Quantum GIS. Руководство пользователя (Версия 1.6.0) - часть 12

 

  Главная      Учебники - Разные     Quantum GIS. Руководство пользователя (Версия 1.6.0)

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     10      11      12      13     ..

 

 

Quantum GIS. Руководство пользователя (Версия 1.6.0) - часть 12

 

 

10.14. Модуль OpenStreetMap

Рис. 10.30.:

Диалоговое окно «Выберите Oracle Spatial GeoRaster»

10.14. Модуль OpenStreetMap

В последние годы проект OpenStreetMap стал очень популярен, потому что во многих странах свободные гео-
данные, такие, как, например, дорожная сеть, просто отсутствовали. Цель проекта OSM — создать свободно
редактируемую карту всего мира с использованием данных GPS, аэрофотосъемки или просто знания мест-
ности. С тем, чтобы поддержать это начинание, QGIS предоставляет модуль, который даёт пользователям
возможность работать с данными OSM.

Модуль предоставляет всю базовую функциональность для работы с данными OSM: загрузку данных, им-
порт, сохранение, скачивание, редактирование и выгрузку обратно на сервер OpenStreetMap. Источником
вдохновления при создании модуля послужили другие редакторы данных OSM. Целью авторов модуля было
объединение их функциональности и достижение наилучшего результата.

Следующий раздел дает краткое введение в принципы проекта OSM. Если вы с ними уже знакомы, просто
пропустите ее. Следующие параграфы были частично позаимствованы с веб-сайта OpenStreetMap по адресу

http://www.openstreetmap.org

.

Проект OpenStreetMap

OpenStreetMap — проект, который создаёт свободно редактируемую карту мира. Карта создаётся с помо-
щью GPS, аэрофотоснимков и других источников, а также знания местности. Проект появился потому, что
использование большинства карт ограничено законодательно или технически, что сдерживает их творческое
использования способами, которые раньше сложно было представить. Как изображения (тайлы),так и век-
торные данные OSM доступны для загрузки и имеют лицензию Creative Commons Attribution ShareAlike 2.0.

OpenStreetMap был вдохновлен такими проектами, как Wikipedia — на карте сайта (см. Рисунок

10.31

есть

большая закладка Редактировать и поддерживается полная история изменений. Зарегистрированные поль-
зователи могут загружать GPS-треки и редактировать векторные данные с помощью различных инструмен-
тов.

Структура данных OSM — это класс объектов, которые могут быть сохраненены с помощью API на сервер.
Три поддерживаемых типа объектов — это:

узлы

,

линии

и

отношения

.

166

Рис. 10.31.:

Данные OpenStreetMap в сети

Узел

— пара координат в системе широта/долгота. Он используется для построения других объектов

и как объект сам по себе (например Точки интереса — POI), если он снабжен правильной атрибутикой.

Линия

— список из минимум двух узлов, которые описывают линейный объект, такой, как улица или

что-то наподобие. Узлы могут входить в состав нескольких линий.

Отношение

— группа из нуля или более примитивов с назначенными ролями. Оно используется для

указания отношений между объектами и может моделировать абстрактный объект.

Этими примитивами задаётся множество различных объектов карты («Точка интереса», «Улица», «Трам-
вайная линия», «Автобусная остановка» и т. п.). Атрибутика данных хорошо известна постоянным участникам
OSM и сохраняется в виде тегов, состоящих из ключа и значения. Данные OSM обычно распространяются в
формате XML. XML также используется для обмена информацией с сервером OSM.

Связь QGIS – OSM

Первая часть этой секции описывает, как примитивы OSM показываются в векторных слоях QGIS. Как было
указано выше, данные OSM состоят из узлов, линий и отношений. В QGIS они показываются как три раз-
ных типа слоёв: точечный, линейный и полигональный. Убрать один из этих слоёв и продолжить работу с
другими — невозможно.

Точечный слой

— показывает все объекты типа «узел», которые являются самостоятельными. Это

означает, что в этом слое будут только узлы, которые не включены в линии.

Линейный слой

— показывает те объекты типа «линия», которые не замкнуты. Это означает, что ни

одна из этих линий не начинается и заканчивается одинаковым узлом.

Полигональный слой

— показывает все линии, не включенные в линейный слой.

Еще один примитив OpenStreetMap —

Отношение

. Специального типа векторного слоя для отображения

отношения нет. Отношение определяет взаимосвязи между любым количеством объектов. После того, как
точка, линия или полигон отображены на карте, модуль показывает все отношения, членом которых является
примитив.

Связать данные OSM со стандартными инструментами редактирования QGIS было довольно сложно. Эти
инструменты созданы для редактирования одного векторного слоя единовременно, не важно, какого типа
объекты он показывает. Это означает, что, если данные OSM загружены в QGIS с помощью модуля, вы
теоретически сможете редактировать одновременно точечный, линейный и полигональный слои.

Проблема в том, что линейный слой состоит из двух разных примитивов, узлов и линий. Линии состоят из
узлов. Если вы начали редактировать линейный слой и изменили форму линейного объекта, ваши действия
должны привести изменению не только линий, но и узлов, которые являются ее составляющими.

Стандартные инструменты редактирования QGIS не могут сказать провайдеру OSM, какие участники какой
линии изменились, и как. Они способны сказать только, какие новые участники появились, а этого недоста-
точно, чтобы правильно передать изменения в базу данных OSM. Линейный слой не знает идентификаторов
участников линии. Те же самые проблемы возникают при попытке редактирования слоя полигонов.

167

10.14. Модуль OpenStreetMap

Исходя из этих соображений, плагину OSM нужны свои собственные инструменты редактирования данных
OSM. Когда для редактирования используются они, изменение данных OSM осуществляется корректно. Ин-
струменты редактирования в составе модуля включают средства создания, удаления и перемещения точек,
линий, полигонов и отношений.

Примечание:

Для связи модуля OSM и стандартных инструментов редактирования необходимы изменения

в ядре QGIS.

10.14.1. Установка

Модуль OpenStreetMap является расширением ядра QGIS. Если включена поддержка Python, модуль
«OpenStreetMap» должен появиться в Менеджере модулей и может быть выбран, как описано в секции

9.1.1

).

10.14.2. Основной интерфейс пользователя

При первом запуске плагина OSM и загрузки первых данных, появляются несколько новых иконок на панели
инструментов QGIS, а также несколько новых графических компонентов, показанных на Рисунке

10.32

:

Рис. 10.32.:

Интерфейс пользователя модуля OSM

Панель объектов

Панель объектов помогает идентифицировать объекты OSM. Она показывается основную информацию о
типе объекта и его идентификаторе, а также информацию о том, кто и когда изменял этот объект. На панели
объектов также находятся все инструменты редактирования (в верхней части панели). Инструменты редак-
тирования более подробно освещены в секциях ниже. Сначала панель заблокирована. Она разблокируется
после успешной загрузки некоторого количества данных OSM.

Панель отмены/возврата

Панель отмены/возврата используется для отмены и возврата действий редактирования. На панели распола-
гаются не только классические кнопки отмены и возврата, но и список с кратким описанием предпринятых
действий. По умолчанию панель скрыта. Появляется панель после нажатия на соответствующую кнопку на
панели оъектов.

Иконки основной панели инструментов

Загрузить данные из файла

используется для загрузки OSM из XML файла.

Показать/Скрыть панель объектов

используется для открытия или скрытия панели объектов. Па-

нель объектов помогает просмотреть информацию об объекте, также на ней размещены инструменты
редактирования.

168

10.14.3. Загрузка данных OSM

Загрузить данные с сервера

используется для загрузки данных с сервера OpenStreetMap.

Выгрузить данные

используется для выгрузки изменений (относительно текущих данных).

Импортировать данные из слоя используется для импорта данных из векторного слоя. Должен быть

загружен по крайней мере один векторный слой и должны быть выбраны данные OSM.

Сохранить данные в файл

используется для сохранения данных в файл XML.

Более детальная информация о каждой панели, кнопке и диалоге может быть получена из соответствующих
разделов этой документации, разделенной согласно функциональности (редактирование, идентификация и
т. д.)

10.14.3. Загрузка данных OSM

Первым делом, после запуска модуля нужно открыть какие-то данные OSM. Они могут быть загружены из
файла или загружены непосредственно с сервера. Здесь мы расскажем про первый метод.

Для загрузки данных из файла нажмите на кнопку

Загрузить данные из файла . Если у вас нет

такой кнопки, возможно, у вас отключен модуль. Включите его заново, выбрав Установки

Панели

OpenStreetMap

I

.

Рис. 10.33.:

Диалог загрузки данных OSM

Описание элементов диалога:

Загружаемый файл OpenStreetMap

: Нажмите на кнопку, чтобы выбрать файл .osm, данные которого

необходимы.

Добавить колонки для тегов

: Эта опция определяет связь между данными OSM и QGIS. Каждый объект

OSM имеет теги (пары ключей и значений), которые определяют свойства объекта. Каждый объект
в QGIS также имеет атрибуты (ключ и значение). Эта опция позволяет определить, какие свойства
объектов OSM должны быть видны, когда показывается информация об объектах QGIS.

Заменить текущие данные

: Включение этой опции означает, что новые данные должны заменить суще-

ствующие данные, с которыми работает пользователь. Слои текущих данных будут удалены, и будут
загружены новые. Когда данные загружаются в первый раз, эта опция не активна, так как заменять
пока нечего.

Использовать пользовательский рендерер

: Эта опция определяет степерь детализации карты. Существу-

ет три уровня детализации данных OSM. Используйте Мелкий масштаб , если вам нужно просматри-

вать данные на уровне региона. Вы также можете использовать Средний масштаб

или

Крупный масштаб . Версия QGIS 1.6.0 не поддерживает динамическую смену стиля отрисовки.

169

10.14. Модуль OpenStreetMap

Нажмите Ok , чтобы загрузить данные. Если это первая загрузка файла, то сначала плагин должен обра-
ботать базу данных. Это может занять несколько минут или секунд, в зависимости от количества данных.

10.14.4. Просмотр данных OSM

После того, как данные OSM загружены, вы можете просмотреть информацию по объектам, используя ин-

струмент

Определить объекты , расположенную справа в панели объектов OSM. Используя этот ин-

струмент, вы можете легко изучить объекты на карте. Когда курсор мыши наведен на объект, вы можете
увидеть всю информацию о нем в панели объектов OSM. Объект также подсвечивается на карте, так что
пользователь может определить, что именно определилось.

Закладка Свойства

панели содержит все теги объекта. Включив закладку Отношение , можно увидеть

список всех отношений, связанных с текущим объектом.

Если вам нужно смотреть на параметры объекта и одновременное перемещать курсор мыши, попробуйте
щелкнуть левой кнопкой по объекту. Процесс идентификации приостановится, пока вы не нажмете на левую
кнопку мыши снова.

Иногда в месте щелчка левой кнопкой находится более чем один объект. Часто в такую ситуацию можно
попасть при щелчке на перекресток, или если масштаб карты невелик. В этой ситуации определяется (и
подсвечивается) только один из объектов, но плагин запоминает их все. Потом, в режиме паузы, вы можете
пролистать объекты по кругу правой кнопкой.

10.14.5. Редактирование базовых данных

Слово «базовых» в заголовке секции означает, что речь пойдет о всех примитивах, кроме отношений —
узлах и линиях. Если вам нужна информация о редактировании отношений, просто пропустите эту секцию и
ознакомьтесь со следующей.

Функции по редактированию базовых данных — основная часть плагина OSM. Вы может изменять свойства,
расположение или форму любого примитива. Вы можете удалять объекты и добавлять новые. Все изменения
узлов и линий будут запомнены и их можно удобно отменить/вернуть и выгрузить на сервер OpenStreetMap.

Изменение тегов объектов

Теги объектов можно изменять прямо в таблице тегов, которая располагается в панели объектов. Не забудьте
сначала выбрать объект.

Рис. 10.34.:

Изменение тега объекта OSM

170

10.14.5. Редактирование базовых данных

Для изменения тега объекта нужно дважды щелкнуть на соответствующей строке колонки «Значе-
ние» и ввести нужное значение. Если нужно удалить тег, щелкните по ряду и используйте кнопку

Удалить выбранные теги , находящуюся справа внизу таблицы.

Чтобы добавить новый тег, введите ключи и значение в последнюю строку таблицы, где находится надпись «
<следующее значение тега> ». Отметьте, что вы не можете изменить ключ существующего тега. Для удоб-
ства ввода тегов можно использовать подсказывающие выпадающие списки уже заполненные возможными
ключами и их значениями.

Создание точек

Для создания точки служит кнопка

Создать точку

в панели объектов. Выберите этот инструмент

и щелкайте им по карте, созданные объекты сразу будут определяться. Если вы щелкните по линии или
полигону, будет создана точка на линии и полигоне как их часть. Если курсор находится над существующей
точкой, новая точка создана быть не может. В этом случае будет показано следующее сообщение:

Рис. 10.35.:

Сообщение при создании точки

Механизм, помогающий пользователю точно попасть в линию или полигон, называется «прищёлкивание»,
он включен по умолчанию. Если нужно создать точку очень близко к линии, но не на ней, нужно отключить
«прищёлкивание», нажав клавишу

Ctrl

перед нажатием.

Создание линии

Для создания линии служит инструмент

Создать линию , кнопка которого располагается на панели

объектов. Чтобы создать линию, выберите этот инструмент и начните щёлкать левой кнопкой мыши на карте.
Каждый из щелчков превратится в узел — часть новой линии. Создание линии завершается, когда вы первый
раз щёлкаете правой кнопкой мыши. Линия сразу появится на карте.

Note

: Линию с менее чем двумя узлами создать невозможно, в случае, если узел один, операция просто

игнорируется.

«Прищёлкивание» работает для всех узлов карты — точек из точечного слоя и всех узлов линейного и
полигонального слоёв. «Прищёлкивание» можно отключить, нажав

Ctrl

.

Создание полигона

Создать полигон можно инструментом

Создать полигон , кнопка которого располагается на панели

объектов. Для создания полигона выберите инструмент и начните щёлкать левой кнопкой на карте. Каждый
из щелчков превратится в узел — часть нового полигона. Создание полигона будет завершено, когда вы пер-
вый раз щёлкнете правой кнопкой мыши. Полигон сразу появится на карте. Полигон из менее чем трех узлов
создать невозможно. В случае, если узлов меньше трех, операция просто игнорируется. «Прищёлкивание»
работает для всех узлов карты — точек из Точечного слоя и всех узлов Линейного и Полигонального слоёв.
Прищелкивание можно отключить нажав

Ctrl

.

Перемещение объектов

Если вы хотите передвинуть объект (не важно какого типа), используйте инструмент

Перемещение объектов , кнопка которого располагается на панели объектов. Найдите объект, кото-

рый нужно переместить, наведя на него курсор и щёлкнув по нему. Если выберется не тот объект, не двигайте
его, щёлкните правой кнопкой, пока не выберется нужный. После того, как объект выбран и вы перемести-
ли курсор, прокручивать объекты больше будет нельзя. Для подтверждения перемещения щёлкните левой
кнопкой мыши, для отмены щёлкните правой.

Если вы перемещаете объект, связанный с другими объектами, эти связи не будут нарушены. Другие объекты

171

10.14. Модуль OpenStreetMap

также могут видоизмениться, чтобы подстроиться к новой позиции перемещенного объекта.

Для этой операции также поддерживается «прищёлкивание»:

– Когда перемещается отдельная точка, не являющаяся частью линии или полигона, осуществляется

«прищёлкивание» ко всем сегментам и узлам.

– Когда перемещается точка, являющаяся частью линии или полигона, осуществляется «прищёлкивание»

ко всем сегментам и узлам, кроме узлов родительских объектов.

– Когда перемещается линия или полигон, осуществляется «прищёлкивание» ко всем узлам. Обратите

внимание, что модуль пытается «прищёлкнуть» только к трём ближайшим к курсору узлам, иначе
процесс был бы очень медленным. «Прищёлкивание» можно отключить, удерживая

Ctrl

в процессе.

Удаление объектов

Если нужно удалить объект, его сначала нужно идентифицировать. Далее, чтобы его удалить, нужно ис-

пользовать инструмент

Удалить этот объект , кнопка которого расположена на панели объектов. При

удалении линии/полигона удаляется сама линия/полигон и все участвующие в ней узлы, которые не принад-
лежат другой линии/полигону.

При удалении точки, которая является участником другой линии/полигона, точка удаляется и изменяется
геометрия родительской линии/полигона. Новая геометрия имеет меньше узлов, чем старая.

Если родительская геометрия является полигоном, состоящим из трех узлов, то у новой остается всего два.
И так как полигонов с двумя узлами быть не может, тип объекта автоматически меняется на линию.

Если родительский объект был линией из двух точек, в новой геометрии может остаться только одна. И так
как линий из одного узла не бывает, объект автоматически становится точкой.

10.14.6. Редактирование отношений

Благодаря существованию отношений, мы можем объединять объекты в группы и назначать им общие свой-
ства — таким образом, мы можем смоделировать любой возможный объект на карте: границы региона (как
группу линий и точек), маршрут автобуса и т.п. Каждый участник отношения имеет свою особую роль. Этот
модуль достаточно хорошо поддерживает работу с отношениями и позволяет их изучать, создавать, обнов-
лять и удалять.

Изучение отношений

Чтобы увидеть свойства отношения, нужно сначала определить одного из его участников. После этого, от-
кройте закладку Отношения

в панели объектов. Ввеху закладки расположен список отношений, частью

которых является выбранный объект. Выберите одно из них, которое нужно изучить, снизу появится ин-
формация. В первой таблице «Теги отношения» показываются свойства выбранного отношения. В таблице
«Участники отношения» можно найти информацию об участниках. Если нажать на одного из них, плагин
подсветит его на карте.

Создание отношения

Существует два пути создания отношения:

1. Можно использовать инструмент

Создать отношение , кнопка которого находится на панели

объектов.

2. Можно создать отношение в закладке Отношения

панели объектов, используя кнопку

Добавить отношение .

В обоих случаях появится новый диалог. Во втором случае, текущий объект автоматически станет первым
членом отношения. При создании отношения сначала укажите его тип. Можно выбрать один из предустанов-
ленных типов или задать свой. После этого добавьте остальных участников отношения и задайте теги.

Если тип отношения уже выбран, попробуйте использовать кнопку

Сгенерировать теги . Она автома-

тически создаст набор тегов, как правило, соответствующих выбранному типу. Затем нужно ввести соответ-
ствующие значения для ключей. Выбрать участников отношения можно либо вводом их идентификаторов,

172

10.14.7. Загрузка данных OSM

типов и ролей, либо использованием инструмента

Идентифицировать

и указанием их на карте.

После того как тип, теги и участники отношения выбраны, можно дать команду «создать отношение».

Изменение отношений

Если нужно изменить существующее отношение, его необходимо сначала нужно идентифицировать (как это
объясняется в секции «Изучение отношений»). После этого, нажмите на кнопку

Редактировать отношение . Отношение появится в панели объектов. Появится новый диалог, похожий

на диалог при создании отношения. Окно будет заполнено значениями из выбранного отношения. В нём
можно изменять теги, участников и тип отношения.

10.14.7. Загрузка данных OSM

Для загрузки данных с сервера OpenStreetMap нажмите на кнопку

Загрузить данные . Если кнопки

не видно, возможно, не включена панель инструментов модуля. Её можно включить в Настройки

Панели

OpenStreetMap

I

. После нажатия кнопки появится диалоговое окно со следующими

функциями:

Рис. 10.36.:

Окно загрузки данных OSM

Охват

: Определяет географический охват загружаемых данных в виде диапазонов широт и долгот. Посколь-

ку существуют определенные ограничения на максимальный объём загружаемых данных, диапазоны
координат не могут быть слишком широкими. Подробная информация об ограничениях доступна по

нажатию кнопки

Помощь

справа.

Загрузить в

: Здесь указывается пусть к файлу, где будут сохранены данные. Для указания другого пути

можно использовать кнопку browse .

Открыть данные сразу после загрузки

: Определяет, должны ли данные быть открыты сразу после за-

грузки. Если загруженные данные надо открыть позже, это можно сделать, нажав кнопку

Загрузить данные из файла .

Заменить текущие данные

: Эта опция активна, только если включено

Открыть данные сразу после загрузки

. Включение этого переключателя приведет к тому, что

загруженные данные заменят текущие. Слои данных будут удалены и вместо них будут загружены новые.
При первом запуске QGIS и модуля эта опция будет неактивна, так как пока нечего заменять.

Использовать пользовательский рендерер

: Эта опция активна, только если включено

Открыть данные сразу после загрузки

. Эта опция определяет насколько детализированной бу-

дет карта. Существует три стиля. Используйте Мелкий масштаб , если вам нужно работать с дан-

ными с низкой детализацией. Если нужно больше деталей, используйте

Средний масштаб

или

Крупный масштаб . QGIS 1.6.0 не поддерживает динамическую смену стиля отрисовки.

173

10.14. Модуль OpenStreetMap

Нажмите кнопку Загрузить , чтобы начался процесс загрузки.

Индикатор прогресса будет показывать состояние процесса загрузки. Если возникнет ошибка, появится окно,
объясняющее ее причину. После успешного завершения индикатор прогресса и диалоговое окно закроются.

10.14.8. Выгрузка данных

Обратите внимание, что выгрузка всегда делается для текущего слоя. Перед открытием диалога выгрузки
убедитесь, что выбран правильный слой.

Для загрузки текущих данных на сервер OSM нажмите кнопку

Выгрузить данные . Если кнопки не

видно, возможно, не включена панель инструментов модуля. Её можно включить в Настройки

Панели

OpenStreetMap

I

. После нажатия кнопки upload

появится диалоговое окно.

Рис. 10.37.:

Окно выгрузки данных OSM

В верхней части окна можно проверить, те ли данные выгружаются по указываемой там текущей базе данных.
В таблице можно найти информацию по тому, сколько изменений будет выгружено. Статистика показывается
отдельно для каждого типа объектов.

В поле «Комментарий для ваших изменений» можно оставить краткое описание изменений или не заполнять
поле вообще. Заполните поля «Учётная запись OSM», чтобы сервер вас узнал. Если у вас нет учётной
записи в OSM — заведите ее по адресу

http://www.openstreetmap.org

После того, как все готово, нажмите

Выгрузить , чтобы началась выгрузка данных.

10.14.9. Сохранение данных

Чтобы сохранить данные текущего охвата карты в файл XML, нажмите на кнопку

Сохранить в файл

. Если кнопки не видно, возможно, не включена панель инструментов плагина. Её можно включить в

Настройки

Панели

OpenStreetMap

I

. После нажатия кнопки появится диалоговое окно.

174

10.14.10. Импорт данных

Рис. 10.38.:

Окно сохранения

Выберите объекты, которые нужно сохранить в файл XML и его имя. Нажмите Ok

для начала процесса.

Результатом будет файл XML, содержащий данные OSM с текущим охватом карты. Данные сохраняются в
версии 0.6. Некоторые элементы (<node>, <way>, <relation>) не содержат информации о пакетах изменений
и uid. Эта информация не является обязательной (см. DTD для OSM XML версии 0.6). Выходные данные не
сортируются.

Обратите внимание, что данные сохраняются в файл не строго по охвату. Если в охват попадает только часть
линии или полигона, они все равно сохраняются целиком. Для каждой линии/полигона сохраняются все ее
участники.

10.14.10. Импорт данных

Чтобы импортировать данные из открытого векторного не-OSM слоя, нужно: Выбрать текущие данные OSM,

щелкнув на один из его слоёв. Выбрать инструмент

Импортировать данные из слоя . Если такой

кнопки нет, возможно, не включена панель инструментов модуля. Её можно включить обратно в Настройки

Панели

OpenStreetMap

I

.

После нажатия появится следующее окно:

Рис. 10.39.:

Окно импорта данных

В этом случае не было загружено векторных слоёв. Загрузите один или несколько слоёв, чтобы их можно
было импортировать. Попробуйте нажать кнопку еще раз (не забудьте отметить текущий слой данных OSM):

Нажмите ОК, чтобы начать процесс импорта.

175

10.15. Морфометрический анализ

Рис. 10.40.:

Окно импорта данных

10.15. Морфометрический анализ

Модуль морфометрического анализа может быть использован для расчета угла уклона, экспозиции, индекса
пересечённости и общей кривизны цифровых моделей рельефа (ЦМР). Модуль очень прост в использовании
благодаря интуитивно понятному графическому интерфейсу (см. Рисунок

10.41

). Для расчета требуются

следующие параметры, которые нужно указать перед началом работы:

Анализ

: Может быть одним из следующих: уклоны, экспозиция, индекс пересечённости, общая кри-

визна.

Исходный слой

: Выбирается растр из списка загруженных растровых слоев.

Выходной слой

: Задается имя и путь выходного изображения.

Формат вывода

: Выбирается формат выходного растра (по умолчанию GeoTiff).

Уклон: Вычисляет угол наклона для каждой ячейки в градусах (алгоритм основан на вычислении первой
производной).

Экспозиция: Экспозиция (начиная с 0 градусов на север, против часовой стрелки).

Индекс пересечённости: Количественная оценка неоднородности рельефа.

Общая кривизна: Суммарная кривизна, включающая плановую и профильную кривизну.

Рис. 10.41.:

Модуль морфометрического анализа

Использование модуля

1. Запустите QGIS и загрузите растр цифровой модели рельефа.

176

2. Активируйте модуль «Морфометрический анализ» в «Менеджере модулей» (см. Раздел

9.1.1

и на-

жмите на кнопку

Морфометрический анализ , которая появилась на панели инструментов QGIS.

Откроется окно модуля, изображенное на Рисунке

10.41

.

3. Выберите метод анализа (например, Уклоны

I

).

4. Укажите выходной файл и его формат.

5. Нажмите Ok .

10.16. Быстрая печать

Модуль

Быстрая печать

позволяет быстро, с минимальными усилиями, экспортировать текущую

карту в формат PDF. Необходимо задать только заголовок карты, имя карты и размер страницы (см. Рису-
нок

10.42

). Если нужен больший контроль над результатом, пожалуйста, используйте «Компоновщик карты»,

описанный в Разделе

8

.

Рис. 10.42.:

Модуль быстрой печати

Рис. 10.43.:

Результат работы модуля «Быстрая печать» при использовании пробного набора данных

«alaska» и размера страницы DIN A4

177

11. Другие модули ядра

Остальные модули ядра перечислены в таблице

11.1

и сопровождаются ссылками на разделы Руководства,

описывающие их использование.

Иконка

Модуль

Раздел руководства

Наложение диаграмм

Раздел

3.4.11

GRASS

Раздел

7

и Приложение

B

Менеждер модулей

Раздел

9.1.3

SPIT

Раздел

3.2.4

WFS

Раздел

5.4

Таблица 11.1.:

Другие модули ядра

179

12. Использование внешних Python модулей

Внешние модули QGIS написаны на языке программирования Python. Они находятся либо в «Официальном»
либо в «Пользовательском» репозиториях QGIS, или в репозиториях, поддерживаемых отдельными автора-
ми. В таблице

12.1

перечислены «официальные» расширения с кратким описанием. Подробная документа-

ция, минимальная версия QGIS, домашняя страница, авторы и другая важная информация распространяется
вместе с внешними расширениями и не включена в это руководство.

1 2

Актуальный список «официальных» расширений доступен на странице Официального репозитория
QGIS

http://qgis.osgeo.org/download/plugins.html

Также этот список доступен автоматически в

Установщике расширений

из меню

Загрузить модули. . . .

Иконка

Название расширения

Описание

Zoom To Point

Переход к координатам, заданным в окне ввода.
Можно как задавать масштаб, так и контролировать
охват.

Plugin Installer

Последняя

версия

«Установщика

расширений

Python».

Таблица 12.1.:

Официальные внешние расширения QGIS

Подробное описание процесса установки внешних расширений Python доступно в Разделе

9.1.2

.

Совет QGIS 47

Добавление репозиториев

Чтобы добавить «Пользовательский» репозиторий и/или несколько авторских репозиториев, откройте

«Установщик модулей» ( Модули

Загрузить модули. . . ), перейдите на вкладку Репозитории

и

нажмите Добавить сторонние репозитории . Если некоторые из добавленных репозиториев вам не нужны,

они могут быть отключены кнопкой Изменить. . .

или полностью удалены нажатием на кнопку Удалить .

1

Обновления для расширений ядра могут поставляться через этот репозиторий как оверлеи.

2

fTools, Mapserver Export и Plugin Installer являются Python- расширениями, но они — часть исходного кода QGIS, и автомати-

чески загружаются и активируются в «Менеджере модулей» QGIS (смотри Раздел

9.1.2

).

181

13. Справка и поддержка

13.1. Списки рассылки

QGIS находится в состоянии активной разработки и поэтому иногда может работать не так, как вы ожидаете.
Подписка на рассылку qgis-users является наиболее предпочтительным способом получения помощи. Ваш
вопрос будет доступен широкой аудитории, а ответы смогут помочь другим.

qgis-users

Список рассылки предназначен как для обсуждения QGIS в целом, так и для специфических вопросов, каса-
ющихся установки и использования. Подписаться на список рассылки qgis-users можно посетив следующий
URL:

http://lists.osgeo.org/mailman/listinfo/qgis-user

fossgis-talk-liste

Для говорящих на немецком немецкая группа FOSSGIS e.V. организовала рассылку fossgis-talk-liste. Этот спи-
сок рассылки предназначен для обсуждения свободных ГИС в целом, включая QGIS. Вы можете подписаться
на список рассылки fossgis-talk-liste, посетив URL:

https://lists.fossgis.de/mailman/listinfo/fossgis-talk-liste

qgis-developer

Если вы разработчик и сталкиваетесь с проблемами более технического характера, то, возможно, захотите
присоединиться к рассылке qgis-developer здесь:

http://lists.osgeo.org/mailman/listinfo/qgis-developer

qgis-commit

Каждый раз, когда выполняется изменение в коде QGIS, в этот список рассылки отправляется сообщение.
Если вы хотите быть в курсе всех изменений в коде, подпишитесь на эту рассылку:

http://lists.osgeo.org/mailman/listinfo/qgis-commit

qgis-trac

Эта рассылка оповещает о событиях, связанных с управлением проектом, в том числе, сообщениях об ошиб-
ках, задачах и пожеланиях. Подписаться на рассылку можно по адресу:

http://lists.osgeo.org/mailman/listinfo/qgis-trac

qgis-community-team

Этот список рассылки посвящён таким вопросам, как документация, контекстная справка, руководство поль-
зователя, онлайн ресурсы (веб-сайт, блог, списки рассылки, форумы) и перевод. Если вы хотите поработать
над руководством пользователя, то этот список рассылки является тем местом, где нужно задавать свои
вопросы. Подписаться на этот список:

http://lists.osgeo.org/mailman/listinfo/qgis-community-team

qgis-release-team

Рассылка служит для обсуждения вопросов, связанных с выпуском новых версий, подготовкой бинарных
пакетов для различных ОС и для анонсирования новых выпусков. Чтобы подписаться на рассылку посетите
следующий адрес:

http://lists.osgeo.org/mailman/listinfo/qgis-release-team

qgis-tr

Список рассылки посвящённый вопросам перевода. Если вы хотите работать над переводом руководств или
интерфейса пользователя (GUI), то все свои вопросы нужно задавать здесь. Подписаться на рассылку можно

183

13.4. Блог

по адресу:

http://lists.osgeo.org/mailman/listinfo/qgis-tr

qgis-edu

Этот список рассылки обсуждаются вопросы обучения работе с QGIS. Если вы желаете заняться разработкой
обучающих материалов, то эта рассылка будет хорошей отправной точкой. Чтобы подписаться на рассылку
посетите следующий адрес:

http://lists.osgeo.org/mailman/listinfo/qgis-edu

qgis-psc

Список рассылки используется Руководящим комитетом для обсуждения вопросов, связанных с общим управ-
лением и направлением развития Quantum GIS. Подписаться на рассылку можно здесь:

http://lists.osgeo.org/mailman/listinfo/qgis-psc

Вы можете подписаться на любой из вышеуказанных списков. Пожалуйста, не забывайте участвовать в рас-
сылках, отвечая на вопросы и делясь опытом. Также обратите внимание, что рассылки qgis-commit и qgis-trac
служат только для оповещения и не предназначены для писем пользователей.

13.2. IRC

Нас можно найти в IRC — посетите наш канал #qgis на

irc.freenode.net

Пожалуйста, задав вопрос,

немного подождите, посетители канала могут быть заняты другими делами, и им потребуется некоторое
время, чтобы увидеть ваш вопрос. Кроме того, доступна коммерческая поддержка QGIS. Больше информации
вы найдете на нашем веб-сайте

http://qgis.org/en/commercial-support.html

.

Если вы пропустили обсуждение в IRC, это не проблема! Мы записываем все обсуждения, поэтому вы всегда
можете наверстать упущенное. Просто перейдите по ссылке

http://logs.qgis.org

и прочитайте журналы

IRC.

13.3. Багтрекер

Так как список рассылки qgis-users полезен для общих вопросов типа «как я могу сделать xyz в QGIS»,
вам может потребоваться сообщить нам об ошибках в QGIS. Сделать это можно, используя баг-трекер QGIS

https://trac.osgeo.org/qgis/

Пожалуйста, при создании нового сообщения об ошибке, оставляйте адрес

электронной почты, используя который, мы сможем обратиться к вам за дополнительной информацией.

Имейте в виду, что ваша ошибка не всегда будет имет приоритет, который бы вам хотелось (в зависимости
от сложности). Исправление некоторых ошибок может потребовать значительных усилий от разработчика и
большого количества времени, а всё это не всегда есть в наличии.

Предложения по усовершенствованию можно отправлять, используя ту же систему, что и ошибки. Пожалуй-
ста, убедитесь, что для сообщения указан тип

enhancement

.

Если вы нашли ошибку и исправили ее самостоятельно, можете отправить этот патч нам. Для этого снова
воспользуйтесь системой trac

https://trac.osgeo.org/qgis/

Выберите тип

patch

для сообщения. Кто-

нибудь из разработчиков рассмотрит его и применит.
Пожалуйста, не волнуйтесь, если ваш патч не был применен сразу — разработчики могут быть заняты другим.

13.4. Блог

Сообщество QGIS также ведет блог

http://blog.qgis.org

где вы можете найти несколько интересных

статей как для пользователей, так и для разработчиков. Мы приглашаем вас зарегистрироваться и внести
свой вклад в блог!

184

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     10      11      12      13     ..