120

Габариты кресла, мм: 
ширина

704

ширина без подлокотников

470

длина 

565±5 - 715±5

высота без проставки 

1027±10 - 1127±10

высота с проставкой 150мм

1187±10-1287±10

высота с проставкой 110мм

1147±10-1247±10

расстояние между внутренними гранями 
подлокотников

580

Масса, кг, не более:
кресла без  проставки

47

кресла с проставкой 150 мм

60

кресла с проставкой 110 мм

57

386

3 Состав изделия

3.1   Кресло   машиниста   КЛ-7500М.0-02   состоит   из   спинки,   сиденья,

подлокотников и подвески.

Спинка и сиденье состоят из каркасов (профилей) 1, 2 (рисунок 1) и мягких

элементов 3, 4 (профилированных пенополиуретановых подушек).

Посредством   кронштейна  5  спинка   соединена   с   сиденьем,   на   нем   же

установлены   подлокотники  6,   откидывающиеся   вверх.   С   правой   стороны   на
кронштейне расположена ручка регулировки угла наклона спинки 14.

Спинка   оснащена   поясничной   опорой,   помещенной   внутрь   мягкого

элемента. Для регулирования поясничной опоры по вертикали сзади на спинке
имеются ручки 13.

С правой стороны на сиденье расположена ручка регулировки кресла по

высоте  15  со   знаком   ↨.   С   левой   –   ручка   продольного   перемещения   сиденья
относительно подвески 16 со знаком ↔. Горизонтально сиденье перемещается по
направляющим трубам 12.

Подвеска состоит из цилиндра 7, и основания 8.
В   цилиндр   вмонтирован   пружинный   механизм   с   шариковым   замком,

позволяющий   регулировать   кресло   по   высоте.   На   цилиндр   надета   пружина,
которая выполняет функцию виброгашения. Эта пружина регулируется по усилию
храповым   механизмом   в   зависимости   от   массы   машиниста,   для   чего   имеется
водило 9. Цилиндр закрыт металлическим кожухом, на котором имеется шкала 11
для   ориентации   при   регулировке   кресла   в   зависимости   от   массы   машиниста
(регулировка жесткости подвески от 60 до 120 кг).

Основание соединено с цилиндром посредством внутреннего фланца. 

4 Устройство и работа

4.1 Регулировка жесткости пружины в зависимости от массы машиниста

ВНИМАНИЕ: ОТРЕГУЛИРОВАТЬ КРЕСЛО ПО МАССЕ МАШИНИСТА 

НЕОБХОДИМО ДО НАЧАЛА РАБОТЫ. РЕГУЛИРОВКУ ПРОИЗВОДИТЬ БЕЗ 
НАГРУЗКИ НА СИДЕНЬЕ. ВЫХОД УКАЗАТЕЛЯ МАССЫ ЗА ОТМЕТКИ «60» И 
«120» НЕДОПУСТИМ.

Вращением водила 9 установить на шкале 11 массу машиниста, 

ориентируясь по указателю массы и делениям шкалы. При большей массе 
машиниста, чем установлена на шкале, нужно оттянуть фиксатор 10 (рисунок 1) 
храпового механизма и, повернув, установить его стрелкой вверх, а при меньшей 
массе машиниста – вниз.

4.2 Регулировка перемещения сиденья по горизонтали
Поднимая вверх ручку 16 со знаком ↔, переместить сиденье до установки в

одно из девяти фиксированных положений.

4.3 Регулировка высоты сиденья 
ВНИМАНИЕ: РЕГУЛИРОВКУ ПРОИЗВОДИТЬ БЕЗ НАГРУЗКИ НА 

СИДЕНЬЕ.

При поднятии вверх ручки 15 со знаком ↕ сиденье под действием пружины 

поднимается вверх. При достижении нужной высоты остановить сиденье и 
отпустить ручку – сиденье зафиксируется в одном из шести положений.

Для опускания сиденья необходимо, подняв вверх ручку, нажать на 

сиденье, опустить его до нужной высоты и отпустить ручку – сиденье 
зафиксируется.

4.4 Регулировка поворота вокруг оси
Для   поворота   сиденья   вокруг   оси   необходимо   сесть   в   кресло   и,

оттолкнувшись ногами, повернуть его по часовой или против часовой стрелки до
установки в одно из 18 фиксированных положений.

387

388

4.5 Регулировка наклона спинки  
Нажимая на ручку 14, расположенную справа на кронштейне, переместить

спинку до установки в одно из пяти фиксированных положений.

4.6 Регулировка поясничной опоры

Поясничная опора регулируется одновременным перемещением ручек  13,

расположенных сзади на спинке, до нужного положения.

5 Маркировка 

5.1 На кронштейне справа установлен заводской знак кресла с указанием

шифра,   даты   изготовления   и   номера   изделия   и   знак   соответствия,
подтверждающий   наличие   сертификата   соответствия,   выданного   в   системе
ССФЖТ.

6 Упаковка

6.1   Упаковка   изделий   производится   в   одноместную   или   двухместную

деревянную   тару.   Изнутри   к   таре   прикрепляется   полиэтиленовый   пакет   с
эксплуатационной документацией и упаковочным листом.

7 Установка на объект

7.1 Кресло жестко крепится к полу кабины болтами через четыре отверстия

диаметром 14,5 мм (рисунок 2).

7.2 Для установки кресла на объект (при отдельной   поставке кресла от

проставки)  необходимо провести  частичную  разборку  подвески,  для  чего  отвин
тить   три   винта  1  (рисунок   3),     снять   крышку  2,  отвинтить   три   винта  3.   Затем
открутить два винта 5 с шайбами 12, снять два отбойника 10, открутив  винты 4 с
шайбами 13, снять основание 6, кольцо 7 и водило 8. 

Сборку   кресла   с   проставкой  

  производить   в   следующей

последовательности.

389

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     46      47      48      49     ..