ДОКЛАД О СОСТОЯНИИ И ИСПОЛЬЗОВАНИИ ЗЕМЕЛЬ СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ В 2018-2013 ГОДУ - часть 30

 

  Главная      Учебники - Разные     ДОКЛАД О СОСТОЯНИИ И ИСПОЛЬЗОВАНИИ ЗЕМЕЛЬ СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ В 2018-2013 ГОДУ

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     28      29      30      31     ..

 

 

ДОКЛАД О СОСТОЯНИИ И ИСПОЛЬЗОВАНИИ ЗЕМЕЛЬ СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ В 2018-2013 ГОДУ - часть 30

 

 

строительства   осуществлялось   ранее   в   соответствии   с   Законом   от   23.11.90   г.   «О   земельной
реформе», Земельным Кодексом РСФСР, Указом Президента Российской Федерации от 02.03.92 г.
№ 213 «О порядке ус

тановления нормы бесплатной передачи земельных участков в собственность граждан», Указом
Президента Российской Федерации от 27.12.91 г. № 323 «О неотложных мерах по осуществлению
земельной реформы в РСФСР», Федеральным законом от 23.12.92 г. № 4196-1 «О праве граждан
Российской Федерации на получение в частную собственность и на продажу земельных участков
для   ведения   личного   подсобного   и   дачного     хозяйства,   садоводства   и   индивидуального
жилищного строительства». В настоящее время (в связи с отменой названных нормативных актов)
земельные отношения в этой области регулируются Федеральным законом от 15.04.98 г. № 66 «О
садоводческих,   огороднических   и   дачных   некоммерческих   объединениях   граждан»,   вновь
принятым Земельным кодексом РФ и Федеральным законом от 07.07.2003 г. № 112-ФЗ «О личном
подсобном хозяйстве».

Личное   подсобное   хозяйство

  –   форма   непредпринимательской   деятельности   по

производству и переработке сельскохозяйственной продукции. Для ведения личного подсобного
хозяйства могут использоваться земельный участок в черте населенных пунктов (приусадебный
земельный участок) и земельный участок за чертой поселений (полевой земельный участок). На
приусадебном земельном участке возможно возведение жилого дома и других построек, полевой
земельный участок используется без права возведения жилых и иных строений. Личное подсобное
хозяйство   является   производственной   формой,   позволяющей   его   владельцу   получать
дополнительный доход к основному заработку.

Земельные   участки   в   личном   подсобном   хозяйстве   используются   не   только   для

производства   различной   сельскохозяйственной   продукции,   на     них   возводятся   жилые   дома,
хозяйственные строения и сооружения. К ним относят земельные участки, предоставленные на
различном праве для ведения личного подсобного хозяйства в черте (приусадебные земельные
участки) и за чертой поселения (полевые земельные участки).

По состоянию на 1 января 2014 года в крае числится 413341 личных подсобных хозяйств,

общая площадь которых составляет 79374 га.

В сравнении с 2012 годом количество личных подсобных хозяйств увеличилось на 71, а их

площадь уменьшилась на 168 га.

Проблема обеспечения граждан земельными участками для ведения личного подсобного

хозяйства, в основном, по краю решается удовлетворительно.

Земельные участки для садоводства и огородничества.

В   соответствии   с   Федеральным   законом   «О   садоводческих,   огороднических   и   дачных

объединениях граждан»: 

садовый   земельный   участок

  –   земельный   участок,   предоставленный   гражданину   или

приобретенный   им   для   выращивания   плодовых,   ягодных,   овощных,   бахчевых   или   иных
сельскохозяйственных  культур и картофеля, а также для отдыха (с правом возведения  жилого
строения без права регистрации проживания в нем и хозяйственных строений и сооружений);

огородный   земельный   участок  

–   земельный   участок,   предоставленный   гражданину   или

приобретенный   им   для   выращивания   ягодных,   овощных,   бахчевых   или   иных
сельскохозяйственных культур и картофеля (с правом или без права возведения жилого строения и
хозяйственных строений и сооружений в зависимости от разрешенного использования земельного
участка, определенного при зонировании территории).

Правообладатели   садовых   и   огородных   участков   на   добровольных   началах   вправе

объединяться для использования принадлежащих им земельных участков.

Садоводческое,   огородническое   или   дачное   некоммерческое   объединение   граждан

(садоводческое,   огородническое   или   дачное   некоммерческое   товарищество,   садоводческий,
огороднический   или   дачный   потребительский   кооператив,   садоводческое,   огородническое   или
дачное некоммерческое партнерство) - некоммерческая организация, учрежденная гражданами на

Управление Росреестра по Ставропольскому краю

45

1
2
3
4
5
1
2
3
4
5
6
7
8
9

10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51

6
7
8

добровольных   началах   для   содействия   ее   членам   в   решении   общих   социально-хозяйственных
задач ведения садоводства, огородничества и дачного хозяйства.

Земельные   участки   предоставляются,   как   правило,   объединениям.   В   отдельных   случаях

возможно   предоставление   участка   для   индивидуального   садоводства,   огородничества   и   т.п.
Граждане,   ведущие   индивидуальное   садоводство,   огородничество   или   иное   хозяйство,   вправе
пользо
ваться   объектами   инфраструктуры,   землями   общего   пользования   на   условиях   договоров,
заключенных с таким объединением.

Земельный   массив   объединения   состоит   из   двух   частей.   Одна   часть   предоставляется

каждому члену объединения, другая часть - самому объединению, как юридическому лицу. 

Земельные   участки   каждому   члену   объединения     и   самому   объединению   могут

предоставляться в собственность либо на ином вещном праве.

Общее   собрание   членов   объединения   может   принять   решение   о   закреплении   за   таким

объединением, как за юридическим лицом, всех предоставленных земель.

По состоянию на 1 января 2014 года в крае числится 265555 садоводов, использующих

предоставленные им 20492га земель.

По   состоянию   на   1   января   2014   года   в   крае   учтено   26842   огородников,   за   которыми

числятся земельные участки на площади 2132 га.

Земельные участки для индивидуального жилищного строительства.

Земли, предоставленные в целях жилищного строительства, используются для возведения

домов   и   хозяйственных   строений.   Возможно   также   и     добровольное   объединение   граждан   –
правообладателей   таких   земельных   участков.   Размер   участка,   предоставленного   для   целей
индивидуального жилищного строительства, позволяет разместить дом и использовать землю для
производства   сельхозпродукции.  Поэтому   индивидуальное   жилищное   строительство  (ИЖС)   –
представляет   собой   форму   обеспечения   граждан   жильем   путем   строительства   домов   при
непосредственном  участии  граждан  или за их счет. Как  правило, земельные  участки  для этих
целей   предоставляются   в   городах   и   поселках.   Во   многих   случаях   размер   участка,
предоставленного для целей ИЖС, позволяет не только разместить дом, но и использовать землю
для производства сельскохозяйственной продукции.

В сравнении с 2012 годом количество и площадь земельных участков, предоставленных для

индивидуального   жилищного   строительства,   уменьшилось   соответственно   на   1716   единиц   с
увеличением площади на 3 га, что объясняется как предоставлением новых земельных участков,
так и некоторым их уточнением.

2

. ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ РАЗВИТИЯ

ЗЕМЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ В СТАВРОПОЛЬСКОМ КРАЕ

Земельное   законодательство   отнесено   Конституцией   Российской   Федерации   (ст.   72)   к

предмету совместного ведения. Земельный кодекс РФ (п. 1 ст. 2), развивая это конституционное
положение,   устанавливает   соотношение   норм   земельного   законодательства:   земельное
законодательство в соответствии с Конституцией Российской Федерации находится в совместном
ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Земельное законодательство
состоит из Земельного кодекса РФ, федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними
законов субъектов Российской Федерации.

Федеральное законодательство по предмету совместного ведения Российской Федерации и

субъектов Российской Федерации должно содержать определенный простор для регулирования
части вопросов на региональном уровне, так как по предметам совместного ведения Российской
Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в
соответствии   с   ними   законы   и   иные   нормативные   правовые   акты   субъектов   Российской

Управление Росреестра по Ставропольскому краю

46

1
2
3
4
5
1
2
3
4
5
6
7
8
9

10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50

6
7
8

Федерации (п. 2 ст. 76 Конституции РФ). Так, например, Земельный кодекс РФ содержит ряд
поручений и оснований для принятия региональных законов (п. 2 ст. 33, п. 1 ст. 34, п. 7 ст. 69 ЗК
РФ и др.).

Другая   особенность   совместного   ведения   состоит   в   том,   что   при   отсутствии

соответствующего   федерального   закона   субъект   Российской   Федерации   вправе   осуществить
собственное правовое регулирование, что следует из смысла статей 72, 76 (часть 2) и 77 (часть 1)
Конституции   Российской   Федерации   и   вытекает   из   природы   совместной   компетенции.   С
принятием федерального закона закон субъекта Российской Федерации подлежит приведению в
соответствие с ним. 

Основополагающее значение в регулировании правоотношений, связанных с управлением

и распоряжением землями в Ставропольском крае являются:

-  

Закон   Ставропольского   края   от   12.04.2010   №   21-кз   «О   некоторых   вопросах

регулирования земельных отношений»

 (далее – Закон 21-кз).

Законом Ставропольского края от 11.06.2013 №46-кз«О внесении изменений в Закон

Ставропольского   края   "О   некоторых   вопросах   регулирования   земельных   отношений»
(далее   -   Закон   46-кз)  

(принят   Думой   Ставропольского   края   30.05.2013)   внесены   изменения   в

Закон 21-кз, согласно которому, в статье 12: 

пункт 4 части 1 признан утратившим силу; 
пункт   2   части   2   изложен   в   следующей   редакции:   «2)   под   объектами   недвижимого

имущества,   расположенными   на  землях  сельскохозяйственного   назначения   и  (или)  в  границах
населенных пунктов, - собственникам данных объектов, в случае если право собственности на эти
объекты возникло до вступления в силу Земельного кодекса Российской Федерации»; 

часть 9 изложена в следующей редакции: «9. В целях реализации настоящей статьи и статей

12.1   и   12.2   под   гражданами,   имеющими   трех   и   более   детей,   понимаются   лица,   признанные
Законом Ставропольского края от 27 декабря 2012 г. N 123-кз "О мерах социальной поддержки
многодетных семей" многодетной семьей»;

в статье 12.1 часть 1 дополнена словами «по месту жительства»;
пункт  1 части  5 статьи  12.2 изложен  в новой редакции,  следующего  содержания:  «1) об

отсутствии факта лишения  гражданина, имеющего трех и более детей, родительских  прав или
отмены   усыновления   в   отношении   детей,   учитываемых   при   возникновении   права   аренды   на
земельный участок»;

в статье 13: 
пункт 2 части 1 изложен в следующей редакции:
«2)   под   объектами   недвижимого   имущества,   расположенными   на   землях

сельскохозяйственного   назначения   и   (или)   в   границах   населенных   пунктов,   -   собственникам
данных объектов, в случае если право собственности на эти объекты возникло до вступления в
силу Земельного кодекса Российской Федерации»; 

часть 2 признана утратившей силу;
в статье 14: 
в части 1 слова «пунктом 5 части 1 статьи 12.1» заменены словами «частью 3 статьи 12»; 
в части 2 слова «пунктом 5 части 1 статьи 12.1» заменены словами «частью 3 статьи 12»;
пункт 4 части 5 статьи 21 признан утратившим силу.

- Закон Ставропольского края от 10.12.2013 № 115-кз «О внесении изменений в статью 12.1

Закона Ставропольского края «О некоторых вопросах регулирования земельных отношений» и
Закон Ставропольского края «О внесении изменений в Закон Ставропольского края «О некоторых
вопросах регулирования земельных отношений» (принят Думой Ставропольского края 28.11.2013)
вносит изменения в пункт 4 части 2 статьи 12.1 Закона № 21-кз путем дополнения словами «,
заключение договора о приемной семье, установление опеки (попечительства)».

А также внесены изменения в Закон Ставропольского края от 11 июня 2013 г. № 46-кз «О

внесении   изменений   в   Закон   Ставропольского   края   «О   некоторых   вопросах   регулирования
земельных   отношений"   изменения   следующего   характера:   подпункт   «б»   пункта   2   статьи   1

Управление Росреестра по Ставропольскому краю

47

1
2
3
4
5
1
2
3
4
5
6
7
8
9

10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51

6
7
8

исключен;

в статье  2 слова, «за  исключением  подпункта  «б» пункта  2 статьи  1 настоящего  Закона,

который вступает в силу с 1 января 2014 года» исключен.

-   Закон   Ставропольского   края   от   20.10.2008   №   67-кз   «Об   особо   охраняемых

природных   территориях   в   Ставропольском   крае»,  

который   регулирует   отношения   в   сфере

организации,   охраны   и   использования   особо   охраняемых   природных   территорий   в
Ставропольском   крае,   имеющих   краевое   и   местное   значение   продолжает   действовать   без
изменений.

- Закон Ставропольского края от 14.11.2013 № 92-кз «О природных ресурсах, лечебно-

оздоровительных местностях и курортах Ставропольского края 

устанавливает правовые и ор

ганизационные основы рационального использования, развития и охраны природных лечебных
ресурсов, лечебно-оздоровительных местностей и курортов Ставропольского края.

-   Законом   Ставропольского   края   от   08.07.2013   №   60-кз   «О   внесении   изменений   в

Закон   Ставропольского   края   «О   порядке   установления   публичных   сервитутов   на
территории Ставропольского края» (

принят Думой Ставропольского края 27 июня 2013 года)

внесены изменения следующего содержания: 

в   абзаце   втором   статьи   1   слова   «населения   Ставропольского   края»   заменены   словами

«Ставропольского края или местного самоуправления и (или) местного населения»;

часть 1 статьи 2 изложена в следующей редакции: «1. Публичный сервитут устанавливается,

если интересы Ставропольского края или местного самоуправления и (или) местного населения не
могут быть обеспечены без его установления»;

в статье 3: 
часть 1 изложена в новой редакции:
«1. Публичный сервитут в интересах Ставропольского края устанавливается Правительством

Ставропольского края по инициативе органов исполнительной власти Ставропольского края или
органов   местного   самоуправления   муниципальных   образований   Ставропольского   края,
физических или юридических лиц в порядке, установленном настоящим Законом»;

дополнена   частью   10   следующего   содержания:   «10.   Публичный   сервитут   в   интересах

местного   самоуправления   и   (или)   местного   населения   устанавливается   органами   местного
самоуправления городских округов или поселений Ставропольского края».

-  

Постановлением   Правительства   Ставропольского   края   от   09.07.2013   г.   №   265-п

внесены изменения в Постановление Правительства Ставропольского края от 22.10.2003 г. № 184-
п   «О   некоторых   мерах   по   реализации   Федерального   закона   «Об   обороте   земель
сельскохозяйственного   назначения»   и   Закона   Ставропольского   края   «Об   управлении   и
распоряжении землями в Ставропольском крае» на территории Ставропольского края» в части
уточнения  формулировок акта  Правительства  Ставропольского  края, а также изложен  в новой
редакции   Порядок   приобретения   в   государственную   собственность   Ставропольского   края
земельных   участков   и   долей   в   праве   общей   собственности   на   земельные   участки   из   земель
сельскохозяйственного назначения на территории Ставропольского края.

-  

Постановление   Правительства   Ставропольского   края   от   07.09.2010   №   299-п   «О

Правилах   рационального   использования   земель   сельскохозяйственного   назначения   в
Ставропольском крае»

 (в редакции от 18.06.2012) продолжает действовать без изменений.

-  

Распоряжение   Правительства   Ставропольского   края   от   16.06.2010   №   235-рп   «О

некоторых   вопросах   регулирования   земельных   отношений   в   сфере   оборота   земель
сельскохозяйственного   назначения   в   Ставропольском   крае»,  

продолжает   действовать   без

изменений.

 

-  

Постановление   Правительства   Ставропольского   края   от   30.08.2005   №   105-п   «Об

утверждении   результатов   государственной   кадастровой   оценки   земель   лесного   фонда   в
Ставропольском   крае»   в   редакции   от   18.08.2010   №   278-п,

  продолжает   действовать   без

изменений.

-  

Постановление   Правительства   Ставропольского   края   от   27.12.2012   №   516-п   «Об

Управление Росреестра по Ставропольскому краю

48

1
2
3
4
5
1
2
3
4
5
6
7
8
9

10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51

6
7
8

утверждении   порядка   определения   цены   и   оплаты   земельных   участков,   находящихся   в
собственности   Ставропольского   края   или   государственная   собственность   на   которые   не
разграничена,   в   целях   их   продажи   собственникам   зданий,   строений,   сооружений,
расположенных на этих земельных участках»

 также действует без изменений.

В течение 2013 года Правительством Ставропольского края принято: 

-   16   распоряжений   Правительства   Ставропольского   края,   связанных   с   переводом   земель   или
земельных участков из одной категории в другую, в том числе из земель сельскохозяйственного
назначения в другую;
- 11 распоряжений Правительства Ставропольского края о предоставлении земельных участков в
собственность за плату;
-   17   распоряжений   Правительства   Ставропольского   края   об   отказе   от   приобретения   в
государственную   собственность   Ставропольского   края   земельных   участков   из   земель
сельскохозяйственного назначения

-   2   распоряжения   Правительства   Ставропольского   края   об   изъятии   земельных   участков   для
государственных нужд Ставропольского края.

Распоряжение   Правительства   Ставропольского   края   от   22.08.2013   №   293-рп   «Об

утверждении   прогнозного   плана   использования   земель,   находящихся   в   собственности
Ставропольского края, на 2014 год». 

3.

 

ОБЕСПЕЧЕНИЕ УПРАВЛЕНИЯ ЗЕМЕЛЬНЫМИ 

РЕСУРСАМИ В СТАВРОПОЛЬСКОМ КРАЕ

В   целях   обеспечения   управления   земельными   ресурсами   Ставропольского   края   на   его

территории осуществляется ведение государственного кадастра недвижимости, государственного
земельного  контроля, государственного  мониторинга  земель, а также  проводятся необходимые
работы   по   контролю   за   проведением   землеустройства,   государственной   кадастровой   оценки
земель   и   подготовки   сведений,   необходимых   для   исчисления   земельного   налога   на   основе
кадастровой стоимости земельных участков. Общее руководство, обеспечение и контроль за их
проведением осуществляет Управление Росреестра по Ставропольскому краю (далее по тексту –
Управление) через свои структурные подразделения.

3.1. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КАДАСТР НЕДВИЖИМОСТИ

Одним из важнейших направлений обеспечения управления земельными ресурсами в крае

является   ведение   государственного   кадастра   недвижимости,   который   по   существу   призван
служить   информационной   основой   государственного   управления   земельными   ресурсами,
экономического и правового регулирования земельных отношений в Ставропольском крае. 

Деятельность по ведению государственного кадастра недвижимости и использование его

сведений регулируется Федеральным законом от 24.07.2007г. № 221 – ФЗ «О государственном
кадастре недвижимости» (далее – Закон о кадастре).  

Государственный кадастр недвижимости является систематизированным сводом сведений

об учтенном в соответствии с Федеральным законом недвижимом имуществе, а также сведений о
прохождении  Государственной границы  Российской  Федерации,  о границах между субъектами
Российской Федерации, границах муниципальных образований, границах населенных пунктов, о
территориальных   зонах   и   зонах   с   особыми   условиями   использования   территорий,   иных
предусмотренных   настоящим   Федеральным   законом   сведений.   Государственный   кадастр
недвижимости является федеральным государственным информационным ресурсом.

Государственным кадастровым учетом недвижимого имущества (далее - кадастровый учет)

признаются   действия   уполномоченного   органа   по   внесению   в   государственный   кадастр

Управление Росреестра по Ставропольскому краю

49

1
2
3
4
5
1
2
3
4
5
6
7
8
9

10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50

6
7
8

недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого
недвижимого   имущества   с   характеристиками,   позволяющими   определить   такое   недвижимое
имущество   в   качестве   индивидуально-определенной   вещи,   или   подтверждают   прекращение
существования  такого  недвижимого  имущества,   а  также  иных  предусмотренных   Федеральным
законом сведений о недвижимом имуществе.

Государственный кадастр недвижимости состоит из следующих разделов: 

1.

реестр объектов недвижимости;

2.

кадастровые дела;

3.

кадастровые карты. 

При     этом   реестр   объектов   недвижимости   представляет   собой   документ,   в   котором

содержатся записи об объектах недвижимости в текстовой форме путем описания внесенных в
государственный кадастр недвижимости сведений о таких объектах.  

Кадастровые   дела   представляют   собой   совокупность   скомплектованных   и

систематизированных документов, на основании которых внесены соответствующие сведения в
государственный кадастр недвижимости. 

Кадастровые карты представляют собой составленные на единой картографической основе

тематические   карты,   на   которых   в   графической   форме   и   текстовой   форме   воспроизводятся
кадастровые сведения о земельных участках, зданиях, сооружениях, об объектах незавершенного
строительства,   о   прохождении   границ,   о   территориальных   зонах,   зонах   с   особыми   условиями
использования   территорий,   кадастровом   делении   территории   Российской   Федерации,   а   также
указывается местоположение пунктов опорных межевых сетей. 

Подпрограмма «Создание системы кадастра недвижимости (2006-2011 годы) федеральной

целевой   программы   «Создание   автоматизированной   системы   ведения   государственного
земельного   кадастра   и   государственного   учета   объектов   недвижимости   (2002-2007   годы)»
направлена на создание системы государственного кадастрового учета объектов недвижимости,
обеспечивающей   реализацию   государственной   политики   эффективного   и   рационального
использования и управления земельными ресурсами и иной недвижимостью в Ставропольском
крае.  

Согласно распоряжению Правительства от 20.12.2006г. №449 - имеется «Соглашение №С-

12/80 от 23 ноября 2006г. между Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости и
Правительством   Ставропольского   края   о   взаимодействии   в   рамках   реализации   подпрограммы
создание   системы   кадастра   недвижимости   (2006-2011   годы)   Федеральной   целевой   программы
«Создание автоматизированной системы ведения государственного кадастра и государственного
учета объектов недвижимости (2002-2007 годы) утвержденной постановлением Правительства РФ
от   13   сентября   2005г.   №560,   зарегистрированного   23   августа   2006   года   №286   о   совместном
выполнении   Росземкадастром   и   Правительством   Ставропольского   края   федеральной   целевой
программы   «Создание   автоматизированной   системы   ведения   государственного   земельного
кадастра   и   государственного   учета   объектов   недвижимости   (2002-2007   годы)»,   утвержденное
распоряжением  Правительства Ставропольского края от 19.05.2004 №202-рп.).

3.1.1 Кадастровое деление территории Ставропольского кадастрового округа

Кадастровое деление территории Российской Федерации осуществляется в целях 

присвоения земельным участкам кадастровых номеров. 

Порядок кадастрового деления территории Российской Федерации и Порядок присвоения

объектам   недвижимости   кадастровых   номеров   утверждены   приказом   Минэкономразвития
Российской Федерации от 04.04.2011 г. № 144.

Статьей 5 Закона о кадастре установлено, что каждый объект недвижимости, сведения о

котором внесены в государственный кадастр недвижимости, имеет не повторяющийся во времени
и на территории Российской Федерации государственный учетный номер. Кадастровые номера
присваиваются объектам недвижимости органом кадастрового учета.  

Управление Росреестра по Ставропольскому краю

50

1
2
3
4
5
1
2
3
4
5
6
7
8
9

10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51

6
7
8

Согласно   ст.   11   Закона   о   кадастре   в   государственный   кадастр   недвижимости   вносятся

следующие сведения о кадастровом делении Российской Федерации: 

1)

номера  единиц кадастрового деления; 

2)

наименование кадастровых округов, кадастровых районов; 

3)

описание местоположения границ единиц кадастрового деления; 

4) реквизиты правовых актов об установлении или изменении единиц кадастрового деления

территории Российской Федерации. 

Ранее   приказами   Росземкадастра   от   14.05.2001   г.   №П/89   «О   кадастровом   делении

территории   Российской   Федерации»   и   от   15.06.2001   г.   №П/117   «Об   утверждении   документов
государственного   земельного   кадастра»,   установлены   общие   требования   к   проведению
кадастрового деления территории.

По результатам проведения работ Комитетом по земельным ресурсам и землеустройству

по Ставропольскому краю были изданы:

-   приказ   от   25.04.2001   г.   №44   «Об   образовании   на   территории   Ставропольского   края

кадастровых районов», которым установлено: «Образовать на территории Ставропольского края
кадастровые   районы,   наименования   и   границы   которых   совпадают   с   соответствующими
административно-территориальными   образованиями   (единицами)   и   присвоить   кадастровым
районам   кадастровые   номера.   Данный   приказ   в  последствии   был   признан   утратившим   силу   в
соответствии с вступившим в силу приказом Комзема по Ставропольскому краю от 31.07.2001 г.
№71;  

-   приказ   от   31.07.2001   г.   №71   «О   кадастровом   делении   Ставропольского   кадастрового

округа», создано 36 кадастровых районов на территории Ставропольского кадастрового округа,
утверждена   схема   расположения   кадастровых   районов   в   Ставропольском   кадастровом   округе,
утвержден   перечень   наименований   и   номеров   кадастровых   районов.   Данным   приказом   создан
условный кадастровый  квартал,  границы  которого  проходят  по границе  кадастрового  округа  с
кадастровым номером 26:0:0, а в каждом кадастровом районе создан один условный кадастровый
квартал с границами, проходящими по границам кадастрового района.

Руководителям   районных   и   городских   комитетов   по   земельным   ресурсам   и

землеустройству было поручено составить, согласовать и представить в Комитет по земельным
ресурсам   и   землеустройству   описание   прохождения   границ   между   кадастровыми   районами   и
осуществить   кадастровое   деление   территорий   подведомственных   им   кадастровых   районов   на
кадастровые кварталы - письмо в адрес первого заместителя Росземкадастра от  23.10.2001 г. №04-
10/511 «О согласовании описания прохождения границ между кадастровыми округами», которое
посвящено   урегулированию   вопроса   о   согласовании   описания   прохождения   границ   между
Ставропольским и смежными кадастровыми округами; 

- приказом от 05.03.2002 г. №14 «Об утверждении описания прохождения границ между

кадастровыми   районами   Ставропольского   кадастрового   округа»,   утверждено   описание
прохождения границ между кадастровыми районами Ставропольского кадастрового округа. 

-   приказом   от   18.09.2002   г.   №   66   создана   комплексная   комиссия   для   рассмотрения   и

подготовки   проектов   решений   об   утверждении   материалов   кадастрового   деления   территорий
кадастровых районов в Ставропольском кадастровом округе. Руководителям рай (гор) комземов
было   поручено   обеспечить   согласование   в   ФГУ   «Земельная   кадастровая   палата»   по
Ставропольскому   краю   материалов   кадастрового   деления   подведомственных   территорий
кадастровых районов и представить их для рассмотрения и утверждения согласно установленному
графику и в порядке установленном данным приказом. В качестве дополнительных пояснений по
проведению   кадастрового   деления   специалистами   Комитета   по   земельным   ресурсам   и
землеустройству по Ставропольскому краю разработана и утверждена «Памятка для подготовки
схемы   расположения   кадастровых   кварталов   в   границах   территории   кадастрового   района   и
описания   прохождения   границ   кадастровых   кварталов»,   которой   урегулированы   практические
вопросы по реализации приказов Росземкадастра от 14.05.2001 г. № П/89 и от 15.06.2001 г. №
П/117;

Управление Росреестра по Ставропольскому краю

51

1
2
3
4
5
1
2
3
4
5
6
7
8
9

10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51

6
7
8

- 29 специальных приказов (№33 от 20.05.2002г., №34 от 20.05.2002г., №39 от 06.06.2002г.,

№40   от   14.06.2002г.,   №43   от   18.06.2002г.,   №46   от   27.06.2002г.,   №72   от   30.09.2002г.,   №78   от
14.10.2002г., №79 от 14.10.2002г.,  №80 от 14.10.2002г., №81 от 15.10.2002г., №82 от 15.10.2002г.,
№83   от   15.10.2002г.,   №84   от   16.10.2002г.,   №85   от   16.10.2002г.,   №86   от   16.10.2002г.,   №87   от
17.10.2002г., №88 от 17.10.2002г., №89 от 17.10.2002г., №90 от 18.10.2002г., №91 от 18.10.2002г.,
№92 от 18.10.2002г., №93 от 18.10.2002г., №94 от 18.10.2002г, №101 от 10.11.2002г., №105 от
18.11.2002г.,   №124   от   31.12.2002г.,   №125   от   31.12.2002г.,   №126   от   31.12.2002г.)   по   вопросам
утверждения схем расположения кадастровых кварталов в границах территории 36 кадастровых
районов и описания прохождения границ кадастровых кварталов.

В   результате   проведенных   в   2001-2002   гг.   Комитетом   по   земельным   ресурсам   и

землеустройству   по   Ставропольскому   краю   работ   по   кадастровому   делению   территории
Ставропольского   кадастрового   округа   определены   и   утверждены   в   установленном   порядке
границы:

-   условного   кадастрового   квартала,   граница   которого   проходит   по   границе

Ставропольского кадастрового округа с кадастровым номером 26:0:0;

- 36 условных кадастровых кварталов с границами, совпадающими с соответствующими

кадастровыми районами: 26:01:0 - 26:36:0.

Полномочиями по осуществлению кадастрового деления, согласно приказа Федеральной

службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 18.05.2012 № П/213, наделено
федеральное   государственное   бюджетное   учреждение   «Федеральная   кадастровая   палата
Федеральной   службы   государственной   регистрации,   кадастра   и   картографии»   (ФГБУ   «ФКП
Росреестра» далее – Филиал). 

В 2013 году изменений и уточнений кадастрового деления на территории Ставропольского

кадастрового округа не производилось.

Картосхема расположения кадастровых районов в Ставропольском крае

Управление Росреестра по Ставропольскому краю

52

1
2
3
4
5
1
2
3
4
5
6
7
8
9

10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27

28

29
30

6
7
8

3.1.2 Организация ведения государственного кадастра недвижимости

Государственный   кадастровый   учет   осуществляется   по   месту   нахождения   объекта

недвижимости   на   территории   Ставропольского   кадастрового   округа,   в   границах   которого
расположен данный объект недвижимости. 

Основными   принципами   ведения   государственного   кадастра   недвижимости

установленными ст.4 Закона о кадастре являются:

- ведение государственного кадастра недвижимости осуществляется на основе принципов

единства   технологии   его   ведения   на   всей   территории   Российской   Федерации,   обеспечения   в
соответствии   с   Законом   о   кадастре   общедоступности   и   непрерывности   актуализации
содержащихся   в   нем   сведений,   сопоставимости   кадастровых   сведений   со   сведениями,
содержащимися в других государственных информационных ресурсах; 

- ведение государственного кадастра недвижимости осуществляется на бумажных и (или)

электронных   носителях.   При   несоответствии   между   сведениями   на   бумажных   носителях   и
электронных носителях приоритет имеют сведения на бумажных носителях; 

-  порядок   и   сроки   хранения   содержащихся   в   государственном   кадастре   недвижимости

документов   устанавливаются   уполномоченным   Правительством   Российской   Федерации
федеральным 
органом   исполнительной   власти.   Если   документы,   содержащиеся   в   государственном   кадастре
недвижимости,   признаны   вещественными   доказательствами   по   уголовному   делу,   их   выемка
осуществляется в порядке, установленном федеральным законом. После вступления приговора в
законную   силу   либо   по   истечении   срока   обжалования   постановления   или   определения   о
прекращении уголовного дела суд или орган дознания, следователь должны возвратить указанные
документы в соответствующий орган кадастрового учета; 

- сведения вносятся в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета

на основании поступивших в этот орган в установленном Законом о кадастре порядке документов,
если иное не установлено Законом о кадастре; 

-  по  истечение   определенного   периода  со  дня  завершения   кадастрового   учета  объектов

недвижимости,   изменение   требований   к   точности   или   способам   определения   подлежащих
внесению   в   государственный   кадастр   недвижимости   сведений   об   объектах   недвижимости
сведений либо изменение геодезической или картографической основы государственного кадастра
недвижимости,   в   том   числе   систем   координат,   используемых   для   его   ведения,   не   является
основанием   для   признания   кадастровых   сведений   об   объекте   недвижимости   неактуальными   и
(или) подлежащими уточнению.    

- в случае изменения кадастровых сведений ранее внесенных в государственный кадастр

недвижимости сведения сохраняются, если иное не установлено Законом о кадастре; 

- кадастровые сведения являются общедоступными, за исключением кадастровых сведений,

доступ к которым ограничен Законом о кадастре; 

- в случаях, установленных Законом о кадастре, в государственный кадастр недвижимости

вносятся   сведения,   которые   носят   временный   характер.   Такие   сведения   до   утраты   ими   в
установленном   настоящим   Федеральным   законом   порядке   временного   характера   не   являются
кадастровыми   сведениями   и   используются   только   в   целях,   связанных   с   осуществлением
соответствующей государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а
также с выполнением кадастровых работ; 

- ведение государственного кадастра недвижимости осуществляется органом кадастрового

учета в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным
на   осуществление   функций   по   нормативно-правовому   регулированию   в   сфере   ведения
государственного   кадастра   недвижимости,   осуществления   кадастрового   учета   и   кадастровой
деятельности.   Особенности   ведения   государственного   кадастра   недвижимости   на   электронных
носителях   в   составе   единой   федеральной   информационной   системы,   устанавливаются
Правительством Российской Федерации.            

Управление Росреестра по Ставропольскому краю

53

1
2
3
4
5
1
2
3
4
5
6
7
8
9

10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51

6
7
8

Деятельность   по   ведению  государственного   кадастра   недвижимости   в   2013   году   на

территории   Ставропольского   края   осуществлялась   в   соответствии   с   Земельным   кодексом
Российской  Федерации, Федеральным законом  «О государственном кадастре  недвижимости» и
иными нормативными правовыми актами Российской Федерации по вопросам его ведения.

Государственным кадастровым учетом недвижимого имущества (далее - кадастровый учет)

признаются   действия   уполномоченного   органа   по   внесению   в   государственный   кадастр
недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого
недвижимого   имущества   с   характеристиками,   позволяющими   определить   такое   недвижимое
имущество  в качестве  индивидуально-определенной  вещи (далее - уникальные  характеристики
объекта   недвижимости),   или   подтверждают   прекращение   существования   такого   недвижимого
имущества, а также иных предусмотренных Законом о кадастре.  

Общедоступные   сведения,   внесенные   в   государственный   кадастр   недвижимости,

предоставляются   органом   кадастрового   учета   по   запросам   (далее   также   в   настоящей   статье   -
запросы о предоставлении сведений) любых лиц, в том числе посредством почтового отправления,
использования сетей связи общего пользования или иных технических средств связи, посредством
обеспечения   доступа   к   информационному   ресурсу,   содержащему   сведения   государственного
кадастра недвижимости.

При   формировании   земельного   участка,   как   объекта   недвижимости   выполняются

следующие процедуры:

1. Предоставление сведений государственного кадастра недвижимости.
2. Действия, обеспечивающие  проведение  кадастровых  работ по подготовке  документов

для предоставления в орган кадастрового учета сведений об образуемых новых и упорядочению
существующих объектов, в том числе определение местоположения границ земельного участка
(его части), согласование границ. 

Оказание услуг гражданам и юридическим лицам на территории Ставропольского края, по

предоставлению сведений государственного кадастра недвижимости (далее – ГКН) и постановке
на государственный кадастровый учет (далее - ГКУ) осуществляется в соответствии с   Законом
кадастре.  

Организация ведения государственного кадастра недвижимости:
- прием документов от заявителя в соответствии c  Приказом Росреестра от 18.05.2009 г. №

21 «О наделении федеральных государственных учреждений полномочиями органа  кадастрового
учета»   с   1   июня   2009   г.   осуществляет   филиал  федерального   государственного   бюджетного
учреждения   «Федеральная   кадастровая   палата   Федеральной   службы   государственной
регистрации, кадастра и картографии» по Ставропольскому краю – Филиал.  

Ведение   ГКН   в   Ставропольском   кадастром   округе   осуществляется   централизованно.   В

связи с этим доставка принятых документов для обработки в центральный аппарат Кадастровой
палаты и доставка подготовленных к выдаче документов в район осуществляется в соответствии с
технологией ведения ГКН в ПК АИС ГКН и ПК АИС ГКН ТО по каналам связи в электронном
виде. 

В   целях   совершенствования   работы   по   повышению   качества   и   доступности

предоставляемых государственных услуг при приеме запросов и заявлений заинтересованных лиц
и предупреждению возникновения очередей, в отделах  Филиала  введена дополнительная услуга
по приему заявлений и запросов от заинтересованных лиц по предварительной записи.

Реализована возможность предоставления сведений ГКН заявителям в электронном виде

через Интернет-портал государственных услуг Росреестра (portal.rosreestr.ru). Заявители могут с
использованием сети Интернет оплатить и получить сведения ГКН в виде кадастровой выписки о
земельном участке и кадастрового плана территории.

В соответствии с приказом Росреестра от 26.12.2011 г. № 531 «О наделении федерального

государственного   бюджетного   учреждения   «Федеральная   кадастровая   палата   Федеральной
службы государственной регистрации, кадастра и картографии   полномочиями по определению

Управление Росреестра по Ставропольскому краю

54

1
2
3
4
5
1
2
3
4
5
6
7
8
9

10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51

6
7
8

кадастровой   стоимости   вновь   учтенных   объектов   недвижимости   и   объектов   недвижимости,   в
отношении   которых   произошло   изменение   их   количественных   и   (или)   качественных
характеристик»   - Филиал наделен полномочиями определения кадастровой стоимости с 1 марта
2012 г. 

Общая   численность   сотрудников   осуществляющих   прием   документов   от   заявителей   и

выдачу сведений государственного кадастра недвижимости составляет 184 человека.

Количество сотрудников Филиала, занятых приемом и выдачей документов составляет 180.
Необходимо   отметить,   что   специалисты   Филиала   осуществляют   прием   и   выдачу

документов на государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, на
предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре прав на недвижимое
имущество   и   сделок   с   ним,   на   предоставление   сведений,   внесенных   в     ГКН,   а   также   для
осуществления государственного кадастрового учета объектов недвижимости без разграничения
на виды предоставляемых государственных услуг.

Время, затраченное на прием заявителей   - 5 дней в неделю, в среднем 9 часов в день,

максимальное   и   минимальное   время   на   прием   одного   заявителя   –   35   минут   и   10   минут
соответственно (по заявлениям), максимальное и минимальное время на прием одного заявителя –
10 и 5 минут соответственно (по запросам).

Среднее количество обращений в месяц по предоставлению сведений, внесенных в ГКН об

объектах недвижимости и государственном кадастровом учете объекта недвижимости в 2013 году
составило 54124 обращений.

Количество поступивших запросов о предоставлении сведений, внесенных в ГКН в 2013 г.

янв

фев

мар

апр

май

июн

июл

авг

сен

окт

ноя

дек

итого

24626

35529

32699

39981

29589

39073

46128

43692

40770

52201

51005

48474

483767

Количество поступивших заявлений о ГКУ объектов недвижимости в 2013 г.

янв

фев

мар

апр

май

июн

июл

авг

сен

окт

ноя

дек

итого

8192

10482

11796

13307

10073

11006

13207

12867

14221

11108

11834

13632

141725

Общее количество поступивших заявлений о государственном кадастровом учете объектов

недвижимости в 2013 г. – 141725, в том числе:

 

янв

фев

мар

апр

май

июн

июл

авг

сен

окт

ноя

дек

итого

Заявление о 
постановке на 
государственны
й кадастровый 
учет объекта 
недвижимости

3094

3835

5325

6298

4830

4939

5943

5931

7070

4665

5011

5814

62755

Заявление о 
государственном
кадастровом 
учете изменений
объекта 
недвижимости

2765

3163

3495

3694

2898

3049

3256

3346

3782

3050

3602

4029

40129

Средний   срок   предоставления   сведений,   внесенных   в   государственный   кадастр

недвижимости,   составляет   3   рабочих   дня   в   2013   г.   как   и   в   2012   г.   При   этом   средний   срок
предоставления сведений, внесенных в ГКН, в форме КПТ сократился с 15 рабочих дней в 2012 г.
до   5   рабочих   дней   в   2013   г.   При   этом   минимальный   срок   обработки   обращений   по
предоставлению   сведений,   внесенных   в   ГКН   –   0   дней,   максимальный   срок   –   5   дней.
Максимальный срок предоставления сведений в форме КПТ – 14 дней.

Управление Росреестра по Ставропольскому краю

55

1
2
3
4
5
1
2
3
4
5
6
7
8
9

10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23

24
25

26
27
28

29
30
31
32
33
34

6
7
8

Средний   срок   осуществления   государственного   кадастрового   учета   сократился   с   13

рабочих дней в 2012 г. до 9 рабочих дней в 2013г. После 01.10.2013 г. средний срок осуществления
ГКУ составляет 6 календарных дней. При этом минимальный срок осуществления ГКУ – 1 день,
максимальный срок – 18 дней.

Филиалом принимались решения об отказе в предоставлении запрашиваемых сведений по

следующим причинам:

– отсутствие   оплаты   за   предоставление   сведений,   содержащихся   в   государственном

кадастре недвижимости;

– сумма,   уплаченная   заявителем,   не   соответствует   размерам,   установленным   за

запрашиваемый вид документа;

– платежный документ был использован в запросе, по которому ранее были предоставлены

запрашиваемые сведения;

– наличие в копии запрашиваемого документа, на основании которого внесены сведения,

содержащиеся в государственном кадастре недвижимости, персональных данных.

Основными   причинами   отказа   в   проведении   государственного   кадастрового   учета   до

01.10.2013 г. явились такие причины как нарушение:

– п. 2 ч. 2 ст. 27 Закона о кадастре (заявление о кадастровом учете или необходимые для

кадастрового учета документы по форме либо содержанию не соответствуют требованиям);

– п.   6   ч.   2   ст.   27   Закона   о   кадастре   (истек   срок   приостановления   осуществления

кадастрового   учета   и   не   устранены   обстоятельства,   послужившие   основанием   для   принятия
решения о приостановлении);

– п. 1 ч. 5 ст. 27 Закона о кадастре, в связи с тем, что в результате кадастрового учета

площадь земельного участка, определенная с учетом установленных в соответствии с Законом о
кадастре   требований,   больше   площади,   сведения   о   которой   относительно   этого   земельного
участка   содержатся   в   государственном   кадастре   недвижимости,   на   величину   более   чем
предельный минимальный размер земельного участка, установленный в соответствии с земельным
законодательст
вом для земель соответствующего целевого назначения и разрешенного использования, или, такой
размер   не   установлен   на   величину   более   чем   десять   процентов   площади,   сведения   о   которой
относительно этого земельного участка содержатся в государственном кадастре недвижимости;

– п. 2 ч. 5 ст. 27 Закона о кадастре, в связи с тем, что при уточнении границ нарушен

установленный   Законом   о   кадастре   порядок   согласования   местоположения   границ   земельных
участков  или местоположение  границ в соответствии  с Законом о кадастре  не согласовано, за
исключением   случаев   признания   указанных   границ   уточненными   в   порядке   разрешения
земельного спора;

– п.   5   ч.   2   ст.   27   Закона   о   кадастре   (с   заявлением   о   кадастровом   учете   обратилось

ненадлежащее лицо.

После 01.10.2013 г., в связи с вступлением в силу отдельных положений Закона о кадастре

(в редакции  Федерального закона  от 23.07.2013 г. № 250-ФЗ)  причинами отказа  в проведении
государственного кадастрового учета до 01.10.2013 г. явились такие причины как нарушение:

– п.   6   ч.   2   ст.   27   Закона   о   кадастре   (в   связи   с   истечением  срока   приостановления

осуществления кадастрового учета и не устранены обстоятельства, послужившие основанием для
принятия решения о приостановлении);

– п.   5   ч.   2   ст.   27

 

Закона   о   кадастре   (в   связи   с   тем,   с   заявлением   о   кадастровом   учете

обратилось ненадлежащее лицо);

– п. 1 ч. 5 ст. 27

   

Закона о кадастре (в связи с тем, что в результате кадастрового учета

площадь земельного участка, определенная с учетом установленных в соответствии с  Законом о
кадастре   требований,   больше   площади,   сведения   о   которой   относительно   этого   земельного
участка   содержатся   в   государственном   кадастре   недвижимости,   на   величину   более   чем
предельный   минимальный   размер   земельного   участка,   установленный   в   соответствии   с
федеральным   законом   для   земель   соответствующего   целевого   назначения   и   разрешенного

Управление Росреестра по Ставропольскому краю

56

1
2
3
4
5
1
2
3
4
5
6
7
8
9

10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51

6
7
8

использования, или, если такой размер не установлен, на величину более чем десять процентов
площади,   сведения   о   которой   относительно   этого   земельного   участка   содержатся   в
государственном кадастре недвижимости);

– п. 2 ч. 3 ст. 27 Закона о кадастре (в связи с тем, что размер образуемого земельного

участка или земельного участка, который в результате преобразования сохраняется в измененных
границах   (измененный   земельный   участок),   не   будет   соответствовать   установленным   в
соответствии   с   федеральным   законом   требованиям   к   предельным   (минимальным   или
максимальным)   размерам   земельных   участков).  Согласно  ведомственной   статистической
отчетности по форме №11 «Сведения об объемах государственных услуг (работ), оказываемых
(выполняемых) подведомственным Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и
картографии ФГБУ «ФКП Росреестра» (его филиалами) в качестве основных видов деятельности»
(далее   -   форма   №11)   количество   учетных   действий   при   осуществлении   государственного
кадастрового   учета   земельных   участков   в   2013   г.   составило   1 358 201   учетное   действие.
Значительное превышение по сравнению с 2012 г. связано внесением изменений в кадастровую
стоимость  земельных участков на основании массовой государственной  кадастровой  оценки, а
также   с   проведением   работ   по   актуализации   сведений   о   кадастровой   стоимости   земельных
участков,   имеющих   категорию   земель   «Земли   сельскохозяйственного   назначения»   и   «Земли
населенных   пунктов»,   внесенные   в   государственный   кадастр   недвижимости   в   период   с
08.01.2012 г. по 14.02.2013 г., в соответствии п. 2.4 Приказа Минэкономразвития РФ от 12.06.2006
г. № 222 в ред. Приказа Минэкономразвития РФ от 17.11.2011 г. № 673.

Кроме   того,   согласно   форме   № 11,   количество   учетных   действий   при   осуществлении

государственного кадастрового учета зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного
строительства составило 498 845 учетных действий. Превышение количества учетных действий по
сравнению с 2012 г. связано с тем, что в 2012 году осуществление государственного кадастрового
учета объектов капитального строительства Филиалом начато с 1 апреля 2012 года в соответствии
с Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 14.10.2011 г. № 577
«О порядке осуществления государственного кадастрового учета зданий, сооружений, помещений,
объектов незавершенного строительства в переходный период применения Федерального закона
«О   государственном   кадастре   недвижимости»   к   отношениям,   возникающим   в   связи   с
осуществлением   государственного   учета   зданий,   сооружений,   помещений,   объектов
незавершенного строительства».

Количество   учетных   действий   при   осуществлении   государственного   кадастрового   учета

земельных участков в 2013 г. составило 1 358 201 учетное действие. Значительное превышение по
сравнению с 2012 г. связано внесением изменений в кадастровую стоимость земельных участков
на основании массовой государственной кадастровой оценки, а также с проведением работ по
актуализации сведений о кадастровой стоимости земельных участков, имеющих категорию земель
«Земли   сельскохозяйственного   назначения»   и   «Земли   населенных   пунктов»,   внесенные   в
государственный кадастр недвижимости в период с 08.01.2012 г. по 14.02.2013 г., в соответствии
п. 2.4 Приказа Минэкономразвития РФ от 12.06.2006 № 222 в ред. Приказа Минэкономразвития
РФ от 17.11.2011 № 673.

Количество   учетных   действий   при   осуществлении   государственного   кадастрового   учета

зданий,   сооружений,   помещений,   объектов   незавершенного   строительства   составило   498 845
учетных действий. Превышение количества учетных действий по сравнению с 2012 г. связано с
тем, что в 2013 г. Филиалом ФГБУ «ФКП Росреестра» по Ставропольскому краю в полной мере
осуществлен   переход   на   государственный   кадастровый   учет   объектов   капитального
строительства.

Организация работы с жалобами и обращениями граждан и организаций.
Количество   обращение   за   год.  В   2013   году   в   Филиал   поступило   116   письменных

обращений. Помимо того, благодарности от авторов обращений, указанные в   книгах жалоб и
предложений, за принятые меры по защите прав и законных интересов в количестве 141 шт. В
2012 году поступило 129 письменных обращений граждан (благодарности отсутствуют). Однако

Управление Росреестра по Ставропольскому краю

57

1
2
3
4
5
1
2
3
4
5
6
7
8
9

10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51

6
7
8

количество вопросов, урегулированных по устным обращениям граждан на личном приеме, что
зафиксировано в карточках личного приема граждан, увеличилось на 27 % (4882 человека, в том
числе, 238 граждан принято руководством Филиала) по сравнению с предыдущим календарным
годом (2975 человек).

В 2013 году имеет место большое количество обращений граждан на личный прием по

вопросам внесения сведений об объектах капитального строительства в государственный кадастр
недвижимости,   исправления   ошибок   в   сведениях   государственного   кадастра   недвижимости   об
объектах капитального строительства. Увеличение количества обращений по сравнению с 2012
годом объясняется недостаточным качеством исполнения работ по государственному контракту от
30.07.2010 г. № 120Д по теме: «Обеспечение условий перехода к государственному кадастровому
учету зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства к 2013 году (I
этап)».

Основные вопросы, по которым обращались граждане в Филиал:
- внесение в государственный кадастр недвижимости сведений об объектах капитального

строительства;

- исправление ошибок в сведениях об объектах капитального строительства
- о причине отказа в осуществлении кадастрового учета;
- о причине приостановления осуществления кадастрового учета;
- о приобретении прав собственности (оформление);
- об изменении площадей земельных участков;
- о местоположении границ земельных участков;
- об оформлении межевых планов, в том числе подача межевых планов в электронном

виде;

- пересечение границ смежных земельных участков;
- о кадастровой стоимости земельных участков и объектов капитального строительства;
- вопросы технического учета и инвентаризации объектов капитального строительства.

Количество жалоб, в том числе обоснованных. В 2013 году в Филиал поступило 48 жалоб,

из них обоснованных – 12. По всем обоснованным приняты

 

меры, в частности, восстановлены

нарушенные права граждан.

Жалобы граждан в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации

от   16.08.2012   г.   №   840   «О   порядке   подачи   и   рассмотрения   жалоб   на   решения   и   действия
(бездействие) федеральных органов исполнительной власти и их должностных лиц, федеральных
государтсвенных   служащих,   должностных   лиц   государственных   внебюджетных   фондов
Российской   Федерации»   (далее   –   Постановление   №   840)   рассматриваются   в   соответствии   с
приказом   Федеральной   службы   государственной   регистрации,   кадастра   и   картографии   от
18.09.2012   г.   №П/413   «Об   организации   работы   по   реализации   постановления   Правительства
Российской   Федерации   от   16.08.2012   г.   №   840   «О   порядке   подачи   и   рассмотрения   жалоб   на
решения   и   действия   (бездействие)   федеральных   органов   исполнительной   власти   и   их
должностных лиц, федеральных государственных служащих, должностных лиц государственных
внебюджетных   фондов   Российской   Федерации»,   а   также   в   соответствии   с   Порядком,
утвержденным   приказом   директора   от   19.10.2012   г.   №   П/275/12   «Об   утверждении   Порядка
приема, регистрации и рассмотрения жалоб на решения, действия (бездействие) должностных лиц
в   рамках   реализации   Федерального   закона   от   27.07.2010   г.   №   210-ФЗ   «Об   организации
предоставления государственных и муниципальных услуг».

Приказом Филиала № П/275/12 начальники отделов (лица, исполняющие их обязанности), в

которые на рассмотрение поступила жалоба, уполномочены на подписание принятых Решений по
данным жалобам. Заместители директора, курирующие структурные подразделения, на действия
(бездействие) начальников которых поступила жалоба, уполномочены на подписание принятых
Решений по данным жалобам.

Управление Росреестра по Ставропольскому краю

58

1
2
3
4
5
1
2
3
4
5
6
7
8
9

10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51

6
7
8

Прием   жалоб   в   соответствии   с   Постановлением   №   840   осуществляется   в   каждом

помещении приема и выдачи документов (общее количество мест приема – 52) по графику приема
и выдачи документов, утвержденному приказом директора Филиала, а также в электронном виде,
подписанных электронной подписью, вид которой предусмотрен законодательством Российской
Федерации. Ответственность за организацию приема, соответствие Постановлению № 840 порядка
подачи  и  содержания  жалобы, регистрацию  и направление  жалоб в базу  данных  «Канцелярия
руководителя» в срок не позднее 12-00 рабочего дня, следующего за днем поступления жалобы,
возложена на начальников (лиц, исполняющих их обязанности) территориальных/межрайонных
отделов Филиала.

По требованию заявителя ему предоставляется копия жалобы с отметкой о дате и времени

ее принятия.

В 2013 поступило 7 жалоб, из них обоснованных – 1.
За   отчетный   период   всего   судами   было   принято   к   рассмотрению   577   дел,   по   которым

Филиал привлечен к участию в качестве ответчика, третьего лица, заинтересованного лица.

В качестве ответчика, третьего лица, заинтересованного лица, по вопросам связанным с

государственным кадастровым учетом Филиал привлечен по 348 делам:

в качестве ответчика – 145 дел:
-рассмотрено и вступили в законную силу 89 судебных актов;
-вступившие в силу решения суда, вынесенные в пользу Филиала – 38;
-вступившие в силу решения суда, вынесенные не в пользу Филиала – 22;
-вступившие в силу решения суда, частично удовлетворенные – 5;
-дела, прекращенные судом – 24;
-в производстве суда первой инстанции находятся – 56;
-в производстве судов последующих инстанций находятся – 3;
Сумма   денежных   средств,   подлежащих   выплате   на   основании   вступившего   в   силу

судебного акта, составила 93 530 рублей.

в качестве заинтересованного лица – 58 дел:
-рассмотрено и вступили в законную силу 55 судебных актов;
-вступившие в силу решения суда, вынесенные в пользу Филиала – 31;
-вступившие в силу решения суда, вынесенные не в пользу Филиала – 18;
-вступившие в силу решения суда, частично удовлетворенные – 2;
-дела, прекращенные судом – 4;
-в производстве суда первой инстанции находятся – 3;
-в производстве судов последующих инстанций находятся – 2;
в качестве третьего лица – по 143 делам.
Основной категорией дел, рассматриваемых судами общей юрисдикции, в сравнении с 2012

годом также являются иски о признании границ земельного участка подлежащими уточнению, а
площади ориентировочной, в связи с пересечением границ земельных участков и невозможностью
осуществления кадастрового учета земельного участка, а также иски о снятии с государственного
кадастрового учета земельных участков.  За 2013 год  поступило 137 исковых заявлений, из них 37
исковых   заявлений   удовлетворено.   Удовлетворяя   исковые   требования,   суд   основывается   на
заключении   экспертной   комиссии   по   результатам   проведения   государственной   экспертизы
землеустроительной   документации   на   земельный   участок,   сведения   о   границах   которого
признаются   подлежащими   уточнению,   а   площадь   ориентировочной,   в   котором   указано,   что
землеустроительная документация не соответствует требованиям нормативно-правовых актов РФ
в области землеустройства, техническим условиям и требованиям к проведению землеустройства.

В Филиале имеется, но вдвое сократилась, практика по делам, рассматриваемым судами

Ставропольского   края   о   признании   незаконными   решений   и   действий   Филиала   по   снятию   с
государственного кадастрового учета земельных участков (со статусом «временный») и обязании
восстановить сведения о земельных участках в государственном кадастре недвижимости. Так за
2013   год   поступило   5   исковых   заявлений,   из   них   2   удовлетворены,   в   удовлетворении   других

Управление Росреестра по Ставропольскому краю

59

1
2
3
4
5
1
2
3
4
5
6
7
8
9

10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51

6
7
8

отказано.

За 12 месяцев 2013 года Филиал привлечен по 13 делам об обжаловании приостановлений

по ведению государственного кадастра учета. В настоящее время пять из них удовлетворены, в
удовлетворении   трех   исковых   заявлений   отказано   и   пять   находятся   на   рассмотрении.   Данная
категория   дел   связана   с   вынесением   органом   кадастрового   учета   решений   о   приостановлении
осуществления   государственного   кадастрового   учета,   в   связи   с   нарушением   п.   4   ч.   2   ст.   26
Федерального закона от 24.07.2007 г. № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости»,
которая предусматривает приостановление государственного кадастрового учета в случае, если не
представлены необходимые для кадастрового учета документы, за исключением случаев, если в
соответствии с настоящим Федеральным законом такие документы или сведения, содержащиеся в
них, могут запрашиваться в порядке межведомственного информационного взаимодействия.

В 2013 году на рассмотрении Арбитражного суда Ставропольского края и районных судов

г. Ставрополя находилось 11 дел, связанных с обжалованием решений об отказе в осуществлении
кадастрового учета. Из них 5 решений об отказе в осуществлении кадастрового учета приняты в
соответствии с п.2 ч. 2 ст. 27 Федерального закона от 24.07.2007 г. «О государственном кадастре
недвижимости»   (заявление   о   кадастровом   учете   или   необходимые   для   кадастрового   учета
документы по форме либо содержанию не соответствуют требованиям настоящего Федерального
закона;)  и  3  дела,   связанных   с  вынесением  решений   об  отказе  в  осуществлении  кадастрового
учета,   принятых   в   соответствии   с   п.1   ч.5   ст.27   Федерального   закона   от   24.07.2007   г.   «О
государственном кадастре недвижимости».

По данным делам вынесено одно решение об удовлетворении требований, вступившее в

законную силу. В удовлетворении 2 заявлений отказано, производство по 5 делам прекращено в
соответствии со ст. 220 Гражданского процессуального кодекса РФ (по причине отказов от исков).

Удовлетворяя заявление об обжаловании решения об отказе в осуществлении кадастрового

учета,   принятого   в   соответствии   с   п.   2   ч.   2   ст.   27   Федерального   закона   от   24.07.2007   «О
государственном кадастре недвижимости» по причине отсутствия информации, обосновывающей
площадь земельного участка, суд посчитал обоснованным довод заявителя в том, что реализация
его прав по проведению государственного кадастрового учета изменений земельного участка под
гаражом поставлена в зависимость от желания или возможностей других лиц, поскольку иных
объективных причин не указано, тем более, что администрация города Ставрополя не возражает
против формирования земельного участка под существующим гаражом. Суд пришел к выводу о
том,   что   не   имея   возможности   уточнить   площадь   своего   земельный   участка   до   заявленной
площади,   заявитель   не   может   реализовать   свое   законное   право   на   аренду   вышеуказанного
земельного участка, вследствие действий заинтересованного лица, что нарушает права и свободы
заявителя. Данное решение было обжаловано в вышестоящую инстанцию, однако апелляционным
определением решение первой инстанции оставлено без изменений, а жалоба без удовлетворения.

Остальные 3 дела связаны с обжалованием решения об отказе в исправлении технической

ошибки,   решений   об   отказе   в   осуществлении   государственного   учета   объектов   капитального
строительства, отказа во внесении  изменений  в сведения о кадастровой стоимости.

Также   имеются   186  судебных  процессов,  по   которым  Филиал  привлекают  к   участию   в

основном в качестве третьего лица, связанных с признанием права собственности, установлением
юридических фактов, о признании договоров аренды и купли-продажи недействительными.

3.1.3 Проведение работ по верификации и нормализации баз данных государственного

кадастра недвижимости в Ставропольском кадастровом округе

Проведение работ по верификации баз данных Единого государственного реестра прав на

недвижимое   имущество   и   сделок   с   ним   и   государственного   кадастра   недвижимости
осуществляется в соответствии с приказом Росреестра от 23.11.2010 №П/618 «Об организации
работ по повышению качества данных единого государственного реестра прав и государственного
кадастра   недвижимости»,   Методикой   повышения   качества   сопоставимости   данных   Единого

Управление Росреестра по Ставропольскому краю

60

1
2
3
4
5
1
2
3
4
5
6
7
8
9

10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51

6
7
8

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     28      29      30      31     ..