Служебная собака. Подготовка специалистов служебного собаководства (Л. Крушинский) - часть 33

 

  Главная      Учебники - Разные     Служебная собака. Руководство по подготовке специалистов служебного собаководства (Л. Крушинский) - 1952 год

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  31  32  33  34   ..

 

 

Служебная собака. Подготовка специалистов служебного собаководства (Л. Крушинский) - часть 33

 

 

меньшим запахом. Это приводит к тому, что собака выбирает вещь не по индивидуальному
запаху помощника, а по свежести или силе запаха.

3) Лишние действия дрессировщика в момент отработки приема ведут к образованию

нежелательных связей.

Например:   если   вспомогательные   команды   «аппорт»   и   «хорошо»   дрессировщик   все

время будет произносить в момент, когда собака только еще намерена взять искомый предмет,
то в этом случае у собаки установится нежелательная связь, и собака будет делать выборку не
по запаху, а по команде. Или достаточно дрессировщику несколько раз сделать шаг назад в
момент,   когда   собака   только  еще   принюхивается   к   вещам,   как   она   будет   хватать   первую
попавшуюся вещь и подносить к дрессировщику.

Дрессировщик обязан очень внимательно следить за своими действиями, не допуская

лишних движений в момент выборки.

Прием   можно   считать   отработанным   в   том   случае,   если   собака   без   помощи

дрессировщика четко выбирает «чужие» вещи из 6–8 разных предметов.

Прием:   выборка   человека   с   вещи.    Цель   приема   —   выработать   у   собаки   навык

выбирать человека из группы людей по запаху его вещи.

Основным   условным   раздражителем   является   команда   «нюхай»   и   жест   —

выбрасывание руки в направлении группы людей. Вспомогательным — команда «хорошо» и
мягкая команда «фу».

Безусловным раздражителем — хватка собакой помощника.
Прием вводят после того, как собака сравнительно хорошо будет выбирать «чужие»

вещи.

Данный прием, как и выборка предметов, способствует развитию обоняния у собаки

для более четкой диференцировки запахов.

Вначале   занятия   проводят   в   облегченной   обстановке   —   при   незначительных

отвлечениях.

Методы   и   техника   построения   приема.    Новым   в   этом   приеме   для   собаки   по

сравнению с предыдущим будет выборка человека.

По   указанию   руководителя   занятиями   3–4   помощника   заранее   становятся   в   одну

шеренгу. Помощники одеты в одежду, принадлежащую им. Расстояние между помощниками
должно  быть  таким,   чтобы   собака  могла  свободно  проходить  около  каждого  человека   во
время выборки (1–2 шага).

Один из помощников, заранее выбрасывает метра на три принадлежащую ему вещь —

головной убор или подвертку из обуви.

Дрессировщик   подходит   с   собакой   к   вещи,   брошенной   помощником,   и   по   команде

«сидеть» усаживает собаку. Правой рукой при помощи какого-либо предмета, лучше пинцета
(чтобы   не   оставить   своего   запаха   на   вещи),   очень   осторожно   берет   эту   вещь   и   дает   ее
обнюхать собаке. При этом в обычной интонации произносит команду «нюхай», «нюхай».
После   этого,   положив   вещь   сзади   себя   на   землю,   жестом   правой   руки,   одновременно   с
командой «нюхай» в повышенной интонации посылает собаку, с фланга держа ее на поводке,
на выборку. В первое время собака может не сделать выборки. Обнюхав спокойно стоящих
людей, она попытается уйти. В таком случае помощник, которого должна выбирать собака,
делает движение. Собака обычно сейчас же переключается на помощника и хватает его. В это
время дрессировщик поощряет собаку командой «хорошо», натягивая поводок, и собака как
бы вытаскивает помощника из строя.

При выходе помощника из группы дрессировщик произносит для него команду «стой».

Помощник по этой команде останавливается и прекращает всякие движения. Дрессировщик
берет собаку и отводит ее от помощника, произнося команду «рядом». Помощник в этот
момент опять встает в группу, только на другое место.

Дрессировщик,   дав   обнюхать   собаке   ту   же   вещь,   командой   «нюхай»   посылает   ее

вторично на выборку. После того, как собака потрепала помощника за одежду, ей становится

легче   выбрать   знакомый   уже   запах,   и   собака   обычно   вторичную   выборку   производит
правильно.

В тех случаях, когда пущенная на выборку собака ошибается, пытается наброситься на

другого   помощника,   дрессировщик   произносит   в   запрещающем   тоне   команду   «нюхай»,
«нюхай» и направляет собаку на искомого помощника. Упражнения повторяют на каждом
занятии 3–4 раза, пока собака будет хорошо производить выборку из 3–4 человек.

В дальнейшем условия выборки постепенно усложняются. Группу увеличивают до 6–

8 чел. Расстояние между помощниками сокращается. Люди выстраиваются один к другому
ближе. Собаку посылают  на  выборку  из группы  лежащих и  сидящих  людей.  Помощь со
стороны   дрессировщика   уменьшается.   Когда   собака   спокойно   и   безошибочно   будет
производить выборку, ее пускают на выборку без поводка.

Можно дрессировать собак облаиванию выбранного в группе помощника. Это делают

так.

Когда собака подходит к помощнику, которого надо выбирать, и пытается схватить его

за   одежду,   дрессировщик   с   командой   «сидеть»   в   угрожающем   тоне   усаживает   собаку.
Последняя, будучи в возбужденном состоянии, проявляет лай. В этот момент дрессировщик
дает   лакомство,   оглаживает,   произнося   команду   «хорошо».   В   случае   если   собака   схватит
помощника и будет трепать, дается команда «фу».

Впоследствии собака при выборке будет садиться перед выбранным лицом и указывать

на него лаем.

Выборку человека с вещи — достигают и следующим методом.
Дрессировщик, имея несколько помощников, из коих два одинаково одеты, оставляет

одного в группе, второго начинает конвоировать. Не оборачиваясь к собаке, конвоируемый
помощник возбуждает ее, двигаясь на расстоянии 10–15 м от группы других помощников.

Для того чтобы ознакомить собаку с запахом конвоируемого, дрессировщик приближает

к нему собаку и дает возможность один-два раза схватить за одежду. После этого по сигналу
руководителя   занятий   собаку   на   короткое   время   поворачивают   или   заслоняют
дрессировщиком, помощник в это время встает в группу других помощников. После этого
собаку пускают на выборку.

Постепенно группа увеличивается до 3–4 помощников, помощник в момент ухода в

группу бросает заранее приготовленную свою вещь. Дрессировщик перед тем как пускать
собаку на выборку дает собаке обнюхать ее.

После выработки у собаки необходимого навыка итти в группу и отыскивать искомый

запах, конвоирование прекращают, и собаку пускают на выборку человека только по запаху
вещи из группы 6–10 человек.

Аналогичным методом можно проводить занятия в нежилом полутемном помещении.

Прием строят так: 1–2 помощника заходят и укрываются в помещении. Третьего помощника
дрессировщик с собакой конвоируют вблизи входа в помещение. Поровнявшись с входом в
помещение, помощник, бросив свою вещь у входа, скрывается в помещении и располагается
рядом или поблизости с заранее укрывшимися.

Дрессировщик, дав собаке обнюхать вещь, заходит с ней в помещение. Допустив собаку

взяться за одежду выбранного, дрессировщик выводит его и сдает руководителю.

Прием   повторяется   2–3   раза.   В   дальнейшем   конвоирование   прекращают,   и   собаку

пускают   в   помещение   лишь   после   обнюхивания   вещи,   оставленной   у   входа.   Собак,
недостаточно «заинтересованных» в выборке человека, возбуждает помощник из-за двери, не
показываясь им.

Существенным недостатком приема «выборка человека с вещи» является то, что этот

прием основывается на активно-оборонительной реакции собаки, что способствует развитию
у нее излишней злобы и сильного возбуждения.

Чтобы   избежать   этого,   прием   «выборка   человека   с   вещи»   можно   строить   на

«заинтересованности» поиска собакой аппортировочного предмета.

Прием проводят так: подготовив 3–4 помощников (расставив их на расстоянии одного

шага друг от друга), дрессировщик заранее предлагает одному из них положить впереди себя
в 20–25 м свою вещь (перчатку, носовой платок и т. п.). Дрессировщик, дает затем собаке
обнюхать эту вещь, бросает ее в сторону помощников на 15–20 м и по команде «аппорт»
посылает собаку за вещью.

Как только собака по команде бросается с места, помощник-владелец вещи выбегает из

группы, хватает на виду у собаки свою вещь, прячет ее в рукав и становится на место.

Дрессировщик, имея собаку на поводке, по команде «аппорт» подводит ее к группе

помощников и по команде «нюхай» дает собаке последовательно их обнюхать. Как только
собака   подойдет   к   помощнику,   у   которого   находится   вещь,   и   будет   его   обнюхивать,
помощник, показав вещь, спрятанную в рукаве, дает ее схватить собаке. Когда собака начнет
тянуть   вещь,   помощник   выходит   на   шаг   вперед   и   по   команде   дрессировщика   «хорошо»
отдает ей вещь, а собака получает поощрение. Упражнение повторяют еще раз.

Помощник   постепенно   прячет   вещь   в   рукав   глубже   и   собака   «вытягивает»   его   из

группы уже за рукав. На 4–5 день количество помощников увеличивается, помощник свою
вещь не берет и не прячет. Собаку пускают на выборку без поводка с 2–3 шагов от группы
лишь с предварительным обнюхиванием вещи.

Навык считается отработанным, когда собака по команде дрессировщика без поводка

безотказно и четко выбирает человека с вещью из группы в 6–8 человек.

Прием: обыск местности и помещений.  Цель приема — выработать у собаки навык

активного,   заинтересованного   и   организованного   (зигзагообразного)   поиска   людей   и
предметов на определенном участке местности и в помещениях.

В   качестве   условных   раздражителей   применяются   команда   «ищи»   и   жест   —

выбрасывание руки ладонью вниз в направлении обыскиваемого участка.

В   качестве   безусловных   раздражителей   используют   пищевые,   оборонительные   и

ориентировочные реакции.

К занятиям по обыску местности и помещений следует переходить после того, как у

собаки будут хорошо отработаны: подноска вещей к дрессировщику, злобность и достаточно
закреплен навык различения индивидуального запаха человека.

Методы и техника обыска местности.   Отработка приема построения начинается с

нахождения   собакой   предметов   на   местности.   Приучение   собаки   к   обыску   местности
производится без поводка.

Вначале   дрессировщик   развивает   у   собаки   «заинтересованный»   поиск   путем

разбрасывания   своих   аппортировочных   предметов   и   посыла   за   ними   собаки   по   жесту   и
команде «ищи» (рис. 140).

Рис. 140. Упражнение по развитию поиска посредством бросков аппорта в

произвольные стороны

Занятия   в   дальнейшем   проводят   в   облегченных   условиях,   на   местности,   где   мало

отвлекающих раздражителей. Участок должен быть не менее 100X150 м.

Прием строят так: по указанию дрессировщика помощник, не заходя на участок, чтобы

не оставить там следов, с расстояния бросает в разные места три предмета, образуя ими на
участке как бы два угла (рис. 141).

Рис. 141. Первоначальное упражнение по обыску местности

Такой   порядок   раскладки   предметов   на   участке   способствует   выработке   у   собаки

зигзагообразного   поиска.   Когда   помощник   разбрасывает   предметы,   дрессировщик
внимательно следит за ним и запоминает места, где они находятся.

Когда  предметы  разбросаны, дрессировщик  подходит  с собакой  к  середине  участка,

сажает собаку и снимает с нее поводок. Затем дает команду «ищи» и жестом правой руки с
наклоном   корпуса   посылает   собаку   в   сторону   одной   из   разбросанных   на   участке   вещей.
Вначале собака не активно идет на поиск. В таких случаях дрессировщик более настойчиво
произнося команду «ищи», пробегает вместе с собакой и направляет ее жестом правой руки к
лежащему   предмету.   Когда   собака,   наткнувшись   на   предмет,   возьмет   его,   дрессировщик
подзывает собаку к себе, берет у нее найденный предмет, ласкает и дает лакомство. После
этого собаку посылают в другую сторону участка — ко второй вещи. Здесь уже, наряду с
командой «ищи», жест дается другой рукой с наклоном туловища в другую сторону.

В том случае, когда собака, подойдя к лежащему предмету, не берет его, дрессировщик

заставляет ее взять по команде «аппорт».

Таким же порядком собаку посылают в направлении третьей брошенной помощником

вещи.

Во  всех   случаях,   когда  собака   схватывает   обнаруженный  предмет   и  подносит   его  к

дрессировщику, последний обязан поощрять собаку игрой и дачей ей лакомства. После ряда
таких упражнений собака будет достаточно активно производить поиск.

В   последующем,   когда   собака   при   каждом   повороте   (зигзаге)   будет   самостоятельно

обнаруживать брошенный предмет и приносить его к дрессировщику, с усадкой перед ним,
расстояние   между   предметами   увеличивают.   Помощник   попрежнему   подходит   к
обыскиваемому   участку   местности   со   стороны,   первую   вещь   бросает   в   начале   участка,
недалеко от себя, вторую вещь бросает дальше от себя, пройдя вперед от первого места 40–
50 м, а третью вещь — в конце участка, примерно на середине (рис. 142).

Рис. 142. Дальнейшая дрессировка по организованному поиску предметов

Чтобы у собаки не выработалась условная связь делать повороты только по нахождении

вещи,   дрессировщик,   пуская   собаку   по   жесту   и   команде   «ищи»,   дает   ей   направление   в
сторону, где нет вещи.

Двигаясь вместе с собакой и давая команду «ищи» и жест, дрессировщик резко меняет

свое направление поворотом в другую сторону. Сделав второй поворот, переводит собаку на
поиск в новом направлении. Когда собака, пройдя 30–40 м и принюхиваясь к местности,
натыкается   на   лежащий   предмет   и   берет   его,   то   получает   от   дрессировщика   поощрение.
После этого по жесту руки собаку направляют на поиски третьей вещи.

Отработкой навыка при помощи жеста с посылом собаки в противоположные стороны

у нее вырабатывается самостоятельный активный и организованный поиск.

По   мере   закрепления   у   собаки   активного   и   зигзагообразного   поиска   условия

усложняют.   Увеличивают   количество   пустых   углов.   Дрессировщик   находится   посредине
обыскиваемого   участка,   сзади   собаки,   управляя   ею   с   расстояния   посредством   команд   и
жестов (рис. 143). Разбрасываемые предметы маскируют в траве. Кладут тяжелые вещи, на
которые у собаки надо вырабатывать лай.

Рис. 143. Приучение собаки к более глубокому, зигзагообразному поиску

Делают   это   так:   помощник   на   обыскиваемом   участке   местности   подвешивает   или

кладет   тяжелую   вещь   или   привязанный   к   чему-либо   легкий   предмет.   При   обнаружении
такого   предмета   собака,   в   силу   того   что   не   в   состоянии   его   поднять   или   схватить
привязанный   предмет,   возбудится   и   обычно   начнет   проявлять   лай.   Тогда   дрессировщик
быстро подходит к собаке, усаживает ее, произносит команду «голос», «хорошо» и дает ей
лакомство.

В дальнейшем размеры обыскиваемых участков увеличивают до 150X200 м.
Наряду с разбросанными вещами отыскивают и человека (рис. 144).

Рис. 144. Перевод собаки с обыска местности на проработку следа

Делают   это   так:   помощник   в   дрессировочном   костюме,   предварительно   разбросав

вещи, не оставляя своих следов на территории участка, прячется.

Дрессировщик,   приведя   собаку   к   обыскиваемому   участку,   командой   «ищи»   и

направлением   руки   и   своим   движением   посылает   собаку   на   обыск   местности,   а   сам
двигается   посредине   участка,   управляя   собакой.   При   обнаружении   спрятавшегося
помощника   собаке   дают   возможность   несколько   потрепать   последнего.   После   этого,
помощник делает побег, и собаку пускают на задержание. Помощника задерживают и при
помощи собаки конвоируют к месту, откуда собаку пускали на обыск.

В дальнейшем обыск местности отрабатывают в комплексе со следовой работой.
В этом случае помощник, закончив разбрасывание вещей, на участке не остается, а,

оставив исходную точку у последней вещи, прокладывает след за пределы обыскиваемого
участка на 300–500 м (рис. 145).

Рис. 145. Поиск вещи, находящейся на любой точке обыскиваемой местности с

последующим поиском человека

Обыскав   местность   и   подобрав   оставленные   предметы,   собаку   с   исходной   точки

(последняя должна быть точно известна дрессировщику) пускают на проработку следа. Когда
след   будет   проработан,   помощник   задерживается   и   конвоируется.   Такие   упражнения
повторяют в сумерках и ночью.

Во   избежание   воспитания   у   собаки   нежелательной   связи   к   одинаковым   по   форме

предметам   и   к   определенной   местности   необходимо   участки   местности,   бросаемые
предметы и помощников систематически менять.

Навык   считается   отработанным,   когда   собака   активно   и   организованно   по   команде

дрессировщика   обыскивает   участок   местности   размером   150X200 м,   находит   спрятанные
предметы и приносит их к дрессировщику, отыскивает людей и прорабатывает их следы.

Обыск помещений.   Цель приема — выработать у собаки навык входить в жилые и

нежилые помещения и путем обыска находить в них спрятанные предметы и людей.

Команды и жесты при обучении этим навыкам те же, что и при обыске местности.

Прием отрабатывают параллельно «обыску местности».

Методы и техника построения приема.   Местом для отработки обыска помещения

могут служить нежилые надворные постройки, сараи, амбары, риги, пустые скотные дворы и
т. д.

Заранее   проинструктированный   помощник   бросает   в   помещение   одну-две   вещи   на

видном месте и уходит.

Дрессировщик подводит собаку к дверям помещения и без поводка, по команде «ищи»

и жесту посылает ее в помещение. В первое время собака при входе в незнакомое помещение
обычно настораживается, и поведение ее носит ориентировочный характер. Дрессировщик
должен войти в помещение и при необходимости указать собаке с командой «аппорт» на
лежащие   предметы.   Как   только   собака   возьмет   и   поднесет   предмет   к   дрессировщику,
последний поощряет ее командой «хорошо» и дает лакомство, оглаживая собаку.

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  31  32  33  34   ..