Главная      Лекции     Лекции (разные) - часть 8

 

поиск по сайту            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  110  111  112   ..

 

 

Методические рекомендации по изучению курса «технологии разработки мультимедийных учебных материалов» Саратов

Методические рекомендации по изучению курса «технологии разработки мультимедийных учебных материалов» Саратов

Федеральное агентство по образованию

Саратовский государственный социально-экономический университет

Информационно-образовательный центр

«Виртуальный филиал Русского музея»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИЗУЧЕНИЮ КУРСА «ТЕХНОЛОГИИ РАЗРАБОТКИ МУЛЬТИМЕДИЙНЫХ УЧЕБНЫХ МАТЕРИАЛОВ»

Саратов

2007
Составители:

канд. пед. наук, доцент Сумина Галина Алексеевна

Методические рекомендации по изучению курса «Технологии разработки мультимедийных учебных материалов». Учебно-методическое пособие для самостоятельной работы студентов/ Саратовский государственный социально-экономический университет, Информационно-образовательный центр «Виртуальный филиал Русского музея». Саратов, 2007 - _7 _ с.

© Саратовский государственный

социально-экономический

университет, 2007

© Информационно образовательный центр «Виртуальный филиал Русского музея», 2007


Методические рекомендации по изучению курса

«Технология мультимедийных разработок учебных материалов»

Методические рекомендации являются практическим руководством по работе с программой создания презентаций Microsoft PowerPoint, которое призвано помочь студентам овладеть первоначальными навыками и умениями работы.

Рабочая программа курса

Название курса

Технология мультимедийных разработок учебных материалов

Программа PowerPoint, входящая в состав Microsoft Office, служит для подготовки электронных показов слайдов, создания Web-страниц, заметок докладчика и распечаток для выдачи аудитории. Презентация состоит из некоторого набора слайдов, хранящихся в одном файле.

Автор курса

Сумина Галина Алексеевна, доцент кафедры теоретических основ информатики и информационных технологий СГСЭУ

Требуемый начальный уровень подготовки слушателей

· знакомство с программой Microsoft Word

· представление о навигации в Интернет: сайты и гиперссылки.

Технология мультимедиа – это современный инструмент, позволяющий создавать сложные информационные структуры, программные системы для какой-либо предметной области, используя многообразные формы представления информации. Подобный многоплановый подход к представлению исходных или получаемых данных в любой области помогает лучше понять структуру и сущность изучаемого явления.

Владение информационными технологиями становится базовым требованием для любого образованного человека современного общества. Владение компьютером и основами мультимедиа технологий входит в обязательный образовательный минимум.

Цели курса:

Курс предназначен для школьников и студентов, учителей школ, профессорско-преподавательского состава вуза в рамках программы повышения квалификации.

Основная цель курса заключается в изучении приемов создания мультимедийной презентации, знакомство с приемами работы в программе Microsoft PowerPoint, , а также в подготовке профессорско-преподавательского состава вуза к эффективному использованию в учебном процессе возможностей мультимедийных технологий в системе открытого образования на базе инструментального средства учебного назначения «виртуальное представительство» СГСЭУ

В результате учебной деятельности по предлагаемой учебной программе курса слушатели:

- познакомятся с технологиями мультимедиа, видами компьютерной графики, анимацией;

- изучат основы мультимедийных технологий, методику создания мультимедийных учебных материалов (лекций, семинаров, тестов) на примере использования программы MS PowerPoint, получат основы работы с компьютерной графикой;

- освоят методику подготовки мультимедийного учебно-методического материала.

После прохождения курса обучения слушатели смогут:

  • разработать мультимедийные презентации
  • опубликовать демострацию в виде Web-страниц в Интернете
  • показать презентацию на компьютере или на большом экране (проекторе)

Содержание курса

Программа PowerPoint, входящая в состав Microsoft Office, служит для подготовки электронных показов слайдов, создания Web-страниц, прозрачек, заметок докладчика и распечаток для выдачи аудитории. Презентация состоит из некоторого набора слайдов, хранящихся в одном файле.

Раздел 1. Разработка презентации

1. Общие представления. Понятие мультимедийной презентации. Цели и задачи ее создания (доклад, учебное пособие, рекламный ролик). Основные принципы публичных презентаций. Планирование презентации. Примеры мультимедийных презентаций.

2. Стандартные способы создания презентаций . Структура презентации. Мастер автосодержания. Создание презентации на основе шаблона оформления. Шаблоны презентации: шаблоны оформления, шаблоны содержания. Создание пустой презентации. Сохранение презентации.

3. Создание простых слайдов . Дизайн слайда. Коллекция шаблонов профессионального дизайна. Понятие разметки слайда. Титульный слайд. Создание слайда с определенной разметкой. Заголовок и подзаголовок слайда. Выбор цвета текста заголовка и подзаголовка. Настройка шрифтов для элементов слайда. Создание образца слайдов. Создание образца заголовков. Понятие цветовой схемы слайда.

4. Создание фона слайда. Понятие заливки фона слайда. Градиентная заливка (одноцветная, двухцветная, заливка заготовкой, направления заливки, заливка от заголовка). Заливка текстурой; заливка узором; заполнение фона фотографией.

5. Работа с разметкой слайда . Работа с колонтитулами слайда. Слайды со списками: создание нумерованных, маркированных списков и маркированных списков с графическим оформлением. Изменение уровня текста в списке.

6. Текстовые надписи. Создание и настройка текстовых надписей: шрифты, выравнивание и ориентация текста. Добавление и изменение текста

7. Оформление надписи. Понятие заливки надписи. Градиентная заливка (одноцветная, двухцветная, заливка заготовкой, направления заливки, заливка от центра, заливка, совпадающая с заливкой фона). Заливка текстурой; заливка узором; заполнение фона надписи фотографией. Оформление рамки надписи. Размер, положение, замещающий текст.

8. Понятие векторной и растровой графики. Сканирование и редактирование изображений

9. Автофигуры. Понятие автофигуры. Способы изменения формы автофигуры: маркеры изменения формы. Произвольные автофигуры и текст. Тень и объем автофигур. Добавление фигур, схем и диаграмм

10. Размещение изображений из Клипарта на слайде. Добавление изображений из Клипарта. Настройка изображения встроенными средствами Microsoft PowerPoint.

11. Размещение растровых изображений на слайде. Добавление растровых изображений. Настройка растрового изображения встроенными средствами Microsoft PowerPoint. Добавление рисунков, фотографий и мультимедиа.

Раздел 2. Настройка, оформление, демонстрация и публикация презентаций

1. Настройка анимации объектов слайда. Понятие анимации. Выбор анимационного эффекта. Последовательность анимации объектов. Настройка временного интервала. Настройка звукового сопровождения анимации.

2. Редактирование презентации в целом. Режим сортировщика слайдов. Перемещение слайдов. Удаление, копирование, вставка слайдов.

3. Настройка переходов между слайдами. Переходы слайдов. Настройка времени и способа перехода слайдов.

4. Дополнительные эффекты в презентациях. Создание слайдов с таблицами. Оформление таблиц. Создание слайдов, содержащих диаграммы. Изменение типа и настроек диаграммы. Изменение рядов данных для диаграммы. Использование анимации в диаграммах. Добавление видео- и аудиоклипов. Настройка проигрывания клипов во время демонстрации презентации.

5. Создание разветвленной презентации. Назначение гиперссылок на различные объекты. Скрытие слайдов. Использование гиперссылок. Возврат. Назначение действий.

6. Подготовка к выступлению. Создание произвольной демонстрации. Настройка времени. Добавление заметок докладчика. Печать слайдов в различном формате. Печать презентации в черно-белом режиме. Печать раздаточных материалов и заметок докладчика. Печать слайдов на пленке.

7. Использование программы для создания раздаточных материалов. Заметки к слайдам. Экспорт презентации в Word. Печать материалов.

Раздел 3. Дополнительные возможности

1. Расширенные возможности программы PowerPoint. Работа с организационной диаграммой. Добавление таблиц, организационных диаграмм. Сохранение слайдов в виде графических файлов. Подготовка презентации для использования на другом компьютере. Внедрение шрифтов. Демонстрация презентации по сети.

2. Работа с презентацией. Различные режимы работы с презентацией (режим слайда, режим структуры, режим сортировщика, режим заметок). Копирование слайдов внутри презентации и между презентациями.

3. Демонстрация презентации. Демонстрация презентации. Использование средств навигации во время демонстрации.

Рекомендации по изучению курса

Данный курс предназначен для изучения способов создания и оформления учебных мультимедийных материалов при проведении лекций и практических занятий с помощью мультимедийного проектора.

На первом этапе необходимо освоить интерфейс и инструментарий программы. При подготовке презентации следует учитывать цели презентации, состав будущей аудитории, заранее выявить наиболее важные аспекты своего проекта, презентации, лекции.

Любой учебный материал имеет свои особенности в содержании, формах и средствах представления информации, ее структурировании. Выбор темы, подбор материала определяется творческими замыслами автора и не может быть одинаково представлен или стандартизирован, однако для разработки лекционных материалов предлагается следующая структура:

· название лекции с указанием названия курса, семестра, фамилии автора курса

· содержание и структура лекции с гиперссылками на части лекции и возвратом к содержанию, цели и задачи;

· структурные части лекции

· список использованной литературы

· рекомендации для самостоятельной работы

При создании учебных мультимедийных материалов рекомендуется придерживаться следующих требований по оформлению:

· цвет фона слайда можно меняться только в различных разделах лекции;

· Эффекты анимации использовать только одинаковые, чтобы не отвлекать внимание обучаемых;

· Звуковые эффекты применять только по мере надобности при изучении материала или привлечения внимания к фрагменту лекции.

Полное овладение средствами разработки презентаций, применение эффектов анимации, звуковое сопровождение, вставка видеоматериалов, диаграмм и др.. делает лекции привлекательным для аудитории, подчеркивает авторский замысел, значимость проделанной работы, повышает усвояемость материала.

Структурирование лекционного материала позволяет:

1. более четко выделять необходимые материалы, термины, блоки и др.

2. осуществлять последовательность изложения, используя смену слайдов и таким образом удерживать внимание аудитории

3. быстро вернуться к любому из уже рассмотренных вопросов или вовсе изменить последовательность изложения;

4. применять мультимедийные эффекты (анимация, аудио- и видеофрагменты), которые не только могут существенно украсить презентацию, но и повысить её информативность.

5. быстро тиражировать материал, переносить материал в любую аудиторию, брать в поездку, пересылать по электронной почте, опубликовать в сети Интернет.

6. использовать материал в качестве дополнения к самостоятельной работе студентов над учебным материалом.

Изучение теоретического материала

Прежде чем приступить к практической работе необходимо изучить теоретический материал по лекциям

Лекция 1. Общие представления. Понятие мультимедийной презентации. Основные принципы разработки мультимедийных учебных материалов. Планирование презентации

Лекция 2. Понятие векторной и растровой графики. Цветовая палитра. Форматы графических файлов. Программное обеспечение для работы с компьютерной графикой

К изучению лекции 2 необходимо приступить, после выполнения Раздела 1. Практической части, которые нужно правильно обработать в графических программах. Особое внимание нужно уделить различным форматам графических файлов, их качеству и объемам сохраненной информации.

Работа с практической частью курса

В рамках данного курса необходимо выполнить 33 практических упражнения, которые разбиты по трем тематическим разделам, а также выполнить 3 итоговых занятия и разработать выпускную работу в форме лекции или практического занятия.

В «Разделе 1. Структура презентации » необходимо выполнить подробно все упражнения (1.1 – 1.13), так как этот раздел является основой для разработки структуры и дизайна учебных материалов. В нем рассмотрены различные способы создания презентации и работы со слайдами. Особое внимание нужно уделить работе с «Заметками докладчика». Обязательным является выполнение Итогового задания 1, которое является обобщающим при изучении Раздела 1.

Раздел 2. Оформление презентации. Данный раздел посвящен дизайну слайда и размещению объектов на слайде. Особое внимание нужно обратить на построение оргдиаграмм и форматирование блоков, создание новых тестовых блоков с форматированием. Выполнение итогового задания позволит сделать презентацию удобной для навигации и оформления структуры слайдов.

«Раздел 3. Публикация презентации» позволяет рассчитать время показа презентации, распечатать в различных вариантах слайды на бумагу или «прозрачки», упаковать ее с помощью встроенного архиватора презентаций.

Выполнение итогового задания 3 поможет усвоить весь материал, полученный при изучении данного курса..

Информационное обеспечение курса

1. Основная литература

1. Акимов В.Б., Сидорова С.Б., Мамаджанова Ю.А., Русанова Е.В., Загребельная Е.Н PowerPoint XP. Наглядное пособие для быстрого старта.

2. Кравцова А., Усенков Д. Изучаем PowerPoint.

3. Дуг Лоу. PowerPoint 2003 для "чайников".

4. Журин А.А. Microsoft Power Point 2000. Краткие инструкции для новичков

5. Барбара Кассер. Использование Microsoft PowerPoint

2. Дополнительная литература

6. Левин А. Самоучитель работы на компьютере. - 6-е изд., испр. и доп. М.: Нолидж, 1999. - 656 с.: ил.

7. Леонтьев В.П. Новейшая энциклопедия персонального компьютера 2003. - М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2003. - 920 с.: ил.

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  110  111  112   ..