(М. Анисимов) Дрессировка лошадей в цирке - часть 7

 

  Главная      Учебники - Разные     (М. Анисимов) Дрессировка лошадей в цирке - 1979 год

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  5  6  7  8   ..

 

 

(М. Анисимов) Дрессировка лошадей в цирке - часть 7

 

 

 

49 

Рис. 26 

  

Если  лошадь  при  движении  плеч  вправо  попытается  откинуть  заднюю  часть  влево,  левый  повод 

легкой выдержкой должен помочь левому усиленному шенкелю удержать задние ноги на месте. Как только 
лошадь передвинула передние ноги хотя бы на два-три шага, тотчас ее надо огладить и прекратить работу. 
Не  следует  вначале  стараться  удерживать  задние  ноги  лошади  на  месте,  лучше  начинать  поворот,  так 
сказать, на кругу, когда передняя часть опишет большую окружность, а задняя часть лошади — меньшую. 
Так будет легче удержать лошадь в поводу и избежать осаживания. 
 

БОКОВЫЕ ДВИЖЕНИЯ 

 

Поступательные  движения  лошади,  при  которых  передние  ноги  идут  по 

одному  следу,  а  задние — по  другому,  называются  боковыми  движениями,  или 
приниманиями. 

Боковые движения подразделяются: ранверс, при котором лошадь движется 

вдоль  барьера  под углом  к  нему максимум в 45°. Здесь  голова  лошади  обращена 
внутрь манежа и в сторону движения, в отличие от траверса, при котором голова 
лошади, идущей в два следа, обращена к барьеру и в сторону движения. Движения 
в два следа могут быть через весь манеж до его середины или от барьера внутрь на 
несколько  шагов  с  возвращением  обратно  к  барьеру.  Положение,  когда  голова 
лошади  обращена  в  сторону,  обратную  движению,  называется  «плечом  в  манеж» 
(рис 27). Боковые движения можно производить на шаге, рыси, галопе и пассаже. 

  

  РАБОТА БОКОВЫМИ ДВИЖЕНИЯМИ «В РУКАХ» (БЕЗ ВСАДНИКА) 

 

 Обучать  лошадь  боковым  движениям  следует  сначала  «в  руках».  Лошадь 

стоит, предположим, налево вдоль барьера. Встав у ее левого плеча лицом к ней и 
закинув  поводья  на  шею,  в  левую  руку  берут  скрещенные  на  ладони  левый 
мундштучный и левый трензельный поводья на несколько сантиметров от удил, а в 
правую хлыст и оба правые повода (рис. 28). Лошадь, подготовленная уже  
предыдущими  упражнениями,  немедленно  последует  за  дрессировщиком,  как 
только он тронется вперед. Пройдя несколько шагов прямо вдоль барьера, нужно, 
отводя,  левую  руку  влево  и  вперед,  отвести  голову  лошади  в  середину  манежа 
(дать  «постановление»)  и  заставить  лошадь  перейти  в  рысь  (трот).  Раз  лошадь 
пошла рысью и сделала несколько шагов с постановлением в середину, ее 
 останавливают и повторяют 
то  же  самое.  Если  лошадь 
несколько 

раз 

хорошо 

исполнила  упражнение,  ее 
оглаживают,  переводят  на 
другую  сторону  и  по-
вторяют это же упражнение. 

В  дальнейшем  можно  через  несколько  дней 
переходить  к  движению  плечом  в  манеж  (вперед). 
Для  чего,  отведя  лошадь  шага  на  два  от  барьера, 
подают левую руку больше вперед, а правая рука, действуя через шею, правыми поводьями поддерживает 
правое  плечо,  затем  хлыстом  отклоняют  заднюю  часть  корпуса  к  барьеру,  не  задерживая,  однако,  ее 

 

Рис. 27 

 

1 – ранверс, 2 – траверс, 

3- плечом внутрь. 

 

 

Рис. 28 

 

50 

движения  вперед.  Это  движение  следует  начинать,  как  правило,  не  с  места,  а  на  ходу,  и  дрессировщик 
должен все время двигаться вперед свободными, широкими шагами, не задерживая лошадь. 

 

БОКОВЫЕ ДВИЖЕНИЯ ПОД ВСАДНИКОМ 

 

Обучать  лошадь  боковым  движениям  под  всадником  лучше  всего  в  прямоугольном  манеже, 

используя для  этого,  если  есть  возможность,  площадку  на  открытом  воздухе.  Если  же  этой  возможности 
нет, то следует приспосабливаться к тринадцатиметровому диаметру циркового манежа. 

Переходить  к  боковым  движениям  под  всадником  прямо  от  барьера  было  бы  ошибочно,  так  как 

очень трудно в момент поворота плеча от барьера сохранить энергию движения, а потеря ее значительно 
затруднила бы самое исполнение бокового движения. Поэтому первые шаги чаще всего нужно производить 
при  перемене  направления  (на  прямоугольном  манеже — по  диагонали,  на  круглом — через  центр). 
Сначала  меняют  направление,  например  слева  направо.  Для  этого,  не  доходя  нескольких  шагов  до 
противоположного барьера, надо сильнее взять на себя левый трензельный повод, приложив к шее лошади 
правый,  и,  сделав  уклон  корпуса  влево,  усилить  правый  шенкель,  чтобы  лошадь,  уступая  его  действию, 
пошла  в  два  следа  с  постановлением  в  сторону  движения.  Как  только  лошадь  выполнила  требование 
дрессировщика  и  сделала  два-три  шага  в  сторону,  прекращают  работу  и  оглаживают  ее.  Затем  меняют 
направление  справа  налево,  повторяя  те  же  приемы.  Постоянное  стремление  лошади  двигаться  вперед 
составляет необходимое условие правильного исполнения боковых движений. Оно поддерживается, как мы 
уже  говорили,  усиленным  действием  одного  шенкеля  при  поддержке  другого.  Не  следует  добиваться 
большого количества шагов при боковом движении, если нет чистого правильного исполнения. Главное — 
это  изогнутость  лошади  в  сторону  движения  и  хорошее  перекрещивание  ног.  После  отработки  боковых 
движений через манеж приступают к так называемому ранверсу, то есть вдоль барьера. При этом движении 
всадник отводит переднюю часть лошади на два шага внутрь манежа и, действуя шенкелями и поводьями, 
как указано выше, заставляет ее двигаться в два следа. 

Упражнение  плечом  в  манеж  может  войти  как  один  из  элементов  в  программу  выступления. 

Всадник, нажимая шенкеля, выдерживает левый повод несколько сильнее. Правый повод, прилегая к шее, 
способствует  отведению  плеч  от  барьера.  Затем  усиливают  действие  левого  шенкеля,  чтобы  заставить 
лошадь  продолжать  движение  вдоль  барьера.  Это  единственный  случай,  когда  лошади  придано 
«постановление»  в  сторону,  обратную  движению.  Движение  плечом  в  манеж  можно  начинать  также  по 
барьеру, но как только лошадь поняла требования всадника, необходимо продолжать работу, находясь на 
шаг или два от барьера или на большом вольте. Если плечом в манеж исполнять все время по барьеру, то 
лошадь настолько привыкнет искать «поддержку» в барьере, что сможет обойтись без помощи всадника. 
Даже  когда  всадник  потребует  от  лошади  отойти  от  барьера,  она,  наоборот,  привалится  к  нему.  Лучшее 
средство исправления этого недостатка лошади — работа по второй писте. До сих пор мы указывали лишь 
на  способ,  как  заставить  лошадь  начать  то  или  другое  боковое  движение,  но  чтобы  лошадь  не  только 
подавалась  в  сторону,  а  шла  действительно  в  два  следа,  необходимо  ее  долго  и  настойчиво  к  этому 
приучать.  Причем  следует  предостеречь  от  ошибки  многих  всадников,  требующих  от  лошади  сразу 
отчетливого  исполнения,  что  вызывает  с  ее  стороны  сопротивление.  В  этом  случае  лошадь  не  уступает 
действию шенкеля и всячески старается выйти из неестественного и незнакомого ей положения, а всадник, 
не владея еще вполне диагональными средствами управления, становится бессильным исправить все сразу. 
Вначале  требования  к  лошади  следует  ограничить  незначительными  постановлениями  и  изгибом  ее 
корпуса в боку и пологим приниманием. Боковые движения должны исполняться на энергичном аллюре, 
будь то шаг или рысь. Только при энергичных движениях лошадь может переносить правые ноги вперед 
левых, не задевая их. 

 
 

 

Глава 5 ОБУЧЕНИЕ ЛОШАДИ ПЕРЕМЕНЕ ОЧЕРЕДНОСТИ ВЫНОСА НОГ (В ВОЗДУХЕ) 

ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ 

 

Только хорошо подготовленная лошадь может делать правильную перемену ног. Трудно определить 

время  начала  обучения  этому  упражнению,  можно  дать  лишь  общие  указания:  лошадь  к  этому  моменту 
должна быть спокойна на всех аллюрах, легка, уравновешенна, послушна и главное — очень внимательна к 

 

51 

средствам управления всадника и свободно, от малейшего его указания, подниматься в галоп как с правой, 
так и с левой ноги. Обучение перемене ног должно вестись очень внимательно, и лучшим залогом успеха 
остается  тщательная  предварительная  дрессировка  лошади.  Перемена,  ноги  на  галопе  принадлежит  к 
естественным  движениям,  и  лошадь,  галопируя  на  свободе,  часто  меняет  очередность  выноса  ног  для 
сохранения равновесия. 

При  правильной  перемене  ноги,  например  справа  налево,  лошадь  в  момент  фазы  подвисания  на 

галопе  мгновенно  изгибает  свой  корпус  налево  и  выбрасывает  вперед  конечности  этой  же  стороны.  Для 
правильного исполнения перемены ног от лошади требуется: 
1. Сохранить ритм галопа, не уменьшая и не увеличивая его. 
2. В момент перемены ног не отклоняться от прямой. 
3. Сохранить упор в повод. 
4. Менять ноги не рывком, а плавно. 
5.  Держать  постановление  в  сторону  выбрасываемой  вперед  ноги.  Все  это  возможно  в  том  случае,  если 
лошадь при этом сохраняет контакт с рукой всадника. 

Сохранение  всадником  правильной  посадки  при  перемене  ног  больше  всего  показывает  его 

подготовленность, а также выездку лошади. Перемена ноги может быть исполнена: 
1. С галопа справа на галоп слева и обратно. 
2. С контргалопа на галоп. 
3. С контргалопа с правой ноги на контргалоп с левой ноги и обратно. 
4. С галопа на контргалоп. 

Несмотря на то, что наиболее легкой переменой ноги для лошади, казалось бы, является перемена с 

галопа на галоп или с контргалопа на галоп, при движении лошади на свободе приходится наблюдать, как 
лошадь меняет ноги и в трудную сторону, то есть с контргалопа на контргалоп или с галопа на контргалоп. 
Делает  это  лошадь  в  целях  большей  устойчивости,  не  умея  еще  гнуться  в  боках  так,  как  этому  ее  учит 
выездка. 

Перемена ноги на галопе может быть полная и неполная. Полной переменой считается перемена и 

передней и задней ног. Неполной — перемена лишь одной ноги. 

Неполная  перемена  под  всадником  считается  грубейшей  ошибкой,  по  на  свободе  лошадь  часто  в 

целях сохранения устойчивости прибегает к этому приему, то есть «крестит» задними ногами или, очень 
редко, передними ногами. 
 

УПРАЖНЕНИЯ ПО ПЕРЕМЕНЕ 

 

Подняв лошадь на галоп, допустим, справа, делают па-право назад и, подводя к барьеру, переводят 

лошадь в рысь и, пройдя несколько шагов рысью, снова поднимают в галоп уже с левой ноги. 

Постепенно  количество  шагов  рысью  уменьшается  и,  наконец,  дойдя  до  барьера,  всадник  резко 

изменяет направление, заставляя лошадь переменить ногу. Это будет первое упражнение по перемене ноги, 
которое относится к езде обыкновенной. К упражнению высшей школы относится перемена ноги с галопа 
на контргалоп, а также перемена ног после определенного счета махов. Подготовкой к такой перемене ног 
служит описанное выше упражнение в подъеме лошади в галоп то с одной, то с другой ноги с переходами 
между ними в рысь, шаг или остановка. При подъеме в галоп надо особое внимание обращать на первый 
темп  галопа,  то  есть  на  момент  подъема  передних  ног.  Надо,  чтобы  подъем  исполнялся  лошадью  при 
малейшем действии повода и шенкеля. Особо важное значение имеет посадка всадника на репризах рыси 
между отдельными подъемами, так как посадка обычно больше всего искажается при переходе с галопа в 
рысь. Этому следует учиться всеми силами, стараясь сохранить связь с лошадью с момента перо-хода на 
рысь  и  до  самого  конца  этой  незначительной  репризы.  Только  тогда,  когда  всадник  будет  четко 
предугадывать момент перехода на рысь и сохранять связь с лошадью посредством шенкелей и поводьев, 
он  будет  чувствовать  приближение  момента,  когда  можно  начать  перемену  ног,  не  переходя  на  рысь,  то 
есть в воздухе. Для этого всадник, сделав легкую полуодержку, быстро меняет постановление и изменяет 
действие  шенкелей.  Как  только  лошадь  переменила  ногу,  следует  ее  погладить  и  прекратить  работу. 
Вначале  почти  каждая  лошадь  в одну  сторону меняет ногу  хорошо,  а  в  другую  хуже  и вместо  перемены 
делает  еще  один  или два  шага  рысью.  Чтобы  избежать  этого,  следует  обязательно  добиться  на  подъемах 
одинаковой  легкости  как  с  одной,  так  и  с  другой  ноги,  без  чего  нельзя  идти  дальше.  Итак, 
последовательность при обучении лошади перемене ног будет следующая: 
1. Подъемы в галоп и контргалоп на прямой. 
2. Подъемы в галоп и контргалоп по кругу. 

 

52 

3. Уменьшение количества шагов на рыси и шаге между подъемом справа и слева. 
4. Перемена ноги с контргалопа на контргалоп по прямой. 
5. Перемена ноги с контргалопа на галоп по прямой. 
6. Перемена ноги с галопа на контргалоп по кругу. 
7. Перемена ноги с контргалопа на галоп по кругу. 
8. Перемена ног при движении по прямой вдали от барьера по второй писте. 
9. Перемена ноги через восемь махов. 
10. Перемена ноги через шесть махов. 
11. Перемена ноги через четыре маха. 
12. Перемена ноги через два маха. 
13. Перемена ноги через один мах. 
14. То же при движении по большому кругу. 
15. То же при движении по вольту. 

Начинать  каждое  из  указанных  упражнений  можно  только  тогда,  когда  усвоено  предыдущее.  При 

каждой неполадке в перемене ног лучше и вернее всего снова возвратиться к подъемам. 
 

ОШИБКИ ПРИ ПЕРЕМЕНЕ ОЧЕРЕДНОСТИ ВЫНОСА НОГ (В ВОЗДУХЕ) 

Случается, что лошадь начинает каждый раз при подъеме в галоп менять ноги без указания шенкеля 

и повода. Если такая инициатива будет еще поощрена всадником, лошадь привыкнет к этому и отучить ее 
будет  трудно.  Всадник  должен  резко  пресечь  это  и  в  тот  момент,  когда  лошадь  самовольно  переменила 
ногу, резким ударом шпоры снова поставить ее на прежнюю сторону и продолжать движение галопом до 
тех  пор,  пока  у  лошади  исчезнет  желание  снова  сменить  ногу.  Репризы  галопа  следует  при  этом  делать 
продолжительными. 

Иногда  лошадь  держится  на  галопе  без  попытки  сменить  ногу,  но  как  только  всадник  заставит  ее 

сменить ногу, она начинает самовольно менять их в один или два темпа. Это значит, что перемена ноги в 
один или два темпа лучше всего усвоена лошадью и она меняет ноги не по указанию всадника, а исполняет 
по укоренившейся  привычке,  как  аллюр,  хотя  многие  авторы  не  считают  перемену  ног самостоятельным 
аллюром и рекомендуют для исправления ошибки производить ее через неопределенное количество махов, 
каждый раз неизвестное для лошади. 
 

ЛОШАДЬ НЕ МЕНЯЕТ ОЧЕРЕДНОСТИ ВЫНОСА ЗАДНИХ НОГ. 

Когда  перемена  ноги  исполняется  через  несколько  махов,  всаднику  не  так  трудно  учесть  это 

обстоятельство и предупредить ошибку, подготовив и усилив левый шенкель, но на частой перемене ног в 
два или в один темп сделать это труднее, и лошадь может не сменить задней ноги. Эта уловка, прошедшая 
хотя  бы  раз  незамеченной  всадником  и  неисправленной  им,  войдет  в  привычку  и  борьба  с  ней  будет 
значительно труднее. Надо признаться, что  далеко не все всадники могут ощущать движения задних ног 
лошади.  Лишь  опытный  человек  со  стороны  может  вовремя  подсказать  эту  ошибку.  Как  средство 
исправления при этом можно рекомендовать сгибание лошади на вольтах с усилением левого шенкеля той 
стороны, заднюю ногу которой лошадь не выбрасывает вперед. Чтобы дать лошади понять, что она должна 
переменить  и  заднюю  ногу  (допустим,  правую),  надо,  подняв  ее  в  галоп  справа,  несколько  раз  сделать 
вольт направо, зорко следя за тем, чтобы она хорошо гнулась в правом боку и хорошо подставляла под себя 
правую  заднюю  ногу.  Убедившись,  что  лошадь  хорошо  гнется  вправо,  следует  выйти  на  прямую, 
переменить  ногу  налево  и,  пройдя  несколько  махов,  снова  переменить  ногу  направо  и  выйти  на  вольт 
направо, галопируя с правой ноги. 

Задняя  нога  лошади  способна  достаточно  гнуться  только  в  том  случае,  если  она  подступила  под 

корпус. Если же она подступила недостаточно, то она натужится, но не согнется. 
 

ЛОШАДЬ ОПАЗДЫВАЕТ МЕНЯТЬ ОЧЕРЕДНОСТЬ ВЫНОСА ЗАДНИХ НОГ. 

 

При  правильной  школьной  перемене  ноги  высокий  подъем  и  вынос  передней  ноги  является 

следствием работы задней части корпуса, а не вызывается энергичным действием поводьев. Подъем этот не 
должен опережать выноса задней ноги этой же стороны. А так как при перемене ноги шенкеля действуют 

 

53 

больше  на  задние  ноги,  а  поводья  на  передние,  то  неодновременность  их  действия  вызывает  и 
неодновременность  выноса  передних  и  задних  ног.  Если  повод  будет  хоть  на  мгновение  действовать 
раньше  шенкелей,  то  от  этого  передняя  нога  выбросится  раньше  соответствующей  задней  ноги.  Еще 
большую  ошибку  делает  всадник,  если  при  этом  подает  корпус  вперед,  отделяя  седалище  от  седла. 
Освобожденная  такой  посадкой  задняя  часть  корпуса  лошади  окончательно  выходит  из  повиновения, 
принимая еще более растянутое положение. Увлекаясь высоким выносом передней ноги, всадник все свое 
внимание  сосредоточивает  на  нем  и  сам  того  не  замечает,  как  лошадь  с  каждым  махом  растягивается  и 
параллельность выноса ног пропадает. Высоко работая передней частью, лошадь пойдет на прямых задних 
ногах.  Для  исправления  этой  ошибки  надо  снизить  постав  передней  части  корпуса  лошади,  переключив 
свое  внимание  на  эластичность  поступания  задних  конечностей,  глубже  сесть  в  седло  и  вести  лошадь 
(более собранной) галопом. 

 

ЛОШАДЬ ОТКИДЫВАЕТ ЗАДНЮЮ ЧАСТЬ СВОЕГО КОРПУСА В СТОРОНУ («БОЧИТ»). 

 

Это происходит по разным причинам: 

1. Всадник слишком сильно действует правым шенкелем (пли шпорой), занося его назад, что при слабой 
поддержке левого шенкеля сталкивает заднюю часть лошади в сторону. 
2.  При  перемене  ноги  всадник  чрезмерно  подает  руки  в  сторону,  противоположную  выносимой  ноге,  и 
излишне уклоняет корпус. 
3. Преждевременно начатая перемена ноги с галопа на контргалоп. 
4. Левая задняя нога лошади недостаточно гибка и плохо сгибается. 
5. Слабы задние конечности лошади, не выдерживающие сгибания. Чтобы исправить этот большой дефект, 
следует,  оставив  на  время  перемену  ноги,  заняться  сгибанием  лошади  в  боках  на  вольтах  и  восьмерке, 
обращая главное внимание на подступание левой задней ноги. Приступив снова к перемене ног, надо: 
1. Ведя лошадь галопом близко у барьера, переменить левую ногу на правую. Барьер не позволит лошади 
откинуть задние ноги. 
2.  Вести  лошадь  вдали  от  барьера  по  мысленно  проведенной  прямой,  внимательно  наблюдая  за 
прямолинейностью движения. 
3. При перемене ноги не делать большой полуодержки поводом, которая нарушает прямолинейность. 
4. Постепенно приучать лошадь к более легкому воздействию шенкелей и поводьев. 
 

ЛОШАДЬ НИЗКО МЕНЯЕТ ОЧЕРЕДНОСТЬ ВЫНОСА ПЕРЕДНИХ НОГ. 

 

При небрежном или нечетком подъеме в галоп некоторые особенно флегматичные лошади склонны 

смазать первый мах галопа, поднимаясь в галоп малозаметным и неотчетливым выносом обеих передних 
ног почти одновременно. При исполнении перемены ног сам момент перемены смазывается, производится 
также  незаметно,  и  лошадь  как  бы  тычется  передом.  Происходит  это  потому,  что  при  работе  с  этой 
лошадью  стали  слишком  рано  сокращать  галоп  или  приняли  предложенные  самой  лошадью  короткие  и 
низкие  темпы  галопа  как  достижение  или  особую  способность  лошади.  Первое,  что  поможет  исправить 
ошибку,  это  восстановление  выраженного  маха  галопа,  без  которого  не  может  быть  и  речи  о  его 
сокращении.  Необходимо  следить,  чтобы  мах,  ширина  прыжка  и  импульсивность  лошади  все  время 
сохранялись.  Сокращение  галопа  надо  оставить  до  тех  пор,  пока  у  всадника  не  будет  уверенности,  что 
сокращение его не приведет к исчезновению размашистости. Вполне понятно, что такое сокращение галопа 
достигается не только удерживанием повода, а, скорее, посылом и возбуждающим действием шенкелей. 

Возвратиться  к  перемене  ног  можно  тогда,  когда  будет  восстановлен  мах  галопа,  так  как 

продолжать работу на таком дефектном аллюре будет напрасной тратой сил и потерей времени. Некоторую 
пользу  может  принести  прием  подъема  в  галоп  после  остановки  с  вытянутой  ногой,  как  для  испанского 
шага.  Иногда  в  ожидании  перемены  ноги  лошадь  начинает  замедлять  мах  галопа,  укорачивая  вынос 
передней ноги. Если в это время переменить ногу, то перемена будет малозаметной, но акцентированной. 
Поэтому и здесь надо сначала добиться размашистости хода и перемену ноги сделать в неожиданный для 
лошади момент. 

Следует признать красивым для цирковой лошади, когда при перемене ног акцентируется каждый 

первый мах высоким выносом передней ноги. 

Наиболее  выигрышной  становится  перемена  ног,  если  лошадь  предварительно  была  обучена 

небольшой лансаде с вытянутой передней ногой. 
 

 

54 

ЛОШАДЬ УСИЛИВАЕТ АЛЛЮР, ВЫРЫВАЕТ ПОВОД. 

 

Иногда  при  начале  перемены  ног  лошадь  горячится,  меняет  ноги  резким  броском  и  снова  после 

этого бросается лансадой вперед. Причиной этого надо считать: 
1. Слишком резкое воздействие всадника. 
2.  Чрезмерная  нервность  самой  лошади  и  преждевременность  упражнения  в  перемене  ног  (без 
предварительной  подготовки).  Лучшим  средством  для  исправления  этого,  независимо  от  причины 
возникновения, будет подъем в галоп с переходом в шаг, исполняемый без резкого воздействия. Репризы 
галопа и шага должны быть более продолжительными, чтобы успокоить лошадь. Лошадей же, которые при 
требовании всадника сменить ногу с силой бросаются вперед, надо поднимать в галоп не с рыси, а с места 
или шага, и после каждою подъема делать полную остановку. Постепенно эти остановки или перевод в шаг 
по мере успокоения лошади делать все короче и короче. 
 

ЛОШАДЬ СВАЛИВАЕТ ШЕЮ И ГОЛОВУ В ПРОТИВОПОЛОЖНУЮ СТОРОНУ. 

 

Если  лошадь  сохраняет  прямолинейность  и  сваливание  головы  не  нарушает  подступания  левой 

задней ноги (со стороны выбрасывания), то это можно считать несерьезным дефектом. Спокойная посадка 
и набирание поводьев с выбрасываемой стороны помогут исправить такой дефект. 
 

ЛОШАДЬ ДВИГАЕТСЯ ЗИГЗАГОМ. 

 

Выше уже говорилось, что лошади легче менять ноги при переходе с галопа с одной ноги на галоп с 

другой  ноги,  меняя  направление,  тем  более  что  обучение  перемене  ноги  строилось  вначале  на  этом 
упражнении  с  энергичной  переменой  постановления.  Таким  образом,  при  каждом  полуобороте  в  другую 
сторону  лошадь  меняет  ноги.  Как  начальное упражнение  это  оправдывает  себя,  тем  более  что  при  таком 
зигзагообразном движении лошадь гнется в боках и склонна больше подставлять левую заднюю ногу под 
центр.  В  дальнейшем  всякая  перемена  ног  должна  происходить  при  прямолинейном  положении  корпуса 
лошади. Если же такая перемена у лошади уже укоренилась, то причиной этого является слишком сильный 
уклон  корпуса  всадника  и  значительная  подача  рук  в  сторону.  Чтобы  это  исправить,  всадник  должен 
следить  за  своей  посадкой,  которая  с  каждым  уроком  должна  стать  более  прямой,  а  корпус — более 
пассивным, со спокойным положением рук. 
 

ЛОШАДЬ МЕНЯЕТ ОЧЕРЕДНОСТЬ ВЫНОСА НОГ ТОЛЬКО НА ШИРОКОМ АЛЛЮРЕ. 

 

Лошадь  при  перемене  ноги  увеличивает  аллюр,  горячась  от  усиления  шенкелей  или  от  того,  что 

каждый первый мах галопа с новой ноги она сама делает удлиненным. Таким образом, с каждой переменой 
ноги нарушается ровность аллюра. Задние ноги при таких удлиненных махах обычно отстают от уходящих 
вперед  передних  ног.  Если  при  этом  лошадь  и  меняет  задние  ноги,  то  не  сгибает  их.  Это  и  служит 
причиной  тому,  что  на  коротком  галопе,  где  требуется  гибкое  подступание  под  корпус  задней  ноги, 
перемена ног вызывает у нее затруднение. Если при этом удерживать лошадь поводом, то наверняка можно 
сказать, что она перестанет менять задние ноги. Поэтому надо, оставив на некоторый период перемену ног, 
заняться сокращением галопа, обращая внимание на гибкость подступания левой задней ноги, что лучше 
всего достигается работой на вольтах. 

Если  замечено,  что  при  перемене  ног  по  кругу  лошадь  охотнее  держится  на  правой  ноге,  то  это 

происходит от недостаточной гибкости в боку (чаще всего в левом), и на движении контргалопом лошадь 
имеет  возможность  ставить  заднюю  ногу  в  сторону  менее  гибкого  бока.  Лучшим  и  единственным 
средством исправления этой ошибки является сгибание лошади на вольтах, перемена ноги на восьмерке с 
галопа  на  галоп,  избегая  вначале  контргалопа.  Если  запаздывание  задней  ноги  при  редкой  перемене  ног 
может остаться незамеченным, то при перемене ног в один темп это будет большой помехой и лошадь не 
будет в состоянии менять ноги совсем или будет менять только одни передние ноги. 
 

ЛОШАДЬ ПРИ ПЕРЕМЕНЕ ОЧЕРЕДНОСТИ ВЫНОСА НОГ ДЕЛАЕТ РЕЗКИЙ ВЗМАХ ГОЛОВОЙ. 

             Этот большой, трудно искоренимый недостаток может быть привит лошади самим всадником, если 
он усиленно поднимает поводом переднюю часть лошади при каждой перемене ноги. Известно, что взмах 

 

55 

лошади головой вверх облегчает ей выбрасывание передней ноги, так как при этом включаются в работу 
шейные мышцы, помогающие мышцам плеча, и лошадь охотно пользуется этим. 

Главная работа по исправлению этого недостатка будет зависеть от правильного положения шеи и 

головы, от выработки ровного упора на повод, а также от исполнения подъемов в галоп при пассивной руке 
всадника,  когда  лошадь  ведется  в  ровных  шенкелях.  При  перемене  ног  в  таком  случае  не  следует 
добиваться  их  высокого  выноса.  Очень  важно  выработать  у  лошади  рефлекс  как  подъема  в  галоп,  так  и 
перемены ног от шенкелей и легких уклонов корпуса (поясницы) при почти пассивном положении повода. 
 

  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

 

56 

Часть IV   ВЫСШАЯ ШКОЛА ВЕРХОВОЙ ЕЗДЫ 

 

Одним  из  наиболее  элегантных  и  эффектных  номеров  конного  цирка  надо  считать  показ  высшей 

школы  верховой  езды.  Однако  за  ее  кажущейся  легкостью  кроется  большая  кропотливая  и  длительная 
работа — огромный труд дрессировщика. 
 

Г

ЛАВА 

1.

 

ОБЩИЕ

 

СВЕДЕНИЯ 

 

В  России  высшая  школа  верховой  езды  получила  распространение  в  конце XVIII и  в XIX веках. 

Свойственная тому времени парадность верховой езды служила явной помехой развитию полевых качеств 
кавалерии,  но  зато  никогда  не  было  такой  тонкой  отшлифовки  манежной  езды  с  элементами  высшей 
трудности.  В  первом  десятилетии XX века  в  России  приняли  систему  выездки  и  езды,  предложенную 
знаменитым наездником Джеймсом Филлисом. Последователи этой системы культивировали ее вплоть до 
1952 года, когда она наконец была значительно изменена и приведена в соответствие с международными 
правилами.  Обучение  лошади  элементам  высшей  школы  верховой  езды  в  цирке  включает  в  свою 
программу пиаффе, пассаж, испанский шаг, рысь, различные движения на галопе, пируэты, перемену ног и 
другие.  Что  же  касается  остальных  движений,  таких,  как  пезада,  левада  и  т.  д.,  то,  будучи  присущи 
испанской школе, культивируемой лишь в Вене и в Сомюре, они не имеют широкого распространения. В 
условиях цирка отличное исполнение лошадью элементов высшей школы обязательно должно сочетаться с 
парадностью посадки всадника, что превращает показ на арене в исключительно помпезное и прекрасное 
по своей красоте и гармоничности зрелище. 

 
 

Г

ЛАВА 

2.

  

ИСПАНСКИЙ

 

(ШКОЛЬНЫЙ)

 

ШАГ 

 

 
             Джеймс  Филлис  признавал  этот  шаг  в  том  случае, 
если  лошадь  поднимала  и  вытягивала  передние  ноги  до 
уровня  плеч,  о  движении  задних  ног  он  ничего  не  говорил. 
Поскольку это все же шаг, то движения (переступания) ног на 
нем  следуют  как  на  обыкновенном  шаге,  то  есть  в  четыре 
такта.  На  классическом  же  испанском  шаге  лошадь 
поднимает  диагональные  ноги  и  в  таком  положении  делает 
выдержку  с  вытянутой  передней  ногой,  причем  чем  про-
должительнее  выдержка,  тем  красивее  получается  шаг. 
Попадаются такие лошади, которые способны и на остановке 
стоять  на  диагонали  с  вытянутой  передней  ногой.  Обучение 
таких  лошадей  испанскому  шагу  доставляет  наезднику  одно 
удовольствие. Но научить ему можно не каждую лошадь, тогда так первому виду можно обучить любую. 
            Наиболее  выгодным  для  движения  испанским  шагом  будет  равновесие  при  горизонтальном 
положении  спины  со  слегка  приподнятой  головой.  Только  при  таком  положении  передние  ноги  могут 
свободно подыматься и выноситься вперед, а задние сохранять свою двигательную силу (рис. 29). 

 

СПОСОБ

 

ОБУЧЕНИЯ 

 

Опыт показывает, что лошадь, обученная прежде пассажу или пиаффе, значительно легче усваивает 

испанский шаг, так как сразу же начинает работать задними ногами и не будет ими отставать, потому что 
вся  трудность  испанского  шага  заключается  в  том,  чтобы  подъем  передних  ног  был  синхронен  с 
движениями  задних  ног.  Но  поскольку  главным  видимым  элементом  испанского  шага  является  вынос 
передней ноги, остановимся на этом подробнее. Все обучение лошади испанскому шагу следует разделить 
на  обучение  «в  руках»  и  под  всадником  в  следующей  последовательности.  Лошадь  сначала  учат 
поднимать, а затем вытягивать и держать вытянутой, допустим, левую переднюю ногу с помощью подъема 
головы и прикосновения к ноге хлыста. Когда лошадь усвоит этот прием, то есть когда от туширования по 

Рис. 29 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  5  6  7  8   ..