97
Лансада — так в езде высшей школы называется прыжок лошади вперед на передние ноги с хорошо
согнутых задних ног. При обычном движении горячая лошадь делает лансады, желая вырвать повод или
сбить всадника.
Круппада — прыжок из пезады (на месте), при котором лошадь, отделившись от земли с
подобранными ногами, опускается на то же самое место.
Лошадь побуждают совершить прыжок легким тушированием по крупу. При круппаде, выходя на
прыжок, передняя часть лошади идет несколько выше, чем задняя. Лошадь подтягивает все четыре ноги
под корпус, причем подковы задних ног направлены к земле. Корпус лошади в дальнейшем принимает
горизонтальное положение, из которого она приземляется на все четыре ноги точно в то место, с которого
оттолкнулась. Круппаде лошадь обучают в пилярах или «в руках». Вначале лошадь из пиаффе поднимают
в пезаду, и в тот момент, когда она приготавливаете опуститься, ее слегка тушируют по крупу.
Туширование в момент, когда она еще находится в стадии выпрямления, может привести к тому, что
вместо круппады получится левада. За правильное исполнение круппады лошадь следует поощрить и
прекратить работу. Не надо забывать в момент туширования щелкать языком, это является условным
раздражителем для лошади. После работы в пилярах под легким всадником можно перейти к исполнению
круппады без развязок, причем посыл шенкелями должен несколько опережать начало опускания лошадью
передних ног и сочетаться с выдержкой поводом.
Баллотада. Этот школьный прыжок отличается от круппады только иным положением задних ног.
В круппаде, находясь в воздухе, лошадь все четыре ноги держит поднятыми к животу, в баллотаде же
задние ноги более разогнуты в путовых суставах, лошадь как бы показывает своп подковы и,
приземлившись на все четыре ноги, переходит в пиаффе.
Лошадь, имеющую способность к баллотаде, готовят по тому же методу, что и к круппаде.
Каприоль. Этот прыжок часто называют оленьим. На каприоли лошадь поднимается на пезаду,
стремительно и сильно отталкивается от земли вверх и вперед. Это самый эффектный и в то же время
самый трудный по исполнению школьный прыжок. Выполнить каприоль под силу лишь сильной, хорошо
сложенной лошади, имеющей природную легкость движений, спокойный и в то же время энергичный
характер и, самое главное, способность к школьным прыжкам. Лошадь в пилярах заставляют подняться
сначала на высокую пезаду, а затем на баллотаду или круппаду (некоторые лошади переходят в каприоль
уже из пезады). Уловив момент начала опускания, тренер резким ударом по крупу заставляет лошадь
лягнуть задними догами, причем, подчеркиваем, очень важно проделать это именно в момент опускания, в
противном случае лошадь сделает только прыжок вперед и каприоль не получится. И процессе работы в
пилярах на лошадь сажают легкого, крепко сидящего в седле всадника, сочетают посыл бичом, голосом и
шенкелем. В дальнейшем лошадь работает вне пиляр — под всадником и без него, на лонже. Помощник
при этом находится позади на безопасном расстоянии и держит лонжу высоко и слегка натянутой. В
момент, когда всадник вышлет лошадь на каприоль, помощник щелкает бичом, чтобы лошадь отбивала
задними ногами. После того как лошадь начнет стабильно и без сопротивления исполнять каприоль на
лонже, можно перейти к работе без нее. Первое время помощник, находясь позади с хлыстом, готов прийти
в случае необходимости на помощь всаднику.
В дальнейшем переходят на одно воздействие (шенкель, голос, щелчок) и считают лошадь готовой,
если она выходит на каприоль только от щелчка языком.
Удержаться в седле во время каприоля дело непростое. Посадка всадника должна быть очень
прочной, так как лошадь при отталкивании и во время энергичного отбивания задними ногами создает
сильные толчки, выбивающие из седла (у седла при исполнении каприоля отстегиваются стремена).
Особенно важно знание всадником особенностей своей лошади при каприоле. Желательно заставить
лошадь пиаффировать перед каприолем в полном сборе и с предельным импульсом.
Г
ЛАВА
10.
РАЗНОВИДНОСТИ
ЦИРКОВЫХ
НОМЕРОВ
ВЫСШЕЙ
ШКОЛЫ
ВЕРХОВАЯ
ЕЗДА
В
ДАМСКОМ
СЕДЛЕ.
ОБЩИЕ
СВЕДЕНИЯ
В конный жанр органически вписываются школьные наездницы — амазонки. Возникновение этого
жанра, как свидетельствует Е. М. Кузнецов, «связывается с именем Каролины Лойо, которая в цирковых
летописях считается первой профессиональной наездницей высшей школы. Каролина Лойо,