Главная      Лекции     Лекции (разные) - часть 8

 

поиск по сайту            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  379  380  381   ..

 

 

работа

работа

Адаптация иммигрантов-мусульман в условиях современной России: проблемы и перспективы

Содержание:

Введение.

Основная часть.

1. Теоретические основы исследования социокультурной адаптации

1.1. Понятие этничности

1.2 Межэтническое взаимодействие и социокультурная адаптация: подходы к определению терминов

1.3 Социокультурная адаптация мусульман-иммигрантов в Центральной России: выбор стратегии и перспективы развития

2. Практические аспекты исследования социокультурной адаптации

Заключение.

Список используемой литературы.

Введение.

Задачей данного проекта является исследование социокультурной адаптации мусульман – иммигрантов из стран ближнего зарубежья, а также из других субъектов РФ к реалиям современной жизни в Центральной России, и в частности, в Москве. Рассмотрение особенностей функционирования недавно образованных мусульманских общин, как самостоятельных образований на территории Центральной России, сквозь призму классических теорий социокультурной адаптации, представляется перспективным и мало освоенным направлением научного анализа.

В ходе научной работы будут исследованы основные проблемы в области социокультурной адаптации, с которыми сталкиваются приезжие, рассмотрены различные модели поведения, которые присущи иммигрантам, вовлеченным в новую для них среду обитания, а также сделаны прогнозы относительно перспектив сосуществования иммигрантов с коренным населением в будущем. Ожидается провести анализ эмпирических данных, полученных непосредственно в процессе общения с целевой группой, а также сделать теоретические выводы на основании других научных работ и публикаций в СМИ. В курсовой работе планируется рассмотреть как приватную сферу, так и участие мусульман-иммигрантов в общественной жизни страны, и проанализировать, насколько успешно они адаптируются к правилам жизни в чуждой для них среде.

Актуальность темы исследования.

Комплекс социально-политических и экономических проблем, связанных с возрастанием миграции из развивающегося мира в страны Запада, входит в число вопросов, которые находятся в фокусе рассмотрения научного сообщества и политических сил. В последние годы ислам постепенно превратился в фактор внутренней политики России. Исследование вопросов социокультурной адаптации мигрантов в России представляется актуальным в свете происходящих изменений в российском сообществе.

Цель исследования заключается в выявлении закономерностей и перспектив протекания процесса социокультурной адаптации мусульманских общин в российском обществе.

В соответствии с данной целью автор исследования ставит перед собой следующие задачи :

1) Определить основные понятия (межкультурной коммуникации, социокультурной адаптации, этничности). Обобщив теоретические концепции, выделить базовые категории анализа проблемного поля социокультурной адаптации мусульманских общин в российском обществе;

2) Определить специфику актуализации социокультурной адаптации в иноэтничной среде, проанализировав степень воздействия различных факторов на процесс вхождения в новую среду;

3) Определить причины напряженности, существующей между представителями мусульманских общин и коренным населением и выявить наиболее конфликтогенные группы, препятствующие интеграции;

4) исследовать опыт зарубежной политики адаптации иноэтничного населения и дать прогноз дальнейшему развитию взаимоотношений мусульманских общин и западноевропейских обществ;

Исследовательский вопрос:

Главным исследовательским вопросом данной работы является проблема изучения мировосприятия мусульман и его влияния на способы их адаптации к реалиям российского образа жизни и взаимодействия с коренным населением.

Также в работе поднимаются следующие вопросы: Каким образом и в каком виде ценности европейского христианского мира принимаются мусульманами? Каковы причины межэтнических конфликтов и напряженности в Центральной России и какое участие в этих конфликтах принимают мусульмане- иммигранты?

Какова роль мусульман-иммигрантов в современном российском обществе, принимают ли они активное участие в общественной жизни страны?

Объект исследования – общины мусульман, иммигрировавших из ближнего зарубежья и других регионов в Центральную Россию за последние годы.

Предметом исследования является социокультурная адаптация мусульман-иммигрнатов и их ценностные установки в условиях новой среды, их участие в публичной деятельности, а также особенности приватной сферы жизни.

Степень научной разработанности темы. Обзор источников.

Тема адаптации мусульман-иммигрантов стала одной из наиболее актуальных в условиях современного российского общества в связи со спецификой политических и экономических изменений в последние десятилетия, характерной также и для большинства западных стран. Литература по данной проблеме охватывает широкий спектр работ начиная с начала XX века с акцентированием на социологических, психологических, этнических, национальных и других аспектах.

Нарастание интенсивности миграционных процессов и расширение межкультурного взаимодействия в начале ХХ в. привели к смещению фокуса научного интереса в сторону исследования условий и хода протекания самого процесса межкультурной адаптации (Р. Линтон, Р. Редфилд, М. Херсковиц – авторы термина аккультурация (процесс взаимовлияния культур, обмена культурными особенностями, восприятия одним народом полностью или частично культуры другого народа))[1] . Проблематика социальной и психологической адаптации разрабатывалась в трудах западных и отечественных социологов Г.Тарда[2] , Р.Парка, Т.Парсонса, У.Томаса, Ф.Знанецкого[3] и П.А.Сорокина.

Перед авторами постепенно встал вопрос об определении объекта, который должен быть в фокусе изучения - необходимо ли исследовать отдельных индивидов либо сосредоточиться на социальных группах. Индивидуальные и групповые факторы социокультурной адаптации рассматривались в работах Т.Ламбо, А.Нудеху, А.Анумонье Х.Триандиса, И.Бабикера, А.Фернхема, С.Бокнера. Типология видов взаимодействия групп с точки зрения последствий миграции для групповой и индивидуальной идентичности была предложена С.Бокнером. В дальнейшем Дж.Берри[4] переосмыслил ее, сместив акцент с последствий на начало миграции. Обзор данных источников поможет в определении фокуса исследования. Для нас представляется необходимым рассмотреть как групповые, так и индивидуальные факторы, способствующие и препятствующие социокультурной адаптации в условиях российского общества.

Основы отечественной теории социальной адаптации заложили В.А.Ядов, Л.Л.Шпак, Б.Д.Парыгин и др. Их предметом изучения были прежде всего теоретические вопросы, связанные с анализом двух взаимосвязанных сторон социальной адаптации: предметной и социально-психологической (Б.Д.Парыгин), а также с определением понятия и структуры процесса адаптации и методов его исследования (Л.Л.Шпак).

Методические проблемы адаптации личности разрабатывались Л.П.Буевой, О.И.Зотовой, И.К.Кряжевой. Прикладные аспекты адаптации были проанализированы Т.Г.Стефаненко, социально-психологические – Е.В.Виттенберг, Ю.П.Платоновым, Е.В.Скворцовой; социокультурные – Л.Л.Шпак, Л.И.Васеха; этнокультурные – С.М.Бурьковым, Р.Г.Кузеевым. Модифицированную версию типологии стратегий адаптации Дж.Берри предложил С.А.Арутюнов. В качестве сложного и многогранного процесса и результата установления определенных отношений между личностью и средой социальную адаптацию рассматривали В.Л.Сарапас, М.А.Иванова, Н.А.Титкова. Мотивационно-личностный аспект адаптации был проанализирован в работах Т.К.Фоминой.

В условиях современной действительности данное явление рассматривается в работах отечественных исследователей - представителей самых различных дисциплин: исламоведов (И.П. Добаев[5] [6] , А.А. Ярлыкапов[7] ), социологов (Л.М. Дробижева[8] , Е.М. Арутюнова, И.М. Кузнецов[9] ), этнологов (В.А. Тишков[10] [11] , В.С. Малахов), политических обозревателей (Ю. Латынина, Л. Млечин); тема активно обсуждается в СМИ и в Интернет-сообществах. Нам представляется необходимым рассмотреть различные подходы к исследованию данной проблемы в связи с неоднозначностью процесса социокультурной адаптации и невозможностью ее односторонней трактовки с точки зрения какой-либо из дисциплин. Таким образом, в данной работе будут рассмотрены как мнения научного сообщества по вопросу адаптации мусульман-иммигрантов, так и позиции простых обывателей – пользователей сети Интернет.

На современном этапе в число приоритетных тем научного интереса отечественных ученых в сфере социологии и этнологии входит анализ проблем адаптации мигрантов на региональном уровне, важнейшим аспектом которого является исследование факторов межкультурной коммуникации и особенностей межэтнических взаимодействий, включая проблемы этносов, конфессий и диаспор. К данному направлению можно отнести работы Г.С.Денисовой, М.Р.Радовель, В.Н.Титова, В.Н.Петрова, С.В.Рязанцева, Ю.А.Чеботарева, А.А.Хастян. Наиболее ценными в рамках проводимого исследования представляются работы, посвященные межэтническому и культурному взаимодействию на территории Центральной России (М.Р. Радовель, С.В. Рязанцев) как особого субъекта РФ, в котором состредоточены главные экономические, политические, и, как следствие, рабочие ресурсы страны.

Тем не менее, в связи с тем, что проблема активной иммиграции национальных меньшинств коснулась нашей страны не так давно, до настоящего времени не существует достаточное количество фундаментальных исследований этой темы применительно к российской действительности конца XX – начала XXI века. В отечественной социологии остаются недостаточно изученными механизмы интеграции мигрантов, обусловленные культурной спецификой сообщества, в рамках которого они существуют. Так как большинство российских авторов ссылаются на концепции и работы зарубежных исследователей, значительное место в научной работе будет уделяться концепциям западных авторов.

На тему интеграции мусульман - иммигрантов в западное сообщество написано множество работ зарубежными исследователями (Сейла Бенхабиб «Притязания культуры: равенство и разнообразие в глобальную эру»[12] , «Чужестранцы, граждане, резиденты»[13] ), Дж. Бэрри («Социальные и культурные изменения»[14] ), издан сборник научных работ «Islam, Modernism and the West: Cultural and Political Relations at the End of the Millennium».[15]

К рассмотрению проблем адаптации мусульман и представителей других культур в научном сообществе существует несколько подходов. Наиболее популярные в настоящее время – мультикультурализм и политический либерализм. Рассмотрим, каким образом данные концепции рассматриваются в работах исследователей.

Мультикультурализм – понятие, обозначающее политику, направленную на развитие и сохранение в отдельно взятой стране и в мире в целом культурных различий, и обосновывающая такую политику теорию или идеологию.

Известнейшим теоретиком по теме проблем адаптации мусульман к ценностным ориентациям и условиям нового социокультурного сообщества является исламовед, этнолог и культуролог Сейла Бенхабиб.

В фокусе ее исследования – ранее упоминаемая нами концепция мультикультурализма. Рассматривая существующие в разных государствах формы взаимодействия традиций и норм, обычаев и права, автор пытается рассмотреть, в какой мере и каким образом возможно совместить притязания культур на сохранение своей самобытности, выражаемые сторонниками мультикультурализма, с основополагающими ценностями западной демократии - свободой и равенством всех граждан.

Определяя понятие «культура», автор обращает особое внимание на противоречивость и многозначность этого явления, полное исследование которого вряд ли возможно. По ее мнению, «культуры представляют собой совокупность элементов человеческой деятельности по осмыслению и репрезентации, организации и интерпретации действительности, которая раскалывается на части конфликтующими между собой нарративами».[16]

Эта характеристика отражает главную задачу культур в современном мире: формирование системы ориентиров, которая позволила бы человеку определить свое место в мире и идентифицировать себя с той или иной социальной общностью.

Автор приходит к выводу, что достижение культурами определенной зрелости может с равной вероятностью служить как налаживанию между ними межнационального диалога и взаимодействия, так и появлению предпосылок конфликта между людьми, являющимися приверженцами таких культур. Таким образом, можно сказать, что развитие культуры в направлении ее большего углубления, с точки зрения С. Бенхабиб, приводит к активизации межкультурного взаимодействия, тогда как ее развитие в сторону большей институционализации почти неизбежно порождает конфликты, обусловленные культурными различиями.

Данную концепцую мультикультурадизма разделяют многие отечественные исследователи (Владислав Галецкий[17] , В. Малахов[18] , П. Мошняга[19] , М. Толстанова, В.А. Тишков).

По мнению Владимира Малахова, понятие мультикультуризма и дискуссии о взаимодействии различных культурных общностей - лишь переименование процессов, которые начиная с 60-х годов осмыслялись в терминах «этнического возрождения»: «категория «культура» пришла на смену категории «этничность» потому, что предлагала более широкую, более мягкую и более расплывчатую формулу для описания конфликтогенного современного общества».[20]

Мультикультурализм противопоставляется концепции «плавильного котла» (англ. melting pot), или политического либерализма, который предполагает слияние всех культур в одну. В эпоху глобализации концепция обрела большую популярность среди исследователей. Приверженцы либерального мировоззрения говорят о равенстве культур как о состоявшемся феномене и свершившемся факте.

Так, критикуя концепцию С. Бенхабиб, В. П. Иноземцев говорит о примате западной культуры перед остальными, «вторичными», и необходимости остального мира принять основные ценности и постулаты Запада как единственно верные и проверенные временем. «Фундаментальной проблемой является неготовность представителей незападного мира принять западную модель, которая одна только и может стать основой для подлинной свободы. Кроме нее в мире не существует иной модели, способной стать основой саморегулирующегося демократического общества»[21] . В своей работе он говорит о том, что любые варианты социального устройства в той или иной мере предполагают в качестве своего внутреннего элемента то неравенство (между представителями отдельных религий, между мужчинами и женщинами, взрослыми и детьми и т. д.), которое испытывающие его «выплескивают наружу» в своих требованиях, заявляемых в рамках мультикультуралистского подхода. Кроме того, любые варианты социального устройства предполагают произвольное, искусственное разрешение конфликтных ситуаций, так как не обладают универсальным алгоритмом их преодоления. «Эти формы социального устройства нежизнеспособны в том мире, в котором нельзя, не греша против истины, отрицать доминирование западной цивилизации и созданных ею социальных ценностей. И «мультикультуралистам» ничего не остается, как искать в рамках самой западной либеральной теории те «пустоты»[22] .

В данной работе будут рассмотрены оба подхода к изучению межкультурных коммуникаций и сделаны выводы относительно обоснованности их использования в условиях политико-экономической и национальной обстановки в России.

Между тем нельзя не учитывать объективные факторы и перспективы реалий государства - официальную политику российских властей и конкретные шаги, направленные на комфортное сосуществование различных этносов в рамках единого государства, создание экономических и социальных условий для жизни мусульман-иммигрантов.

В условиях всё новых этнических вызовов среди отечественных политиков дискутируются проекты оптимального государственного устройства: создания его на основе культурно-однородного согражданства, а значит - допущения во имя этого изменения территориальных границ или, наоборот, укрепления полиэтнических государств за счёт улучшения системы управления и совершенствования культурной политики.

Однако на деле при рассмотрении российской действительности в плане этнокультурной политики существует несколько довольно противоречивых тенденций (Л.М. Дробижева[23] , Ольга Комарова[24] ). С одной стороны, в некоторых республиканских конституциях четко зафиксирован и принцип культурного плюрализма и идея приоритета титульного этноса в республиканских конституциях. С другой стороны, имеются и прямо противоположные примеры: в основных законах ряда республик в составе РФ был закреплен приоритет титульного этноса.

С точки зрения В. Галецкого, в России невозможно говорить о каких-либо перспективах построения государства на принципах мультикультурализма из-за отсутствия предпосылок создания истинно национального государства: «российской нации в строго научном смысле слова не существует, более того, пока не существует и господствующей тенденции, которая с достаточной долей уверенности позволила бы утверждать, что в ближайшее время российская действительность приблизится к подобной модели развития. Сегодняшняя Россия переживает период глубокой и очень болезненной трансформации»[25] . Поэтому, по мнению автора, говорить о каких-либо устойчивых и долговременных тенденциях не представляется возможным.

Не более оптимистичны прогнозы приверженцев либеральной политики: вследствие многонациональности России попытка построения этнической политики на принципе главенства одной нации перед всеми остальными провалилась еще в советское время.

Таким образом, учитывая сложность и неоднозначность выбранной темы исследования, главной задачей данной работы будет анализ научных работ по теме с акцентом на проблемы адаптации мусульман-иммигрантов и основные перспективы их взаимодействия с коренным населением в будущем.

Эмпирической и информационной базой исследования стали результаты анализа публикаций российских и зарубежных СМИ за последние годы, биографических интервью и социологических опросов.

В качестве нормативной базы привлекались законодательные акты и другие официальные документы и сведения, опубликованные в научной печати и статистических отчетах в России и за рубежом. С целью отразить обывательский взгляд на данную проблему, помимо информации официальных СМИ и научной литературы, были использованы соответствующие материалы из Интернета (популярные блоги в Livejournal.com, обсуждения на форумах и другие ресурсы).

Прикладной характер исследования.

Результаты данного исследования возможно применить в рамках деятельности миграционного комитета при Правительстве РФ и других негосударственных фондов и объединений, занимающихся проблемой адаптации иммигрантов и другими проблемами интеграции этнических групп в западное и российское сообщество.

В контексте публичной деятельности возможно участие в акциях, проводимых Международным общественным движением содействия мигрантам и их объединениям и других организациях, в целях помощи социальной адаптации мигрантов к среде их проживания.

Гипотезы, предположения:

1. Различные факторы, как-то: политическая и социально-экономическая обстановка на родине переселенцев и в принимающей стране, характер иммиграционной и этнокультурной политики властей, уровень коррупции и т.д., обуславливают различные модели реализации адаптационных процессов. Одним из наиболее значимых групповых факторов, определяющих способы актуализации социокультурной адаптации иноэтничной общины в принимающей среде выступает внешнеполитический курс страны приема мигрантов. Существует несколько моделей поведения мусульман-иммигрантов в западном сообществе – от полного неприятия новых ценностей до органического сочетания обоих культурных традиций в своей поведении и образе жизни. Для российского общества, в силу большой роли в нем пережитков прошлого и предрассудков, характерен в большей степени первый вариант.

2. В процессе исследования общин мусульман-иммигрантов с точки зрения потенциала к адаптации и интеграции необходимо учитывать несколько факторов: их внутреннее расслоение по этническим, возрастным и гендерным характеристикам; анализ истории и политического контекста взаимодействия каждой общины с принимающим сообществом и т.д.

3. Несмотря на многовековой опыт российской истории по взаимодействию с мусульманскими общинами внутри страны, существует необходимость учета негативного западноевропейского опыта адаптации инокультурных мигрантов, выразившегося в пренебрежении культурной составляющей в формировании миграционной и этнонациональной политики. Присутствие в иммиграционном потоке в РФ значительной доли трудовых (как легальных, так и нелегальных) мигрантов из стран Центральной Азии, в большинстве своем обладающих ярко выраженной исламской идентичностью, ставит перед Россией задачи адаптации мигрантов, аналогичные тем, которые были недостаточно успешно решены странами Западной Европы в 60-х-70-х гг. XX в.

Проблема исследования социокультурной адаптации мусульман-иммигрантов в России представляется актуальной для всего мирового сообщества в целом. В современных условиях возможно повторение серьезных столкновений на религиозной почве в отдельных западноевропейских странах, интенсивность которых будет определяться существующим внешнеполитическими обстоятельствами, ходом борьбы Запада за нефтяные и прочие ресурсы Востока, успешностью реализации доктрины «театрализованного милитаризма» США, уровнем консолидации мусульманского мира[26] . Вследствие неизбежности мусульманского присутствия на Западе, близости границ с мусульманским миром и угрозой терроризма, одной из главных задач современности является переосмысление ислама в направлении восприятия его как потенциального партнера, в том числе по поддержанию стабильности в мире.


[1] Redfield R., Linton R., Herskovits M.J. (1936) Memorandum for the Study of Acculturation. American Anthropologist, Vol. 38, No. 1, 149—152

[2] Тард Г. Социальные законы. — СПб.: Типография П. П. Сойкина, 1901.

[3] Tomas W.I. Znaniecki F. Social Behavior and Personality. N.Y. 1931.

[4] Berry J.W., Sam D.L. Acculturation and adaptation // Handbook of crosscultural psychology. Vol. 3. Social behavior and applications. Boston, 1997. P. 7.

[5] Добаев И.П., Кисриев Э.Ф., Ярлыкапов А.А. и др. Ислам в России: Взгляд из регионов / Под ред. А.В. Малашенко. – М.: Аспект Пресс, 2007. – С. 35-64

[6] Экстремизм и межэтнические отношения в молодежной среде России и странах СНГ (в соавт. с Сериковым А.В., Черноусом В.В., Соколовым А.В.). – Ростов н/Дону: Изд-во СКНЦ ВШ, 2009. – 144 с.

[7] Ярлыкапов А, Абашин С., Бобровников В.. Предисловие к номеру: проект «Адаптация российских мусульман к вызовам современности»// Вестник Евразии, 2007, № 3

[8] Дробижева Л.М. Завоевания демократии и этнонациональные проблемы России (что может, и чего не может дать демократизация) // Общественные науки и современность. 2005. № 2. С. 16-28.

[9] Дробижева Л. М., Арутюнова Е. М., Кузнецов И. М., Рыжова С. В., Щеголькова Е. Ю. Российская идентичность в Москве и регионах / Отв. ред. Л.М. Дробижева. — М.: Институт социологии РАН; МАКС Пресс, 2009. —268 с.

[10] В.А. Тишков Вынужденные мигранты: интеграции и возвращение. М., 1997. 308 с

[11] V. A. Tishkov Ethnicity, Nationalism and Conflict in and after the Soviet Union. The Mind Aflame: London, SAGE Publications, 1997. 334 p.

[12] Сейла Бенхабиб Притязания культуры: равенство и разнообразие в глобальную эру, Логос, 2004

[13] Benhabib,Seila Aliens, Citizens, and Residents, London, 2004

[14] Berry J.W. Social and cultural change // In H. C. Trindis & R. Brislin (Eds.), Handbook of cross-cultural psychology, Vol. 5. Social Psychology. — Boston: Allyn and Bacon, 1999.

[15] Islam, Modernism and the West: Cultural and Political Relations at the End of the Millennium. Londres - Nueva York, 1999

[16] Сейла Бенхабиб Притязания культуры: равенство и разнообразие в глобальную эру, Логос, 2004, С.22

[17] Галецкий Владислав «Критическая апология мультикультурализма»// «Дружба Народов» 2006, №2

[18] В. Малахов Зачем России мультикультурализм? // Мультикульурализм и трансформация постсоветских обществ. М., 2002.

[19] Мошняга П. А. Билингвальное образование в Японии: межкультурная коммуникация vs мультикультурализм // Информационный гуманитарный портал «Знание. Понимание. Умение». — 2010. — № 4 — Культурология

[20] Владимир Малахов Зачем России мультикультурализм?//Мультикультурализм и трансформация постсоветских обществ / Под ред. В.С. Малахова и В.А. Тишкова, М., 2002 с. 48

[21] В.Л. Иноземцев Современное постиндустриальное общество: природа, противоречия, перспективы. Учебное пособие, Москва: Логос, 2009, с.22

[22] В.Л. Иноземцев Вступительная статья к книге С. Бенхабиб Притязания культуры: равенство и разнообразие в глобальную эру, Логос, 2004, С. 3-5

[22] Галецкий Владислав «Критическая апология мультикультурализма»// «Дружба Народов» 2006, №2

[23] Дробижева Л.М. Завоевания демократии и этнонациональные проблемы России (что может, и чего не может дать демократизация) // Общественные науки и современность. 2005. № 2. С. 16-28

[24] О. Комарова Население России сквозь призму этнических процессов// Мир России 1999. N4

[25] Галецкий Владислав «Критическая апология мультикультурализма»// «Дружба Народов» 2006, №2

[26]

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  379  380  381   ..