Дизель-генератор 1А-9ДГ исп. 3. Руководство по эксплуатации - часть 10

 

  Главная      Учебники - Разные     Дизель-генератор 1А-9ДГ исп. 3. Руководство по эксплуатации (1А-9ГД.62РЭ) и альбом иллюстраций

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     8      9      10      11     ..

 

 

Дизель-генератор 1А-9ДГ исп. 3. Руководство по эксплуатации - часть 10

 

 

3.4.5 Комплект цилиндровый



Крышка цилиндра, втулка цилиндра, поршень с шатуном устанавливаются на дизель и снимаются с дизеля комплектно (в сборе), поэтому в практике эксплуатации и обслуживания дизелей утвердился термин «комплект».

Ниже описывается выемка комплекта из дизеля, разборка, сборка и установка его в дизель.

3.4.5.1 Выемка комплекта с прицепным шатуном

Выемку из дизеля комплекта с прицепным шатуном производите в следующей последовательности:

а) слейте охлаждающую жидкость и топливо из дизеля;

б) разберите и снимите трубы, препятствующие выемке комплекта;

в) открепите и снимите индикаторный кран 46 (рисунок 13), форсунку 45 и топливный насос;

г) открепите и снимите крышку 16;

д) снимите штанги;

е) открепите патрубок 31 от лотка, закрытие 14 от крышки цилиндра, снимите рычаги 22 и закрытие совместно с патрубком;

ж) открепите выпускной коллектор у снимаемого комплекта, у соседних комплектов ослабьте затяжку болтов, крепящих выпускной коллектор;

и) ключом Д49.181.157спч-02 ослабьте затяжку винтов 35 (рисунок 6) на кольцах уплотнения цилиндровой крышки с ресивером;

к) ключом Д49.181.75-1 -02 ослабьте затяжку болтов прицепного шатуна;

л) установите поршень прицепного шатуна в ВМТ;

м) установите на втулку цилиндра приспособление 4Д49.181.11спч-1 для удержания поршня и прицепного шатуна во втулке цилиндра;

н) отверните болты прицепного шатуна и снимите проставочные втулки.

Внимание! До отсоединения прицепного шатуна от пальца коленчатый вал дизеля не вращать. При демонтаже болтов поддерживайте стержень шатуна во избежание его удара о втулку цилиндра;

п) ключом Д49.181.22спч за два приема, чередуя гайки крепления крышки к блоку, отверните их;

р) закрепите приспособление Д49.181.14спч на шпильках крышки цилиндра, выньте комплект из дизеля и положите его на стеллаж;
Внимание! Для предотвращения сползания рубашки со втулки цилиндра при транспортировке комплекта, вверните монтажный болт в резьбовое отверстие на нижнем бурте втулки;

 

 

с) после выемки комплекта проверьте, нет ли ослабления затяжки шпилек в блоке, при наличии ослабления производите затяжку моментом 850 - 900 Н.м (85 - 90 кгс.м). Произведите обмеры опорных поясов блока. Если размеры пояса блока менее допустимого, то доведите его до чертежного с помощью войлочного круга и шлифовальной машинки.

3.4.5.2 Выемка комплекта с главным шатуном

Выемку из дизеля комплекта с главным шатуном производите в следующей последовательности:

а) в случае, если не вынут комплект прицепного шатуна, выполните работы, указанные в перечислениях а)-и) п. 3.4.5.1 выемки комплекта с прицепным шатуном;

б) установите поршень вынимаемого комплекта в ВМТ, при этом, если не вынут комплект с прицепным шатуном, удерживайте и отводите в сторону стержень прицепного шатуна:

в) установите на втулку цилиндра приспособление 4Д49.181.11спч-1 для удержания поршня с главным шатуном во втулке цилиндра.

Внимание! До отсоединения крышки нижней головки шатуна от стержня, коленчатый вал дизеля не вращать;

г) с помощью приспособления Д49.181.162спч и ключа-трещотки Д49.181.137спч равномерно через два шпица отверните болты, поддерживая при этом крышку шатуна с нижним вкладышем, снимите болты и выньте крышку нижней головки шатуна совместно с вкладышем и резиновым уплотнительным кольцом;

д) поддерживая стержень главного шатуна и верхний вкладыш, плавным поворотом коленчатого вала отведите шатунную шейку от шатуна и снимите верхний вкладыш;

е) для выемки комплекта с главным шатуном выполните работы, указанные в перечислениях п), р) п. 3.4.5.1 выемки комплекта с прицепным шатуном.

Внимание! После выемки комплекта с главным шатуном шатунную шейку оберните картоном или брезентовым чехлом.

Выполните работы, указанные в перечислении с) п. 3.4.5.1.

3.4.5.3 Разборка комплекта

Разборку комплекта производите в следующей последовательности:

а) выверните монтажный болт из нижнего пояса втулки цилиндра. Снимите приспособление, удерживающее поршень с шатуном во втулке цилиндра и выньте поршень с шатуном из втулки цилиндра;

б) щипцами С311.15.74спч снимите кольца, стопорящие поршневой палец в тронке поршня. Выньте поршневой палец и отделите шатун от поршня;

 

 

 

 

3.4.5.6 Сборка комплекта с главным шатуном

Сборку комплекта с главным шатуном и установку его на дизель производите в следующей последовательности:

а) установите крышку в сборе со втулкой цилиндра втулкой вверх и проверьте чистоту втулки и крышки. Смажьте рабочую поверхность втулки, поршень и поршневые кольца чистым маслом, применяемым на дизеле.

Установите приспособление 4Д49.181.14спч-1 на втулку цилиндра. Расположите поршневые кольца так, чтобы замки были смещены на 180° друг относительно друга. Обожмите приспособлением Д49.181.140спч маслосъемное кольцо с экспандером и опускайте поршень с шатуном во втулку цилиндра до упора приспособления Д49.181.140спч в приспособление 4Д49.181.14спч-1, после чего снимите приспособление Д49.181.140спч и продолжайте опускание поршня до упора. Маркировка ВП, нанесенная на верхнем торце головки и внизу тронка поршня, должна быть направлена в сторону косого среза на нижнем торце втулки цилиндра, т.е. в сторону распределительного вала;

б) наденьте резиновые кольца на рубашку и втулку;

в) установите на втулку цилиндра приспособление 4Д49.181.11спч-1, удерживающее поршень во втулке, а также вверните монтажный болт в резьбовое отверстие нижнего бурта втулки;

д) поверните коленчатый вал в положение, удобное для установки шатуна и затяжки шатунных болтов;

е) осмотрите состояние вкладышей, шатунной шейки и пальца прицепного шатуна, после чего смажьте их маслом, кроме наружной (затылочной) поверхности вкладыша;

ж) поставьте палец прицепного шатуна в проушину главного шатуна, при этом отверстие в пальце прицепного шатуна и прицепном шатуне для прохода масла в прицепной шатун расположите так, чтобы они были совмещены;

и) смажьте пастой ВНИИ НП-232 ГОСТ 14068-79 резьбу гаек и шатунных болтов, а также оперные поверхности гаек и болтов;

к) смажьте маслом, применяемым на дизеле, уплотнительные кольца на рубашке и втулке. Приспособлением Д49.181.14спч поднимите комппект с главным шатуном, подведите к отверстию блока цилиндров. Выверните монтажный болт из нижнего пояса втулки цилиндра и опустите комплект в блок цилиндров.

Установите верхний вкладыш в нижнюю головку стержня. Поддерживая нижнюю головку стержня шатуна и вкладыш, подведите шатунную шейку коленчатого вала к нижней головке стержня и опустите шатун с вкладышем на шейку вала.

Поставьте новое резиновое кольцо уплотнения масляного канала шатуна, подведите снизу крышку шатуна с нижним вкладышем и соедините стержень шатуна с крышкой шатунными болтами.

Во избежание взаимного осевого смещения крышки и стержня главного шатуна перед затяжкой шатунных болтов выровняйте указанные детали, прижав стержень и крышку одновременно к опорному бурту щеки коленчатого вала.

л) снимите приспособление, удерживающее поршень во втулке и приспособление Д49.181.14спч;

м) гайки шатунных болтов установите таким образом, чтобы со стороны стержня бурт Е был бы удален от опорной поверхности стержня, а со стороны крышки бурт Е был бы приближен к опорной поверхности крышки.

 

 

 

 

 

ВМТ. При осмотрах обратите особое внимание на состояние рабочих поверхностей втулок. Скопления рисок с вырывом металла по их краям, натиры и задиры не допускаются.

3.4.6.2 Разборка

Снятие комплекта (в состав которого входит втулка цилиндра) с дизеля и установку его на дизель производите, как указано в пункте 3.4.5.

Разборка втулки цилиндра производится в следующей последовательности:

а) снимите уплотнительные кольца б, приспособлением Д49.181.57спч-02 снимите рубашку со втулки;

б) снимите уплотнительные кольца 4, 5 и прокладки 9;

в) при необходимости выпрессуйте втулки 8 и выверните из втулки цилиндра шпильки крепления к крышке цилиндра.

3.4.6.3 Ремонт

Втулки цилиндра очистите от нагара, промойте топливом, применяемым на дизеле.

Обмерьте втулки по внутреннему диаметру и наружным опорным поясам. При несоответствии размеров величинам, указанным в приложении А, втулки замените. В случае замены поршня или шатуна необходимо проверить, нет ли уступа от износа в районе остановки первого компрессионного кольца. Уступ более 0,1 мм или фаски шириной до 2 мм и глубиной до 0,2 мм зачистите мелким наэдачным камнем или алмазным камнем. Зачистку производите поперек оси втулки.

Во всех случаях, когда рубашка спрессована со втулки, наружную поверхность втулки и внутреннюю поверхность рубашки очистите от отложений и промойте топливом, применяемым на дизеле.

Не допускается для дальнейшей работы втулка, имеющая на рабочей поверхности задиры или глубокие риски на длине хода поршня, а также кавитационнокоррозионные повреждения наружной поверхности глубиной более 6 мм.

Не допускается к дальнейшей работе рубашка, имеющая трещины любого размера и расположения, а также кавитационно-коррозионные повреждения на внутренней поверхности глубиной более 2,5 мм, а на участках до 30 мм от обоих торцов глубиной более 1 мм.

3.4.6.4 Сборка

Сборку втулки производите в следующей последовательности:

а) установите на рубашку новые резиновые кольца 4, не допуская их скручивания;

б) смажьте клеем ГЭН-150 (В) ОСТ 6.05.5101-78 сопрягаемые поверхности рубашки, втулки и уплотнительные кольца 4. Допускается использовать клей Loctite 518 с использованием активатора Loctite 7649 и очистителя Loctite 7070 (приложение

Ж):

в) приспособлением Д49.181.57спч-02 напрессуйте рубашку на втулку;

г) если вынимались втулки 8, перед постановкой подберите новые втулки

 

 

в) фиксация штанг и зазоры в гидротолкателях. Если зазоры на масло в гидротолкателях не соответствуют требованиям, необходимо установить зазоры, как указано в пункте 3.5.6.

г) очистите и промойте крышку цилиндра и седла от нагара, как указано в приложении И.

Осмотрите крышку цилиндра и проверьте, нет ли трещин на днище, в отверстиях подвода охлаждающей жидкости в крышку цилиндра, в отверстиях под шпильки крепления к втулке цилиндра и к блоку. Огневую поверхность днища очистите от нагара, отполируйте и проверьте методом дефектоскопии, нет ли трещин. Места соединения крышки 1 с закрытием 14, переходного патрубка 31 с лотком очистите от краски, клея-герметика с помощью ацетона и красномедного скребка. Внутренние полости промойте моющим средством, как указано в приложении И. Проверьте на плотность полость охлаждения крышки водой при давлении 1,3 МПа (13 кгс/см2) в течение пяти минут, течь воды и потение крышки не допускается.

При обнаружении трещин крышку замените. Если вода просачивается по технологической конической пробке, проведите чеканку пробки. В случае неудовлетворительного результата устранения течи воды по пробке пробку высверлите и замените новой, после чего проверьте на плотность крышку вновь.

Проверьте осевое перемещение седла в крышке цилиндра.

Величина осевого перемещения указана в приложении А. Если осевое перемещение больше нормы, дообработайте ремонтное седло по месту, замените седло или замените крышку.

Если осевое перемещение в пределах нормы, осмотрите фаски седел. Вмятины на фаске седла, имеющие площадь, занимающую больше половины ширины фаски, исправьте приспособлением Д49.181.72спч.

Выемку седла из крышки цилиндра и установку ремонтного седла, дообра-ботанного по месту, производите в следующей последовательности:

а) закрепите приспособлением Д49.181.72спч седло в крышке цилиндра;

б) установите крышку на станок и резцом срежьте верхнюю часть седла до появления стопорного кольца;

в) сожмите стопорное кольцо и выньте его. Выньте также часть седла, оставшуюся в крышке;

г) очистите, промойте гнездо крышки и проверьте, нет ли там трещин. При наличии трещин крышку замените;

д) если нет трещин, произведите обработку опорной поверхности гнезда под седло;

е) замерьте глубину гнезда и изготовьте новое седло с учетом обеспечения осевого перемещения в пределах допуска, указанного в приложении А;

ж) притрите новое седло к гнезду крышки цилиндра и проверьте по краске прилегание седла, которое должно быть не менее 75 % поверхности.

Проверьте зазор между гнездом крышки и седлом. Величина зазора указана в приложении А;

и) установите стопорное кольцо в паз седла, и, сжимая стопорное кольцо, установите седло со стопорным кольцом в гнездо крышки;

 

 

гнезда крышки и самого клапана (со стороны большего диаметра), ширина пояска не менее 2 мм.

За все виды обслуживания утопание клапанов в крышках цилиндров не должно превышать величины, указанной в приложении А.

Клапаны, имеющие биение фаски 0,16 - 0,20 мм, необходимо исправить точением или шлифованием фаски до биения 0 - 0,10 мм. Перед исправлением тщательно очищайте центровые отверстия.

3.4.7.7 Ремонт других деталей крышки

а) сломанные пружины или пружины, имеющие натиры витков, замените;

б) оси рычагов осмотрите и обмерьте Оси, имеющие задиры, отполируйте и обмерьте. Если зазор на масло больше указанного в приложении А, оси замените;

в) осмотрите рычаги и обмерьте отверстия втулок. Если зазор на масло больше указанного в приложении А, а также имеет место задир отверстия втулки, втулку замените и просверлите отверстие в ней для прохода масла.

Внимание! При установке осей рычагов и стальных втулок произведите покрытие рабочих поверхностей осей пастой ВНИИ НП-232 ГОСТ 14068-79 по инструкции, приведенной в приложении У;

г) уплотнительные кольца замените.

3.4.7.8 Испытание и сборка гидротолкателей

Для испытания детали гидротолкателя должны быть промыты в топливе, применяемом на дизеле, или в уайт-спирите.

Установите шарик 36 во втулку 33, заполните втулку керосином и поставьте толкатель 37. Установите гидротолкатель в приспособление.

Нажмите на толкатель усилием 100 Н (10 кгс), при этом толкатель должен опуститься на 5 мм в течение 3 - 8 с. Проверку производите трижды и время примите среднее арифметическое.

Просачивание керосина через шариковый клапан не допускается. Снимите гидротолкатель с приспособления и выньте толкатель 37.

В случае неудовлетворительной плотности гидротолкателя замените его новым.

Для сборки гидротолкателя установите шарик 36, упор 34, пружины 35 и толкатель 37 во втулку 33. Нажмите на толкатель и установите стопорное кольцо 38.

Установите колпачок 39 на толкатель и застопорите его шплинтом 40. Концы шплинта отогните.

3.4.7.9 Сборка крышки цилиндра

Сборку крышки цилиндра производите в следующей последовательности:

а) установите в направляющие втулки клапанов новые резиновые

 

кольца 10;

б) смажьте маслом, применяемым для смазки дизеля, стержни клапанов и отверстия направляющих втулок клапанов;

в) установите в соответствии с маркировкой клапаны з направляющие втулки, тарелки 12, пружины 27 и 28 и тарелки 18;

г) сожмите приспособлением Д49.181.15спч пружины, установите сухари 17 и снимите приспособление.

Внимание! Установка непарных по маркировке половин сухарей не допускается;

д) установите колпачки 20 на стержни клапанов и при помощи приспособления 30Д.181.47спч установите стопорные кольца 19;

е) проверьте величину и легкость хода каждого клапана - заклинивание не допускается.

Порядок сборки крышки со втулкой и установка комплекта на дизель указан в пункте 3.4.6.

После регулировки застопорите штанги и контргайки и вновь проверьте зазоры на масло;

ж) если зазоры на масло в гидротолкателях будут больше или меньше допустимых пределов, регулировку зазоров производите увеличением или уменьшением длины штанг.

Внимание! Стопорение контргаек на штангах производите в приспособлении Д49.181.84спч, обеспечив момент 140 - 160 Н.м (14 - 16 кгс.м).





3.4.8 Кран индикаторный

(рисунок 14)

3.4.8.1 Разборка

Разборку производите в следующей последовательности:

а) отогните стопорную пластину. Отверните штуцер вместе со шпинделем;

б) выверните шпиндель из штуцера.

3.4.8.2 Ремонт

Промойте, очистите и осмотрите все детали крана.

В случае пропуска газов через колпачок замените его новым вместе со шпинделем.

3.4.8.3 Сборка

Сборку производите в следующей последовательности:

а) смажьте резьбу шпинделя и штуцера графитом серебристым

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     8      9      10      11     ..