Главная Учебники - Педагогика Секреты личности. Педагогика (Раншбург И.) - 1983 год
поиск по сайту правообладателям
|
|
содержание .. 8 9 10
жать себя перед детьми или учениками не такими, ка кие мы есть на самом деле. Необходимо прежде сделать самих себя такими или хотя бы приблизительно такими, какими мы хотели бы воспитать наших детей или учени ков. Таким образом, не будем забывать, что поведение воспитателя имеет значение не только на уроках или в «педагогических» ситуациях; эти черты характера взрос лых проявляются в отношениях с детьми точно так же, как и в других сферах жизни. Рассмотрим понятия «уступчивость» и «разрешение», поскольку их не всегда правильно понимают. Уступчи вость отнюдь не означает полного отсутствия ограниче ний со стороны родителей. Необходимо различать уступ чивость, проистекающую от равнодушия родителей, и уступчивость, основанную на доверии, которая подразу мевает руководство ребенком и точное знание его спо собностей. Следовательно, то поведение воспитателя, которое мы называем теплым-уступчивым, не в полной мере лишено всех ограничений. Ведь важнейшая задача семейного воспитания состоит в посредничестве между личностью и обществом, т. е. в семье ребенка следует научить жить в соответствии с принятыми общественны ми нормами и правилами, а это невозможно без опреде ленных ограничений руководства действиями ребенка. Таким образом, то, что в психологии понимается как уступчивость, нельзя смешивать ни с пренебрежитель ной, основанной на собственном равнодушии и нежела нии беспокоиться вседозволенностью, ни с чрезмерной мягкосердечностью родителей. Правильная уступчи вость должна быть органичной частью системы зависимо стей, в которой значительная роль отводится и необходи мости приспособления к общественным нормам и руковод ству со стороны воспитателей. Важнейшее различие меж ду ограничивающим и уступчивым поведением родителей состоит, очевидно, в том, что в последнем случае само стоятельность суждения, свобода волеизъявления и по степенно возрастающая автономия поведения являются нормой, соблюдения которой ожидают и от ребенка. Ог раничивающий воспитатель ориентируется, прежде все го, на правила, т. е. независимо от обстоятельств, черт характера он требует от ребенка неукоснительного их соблюдения, а уступчивый воспитатель сориентирован на ребенка и правила применяет гибко, с учетом его на клонностей и конкретных условий. Таким образом, определенные ограничения сущест- 149 |