(М. Анисимов) Дрессировка лошадей в цирке - часть 13

 

  Главная      Учебники - Разные     (М. Анисимов) Дрессировка лошадей в цирке - 1979 год

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  11  12  13  14   ..

 

 

(М. Анисимов) Дрессировка лошадей в цирке - часть 13

 

 

 

97 

Лансада — так в езде высшей школы называется прыжок лошади вперед на передние ноги с хорошо 

согнутых  задних  ног. При  обычном  движении  горячая лошадь  делает  лансады,  желая  вырвать  повод  или 
сбить всадника. 

Круппада  —  прыжок  из  пезады  (на  месте),  при  котором  лошадь,  отделившись  от  земли  с 

подобранными ногами, опускается на то же самое место. 

Лошадь побуждают совершить прыжок легким тушированием по крупу. При круппаде, выходя на 

прыжок,  передняя  часть  лошади  идет  несколько  выше,  чем  задняя.  Лошадь  подтягивает  все  четыре  ноги 
под  корпус,  причем  подковы  задних  ног  направлены  к  земле.  Корпус  лошади  в  дальнейшем  принимает 
горизонтальное положение, из которого она приземляется на все четыре ноги точно в то место, с которого 
оттолкнулась. Круппаде лошадь обучают в пилярах или «в руках». Вначале лошадь из пиаффе поднимают 
в  пезаду,  и  в  тот  момент,  когда  она  приготавливаете  опуститься,  ее  слегка  тушируют  по  крупу. 
Туширование  в  момент,  когда  она  еще  находится  в  стадии  выпрямления,  может  привести  к  тому,  что 
вместо  круппады  получится  левада.  За  правильное  исполнение  круппады  лошадь  следует  поощрить  и 
прекратить  работу.  Не  надо  забывать  в  момент  туширования  щелкать  языком,  это  является  условным 
раздражителем для лошади. После работы в пилярах под легким всадником можно перейти к исполнению 
круппады без развязок, причем посыл шенкелями должен несколько опережать начало опускания лошадью 
передних ног и сочетаться с выдержкой поводом. 

Баллотада. Этот школьный прыжок отличается от круппады только иным положением задних ног. 

В  круппаде,  находясь  в  воздухе,  лошадь  все  четыре  ноги  держит  поднятыми  к  животу,  в  баллотаде  же 
задние  ноги  более  разогнуты  в  путовых  суставах,  лошадь  как  бы  показывает  своп  подковы  и, 
приземлившись на все четыре ноги, переходит в пиаффе. 

Лошадь, имеющую способность к баллотаде, готовят по тому же методу, что и к круппаде. 
Каприоль.  Этот  прыжок  часто  называют  оленьим.  На  каприоли  лошадь  поднимается  на  пезаду, 

стремительно  и  сильно  отталкивается  от  земли  вверх  и  вперед.  Это  самый  эффектный  и  в  то  же  время 
самый трудный по исполнению школьный прыжок. Выполнить каприоль под силу лишь сильной, хорошо 
сложенной  лошади,  имеющей  природную  легкость  движений,  спокойный  и  в  то  же  время  энергичный 
характер  и,  самое  главное,  способность  к  школьным  прыжкам.  Лошадь  в  пилярах  заставляют  подняться 
сначала на высокую пезаду, а затем на баллотаду или круппаду (некоторые лошади переходят в каприоль 
уже  из  пезады).  Уловив  момент  начала  опускания,  тренер  резким  ударом  по  крупу  заставляет  лошадь 
лягнуть задними догами, причем, подчеркиваем, очень важно проделать это именно в момент опускания, в 
противном случае лошадь сделает только прыжок вперед и каприоль не получится. И процессе работы  в 
пилярах на лошадь сажают легкого, крепко сидящего в седле всадника, сочетают посыл бичом, голосом и 
шенкелем. В дальнейшем лошадь работает вне пиляр — под всадником и без него, на лонже. Помощник 
при  этом  находится  позади  на  безопасном  расстоянии  и  держит  лонжу  высоко  и  слегка  натянутой.  В 
момент,  когда  всадник  вышлет  лошадь  на  каприоль,  помощник  щелкает  бичом,  чтобы  лошадь  отбивала 
задними  ногами.  После  того  как  лошадь  начнет  стабильно  и  без  сопротивления  исполнять  каприоль  на 
лонже, можно перейти к работе без нее. Первое время помощник, находясь позади с хлыстом, готов прийти 
в случае необходимости на помощь всаднику. 

В дальнейшем переходят на одно воздействие (шенкель, голос, щелчок) и считают лошадь готовой, 

если она выходит на каприоль только от щелчка языком. 

Удержаться  в  седле  во  время  каприоля  дело  непростое.  Посадка  всадника  должна  быть  очень 

прочной,  так  как  лошадь  при  отталкивании  и  во  время  энергичного  отбивания  задними  ногами  создает 
сильные  толчки,  выбивающие  из  седла  (у  седла  при  исполнении  каприоля  отстегиваются  стремена). 
Особенно  важно  знание  всадником  особенностей  своей  лошади  при  каприоле.  Желательно  заставить 
лошадь пиаффировать перед каприолем в полном сборе и с предельным импульсом. 
 
 

Г

ЛАВА 

10.

 

РАЗНОВИДНОСТИ

 

ЦИРКОВЫХ

 

НОМЕРОВ

 

ВЫСШЕЙ

 

ШКОЛЫ 

 

ВЕРХОВАЯ

 

ЕЗДА

 

В

 

ДАМСКОМ

 

СЕДЛЕ.

 

ОБЩИЕ

 

СВЕДЕНИЯ 

 

В конный жанр органически вписываются школьные наездницы — амазонки. Возникновение этого 

жанра, как свидетельствует Е. М. Кузнецов, «связывается с именем Каролины Лойо, которая в цирковых 
летописях  считается  первой  профессиональной  наездницей  высшей  школы.  Каролина  Лойо, 

 

98 

дебютировавшая  в  Олимпийском  театре-цирке  зимой 1833 года,  пришла  сюда  из  частного  спортивного 
манежа. Это был первый случай, когда через замкнутый цирковой барьер перешагнул спортсмен-любитель. 
Эффект  от  выступлений  Каролины  Лойо  оказался  несколько  неожиданным:  она  очень  быстро  завоевала 
самую  разнообразную  публику  и  заняла  положение  примадонны  парижского  стационара,  причем  ее 
личный успех перерастал в принципиальный успех самого жанра... И приблизительно с начала 40-х годов 
цирк без школьной наездницы был уже немыслим». В дальнейшем наряду с сольными выступлениями был 
создан  ряд  комбинированных  композиций:  школьные  дуэты,  парные  школьные  тандемы  и  школьные 
кадрили.  Неоспоримы  некоторые  преимущества  прекрасного  пола,  способствующие  успеху  амазонок, — 
это их относительно малый вес, гибкость тела, легкость и чувствительность (мягкость) рук, миловидность 
и изящество в сочетании с мощностью и темпераментом коня, послушного воле своей хозяйки. 
 

СЕДЛОВКА

 

И

 

ПОСАДКА 

 

Основной особенностью дамской езды является посадка, зависящая от конструкции седла. Дамское 

седло  имеет  два  рожка,  расположенных  на  левой  стороне  передней  части  седла  (луки).  Верхний  рожок 
служит  упором  для  правой  ноги  наездницы,  нижний — для  упора  левой  ноги  выше  колена.  Чем  ближе 
один к другому расположены рожки, тем это удобнее для наездницы с короткими ногами, и наоборот. 

Рожки  крепятся  к  седлу  с  помощью  винта,  а  не  наглухо.  Подвижные  рожки  имеют  несомненное 

преимущество,  так  как  седлом  при  этом  могут  пользоваться  наездницы  различных  комплекций.  Сиденье 
дамского  седла  должно  быть  невысоким,  горизонтальным  и  достаточно  широким,  в  зависимости  от 
телосложения  всадницы.  Седло  накладывается  так,  чтобы  оно  не  слишком  обременяло  плечи  лошади, 
подпруга  же  подтягивается  сильнее,  чем  у  мужского  седла.  Даже  очень  опытные  наездницы  не  могут 
избежать некоторого колебания в правую сторону, поэтому прочное положение дамского седла на спине у 
лошади  очень  важно.  Если  седло  в  связи  с  особенностями  сложения  лошади  может  смещаться  назад, 
следует  одеть  подперстье,  которое  безусловно  необходимо  при  поднимании  лошади  на  «гох».  Сидеть 
амазонка должна прямо на середине седла, с корпусом (лицом), обращенным вперед, а не сидеть на левом 
боку  лошади.  Обе  ноги  перекинуты  влево.  Только  в  этом  случае  посадка  будет  удобной,  красивой, 
уверенной и элегантной. 

Колени держать возможно ближе одно к другому, 

правым  плотно  облегать  спереди  назад  верхний  рожок, 
левая  нога,  упираясь  в  стремя,  прилегает  к  нижнему 
рожку.  Бедро  левой  ноги  прижато  к  седлу,  а  голень 
отвесно  свешивается  вниз,  пятка  опущена,  стремя 
держать  на  широкой  части  ступни.  Корпус  слегка 
откинут  назад  (рис. 43). Особенно  надо  остерегаться 
заваливания  левого  плеча,  это  искажает  посадку 
амазонки.  Кроме  того,  в  посадке  всадницы  могут  быть 
ошибки,  бросающиеся  в  глаза  зрителю:  амазонка 
наклоняется  вперед  или  чересчур  выставляет  правое 
плечо, перегибается на правую сторону, наклоняет влево 
верхнюю часть корпуса. На рыси часто можно заметить резкие высокие приподнимания амазонки от седла, 
разведение  локтей  в  сторону,  смещение  корпуса  вперед.  Что  касается управления  лошадью,  то  все  ранее 
сказанное по этому поводу относится и к управлению с дамского седла. Разница заключается лишь в том, 
что  хлыст  в  дамском  седле  заменяет  правый  шенкель,  причем  действие  левого  шенкеля  должно  быть 
связано  с  работой  хлыста.  Когда  действует  хлыст,  заменяя  правый  шенкель,  то  левая  нога  должна  быть 
готова оказать противодействие, то же самое требуется от хлыста, когда действует левый шенкель. Хлыст 
держат при движении в правой руке, сантиметров на десять ниже ручки, наподобие карандаша — тонким 
концом вниз. Хлыст при этом лежит, прилегая к лошади, за задним краем правого крыла седла. Большое 
значение  имеет  правильная  пригонка  стремени,  при  котором  амазонка  в  состоянии  свободно 
приподниматься  в  седле,  упираясь  на  стремя  слегка  согнутой  ногой.  Короткое  стремя  вынуждает 
нагибаться  вправо,  а  при  длинном  стремени  корпус  перегибается  влево  (сползает),  и  нога  утомляется  в 
постоянной погоне за ускользающим стременем. 

Сходя  с  лошади,  амазонка  вынимает  левую  ногу  из  стремени,  снимает  правую  с  рожка  и 

поворачивается правым плечом к голове лошади, садясь боком, затем положив руки на плечи помощника, 
спрыгивает с седла на носки, с приседаньем. 

Рис. 43 

 

99 

Лошадь для амазонки, отвечая общим требованиям к цирковой лошади, должна быть: 

1. Хорошо выезжена. 
2. Чувствительна в поводу (легко управляема поводом). 
3. Обладает мягким, плавным ходом. 

Так  как  дамское  седло  занимает  гораздо  больше  места,  чем  мужское,  желательно  иметь  лошадь  с 

удлиненным туловищем. 

Ввиду  неравномерного  распределения  тяжести  всадницы  на  дамском  седле  следует  отдавать 

предпочтение лошадям сильным, с широкой спиной и широкой, правильной постановкой ног. 
 

ПРИЕМЫ

 

ПОСАДКИ

 

В

 

ДАМСКОЕ

 

СЕДЛО 

 

Садясь  на  лошадь  в  дамское  седло  и  сходя  с  нее,  амазонка  встречает  некоторые  затруднения  и 

требует посторонней помощи. Существует несколько приемов этой помощи. Опишем два. 

 

 

Рис 44 

1.  Всадница  подходит  к  лошади  на  уровне  левого  крыла  седла  лицом 
вперед,  плечи  перпендикулярны  лошади.  Взяв  свободно  поводья  в 
правую  руку,  упирается  ею  в  верхний  рожок,  ставит  левую  ногу  на 
скрещенные ладони помощника, лежащие на его правом колене, а свою 
левую  руку  кладет  на  его  плечо.  Затем  амазонка  отталкивается  от 
земли  правой  ногой,  выпрямляет  левую  и  поворачивается  спиной  к 
лошади, упираясь левой рукой в плечо помощника, который при этом 
выпрямляется и тем самым помогает всаднице подняться выше седла и 
сесть  в  него  боком.  Помощник  подает  ей  стремя,  хлыст  и  поправляет 
платье. Всадница поворачивается правым плечом назад, перекидывает 
правое колено через верхний рожок, берет стремя, разбирает поводья, 
берет  их  в  левую  руку,  а  в  правую  берет  хлыст.  Чтобы  действия 
амазонки и помощника совпадали, он считает и по счету «три» сажает 
амазонку в седло (рис. 44). 
2. Посадка  всадницы в седло с подставки осуществляется следующим 
образом. 
 

Рис. 45 

Стоя на подставке, она вставляет левую ногу в стремя и, взяв в 

левую  руку  поводья,  упирается  ею  в  переднюю  луку,  а  правой — в 
сиденье  седла.  Затем,  отталкиваясь  правой  ногой,  выпрямляет  левую, 
поворачивается  спиной  к  лошади,  садится  в  седло  боком  и  вынимает 
ногу  из  стремени.  В  дальнейшем  поступает,  как  и  при  посадке  с 
помощником (рис.45). 
 

 

ТАНДЕМ 

 

 

Тандем  (школьный  тандем) — номер 

высшей  школы  верховой  езды,  введенный  в 
цирковой  репертуар  Парижским  Олимпийским 
театром-цирком  Лоренцо  Франкони  в  конце 20-х 
годов XIX века.  Демонстрируя  тандем,  артист 
руководит  при  помощи  длинных  лонж  (вожжей)  и 
фарпайча 

одной 

или 

двумя 

лошадьми, 

запряженными  цугом,  то  есть  одна  за  другой,  сидя 
верхом  на  задней  лошади.  Подседельной  лошадью 
управляют как обычной верховой (рис.46). 

Рис. 46

 

 

100 

Тандем  может  быть  двойным  или  тройным.  Лошадей  дрессируют  как  обычно  для  высшей  школы 

верховой  езды,  но  в  дальнейшем  из  средств  управления  передними  лошадьми  исключается  шенкель  и 
уклоны  корпуса.  Для  достижения  этой  цели  дрессировщик  в  процессе  обучения  лошадей  элементам 
высшей школы постепенно ослабляет давление шенкелей и уклонов корпуса и, доведя их до полной пас-
сивности, действует только поводьями. 

Можно передних лошадей с самого начала обучать «в руках», не садясь на них верхом. Для этого 

отрабатывают  испанский  шаг — сначала  одной  передней  ногой,  а  затем  другой — тушированием  с 
одновременным  нерезким  натягиванием  соответствующего  повода (короткой  лонжи),  требуя  при  этом  от 
лошади постоянного упора на повод. В этом случае очень полезен легкий посыл, производимый идущим 
сзади  помощником.  После  того  как  лошадь  начнет  уверенно  высоко  и  свободно  двигаться  испанским 
шагом (маршировать) «в руках», дрессировщик переходит на управление длинными лонжами, заставляя ее 
выше поднимать ноги, по необходимости усиливает действие поводьев тушированием и подкармливает за 
хорошую  работу.  Заставлять  лошадь  идти  правильным  пассажем  на  длинных  поводьях  трудней  (в 
большинстве  случаев),  чем  обучить  испанскому  шагу  (хотя  встречаются  лошади,  которые  прекрасно 
«пассажируют» «в  руках»,  поэтому  обучение  идет  под  верхом,  с  постепенным  переходом  на  управление 
только  поводьями.  Добившись  от  лошади  спокойного  пассажа  под  воздействием  только  поводьев, 
переходят на управление с земли (на длинных поводьях). 

Последующим  этапом  будет  репетиция  с  двумя  лошадьми,  управляемыми  с  земли.  Дрессировщик 

при  этом  держит  в  каждой  руке  по  два  повода.  Как  и  в  предыдущем  случае,  дрессировщику  помогают 
помощники  (берейторы).  Основная  задача  дрессировщика  при  этом  кроме  поддержания  четких,  высоких 
движений  испанского  шага  и  пассажа  добиться  синхронности  выноса  ног  обеими  лошадьми,  идущими 
испанским  шагом.  Синхронность  при  пассаже  требует  огромного  труда  и  очень  одаренных  лошадей  с 
одинаковым  характером  аллюра.  Перемене  ног  на  галопе  всех  лошадей  тандема  следует  обучать  под 
седлом.  Наконец,  работа  по  созданию  школьного  тандема  заканчивается  отработкой  маневренных 
движений  всех  трех  лошадей,  управляемых  дрессировщиком  с  седла  своей  лошади;  это  достигается  в 
несколько  этапов — репетируют  последовательно  со  средней  лошадью  и  головной  рездельно,  а  затем 
объединяют всех трех вместе. Демонстрируя тандем, дрессировщик не имеет возможности применять при 
управлении  передними  лошадьми  такие  мощные  условные  раздражители,  как  шенкеля,  шпоры  и  уклоны 
корпуса.  В  связи  с  этим  особое  значение  имеет  выработка  стойких  двигательных  навыков,  вызываемых 
поводьями.  В  связи  с  этим  необходимо  указать,  что  отличные  результаты  дает  при  обучении  лошади 
испанскому шагу в руках (для тандема) применение стула с наклонным сиденьем, обитым войлоком. После 
того  как  лошадь  при  тушировании  подняла  переднюю  ногу,  помощник,  идущий  впереди,  подхватывает 
находящуюся  в  воздухе  ногу,  ставит  ее  на  стул  и  немедленно  подкармливает  лошадь.  После  того  как 
лошадь  спокойно  (по  требованию  дрессировщика)  ставит  ногу  на  сиденье  стула,  помощник  в  момент 
подъема  лошадью  ноги  относит  его,  добиваясь  от  лошади  шага,  чтобы  достать  стул  поднятой  ногой  и 
выработать у нее условный рефлекс «погоню за стулом». В дальнейшем стул заменяют деревянной плас-
тиной, шириной 20—25 см и длиной 70—80 см из толстой фанеры на древке. Пластину эту держит перед 
лошадью идущий сбоку помощник. Стараясь достать эту пластину, лошадь приучается двигаться, вперед 
испанским шагом, вынося ногу вверх и вперед. 

Высота подъема передних ног лошадей при испанском шаге и рыси должна доходить до уровня ее 

плечевого сустава и выше. Описанные выше стул и пластину с успехом можно использовать, обучая ло-
шадь испанской рыси. 

Композиция  движений  лошадей  (маневрирование)  в  тандеме,  выбор  школьных  аллюров  и  их 

чередование (последовательность) всецело зависят от режиссерской изобретательности дрессировщика, его 
художественного  вкуса,  опыта  и  подготовленности  лошадей.  Примерная  схема  выступления  хорошо 
отрепетированного тандема может быть следующая: 
Выезд  испанской  рысью  на  середину  манежа,  остановка  и  салют,  переход  в  рысь  или  пассаж,  вольты  и 
заезды в обе стороны. Шаг — первая лошадь по барьеру передними ногами, вторая лошадь — задними, или 
наоборот. Дрессировщик по первой или второй писте, галоп — перемена направления, заезды — переход в 
шаг, головная лошадь — переднее балансе, средняя и подседельная — заднее балансе. Уход с манежа — 
первая и вторая лошадь на «гох», подседельная — после пассажа. Конец каждой репризы можно отмечать 
салютом на середине манежа. 

Очень  зрительно  выигрывает  так  называемый  школьный  парный  тандем,  исполняемый  синхронно 

кавалером  и  амазонкой.  Особое  значение  имеет  в  тандеме  однотипность  внешних  форм  лошадей, 
положение  их  голов.  Масти  лошадей  могут  быть  контрастными:  например,  первая  лошадь  вороная, 
остальные  серые  или, наоборот,  первая  серая,  остальные  вороные;  первая  и  подседельная  серые,  средняя 

 

101 

вороная.  Все  лошади  гнедые,  серые  или  вороные.  Следует  избегать  брать  в  тандем  лошадей  блеклых 
мастей:  чалых,  бурых,  темно-рыжих.  При  парном  тандеме  желательно,  чтобы  у  партнеров  были  лошади 
разных  мастей.  Например,  у  кавалера — вороные,  у  амазонки — серые,  буланые  и  соловые,  чубарые  и 
пегие. Подседельная лошадь никоим образом не должна быть выше ростом остальных. Большое значение 
при  демонстрации  имеют  костюмы  артистов,  сбруя  и  убранство  лошади.  Учитывая,  что  цирковая  работа 
тандем восходит к старым временам, не следует лишать ее пышности и помпезности. 

Догкарт  (легкий  двухколесный  одноконный 

экипаж).  Здесь  цирковой  номер  высшей  школы 
верховой  езды,  в  котором  артист  (в  большинстве 
случаев  артистка),  сидя  в  экипаже,  управляет 
лошадью  лонжами  (вожжами)  и бичом (фарпайчем). 
Школьную лошадь запрягают в догкарт при помощи 
изогнутого  дышла,  укрепленного  шарниром  к 
седелке  (рис. 47). Такое  крепление  дает  лошади 
свободу движения, не мешает производить повороты 

и  боковые  движения.  Дрессировка  лошадей  для  догкарта  и  техника  управления  ими  не  отличается  от 
подготовки  и  управления  лошадьми  в  тандеме.  Запряженная  в  догкарт  лошадь  идет  испанским  шагом, 
испанской  рысью,  пассажем,  двигается  в  два  следа  (боковые  движения),  исполняет  салют,  балансе  и 
поклоны. 

Значительные  колебания  тела  галопирующей  лошади  передаются  на  экипаж,  поэтому  галоп  в 

догкарте неприемлем. Эффектность догкарта на манеже во многом зависит от внешней декоративности и 
режиссерского  решения.  Как  свидетельствует  Е.  М.  Кузнецов,  во  времена  увлечения  этим  номером 
«вожжи, сиденье и колеса догкарта разукрашивались цветочными гирляндами, костюм наездницы делался 
в тон и в стиль упряжки или, вернее, упряжь лакировалась и отделывалась «под костюм»; наконец, в номер 
вводились  дрессированные  собаки,  которые  шли  между  колес  или  на  ходу  лошади  юлили  у  нее  между 
копытами».  Подготовка  двойного  догкарта  (с  двумя  запряженными  цугом  лошадьми)  требует  от 
дрессировщика  большого  искусства,  опыта  и  времени,  что  вполне  оправдывается  эффектностью  этого 
номера. 

МУЗЫКАЛЬНОЕ

 

СОПРОВОЖДЕНИЕ

 

НОМЕРОВ

 

ВЫСШЕЙ

 

ШКОЛЫ 

 

Для придания большей эффектности и помпезности показу номеров высшей школы каждый из них 

должен иметь музыкальное сопровождение. 

Основа этого сопровождения — полная синхронность ритма музыки с ритмом движений лошади. 
Необходимо помнить, что, несмотря на наличие хорошей музыкальной памяти, не лошадь следует 

за ритмом музыки, а музыка сопровождает движения лошади. 

Для этого дирижер оркестра следит за ритмом движения лошади и в соответствии с ними управляет 

ритмом  оркестра.  Как  правило,  для  музыкального  сопровождения  номеров  высшей  школы  подбираются 
ритмичные танцевальные и маршевые мелодии. Например, для балансе — румба, а для пассажа — марши и 
т.  д.  Чем  четче  и  ритмичнее  будет  звучать  оркестр,  тем  синхроннее  и  эффектнее  движения  лошади.  Они 
будут для зрителей создавать полное впечатление, что лошадь «танцует». 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

Рис. 47 

 

102 

Ч

АСТЬ 

V

    

ДРЕССИРОВКА

 

ЛОШАДЕЙ

 

«НА

 

СВОБОДЕ» 

 

Под  дрессировкой  лошадей  «на  свободе»  имеется  ввиду  приучение  лошади  к  выполнению 

различных  сложных  движений,  поз  и  трюков  без  всадника,  а  по  командам  и  незаметным  для  зрителей 
сигналам  и  знакам,  подаваемым  дрессировщиком.  Чем  незаметнее  для  зрителей  будет  влияние 
дрессировщика  на  лошадь,  чем  естественнее  и  непринужденнее  лошадь  будет  выполнять  свой  трюк,  тем 
эффектнее будет номер, создавая великолепное цирковое зрелище. 
 

Г

ЛАВА 

1.

 

МЕТОД

 

ДРЕССИРОВКИ

 

И

 

ПОДБОР

 

ЛОШАДЕЙ 

 

ОБЩИЕ

 

ПОЛОЖЕНИЯ 

 

«Свобода», «дрессированные лошади на свободе» — так в цирковой программе (репертуаре цирка) 

называют  конные  номера,  в  которых  дрессированные  лошади  без  всадника  выполняют  на  манеже  по 
командам и знакам дрессировщика различные построения, фигуры и трюки. 

Дрессировщик  заставляет  выученную  лошадь  (лошадей)  выполнять  всю  работу  по  командам,  по 

условным  знакам,  движениям  шамбарьера  и  фарпайча,  по  своим  почти  незаметным  передвижениям  на 
манеже.  Чем  незаметнее  в  свободе  (конечно,  как  и  в  любых  других  номерах  дрессуры)  воздействие 
дрессировщика  на  лошадь,  тем  сильнее  у  зрителей  эстетическое  восприятие  искусства  дрессировки. 
Цирковой дрессировщик — это и артист и режиссер-постановщик своих номеров. Артистизм его слагается 
из  умения  эффектно  показать  лошадей  на  свободе,  умения  красиво  держать  себя  на  манеже  и  творчески 
развивать художественно-постановочные принципы уже найденных решений в программах данного жанра. 
Слагаемые  красоты — это  мягкая  пластическая  манера  дрессировщика  легкость  и  безупречность 
исполнения  лошадью  трюкового  репертуара  и  всей  работы,  ее  дисциплинированность  и,  безусловно, 
экстерьер. 

МЕТОД

 

ДРЕССИРОВКИ 

 

Гуманные  методы  обращения  с  животными  значительно  лучше  влияют  на  красоту,  на  высокое 

художественно-эстетическое  восприятие  зрелища  и  выполняют  задачу  морально-воспитательного 
воздействия как на зрителя, так и на самих артистов советского цирка. 

Для советского циркового дрессировщика даже не может быть предметом дискуссии вопрос, какой 

метод  применять  в  дрессировке:  суровый — грубый  или  гуманный — мягкий.  Дисциплинированные, 
исполнительные  и  добронравные  лошади  никогда  не  могут  быть  воспитаны  грубостью,  побоями,  при 
отсутствии доверия лошади к человеку. В условиях производственной работы в цирке неизмеримо велико 
значение  гуманной  дрессуры,  охватывающей  методы  комплексного  воздействия  на  лошадь.  Выработка 
условных  рефлексов  должна  строиться  в  первую  очередь  на  поощрении  (вкусовом,  ободрении  голосом, 
лаской),  на  применении  строгости  и  требовательности  в  интонациях  голоса  и  настойчивости.  И  только  в 
последнюю  очередь,  и  как  можно  реже,  разрешается  допускать  в  принуждении  или  в  наказании  болевой 
раздражитель. 

Частое применение болевых приемов в дрессировке приводит к тому, что лошадь начинает бояться 

дрессировщика,  дрожит,  подходя  к  нему,  нервничает,  предчувствуя  удары  и  побои,  поджимает  хвост, 
вызывая у зрителя своим видом жалость и отрицательное отношение к дрессировщику. 

При гуманном методе дрессировки лошадь быстрее усваивает все требования и трюки, которым ее 

обучают, весело и безошибочно выполняет их, и у дрессировщика вырабатывается контакт с лошадью, а у 
нее — любовь к нему, желание подчиняться. И наоборот, лошадь, выдрессированная грубыми, болевыми 
приемами,  начинает  ненавидеть  дрессировщика,  у  нее  вырабатывается  нежелание  подчиняться  ему,  а  в 
цирке  этот  метод  приводит  еще  и  к  непоправимым  результатам.  Лошадь,  обладая  относительно 
ограниченными  умственными  способностями,  все  же  достаточно  умна  и  сообразительна.  Поэтому, 
понимая,  что  на  репетициях  за  неподчинение  командам  и  неисполнение  трюков  ее  тотчас  ждут  побои 
(болевые раздражители), она выполняет все требования дрессировщика четко и безошибочно. В условиях 
же  представления  (зрители,  музыка,  свет,  костюмы,  другая  сбруя),  когда  лошадь  нельзя  бить  за 
неподчинение и ошибки, она познает возможность не подчиняться командам, не выполнять сразу и четко 

 

103 

трюки, фигуры и перестроения, и в итоге дрессировщик демонстрирует свою плохую работу. Надо здесь 
напомнить о том, что наказание лошади за непослушание и ошибки после представления, спустя некоторое 
время, не может быть лошадью понято и послужит только развитию нервозности и озлобления. 

Нельзя  обойти  молчанием  и  не  обратить  внимания  также  и  на  этическую  сторону  грубого  метода 

дрессировки, его отрицательного влияния на людей циркового коллектива, в котором познают жизнь и по-
стоянно вращаются не только взрослые, но и дети большинства работников. 

Выработка и обучение дрессировке по единой методике и следование ей в работе имеет огромное 

теоретическое и практическое значение для развития искусства циркового конного жанра, возрождения его 
художественных  ценностей  и  для  экономической  эффективности  в  производственно-эксплуатационном 
процессе. Положения эти относятся не только к дрессуре на свободе, но и к выездке лошадей для цирковых 
номеров  высшей  школы,  к  возрождению  и  совершенствованию  мастерства  разнообразных  цирковых 
наездников, для дальнейшего художественного развития в целом искусства циркового конного жанра. 

Говоря  о  методах  дрессировки,  нельзя  также  забывать,  что  кроме  твердого  знания  законов 

выработки  у лошадей нужных условных рефлексов и торможения вредных дрессировщик в своей работе 
должен всегда иметь в виду следующее: 
1.  Выбирать  амплуа  для  каждой  лошади  надо  в  зависимости  от  ее  способностей  (к  аппортировке, 
подниманию на дыбы, пиаффированию и т. д.), ведя наблюдение, когда лошади находятся еще в конюшне. 
2.  Процесс  закрепления  определенных  навыков  (трюков,  движений)  считать  законченным,  когда  твердо 
установится связь между командами и выполняемыми действиями лошади. 
3.  В  зависимости  от  типа  высшей  нервной  деятельности  у  лошадей  по-разному  проявляется  характер 
преобладающих  реакций,  и  на  один  и  тот  же  раздражитель  у  двух  лошадей  реакция  может  быть 
совершенно  различной.  У  одних  преобладает  оборонительная  реакция  в  активной  форме,  у  других — в 
пассивной. У некоторых лошадей более резко выражена пищевая, или ориентировочная реакция. Умение 
определять  по  поведению  лошадей  характер  преобладающей  реакции  имеет  очень  важное  практическое 
значение  в  дрессировке.  Наличие  той  или  другой  преобладающей  реакции  (характера)  требует  от 
дрессировщика  определенного  подхода.  Например,  с  робкими,  трусливыми  лошадьми  следует  соблюдать 
осторожность,  развивая  у  них  смелость.  Дрессировку  лошадей  с  преобладанием  пищевых  реакций 
(жадных) целесообразно строить на пищевых безусловных раздражителях (подкормка). 

У молодых лошадей высшая нервная деятельность очень пластична и легче поддается переделке, а у 

старых она консервативнее. Можно тем или иным способом форсировать развитие определенных качеств у 
лошади,  но  нельзя  ставить  для  беззащитной  лошади  непосильные  сегодня  для  нее  задачи  и  требовать  их 
исполнения.  Практика  такого  рода  никогда  не  имела  успеха,  калечила  животных,  а  затраченный  труд 
оставался без вознаграждения. По учению И. П. Павлова при образовании условного рефлекса в качестве 
начального раздражения является раздражение клеток коры больших полушарий головного мозга. Немалое 
значение имеет при этом физическая сила раздражителя. Чем сильнее условный раздражитель, чем больше 
энергии  поступает  с  ним  в  большие  полушария  головного  мозга,  тем  больше  условно-рефлекторный 
эффект (при прочих равных условиях), тем энергичнее двигательная реакция. Но есть предел, за которым 
еще более сильный раздражитель не увеличивает, а уменьшает этот эффект. 

Чтобы  выработать  у  лошади  прочный  условный  рефлекс,  необходимо  время  от  времени 

подкреплять его безусловным раздражителем, на основе которого он был выработан (например, подкормка, 
туширование и т. д.). Если такое подкрепление отсутствует, то проявление условного рефлекса постепенно 
ослабевает  и  в  конце  концов  может  совсем  исчезнуть.  Иначе  говоря,  происходит  угасание  рефлекса.  Не 
всякий раздражитель одинаково действует на разных лошадей. Сильный окрик дрессировщика или резкое 
туширование  у  одной  лошади  вызывает  усиленное  возбуждение,  и  она  активно  начинает  работать,  а  у 
другой лошади этот же раздражитель вызывает отказ выполнять команды дрессировщика. Объясняется это 
тем, что сильный раздражитель вызвал у второй лошади сильное возбуждение нервных клеток, превысив 
их  работоспособность.  В  виде  защиты  от  сильного  раздражителя  в  нервных  клетках  развивается 
запредельное  торможение,  которое  И.  П.  Павловым  было  названо  охранительным  торможением 
(охраняющим нервные клетки от разрушения). Охранительным торможением организм отвечает также при 
многократном  беспрерывном  повторении  одного  и  того  же  приема,  и  вместо  возбуждения  у  лошади 
появляется  вялость  и:  она  отказывается  от  дальнейшего  повторения  приема.  Во  избежание  этого  следует 
постоянно разнообразить порядок прорабатываемых приемов, не отвлекаясь от поставленной перед собой 
основной задачи. 

Первостепенное  значение  для  работы  «на  свободе»  имеет  подбор  лошадей.  Целесообразно 

приобретать не производителей и не обязательно чистопородных или лошадей редких пород. Требованиям 
цирка  могут  отвечать  и  полукровные  лошади,  красивые  по  масти,  предпочтительно  добронравные  по 

 

104 

характеру.  Однако  исключительно  красивых  лошадей  не  так  часто  удается  найти.  При  покупке  лошадей 
нельзя рассчитывать на подбор только добронравных животных. Попадаются иногда нужные по экстерьеру 
и масти лошади, но злые, пугливые, норовистые, с уже испорченным характером. Умелые дрессировщики 
и обслуживающий персонал могут исправить характер у лошади своим вниманием, настойчивостью, тре-
бовательностью и в первую очередь доброжелательным и ласковым обращением. 

 

ОСНОВНЫЕ

 

РАБОТЫ

 

С

 

ШАМБАРЬЕРОМ

 

И

 

ЕГО

 

НАЗНАЧЕНИЕ 

 

Прежде  чем  работать  с  лошадьми,  дрессировщик  должен  научиться  в  совершенстве  владеть 

шамбарьером,  который  служит  дрессировщику  инструментом  для  регулирования  движения  лошади  и 
исполнения  ею  трюков,  но  не  средством  наказания  животного.  Владеть  в  совершенстве  шамбарьером — 
это значит попадать, касаться лошади концом ударника шамбарьера или, как профессионально называют в 
цирке,  тушировать  лошадь  по  определенному  месту  ее  корпуса.  Кроме  того,  шамбарьер  в  руках 
дрессировщика  в  различных  положениях,  как  и  передвижение  самого  дрессировщика  на  манеже,  служат 
также  регулированию  и  направлению  движения  лошадей  и  выполнению  ими  трюковой  работы. 
Дрессировщик,  приучая  лошадь  к  точным  и  одинаковым  для  каждого  значения  действиям  шамбарьера, 
вырабатывает  у  лошади  определенную  необходимую  для  работы  реакцию — условный  рефлекс. 
Использование  шамбарьера,  движения  и  жесты  самого  дрессировщика  подробно  разбираются  дальше 
применительно к конкретным описаниям работы с лошадьми по обучению их нужным аллюрам, трюкам, 
различным переменам движения, построениям и перестроениям. 

Определяя  производственное  назначение  шамбарьера  как  инструмента  (средства,  прибора), 

помогающего  в  дрессировке,  следует  одновременно  предостеречь  от  неправильного  использования  его, 
обратить внимание на недопустимость непроизводственного, нехудожественного применения шамбарьера 
только  для  бесцельных  шумовых  эффектов.  Дрессировщик  не  имеет  права  выполнять  на  манеже  сам  и 
шамбарьером  ни  одного  бессмысленного,  лишнего  движения,  не  служащего  определенным  целям 
управления и постановочно-художественного решения. 

Будет  уместным  провести  параллель  между  артистом-дрессировщиком  большой  группы  лошадей 

«на  свободе»  и  дирижером  оркестра.  В  руках  первого — шамбарьер,  у  второго — дирижерская  палочка 
служат  управлению  ансамблем.  Цирковому  дрессировщику  необходимо  также  достигать  высокого 
профессионализма,  мастерства,  художественной  выразительности,  чтобы  иметь  право  называться  арти-
стом, творить и доставлять людям радость искусством циркового конного жанра. 

Научиться в совершенстве владеть шамбарьером, то есть точно, свободно и красиво применять его в 

работе,  можно  только  в  результате  упорных,  длительных  и  правильных  тренировок.  Основные  рекомен-
дации  по  освоению  работы  с  шамберьером,  приводимые  с  учетом  последовательности  обучения  и 
тренировок, следующие: 

Первое — необходимо научиться правильно держать шамбарьер. Для этого надо взять его за ручку 

древка, зажать в руке так, чтобы конец ручки выступал из кулака на 1—2 см; вытянуть руку вперед, древко 
должно быть прямым продолжением руки, пальцы руки обращены вниз; из такого положения шамбарьера 
ударник  забрасывается  вверх  назад  и  посылается  вперед,  как  бы  передавая  посыл  от  руки  к  древку  и  от 
древка на конец ударника — на наконечник. Аналогия с легким броском камешка пальцами руки вперед. 
Когда такому посылу начнет подчиняться ударник и при этом он не будет захлестываться, задевать лошадь 
и  находящихся  поблизости  людей  и  когда  будет  отработан  точный  посыл  ударника  вперед  и  щелчок 
наконечника, можно переходить к попаданию наконечником в определенные заданные точки. 

Рис. 48 

Тренировки для точности попадания могут проводиться сперва в любом подходящем месте, затем 

на манеже с различными предметами и вещами. Например, раскладываются для этого на полу, на барьере 
кусочки бумажек, палочки, мячики и т. д. Стоя от предметов на расстоянии длины шамбарьера (древка и 
ударника) и вытянутой руки, следует сбивать наконечником предметы в различном порядке (подряд, через 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  11  12  13  14   ..