(М. Анисимов) Дрессировка лошадей в цирке - часть 12

 

  Главная      Учебники - Разные     (М. Анисимов) Дрессировка лошадей в цирке - 1979 год

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  10  11  12  13   ..

 

 

(М. Анисимов) Дрессировка лошадей в цирке - часть 12

 

 

 

89 

ОБРАТНЫЙ

 

ПИРУЭТ

 

НА

 

ТРЕХ

 

НОГАХ 

 

Исполняя этот пируэт, лошадь держит вытянутую переднюю ногу в воздухе и обходит медленным 

шагом  задними  ногами  вокруг  стоящей  на  земле  другой  передней  ноги,  являющейся  центром  поворота. 
Лошадь должна иметь легкое «постановление» в сторону вытянутой ноги. 
 

СПОСОБ

 

ОБУЧЕНИЯ 

 

Этому  упражнению  лошадь  можно  научить  «в  руках»  или  сразу  же  под  всадником.  Обучение 

значительно  облегчается,  если  до  этого  лошадь  была  обучена  испанскому  шагу  или  по  крайней  мере 
уверенно держит ногу на весу в стойке. Поставив лошадь ровно на все четыре ноги, всадник требует от нее 
подъема,  допустим,  левой  передней  ноги.  Для  этого,  дав  легкое  «постановление»  налево,  он  усиливает 
правый  шенкель,  не  изменяя  посадки.  Когда  лошадь  вытянула  левую  ногу,  всадник,  усиливая  правый 
шенкель,  заставляет  ее  переступить  задними  ногами  влево,  как  при  повороте  на  передней  части.  Когда 
лошадь сделала задними ногами два-три шага влево, всадник прекращает движения задними ногами левым 
шенкелем. Затем снова заставляет лошадь поднять и вытянуть от правого шенкеля левую ногу. Постепенно 
лошадь  приучается,  переступая  в  сторону  задними  ногами,  держать  переднюю  ногу  горизонтально  вытя-
нутой.  Лошадь  следует  держать  в  обоих  шенкелях  и  регулировать  ими  частоту  переступания  задних  ног 
лошади.  Если  лошадь  упорно  не  хочет  понять,  что  наружный  шенкель  требует  подъема  ноги  с 
одновременным переступанием задних в сторону, делу может помочь пеший помощник, который, подняв 
переднюю  ногу  лошади,  выдерживает  ее  во  время  исполнения  пируэта.  Предварительная  подготовка  «в 
руках» значительно облегчает обучение, для чего дрессировщик становится лицом к лошади и разбирает 
поводья с хлыстом как для боковых движений или испанского шага. Потребовав подъема и выноса ноги, он 
продолжает  прикладывать  хлыст  к  боку,  вызывая  этим  переступание  задних  ног.  Вначале  надо  делать  в 
сторону  два-три  шага,  а  затем  их  количество  увеличивать  до  полного  пируэта.  Описав

 

полный  пируэт, 

необходимо заставить лошадь продержать ногу вытянутой несколько секунд. 
 

ОШИБКИ

 

ПРИ

 

ИСПОЛНЕНИИ 

 

ЛОШАДЬ НЕДОСТАТОЧНО ВЫТЯГИВАЕТ ПОДНЯТУЮ ПЕРЕДНЮЮ НОГУ. 

 

На пируэте лошади труднее держать вытянутую горизонтально переднюю ногу, чем на остановке, 

когда она стоит на трех ногах, на пируэте же ей приходится держаться на двух точках опоры. Кроме того, 
само  движение  круто  в  сторону  нарушает  ее  равновесие,  это  и  служит  обычно  причиной  опускания 
передней ноги. Поэтому, исполняя пируэт, надо следить, чтобы лошадь была в одинаковой мере поставлена 
в  повод  и  не  имела  бы  тенденции  откинуться  назад  своим  корпусом,  так  как  от  этого  изменится 
правильность окружности и направление оси поворота. При каждой такой оттяжке назад нога, естественно, 
опускается. Добиться стойкой выдержки ноги в горизонтальном положении можно на остановках с очень 
незначительным переступанием задними ногами в сторону. 
 

ЛОШАДЬ ТОРОПИТСЯ НА ПИРУЭТЕ. 

 

Торопясь, лошадь как бы убегает от правого шенкеля, не сгибая задних ног и делая ими неровные и 

жесткие  шаги.  Причина  заключается  в  том,  что  наездник,  желая  удержать  вытянутой  переднюю  ногу, 
слишком  сильно  действует  правым  шенкелем  и  недостаточно  поддерживает  левым,  регулирующим 
быстроту движения ног на пируэте. Такая торопливость исполнения пируэта может печально закончиться 
для лошади. Если передняя нога, стоящая на земле, задержится в повороте, а задние ноги будут продолжать 
движение  в  сторону,  то  лошадь  в  таком  положении  может  получить  растяжение  или  вывих  конечности. 
Помня  это,  для  исполнения  пируэта  надо  обязательно  выбирать  соответствующий  грунт,  на  котором  бы 
вращающаяся  нога  образовывала  воронку,  а  ковка  должна  быть  без  шипов,  мешающих  вращательным 
движениям ноги. Вообще же торопливость может быть отрегулирована левым шенкелем. При пополнении 

 

90 

этого  упражнения  надо  дольше  держать  вытянутую  ногу  на  остановках,  а  движения  по  окружности 
производить очень осторожно усилением правого шенкеля с частыми остановками. 
 

ЛОШАДЬ СВАЛИВАЕТ ЗАТЫЛОК И ОТТЯГИВАЕТСЯ. 

 

Некоторые лошади охотно останавливаются для пируэта, но при начале его исполнения принимают 

такое положение, при котором воздействие шенкелей и поводьев не оказывает на нее должного действия. 

Прежде всего лошадь сильно сваливает затылок в противоположную» выносу ноги сторону, а затем, 

изгибая шею и корпус, ложится на правый шенкель. Первое, чем следует при этом заняться всаднику, — 
это  поставить  лошадь  в  повод.  Постановка  в  повод, 'как  известно,  невозможна  без  посыла  шенкелями.  В 
посыле  надо  приучить  лошадь  держаться  и  на  остановках,  на  которых  стремительность  и  готовность  к 
движению вперед должна выражаться в прямолинейности всей ее фигуры. 

Иногда  искажение  фигуры  лошади  на  пируэте  вызывает  и  сам  всадник  своей  неправильной 

посадкой,  когда,  требуя  от  лошади  вытянуть,  допустим,  левую  ногу,  он  всю  тяжесть  своего  корпуса 
переносит направо, а набирая левый повод, уклоняет в его сторону плечи. 
 
 

Г

ЛАВА 

8.

    

ПЕРЕХОДЫ

 

И3

 

ОДНОГО

 

ДВИЖЕНИЯ

 

ВЫСШЕЙ

 

ШКОЛЫ

 

В

 

ДРУГОЕ 

 

Правильность  и  точность  переходов  лошади  из  одного  аллюра  в  другой,  а  также  сохранение  при 

этом правильной посадки всадником без видимых усилий с его стороны свидетельствуют как о точности 
управления всадника, так и о тонкости выездки и повиновении лошади. Создается впечатление, что лошадь 
сама угадывает мысли человека, выполняя то или иное упражнение. Однако далеко не все переходы надо 
считать  полезными  и  совершенствующими  развитие  лошади.  Например,  нельзя  допускать  переход  с 
прибавленного  галопа  на  пиаффе  или  на  осаживание.  Это  принесло  бы  только  вред  организму  лошади  и 
сократило бы срок ее службы. 
 

ПЕРЕХОД

 

С

 

ШАГА

 

В

 

ПАССАЖ 

 

Чтобы  лошадь  сразу  взяла  правильный  темп  пассажа,  в  процессе  всей  подготовки  не  следует 

поднимать  ее  в  пассаж  небрежно,  не  собрав,  то  есть  не  придав  фигуре  нужного  положения.  Двигаясь 
шагом,  всадник  глубоко  садится  в  седло,  оттягивает  вниз  каблуки,  не  прекращая  движения  собирает 
лошадь и, выдержав ее в таком положении, сильно посылает шенкеля вперед, мягко удерживая поводьями. 

Так  как  равновесие,  нужное  для  пассажа,  придается  лошади  еще  до  начала  движения,  то  ей  часто 

бывает легче перейти в пассаж, чем держаться в сильном сборе на шаге, так как с началом пассажа всадник 
несколько ослабляет повод. При выходе в пассаж с шага лошадь обычно делает два-три пиаффе-шага, на 
которых ставит ноги диагонально, но без подвисания. Из этого положения она поднимает одну диагональ 
выше  и  для  ее  смены  с  силой  отталкивается  другой  диагональю,  подвисая  в  этот  момент.  Одним  из 
основных  условий  перехода  в  пассаж  надо  считать  прямолинейность  положения  лошади,  то  есть  чтобы 
передние ноги стояли строго против задних. 

Впоследствии лошадь должна быть приучена переходить в пассаж не столько от усиления действия 

шенкелей,  сколько  от  данного  ей  положения  и  главным  образом  сбора.  Чтобы  лошадь  начинала  пассаж 
сразу же по указанию всадника, следует приучать ее к коротким репризам пассажа (четыре шесть темпов) с 
частыми переходами в шаг и обратно, наблюдая, чтобы шаги пассажа были высоки и отчетливы. С первого 
же  шага  пассажа  всадник  должен  смягчить  повод  настолько,  чтобы  лошадь  держалась  при  наименьшем 
воздействии  средств  управления.  На  этих  начальных  шагах  всадник  приучается  ощущать  не  только  их 
начало, но и замечать все недостатки. 

ПЕРЕХОД

 

С

 

РЫСИ

 

В

 

ПАССАЖ 

 

Двигаясь рысью, надо сесть глубже в седло и, усилив действие шенкелей, собрать лошадь так круто, 

чтобы она была готова встать почти за поводом. В этот момент следует усилить действие шенкелей, вплоть 
до применения шпор. Всадник почувствует начало пассажа тем, что он будет как бы подброшен в седле. 

 

91 

Если  при  полуодержке  всадник  будет  действовать  поводьями,  стараясь  поднять  выше  перед,  то  лошадь 
пойдет на прямых задних ногах. Иногда лошадь долго не берет темп пассажа, не чувствуя поддержки по-
вода,  и  идет  передними  ногами,  как  на  обычной  рыси,  начав  в  то  же  время  высоко  работать  задними 
ногами.  Подготовленная  лошадь  от  усиления  шенкелей  сразу  же  подведет  задние  ноги,  а  от  набирания 
повода начнет делать высокие движения передними ногами. Следует иметь в виду, что набирание повода 
должно  обязательно  совпадать  с  подъемом  одной  из  передних  ног.  Иные  лошади  требуют  более 
длительного собирания и усиления действия шенкелей и переходят в пассаж, сделав еще несколько шагов 
рысью.  Таких  лошадей  нельзя  еще  считать  достаточно  подготовленными,  даже  если  они  прекрасно 
держатся на длительной репризе пассажа. 

ПЕРЕХОД

 

С

 

ГАЛОПА

 

В

 

ПАССАЖ 

 

На  галопе  всадник  выравнивает  поводья,  усиливает  шенкеля  и  делает  полуодержку  поводьями.  С 

первого  же  темпа  перехода  на  рысь  всадник  еще  глубже  садится  в  седло,  еще  круче  собирает  лошадь  и 
усиливает действия шенкелей, вплоть до уколов шпор. Переход с галопа на рысь или пассаж может вызвать 
нарушение взаимодействия всадника с лошадью, так как момент перехода не всегда точно предугадывается 
всадником, и внезапность толчков тактов пассажа после спокойных качающих махов галопа расстраивает 
посадку всадника. Избежать этого можно путем частых переходов с галопа на рысь, входя в ритм с первого 
же темпа и с первого же такта ведя им счет. Это единственное средство приучает всадника предугадывать 
точно момент перехода и приготовиться к предстоящим толчкам. 

Если всадник хорошо улавливает момент перехода с галопа в рысь, то будет нетрудно с помощью 

шпор  сделать  первый  темп  рыси  более  высоким  и  пассажным.  Вполне  понятно,  что  все  это  возможно 
только  при  очень  спокойной  и  ненапряженной  посадке.  Для  лошади  легче  всего  взять  темп  пассажа  на 
втором  такте  галопа,  то  есть  тогда,  когда  она  уже  стоит  на  диагонали.  В  этот  момент  полуодержкой 
выровненных  поводьев  и  усилением  левого  шенкеля  всадник  заставляет  лошадь  поднять  правую 
диагональ. Очевидно, что лошадь при этом должна вместо упора на одну левую переднюю ногу встать на 
левую  диагональ,  подняв  правую.  Вообще  же  перейти  в  рысь  или  пассаж  лошадь  может  с  любого  такта 
галопа. Так, например, ипподромных рысаков переводят со сбоя (с галопа) в рысь с первого такта галопа, 
заставляя  сильной  одержкой  повода  выбросить  правую  переднюю  ногу  в  момент  удлиненной  опоры  на 
правую заднюю ногу. 

При переходе возможны следующие ошибки: 

1. Задержанная на первом такте галопа лошадь выбросила прямую переднюю ногу. 
2. Перешла в пассаж после нескольких вводных шагов рысью. 
 

ПЕРЕХОД

 

С

 

ПИАФФЕ

 

В

 

ПАССАЖ 

 

Выход в пассаж с пиаффе должен быть плавным и спокойным. по в то же время ясно выраженным, с 

хорошим импульсом. Отбивая такт пиаффе, лошадь в нужный момент должна податься вперед, не нарушая 
взятого  темпа.  Так  как  работа  диагоналей  на  пиаффе  ясно  ощутима  всадником,  то  переход  в  пассаж  он 
может  начать  как  с  левой,  так  и  с  правой  ноги.  Наиболее  благоприятным  моментом  для  посыла  лошади 
вперед с пиаффе надо считать момент подвисания. Именно в этот момент и следует подать лошадь вперед 
шенкелями  с  одновременным  ослаблением  повода.  Действие  шенкелей  и  отдача  повода  должны  быть 
настолько  осторожны,  чтобы  равновесие  лошади  при  этом  не  нарушилось  и  выход  вперед  был  бы 
продолжением темпа. 

Делать  отчетливый  выход  вперед  можно  только  тогда,  когда  как  на  пассаже,  так  и  на  пиаффе 

установлен уверенный и одинаковый темп и когда эти оба аллюра так согласованы между собой, что как 
бы вытекают один из другого. Для усовершенствования этого перехода надо чаще переходить с пиаффе на 
пассаж  и  обратно.  При  выходе  с  пиаффе  на  пассаж  всаднику  необходимо  учесть,  что  если  на  пиаффе 
шенкель  прижимался  к  боку  лошади  в  момент  опускания  односторонней  задней  ноги,  то  с  выходом  на 
пассаж он должен прижиматься в момент подъема этой ноги. 

При выходе с пиаффе на пассаж могут быть следующие ошибки: 

1. Лошадь изменила темп. 
2. Сбилась от резкого посыла. 
3. Не работает задними ногами. 

 

92 

4. Задерживается на пиаффе более положенного числа темпов. 

Самым  неприятным  следует  считать  отказ  лошади  двигаться  вперед  после  пиаффе.  Это  бывает  с 

лошадьми,  которые  были  обучены  пиаффе  без  выработки  правильного  повода.  Сбиться  лошадь  может, 
если пиаффирование было частым, без подъема ног. 
 

ПЕРЕХОД

 

С

 

ПАССАЖА

 

В

 

ПИАФФЕ 

 

Переход с пассажа в пиаффе должен быть без нарушения ритма. При переходе с пассажа в пиаффе 

всадник  усиливает  действие  шенкелей  и  садится  еще  глубже  в  седло,  очень  мягко  удерживая  лошадь 
поводьями. 

Наиболее  выгодным  для  перехода  в  пиаффе  надо  считать  такой  пассаж,  на  котором  лошадь 

держится при наименьшей помощи со стороны всадника. Только на таком пассаже усиление шенкелей и 
удерживание поводом могут укоротить пассаж до пиаффе. При переходе могут быть следующие ошибки: 
1. Лошадь не работает задними ногами. 
2. Частит. 
3. Борется с поводом. 

Если  же  на  пассаже  лошадь  требует  еще  усиленной  помощи  шенкелей  или  идет,  недостаточно 

работая задними ногами, то переход в пиаффе будет напряженным, как и само пиаффирование. Поэтому, 
прежде чем учить лошадь переходу с пассажа на пиаффе, надо добиться такого равновесия на пассаже, при 
котором она держалась бы при наименьшей помощи со стороны всадника. 
 

ПЕРЕХОД

 

С

 

МЕСТА

 

В

 

ПИАФФЕ 

 

Установив лошадь ровно на четыре ноги, всадник принимает глубокую отвесную посадку и, оттянув 

шенкеля  вниз,  мягко,  почти  незаметно  придает  голове  и  шее  лошади  собранное  положение,  не  касаясь 
боков  шенкелями.  Таким  образом,  всадник  готовит  лошадь  к  пиаффированию  не  силой  шенкелей,  а 
положением  фигуры  самой  лошади,  что  и  является  для  нее  предварительным  сигналом.  Хорошо 
подготовленная  к  пиаффе  лошадь  начнет  пиаффировать  немедленно  по  указанию  шенкелей  всадника. 
Поэтому  на  остановке  до  начала  пиаффирования  шенкеля  должны  быть  несколько  отставлены  от  боков 
лошади. Начать же пиаффирование лошадь должна от малейшего соприкосновения с ними, и наталкиваясь 
своими боками то на один, то на другой шенкель, продолжать аллюр. Только тогда, когда от приближения 
шенкелей или шпор лошадь начала пиаффирование, всадник может почувствовать, в какие моменты нужна 
его помощь, усиление действия шенкелей или шпор именно в эти моменты может сделать пиаффе более 
медленным и высоким. 
 

ПЕРЕХОД

 

С

 

ПИАФФЕ

 

НА

 

ШАГ 

 

Сначала  следует  разделять  этот  переход  на  две  части:  остановка  после  определенного  количества 

темпов пиаффе и выход с места шагом. 

Движение  шагом  после  исполнения  пиаффе  должно  быть  строго  управляемым,  то  есть  всадник 

должен ощущать не только выход на шаг, но начинать его по своему усмотрению с правой или левой ноги. 

Вполне понятно, что при выходе с пиаффе даже на собранный шаг сбор лошади уменьшается. 

 

ПЕРЕХОД

 

С

 

ПИАФФЕ

 

НА

 

РЫСЬ 

 

Для выхода с пиаффе на рысь необходимо, чтобы после исполнения пиаффе лошадь вышла на рысь, 

не делая как бы по инерции высоких пассажных движений. Для этого надо в первую очередь уменьшить 
сбор  лошади,  подать  шенкеля  более  вперед.  От  посыла  шенкелей  ближе  к  локтю  лошадь,  естественно, 
выдвинувшись  вперед,  выйдет  из  собранного  положения  и  сделает  настильные  махи  передними  ногами. 
Этот прием гарантирует то, что движение рысью не будет пассажеобразно и высоко. Если же при посыле 

 

93 

всадник подает шенкеля назад, то этим он еще больше усилит подъем задних ног. Лошади будет трудно 
выдвинуться, а выдвинувшись, она обязательно перейдет в пассаж. 
 

ПЕРЕХОД

 

НА

 

ПРИНИМАНИЕ

 

С

 

ОДНОЙ

 

СТОРОНЫ

 

НА

 

ДРУГУЮ 

 

Правильность  перехода  на  принимание  с  одной  стороны  на  другую  зависит  от  исключительно 

точной перемены всадником средств управления в момент, согласованный с движением лошади. Так при 
переходе от принимания направо к приниманию налево всадник делает короткую полуодержку в момент 
выноса левой передней ноги и в момент наивысшего подъема этой ноги подает поводья влево, заставляя 
лошадь,  не  переступая  этой  ногой  через  правую,  сделать  шаг  влево.  В  этот  же  момент  изменяется  и 
действие  шенкелей.  Перемена  средств  управления  не  должна  быть  резкой  и  внезапной.  Собираясь 
переменить направление движения, всадник заранее готовится к этому, улавливая момент в движениях ног 
лошади, когда он должен изменить действие шенкелей и поводьев. Для этого он наблюдает за движением 
левой  передней  ноги.  Если  всадник  пропустит  момент  подъема  левой  передней  ноги  и  подействует 
поводом,  когда  левая  нога  коснется  земли,  то  лошадь  запутается  передними  ногами  и  правильного 
перехода  не  будет.  Если  всадник  подействует  поводом  раньше,  чем  левая  нога  успела  подняться,  то 
произойдет задержка и также нарушится темп движения. Кроме наблюдения за движением передних ног 
всадник должен, еще ощущать и движение задних ног лошади. Слишком крутое «постановление» тормозит 
движение и не позволяет правой передней ноге забирать большое пространство в сторону движения. При 
обратном  «постановлении»  лошадь  пойдет  без  сгиба  в  боку  и  правую  заднюю  ногу  будет  отставлять  в 
сторону. 
 
 
 
 

Глава 9.    ЭЛЕМЕНТЫ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ ВЕРХОВОЙ ЕЗДЫ, ПРИМЕНЯЕМЫЕ В ВЕНСКОЙ 

ШКОЛЕ 

 

ОБЩИЕ

 

СВЕДЕНИЯ 

 

Большой  интерес  для  цирковых  выступлений  представляют  элементы  испанской  школы  верховой 

езды, культивируемой в Вене и Париже (Сомюрская кавалерийская школа). В программах конных номеров 
исполнение элементов испанской школы проходит неизменно успешно. 

В  Вене  школа  испанской  верховой  езды  находится  в  центре  города,  рядом  с  дворцом  президента 

Республики. Она основана в 1572 году и называлась «Испанская верховая конюшня», а в 1735 году получи-
ла наименование «Испанская высшая школа верховой езды». Роскошное здание школы выдержано в стиле 
барокко и построено (1729—1735) известным архитектором Иозефом-Эмануэлем Фишером. Длина манежа 
— 55 м,  ширина — 18 м,  высота  помещения — 17 м.  Свое  название  «испанская»  школа  получила  от 
испанских  лошадей,  предков  современных  липпицианских  жеребцов.  Комплектуется  школа  молодыми 
липпицианскими лошадьми преимущественно из австрийского конного завода «Пибер». Вся деятельность 
школы  сведена  к  пышным  театрализованным  представлениям,  на  которых  берейторы  демонстрируют 
элементы высшей сложности: пиаффе, пассажи, пируэты, перемены ног на галопе, работу лошадей «в ру-
ках»,  школьные  прыжки,  курбеты,  каприоли,  пезады,  левады,  лансады,  круппады  и  баллотады,  работу 
лошади  на  длинных  поводьях  (лонжах)  без  всадников,  большую  школьную  кадриль  и  па-де-де.  Перед 
описанием названных элементов и приемов тренировок надо сказать, что фигуры высшей школы, особенно 
прыжки над землей, требуют длительной, упорной работы. Лошади для этой цели должны быть отобраны 
не только по своим физическим данным (хорошо поставленные конечности, благоприятные для прыжков 
углы  сочленений,  крепкие  спина,  поясница  и  круп),  но  и  отличаться  от  остальных  лошадей  своими 
природными  способностями  к  школьным  прыжкам,  короче  говоря,  быть  «одаренными».  Считают,  что 
жеребцы липпицианской породы наиболее способны к школьным прыжкам. В венской школе для обучения 
лошадей широко применяются пиляры. 

 

94 

 

ПИЛЯРЫ 

 

            В  прошлые  времена  способ  обучения  лошадей  в 
пилярах  был  очень  распространен  в  России.  Работа 
лошади  в  этом  приспособлении  достигала  большой 
тонкости.  Совершенно  неправильно  критикуя  пиляры, 
некоторые  называют  их  орудием  пытки.  Ни  одно  из 
исторических  сочинений  не  рекомендовало  при 
выработке лошади в пилярах прибегать к жестокости, а 
наоборот,  все  прежние  мастера,  в  том  числе  русский 
полковник  Бобинский  (начало XIX века),  рекомендуют 
предпочесть  ласку  и  совершенно  не  применять  в 
пилярах  никакого  наказания.  По  своему  принципу  при 
обучении  лошади  пиляры  играют  такую  же  роль,  как  в 
балетных  школах  станок  для  балерин,  то  есть 

значительно облегчают исполнение трудного упражнения, помогая равновесию. 

Пиляры  представляют  собой  два  крепких  круглых  деревянных  столба  высотой  примерно 2,5 м, 

устанавливаемых на манеже (рис. 41). Расстояние между столбами составляет около 1,5 м. На внутренней 
стороне каждого столба прикреплено по шесть колец, нижнее отстоит от земли примерно 1,2 м. Расстояние 
между  отдельными  кольцами — около 15 см.  К  кольцам  прикрепляются  развязки,  идущие  к  кольцам 
капцунга и по храпу лошади (пилярный повод). После того как лошадь прошла первоначальное обучение 
«в  руках»  и  под  всадником  можно  начать  работать  ее  на  пиаффе  между  пиляр,  чем  достигается  более 
высокое поднятие ног, а следовательно, более эффектное пиаффе. 

Лошадь ставят в пиляры, и если она не обнаруживает беспокойства, то ее развязывают за боковые 

кольца капцунга. Однако в основном первый урок не проходит так гладко. Как правило, лошадь проявляет 
беспокойство  и  страх.  В  таких  случаях  берут  помощника,  который  предварительно  проводит  лошадь  «в 
руках» между столбами, после чего ее развязывают, а помощник становится впереди лошади и свободно 
держит третий повод, прикрепленный к среднему (переднему) кольцу капцунга. 

Дрессировщик, стоя позади лошади и легко тушируя ее хлыстом, побуждает к боковым движениям. 

Так работают несколько дней, заставляя принимать то влево, то вправо. Лошадь, до этого работавшая «в 
руках»,  обычно  под  воздействием  туширования  в  области  плюсны  без  сопротивления  сделает  несколько 
темпов  пиаффе.  Этим  следует  удовлетвориться  и  поощрить    (подкормить).  В  дальнейшем  работу  можно 
проводить  без  помощника  и,  усилив  действие  побуждающих  средств,  достичь  высокого  пиаффе.  Работа 
под всадником в пилярах служит началом подготовки к выполнению элементов испанской школы верховой 
езды  (левада,  пезада,  круппада,  каприоль),  в  основу  которой  положено  пиаффе  с  хорошо  подведенными 
задними ногами. Всадник шенкелями добивается полного сбора лошади, посылая ее вперед на пилярный 
повод  (не  связанный  со  ртом  лошади  и  проходящий  по  храпу),  работа  шенкелем  при  этом  должна 
полностью  соответствовать  тушированию  лошади.  Условно-рефлекторное  побуждение  хлыстом  и 
шенкелем не так трудно перевести на пощелкивание языком. Следует иметь в виду, что некоторые лошади 
в начале обучения могут подбрасывать заднюю часть, высоко поднимать переднюю или подпрыгивать. За 
это наказывать лошадь не следует, а внимательно замечать, к каким упражнениям испанской школы имеет 
склонность лошадь. Работать в пилярах со слишком темпераментными и нервными лошадьми не следует, 
так  как  это  грозит  несчастными  случаями — лошадь  может,  бросившись  вперед,  порвать  поводья, 
опрокинуть  пиляры,  опрокинуться  назад  и  даже  перевернуться  через  голову.  В  целом  упражнения  в 
пилярах проводятся с целью необходимого сгибания в тазобедренных и скакательных суставах, выгибания 
позвоночника и одновременного сгибания и подтягивания передних ног. 

Уже  во  время  начальных  уроков  «в  руках»  и  пилярах  опытный  дрессировщик  получит 

представление, к каким упражнениям имеет способность и склонность та или другая лошадь. Большинство 
лошадей встают на задние ноги, пытаясь сделать пезаду. Если же лошадь при прыжке оторвет от земли все 
четыре  ноги  и  сделает  это  не  по  злой  воле,  а  от  избытка  энергии  или  от  воздействия  бичом,  ее  следует 
поощрить. 

Пытаться  обучить  одну  лошадь  всем  прыжкам  не  следует,  это  неосуществимо,  универсальных 

лошадей но может быть, надо усовершенствовать то упражнения, к которым показывает свои способности 
лошадь и на которых она выглядит более эффектно. Базой испанской школы является хорошее исполнение 

Рис. 41 

 

95 

пиаффе, из которого вытекают все фигуры и прыжки. Конечно, лошадь должна быть хорошо выезжена и 
уравновешена на обычной строевой езде. 

Пезада  —  движение  испанской  школы  верховой  езды,  при  котором  лошадь  подбирает  передние 

ноги. Лошадь должна спокойно подняться на "гох" довольно высоко на полусогнутых задних ногах при по-
добранных передних. 

Работой  в  пилярах  на  пиаффе  мы  научили  лошадь  сбору,  при  котором  задние  ноги  значительно 

подведены под корпус, круп опущен, центр тяжести ушел назад. 

Тушированием  и  голосовым  воздействием  надо  послать  лошадь  вперед,  заставив  еще  больше 

подвести задние конечности и упереться в носовой ремень пиляр. При поднятии хотя бы и не на полную 
пезаду, всадник сразу же оглаживает лошадь, подкармливает и прекращает работу. 

Развязные  ремни  пиляр  подгоняются  в  соответствии  с  телосложением  лошади  с  расчетом  дать 

возможность поднятия передней части вверх. Правильное развязывание имеет большое значение во время 
работы  в  пилярах.  Если  первое  время  лошадь  несколько  опускает  передние  ноги  во  время  пезады,  не 
следует тушированием заставлять ее их подтягивать, так как лошадь еще недостаточно сбалансирована и 
этим  путем  пытается  помочь  себе  удержаться  на  задних  ногах;  со  временем  это  пройдет.  Можно  лишь 
рекомендовать укоротить несколько развязки. 

Лишь после того как лошадь освоится с тяжестью всадника и привыкнет к воздействию шенкелей, 

побуждающих  ее  подняться  на  пезаду,  всадник  может  набрать  поводья  и  заставить  ее  выйти  на  пезаду 
нажимом шенкелей и пощелкиванием языком. Спустя некоторое время лошадь будет выполнять пезаду без 
пиляр по требованию всадника в любом месте манежа. Терпение и спокойствие, исключение какого бы то 
ни  было  переутомления  (перенапряжения)  лошади  является  лучшим  способом  добиться  желаемого — 
непринужденного поднятия на пезаду. 

Левада  фактически  является  разновидностью  пезады,  при  которой  задние  ноги  максимально 

согнуты в скакательных суставах, а тыловая часть путовых суставов почти касается земли. Передние ноги 
согнуты  в  запястьях,  а  копыта  подняты  к  локтям.  Лошадь  как  бы  сидит.  Эта  фигура  испанской  школы 
является результатом длительной и тщательной работы в пилярах  и под всадником. Так же как и другие 
фигуры, заставить лошадь выполнять леваду можно только из пиаффе. Степень подведения задних ног на 
леваде больше, чем на пезаде. 

Усиление  работы  поводьями  и  укорачивание  развязки  не  даст  возможности  лошади  высоко 

подняться,  ограничивая  степень  выпрямления  корпуса  по  отношению  к  горизонту  очень  острым  углом 
(20°). Огромное значение имеет абсолютно спокойная, глубокая посадка всадника, низкое положение его 
рук и очень тонкое действие шенкелей. Из положения левады лошадь не должна быстро «ронять» передние 
конечности на землю, а медленно опускаться так, чтобы попасть передними копытами точно в следы, из 
которых она поднялась в леваду. 

Если удается добиться того, что лошадь, встав на землю, начнет немедленно пиаффировать, а затем, 

вновь  выполняя  требование  всадника,  поднимется  на  леваду,  то  это  будет  лучшим  подтверждением 
хорошей выездки. Если лошадь осаживает и становится за повод, это считается ошибкой и может явиться 
результатом  чрезмерного  набора  поводьев  при  недостаточной  работе  шенкелей.  Лошадь  должна  быть 
выпрямлена и равномерно упираться в оба повода, только в этом случае можно избежать вращения корпуса 
лошади на задних ногах и потерю сбора во время левады. Иногда всаднику может показаться, что лошадь 
опустила одну из передних ног, это не ошибка, а просто попытка лошади восстановить равновесие. 
 

ШКОЛЬНЫЕ ПРЫЖКИ

Во  время  выполнения  прыжков  высшей  школы  над  землей,  к  которым  относится  курбет,  лансада, 

баллотада  и  каприоль,  лошадь  отделяется  всеми  четырьмя  конечностями.  Школьные  прыжки 
исключительны по своей красоте и требуют большого искусства от тренера и смелости всадника (рис. 42). 
Вопреки мнению о чрезмерной искусственности школьных прыжков и утверждению, что они не присущи 
для  лошади,  позволим  себе  привести  высказывание  известного  немецкого  тренера  Л.  Зенера,  приго-
товившего  к  школьным  прыжкам  много  лошадей: «Школьный  прыжок  так  же  естествен  для  хорошо 
сложенной лошади, как и три основных аллюра — шаг, рысь и галоп, и не следует боязливо избегать этих 
прыжков». 

Лошадей,  которые  обладают  сильной  спиной,  мощными  задними  ногами  с  массивными 

скакательными суставами, можно начинать учить школьным прыжкам, лишь когда они полностью будут 

 

96 

подчиняться  шенкелю  и  поводу,  легко  выполнять  пиаффе  при  хорошей  работе  суставов  задних  ног. 
Чрезмерно крупные и грузные лошади не годятся для школьных прыжков.  

             Курбет  —  школьный  прыжок,  при 
котором лошадь поднимается из пиаффе в пезаду, 
под 

действием 

туширования 

и 

голоса 

дрессировщика  делает  прыжок  вверх  и  вперед  и 
приземляется на задние конечности. Французское 
название этого приема означает прыжок по дуге. 
Так  как  лошадь  во  время  курбета  не  только 
уравновешивает свою тяжесть и тяжесть всадника 
на  задних  ногах,  но  и  отталкивается  от  земли, 
воспринимает  эту  тяжесть  при  приземлении  и 
снова  совершает  прыжок,  ее  тазобедренные  и 
скакательные  суставы  значительно  сгибаются, 
испытывая  чрезмерное  напряжение.  Поэтому  не 
рекомендуется  слишком  часто  производить  эти 
прыжки под всадником. 

Курбет  сначала  отрабатывают  «в  руках». 

Лошадь, уверенно выполняющую пезаду, ставят в 
пиляры  на  развязку,  а  затем  тушируют  хлыстом 
по  ее  скакательным  суставам,  заставляя  сделать 
прыжок  вверх.  После  хорошего  прыжка  лошадь 
подкармливают  и  на  этом  заканчивают  работу. 
Через  некоторое  время  на  лошадь  можно  поса-
дить  легкого  и  очень  искусного  всадника, 
который,  сохраняя  спокойную  посадку,  не 
мешает  ей  при  выполнении  этого  трудного 
прыжка. 

Развязку  следует  пристегивать  так,  чтобы 

лошадь имела небольшой упор, соответствующий 
прыжку.  При  длинных  развязках  лошадь  будет 
слишком высоко поднимать переднюю часть и не 
сможет  уравновеситься  так,  как  это  необходимо 
для  отталкивания,  или  же  сделает  слишком 
длинный  прыжок  вперед,  потеряет  равновесие  и 
ударится  при  опускании  о  пилярный  носовой 

ремень  и  потеряет  уверенность.  Слишком  короткие  развязки  мешают  лошади  не  только  приподнять 
переднюю  часть,  но  и  совершить  прыжок.  Равномерность  развязок  обязательна,  а  при  посыле  вперед 
(тушировании)  необходимо  одновременно  воздействовать  на  обе  задние  ноги,  чтобы  отталкивание 
произошло  обеими  ногами  сразу.  В  противном  случае  лошадь  может  оттолкнуться  одной  ногой  и 
получится косой прыжок. Лучше всего тушировать двумя хлыстами. 

Существует  много  лошадей,  идеально  выполняющих  пезады  и  левады  п,  следовательно, 

обладающих  достаточной  силой  для  выполнения  курбета,  однако  лишь  немногие  лошади  обладают  не 
только силой, но и умением уравновеситься, что необходимо для курбета, а также ловкостью и смелостью. 
Работы  в  пилярах  не  следует  прекращать  до  тех  пор,  пока  не  появится  необходимая  уверенность  как  у 
лошади так и у всадника при работе вне пиляр всадник из пиаффе поднимает лошадь на пезаду, и когда она 
уравновесилась  на  пезаде,  заставляет  ее  оттолкнуться,  усиливая  нажим  шенкелями,  щелкает  языком  и 
опускает  руки  вниз  и  немного  вперед,  чтобы  лошадь  получила  необходимую  ей  свободу  повода  для 
прыжка вперед. 

Вначале курбет следует выполнять с помощником, который становится сзади с бичом на некотором 

расстоянии от лошади. Он не дотрагивается до лошади, но его присутствие значительно облегчает задачу 
всадника. После удавшегося курбета всадник снова ставит лошадь на пиаффе и, если позволяет состоянию 
лошади,  требует  от  нее  выполнения  еще  нескольких  курбетов.  Заканчивая  работу  после  курбетов,  надо 
обязательно  сделать  несколько  темпов  пиаффе.  При  выполнении  курбета  следует  обращать  особое 
внимание  на  то,  чтобы  лошадь  все  время  была  в  ровных  шенкелях  и  поводьях,  иначе  она  может 
неправильно (в одну сторону) оттолкнуться на прыжок и начнет «вращаться». 

 

Рис. 42 

1 — пезада. 2  — курбет, 3 — левада, 4 — баллотада, 5 — 
круппада, в — каприолъ, 7 — лансада 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  10  11  12  13   ..