Служебная собака. Подготовка специалистов служебного собаководства (Л. Крушинский) - часть 27

 

  Главная      Учебники - Разные     Служебная собака. Руководство по подготовке специалистов служебного собаководства (Л. Крушинский) - 1952 год

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  25  26  27  28   ..

 

 

Служебная собака. Подготовка специалистов служебного собаководства (Л. Крушинский) - часть 27

 

 

Проверка слуха.  На первом этапе проверку слуха производят произношением хозяином

клички собаки шопотом в 5–6 м от нее.

Оценка состояния слуха может быть дана также на основании реагирования собаки на

шумы при выяснении преобладающих реакций.

Более   точное   определение   состояния   слуха   собаки   проводят   на   втором   этапе,   когда

будут отработаны такие приемы общей дрессировки, как укладка, усадка, подзыв.

Для   испытания   выбирают   открытое   место:   луг,   дорогу,   двор   без   каких-либо

отвлекающих   раздражителей.   Выводя   собаку   на   место   испытания,   дрессировщик,   по
указанию  обследующего,  командой  «сидеть»  усаживает  собаку,  отходит  на  расстояние  до
150 м   и,   повернувшись   лицом   к   собаке,   сделав   небольшую   выдержку,   по   сигналу
обследующего подзывает собаку к себе обычным голосом средней силы.

Если   собака   не   выполняет   поданную   команду,   команду   повторяют   более   громким

голосом. При вторичном невыполнении  команды  владелец  сокращает расстояние и  вновь
подает собаке команду с расстояния 100 м в том же порядке; в случае если и здесь собака не
выполняет команду, расстояние сокращают до 50 м.

Собака, не слышащая команду на расстоянии 50 м, к дрессировке для служебных целей

не пригодна.

Проверка зрения.  Простейший способ проверки зрения — осмотр глаз и реагирование

зрачка на подносимую к глазу руку.

На втором этапе зрение может быть проверено методом, аналогичным проверке слуха,

путем замены команды жестом.

Проверка   обоняния.    При   отборе   собак   для   дрессировки   по   розыскной   службе

необходимо определять качество чутья.

Примитивно на первом этапе обоняние может быть проверено путем самостоятельного

нахождения собакой нескольких кусочков мяса, разбросанных в разных местах, при этом
собака должна быть в свободном состоянии и предварительно выгуляна. Место для проверки
не должно иметь отвлекающих собаку предметов.

Мясо разбрасывают незаметно для владельца и собаки.
При наличии возможности может быть использован и следующий метод.
Собаке из двух совершенно одинаковых ящиков предлагается выбрать тот, в котором

находится мясо. Ящики сконструированы таким образом, что пронюхать мясо, находящееся
внутри ящика, собака может только через отверстие в крышке ящика, в которое вставлены
фильтры с разным числом прослоек материи. Вставляя фильтры с разным числом прослоек
материи, можно определить минимальное число прослоек, через которые собака в состоянии
пронюхать мясо. Проведенные исследования показывают, что разные собаки пронюхивают
мясо через весьма различное число прослоек.

Определение чутья собаки при помощи этого метода занимает около 30–40 минут и

дает возможность оценить нз только остроту обоняния у собаки, но и активность ее поиска.
Совокупность остроты обоняния и активность поиска оценивается как чутье.

Предварительно собаку обучают трогать лапой ящик, в котором находится мясо.
Данный метод определения чутья у собак разработан доктором биологических наук Л.

В. Крушинским и в настоящее время проверяется на практике.

На втором этапе качество чугья уточняется при отработке таких приемов, как выборка,

проработка следа. Собаки со слабым чутьем не «заинтересованы» в работе по чутью — к
розыскной службе не пригодны.

Проверка экстерьера.   Оценку экстерьера отбираемой собаки производят на первом

этапе.

При оценке экстерьера следует руководствоваться основными требованиями общего и

частного экстерьера.

Отбираемые для дрессировки собаки должны, как правило, иметь хороший шерстный

покров   с   обильным   подшерстком,   хорошо   развитую   мускулатуру   и   крепкий   костяк,

свободные   эластичные   движения,   правильный   постав   конечностей,   крепкую,   сухую
конституцию, крепкие зубы с правильным прикусом.

Желательный рост для кобелей 55–60 см, для сук 53–58 см (в зависимости от породы).
Собака   должна   быть   физически   крепкой,   достаточно   крупной   и   не   иметь   пороков,

препятствующих ее служебному использованию.

Пригодность собаки к дрессировке определяется на основании всех данных о ней: о

преобладающих реакциях, степени ее возбудимости, состоянии органов чувств, экстерьерных
качествах, состоянии здоровья (заключение ветеринарного врача).

Для дрессировки специальным приемам наиболее пригодны собаки в возрасте 1–2 лет.

Дрессировка собак общим приемам начинается с 6-месячного возраста.

Пороками, безусловно исключающими возможность дрессировки собак для служебных

целей, являются:

— мелкий   рост,   слабосилие   вследствие   физической   недоразвитости   скелета   и

мускулатуры,   резко   выраженная   косолапость   на   почве   рахита,   искривления   суставов,
вызывающие связанность в движениях;

— неправильный   прикус:   перекус,   недокус,   прямой   прикус   (для   розыскных   и

сторожевых собак);

— травматические повреждения (раны, ушибы), требующие длительного лечения;
— хромота,   вызванная   атрофией   мышц   плеча,   бедра,   хронический   ревматизм   и

воспаление сухожилий, связок.

Такие отклонения от экстерьера, как постав хвоста, цвет глаз и т. п., не должны служить

препятствием для отбора собак для дрессировки.

Чем полноценнее собака, тем быстрее, легче и лучше будет итти ее дрессировка, тем

эффективнее будет ее работа в будущем.

Определение типа высшей нервной деятельности (ВНД) собаки.   Громадное значение

для правильного отбора собак имеет тип ВНД собаки.

Отсутствие в настоящее время разработанной методики по определению типа ВНД в

полевых условиях не позволяет установить тип высшей нервной деятельности собаки при ее
отборе для дрессировки.

Тип   высшей   нервной   деятельности   у   собак   может   быть   определен   лишь   путем

тщательного изучения собаки в процессе дрессировки и особенно в первоначальный период
дрессировки.

Определение типа высшей нервной деятельности у собак должно производиться путем

изучения выработки условных рефлексов на различные команды и жесты при дрессировке.
При   этом   учитывается   быстрота   и   стойкость   образования   как   положительных,   так   и
тормозных   условных   рефлексов,   а   также   легкость   и   четкость   выработки   различных
диференцировок. Для того чтобы изучить высшую нервную деятельность собаки в процессе
дрессировки,   следует   каждому   дрессировщику   вести   дневник   дрессировки,   в   котором
отмечать   все   особенности   поведения   собаки,   проявляемые   при   дрессировке,   а   также
податливость собаки к дрессировке.

Для того чтобы определить тип ВНД собаки, необходимо выяснить:
1. Двигательную активность собаки.
2. Быстроту и стойкость выработки условных рефлексов.
3. Особенности диференцировки.
4. Проявление основных реакций.
Наиболее характерные признаки различных типов высшей нервной деятельности собак

представлены в нижеследующей таблице на стр. 287.

Наиболее пригодны к дрессировке собаки уравновешенного типа. Менее пригодны типа

возбудимого. Собаки со слабым типом высшей нервной деятельности для дрессировки, как
правило, не пригодны.

2. Первоначальный подход к собаке и приучение ее к дрессировщику

Собака   должна   быть   приучена   к   дрессировщику.   Без   приучения   собаки   к

дрессировщику и установления с ней необходимого контакта дрессировка невозможна.

Контакт   между   дрессировщиком   и   собакой   начинается   с   первого   дня   ознакомления

дрессировщика с собакой и складывается на протяжении всего периода дрессировки.

В первые дни собака особенно внимательна к поведению дрессировщика: выражению

лица, движениям, к интонациям (оттенкам) голоса и т. д. Она чутко воспринимает самые
незначительные   изменения   в   поведении   дрессировщика.   Поэтому   дрессировщик   должен
очень внимательно наблюдать за поведением собаки, продумывать каждое свое действие,
проявлять терпение, выдержку и настойчивость, избегать грубых окриков, рывков и всего
того, что может вызвать недоверчивость собаки и пассивно-оборонительную реакцию.

Выявив   особенности   поведения   собаки,   дрессировщик   должен   наметить   способ

подхода к собаке соответственно особенностям ее поведения.

Первоначальное   приучение   к   дрессировщику   начинают   так:   лицо,   у   которого

находилась собака, выводит ее из помещения на длинном поводке; дрессировщик подходит
сзади и незаметно для собаки принимает поводок и уходит с собакой, обычно не замечающей
появления нового лица. Дрессировщик продолжает гулять с собакой, не стесняя ее движений
в пределах длины поводка, называет по кличке и дает при подходе лакомство.

Характеристика типов высшей нервной деятельности собак

В практике встречается, что дрессировщику приходится брать собаку и самостоятельно.

В таких  случаях  надо  смело  войти  в помещение,  где  находится  собака,  окликнуть  ее  по
кличке, решительно подойти к ней, взять на длинный поводок и вывести из помещения для
выгула, повторяя с ласковой интонацией кличку и давая лакомство.

Во   всех   случаях,   когда   собака   не   подпускает   дрессировщика,   лучший   способ

преодоления недоверчивости — дача корма.

Длительные   прогулки,   сопровождаемые   игрой,   ласковые   интонации   голоса,   дача

лакомства,   уход   за   собакой   —   наиболее   действенные   средства   приручения   собаки,
установления контакта, необходимого для успешной дрессировки.

Рис. 103. Приемы общей дрессировки служебных собак (схема)

Если был применен правильный подход к собаке, то в течение нескольких дней контакт

будет установлен. Недоверчивость к дрессировщику сменится доверчивостью, собака будет
стараться   все   время   находиться   вблизи   дрессировщика,   охотно   вступать   в   игру   с   ним,
реагировать на изменения интонации его голоса, на кличку.

После установления контакта можно начинать дрессировку собаки.

3. Приучение к кличке, ошейнику и поводку

Поступающие   в  дрессировку   собаки   должны   быть  приучены   к   кличке,   ошейнику   и

поводку. Эту работу обычно проводят с собакой в возрасте до 5–6 месяцев.

Приучение к кличке.  Кличка — первая, а в последующем и наиболее частая команда,

применяемая дрессировщиком для привлечения внимания собаки. Для клички может быть
использовано   любое,   короткое,   звучное,   с   четким   окончанием   слово,   исключая   людские
имена.

Можно рекомендовать такую методику приучения к кличке. Дрессировщик с бачком, в

котором находится пища, или с каким-либо лакомством (например, кусочками мяса) входит в
клетку,   где   находится   собака,   и,   предлагая   ей   бачок   или   протягивая   руку   с   лакомством,
называет кличку с ласковой интонацией. После некоторой паузы, если собака не подойдет
сама, подходит к ней, ставит перед ней бачок или, отдав ей мясо, гладит ее. Так повторяют 2–
3 раза.

Привыкая   к   получению   лакомства   из   руки,   собака   начинает   тянуться   за   ним   и

подходить самостоятельно, после чего получает лакомство с командой «хорошо».

Рис. 104. Дача лакомства собаке

Сначала следует добиваться подхода собаки к протянутому лакомству на расстояние 2–3

шагов, затем отбегать дальше, подзывая собаку к себе по кличке; когда собака подойдет, дать
ей лакомство.

После нескольких таких упражнений собака привыкнет к своей кличке.
Как   только   собака   твердо   освоит   кличку,   от   дачи   лакомств   следует   воздержаться,

заменяя их командой «хорошо) в поощрительной интонации и поглаживанием.

Кличку необходимо повторять и при даче собаке корма. При передаче собаки к другому

дрессировщику эти упражнения следует повторить.

Приучение к ошейнику.  Одновременно с приучением собаки к кличке ее приучают и

к ошейнику.

Ошейник подбирают такого размера, чтобы он был свободен, но в то же время собака

не могла его снять. Дрессировщик, войдя в клетку собаки, называет ее кличку, дает лакомство
и во Бремя игры, отвлекая внимание собаки, надевает ошейник.

Если собака упорно не дает надеть ошейник, можно применить следующий способ: во

время   игры   с  тряпкой,   один  конец   которого  она  теребит,   другой   конец   пропустить  через
ошейник, придерживая его пальцем левой руки, а затем, взяв ошейник в правую руку, одним
движением   надевают   его   на   собаку,   погладив   ее.   В   дальнейшем,   повторяя   эти   занятия,
оставляют  ошейник  на собаке каждый  раз  на более  продолжительное время и  стараются
игрой отвлекать ее внимание.

Приучение к поводку.   Когда собака не будет сбрасывать ошейник, ее приучают к

поводку. Во время игры  с собакой левой  рукой  берут ее  за ошейник, а в правой  держат
несколько   кусочков   мяса.   Держа   правую   руку   с   мясом   перед   мордой   собаки,   а   левой
придерживая   за   ошейник,   следует   двигаться   вперед.   Собака,   чувствуя   перед   собой   запах
мяса, не обратит внимание на то, что ее держат за ошейник, и будет следовать вперед. Пройдя
таким образом шагов 10–15, надо собаке дать кусочек мяса и снова проделать движение.
Когда   кусочки   мяса   будут   скормлены,   поласкать   ее   и   пустить   гулять.   Лакомство   следует
давать так, как зто указано на рисунке 104.

В   следующий   раз   во   время   игры   пристегнуть   к   ошейнику   короткий   поводок,   взять

левой рукой за конец поводка и, назвав кличку, подтянуть собаку к себе, дать лакомство,
поласкать и пустить погулять. После нескольких упражнений (если собака смело подходит)
короткий поводок надо сменить на длинный и несколько раз повторить упражнение.

В   период   приучения   собаки   к   поводку   следует   избегать   каких   бы   то   ни   было

принуждений, чтобы не вызвать у нее боязни к поводку и недоверие к дрессировщику.

После   того   как   собака   станет   безразлично   относиться   к   поводку,   отработку   приема

можно считать законченной.

4. Методы и приемы дрессировки служебных собак

Дрессировка служебных собак слагается из:
1) общей дрессировки, 2) специальной дрессировки и 3) тренировки.
Цель   общей   дрессировки   —   выработать   у   собаки   навыки   общего   послушания   и

дисциплины, необходимые для управления ее поведением при специальной дрессировке и
служебном использовании.

Специальной дрессировкой вырабатывают у собаки навыки, необходимые для того или

иного специального использования собаки (розыск по следу, окарауливание и т. д.).

Тренировка имеет целью укреплять у собаки навыки, выработанные в процессе общей

и   специальной   дрессировки,   и   систематически   совершенствовать   их   применительно   к
конкретным условиям служебного применения собаки.

При   дрессировке   собак   применяют   ряд   определенных,   последовательных   приемов

дрессировки. Различают приемы общей дрессировки, специальной дрессировки и приемы
тренировки.

Прежде   чем   начать   дрессировку,   необходимо   установить,   как   добиться   от   собаки

выполнения (вначале хотя бы примитивного) требуемого приема.

Во   всех   случаях   дрессировку   собаки   надо   начинать   в   легких   условиях,   постепенно

усиливая   влияние   окружающей   среды   (отвлечения)   и   требования   к   более   четкому
выполнению приема.

Начинать дрессировку надо с того, что легко и просто и кончать тем, что трудно и

сложно, стараясь не допускать ошибок. Первые дни дрессировки отводят продолжительным
прогулкам и играм на отдыхе для установления контакта между дрессировщиком и собакой и
для   окончательного   выявления   правильности   закрепления   собаки   за   данным
дрессировщиком.

После   этого   вводят   приемы   общей   дрессировки.   При   прохождении   этих   приемов

особенное   внимание   должно   быть   обращено   на   развитие   у   собаки   заинтересованности   в
подноске предметов, используя это свойство в дальнейшем к построению сложных приемов
специальной дрессировки.

Отработав элементарно один прием, надо, шлифуя его, вводить в дрессировку другой,

придерживаясь   последовательности   ввода   приемов,   изложенных   в   книге.   Рекомендуется
отрабатывать   параллельно   несколько   приемов.   Это   ускорит   дрессировку,   сделает   ее
разнообразной и неутомительной для собаки.

Первые   5–10   дней   после   начала   дрессировки   следует   воздержаться   от   ввода

специальных приемов (пока не установится контакт с собакой), а затем начать вводить их,
попутно отрабатывая приемы общей дрессировки. Как минимум до перехода к специальным
приемам   необходимо   отработать:   подзыв,   усадку,   подноску   предметов,   после   чего   время,
отводимое для проведения приемов общей дрессировки, постепенно сокращают и доводят до
10–15-минутных упражнений тренировочного характера.

Отрабатывая   у   собаки   определенный   навык,   необходимо   соблюдать   принцип

неизменности сигналов (команд, жестов) и безусловные раздражители.

Приступая к отработке навыка прежде чем дать сигнал собаке, следует привлечь ее

внимание, назвав ее кличку.

Нельзя   в   период   дрессировки   длительно   применять   дачу   лакомства   при   хорошем

исполнении. Это было бы ошибкой. Когда на основе этого безусловного рефлекса образуется
условный рефлекс на ласковую интонацию, лакомство, как постоянный метод поощрения,
надо отменить, применяя его лишь периодически, для подкрепления условных рефлексов.

Заниматься с собакой можно два раза в день, утром и вечером до кормления.
Продолжительность занятия любая, но при условии, что собака будет заинтересована

занятием и не утомлена. Нормальное состояние нервной системы собаки — непременное
условие успешности дрессировки.

Найти   необходимый   «подход»,   суметь   добиться   от   собаки   требуемого   действия   —

самая трудная задача, решив которую, дрессировщику остается повторными упражнениями
отработать безотказность выполнения приема и шлифовать его.

К каждому занятию должен быть составлен план, в котором предусматривается время и

содержание занятия, его продолжительность, перерывы для отдыха и выгуливания собаки, а
также обстановка.

Результаты занятий, особенности поведения собаки заносят в специальный дневник.

Методы и приемы общей дрессировки

Прием:   хождение   рядом.    Цель   приема   —   выработать   у   собаки   стойкий   навык

безотказного движения рядом с дрессировщиком по команде и жесту (рис. 105), Условными
раздражителями  данного  приема будут  команда  «рядом»  и  жест  —  легкий  удар  ладонью
левой руки по бедру, безусловным — рывок поводком. Поощряющий условный раздражитель
— команда «хорошо»; безусловный — оглаживание и дача лакомства.

Рис. 105. Дрессировка собаки ходить рядом

Отработку   приема   следует   начинать   после   того,   когда   собака   будет   достаточно

«привязана» к дрессировщику, приучена к кличке, ошейнику и поводку.

Методы   и   техника   построения   приема.    Участок   для   занятий   с   собакой   следует

выбрать такой, чтобы там было как можно меньше отвлекающих раздражителей (движение
людей, транспорта, скота и др.). Участок должен быть длиной не менее 100–150 м и шириной
50–100 м,   не   иметь   высокого   растительного   покрова,   канав,   рвов   и   других   препятствий,
мешающих движению. Выгуляв собаку 10–15 минут, дрессировщик приступает к занятиям.
Для этого дрессировщик, взяв собаку на короткий поводок, становится с правой стороны
собаки так, чтобы левая его нога была примерно посредине корпуса собаки. Левой рукой
берет поводок на расстоянии 20–30 см от ошейника, конец поводка свертывает и берет в
правую   руку.   Назвав   собаку   по   кличке   и   дав   команду   «рядом»,   делает   рывок   поводком
вперед,   одновременно   начиная   движение   по   прямой   быстрым   шатом,   резко   отличным   от
темпа движения при прогулках с собакой.

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  25  26  27  28   ..