Служебная собака. Подготовка специалистов служебного собаководства (Л. Крушинский) - часть 34

 

  Главная      Учебники - Разные     Служебная собака. Руководство по подготовке специалистов служебного собаководства (Л. Крушинский) - 1952 год

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  32  33  34  35   ..

 

 

Служебная собака. Подготовка специалистов служебного собаководства (Л. Крушинский) - часть 34

 

 

По   мере   выработки   у   собаки   навыка   к   обыску   помещения   количество   оставляемых

вещей увеличивают, оставляют вещи разные по форме и тщательно их прячут. Когда собака
хорошо   будет   находить   в   помещении   замаскированные   предметы,   ее   переводят   на
отыскивание человека.

В этом случае помощник, одетый в дрессировочный костюм, оставляет; в помещении

на видном месте свой предмет, отходит от него и прячется в этом же помещении.

Дрессировщик   входит   в   помещение   вместе   с   собакой   и   управляет   ее   поведением

командами «ищи», «хорошо» и жестом.

При   нахождении   помощника   собака   хватает   его   за   халат   и   треплет.   Помощник

конвоируется из помещения и передается третьему лицу.

Когда собака будет безотказно и заинтересованно обыскивать помещение в присутствии

дрессировщика, её посылают одну для обыска подвалов, чердаков и разного рода убежищ.

В последующем эти занятия проводят в ночное время при наличии выстрелов.
Помощников и обыскиваемые помещения периодически меняют.
Навык считается отработанным, когда собака смело одна входит в помещение, активно

отыскивает вещи и спрятавшихся людей.

Прием:   работа   по   следу.    Цель   приема   —   выработать   у   собаки   стойкий   навык

безотказного поиска человека по его запаху, по команде дрессировщика «след».

При   отработке   навыка   в   качестве   условных   раздражителей   применяется   команда

«след»,   искомый   запах   человека,   аппортировочный   предмет.   Основным   безусловным
раздражителем,   вызывающим   у   собаки   реакцию   движения   по   следу,   является   человек
(помощник) в момент хватки его собакой на конечной точке следа.

В порядке поощрения применяют: команду «хорошо», лакомство и оглаживание собаки.
Прием   вводят   после   отработки   приемов,   устанавливающих   связь   дрессировщика   с

собакой,   и   после   выработки   у   собак   навыка   заинтересованной   подноски   предметов   к
дрессировщику и выборки вещей.

Учитывая то, что инстинктивное стремление собаки к преследованию зверя, человека и

др. является врожденным, дрессировщику необходимо всемерно развивать этот инстинкт и
направлять собаку на активный и безотказный поиск человека по его следу разной давности
и в различных по сложности условиях (рис. 146).

Рис. 146. Схема запахов на следу дрессировщика

Методы   и   техника   построения   приема.    Дрессировка   собаки   приему   «работа   по

следу»   проводится   в   два   последовательных   периода.   В   первый   период   у   собаки
вырабатывается навык к заинтересованному поиску человека по его запаху, во второй —
отрабатывается диференцировка собакой запахов на следу.

Первый   период.    В   течение   первого   периода   дрессировки   необходимо   добиться   от

собаки   заинтересованного   принюхивания   к   следу   дрессировщика   и   посторонних   лиц
(помощника), активной проработки этих следов на всем протяжении, подноске найденных
предметов и задержании помощника (прокладчика следа). В начале отработки навыка в этом
периоде занятия следует проводить утром, по росе, на местности с наличием кустарника и
травяного   покрова,   при   наименьшем   количестве   отвлекающих   раздражителей   и   особенно
запахов людей. Этим создают наиболее облегченные условия для работы собаки по следу.

Для достижения наибольшего успеха дрессировщик должен оказывать помощь собаке

при всех затруднениях в ее работе по следу, не допускать рывков поводком, не задерживать ее
без нужды и не отставать от темпа движения при проработке ею следа.

Прием проводят так.
Дрессировщик,   придя   на   участок   для   занятий,   привязывает   собаку   на   удлиненный

поводок   (за   пень,   дерево   или   какой-либо   другой   предмет)   и   начинает   играть   с   собакой,
возбуждая   ее   аппортировочным   предметом.   Вызвав   у   собаки   попытку   схватить   предмет,
затем   уходит   от   собаки   на   расстояние   75–100 м.   (Чтобы   след   был   более   заметным,
рекомендуется итти, волоча ногами по траве.) Пройдя в прямом направлении 30–40 м, делает
закругленный поворот в сторону и продолжает движение. На конечной точке открыто кладет
аппортировочный предмет (рис. 147).

Рис. 147. Работа по следу «хозяина» (поиск аппортировочного предмета)

Возвращение  дрессировщика к  собаке  производится строго  по проложенному  следу.

При подходе к собаке дрессировщик, привлекая внимание собаки на отсутствие аппорта,
отвязывает ее, подводит к исходной точке следа и усаживает собаку. После этого, расправив
поводок, произносит команду «след» и, нагнувшись к земле, жестом правой руки показывает
на след. Дрессировщик, медленно продвигаясь с собакой вперед по следу, обычным тоном
повторяет несколько раз команду «след».

При первой попытке правильного движения по следу и принюхивания к нему собаку

немедленно поощряют командой «хорошо» и повторяют команду «след».

Если собака идет не по следу и не принюхивается к нему, дрессировщик, сокращая

поводок, сдерживает ее, произносит команду «след» и, указывая жестом правой руки на след,
натягивает поводок вниз и вперед, помогая собаке двигаться по следу несколько впереди
себя. На конечной точке следа собаку подводят к оставленному аппортировочному предмету.

Когда   собака   на   конечной   точке   самостоятельно   поднимает   предмет,   дрессировщик

берет его от  собаки, командуя «дай», и немедленно поощряет ее лакомством и командой
«хорошо», при необходимости дается команда «аппорт». После этого следует игра с собакой,
и ей предоставляется свободное состояние.

На одном и том же занятии этот прием с небольшими промежутками времени, в такой

же последовательности, повторяют 3–4 раза. Постепенно вводят повороты.

Приведенный   метод   дрессировки   является   наиболее   эффективным,   так   как

сравнительно быстро наступает образование условного рефлекса на команду «след».

При правильном соблюдении всех элементов построения этого приема собака обычно

на 5–6-й день занятий по команде дрессировщика начинает принюхиваться к следу.

Некоторые дрессировщики предпочитают начинать работу по следу с ухода помощника

с предварительным дразнением собаки. Это ведет к излишнему возбуждению собаки, что
затрудняет проработку следа, так как собака, стремясь найти помощника и «потрепать» его,
не принюхивается к следу.

Иногда бывает применим и следующий метод.
Собаку приучают ко второму дрессировщику и она должна допускать его к себе и не

проявлять   злобы.   При   отработке   приема   первый   дрессировщик   передает   собаку   второму
дрессировщику   и   уходит   прокладывать   для   неё   след   длиною   до   300 м   с   2–3   углами;   с
конечной точки своего следа он к собаке не возвращается. Второй дрессировщик, выждав 15–
20 минут, берет собаку на поводок и пускает ее по следу первого дрессировщика указанным
выше методом. Этим методом вырабатывают у собаки хорог ший навык работы по следу с
углами и оттяжкой времени. Он облегчает дрессировку собаки на поиск по «чужому» следу.

Как только собака четко и заинтересованно будет прорабатывать следы дрессировщика

и   у   нее   образуется   связь   между   командой   «след»   и   запахом,   необходимо   переходить   к
проработке «чужих» следов также в облегченных условиях.

Прием   строят   так:   дрессировщик   привязывает   собаку   и   кладет   около   нее

аппортировочный  предмет  с  таким  расчетом, чтобы   она  не  могла его достать. Через  2–3
минуты   из-за   укрытия   к   собаке   спокойно   подходит   проинструктированный   помощник,
забирает лежащий предмет и уходит от нее на 50–100 м, стремясь оставить за собой ясно
видимый   след.   В   конце   следа   Делает   закругленный   поворот   и   прячется   за   укрытием
(рис. 148). После этого дрессировщик отвязывает собаку, подводит ее к исходной точке следа
и   усаживает.   Расправив   поводок,   произносит   команду   «след»   и   жестом   правой   руки
показывает   на   след.   Как   только   собака   стала   принюхиваться   и   пошла   по   следу,   команду
повторяют.

Рис. 148. Работа по следу помощника без дразнений (75–100 м). Поиски

аппортировочного предмета

При   подходе   к   конечной   точке   дрессировщик   подводит   собаку   к   аппортировочному

предмету,   лежащему   около   помощника,   и   по   команде   «аппорт»   принуждает   собаку   взять
вещь,   не   возбуждая   собаку   на   помощника.   Поощрив   собаку,   дрессировщик   уводит   ее   за
укрытие, а помощник остается на месте.

После   ряда   таких   сочетаний,   когда   собака   будет   прорабатывать   след   помощника

заинтересованно нижним чутьем, необходимо дальнейшую проработку следов производить в
увязке с задержанием помощника на следу.

Накануне   проработки   таких   следов   вводится   отработка   приемов   развития   злобы   и

задержания.

В   момент   задержания   инсценируют   борьбу   помощника   с   собакой.   Помощник

«вырывается» от собаки и убегает, прокладывая такой же след, как и в первом случае. Дав
возможность скрыться помощнику, собаку вторично пускают по следу; это упражнение при
каждом занятии повторяют два-три раза.

Для   собак   возбудимого   типа,   бросающихся   за   помощником   как   и   при   пуске   на

задержание, необходимо прокладку следов производить на более закрытой местности с тем,
чтобы собака не могла видеть уходящего помощника, и не дразнить ее.

На выработку у собаки «заинтересованности» в принюхивании к следу дрессировщика

и помощника и навыка активной проработки этих следов в облегченных условиях, давностью
20–30 минут, на дистанцию одного километра, для большинства собак достаточно не более
одного месяца регулярных занятий.

По мере подготовленности собаки постепенно вводят усложнения следа. Вместо одного

закругленного угла делают один-два тупых угла, угол в конце следа остается закругленным
(рис. 149), расстояние дрессировщика от собаки увеличивают, и собаку меньше сдерживают в
темпе движения.

Рис. 149. След с тупыми углами без предварительного дразнения

Длину   следа   постепенно   увеличивают   до   200–600 м.   Время   пуска   собаки   на   след

оттягивается   до   10–30 м.   Форму   следа   и   характер   углов   изменяют,   прокладывают   след   с
несколькими прямыми или острыми углами. На следу за углами и поворотами помощник
кладет разные предметы (рис. 150), которые собака должна подносить к дрессировщику.

Рис. 150. Два следа с разными углами

Во   время   работы   собаки   по   следу   в   усложненных   условиях   особое   внимание

дрессировщика должно быть обращено на четкость проработки собакой углов на следу, что

достигается путем придержания собаки поводком при подходе ее к углам и помощью со
стороны дрессировщика в момент проскока угла (рис. 151, 152).

Рис. 151. Приучение собаки к четкой проработке углов (придерживание собаки на углу)

Следует   помнить,   что   частое   сдерживание   собаки   перед   углами   может   привести   к

образованию нежелательной связи. Собака при придерживании поводком, не принюхиваясь к
следу, будет делать повороты в стороны. Во избежание этого необходимо в ходе проработки
следа   периодически   практиковать   сдерживание   собаки   и   при   движении   ее   по   прямому
направлению.

Рис. 152. Придерживание собаки после проскока угла

При   дальнейшей   дрессировке,   в   тех   случаях,   когда   собака   пробегает   угол   следа,

необходимо, не применяя действия поводком, собаку возвращать к углу следа и направлять
на след.

При работе по следу на острых углах собака очень часто не доходит до конца угла и

срезает его. Это происходит вследствие того, что собака, почуяв более сильный запах со
следующей   линии   следа,   свободно   переключается   на   него   и   продолжает   дальнейшую
проработку следа.

Практической   необходимости   проработки   следа   до   конца   угла   нет,   Поэтому   в   этих

случаях требовать от собаки полной проработки углов не следует.

Когда собака по команде «след» будет самостоятельно отыскивать запах с исходной

точки следа и четко прорабатывать следы, рекомендуется пускать собаку на исходную точку
следа под разными углами (рис. 153).

Рис. 153. Самостоятельное нахождение направления следа

Этот   навык   строят   так:   дрессировщик,   не   доходя   5–10 м   до   исходной   точки   следа,

пускает собаку на след по командам «нюхай» и «след» и жесту — показ правой рукой в
сторону исходной точки. Как только собака обнаружила след, сразу же произносят команды
«хорошо», «след» и продолжают его проработку.

Если   же   собака   идет   неправильно   и   не   находит   исходную   точку,   дрессировщик

движется с собакой к исходной точке и направляет собаку на след, повторяя команды.

Выработав   у   собаки   навык   самостоятельно   обнаруживать   следы   на   небольших

участках, приступают к дальнейшей отработке приема самостоятельного нахождения собакой
следа путем обыска местности на участке 40–50 м (рис. 154).

Рис. 154. Поиск следа

Одновременно   с   этим   проходят   и   отработку   самостоятельного   определения   собакой

направления следа. Практически это делают так: дрессировщик пускает собаку на линию
следа под разными углами (рис. 153). Если собака, пытается итти по следу в направлении
исходной точки, т. е. по обратному следу, се придерживают и направляют в сторону конечной

точки следа. При неоднократном повторении таких упражнений собака будет самостоятельно
отыскивать и прорабатывать след в направлении его конечной точки.

Наряду с другими формами следа необходимо практиковать прокладку петлеобразной

линии следа (рис 155). Это имеет существенное значение для усовершенствования навыка
собаки работать по следу разных форм.

Рис. 155. Возможные проскоки петли собакой

Методы   дрессировки   собаки   по   петлеобразным   следам   ничем   не   отличаются   от

описанных ранее. Следует только указать на то, что если петли будут сходиться между собой
очень близко, собака будет итти либо по прямой линии, либо несколько зигзагообразно, в
зависимости от силы и направления ветра.

Ветер   при   любой   форме   следов   следует   считать   усложняющим   фактором.   Поэтому

дрессировщик должен учитывать это при каждом занятии с собакой.

При боковом ветре собака отклоняется от линии следа в сторону направления ветра

(рис. 156).   При   встречном   ветре   собака   идет   по   следу,   как   правило,   «верхним   чутьем»,
меньше   принюхиваясь   к   следу   на   почве.   В   таких   случаях   недостаточно   подготовленные
собаки часто пробегают углы, а иногда и сбиваются со следа. Поэтому при первоначальной
дрессировке необходимо дрессировку собаки проводить при легком попутном ветре и лишь
после   этого   переходить   к   работе   при   боковом   и   встречном   ветре.   Также   необходимо
учитывать и силу ветра. Вначале работу собаки по следу следует проводить при среднем по
силе   ветре,   постепенно   переходя   к   сильному.   При   всех   затруднениях   собаки   необходимо
оказывать ей требуемую помощь.

Рис. 156. Влияние ветра на отыскание следа (стрелки указывают направление ветра)

Наряду   с   постепенным   усложнением   формы   следов,   их   протяженности   и   давности,

вводят постепенно и другие усложнения, как-то: изменение характера местности (открытая,
закрытая и пересеченная), характера почвы (пахота, покос, тропы и т. д.). Работа по следу
проводится при разной погоде и в разное время суток: утром, ночью и днем. Часто меняют
помощников.

Все усложнения должны вводиться постепенно и в зависимости от подготовленности

собаки.

В   первом   периоде   дрессировки   необходимо   довести   работу   собаки   по   следу

протяженностью   1,5–2 км   и   давностью   до   одного   часа,   при   разных   углах.   Отработать
выборку человека со следа из группы и подготовить собаку к выборке искомого следа из ряда
других  следов, а  также  отработать безотказность  проработки  следов и четкость различия
запахов (диференцировки).

Наряду   с   этим   в   первом   периоде   необходимо   добиться   четкой   выборки   собакой

«чужих» вещей с 4–6 запахами.

Второй   период.    Задачей   этого   периода   дрессировки   является   выработка   у   собаки

навыка диференцировки запаха на следу.

За   этот   период   дрессировки   достигается   безотказность   проработки   собакой

пересеченных следов, четкое различие запахов (диференцировка) и выборка искомого следа
из ряда других следов.

В начале дрессировки собаки в этот период вводится пересечение основного (искомого)

следа под прямым углом «чужим» следом. Занятия проводят рано утром, или под вечер, при
отсутствии на местности других следов (запахов людей).

Отработку этого навыка строят так.

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  32  33  34  35   ..