65
с вытянутой ногой (начало обучения испанской рыси), надо добиваться все более и более мягкого
приземления с сохранением вытянутой ноги. Некоторые же лошади, несмотря на большую выдержку
поднятой ноги, все же резко опускают ее на землю. В этом случае лошадь обычно не полностью вытягивает
ноги, а гнет их в запястье. Причина кроется в том, что всадник резко меняет диагональное воздействие на
лошадь при недостаточном общем посыле.
ЛОШАДЬ ВЫРЫВАЕТ ПОВОД, ТОРОПИТСЯ.
Некоторые лошади после трех-четырех темпов правильной рыси вырывают повод и бросаются с
силой вперед. Это происходит или от сильных ударов шпорами, или от резкой постановки лошади в повод,
а также оттого, что лошадь хочет избавиться от сбора, не поняв требования.
Делу может помочь правильная установка головы и шеи лошади на всех аллюрах и главным
образом на рыси. Начиная работу, не следует сразу же ставить лошадь строго в повод и необходимо по воз-
можности отказаться от применения шпор. Наездник должен уловить и придать такое положение
равновесию лошади, из которого ей легче всего перейти на испанскую рысь, и при малейшем намеке на
исполнение не скупиться на ласку. На первых порах, как и всегда, надо ограничиваться двумя-четырьмя
махами, чтобы не горячить лошадь. Таким образом, исправление недостатка в основном будет заключаться
в успокаивании лошади.
Г
ЛАВА
4.
ПИАФФЕ
ПИАФФЕ-ШАГ
Пиаффе-шаг отличается от обыкновенного шага тем, что, идя им, лошадь ставит ноги по диагонали,
но, в отличие от рыси,— без моментов подвисания.
Упражнять в этом аллюре лошадь следует, когда
движения на собранной рыси приобретут четкость и будут
отрывистыми. При движении пиаффе-шагом всадник ведет
лошадь в сильном сборе, работая шенкелями поочередно, как
на испанском шаге, но более часто, и прикладывая шенкель в
момент опускания односторонней с ним ноги (передней), следя
за тем, чтобы в момент этого движения поднималась и
односторонняя задняя нога, то есть чтобы движение было
строго диагонально и отчетливо. Усиление действия шенкелей
при выдержке поводьев приведет к пиаффированию.
Выработать это движение можно только при очень точном и
согласованном действии шенкелей с движением ног лошади.
Трудность пиаффе-шага, несмотря на кажущуюся простоту,
заключается в том, что подъем диагонали без подвисания
значительно труднее. Иногда лошади легче перейти в рысь или даже в пассаж, чем держаться на этом шаге.
Пиаффе-шаг можно назвать скорее упражнением, чем аллюром, способствующим исполнению
манежных движений, на которые требуется активная работа задних конечностей. Кроме того, такой шаг
служит хорошей подготовкой для пиаффе (рис. 32). При выработке пиаффе-шага могут быть допущены
ошибки:
1. Беспрерывной работой шенкелей всадник так разгонит лошадь, что она начинает частить.
2. Не чувствуя движений ног лошади, всадник принял движения стороны за движения диагонали, и лошадь
пошла иноходью, от чего отучить ее становится делом трудным и продолжительным.
ПИАФФЕ
Можно наблюдать, как лошадь, будучи привязана или сдерживаемая поводьями, желая устремиться
вперед, нетерпеливо перебирает ногами на месте, топчется. С возрастанием нетерпения это топтание
становится более медленным, и слышен звук ударов копыт о землю. Лошадь переступает с одной
Рис. 32