Тепловоз ТЭМ18ДМ. Инструкция по эксплуатации (2009 год) - часть 39

 

  Главная      Учебники - Разные     Тепловоз ТЭМ18ДМ. Инструкция по эксплуатации (2009 год)

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     37      38      39      40     ..

 

 

Тепловоз ТЭМ18ДМ. Инструкция по эксплуатации (2009 год) - часть 39

 

 

снимите шайбу 31 (см. рис. 3);
отверните гайки крепления опорно-упорного подшипника 24 (см.рис.2)  и,

пользуясь   съемником,   выньте   подшипник   (рис.8).   Под   фланцем   подшипника
установлен компенсатор 23 (см.рис.2) в виде кольца определенной  толщины.
Толщина   компенсатора   подогнана   по   месту   и   обеспечивает  осевой   зазор
между колесом компрессора и вставкой (зазор М);

выньте   пяту   рукой   или   съемником   из   комплекта   инструмента   и

принадлежностей (рис.9);

отверните   гайки   крепления   корпуса   компрессора   1   (см.рис.2)   к

выхлопному   корпусу,   снимите   кронштейн   21   и   проушину   13.   Если
турбокомпрессор разбирается на двигателе, кронштейн не снимайте;

отсоедините   корпус   компрессора   отжимными   болтами   из   комплекта

инструмента и принадлежностей, ввертывая их в резьбовые отверстия фланца
выхлопного корпуса (рис.10). Если разборка производится на двигателе, то до
отсоединения  корпуса   компрессора  закрепите   на   нем  канат  грузоподъемного
механизма;

снимите корпус компрессора, перемещая его без перекосов;
выньте диффузор 6 (см.рис.2);
выверните винты крепления лабиринта 22;
наверните   на   конец   вала   ротора   рым   из   комплекта   инструмента   и

принадлежностей. Если разборка производится на двигателе, наверните на конец
вала   со   стороны   турбины   штангу   из   комплекта   инструмента   и
принадлежностей;

выньте   ротор   вместе   с   лабиринтом   и   с   теплоизоляционным   кожухом,

поднимая   его   вверх   за   рым   (рис.11).   Если   разборка   производится   на
двигателе, выдвиньте ротор, насколько позволяет длина штанги, поддерживая
свободный конец за рым (рис.12), обхватите ротор канатом и выньте его;

отверните   гайки   крепления   газоприемного   корпуса   15   (см.рис.2)   к

выхлопному корпусу, снимите вторую проушину 13;

разъедините   газоприемный   и   выхлопной   корпуса   отжимными   болтами

(см.операцию   „Н").   Если   разборка   производится   на   двигателе,   то   до
отсоединения газоприемного корпуса закрепите на нем канат грузоподъемного
механизма;

удалите   вязальную   проволоку   и   отверните   болты   крепления   кожуха

соплового аппарата 10, снимите кожух, пользуясь отжимными болтами;

удалите   вязальную   проволоку   и   отверните   болты   крепления   соплового

венца 14, снимите сопловой венец, пользуясь отжимными болтами;

отверните   гайки   крепления   опорного   подшипника   16,   выньте   опорный

подшипник;

снимите   упругие   уплотнительные   кольца   с   ротора.   Заметьте,   в   каких

канавках,   какие   кольца  стояли,   для  того,   чтобы  при  сборке  установить   их  на
прежнее место, не перепутав;

удалите вязальную проволоку и отверните болты, соединяющие 

лабиринт и теплоизоляционный кожух;

выверните   стяжные   болты,   соединяющие   половинки   экрана   (если   они

имеются);

разъедините   и   снимите   с   ротора   половинки   экрана   кожуха   ротора   и

лабиринта.

230

1 – рым; 2 – колпачок

Рисунок 11 – Извлечение ротора

231

1 – рым; 
2 – штанга

Рисунок 12 – Извлечение ротора при разборке турбокомпрессора 

на двигателе

232

3.5.4. Указания по сборке:

произведите сборку в порядке, обратном последовательности разборки;
промойте   детали   перед   сборкой   чистым   дизельным   топливом,

просушите сжатым воздухом;

при   установке   уплотнительных   колец   замки   их   расположите

диаметрально противоположно. Смажьте кольца консистентной смазкой так,
чтобы они прилипли к валу и заняли центральное положение;

для уплотнения  разъемов на предварительно  очищенные  привалочные

плоскости корпусов нанесите кистью пасту „Герметик" и уложите нитку;

при   установке   опорно-упорного   подшипника   не   забудьте   установить

компенсатор 23;

подшипники установите так, чтобы сливные каналы расположены были

внизу;

не   забудьте   установить   и   отогнуть   новую   замочную   пластину   31  

(см.рис. 3);

замените резиновые кольца, потерявшие упругость;
не забудьте законтрить крепежные детали;
не забудьте проверить основные зазоры (см.табл.5).

3.5.5. Назначение и порядок использования комплекта запасных частей:
одиночный   комплект   запасных   частей,   поставляемый   с   каждым

турбокомпрессором, предназначается для замены деталей во время проведния
контрольных осмотров № 2 или внеплановых проверок технического состояния
турбокомпрессора,   только   в   тех   случаях,   если   при   этих  осмотрах   будут
выявлены повреждения деталей, требующие их замены, а также в случаях, если
детали   будут   случайно   повреждены   при   разборке   или   сборке.   Комплект
должен храниться вместе с эксплуатируемым турбокомпрессором.

Замену   изнашивающихся   деталей   рекомендуется   производить   по   их

фактическому состоянию, когда зазоры в узлах достигнут предельных значений
(см.табл.5) из-за износов или повреждений.

3.6. Упаковка, консервация и хранение
Перед отправкой Заказчику турбокомпрессор и комплектующие его части

подвергаются консервации и упаковке на предприятии-изготовителе.

Консервация в сочетании с упаковкой предохраняет турбокомпрессор от

воздействия   осадков   при   транспортировании,   а   также   от   коррозии   и
механических повреждений при хранении.

Турбокомпрессоры должны храниться в сухих закрытых помещениях.
Срок действия консервации указан в формуляре турбокомпрессора.

3.7. Транспортирование
Турбокомпрессор может перевозиться любым видом транспорта в таре,

обеспечивающей его сохранность, при условии соблюдения правил перевозки
для соответствующего вида транспорта.

При выполнении погрузочно-разгрузочных работ необходимо соблюдать

указания транспортной маркировки, нанесенной на тару.

233

4. Дополнительные указания 

4.1. Основные зазоры
Основные   зазоры   и   их   предельные   значения,   при   достижении   которых

детали   подлежат   замене   или   ремонту,   приведены   в   табл.5.   Действительные
значения зазоров, полученных при сборке турбокомпрессора на

 

предприятии-

изготовителе, указаны в формуляре.

Таблица 5

Наименование зазора

Условное

обозначен

ие на рис.2

и 3

Значение, мм

по

чертежу

предель

ное

Осевой люфт ротора

А

0,20-0,36

0,50

Зазор между втулкой подшипника и вала

В

0,18-0,23

0,35

Осевой зазор между торцами канавок и 
уплотнительных колец (зазор в ручьях)

С

0,12-0,24

0,40

Радиальный зазор в уплотнении со стороны 
компрессора

D

0,25

0,35

Осевой зазор между колесом компрессора и 
вставкой

М

0,80-1,00

Не

изменяе

тся

Радиальный зазор между колесом 
компрессора и вставкой (на входе в колесо)

Е

0,90-0,99

То же

Радиальный зазор в уплотнении колеса 
компрессора

F

0,35-0,45

То же

Радиальный зазор между лопатками 
турбины и кожухом соплового аппарата

G

0,75-0,85

1,00

Радиальный зазор в уплотнении со стороны 
турбины

К

0,25-0,33

0,35

4.2. Указания по замене деталей
Решение   по   замене   деталей   следует   принимать,   руководствуясь

указаниями п.2.6 и табл.4. Необоснованная замена деталей нежелательна, так
как приводит к нарушению установившегося взаимодействия приработавшихся
поверхностей.

При замене ротора и опорно-упорного подшипника обязательно проверьте

(с   новыми   деталями)   осевой   люфт   ротора   А   и   зазор   М   между  колесом
компрессора   и   фасонной   вставкой   (см.рис.2   и   табл.5).   Методика  измерения
осевого люфта ротора изложена в п.3.5 и изображена на рис.6.

Зазор   М   определяется   как   разность   продольных   перемещений   ротора,

измеренных   без   шайбы   31   и   гайки   29   (см.рис.3)   при   двух   положениях
подшипника:

подшипник   не   закреплен,   осевое   перемещение   ротора   в   сторону

компрессора ограничивается фасонной вставкой;

234

подшипник   закреплен   на   своем   месте   и   ограничивает   осевое

перемещение ротора в сторону компрессора.

Измерение   осевого   перемещения   ротора   производите   с   помощью

индикатора   и   приспособления   для   замера   осевого   люфта   из   комплекта
инструмента и принадлежностей.

В тех случаях, когда значение зазора М выходит из пределов, указанных в

табл.5,   его   необходимо   отрегулировать   подгонкой   толщины   компенсатора   23
(см.рис.2),   при   этом   непараллельность   торцов   компенсатора   не  должна   быть
более 0,02 мм.

При   замене   опорно-упорного   подшипника   проверьте   также   „на   краску"

прилегание   рабочего   торца   подшипника   к   пяте.   Для   подшипника,  имеющего
упругую   опору   (см.рис.З),   прилегание   плоских   участков   подпятника   и   пяты
должно быть 100%.

При   замене   уплотнительных   колец   предварительно   убедитесь   в

наличии зазора в стыке замка нового кольца при закладывании его во  втулку.
Зазор   в   стыке   замка   должен   быть   0,5-0,8   мм.   Кольца   должны   свободно
перемещаться в канавках, а зазоры по щупу между торцами  канавок и колец
должны соответствовать значениям, указанным в табл.5.

235

Раздел III 
Компрессоры воздушные КТ6 и КТ7 

1. Назначение

Компрессоры воздушные КТ6 и КТ7 предназначены для получения сжатого

воздуха   и   снабжения   им   пневматических   систем,   механизмов   и   инструментов,
тепловозов, поездов, буровых установок и прочих потребителей.

Примечание. В инструкции рассматривается компрессор КТ6. Компрессор

КТ7 отличается от компрессора КТ6 направлением вращения коленчатого вала,
вентилятора   и   масляного   насоса   (против   часовой   стрелки,   если   смотреть   со
стороны привода).

236

2. Техническая характеристика 

КТ6

КТ7

Рабочее давление наибольшее, кгс/см

2

9

9

1

Частота   вращения   коленчатого   вала

наибольшая, об/мин

850

850

Эффективная   производительность   при
противодавлении 9 кгс/см

2

, м

3

/мин, 

не менее:

при 850 об/мин

5,3

5,3

при 750 об/мин

4,6

4,6

Потребляемая

 

мощность

 

при

противодавлении 9 кгс/см

2

, л. с:

при 850 об/мин

60

60

при 750 об/мин

58

58

Число цилиндров, шт.:

I ступени

2

2

II ступени

1

1

Диаметр цилиндров, мм:

I ступени

198

198

II ступени

155

155

Ход поршня (со стороны привода), мм:

левого цилиндра I ступени

144

144

правого цилиндра I ступени

153

153

цилиндра II ступени

146

146

Охлаждение

Воздушное

Смазка

Циркуляционная под давлением и 
разбрызгиванием

Масло

Компрессорное К-19
ГОСТ 1861-73. В зимнее время масло
компрессорное К-12  ГОСТ 1861-73

Количество масла в картере, л

10…12

10…12

Давление   масла   в   системе   смазки,
кгс/см

1,5…6

1,5…6

Направление   вращения   (со   стороны
привода)

по часовой

стрелке 

против часовой

стрелки

Режим работы

Повторно-кратковременный с 
отношением времени работы под 
нагрузкой ко времени работы на 
холостом ходу 1:3. Время работы под
нагрузкой не должно превышать 15 
мин.

Привод

Непосредственно от двигателя 
внутреннего сгорания или от 
электродвигателя любого типа 
соответствующей мощности и с 
соответствующей частотой вращения
через эластичную или полужесткую 
муфты

Габаритные размеры, мм:
длина 

760

ширина

1320

высота

1105

1

 Частота вращения коленчатого вала компрессора КТ7 тепловозов типа М62 – 750 об/мин

237

Масса без масла, кг 

646

3. Комплект поставки

В комплект поставки компрессора входят:

компрессор воздушный КТ6 или КТ7

1 шт.

запасные части

1 комплект

руководство по эксплуатации

согласно заказ-наряду

товаросопроводительная документация

то же

4. Устройство и принцип работы

Компрессор КТ6 (рис. 1) - двухступенчатый, трехцилиндровый, поршневой с

W-образным расположением цилиндров, с.воздушным охлаждением, оборудован
устройством для перехода на холостой ход.

Корпус   литой,   чугунный   с   четырьмя   лапами   для   крепления   компрессора.

Передняя часть корпуса закрыта съемной крышкой, в которой установлены один
из подшипников коленчатого вала и резиновая манжета или кожаный сальник. По
бокам в корпусе имеются два люка для доступа к деталям внутри корпуса.

К корпусу на шпильках прикреплены три чугунных цилиндра с ребрами (для

увеличения   поверхности   охлаждения),   расположенные   в   одной   вертикальной
плоскости под углом 60° друг к другу.

Боковые   цилиндры   являются   цилиндрами   первой   ступени,   средний   —

второй ступени.

Коленчатый   вал   —   стальной,   штампованный,   с   двумя   балансира   ми,

вращается на двух шариковых подшипниках, имеет систему каналов для прохода
смазки.

Для улучшения динамических качеств компрессора на основные балансиры

коленчатого вала установлены два съемных дополнительных балансира, каждый
из   которых   закреплен   двумя   винтами.   Для   предупреждения   самоотвинчивания
винты зашплинтованы.

В торец коленчатого вала запрессована втулка с квадратным отверстием

для привода масленого насоса.

Узел   шатунов   (рис.   2)   состоит   из   одного   жесткого   и   двух   прицепных

шатунов, шарнирно присоединенных к нему при помощи пальцев.

Главный   шатун   выполнен   из   двух   частей   —   шатуна   и   головки,   которые

неподвижно   соединены   между   собой   пальцами.   В   шатуны   запрессованы
бронзовые втулки. Головка шатунов разъемная. Съемная крышка растачивается
вместе с головкой и крепится к ней при помощи шпилек. Гайки крепления крышки
зашплинтованы.

В   головке   шатунов   установлены   два   тонкостенных   стальных   вкладыша,

залитых баббитом.

Вкладыши   плотно   удерживаются   в   головке   шатунов   за   счет   натяга   и

дополнительно;   застопорены   штифтом,   который   запрессован   в   крышку   головки
шатунов. 

Между головкой шатунов и крышкой установлены регулирующие прокладки.
Величина   натяга   зависит   от   толщины   пакета   прокладок.   Номинальная

толщина   пакета   прокладок   с   каждой   стороны   равна   1   мм:   одна   прокладка
толщиной 0,7 мм, три - по 0,1 мм.

При   уменьшении   толщины   пакета   прокладок   степень   обжатия   (натяг)

вкладышей увеличивается.

Увеличивать толщину пакета более 1 мм не допускается.
Узел   шатунов   имеет   систему   каналов   для   прохода   смазки   к   верхним

головкам шатунов.

Литые   поршни   (рис.   1)   присоединены   к   верхним   головкам   шатунов   при

помощи поршневых пальцев плавающего типа.

На каждом поршне установлены четыре поршневых кольца: два верхних —

238

компрессионные, два нижних — маслосъемные.

239

На   маслосъемных   кольцах,   установленных   острыми   кромками   в   сторону

нижней части поршня, выполнены радиальные пазы для прохода смазки, снятой
кольцами с зеркала цилиндра.

На   поршнях   имеются   отверстия   и   проточки   (ниже   маслосъемных   колец),

предназначенные для отвода смазки, снятой кольцами зеркала цилиндров, внутрь
поршней.

К   верхним   фланцам   цилиндров   на   шпильках   прикреплены   клапанные

коробки, аналогичные по конструкции у цилиндров первой и второй ступеней.

Корпуса коробок (рис. 3) — чугунные с ребрами для увеличения площади

охлаждения.

Внутренняя   полость,   каждой   коробки   разделена   на   две   части:   в   одной

установлен   нагнетательный   клапан,   в   другой   всасывающий.   Клапаны
самодействующие,   пластинчатые,   кольцевые.   Всасывающий   (рис.   4)   и
нагнетательный (рис. 5) клапаны аналогичны по своей конструкции

Клапан состоит из седла с кольцевыми окнами, перекрываемыми большой

и малой кольцевыми пластинами. Каждая пластина прижимается к седлу тремя
пружинами,   установленными   в   гнездах   упора;   ограничивающего   ход   пластин,
равный   2,5   мм.   Седло   и   упор   соединены   при   помощи   шпильки   и   гайки,
стопорящейся шплинтом.

Пружины ленточные, конические, одинаковые по размерам и жесткости для

всасывающих и нагнетательных клапанов (от 0,6 до 0,7 кгс при сжатии до высоты 
8 мм).

Нагнетательный клапан в корпусе клапанной коробки закреплен упорным

болтом   (рис.   3),   который   прижимает   клапан   к   корпусу   коробки   через   упор,   и
застопорен контргайкой.

Всасывающий   клапан   закреплен   с   помощью   трех   болтов,   прижимающих

клапан к корпусу коробки через стакан. Болты ввернуты в крышку и застопорены
контргайками.

Клапаны уплотнены в корпусах коробок медными прокладками, крышки —

паронитовыми прокладками.

Каждая   клапанная   коробка   имеет   разгрузочное   устройство,   подвижные

части   которого   перемещаются   вниз   под   действием   воздуха,   поступающего   от
регулятора через трубопровод на компрессоре в пространство над поршнем или
упором   всасывающего   клапана.   Обратное   перемещение   подвижных   частей
происходит под воздействием возвратной пружины.

Выключение   клапана   происходит   вследствие   отжатия   пластин   от   седла

упором.

При выключении всасывающих клапанов сжатие воздуха прекращается и

компрессор переходит на холостой ход.

Работой   компрессора   управляет   пневматический   регулятор.   При

соответствующей   регулировке   он   открывает   доступ   воздуха   из   ресивера   к
разгрузочным   устройствам   при   повышении   давления   в   нем   до   9,0   кгс/см

2

  и

сообщает их с атмосферой при падении давления до 7,5 кгс/см

2

.

Устройство   и   принцип   работы   регулятора   давления   изложены   в

соответствующих руководствах по эксплуатации тепловозов, буровых установок и
прочего оборудования.

Воздух,   всасываемый   компрессором,   очищается   в   двух   воздушных

фильтрах   (рис.   1),   которые   установлены   на   клапанных   коробках   цилиндров
первой ступени.

Фильтрующими   элементами   в   них   являются   капроновое   волокно   и

войлочный чехол, или проволочная сетка, смоченная в масле.

После   сжатия   в   цилиндрах   первой   ступени   воздух   для   охлаждения

поступает в холодильник компрессора, который состоит из двух секций верхнего

240

коллектора и двух нижних коллекторов, имеющих краники для слива конденсата.

В средней части верхнего коллектора имеется патрубок для соединения его

с клапанной коробкой второй ступени.

Для   ограничения   давления   в   холодильнике   на   верхнем   коллекторе

установлен   предохранительный   клапан,   отрегулированный   на   давление   4,5
кгс/см

8

.

Холодильник  и   цилиндры   обдуваются  вентилятором,   который   установлен

на кронштейне и приводится во вращение клиновым ремнем от шкива на муфте
привода компрессора.

В кронштейн, имеющий продольный паз, ввернут болт для регулирования

натяжения ремня.

Две   цельноштампованные   лопасти   вентилятора,   заключенные   в

предохранительный кожух с сеткой, вращаются на двух шарикоподшипниках.

Система   смазки   компрессора   комбинированная:   под   давлением

смазываются шатунная  шейка коленчатого вала, пальцы  прицепных  шатунов и
поршневые пальцы; остальные детали смазываются разбрызгиванием.

Для   смазки   масло   заливают   в   картер   компрессора   через   отверстие   в

боковой крышке, закрываемое пробкой (или через патрубок сапуна).

Уровень масла контролируют с помощью маслоуказателя автомобильного

типа.

Очистка масла осуществляется в масляном фильтре.
Слив масла из картера производят через отверстия; расположенные с двух

сторон картера, закрываемые пробками. 

Подача смазки осуществляется масляным насосом лопастного типа (рис. 6).
Масляный насос состоит из крышки, корпуса и фланца, которые единены

четырьмя шпильками, для их центровки применены два

 

штифта.

В   двух   бронзовых   втулках   вращается   валик   с   двумя   лопастями,

разжимаемыми пружиной.

Валик   насоса   имеет   квадратный   хвостовик,   с   помощью   которого   он

приводится   во   вращение   от   коленчатого   вала   компрессора,   и   сферическую
поверхность, предназначенную для уплотнения между валиком насоса и втулкой с
квадратным отверстием, запрессованной в коленчатый вал.

Расточка   в   корпусе   насоса,   в   которой   вращаются   лопасти,   выполнена

эксцентрично относительно оси вращения валика.

Из картера масло засасывается насосом через сетчатый масляный фильтр.

Через   нижнее   отверстие   в   крышке   насоса   масло   поступает   во   всасывающую
полость,  откуда  лопастями  перегоняется  в  нагнетательную  полость  и  затем   по
отверстиям   в   крышке   подводится   к   манометру   и   по   пустотелому   валику   к
коленчатому валу.

К   трущимся   поверхностям   масло   подводится   по   системе   каналов   в

коленчатом вале и шатунах.

Избыток   масла   через   редукционный   клапан,   расположенный   на   крышке

насоса,   по   каналам   в   крышке,   корпусе   и   фланце   маслонасоса,   наклонному
отверстию в корпусе компрессора сливается в картер компрессора.

Работа системы смазки контролируется по показаниям манометра, перед

которым для отключения установлен кран (рис. 1).

Для устранения колебаний стрелки манометра (вследствие пульсирующей

подачи   масла   насосом)   в   узле   манометра   имеется   воздушный   резервуар,   а   в
штуцере, соединяющем резервуар с масляным насосом, просверлено отверстие
диаметром 0,5 мм.

Сообщение   внутренней   погости   корпуса   компрессора   с   осуществляется

через сапун, имеющий обратный клапан и фильтрующую набивку из капронового
волокна.

241

5 Меры безопасности

К   обслуживанию   компрессора   должны   допускаться   лица,   знающие   его

устройство и особенности эксплуатации.

Перед  пуском   компрессора  необходимо   отрегулировать   и   опломбировать

предохранительные   клапаны   на   холодильнике   компрессора   и   нагнетательном
трубопроводе, а также проверить исправность ограждения вентилятора и муфты
привода.

Не допускается работа компрессора в среде агрессивных и взрывоопасных

газов и паров.

Во время работы компрессора запрещается:
регулировать и выворачивать предохранительные клапаны;
регулировать натяжение ремня привода вентилятора;
заправлять компрессор маслом и вытаскивать маслоуказатель;
производить обтирку и очистку поверхностей компрессора.

6. Порядок установки

При установке компрессора необходимо соблюдать следующие правила.
Применять   муфту   для   привода   компрессора,   которая   исключала   бы

передачу дополнительных нагрузок на вал компрессора.

Направление   вращения   коленчатого   вала   (если   смотреть   со   стороны

привода) должно быть: у компрессора КТ6 по часовой стрелке, у компрессора КТ7,
против часовой стрелки. Не допускать работу компрессора с противоположным
направлением вращения коленчатого вала.

Выполнять   нагнетательный   трубопровод   от   компрессора   до   ресивера   из

труб с внутренним диаметром не менее 50 мм. .

Установить на нагнетательном трубопроводе от компрессора до ресивера

один   или   несколько   предохранительных   клапанов,   пропускная   способность
которых должна быть не менее производительности компрессора.

Отрегулировать предохранительные клапаны на давление 9,5+0,2 кгс/см

2

 и

опломбировать их.

Включить   в   воздушную   систему   регулятор,   который   обеспечивал   бы

перевод   компрессора   на   холостой   ход   (или   отключение   электродвигателя)   при
достижении давления в ресивере 9±0,2 кгс/см

2

  и включал бы его в работу под

нагрузкой при падении давления в ресивере до 7,5±0,2 кгс/см

2

.

7. Эксплуатация

Длительная   нормальная   работа   компрессора   может   быть   обеспечена

только   при   соответствующем   уходе   за   ним,   заключающемся   в   соблюдении
предусмотренных   технической   характеристикой   пара   метров   его   работы;
внимательном ежедневном, наблюдении за состоянием и работой компрессора и
его   узлов;   своевременном   устранении   неисправностей   и   принятии
профилактических   мер   для   их   предупреждения;   выполнении   требований
настоящего руководства.

В   процессе   эксплуатации   необходимо   следить   за   сохранением

установленной   величины   зазоров   между   сопрягаемыми   подвижными   деталями
компрессора,   так   как   при   увеличенных   зазорах   начинается   ускоренный   износ
деталей.   Увеличение   зазоров   сопровождается   появлением   стуков   и
одновременным снижением давления масла в компрессоре.

Подготовка к пуску
Перед пуском необходимо:
очистить компрессор от пыли и масла;
осмотреть   компрессор   для   выявления   течи   масла,   состояния   креплений,

соединений и пр.;

242

проверить   уровень   масла   в   картере   компрессора,   который   должен   быть

между рисками на маслоуказателе;

При необходимости нужно долить масло или заправить компрессор свежим

маслом.

Примечания:
1.

Масло   заливается   через

воронку с сеткой, размер ячеек в свету которой должен быть не более 0,45 мм.

2.

Д.ля   смазки   применяются

масла, разрешаемые настоящей инструкцией, так как применение других масел
может вызвать повышенное нагарообразование на клапанах или смывание масла
со стенок цилиндров.

3.

Температура   масла   в   компрессоре   перёд   пуском   должна   быть   не

ниже плюс 15°С;

Пуск 
После монтажа при первом пуске компрессор должен работать 10-15 мин

при   открытых   кранах   на   главном   ресивере.   После   этого   краны   закрывают   и
компрессор переводится на работу под нагрузкой,

Примечание.   В   дальнейшем   пуск   компрессора   при   открытых   кранах

ресивера не требуется.

При каждом пуске компрессора нужно: 
-открыть сливные краны, и продуть холодильник; 
по манометру, установленному на компрессоре, проверить давление масла,

которое должно быть 1,5...6 кгс/см

2

.

Примечание.   Давление   масла   регулируется   только   на   прогретом

компрессоре,   зажимая,   или   отпуская   пружину   редукционного   клапана   8
маслонасоса

 

(рисунок  6).

Далее   необходимо   убедиться   в   отсутствии   посторонних   шумов   и   стуков,

проверить время, необходимое для нагнетания воздуха в ресивер до требуемого
давления.   Такая   проверка   необходима   для   контроля   производительности
компрессора и режима его работы.

В   случае,   если   компрессор   не   отвечает   одному   из   вышеизложенных

требований,   он   должен   быть   остановлен   для   выяснения   причин   ненормальной
работы и устранения их.

Контроль во время работы
При работе компрессора необходимо
проверять на слух повышенный шум и удары;
контролировать по манометру величину давления масла;
проверять,   не   выбрасывает   ли   компрессор   масло   через   воздушные

фильтры.

243

8. Возможные неисправности и способы их устранения

Наименование
неисправности

Вероятная причина

Способ устранения

Снижение 
производительно
сти

Лопнули пружины 4 (рисунок  4) 
всасывающих клапанов или 
отвернулась гайка 6, стягивающая 
клапан; 
поломано, погнуто, сработалось 
седло 1 клапана или на нем 
скопилась грязь (нагар);
клапанные пластины 2 и 3 и седло 1
имеют выработки и пропускают 
воздух;

сломана или ослаблена возвратная 
пружина 10 (рисунок  3), 
поддерживающая упор 
всасывающего клапана в верхнем 
положении, в результате чего упор 
своей тяжестью давит на пластины 
и держит их все время в открытом 
состоянии;
пропуск воздуха поршневыми 
кольцами;
загрязнение воздушных фильтров

Поставить новые 
пружины, подтянуть гайку 
и зашплинтовать ее;
промыть клапаны 
очистить седло, притереть
пластины;
притереть клапанные 
пластины к седлу, при 
необходимости заменить 
отдельные детали;
заменить пружину;

заменить кольца;

промыть и продуть 
воздушные фильтры

Повышенный 
нагрев 
компрессора

Перегрузка компрессора из-за 
увеличенных утечек воздуха;

нарушение смазки компрессора; 
загрязнение промежуточного 
холодильника;
недостаточный подъем пластин 
нагнетательных клапанов

Устранить утечки, 
уменьшить расход, 
отрегулировать регулятор;
устранить нарушение;
промыть холодильник;

установить подъем 
пластин 2,5—2,7 мм путем
торцовки опорных 
поверхностей упора 5 
(рисунок 5)

Срабатывает 
предохранительн
ый клапан на 
холодильнике 
компрессора 
при рабочем 
режиме;
при холостом 
режиме

Малый подъем, заедание или 
неплотность всасывающего клапана
цилиндра высокого давления; 

неисправность разгрузочного 
устройства клапанной коробке 
цилиндра высокого давления;
неплотность нагнетательного 
клапана в клапанной коробке 
цилиндра высокого давления 
(воздух из ресивера попадает в 
холодильник)

Отрегулировать подъем 
пластин всасывающего 
клапана, устранить 
неплотность или сменить 
клапан; 
осмотреть разгрузочное 
устройство и устранить 
неисправность;
устранить плотность или 
заменить нагнетательный 
клапан

Снижение 
давления масла

Засорение редукционного клапана 
маслонасоса (шарик не садится на 
посадочное место) или 
разрегулирован редукционный 

Очистить редукционный 
клапан, поставить на 
место и отрегулировать 
его

244

Наименование
неисправности

Вероятная причина

Способ устранения

клапан 8 
(рисунок  6);

Увеличение   зазора   в   сопрягаемых
деталях;
Подсос воздуха маслонасосом;
поломана   пружина   редукционного
клапана;
Засорение фильтрующей сетки 
масляного фильтра 22 (рисунок  1), 
что существенно снижает 
производительность маслонасоса.

заменить изношенные 
детали
устранить подсос
заменить пружину

тщательно промыть и 
продуть сжатым воздухом 
сетку

Выброс масла в 
нагнетательный 
трубопровод или 
через воздушные 
фильтры

Высокий уровень масла в картере 
компрессора; 
Износ маслоосъемных поршневых 
колец;
Замки поршневых колец находятся 
в одной плоскости

Слить масло до 
нормального уровня; 
Заменить кольца;

Развести замки на 120° 
друг к другу

Срабатывает 
предохранительн
ый клапан на 
нагнетательном 
трубопроводе

Неисправность

 

разгрузочного

устройства   цилиндра   высокого
давления;
Неисправен регулятор давления 
или он неправильно отрегулирован

Устранить неисправность

Устранить неисправность,
отрегулировать регулятор

При включенном 
регуляторе 
давления 
компрессор 
продолжает 
нагнетать воздух 
давлением выше 
9 кгс/см

2

наблюдается 
повышенный 
нагрев, особенно 
при номинальных 
оборотах

Клапанные пластины 2 и 3 (рисунок 
4) всасывающих клапанов не 
отжимаются от седел 1 или 
отжимаются, но не полностью

Отрегулировать 
разгрузочные устройства

При выключенном
регуляторе 
компрессор 
выбрасывает 
воздух через 
фильтры и дает 
низкую 
производительно
сть

Клапанные пластины 2 и 3 (рисунок 
4) всасывающих клапанов не 
прижимаются к седлу 1;
Седло не прижимает медную 
прокладку 7 (рисунок  3)

Отрегулировать 
разгрузочные устройства

Устранить неплотность

Стук в 
подшипниках

Овальность и конусности шатунной 
шейки коленчатого вала 19 (рисунок
1);

Увеличенный зазор между 
поршневым пальцем в бобышках 

Устранить   ненормальный
износ   шейки   вала   путем
шлифовки и полировки;
Заменить поршневой 
палец или втулку верхней 
головки шатуна

245

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     37      38      39      40     ..