Служебная собака. Подготовка специалистов служебного собаководства (Л. Крушинский) - часть 31

 

  Главная      Учебники - Разные     Служебная собака. Руководство по подготовке специалистов служебного собаководства (Л. Крушинский) - 1952 год

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  29  30  31  32   ..

 

 

Служебная собака. Подготовка специалистов служебного собаководства (Л. Крушинский) - часть 31

 

 

Для отработки навыка используют специальную лестницу в виде большой двухэтажной

стремянки.   На   обоих   этажах   лестницы   для   остановок   собаки   имеются   площадки.   Одна
сторона лестницы более отлогая, с широкими ступеньками, а другая сторона лестницы более
крутая, типа чердачной лестницы (рис. 130).

Рис. 130. Лестница для дрессировки собак

Методы   и   техника   построения   приема.    Приступая   к   занятиям,   собаку   вначале

выгуливают возле лестницы.

Затем дрессировщик, держа ее с левой стороны на коротком поводке, подходит с ней к

лестнице   с   отлогой   стороны.   Сделав   первый   шаг   на   ступеньку   лестницы,   дрессировщик
произносит   команду   «вперед»   и,   осторожно   поддерживая   за   ошейник   собаку,   не   спеша
поднимается вместе с собакой по лестнице вверх.

Обычно   подъем   по   лестнице   не   вызывает   у   собаки   особых   трудностей,   лишь   в

отдельных   случаях   дрессировщик,   осторожно   переставляя   лапы   собаки   на   ступеньки
лестницы, помогает ей подниматься вверх.

Поднимаясь по лестнице, дрессировщик все время ободряет собаку, произнося команды

«хорошо»   и   «вперед».   При   достижении   первой   площадки   собаку   поощряют   лаской   и
лакомством. В случае, если собака начнет стремиться сойти вниз, дрессировщик, играя с
собакой, отвлекает ее и в повышенном тоне произносит команду «вперед», увлекая собаку за
собой на  площадку второго этажа лестницы. По достижении второй площадки,  как  и на
первом этаже площадки, дрессировщик одобряет собаку, оглаживает и дает ей лакомство.

Спуск   с   лестницы   для   собаки   значительно   труднее,   чем   подъем.   При   спуске

дрессировщик   находится   несколько   впереди   собаки   и   командой   «ко   мне»   увлекает   ее   за
собой, при  этом внимательно следит за передвижением  собаки,  чтобы  в нужный момент
помочь ей и предотвратить падение.

При спуске с лестницы собака в начале дрессировки должна быть на коротком поводке.
Когда собака спустится, дрессировщик ласкает ее, дает лакомство и некоторое время

играет с собакой.

Отдельные   собаки   при   движении   по   лестнице   вверх   и   при   спуске   проявляют

чрезмерную торопливость, в результате чего иногда падают с лестницы и получают ушибы.

В   целях   предотвращения   таких   случаев   дрессировщик   сдерживает   собаку,   давая

команду   «тише»,   и   в   момент   замедления   движения   поощряет   ее   одобряющей   командой
«хорошо», «тише» и лаской.

Для собак, не поддающихся дрессировке указанным методом, могут быть применены и

другие методы приучения ходить по лестницам, аналогичные методам приучения к прыжкам:
так, например, дрессировщик, поиграв с собакой аппортировочным предметом, бросает его
на виду у собаки на площадку лестницы и по команде «аппорт» пускает собаку на лестницу,
увязывая ее движение по лестнице с командами «вперед», «хорошо». Когда собака возьмет
предмет, дрессировщик подзывает ее к себе.

Вместо аппортировочного предмета можно использовать кусок мяса, кости или ставить

на площадку лестницы бачок с пищей, а также раскладывать по ступенькам кусочки мяса.

Можно пользоваться и таким методом, когда помощник, вызвав у собаки злобу, убегает

от   нее   по   лестнице,   и   собака   его   преследует.   Дрессировщик   в  момент   подхода   собаки   к
лестнице и при движении ее по лестнице произносит команды «вперед» и «хорошо».

Полезно   бывает   применять   и   подражание,   как   метод   приучения   собаки   ходить   по

лестнице.

После того, когда собака смело вместе с дрессировщиком будет ходить по лестнице и

спускаться с нее, приступают к дальнейшей отработке самостоятельного хождения собаки по
лестнице.

Дрессировщик вместе с собакой подходит к лестнице и по команде «сидеть» усаживает

собаку рядом с собой перед лестницей на расстоянии одного метра от лестницы. Отстегивает
поводок, делает шаг вперед, поворачивается налево и после небольшой выдержки командой
«вперед» и жестом — выбрасывание правой руки в сторону лестницы — посылает собаку на
лестницу (рис. 131). Пока собака не поднимется на самую верхнюю площадку, дрессировщик
внимательно   наблюдает   за   движением   собаки,   произносит   в   повышенной   интонации
команды   «вперед»   и   «хорошо».   Когда   собака   достигнет   верхней   площадки   лестницы,
дрессировщик   переходит   на   противоположную   сторону   лестницы.   Сделав   небольшую
выдержку, командой «ко мне» и жестом подзывает собаку. При быстром спуске собаки дается
команда «тише, тише».

Рис. 131. Хождение по лестнице

Если   собака   на   подзыв   дрессировщика   спускается   неохотно,   дрессировщик   делает

движения, как бы убегая от собаки.

Спустившуюся   с   лестницы   собаку   усаживают   у   ноги   дрессировщика   и   поощряют

командой «хорошо», оглаживанием и лакомством.

Когда   собака   будет   преодолевать   лестницу   самостоятельно,   дрессировщик   для

выработки выдержки периодически останавливает собаку на верхней площадке лестницы
командой «сидеть».

Отрабатывая   навык   «хождение   по   лестнице»,   вначале   следует   добиваться   хорошего

результата на небольших лестницах с широкими ступеньками, а уже  потом переходить к
более сложным лестницам с узкими, круглыми и др. ступенями.

При отработке этого навыка от дрессировщика требуется особое внимание, чтобы не

допустить   получения   собакой   каких-либо   механических   повреждений.   Достаточно   собаке
хотя   бы   один   раз   получить   ушиб   или   другое   механическое  повреждение,   как   она,   увидя
лестницу, уже начнет проявлять боязнь.

Навык можно считать отработанным когда собака по сигналу дрессировщика смело,

самостоятельно   будет   преодолевать   двухэтажную   учебную   лестницу,   спускаться   лишь   по
команде «ко мне» или жесту и, подойдя к дрессировщику, садиться у его левой ноги.

Рис. 132. Устройство бума

Хождение   по   буму.    Цель   приема   —   приучить   собаку   преодолевать   препятствие

(глубокие и широкие канавы, рвы и т. п.) путем перехода по бревну, доске, переброшенной
лестнице (рис. 132, 133).

Рис. 133. Ров

Методы и техника построения приема.  Навык отрабатывают на специальном буме и

канаве тем же методом, что и хождение по лестнице. Дрессировщик, держа собаку с левой
стороны на коротком поводке, подходит с нею к буму, произносит команду «вперед» и с ходу
жестом   посылает   собаку   на   бум.   Как   только   собака   взойдет   на   бум,   дрессировщик
поддерживает  ее   за  поводок  ближе  к  ошейнику  (а   при  необходимости  поддерживает  под
живот) и идет с ней рядом, ведя ее по буму, произнося команды «вперед», «хорошо».

Когда   собака   удачно   пройдет   по   всему   буму,   дрессировщик   поощряет   собаку   дачей

лакомства и игрой с ней. Эти действия повторяют два-три раза в течение занятия.

После того как собака будет безотказно подыматься на бум и двигаться по нему по

команде «вперед», занятия усложняют.

Усложнение состоит в том, что собаку во время движения по буму усаживают на буме,

вызывают у нее голос, заставляют стоять, воспитывая выдержку, проводят занятия в ночное
время.

Приучают собаку преодолевать канаву путем перехода через нее по бревну, доске и др.

подручным средствам.

Хождение по буму можно считать отработанным, когда собака безотказно по первой

команде и жесту спокойно проходит по буму, с одного конца до другого (рис. 134).

Рис. 134. Хождение по буму

В тех случаях, когда к концу отработки преодоления препятствий у собаки не удается

добиться замедления темпа движения по команде «тише», необходимо провести специальные
занятия по замедлению темпа движения.

Отработав   у   собак   преодоление   препятствий   на   учебной   площадке   в   разное   время

суток, занятия следует продолжать на местности, используя естественные препятствия.

Прием: замедление темпа движения.   Цель приема — выработать у собаки навык

безотказного замедления темпа движения по сигналу дрессировщика.

Условный раздражитель — команда «тише». Безусловные раздражители — натягивание

поводка и рывок поводком.

Замедление   темпа   движения   собаки   необходимо:   а)   для   преодоления   ею   сложных

препятствий, б) при проработке сложного следа в случаях, когда дрессировщику необходимо
замедлить темп движения собаки.

Особо   важное   значение   это   имеет   в   подготовке   розыскных   собак.   Выработанный   у

собаки   навык   замедлять   темп   движения   по   команде   «тише»   позволяет   дрессировщику
управлять движением собаки при проработке следа.

Собака,   прорабатывающая   след   замедленным   темпом   в   особо   сложных   условиях,

точнее  отличает  запах искомого следа от  запахов посторонних  следов, лучше находит на
следу и около следа вещи, принадлежащие искомому человеку, лучше производит выборку
человека со следа и с вещи.

Поиск   человека   по   следу   замедленным   темпом   дает   возможность   дрессировщику

уточнять весь путь движения искомого человека и его действия во время движения.

Дрессировщик получает возможность спокойнее ориентироваться в обстановке, лучше

наблюдать за поведением собаки и управлять ею при ее движении по следу без поводка.

Как   дрессировщик,   так   и   собака   при   медленном   движении   физически   утомляются

меньше и могут работать более продолжительное время. Сопровождающие дрессировщика
лица не будут от него отставать.

Известно,   что   собаки   возбудимого   типа   с   преобладанием   активно-оборонительных

реакций обычно имеют излишне быстрый темп движения. Для замедления темпа движения у
таких собак применяют сильные рывки поводком.

Это   принуждение   должно   повторяться   часто   и   сопровождаться   командой   «тише»   в

повышенной интонации.

Методы и техника построения приема.  а) При движении собаки с дрессировщиком.

Приступать   к   выработке   замедления   темпа   движения   надо   после   образования   у   собаки
условного рефлекса на команду «рядом», но пока он еще закреплен непрочно, собака иногда
пытается забежать вперед.

Дрессировщик,   двигаясь   без   резких   поворотов,   изменяет   скорость   движения,   от

нормального   шага   переходит   па   медленный   или   ускоренный,   а   затем   на   бег.   Замедляя
движение,   дает   команду   «тише»   (между   командами   должен   быть   интервал   5–6   секунд),
совмещая ее с рывком или натяжением поводка. Команду «тише» произносят вполголоса,
успокаивающим тоном.

Если собака не будет снижать темп движения, то в команде «тише» должна быть ясно

слышима угроза, команду повторяют и одновременно делают рывок.

Сила рывков и натяжения поводка должны соответствовать степени нарушения собакой

должного ее положения у ноги дрессировщика.

При замедлении движения собаку поощряют командой «тише», «хорошо» в ласковой

интонации и оглаживанием.

Проверку безотказности выполнения этих действий производят подачей одной команды

«тише», без натягивания поводка или команды «рядом».

Рекомендуется чередовать замедленное движение с ускоренным.
При отработке навыка необходимо учитывать обстановку на месте занятия с собакой.

Вначале   отработки   навыка   занятие   надо   проводить   в   обстановке,   где   отвлекающих
раздражителей мало. После того, как у собаки будет выработан условный рефлекс на команду
«тише»,   обстановку   усложняют.   Вводят   такие   внешние   раздражители,   которые   будут
отвлекать собаку (но не настолько сильно, чтобы она вышла из повиновения).

При правильно организованных занятиях собака на 10–15-ый день, находясь у ноги

дрессировщика, будет замедлять движение по команде «тише», не отвлекаясь на посторонние
раздражители.

б) При   движении   собаки   по   буму.    Собака   по   команде   «вперед»   идет   впереди

дрессировщика. Этот прием считается лучшим для обучения замедлению темпа движения.

Двигаясь   по   буму,   собака   вначале   обычно   проявляет   некоторую   боязнь,   что

способствует отработке у нее замедления темпа движения.

Большинство   собак,   войдя   на   бум,   стремится   пройти   его   в   быстром   темпе   или

соскочить с бума. Учитывая это, дрессировщик то побуждает собаку к спокойному движению
командой «хорошо», то пресекает ее стремление ускорить движение командой «тише».

Построение приема проводится так же, как и при движении дрессировщика с собакой.

Но имеются и некоторые особенности.

Дрессировщик, держа поводок в руке, двигается вдоль бума, несколько позади собаки,

наблюдая за ее поведением.

Допускать   какие-либо   болевые   раздражители   для   замедления   движения   нельзя.

Сдерживание   собаки   при   ускорении   движения   производится   подачей   команды   «тише»   и
легким натягиванием поводка.

Закрепление навыка и дальнейшую его шлифовку производят при различных темпах

движения.

в) При  движении  по  лестнице.    Ускорение   движения  по  лестнице  у  собаки  обычно

бывает при спуске.

Дрессировщик при спуске, находясь вначале рядом с собакой, а потом сзади ее, при

ускорении движения собаки подбадривает и успокаивает ее, произнося команды: «вперед»,
«тише», «тише», «хорошо». При излишне быстром спуске с лестницы дает команду «тише» в
повышенной интонации и несильные рывки поводком.

Навык   следует   считать   отработанным,   если   собака   без   поводка,   при   наличии

отвлекающих раздражителей средней силы, двигаясь по лестнице, безотказно замедляет темп
движения по команде дрессировщика.

г) При проработке следа.  Замедление движения собаки по команде дрессировщика при

проработке следа должно отрабатываться во втором периоде следовой работы, после ввода
«слепых» следов. Занятия начинают во время проработки собакой контрольных следов.

Дрессировщик, прикрепив длинный поводок к шлейке собаки и пропустив его под одну

из передних ног собаки, дает ей обнюхать исходную точку следа.

Пустив собаку по следу, через 10–15 м начинает сдерживать ее движение, натягивая

поводок легкими рывками и одновременно произнося команду «тише».

По команде «тише» собака обычно замедляет темп движения, дрессировщик ослабляет

натяжение поводка и дает команды: «хорошо», «тише», «тише».

Команду «тише» и громкую команду «хорошо» произносят спокойно, ласково. Во время

занятий   необходимо   следить,   чтобы   собака   не   возбуждалась   какими-либо   посторонними
раздражителями.

Занятия   следует   повторять   через   каждые   20–30 м,   чередуя   замедление   с   быстрым

темпом   движения,   и   отрабатывать   в   таких   местах   следа   (пересечения   дорог   и   т. п.),   где
индивидуального запаха прокладчика следа будет меньше. Это воспитает у собаки навык
замедления движения в наиболее трудных местах следа.

При подходе к конечной точке следа собака обычно идет значительно быстрей.
Быстрота движения увеличится еще больше, если движение воздуха в это время будет

навстречу собаке.

Дрессировщик, подходя к конечной точке следа, дав команду «тише», легкими рывками

натягивает поводок, заставляя собаку спокойно подойти к конечной точке.

Необходимо, чтобы натяжение поводка, сила рывка, а также интонации соответствовали

особенностям поведения собаки. Необходимо учитывать и «заинтересованность» собаки в
проработке следа.

Резких окриков и сильных рывков поводком допускать не следует. Излишне сильные

рывки снижают «заинтересованность» собаки в следе.

Для того чтобы у собаки не снизилась заинтересованность поиска человека по следу,

дрессировщик не должен злоупотреблять приемом замедления темпа движения.

Как только собака по команде «тише» будет изменять темп движения, расстояние следа

постепенно увеличивается до 200–300 м.

Во   время   проработки   следа   дрессировщик   должен   следить   за   тем,   чтобы   в   местах

поворота следа или его пересечениях, собака спокойно, без лишней суетливости находила
направление искомого следа. В случаях, когда собака теряет след и начинает бросаться из
стороны   в   сторону,   необходимо   дать   команду   «тише»   с   угрожающей   интонацией.   Указав
собаке след, натяжением поводка не давать ей усиливать движение, давая команду «тише» в
среднеугрожающей   интонации.   Как   только   собака   обнаружит   след,   натяжение   поводка
следует прекратить.

Для проверки качества отработки навыка дрессировщик управляет темпом движения

собаки при помощи команды «тише», не прибегая к воздействию поводком.

Следует отметить, что при приучении замедлению темпа движения не должно быть

трафаретного подхода к собакам.

Собаки   возбудимого   типа   для   отработки   этих   действий   требуют   более

продолжительной   дрессировки,   резких   интонаций,   частых   принуждений,   чем   собаки
уравновешенные,   у   которых   навык   замедления   темпа   движения   сохраняется   более
продолжительное время даже без повторения приема.

С   собаками   возбудимого   типа   следует   заниматься   замедлением   движения

продолжительнее и чаще.

Приступая   к   занятиям   по   отработке   навыка,   дрессировщик   должен   хорошо   знать

местность, где проложен след, какие особенности местности могут затруднять или облегчать
работу   собаки,   конфигурацию   следа,   сколько,   каких   и   где   было   сделано   поворотов,
пересечений   следа,   знать   местонахождение   прокладчика   следа,   местонахождение   вещей,
оставляемых им на следу, место выборки.

Все   это   должно   учитываться   при   проведении   занятий   во   избежание   образования   у

собаки нежелательных связей.

Следует помнить, что частое пользование командой «тише», натягиванием или рывками

поводка при движении собаки на углах или в местах пересечения следа, при подходе собаки к

вещи и месту выборки искомого человека и т. п. воспитывает у собаки навык «работать на
условность».

Чтобы не снижать «заинтересованность» собаки в следовой работе и не приучать ее к

медленной проработке следа, даже в тех случаях, когда этого не требуется, рекомендуется не
повторять прием во время занятий более 10–15 раз.

Во   время   следовой   работы   дрессировщик   должен   предоставлять   собаке   максимум

самостоятельности и только в случаях, когда собака будет излишне долго «разбираться» в
следе, путаться на поворотах, пересечениях, на трудных участках местности, дрессировщик
должен замедлять  темп  ее  движения  командой  «тише».  Когда  собака  по  команде  «тише»
будет как на исходной точке следа, так и в конце его безотказно замедлять темп движения по
сигналу   дрессировщика, —   можно   считать,   что   навык   замедления   темпа   движения
отработан.

Прием:   переползание   собаки   с   дрессировщиком.    Цель   приема   —   выработать   у

собаки навыки безотказного переползания вместо с дрессировщиком.

Условным   раздражителем   в   этом   приеме   будут   команда   «ползи»   и   действия

переползания дрессировщика.

В   качестве   безусловных   раздражителей   применяют   легкие   рывки   за   поводок   с

надавливанием рукой на холку собаки и дачу лакомства.

Прием вводят после того, когда собака хорошо выполняет по команде дрессировщика

посадку и укладку.

Методы   и   техника   построения   приема.    Ползание   отрабатывают   параллельно   с

другими приемами общей дрессировки. Вначале отработку этого навыка проводят на ровной,
открытой   местности   и   в   сухую   погоду.   Предварительно   дрессировщик   тренируется   в
переползании без собаки.

Переползание собаки с дрессировщиком производят следующим образом.
Дрессировщик,   выбрав   ровный   и   сухой   участок   местности,   ложится.   Командой

«лежать» укладывает собаку рядом с собой с левой стороны так, чтобы голова ее находилась
наравне с его плечом. Когда собака ляжет, дрессировщик оглаживает ее, произнося команду
«хорошо». После этого, держа собаку правой рукой за поводок ближе к ошейнику и немного
повернувшись на правый бок, дрессировщик легко накладывает ладонь левой руки на холку
собаки, произносит команду «ползи» и одновременно с этим сам делает движение вперед.
При этом, опираясь на локоть правой руки, подтягивает собаку за поводок, увлекая ее за
собой (рис. 135).

Рис. 135. Переползание

Первое время собака будет пытаться встать. Тогда дрессировщик произносит команду

«ползи»   и   одновременно   слегка   нажимает   левой   рукой   на   холку   собаки,   не   позволяя   ей
подниматься.   Если   же   собака,   не   поднимаясь,   ползет   вместе   с   дрессировщиком,
дрессировщик   поощряет   собаку   командами   «ползи»,   «хорошо»,   поглаживая   ее,   и   дает
лакомство.

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  29  30  31  32   ..