Quantum GIS. Руководство пользователя (Версия 1.6.0) - часть 5

 

  Главная      Учебники - Разные     Quantum GIS. Руководство пользователя (Версия 1.6.0)

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     3      4      5      6     ..

 

 

Quantum GIS. Руководство пользователя (Версия 1.6.0) - часть 5

 

 

3.4. Свойства векторного слоя

Рис. 3.17.:

Элегантные подписи для линейных векторных слоёв

Рис. 3.18.:

Элегантные подписи для площадных векторных слоёв

3.4.7. Атрибуты

Во вкладке Атрибуты можно изменять атрибуты выбранного набора данных. Кнопки

Добавить поле

и

Удалить поле

можно использовать, если данные находятся в

Режиме редактирования . В

данный момент можно удалять и добавлять только поля слоёв PostGIS. Библиотека OGR позволяет добавлять
новые поля, но не удалять их, если у вас установлена версия GDAL >= 1.6.

Элемент редактирования

Во вкладке Атрибуты

вы также можете найти колонку

Элемент редактирования

. Эта колонка может

использоваться для задания значений или диапазона значений, которые можно присваивать конкретному

полю таблицы. При нажатии кнопки Элемент редактирования открывается диалог, в котором можно задать
различные элементы. Среди них:

– Строчное редактирование: Поле, позволяющее вводить простой текст (или числа для числовых атри-

бутов).

– Классификация: Отображает выпадающий список значений, используемых для классификации, если

вы выбрали «Уникальные значения» в качестве типа легенды во вкладке символики.

– Диапазон: Позволяет вводить числовые значения из указанного диапазона. Элемент редактирования

может быть либо «ползунком», либо полем ввода.

– Уникальные значения: Пользователь может выбрать одно из значений, уже используемых для атрибута.

Если активирован параметр «Поле ввода», то будет использоваться поле ввода с автодополнением,

54

3.4.7. Атрибуты

Рис. 3.19.:

Диалог изменения параметров алгоритма размещения подписей

Рис. 3.20.:

Диалог выбора элемента редактирования поля

иначе будет использоваться выпадающий список.

– Имя файла: Упрощает процесс выбор файлов за счёт добавления соответствующего диалога.

– Карта значений: Выпадающий список с предопределенными значениями. Значение сохраняется в атри-

буте, описание выводится в списке.

– Перечень: Выпадающий список значений, допустимых для данного типа поля. На данный момент эта

функциональность доступна только для слоёв PostGIS.

– Неизменяемый: Неизменяемый атрибут нельзя редактировать (он доступен только для чтения).

– Скрытый: Скрытый атрибут не будет виден пользователю.

– Флажок: Значение для активированного состояния, значение для неактивированного состояния.

– Текстовое поле: Текстовое поле, позволяющее ввод многострочного текста.

– Календарь: Календарь для ввода даты.

55

3.4. Свойства векторного слоя

3.4.8. Общие

Вкладка Общие

очень схожа с аналогичной вкладкой диалога свойств растрового слоя. Она позволяет

изменять отображаемое в легенде имя слоя, устанавливать диапазон масштабов, при которых производится
отрисовка, создавать пространственный индекс для векторного файла (только для форматов, поддерживае-
мых OGR, и PostGIS), просматривать или изменять проекцию определенного векторного слоя.

Кнопка Конструктор запросов

позволяет создать подмножество элементов слоя. конструктор запросов до-

ступен также, когда вы открываете таблицу атрибутов и нажимаете кнопку Расширенный поиск .

3.4.9. Метаданные

Вкладка Метаданные

содержит общую информацию о слое, включая специфическую информацию о типе

хранилища и источнике слоя, типе геометрии и количестве объектов слоя, возможностях редактирования
слоя. Раздел Границы предоставляет информацию о границах содержимого слоя, а раздел Система координат
слоя предоставляет информацию о его системе координат. Это быстрый способ получить информацию о слое,
но редактирование метаданных пока еще невозможно .

3.4.10. Действия

QGIS позволяет выполнять действия с использованием атрибутов элемента. Эту вкладку можно использовать
для выполнения любого количества действий, например, запуск программы с параметрами, взятыми из
атрибутов элемента, или передача параметров в веб-утилиту генерации отчётов.

Действия могут быть полезными при частом запуске внешнего приложения или просмотра веб-страницы,
которая зависит от одного или нескольких значений вашего векторного слоя. Примером может служить
выполнение поиска по значению атрибута. Эта концепция обсуждается ниже.

Задание действий

Действия с использованием атрибутов задаются в диалоге

Свойства слоя

. Чтобы задать действие, от-

кройте диалог

Свойства слоя

векторного слоя и перейдите во вкладку Действия . Укажите наглядное

имя для действия. Действие само по себе должно содержать имя приложения, которое запустится при вызове
действия. Вы можете добавить одно или несколько атрибутивных полей в качестве аргументов запускаемого
приложения. Когда действие вызовется, любое множество символов, начинающихся с %, за которым следует
имя поля, будет заменено на соответствующее значение этого поля. Специфические символы %% заменяются
значением поля, которое выбирается из результатов идентификации или атрибутивной таблицы (см. Раздел
«Использование действий»). Для группировки текста в единый аргумент программы, скрипта или коман-
ды можно использовать двойные кавычки. Двойные кавычки игнорируются в случае, если им предшествует
символ обратного слеша.

Если какие-то из имен полей являются подстроками других имен полей (например,

col1

и

col10

), вам следует

указать это, заключив имя поля (и символ %) в квадратные скобки (например,

[%col10]

). Это позволит не

путать поле

%col10

с полем

%col1

и

0

на конце. QGIS удаляет скобки во время замены названия поля на

его значение. Если вы хотите, чтобы замещенное поле было заключено в квадратные скобки, используйте
сигнатуру наподобие этой:

[[%col10]]

.

Диалог

Результаты идентификации

включает в себя элемент

(Выведенные)

, содержащий соответствую-

щую типу слоя информацию. Значения этого элемента можно получить схожим с другими полями образом —
поставив перед именем наследуемого поля

(Выведенные).

. Например, точечный слой имеет поля

X

и

Y

, значе-

ния этих полей можно использовать в действии в качестве параметров

%(Выведенные).X

и

%(Выведенные).Y

.

Наследуемые атрибуты доступны только из диалога

Результаты идентификации

, и, соответственно,

недоступны из диалога

Таблица атрибутов

.

Покажем два тестовых действия: (

, KDE )

konqueror http://www.google.com/search?q=%nam

konqueror http://www.google.com/search?q=%%

В первом примере вызывается веб-браузер konqueror и передается URL, который необходимо в нем открыть.

56

3.4.10. Действия

URL выполняет поиск в Google по значению поля

nam

нашего векторного слоя. Обратите внимание, что

запускаемое приложение или вызываемый скрип должны находиться в текущей директории, иначе вы долж-
ны указывать полный путь. Чтобы убедиться, что действие выполнится правильно, мы можем переписать
первый пример как:

/usr/bin/konqueror http://www.google.com/search?q=%nam

. Это обеспечит запуск

приложения konqueror при вызове действия.

Второй пример использует нотацию %%, которая не замещает ни одно поле его значением. Когда действие
вызывается, %% замещается значением выбранного поля результатов идентификации или таблицы атрибу-
тов.

Использование действий

Действия вызываются либо из диалогов

Результаты идентификации

или

Таблица атрибутов

(вы-

звать эти диалоги можно, нажав на

Определить объекты

или

Открыть таблицу атрибутов

). Чтобы вызвать действие, щёлкните правой кнопкой мыши на записи и выберите действие из контекстно-
го меню. Действия указаны в контекстном меню с именами, которые вы им назначили во время задания
действий. Щёлкните на действии, которое вы хотите вызвать.

Если вы вызываете действие, использующее нотацию %%, выполните правый щелчок на значении поля,

которое вы хотите передать приложению или скрипту, в диалоге

Результаты идентификации

или в

диалоге

Таблица атрибутов

.

Здесь приведен другой пример, иллюстрирующий процесс записи данных векторного слоя в файл с использо-

ванием bash и комманды

echo

(так что он будет работать только в

или (возможно)

). Используемый в

примере слой имеет поля имени

taxon_name

, широты

lat

и долготы

long

. Для того чтобы записать значения

этих полей в текстовый файл, необходимо вызвать следующее действие:

bash -c "echo \"%taxon_name %lat %long\" >> /tmp/species_localities.txt"

После вызова этого действия для нескольких записей таблицы, результирующий файл будет выглядеть при-
мерно так:

Acacia mearnsii -34.0800000000 150.0800000000
Acacia mearnsii -34.9000000000 150.1200000000
Acacia mearnsii -35.2200000000 149.9300000000
Acacia mearnsii -32.2700000000 150.4100000000

В качестве упражнения мы создадим действие, выполняющее поиск в Google по слою

lakes

. Для начала,

нам необходимо указать URL, необходимый для выполнения поиска по ключевому слову. Это легко сделать,
просто перейдя на сайт Google и выполнив простой поиск, затем необходимо скопировать URL из адресной
строки вашего браузера. Итак, мы видим, что формат имеет вид:

http://google.com/search?q=qgis

где

QGIS

— это ключевое слово поиска. Имея в виду эту информацию, мы можем продолжать:

1. Убедитесь, что слой

lakes

загружен.

2. Откройте диалог

Свойства слоя

, сделав двойной щелчок на слое в легенде или щёлкнув правой

кнопкой мыши и выбрав Свойства

I

в контекстном меню.

3. Перейдите на вкладку Действия .

4. Введите имя действия, например,

Google Search

.

5. Для действия нам нужно задать имя внешней запускаемой программы. В этот раз мы будем использо-

вать веб-браузер Firefox. Если программы нет в текущей директории, необходимо задать полный путь
к ней.

6. Следом за именем внешнего приложения добавьте URL, используемый для выполнения поиска в Google

(но не указывайте параметр поиска):

http://google.com/search?q=

7. Теперь текст в поле Действие должен выглядеть так:

firefox

http://google.com/search?q=

8. Щёлкните на выпадающем списке, содержащем имена полей слоя

lakes

. Он расположен непосред-

ственно слева от кнопки Вставить поле .

57

3.4. Свойства векторного слоя

9. Выберите в списке Поле, содержащее подписи

NAMES

и нажмите Вставить поле .

10. Теперь текст вашего действия выглядит так:

firefox

http://google.com/search?q=%NAMES

11. И, наконец, нажмите кнопку Вставить действие .

Теперь действие создано и готово к использованию. Окончательный текст действия должен выглядеть так:

firefox

http://google.com/search?q=%NAMES

Теперь мы можем использовать это действие. Закройте диалог

Свойства слоя

и приблизьтесь к области

интереса. Убедитесь, что слой

lakes

активный и выберите озеро. В окне результатов вы теперь видите, что

ваше действие показывается:

Рис. 3.21.:

Выделите элемент и выберите действие

Во время вызова действия запустится Firefox и откроется URL

http://www.google.com/search?q=

Tustumena

Также возможно добавить дополнительные поля к действию. Следовательно, вы можете доба-

вить «+» в конец текста действия, выбрать другое поле и нажать кнопку Вставить поле . В нашем примере
более нет доступных полей, по которым был бы смысл проводить поиск.

Вы можете задать несколько действий для слоя и каждое из них будет показано в диалоге

Результаты идентификации

.

Существует множество применений действий. Например, если у вас есть точечный слой, который содержит
информацию о пути к изображениям или фото, вы можете создать действие запуска приложения, с помощью
которого можно просматривать изображения. Вы также можете использовать действия для генерации веб-
отчётов об атрибутивном поле или комбинации полей, задавая их в схожей манере, как мы это делали в
примере поиска в Google.

3.4.11. Наложение диаграмм

Вкладка Наложение диаграмм

позволяет вам осуществлять наложение графики на векторный слой. Чтобы

сделать эту функцию доступной, откройте «Менеджер модулей» и выберите модуль «Наложение диаграмм».
После этого в диалоге

Свойства слоя

векторного слоя появится новая вкладка, в которой можно задать

настройки диаграмм (см. Рисунок

3.22

).

Текущая реализация предоставляет поддержку круговых диаграмм, столбчатых диаграмм, пропорциональ-
ных SVG-символов, а также линейного масштабирования в зависимости от атрибута классификации. Мы
продемонстрируем пример наложения столбчатой диаграммы некоторых климатических температурных дан-
ных векторного слоя «climate» на cлой «alaska». Оба векторных слоя являются частью демонстрационного
набора данных QGIS (см. Раздел

1.4

).

1. Для начала нажмите на иконку

Загрузить векторный слой , просмотрите директорию демон-

страционного набора данных QGIS и загрузите два слоя

alaska.shp

и

climate.shp

.

2. Сделайте двойной щелчок на слое

climate

в легенде карты и откройте диалог

Свойства слоя

.

58

Рис. 3.22.:

Диалог свойств векторного слоя с вкладкой «Наложение диаграмм»

3. Перейдите во вкладку Наложение диаграмм , нажмите флажок «Включить диаграммы», затем вы-

берите Столбчатая

в качестве типа диаграммы.

4. Мы хотим отображать значения трёх колонок в диаграмме

T_F_JAN, T_F_JUL

и

T_F_MEAN

. Для нача-

ла выберите

T_F_JAN

в качестве атрибута и нажмите кнопку Добавить атрибут , затем

T_F_JUL

и,

наконец,

T_F_MEAN

.

5. Для линейного масштабирования размера диаграммы мы зададим

T_F_JUL

в качестве атрибута клас-

сификации.

6. Теперь нажмите на кнопку Найти максимальное значение , выберите значение размера и единицы

измерения, и нажмите кнопку Применить

для отображения диаграммы в главном окне QGIS.

7. Теперь можно настроить размер диаграммы или изменить цвет атрибутов, сделав двойной щелчок на

значениях цветов в поле атрибутов. Смотрите Рисунок

3.23

в качестве иллюстрации.

8. Наконец, нажмите кнопку Ok .

3.5. Редактирование

QGIS предоставляет разнообразные возможности для редактирования векторных данных OGR, PostGIS и
Spatialite.

Примечание

— процедура редактирования данных GRASS имеет свои отличия — подробнее см.

Раздел

7.7

.

Совет QGIS 14

Параллельное редактирование

Данная версия QGIS не различает между собой нескольких пользователей, одновременно редактирующих
одни и те же данные. Сохраняются изменения того пользователя, который сохранил их последним.

3.5.1. Настройка порога прилипания и радиуса поиска

Перед началом редактирования узлов необходимо установить величину порога прилипания и радиуса поиска,
что позволит оптимизировать редактирование геометрии векторных слоёв.

Порог прилипания

Порог прилипания — это расстояние, используемое QGIS для

поиска

ближайшего узла и/или сегмента, к кото-

рому надо присоединиться при создании нового узла или передвижении уже существующего. Если превысить

59

3.5. Редактирование

Рис. 3.23.:

Диаграмма температурных данных, наложенная на карту

порог прилипания, то при нажатии кнопки мыши узел будет создан «в стороне», вместо того, чтобы быть
привязанным к уже существующему узлу и/или сегменту. Величина порога прилипания оказывает влияние
на функционирование всех инструментов программы, связанных с величинами допуска.

1. Общая для всего проекта величина порога прилипания устанавливается в

Установки

Параметры

(Для Mac: QGIS

Настройки, для Linux: Редактирование

Параметры ). На вкладке Оцифровка можно установить режим прилипания по умолчанию: к вер-

шинам, к сегментам, или к вершинам и сегментам. Также можно определить значения по умолчанию
для единиц измерения порога прилипания и радиуса поиска. Эти величины могут быть установлены
как в единицах карты, так и в пикселах. Преимущество использования пикселов в качестве единиц за-
ключается в том, что при зуммировании порог прилипания не будет изменяться. В нашем небольшом
проекте оцифровки (по рабочему набору данных Alaska) мы установили в качестве единицы порога при-
липания фут. Ваши результаты могут отличаться, но величины, близкие к 300 футов, дают приемлемые
результаты при работе в масштабе 1:10 000.

2. Величина порога прилипания для отдельного слоя устанавливается в Установки

(или Файл )

Свойства проекта. . . . На вкладке Общие , в секции

Оцифровка

нажмите на

Параметры прилипания. . .

для включения и настройки режима и порога прилипания для каждого

слоя (см. Рисунок

3.24

).

Обратите внимание, что величина порога прилипания для отдельного слоя доминирует над общим поро-

гом прилипания, установленным на вкладке Оцифровка . Таким образом, если надо отредактировать один
слой и прилепить его вершины к другому слою, необходимо активировать прилипание

прилипание к

для

слоя, затем снизить общий порог прилипания для проекта до меньшего значения. Кроме того, прилипание
невозможно для слоя, не активизированного в диалоговом окне параметров прилипания, независимо от па-
раметров общего прилипания. Поэтому необходимо убедиться, что у слоя, к которому необходимо применить
прилипание, стоит флажок.

Радиус поиска

Радиус поиска — это расстояние, используемое QGIS для

поиска

ближайшей вершины, которую вы пытаетесь

переместить, щелкая кнопкой мыши по карте. За пределом радиуса поиска QGIS не сможет найти и выделить

60

3.5.2. Масштабирование и прокрутка карты

Рис. 3.24.:

Установка параметров прилипания для отдельного слоя

какую-либо вершину для последующего редактирования, о чем сообщит всплывающее окно предупреждения.
Порог прилипания и радиус поиска устанавливаются в единицах карты или пикселях, для того, чтобы устано-
вить приемлемые значения, лучше всего с ними поэкспериментировать. Если установлен слишком большой
порог, QGIS может прилепиться к неверной вершине, особенно, если работа идет с большим количеством
близко расположенных вершин. Однако слишком маленький порог не позволит обнаружить какой-либо объ-
ект.

Радиус поиска для редактирования вершин в единицах слоя устанавливается на вкладке Оцифровка , рас-

положенной в меню Установки

Параметры . Там же устанавливается общий для всего проекта

порог прилипания.

3.5.2. Масштабирование и прокрутка карты

Перед редактированием слоя следует увеличить район исследований на карте. Это спасёт от ожидания про-
рисовки всех вершин слоя.

Помимо использования кнопок

Прокрутка карты

и

Увеличить /

Уменьшить

на пане-

ли инструментов, навигация также может осуществляться с помощью «колеса» мыши, клавиши «Пробел»
и стрелок.

Зуммирование и прокрутка карты с помощью «колеса» мыши

Нажатие и удержание «колеса» мыши во время редактирования позволяет перемещать карту в пределах
основного окна, а его прокручивание приводит к масштабированию карты. Для увеличения необходимо рас-
положить курсор мыши внутри площади карты и крутить «колесо» вперед (от себя), для уменьшения — назад
(к себе). Положение курсора мыши является центром области зуммирования. Можно настроить режим зумми-

рования «колесом» мыши, используя вкладку Инструменты в меню Установки

Параметры

I

.

Прокрутка карты с помощью стрелок

Прокрутка карты во время редактирования возможна с помощью стрелок. Расположите курсор мыши внутри
площади карты и нажмите на правую стрелку для перемещения на восток, на левую стрелку для перемещения
на запад, стрелку вверх для перемещения на север и стрелку вниз для перемещения на юг.

Также возможно использовать клавишу «Пробел» для временного замещения мыши при прокрутке карты.
Нажатие стрелок клавиатуры «Вверх» и «Вниз» приведет к увеличению и уменьшению карты, не прерывая
процесса оцифровки.

Топологическое редактирование

Кроме установки параметров прилипания для отдельного слоя, на вкладке Общее из меню Установки

Свойства проекта. . .

можно установить топологическое редактирование. В группе опций по Оцифровке

можно активировать

Включить топологическое редактирование

и/или также активировать

61

3.5. Редактирование

Предотвращать пересечение новых полигонов .

Включение топологического редактирования

Опция

Включить топологическое редактирование

предназначена для редактирования и управления об-

щими границами в мозаике полигонов. QGIS «определяет» общие границы в мозаике полигонов. При изме-
нении положения вершины одного полигона QGIS позаботится о том, чтобы положение вершины соседнего
полигона изменилось соответственно.

Предотвращение пересечения новых полигонов

Следующая топологическая опция называется

Предотвращение пересечения новых полигонов

и позво-

ляет избежать пересечений в мозаике полигонов, что ускоряет редактирование смежных полигонов. Если один
полигон уже существует, с помощью этой функции можно оцифровать новый с пересечением первого, и QGIS
обрежет второй полигон по общей границе. Основное преимущество заключается в том, что пользователи не
должны цифровать все вершины по границе смежных полигонов.

3.5.3. Редактирование существующего слоя

По умолчанию, QGIS подгружает слои, делая их доступными только для чтения: это защита от непред-
намеренного редактирования слоя, что случается, например, при неловком движении «мышкой». Однако,
можно установить редактирование любого слоя при условии, если на это имеется соответствующее разре-
шение, и основной источник данных имеет возможность записи (т. е. эти файлы доступны не только для
чтения). Редактирование слоев наиболее универсально, если используются источники данных, основанных
на PostgreSQL/PostGIS.

Все возможности редактирования векторных слоев разделены между панелями инструментов оцифровки и
дополнительным функциям оцифровки, описанных в Разделе

3.5.4

Их можно активировать и деактивировать

в меню Вид

Панели инструментов

I

. Используя основные инструменты для оцифровки, можно

выполнять следующие функции:

Иконка

Назначение

Иконка

Назначение

Режим редактирования

Создать точку

Создать линию

Создать полигон

Переместить объект

Редактирование узлов

Удалить выделенное

Вырезать объекты

Копировать объекты

Вставить объекты

Сохранить изменения

Таблица 3.2.:

Основные инструменты редактирования векторного слоя

Любое редактирование начинается с выбора функции

Режим редактирования . Эта опция доступна из

контекстного меню после щелчка правой кнопки мыши по легенде слоя.

Также,

чтобы

начать

или

закончить

редактирование,

можно

использовать

кнопку

Режим редактирования

на панели инструментов по оцифровке. После того, как слой стал ре-

дактируемым, над каждой вершиной появятся специальные маркеры и станут доступными кнопки с
дополнительными функциями из панели инструментов.

Совет QGIS 15

Регулярное сохранение

Не забывайте переключать

Режим редактирования

регулярно. Это позволит не только сохранить

последние изменения, но и удостовериться, что источники данных могут принять все сделанные изменения.

62

3.5.3. Редактирование существующего слоя

Добавление объектов

Можно использовать кнопки на панели инструментов:

Создать точку ,

Создать линию

или

Создать полигон , чтобы переключить QGIS в режим редактирования.

Для каждого объекта сначала идет оцифровка формы, а затем добавляются атрибуты. Чтобы начать оциф-
ровку и создать первую точку нового объекта, надо нажать левой кнопкой мыши в области карты.

Для продолжения линий и полигонов надо продолжать нажимать на левую кнопку мыши для создания
каждого дополнительного узла. Чтобы закончить редактирование объекта, просто щелкните правой кнопки
мыши в любом месте карты. Это подтверждение того, что редактирование данного объекта окончено.

В процессе редактирования будет появляться окно атрибутов, позволяя тем самым вводить информацию
для нового объекта. Рисунок

3.25

показывает ввод атрибутов для вымышленной реки Аляски. В вкладке

Оцифровка

из меню Установки

Параметры

I

можно также активировать функцию

Не показывать всплывающее окно ввода атрибутов для каждого создаваемого объекта .

Рис. 3.25.:

Диалог ввода атрибутивных значений после оцифровки нового объекта

С помощью опции

Переместить объект

на панели инструментов можно двигать созданные объекты.

Совет QGIS 16

Типы значений атрибутов

При редактировании shape-файла типы атрибутов проверяются во время ввода. Поэтому невозможно ввести

числовое значение в текстовое поле диалога

Атрибуты

или наоборот. Если это сделать все же необходимо,

то следует отредактировать атрибуты на следующем шаге в диалоге

Таблица атрибутов

.

Редактирование узлов

Как для слоев данных PostgreSQL/PostGIS, так и для слоев, состоящих из shape-файлов,

Редактирование узлов

предоставляет возможности изменения узлов объектов, аналогичные имею-

щимся в программах CAD. Можно выделить сразу множество вершин и перемещать, добавлять или уда-
лять их все вместе. Инструмент редактирования узлов работает с включенной функцией перепроецирования
«на лету», а также поддерживает топологическое редактирование объектов. Этот инструмент, в отличие от
остальных инструментов Quantum GIS, довольно «настойчивый»: так, когда некоторая операция выполнена,
инструмент продолжает оставаться активным, а объект выделенным. Если инструмент редактирования узлов
не может обнаружить объекты, на дисплей выдается предупреждение.

Важно правильно установить Установки

Параметры

Оцифровка

Радиус поиска 10

, значение должно быть больше нуля. В противном случае QGIS не распознает ре-

дактируемую вершину.

63

3.5. Редактирование

Совет QGIS 17

Маркировка Вершин

Данная версия QGIS поддерживает три типа маркировки вершин — полупрозрачный круг, крест и «без мар-

кера». Чтобы изменить стиль маркировки, выберите

Параметры

из меню Установки

и на вкладке

Оцифровка

выберите подходящий тип.

Основные операции

Включите инструмент

Редактирование узлов и выделите объект простым нажатием на него. На месте

каждой вершины этого объекта появятся красные рамки. Это основной инструмент выделения объектов. Его
функциональные возможности следующие:

Выделение вершин

: Выделение узла происходит простым нажатием по нему кнопкой мыши, при этом

цвет рамки изменится на синий. Чтобы выделить несколько узлов одновременно, надо удерживать
клавишу

Shift

. Нажатие на

Ctrl

используется для инвертирования выделения узлов (выделенные

узлы становятся невыделенными и наоборот). Также несколько узлов одновременно можно выделить,
если нажать кнопкой мыши где-нибудь в стороне от объекта и очертить прямоугольную область вокруг
интересующего множества вершин. Или просто нажать на отрезок линии и оба смежных узла будут
выделены.

Добавление узлов

: Добавить узлы также просто. Двойной щелчок мыши рядом с отрезком линии

добавит новую вершину рядом с положением курсора. Обратите внимание, что вершина появится на
ребре объекта, а не точно в месте курсора,но при необходимости ее можно переместить.

Удаление узлов

: После выделения вершин для их удаления надо нажать клавишу

Delete

, вершины

будут удалены. Обратите внимание, что, согласно стандарту Quantum GIS, необходимое количество
узлов для каждого типа объекта все же останется. Чтобы полностью удалить объект, надо использовать
другой инструмент.

Перемещение узлов

: Выделите все вершины, которые собираетесь перемещать. Все выделенные вер-

шины будут перенесены в направлении курсора. Если активна функция прилипания, все вершины могут
перескочить на ближайшие узлы или линии.

При отпускании кнопки мыши все изменения будут сохранены и появятся в диалоге отмены. Запомните, что
все операции поддерживают топологическое редактирование, когда оно включено. Перепроецирование «на
лету» также поддерживается.

Вырезать, копировать и вставить объекты

Выделенные объекты можно удалять, копировать и вставлять из слоя в слой одного проекта QGIS при усло-

вии, что для них включен

Режим редактирования .

Объекты также можно вставить во внешние приложения в виде текста: объекты отражаются в формате CSV,
где их геометрия передается форматом OGC Well-Known Text (WKT).

Однако в настоящей версии QGIS текстовые объекты из внешних приложений QGIS не могут быть добав-
лены в слой QGIS. Когда же может пригодиться функция копирования и вставки? Оказывается, возможно
редактирование нескольких слоев одновременно и копирование/вставка объектов между ними. Для чего это
может понадобиться? Предположим, необходимо поработать со слоем озер, в котором интересует только одно
или два озера, а не все 5 000, как, например, в нашем слое

big_lakes

. Тогда можно создать новый слой и,

используя операции копирование/вставка, переместить в него нужные озера.

Рассмотрим пример копирования отдельных озер в новый слой:

1. Загрузить слой, из которого вы собираетесь копировать (исходный слой)

2. Загрузить или создать слой, в который вы будете копировать (целевой слой)

3. Начать редактирование целевого слоя

4. Активировать исходный слой щелчком мыши по нему в легенде

5. Используя инструмент

Выбрать объекты , выделить объект(ы) в исходном слое

6. Выбрать инструмент

Копировать объекты

64

3.5.4. Дополнительные функции оцифровки

7. Сделать активным целевой слой, щелкнув по нему в легенде кнопкой мыши

8. Нажать

Вставить выделенные объекты

9. Завершить редактирование и сохранить изменения

Что случится, если исходный и целевой слой имеют разную структуру (названия полей и их типы отличают-
ся)? QGIS заполнит совпадающие поля и проигнорирует остальные. Если результат копирования атрибутов
в целевой слой не имеет значения, то становится неважно, в каком виде они там будут представлены. Если
в целевом слое необходимо сохранить все с точностью — объекты и их атрибуты, необходимо убедиться, что
структуры исходного и целевого слоя совпадают.

Совет QGIS 18

Соответствие вставляемых объектов

Если исходный и целевой слой находятся в одинаковой проекции, тогда геометрия вставленных объектов
будет идентична исходному слою. Однако если целевой слой находится в проекции, отличной от исходной,
тогда QGIS не гарантирует идентичность геометрии. Это происходит по причине незначительных ошибок
округления, неизбежных при переходе от одной проекции к другой.

Удаление выделенных объектов

Если надо удалить весь полигон, вначале его необходимо выделить, используя обычный инструмент

Выбрать объекты . Также можно выделить несколько объектов для удаления. После выбора соответ-

ствующих объектов используйте инструмент

Удалить выделенное , объекты будут удалены.

Инструмент

Вырезать выделенные объекты

на панели инструментов по оцифровке также может

использоваться для удаления объектов. Это действительно удаляет объекты, но также помещает их в «про-
странственный буфер». Таким образом, вырезание объектов приводит к их удалению. Затем можно исполь-

зовать инструмент

Вставить выделенные объекты , чтобы вернуть их обратно. Это дает возможность

отменить выполненное удаление объекта. Операции вырезания, копирования и вставки работают только на
выделенных объектах, это означает, что можно работать с несколькими объектами одновременно.

Совет QGIS 19

Поддержка удаления объектов

Когда редактируется shape-файл, удаление объектов из него возможно, если QGIS использует версию GDAL
1.3.2 или выше. Версии QGIS для операционных систем OS X и Windows, доступные для скачивания на
официальном сайте, сделаны с использованием версии GDAL 1.3.2 или выше.

Сохранение отредактированных слоев

Когда слой находится в режиме редактирования, любые изменения сохраняются только в памяти QGIS.
Поэтому они не сохраняются непосредственно на диск. Если необходимо сохранить изменения в текущем слое

и при этом продолжать его редактирование, нужно просто нажать на кнопку

Сохранить изменения

. Если выключить режим редактирования нажав на

Режим редактирования

(или просто выйти из

QGIS), то появится запрос, хотите вы сохранить изменения или нет.

Если изменения не могут быть сохранены (например, диск полон или атрибуты имеют неверное значение),
QGIS сохранит их в своей памяти. Это позволит откорректировать изменения и попробовать еще раз.

Совет QGIS 20

Целостность данных

Создание резервной копии данных перед началом редактирования — это всегда хорошая идея. Несмотря на
то, что авторы QGIS сделали все возможное для сохранения ваших данных, они по-прежнему не дают никаких
гарантий в этом отношении.

65

3.5. Редактирование

Иконка

Назначение

Иконка

Назначение

Отменить

Вернуть

Упростить объект

Добавить кольцо

Добавить часть

Удалить кольцо

Удалить часть

Корректировать объекты

Разбить объекты

Объединить выбранные объекты

Повернуть значки

Таблица 3.3.:

Дополнительные возможности редактирования векторного слоя

3.5.4. Дополнительные функции оцифровки

Отменить и Вернуть

Инструменты

Отменить

и

Вернуть

позволяют отменить либо вернуть последний или какой-

либо конкретный шаг при редактировании векторных данных. Основной вид операций Отменить/Вернуть
представляет из себя виджет, где показаны все действия (см. Рисунок

3.26

). Этот виджет по умолчанию не

показывается, чтобы он появился, надо нажать правой кнопкой мыши по панели инструментов и кликнуть
по флажку Отменить/Вернуть. Однако функция Отменить/Вернуть активна, даже если виджет не выведен
на экран.

При нажатии кнопки Отменить состояние всех объектов и их атрибутов возвращается на шаг назад. Изме-
нения, произведенные в каком-либо другом месте (например, в одном из модулей), могут иметь неспецифи-
ческие названия для своих операций, которые появляются в этой закладке. Операции можно отменить или
оставить их изменения.

Действия можно отменить простым нажатием на кнопки Отменить

или Вернуть , либо выбрать непо-

средствено на пункт из списка, который хотите отменить. Другая возможность отменить операцию — нажать

на кнопку Отменить/Вернуть

на панели инструментов дополнительных возможностей редактирования.

Упростить объект

Инструмент

Упростить объект

позволяет уменьшить количество вершин объекта, при этом, геомет-

рия объекта не изменяется. Необходимо выделить объект, после чего он будет подсвечен красным и появится
ползунок. При движении ползунка красная опоясывающая линия меняет свою форму, показывая тем самым,
как именно объект будет упрощен. Если нажать кнопку OK , новая упрощенная геометрия будет сохранена.
Если объект не может быть упрощен (например, мультиполигоны), появится всплывающее окно предупре-
ждения.

Добавить кольцо

Можно создать кольцевой полигон, используя функцию

Добавить кольцо

на панели инструментов.

Внутри существующего полигона можно оцифровать последующий полигон, который превратиться в «от-
верстие», таким образом, только оставшаяся область между границами внешнего и внутреннего полигона и
будет кольцевым полигоном.

Добавить часть

Можно использовать

Добавить часть для добавления новых полигонов к мультиполигональным объ-

ектам. Новая полигональная часть должна быть создана за границами мультиполигона.

66

3.5.4. Дополнительные функции оцифровки

Рис. 3.26.:

Отмена и Возврат операций редактирования

Удалить кольцо

Инструмент

Удалить кольцо

позволяет удалять кольцевые полигоны внутри существующей площа-

ди. Этот инструмент работает только с полигональными слоями. Никакик изменений не произойдет, если
инструмент применяется на внешнем контуре полигона. Инструмент может применяться как для полигональ-
ных объектов, так и на мультиполигональных. Перед тем, как выделить вершины кольца, настройте порог
прилипания для вершин.

Удалить часть

Инструмент

Удалить часть

позволяет удалять части мультиполигональных объектов (например, уда-

лить полигон мультиполигонального объекта). Инструмент не сможет удалить последнюю часть объекта. Она
останется нетронутой. Инструмент работает со всеми типами геометрии: точками, линиями, полигонами. Пе-
ред тем, как выделить вершины части, необходимо настроить порог прилипания для вершин.

Корректировать объекты

Можно корректировать форму линий и полигонов, используя инструмент

Корректировать объекты ,

расположенный на панели инструментов. Он удаляет часть линии или полигона между первым и последним
пересечением с исходной линией. При работе с полигонами это может иногда привести к непредсказуемым
результатам. Этот инструмент наиболее пригоден для корректировки небольших частей полигонов. Редакти-
рование нескольких полигональных объектов одновременно невозможно, так как при этом будут создаваться
полигоны с ошибочной геометрией.

Примечание

: Инструмент корректировки объектов может изменять начало кольца полигона или замкнутой

линии. Так, точка, представленная «дважды», больше не будет таковой. Это не должно быть проблемой при
использовании большинства приложений, но, тем не менее, это необходимо иметь в виду.

Разбивка объектов

Можно разбить объекты, используя инструмент

Разбить объекты

на панели инструментов. Чтобы

разбить объект, просто нарисуйте линию через него.

67

3.5. Редактирование

Объединить выделенные объекты

Инструмент

объединить выделенные объекты позволяет объединять объекты, которые имеют общие

границы и атрибуты.

Повернуть значки

Инструмент

Повернуть значки

позволяет изменить поворот точечного символа на карте, если задано

вращение по столбцу атрибутивной таблицы точечного слоя на вкладке Символика из меню свойств слоя —

Свойства

. В другом случае инструмент будет неактивным.

Рис. 3.27.:

Поворот точечного символа

Чтобы повернуть объект, выделите точечный объект на карте и вращайте его, удерживая нажатой левую
кнопку мыши. При этом будет отображаться красная стрелка с величиной угла поворота (см. Рисунок

3.27

).

Когда вы отпустите левую кнопку мыши, в таблице атрибутов обновится значение.

Примечание

: Если удерживать кнопку

Ctrl

нажатой, поворот будет осуществляться с шагом 15 градусов.

3.5.5. Создание новых слоёв в формате shape-файл и Spatialite

QGIS позволяет создавать новые shape-файлы и слои Spatialite. Создание новых слоев GRASS осуществляется
с помощью расширения GRASS. Для более подробной информации по созданию слоев GRASS обратитесь к
Разделу

7.6

.

Создание нового shape-файла

Чтобы

создать

новый

редактируемый

shape-файл,

выберите

Создать

Создать новый shape-файл

из меню

Слой

. Появится диалог

Новый векторный слой

,

как показано на Рисунке

3.28

Выберите тип слоя (точка, линия или полигон).

Обратите внимание, что QGIS пока еще не поддерживает создание объектов в размерности 2.5D (т. е. объектов
с координатами X, Y, Z), кроме того, не поддерживается создание объектов с линейной системой координат
(координата M). В настоящее время можно создавать только shape-файлы. В будущих версиях QGIS будет
поддерживаться создание любых слоев типов OGR или PostgreSQL.

В завершении создания shape-файла следует добавить желаемые атрибуты. Для этого надо нажать на

кнопку Добавить

и задать имя и тип атрибутов. Поддерживаются только следующие типы атрибутов:

Тип

Текст

, Тип

Целое число

, и Тип

Десятичное число

. Дополнительно, в со-

ответствии с выбранным типом атрибута, можно определить размер и точность для нового поля атрибутов.
Как только все необходимые параметры заданы, нажмите кнопку OK

и задайте имя для выходного shape-

файла. QGIS автоматически добавит к имени файла расширение

.shp

. После того, как shape-файл создан,

он будет добавлен в карту и доступен для обычного редактирования, как описано в Разделе

3.5.3

выше.

68

3.5.6. Работа с таблицей атрибутов

Рис. 3.28.:

Диалог создания нового shape-файла

Создание нового слоя SpatiaLite

Чтобы

создать

новый

редактируемый

слой

SpatiaLite,

выберите

Создать

Создать слой SpatiaLite

из меню

Слой

. Появится диалог

Создать слой SpatiaLite

, как

показано на Рисунке

3.29

.

Первый шаг — выбрать существующую базу данных SpatiaLite или создать новую. Загрузить существующую
базу данных можно, нажав на кнопку ...

справа от поля имени для базы данных. Затем следует задать имя

новому слою и определить тип слоя и EPSG SRID. По желанию можно выбрать

создать первичный ключ с автоматическим приращением .

Чтобы задать таблицу атрибутов для нового слоя SpatiaLite, добавьте имена и определите соответствующие

типы данных для новых столбцов таблицы, затем нажмите кнопку Добавить . В завершение нажмите кнопку

OK . QGIS автоматически добавит новый слой в легенду, и он будет доступен для обычного редактирования,

как описано в Разделе

3.5.3

выше.

В диалоговом окне создания слоя SpatiaLite можно создать несколько слоев, нажимая на кнопку Apply ,
при этом нет необходимости закрывать диалоговое окно.

3.5.6. Работа с таблицей атрибутов

Таблица атрибутов представляет объекты выделенного слоя. Каждая строка таблицы соответствует одному
объекту на карте и отражает его атрибуты в столбцах. Объекты в таблице можно искать, выделять, переме-
щать и редактировать.

Чтобы открыть таблицу атрибутов векторного слоя, необходимо сделать его активным, нажав по нему кноп-

кой мыши в легенде карты. Затем в меню Слой

выберите

Открыть таблицу атрибутов . Также можно

открыть таблицу атрибутов, щелкнув по слою в легенде правой кнопкой мыши, и выбрав

Открыть таблицу атрибутов

из выпадающего меню. Откроется новое окно, в котором будут представ-

лены атрибуты для каждого объекта слоя (cм. Рисунок

3.30

). Количество объектов указано в заголовке

атрибутивной таблицы.

69

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     3      4      5      6     ..