Служебная собака. Подготовка специалистов служебного собаководства (Л. Крушинский) - часть 28

 

  Главная      Учебники - Разные     Служебная собака. Руководство по подготовке специалистов служебного собаководства (Л. Крушинский) - 1952 год

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  26  27  28  29   ..

 

 

Служебная собака. Подготовка специалистов служебного собаководства (Л. Крушинский) - часть 28

 

 

В   первые   два-три   занятия   собака   неизбежно   будет   отвлекаться,   отставать,   забегать

вперед   или   в   сторону   (дрессировщик   должен   все   время   наблюдать   за   ее   поведением   и
окружающей   обстановкой).   В   этих   случаях   дрессировщик   дает   команду   «рядом»   и
одновременно делает рывок поводком — вперед, если собака отстает, и назад, если забегает
вперед.   Когда   собака   займет   правильное   положение   (у   ноги   дрессировщика),   следует
поощряющая команда «хорошо», дача лакомства (мяса) и оглаживание собаки (от холки до
крупа).

При   отработке   навыка   «хождение   рядом»   поводок   нельзя   держать   в   натянутом

положении,   надо   давать   возможность   собаке   «ошибаться»   —   выходить   из   правильного
положения   у   ноги   дрессировщика.   Правильным   положением   собаки   при   движении   с
дрессировщиком   следует   считать   такое,   когда   отставание   или   забегание   вперед   будет   не
больше чем на длину туловища собаки.

В первые дни занятий следует остерегаться применять сильные рывки поводком, давать

излишне громкие команды в угрожающей интонации. Движение рядом с собакой в первые
занятия должно проводиться по прямой на дистанцию не менее 100–150 м, без крутых и
резких поворотов.

Условный рефлекс на команду «рядом» обычно у большинства собак образуется уже

после 5–6 занятий. Чтобы убедиться в том, что условный рефлекс образован, дрессировщик,
ослабив поводок во время движения, следит за собакой, и когда собака отстает или забегает
вперед, дает строгую команду «рядом». Если собака займет сразу правильное положение,
значит   условный   рефлекс   образован.   После   этого   отработку   навыка   следует   постепенно
усложнять:   движение   производить  в   разных   темпах   (шаг   быстрый,   тихий,   бегом),   делать
остановки и резкие повороты в движении. При изменении дрессировщиком темпа движения
следует сначала дать команду «рядом», а затем сделать рывок поводком вперед, если темп
движения   увеличивается,   и   легкий   рывок   назад,   если   он   уменьшается.   При   поворотах
направо рывок поводка давать вперед, а при поворотах налево — легкий рывок назад (или
сдерживание).

Через   несколько   дней   занятия   следует   проводить   в   обстановке,   где   имеются

отвлекающие раздражители, а также в разное время суток и в различную погоду.

В это же время начинают отработку навыка на жест. Занятия продолжаются на поводке.

Дрессировщик  берет   поводок   в правую  руку.  Перед   началом   движения   подается  команда
«рядом» и жест-удар левой рукой по бедру с одновременным рывком поводком. Команда
должна предшествовать жесту и рывку. Постепенно команду «рядом» и рывки дают все реже
и заменяют одним жестом. Обычно после 4–5 дней занятий собака уже начинает хорошо
реагировать на жест, требуется только в дальнейшем шлифовать этот навык.

Далее   начинается   отработка   навыка   «хождение   рядом»   без   поводка.   Управление

собакой при движении достигается при помощи команд или жестов. Для этого дрессировщик
вначале занимается на ослабленном поводке, допускает первое время опускание поводка на
землю. Если собака ка команду «рядом» и жест будет реагировать недостаточно, отставать
или забегать вперед, следует наступить на поводок или, подняв его, делать сильный рывок
(вперед или назад), предварительно дав в угрожающем тоне команду «рядом». После того как
собака хорошо будет выполнять действия по команде и жесту, поводок снимают и пользуются
только жестом. При хорошем выполнении собакой этого действия нельзя забывать поощрять
ее командой «хорошо», лаской и лакомством.

Совершенствуя   навык,   т. е.   добиваясь   четкости   и   безотказности   его   выполнения

собакой,   необходимо   условные   раздражители   —   команду   и   жест   —   периодически
подкреплять непосредственным раздражителем — рывком поводка. Отработку навыка можно
считать   законченной,   когда   собака   будет   четко   и   безотказно   выполнять   эти   действия   без
поводка,   по   первой   команде   или   жесту   дрессировщика   при   движении   разным   темпом   в
среднеусложненных условиях, с поворотами и остановками.

Прием: свободное состояние.   Цель приема — дать собаке отдых и предоставить ей

свободное поведение по команде и жесту.

Условные   раздражители   этого   приема   —   команда   «гуляй»,   даваемая   с   ласковой

интонацией,   и   жест   —   выбрасывание   правой   руки   в   сторону   движения.   Безуслойный
раздражитель — стремление собаки к свободному состоянию (рефлекс «свободы»).

Этот   навык   отрабатывают   одновременно   с   приемом   «хождение   рядом»   и   «подход

собаки к дрессировщику».

Методы и техника построения приема.   Собаке, находящейся на длинном поводке

около   дрессировщика,   дается   команда   «гуляй»,   одновременно   правой   рукой   резким
движением с наклоном корпуса указывается в сторону движения. После этого необходимо
пробежать, играя с собакой, 5–10 шагов, называть ее по кличке и восклицать с ласковой
интонацией: «гуляй», «гуляй», «хорошо». Поведение дрессировщика при этом должно быть
энергичным и жизнерадостным (рис. 106).

Рис. 106. Жест свободного состояния собаки

Сделав пробежку, надо дать собаке свободно погулять, не снимая с нее поводка. Через

3–5   минут   подозвать   собаку,   поласкать,   дать   лакомство   и   повторить   2–3   раза   прием.
Повторными приемами у собаки выработается стойкий условно-двигательный рефлекс, и она
по команде дрессировщика будет четко переходить в свободное состояние, которое обычно
называют выгуливанием.

Выгуливать   собаку   следует   в   местах,   где   имеются   разные   отвлекающие   ее

раздражители   (животные,   люди,   различные   звуки,   запахи   и   т. п.),   что   будет   постепенно
приучать собаку относиться к ним безразлично.

Навык необходимо отрабатывать и при выгуливании собаки после кормления.
При выгуливании собака должна быть в свободном состоянии. Не следует оставлять на

ней парфорс (кроме исключительных случаев, когда собака делает попытки набрасываться на
проходящих людей), стеснять ее в движении; нельзя допускать и грубых окриков и рывков.
Выгуливание на длинном поводке следует проводить лишь в начале дрессировки, имея в
виду, что собака может убежать, наброситься на человека, животных. Когда у собаки будет
хорошо отработан навык «подход к дрессировщику», следует перейти к выгуливанию без
поводка. Выгуливаемая собака должна быть все время в поле зрения дрессировщика, нельзя
допускать, чтобы она удалялась на большое расстояние от дрессировщика, что зависит от
степени привязанности собаки к последнему. При попытке удалиться на расстояние больше

длинного поводка собаку надо подозвать и, поласкав, вновь предоставить по команде «гуляй»
свободное состояние.

Если   собака   будет   делать   попытки   набрасываться   на   людей   или   животных,   следует

взять ее на поводок и при броске дать рывок с запрещающей командой «фу».

Навык можно считать отработанным, если по команде «гуляй» собака быстро переходит

в свободное состояние.

Прием: подход к дрессировщику.  Цель приема — выработать у собаки стойкий навык

безотказного   подхода   к   дрессировщику   по   команде   и   жесту   с   любого   расстояния   и
положения.

Условные раздражители приема — команда «ко мне» и жест — резкое опускание на

бедро поднятой в сторону левой руки (рис. 107). Безусловные раздражители — пищевой и
подтягивание   собаки   к   себе.   В   качестве   поощрения   применяют   команду   «хорошо»,
лакомство, поглаживание собаки и игру с ней.

Рис. 107. Жест подзыва

Прием  «подзыв»  следует  проводить   одновременно   с  отработкой  навыков  «хождение

рядом» и «свободное состояние». В том случае, если дрессировщик взращивает щенка сам,
отработку этого навыка следует начинать с 4–5-месячного возраста.

Методы и техника построения приема.  Занятия по отработке навыка проводят в тех

же условиях, что и навык «хождение рядом». В первые дни навык отрабатывают исходя из
положения свободного состояния собаки и только на длинном поводке.

Дрессировщик, выгуливая собаку и стараясь быть незамеченным ею, обходит назад на

длину   поводка,   затем   называет   ее   кличку   и   громко,   с   поощряющей   интонацией,   подает
команду   «ко   мне»,   показывая   ей   приготовленный   заранее   кусочек   мяса,   и   снова   подает
команду «ко мне», «хорошо». Как только собака подойдет, дрессировщик отдает ей мясо и
поглаживает,   произнося   «хорошо».   В   дальнейшем,   когда   навык   будет   отработан,   команда
«хорошо» и дача лакомства производятся после того как собака подойдет к дрессировщику.

Если собака на команду «ко мне» не будет реагировать, дрессировщик подает вторично

эту команду и одновременно с легким рывком медленно натягивает поводок, подводя собаку
к себе, после чего дает лакомство с командой «хорошо».

Обычно   после   4–5   занятий   на   команду   «ко   мне»   собака   сразу   подходит   к

дрессировщику. После этого начинают отрабатывать подход на жест с посадкой собаки у
левой ноги дрессировщика (рис. 108).

Рис. 108. Положение собаки рядом с дрессировщиком

Занятия   проводят   в   тех   же   условиях   и   на   длинном   поводке.   Дрессировщик,   назвав

кличку   собаки,   одновременно   подает   команду   и   жест   «ко   мне».   При   подходе   собаки
дрессировщик быстро берет в правую руку поводок на расстоянии 10–15 см от ошейника,
левой рукой заносит круп собаки влево, дает команду «сидеть» и одновременно нажимает на
крестец, а правой натягивает поводок вверх — назад, пока собака сядет, после чего дает
команду «хорошо», «сидеть» и поощряет лакомством. Затем собаке дается команда «гуляй», и
прием повторяют.

Через   5–6   занятий,   когда   собака   достаточно   хорошо   будет   выполнять   эти   действия,

можно   постепенно   переходить   к   отработке   навыка   без   поводка.   Первые   несколько   дней
можно оставлять на гуляющей собаке короткий поводок.

Отработку навыка следует считать законченной, когда собака будет безотказно и быстро

(галопом) подбегать к дрессировщику по первой команде или жесту и садиться у его левой
ноги.

Прием:   посадка.    Цель   приема   —   выработать   у   собаки   стойкий   навык   безотказно

садиться по команде и жесту.

Условные раздражители данного приема — команда «сидеть» ж жест — выбрасывание

правой руки вперед выше уровня плеча. Безусловные раздражители — легкий рывок поводка
вверх — назад и нажим на крестец (круп).

Методы и техника построения приема.   К приему «посадка» следует приступать не

раньше, чем на 5–6-й день занятий, параллельно с приемами «хождение рядом», «подзыв».

Дрессировщик, имея стоящую собаку слева у ноги, поворачивается к ней лицом, берет

поводок в правую руку в 10–15 см подает команду «сидеть» и натягивает поводок вверх-
назад, одновременно нажимает на круп собаки и повторяет команду «сидеть» (рис. 109), Как
только   собака   села,   дрессировщик   с   командой   «сидеть»,   «хорошо»   в   ласковом   тоне
продолжает удерживать собдку в этом положении 10–15 секунд, после чего дает лакомство,

оглаживает   и   выгуливает   собаку.   Через   3–5   минут   дрессировщик   снова   повторяет   прием
«посадвд». Обычно у большинства собак условный рефлекс на команду «сидеть» образуется
быстро,   примерно   на   второй-третий   день   занятий.   Чтобы   проверить,   образовался   ли
условный рефлекс, дрессировщик после выгула, подозвав собаку, подает строгую команду
«сидеть», не производя рывка поводком, и нажима на круп. Можно это проверить и при
остановках, во время отработки приема «хождение рядом». Если собака выполнит команду,
значит условный рефлекс уже образован.

Рис. 109. Дрессировка собаки садиться по команде

После   образования   у   собаки   условного   рефлекса   на   команду   «сидеть»   возле

дрессировщика отработку приема постепенно усложняют. Дрессировщик становится впереди
собаки на один шаг и производит посадку ее впереди себя. Добившись этого, увеличивает
расстояние на 2 шага и более в зависимости от успеха в выполнении безотказной посадки,
постепенно доводя управление собакой с расстояния 20–25 м с выдержкой до 5–10 минут.

Для   выработки   безотказности   в   выполнении   этого   действия   рекомендуется

периодически применять безусловные раздражители.

При отходе от собаки необходимо внимательно следить за тем, чтобы она не срывалась

с   места,   а   при   попытке   к   срыву   подать   громкую,   в   угрожающей   интонации,   команду
«сидеть».   Если   собака   все   же   встала   и   движется   вперед,   дрессировщик   подходит   к   ней,
повторяет   команду   «сидеть»,   усаживает   ее   на   старом   месте,   применив   при   этом   более
сильный безусловный раздражитель — нажим на круп собаки и рывок поводка.

Отработку   навыка   на   жест   начинают   так.   Дрессировщик   становится   на   один   шаг

впереди лежащей собаки и, держа короткий поводок в левой руке, подает команду «сидеть» и
одновременно   делает   жест.   Если   собака   не   садится,   следуют   повторная   команда   с
угрожающей   интонацией   и   жест   в   сочетании   с   легким   ударом   снизу   вверх   под   поводок
(безусловный раздражитель).

Добившись от собаки четкой посадки по команде и жесту на коротком поводке, можно

начинать   отработку   навыка   на   длинном   поводке.   При   отходе   от   собаки   необходимо
остерегаться   произвольных   рывков   поводком.   Поводок   надо   распускать   осторожно   и
отходить от собаки медленно, причем первые дни занятий не поворачиваться к ней спиной с
тем, чтобы не допустить срыва собаки с места, предупреждая это дачей команд «сидеть»,
«хорошо», «сидеть».

Совершенствуя   выработку   навыка,   дрессировщик   должен   добиваться   правильной

посадки собаки (не допускать заваливания крупа в сторону) и постоянной настороженности

ее   к   дрессировщику   с   тем,   чтобы   собака   была   готова   выполнить   посадку   по   первой   его
команде или жесту.

После   того   как   собака   будет   четко   выполнять   это   действие,   можно   переходить   к

отработке посадки без поводка.

Во   время   отработки   навыка   дрессировщик   не   должен   забывать  поощрять   собаку   за

правильное выполнение не только командой «хорошо», но и оглаживанием, дачей лакомства.

Усложнения   в   работе   (работа   в   разное   время   суток,   в   разных   местах   с   наличием

отвлекающих раздражителей) вводятся постепенно и лишь после того как у собаки будет
воспитан   условный   рефлекс   безотказно   выполнять   это   действие.   Навык   следует   считать
Отработанным   в   том   случае,   когда   собака   четко   и   безотказно   выполняет   его   по   первой
команде или шесту дрессировщика на расстоянии до 25 м от него.

Прием: подкоска предметов.   Цель приема — выработать у собаки стойкие навыки

поднятия и подноски легких предметов к дрессировщику по команде и самостоятельно.

Условные раздражители при отработке навыка — команды «аппорт», «дай» и жест —

свободное   выбрасывание   правой   руки   в   направлении   предмета   с   наклоном   корпуса.
Безусловные раздражители — вещь (аппортируемая собакой), лакомство и ласка.

Прием носит вспомогательный характер и используется в дальнейшем для отработки

таких специальных приемов, как обыск местности, работа по следу, выборка вещей.

Методы и техника построения приема.   К отработке навыка следует приступить не

позднее   10–15   дней   после   начала   дрессировки,   когда   будет   установлена   взаимосвязь   с
собакой и будут отработаны приемы: свободное состояние и подзыв.

Первые   дни   занятий   отработка   навыка   должна   проводиться   в   условиях   отсутствия

отвлекающих раздражителей.

Для   обучения   необходимо   приготовить   деревянный   предмет   длиной   15–18 см   и

диаметром 3–4 см. Навык может быть отработан двумя способами: на заинтересованности и
путем принуждения.

Первый способ:  дрессировщик, усадив собаку у ноги, берет в правую руку предмет и,

как   бы   играя,   делает   движения   рукой   с   предметом   перед   ее   мордой,   подает   команду   —
«аппорт»   —   «аппорт».   Быстрое   движение   предмета   возбуждает   собаку,   и   она   пытается
схватить его. Дрессировщик, используя эту попытку собаки, вкладывает предмет в ее пасть.
Как только собака зажала предмет в зубах, дрессировщик повторяет команду «аппорт» и тут
же дает команду «хорошо».

Чтобы не допустить выбрасывания предмета, дрессировщик держит его за один конец и

слегка тянет к себе, чем заставляет собаку крепче зажимать его зубами (рис. 110).

Рис. 110. Приучение собаки держать предмет

Если собака хорошо держит предмет, то можно пробежать с ней метров 10–15, затем

перейти на шаг и на ходу, подав команду «дай», взять его от собаки, затем погладить ее, дать
лакомство, поиграть с ней и выгулять. После выгула начать занятия по другим приемам и
периодически   повторять   прием   «подноска   вещей».   Злоупотреблять   слишком   частым
повторением этого приема не следует, так как это может послужить причиной образования
отрицательного условного рефлекса — нежелательной связи.

Добившись хватки предмета из рук, дрессировщик, бросая предмет впереди себя на 2–

3 м, подает команду «аппорт» и быстро вместе с собакой двигается к предмету, повторяя
команду (рис. 111). Как только собака взяла предмет, дрессировщик дает команды: «хорошо»,
«аппорт», и отбегает от собаки. Пробежав 10–15 м, дрессировщик быстро поворачивается к
собаке и как только она подбежала к нему, так же как и в первом случае, по команде «дай»
отбирает у собаки предмет и поощряет ее.

Рис. 111. Посыл за предметом

Нельзя   допускать,   чтобы   собака   при   подходе   к   дрессировщику   бросала   вещь.

Дрессировщик должен успеть взять ее.

У большинства собак условный рефлекс на команду «аппорт» образуется обычно после

3–5 занятий.

В   дальнейшем   при   более   сложной   обстановке   начинают   отработку   образования

условного рефлекса и на жест. Занятия проводят без поводка. Дрессировщик, бросая предмет
и   произнося   команду   «аппорт»,   одновременно   делает   жест   —   движение   правой   руки   в
направлении предмета и двигается вперед к предмету, активизируя этим движение собаки за
брошенным   предметом.   Если   собака,   подняв   предмет,   будет   быстро   подбегать   к
дрессировщику,   то   он   должен   подпустить   собаку   к   себе   на   2–3   шага   и   подать   команду
«сидеть». После того как собака села, подается команда «хорошо», а затем следует команда
«дай». Предмет у собаки отбирают, собаку обязательно поощряют и по команде «рядом»
усаживают у левой ноги дрессировщика (см. рис. 108).

Если собака, подняв предмет, идет к дрессировщику медленно или остается на месте, а

иногда,   играя   с   предметом,   уходит   в   сторону   от   дрессировщика, —   необходимо   быстро
убегать от собаки, подавая команду «ко мне». Когда собака подбежит, усадить ее и взять
предмет. В таких случаях заниматься следует на длинном поводке, больше играть с собакой,
давать ей лакомство при подносе, добиваясь «привязанности» к себе и быстрого (на галопе)
подхода с предметом (рис. 112).

Рис. 112. Подноска предмета

Достигнув безотказной подноски брошенного предмета с расстояния 10–15 м и посадки

собаки   перед   собою,   можно   приступить   к   отработке   подноски   предмета   с   поиском   его,
увеличив расстояние броска предмета до 15–20 м. Для этого дрессировщик, усадив собаку у
левой ноги, бросает на глазах собаки какой-либо предмет в траву, кювет, на пашню и т. п.,
так, чтобы он был с места невидим, и через 10–15 секунд пускает ее на отыскание предмета.
Возможно, что во время броска собака будет срываться с места, поэтому, бросая предмет и
давая команду «сидеть», необходимо держать собаку левой рукой за ошейник или же взять ее
на короткий поводок, держа его в левой руке. В этом случае сорвавшаяся с места собака
получает   сильный   рывок,   дрессировщик   подает   вторично   команду   «сидеть»   и   после
небольшой выдержки, дав команду «аппорт» и жест в направлении брошенного предмета,
посылает собаку за аппортировочным предметом.

Первое   время   собака,   находясь   в   возбужденном   состоянии,   при   поиске   предмета

отклоняется   в   разные   стороны.   Дрессировщик   должен   оказывать   ей   помощь,   направляя
собаку в сторону лежащего предмета, подавая команду «аппорт». Одновременно вводится

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  26  27  28  29   ..