Служебная собака. Подготовка специалистов служебного собаководства (Л. Крушинский) - часть 29

 

  Главная      Учебники - Разные     Служебная собака. Руководство по подготовке специалистов служебного собаководства (Л. Крушинский) - 1952 год

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  27  28  29  30   ..

 

 

Служебная собака. Подготовка специалистов служебного собаководства (Л. Крушинский) - часть 29

 

 

дополнительная   команда   «ищи»   («аппорт   —   ищи»),   что   в   будущем   явится   одним   из
элементов в отработке приема «обыск местности».

В   дальнейшем   отрабатывают   навык   в   подноске   разных   предметов,   независимо   от

материала, из которого они сделаны.

В   тех   случаях,   когда   у   собаки   не   удается   добиться   заинтересованной   аппортировки

предмета, можно применять следующий метод.

Усадив собаку и дав ей обнюхать лакомство, дрессировщик на глазах у нее бросает

лакомство   на   10–15 м   в   траву,   после   чего   по   команде   «аппорт»   посылает   собаку   за
брошенным лакомством. Когда собака найдет лакомство (самостоятельно или с помощью
дрессировщика), дается команда «хорошо» и собаке разрешается схватить лакомство.

Затем   лакомство   завязывают   в   тряпку   и   прием   повторяют.   Когда   собака   схватит

найденную  тряпку,  дрессировщик  по  команде  «дай»  отбирает  ее  и  командой  «хорошо» с
дачей лакомства поощряет собаку. Затем в тряпку завертывают твердый предмет (например,
кость) и прием повторяют.

После этого переходят к подносу предмета с усадкой перед дрессировщиком, а затем в

обычном порядке (рис. 112).

Метод «принуждения».  В этом случае дрессировщик раскрывает пасть собаки руками,

вкладывает аппортируемый предмет и, придерживая ее челюсти руками, чтобы собака не
выбросила предмет, произносит команды «аппорт», «хорошо». Спустя 3–5 секунд берет от
собаки предмет л поощряет ее (рис. 113).

Рис. 113. Взятие предмета

В практике такие собаки обычно на 4–5 день занятий по команде «аппорт» хватают

предмет,   т.   е.   у   них   образовывается   условный   рефлекс.   Дальнейшая   отработка   навыка
производится в той же последовательности, как и в первом способе.

В подготовке собаки к выборке предметов с помощью чутья рекомендуется бросать

вещи к вещам других дрессировщиков и требовать от собаки выбирать и цодносить только
«свой» аппортировочный предмет. Аппортировочные предметы необходимо разнообразить.

При отработке навыка «подноска вещей» надо остерегаться ошибок, заключающихся в

несвоевременной   даче   лакомства.   Часто   неопытные   дрессировщики   спешат   и   готовят
лакомство   к   даче   до   выполнения   приема.   Поэтому   некоторые   собаки,   возбуждаясь   на
лакомство и стремясь получить быстрее его, бросают предмет, что отрицательно сказывается
на отработке навыка.

«Подноска   вещей»   считается   отработанной   тогда,   когда   собака   будет   безотказно

отыскивать и подносить различные предметы по первой команде или жесту дрессировщика с
посадкой перед ним, держа предмет в зубах.

Прием: укладка.   Цель приема — выработать у собаки стойкие навыки ложиться по

сигналу дрессировщика и оставаться в таком положении и в отсутствие дрессировщика до
сигнала, разрешающего ей встать. Условные раздражители при отработке приема: команда
«лежать» и жест — резкое опускание правой руки, вытянутой вперед на уровень плеча.

Безусловные   раздражители   —   нажим   на   холку   собаки,   «отвод   вперед   передних

конечностей», «рывок поводка».

Прием   «укладка»   следует   начать   на   3–4-й   день   после   ввода   приема   «посадка»   и

отрабатывать его параллельно со всеми приемами общей дрессировки.

Методы и техника построения приема.   Первые 3–4 дня, до образования условного

рефлекса на команду «лежать», прием надо строить из положения, когда собака сидит у ноги
дрессировщика. Дав команду сидеть и повернувшись к собаке, дрессировщик подает команду
«лежать», после чего ладонью левой руки нажимает на холку собаки, а правой одновременно
отводит   передние   конечности   вперед   или,   взяв   правой   рукой   поводок,   (10–15 см   от
ошейника) производит затяжной рывок вниз и несколько вперед (рис. 114 и 115).

Рис. 114. Дрессировка собаки ложиться по команде (первый способ)

Под действием этого комплекса раздражителей собака проявляет безусловный рефлекс

положения и вынуждена лечь, вытянув вперед передние конечности и подобрав под себя
задние. Как только собака легла, дрессировщик в ласковом тоне подает команды: «лежать»,
«хорошо»,   удерживая   собаку   в   лежачем   положении   не   больше   15–20   секунд,   после   чего
оглаживает,   произнося   команду   «хорошо»,   дает   лакомство,   а   затем   по   команде   «гуляй»
предоставляет собаке свободное состояние.

Рис. 115. Дрессировка собаки ложиться по команде (второй способ)

Выгуляв собаку (2–3 минуты), дрессировщик вновь приступает к занятиям, отрабатывая

другие приемы и периодически повторяя «укладку».

Условный рефлекс на команду «лежать» у большинства собак образуется относительно

быстро, обычно после 4–5 занятий. Добившись от собаки четкого выполнения навыка по
команде   «лежать»   в   непосредственной   близости   от   дрессировщика   с   выдержкой   в   1–2
минуты, следует переходить к отработке приема на жест. Для этого дрессировщик, усадив
собаку,   становится   впереди  ее   в 1–2  шагах  (в  дальнейшем  это  расстояние   увеличивается
сначала   на   длину   короткого,   а   затем   и   длинного   поводка),   подает   команду   «лежать»   и
одновременно жест (рис. 116).

Рис. 116. Укладка по жесту

В   том   случае,   если   собака   по   сигналу   не   ложится,   дрессировщик   подает   вторично

команду «лежать» с угрожающей интонацией и делает жест уже в сочетании с легким ударом
по поводку сверху вниз и несколько назад (подобие рывка, как это делалось первоначально).

При этом не следует забывать, что перед отработкой навыка этим способом следует

ошейник   на   собаке   повернуть   кольцом   вниз.   В   противном   случае   при   ударе   по   поводку

собаке   может   быть   причинено   раздражение   в   виде   удара   поводком   по   морде,   ушам   или
глазам.

После того, когда собака будет ложиться по команде и жесту на расстоянии длинного

поводка,   начинается   отработка   навыка   без   поводка.   Устраняются   недоработки   отдельных
элементов, как-то: срыв собаки с места, попытка подхода к дрессировщику без команды,
заваливание крупа при укладке и т. п.

Сила   даваемых   условных   и   безусловных   раздражителей   постепенно   уменьшается.

Команды даются реже, жесты чаще. Время нахождения собаки в положении лежа доводится
до 5–10 минут.

Каждое выполнение собакой навыка должно подкрепляться дачей лакомства или лаской

с командой «хорошо».

Ввод различных усложнений и шлифовка данного навыка производятся так же, как и

навык «посадка».

Отработка навыка считается законченной, когда собака четко и безотказно выполняет

навык   по   первой   команде   или   жесту   дрессировщика   на   дистанцию   20–25   метров   в
среднеусложненных условиях с выдержкой в положении лежа до 10 минут.

Прием:   вызов   лая.    Назначение   приема   —   выработать   у   собаки   стойкий   навык

оповещать лаем о приближении посторонних людей (при окарауливании), об обнаружении
укрывшегося человека, тяжелых или подвешенных вещей (при работе по обыску местности и
следовой работе). Лай имеет и вспомогательное значение для ряда специальных приемов
дрессировки.

В   качестве   условных   раздражителей   применяют   команду   «голос»   и   жест   —

помахивание в стороны правой рукой, согнутой в локте, ладонью вперед (рис. 117), Прием
вводят цосле отработки навыка «подноска предметов».

Рис. 117. Вызов голоса

Методы   и   техника   построения   приема.    Способов   для   искусственного   вызова   у

собаки лая (голоса) имеется несколько: лай можно вызвать посредством дразнения собаки
помощником; показом собаке мяса; уходом дрессировщика от привязанной собаки (когда она

находится   в   незнакомой   для   нее   обстановке);   мощно   использовать   для   этой   цели   метод
подражания и др.

При возбуждении собаки дразнением прием проводят так: собаку держат на коротком

поводке   возле   дрессировщика.   Помощник,   медленно   приближаясь   к   собаке,   движениями
туловища, взмахами рук возбуждает собаку и вызывает у нее лай. Как только собака залает,
дрессировщик применяет жест, произносит команду «голос» и дает лакомство с командой
«хорошо».   Помощник   в   это   время   скрывается.   Всякий   раз   вызванный   лай   подкрепляют
лакомством и командами «голос«2 «хорошо» с применением жеста.

В дальнейшем роль помощника отпадает. Для вызова лая применяют только команду и

жест дрессировщика. Этот Метод применим для собак возбудимых и злобных.

Вызов лая на лакомство.   Дрессировщик, усадив собаку, опускает поводок на землю,

встает на него ногой так, чтобы собака не смогла подпрыгивать. Взяв в правую руку кусочек
мяса   и   помахивая   им   перед   собакой,   дрессировщик   возбуждает   ее   и   одновременно
произносит команду «голос» (рис. 118).

Рис. 118. Вызов голоса

Вначале   собака   пытается   схватить   мясо,   но   поскольку   не   может   его   достать, —

возбуждается и проявляет лай, после чего собаке дают лакомство.

При   сочетаниях   команды   «голос»   и   жеста   с   непосредственными   раздражителями   у

собаки вырабатывается стойкий условный рефлекс как на жест, так и на команду «голос».

Вызов   лая   на   привязи.    Собаку   привязывают   в   незнакомой   для   нее   обстановке.

Дрессировщик, возбудив собаку игрой, уходит от собаки. При отходе называет кличку, дает
жесты и произносит команду «голос», собака, видя уход от нее дрессировщика, возбуждается
и   проявляет   лай.   Дрессировщик,   произнося   команду   и   давая   жест   правой   рукой,   быстро
подбегает к собаке, ласкает ее и дает лакомство.

Этот метод дает хорошие результаты при наличии хорошей взаимосвязи с собакой.
Вызов лая подражанием.   Собак, трудно проявляющих лай, приближают к собакам,

которые   хорошо   проявляют   лай.   Вызывают   у   подготовленных   собак   на   команду   и   жест
проявление   лая,   поощряя   их   на   это.   Одновременно   дрессировщик   старается   одним   из

перечисленных   методов   вызвать   лай   и   у   собаки,   трудно   проявляющей   лай   на   команду
«голос».

В равной степени у собак, заинтересованных в подноске предметов, можно вызвать лай

на аппортировочный предмет. Собака, стремясь схватить предмет и не будучи в состоянии
достать его, возбудится и начнет проявлять лай. Это необходимо сочетать с командой «голос»
и жестом, закрепляя командой «хорошо», лаской, а также лакомством.

При первоначальной отработке этого навыка дрессировщик обязан давать лакомство

собаке   не   только   тогда,   когда   она   громко   и   отчетливо   дает   голос,   но   и   при   попытках   к
проявлению лая, И только постепенно следует подходить к тому, что за слабо проявленный
лай   не   давать   мяса.   Когда   у   собаки   достаточно   закрепится   условный   рефлекс,   от   дачи
лакомства можно отказаться, заменяя его командой «хорошо».

С   отработкой   у   собаки   прочной   ответной   реакции   на   требование   дрессировщика   в

проявлении   лая   навык   совершенствуется,   лай   у   собаки   стремятся   вызывать   в   разных
положениях, с разных расстояний и при наличии отвлечений.

Вызов   лая   считается   отработанным,   когда   собака   в   положении   лежа   и   сидя   (без

привязи) по команде и жесту дрессировщика на расстоянии 25 м будет четко проявлять лай.

Прием:   стояние.    Прием   имеет   вспомогательное   значение   в   процессе   дрессировки

собаки.   Стояние   необходимо   для   проведения   чистки   собаки,   ветеринарного   осмотра,
правильной оценки экстерьера и при экспертизе.

Условный   раздражитель   —   команда   «стоять»,   безусловный   раздражитель   —

поддерживание левой рукой под живот собаки.

Прием вводится после приемов посадки и укладки и отрабатывается параллельно с

другими приемами общей дрессировки.

Методы и техника построения приема.   Отработку стояния производят в условиях,

где меньше отвлечений для собаки.

Дрессировщик, находясь с правой стороны у сидящей собаки, в повышенной интонации

произносит команду «стоять», одновременно правой рукой делает рывок поводком вперед —
вверх, а левой рукой нажимает под живот, как бы поднимая собаку, повторяя команды уже в
более мягком тоне «стоять» и «хорошо».

Как   только   собака   встанет,   дрессировщик   поглаживает   ее,   дает   лакомство   и   после

небольшой выдержки предоставляет собаке свободное состояние по команде «гуляй». Затем,
подозвав   собаку,   несколько   раз   повторяет   упражнение.   Навык   «стоять»   с   успехом   можно
отработать непосредственно при чистке собаки.

В дальнейшем, когда собака по команде дрессировщика будет четко выполнять навык,

поощрять ее следует только в том случае, когда она будет правильно стоять, ровно и прямо
держать передние и задние конечности, хорошо растягивать туловище и нормально держать
голову (рис. 119).

Рис. 119. Стояние собаки около дрессировщика

Навык   постепенно   совершенствуется   выработкой   выдержки   стоять   около

дрессировщика, а также на буме.

Навык   стояния   считается   отработанным,   когда   собака   четко   выполняет   команду

«стоять» с выдержкой в положении стоя до 5 минут.

Прием:   прекращение   нежелательных   действий   собаки.    Назначение   приема   —

выработать   у   собаки   навык   быстрейшего   прекращения   по   команде   дрессировщика   ее
нежелательного поведения.

Условный   раздражитель   приема   —   команда   «фу»   с   угрожающей   интонацией,

безусловный — сильный рывок поводка.

С похмощыо команды «фу» дрессировщик прекращает любое нежелательное поведение

собаки или попытку к его совершению (набрасывание на людей, животных и т. п., хватание
различных   предметов,   подбирание   пищи,   а   также   отвлечение   на   различные   другие
раздражители).

Команда   запрещения   —   «фу»,   наряду   с   принуждениями   и   поощрениями,   должна

применяться   только   в   случае   действительной   необходимости,   когда   ее   нельзя   заменить
угрожающей интонацией с командой соответствующего приема.

При  задержке  выполнения  собакой  команды  в  результате  отвлечения  следует  давать

команду приема с угрожающей интонацией, не прибегая к применению команды «фу».

Команду «фу» надо давать в тот момент, когда собака лишь приступает к выполнению

нежелательного действия.

Команду «фу» произносят отрывисто и всегда с угрожающей интонацией. Какими-либо

жестами или другими сигналами команда «фу» не заменяется. К выполнению этой команды
собаку приучают с помощью рывка поводком.

В отдельных случаях допускается применение парфорса (строгого ошейника).
К   отработке   навыка   «прекращение   нежелательных   действий   собаки»   следует

приступать   после   закрепления   «связи»,   «контакта»   с   собакой   и   после   отработки   приема
«подход к дрессировщику».

Методы и техника построения приема.   Отработку навыка производят в районе, где

имеются  разные отвлечения  (движение  людей,  транспорта,  наличие  домашних  животных,
птиц,   а   также   разные   отбросы,   кости,   остатки   пищи   и   пр.).   Придя   в   такой   район,
дрессировщик надевает на собаку парфорс (если собака возбудимая) и пускает ее на коротком
поводке для свободной прогулки, внимательно наблюдая за ее поведением.

В   тот   момент,   когда   собака,   привлеченная   видом   животного   или   запахом   отброса,

сделает попытку схватить их, дрессировщик громко произносит команду «фу» с угрожающей
интонацией   и   одновременно   поводком   производит   сильный   рывок,   которым   прекращает
нежелательное действие собаки, после чего ее подзывает и оглаживает, а после короткой
паузы   собаке   дает   команду   «гуляй».   Упражнение   повторяют   3–5   раз   через   разные
промежутки времени (чтобы собака могла оправиться от торможения, вызванного командой
«фу»).

Сила рывка должна соответствовать физическому состоянию собаки, ее типу высшей

нервной,   деятельности   (ВНД),   а   также   соответствовать   раздражителю,   вызвавшему
нежелательные действия собаки. Команду следует давать тем громче, чем сильней рывок.

В   результате   многократного   одновременного   применения   команды   и   рывков   собака

будет по одной команде прекращать нежелательное поведение. Следует при этом помнить,
что при частом применении команды без подкрепления физическим воздействием она теряет
свое значение.

Когда   собака,   находясь   на   поводке,   будет   выполнять   команду   безотказно,   следует

перейти   к   упражнениям   без   поводка,   постепенно   вводя   все   более   сильные   отвлечения   и
увеличивая расстояния дрессировщика от собаки.

При нечетком выполнении команды или при невыполнении ее ввиду наличия каких-

либо новых раздражителей собаку следует взять вновь на поводок и повторить прием в его
начальной форме — применяя рывки поводком.

Необходимо отметить, что не следует (особенно первое время) прибегать к сильным

рывкам   парфорса   во   избежание   воспитания   у   собаки   нежелательной   «связи»   «боязни»
дрессировщика   в   виде   пассивно-оборонительной   реакции   или   торможения   и   нарушения
нормальной деятельности ее нервной системы.

Показателем неправильного построения приема будет проявление собакой пассивно-

оборонительной реакции, вызываемой командой «фу». В этих случаях следует ее поласкать,
отвлечь внимание игрой и прогулкой в другом районе. В этот день команду «фу» больше не
применять. В последующем силу рывков для такой собаки необходимо уменьшить.

Отрабатывая прием, следует помнить, что действие на собаку запрещающей команды

зависит от характера отвлекающего ее раздражителя. Учитывая это, дрессировщик должен
постоянно разнообразить отвлечения собаки и менять районы занятий.

Показателем   отработки   навыка   будет   служить   безотказное   прекращение   собакой   по

команде   «фу»   любых   нежелательных   действий   вне   зависимости   от   обстановки,
раздражителей.

Прием: отказ от корма.  Цель приема — выработать у собаки стойкий навык отказа от

корма, как даваемого чужим человеком, так и найденного ею.

В   качестве   условного   раздражителя   применяется   команда   «фу»,   как   сигнал   для

прекращения нежелательного поведения собаки.

В   качестве   безусловного   раздражителя   применяют   рывок   поводком,   а   также   удар

хлыстом.

Прием отказ от корма следует вводить после основных приемов общей дрессировки и

продолжать его шлифовку в разных условиях, в течение всего периода дрессировки собаки.

Методы   и   техника   построения   приема.    Занятия   по   отработке   приема   следует

начинать через 3–4 часа после кормления собаки. В начале отработки навыка дрессировщик в
течение   5–6   дней   добивается   от   собаки   отказа   от   поедания   корма   без   разрешения
дрессировщика. Для этого дрессировщик, взяв бачок с кормом, ставит его недалеко от клетки
собаки. Затем берет собаку на короткий поводок, подводит к бачку с кормом и усаживает ее в

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  27  28  29  30   ..