ДОКЛАД О СОСТОЯНИИ И ИСПОЛЬЗОВАНИИ ЗЕМЕЛЬ СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ В 2018-2013 ГОДУ - часть 24

 

  Главная      Учебники - Разные     ДОКЛАД О СОСТОЯНИИ И ИСПОЛЬЗОВАНИИ ЗЕМЕЛЬ СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ В 2018-2013 ГОДУ

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     22      23      24      25     ..

 

 

ДОКЛАД О СОСТОЯНИИ И ИСПОЛЬЗОВАНИИ ЗЕМЕЛЬ СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ В 2018-2013 ГОДУ - часть 24

 

 

 

Площади   земель,   используемые   для   производства   сельскохозяйственной

продукции, в крае по сравнению с 2013 годом увеличились на 1 тыс. га (таблица 23).

Таблица 23

Площади земель, используемые для производства сельскохозяйственной

продукции в 2014 и 2013 годах


п/п

Показатели

Года

2014 год

2013 год

2014-2013

Тыс. га

Уд.

вес, %

Тыс. га

Уд.

вес, %

Тыс. га

Уд.

вес, %

1

2

5

6

5

6

7

8

1

Использовалось

 

земель

производителями сельскохозяйственной
продукции – ВСЕГО:

6100,5

100

6099,4

100

+2

0

 

в том числе:

1.1

Предприятиями,

 

организациями,

хозяйствами и обществами

4363,4

71,53

4375,7

71,74

-12,3

-0,21

1.2

Гражданами (объединениями граждан)

1737,1

28,47

1723,7

28,26

+13,4

+0,21

Анализ   таблицы   показал,   что   в   отчетном   году   по   сравнению   с   2013   годом

произошло   уменьшение   площади   земель,   используемых   для   производства
сельскохозяйственной   продукции   предприятиями,   организациями,   хозяйствами   и
обществами на 12,3 тыс. га и увеличение на 13,4 тыс. га земель используемых гражданами
(объединениями граждан).

1.4.1 Использование земель предприятиями, организациями для производства

сельскохозяйственной продукции (сведения о формах собственности на землю).

Сведения   о   правах,   на   которых   использовались   земли   предприятиями,

организациями,   хозяйствами   и   обществами   (далее   по   тексту   –   организации)   для
производства сельскохозяйственной продукции в 2014 году приведены в таблице 24.

Управление Росреестра по Ставропольскому краю

35

1
2

1
2
3
4
5
6
7

8
9

10
11
12
13
14
15
16
17
18
19

3
4
5

                                                                                                                                                                                                                   Таблица 24

Распределение земель, используемых организациями, по видам прав по состоянию на 01.01.2015 года, тыс. га

                                                                                                                                                                                                                                                                                           

№№

п/п

Наименование

хозяйствующих

субъектов,

использующих

землю

Общая

площадь

в том числе использовались земли

в том числе использовались земли

из них:

находящиеся

в

государствен

ной и

муниципаль

ной

собственност

и

из них:

иных физических и

юридических лиц, а

также органов власти,

оформленные в

срочное пользование

предприятиям

в том числе:

предоставлено на

праве

земельн
ые доли

граждан

из них:

доли в

праве

юридиче
ских лиц

доли в

праве гос-

ва и

муниципал

ьных

образовани

й

пользова

ния

аренды

невостре

бованны

е

всего

из них

собственни

ков

земельных

долей

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

1

Хозяйственные 
товарищества и 
общества 

1856

-

149,4

1075,4

1074

990,6

19,2

83,4

-

1,4

398,3

115

282,4

232,9

184,3

2

Производственные 
кооперативы

2175,6

-

96

1385,3

1383,6

1336,3

140,7

47,2

0,1

1,7

559,8

251,7

300,7

134,5

127,4

3

Государственные и
муниципальные 
унитарные 
сельскохозяйствен
ные предприятия

117,6

-

-

-

-

-

-

-

-

-

108,7

72,3

36,4

8,9

8,9

4

Научно-
исследовательские 
и учебные 
учреждения и 
заведения

57

-

-

-

-

-

-

-

-

-

56,4

24,7

31,7

0,6

0,5

5

Подсобные 
хозяйства

36,1

-

1,4

-

-

-

-

-

-

-

15,7

5,8

9,9

19

19

6

Прочие 
предприятия, 
организации и 
учреждения

95,1

-

1

6,2

6,2

5,2

-

1

-

-

43,6

18

25,4

44,3

41,4

7

Общинно-родовые 
хозяйства

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

8

Казачьи общества

26

-

-

-

-

-

-

-

-

-

26

9,5

16,5

-

-

9

Итого земель 

4363,4

-

247,8

2466,9

2463,8

2332,1

159,9

131,6

0,1

3,1

1208,5

497

703

440,2

381,5

Управление Росреестра по Ставропольскому краю

36

1
2

3
4

Из   таблицы   видно,   что   преобладающими   в  2014   году   по   площади   среди   всех

земель,   используемых   для   производства   сельскохозяйственной   продукции
предприятиями,   организациями,   хозяйствами   и   обществами,   являются   земли
собственников земельных долей. Их удельный вес составляет 56,54 % от общей площади
этих земель или 2466,9 тыс. га.

Вместе   с   тем   часть   используемых  организациями  земель   составили   земли,

находящиеся в государственной собственности на площади 1208,5 тыс. га (27,70%), из
которых предоставлено на праве пользования – 497 тыс. га и аренды – 703 тыс. га.

1.4.2   Использование   земель   гражданами   для   производства

сельскохозяйственной продукции (сведения о правах на землю).

Из таблицы 25 видно, что преобладающими в 2014 году по площади среди земель,

используемых для производства сельскохозяйственной продукции гражданами, являются
земли,   находящиеся   в  собственности   граждан.   Их  удельный   вес   составляет   45,87%  от
общей площади этих земель или 796,8 тыс. га. 

Около третьей части (513 тыс. га или 29,53%) используемых гражданами земель

составили земли, находящиеся в государственной собственности. Преобладающим видом
права,   на   котором   использовались   земли,   в   отчетный   период,   является   их   аренда   на
площади 280 тыс. га. Одновременно с этим на праве пользования использовалось 92,5 тыс.
га таких земель, а на праве пожизненного наследуемого владения – 7,2 тыс. га.

Кроме   того,   101,6   тыс.   га   или   5,85   %   используемых   земель   составили   земли,

находящиеся в собственности крестьянских (фермерских) хозяйств, зарегистрированных в
качестве юридического лица.

Площадь   остальных   земель   используемых   гражданами   –   производителями

сельскохозяйственной продукции, находящихся в собственности, владении и пользовании
иных граждан и юридических лиц составила 325,7 тыс. га или 18,75%.

Площадь   всех   арендованных   гражданами   –   производителями

сельскохозяйственной  продукции  земель  составила   513 тыс.  га  или  29,53  % от  общей
площади земель, используемых для производства сельскохозяйственной продукции.

Управление Росреестра по Ставропольскому краю

37

1

1
2
3
4
5
6
7
8
9

10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31

2
3
4

Таблица 25

Распределение земель, используемых гражданами, по видам прав по состоянию на 01.01.2015 г., тыс. га

№№ 
п/п

Наименование хозяйствующих субъектов,

использующих землю

Общая

площадь

в том числе использовались земли

находящи

еся

в

собствен-

ности

граждан

находящиеся

в собствен-

ности

юридическог

о

лица

находящиес

я
в

государстве

-

нной и

муни-

ципальной

собственнос

ти

из них

предоставлено

на праве

Иных физических и

юридических лиц, а также

органов власти,

оформленные в срочное

пользование гражданам

пожизне

нно

наследуе

мого

владения

пользован

ия

аренды

всего

из них

собств.зем

. долей

А

Б

1

2

3

4

5

6

7

8

9

1

Крестьянские (фермерские) хозяйства

879,2

223,6

101,6

261,6

2

6,3

253,3

292,4

287,6

2

Индивидуальные предприниматели, не 
образовавшие крестьянское (фермерское) 
хозяйство

54,5

8,6

15,6

0,1

15,5

30,3

26,9

3

Личные подсобные хозяйства

79,4

69,6

9,8

7

1,4

0

0

4

Граждане, имеющие служебные наделы

0

5

Садоводы и садоводческие объединения

20,5

13,5

7

3,9

2,3

0,1

0

0

6

Огородники и огороднические объединения

2,1

2,1

1,2

0,1

7

Дачники и дачные объединения

8

Граждане, имеющие земельные участки, 
предоставленные для индивидуального жилищного
строительства

14,7

8,5

6,2

1,3

1,3

0,7

9

Животноводы и животноводческие объединения

0,7

0,7

0,5

0,2

10

Граждане, занимающиеся сенокошением и 
выпасом скота

210

210

73,8

8,8

11

Граждане, занимающиеся  северным 
оленеводством и промыслом

12

Граждане, собственники земельных участков

373,2

373

0,2

0,2

13

Граждане, собственники земельных долей

102,8

100

2,8

2,8

14

Итого земель

1737,1

796,8

101,6

513

7,2

92,5

280,1

325,7

317,5

Управление Росреестра по Ставропольскому краю

38

1
2
3

1

4
5
6

1.5 СВЕДЕНИЯ О НАЛИЧИИ ЗЕМЕЛЬ, ПРЕДОСТАВЛЕННЫХ 

ГРАЖДАНАМ В ХОДЕ ЗЕМЕЛЬНОЙ РЕФОРМЫ 

З

емельный участок как объект земельных отношений

 в соответствии с Земельным

кодексом РФ определяется как «часть земной поверхности, границы которой определены
в соответствии с федеральными законами».

В   целом   по   краю   на   01.01.2015   года   сложилось   следующее   распределение

земельных участков, предоставленных  различным группам землепользователей (таблица
26).

                                                                                                                              

Таблица 26

Сведения о наличии земельных участков, предоставленных

различным группам землепользователей в 2014 году.

Наименование хозяйствующего

субъекта

Количество хозяйствующих

субъектов

Общая площадь 

земельных участков,

га

№п/п

 

физические

лица

юридические

лица

1

2

3

4

5

1

Крестьянское   (фермерское)
хозяйство

10095

4809

586905

2

Личное подсобное хозяйство

413336

79374

3

Садовод   и   садоводческое
объединение

265460

973

20477

4

Огородник   и   огородническое
объединение

25492

15

2078

5

Животновод

 

и

животноводческое
объединение

629

1

672

6

Граждане, имеющие земельные
участки,   предоставленные   для
индивидуального   жилищного
строительства

210908

-

18324

7

Граждане,

 

занимающиеся

сенокошением и выпасом скота

168375

-

210005

8

Индивидуальные
предприниматели

4842

-

31228

9

Другие цели

55214

154

563

10

Земельные

 

участки,

предоставленные

 

для

сельскохозяйственного
производства

21373

-

419972

11

Земельные   доли   граждан   -
всего

137041

-

3134118

12

Итого 

1312765

5952

4503716

Анализ приведенных в таблице сведений свидетельствует о том, что абсолютное

большинство, предоставленных этим группам землепользователей земель, приходится на
земельные доли граждан (3134,1 тыс. га или 69,59 %). 

Управление Росреестра по Ставропольскому краю

39

1
2
3
1
2
3
4
5
6
7
8
9

10

11
12
13
14

15
16
17
18

4
5

Земельные участки крестьянских (фермерских) хозяйств, а также предоставленные

гражданам,  занимающимся   сенокошением   и   выпасом   скота   занимают   соответственно
586,9 тыс.  га  (13,03%) и 210 тыс. га (4,66 %), то есть в совокупности 796,9 тыс.  га  или
17,69 % от всей площади земель предоставленных гражданам и их объединениям.

Удельный вес остальных земельных участков сравнительно не высок. В их составе,

как   видно   из   вышеприведенной   таблицы,   в   убывающей   последовательности   следуют
земельные участки, предоставленные для: 

-ведения личного подсобного хозяйства (1,76%); 
-индивидуального предпринимательства (0,69%);
-садоводства (0,46%); 
-индивидуального жилищного строительства (0,69 %); 
-огородничества (0,05%); 
-животноводства (0,02 %).
Сравнительные показатели  сведений  о ходе предоставления земельных участков

для   ведения   крестьянского   (фермерского)   хозяйства,   личного   подсобного   хозяйства,
садоводства,   огородничества,   индивидуального   жилищного   строительства   приведены   в
таблице 27.

Управление Росреестра по Ставропольскому краю

40

1
2
3
1
2
3
4
5
6
7
8
9

10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36

4
5

                                                                                                                                                                     Таблица 27

Сведения о наличии земельных участков, предоставленных для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, личного

подсобного хозяйства, садоводства, огородничества, индивидуального жилищного строительства в 2014 и 2013 годах

№ п/

п

Наименование

хозяйствующих

субъектов

Числилось

Всего

Из общей площади в

2014 году, га

Хозяйствующих субъектов,

ед.

Кол-во заявок на

предоставление

земельных

участков

Площадь, га

В

 с

об

ст

ве

нн

ос

ти

П

ож

из

не

нн

ом

на

сл

ед

уе

м

ом

вл

ад

ен

ии

П

ол

ьз

ов

ан

ии

,

вк

лю

ча

я 

ар

ен

ду

 и

з

го

су

да

рс

тв

ен

ны

х

2014 г.

2013 г.

2014-

2013

2014 г.

2013 г.

2014 г.

2013 г.

2014-

2013

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

1

КФХ, включая

юридических лиц

14904

14912

-8

3

0

586905

583532

+3373

325173

2045

259716

2

Личные подсобные

хозяйства

413336

413341

-5

12

0

79374

79374

0

69589

32

8413

3

Садоводы

266433

265555

+878

0

0

20477

20492

-15

13571

3873

2407

4

Огородники

25507

26842

-1335

0

0

2078

2132

-54

45

-

1255

5

ИЖС

210908

192710

+18198

0

0

18324

18218

+106

11443

1683

2181

Управление Росреестра по Ставропольскому краю

41

1
2
3

1
2
3
4

5

4
5

Земельные участки для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства.

Федеральным законом «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» от 11.06.2003 г. № 74-

ФЗ   установлено,   что   крестьянское   (фермерское)   хозяйство   представляет   собой   объединение
граждан, связанных родством и (или) свойством, имеющих в общей собственности имущество и
совместно   осуществляющих   производственную   и   иную   хозяйственную   деятельность
(производство,   переработку,   хранение,   транспортировку   и   реализацию   сельскохозяйственной
продукции), основанную на их личном участии.

Фермерское хозяйство может быть создано одним гражданином.
Имущество   крестьянского   (фермерского)   хозяйства   принадлежит   его   членам   на   праве

совместной собственности, если соглашением между ними не установлено иное.

В   соответствии   с   Гражданским   кодексом   и   федеральным   законом   ведение   такого

хозяйства осуществляется индивидуальными предпринимателями.

Государственный   кадастровый   учет   земельных   участков,   проводившийся   ранее   в

установленном порядке на территории Российской Федерации, признается по закону юридически
действительным.   Поэтому   учету   подлежат   также   и   земельные   участки,   используемые
крестьянскими   (фермерскими)   хозяйствами,   не   прошедшими   перерегистрацию,
зарегистрированные   в   начале   земельной   реформы   как   юридическое   лицо   или   с   правами
юридического лица. В соответствии с законом РСФСР от 25.11.90 г. № 348-1 «О крестьянском
(фермерском) хозяйстве» земельные участки предоставлялись им в собственность, пожизненное
наследуемое владение, пользование, аренду.

Крестьянские   (фермерские)   хозяйства   -   самостоятельные   хозяйствующие   субъекты   с

правами юридического лица, представленные отдельным гражданином, семьей или группой лиц, а
также   крестьянские   (фермерские)   хозяйства   без   образования   юридического   лица,   прошедшие
перерегистрацию в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и признанные
индивидуальными предпринимателями. К ним также относятся земли крестьянских (фермерских)
хозяйств, входящих в ассоциации, являющиеся некоммерческими организациями, созданными в
целях координации предпринимательской деятельности и защиты общих интересов.

В начале земельной реформы при реорганизации колхозов и совхозов в крае создавались

ассоциации как самостоятельные хозяйствующие субъекты. Земельные участки  предоставлялись
им  в коллективную   (совместную   или  долевую)  собственность.  В  соответствии   с  Гражданским
кодексом Российской Федерации такие ассоциации должны быть преобразованы в хозяйственные
общества, товарищества, производственные кооперативы.

По   сравнению   с   предшествующим   годом   число   крестьянских   (фермерских)   хозяйств

увеличилось на 135 хозяйств, а их площадь увеличилась на 10759 га. 

Земельные участки для ведения личного подсобного хозяйства.

Федеральным   законом   «О   личном   подсобном   хозяйстве»   от   07.07.2003   г.   №   112-ФЗ

установлено, что личное подсобное хозяйство – форма непредпринимательской деятельности по
производству и переработке сельскохозяйственной продукции.

Земли для ведения личного подсобного хозяйства предоставляются как в черте населенных

пунктов   (возле   дома   -   приусадебный   земельный   участок),   так   и   за   их   пределами   (полевой
земельный участок). Возможно существование личного подсобного хозяйства, состоящего более
чем из двух частей. 

При   соотнесении   земель   к   этой   категории   хозяйствования   учитывается   цель

предоставления земли, указанная в правоудостоверяющем (правоустанавливающем) документе на
землю.

Земли   для   ведения   личного   подсобного   хозяйства   могут   быть   в   собственности,

пожизненном (наследуемом) владении, предоставляться в аренду.

Предоставление   земельных   участков   для   ведения   личного   подсобного   хозяйства,

садоводства,   огородничества,   животноводства,   индивидуального   жилищного   и   дачного
строительства   осуществлялось   ранее   в   соответствии   с   Законом   от   23.11.90   г.   «О   земельной
реформе», Земельным Кодексом РСФСР, Указом Президента Российской Федерации от 02.03.92 г.
№ 213 «О порядке установления нормы бесплатной передачи земельных участков в собственность

Управление Росреестра по Ставропольскому краю

77

1
2
3
4
5
6
7
8
9

10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52

1
2
3

граждан», Указом Президента Российской Федерации от 27.12.91 г. № 323 «О неотложных мерах
по осуществлению земельной реформы в РСФСР», Федеральным законом от 23.12.92 г. № 4196-1
«О праве граждан Российской Федерации на получение в частную собственность и на продажу
земельных   участков   для   ведения   личного   подсобного   и   дачного     хозяйства,   садоводства   и
индивидуального жилищного строительства». В настоящее время (в связи с отменой названных
нормативных актов) земельные отношения в этой области регулируются Федеральным законом от
15.04.98   г.   №   66   «О   садоводческих,   огороднических   и   дачных   некоммерческих   объединениях
граждан», вновь принятым Земельным кодексом РФ и Федеральным законом от 07.07.2003 г. №
112-ФЗ «О личном подсобном хозяйстве».

Личное   подсобное   хозяйство

  –   форма   непредпринимательской   деятельности   по

производству и переработке сельскохозяйственной продукции. Для ведения личного подсобного
хозяйства могут использоваться земельный участок в черте населенных пунктов (приусадебный
земельный участок) и земельный участок за чертой поселений (полевой земельный участок). На
приусадебном земельном участке возможно возведение жилого дома и других построек, полевой
земельный участок используется без права возведения жилых и иных строений. Личное подсобное
хозяйство   является   производственной   формой,   позволяющей   его   владельцу   получать
дополнительный доход к основному заработку.

По состоянию на 1 января 2015 года в крае числится 413336 личное подсобное хозяйство,

общая площадь которых составляет 79374 га.

В сравнении с 2013 годом количество личных подсобных хозяйств уменьшилось на 5, а их

площадь не изменилась.

Проблема обеспечения граждан земельными участками для ведения личного подсобного

хозяйства, в основном, по краю решается удовлетворительно.

Земельные участки для садоводства и огородничества.

В   соответствии   с   Федеральным   законом   от   15.04.1998   №   66-ФЗ   «О   садоводческих,

огороднических и дачных объединениях граждан»: 

садовый   земельный   участок

  –   земельный   участок,   предоставленный   гражданину   или

приобретенный   им   для   выращивания   плодовых,   ягодных,   овощных,   бахчевых   или   иных
сельскохозяйственных  культур и картофеля, а также для отдыха (с правом возведения  жилого
строения без права регистрации проживания в нем и хозяйственных строений и сооружений);

огородный   земельный   участок  

–   земельный   участок,   предоставленный   гражданину   или

приобретенный   им   для   выращивания   ягодных,   овощных,   бахчевых   или   иных
сельскохозяйственных культур и картофеля (с правом или без права возведения жилого строения и
хозяйственных строений и сооружений в зависимости от разрешенного использования земельного
участка, определенного при зонировании территории).

Правообладатели   садовых   и   огородных   участков   на   добровольных   началах   вправе

объединяться для использования принадлежащих им земельных участков.

Садоводческое,   огородническое   или   дачное   некоммерческое   объединение   граждан

(садоводческое,   огородническое   или   дачное   некоммерческое   товарищество,   садоводческий,
огороднический   или   дачный   потребительский   кооператив,   садоводческое,   огородническое   или
дачное некоммерческое партнерство) - некоммерческая организация, учрежденная гражданами на
добровольных   началах   для   содействия   ее   членам   в   решении   общих   социально-хозяйственных
задач ведения садоводства, огородничества и дачного хозяйства.

Земельные   участки   предоставляются,   как   правило,   объединениям.   В   отдельных   случаях

возможно   предоставление   участка   для   индивидуального   садоводства,   огородничества   и   т.п.
Граждане,   ведущие   индивидуальное   садоводство,   огородничество   или   иное   хозяйство,   вправе
пользоваться объектами инфраструктуры, землями общего пользования на условиях договоров,
заключенных с таким объединением.

Земельный   массив   объединения   состоит   из   двух   частей.   Одна   часть   предоставляется

каждому члену объединения, другая часть - самому объединению, как юридическому лицу. 

Управление Росреестра по Ставропольскому краю

43

1
2
3
4
5
1
2
3
4
5
6
7
8
9

10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50

6
7
8

Земельные   участки   каждому   члену   объединения     и   самому   объединению   могут

предоставляться в собственность либо на ином вещном праве.

Общее   собрание   членов   объединения   может   принять   решение   о   закреплении   за   таким

объединением, как за юридическим лицом, всех предоставленных земель.

По   состоянию   на   1   января   2015   года   в  крае   числится   266433   садовода,   использующих

предоставленные им 20477 га земель.

По   состоянию   на   1   января   2015   года   в   крае   учтено   25507   огородников,   за   которыми

числятся земельные участки на площади 2078 га.

Земельные участки для индивидуального жилищного строительства.

Земли, предоставленные в целях жилищного строительства, используются для возведения

домов   и   хозяйственных   строений.   Возможно   также   и     добровольное   объединение   граждан   –
правообладателей   таких   земельных   участков.   Размер   участка,   предоставленного   для   целей
индивидуального жилищного строительства, позволяет разместить дом и использовать землю для
производства   сельхозпродукции.  Поэтому   индивидуальное   жилищное   строительство  (ИЖС)   –
представляет   собой   форму   обеспечения   граждан   жильем   путем   строительства   домов   при
непосредственном  участии  граждан  или за их счет. Как  правило, земельные  участки  для этих
целей   предоставляются   в   городах   и   поселках.   Во   многих   случаях   размер   участка,
предоставленного для целей ИЖС, позволяет не только разместить дом, но и использовать землю
для производства сельскохозяйственной продукции.

В сравнении с 2013 годом количество и площадь земельных участков, предоставленных для

индивидуального   жилищного   строительства,   увеличилось   на   18198   единиц   с   увеличением
площади   на   106   га,   что   объясняется   как   предоставлением   новых   земельных   участков,   так   и
некоторым их уточнением.

2

. ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ РАЗВИТИЯ

ЗЕМЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ В СТАВРОПОЛЬСКОМ КРАЕ

Земельное   законодательство   отнесено   Конституцией   Российской   Федерации   (ст.   72)   к

предмету совместного ведения. Земельный кодекс РФ (п. 1 ст. 2), развивая это конституционное
положение,   устанавливает   соотношение   норм   земельного   законодательства:   земельное
законодательство в соответствии с Конституцией Российской Федерации находится в совместном
ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Земельное законодательство
состоит из Земельного кодекса РФ, федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними
законов субъектов Российской Федерации.

Федеральное законодательство по предмету совместного ведения Российской Федерации и

субъектов Российской Федерации должно содержать определенный простор для регулирования
части вопросов на региональном уровне, так как по предметам совместного ведения Российской
Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в
соответствии   с   ними   законы   и   иные   нормативные   правовые   акты   субъектов   Российской
Федерации (п. 2 ст. 76 Конституции РФ). Так, например, Земельный кодекс РФ содержит ряд
поручений и оснований для принятия региональных законов (п. 2 ст. 33, п. 1 ст. 34, п. 7 ст. 69 ЗК
РФ и др.).

Другая   особенность   совместного   ведения   состоит   в   том,   что   при   отсутствии

соответствующего   федерального   закона   субъект   Российской   Федерации   вправе   осуществить
собственное правовое регулирование, что следует из смысла статей 72, 76 (часть 2) и 77 (часть 1)
Конституции   Российской   Федерации   и   вытекает   из   природы   совместной   компетенции.   С
принятием федерального закона закон субъекта Российской Федерации подлежит приведению в
соответствие с ним. 

Основополагающее значение в регулировании правоотношений, связанных с управлением

и распоряжением землями в Ставропольском крае являются:

Управление Росреестра по Ставропольскому краю

44

1
2
3
4
5
1
2
3
4
5
6
7
8
9

10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50

6
7
8

-  

Закон   Ставропольского   края   от   12.04.2010   №   21-кз   «О   некоторых   вопросах

регулирования земельных отношений»

 (далее – Закон 21-кз).

Законом   Ставропольского   края   от   11.03.2014   №   17-кз   «О   внесении   изменений   в   Закон

Ставропольского   края   «О   некоторых   вопросах   регулирования   земельных   отношений"   (принят
Думой   Ставропольского   края   27.02.2014)  внесены   изменения   в  Закон  №   21-кз   следующего
содержания:

Статья 7 изложена в новой редакции, следующего содержания:
«Статья   7.   Предельные   (минимальные   и   максимальные)   размеры   земельных   участков,

предоставляемых   гражданам   в   собственность   из   земель,   находящихся   в   государственной   или
муниципальной собственности.

Предельные   (минимальные   и   максимальные)   размеры   земельных   участков,

предоставляемых   гражданам   в   собственность   из   земель,   находящихся   в   государственной   или
муниципальной собственности, составляют:

1)   для   осуществления   крестьянским   (фермерским)   хозяйством   его   деятельности   -   от

минимального размера, указанного в статье 21 настоящего Закона, до 50 гектаров;

2) для ведения садоводства, огородничества и дачного строительства - от 600 квадратных

метров до 1500 квадратных метров;

3) для ведения животноводства - от 0,3 гектара до 1 гектара.»;
Статья 12 изложена в следующей редакции:
«Статья   12.   Случаи   бесплатного   предоставления   земельных   участков,   находящихся   в

государственной или муниципальной собственности, в собственность гражданам

1. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности,

предоставляются   в   собственность   гражданам   бесплатно   на   основании   федеральных   законов,   а
также в следующих случаях, установленных настоящим Законом:

1)   для   индивидуального   жилищного   строительства   в   населенных   пунктах   по   месту

жительства - ветеранам Великой Отечественной войны при условии признания их нуждающимися
в жилых помещениях в соответствии с Жилищным 

кодексом

 Российской Федерации;

2)   для   индивидуального   жилищного   строительства   в   населенных   пунктах   по   месту

жительства   при   условии   признания   нуждающимися   в   жилых   помещениях   в   соответствии   с
Жилищным 

кодексом

 Российской Федерации и проживания в населенных пунктах не менее трех

лет следующим лицам из числа ветеранов боевых действий:

военнослужащим, уволенным в запас (отставку);
иным лицам, уволенным по выслуге срока службы или иным основаниям, дающим право

выхода на пенсию;

3)   для   индивидуального   жилищного   строительства   в   населенных   пунктах   по   месту

жительства  - гражданам,  проживающим в жилых помещениях,  не отвечающих  установленным
федеральным законодательством требованиям к жилым помещениям и расположенных в опасных
зонах (зонах оползней, селевых потоков, эрозии почв и других), в случае их отказа от заключения
договора социального найма;

4)   для   индивидуального   жилищного   строительства   в   сельском   поселении   или   ведения

личного подсобного хозяйства в сельском поселении при условии признания нуждающимися в
жилых помещениях в соответствии с Жилищным 

кодексом

 Российской Федерации:

гражданам,   окончившим   профессиональные   образовательные   организации   и

образовательные организации высшего образования и впервые заключившим трудовой договор по
полученной специальности;

лицам, заключившим трудовой договор в порядке перевода в сельскую местность;
5)   для   индивидуального   жилищного   строительства   в   сельском   поселении   или   ведения

личного подсобного хозяйства в сельском поселении - гражданам, постоянно проживающим на
территории   данного   сельского   поселения   не   менее   трех   лет,   при   условии   признания   их
нуждающимися   в   жилых   помещениях   в   соответствии   с   Жилищным  

кодексом

  Российской

Федерации;

Управление Росреестра по Ставропольскому краю

45

1
2
3
4
5
1
2
3
4
5
6
7
8
9

10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51

6
7
8

6)   для   ведения   садоводства   или   огородничества   -   малоимущим   гражданам,   постоянно

проживающим на территории населенного пункта не менее трех лет;

7)   предоставленных   в   аренду   как   превышавшие   норму   предоставления   основного

земельного участка и не имеющих самостоятельного значения, при условии их присоединения к
основным земельным участкам - гражданам, являющимся собственниками основных земельных
участков.

2.   Крестьянским   (фермерским)   хозяйствам   для   осуществления   их   деятельности

предоставляются в собственность бесплатно земельные участки:

1) занятые внутрихозяйственными дорогами, лесными насаждениями, предназначенными

для обеспечения защиты земель от воздействия негативных (вредных) природных, антропогенных
и   техногенных   явлений   (лесополосами),   при   условии   сохранения   разрешенного   использования
таких земельных участков;

2)   находящиеся   под   объектами   недвижимого   имущества,   расположенными   на   землях

сельскохозяйственного   назначения   и   (или)   в   границах   населенных   пунктов,   -   собственникам
данных объектов, в случае если право собственности на эти объекты возникло до вступления в
силу Земельного 

кодекса

 Российской Федерации.

3.   В   случае   отсутствия   земельных   участков,   предназначенных   для   индивидуального

жилищного строительства, в границах муниципальных образований по месту жительства граждан,
указанных   в  

пунктах   1

  и  

2   части   1

  настоящей   статьи,   по   заявлениям   этих   граждан   о

предоставлении земельного участка в собственность бесплатно, подаваемым в уполномоченный
орган   местного   самоуправления   соответствующего   муниципального   района   Ставропольского
края, земельные участки из земель, государственная собственность на которые не разграничена,
предоставляются:

гражданам, местом жительства которых является городской округ, - в границах населенных

пунктов   поселений   тех   муниципальных   районов,   которые   граничат   с   городским   округом,   при
условии наличия земельных участков, предоставляемых в соответствии с настоящим Законом для
индивидуального жилищного строительства, и отсутствия заявлений граждан, имеющих право на
их получение и проживающих на территории указанных поселений;

гражданам,   местом   жительства   которых   является   поселение,   входящее   в   состав

муниципального   района,   -   в   границах   населенных   пунктов   иных   поселений   данного
муниципального   района   при   условии   наличия   земельных   участков,   предоставляемых   в
соответствии с настоящим Законом для индивидуального жилищного строительства, и отсутствия
заявлений граждан, имеющих право на их получение и проживающих на территории указанных
поселений.

4.   Граждане,   заинтересованные   в   предоставлении   земельных   участков   в   случаях,

предусмотренных  

пунктами 1

  -  

6 части 1

  настоящей статьи, обеспечиваются органами местного

самоуправления   информацией   о   свободных   земельных   участках   в   соответствии   с   Земельным

кодексом

 Российской Федерации.

5. Бесплатное предоставление земельных участков осуществляется без проведения торгов.
6.   Решение   о   бесплатном   предоставлении   земельных   участков   гражданам   в   случаях,

предусмотренных   настоящей   статьей,   принимается   Правительством   Ставропольского   края   или
органами местного самоуправления в соответствии с его (их) компетенцией в устанавливаемом им
(ими) порядке.

7.  Проведение   кадастровых   работ   в  отношении   предоставляемого   земельного   участка   и

постановка   его   на   государственный   кадастровый   учет   осуществляются   в   соответствии   с
федеральными законами за счет заявителя.»;

Также  статья   12.1   изложить   в  новой   редакции:   «Статья   12.1   .  Порядок   предоставления

земельных   участков,   находящихся   в   государственной   или   муниципальной   собственности,
гражданам, имеющим трех и более детей

1. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности

(далее   для   целей   настоящей   статьи   -   земельные   участки)   предоставляются   бесплатно   в

Управление Росреестра по Ставропольскому краю

46

1
2
3
4
5
1
2
3
4
5
6
7
8
9

10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51

6
7
8

собственность гражданам, имеющим трех и более детей, в случае одновременного соблюдения
следующих условий:

1)   указанные   граждане   постоянно   проживают   на   территории   Ставропольского   края   не

менее трех лет;

2) земельный участок предоставлен указанным гражданам в аренду для индивидуального

жилищного строительства или ведения личного подсобного хозяйства;

3)   на   земельном   участке,   предоставленном   в   аренду,   завершено   строительство   объекта

индивидуального   жилищного   строительства   и   на   него   зарегистрировано   право   общей
собственности всех членов многодетной семьи;

4) ранее гражданину, а также его супругу (супруге) земельные участки в соответствии с

настоящим Законом не предоставлялись.

2. В целях реализации настоящей статьи и статьи 12.2 настоящего Закона
под гражданами, имеющими трех и более детей, понимаются лица, признанные  Законом

Ставропольского   края   от   27   декабря   2012   г.   №   123-кз   «О   мерах   социальной   поддержки
многодетных семей» многодетной семьей.

3. Решение о предоставлении в собственность гражданам, имеющим трех и более детей,

земельного   участка,   предоставленного   им   в   аренду,   принимается   органом   местного
самоуправления, уполномоченным на распоряжение земельными участками, в месячный срок со
дня   обращения   указанных   граждан   с   заявлением   о   приобретении   земельного   участка   в
собственность бесплатно.

4.   Гражданам,   имеющим   трех   и   более   детей,   постоянно   проживающим   на   территории

Ставропольского   края   не   менее   трех   лет,   не   имеющим   в   аренде   земельного   участка   для
индивидуального   жилищного   строительства   или   ведения   личного   подсобного   хозяйства,
земельный   участок   предоставляется   для   указанных   целей   в   аренду   на   срок   49   лет   в  порядке,
предусмотренном настоящей статьей. Договор аренды земельного участка заключается с одним из
родителей в многодетной семье.

5. В целях приобретения в аренду земельного участка один из родителей в многодетной

семье подает заявление о предоставлении земельного участка в аренду (далее для целей настоящей
статьи - заявление) в орган местного самоуправления по месту жительства.

6.   Заявление   подается   на   бумажном   носителе   или   в   форме   электронного   документа   с

приложением документов:

1) удостоверяющих личность;
2) подтверждающих  проживание  граждан,  имеющих  трех  и более детей,  на территории

Ставропольского края не менее трех лет;

3) удостоверяющих личность и полномочия законного представителя или доверенного лица

(в случае обращения с заявлением законного представителя или доверенного лица);

4)   подтверждающих   рождение   (усыновление)   детей,   заключение   договора   о   приемной

семье, установление опеки (попечительства).

В случае подачи документов, указанных в настоящей части, на бумажном носителе данные

документы подаются в виде копии с одновременным представлением оригинала.

7.   Орган   местного   самоуправления   в   месячный   срок   со   дня   получения   заявления

осуществляет:

1) проверку достоверности  сведений,  содержащихся  в документах,  указанных в  

части  6

настоящей статьи;

2) сбор документов и информации, необходимых для принятия решения о предоставлении

земельного участка в аренду;

3)   в   установленном   им   порядке   учет   граждан,   имеющих   трех   и   более   детей,   и

информирование их о постановке на учет (об отказе в постановке на учет).

8. Отказ в постановке на учет граждан, имеющих трех и более детей, осуществляется в

следующих случаях:

1) отсутствие у граждан, имеющих трех и более детей, права на приобретение земельного

Управление Росреестра по Ставропольскому краю

47

1
2
3
4
5
1
2
3
4
5
6
7
8
9

10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51

6
7
8

участка;

2) непредставление гражданами, имеющими трех и более детей, документов, указанных в

части 6

 настоящей статьи;

3) представление   гражданами,   имеющими  трех  и  более  детей,   документов,  содержащих

недостоверные сведения, исключающие право на получение земельного участка;

4)   если   право   на   бесплатное   приобретение   земельного   участка   в   собственность,

предоставление   земельного   участка   в   аренду   по   основаниям,   предусмотренным   настоящим
Законом, было ранее реализовано гражданами, имеющими трех и более детей.

9. Земельные участки предоставляются в аренду гражданам, имеющим трех и более детей, в

порядке очередности с учетом даты и времени поступления их заявлений.

10. Выбор земельного участка для предоставления в аренду гражданам, имеющим трех и

более   детей,   для   индивидуального   жилищного   строительства,   согласование   данного   выбора   с
гражданами,   имеющими   трех   и   более   детей,   и   предоставление   им   информации   о   наличии
свободных земельных участков осуществляются в соответствии с земельным законодательством
Российской Федерации в порядке, устанавливаемом органом местного самоуправления.

11.   При   наличии   на   территории   муниципального   образования   Ставропольского   края

свободного   земельного   участка,   предназначенного   для   индивидуального   жилищного
строительства,   право   предоставления   которого   имеет   орган   местного   самоуправления,   данный
орган местного самоуправления в месячный срок со дня согласования выбора земельного участка
с   гражданами,   имеющими   трех   и   более   детей,   принимает   решение   о   предоставлении   им
земельного участка в аренду и информирует их об этом.

12.   Предоставление   земельных   участков   в   соответствии   с   настоящей   статьей

осуществляется  без  проведения  торгов  и  без  предварительного  согласования  мест  размещения
объектов.

13.   В   случае   отсутствия   земельных   участков,   предназначенных   для   индивидуального

жилищного строительства или ведения личного подсобного хозяйства, в границах муниципальных
образований   по   месту   жительства   граждан,   имеющих   трех   и   более   детей,   по   их   заявлениям,
подаваемым   в   уполномоченный   орган   местного   самоуправления   соответствующего
муниципального   района   Ставропольского   края,   земельные   участки   из   земель,   государственная
собственность на которые не разграничена, предоставляются:

гражданам, местом жительства которых является городской округ, - в границах населенных

пунктов   поселений   тех   муниципальных   районов,   которые   граничат   с   городским   округом,   при
условии наличия земельных участков, предоставляемых в соответствии с настоящим Законом для
индивидуального жилищного строительства, и отсутствия заявлений граждан, имеющих право на
их получение и проживающих на территории указанных поселений;

гражданам,   местом   жительства   которых   является   поселение,   входящее   в   состав

муниципального   района,   -   в   границах   населенных   пунктов   иных   поселений   данного
муниципального   района   при   условии   наличия   земельных   участков,   предоставляемых   в
соответствии с настоящим Законом для индивидуального жилищного строительства, и отсутствия
заявлений граждан, имеющих право на их получение и проживающих на территории указанных
поселений.

14. Право на приобретение земельных участков у лиц, указанных в настоящей статье, не

возникает или прекращается в случае их смерти, объявления их умершими, лишения родительских
прав   в   отношении   ребенка,   в   связи   с   рождением   которого   возникло   право   на   приобретение
земельного   участка,   вступления   в   силу   обвинительного   приговора   суда   о   совершении   ими   в
отношении   своего   (своих)   ребенка   (детей)   умышленного   преступления,   относящегося   к
преступлениям   против   личности,   а   также   в   случае   отмены   усыновления   ребенка,   в   связи   с
усыновлением которого возникло право на бесплатное приобретение земельного участка.»;

Часть   3  статьи   12.2   изложена   в   следующей   редакции:   «3.   Уполномоченный   орган

исполнительной   власти   Ставропольского   края   в   месячный   срок   со   дня   получения   от   органа
местного   самоуправления   заявления   о   предоставлении   земельного   участка   в   аренду   и

Управление Росреестра по Ставропольскому краю

48

1
2
3
4
5
1
2
3
4
5
6
7
8
9

10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51

6
7
8

прилагаемых к нему документов принимает решение о предоставлении гражданину, имеющему
трех   и   более   детей,   в   аренду   земельного   участка,   предназначенного   для   индивидуального
жилищного строительства, либо отказывает в предоставлении земельного участка по основаниям,
предусмотренным частью 8 статьи 12.1 настоящего Закона, и информирует об этом гражданина,
имеющего трех и более детей.»;

Часть 4 признана утратившей силу;
В абзаце первом части 5 слова «в части 2» заменить словами «в части 6»;
В новой редакции изложена и статья 13 в следующей редакции:
«Статья   13.   Случаи   бесплатного   предоставления   земельных   участков,   находящихся   в

государственной или муниципальной собственности, в собственность юридическим лицам

1.   Юридическим   лицам   -   сельскохозяйственным   товаропроизводителям,   являющимся

таковыми   в   соответствии   с   Федеральным  

законом

  от   8   декабря   1995   года   N   193-ФЗ   "О

сельскохозяйственной кооперации" или Федеральным 

законом

 от 29 декабря 2006 года N 264-ФЗ

"О   развитии   сельского   хозяйства",   для   осуществления   их   деятельности   предоставляются   в
собственность   бесплатно   на   основании   федеральных   законов   и   настоящего   Закона   земельные
участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, в случаях, если они:

1)   заняты   внутрихозяйственными   дорогами,   лесными   насаждениями,   предназначенными

для обеспечения защиты земель от воздействия негативных (вредных) природных, антропогенных
и   техногенных   явлений   (лесополосами),   при   условии   сохранения   разрешенного   использования
таких земельных участков;

2)   находятся   под   объектами   недвижимого   имущества,   расположенными   на   землях

сельскохозяйственного   назначения   и   (или)   в   границах   населенных   пунктов,   -   собственникам
данных объектов, в случае если право собственности на эти объекты возникло до вступления в
силу Земельного 

кодекса

 Российской Федерации.";

6)   в  

статье   14

:   а)   в  

части   1

  слова   "и   настоящим   Законом,   за   исключением   случаев,

установленных частью 3 статьи 12" заменить словами "и статьей 12"; б) в 

части 2

 слова "частью 3

статьи 12" заменить словами "статьей 12.1 ";

7) в 

абзаце третьем части 1 статьи 15

 слова "частью 1 статьи 13" заменить словами "статьей

13";

8) 

статью 22

 признать утратившей силу.

Законом   Ставропольского   края   от   06.11.2014   №   98-кз   «О   внесении   изменения   в

статью 13 Закона Ставропольского края "О некоторых вопросах регулирования земельных
отношений» 

(принят Думой Ставропольского края 30.10.2014) 

внесены изменения в 

Закон № 21-

кз, в соответствии с которым статья 13 изложена в следующей редакции:

«Статья   13.   Случаи   бесплатного   предоставления   земельных   участков,   находящихся   в

государственной или муниципальной собственности, в собственность юридическим лицам

1.   Юридическим   лицам   -   сельскохозяйственным   товаропроизводителям,   являющимся

таковыми   в   соответствии   с   Федеральным  

законом

  от   8   декабря   1995   года   №   193-ФЗ   «О

сельскохозяйственной кооперации» или Федеральным 

законом

 от 29 декабря 2006 года № 264-ФЗ

«О   развитии   сельского   хозяйства»,   для   осуществления   их   деятельности   предоставляются   в
собственность   бесплатно   на   основании   федеральных   законов   и   настоящего   Закона   земельные
участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, в случаях, если они:

1)   заняты   внутрихозяйственными   дорогами,   лесными   насаждениями,   предназначенными

для обеспечения защиты земель от воздействия негативных (вредных) природных, антропогенных
и   техногенных   явлений   (лесополосами),   при   условии   сохранения   разрешенного   использования
таких земельных участков;

2)   находятся   под   объектами   недвижимого   имущества,   расположенными   на   землях

сельскохозяйственного   назначения   и   (или)   в   границах   населенных   пунктов,   -   собственникам
данных объектов, в случае если право собственности на эти объекты возникло до вступления в
силу Земельного 

кодекса

 Российской Федерации.

2. Потребительским кооперативам - гаражным кооперативам  или гаражно-строительным

Управление Росреестра по Ставропольскому краю

49

1
2
3
4
5
1
2
3
4
5
6
7
8
9

10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51

6
7
8

кооперативам - предоставляются в собственность бесплатно на основании федеральных законов и
настоящего   Закона   земельные   участки,   относящиеся   к   имуществу   общего   пользования   и
находящиеся   в   государственной   или   муниципальной   собственности,   в   случае,   если   они
предоставлялись   для   гаражного   строительства   до   введения   в   действие   Земельного  

кодекса

Российской Федерации.».

-  

Закон   Ставропольского   края   от   06.05.2014   №   33-кз   «Об   особо   охраняемых

природных территориях»,  

предметом регулирования которого являются отношения в области

организации,   охраны   и   использования   особо   охраняемых   природных   территорий   краевого   и
местного значения, со вступлением

 

в силу которого Закон Ставропольского края от 20.10.2008 №

67-кз «Об особо охраняемых природных территориях в Ставропольском крае» утратил силу.

-   Закон   Ставропольского   края   от   14.11.2013   №   92-кз   «О   природных   лечебных

ресурсах,   лечебно-оздоровительных   местностях   и   курортах   Ставропольского   края»,

устанавливает   правовые   и   организационные   основы   рационального   использования,   развития   и
охраны   природных  

лечебных   ресурсов

,   лечебно-оздоровительных   местностей   и   курортов

Ставропольского края.

Законом Ставропольского края от 06.05.2014 № 35-кз «О внесении изменений в статьи

2   и   3   Закона   Ставропольского   края   «О   природных   лечебных   ресурсах,   лечебно-
оздоровительных   местностях   и   курортах   Ставропольского   края»

  внесены   следующие

изменения:

Статья 2 изложена в следующей редакции:
«Статья   2.   Полномочия   Правительства   Ставропольского   края   и   иных   органов

исполнительной   власти   Ставропольского   края   по   регулированию   отношений   в   области
функционирования,   развития   и   охраны   курортов,   лечебно-оздоровительных   местностей   и
природных лечебных ресурсов

1. К полномочиям Правительства Ставропольского края по регулированию отношений в

области функционирования, развития и охраны курортов, лечебно-оздоровительных местностей и
природных лечебных ресурсов относятся:

1) определение  

порядка

  признания территории лечебно-оздоровительной местностью или

курортом местного значения;

2)   признание   территории   лечебно-оздоровительной   местностью   или   курортом   краевого

значения;

3) утверждение положения об отдельном курорте краевого или местного значения;
4) установление и утверждение границ и режима округов санитарной (горно-санитарной)

охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов краевого и местного значения;

5) определение порядка ведения реестра лечебно-оздоровительных местностей и курортов

краевого значения, включая санаторно-курортные организации (далее - краевой реестр);

6)   регулирование   в   области   использования,   развития   и   охраны   курортов,   лечебно-

оздоровительных   местностей   и   природных   лечебных   ресурсов,   за   исключением   переданных   в
ведение Российской Федерации;

7)   осуществление   от   имени   Ставропольского   края   права   собственника   в   отношении

природных лечебных ресурсов в рамках своей компетенции;

8)   иные   полномочия,   предусмотренные   федеральным   законодательством   и

законодательством Ставропольского края.

2.   К   полномочиям   иных   органов   исполнительной   власти   Ставропольского   края   по

регулированию отношений в области функционирования, развития и охраны курортов, лечебно-
оздоровительных местностей и природных лечебных ресурсов относятся:

1) ведение краевого реестра;
2) определение формы и размеров платы за пользование территориями курортов краевого и

местного значения в пределах норм, установленных законодательством Российской Федерации и
законодательством Ставропольского края;

3)   осуществление   государственного   надзора   в   области   обеспечения   санитарной   (горно-

Управление Росреестра по Ставропольскому краю

50

1
2
3
4
5
1
2
3
4
5
6
7
8
9

10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51

6
7
8

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     22      23      24      25     ..