ДОКЛАД О СОСТОЯНИИ И ИСПОЛЬЗОВАНИИ ЗЕМЕЛЬ СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ В 2018-2013 ГОДУ - часть 33

 

  Главная      Учебники - Разные     ДОКЛАД О СОСТОЯНИИ И ИСПОЛЬЗОВАНИИ ЗЕМЕЛЬ СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ В 2018-2013 ГОДУ

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     31      32      33     

 

 

 

ДОКЛАД О СОСТОЯНИИ И ИСПОЛЬЗОВАНИИ ЗЕМЕЛЬ СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ В 2018-2013 ГОДУ - часть 33

 

 

районе – 3 775.5 млн.руб., что составляет 23.5% от всей кадастровой стоимости земель
промышленности   Ставропольского   края.   Несколько   ниже   в   Андроповском   районе   –
3 014.5 млн.руб. (18.7%), примерно одного уровня стоимость земель промышленности в
Шпаковском   (1 771.2   млн.руб.),   Изобильненском   (1 432.3   млн.руб.),   Минераловодском
(1 103.5   млн.руб.)   и   Георгиевском   (1 027   млн.руб.).   В   этих   шести   районах   общая
кадастровая   стоимость   составляет   75.4%   от   всей   стоимости   земель   промышленности
Ставропольского края и равна 12 124 млн.руб. В остальных районах стоимость  земель
менее одного миллиарда рублей и составляет  от 7,8 млн.руб. в Туркменском до 813.5
млн.руб. в Советском районах.

Наибольшую долю в кадастровой стоимости по субъекту составляет  кадастровая

стоимость   земельных   участков   5   группы   –   9 241.0   млн.   руб.,   или   57.4%   от   общей
кадастровой   стоимости   по   краю,   расчет   кадастровой   стоимости   выполнен   по   585
земельным   участкам   общей   площадью   5 508.6   га.   Значение   удельного   показателя
кадастровой стоимости, в зависимости от района находится в диапазоне от 109.99 руб./м

2

–Нефтекумский 
муниципальный   район,   до   194.41   руб./м

2

  –   Шпаковский   муниципальный   район,   при

среднем значении 167.75руб./м

2

.

3.4.2.5 Земли особо охраняемых территорий и объектов

Работы   по   государственной   кадастровой   оценке   земель   особо   охраняемых

территорий и объектов впервые осуществлены в 2003 году, их результаты утверждены
постановлением   Правительства   Ставропольского   края   от   29.11.2005г.   №   146-п   «Об
утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель промышленности,
энергетики,   транспорта,   связи,   радиовещания,   телевидения,   информатики,   земель   для
обеспечения  космической  деятельности,  земель обороны, безопасности  и земель иного
специального назначения, земель водного фонда, земель особо охраняемых территорий и
объектов в Ставропольском крае».

Работы по актуализации результатов государственной кадастровой оценки земель

особо охраняемых территорий и объектов Ставропольского края были проведены в 2009
году и утверждены постановлением Правительства Ставропольского края от 20.04.2011г.
№ 135-п «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель особо
охраняемых  территорий  и  объектов  Ставропольского   края  по  состоянию   на  01 января
2009 года».

Работы   проведены   в   соответствии   Методическими   рекомендациями   по

государственной кадастровой оценке земель особо охраняемых территорий и объектов,
утвержденными приказом Минэкономразвития России от 23.06.2005                    № 138. 

Определена кадастровая стоимость 32 земельных участков, относящихся ко второй

группе   видов   разрешенного   использования   «земли   рекреационного   назначения   (за
исключением   пригородных   зеленых   зон   и   земельных   участков,   на   которых   находятся
учебно-туристические тропы и трассы)» (земельные участки первой группы на момент
проведения   работ   по   массовой   оценке   в   государственном   кадастре   недвижимости
отсутствовали).

По сравнению с показателями кадастровой стоимости земельных участков особо

охраняемых   территорий   и   объектов   предыдущего   тура   оценки   изменение   удельных
показателей   кадастровой   стоимости   земельных   участков   второй   группы   видов
разрешенного использования произошло в среднем по субъекту в 3,45 раза в зависимости
от муниципального района.

Управление Росреестра по Ставропольскому краю

  

93

1
2
3
4
5
1
2
3
4
5
6
7
8
9

10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48

6
7

Сравнение   полученных   средних   значений   удельных   показателей   кадастровой

стоимости   земельных   участков  II группы   видов   разрешенного   использования   с
действующими значениями в графическом виде представлено ниже на диаграмме. 

 

Сравнительный анализ результатов государственной кадастровой оценки земель 

особо охраняемых территорий и объектов Ставропольского края представлен в таблице.

п/

п

Наименование

муниципального

образования

Группа видов использования земель

I

II

  УПКСЗ

руб/м

2

 

Изменение,

раз

  УПКСЗ  

 руб/м

2

 

Изменение,

раз

2005

2009

2005

2009

01

02

04

05

06

07

08

09

1.

Георгиевски

й район

-

-

-

6,16

51,33

8,33

2.

Предгорный

район

-

-

-

106,07

94,48

0,89

3.

Минераловодский

район

-

-

-

63,52

71,16

1,12

Для   сравнения   использовалось   среднее   арифметическое   значение   УПКСЗ   в

муниципальном районе.

Изменение   среднего   уровня   удельного   показателя   кадастровой   стоимости

земельных участков II группы видов разрешенного использования связано с:

1.

Изменением   уровня   рыночной   стоимости   земельных   участков

рекреационного назначения;

2.

Изменением   уровня   ставок   и   доходности   по   объектам   рекреационного

назначения;

3.

Разницей   в   методических   подходах   к   расчету   действующего   до   2009г.   и

актуализированного удельного показателя кадастровой стоимости земельных участков, т.
е.   действующий   до   2009   года   удельный   показатель   кадастровой   стоимости   некоторых
земельных   участков   был   рассчитан   в   соответствии   с   приказом   Минэкономразвития
России от 12.08.2006. № 222 «Об утверждении методических указаний по определению
кадастровой   стоимости   вновь   образуемых   земельных   участков   и   существующих
земельных   участков   в   случаях   изменения   категории   земель,   вида   разрешенного
использования или уточнения площади земельного участка».

3.4.2.6 Земли лесного фонда

Работы   по   государственной   кадастровой   оценке   земель   лесного   фонда

осуществлены   в   2000   году,   их   результаты   прошли   необходимые   согласования   в

Управление Росреестра по Ставропольскому краю

  

94

1
2
3
4
5
1
2
3
4
5
6
7
8
9

10

11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32

6
7

Росземкадастре,   утверждены   постановлением   Правительства   Ставропольского   края   от
30.08.2005г. № 105-п «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки
земель лесного фонда в Ставропольском крае, земель садоводческих, огороднических и
дачных объединений в Ставропольском крае».

Таблица 32

Кадастровая стоимость земель лесного фонда на территории Ставропольского края

руб./га

Наименование

лесхоза

Удельный показатель

кадастровой

стоимости лесных

земель

Удельный

показатель

кадастровой

стоимости нелесных

земель 

Удельный показатель

кадастровой

стоимости лесного

фонда

1

Арзгирский 

400

1689

426

2

Бештаугорский

13485

5859

12130

3

Благодарненский

400

5897

918

4

Буденновский

3038

13818

4869

5

Дивенский

992

2342

1069

6

Ессентукский

11769

6768

11126

7

Изобильненский

4733

22208

8374

8

Ипатовский

3497

8751

4269

9

Калаусский

5465

9035

5762

10

Кировский

2876

12180

4771

11

Кисловодский

3445

6815

4025

12

Кумский

5854

19196

6734

13

Курский

9878

5752

8972

14

Левокумский

400

3826

868

15

Невинномысский

3563

11061

4613

Управление Росреестра по Ставропольскому краю

  

95

1
2
3
4
5
1
2
3
4
5
6
7
8
9

10
11
12
13
14
15

16

17

18

6
7

16

Нефтекумский

400

600

418

17

Нижне-Кумский

4000

11692

4863

18

Петровский

400

1715

558

19

Ставропольский

10046

9153

9988

20

Степновский

400

5816

608

21

ГНУ

Ачикулакский

400

758

604

3.4.2.7 Земли водного фонда

Работы   по   государственной   кадастровой   оценке   земель   водного   фонда

осуществлены   в   2004   году,   их   результаты   прошли   необходимые   согласования   в
Росземкадастре,   утверждены   постановлением   Правительства   Ставропольского   края   от
29.11.2005г. № 146-п «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки
земель   промышленности,   энергетики,   транспорта,   связи,   радиовещания,   телевидения,
информатики,   земель   для   обеспечения   космической   деятельности,   земель   обороны,
безопасности   и   земель   иного   специального   назначения,   земель   водного   фонда,   земель
особо охраняемых территорий и объектов в Ставропольском крае».

Применение результатов государственной кадастровой оценки земель для

установления платежей за землю  

Земельный налог установлен главой 31 Налогового кодекса Российской Федерации

(далее   –   Кодекс)   и   нормативными   правовыми   актами   представительных   органов
муниципальных   образований,   вводится   в   действие   и   прекращает   действовать   в
соответствии с Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов
муниципальных образований.

Устанавливая   налог,   представительные   органы   муниципальных   образований

определяют налоговые ставки, порядок и сроки уплаты налога. При этом нормативными
правовыми актами представительных органов муниципальных образований могут также
устанавливаться   налоговые   льготы,   основания   и   порядок   их   применения,   включая
установление   размера   не   облагаемой   налогом   суммы   для   отдельных   категорий
налогоплательщиков.   Именно   поэтому   земельный   налог   в   соответствии   с   Кодексом
относится к местным налогам.

Налогоплательщиками   земельного   налога   признаются   физические   лица,

обладающие   земельными   участками   на   праве   собственности,   праве   постоянного
(бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения. При этом не
признаются   налогоплательщиками   налога   физические   лица   в   отношении   земельных
участков,   находящихся   у   них   на   праве   безвозмездного   срочного   пользования   или
переданных им по договору аренды (ст.388 Кодекса).

Налоговой   базой   для   исчисления   земельного   налога   в   отношении   каждого

земельного участка является его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года,
являющегося налоговым периодом.

Управление Росреестра по Ставропольскому краю

  

96

1
2
3
4
5

1
2
3
4
5
6
7
8
9

10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36

6
7

  Пунктом  2  статьи   394  Кодекса   предусмотрено,   что  представительным   органам

муниципальных   образований   предоставлено   право   устанавливать   дифференцированные
налоговые ставки в зависимости от категории земель и (или) разрешенного использования
земельного участка.

Таким   образом,   фактическая   налоговая   нагрузка   на   налогоплательщика

устанавливается   не   по   результатам   государственной   кадастровой   оценки   земель,   а   на
основании   принимаемых   представительными   органами   муниципальных  образований
нормативных правовых актов о налоговых ставках и льготах.

Налоговые   ставки,   установленные   нормативными   правовыми   актами   органов

муниципальных образований Ставропольского края в зависимости от категории земель и
разрешенного использования земельных участков, представлены в таблице.  

  Результаты государственной кадастровой оценки земель также применяются для

установления арендной платы за земельные участки, находящихся в государственной или
муниципальной собственности.

Порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки внесения

арендной   платы   за   земли,   находящиеся   в   собственности   Российской   Федерации,
субъектов  Российской  Федерации  или муниципальной  собственности,  устанавливаются
соответственно   Правительством   Российской   Федерации,   органами   государственной
власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.

 

3.4.3   Определение   кадастровой   стоимости   вновь   образованных   земельных

участков,   прошедших   государственный   кадастровый   учет,   а   также   земельных
участков,   в   отношении   которых   прошли   государственный   кадастровый   учет
текущие изменения

Определение   кадастровой   стоимости   вновь   образованных   земельных   участков,

прошедших   государственный   кадастровый   учет,   а   также   земельных   участков,   в
отношении   которых   прошли   текущие   изменения   (изменение   категории   земель,   вида
разрешенного   использования   или   уточнение   площади   земельного   участка)
осуществляется филиалом ФГБУ «ФКП Росреестра» по Ставропольскому краю (согласно
приказу   Росреестра   от   26.12.2011   №531   «О   наделении   федерального   бюджетного
учреждения   «Федеральная   кадастровая   палата   Федеральной   службы   государственной
регистрации,   кадастра   и   картографии»   полномочиями   по   определению   кадастровой
стоимости   вновь   учтенных   объектов   недвижимости   и   объектов   недвижимости,   в
отношении   которых   произошло   изменение   их   количественных   и   (или)   качественных
характеристик»)  в соответствии с приказом Минэкономразвития и торговли Российской
федерации   от   12.08.2006г.   №   222   «Об   утверждении   методических   указаний   по
определению   кадастровой   стоимости   вновь   образуемых   земельных   участков   в  случаях
изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади
земельного участка» (в редакции приказов Минэкономразвития РФ от 20.12.2007г. № 445,
от 02.11.2009г.  № 439, от 17.11.2011г. № 673

 

).

Количество вновь образованных земельных участков в разрезе категорий земель,

для   которых   определена   кадастровая   стоимость   в   2013   году,   представлены   в   таблице
(информация   подготовлена   с   использованием   нестандартных   средств   и   считается
ориентировочной):

Управление Росреестра по Ставропольскому краю

  

97

1
2
3
4
5
1
2
3
4
5
6
7
8
9

10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46

6
7

№ 
п/п Категория земель

Количество, шт.

1

Земли населенных пунктов

23224

2

Земли сельскохозяйственного назначения

4203

3

Земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, 
радиовещания, телевидения, информатики, земли для 
обеспечения космической деятельности, земли обороны, 
безопасности и земли иного специального назначения

606

4

Категория не установлена

35

5

Земли водного фонда

20

6

Земли особо охраняемых территорий и объектов

2

7

Земли лесного фонда

1

ИТОГО

28091

В   связи   с   неоднозначными   сведениями   о   виде   разрешенного   использования

земельных   участков,   выявленными   в   результате   рассмотрения   актов   определения
кадастровой   стоимости   земельных   участков,   а   также   с   целью   уточнения   сведений   о
категории   земель,   за   2013   год   было   направлено   4894   уточняющих   запросов   в   органы
местного самоуправления Ставропольского края. 

3.4.4 Разъяснения по вопросам государственной кадастровой оценки земель по

результатам рассмотренных обращений

Разъяснения   по   вопросам   государственной   кадастровой   оценки   Управлением

Росреестра по Ставропольскому краю осуществляется в соответствии Административным
регламентом Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии
по   предоставлению   государственной   услуги   по   организации   приема   граждан,
обеспечению своевременного и в полном объеме рассмотрения их устных и письменных
обращений   с   уведомлением   граждан   о   принятии   решений   в   установленный
законодательством Российской Федерации срок, утвержденным приказом Министерства
экономического   развития   Российской   Федерации   от   16.08.2011г.   №395,   а   также   в
соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 02.05.2006г. № 59-ФЗ «О
порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации». 

В 2013 году Управлением Росреестра по Ставропольскому краю рассмотрено 64

письменных обращения по вопросам государственной кадастровой оценки земель, в том
числе:

-  разъяснения   о порядке   расчета   удельного  показателя   кадастровой   стоимости   /

кадастровой стоимости конкретного земельного участка – 3;

-   разъяснения   в   отношении   общих   результатов   государственной   кадастровой

оценки определенной категории земель – 6;

- оспаривание величины кадастровой стоимости – 8;
-   жалобы   на   отсутствие   кадастровой   стоимости   в   документах   государственного

земельного кадастра – 0;

Управление Росреестра по Ставропольскому краю

  

98

1
2
3
4
5

1
2
3
4
5
6
7
8
9

10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30

6
7

- жалобы на нарушение административной процедуры проведения государственной

кадастровой оценки земель -0;

- запрос сведений о кадастровой стоимости земельного участка – 47.
-количество вступивших в законную силу судебных решений, вынесенных в пользу

Росреестра, его территориальных органов, в общем количестве судебных решений -  11.

Кроме   того,   11   обращений   поступивших   в   Управление   Росреестра   по

Ставропольскому краю,  в соответствии со ст. 8, Федерального закона от 02.05.2006 № 59-
ФЗ (ред. от 27.07.2010, с изм. от 18.07.2012) «О порядке рассмотрения обращений граждан
Российской Федерации» были перенаправлены по компетенции в филиал ФГБУ «ФКП
Росреестра» по Ставропольскому краю.

Общее количество

обращений

поступивших в

Управление

Росреестра по

Ставропольскому

краю

Из них

Количество обращений от

физических лиц

Количество обращений от

юридических лиц

всего

повторно

всего

повторно

75

44

3

31

0

Все обращения  граждан и юридических  лиц рассмотрены  в полном объеме и в

установленный срок. 

          

4. ЗЕМЕЛЬНЫЙ РЫНОК В СТАВРОПОЛЬСКОМ КРАЕ

Использование   земли   в   Российской   Федерации   является   платным.   Платность

является основным принципом природопользования. Правовую основу для установления
и взимания платежей за землю составляют   Земельный кодекс Российской Федерации,
Налоговый   кодекс   Российской   Федерации   и   иные   нормативные   правовые   акты,   в  том
числе органов власти субъектов и органов местного самоуправления. Формами платы за
использование земли являются: земельный налог, арендная плата.     

Порядок   исчисления   и   уплаты   земельного   налога   устанавливается

законодательством Российской федерации о налогах и сборах.

Порядок определения размера арендной платы, условия и сроки внесения арендной

платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, в собственности
края   или   муниципальной   собственности,   устанавливаются   соответственно
Правительством   Российской   Федерации,   Правительством   края,   органами   местного
самоуправления.     

Развитие рынка в крае регулируется Законом Ставропольского края   «О некоторых

вопросах   регулирования   земельных   отношений»   от   12   апреля   2010   года   №   21-кз
(в   редакции   Закона   Ставропольского   края   от   10.12.2012   года   №   109-кз   «О   внесении
изменений   в   Закон   Ставропольского   края   «О   некоторых   вопросах   регулирования
земельных отношений»).

Для изучения развития земельного рынка в Ставропольском крае ведется отчетность

по форме 3-ЗЕМ «Сведения о сделках с землей», утвержденная постановлением Росстата
от 28.06.2005г. № 37 и приказом Росреестра от 29.12.2012г. № П/625 «Об утверждении
Перечня форм государственной и ведомственной статистической отчетности Федеральной

Управление Росреестра по Ставропольскому краю

  

99

1
2
3
4
5
1
2
3
4
5
6
7
8
9

10
11
12

13
14
15

16

17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40

6
7

службы   государственной   регистрации,   кадастра   и   картографии,   подлежащих   сбору   и
автоматизированной   обработке   в   2013   году»,   в   которой   отражены   следующие   виды
сделок:     

-продажа   земельных   участков   органами   государственной   власти   и   органами

местного самоуправления;  

- продажа земельных участков гражданами и юридическими лицами;
- аренда государственных и муниципальных земель с учетом всех форм арендной

платы;

-   аренда   государственных   и   муниципальных   земель   в   виде   твердой   суммы

платежей;  

- прочие сделки с землей:   
- продажа прав аренды государственных и муниципальных земельных участков;
- дарение земельных участков; 
- передача по наследству земельных участков;
- сделки залога земельных участков. 
 Основанием для подготовки отчетности явилась информация: 
-   договоров   купли   -   продажи,   дарения,   наследования,   залога,   совершенных   в

отчетном году; 

-   всех   действующих   договоров   аренды   в   отчетном   году,   а   также   отдельно

договоров аренды, заключенных в 2013 году. 

Сделки с земельными долями без выдела участков на местности в отчетности не

указывались. 

4.1 СДЕЛКИ ПО ПРОДАЖЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И

МУНИЦИПАЛЬНЫХ ЗЕМЕЛЬ

Продажа   государственных   и   муниципальных   земель   на   территории     края

осуществляется   органами   государственной   власти   и   местного   самоуправления   в
соответствии   с   Земельным   кодексом   Российской   Федерации,   Федеральным   законом
«О   введении   в   действие   Земельного   кодекса   Российской   Федерации»   от   25.10.2001г.
№ 137-ФЗ, Федеральным законом «О приватизации государственного и муниципального
имущества» от 21.12.2001 г. № 178-ФЗ.

Продажа земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной

собственности,   собственникам   зданий,   строений,   сооружений,   расположенных   на   этих
земельных   участках,   осуществляется   по   цене,   установленной   соответственно   органами
исполнительной власти и органами местного самоуправления. Объектом купли -  продажи
могут быть только земельные участки, прошедшие государственный кадастровый учет.

Обобщение  представленных  в отчетах,  территориальными  отделами,  сведений  о

продаже   земельных   участков   органами   государственной   власти   и   местного
самоуправления составило 3474 сделок на площади 8219,3893 га.  

Земельные   участки   покупались   в   собственность   гражданами   в   основном   для

индивидуального   жилищного   строительства,   ведения   личного   подсобного   хозяйства,
садоводства.   Юридическими   лицами   –   для   использования   в   целях   промышленности,
транспорта,   связи,   строительства   и   для   сельскохозяйственного   производства.   По
сравнению с 2012 годом количество сделок увеличилось на 107 ед. Продажа земельных
участков увеличилась в г. Минеральные Воды, г. Невинномысске. 

Управление Росреестра по Ставропольскому краю

  

100

1
2
3
4
5
1
2
3
4
5
6
7
8
9

10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46

6
7

Информация   о   продаже   государственных   и   муниципальных   земель   в

Ставропольском крае в 2013 году представлена в таблице 33.

Таблица 33

Cведения о продаже земельных участков органами государственной власти и

местного самоуправления в 2013 году

/п

Сделки

2012 г.

2013 г.

Кол-

во сделок,

ед.

Пло

щадь,

га

Кол-во

сделок

Площа

дь,

га

.

2

3

4

5

6

Продажа

 

земельных

 

участков

гражданам для:
-   индивидуального   жилищного   и
дачного строительства.   

1128

129,

683

1070

158,69

42

-   личного   подсобного   хозяйства,
садоводства,

 

огородничества,

животноводства       

463

67,6

952

494

202,54

68

- других целей

1341

373,

6788

1510

184,98

96

 юридическим лицам для: 
-

 

использования

 

в

 

целях

промышленности и иного специального
назначения

112

230,

996

66

149,43

62

- других целей 

238

99,8

87

143

87,358

4

крестьянским

 

(фермерским)

хозяйствам, сельхозпредприятиям и др.
предприятиям для сельхозпроизводства

85

60

13,459

191

7436,

3641

Итого сделок:

3367

691

5,399

3474

8219,3

893

4.2 СДЕЛКИ С ЗЕМЕЛЬНЫМИ УЧАСТКАМИ ГРАЖДАН И

ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ (ПРОДАЖА ДАРЕНИЕ НАСЛЕДОВАНИЕ

ЗАЛОГ)

Действующая   в   Российской   Федерации   законодательная   нормативная   правовая

база дает право собственнику земли осуществлять основные виды сделок с земельными
участками   –   собственники   имеют   право   сдавать   участки   в   аренду,   продавать,   дарить,
отдавать в залог и т.д.

Анализ приведенных данных раздела 3 «Продажа земельных участков гражданами

и   юридическими   лицами»,   позволяет   констатировать   следующее.   Количество   сделок,

Управление Росреестра по Ставропольскому краю

  

101

1
2
3
4
5
1
2
3
4
5
6

7
8
9

10
11
12
13
14
15
16
17
18

6
7

совершенных в 2013 году гражданами  и юридическими лицами составляет  – 33167 ед. на
площади 69769,2342 га.

Наибольшее   количество   сделок,   в   том   числе   и   площади,   составляют   сделки   в

населенных   пунктах,   т.е.   сделки   по   продаже   земельных   участков   гражданами   и
юридическими лицами, их количество составило 30620 сделок на площади 17662,9001 га.
По   категории   земель   «Земли   промышленности   и   иного   специального   назначения»   их
количество   составило   всего   130   сделок,   на   площади   9520,198   га,   на   землях
сельскохозяйственного   назначения   количество   составило   –   890   сделок,   на   площади
18471,0952 га.  

Сделки   наследования,   которые   относятся   к   универсальному   правопреемству,

составляют 13826 земельных участка на площади 44463,31306 га, из них преобладающее
число приходится на земли населенных пунктов – 11491 сделка.   

Дарение земельных участков составило 7001 сделка на площади 189039,8737 га и

также, преобладает на землях населенных пунктов, их количество составляет 6367 ед., на
площади 8115,64684 га, дарение земель сельскохозяйственного назначения – 624 ед. на
площади 7484,2577 га. 

Сделки   залога   с   земельными   участками   составили   6711   ед.,   на   площади

9974,335648   га,   в   том   числе   гражданами   4654   сделок   на   площади   3603,025448   га,
юридическими лицами – 2057 сделок на площади 6371,3102 га. В населенных пунктах
совершено   сделок   залога   –   6599   ед.,   на   площади   6826,127748   га,   на   землях
сельскохозяйственного назначения – 82 сделки  на площади 2919,3392 га.

Данные   о   количестве   сделок   купли-продажи   земельных   участков   гражданами   и

юридическими лицами в Ставропольском крае в 2013 году, приведены в таблице 4.2.

Таблица 34

Сделки с земельными участками граждан и юридических лиц в 2013 году  

п/п

Сделки

2012 г.

2013 г.

Кол-во

сделок

Площадь, га

Кол-во

сделок

Площадь, га

1

2

3

4

5

6

1

Продажа

 

земельных

 

участков

гражданами   и   юридическими   лицами
всего:

31601

31326,2585 33167

69769,2342

В т.ч. – с землями населенных пунктов

28670

5139,6125

30620

17662,9001

-   с   землями   промышленности   и   иного
специального назначения  

2

12,39

130

9520,198

-   с   землями   сельскохозяйственного
назначения

1109

13733,756

890

18471,0952

в т.ч. сделки по продаже не застроенных
земельных участков - всего

1818

3617,36

3509

10810,1425

2

Дарение земельных участков

5631

9292,355

7001

189039,8737

3

Передача   по   наследству   земельных
участков

11946

61225,789

13826

44463,31306

4

Залог земельных участков – всего

6753

12406,652

6711

9974,335648

4.1

в т.ч. гражданами

5079

5186,59

4654

3603,025448

Управление Росреестра по Ставропольскому краю

  

102

1
2
3
4
5
1
2
3
4
5
6
7
8
9

10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25

6
7

4.2

юридическими лицами

1674

7220,062

2057

6371,3102

4.3 СДЕЛКИ ПО АРЕНДЕ И ПРОДАЖЕ ПРАВ АРЕНДЫ

ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ ЗЕМЕЛЬ

Земельный   рынок   в   крае   функционирует   в   основном   в   сфере   передачи

государственных   и   муниципальных   участков   в   аренду.   Арендные   отношения   в
Ставропольском   крае   регулируются   Земельным   кодексом   Российской   Федерации,
Гражданским   кодексом   Российской   Федерации,   постановлением   Правительства
Ставропольского края от 16 апреля 2008 года № 64-п (в ред. постановления Правительства
СК

 

от 24 сентября 2013 года    № 362-п) «Об утверждении порядка определения размера

арендной   платы,   а   также   порядка,   условий   и   сроков   внесения   арендной   платы   за
использование земельных участков, находящихся в собственности Ставропольского края,
и   земельных   участков,   государственная   собственность   на   которые   не   разграничена»
(далее – Порядок), законом Ставропольского края от 12.04.2010 г. № 21-кз «О некоторых
вопросах   регулирования   земельных   отношений».   Данными   нормативными   актами
регулируется размер арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности
Ставропольского   края   в   виде   определенной   твердой   суммы   платежей,   вносимых
периодически. 

Базовые   размеры   арендной   платы   за   земельные   участки   в   составе   земель

сельскохозяйственного   назначения   устанавливаются   в   процентах   от   кадастровой
стоимости   квадратного   метра   земельного   участка   в   соответствии   с   приложением   1
к указанному Порядку.

Базовый   размер   арендной   платы   за   земельные   участки   в   составе   земель

промышленности,   энергетики,   транспорта,   связи,   радиовещания,   телевидения,
информатики,   земель   для   обеспечения   космической   деятельности,   земель   обороны,
безопасности   и   земель   иного   специального   назначения   равен   4,0   процентам   от
кадастровой стоимости квадратного метра земельного участка (п.8 Порядка определения
размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за
использование земельных участков, находящихся в собственности Ставропольского края,
и   земельных   участков,   государственная   собственность   на   которые   не   разграничена,
утвержденного постановлением Правительства Ставропольского края от 16 апреля 2008
года № 64-п).

Базовые размеры арендной платы за земельные участки в составе земель населенных

пунктов   устанавливаются   по   видам   функционального   использования   и   по   видам
разрешенного использования в процентах от кадастровой стоимости квадратного метра
земельного   участка   на   основании   предложений   органов   местного   самоуправления
муниципальных образований Ставропольского края, уполномоченных распоряжаться 
земельными   участками,   государственная   собственность   на   которые   не   разграничена,   в
соответствии с приложением 2 к указанному Порядку.

Базовый размер арендной платы принимается равным ставке земельного налога за

земельные участки:

занятые автомобильными дорогами, их конструктивными элементами и дорожными

сооружениями;

занятые   внутрихозяйственными   дорогами   и   защитными   лесными   насаждениями

(лесополосами);

Управление Росреестра по Ставропольскому краю

  

103

1
2
3
4
5

1
2
3
4
5
6
7
8
9

10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46

6
7

нарушенные для ведения сельскохозяйственного производства на период проведения

мероприятий по рекультивации и восстановлению плодородного слоя;

предоставленные для ведения личного подсобного хозяйства;
предоставленные   физическим   лицам,   впервые   организующим   крестьянское

(фермерское) хозяйство,  и применяется  в течение  5 лет с момента  предоставления  им
земельного участка в аренду;

на   которые   землепользователями   и   землевладельцами   переоформлено   право

постоянного   (бессрочного)   пользования   земельными   участками   на   право   аренды
земельных участков.

  Согласно п. 5 ст. 9 Закона Ставропольского края от 12.04.2010 г. № 21-кз размер

арендной   платы   за   использование   земельных   участков,   расположенных   в   сельской
местности,   городах   районного   значения   и   занятых   объектами   недвижимости,
находящимися   в   собственности   организаций   потребительской   кооперации,
устанавливается на один год в пределах 0,3 процента кадастровой стоимости арендуемых
земельных участков.

Арендная   плата   за   земельные   участки   устанавливается   договором   между

арендодателем   и   арендатором.   При   аренде   муниципальных   и   государственных   земель
органами исполнительной власти устанавливаются базовые размеры арендной платы по
типичным видам использования земель или категориям арендаторов.  

Анализ   представленных   данных   позволяет   сделать   вывод,   что   аренда

государственных и муниципальных земель с учетом всех форм арендной платы (включая
все   действующие   договоры   аренды)   составила   78231   сделку,   в   том   числе   с   землями
населенных   пунктов   -   67481   или   86,2%   от   общего   количества   сделок,     площадью
95772,918 га.

   

С землями промышленности заключено 906 сделок или

 

1,1%,

 

с землями

сельскохозяйственного назначения заключено 6508 сделок или 8,3% от общего количества
сделок.   По   площади   преобладают   договора   аренды   по   землям   сельскохозяйственного
назначения, площадь которых составила 1157633,016 га

 

или 88,6%.

Данные об аренде государственных и муниципальных земель в Ставропольском

крае представлены в таблице 35.

Таблица 35

Сделки по аренде и продаже прав аренды в 2013 году

п/п

Сделки

аренда 2012 г.

аренда 2013 г.

Кол-во

сде

лок,

ед.

Площадь, га

Кол-во

с

делок,

ед.

Площадь, га

1

2

3

4

5

6

1

Аренда   государственных   и
муниципальных   земель   с   учетом
всех   форм   арендной   платы   (все
действующие договора) 

76843

1234476,66

78231

1305755,027

В том числе: 
- с  землями населенных пунктов   

66900

88898,9131

67481

95772,918

-   с   землями   промышленности   и
иного специального назначения

834

4237,588

906

4936,285

Управление Росреестра по Ставропольскому краю

  

104

1
2
3
4
5
1
2
3
4
5
6
7
8
9

10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32

6
7

-   с   землями   сельскохозяйственного
назначения

5849

1106740,544

6508

1157633,016

2

Сделки,   совершенные   в   отчетном
году 

6145

40191,8796

6915

79585,9823

3

Аренда   государственных   и
муниципальных   земель   в   виде
твердой суммы платежей

76629

1216206,94

77444

1238254,013

4

Прочие сделки с землей;
Продажа

 

прав

 

аренды

государственных   и   муниципальных
земельных участков всего

376

3786,4757

247

1815,086

в т.ч. гражданам

340

2988,6867

216

1445,503

юридическим лицам

36

797,789

31

369,583

За отчетный год было заключено 6915 договоров аренды. Сельскохозяйственные

предприятия арендуют земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения
муниципальных   образований   и   фонда   перераспределения   на   основании   действующих
договоров аренды. 

Сделки по продаже прав аренды составили 247 ед. на площади 1815,086 га,

 

что на

129   сделок   меньше   по   сравнению   с   2012   годом,

 

в   том   числе   продажа   прав   аренды

гражданам уменьшилась на 124 сделки. 

Базовые  размеры  арендной   платы   за   земельные   участки   в   составе   земель

населенных   пунктов   устанавливаются   по   видам   функционального   использования   и   по
видам разрешенного использования в процентах от кадастровой стоимости квадратного
метра земельного участка на основании предложений органов местного самоуправления
муниципальных   образований   Ставропольского   края,   уполномоченных   распоряжаться
земельными   участками,   государственная   собственность   на   которые   не   разграничена,   в
соответствии с приложением 2 к указанному Порядку.

Пересмотр арендной платы за земельный участок осуществляется в установленном

порядке в связи с:

изменением кадастровой стоимости земельного участка;
изменением базового размера арендной платы;
переводом земельного участка из одной категории в другую.
Расчет арендной платы за земельный участок является обязательным приложением

к договору аренды. За земли, переданные в аренду, взимается арендная плата.  

4.4 ЦЕНА ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ, НАХОДЯЩИХСЯ В

ГОСУДАРСТВЕННОЙ И МУНИЦИПАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ

ПРИ ИХ ПРОДАЖЕ СОБСТВЕННИКАМ ЗДАНИЙ СТРОЕНИЙ

СООРУЖЕНИЙ

Продажа земельных участков в крае регулируется Земельным кодексом Российской

Федерации,   Федеральным   законом   «О   введении   в   действие   Земельного   кодекса
Российской   Федерации»,   Федеральным   законом   «О   приватизации   государственного   и
муниципального имущества», постановлением Правительства Российской Федерации «Об

Управление Росреестра по Ставропольскому краю

  

105

1
2
3
4
5

1
2
3
4
5
6
7
8
9

10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33

6
7

организации   и   проведении   торгов   по   продаже   находящихся   в   государственной   и
муниципальной собственности земельных участков или права на заключение договоров
аренды таких  земельных участков», законом Ставропольского края от 12.04.2010 г. № 21-
кз   «О   некоторых   вопросах   регулирования   земельных   отношений»   (в   редакции   Закона
Ставропольского   края   от   10.12.2012   года     №   109-кз   «О   внесении   изменений   в   Закон
Ставропольского края  «О некоторых вопросах регулирования  земельных отношений»),
другими   нормативными   правовыми   актами   Российской   Федерации.   Предоставление
земельных   участков,   находящихся   в   собственности   Ставропольского   края,   в
собственность гражданам и юридическим лицам осуществляется за плату на торгах, если
иное не предусмотрено Федеральными законами и настоящим Законом.

Согласно   ст.   36   Земельного   кодекса   Российской   Федерации   граждане   и

юридические   лица,   имеющие   в   собственности,  безвозмездном   пользовании,
хозяйственном   ведении   или   оперативном   управлении   здания,   строения,   сооружения,
расположенные   на   земельных   участках,   находящихся   в   государственной   или
муниципальной   собственности,   приобретают   права   на   эти   земельные   участки   в
соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации.  

При   этом,  порядок  (утвержден   постановлением   Правительства   Ставропольского

края  от  27.12.2012 г.  №  516-п  «Об утверждении  порядка   определения   цены   и оплаты
земельных   участков,   находящихся   в   собственности   Ставропольского   края   или
государственная   собственность   на   которые   не   разграничена,   в   целях   их   продажи
собственникам   зданий,   строений,   сооружений,   расположенных   на   этих   земельных
участках»)   определения   цены   и   оплаты   земельных   участков,   находящихся   в
собственности Ставропольского края или государственная собственность на которые не
разграничена,   в   целях   их   продажи   собственникам   зданий,   строений,   сооружений,
расположенных   на   этих   земельных   участках,   устанавливается   Правительством
Ставропольского края (ст. 11 закона Ставропольского края от 12.04.2010г. № 21-кз «О
некоторых вопросах регулирования земельных отношений»).

В соответствии  со ст.2  Федерального закона  «О введение  в действие  Земельного

кодекса   Российской   Федерации»,   до   1   июля   2012   года   продажа   земельных   участков,
находящихся в государственной или муниципальной собственности осуществлялась:

коммерческим   организациям   и   индивидуальным   предпринимателям,   являющимся

собственниками   расположенных   на   таких   земельных   участках   зданий,   строений,
сооружений, если эти здания, строения, сооружения были отчуждены из государственной
или   муниципальной   собственности,   в   том   числе   в   случае,   если   на   таких   земельных
участках возведены или реконструированы здания, строения, сооружения;

коммерческим   организациям   и   индивидуальным   предпринимателям,   являющимся

собственниками   расположенных   на   таких   земельных   участках   зданий,   строений,
сооружений, если эти здания, строения, сооружения были возведены на таких земельных
участках вместо разрушенных или снесенных и ранее отчужденных из государственной
или муниципальной собственности зданий, строений, сооружений;

гражданам   и   некоммерческим   организациям,   являющимся   собственниками

расположенных на таких земельных участках зданий, строений, сооружений, если право
собственности   указанных   лиц   на   эти   здания,   строения,   сооружения   возникло   до
вступления   в   силу   Земельного  кодекса  Российской   Федерации   и   если   федеральными
законами   для   указанных   собственников   не   установлен   иной   порядок   приобретения
земельных участков в собственность.

Управление Росреестра по Ставропольскому краю

  

106

1
2
3
4
5
1
2
3
4
5
6
7
8
9

10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46

6
7

При   приобретении   указанными   лицами   таких   земельных   участков   их   цена   в

Ставропольском   крае   устанавливается   в   пределах   двух   с   половиной   процентов
кадастровой стоимости земельного участка.

При этом лица, не указанные выше и являющиеся собственниками зданий, строений,

сооружений, расположенных на земельных участках, находящихся в государственной или
муниципальной   собственности,   приобретают   такие   земельные   участки   по   цене,
устанавливаемой   субъектами   Российской   Федерации   в   населенных   пунктах   с
численностью  населения.  В Ставропольском крае (учитывая  численность  до 500 тысяч
человек),   а   также   за   пределами   границ   населенных   пунктов   в   размере   от   трех   -   до
десятикратного   размера   ставки   земельного   налога   за   единицу   площади   земельного
участка. 

До установления   субъектами   Российской   Федерации   цены   земельного   участка

применяется   минимальный   для   соответствующей   местности   размер   ставки   земельного
налога за единицу площади земельного участка.

Согласно   закона   Ставропольского   края   от   12.04.2010г.   №   21-кз     «О   некоторых

вопросах регулирования земельных отношений» выкупная цена земельных участков из
земель   сельскохозяйственного   назначения,   находящихся   в   государственной   или
муниципальной собственности, приобретаемых гражданами и юридическими лицами, за
исключением специализированных сельскохозяйственных организаций, в соответствии с
п.4   ст.10   Федерального   закона   от   24.07.2002   г.   №   101-ФЗ   «Об   обороте   земель
сельскохозяйственного назначения», устанавливается в размере:

кадастровой   стоимости   земельных   участков   -   по   истечении   трех   лет   со   дня

заключения договора аренды этих земельных участков;

80 процентов кадастровой стоимости земельных участков - по истечении шести лет

со дня заключения договора аренды;

60 процентов кадастровой стоимости земельных участков - по истечении девяти

лет со дня заключения договора аренды;

40 процентов кадастровой стоимости земельных участков - по истечении 12 лет со

дня заключения договора аренды;

20 процентов кадастровой стоимости земельных участков - по истечении 15 и более

лет со дня заключения договора аренды.

Начальная цена устанавливается на основании оценки, проводимой в соответствии

с   Федеральным   законом   от   29.07.1998   №   135-ФЗ   «Об   оценочной   деятельности   в
Российской Федерации».

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В отчетном году деятельность Управления Росреестра по Ставропольскому краю,

по   изложенным   в   Докладе   вопросам,   осуществлялась   в   соответствии   с   действующим
земельным и гражданским законодательством, нормативными правовыми актами Россий

ской Федерации и Ставропольского края, а также приказами, указаниями и разъяснениями
Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии.

Детальный   анализ,   выводы   и   предложения   по   конкретным   вопросам,

установленным   программой   настоящего   Доклада,   приведены   в   соответствующих   его
разделах.

Управление Росреестра по Ставропольскому краю

  

107

1
2
3
4
5
1
2
3
4
5
6
7
8
9

10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46

6
7

В текущем 2014 году Управление Росреестра по Ставропольскому краю продолжит

свою   производственную   деятельность   по   реализации   возложенных   на   него   задач   и
обязанностей.

             

В подготовке глав и разделов Доклада участвовали:

Д.В.   Степанов,   С.Н.   Мрыхин,   И.О.   Журавлев,   Н.Н.   Савин,   А.В.   Малахов,

С.А. Лысенко.

Техническое оформление Доклада выполнено:

отделом   землеустройства,   мониторинга   земель,   геодезии   и   картографии   Управления
Федеральной   службы   государственной   регистрации,   кадастра   и   картографии   по
Ставропольскому краю.

Управление Росреестра по Ставропольскому краю

  

108

1
2
3
4
5
1
2
3
4
5
6
7
8
9

10
11
12
13
14

6
7

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     31      32      33