(М. Анисимов) Дрессировка лошадей в цирке - часть 11

 

  Главная      Учебники - Разные     (М. Анисимов) Дрессировка лошадей в цирке - 1979 год

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  9  10  11  12   ..

 

 

(М. Анисимов) Дрессировка лошадей в цирке - часть 11

 

 

 

81 

При  балансе  передними  ногами  принимают  участие  те  же  мышцы  плеча,  что  и  при  боковых 

движениях. При резком исполнении балансе можно легко перетрудить мускулатуру плеча лошади. Можно 
исполнять балансе передними ногами на месте, задние ноги в этом случае должны работать, как на пиаффе 
(рис. 36). 
 

 

СПОСОБ

 

ОБУЧЕНИЯ 

 

Заставив  лошадь  поднять,  предположим,  правую  ногу  (переднюю)  несколько  ниже,  чем  при 

испанском  шаге,  всадник  подает  руки  с  поводьями  и  корпус  вправо,  добиваясь  этим,  чтобы  лошадь 
переместила  свою  переднюю  часть,  и  сделать  в  эту  же  сторону  шаг  с  поднятой  ноги.  Руки  всадника, 
«перекачнув» переднюю часть лошади вправо, еще некоторый момент выдерживаются в этом положении 
для  облегчения  подъема  левой  передней  ноги.  Хотя  голова  лошади  здесь  больше,  чем  на  каком-либо 
другом  аллюре,  принимает  участие  в  работе,  так  как  взмах  ее  способствует  большей  подаче  передней 
части, все же повод должен действовать больше не на голову и шею, а на всю переднюю часть лошади. Для 
этого  голову  и  шею  не  следует  ставить  слишком  высоко.  В  данном  случае  поводья  играют  роль  силы, 
сталкивающей переднюю часть в сторону. 

Вполне  понятно,  что  самый  ответственный  момент  при  балансе — это  момент  перехода  с  одной 

стороны  на  другую:  лошадь  должна  быть  как  бы  заключенной  между  обоими  шенкелями.  Шенкеля 
выполняют двойную работу: помогают поводу отбросить переднюю часть лошади в сторону и удерживают 
задние ноги на линии движения. 

Очень  важно  при  этом  своевременно  уклонять  корпус  в  сторону.  Уклон  должен  быть 

одновременным  с  подачей  в  эту  же  сторону  рук. Широкий  шаг  в  сторону  можно  сделать  только  в  темпе 
рыси,  но  не  шага,  так  как  на  шаге  лошадь  может  поставить  ногу  в  сторону  только  за  счет  отведения  в 
сторону своего плеча, на рыси же — за счет броска всей передней части. 

К неправильностям балансе следует отнести следующие его искажения: 

1. Слишком усиленное мотание лошади головой. 
2. Исполнение балансе в темпе шага. 
3. Исполнение без выдержки на широко расставленных передних ногах (похоже на «медвежью качку»). 
4. Неравные шаги в стороны. 
 

БАЛАНСИРОВАНИЕ 

 

Кроме  балансирования  передними  и  задними  ногами  на  месте  от  лошади  можно  добиться 

балансирования (раскачивания) корпусом. 

Вот как описывает это упражнение известный мастер высшей школы верховой езды В. Н. Тихонов. 

«Раскачивание  корпусом  на  месте — это  движение,  при  котором  лошадь  передними  и  задними  ногами 
делает по одному шагу в сторону, как бы раскачиваясь. При этом движении лошадь делает сразу же один за 
другим передней левой ногой шаг влево, а задней правой ногой шаг вправо, потом передней правой ногой 
шаг вправо, левой задней ногой шаг влево и т. д.» . 

Это грациозное движение требует от лошади легкости и исключительной гибкости в боках, так как 

при исполнении его лошадь делает движение в стороны передними ногами от одного до полутора метров, а 
задними ногами — до метра и больше. 

Ноги лошади работают по диагонали как на пиаффе, с той, однако, разницей, что каждую диагональ 

ног она выносит не только вверх, но также и в правую и левую стороны, одновременно с этим делая дви-
жение шеи и головы в ту же сторону, в какую идет движение ее передних ног. 

Иногда  при  раскачивании  корпуса,  лошадь  переносит  вправо  и  влево  только  передние  ноги,  а  ее 

задние ноги неподвижно стоят на месте. Это неправильно и некрасиво. Ноги, корпус, шея и голова должны 
двигаться гармонично. 

К обучению лошади балансе дрессировщик приступает после усовершенствования у нее пиаффе. 
Всадник выезжает на середину манежа и начинает пиаффе, работая шенкелями но диагонали. Когда 

он  прижимает  правый  шенкель  к  боку  лошади,  она  поднимает  левую  диагональ  ног  в  воздух;  всадник 
перемещает  верхнюю  часть  своего  корпуса  и  кисти  рук  влево,  тем  самым  заставляя  лошадь  переместить 
некоторую часть своего корпуса на свою переднюю левую ногу, которая находится еще в воздухе. Когда 

 

82 

лошадь, чтобы восстановить равновесие, относит левую переднюю ногу несколько левее и становится на 
нее,  в  то  же  время  задней  правой  ногой  делает  шаг  вправо.  Если  лошадь  это  движение  исполнила 
правильно, дрессировщик поощряет ее и дает ей отдохнуть, идет на ней по манежу на свободном поводу 
минуты две, после чего повторяет упражнение два раза и на этом кончает урок. 

На последующих занятиях он совершенствует это же движение, поело чего приступает к обучению 

лошади такому же движению, но только в правую сторону, то есть действием левого шенкеля и подачей 
вправо своего корпуса и кистей рук заставляет сделать передней ногой шаг вправо, а задней ногой — шаг 
влево. Таким образом, лошадь научится делать по одному шагу в левую и в правую стороны. Теперь надо, 
чтобы  она  исполнила  оба  эти  шага  один  за  другим  слитно — шаг  влево  и  сразу  шаг  вправо.  Всадник 
добивается этого следующим образом. Начиная прием, заставляет лошадь сделать шаг влево, а как только 
она коснется земли левой передней ногой, быстро и энергично дает ей левый шенкель и подает кисти рук с 
поводьями в правую сторону. Под таким воздействием средств управления лошадь непременно исполнит 
один за другим шаг влево и сразу же шаг вправо. Всадник поощряет лошадь и продолжает отрабатывать 
упражнение,  а  на  последующих  уроках  постепенно  добивается  от  нее  увеличения  числа  шагов  вправо  и 
влево.  Действие  средств  управления  следующее.  Шенкеля  действуют  по  диагонали  один  за  другим,  а 
поводья  действуют  с  каждым  шенкелем  в  полном  контакте.  Для  того  чтобы  лошадь  сделала  шаг  влево, 
всадник  нажимает  правый  шенкель  и  подает  кисти  рук  влево,  а  левый  трензельный  повод  принимает  на 
себя. Когда лошадь делает передней ногой шаг влево, оп делает ей постав головы и шеи налево. Так как 
передние ноги лошади ушли влево, ее правая задняя йога не может остаться поднятой в воздухе, а лошадь, 
утратив равновесие, не сможет оттолкнуться левой передней ногой в правую сторону. Поэтому она сразу 
же за движением передней ногой в левую сторону одновременно делает задней правой ногой шаг вправо. 
После  этого  всадник  нажимает  левый  шенкель,  правый  трензельный  повод  принимает  на  себя,  а  свой 
корпус и кисти с поводьями подает налево. Тогда лошадь отталкивается левой передней и правой задней 
ногами и делает широкий шаг в правую сторону, вместе с этим наклоняя вправо шею и голову. После этого 
всадник  совершенствует  новое  движение  лошади,  добиваясь  того,  чтобы  ее  шаги  вправо  и  влево 
захватывали  все  больше  пространства  и  чтобы  при  этом  все  ее  движения  были  в  высокой  степени 
гармоничными, легкими и грациозными. Научив лошадь раскачиванию корпуса (балансе) на месте, можно 
приступить к раскачиванию в движении. 
 

БАЛАНСЕ

 

НА

 

ПАССАЖЕ 

 

Балансе в движении представляет собой красивый и грациозный элемент высшей школы цирковой 

дрессировки.  Исполняя  его,  всадник  демонстрирует  высокое  мастерство  езды,  умение  чувствовать  все 
движения  лошади,  технику  работы  средств  управления,  а  также  выездку  лошади,  ее  энергию,  легкость 
движений. 

При балансе на пассаже, лошадь делает те же движения, что и при балансе на месте, с той только 

разницей, что одновременно с каждым выносом диагонали ног она захватывает значительное пространство 
вперед. 

Поднимая левую диагональ ног в воздух, лошадь выносит ее вперед и в левую сторону, а заднюю 

правую ногу — в правую сторону, потом отталкивается от земли левой передней ногой и выносит правую 
диагональ вперед вверх и в правую сторону, а заднюю левую ногу — в левую сторону. При этом голова и 
шея лошади работают так же, как и при балансе на месте. 

Обучение  лошади  балансе  на  пассаже  всадник  ведет  следующим  образом.  Он  заставляет  лошадь 

сделать по два-три шага в каждую сторону, потом, нажав правый шенкель, чтобы лошадь сделала шаг вле-
во, он одновременно левым шенкелем посылает ее вперед и в то же время мягко отдает ей повод. 

Под  одновременным  воздействием  левого  и  правого  шенкелей  лошадь  обязательно  сделает 

движение левой ногой не только влево, но и вперед. Тогда всадник поощряет лошадь и дает ей отдохнуть, 
после чего несколько раз повторяет с ней это новое движение. Когда лошадь научиться легко делать шаг 
влево и вперед с левой ноги, он начинает обучать ее делать шаг вправо и вперед с правой ноги. После того 
как лошадь выполнит движение как с правой, так и с левой ноги по одному шагу в стороны и вперед, он 
начинает обучать ее делать упражнение слитно. Для этого всадник, сильно нажимает правым шенкелем и в 
то же время посылает лошадь вперед левым шенкелем. Когда лошадь сделает шаг влево и вперед, он дает 
сильный  посыл  левым  шенкелем,  а  правым  посылает  ее  вперед,  вследствие  чего  лошадь  делает  шаги 
вперед  и  в  стороны.  Надо  сказать,  что  сильная  работа  шенкелей  должна  поддерживаться  шпорами.  Вся 
трудность исполнения раскачивания корпуса лошади в движении заключается в том, что всаднику надо все 

 

83 

время вести лошадь в полном сборе и при этом на каждом темпе требовать от нее плавных движений вверх, 
в стороны и вперед. Как только лошадь под воздействием шенкелей и поводьев сделала два шага в стороны 
и  вперед,  всадник  поощряет  ее,  дает  ей  возможность  отдохнуть,  а  потом  повторяет  с  ней  это  новое 
движение,  довольствуясь  пока  двумя  шагами.  На  последующих  уроках  он  постепенно  добивается  от  нее 
увеличения  числа  шагов  при  исполнении  балансе  на  пассаже.  Если  лошадь  идет  вперед  плохо,  вяло  или 
просто  шагом,  делая  нечеткие  движения  в  стороны,  несмотря  на  то,  что  всадник  использовал  всю  силу 
шенкелей, для достижения успеха необходимо применить бич. Помощник, находясь сзади лошади, должен 
держать бич высоко над ее крупом и по указанию всадника тушировать им по крупу лошади или же просто 
делать им взмахи в воздухе, в темп движения лошади. 
 
 

Г

ЛАВА 

7.

 

ДВИЖЕНИЯ

 

НА

 

ГАЛОПЕ 

 

ГАЛОП НА МЕСТЕ 

 

Постепенно укорачивая галоп, можно добиться его исполнения на месте. На первый взгляд кажется, 

что  укорачивание  галопа  надо  производить  поводьями.  На  деле  укорачивать  галоп  до  галопа  на  месте 
можно в основном только усиленным действием шенкелей. Галоп на месте исполняется лошадью в четыре 
такта, то есть на  втором такте лошадь ставит диагональные ноги  не одновременно — сначала заднюю,  а 
затем переднюю ногу. Так как исполнять галоп на месте лошадь может, только находясь в полном сборе, то 
действие  шенкелей  усиливается  до  предела.  Шенкеля  усиливают  сбор  лошади  и  в  то  же  время 
поддерживают взятый лошадью ритм галопа. При исполнении галопа на месте всадник должен в высшей 
степени  осторожно  действовать  поводом  и  очень  легко  принимать  лошадь  на  повод  в  момент  ее 
подвисания, но отнюдь не в момент упора на заднюю ногу, так как этим он затруднит работу задних ног 
(посадит  на  зад).  Заставляя  лошадь  исполнять  галоп  на  месте,  сначала  поднимают  ее  в  галоп,  затем 
усиливают шенкеля и, не изменяя вертикального положения своего корпуса, мягко принимают лошадь на 
повод по мере ее сбора, вызванного шенкелями. Будучи легко удержана поводьями, в момент подвисания 
лошадь вынуждена отбивать галоп, не двигаясь вперед. 

После  исполнения  одной-двух  галопад  на  месте  следует  прекратить  работу  и,  огладив  лошадь, 

закончить урок. Прибавлять количество галопад на месте следует очень постепенно. Позже, когда лошадь 
утвердится  в  галопе  на  месте,  необходимо  работать  в  следующей  последовательности:  подняв  лошадь  в 
галоп, пройти им несколько шагов, затем, сократив движение, сделать несколько галопад на месте, после 
чего снова послать вперед. Самым опасным и часто встречающимся затруднением при обучении лошади 
галопу на месте является прекращение лошадью работы задними ногами. Происходит это или вследствие 
чрезмерного  подъема  передней  части,  или  резкой  выдержки  повода,  или  общей  слабостью  задней  части 
лошади.  Как  только  замечено,  что  при  галопе  на  месте  задние  ноги  лошади  перестают  работать  и 
становятся мертвой точкой опоры, следует немедленно послать лошадь вперед и, снизив постав передней 
части,  оживить  работу  задних  ног  лошади.  Некоторые  же  лошади  при  сокращении  галопа  нарушают 
правильность  чередования  движения,  поднимая  вверх  то  обе  передние,  то  обе  задние  ноги.  Этот  аллюр 
ничего общего не имеет с нормальным галопом и представляет собой качание лошади с передних ног на 
задние  и  наоборот.  Если  это  качание  производится  достаточно  четко  и  ритмично,  то  оно  может  быть 
продемонстрировано  как  отдельный  трюк.  Галоп  на  месте  является  подготовкой  к  галопу  назад  и  к 
пируэтам на галопе. 

ГАЛОП

 

НАЗАД 

 

Галоп назад по своей сложности еще более труден для лошади, чем галоп на месте, и обучить этому 

движению  можно  только  по  окончании  всей  выездки  на  высшую  школу,  к  тому  же  лишь  сильных  и 
одаренных лошадей. Заставить сделать галопом назад (хотя и трудно) пять-шесть галопад можно каждую 
правильно  сложенную  лошадь,  но  такая  небольшая  реприза  не  окажет  на  зрителя  впечатления  и 
практически не будет иметь смысла. Как сокращения галопа, так и галопа назад всадник добивается в ос-
новном  не  набором  повода,  а  усилением  действия  шенкелей  и  сталкиванием  массы  лошади  назад  своим 
корпусом  в  моменты  неустойчивого  равновесия.  При  галопе  назад  лошадь  также  ставит  ноги,  как  и  на 
обыкновенном галопе на месте, в четыре такта. 

 

84 

Для более ясного представления подробно опишем картину движения и порядка переступания ног 

лошади на галопе назад справа. Итак, всадник должен, подняв лошадь в галоп, сократить его до галопа на 
месте и, сделав несколько галопад, перейти в движение назад. Для этого всадник максимально усиливает 
нажим  шенкелями  и  подает  назад  свой  корпус.  Эта  подача  корпуса  назад  должна  совпадать  с  моментом 
подвисания лошади, когда ее равновесие настолько неустойчиво, что малейший перенос тяжести способен 
изменить  ее  движение.  Только  обладая  большим  чутьем,  всадник  может  улавливать  эти  моменты,  а 
следовательно, и обучить движению. Особо сильные лошади способны обходить галопом назад целый круг 
по  манежу.  С  лошадьми,  недостаточно  сильными,  имеющими  дефекты  в  пояснице  или  скакательных 
суставах,  не  следует  совсем  практиковать  этого  движения,  иначе  произойдет  полное  разрушение  их  здо-
ровья. 

ПИРУЭТ

 

НА

 

ГАЛОПЕ 

 

При исполнении пируэта лошадь, обходя плечами вокруг задней части, отбивает такт галопа всеми 

ногами, соблюдая направление в сторону движения (рис. 37, 38). Трудность пируэта состоит в том, чтобы, 
облегчая переднюю часть для подачи ее в сторону, не погасить движения задних ног. Во время исполнения 
пируэта  лошадь  должна  находиться  в  правильном  поводу,  что  достигается  очень  спокойной  посадкой, 
сильными и ровными шенкелями и спокойствием руки всадника. 

 

 

Рис. 37 

 

Рис. 38 

 

СПОСОБ

 

ОБУЧЕНИЯ 

 

Пируэт можно исполнять: 

1. При повороте от барьера (четверть пируэта). 
2. При повороте в другую сторону (полупируэт). 
3. В центре манежа (полный пируэт). 

Чтобы сделать пируэт, сокращают галоп, доводя его на последних махах почти до галопа на месте, 

для чего максимально усиливают нажим шенкелями. Как только лошадь сделала один-два маха на месте, 
наездник  подает  кисти  рук  в  сторону  пируэта  и  еще  больше  усиливает  нажим  наружным  шенкелем. 
Обучение значительно облегчается, если до этого лошадь усвоила галоп на месте. 

Предварительными упражнениями следует считать: 

1. Повороты на задних ногах на месте. 
2. Повороты на задних ногах, не прекращая движения шагом. 
3. Повороты, полупируэты и пируэты на пассаже. 
4. Вольты. 
5. Боковые движения. 

Пируэт  на  галопе  следует  отнести  к  трудным  движениям  для  лошади  и  в  силу  этого  не 

злоупотреблять им при обучении. Вначале не следует делать в течение одного урока более двух пируэтов. 
Чтобы быть уверенным в успехе, требуется не столько продолжительность урока, сколько продуманная и 
тщательная подготовка приемов воздействия с учетом недостатков предыдущего их исполнения. 
 

 

85 

ОШИБКИ

 

ПРИ

 

ИСПОЛНЕНИИ

 

ПИРУЭТОВ

 

НА

 

ГАЛОПЕ 

 

ЛОШАДЬ НЕ ОТБИВАЕТ ТАКТЫ ГАЛОПА ЗАДНИМИ НОГАМИ. 

 

Причины: 

1. Всадник резко подает плечи лошади в сторону пируэта. 
2. Лошадь еще не готова к движению максимально сокращенным галопом. 
3. Всадник слишком высоко поднял переднюю часть лошади и этим погасил движения ее задних ног. 
4. Недостаточно энергичная работа шенкелей. 
5. Общая слабость поясницы, бедер или скакательных суставов лошади. 

Выше  уже  говорилось,  что  подавать  лошадь  поводом  в  сторону  пируэта  необходимо  очень 

осторожно,  чтобы  не  нарушить  равновесия  и  темпа  галопа.  Несмотря  на  то,  что  центром  такого  пируэта 
являются задние ноги лошади, передняя часть должна подниматься слишком высоко. Чем лучше держится 
лошадь  на  сокращенном  галопе,  тем  легче  управлять  ее  передней  частью,  поэтому  совершенствование 
галопа  является  основой  для  выполнения  пируэтов.  Сокращенные  темпы  галопа  невозможно  вызвать  без 
больших усилий шенкелей, не говоря уже о пируэте с сохранением темпа. Если же лошадь не исполняет 
пируэт в связи с физическими недостатками, то с ней надо немедленно прекратить не только пируэты, но и 
сокращенный галоп. 
 

ЛОШАДЬ ОТКИДЫВАЕТ КРУП В СТОРОНУ БАРЬЕРА. 

 

Очень  часто  при  исполнении  пируэта  лошадь  смещает  задние  ноги  в  сторону  барьера.  Причиной 

может  быть  или  слишком  резкий  набор  поводьев  в  сторону  пируэта,  или  же  недостаточное  действие 
правого  шенкеля.  На  пируэте  не  следует  придавать  лошади  такого  изогнутого  в  боку  положения,  как  на 
вольте. Если дать лошади слишком сильное направление, то круп ее выйдет наружу из центра пируэта. 
 
ЛОШАДЬ ОТБИВАЕТ ЗАДНИМИ НОГАМИ ГАЛОП НЕ НА МЕСТЕ, А ПО МАЛОМУ КРУГУ. 
 

Это  является  скорей  недоработкой  пируэта,  чем  ошибкой.  Если  голова  лошади  и  плечи  при  этом 

находятся  в  правильном  положении  и  сохраняется  правильный  темп,  то  можно  быть  уверенным,  что 
лошадь стоит на правильном пути работы и в конце концов будет правильно исполнять пируэт. 
 

ПОСПЕШНОЕ ИСПОЛНЕНИЕ ПИРУЭТА (ВЕРТУШКА) – МЕНЬШЕ, ЧЕМ В ШЕСТЬ ГАЛОПАД. 

 

Если всадник резко действует правым шенкелем, шпорой и поводом, то лошадь будет спешить на 

пируэте и исполнять передними ногами или большие махи в сторону, или же торопливые движения. Чем 
быстрее  забирает  лошадь  плечами  в  сторону,  тем  более  она  склонна  опираться  на  одну  заднюю  ногу  и, 
следовательно,  прекратить  галоп.  Если  это  вошло  у  лошади  в  привычку,  следует  на  время  прекратить 
пируэты и заняться приниманием на вольтах галопом, удерживая лошадь от торопливых движений. 
 

ЛОШАДЬ, ЗАКАНЧИВАЯ ПИРУЭТ, МЕНЯЕТ НОГУ (КРЕСТИТ). 

 

Если лошадь, заканчивая пируэт, на последних махах не выдерживает и теряет последовательность 

опоры задних ног о землю, то причиной этого может быть: 
1. Неспокойная рука наездника. 
2. Неспокойная и нечуткая посадка всадника. 

Всадник должен подметить, какой элемент полупируэта у лошади в одну сторону получается лучше, 

чем в другую, и соответствующими мерами исправить его, а не просто часто тренировать лошадь в труд-
ную сторону. 

При исполнении полупируэта возможны следующие ошибки: 

1. Всадник подал руки с поводьями в сторону полупируэта в момент касания левой передней ногой земли. 
Лошадь вынуждена переступить правой передней ногой через левую—и сразу же запутывается. 
2. Всадник удержал лошадь в начале полупируэта, и лошадь попятилась назад. 

 

86 

3. Всадник слишком энергично начал действовать правым шенкелем в самом начале полупируэта, отчего 
задняя часть лошади уклонилась во внутрь манежа и не приняла на себя тяжесть веса. 
4.  Во  второй  половине  полупируэта  всадник  недостаточно  действовал  правым  шенкелем,  и  задняя  часть 
лошади не выдержала и уклонилась наружу. 
5. Всадник слишком сильно уклонился назад корпусом, отчего лошадь очень сильно села на задние ноги и 
по  окончании  полупируэтов  осталась  в  положении,  из  которого  ей  трудно  выйти  вперед  в  новом 
направлении. Получилась и задержка и нарушение аллюра. 
 

ЛОШАДЬ ОСАЖИВАЕТ НА ПИРУЭТЕ. 

 

Резкое выдерживание поводом, сильный уклон назад корпуса всадника или слабые задние ноги — 

вот  причины,  которые  искажают  исполнение  пируэта,  вызывая  осаживание,  и  затрудняют  работу  задних 
ног  лошади.  Рука  всадника  должна  быть  настолько  мягка  и  чутка,  чтобы  не  лишать  лошадь  поддержки 
поводом.  Так  как  на  пируэте  лошадь  должна  выдерживать  галоп  на  месте,  одновременно  описывая 
окружность  передней  частью,  то  корпус  всадника  играет  роль  стрелки  весов.  Малейший  его  уклон 
нарушает равновесие. 

ПОЛУПИРУЭТЫ 

 

Делать  полупируэты  в  процессе  тренировки  слишком  часто  не  следует,  так  как  они  тяжелы  для 

лошади. Почти всегда случается, что в одну сторону лошадь делает полупируэт лучше, чем в другую. 
 

 ГАЛОП НА ТРЕХ НОГАХ 

 
           Исполняя  галоп  на  трех  ногах,  лошадь, 
находясь  в  полном  сборе,  двигается  вперед 
совершенно  четким  галопом,  выдерживая 
горизонтально прямую ногу, в сторону которой 
необходимо 

соблюдать 

легкое 

«постановление».  Галоп  на  трех  ногах 
представляет 

собой 

сочетание 

двух 

упражнений:  выдержка  вытянутой  передней 
ноги на весу и движение галопом. Он особенно 

труден для лошади в силу того, что она должна выдерживать одну переднюю ногу в спокойном состоянии, 
тогда как весь корпус ее и три остальные ноги, находясь в движении, беспрерывно изменяют ее равновесие. 
Надо научить лошадь держать ногу так спокойно, чтобы во время всей репризы вытянутая нога ни разу не 
прикоснулась  к  земле.  Наиболее  надежным  и  верным  надо  считать  такой  галоп,  когда  угол,  образуемый 
поднятой передней ногой, наиболее раскрыт. Полного выноса и подъема передней ноги лошадь не может 
произвести без участия мышц шеи. Поэтому постав головы и шеи лошади на этом аллюре имеет большое 
значение (рис. 39). 

 

СПОСОБ

 

ОБУЧЕНИЯ 

 

Отрабатывают 

в 

отдельности 

следующие 

упражнения:  
1. Подъем и выдержка вытянутой передней ноги на месте 
— салют (рис.40). 
2. Переход с галопа в стойку с вытянутой ногой. 
3. Подъем в галоп из стойки с вытянутой ногой. 
4.  Отдельные  галопады  на  трех  ногах  с  сохранением 
положения вытянутой ноги после галопады. 
 
 
 
  

Рис. 39 

   

Рис. 40 

 

87 

 Научить лошадь делать на трех ногах одну галопаду нетрудно, но трудно заставить ее выполнить 

подряд несколько галопад, не поставив на землю вытянутую ногу. Чтобы дать это понять лошади, надо ее 
остановить,  заставить  вытянуть  правую  ногу  и  в  то  время,  когда  она  стойко  держит  ее,  усиленным 
действием левого шенкеля заставить сделать небольшой прыжок на стоящей на земле левой передней ноге. 

В  тот  момент,  когда  передняя  часть,  поднявшись,  стала  опускаться  (но  еще  не  опустилась),  надо 

заставить сделать второй прыжок, также не дав ей поставить ногу на землю. Если всадник опоздает с дей-
ствием шенкеля и повода, то лошадь обязательно коснется ногой земли. 

Но  и  две  такие  галопады  еще  не  будут  галопом  на  трех  ногах,  так  как  задняя  часть  при  этом  или 

будет стоять на месте, или продвигаться вперед не в ритме галопа. Продолжая обучение, всадник поднима-
ет лошадь в галоп справа и ведет ее так несколько галопад, после чего останавливает и заставляет вытянуть 
правую  ногу.  Такие  остановки  надо  делать  все  чаще  и  короче.  На  коротких  остановках  лошадь  не 
выдержит и сама сделает галоп на трех ногах. Всаднику остается только повторить прием, и она сделает 
вторую и третью галопаду. 

Затруднения можно ожидать только в одном, сможет ли лошадь удержаться в равновесии, исполняя 

подряд  несколько  галопад  такого  галопа?  Но  это  дело  постепенной  тренировки.  Прибавлять  количество 
галопад надо очень постепенно и при этом помнить, что не сила физического воздействия может помочь 
лошади  держаться  на  этом  аллюре,  а  уравновешенность  ее  фигуры.  В  дальнейшем,  когда  лошадь  уже 
научилась связно исполнять подряд несколько темпов галопа на трех ногах, надо приучить ее начинать с 
обыкновенного  галопа  галоп  на  трех  ногах  сейчас  же,  как  только  мы  приподнимем  ей  голову.  С  этого 
времени  будет  полезно  обыкновенный  галоп  вести  на  шенкелях,  прикосновение  же  наружной  шпоры 
сделать сигналом для выноса передней ноги, то есть для движения на трех ногах. 
 

СПОСОБНОСТЬ

 

ЛОШАДИ

 

К

 

ГАЛОПУ

 

НА

 

ТРЕХ

 

НОГАХ 

 

Галоп  на  трех  ногах  следует  отнести  к  трудным  движениям  лошади.  Джеме  Филлис,  писал,  что 

только немногие лошади способны выполнять этот аллюр. При выездке лошадь обычно сама показывает 
способность  к  тому  или  иному  элементу  езды,  но  если  на  каком-либо  из  них  она  окажет  упорное 
сопротивление, то заставлять ее не стоит, так как результаты не окупят затраченных трудов, и исполнение 
такого «вымученного» элемента езды будет производить тяжелое впечатление напряженности, вызывая у 
зрителя чувство жалости. 

ОШИБКИ

 

ПРИ

 

ИСПОЛНЕНИИ 

 

ЛОШАДЬ, ИСПОЛНЯЯ ГАЛОП НА ТРЕХ НОГАХ, «БОЧИТ». 

 

Этот недостаток встречается чаще всего, что вполне естественно, так как усиленное действие одной 

шпоры может заставить лошадь отклониться в сторону от прямой. Таким образом, «бочить» лошадь может: 
1. От слишком усиленного действия правого шенкеля или шпоры. 
2. От недостаточной поддержки левого шенкеля. 
3. От слишком поданного назад правого шенкеля. 
4. От нежелания лошади подставлять под себя левую ногу. 

«Бочить»  при  этом  лошадь  может  двояко:  или  откидывая  в  сторону  с  каждой  галопадой  заднюю 

часть, или же отходя в сторону от прямой всем своим корпусом. 

И  в  том  и  в  другом  случае  явно  недостаточно  поддержки  внутреннего  шенкеля  и  общего  посыла. 

Если это не исправить, то «бочение» скоро войдет у лошади в привычку, так как, начиная «бочить», она 
избавляется от большой нагрузки на левую заднюю ногу. Это плохо еще и тем, что такое положение само 
собой уменьшает посыл и стремительность лошади и затрудняет воздействие всадника на переднюю ногу. 
Часто всадник, сам того не замечая, желая усилить наружный шенкель для поддержания вытянутой ноги, 
заносит его слишком далеко назад и этим еще больше сталкивает задние ноги лошади в сторону. 

Исправление  этого  недостатка  занимает  много  времени.  Главная  задача — добиться  правильного 

движения левой задней ноги лошади. Для этой цели полезно работать с лошадью на вольте. При выходе из 
вольта  на  прямую  следует  вести  лошадь  при  поддержке  одним  левым  шенкелем,  с  наружной  стороны 
действовать легким уколом шпорой, как сигналом для подъема левой передней ноги. 
 

 

88 

ЛОШАДЬ СЛИШКОМ ВЫСОКО ПОДНИМАЕТ ПЕРЕДНЮЮ ЧАСТЬ (ИДЕТ ЛАНСАДАМИ). 

 

Иногда  лошадь,  идя  галопом  на  трех  ногах,  так  высоко  поднимает  переднюю  часть  на  каждой 

галопаде,  что  задние  ноги  при  этом  прекращают  галоп  и  ставятся  с  большим  упором  на  землю.  По-
следующий мах из этого положения для лошади затруднителен, и она вынуждена поставить на землю обе 
передние  ноги.  Поднимаясь  лансадами,  лошадь  вынуждена  так  же  резко  опускаться  передней  частью. 
Естественно, что при этом ей очень трудно удержаться, чтобы не коснуться земли передней ногой. Здесь 
так  же,  как  и  на  испанской  рыси,  играет  роль  не  высота  подъема  передней  части,  а  угол,  образуемый 
передними ногами. Поэтому гораздо важнее, когда лошадь делает с вытянутой ногой невысокие прыжки и, 
проявляя стремление вперед, как бы хочет опередить прыжок вытягиванием передней ноги. 

Значит, для исправления такого галопа надо заняться вытягиванием ноги на остановках. Остановки 

же делать в таком посыле, чтобы стоящая на земле нога благодаря стремлению вперед корпуса была пода-
на  назад.  Кроме  того,  для  этой  же  цели  надо  снизить  постав  передней  части  и  больше  работать 
обыкновенным галопом. 
 

ЛОШАДЬ ОПУСКАЕТ НОГУ, КАСАЕТСЯ ЗЕМЛИ. 

 

Лошадь,  идя  галопом  на  трех  ногах  и  хорошо  вытягивая  переднюю  ногу,  иногда  на  каждой 

галопаде,  хотя  и  легко,  но  прикасается  ею  к  земле.  Предупреждая  это,  надо  поддерживать  лошадь 
трензельным  поводом  той  стороны,  с  какой  вытянута  нога,  в  тот  самый  момент,  когда  нога  опускается 
вниз. Однако если все время поддерживать лошадь, то она скоро привыкнет к этому и действие шенкеля и 
повода  перестанет  оказывать  должное  влияние.  Ясно,  что  недоработанным  в  данном  случае  является 
четвертое  упражнение,  то  есть  сохранение  вытянутого  положения  ноги  после  прыжка  на  трех  ногах. 
Исправить этот недостаток можно двумя способами: 
1.  Пройти  обыкновенным  галопом  в  большом  посыле  вперед  и,  убедившись  в  стремительности,  вызвать 
вынос ноги действием правой шпоры и легким выдерживанием поводьев. 
2.  Подняв  лошадь  в  галоп,  сократить  его  шенкелями  до  предела  и  также  действием  правой  шпоры,  не 
прекращая  галопа,  вызвать  подъем  передней  ноги  и  прыжки  на  трех  ногах.  Сделав  несколько  галопад, 
следует  остановить  и  огладить  лошадь.  Лошадь  скоро  поймет,  что,  делая  прыжки  на  трех  ногах,  она 
избавляется от трудного для нее положения на собранном галопе и будет держать ногу с большей охотой. 

Очень существенно как при первом, так и при втором способах огладить лошадь в тот момент, когда 

нога находится в воздухе, а не когда она уже опустилась на землю. 
 

ЛОШАДЬ «КРЕСТИТ» ПЕРЕДНИМИ НОГАМИ. 

 

Идя галопом на трех ногах (допустим, справа), лошадь уклоняет левую переднюю ногу под корпус 

вправо, а правой ногой выдерживает мах, занося ее влево через левую ногу. Делает это лошадь обычно с 
обратным  «постановлением»,  и  эта  неправильность  сильно  искажает  всю  картину  галопа  на  трех  ногах. 
Чаще  всего  это  происходит  оттого,  что  всадник  при  требовании  подъема  правой  ноги  сильно  и  круто 
подает свои руки влево и всю тяжесть передней части переносит на левую ногу. Для исправления следует 
работать  с  прямым  или  с  очень  незначительным  «постановлением»,  энергично  действуя  шенкелями;  при 
спокойной посадке — посылать лошадь вперед на повод. Это лучше всего выпрямляет положение лошади 
на любом аллюре. Начинать снова галоп на трех ногах можно, только выправив лошадь на обыкновенном 
галопе, добившись от нее правильного повода и стремления вперед. 

 

ЛОШАДЬ НЕ ДЕРЖИТ ПРЯМУЮ НОГУ, А ГНЕТ ЕЕ ИЛИ БОЛТАЕТ ЕЮ НА ДВИЖЕНИИ. 

 

Красиво,  когда,  идя  галопом,  лошадь  держит  вытянутую  ногу  горизонтально,  но  встречается  это 

редко,  и  вначале  лошадь  или  опускает  ее  ниже,  или  болтает  ею.  Это  доказывает  недостаточность 
подготовки первого и второго упражнений. Следует снова вернуться к ним и тренировать на них лошадь до 
полного  совершенства.  Кроме  того,  для  выпрямления  ноги  на  галопе  следует  вести  лошадь  в  сильном  и 
непрерывном посыле. 
 
 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  9  10  11  12   ..