Анна Комнина «Алексиада»
носивший маску добродетели, пришел — не знаю откуда — в столицу, где жил замкнуто,
в неустанном изучении священных книг, как будто посвятил свою жизнь одному только
богу и себе). Он был совершенно незнаком с эллинской наукой; не имея наставника,
который с самого начала раскрыл бы ему сокровенный смысл священного писания, он
прилежно изучал сочинения святых отцов, но так как не был искушен в словесных науках
921
, то извратил смысл писания.
Этот самозванный учитель благодаря показной добродетели, суровому образу
жизни и учености, которую ему приписывали, собрал вокруг себя немало учеников и
проник в знатные дома. На самом же деле он не знал, что означает у нас «таинство
ипостасного соединения», и вообще не в состоянии: был понять, ничто такое
«соединение», ни что такое «ипостась»; он не мог понять ни в отдельности смысла слов
«ипостась» и «соединение», ни смысла целого: «ипостасное соединение»
922
; не усвоив
учения святых отцов о том, как обожествилось человеческое естество, он в своем
заблуждении зашел так далеко, что учил, будто оно обожествилось по природе
923
.
Это не укрылось от самодержца. Как только ему стало известно о Ниле, он решил
применить быстродействующее лекарство. Призвав к себе этого человека, он стал корить
его за дерзость и невежество и при помощи многочисленных доводов четко разъяснил
ему, что означает ипостасное соединение богочеловека-слова, рассказал, как происходит
обмен свойств и поведал о том, как человеческое естество было обожествлено милостью
свыше. Но Нил крепко держался за свое лжеучение и был готов скорее претерпеть любые
муки, пытки, тюрьму и увечья, чем отречься от своего учения, что человеческое естество
было обожествлено по природе. {264}
В это время в столице было много армян. Нил явился искрой среди их готового
вспыхнуть нечестия. Нил стал вести частые беседы с Тиграном и Арсаком
924
, которых его
учение особенно сильно побуждало к нечестию. Что же потом? Самодержец, видя, что
нечестие охватило уже многие души, что заблуждения Нила и армян сплелись между
собой и повсюду открыто провозглашается, будто человеческое естество обожествилось
по природе, что все написанное по этому поводу святыми отцами отвергается, а
ипостасное соединение почти никем не понято, счел нужным решительно пресечь зло и,
собрав самых видных представителей церкви, постановил созвать синод для
разбирательства этого дела.
Собрались все епископы и сам патриарх Николай
925
. Нил предстал перед ними
вместе с армянами. Были оглашены его догматы. Нил изложил их ясным голосом и твердо
отстаивал, приводя многие аргументы. Что же потом? Чтобы освободить души многих
верующих от его лжеучения, синод предал Нила вечной анафеме и во всеуслышание
провозгласил догмат об ипостасном соединении в соответствии с традиционным учением
святых отцов
926
.
После него или, вернее говоря, вместе с ним был осужден некий Влахернит,
разделявший, несмотря на свой священнический сан, нечестивые и чуждые церкви
взгляды. Он общался с сектой «энтузиастов»
927
, заразившись их скверной, он многих
вовлек в обман, пролез в знатные дома столицы и распространял там свои нечестивые
взгляды. Самодержец не раз призывал его к себе и наставлял, но Влахернит нисколько не
отступал от своего лжеучения; тогда самодержец и его предал церкви; после тщательного
расследования Влахернита тоже признали неисправимым и предали вечной анафеме как
его самого, так и его учение
928
.
2. И вот самодержец, как хороший кормчий, благополучно преодолел
непрерывный натиск волн, смыл с себя мирскую грязь и привел в порядок церковные
дела, а затем погрузился в новую пучину войн и бурь. Все время, как один вал за другим,
набегали на императора потоки бед, и Алексей, как говорится, не мог ни свободно
вздохнуть, ни сомкнуть глаз.