Региональный доклад О состоянии окружающей среды Кировской области в 2016 году - часть 11

 

  Главная      Учебники - Разные     Региональный доклад О состоянии окружающей среды Кировской области в 2016 году

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     9      10      11      12     ..

 

 

Региональный доклад О состоянии окружающей среды Кировской области в 2016 году - часть 11

 

 

4.7. Комплексный экологический мониторинг окружающей среды 

162

 

 

(ПДК=0,1 мг/л). Наибольшее содержание отмечалось в скважине № 7, расположенной южнее 
захоронения и в скважинах №8 и № 9, расположенных юго-восточнее захоронения. 

 

 В первом и третьем кварталах текущего года в подземных водах скважин отмечались 

повышенные  концентрации  по  железу,  максимальные  значения  регистрировались  в  первом 
квартале: в скв. № 6 – 87 мг/л (превышение в 290 раз), в скв. № 7 – 198 мг/л, (превышение в 660 
раз), в скв. № 8 155 мг/л (превышение в 516,7 раза), в скв. № 9 – 61 мг/л (превышение в 203,3 
раза). В результате проведенной в мае 2016 чистки наблюдательных скважин качество воды во 
втором квартале улучшилось, по сравнению с началом года. Но в третьем квартале в скважинах 
вновь отмечалось высокое содержание железа и марганца. 

 

 Превышений по содержанию фенолов в течение года не зафиксировано. 

 

 По всем наблюдаемым водоносным горизонтам содержание мышьяка, ртути, формаль-

дегида, γ-ГХЦГ, 2,4-Д и ДДТ составляло менее нижнего предела обнаружения данных веществ. 

В результате комплексного обследования 

водной экосистемы р. Осиновки

 в трех ство-

рах, расположенных в верховье реки, в 1,5 км южнее захоронения (в 800 м ниже по течению от 
ур. Орехово); в устье р. Осиновки, установлено: 

 

 Качество поверхностной воды р. Осиновки, без учета содержания железа и марганца, 

в большинстве отобранных проб всех створов, по сравнению с прошлым годом, улучшилось с 4 
класса «загрязненных» вод до 3 класса качества «умеренно-загрязненных» вод. 

 

 В перечень показателей, по которым зафиксированы превышения ПДК

р/х

, входят: ионы 

аммония,  железо,  медь,  фенолы,  марганец  и  органические  вещества,  выраженные  в  ХПК 
и БПК

5

 

 Повышенное содержание растворенных форм железа и марганца отмечалось на протя-

жении всего года в каждой отобранной пробе поверхностных вод р. Осиновка. Максимальные 
значения  железа  растворенного  для  створов  1  и  2  отмечались  в  мае  и  равны  соответственно 
10,8 ПДК

р/х

  (1,08  мг/л)  и  7,8  ПДК

р/х

  (0,78  мг/л);  в  третьем  створе  –  в  сентябре  и  равна 

17,4 ПДК

р/х

 (1,74 мг/л). К концу года содержание железа снизилось. Экстремально высокое со-

держание по марганцу растворенному (кратность превышение более 50 ПДК) в 2016 году реги-
стрировалось  только  во  втором  створе  в  мае  месяце  –  превышение  составило  72  ПДК 
(0,72 мг/л). 

 

 Регистрировалось  превышение  допустимой  концентрации  0,001  мг/л  по  растворенной 

форме меди во всех створах на протяжении года. Максимальные значения по данному показа-
телю отмечались в третьем створе в первом квартале и соответствовали 10 ПДК

р/х

 (0,010 мг/л). 

 

 Максимальные значения по иону аммония не превышали уровень четырех ПДК. 

 

 Превышений  ПДК

р/х

  по  содержанию  ртути  в  2016  году  не  зафиксировано  ни  в  одном 

створе на р. Осиновке. 

 

 Во  всех  гидрохимических  створах  концентрация  нитратов,  фосфатов,  сухого  остатка 

в течение всего года не превышала установленные нормативы, содержание таких веществ как 
мышьяк, ртуть, γ – ГХЦГ, 2,4-Д и ДДТ составляло менее нижнего предела обнаружения данных 
веществ. 

 

 В  целом,  по  большинству  исследованных  загрязняющих  веществ  (мышьяк,  железо, 

марганец, нитраты, ртуть) в пробах донных отложений в 2016 году во 2 створе отмечалась тен-
денция  снижения  в  два  и  более  раза,  в  1  и  3  створах  содержание  данных  веществ  несколько 
возросло. 

 

 Превышение установленных почвенных нормативов зафиксировано только по марган-

цу: в створах № 1 и № 2, расположенных в непосредственной близости к ядомогильнику и рав-
но  соответственно  1,3  ПДК  и  1,6  ПДК.  Превышения  установленных  нормативов  для  почв 
в донных отложениях по мышьяку, ртути и меди не отмечалось. Специфические загрязняющие 
вещества (пестициды и их производные) за рассматриваемый период в пробах донных отложе-
ний р. Осиновки не обнаружены. 

 

 По результатам биотестирования донных отложений, отобранных в сентябре 2016 года, 

пробы не оказывают острого токсического действия: выживаемость 

Daphnia  magna Straus

 со-

ставляла  100%.  Отклонение  от  контроля  по 

Scenedesmus  quadricauda  (Turp.)  Breb.

  составляло 

11–16%. 

 

 Бентосные сообщества в верховье реки (створ № 1), не смотря на снижение численно-

сти  и  биомассы  организмов,  сохраняли  количественные  характеристики  в  пределах  средних 
многолетних значений; в целом, их состояние оставалось стабильным. На участке среднего те-

4.7. Комплексный экологический мониторинг окружающей среды 

163

 

 

чения прослеживалось усиление степени угнетения бентоценозов, выражавшееся в сокращения 
таксономического богатства, численности и биомассы гидробионтов и ухудшении биоиндика-
ционных показателей. Состояние донных сообществ в приустьевом створе (створ № 3), несмот-
ря на наметившиеся положительные тенденции продолжало оставаться напряженным. 

 

 Олигохетный индекс Гуднайта и Уитлея, как и в предыдущие годы, возрастал от верхо-

вий к устью, однако, его нарастание было незначительным и не выходило за пределы значений 
второго класса качества воды. В 2016 году по данному показателю отмечено некоторое увели-
чение степени органического загрязнения верхних участков водотока и существенное снижение 
в его приустьевой части. 

В течение 2016 года был произведен отбор проб воды и донных отложений из 

дополни-

тельных створов, расположенных на пруду на р. Осиновке

 

 Результаты исследований поверхностных вод пруда показали повышенное содержание 

органических веществ, выраженных в ХПК (до 5,1 ПДК) и БПК (до 6,1 ПДК).  

 

 Концентрации фенолов в течение всего года периодически превышали установленные 

нормативы и не превосходили 2,3 ПДК, что соответствует среднему уровню загрязнения. 

 

 Кратность  превышение  по  меди  в  наблюдаемых  створах  в  большинстве  проб  не  пре-

вышала 6 ПДК, за исключением мартовской и сентябрьской проб в створе 6, когда были зафик-
сированы экстремально высокие значения – 80 ПДК (0,08 мг/л) и 53 ПДК (0,053 мг/л) соответ-
ственно. 

 

 В основных сворах на р. Осиновка, в пруду отмечалось повышенное содержание желе-

за и марганца. Кратность превышения железа во всех створах в течение года входит в диапазон 
от 9 до 16 ПДК. Содержание марганца изменялось в более широком диапазоне: от 2 до 28 ПДК. 

 

 В пробах воды пруда систематически регистрировалось превышение по иону аммония 

– до 3 ПДК. Дважды регистрировалось превышение в 6 створе по фосфору фосфатов: в марте – 
в 12,5 раз (2,49 мг/л) и в сентябре – в 2,9 раза (0,57 мг/л). В первом полугодии 2016 года во всех 
створах пруда зафиксирована концентрация ртути на уровне ПДК, а в месте водосброса в марте 
регистрировалось превышение в 2 раза. 

 

 Превышений по другим определяемым показателям не обнаружено. 

 

 Качество воды в большинстве отобранных проб на пруду, без учета концентраций же-

леза  и  марганца,  также как  и  в  створах  на  р.  Осиновке,  соответствовало  3  классу  «умеренно-
загрязненных» вод. 

 

 В пробах донных отложений из пруда зафиксировано превышение по марганцу в ство-

рах № 6 и № 7, в 2,1 и 3,8 раза соответственно. Специфические загрязняющие вещества (пести-
циды и их производные) за рассматриваемый период в пробах донных отложений пруда не об-
наружены. 

 

 По результатам биотестирования донных отложений, все пробы из пруда не оказывают 

острого токсического действия: выживаемость 

Daphnia magna Straus

 составило 100%, отклоне-

ние от контроля по 

Scenedesmus quadricauda (Turp.) Breb.

 составляла 14–17%. 

Наблюдения за состоянием 

почв

 в зоне  влияния Кильмезского захоронения ядохимика-

тов на 8-ми ранее определенных площадках мониторинга (ПМ) показали следующие результа-
ты: 

 

 Во  всех  почвенных  образцах  содержание  пестицидов  (ГХЦГ  и  его  изомеры  –  α,  β,  γ, 

ДДТ и 2,4-Д: кислота, ее соли и эфиры) отмечалось ниже чувствительности определения дан-
ных веществ и как следствие, ниже предельно допустимой концентрации. 

 

 Максимальные  концентрации  подвижного  железа  приурочены  к  более  увлажненным 

площадкам мониторинга: более дренированных участков №6 (112 мг/кг) и № 2 (183,62 мг/кг) 
до  сильно  увлажненных  4  и  7  (298,48 мг/кг  и  1748,14  мг/кг  соответственно).  На  остальных 
площадках  наблюдения  (1,  3,  5  и  8),  менее  увлажненных,  содержание  железа  значительно 
меньше – до 50 мг/кг. 

 

 Концентрация подвижной меди на всех участках мониторинга значительно ниже ПДК 

(до 0,3 ПДК), однако, на площадке 1 (крыша захоронения) и на площадке 2 – она более высо-
кая,  чем  в  почвах  на  других  участках.  Содержание  подвижного  цинка  с  превышением  ПДК 
в 2,7 раза (63 мг/кг) отмечается только на крыше ядомогильника, в остальных пробах содержа-
ние цинка не превышает 0,6 ПДК. 

 

 Единичные превышения предельно допустимой концентрации по мышьяку в исследуе-

мых почвенных пробах на низком уровне регистрировались на 1 и 7 площадках: 1,1 и 1,3 ПДК 

4.7. Комплексный экологический мониторинг окружающей среды 

164

 

 

соответственно,  в  нижней  части  органоминеральной  толщи  площадки  7  –  концентрация  на 
мышьяка – уровне ПДК. 

 

 Концентрация ртути во всех пробах ниже ПДК. Во всех почвенных образцах содержа-

ние пестицидов отмечалось ниже чувствительности определения данных веществ и как следст-
вие, ниже предельно допустимой концентрации. 

 

 Результаты экотоксикологического анализа почв по тест-объекту 

Paramecium caudatum

 

характеризуются  допустимой  степенью  токсичности,  за  исключением  почвенной  пробы,  ото-
бранной с площадки № 1 (крышка ядомогильника), где выявлена умеренная степень токсично-
сти. 

 

 В тестах с 

Daphnia magna

 в двух пробах почв: с ПМ №2 (горизонт от 0 до 7 см) и ПМ 

№6 (горизонт от 0 до 18 см) регистрировалось острое токсическое действие. В остальных об-
разцах по данному тест-объекту токсичность не проявлялась. 

Результаты  наблюдений  за  качеством  подземных  и  поверхностных  вод,  почв  и  расти-

тельности на территории, прилегающей к Кильмезскому захоронению ядохимикатов, с макси-
мальными превышениями в течение 2016 года, показаны на рисунке 4.7.13. 

 

 

 

Рис. 4.7.13.  Сеть наблюдения за состоянием объектов окружающей среды  

в районе Кильмезского захоронения ядохимикатов 

 

Наблюдения за состоянием 

растительности

 проводилось как в ходе маршрутного обсле-

дования  территории  ранее  установленной  СЗЗ  Кильмезского  захоронения  ядохимикатов,  так 
и на площадках мониторинга почв с отбором проб растительных образцов. Результаты выпол-
ненных работ в части мониторинга растительности показывают: 

 

 В  2016  году  изменений  внешнего  вида  у  растений  не  зафиксировано  за  исключением 

участка на крыше могильника (ПМ 1), где выявлено снижение продолжительности жизни хвои 
сосны обыкновенной и отмирание отдельных экземпляров этого растения. 

–  По  сравнению  с  2015  годом,  отмечается  снижение  накопления  меди,  цинка  и  ртути 

в хвое сосны. Содержание мышьяка не превышало нижнего предела его обнаружения. 

4.8. Экологическое образование и просвещение населения. Издательская деятельность

 

165

 

 

– Химический анализ листьев камыша лесного с площадок 2, 4, 6 и 7 показал, что в 2016 

году содержание меди и ртути в растительных образцах снизилось, а цинка и мышьяка, наобо-
рот – возросло, по сравнению с 2015 годом. 

–  В  плодах  шиповника,  отобранных  с  площадки  3  отмечается  тенденция  снижения  со-

держания меди, цинка и мышьяка.  

 

 В растительных образцах отсутствуют ГХЦГ–α, γ, ДДТ и метаболиты, а также 2,4 ки-

слота. Исключение составляют листья камыша, отобранные с площадки мониторинга 2, и стеб-
ли хвоща, отобранные с площадки мониторинга 8, в которых был обнаружен ГХЦГ–β в коли-
честве 0,0016 мк/кг и 0,0010 мк/кг соответственно. 

В  соответствии  с  требованием  на  оказание  государственного  задания  КОГБУ  «Вят-

НТИЦМП» проводились работы по поддержанию безопасного технического состояния захоро-
нения и прилегающей территории. 

Натурное  обследование  показало,  что  территория  находится  в  удовлетворительном  со-

стоянии, нарушений почвенного покрова (ям, рытвин, промоин) не обнаружено. Наблюдается 
разрушение в разной степени верхних частей железобетонных оградительных столбов, распо-
ложенных по периметру площадки захоронения, отмечаются разрывы колючей проволоки. На 
площадке ядомогильника и на прилегающей территории в сентябре 2016 года зафиксированы 
квартальные  столбы,  установленные  работниками  Кильмезского  лесничества.  В  четвертом 
квартале  зафиксирован  вырубленный  участок  соснового  леса  в  непосредственной  близости 
к захоронению: в 120 метрах южнее территории захоронения, площадью 0,3 га. 

В 2016 году был выполнен ремонт ограждения по периметру площадки захоронения пу-

тем восстановления колючей проволоки. Также произведена вырубка кустарниковой и древес-
ной растительности в дренажных канавах, примыкающих с северо-запада и юго-запада к пло-
щадке захоронения,  с целью своевременного обнаружения промоин, рытвин, обрушения сте-
нок. 

 

4.8. Экологическое образование и просвещение населения.  

Издательская деятельность  

 
В  2016  году  Координационно-методическим  советом  по  экологическому  образованию, 

воспитанию и просвещению населения Кировской области (далее – Коордсовет) при министер-
стве охраны окружающей среды Кировской области была продолжена работа по координации 
и взаимодействию организаций и учреждений, задействованных в процессе формирования эко-
логической культуры населения области. 

В 2016 году состоялось 7 заседаний Коордсовета, в ходе которых было рассмотрено 24 

вопроса, в том числе: о подготовке к проведению Года экологии в Кировской области; о прове-
дении Дней защиты от экологической опасности на территории области; о проведении второй 
видеоконференции по развитию системы экологического образования и просвещения в Киров-
ской области; об участии Кировской области в конкурсе «Территория формирования экологи-
ческой культуры»; о проведении регионального этапа «Экодетство» всероссийского экологиче-
ского  детского  Фестиваля  «Праздник  Эколят – Молодых  защитников  природы»  в  Кировской 
области.  

В 2016 году Кировская область Советом по сохранению природного наследия Совета Фе-

дерации объявлена территорией Эколят – молодых защитников природы. 19 мая подписано со-
глашение о взаимодействии по развитию на территории Кировской области природоохранных 
социально-образовательных проектов «Эколята-Дошколята», «Эколята» и «Молодые защитни-
ки Природы» между Советом по сохранению природного наследия нации в Совете Федерации 
и  министерствами  охраны  окружающей  среды,  образования  и  культуры  Кировской  области. 
В конце  года  участниками  соглашения  разработана  и  утверждена  совместная 

Комплексная 

программа  тематических  мероприятий

,  направленных  на  развитие  природоохранных  соци-

ально-образовательных  проектов  «Эколята-Дошколята»,  «Эколята»  и  «Молодые  защитники 
Природы» в Кировской области на 2017 год.  

В 2016 году Кировская область стала победителем конкурса «Территория формирования 

экологической культуры». 

С целью информирования специалистов и активизации участия в областных мероприяти-

ях министерством охраны окружающей среды Кировской области и Коордсоветом подготовлен 

4.8. Экологическое образование и просвещение населения. Издательская деятельность

 

166

 

 

и размещен на сайте министерства 

План основных мероприятий

 по экологической культуре 

и просвещению на 2016 год (priroda.kirovreg.ru). 

Самыми значимыми мероприятиями в сфере экологического образования и просвещения 

в 2016 году стали:  

XIV Международный детский экологический форум «Зелѐная планета 2016»;  
вторая  видеоконференция  по  развитию  системы  экологического  образования  и  просве-

щения,  

региональный  этап  «Экодетство»  Всероссийского  экологического  детского  Фестиваля 

«Праздник Эколят – Молодых защитников Природы». 

В апреле

 

2016 года в Правительстве области состоялась

 Видеоконференция

 

по итогам 

развития системы экологического образования и просвещения

 в Кировской области в 2015 

году, организованная министерством охраны окружающей среды Кировской области. Участни-
ками видеоконференции стали порядка 150 человек – представители администраций, организа-
ций образования и культуры  муниципальных образований области. 

Опытом проведения эколого-просветительских и образовательных мероприятий и проек-

тов поделились специалисты из Афанасьевского, Котельничского, Советского районов и горо-
дов Кирова, Кирово-Чепецка и Слободского.  

Были  представлены:  «Проект  «Сохраним  село  чистым  и  зелѐным»,  школа  с.Гордино  

Афанасьевского  района; «Пособие  «География  Котельничского  района»  в  формировании  эко-
логической культуры учащихся», школа п. Комсомольский Котельничского района; «О реали-
зации проекта «Книга о кедре», детский сад № 16 г. Слободского; «Формирование экологиче-
ской культуры учащихся на уроках биологии», школа № 2 г. Советска; «О формировании эко-
логической культуры»,  Центр развития творчества детей и юношества «Лабиринт» г. Кирова; 
«Зелѐная библиотека Вятки», библиотека им. Н. Островского г. Кирово-Чепецка. Информация 
о видеоконференции размещена на сайте министерства охраны окружающей среды Кировской 
области (priroda.kirovreg.ru). 

Анализ  отчетов,  поступивших  из  муниципальных  районов,  городских  округов  области, 

показал, что в большинстве муниципальных образований обсуждение вопросов экологического 
образования и просвещения на муниципальном уровне происходит в рамках работы оргкомите-
тов по подготовке и проведению Дней защиты от экологической опасности. Действуют советы 
по экологии в городах Кирове и Кирово-Чепецке, аналогичная структура есть в Лузском рай-
оне. Структуры по экологическому образованию и просвещению есть в Унинском и Кильмез-
ском районах. Немногочисленны также экологические советы в образовательных организациях, 
например, в Слободском районе в школе в д. Денисовы, в Пижанском районе. В то же время, 
судя по отчетам, только в г. Кирово-Чепецк и в Унинском районе вопросы формирования эко-
культуры обсуждались на заседаниях советов. 

В  подавляющем  большинстве  районов  ведется  работа  по  организации  системы  подго-

товки  работников  образовательных  организаций,  занимающихся  вопросами  экологического 
образования, воспитания  и просвещения, в т.ч. работа методобъединений (РМО, ГМО). В 2016 
году  6  районов  (Белохолуницкий,  Кикнурский,  Немский,  Опаринский,  Фаленский,  Шабалин-
ский) не показали работы по данному направлению, в 2015 году – таких районов было 12.  

Повышение  уровня  квалификации  педагогов  ведется  в  рамках  отдельных  мероприятий 

(семинаров, конференций) или на систематической плановой основе. Традиционно на высоком 
уровне – и по дошкольникам и школьникам – в городах Вятские Поляны, Кирово-Чепецк, Сло-
бодской, причем формы различны – семинары, лекции, мастер-классы, школа авторского мас-
терства, экологический лекторий и пр.  С положительной стороны следует также отметить опыт 
Зуевского, Котельничского, Оричевского районов, г. Кирова. 

Наличие  опорной  образовательной  организации  по  экологии  показали  –  Пижанский,  

Верхнекамский  (МКОУ  СОШ  с  УИОП  г. Кирс),  Котельничский    (МКОУ  Спицынская  СОШ 
п. Ленинская Искра), Советский, Уржумский районы, в 2015 году – только Котельничский рай-
он.  На  уровне  отдельных  образовательных  организаций  показана  работа  с  педагогами  в  Луз-
ском, Орловском, Юрьянском районах (в 3-х школах ведется работа по экообразованию (семи-
нары, педсоветы и пр.). 

Организацию системы подготовки работников учреждений культуры, занимающихся во-

просами экологического просвещения, показали 19 районов. Всего проведено порядка 20 меро-
приятий. Количество участников – 843 человека. 

 

4.8. Экологическое образование и просвещение населения. Издательская деятельность

 

167

 

 

В основном это семинары по развитию системы экологического просвещения в культур-

но-досуговых учреждениях, которые были проведены в 11 районах. В Вятскополянском, Киро-
во-Чепецком,  Мурашинском  районах  провели  семинары  и  методический  день  по  подготовке 
к Году экологии 

Среди  наиболее  интересных  мероприятий:  районный  конкурс  профессионального  мас-

терства  среди  библиотекарей  «Экологический  репортаж»  в  Унинском  районе,  Школа  руково-
дителя  по теме «Экологическое воспитание в контексте библиотечной деятельности» в Юрь-
янском, районный конкурс «Экологии двери открыты» в Санчурском районе, консультация  по 
теме 

 

«Биологическое разнообразие в литературе и кино» в г. Кирово-Чепецке. 

Циклы мероприятий проведены в Кирово-Чепецком районе (семинар, круглый стол, кон-

сультации, презентация экологического ресурса «Экологическое лото» и др.), Вятскополянском 
(методические дни, подготовка к Году экологии), Афанасьевском (семинар, заседания методи-
ческого  совета,  подведение  итогов  конкурсов),  Омутнинском  (методическая  площадка  «Эко-
дайвинг», а также на базе Дворца металлургов - методическая площадка «Экология для всех» 
и экологическая программа «Пешком с мешком»).   

Региональный этап «Экодетство»

 Всероссийского экологического детского фестиваля 

«Праздник Эколят – Молодых защитников Природы!» (далее – Фестиваль) в Кировской облас-
ти включал в себя организацию основного масштабного мероприятия в г. Кирове (далее – Фес-
тиваль в г. Кирове) и проведение мероприятий в муниципальных образованиях области. 

Организаторы Фестиваля  - Координационно-методический совет по экологическому об-

разованию,  воспитанию  и  просвещению  населения  Кировской  области,  министерство  охраны 
окружающей среды и министерство образования Кировской области, Дворец творчества – Ме-
мориал,  при  поддержке  Управления  Росприроднадзора  по  Кировской  области,  министерства 
лесного хозяйства Кировской области, департамента образования администрации города Киро-
ва, администрации муниципальных образований области и отдельные организации и учрежде-
ния образования и культуры. 

Самым  ярким,  масштабным  и  зрелищным  стал  7  июня  Фестиваль  в  г. Кирове  на  базе 

Дворца  творчества  –  Мемориале, 

самого   крупного  государственного  учреждения  дополни-

тельного образования региона.

 

Его  участниками  стали  около  600  детей  из  летних  лагерей  города  Кирова,  победители 

и призеры  детского  экологического  конкурса-фестиваля  «Гимн  воде»  из  районов  области,  не 
считая педагогов и методистов, членов Коордсовета.  

В фойе Дворца и на этажах были оформлены 3 выставки лучших детских работ с эколо-

гических конкурсов и 6 тематических экологических стендов. Методистами Дворца-мемориала 
была подготовлена музыкальная презентация «Как прекрасен этот мир посмотри», показавшая 
детям самые красивые уголки вятской природы. 

Выступления детей на сцене в различных формах и жанрах были посвящены теме охра-

ны природы и воспитанию природолюбия. В программе торжественной части лучшие творче-
ские номера экологической направленности показали коллективы Дворца творчества  – Мемо-
риала,  Дома  детского  творчества  «Радуга»,  Лицея  естественных  наук:  песня  «Васильковая 
страна», танец «Первый полет», демонстрация коллекции одежды «Мягкие лапки, острые ца-
рапки» (вдохновитель коллекции – кошка), экологический мини-спектакль «По Щучьему веле-
нию». Мельников Владимир, учащийся 4 класса КОГОАУ «Лицей естественных наук» расска-
зал об итогах своей исследовательской работы «Использование изображений животных на вят-
ских земельных гербах для изучения истории и природы родного края». 

В рамках торжественной части состоялся прием 7 экологических отрядов в ряды «Эколят 

–  Молодых  защитников  природы  Кировской  области»  с  вручением  тематических  красочно 
оформленных дипломов, вымпелов, клятвы, гимна и значков. А также награждение победите-
лей и призеров XI областного детского экологического конкурса «ГИМН ВОДЕ».

 

В заключе-

ние ребята увидели шоу сумасшедшего профессора Николя (познавательный праздник с хими-
ческими опытами и научными экспериментами). 

Инновационность  Фестиваля  в  г.  Кирове  заключалась  в  том,  что  после  торжественной 

части все ребята смогли ненадолго стать экологами.  

Работали 22 площадки – экологические станции, экологические мастер-классы и игровые 

экологические площадки, подготовленные преподавателями и студентами Вятского государст-
венного  университета,  Лицея  естественных  наук,  палеонтологического  музея,  Кировского  го-
родского научно-естественного музея, геологического музея естественной истории, государст-

4.8. Экологическое образование и просвещение населения. Издательская деятельность

 

168

 

 

венного  природного  заповедника  «Нургуш»,  областной  детской  библиотеки  им. А.С. Грина 
и т.д.

 

В 2016 году география Фестиваля в Кировской области значительно расширилась. Если 

в 2015 году участие в Фестивале приняли 3 муниципальных образования, то в 2016 году в Фес-
тивале участвовали уже 12 районов и 3 городских округа. 

Более 5,6 тыс. дошкольников и школьников около 160 организаций и учреждений – дет-

ских  садов,  общеобразовательных  организаций,  организаций  дополнительного  образования, 
библиотек, домов культуры стали участниками экологических праздников. 

Проведение Фестиваля позволило в еще большей степени привлечь внимание работников 

учреждений  образования  и  культуры  к  теме  охраны  природы  и  воспитанию  природолюбия, 
к участию  в  реализации    природоохранных  социально-образовательных  проектов  «Эколята-
Дошколята», «Эколята» и «Молодые защитники Природы». 

 Впервые  в  рамках  Фестиваля  в  Кировской  области  состоялся  массовый  прием  детей 

в ряды  Эколят-Дошколят,  Эколят,  Молодых  защитников  Природы.  Всего  в  области  с  учетом  
муниципальных  образований  57  экологических  отрядов  детских  садов,  общеобразовательных 
организаций  и  организаций  дополнительного  образования  стали  «Эколятами-Дошколятами», 
«Эколятами» и «Молодыми защитниками Природы». 

Все мероприятия в рамках Фестиваля в области проводились с участием сказочных геро-

ев – Эколят. Фестиваль объединил всех, и детей и взрослых, учащихся, педагогов, библиотека-
рей, родителей. Показал внимание органов исполнительной власти области, районных админи-
страций к вопросам экологии и охраны природы, воспитания и образования детей в духе при-
родолюбия и заботы о родном крае. 

 

4.8.1. Экологическое образование населения 

 

В  рамках  выполнения  распоряжения  Правительства  Кировской  области  от  04.08.2015 

№ 295 «О мерах по развитию системы экологического образования и просвещения в Кировской 
области (по итогам реализации пилотного проекта «Вятка – территория экологии») министер-
ством охраны окружающей среды Кировской области проведен анализ развития системы эко-
логического  образования  и  просвещения в области  за  2016  год  на  основании  материалов,  по-
ступивших от всех муниципальных образований области.  

Выявлен ряд положительных моментов по сравнению с 2015 годом. Более чем в два раза 

выросло количество наград, полученных дошкольниками и учащимися (с 2031 до 4330), а так-
же работниками учреждений образования и культуры (с 55 до 133) за участие во всероссийских 
и международных экологических конкурсах, конференциях и иных мероприятиях.  

Экологическое образование, воспитание и просвещение осуществляется в области в обра-

зовательных организациях и учреждениях культуры всех видов. Формы работы многообразны 
– занятия (уроки), массовые мероприятия (конкурсы, выставки, конференции, диспуты и др.), 
создание  экологических уголков  и  троп,  проектная,  исследовательская  и  практическая  приро-
доохранная деятельность. 

 

4.8.1.1. Экологическое воспитание детей младшего дошкольного возраста  

В настоящее время 720 образовательных организаций предоставляют услуги в сфере до-

школьного образования: муниципальные и частные детские сады, школы с дошкольными груп-
пами, учреждения дополнительного образования (37 – негосударственные).  

Более половины детских садов области (371) ведут работу  по  экологическому воспита-

нию дошкольников в соответствии с программами. Всего за 2016 год проведено свыше 4,3 тыс. 
мероприятий, участниками которых стали более 48,7 тыс. детей. Большое внимание уделяется 
созданию  базовой  основы  воспитательного  процесса,  в  том  числе  в  2016  году  появилось  по-
рядка 80 экологических троп, свыше 160 дошкольных организаций сообщили о создании угол-
ков природы. 

Всего в 2016 году 6023 

дошкольников 

приняли участие в 506 конкурсах, победителями 

и призерами стали 1421 ребенок. В том числе на 261 всероссийском мероприятии получено 887 
наград, на 101 международном – 226. 

Лучшие  показатели  по  количеству  наград  в  Зуевском,  Куменском,  Оричевском,  Омут-

нинском, Свечинском, Слободском, Юрьянском районах и в во всех городах областного под-
чинения.  

4.8. Экологическое образование и просвещение населения. Издательская деятельность

 

169

 

 

Одной из основных форм работы является труд в природе  – практическая деятельность 

по  благоустройству  территорий  учреждений,  уборке  мусора,  посадке  древесно-кустарниковой 
растительности  и  цветов,  изготовление  кормушек  и  птичьих  домиков.  Ребята  д/с  «Колоколь-
чик» г. Зуевки приняли участие в эколого-просветительской акции «Вторичный бум»  – сдали 
181  кг  макулатуры;  воспитанники  всех  возрастных  групп  (125  человек),  родители  (76  чел.) 
и сотрудники детского сада (21 чел.) в 2016 году приняли участие в проведении Общероссий-
ских Днях защиты от экологической опасности. 

Наиболее  сложным  и  перспективным  направлением  –  проектной  и  исследовательско-

экспериментальной деятельностью занимаются пока в немногих детских садах. Центры по экс-
периментированию созданы в 6 организациях, в д/с с. Бисерово Афанасьевского района оформ-
лена  картотека  по  экспериментированию,  кружок  по  экспериментированию  действует  в  д/с 
№ 210  г. Кирова.  Экологический  проект  «Лекарственные  растения»  реализован  в  д/с  №  2 
г. Белая Холуница, «Наше дерево» в д/с с. Ичетовкино Афанасьевского района, экологический 
проект года в д/с № 144 г. Кирова.  

Исследовательской  и  экспериментальной  работе  уделяют  большое  внимание  в  МКДОУ 

№  3  г.  Вятские  Поляны,  №  3  пгт  Даровской.  Цикл  мероприятий  реализован  в  МКДОУ  №  4 
пгт Даровской (всего 25 мероприятий, в том числе педагогический совет «Формирование у де-
тей  представлений  о  необходимости  бережного  и  сознательного  отношения  к  природе  через 
проектную деятельность», 5 мини-проектов). 

Среди нетрадиционных форм образовательной деятельности в г. Кирове можно отметить 

новогоднюю акцию «Сохрани Ёлочку!» по оформлению центрального входа 12 елками из раз-
ных  пород  деревьев (д/с №  3),  создание  тематических альбомов  в  каждой возрастной  группе, 
посвященных воде, морям, океанам и рекам, полезным ископаемым, горным породам, вулканам 
и  горам  (д/с  №  42),  подготовку  видеопрезентаций  «Растения  и  Заповедные  места  Кировской 
области»,  «Животные  наших  лесов»  (д/с  №  100),  музыкальную  сказку  «Наш  дом  –  природа» 
(д/с № 107), проект по экологическому воспитанию в форме лэпбуков (д/с № 117), разработку 
дидактических игр эколого-биологического содержания (д/с № 128), изготовление 12 экологи-
ческих игр, пособий (д/с № 153), конкурс сказок по экологии (д/с № 162), консультация «Ис-
пользование  художественного  слова  при  организации  наблюдений  в  природе»,  круглый  стол 
«Дидактические настольные игры по экологии» и педсовет «Экология и развитие речи детей» 
(д/с  №  175),  открытые  показы  НОД  «Путешествие  в  лес  поздней  осенью»  и  «Удивительный 
лес»  (д/с  №  179),  городской  слѐт  «Юный  знаток  природы»  (д/с  №  184),  фестиваль  проектов 
о природе родного края «Тайны земли вятской» и конкурс мультимедиа презентаций по озна-
комлению дошкольников с природой родного края (д/с № 202). 

В  д/с  №  157  г.  Кирова  ведется  ежегодная  планомерная  работа  по  международной  про-

грамме «Эко/школа «Зеленый флаг» по теме «Мусор – проблема века». Выпущена газета «Три 
поросенка» по экологическому направлению, организованы субботники по посадке яблоневой 
аллеи, по уборке мусора в березовой роще. 48 изготовленных кормушек вывешены на террито-
рии  п.  Дороничи,  организована  постоянная  подкормка  зимующих  птиц.  Проведено  итоговое 
мероприятие «День Земли», которое показано по телевидению. 

В  д/с  №  198  г.  Кирова  созданы:  поляна  сказок,  цветочная  поляна,  экспериментальный 

участок, организована выставка работ из природного материала. Опыт напечатан в педагогиче-
ском журнале и получена благодарность Федерального Собрания РФ. 

В ДОУ г. Кирово-Чепецка – 12 групповых экологических уголков, 6 детских лаборатор-

ных  центров,  библиотека-медиотека  по  разделу  «Экология»,  мини-музей,  исследовательский 
центр в подготовительной группе, мини-планетарий, экологический театр.  

В ДОУ № 2 Сказка, г. Котельнич ведется просветительская работа среди детей и родите-

лей о сохранении водных ресурсов, конкурс «Сказочная мусорница» (оборудованы мусорными 
корзинами 11 участков; проведена выставка поделок детей и родителей из бросового материала 
«Умный мусор»). 

В  ДОУ  «Ивушка»  с.  Макарье  Котельничского  района  проведены  выставки  поделок  из 

природного  материала, ряд акций, выпуск экологических листовок для родителей, кукольный 
спектакль «Лес и его обитатели», фотовыставка «Я и природа». 

В  МКОУ  СОШ  с.  Ныр  (Тужинский  район)  состоялся  районный  экологический  конкурс 

дошкольников «Модный приговор». 

 

4.8. Экологическое образование и просвещение населения. Издательская деятельность

 

170

 

 

4.8.1.2. Экологическое образование на базе общеобразовательной школы. Дополни-

тельное (внешкольное) экологическое образование и воспитание 

Всего в области 598 организаций общего образования (начальное, общее и среднее), про-

фобразование – 56. Отчет направлен 42 муниципальными образованиями, за исключением Бо-
городского, Малмыжского районов, от 382 образовательных организаций (среднего и профес-
сионального образования), из них в 257 работают по программам и планам по экологическому 
направлению.  

За  год  проведено  более  4300  мероприятий  экологической  направленности,  участвовали 

84347 учащихся. 

В  2016  году  в  два  раза  улучшены  в  сравнении  с  2015  годом  показатели  по  участию 

школьников области в мероприятиях экологической направленности: по количеству конкурсов 
(817–493), количеству участников (23116–12085)

Также резко возросло количество победите-

лей (2909–1636), в том числе всероссийского и международного уровней (1860–820).  

Традиционно в 2016 году продолжилась работа по экологическому образованию и про-

свещению  в  подведомственных  образовательных  организациях  департамента  образования 
г. Кирова  через  внеурочную  деятельность,  основными  формами  которой  являются:  конкурсы 
и учебно-исследовательская  деятельность  школьников;  олимпиадное  движение;  трудовые  от-
ряды старшеклассников, работающие на благоустройство и озеленение города и т.д. 

В рамках муниципальной программы «Развитие образования в муниципальном образова-

нии «Город Киров» в 2014–2020 годах были реализованы городские мероприятия по формиро-
ванию экологической культуры обучающихся: 

Городской слет юных экологов «Остров мечты» (22–23 мая) на территории базы отдыха 

«Сибирянка» (Кирово-Чепецкий район). Участники слета – 40 учащихся средних классов обра-
зовательных организаций №№: 61, 65, 66, гимназия им. А. Грина, ЦРТДЮ «Радуга». 

Городской слет «Юный знаток природы» был организован 14, 20 и 22 сентября в Дендро-

парке (сл. Сошени), в ДЮЦ им. А. Невского и городском клубе ветеранов. Участниками  стали 
воспитанники  12  дошкольных  образовательных  организаций;  обучающиеся  18  общеобразова-
тельных организаций. 

Городской слет юных геологов (16 и 17 мая)  – приняли участие 59 учащихся из 11 школ 

и организаций дополнительного образования  города Кирова. 

Научно-практическая конференция, региональный конгресс «Шаг в будущее» (18–21 ап-

реля). В рамках конференции проведен симпозиум «Химия и промышленная экология», в кото-
ром  приняли  участие  50 учащихся  образовательных  организаций  города Кирова  и  Кировской 
области. Состоялась защита научно-исследовательских работ по следующим темам: результаты 
исследования  радиоактивной  загрязненности  города  Кирова;  исследования  трансгенных  за-
грязнений, поступающих на улицу Каширская города Кирова с частными домами; мониторинг 
степени  запыленности  территории  города  Кирова с  использованием  разработанной  установки 
для отбора проб воздуха и другие. 

В  2016  году  МОАУ  ДО  «Центра  развития  творчества  детей  и  юношества  «Лабиринт» 

реализовывал  социально-информационный  проект  «Экокультура».  Цель  проекта:  формирова-
ние  экологической  культуры  у  подростков  и  молодежи.  Проект  реализовывался  с  февраля  по 
май 2016 года. Его участниками стали обучающиеся школ №№ 5, 9, 18, 52, 65, 74, МУК № 3, 
воспитанники Центра по работе с детьми, молодежью и семьей «Калейдоскоп», подростково-
молодежного клуба «Импульс» и  «Луч», студенты «Кировского технологического колледжа». 
Общее количество волонтеров, проводивших занятия по предложенным темам – 202 человека, 
количество уроков – 95, количество слушателей уроков – 2868 человек. 

В 2016 году продолжилась реализация дополнительных образовательных программ эко-

логической  направленности  в  6  учреждениях  дополнительного  образования:  МОАУ  ДО 
ЦРТДЮ  «Радуга»,  МОАУ  ДО  СЮТ,  МОАУ  ДО  ЦРТДЮ  «Лабиринт»,  МОАУ  ДО  ДЮЦ  Ок-
тябрьского района. 

С начала 2016 года продолжил свою работу добровольческий проект «ЭкоДружина» при  

поддержке управления по делам молодежи, физической культуре и спорту администрации го-
рода Кирова. Проект реализуется с целью создания условий для развития молодежного добро-
вольческого  движения  в  городе  Кирове  и  привлечения  подростков  и  молодежи  к  участию 
в добровольческой деятельности на системной основе. В 2016 году было проведено 185 меро-
приятий  для  6100  участников.  В  том  числе:  «Акции  по  уборке  территории»;  «Профилактиче-
ская  подкормка  птиц»;  «Социологические  опросы»;  «Акции  по  сбору  пластика»;  «Разбивка 

4.8. Экологическое образование и просвещение населения. Издательская деятельность

 

171

 

 

клумб»; «Размещение кормушек»; «Посадка деревьев»; «Выгул собак в приютах»; «Акции по 
сбору кормов для бездомных животных»; «Экологические игры и уроки»; «Акции по очистке 
берегов водоемов» и другие мероприятия. 

За  время  проекта  в  2016 году  было  проведено  33 социологических  опроса по  вопросам 

опасных  отходов  и  экологических  проблем  города.  В  опросах  приняло  участие  порядка  3000 
человек. ЭкоДружинами проведено 7 акций по опасным отходам, 9 акций по сбору кормов для 
бездомных животных, 27 занятий «Огород на подоконнике», 38 уборок, порядка 70 экологиче-
ских  уроков,  также  организованы  общие  добрые  дела  дружин:  Всероссийская  акция  «Нашим 
рекам и озерам – чистые берега!», акция по сбору пластика, акция «Миска добра». 

Школьники города Кирова приняли участие и в  акции «Чистый город», «Вода России». 

В период работы летних лагерей тема защиты водных и природных ресурсов Кировской облас-
ти, страны была затронута с ребятами в ходе тематических мероприятий, конкурсов, викторин. 

КОГОАУ «Лицей естественных наук»

 (г. Киров)  

В 2015–2016 учебном году лицеисты активно участвовали в научной деятельности, про-

водились  исследования  по  химии,  экологии,  зоологии,  ботанике,  генетике,  микробиологии, 
биохимии, токсикологии, медицине, технологии очистки сточных вод, технологии водоподго-
товки, минералогии, физике, психологии.  

В  2016  году  педагоги  лицея  провели  мастер-классы  для  учителей  естественнонаучного 

цикла по ФГОС второго поколения (из опыта работы), приняли участие: в 8 конференциях об-
ластного и всероссийского уровней.  

Учащиеся Лицея и члены лицейского научного общества в 2015–2016 учебном году при-

няли участие в 20-и мероприятиях. При защите 65-ти исследовательских работ и проектов на 
21-м  форуме  получено  273  награды,  в  том  числе  36  международного  и  50    всероссийского 
уровней. 

Традиционно с 3 по 9 июля года проведена эколого-географическая байдарочная экспе-

диция по реке Вятке от села Васильково до села Петропавловское Кировской области (60 км). 
Во  время  экспедиции  провели  химанализ  11  проб  воды  из  рек,  впадающих  в  р.  Вятку  и  реки 
Вятки по 11 химическим показателям.  

В июне-июле 2016 года учащиеся 6-х – 8-х классов отдохнули и поработали в литератур-

но-экологическом лагере «У Лукоморья» в Пушкиногорье. Экологические работы по расчистке 
леса от подроста и завалов проведены на площади около 20 га Михайловского парка; лицеисты 
ухаживали  за  лицейскими  делянками  молодых  сосен  на  площади  6  га;  провели  мониторинг 
экологического состояния территории заповедника.  

Издан девятнадцатый сборник тезисов научно-исследовательских работ, учащихся лицея. 
Девятнадцатый раз лицей занял I место по природоохранной и экологической работе сре-

ди образовательных учреждений Кировской области. 

Количество  участников  конференций  и  количество  подготовленных  исследовательских 

работ, начиная с 1994 года, не  уменьшается, также много (266 наград в 2015–2016 уч. г.) ди-
пломов, грамот, благодарственных писем, научных медалей получают лицеисты. На диаграмме 
(рисунок  4.8.1)  изображен  рост  количества  дипломов,  полученных  на  конференциях  разного 
уровня с 1994–95 учебного года по 2015–16 учебный год.   

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 4.8.1. Диаграмма количества дипломов, полученных на конференциях  

разного уровня с 1994–1995 уч. г. по 2015–2016 уч. г. (с 1 по 20)

 

 

0

20

40

60

80

100

120

140

160

1

2

3

4

5

6

7

8

9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20

Городская

Областная

Региональная

Всероссийская

Международная

4.8. Экологическое образование и просвещение населения. Издательская деятельность

 

172

 

 

В Лицее естественных наук за 25 лет подготовлено 765 научно-исследовательских работ, 

при  защите  которых  на  конференциях,  конкурсах,  выставках  различного  уровня  и  получено 
2084 призовых места на научно-практических конференциях и выставках, в том числе 93 – ме-
ждународного уровня. 

Одним  из  важнейших  требований  к  региону,  претендующему  на  звание  «Территория 

формирования экологической культуры» было тесное сотрудничество разных образовательных 
и просветительских организаций между собой. Поэтому не случайно, системная работа по реа-
лизации  проектной  и  исследовательской  деятельности  в  области  экологии  была  представлена 
на форуме «Зеленая планета» на базе КОГОАУ «Лицей естественных наук». 

КОГОБУ ДО «Дворец творчества – Мемориал» 

Особая роль в реализации экологического образования отводится дополнительному обра-

зованию, так как именно оно обеспечивает более гибкую систему, быстро реагирующую на из-
менения  индивидуальных  и  образовательных  потребностей  детей,  способствует  социальному 
самоопределению,  практической  подготовке  к  жизни,  профессиональной  карьере  в  условиях 
социальных перемен. В современной педагогической науке дополнительное образование опре-
деляется  как  «особо  ценный  тип  образования»,  как  зона  ближайшего  развития  образования. 
Система дополнительного образования детей является важнейшей составляющей современного 
образовательного пространства Российской Федерации. В Кировской области создана и разви-
вается система дополнительного экологического образования.

 

В  2016  году  проведен  традиционный  областной  смотр-конкурс  экологической 

и природоохранной  работы.

  Целью  областного  смотра-конкурса  экологической  и  природо-

охранной  работы  образовательных  учреждений  (далее  –  смотр-конкурс)  является  дальнейшее 
развитие и совершенствование системы непрерывного экологического образования, формиро-
вание  экологической  культуры  подрастающего  поколения,  широкое  вовлечение  учащихся 
в практическую  природоохранную  деятельность,  воспитание  ответственного  отношения  к  ок-
ружающей среде и своему здоровью, выявление и распространение передового педагогическо-
го опыта организации экологического образования. 

В областном смотре-конкурсе 2015–2016 учебного года приняли участие 30 районов об-

ласти и 3 города. Конкурсные материалы поступили из 83 образовательных учреждений: 3 до-
школьных  образовательных  учреждений;  2  начальных  общеобразовательных  школ;  21  основ-
ных  общеобразовательных  школ;  31  средних  общеобразовательных  школ;  2  коррекционных 
школ-интернатов VIII вида; 24 учреждений дополнительного образования. 

Содержательные  и  наиболее  полные  отчеты  представили  Котельничский,  Слободской, 

Лузский, Пижанский, Кирово-Чепецкий районы и город Котельнич. 

15  муниципалитетов  области  (Тужинский,  Лузский,  Верхнекамский,  Унинский,  Уржум-

ский, Котельничский, Оричевский, Слободской и др.) имеют целевые программы по экологиче-
скому образованию. Так, в Лузском районе реализуется 2 муниципальные программы «Охрана 
окружающей среды, воспроизводство и использование природных ресурсов на 2014–2017 г.г.» 
и программа по экологическому образованию и просвещению в образовательных учреждениях 
Лузского района «Сохраним родной край» на 2015–2017 г.г. В Котельничском районе разрабо-
тана и реализуется комплексная программа развития дополнительного экологического образо-
вания и воспитания школьников на 2012–2017 г.г., в Тужинском районе ведется работа по про-
грамме «Охрана окружающей среды и экологическое воспитание на 2014–2018 г.г.». 

Анализ  конкурсных  материалов  показывает,  что  экологическое  образование  в  регионе 

осуществляется как в общеобразовательных учреждениях, так и в учреждениях дополнительно-
го образования. 

Предмет «Экология» включен в учебные планы 24 общеобразовательных учреждений 14 

районов и города Котельнича. В ряде школ осуществляется преемственность в обучении эколо-
гии: изучаются все курсы от экологии своей местности до глобальной и социальной экологии 
(Слободской, Фаленский районы). В большинстве общеобразовательных учреждений экология 
изучается в старших классах, в ряде школ в среднем звене. 

В образовательных учреждениях области функционирует сеть объединений естественно-

научной направленности: работают 212 учебных групп в 109 общеобразовательных учреждени-
ях с охватом детей более 3000 обучающихся. Реализуется 79 дополнительных общеразвиваю-
щих программ естественнонаучной направленности. Как в школах, так и в учреждениях допол-
нительного образования экологическим образованием охвачены все возрастные группы детей.  

Экологическое образование реализуется в 119 дошкольных образовательных учреждени-

4.8. Экологическое образование и просвещение населения. Издательская деятельность

 

173

 

 

ях, при этом используются самые разнообразные формы: создание и реализация экологических 
проектов,  экологические  занятия  с  детьми,  проводятся  дни  экологических знаний,  экологиче-
ские недели, экскурсии в природу, выставки, трудовые десанты, практические природоохран-
ные акции и др. В девяти муниципальных районах области дошкольные учреждения использу-
ют  в  своей  работе  программу  «Юный  эколог»  по  воспитанию  экологической  культуры  в  до-
школьном  детстве  С.Н.  Николаевой  (Пижанский,  Шабалинский,  Унинский,  Советский,  Луз-
ский, Фаленский, Кильмезский рйоны). Разнообразные формы работы в детских садах исполь-
зуют педагогические коллективы дошкольных образовательных учреждений Оричевского, Луз-
ского, Советского районов и города Котельнича.

 

В  образовательных  организациях  области  широко  используются  разнообразные  формы 

внеклассных и внешкольных мероприятий: беседы экологического содержания, экологические 
викторины, конкурсы, экологические месячники, природоохранные акции и другие мероприя-
тия. 

По-прежнему важными формами организации работы с детьми являются научные обще-

ства, экологические дружины, отряды и патрули. В области насчитывается порядка 50 экологи-
ческих дружин, 123 экологических отряда, 105 экологических патрулей.  

Экологические клубы, дружины и отряды активно действуют и работают в образователь-

ных  учреждениях  Лузского,  Унинского,  Пижанского,  Котельничского,  Куменского,  Верхне-
камского, Даровского,  Уржумского,  Слободского,  Омутнинского,  Кирово-Чепецкого,  Оричев-
ского, Яранского районов и города Котельнича. Научные общества учащихся реализуют свою 
деятельность в 18 образовательных организациях области. Так, в Яранском районе в 3 образо-
вательных учреждениях: КОГОБУ СШ с УИОП г. Яранска, МКОУ СОШ с УИОП № 3, МКОУ 
СОШ с УИОП № 2 им.А. Жаркова успешно работают 3 научных общества учащихся с охватом 
более 120 детей, которые активно проявляют себя в различных мероприятиях районного, обла-
стного  и  всероссийского  уровней.  Активная  деятельность  научных  обществ  отмечается 
в МКОУ СОШ с УИОП г. Кирс, МКОУ СОШ с УИОП пгт Уни, КОГОАУ «Гимназия г. Уржу-
ма», МОКУ СОШ № 2 г. Лузы. Появляются новые формы организации экологической работы, 
такие как волонтерские отряды, которые уже  второй год работают в МКОУ СОШ д. Павлово 
Пижанского района, МБОУ СОШ № 1, 3, 5 г. Котельнича. 

В  районах  области  развивается  система  проведения  массовых  мероприятий  эколого-

биологической  направленности  (муниципальных  этапов  региональных  конкурсных  мероприя-
тий) – научно-практические конференции, школьные лагеря, олимпиады. В течение 2015–2016 
учебного года муниципальный этап всероссийской олимпиады школьников по экологии прове-
ден в 27 районах и 5 городах. Всего в муниципальном этапе участвовало 473 учащихся  из 82 
образовательных учреждений.  

Районный  (городской)  этап  экологической  конференции  исследовательских  работ 

школьников  проведен  в  16  районах  и  4  городах  (Киров,  Котельнич,  Слободской,  Кирово-
Чепецк), в нем приняло участие 385 учащихся 76 общеобразовательных школ.  

Организовано  38  школьных  экологических  лагерей  с  охватом  865  учащихся.  Наиболее 

эффективно  в  этом  плане  работают  районы:  Котельничский  (школьный  лагерь  организован 
и проведен  в  8  образовательных  учреждениях),  Кирово-Чепецкий  район  (6  ОУ),  Слободской 
(4 ОУ),  Унинский,  Яранский,  Уржумский,  Кильмезский  районы  (по  2  ОУ),  Пижанский,  Бого-
родский, Куменский (по 1 ОУ). Районный экологический лагерь работал в 2015–2016 учебном 
году только в Верхнекамском районе на базе МКОУ СОШ с. Лойно. Был проведен 5-дневный 
экологический лагерь, в котором приняли участие 3 образовательных учреждения района.  

Победители муниципальных и городских конкурсов, олимпиад, конференций принимают 

участие в мероприятиях регионального и Всероссийского уровней.  

Образовательные учреждения области активно принимают участие в более 16 региональ-

ных мероприятиях эколого-биологической направленности. Наиболее популярными являются: 
областной  конкурс-фестиваль  «Гимн  воде»,  областной  конкурс-фестиваль  исследовательских 
работ младших школьников «Я познаю природу», областная научно-практическая конференция 
юных  исследователей  окружающей  среды  для  учащихся  7–11  классов  «Человек  и  природа», 
областная  выставка-конкурс  юных  флористов  «Зеркало  природы»,  областной  конкурс  «Под-
рост», областной конкурс детского творчества «Образы Земли», областной конкурс исследова-
тельских работ «Отечество», областной конкурс практических природоохранных проектов, ре-
гиональный конгресс «Шаг в будущее», областной экологический Интернет-конкурс «Природа 
родного края» и другие. Активное участие в различных областных конкурсах естественнонауч-

4.8. Экологическое образование и просвещение населения. Издательская деятельность

 

174

 

 

ной  направленности  принимают  школы  Нолинского,  Фаленского,  Слободского,  Вятскополян-
ского,  Уржумского,  Пижанского,  Оричевского,  Яранского,  Котельничского  районов,  а  также 
городов: Кирова, Кирово-Чепецка, Вятских Полян. 

Большой популярностью пользуются у обучающихся Всероссийский игровой конкурс по 

естествознанию  «Человек  и  природа»,  международная  игра-конкурс  «Гелиантус»,  в  которых 
в последнее  время  принимает  участие  большое  количество  образовательных  учреждений  об-
ласти.  

Важным аспектом формирования экологической культуры подрастающего поколения яв-

ляется  участие  школьников  в  практической  природоохранной  деятельности.  Традицией  для 
большинства образовательных учреждений области является участие школьников и педагогов 
в мероприятиях по уборке территорий от мусора, обустройстве родников, парков, скверов, очи-
стке прибрежных территорий, ликвидации свалок.

 

Активно в этом направлении работают обра-

зовательные  учреждения  Слободского,  Нолинского,  Вятскополянского,  Фаленского,  Пижан-
ского, Котельничского, Богородского и других районов области. 

Координатором  системы  дополнительного  экологического  образования  Кировской  об-

ласти  является  Центр  дополнительного  экологического  образования  КОГОБУ  ДО  «Дворец 
творчества  –  Мемориал»,  созданный  в  январе  2016  года  и  являющийся  правопреемником     
КОГОБУ ДОД «Эколого-биологический центр». Основным предназначением Центра является 
развитие системы дополнительного экологического образования в Кировской области, удовле-
творение потребностей детей и их законных представителей, взрослого населения и педагоги-
ческого сообщества в дополнительном экологическом образовании и просвещении. Основные 
направления  деятельности  Центра:  проведение  общественно-значимых  мероприятий  в  сфере 
дополнительного экологического образования (конференций, выставок, конкурсов, фестивалей 
и  др.),  выявление,  сопровождение  одаренных  школьников,  организация  участия  школьников 
Кировской области во Всероссийских мероприятиях по профилю деятельности. Центром про-
водится работа по диссеминации передового педагогического опыта по дополнительному эко-
логическому образованию. Проводятся семинары, мастер-классы, консультации для педагоги-
ческих  работников  области,  осуществляется  подготовка  методического  обеспечения  для  осу-
ществления образовательного процесса. Центром серьезное внимание уделяется развитию сис-
темы практической природоохранной работы через проведение областных мероприятий – обла-
стной природоохранной операции «Наш дом – Земля», областного конкурса практических при-
родоохранных проектов.  

Выстроенная  система  дополнительного  экологического  образования  дает  ощутимые  ре-

зультаты. 

Ежегодно  Центром  проводится  17  областных  массовых  мероприятий  эколого-

биологической направленности очной и заочной формы с охватом более 20 тыс. обучающихся, 
создана  и  развивается  система  работы  с  одаренными  детьми  через  очно-заочную  экологичес-
кую школу, через подготовку учащихся к участию во всероссийских мероприятиях.  

Поддержке,  модернизации  и  развитию  школьного  экологического  образования  в  регио-

нах способствует Всероссийская олимпиада школьников по экологии. 

Всероссийская  олимпиада школьников  по  экологии

  является  эффективным  средством 

формирования знаний, умений и навыков учащихся, необходимых для их личностного и про-
фессионального самоопределения, стимулирует и мотивирует личностное и интеллектуальное 
развитие подрастающего поколения, поддерживает одаренных детей, содействует их самооп-
ределению и продолжению образования, развивает и поддерживает интерес учащихся к позна-
вательной деятельности, экологическим  знаниям. Целью олимпиады является не формирова-
ние узкой касты вундеркиндов, а выявление молодых дарований и приобщение к интеллекту-
альной деятельности как можно большего количества школьников, оказание помощи в разви-
тии их талантов и становлении как будущих высококвалифицированных специалистов, без ко-
торых в современную эпоху нашей стране не обойтись. 

В 2015–2016 учебном году в Кировской области традиционно проведены три этапа все-

российской  олимпиады  школьников  по  экологии:  школьный,  муниципальный,  региональный 
(далее этапы Олимпиады). Количество обучающихся, принимающих участие в муниципальном 
этапе Олимпиады в последние три года неукоснительно возрастает, несмотря на то, что пред-
мет  «Экология»  отсутствует  в  учебных  планах  многих  общеобразовательных  учреждений. 
В муниципальном  этапе  олимпиады  приняли  участие  473  обучающихся  из  84  общеобразова-
тельных организаций 27 районов и 5 городов. 4–5 февраля 2016 года проведен региональный 

4.8. Экологическое образование и просвещение населения. Издательская деятельность

 

175

 

 

(областной) этап олимпиады в котором приняли участие 55 учащихся из 14 районов и 5 горо-
дов. Олимпиада по экологии направлена на популяризацию экологических знаний, формирова-
ние будущей интеллектуальной элиты государства, становление экологического мировоззрения 
школьников,  мотивации  подрастающего  поколения  к  будущей  экологоориентированной  про-
фессиональной  деятельности.  Из  победителей  и  призеров  Олимпиады  (прошедших  отбор  на 
Российском уровне), была сформирована команда для участия в заключительном этапе Олим-
пиады, которая достойно представила область  – в 2016 году – три Диплома призеров всерос-
сийской олимпиады школьников по экологии. 

С  1994  года  проводится  областная

 

научно-практическая  конференция  юных  исследо-

вателей  окружающей  среды  «Человек  и  природа».

  Это  интеллектуальный  форум  учащихся 

старших  классов,  неравнодушных  к  природе  родного  края  к  экологическим  проблемам  своей 
местности.  Благодаря  целенаправленной  деятельности  в  настоящее  время  проведение  конфе-
ренции перешло на новый уровень. Число участников и представительство районов ежегодно 
возрастает: с 11 человек из 2 районов (1994 г.) до 160 участников из 28 районов, районные эта-
пы конференции проводятся в 30 районах и 4 городах, что говорит о возрастающей роли учеб-
но-исследовательской  деятельности  учащихся  в  Кировской  области,  о  внедрении  исследова-
тельского метода в образовательный процесс. 

Исследовательская деятельность школьников в области экологии, охраны природы и здо-

ровья человека является одной из эффективных форм, одним из приоритетных инновационных 
направлений экологического образования в силу своей практической значимости. Организация 
исследовательской деятельности школьников приобрела системный характер. За 22 года прове-
дения этого мероприятия, школу конференции прошли более 2 тысяч успешных молодых ис-
следователей, которые показали свои знания, эрудицию, доставив немало радости, удовлетво-
рения, гордости взрослым. В 2016 году в работе конференции приняли участие 74 учащихся из 
35 образовательных организаций 15 районов и 3 городов. 

Работы  учащихся  заслушивались  на  секциях:  «Экология  человека»,  «Мониторинг  сред 

и объектов», «Вода на Земле», «Экология организмов». Тематика работ самая разнообразная – 
от  изучения  влияния  работы  за  компьютером  на  зрение  учеников  5  класса  МОКУ  СОШ 
пос. Торфяной Оричевского района до изучения видового разнообразия макромицетов в окре-
стностях с. Всехсвятское. Работы отличаются глубиной проработки исследовательских вопро-
сов, имеют региональную направленность, дают оценку экологического состояния своей мест-
ности.  Школьниками  осваивается  и  небезуспешно  массовая  культура  исследований  окружаю-
щей среды, возрастает количество проводимых исследований. На высоком уровне проводится 
работа  в  данном  направлении  в  МКОУ  СОШ  с  УИОП  г.  Нолинска,  МБОУ  СОШ  с  УИОП 
пгт Кикнур, МКОУ Гимназии г. Слободского, МКОУ СОШ пос. Фаленки, МКОУ СОШ с. Все-
хсвятское Белохолуницкого района, КОГОАУ «Лицей естественных наук», КОГОБУ ДО «Дво-
рец творчества – Мемориал». 

В целях дальнейшего развития системы непрерывного экологического образования, при-

влечения подрастающего поколения к охране, изучению и восстановлению лесных экосистем, 
активизации  деятельности  школьных  лесничеств, профессиональной  ориентации  учащихся  на 
лесохозяйственные профессии с 20 марта по 24 апреля 2016 года КОГОБУ ДО «Дворец творче-
ства  –  Мемориал»  проведен  XX 

областной  конкурс  «Подрост»

  («За  сохранение  природы 

и бережное отношение к лесным богатствам России»). Конкурс проводился по четырем номи-
нациям:  «Учебно-исследовательские  работы»;  «Работа  школьного  лесничества  или  другого 
объединения  учащихся»;  «Программно-методические  материалы»;  «Лес  в  творчестве  юных» 
(литературное и изобразительное творчество). 

В адрес оргкомитета по проведению конкурса «Подрост» поступили работы 308 учащих-

ся  и  12  педагогов  из  74  образовательных  учреждений  области,  в  том  числе  18  учебно-
исследовательских работ, 12 программно-методических материалов. Для участия в номинации 
«Лес  в  творчестве  юных»  поступили  177  рисунков  и  113  литературных  произведений.  Кон-
курсные работы представлены из 13 районов и 4 городов области: гг. Вятские Поляны, Кирово-
Чепецка,  Слободского,  Кирова.  В конкурсных  работах  отражены разнообразные  формы  прак-
тической,  природоохранной,  эколого-образовательной  и  эколого-просветительской  деятельно-
сти  учащихся  и  педагогов.  Большинство  работ  отличаются  оригинальными  идеями  замысла, 
высоким творческим потенциалом, неравнодушием детей и взрослых к судьбе природы родно-
го  края,  своей  малой  Родины.  Проведение  областного  конкурса  «Подрост»  («За  сохранение 
природы  и бережное отношение к  лесным  богатствам  России»)  является  актуальным,  так  как 

4.8. Экологическое образование и просвещение населения. Издательская деятельность

 

176

 

 

обоснованная тревога за состояние лесов Кировской не должна оставаться в стороне от основ-
ных  экологических  проблем  современности  и  должна  объединять  учащихся,  педагогических 
работников и широкую общественность.  

Интернет-конкурс «Природа родного края»

 

продолжил цикл интеллектуальных и твор-

ческих  конкурсов  экологической  и  природоохранной  тематики  для  школьников  области 
и включал  26  вопросов  по  заданной  теме  и  творческое  задание:  составить  описание  объекта 
природы своей малой Родины, который можно включить в экскурсионный маршрут «Природ-
ные достопримечательности Вятского края». В конкурсе приняли участие  195 учащихся 5–11 
классов 71 общеобразовательного учреждения и 4-х учреждений дополнительного образования 
(МБОУ ДОД ЦВР пгт Уни, МКОУ «Центр образования им. А. Некрасова г. Кирово-Чепецка», 
МКОУ ДО ДДТ «Дарование» г. Белой Холуницы, МКОУ ДО ДДТ пгт Кумены) из 24 районов 
Кировской  области,  17  школ  и  3-х  учреждений  дополнительного  образования  (КОГОБУ  ДО 
«Дворец творчества – Мемориал», МОАУ ДО «ЦРТДЮ «Радуга», КОГОБУ ЦДОД г. Кирова) 
города  Кирова.  Большинство  участников  ответственно  подошли  к  работе  над  вопросами  Ин-
тернет-викторины.  Следует  отметить,  что  рассуждения  обучающихся-участников  викторины 
стали научно-обоснованными, особенно при ответах на вопросы, требующие понимания эколо-
гических взаимосвязей в природе. Результатом творческого задания Интернет-викторины стали 
представленные  новые  интересные  материалы  в  виде  текстовых  описаний,  фотодокументов. 
Участники конкурса по-настоящему любят свой край, прославляют свою малую Родину! Кон-
курсанты, набравшие большее количество баллов по результатам Интернет-викторины в каж-
дой  возрастной  категории  награждены  дипломами  за  1,  2,  3  места.  В  этом  году  члены  жюри 
приняли решение присудить Диплом абсолютного победителя Сметаниной Ксении, г. Слобод-
ской, набравшей наибольшее количество баллов. 

В феврале – марте 2016 года состоялся 

о

бластной конкурс-фестиваль исследователь-

ских  работ  и  проектов  младших  школьников  «Я  познаю  природу».

 

На  конкурс  поступили 

123  исследовательские  работы  из  48  образовательных  учреждений  11  районов  Кировской  об-
ласти. Конкурсный отбор прошли 78 работ (81 участник), авторы которых приглашены для за-
щиты исследовательских работ на фестиваль, который состоялся во Дворце творчества 27 мар-
та. 74 юных исследователя стали участниками фестиваля исследовательских работ и проектов 
младших  школьников,  основным  событием  которого  была  конференция,  на  которой  ребята 
рассказали о своих открытиях в познании природы и сохранения здоровья своих сверстников. 
По итогам конференции 40 участников награждены дипломами, 34 – дипломами в номинациях: 
за успехи в изучении родного края, за интересный эксперимент, за практическую значимость, 
за лучшее исследование, за многостороннее исследование, за лучшую презентацию исследова-
ния. 

КОГОБУ ДО «Дворец творчества – Мемориал» совместно с Отделом водных ресурсов по 

Кировской  области  Камского  бассейнового  водного  управления  Федерального  агентства  вод-
ных ресурсов в апреле – мае 2016 года в рамках Общероссийских Дней защиты от экологиче-
ской  опасности  проведен 

ХI  областной  детский  экологический  конкурс  «ГИМН  ВОДЕ»

.

 

Цель

 

детского  конкурса  –  воспитание  экологической  культуры  школьников  через  творческие 

формы работы.  

Конкурс проводился по следующим номинациям: «Слово о воде». Литературная номина-

ция: экологическая сказка, эссе, публицистический очерк, стихотворение и т.д.; «Радуга в капле 
воды». Изобразительное творчество; «Источник жизни». Образ воды в фотографии: фоторабо-
ты, фоторепортажи; «Чистый голос воды». Экологическая акция: отчѐты о практических делах; 
«Величайшее в мире богатство…». Экологический водоохранный проект; «КАПель» (Компью-
терная Анимационная Продукция); «Таинства вод». Природа и фантазия в прикладном творче-
стве; «Водная феерия». Мотивы воды в одежде. 

На ХI областной детский экологический конкурс «ГИМН ВОДЕ», поступило 1262 рабо-

ты от обучающихся 33 районов Кировской области (35 учреждений дополнительного образо-
вания и 147 средних и основных общеобразовательных школ)

 

и 22 образовательных учрежде-

ний г. Кирова. Наибольшее количество работ поступило в номинациях «Радуга в капле воды» 
(429), «Слово о воде» (275). Муниципальные этапы проведены в 10 районах Кировской облас-
ти: Кумѐнском, Тужинском, Кирово-Чепецком, Нагорском, Котельничском, Пижанском, Мал-
мыжском, Нолинском, Даровском, Слободском.  

Оргкомитет конкурса и члены жюри отметили высокое качество исполнения работ. По-

бедителями и призѐрами стали 478 обучающихся! Победители в номинациях получили дипло-

4.8. Экологическое образование и просвещение населения. Издательская деятельность

 

177

 

 

мы I, II, III степени и памятные подарки, призѐры награждены дипломом призѐра. Руководите-
ли работ и организаторы районных этапов конкурса награждены грамотами. 

Всѐ  большую  значимость  и  востребованность  приобретают  конкурсы,  способствующие 

привлечению внимания детей и подростков к своему природному окружению, к проблемам со-
хранения  и  улучшения  территории  проживания,  понимания  красоты  и  целостности  природы 
средствами художественного и литературного творчества. С 19 по 26 апреля 2016 года прошла 

XXIII областная выставка-конкурс творческих работ юных флористов «Зеркало природы»

 

под девизом: «Сказка – ложь, да в ней намек…» – герои и их приключения в любимых сказках. 
Целью Выставки-конкурса является воспитание у детей и подростков любви к природе родного 
края, бережного и внимательного отношения к ней, выражение красоты и целостности природы 
средствами художественного творчества, популяризация флористики и фитодизайна среди об-
разовательных учреждений.  

В Выставке-конкурсе приняли участие 245 работ 162 воспитанников 18 образовательных 

учреждений из 16 районов Кировской области и МУДО «Центр внешкольной работы» пгт Тро-
ицко-Печорска Республики Коми. Творческие работы юных флористов оценивались по 11 но-
минациям:  засушенный  растительный  материал,  растительный  пух,  соломка,  смешанный  рас-
тительный материал, коллажи, цветной опил, семена растений, бонсаи, пейзажные композиции, 
настольные композиции, подвесные и настенные композиции в трех возрастных группах (7–10 
лет, 11–14 лет, 15–18 лет).   Юные флористы, занимающиеся во флористических объединениях, 
создали шедевры из соломки, пуха, смешанного растительного материала, семян. Каждая рабо-
та  по-  своему  уникальна,  и  в  каждую  работу  вложен  огромный  труд  ребенка  и  наставника-
педагога.

  

С 19 по 26 декабря 2016 года проведена 

ХI областная выставка-конкурс зимних и ро-

ждественских композиций юных флористов «Новогодняя сказка».

 

Цель мероприятия – вос-

питание у детей и подростков любви к природе родного края, бережного и внимательного от-
ношения к ней, выражение красоты и целостности природы средствами художественного твор-
чества,  популяризация  флористики  и  фитодизайна  среди  образовательных  учреждений.  В  вы-
ставке-конкурсе приняли участие 250 работ 243 школьников 39 образовательных учреждений 
78  педагогов  из  19  районов  и  4  городов  области,  3  образовательных  учреждений  г.  Кирова. 
Творческие  работы  юных  флористов  оценивались  по  5  номинациям:  настольные,  напольные, 
подвесные, настенные композиции и стилизованные ѐлки в трех возрастных группах (7–10 лет, 
11–14 лет, 15–18 лет).   

Областной конкурс детского творчества «Образы Земли»

 в 2016 году проводился по 

трем номинациям: «Детский рисунок» на тему «Ландшафт и качество жизни», «Детское лите-
ратурное творчество» на тему «Живая Земля», фотоработы на тему «Край родной, навек люби-
мый». Цель Конкурса – привлечь внимание детей и подростков к своему природному окруже-
нию,  к  проблемам  сохранения  и  улучшения  территории  проживания,  выражение  понимания 
красоты  и  целостности  природы  средствами  художественного  и  литературного  творчества. 
Всего по трем номинациям поступило 1534 работы. («Детский рисунок» – 445 работ, «Детское 
литературное творчество» – 364 работы, фоторабот – 785) из 30 районов области и 5 городов – 
Слободской, Вятские Поляны, Кирово-Чепецк, Котельнич, Киров. Приняли участие 133 обра-
зовательных учреждения, в т.ч. 27 дошкольных учреждений, 11 начальных общеобразователь-
ных  учреждений,  11  специализированных  (коррекционных)  общеобразовательных  школ-
интернатов,   один  детский  дом.  Члены  жюри  отметили  высокий  художественно-эстетический 
уровень  большинства  работ,  их  оригинальность  и  соответствие  тематике,  заинтересованное 
и неравнодушное отношение участников Конкурса к судьбе природы и экологическим пробле-
мам родного Вятского края. 

В ноябре 2016 года подведены итоги 

ХI областного конкурса практических природо-

охранных проектов. 

Целью конкурса является формирование экологической культуры подрас-

тающего  поколения,  содействие  сохранению  и  восстановлению  природной  среды,  предотвра-
щение разрушения природных ценностей путѐм широкого вовлечения обучающихся образова-
тельных  учреждений  области  в  практическую  природоохранную  деятельность  по  решению 
экологических проблем своей местности.

 

В Конкурсе приняли участие образовательные учреждения 12 районов области и города 

Кирово-Чепецка, 33 работы из 27 образовательных учреждений: 21 основных и средних обще-
образовательных  школ,  2  школ-интернатов,  3  дошкольных  учреждений,  1 учреждения  допол-
нительного образования. Работы были представлены по номинациям: «Экологическое благопо-

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     9      10      11      12     ..