Секреты личности. Педагогика (Раншбург И.) - часть 10

 

  Главная      Учебники - Педагогика     Секреты личности. Педагогика (Раншбург И.) - 1983 год

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  8  9  10 

 

 

 

Секреты личности. Педагогика (Раншбург И.) - часть 10

 

 

жать себя перед детьми или учениками не такими, ка­

кие мы есть на самом деле. Необходимо прежде сделать 

самих себя такими или хотя бы приблизительно такими, 

какими мы хотели бы воспитать наших детей или учени­

ков. Таким образом, не будем забывать, что поведение 

воспитателя имеет значение не только на уроках или в 

«педагогических» ситуациях; эти черты характера взрос­

лых проявляются в отношениях с детьми точно так же, 

как и в других сферах жизни. 

Рассмотрим понятия «уступчивость» и «разрешение», 

поскольку их не всегда правильно понимают. Уступчи­

вость отнюдь не означает полного отсутствия ограниче­

ний со стороны родителей. Необходимо различать уступ­

чивость, проистекающую от равнодушия родителей, и 

уступчивость, основанную на доверии, которая подразу­

мевает руководство ребенком и точное знание его спо­

собностей. Следовательно, то поведение воспитателя, 

которое мы называем теплым-уступчивым, не в полной 

мере лишено всех ограничений. Ведь важнейшая задача 

семейного воспитания состоит в посредничестве между 

личностью и обществом, т. е. в семье ребенка следует 

научить жить в соответствии с принятыми общественны­

ми нормами и правилами, а это невозможно без опреде­

ленных ограничений руководства действиями ребенка. 

Таким образом, то, что в психологии понимается как 

уступчивость, нельзя смешивать ни с пренебрежитель­

ной, основанной на собственном равнодушии и нежела­

нии беспокоиться вседозволенностью, ни с чрезмерной 

мягкосердечностью родителей. Правильная уступчи­

вость должна быть органичной частью системы зависимо­

стей, в которой значительная роль отводится и необходи­

мости приспособления к общественным нормам и руковод­

ству со стороны воспитателей. Важнейшее различие меж­

ду ограничивающим и уступчивым поведением родителей 

состоит, очевидно, в том, что в последнем случае само­

стоятельность суждения, свобода волеизъявления и по­

степенно возрастающая автономия поведения являются 

нормой, соблюдения которой ожидают и от ребенка. Ог­

раничивающий воспитатель ориентируется, прежде все­

го, на правила, т. е. независимо от обстоятельств, черт 

характера он требует от ребенка неукоснительного их 

соблюдения, а уступчивый воспитатель сориентирован 

на ребенка и правила применяет гибко, с учетом его на­

клонностей и конкретных условий. 

Таким образом, определенные ограничения сущест-

149 

вуют и в уступчивом поведении .воспитателя. В связи с 

этим следует отметить еще два очень важных обстоя­

тельства. Первое: степень внешних ограничений должна 

уменьшаться по мере взросления ребенка. Следователь­

но, цель воспитания заключается в том, чтобы внешние 

ограничения, необходимые на ранних этапах развития 

личности, постепенно приняли форму внутренних ограни­

чений. Иными словами, ребенок как можно раньше дол­

жен научиться самостоятельно и ответственно ориенти­

роваться в лабиринте общественных норм. 

Второе важное обстоятельство — это тип личности 

ребенка. Существует деление на интровертов и экстра­

вертов. Экстраверт любит бывать в обществе, ощущает 

необходимость в контактах с людьми, читать или учить-

ся в одиночестве ему неприятно. Такие люди любят ост-

150 

рые ощущения, риск, часто подвергают себя опасности, 

их поступки часто зависят от настроения, обычно они 

импульсивны. Людям этого типа нравятся неуклюжие 

шутки, на все у них найдется готовый ответ, предпочита­

ют разнообразие. Они беззаботны, легкомысленны, опти­

мистичны, любят смеяться и развлекаться, подвижны и 

деятельны, но в то же время склонны к агрессивности и 

легко теряют голову. Это означает, что они не могут 

строго контролировать свои чувства и не всегда на них 

можно положиться. 

Интроверт—это тихий, замкнутый, обращенный в себя 

человек, чувствующий себя лучше среди книг, чем в об­

ществе. У него относительно немного друзей, но зато от­

ношения с ними доверительные и задушевные. В отноше­

ниях с людьми такой человек сдержан (исключение 

могут составлять только близкие друзья), прежде чем от­

ветить, предпочитают подумать. Ему не нравятся неожи­

данные, непредвиденные ситуации, поэтому он предпо­

читает соблюдать свои планы. Такие люди строго конт­

ролируют свои чувства, редко бывают агрессивными, 

редко теряют голову. Это надежные люди, придающие 

большое значение моральным нормам. 

Еще одним критерием является эмоциональная ста­

бильность. Люди, которым свойственна стабильность 

эмоций, спокойны, уравновешенны, обычно не удручены 

заботами и надежны, в то же время проявления лабиль-

ных эмоций бывают столь сильными, что они делают че­

ловека беспокойным и раздражительным. 

Попарное сопоставление признаков, представленных 

на двух осях системы координат, позволяет получить 

четыре характерных типа: интровертальный-стабильный, 

интровертальный-лабильный, экстравертальный-стабиль-

ный и экстравертальный-лабильный (см. рис.). 

Существует ясно выраженная связь между четырьмя 

типами поведения воспитателя и этими четырьмя типа­

ми личности. Стабильному интроверту соответствует 

теплое-ограничивающее поведение; интроверту лабиль­

ному— холодное-ограничивающее; экстраверту стабиль­

ному— теплое-уступчивое и, наконец, экстраверту ла­

бильному соответствует холодное-уступчивое поведение. 

Можно отметить лишь то, что ограничивающее поведе­

ние родителей стимулирует развитие интровертивных, а 

уступчивость — экстравертивных черт личности ребенка. 

Если исходить из того, что характеристики здоровой 

личности соответствуют средним проявлениям интровер-

151 

сии и экстраверсии, т. е. им не свойственны крайние про-

явления своего типа, то задача воспитания заключается 

в том, чтобы направить ребенка к этой центральной точ­

ке. Представляется очевидным, что ребенка, имеющего 

врожденную склонность к экстраверсии, следует воспи­

тывать ограничительными методами, а склонного к ин-

троверсии — уступчивым подходом родителей. Экстра-

вертальный ребенок может приблизиться к средним ха­

рактеристикам уравновешенной личности только в 

условиях строгого и решительного контроля, а интровер-

тальному ребенку для этого требуется уступчивое воспи­

тание, поощряющее проявление самостоятельности. 

Это предположение подтверждается, в частности, ис­

следованиями, согласно которым сущность различия 

между двумя типами личности заключается в том, что 

экстравертальная личность более восприимчива к поощ­

рению, а интровертальная — к наказанию. Этим можно 

объяснить, например, то, что экстравертальный ребенок 

менее устойчив к соблазну напроказничать, поскольку 

ощущение радости от каких-то действий оказывается 

сильнее страха перед возможным наказанием. В усло­

виях чрезмерной уступчивости, при отсутствии контроля 

у экстравертального ребенка может не сформироваться 

механизм внутреннего ограничения форм поведения, он 

вырастет гипосоциализированнои личностью и, таким 

образом, легко может стать на путь антисоциального по­

ведения. У интровертального ребенка, очень восприим­

чивого к запретам и наказанию, внутренний контроль 

формируется легко, и под воздействием неоправданно 

жестоких, строгих ограничений он, вероятно, станет ги-

персоциализированным: будет постоянно опасаться по­

следствий, испытывать страх перед возможной неудачей 

и чувство смятения, беспокойство. 

Хотелось бы подчеркнуть, что понятия интроверсии и 

экстраверсии не несут в себе какого-либо оценочного 

момента, т. е. было бы совершенно неправомочно рас­

суждать о том, какой из этих двух типов «лучше». Обще­

ству в равной степени необходимы и здоровая интровер-

сия, и здоровая экстраверсия, другое дело, что они дол­

жны соответствовать конкретным условиям. Именно 

поэтому имеет, пожалуй, смысл привлечь внимание чи­

тателя к тому обстоятельству, что понятие, «общитель­

ный человек» часто понимают не совсем правильно и 

отождествляют его с экстравертальный поведением. Та­

ким образом, интровертальность как бы заведомо несет 

152 

в себе какой-то недостаток. Достаточно будет вспомнить 

в этой связи оценки за поведение или прилежание, в ко­

торых нередко, хотя и ошибочно, находит отражение 

активность ученика. Нельзя забывать, что «суета» в инте­

ресах коллектива — это просто одно из качеств челове­

ка и что кто-то другой может проявить свои черты общи­

тельности совсем по-иному. Поэтому не следует считать, 

что интровертальная личность в чем-то заведомо усту­

пает экстравертальной. 

К сожалению, в современной педагогической практи­

ке нередко встречаются ситуации, совершенно обратные 

этим рекомендациям. Интровертальные дети обычно за­

мечают, что их экстравертальные сверстники пользуются 

определенными преимуществами, и в результате этого 

интровертальность первых может стать еще более выра­

женной, они будут еще более замкнутыми. Если же экс-

травертальный ребенок видит, что его поведение прини­

мается безоговорочно и окружение чрезмерно высоко 

ценит это качество, он приобретает склонность к край­

ним проявлениям экстраверсии. Следует отметить, что 

нивелирующий принцип применения наказаний и поощ­

рений не может быть признан безусловно полезным. 

Таким образом, справедливость, которая не учитыва­

ет индивидуальных качеств детей, часто не дает желае­

мого результата и потому является по существу непра­

вильным методом. Конечно, мне хорошо известно, что 

нередко бывает трудно отказаться от кажущейся спра­

ведливости такой уравниловки. Основная причина этого 

состоит в том, что дети, как уже отмечалось выше, в 

младших классах и сами являются поборниками ниве­

лирующей справедливости и потому истинную, что назы­

вается «по росту», правду расценивают как несправед­

ливость. Но все же я думаю, что типологическое разгра­

ничение этих двух типов может оказаться полезным, по­

скольку наблюдательным родителям и воспитателям не 

составит особого труда распознать интроверсию или экс­

траверсию, и если они это сделают, то наверняка найдут 

и правильный подход к своим детям. 

Необходимо привлечь внимание читателя еще к одно­

му важному вопросу. Из вышеизложенного следует, что 

экстраверсия требует более строгой дисциплины и жест­

кости. Это одновременно и так и не так, поскольку очень 

строгие преграды могут вызвать совершенно обратную 

реакцию. Мы уже говорили об эффекте сжатой пружи­

ны. Ребенок экстравертального типа с трудом примиря-

153 

ется с существованием препятствий, в особенности чрез­

мерно строгих, слишком ограничивающих его свободу, 

именно поэтому, и особенно в переходном возрасте, он 

может пытаться вырваться за пределы этих ограничений, 

отвергая при этом все ценности и нормы, ранее опреде­

лявшие его жизнь. Интровертальный ребенок менее ост­

ро реагирует на слишком жестокие ограничения, эффект 

сжатой пружины здесь не проявляется, но ребенок в 

этом случае приобретает черты мечущейся личности. 

Именно поэтому бывает так, что из семьи, в которой де­

ти воспитываются в условиях очень строгих ограниче­

ний, один ребенок вырывается на волю и находит приют 

в дурной компании, а другой становится беспокойной, 

нервозной личностью. Не следует забывать, что экстра-

вертальный ребенок очень восприимчив к поощрению. 

Следовательно, знак доверия, выражение удовлетворен­

ности может быть гораздо более эффективным средст­

вом воспитания, нежели наказание. 

Несомненно, что степень проявления интро- или экст-

равертальности, полезные или бесполезные для лично­

сти и общества формы проявления этих типов в очень 

большой мере определяются типом воспитания. 

Факт существования ребенка сам по себе не 

может решить все конфликты и противоречия в 

сфере эмоциональных, интеллектуальных или сек­

суальных связей двух взрослых людей. 

Правильное понимание матерью сигнала, по­

даваемого плачущим младенцем, оказывает глубо­

кое влияние на формирование связи «мать — ребе­

нок». 

С детства необходимо развивать культуру дви­

жений, в свое время это поможет подростку избе­

жать многих психических травм. 

Отличительной чертой интеллектуально разви­

того человека является способность к быстрым и 

правильным поступкам в неожиданных ситуациях. 

Совсем не случайно дети начинают спорить по­

сле 10 лет. 

Конфликты между родителями и подростками 

нередко прямо связаны с процессом развития мыш­

ления. 

Для нормального развития ребенка чрезвы­

чайно важно, чтобы в коммуникативных процессах 

всегда существовал определенный баланс между 

речью и другими формами общения. 

Копируя детство своих родителей, ребенок ис­

пытывает приблизительно те же ощущения, что и 

при поощрении, иными словами, в отсутствие роди­

телей воспроизведение в детском поведении роди­

тельских движений, жестов, а позднее и рассужде­

ний, ценностей позволяет ребенку как бы воспро­

изводить родителей и испытывать при этом ощуще­

ние похвалы. 

Для поведения детей, которых наказывают 

очень редко, агрессивность не характерна прежде 

всего потому, что им приходится переживать лишь 

отдельные и несистематические неудачи, которые 

не могут вызвать у них озлобления. 

В центре наших методов воспитания нередко 

стоит наказание. Если подсчитать, сколько мы ру­

гаем, запрещаем, наказываем, угрожаем и сколько 

поощряем и хвалим, то, к сожалению, чаша весов 

склонилась бы в сторону первой группы явлений. 

Каждый ребенок точно так же, как и родите-

ли, старается занять свое место в семье. 

Если рядом нет человека, который научил бы 

ребенка любить, он никогда этому не научится и не 

сможет ценить хороших отношений других людей. 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  8  9  10