Quantum GIS. Руководство пользователя (Версия 1.6.0) - часть 4

 

  Главная      Учебники - Разные     Quantum GIS. Руководство пользователя (Версия 1.6.0)

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     2      3      4      5     ..

 

 

Quantum GIS. Руководство пользователя (Версия 1.6.0) - часть 4

 

 

3.2. Слои PostGIS

Рис. 3.3.:

QGIS с загруженным shape-файлом Аляски

– Соединиться с базой данных.

– Выбрать нужный слой.

– По желанию задать SQL-запрос

where

, определяющий конкретные объекты из слоя, которые необходимо

загрузить.

– Добавить слой.

3.2.1. Настройка подключения к базе данных PostGIS (PostgreSQL)

При первом использовании данных PostGIS необходимо настроить подключение к базе дан-

ных PostgreSQL, содержащей нужную информацию. Нажмите на кнопку

Добавить слой PostGIS

на

панели

инструментов

или

выберите

опцию

Добавить слой PostGIS. . .

из

меню

Слой

, также можно воспользоваться комбинацией клавиш

Ctrl+Shift+D

. Ещё один вариант — от-

крыть диалог

Добавить векторный слой

и выбрать

База данных

. Появится диалог

Добавить таблицы PostGIS

. Для получения доступа к менеджеру соединений, нажмите кнопку Создать

.
Появится диалог

Новое PostGIS соединение

. Параметры соединения описаны в таблице

3.1

.

Есть возможность выбрать дополнительные параметры:

Сохранить пользователя

Сохранить пароль

Искать только в таблице «geometry_columns»

Искать только в схеме «public»

Использовать расчётные метаданные таблицы

Когда

параметры

установлены,

можно

проверить

соединение

путём

нажатия

на

кнопку

38

3.2.2. Добавление слоя PostGIS к карте

Имя

Имя для данного соединения. Может совпадать с именем

Базы данных

.

Узел

Имя узла, на котором хранится база данных. Имя узла должно быть допусти-
мым— таким, какие используют для сетевого доступа или для пинга узла. Если
база данных находится на том же компьютере, что и QGIS, просто введите здесь
«localhost».

База данных

Имя базы данных.

Порт

Номер порта, который «слушает» сервер базы данных PostgreSQL. По умолчанию
используется порт 5432.

SSL-режим

Настройка SSL-режима работы с сервером. Можно выбрать:

запретить: использовать только не зашифрованное SSL-соединение;

разрешить: будет произведена попытка установки не SSL-соединения, если
она не удастся, будет использовано SSL-соединение;

предпочитать (по умолчанию): будет произведена попытка установки SSL-
соединения, если она не удастся, будет использовано не SSL-соединение;

требовать: использовать только SSL-соединение.

Следует отметить, что значительного прироста скорости рендеринга слоя PostGIS
можно достигнуть путём отключения SSL в менеджере соединений.

Пользователь

Имя пользователя, которое используется для доступа к базе данных.

Пароль

Пароль, используемый вместе с

именем пользователя

для подключения к базе

данных.

Таблица 3.1.:

Параметры подключения PostGIS

Проверить соединение

.

Совет QGIS 10

QGIS Пользовательские настройки и безопасность

В зависимости от используемой операционной системы QGIS хранит пользовательские настройки: в «домаш-

нем» каталоге на

системах

.QGIS/

; в реестре, если используется

. В зависимости от используемой

операционной системы и настроек компьютера, хранение пароля в настройках QGIS может создавать угрозу
безопасности.

3.2.2. Добавление слоя PostGIS к карте

Когда создано одно или более соединение, можно добавлять слои из PostgreSQL. Естественно, в ба-

зе данных PostgreSQL должна содержаться информация. См. Раздел

3.2.4

в котором обсуждается импорт

данных в базу данных.

Для открытия слоя PostGIS проделайте следующие шаги:

– Если диалог

Add PostGIS Table(s)

ещё не открыт, нажмите кнопку

Добавить слой PostGIS

на панели инструментов.

– Выберите соединение из выпадающего списка и нажмите кнопку Подключиться .

– Найдите слой, который желаете добавить в список доступных слоёв.

– Щёлкните по нему, чтобы выбрать. Можно выбрать несколько слоёв, если нажать и удерживать клавишу

Shift

. В Разделе

3.6

можно найти информацию об использовании «Конструктора запросов» при

работе с PostgreSQL.

– Нажмите кнопку Добавить , чтобы добавить слой к карте.

39

3.2. Слои PostGIS

Совет QGIS 11

Слои PostGIS

Обычно слои PostGIS определяются наличием записей в таблице geometry_columns. Начиная с версии 1.5.0
QGIS может загружать слои, которые не имеют записей в таблице geometry_columns. Это касается таблиц
и «представлений». Задание пространственных представлений — мощное средство визуализации данных. В
руководстве пользователя PostgreSQL можно найти дополнительную информацию по созданию представле-
ний.

3.2.3. Некоторые особенности работы со слоями PostgreSQL

Этот раздел содержит некоторые подробности доступа к слоям PostgreSQL в QGIS. Обычно QGIS обеспе-
чивает доступ к списку таблиц базы данных, которые можно добавить к карте и открывает их по запросу.
Однако, если возникают трудности с открытием таблиц PostgreSQL, следующая информация может помочь
понять сообщения QGIS и подсказать способы изменения способа определения таблицы или представления
PostgreSQL.

QGIS требует наличия колонки в слое PostgreSQL, которая бы служила уникальным идентификатором (клю-
чом) слоя. Для таблиц это обычно означает, что они должны иметь первичный ключ, или колонку с уни-
кальными значениями строк в ней. В QGIS эта колонка должна содержать значения типа int4 (целое число
размером 4 байта). Альтернативный способ — использование колонки «ctid» в качестве первичного ключа.
Если в таблице отсутствуют колонки, указанные выше, то вместо них будет использоваться колонка «oid». Ин-
дексирование колонок позволит повысить производительность (заметьте, что первичные ключи в PostgreSQL
индексируются автоматически).

Если слой PostgreSQL является представлением, к нему предъявляются те же требования, что были описаны
выше, но представления не имеют первичных ключей или колонок с уникальными значениями. В этом слу-
чае QGIS попытается самостоятельно найти колонку в представлении, являющуюся производной от колонки,
удовлетворяющей необходимым условиям. Это достигается посредством разбора SQL-опеределения пред-
ставления. Однако, есть элементы SQL, игнорируемые QGIS, например, использование псевдонимов таблиц
и колонок, создаваемых SQL-запросами.

Если невозможно найти подходящую колонку, QGIS не откроет слой. В таком случае следует изменить пред-
ставление таким образом, чтобы оно содержало требуемую колонку (тип int4 и либо являющуюся первичным
ключом, либо содержащую уникальные значения, желательно, индексированную).

3.2.4. Импорт данных в PostgreSQL

shp2pgsql

Существует несколько способов импорта данных в базу данных PostgreSQL. PostGIS поставляется с утили-
той

shp2pgsql

, которую можно использовать для импорта shape-файлов в базу данных PostGIS. Например

для импорта shape-файла

lakes.shp

в базу данных PostgreSQL, называющуюся

gis_data

, воспользуйтесь

следующей командой:

shp2pgsql -s 2964 lakes.shp lakes_new | psql gis_data

При этом будет создан новый слой под названием

lakes_new

в базе данных

gis_data

. Новый слой будет

иметь идентификатор системы координат (SRID) 2964. более подробную информацию о системах координат
и проекциях можно найти в Разделе

6

Совет QGIS 12

Экспорт наборов данных из PostGIS

Наряду с инструментом для импорта

shp2pgsql

существует инструмент для экспорта наборов данных PostGIS

в shape-файл:

pgsql2shp

. Он также входит в поставку PostGIS.

Модуль SPIT

QGIS включает в себя модуль SPIT (Shapefile to PostGIS Import Tool — инструмент импорта shape-файлов

в PostGIS). SPIT способен осуществлять одновременный импорт нескольких shape-файлов и поддерживает
схемы баз данных. Для использования SPIT откройте «Менеджер управления модулями» QGIS в меню

40

3.2.5. Повышение производительности

Модули

и выберите пункт «Управление модулями», поставьте галочку напротив

SPIT

и нажмите

кнопку OK . Иконка модуля SPIT появится на панели инструментов.

Для импорта shape-файла нажмите на иконку

SPIT

на панели инструментов.

Откроется диалог

SPIT — инструмент импорта shape-файлов в PostGIS

. Выберите базу данных

PostGIS, с которой необходимо установить соединение, и нажмите кнопку Подключиться . Теперь мож-

но добавить файлы в очередь, нажимая кнопку Добавить . Для запуска обработки файлов нажмите кнопку

OK . Прогресс импорта, так же, как и любые ошибки или предупреждения, будет показан после обработки

каждого из shape-файлов.

Совет QGIS 13

Импорт shape-файлов, содержащих слова, зарезервированные PostgreSQL

Если shape-файл, добавленный в очередь, содержит имена полей, зарезервированные базой данных
PostgreSQL, появится диалог, сообщающий статус каждого поля. Можно изменить имена этих (и других)
полей перед импортом. Попытки импорта shape-файла с именами полей, зарезервированными PostgreSQL,
обречены на провал.

ogr2ogr

Кроме

shp2pgsql

и

SPIT

есть ещё один инструмент импорта пространственной информации в PostGIS —

ogr2ogr

, — который является частью установки GDAL. Для импорта shape-файла в PostGIS проделайте сле-

дующее (в

):

ogr2ogr -f "PostgreSQL" PG:"dbname=postgis host=myhost.de user=postgres \
password=topsecret" alaska.shp

Эта команда импортирует файл

alaska.shp

в базу данных PostGIS

postgis

на сервере

myhost.de

, используя

в качестве имени пользователя базы данных

postgres

с паролем

topsecret

.

Заметьте, что для работы с PostGIS в OGR должна быть включена поддержка PostgreSQL. Проверить её

наличие можно с помощью команды (в

)

ogrinfo --formats | grep -i post

Те, кто предпочитают использовать команду PostgreSQL

COPY

вместо метода

INSERT INTO

, используемого

по умолчанию, могут экспортировать следующие переменные среды (доступно, по крайней мере, для

и

):

export PG_USE_COPY=YES

ogr2ogr

не создаёт пространственный индекс, как это делает

shp2pgsl

. Его необходимо создать вручную,

используя SQL-команду

CREATE INDEX

после экспорта (смотри описание в следующем Разделе

3.2.5

).

3.2.5. Повышение производительности

Получение данных, находящихся в базе данных PostgreSQL, может серьёзно снижать производительность,
особенно при работе через сеть. Производительность при отрисовке можно улучшить путём создания про-
странственного индекса для каждого слоя базы данных PostgreSQL . PostGIS поддерживает создание GiST-
индекса (Generalized Search Tree) для ускорения пространственного поиска данных.

Ниже представлен порядок создания GiST

1

-индекса:

CREATE INDEX [indexname] ON [tablename]

USING GIST ( [geometryfield] GIST_GEOMETRY_OPS );

1

Информация о GiST-индексе взята из документации к PostGIS, доступной на

http://postgis.refractions.net

41

3.2. Слои PostGIS

Заметьте, что для больших таблиц создание индекса может занять продолжительное время. После создания
индекса следует произвести

VACUUM ANALYZE

. Дополнительную информацию можно найти в документации к

PostGIS [

6

].

Приведём пример создания GiST-индекса (

):

gsherman@madison:~/current$ psql gis_data
Welcome to psql 8.3.0, the PostgreSQL interactive terminal.

Type:

\copyright for distribution terms

\h for help with SQL commands
\? for help with psql commands
\g or terminate with semicolon to execute query
\q to quit

gis_data=# CREATE INDEX sidx_alaska_lakes ON alaska_lakes
gis_data-# USING GIST (the_geom GIST_GEOMETRY_OPS);
CREATE INDEX
gis_data=# VACUUM ANALYZE alaska_lakes;
VACUUM
gis_data=# \q
gsherman@madison:~/current$

3.2.6. Векторные слои, пересекающие долготу 180

Многие ГИС испытывают трудности при работе с векторными картами в системе координат широта/долгота
(lat/lon), пересекающими долготу

180

. При открытии таких карт в QGIS можно наблюдать две разнесён-

ные на большое удаление друг от друга части территории/акватории, которые на самом деле представляют
собой единое целое. На Рисунке

3.4

едва заметные точки в левой части карты (архипелаг Чатем), должны

находиться внутри сетки, справа от главных островов (Северного и Южного) Новой Зеландии.

Рис. 3.4.:

Карта в системе координат широта/долгота, пересекающая долготу

180

В качестве одного из вариантов решения проблемы можно предложить трансформацию значений координат
долготы при помощи PostGIS и функции

ST_Shift_Longitude

2

Эта функция проверяет каждую точку (или

узел) каждого объекта слоя, и, если координаты долготы <

0

, добавляет

360

к значению. На результиру-

ющей карте долгота объектов будет лежать в пределах

0

360

а сама карта будет отцентрирована по

180

долготы.

2

http://postgis.refractions.net/documentation/manual-1.4/ST_Shift_Longitude.html

42

Рис. 3.5.:

Карта, пересекающая долготу

180

, после применения функции ST_Shift_Longitude

Использование

– Импортируем данные в PostGIS (

3.2.4

при помощи модулей «PostGIS Manager» или «SPIT»

– Используя командную строку PostGIS, выполните следующую команду (в этом примере «TABLE» —

имя вашей таблицы PostGIS):

gis_data=# update TABLE set the_geom=ST_shift_longitude(the_geom);

– Если операция прошла успешно, появится подтверждение о количестве объектов, информация о ко-

торых обновлена, после этого будет возможно добавить объекты на карту и увидеть изменения (см.
Рисунок

3.5

)

3.3. Слои SpatiaLite

При первой загрузке слоёв из базы данных SpatiaLite воспользуйтесь кнопкой

Добавить слой SpatiaLite

на панели инструментов или пунктом

Добавить слой SpatiaLite. . .

ме-

ню Слой , либо комбинацией клавиш

Сtrl+Shift+L

. Появится окно, позволяющее соединиться с базой

данных SpatiaLite, которая уже была подключена к QGIS ранее (её можно выбрать в выпадающем меню),

или же создать новое подключение. Для создания нового подключения нажмите на кнопку Создать

и

используйте менеджер файлов, чтобы указать путь к нужной базе данных (файлу с расширением

.sqlite

).

3.4. Свойства векторного слоя

Диалог

Свойства слоя

для векторного слоя предоставляет информацию о слое, настройках символики

и подписей. Если ваш векторный слой был загружен из хранилища PostgreSQL/PostGIS, вы также можете

изменить лежащий в его основе SQL, вызвав диалог

Построитель запросов

во вкладке Общие . Чтобы

вызвать диалог

Свойства слоя

, дважды щелкните мышью на слое в легенде или сделайте щелчок правой

кнопкой мышки на нем и выберите Свойства

I

в контекстном меню.

3.4.1. Символика

QGIS поддерживает целый ряд представлений символики для контроля за отображением векторных объектов.
На данный момент доступны следующие типы:

Обычный знак

— единый стиль применяется к каждому объекту слоя.

43

3.4. Свойства векторного слоя

Рис. 3.6.:

Свойства векторного слоя

Градуированный знак

— объекты слоя отображаются различными символами, которые определяются зна-

чениями определенного поля.

Непрерывный цвет

— объекты слоя отображаются цветами из диапазона, который определяется числовы-

ми значениями указанного поля.

Уникальное значение

— объекты классифицируются уникальными значениями указанного поля, где каж-

дому значению соответствует различный символ.

Для того, чтобы изменить символику слоя, просто сделайте двойной щелчок мышью на его записи в легенде
и откроется диалог

Свойства слоя

.

Параметры стиля

В диалоге вы можете задать стиль векторного слоя. В зависимости от выбранного варианта легенды, имеется
возможность также классифицировать объекты карты.

Следующие параметры стиля задаются для всех представлений символики:

Параметры заливки Стиль заливки

— кроме

имеющихся

типов

заливки,

вы

можете

выбрать

Стиль заливки

? Текстура

и щелкнуть на кнопке

. . .

для выбора вашего соб-

ственного файла текстуры. На данный момент поддерживаются форматы

*.jpeg, *.xpm и

*.png

.

Цвет заливки

— цвет заливки объектов.

Параметры обводки Стиль контура

— стиль контура объекта. Вы можете также установить значение

«Нет» для этой опции.

Цвет контура

— цвет контура вашего объекта.

Толщина

— толщина ваших объектов.

Однажды определив стиль своего слоя, вы можете сохранить этот стиль в отдельном файле (с расширением

*.qml

). Чтобы сделать это, используйте кнопку Сохранить стиль. . . . Нет необходимости напоминать, что

нажатие кнопки Загрузить стиль. . .

приведет к загрузке вашего сохраненного файла стиля слоя.

Если вы хотите всегда использовать конкретный стиль для всех загружающихся слоёв, используйте кноп-

ку Сохранить как значение по умолчанию , чтобы сделать ваш стиль стилем по умолчанию. Также, если

внесенные изменения вас не удовлетворяют, используйте кнопку Восстановить по умолчанию , чтобы воз-
вратиться к вашему стилю по умолчанию.

44

3.4.2. Новая символика

(a)

Обычный знак

(b)

Градуированный знак

(c)

Непрерывный цвет

(d)

Уникальное значение

Рис. 3.7.:

Опции символики

Прозрачность вектора

QGIS позволяет устанавливать прозрачность для каждого векторного слоя. Это можно сделать при помощи

ползунка

Прозрачность 10%

во вкладке Символика

(см. Рисунок

3.7a

). Это бывает

полезно при наложении нескольких векторных слоёв.

3.4.2. Новая символика

Начиная с версии QGIS 1.4.0, параллельно с символикой, описанной выше, была внедрена новая символика.
Символика нового поколения содержит множество улучшений и новых функций и заместит текущую («ста-
рую») символику в одной из предстоящих версий. Для перехода на новую символику в текущей версии вы
должны щелкнуть на кнопке Новая символика

на вкладке Символика

диалога

Свойства слоя

. Вы

также можете указать, чтобы новая символика использовалась по умолчанию, установив флажок

Использовать новую реализацию отрисовки условных знаков

во

вкладке

Отрисовка

в

меню

Установки

Пераметры

I

.

Понимание новой символики

Существует три типа символов: маркерные символы (для точек), линейные символы и символы заполнения
(для полигонов). Символы могут состоять из одного или нескольких символьных слоёв. Можно установить
цвет символа, и этот цвет установится для всех символьных слоёв. Цвет некоторых слоёв может быть за-
блокированным — для этих слоёв цвет изменять запрещается. Это полезно, когда вы устанавливаете цвет
для символа, состоящего из нескольких слоев. Подобным образом можно устанавливать ширину линейных
символов, а также размер и угол маркерных символов.

45

3.4. Свойства векторного слоя

Доступные типы символов слоя

Простой маркер

: отрисовка с использованием одного из предустановленных маркеров.

Простая линия

: обычная отрисовка линии (с указанными шириной, цветом и стилем).

Простая заливка

: обычная отрисовка полигона (с определенным цветом заливки, шаблоном заливки

и контуром).

SVG маркер

: отрисовка с использованием SVG изображения.

Линия маркеров

: отрисовка линии повторением маркерного символа.

Цветовые шкалы

Цветовые шкалы применяются для задания диапазона цветов, использующихся при отрисовке. Цвет символа
будет установлен из цветовой шкалы.

Существует три типа цветовых шкал:

Градиент

: линейный градиент одного цвета к другому.

Случайная

: случайным образом сгенерированные цвета из указанной области цветового пространства.

ColorBrewer

: создает цветовую область из цветовой схемы и определенного количества цветовых клас-

сов.

Цветовые шкалы можно задать в диалоге

Управление стилями

(см. Раздел

3.4.4

), выбрав

Тип условного знака

Градиент

в качестве типа стиля элемента из выпадающего списка, щелкнув

на кнопке Добавить элемент

и затем выбрав тип цветовой шкалы.

Стили

Группы стилей — это множество различных символов и цветовых шкал. Вы можете определить предпочти-
тельные для вас или часто используемые символы, и в дальнейшем использовать их без необходимости
создавать каждый раз заново. Элементы стиля (символы и цветовые шкалы) всегда имеют имена, по кото-
рым их можно получить из стиля. В QGIS имеется один (изменяемый) стиль по умолчанию, а пользователь
может добавлять дополнительные стили.

Отрисовка (тип легенды)

Рендер осуществляет прорисовку элемента соответствующим символом. Существует три типа легенды: обыч-
ный знак, уникальные значения (категории) и градуированный знак. Отрисовка непрерывным цветом не
выделяется в отдельный тип, т. к. по сути является частным случаем отрисовки градациями. Отрисовку кате-
гориями и градациями можно создать, указав символ и цветовую шкалу — они установят цвета для символов
соответствующим образом.

3.4.3. Использование символики нового поколения

Сначала вы должны сделать символику нового поколения доступной, нажав кнопку

Новая символика

во вкладке

Символика

диалога

Свойства слоя

. Новый диалог позволяет выбрать один из трёх

типов легенды: обычный знак, уникальные значения (категории) и градуированный знак. В зависимо-
сти от выбранного типа легенды, вкладка символики предоставляет различные настройки и опции, кото-
рые будут описаны в следующих разделах. Кроме того, во вкладке новой символики присутсвует кнопка

Управление стилямиStyle Manager , нажатие которой вызывает окно управления стилями (см. Раздел

3.4.4

).

В окне управления стилями можно редактировать и удалять существующие стили или создавать новые.

Отрисовка обычным знаком

Тип легенды «обычный знак» используется для отрисовки всех элементов слоя с использованием одного,
определенного пользователем, символа. Свойства, которые можно задать во вкладке символики, частично
зависят от типа слоя, но у всех типов имеется следующая общая структура. В левой верхней части вкладки
показана уменьшенная копия текущего символа отрисовки. В нижней части вкладки приведен список ранее
установленных символов текущего стиля, начать использование которых можно, выбрав их из списка. Те-
кущий символ можно изменить, воспользовавшись кнопкой Свойства , нажатие которой открывает диалог

Свойства символов

, или кнопкой Задать цвет , нажатие которой открывает стандартный диалог

Цвет

46

3.4.3. Использование символики нового поколения

. После внесения любых необходимых изменений, символ можно добавить к списку текущих символов стиля

(с помощью кнопки Добавить к стилю ), и потом им можно будет легко пользоваться в будущем.

Примечание

: Для изменения толщины линии помимо редактирования самого знака, можно использовать

определяемое данными масштабирование (доступно по нажатию на кнопку Дополнительно рядом с кнопкой

Добавить к стилю ).

(a)

Свойства точечного символа

(b)

Свойства линейного символа

(c)

Свойства площадного символа

Рис. 3.8.:

Опции отрисовки «обычным знаком» в новой символике

Отрисовка уникальными значениями

Используется для отрисовки всех элементов слоя единым, определенным пользователем, символом, цвет
которого отражает значение выбранного атрибута элемента. Вкладка символики позволяет вам выбрать:

– Поле (в списке полей)

– Знак (в диалоге «Выбор условного знака»)

– Градиент (в списке цветовых шкал)

Кнопка Дополнительно

в нижнем левом углу окна позволяет указать поля с информацией о вращении

и масштабе. Для удобства список в нижней части вкладки показывает значения всех заданных на данный
момент атрибутов, включая символы, к которым в будущем будет применена отрисовка.

Рисунок

3.9

иллюстрирует диалог отрисовки уникальными значениями на примере слоя рек из демонстраци-

онного набора данных QGIS.

Можно создавать свои градиенты выбрав Новый градиент. . .

I

из выпадающего списка Градиент.

В появившемся окне можно выбрать тип градиента: Градиент, Случайный или ColorBrewer, для каждого
из которых можно задать желаемое количество цветов. На рисунке

3.10

показан пример пользовательского

градиента.

Отрисовка градуированным знаком

Используется для рендеринга всех элементов слоя единым, определенным пользователем, символом, цвет
которого отражает соответствие выбранного атрибута элемента некоторому классу. Как и в случае отрисовки
категориями, можно использовать информацию о вращении и масштабе из заранее заданных полей.

Как и в случае отрисовки категориями, вкладка символики позволяет вам выбрать:

– Поле (в списке полей)

– Знак (в диалоге «Выбор условного знака»)

47

3.4. Свойства векторного слоя

Рис. 3.9.:

Опции отрисовки «уникальными значениями» в новой символике

– Градиент (в списке цветовых шкал)

Кроме этого, вы можете задать количество классов, а также режим классификации элементов внутри класса
(в списке режимов). Доступны следующие режимы:

Равные интервалы

Квантили

Естественные интервалы (Дженкс)

Стандатрное отклонение

Наглядные интевалы

Список в нижней части вкладки символики содержит информацию о классах вместе с их диапазонами,
подписями и символами, которые будут использованы при отрисовке.

Рисунок

3.11

иллюстрирует диалог отрисовки «градуированным знаком» на примере слоя рек из демонстра-

ционного набора данных QGIS.

Отрисовка на основе правил

Используется для отрисовки всех элементов слоя с помощью символов, базирующихся на определенных
правилах. Цвет символов отражает соответствие выбранного атрибута элемента некоторому классу.

Рисунок

3.12

иллюстрирует диалог отрисовки по заданным «правилам» на примере слоя рек из демонстра-

ционного набора данных QGIS.

Смещение точек

Смещение точек позволяет отобразить все объекты точечного слоя, даже если они находятся в одном и том
же месте. Это достигается путём размешения условных знаков по кругу вокруг центрального знака.

Свойства знака

Диалог «Свойства знака» дает пользователю возможность задать различные свойства для символа. В левой
верхней части диалога («Предварительный просмотр») вы найдете уменьшенную копию текущего символа в
том виде, в котором он будет отображен на карте. Под уменьшенной копией расположен список символьных

слоёв («Слои условного знака») . Для открытия диалога свойств символа нажмите кнопку

Свойства

вкладки Символика

диалога

Свойства слоя

.

Панели инструментов дают возможность добавлять и удалять слои, изменять их положение, а также, при
необходимости, запретить их изменение («Заблокировать цвет слоя»). В правой части диалога показаны
настройки, применяемые к простому символьному слою из соответствующего списка. Наиболее важной ча-
стью диалога является выпадающий список типов символьного слоя. Список допустимых значений зависит
от типа слоя (точечный, линейный, полигональный).

48

3.4.4. Управление стилями

Рис. 3.10.:

Пример пользовательского градиента из нескольких цветов

Опции типа условного знака для точечных слоёв

Символьный маркер

: шрифт, цвет, размер, вращение

Простой маркер

: цвет обводки, цвет заливки, размер, угол, смещение по X,Y

SVG-маркер

: размер, угол, смещение по X,Y; SVG-изображение

Опции типа условного знака для линейных слоёв

Обрамление линии

: цвет

Маркерная линия

: маркер, интервал маркеров, вращать маркер, смещение линии

Простая линия

: цвет, толщина линии, смещение, стиль линии, пользовательский пунктир, соеди-

нение, концы

Опции типа условного знака для полигональных слоёв

SVG-заливка

: ширина текстуры, обводка

Простая заливка

: цвет, стиль заливки, цвет обводки, стиль обводки, толщина обводки, смещение

по X,Y

3.4.4. Управление стилями

Менеджер стилей — это простое вспомогательное приложение, предоставляющее пользователю доступные
символы и цветовые шкалы для того или иного стиля. Это приложение также позволяет добавлять и/или

удалять элементы. Для его запуска выберите пункт меню Установки

Управление стилями

I

.

3.4.5. Подписи

Вкладка Подписи позволяет подписывать объекты и контролировать множество опций, касающихся шриф-
тов, расположения, стиля, выравнивания и буферизации.

Чтобы продемонстрировать эти возможности, мы подпишем элементы слоя озер из демонстрационного на-
бора данных QGIS:

1. Загрузите в QGIS shape-файл

alaska.shp

и GML-файл

lakes.gml

.

49

3.4. Свойства векторного слоя

Рис. 3.11.:

Опции отрисовки «градуированным знаком» в новой символике

Рис. 3.12.:

Опции отрисовки «по правилам» в новой символике

2. Немного увеличьте интересующую вас область с каким-либо озером.

3. Сделайте слой

lakes

активным.

4. Откройте диалог

Свойства слоя

.

5. Щёлкните на вкладке Подписи .

6. Установите флажок

Показывать подписи .

7. Выберите поле, являющийся источником значений для подписей. В нашем случае мы используем

Поле, содержащее подпись

NAMES

.

8. Введите значение по умолчанию, которое будет использоваться всякий раз, когда QGIS обнаружит

озеро, у которого отсутствует значение в поле NAMES.

9. Если у вас имеются подписи, распространяющиеся на несколько линий, установите флажок

Разбивать подписи на строки? QGIS проверит поле подписей на наличие переходов на новую строку

и вставит разрывы строк в нужных местах. Переходом на новую строку считается

одиночный

символ

«\n», (а не два отдельных символа, такие, как символ обратного слеша «\» за которым следует символ
n).

10. Нажмите Применить .

Теперь у нас есть подписи. Как они выглядят? Кажется, они слишком большие и плохо размещены по отно-
шению к маркерному символу озер.

Перейдите к области Шрифт

и установите шрифт и цвет с помощью кнопок Шрифт

и Цвет . Вы также

50

3.4.5. Подписи

Рис. 3.13.:

Диалог Смещение точек

можете изменить угол наклона и расположение текста подписи.

Для смены позиции текста относительно элемента:

1. Измените расположение подписей, выбрав одну из кнопок группы

Размещение

. Для того, чтобы сде-

лать подписи неподвижными, выберите кнопку

Справа

.

2.

Единицы измерения размера шрифта

дают вам возможность выбора между

Пунктами

и

Единицами карты

.

3. Нажмите кнопку Применить , чтобы увидеть результаты изменений, не выходя из диалога.

Смотрится лучше, но подписи все еще расположены слишком близко к маркеру. Для того, чтобы исправить

это, мы можем использовать опции области Смещение . Здесь мы можем добавить смещение по коорди-
натам X и Y. Смещение по координате X на 5 единиц сдвинет подписи в сторону от маркеров и сделает их
более «читаемыми». Естественно, если шрифт вашего маркерного символа больше, то требуется и большее
смещение.

Последняя настройка, которую мы сделаем, — добавим Буферизовать подписи

к подписям. Под буфериза-

цией подписей имеется в виду всего лишь создание фона вокруг них для улучшения внешнего вида. Чтобы
буферизировать подписи, нужно:

1. Щёлкнуть на вкладке Параметры подписей .

2. Установить флаг

Буферизовать подписи .

3. Выбрать размер буфера в счетчике.

4. Выбрать цвет, нажав на кнопку Цвет

и выбрав желаемый в окне выбора цвета. При желании можно

установить нужное значение прозрачности для буфера.

5. Нажать Применить , чтобы увидеть результат внесенных изменений.

Если вы не удовлетворены результатами, измените настройки и протестируйте снова, нажав кнопку

Применить .

Буфер размером в 1 пункт обычно дает неплохой результат. Обратите внимание, что вы можете также задать
размер буфера в единицах измерения карты, если вам кажется, что так будет лучше.

Оставшиеся области во вкладке Дополнительно

позволяют устанавливать параметры подписей с исполь-

зованием полей слоя.

51

3.4. Свойства векторного слоя

(a)

Линия, образованная из трёх про-
стых линий

(b)

Свойства символа точечного слоя

(c)

Шаблон заливки полигона

Рис. 3.14.:

Задание свойств символа

Обратите внимание, что во вкладке Подписи

есть

Предпросмотр:

, в котором показывается выбранная

подпись.

3.4.6. Новый стиль подписей

Новое приложение ядра QGIS

Подписи

дает возможность создать элегантные подписи для точеч-

ных, линейных и полигональных векторных слоёв. Для его работы необходимо задание всего нескольких
параметров. Это новое приложение заменяет существующую функциональность подписей QGIS, описанную
в секции

3.4.5

а также поддерживает слои с преобразованием «на лету».

Использование нового стиля подписей

1. Запустите QGIS и загрузите точечный, линейный или полигональный векторный слой.

2. Сделайте слой активным в легенде и нажмите на иконку

Подписи

в панели инструментов QGIS.

Либо выберите пункт меню Слой

Подписи

I

Создание подписей для точечных слоёв

Первым шагом является установка флага

Подписывать объекты этого слоя

и выбор атрибутивной ко-

лонки, используемой в качестве источника подписей. После этого вы можете указать размещение подписи,
её приоритет, стиль текста, буферизацию текста, видимость подписи в пределах масштаба. Также можно
указать, необходимо ли подписывать части составных объектов и могут ли подписи перекрывать объекты
(см. Рисунок

3.16

).

Создание подписей для линейных слоёв

Первым шагом является установка флага

Подписывать объекты этого слоя

и выбор атрибутивной ко-

лонки, используемой в качестве источника подписей. После этого вы можете указать размещение подписи (в
т. ч. её ориентацию), её приоритет, стиль текста, буферизацию текста, видимость подписи в пределах масшта-
ба. Также можно указать, необходимо ли подписывать части составных объектов, объединять ли связанные
линии, и могут ли подписи перекрывать объекты (см. Рисунок

3.17

).

52

3.4.6. Новый стиль подписей

Рис. 3.15.:

Менеджер стилей для управления символами и цветовыми шкалами

Рис. 3.16.:

Элегантные подписи для точечных векторных слоёв

Создание подписей для полигональных слоёв

Первым шагом является установка флага

Подписывать объекты этого слоя

и выбор атрибутивной ко-

лонки, используемой в качестве источника подписей. После этого вы можете указать размещение подписи,
её приоритет, стиль текста, буферизацию текста, видимость подписи в пределах масштаба. Также можно
указать, необходимо ли подписывать части составных объектов и могут ли подписи перекрывать объекты
(см. Рисунок

3.18

).

Изменение параметров алгоритма размещения подписей

Вы также можете нажать кнопку Параметры алгоритма

и выбрать метод, используемый для поиска наи-

лучшего места для подписи. Доступные методы: Chain, Popmusic Tabu, Popmusic Chain, Popmusic Tabu Chain
и FALP.

Более того, можно задать количество возможных подписей при данном методе поиска отдельно для то-
чечных, линейных и полигональных элементов, а также необходимо ли показывать все подписи (включая
перекрывающиеся подписи) и необходимо ли показывать возможные подписи (для отладки).

53

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     2      3      4      5     ..