ДОКЛАД О СОСТОЯНИИ И ИСПОЛЬЗОВАНИИ ЗЕМЕЛЬ СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ В 2018-2013 ГОДУ - часть 14

 

  Главная      Учебники - Разные     ДОКЛАД О СОСТОЯНИИ И ИСПОЛЬЗОВАНИИ ЗЕМЕЛЬ СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ В 2018-2013 ГОДУ

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     12      13      14      15     ..

 

 

ДОКЛАД О СОСТОЯНИИ И ИСПОЛЬЗОВАНИИ ЗЕМЕЛЬ СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ В 2018-2013 ГОДУ - часть 14

 

 

Предоставление   земельных   участков   для   ведения   личного   подсобного   хозяйства,

садоводства,   огородничества,   животноводства,   индивидуального   жилищного   и   дачного
строительства   осуществлялось   ранее   в   соответствии   с   Законом   от   23.11.90   г.   «О   земельной
реформе», Земельным Кодексом РСФСР, Указом Президента Российской Федерации от 02.03.92
г.   № 213   «О   порядке   установления   нормы   бесплатной   передачи   земельных   участков   в
собственность граждан», Указом Президента Российской Федерации от 27.12.91 г. № 323 «О
неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР», Федеральным законом от
23.12.92   г.   №   4196-1   «О   праве   граждан   Российской   Федерации   на   получение   в   частную
собственность и на продажу земельных участков для ведения личного подсобного и дачного
хозяйства,  садоводства и индивидуального жилищного строительства». В настоящее время (в
связи   с   отменой   названных   нормативных   актов)   земельные   отношения   в   этой   области
регулируются Федеральным законом от 15.04.98 г. № 66 «О садоводческих, огороднических и
дачных некоммерческих объединениях граждан», вновь принятым Земельным кодексом РФ и
Федеральным законом от 07.07.2003 г. № 112-ФЗ «О личном подсобном хозяйстве».

Личное   подсобное   хозяйство

  –   форма   непредпринимательской   деятельности   по

производству и переработке сельскохозяйственной продукции. Для ведения личного подсобного
хозяйства могут использоваться земельный участок в черте населенных пунктов (приусадебный
земельный участок) и земельный участок за чертой поселений (полевой земельный участок). На
приусадебном земельном участке возможно возведение жилого дома и других построек, полевой
земельный   участок   используется   без   права   возведения   жилых   и   иных   строений.   Личное
подсобное хозяйство является производственной формой, позволяющей его владельцу получать
дополнительный доход к основному заработку.

По состоянию на 1 января 2017 года в крае числится 413737 личное подсобное хозяйство,

общая площадь которых составляет 76436 га.

В сравнении с 2015 годом количество личных подсобных хозяйств увеличилось на 10, а их

площадь уменьшилась на 3000 га.

Проблема обеспечения граждан земельными участками для ведения личного подсобного

хозяйства, в основном, по краю решается удовлетворительно.

Земельные участки для садоводства и огородничества.

В   соответствии   с   Федеральным   законом   от   15.04.1998   №   66-ФЗ   «О   садоводческих,

огороднических и дачных объединениях граждан»: 

садовый   земельный   участок

  –   земельный   участок,   предоставленный   гражданину   или

приобретенный   им   для   выращивания   плодовых,   ягодных,   овощных,   бахчевых   или   иных
сельскохозяйственных культур и картофеля, а также для отдыха (с правом возведения жилого
строения без права регистрации проживания в нем и хозяйственных строений и сооружений);

огородный земельный участок  

– земельный участок, предоставленный гражданину или

приобретенный   им   для   выращивания   ягодных,   овощных,   бахчевых   или   иных
сельскохозяйственных культур и картофеля (с правом или без права возведения жилого строения
и   хозяйственных   строений   и   сооружений   в   зависимости   от   разрешенного   использования
земельного участка, определенного при зонировании территории).

Правообладатели   садовых   и   огородных   участков   на   добровольных   началах   вправе

объединяться для использования принадлежащих им земельных участков.

Садоводческое,   огородническое   или   дачное   некоммерческое   объединение   граждан

(садоводческое,   огородническое   или   дачное   некоммерческое   товарищество,   садоводческий,
огороднический или дачный потребительский кооператив, садоводческое, огородническое или
дачное некоммерческое партнерство) - некоммерческая организация, учрежденная гражданами
на добровольных началах для содействия ее членам в решении общих социально-хозяйственных
задач ведения садоводства, огородничества и дачного хозяйства.

Земельные участки предоставляются, как правило, объединениям. В отдельных случаях

возможно   предоставление   участка   для   индивидуального   садоводства,   огородничества   и   т.п.
Граждане,  ведущие индивидуальное садоводство, огородничество или иное хозяйство, вправе

Управление Росреестра по Ставропольскому краю

45

1
2
3
4
1
2
3
4
5
6
7
8
9

10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51

5
6
7

пользоваться объектами инфраструктуры, землями общего пользования на условиях договоров,
заключенных с таким объединением.

Земельный   массив   объединения   состоит   из   двух   частей.   Одна   часть   предоставляется

каждому члену объединения, другая часть - самому объединению, как юридическому лицу. 

Земельные   участки   каждому   члену   объединения     и   самому   объединению   могут

предоставляться в собственность либо на ином вещном праве.

Общее собрание  членов объединения  может принять  решение  о закреплении  за таким

объединением, как за юридическим лицом, всех предоставленных земель.

По состоянию на 1 января 2017 года в крае числится 266212 садоводов, использующих

предоставленные им 20456 га земель.

По   состоянию   на   1   января   2017   года   в  крае   учтено   25507   огородников,   за   которыми

числятся земельные участки на площади 2078 га.

Земельные участки для индивидуального жилищного строительства.

Земли, предоставленные в целях жилищного строительства, используются для возведения

домов  и  хозяйственных   строений.  Возможно   также  и    добровольное  объединение  граждан  –
правообладателей   таких   земельных   участков.   Размер   участка,   предоставленного   для   целей
индивидуального  жилищного строительства,  позволяет разместить  дом и использовать землю
для производства сельхозпродукции. Поэтому индивидуальное жилищное строительство (ИЖС)
–   представляет   собой   форму   обеспечения   граждан   жильем   путем   строительства   домов   при
непосредственном участии граждан или за их счет. Как правило, земельные участки для этих
целей   предоставляются   в   городах   и   поселках.   Во   многих   случаях   размер   участка,
предоставленного для целей ИЖС, позволяет не только разместить дом, но и использовать землю
для производства сельскохозяйственной продукции.

В сравнении с 2015 годом количество и площадь земельных участков, предоставленных

для  индивидуального   жилищного   строительства,   увеличилось   на   185   единиц   с   увеличением
площади   на   62   га,   что   объясняется   как   предоставлением   новых   земельных   участков,   так   и
некоторым их уточнением.

2

. ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ РАЗВИТИЯ

ЗЕМЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ В СТАВРОПОЛЬСКОМ КРАЕ

Земельное законодательство отнесено Конституцией Российской Федерации (ст. 72) к 

предмету совместного ведения. Земельный кодекс РФ (п. 1 ст. 2), развивая это конституционное 
положение, устанавливает соотношение норм земельного законодательства: земельное 
законодательство в соответствии с Конституцией Российской Федерации находится в 
совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Земельное 
законодательство состоит из Земельного кодекса РФ, федеральных законов и принимаемых в 
соответствии с ними законов субъектов Российской Федерации.

Федеральное законодательство по предмету совместного ведения Российской Федерации

и субъектов Российской Федерации должно содержать определенный простор для регулирования
части вопросов на региональном уровне, так как по предметам совместного ведения Российской
Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в
соответствии   с   ними   законы   и   иные   нормативные   правовые   акты   субъектов   Российской
Федерации (п. 2 ст. 76 Конституции РФ). Так, например, Земельный кодекс РФ содержит ряд
поручений и оснований для принятия региональных законов (п.2 ст. 23 ЗК РФ, п. 7 ст. 69 ЗК РФ,
п. 2 ст. 72 ЗК РФ, п.4 ст. 94 ЗК РФ и др.).

Другая   особенность   совместного   ведения   состоит   в   том,   что   при   отсутствии

соответствующего   федерального   закона   субъект   Российской   Федерации   вправе   осуществить
собственное правовое регулирование, что следует из смысла статей 72, 76 (часть 2) и 77 (часть 1)
Конституции   Российской   Федерации   и   вытекает   из   природы   совместной   компетенции.   С

Управление Росреестра по Ставропольскому краю

46

1
2
3
4
1
2
3
4
5
6
7
8
9

10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51

5
6
7

принятием федерального закона закон субъекта Российской Федерации подлежит приведению в
соответствие с ним. 

Основополагающее значение в регулировании правоотношений, связанных с управлением

и распоряжением землями в Ставропольском крае являются:

-закон     Ставропольского   края   от   09.04.2015   г.   №   36-кз   «О   некоторых   вопросах

регулирования земельных отношений», предметом регулирования которого являются отношения
по   распоряжению,   использованию   и   охране   земель   (земельных   участков)   на   территории
Ставропольского   края   в   соответствии   с   полномочиями,   отнесенными   Земельным   кодексом
Российской   Федерации   и   иными   федеральными   законами   к   ведению   субъектов   Российской
Федерации   (действует   в   редакции   Закона   Ставропольского   края   от   12.05.2016   года   №   52-кз,
Закона Ставропольского края от 29.11.2016 года № 106-кз).

Законом   Ставропольского   края   от   12.05.2016 года   № 52-кз   «О   внесении   изменения   в

статью   21   Закона   Ставропольского   края   «О   некоторых   вопросах   регулирования   земельных
отношений» внесены изменения в пункт 3 части 1 статьи 21 Закона Ставропольского края от 09
апреля 2015 г. N 36-кз "О некоторых вопросах регулирования земельных отношений", изложив
его в следующей редакции:

3)   земельного   участка   казачьим   обществам,   внесенным   в   государственный   реестр

казачьих   обществ   в   Российской   Федерации,   для   осуществления   сельскохозяйственного
производства, сохранения и развития традиционного образа жизни и хозяйствования казачьих
обществ на территории поселений и населенных пунктов, находящихся на территории городских
округов Ставропольского края".

Законом   Ставропольского   края   от   29.11.2016 года   № 106-кз   «О   внесении   изменений   в

статьи 32 и 34 закона Ставропольского края «О некоторых вопросах регулирования земельных
отношений» внесены следующие изменения:

1) в статье 32:
а) в части 1 слова «30 гектаров» заменить словами «2500 гектаров»;
б) часть 3 дополнить пунктом 6 следующего содержания:
«6) выделяемых в счет доли (долей) в праве общей собственности на земельный участок,

принадлежащей (принадлежащих) сельскохозяйственной организации или гражданину - члену
крестьянского   (фермерского)   хозяйства,   использующей   (использующему)   земельный   участок,
находящийся   в   долевой   собственности,   устанавливаются   в   размере,   определяемом   в
соответствии с пунктом 5 статьи 13 Федерального закона от 24 июля 2002 года N 101-ФЗ "Об
обороте земель сельскохозяйственного назначения»;

2) в части 1 статьи 34 слова «от минимального размера, указанного в статье 32 настоящего

Закона,   до   500   гектаров»   заменить   словами   "следующие:   максимальный   -   2500   гектаров,
минимальный - 30 гектаров".

- Закон Ставропольского края от 06.05.2014 № 33-кз «Об особо охраняемых природных

территориях», предметом регулирования которого являются отношения в области организации,
охраны и использования особо охраняемых природных территорий краевого и местного значения
(далее – Закон 33-кз) (действует в редакции Закона Ставропольского края от 12.03.2015 года  №
15-кз, Закона Ставропольского края от 06.06.2015 года № 53-кз).

- Закон Ставропольского края от 14.11.2013 № 92-кз «О природных лечебных ресурсах,

лечебно-оздоровительных   местностях   и   курортах   Ставропольского   края»,   устанавливает
правовые   и   организационные   основы   рационального   использования,   развития   и   охраны
природных

 лечебных   ресурсов,   лечебно-оздоровительных   местностей   и   курортов

Ставропольского края (действует в редакции Закона Ставропольского края от 29.12.2015 года №
144-кз).

В связи с изданием Постановления Правительства Ставропольского края от 14.07.2016 №

291-П   «Об   утверждении   порядка   приобретения   в   государственную   собственность
Ставропольского   края   земельных   участков   из   земель   сельскохозяйственного   назначения   на
территории   Ставропольского   края»   принятое   в   целях   реализации   Федерального   закона   «Об
обороте   земель   сельскохозяйственного   назначения»   и   Закона   Ставропольского   края   «О

Управление Росреестра по Ставропольскому краю

47

1
2
3
4
1
2
3
4
5
6
7
8
9

10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52

5
6
7

некоторых   вопросах   регулирования   земельных   отношений»   на   территории   Ставропольского
края,   Постановление   Правительства   Ставропольского   края   от   22.10.2003   N   184-п   (ред.   от
09.07.2013)   «О   некоторых   мерах   по   реализации   Федерального   закона   «Об   обороте   земель
сельскохозяйственного   назначения»   и   Закона   Ставропольского   края   «О   некоторых   вопросах
регулирования земельных отношений» на территории Ставропольского края» утратило силу. 

Постановлением   Правительства   Ставропольского   края   от   10   марта   2015   г.   N   81-п   «О

внесении   изменений   в   Правила   рационального   использования   земель   сельскохозяйственного
назначения   в   Ставропольском   крае,   утвержденные   постановлением   Правительства
Ставропольского края от 07 сентября 2010 г. N 299-п» внесены изменения в   Постановление
Правительства   Ставропольского   края   от   07.09.2010   №   299-п   «О   Правилах   рационального
использования земель сельскохозяйственного назначения в Ставропольском крае», продолжает
действовать без изменений.

-   Распоряжение   Правительства   Ставропольского   края   от   16.06.2010   №   235-рп   «О

некоторых   вопросах   регулирования   земельных   отношений   в   сфере   оборота   земель
сельскохозяйственного   назначения   в   Ставропольском   крае»,   продолжает   действовать   без
изменений. 

-   Постановление   Правительства   Ставропольского   края   от   30.08.2005   №   105-п   «Об

утверждении   результатов   государственной   кадастровой   оценки   земель   лесного   фонда   в
Ставропольском крае», продолжает действовать.

-   Постановления   Правительства Ставропольского края от 04.09.2015 г. № 381-п «Об

утверждении Порядка определения цены земельного участка, находящегося в государственной
собственности Ставропольского края, и земельного участка, государственная собственность на
который не разграничена, расположенного на территории Ставропольского края, при заключении
договора   купли-продажи   земельного   участка   без   проведения   торгов»   (в   ред.   постановления
Правительства   Ставропольского   края   от   08.12.2015   N   521-п),   продолжает   действовать   без
изменений.

-     Постановлением     Правительства   Ставропольского   края   от   30.09.2015   №   425-п   «Об

утверждении   порядка   безвозмездной   передачи   земельных   участков,   находящихся   в
государственной   собственности   Ставропольского   края,   в   собственность   муниципальных
образований   Ставропольского   края»   установлено,   что   безвозмездная   передача   земельных
участков, находящихся в государственной собственности Ставропольского края, в собственность
муниципальных образований Ставропольского края по основаниям и в порядке, установленном
Порядком, до 01 января 2030 года не осуществляется, продолжает действовать без изменений,
продолжает действовать без изменения.

-     Постановление     Правительства   Ставропольского   края   от   01.06.2015   №   236-п   «Об

утверждении   Порядок   и   условия   размещения   объектов,   виды   которых   установлены
Правительством   Российской   Федерации,   на   землях   или   земельных   участках,   находящихся   в
государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и
установления сервитутов».

-  Постановление Губернатора Ставропольского края от 16.06.2015 г. № 305 «О некоторых

мерах   по   реализации   закона   Ставропольского   края     «О   некоторых   вопросах   регулирования
земельных отношений» устанавливает процедуру принятия Губернатором Ставропольского края
решения   в   целях   предоставления   юридическим   лицам   земельных   участков,   находящихся   в
государственной   собственности   Ставропольского   края   или   муниципальной   собственности,   а
также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена (далее -
земельный   участок),   в   аренду   без   проведения   торгов   для   размещения   объектов   социально-
культурного   и   коммунально-бытового   назначения   на   территории   Ставропольского   края
(действует в редакции Постановления Губернатора Ставропольского края от 08.12.2015 № 677,
Постановление  Губернатора Ставропольского края от 31.07.2015 № 402).

В   течение   2016   года   Правительством   Ставропольского   края,   Губернатором

Ставропольского края и Думой Ставропольского края принято: 

Управление Росреестра по Ставропольскому краю

48

1
2
3
4
1
2
3
4
5
6
7
8
9

10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52

5
6
7

- 1распоряжение Правительства Ставропольского края о приобретении в государственную

собственность   Ставропольского   края   земельного   участка   из   земель   сельскохозяйственного
назначения.

-   20   распоряжений   Правительства   Ставропольского   края   об   отказе   от   приобретения   в

государственную   собственность   Ставропольского   края   земельных   участков   из   земель
сельскохозяйственного назначения; 

-  16 распоряжений Правительства Ставропольского края, связанных с переводом земель

или   земельных   участков   из   одной   категории   в   другую,   в   том   числе   из   земель
сельскохозяйственного назначения в другую;

-   3   постановления   Правительства   Ставропольского   края   о   безвозмездной   передаче

земельных участков, находящихся в государственной собственности Ставропольского края.

- Постановление  Правительства  Ставропольского  края  от  29.03.2016  года  №112-п  «Об

утверждении   порядка   определения   размера   арендной   платы   за   использование   земельных
участков,  находящихся  в государственной  собственности  Ставропольского  края, и земельных
участков,   государственная   собственность   на   которые   не   разграничена,   и   предоставленных   в
аренду без торгов».

-Постановление Правительства Ставропольского края от 24.02.2016 года № 70-п «О мерах

по реализации  статьи 9 Закона  Ставропольского  края «О некоторых вопросах регулирования
земельных отношений».

-Постановление   Правительства   Ставропольского   края  от  25.11.2016 года  №  480-п  «Об

уполномоченных органах исполнительной власти  Ставропольского края по переводу земель или
земельных участков из одной категории в другую и отнесению земель или земельных участков к
определенной категории».

-   Постановление   Правительства   Ставропольского   края   от   05.08.2016   года   №   332-п   «о

внесении   изменений   в пункт   2  порядка   определения  платы   по  соглашению   об  установлении
сервитута  в отношении  земельных участков,  находящихся  в собственности    Ставропольского
края,   и   земельных   участков,   государственная   собственность   на   которые   не   разграничена,
расположенных   на   территории   Ставропольского   края,   утвержденного   постановлением
Правительства  Ставропольского края от 12.03.2015 года № 205-П».

-Постановление Правительства Ставропольского края от 12.07.2016 № 288-п «О внесении

изменений в постановление Правительства Ставропольского края от 31 августа 2005 года №111-
П «О мерах по реализации Федерального закона «О переводе земель или  земельных участков из
одной категории в другую».

- Постановление  Правительства  Ставропольского  края  от  28.06.2016  года  №  251-п  «О

внесении   изменения   в   пункт   9   порядка   осуществления   контроля   за   сохранностью   и
использованием   по   назначению   имущественных   объектов   государственной   собственности
Ставропольского края, за соблюдением гражданами и юридическими лицами прав и законных
интересов   Ставропольского   края   в   отношении   земельных   участков,   находящихся   в
государственной   собственности   Ставропольского   края,   утвержденного   постановлением
правительства Ставропольского края от 26.01.2015 года №29-П».

-Постановление   Правительства   Ставропольского   края     от   14.06.2016   №   291-п   «Об

утверждении   порядка   приобретения   в   государственную   собственность   Ставропольского   края
земельных   участков   из   земель   сельскохозяйственного   назначения   на   территории
Ставропольского края».

-   Постановление   Правительства   Ставропольского   края   от   13.10.2016   №   427-п   «Об

утверждении   порядка   подготовки   проекта   прогнозного   плана   использования   земель   в
Ставропольском крае на очередной календарный год».

- Распоряжение Правительства Ставропольского края от 19.10.2016 года № 352-рп «Об

утверждении прогнозного плана использования земель в Ставропольском крае на 2017 год».

- Приказ Министерства имущественных отношений Ставропольского края от 25.02.2016

№178   «Об   утверждении   административного   регламента   предоставления   министерством
Имущественных   отношений   Ставропольского   края   государственной   услуги   «Предоставление

Управление Росреестра по Ставропольскому краю

49

1
2
3
4
1
2
3
4
5
6
7
8
9

10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52

5
6
7

земельных  участков,   находящихся  в государственной  собственности   Ставропольского   края,  в
постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное пользование, в аренду, в собственность без
проведения торгов».

3.

 

ОБЕСПЕЧЕНИЕ УПРАВЛЕНИЯ ЗЕМЕЛЬНЫМИ 

РЕСУРСАМИ В СТАВРОПОЛЬСКОМ КРАЕ

В  целях   обеспечения   управления   земельными   ресурсами   Ставропольского   края   на   его

территории   осуществляется   ведение   государственного   кадастра   недвижимости,
государственного   земельного   контроля,   государственного   мониторинга   земель,   а   также
проводятся необходимые работы по контролю за проведением землеустройства, государственной
кадастровой  оценки  земель и подготовки сведений, необходимых для исчисления земельного
налога на основе кадастровой стоимости земельных участков. Общее руководство, обеспечение и
контроль за их проведением осуществляет Управление через свои структурные подразделения.

3.1. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КАДАСТР НЕДВИЖИМОСТИ

Одним из важнейших направлений обеспечения управления земельными ресурсами в крае

является   ведение   государственного   кадастра   недвижимости,   который   по   существу   призван
служить   информационной   основой   государственного   управления   земельными   ресурсами,
экономического и правового регулирования земельных отношений в Ставропольском крае.

Деятельность по ведению государственного кадастра недвижимости и использование его

сведений регулируется Федеральным законом от 24.07.2007 г. № 221-ФЗ «О государственном
кадастре недвижимости» (далее – Закон о кадастре).

Государственный кадастр недвижимости является систематизированным сводом сведений

об учтенном в соответствии с Федеральным законом недвижимом имуществе, а также сведений о
прохождении Государственной границы Российской Федерации, о границах между субъектами
Российской Федерации, границах муниципальных образований, границах населенных пунктов, о
территориальных   зонах   и   зонах   с   особыми   условиями   использования   территорий,   иных
предусмотренных   Законом   о   кадастре   сведений.   Государственный   кадастр   недвижимости
является федеральным государственным информационным ресурсом.

Государственным   кадастровым   учетом   недвижимого   имущества   (далее   -   кадастровый

учет) признаются действия  уполномоченного органа по внесению в государственный  кадастр
недвижимости   сведений   о   недвижимом   имуществе,   которые   подтверждают   существование
такого   недвижимого   имущества   с   характеристиками,   позволяющими   определить   такое
недвижимое   имущество   в   качестве   индивидуально-определенной   вещи,   или   подтверждают
прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных Законом о кадастре
сведений о недвижимом имуществе.

Государственный кадастр недвижимости состоит из следующих разделов:
1.

реестр объектов недвижимости;

2.

кадастровые дела;

3.

кадастровые карты.

При     этом   реестр   объектов   недвижимости   представляет   собой   документ,   в   котором

содержатся записи об объектах недвижимости в текстовой форме путем описания внесенных в
государственный кадастр недвижимости сведений о таких объектах.

Кадастровые   дела   представляют   собой   совокупность   скомплектованных   и

систематизированных документов, на основании которых внесены соответствующие сведения в
государственный кадастр недвижимости.

Кадастровые   карты   представляют   собой   составленные   на   единой   картографической

основе   тематические   карты,   на   которых   в   графической   форме   и   текстовой   форме

Управление Росреестра по Ставропольскому краю

50

1
2
3
4
1
2
3
4
5
6
7
8
9

10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51

5
6
7

воспроизводятся   кадастровые   сведения   о   земельных   участках,   зданиях,   сооружениях,   об
объектах незавершенного строительства, о прохождении границ, о территориальных зонах, зонах
с особыми условиями использования территорий, кадастровом делении территории Российской
Федерации, а также указывается местоположение пунктов опорных межевых сетей. 

3.1.1 Кадастровое деление территории Ставропольского кадастрового округа

Кадастровое   деление   территории   Российской   Федерации   осуществляется   в   целях

присвоения земельным участкам кадастровых номеров.

Порядок кадастрового деления территории Российской Федерации и Порядок присвоения

объектам   недвижимости   кадастровых   номеров   утверждены   приказом   Минэкономразвития
Российской Федерации от 04.04.2011 г. № 144.

Статьей 5 Закона о кадастре установлено, что каждый объект недвижимости, сведения о

котором   внесены   в   государственный   кадастр   недвижимости,   имеет   не   повторяющийся   во
времени и на территории Российской Федерации государственный учетный номер. Кадастровые
номера присваиваются объектам недвижимости органом кадастрового учета.

Согласно ст. 11 Закона  о кадастре  в государственный  кадастр  недвижимости  вносятся

следующие сведения о кадастровом делении Российской Федерации: 

1)

номера единиц кадастрового деления;

2)

наименование кадастровых округов, кадастровых районов;

3)

описание местоположения границ единиц кадастрового деления;

4)

реквизиты правовых актов об установлении или изменении единиц кадастрового

деления территории Российской Федерации.

Ранее   приказами   Росземкадастра   от   14.05.2001   г.   №   П/89   «О   кадастровом   делении

территории Российской Федерации» и от 15.06.2001 г. № П/117 «Об утверждении документов
государственного   земельного   кадастра»,   установлены   общие   требования   к   проведению
кадастрового деления территории.

По результатам проведения работ Комитетом по земельным ресурсам и землеустройству

по Ставропольскому краю были изданы:

- приказ  от 25.04.2001 г. № 44 «Об образовании  на территории  Ставропольского  края

кадастровых районов», которым установлено: «Образовать на территории Ставропольского края
кадастровые   районы,   наименования   и   границы   которых   совпадают   с   соответствующими
административно-территориальными   образованиями   (единицами)   и   присвоить   кадастровым
районам  кадастровые  номера.  Данный  приказ  впоследствии  был признан  утратившим  силу  в
соответствии с вступившим в силу приказом Комзема по Ставропольскому краю от 31.07.2001 г.
№ 71;

- приказ от 31.07.2001 г. № 71 «О кадастровом делении Ставропольского кадастрового

округа», создано 36 кадастровых районов на территории Ставропольского кадастрового округа,
утверждена схема расположения кадастровых районов в Ставропольском кадастровом округе,
утвержден перечень наименований и номеров кадастровых районов. Данным приказом создан
условный кадастровый квартал, границы которого проходят по границе кадастрового округа с
кадастровым номером 26:0:0, а в каждом кадастровом районе создан один условный кадастровый
квартал с границами, проходящими по границам кадастрового района.

Руководителям   районных   и   городских   комитетов   по   земельным   ресурсам   и

землеустройству было поручено составить, согласовать и представить в Комитет по земельным
ресурсам  и землеустройству  описание  прохождения  границ  между кадастровыми районами  и
осуществить   кадастровое  деление   территорий   подведомственных   им  кадастровых   районов  на
кадастровые кварталы - письмо в адрес первого заместителя Росземкадастра от  23.10.2001 г. №
04-10/511   «О   согласовании   описания   прохождения   границ   между   кадастровыми   округами»,
которое   посвящено   урегулированию   вопроса   о   согласовании   описания   прохождения   границ
между Ставропольским и смежными кадастровыми округами;

Управление Росреестра по Ставропольскому краю

51

1
2
3
4
1
2
3
4
5
6
7
8
9

10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51

5
6
7

- приказом от 05.03.2002 г. № 14 «Об утверждении описания прохождения границ между

кадастровыми   районами   Ставропольского   кадастрового   округа»,   утверждено   описание
прохождения границ между кадастровыми районами Ставропольского кадастрового округа. 

-   приказом   от   18.09.2002   г.   №   66   создана   комплексная   комиссия   для   рассмотрения   и

подготовки   проектов   решений   об   утверждении   материалов   кадастрового   деления   территорий
кадастровых районов в Ставропольском кадастровом округе. Руководителям рай (гор) комземов
было   поручено   обеспечить   согласование   в   ФГУ   «Земельная   кадастровая   палата»   по
Ставропольскому   краю   материалов   кадастрового   деления   подведомственных   территорий
кадастровых   районов   и   представить   их   для   рассмотрения   и   утверждения   согласно
установленному   графику   и   в   порядке   установленном   данным   приказом.   В   качестве
дополнительных пояснений по проведению кадастрового деления специалистами Комитета по
земельным ресурсам и землеустройству по Ставропольскому краю разработана  и утверждена
«Памятка для подготовки схемы расположения кадастровых кварталов в границах территории
кадастрового   района   и   описания   прохождения   границ   кадастровых   кварталов»,   которой
урегулированы практические вопросы по реализации приказов Росземкадастра от 14.05.2001 г. №
П/89 и от 15.06.2001 г.            № П/117;

-   29   специальных   приказов   (№   33   от   20.05.2002г.,   №   34   от   20.05.2002г.,   №   39   от

06.06.2002г.,   №   40   от   14.06.2002г.,   №   43   от   18.06.2002г.,   №   46   от   27.06.2002г.,   №   72   от
30.09.2002г.,   №   78   от   14.10.2002г.,   №   79   от   14.10.2002г.,     №   80   от   14.10.2002г.,   №   81   от
15.10.2002г.,   №   82   от   15.10.2002г.,   №   83   от   15.10.2002г.,   №   84   от   16.10.2002г.,   №   85   от
16.10.2002г.,   №   86   от   16.10.2002г.,   №   87   от   17.10.2002г.,   №   88   от   17.10.2002г.,   №   89   от
17.10.2002г.,   №   90   от   18.10.2002г.,   №   91   от   18.10.2002г.,   №   92   от   18.10.2002г.,   №   93   от
18.10.2002г.,   №   94   от   18.10.2002г,   №   101   от   10.11.2002г.,   №1   05   от   18.11.2002г.,   №   124   от
31.12.2002г., № 125 от 31.12.2002г., № 126 от 31.12.2002г.) об утверждении схем расположения
кадастровых кварталов в границах территории 36 кадастровых районов и описания прохождения
границ кадастровых кварталов.

В   результате   проведенных   в   2001-2002   гг.   Комитетом   по   земельным   ресурсам   и

землеустройству   по   Ставропольскому   краю   работ   по   кадастровому   делению   территории
Ставропольского   кадастрового   округа   определены   и   утверждены   в   установленном   порядке
границы:

-   условного   кадастрового   квартала,   граница   которого   проходит   по   границе

Ставропольского кадастрового округа с кадастровым номером 26:0:0;

- 36 условных кадастровых кварталов с границами, совпадающими с соответствующими

кадастровыми районами: 26:01:0 - 26:36:0.

Полномочиями по осуществлению кадастрового деления, согласно приказа Федеральной

службы   государственной   регистрации,   кадастра   и   картографии   от   18.05.2012   г.   №   П/213,
наделено   федеральное   государственное   бюджетное   учреждение   «Федеральная   кадастровая
палата   Федеральной   службы   государственной   регистрации,   кадастра   и   картографии»   (ФГБУ
«ФКП Росреестра»).

За   2016   год   изменений   и   (или)   уточнений   кадастрового   деления   территорий

Ставропольского кадастрового округа, в том числе согласованных с Росреестром, утверждено не
было.

Картосхема расположения кадастровых районов в Ставропольском крае

Управление Росреестра по Ставропольскому краю

52

1
2
3
4
1
2
3
4
5
6
7
8
9

10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44

5
6
7

3.1.2 Организация ведения государственного кадастра недвижимости

Государственный   кадастровый   учет   осуществляется   по   месту   нахождения   объекта

недвижимости   на   территории   Ставропольского   кадастрового   округа,   в   границах   которого
расположен данный объект недвижимости.

Основными   принципами   ведения   государственного   кадастра   недвижимости

установленными ст.4 Закона о кадастре являются:

- ведение государственного кадастра недвижимости осуществляется на основе принципов

единства   технологии   его   ведения   на   всей   территории   Российской   Федерации,   обеспечения   в
соответствии   с   Законом   о   кадастре   общедоступности   и   непрерывности   актуализации,
содержащихся   в   нем   сведений,   сопоставимости   кадастровых   сведений   со   сведениями,
содержащимися в других государственных информационных ресурсах;

- ведение государственного кадастра недвижимости осуществляется на бумажных и (или)

электронных   носителях.   При   несоответствии   между   сведениями   на   бумажных   носителях   и
электронных носителях приоритет имеют сведения на бумажных носителях;

- порядок  и сроки  хранения  содержащихся  в государственном  кадастре  недвижимости

документов   устанавливаются   уполномоченным   Правительством   Российской   Федерации
федеральным   органом   исполнительной   власти.   Если   документы,   содержащиеся   в
государственном   кадастре   недвижимости,   признаны   вещественными   доказательствами   по
уголовному делу, их выемка осуществляется в порядке, установленном федеральным законом.
После   вступления   приговора   в   законную   силу   либо   по   истечении   срока   обжалования
постановления   или   определения   о   прекращении   уголовного   дела   суд   или   орган   дознания,
следователь должны возвратить указанные документы в соответствующий орган кадастрового
учета;

-   сведения   вносятся   в   государственный   кадастр   недвижимости   органом   кадастрового

учета  на основании  поступивших  в этот орган в установленном  Законом о кадастре  порядке
документов, если иное не установлено Законом о кадастре;

Управление Росреестра по Ставропольскому краю

53

1
2
3
4

1

2
3
4
5
6
7
8
9

10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29

5
6
7

-   истечение   определенного   периода   со   дня   завершения   кадастрового   учета   объектов

недвижимости,   изменение   требований   к   точности   или   способам   определения   подлежащих
внесению   в   государственный   кадастр   недвижимости   сведений   об   объектах   недвижимости
сведений   либо   изменение   геодезической   или   картографической   основы   государственного
кадастра   недвижимости,   в   том   числе   систем   координат,   используемых   для   его   ведения,   не
является   основанием   для   признания   кадастровых   сведений   об   объекте   недвижимости
неактуальными и (или) подлежащими уточнению.

- в случае изменения кадастровых сведений ранее внесенные в государственный кадастр

недвижимости сведения сохраняются, если иное не установлено Законом о кадастре;

-   кадастровые   сведения   являются   общедоступными,   за   исключением   кадастровых

сведений, доступ к которым ограничен федеральным законом;

- в случаях, установленных Законом о кадастре, в государственный кадастр недвижимости

вносятся   сведения,   которые   носят   временный   характер.   Такие   сведения   до   утраты   ими   в
установленном Законом о кадастре порядке временного характера не являются кадастровыми
сведениями   и   используются   только   в   целях,   связанных   с   осуществлением   соответствующей
государственной   регистрации   прав   на   недвижимое   имущество   и   сделок   с   ним,   а   также   с
выполнением кадастровых работ;

- ведение государственного кадастра недвижимости осуществляется органом кадастрового

учета в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным
на   осуществление   функций   по   нормативно-правовому   регулированию   в   сфере   ведения
государственного   кадастра   недвижимости,   осуществления   кадастрового   учета   и   кадастровой
деятельности. Особенности ведения государственного кадастра недвижимости на электронных
носителях   в   составе   единой   федеральной   информационной   системы,   устанавливаются
Правительством Российской Федерации.

Деятельность   по   ведению   государственного   кадастра   недвижимости   в   2016   году   на

территории   Ставропольского   края   осуществлялась   в   соответствии   с   Земельным   кодексом
Российской Федерации, Федеральным законом «О государственном кадастре недвижимости» и
иными нормативными правовыми актами Российской Федерации по вопросам его ведения.

Общедоступные   сведения,   внесенные   в   государственный   кадастр   недвижимости,

предоставляются   органом   кадастрового   учета   по   запросам   (далее   -   запрос   о   предоставлении
сведений)   любых   лиц,   в   том   числе   посредством   почтового   отправления,   использования
информационно-телекоммуникационных   сетей   общего   пользования,   в   том   числе   сети
«Интернет»,   включая   единый   портал   государственных   и   муниципальных   услуг,   а   также   с
использованием   единой   системы   межведомственного   электронного   взаимодействия   и
подключаемых к ней региональных систем межведомственного электронного взаимодействия,
использования   иных   технических   средств   связи,   посредством   обеспечения   доступа   к
информационному ресурсу, содержащему сведения государственного кадастра недвижимости.

При внесении кадастровых сведений в Реестр объектов недвижимости уполномоченными

должностными   лицами   органа   кадастрового   учета   выполняются   следующие   кадастровые
процедуры:

1) внесение сведений о ранее учтенных объектах недвижимости;
2) постановка на государственный кадастровый учет (далее - кадастровый учет) объекта

недвижимости;

3) учет изменений объекта недвижимости (в том числе учет (снятие с учета) части объекта

недвижимости, учет адреса правообладателя объекта недвижимости, учет в связи с исправлением
кадастровой ошибки);

4) снятие с кадастрового учета объекта недвижимости;
5) внесение кадастровых сведений в соответствии с документами, поступающими в орган

кадастрового   учета   из   органов   государственной   власти,   органов   местного   самоуправления   и
иных органов в порядке информационного взаимодействия при ведении ГКН (статья 15 Закона о
кадастре) (далее - порядок информационного взаимодействия);

6) исправление технических ошибок в кадастровых сведениях;

Управление Росреестра по Ставропольскому краю

54

1
2
3
4
1
2
3
4
5
6
7
8
9

10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52

5
6
7

7) аннулирование и исключение из ГКН сведений об объекте недвижимости (в том числе

о частях объекта недвижимости) с временным характером сведений.

Оказание   услуг   по   предоставлению   сведений,   внесенных   в   государственный   кадастр

недвижимости (далее – ГКН) и осуществлению государственного кадастрового учета (далее -
ГКУ) на территории Ставропольского края осуществляется в соответствии с Законом  кадастре.

Полномочиями   органа   кадастрового   учета,   предусмотренными   Законом   о   кадастре   в

соответствии   с   приказом   Федеральной   службы   государственной   регистрации,   кадастра   и
картографии   от   18.05.2009   №   21   «О   наделении   Федеральных   государственных   учреждений
полномочиями органа кадастрового учета» на территории Ставропольского кадастрового округа
(Ставропольского   края)   наделен   филиал   федерального   государственного   бюджетного
учреждения   «Федеральная   кадастровая   палата   Федеральной   службы   государственной
регистрации, кадастра и картографии» по Ставропольскому краю  (далее – Филиал).

Ведение  ГКН в Ставропольском кадастром  округе осуществляется  централизованно.  В

связи с этим доставка принятых документов для обработки в центральный аппарат Филиала и
доставка   подготовленных   к   выдаче   документов   в   район   осуществляется   в   соответствии   с
технологией ведения ГКН в ПК АИС ГКН и ПК АИС ГКН ТО по каналам связи в электронном
виде.

В   целях   совершенствования   работы   по   повышению   качества   и   доступности

предоставляемых государственных услуг при приеме запросов и заявлений заинтересованных
лиц и предупреждению возникновения очередей, в Филиале введена дополнительная услуга по
приему заявлений и запросов от заинтересованных лиц по предварительной записи.

Реализована возможность предоставления сведений ГКН заявителям в электронном виде

через Интернет-портал государственных услуг Росреестра (portal.rosreestr.ru). Заявители могут с
использованием сети Интернет оплатить и получить сведения ГКН в виде кадастровой выписки о
земельном участке и кадастрового плана территории.

Общая   численность   сотрудников,   осуществляющих   прием   документов,   для

осуществления государственного кадастрового учета (далее - ГКУ) и предоставления сведений,
внесенных в государственный кадастр недвижимости (далее - ГКН), и выдачу сведений ГКН в
2016 году составила 152 специалистов. 

Необходимо   отметить,   что   специалисты   Филиала   осуществляют   прием   и   выдачу

документов на государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, на
предоставление   сведений,   содержащихся   в   Едином   государственном   реестре   прав   на
недвижимое имущество и сделок с ним, на предоставление сведений, внесенных в ГКН, а также
для осуществления ГКУ объектов недвижимости без разграничения на виды предоставляемых
государственных услуг.

График   приема   заявителей   на   2016   год   в   Филиале   составлен   в   соответствии   с

требованиями   Административного   регламента,   утвержденного   приказом   Минэкономразвития
Российской Федерации от 18.05.2012 № П/292 «Об утверждении административного регламента
Росреестра по предоставлению государственной услуги по предоставлению сведений, внесенных
в   государственный   кадастр   недвижимости»   и   согласован   с   Управлением   Росреестра   по
Ставропольскому   краю   (приказ   Филиала   от   14.03.2016   П/149/16).   В   среднем   время   приема
заявителя, обратившегося с заявлением о государственном кадастровом учете или с запросом о
предоставлении   сведений,   внесенных   в   ГКН,   в   территориальных   (межрайонных)   отделах
Филиала не превышало 5-ти минут

.

Всего за 2016 год принято 90 333 заявления о ГКУ объектов недвижимости (без учета

заявлений о приеме дополнительных документов).

Управление Росреестра по Ставропольскому краю

55

1
2
3
4
1
2
3
4
5
6
7
8
9

10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52

5
6
7

Таблица  32

Общее количество заявлений о государственном кадастровом учете и запросов о

предоставлении сведений, внесенных в ГКН поступивших в Филиал в 2016 году

 

янв

фев

мар

апр

май

июн

июл

авг

сен

окт

ноя

дек

всего

Заявление  о
ГКУ
изменений
объекта
недвижимо
сти

2253

3339

3813

3421

3049

3295

3190

3422

3207

3630

3969

4703

41291

Заявление  о
постановке
на   ГКУ
объекта
недвижимо
сти

2301

2921

3095

2938

2686

3157

3171

2844

2477

2542

2814

4239

35185

Заявление  о
внесении   в
ГКН
сведений   о
ранее
учтенном
объекте
недвижимо
сти

360

477

532

591

427

588

432

513

599

655

672

939

6785

Заявление  о
снятии   с
ГКУ
объекта
недвижимо
сти

149

238

318

403

244

260

198

297

228

310

320

306

3271

Запросы   о
предоставле
нии
сведений
ГКН

49588

70671

69777

63269

57873

62277

60458

67026

56783

62070

6182
8

72730

754350

Количество   заявлений   о   ГКУ   объектов   недвижимости,   представленных   в   орган

кадастрового учета через портал государственных услуг  Росреестра в электронном виде, в 2016
году составило 37 % от общего количества поступивших заявлений. С учетом таких заявлений за
2015 год (33,7 % от общего количества) можно говорить о положительной динамике по данному
показателю – увеличение доли заявлений в электронном виде на 3,3 %. 

Средний фактический срок осуществления ГКУ в декабре 2016 года составил 3 рабочих

дня (в 2015 году – 4 рабочих дня).

В 2016 году количество поступивших  запросов о предоставлении сведений, внесенных в

ГКН, составило 754 350.

Средний   фактический   срок   предоставления   сведений,   внесенных   в   ГКН,   по   итогам

2016 года, как и по итогам 2015 года, составил 2 рабочих дня.

Причинами отказов в предоставлении сведений государственного кадастра недвижимости

являются:

-   запрос   о   предоставлении   сведений,   внесенных   в   государственный   кадастр

недвижимости, по форме и содержанию не соответствует требованиям Порядка предоставления
сведений, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 27.02.2010 № 75;

- отсутствует оплата за предоставление сведений, внесенных в государственный кадастр

недвижимости, в соответствии с приказом Минэкономразвития России от 30.07.2010 № 343 «О
порядке взимания и возврата платы за предоставление сведений, внесенных в государственный
кадастр недвижимости, и размерах такой платы»;

Управление Росреестра по Ставропольскому краю

56

1
2
3
4
1
2
3

4
5
6
7
8
9

10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24

5
6
7

- не представлен документ, подтверждающий полномочия представителя заявителя для

обращения   с   целью   получения   сведений   государственного   кадастра   недвижимости   на
безвозмездной основе;

Филиалом принимались решения об отказе в предоставлении запрашиваемых сведений по

следующим причинам:

- запрос по форме и содержанию не соответствует требованиям, установленным приказом

Минэкономразвития России от 27.02.2010 г. № 75 «Об установлении порядка предоставления
сведений,   внесенных   в   государственный   кадастр   недвижимости»   (отсутствует   электронный
образ   запроса   с   подписью   заявителя;   в   образе   запроса   отсутствует   подпись   заявителя;   не
представлен   документ,   подтверждающий   полномочия   представителя   заявителя   обращаться   в
орган кадастрового учета с запросом о предоставлении сведений, внесенных в ГКН)

-   отсутствие   оплаты   за   предоставление   сведений,   содержащихся   в   государственном

кадастре недвижимости.

В 2016 году возросло количество отрицательных решений  по сравнению с 2015 годом

(доля решений об отказе в ГКУ в 2015 году составила 16,1%, в 2016 году – 17,7%; доля решений
о приостановлении ГКУ в 2015 году составила 18,7%, в 2016 году – 18,8%,). 

Причины   приостановления   и   отказов   в   осуществлении   государственного   кадастрового

учета объекта недвижимости: 

В отношении земельных участков.
Основной   причиной   принятия   решений   о   приостановлении   в   2016   году   является

несоответствие представленных документов по содержанию, в частности замечания, касающиеся
проведения согласования границ участков, а также по заявлениям, связанным с изменением вида
разрешенного   использования   земельных   участков,   находящихся   в   государственной   или
муниципальной собственности. 

Наиболее часто встречаются следующие основания  для принятия решения  об отказе в

осуществлении ГКУ: 

1. С заявлением о ГКУ объекта недвижимости обратилось ненадлежащее лицо (п. 5 ч. 2

ст. 27 Закона о кадастре);

2. Размер   образуемых   земельных   участков   не   соответствует   установленным

требованиям к предельным (минимальным или максимальным)  размерам земельных участков (в
том числе и земли сельскохозяйственного назначения) (п. 2 ч. 3 ст. 27 Закона о кадастре);

3. При уточнении местоположения границ земельного участка площадь увеличивается

на величину более чем 10 % от площади, сведения о которой содержатся в сведениях ГКН (п. 1 ч.
5 ст. 27 Закона о кадастре);

4. В   XML-файле   не   указаны   предельные   (минимальные   и   максимальные)   размеры,

соответствующие виду разрешенного использования образуемых земельных участков, тогда как
указанные размеры установлены (п.3 ч.2 ст. 27 Закона о кадастре);

5. Межевой план, технический план или акт обследования заверены недействительной

электронно-цифровой   подписью   кадастрового   инженера,   сведения   о   котором   исключены   из
реестра кадастровых инженеров, либо срок действия электронно-цифровой подписи истек и не
был продлен (п.7 ч.2  ст. 27 Закона о кадастре).

В отношении объектов капитального строительства.
Решение о приостановлении в соответствии с п. 5 ч. 2  ст. 26 Закона о кадастре:
1. Сведения  о здании «Индивидуальный жилой дом» указаны  в техническом плане на

основании Декларации об объекте недвижимости, при этом в Разрешении на строительство от
04.08.2008 №290 имеются сведения о проектной документации. Согласно ч.8 ст. 41 Закона о
кадастре сведения о здании – объекте индивидуального жилищного строительства указываются в
Техническом плане на основании представленных заказчиком кадастровых работ разрешения на
строительство,   проектной   документации   таких   объектов   недвижимости   при   ее   наличии   либо
Декларации об объекте недвижимости в случае отсутствия проектной документации.

2. Сведения  о помещении  указаны  в Техническом  плане на  основании  Декларации  об

объекте недвижимости, тогда как в соответствии с ч. 8 ст. 41 Закона о кадастре, сведения о

Управление Росреестра по Ставропольскому краю

57

1
2
3
4
1
2
3
4
5
6
7
8
9

10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52

5
6
7

помещении,   за   исключением   сведений   о   его   местоположении   в   пределах   этажа   здания   или
сооружения, либо в пределах здания или сооружения, либо в пределах соответствующей части
здания или сооружения, и площади помещения, указываются в техническом плане на основании
представленных заказчиком кадастровых работ разрешения на ввод здания или сооружения, в
которых   расположено   помещение,   в   эксплуатацию,   проектной   документации   здания   или
сооружения,   в   которых   расположено   помещение,   изготовленного   до   1   января   2013   года
технического   паспорта   помещения   или   изготовленного   до   1   января   2013   года   технического
паспорта здания или сооружения, в которых расположено помещение, проекта перепланировки и
акта приемочной комиссии, подтверждающего завершение перепланировки.

3. Технический план подготовлен в отношении жилого помещения,  при этом здание, в

пределах которого располагается объект учета, имеет назначение - Жилой дом. В с соответствии
со   ст.16   Жилищного   Кодекса   РФ,   жилым   домом   признается   индивидуально-определенное
здание,   которое   состоит   из   комнат,   а   также   помещений   вспомогательного   использования,
предназначенных   для   удовлетворения   гражданами   бытовых   и   иных   нужд,   связанных   с   их
проживанием   в   таком   здании.   Таким   образом,   помещения   расположенные   в   жилом   доме
подлежат   использованию   в   неразрывной   связи   с   соответствующими   жилыми   помещениями,
расположенными   в   таком   доме.   Постановка   на   государственный   кадастровый   учет   жилых   и
нежилых помещений в индивидуальном жилом доме и последующее их введение в гражданский
оборот   в   качестве   самостоятельных   объектов   гражданских   прав   противоречит   действующем
законодательству.

4. Не   соответствует   площадь   здания   «жилого   дома»   в   Техническом   плане   площади,

указанной в Декларации об объекте недвижимости, что не соответствует ч. 8 ст. 41 Закона о
кадастре   (ред.03.07.2016),   сведения   о   здании   -   объекте   индивидуального   жилищного
строительства, за исключением сведений о местоположении такого объекта недвижимости на
земельном участке, указываются в техническом плане на основании представленных заказчиком
кадастровых   работ   разрешения   на   строительство,   проектной   документации   таких   объектов
недвижимости при ее наличии либо декларации об объекте недвижимости в случае отсутствия
проектной документации.

5. Отсутствует акт органа государственной власти или органа местного самоуправления,

на основании которого в Технический план внесены данные об адресе объекта учета.

6. При внесении сведений о характерных точках контура сооружения представленного

Технического   плана   выявлено,   что   формируемый   контур   сооружения   также   расположен   в
пределах границ кадастрового квартала, сведения о котором отсутствуют в Техническом плане и
декларации.

7. В   орган   кадастрового   учета   поступило   заявление   о   ГКУ   изменений   объекта

недвижимости   с   кадастровым   номером,   который   указан   в   бланке   заявления,   тогда   как   в
Постановлении указан другой кадастровый номер

8. В   техническом   плане   (на   электронном   носителе)   заполнена   ячейка   год   ввода   в

эксплуатацию здания, тогда как данная ячейка заполняется в соответствии с разрешением на
ввод   такого   здания   в   эксплуатацию.   Согласно   п.   38   Требований,   в   раздел   "Характеристики
здания" включаются следующие сведения: - год ввода здания в эксплуатацию в соответствии с
разрешением на ввод такого здания в эксплуатацию. При отсутствии указанного разрешения в
соответствующей строке приводится год завершения строительства здания.

9. Представленный в электронном формате Технический план по форме и содержанию

не   соответствует   требованиям   к   предоставляемым   в   электронном   виде   документам,
утвержденным Приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 25.06.2015 г. №П/338
«Об   организации   работ   по   размещению   на   официальном   сайте   Федеральной   службы
государственной   регистрации,   кадастра   и   картографии   в   информационно-
телекоммуникационной сети «Интернет» XML-схем, необходимых для предоставления в орган
кадастрового   учета   заявления   о   кадастровом   учете   и   необходимых   для   кадастрового   учета
документов,   в   виде   технического   плана   здания,   сооружения,   объекта   незавершенного
строительства, помещения в форме электронных документов», а именно: при автоматической

Управление Росреестра по Ставропольскому краю

58

1
2
3
4
1
2
3
4
5
6
7
8
9

10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52

5
6
7

загрузке,   представленного   в   электронном   формате   Технического   плана   выявлена   ошибка
структуры файла.

Решение   об   отказе   в   осуществлении   ГКУ   в   соответствии   с   п.   1   ч.   2   ст.   27   Закона   о

кадастре:

1. Заявление принято на постановку на государственный учет объекта недвижимости –

сооружения (автомобильная дорога общего пользования),   При этом, согласно представленным
документам,   входящим   в   состав   приложения   Технического   плана,   объект   недвижимости
сооружение (автомобильная дорога общего пользования), имеет гравийное покрытие, тогда как
согласно   статье   130   Гражданского   кодекса   Российской   Федерации   к   недвижимым   вещам
(недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что
прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их
назначению   невозможно,   в   том   числе   здания,   сооружения,   объекты   незавершенного
строительства.

Основной причиной отказов в осуществлении ГКУ как по земельным участкам, так и по

объектам капитального строительства в 2016 году является истечении  срока приостановления
ГКУ, в случае не устранения обстоятельств, послуживших основанием для принятия решения о
приостановлении   (более 90%   отказов   по   истечении   срока   от   общего   числа   отказов),   по
положениям п. 6 ч. 2 ст. 27 Закона о кадастре.

Высокое   значение   доли   отказов   по   истечении   срока   связано   с   особенностями   приема

документов в многофункциональных центрах и посредством портала услуг Росреестра, а именно:
вместо   приема   дополнительных   документов   к   заявлениям,   по   которым   приняты   решения   о
приостановлении, поступают новые заявления.

Таким   образом,   речь   идет   не   об   увеличении   количества   решений   об   отказах,   а   о

значительном увеличении решений о приостановлении государственного кадастрового учета.

Объем   учетных   действий   по   государственному   кадастровому   учету   (далее   –   ГКУ)

земельных участков (далее – ЗУ), исключая массовую оценку, сократился в 2016 году на  59 %
(165 182 учетных действия) по сравнению с 2015 годом (402 164 учетных действия).

В 2014 и 2015 годах в большом объеме проводились работы по гармонизации сведений

государственного кадастра недвижимости (далее – ГКН) и Единого государственного реестра
прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее – ЕГРП) о ЗУ и о зданиях, сооружениях,
помещениях, объектах незавершенного строительства (далее – ОКС). Больший объем указанных
работ   был   завершен,   что   вызвало   значительное   сокращение   объемов   учетных   действий   в
отношении ЗУ в 2016 году.

Однако объем учетных действий в отношении ОКС выполненных в 2016 году значительно

превышает объем, выполненный в 2015 году. В 2016 году указанное количество возрасло в 2,5
раза и составило 625 542 учетных действия (в 2015 году - 253 161 учетное действие).

В 2016 году в большом объеме проводились работы по анализу и устранению замечаний,

выявленных   в   результате   работы   модуля   верификации   сведений   об   ОКС   в   соответствии   с
письмом   ФГБУ   «ФКП   Росреестра»   от 28.04.2016   №11-1746-КЛ   и   во   исполнение   поручения
Росреестра   от   14.04.2016   № 09-00668/16@,   с   чем   связано   значительное   превышение   объема
учетных действий в отношении ОКС.

По   количеству   поставленных   на   учет   ЗУ   значительных   изменений   по   сравнению   с

2015 годом не наблюдается (18 369 ЗУ поставлено на учет в 2016 году и 17 894 – в 2015 году).

При   этом   наблюдается   сокращение   числа   поставленных   на   учет   ОКС.  

В 2016 году на ГКУ поставлено 37 668 ОКС, в 2015 году – 41 480 (на 9 %). Также в 2016 году в
ГКН внесены сведения о ранее учтенных ЗУ – 3 048 (в 2015 году – 3 469, сокращение на 12%) и о
ранее учтенных ОКС – 4 330 (в 2015 году – 5 773, сокращение на 25%).

Организация работы с жалобами и обращениями граждан и организаций.
Количество   обращений   за   год   –   219,   в   том   числе   указанные   в     книгах   жалоб   и

предложений благодарности от авторов обращений за принятые меры по защите прав и законных
интересов в количестве 29 штуки. 

Рассмотрено – 219 обращений. 

Управление Росреестра по Ставропольскому краю

59

1
2
3
4
1
2
3
4
5
6
7
8
9

10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52

5
6
7

Из общего количества рассмотренных обращений жалоб – 6, из них: обоснованных – 0,

необоснованных – 6.

Причины поступления жалоб и обращений:
1. отказы в предоставлении запрашиваемых сведений и осуществлении ГКУ (о причине

отказа в осуществлении ГКУ; о причине приостановления осуществления ГКУ);

2. порядок осуществления ГКУ земельных участков (об изменении площадей земельных

участков; о положении границ земельных участков; о наложении границ смежных земельных
участков; об изменении координат земельного участка);

3. порядок осуществления ГКУ объектов капитального строительства (внесение сведений

в   ГКН   об   объектах   капитального   строительства;   исправление   ошибок   в   сведениях   ГКН   об
объектах капитального строительства; вопросы технического учета и инвентаризации объектов
капитального строительства);

 4. о кадастровой стоимости объектов недвижимости.
За   2016   судами   общей   юрисдикции   и   Арбитражным   судом   Ставропольского   края

возбужденно   1059   дел   по   вопросам,   связанным   с   государственным   кадастровым   учетом   и
ведением государственного кадастра недвижимости с участием ФГБУ «ФКП Росреестра» в лице
филиала по Ставропольскому краю (далее - Филиал).

Из них Филиал был привлечен к участию в качестве:
- ответчика по 132 делам;
- административного ответчика по 15 делам об оспаривании решений органа кадастрового

учета об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета (из них 3 – не в пользу
Филиала), по 28 делам об обжаловании решений органа кадастрового учета о приостановлении
осуществления государственного кадастрового учета (из них 5 – не в пользу Филиала) и по 5
делам об обжаловании решений об осуществлении государственного кадастрового учета (из них
1 – не в пользу Филиала).

- заинтересованного лица по 61 делу;
- третьего лица по 299 делам.
По   делам  

  об   оспаривании   результатов   определения   кадастровой

стоимости  Филиал привлечен к участию по 517 делах в качестве административного ответчика. 

Кроме того, в отчетном периоде Филиал выступал в качестве истца по 2 делам. По мимо

вышеуказанного,  юридическим   отделом  проведен  ряд  мероприятий  по  возмещению   убытков,
понесенных Филиалом в результате не поставки мебели, серверного оборудования и   СХД, по
результатам которых на конец отчетного периода Арбитражным судом Ставропольского края и
Арбитражным судом Краснодарского края вынесены 2 судебных акта в пользу Филиала.

Можно   выделить   следующие   категории   споров,  по  которым  Филиал   был  привлечен   к

участию   в   процессе   в   качестве   ответчика,   административного   ответчика,   третьего   лица,
заинтересованного лица, в рассмотрении которых  в 2016 году участвовал Филиал:

-   об   оспаривании   решений   об   отказе   в   осуществлении   государственного   кадастрового

учета;

-   об   оспаривании   решений   о   приостановлении   осуществления   государственного

кадастрового учета;

- о признании незаконным государственного кадастрового учета объектов недвижимости;
- о признании права собственности;
- об установлении юридического факта;
- о снятии с ГКУ объектов недвижимости;
- об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости;
- об исправлении кадастровой ошибки в местоположении границ и площади земельного

участка, признании недействительными результатов межевания земельного участка, признании
границ неустановленными, а площади неуточненной (следует отметить, что по данной категории
дел Филиал привлекался к участию в деле как в качестве ответчика, так и в качестве третьего
лица).

Управление Росреестра по Ставропольскому краю

60

1
2
3
4
1
2
3
4
5
6
7
8
9

10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51

5
6
7

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     12      13      14      15     ..