Подъемно-транспортные, строительные и дорожные машины и оборудование - часть 21

 

  Главная      Учебники - Разные     

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  19  20  21  22   ..

 

 

Подъемно-транспортные, строительные и дорожные машины и оборудование - часть 21

 

 

Рис. 8.17. Схема блока рабочих органов:

/ - распределяющий шнек; 2 - боковой несущий рычаг; 3 - выравнивающий щ

ит

4 - трамбующий брус; 5 - вибратор; 6 - кожух обогревателя 

выглаживающей пяитьг

7 - выглаживающая плита

277

готовку машины к работе и позволяет использовать плиты с более  толстой, а значит, более жесткой и долговечной подошвой. Использование

термоэлектрических нагревателей, питающихся от бортового генератора асфальтоукладчика, требует большего времени для  разогрева, но при

этом тратится более дешевое дизельное топливо и исключаются простои машины, связанные с регулярными осви детельствованиями газового

оборудования.

В настоящее время стала нормой комплектация асфальтоукладчиков одним из нескольких вариантов рабочих органов, предназначенных

для группы близких по размеру машин. В набор сменных рабочих органов обычно включается рабочее оборудование стандартной ширины,

телескопические уширители с гидроприводом и механически присоединяемые уширители.

Несколько вариантов оборудования можно собрать из различного сочетания основных и дополнительных секций. Объем монтажных и

наладочных работ при установке и замене уширителей и количество сборно-разборных соединений сведены к минимуму.

Асфальтоукладчик не может обеспечить сооружение качественного покрытия без автоматических систем управления, основные  функции

которых   состоят   в   выдерживании   поперечных   и   продольных   уклонов,   задаваемых   проволочной   струной   или   многоопорной   балкой,   по

которым   перемещается   копир,   или   лыжей,   скользя-,  щей  по  выровненной   поверхности,   уложенному   покрытию,   бордюрному   камню   и   т.п.

Благодаря   микропроцессорным   технологиям  точность   регулирования   этих   параметров   значительно   повысилась,  кроме   того,   удалось

автоматизировать операции по управлению машиной. Среди них:

выдерживание скорости и направления движения;

регулирование количества смеси в шнековой камере;

контроль толщины укладываемого слоя;

поддержание постоянной температуры выглаживающей плиты;

контроль параметров двигателя, ходового привода и исполнительной гидросистемы;

включение трамбующего бруса и вибратора одновременно с началом движения машины;

поддержание постоянного давления плиты на выглаживаемый слой любой толщины;

зажигание газа в системе обогрева плиты.

Рабочая   площадка   машиниста   может   оснащаться   двумя   (левым   и   правым)   равноценными   постами   управления   или   -   одним,   но   пе -

редвигающимся к левому или правому борту машины в зависимости от желания оператора. Иногда для улучшения обзора операторское кресло

может выдвигаться за боковой габарит машины на 0,15...0,20 м в любую сторону.

Если асфальтоукладчик работает с перерывами под загрузку, его производительность (П

асф

) можно рассчитать по формулам:

278

(8.9)

ИЛИ

П

а с

ф   =   '

/    ^з

где  F

6yH

  - вместимость бункера;  k

wn

  -  коэффициент неполноты использования   содержимого   бункера;  Ь

поя

  -  ширина   укладываемой  полосы; /г

сл

  -

толщина   укладываемого   слоя;   (7

фак

  -   фактическая   скорость   укладки;   г

зап

  -   время   заполнения   бункера   смесью;   /

ман

  -   время  маневрирования

транспортного   средства   при   подаче   под   загрузку  бункера;   (7

бун

  -   грузоподъемность   асфальтоукладчика;   р

ш

  -  плотность   асфальтобетонной

смеси.

Если загрузка бункера совмещена с укладкой смеси, производительность асфальтоукладчики можно рассчитать по формулам:

1 ^ асф     ''пол *^сл ^ фак

или

^ асф     ^пол'тлг см

Характеристики отечественных асфальтоукладчиков приведены в табл. 8.3.

Таблица 8.3 Характеристики отечественных асфальтоукладчиков

Марка, 

Прои

зводи- 

Ширина  Толщи-  Вмести-

мость 

Мощ-  Рабочая 

Транс-

портная 

Масса, 

тип

движителя 

те ль -

ность, 

полосы,

м 

на

слоя,

бункера

ность,

кВт 

скорость,

м/мин 

скорость, 

т 

т 

км/ч 

т/ч 

ДС189, 

210 

3...5 

20 

10 

44  1,8... 8,6 

4,6 

15 

гусе- 

ничный 

ДС195,»  210 

3...4,5  3...22 

10 

44  1,8... 8,6  0,95... 4,64  13,5 

ДС199, »  210 

3...4.5 

22 

10 

44  1,6... 7,7  0,85... 4,16  13,5 

ДС179, »  250 

3...7 

30 

12 

77 

1...14 

4,6 

17,6 

ДС181, 

250 

3...7.5 

30 

10 

77,2 

15 

15,5 

20 

колес- 

ный 

ДС200, »  210 

2,5...

22 

12 

44  1,7... 5,8 

18,4 

13,5 

СД404Б, »  450 

3...7 

30 

12 

77  1,6... 5,6 

17 

17,3 

ДС191, »  500 

3...7.5  3...30 

12 

95,5 

1...18 

17 

19,6 

279

(8.10)

~"~ *м

(8.11)

(8.12)

8.5. АСФАЛЬТОВЫЕ КАТКИ

Асфальтовый   каток   предназначен   для   послойного   уплотнения  асфальтобетонной   смеси   с   целью   придания   ей   прочности   водо-

непроницаемости и ровности, оговоренных техническими условиями на автодорожные и аэродромные асфальтобетонц

ые

  покрытия. Общим

конструктивным   признаком   всех   катков,   независимо  от   назначения,   размера   и   технических   характеристик   является  использование

движителя   не   только   по   прямому   назначению   но  одновременно,   и   для   уплотнения   опорной   поверхности,   в   принципе,   любое   ходовое

устройство, опираясь на поверхность, уплотняет ее, но в катках этот побочный, и, часто, нежелательный эффект стал основным достоинством и

потребительским свойством Основное требование, предъявляемое к асфальтобетонному покрытию - его ровность, поэтому для уплотнения

асфальта используются только катки гладковальцевые и пневмоколесные с гладким протектором.

Машины,   уплотняющие   дорожно-строительные   материалы   используют   два   физических   процесса:   статическое   и   Динамическое  (или

вибрационное)   уплотнения.   Статическое   уплотнец

ие

  матери-ала   происходит   в   результате   медленного   (почти   статического)   повышения

напряжения в слоях материала, прилегающих к зоне контакта с движителем катка. При этом частицы, сближаясь, соприкасаются друг с другом,

что увеличивает несущую способность покрытия и уменьшает его пористость.

Эффективность статического уплотнения зависит от величины напряжения (которое, впрочем, не должно превышать несущую способность

покрытия на момент уплотнения) и от площади контакта, и распространяется относительно недалеко от зоны приложения нагрузки, поэтому

толщина уплотняемого слоя невелика  У катков с гладкими металлическими вальцами (рис. 8.1$) этот недостаток в первой фазе уплотнения

усугубляется   большой   разницей   между   жесткостями   вальца   и   асфальтобетонной   смеси   В   результате   погружения   вальца   в   рыхлую   смесь

сопротивление   перекатыванию   возрастает,   а   перед   вальцем   образуется   волна   деформируемой   по  мере   его  движения   смеси  с   нарушенной

структурой На границах полосы уплотнения возникает резкий перепад напряжений в уплотненной и неуплотненной смеси, в дальнейшем при-

водящий к образованию трещин.

В меньшей степени эти недостатки свойственны эластичным шинам пневмоколесных катков (рис. 8.19), большое и Плоское пятно контакта

которых создает обширную зону уплотнения не сдвигает верхний слой покрытия при перемещении и обеспечивает плавный перепад напряжений

на   границах   уплотненного   участка   Пневмоколесные   катки   обеспечивают   лучшее   уплотнение   слоя   по   всей  глубине,   препятствуют

волнообразованию и, благодаря независи-

280

 

' . ' , *

Рис. 8.18. Гладковальцевый каток с шарнирно-сочлененной рамой и конструкцией ROPS/FOPS

Рис. 8.19. Пневмоколесный каток с моноблочной рамой, балластом и конструкцией ROPS

281

мой подвеске колес, позволяют добиваться более равномерной плотности по ширине укатываемой полосы.

Но   те   же   особенности   мешают   получить   с   помощью   пневмоко-лесных   катков   ровную   поверхность,   поэтому   на   завершающей   стадии

уплотнения, когда покрытие уже мало деформируется под жестким вальцем, гладковальцевые катки используют для отделки поверхности.

Серьезным резервом повышения степени уплотнения является интенсификация процесса с помощью вибрации. На пневмоколес-ных катках

применение   вибрации   бессмысленно,   так   как   пневмо-колеса   -   хорошие   виброизоляторы,   но   катки   с   жесткими   вальцами  обязательно

оборудуются дебалансными вибраторами с регулируемыми амплитудно-частотными характеристиками. В большинстве случаев используются

двухрежимные вибровозбудители, но известны конструкции катков, располагающие пятью и более режимами колебаний. Амплитуда, частота

и вынуждающая сила подбираются с учетом назначения и массы катка.

Попытки совместить преимущества жестковальцевых и пневмо-колесных катков, избавившись от присущих им недостатков, реализовались

в катках комбинированной компоновки (рис. 8.20), у которых одна ось оборудована пневматическими колесами с гладким протектором, а

другая - одним сплошным или разрезным гладким металлическим вальцем.  Для  уплотнения  грунтовых и щебеночных оснований также

используются комбинированные катки, но их пневматические колеса оснащены шинами с развитым протектором и используются не столько

для уплотнения, сколько для создания тягового усилия. У комбинированного асфальтового кат ка зазоры между пневмоколесами невелики,

поэтому зоны уплотнения, возникающие под каждым из них, смыкаются на небольшой глубине, образуя область повышенного напряжения по

всей ширине уплотняемой полосы.

Катки   с   жесткими   вальцами   и   комбинированные   катки   монтируются   в   зависимости   от   принятой   компоновочной   концепции   на

моноблочных и шарнирно-сочлененных рамах. Моноблочная рама с двумя управляемыми вальцами обеспечивает изменение направ ления

движения   поворотом   переднего   или   заднего   вальца   или   одновременным   поворотом   обоих.   Она   также   позволяет   увеличить  ширину

уплотняемой   полосы   при   движении   катка   «крабом».   Тем  же   преимуществом   обладают   конструкции,   в   которых   расширение   полосы

уплотнения достигается осевым сдвигом одного из вальцев.

Шарнирно-сочлененная   рама   состоит   из   передней   и   задней   по-лурам,   поворачивающихся   относительно   друг   друга   в   горизонтальной

плоскости на  угол до 30...  35° и в поперечной - на угол ±(8...  12)°. Она  изменяет набор способов поворота  (добавляется  «излом»  рамы,

устраняется поворот заднего вальца) и, кроме того,

282

Рис. 8.20. Каток, адаптируемый к работе на грунтах и асфальте сменой блока

пневмокатков пневмоколесами:

1 - вентиляционный люк; 2 - кабина машиниста; 3 - кресло-ложемент, фиксируемое в трех положениях; 4 - воздухоохладитель; 5 - откидывающийся капот

моторного   отсека;  6   -  сухой   воздушный   фильтр;   7   -   насос   переменной   производительности   для   ходового   привода;  8   -  насос   переменной

производительности для привода вибраторов; 9 - гидрообъемный привод оси пневмоколес; 10 - два сменных колеса для уплотнения грунтов; П - четыре

пневмокатка для уплотнения асфальтобетона;  12 -  задний мост с планетарным дифференциалом и постоянно замкнутыми тормозами в ступицах;  13 -

электронный блок управления частотой и продолжительностью включения системы орошения вальцев; 14 - два независимых контура системы орошения; 15 - шарнир

сочленения передней и задней рам; 16 - гидромотор привода жесткого вальца с постоянно замкнутым тормозом; 17- самонастривающийся вилколановый

скребок   жесткого вальца;  18 -  упругая  подвеска  жесткого  вальца на  вибродемпферах,   прикрепленных к  фланцам;  19 -  сма-з0чный   резервуар;  20  -

двухрежимный вибратор с комбинированной регулировкой амплитудно-частотной характеристики; 21 - вибродемпферы с металлическими монтажными

пластинами; 22 - гидрообъемный привод вибратора; 23 - обогреватель кабины; 24 -тонированные стекла; 25 - рычаг программирования скорости движения

и режима вибрации; 26 - панель управления, передвигающаяся вместе с креслом; 27 - передние и задние стеклоочистители; 28 - зеркало заднего вида; 29 -

световые дорожные сигналы; 30 - многорежимный вентилятор

при движении «крабом» сохраняет ориентацию кабины по направ лению движения.

Каждая из полурам опирается на жесткий валец или комплект пневматических колес. Ось жесткого вальца неподвижна относи тельно

полурамы,   а   ось   пневматических   колес   может   быть   непод вижной   (это   типично   для   конструкций,   где   пневмоколеса   и   валец
взаимозаменяемы) или может поворачиваться относительно рамы,

283

17

увеличивая   маневренность   машины   в   целом.   Каждая   из   полурам  снабжена   балластным   водяным   баком,   выполняющим   также   функции

резервуара   оросительной   системы.   Вода,   поступая   через   распределительную   трубку,   охлаждает   поверхность   вальца   и   препятствует

налипанию асфальтовой смеси. Налипшая смесь счищается  с вальцев и пневмоколес скребками, так как только чистая поверхность вальца

позволяет получить ровное покрытие без вмятин и задиров.

Вальцы   катков   подвергают   чистовой   механической   обработке,  чтобы   повысить   гладкость   уплотняемого   покрытия,   а   их   кромки

закругляют,   что   позволяет   избежать   резких   перепадов   напряжения  в   соседних   полосах   и   ярко   выраженной   границы   между   ними,   про-

воцирующих образование трещин. Вальцы средних и тяжелых катков оснащаются обрезными роликами, отделяющими остатки асфальта по

бокам полосы уплотнения, от укатанного покрытия и прикатывающими края уплотняемой полосы, что повышает-ее прочность.

В рабочем положении ролик прижимается своей торцевой поверхностью к кромке вальца в месте его контакта с покрытием, а заостренная

кромка ролика опускается ниже поверхности вальца и прорезает на всю толщину уплотняемого покрытия щель, отделяющую уплотненный

асфальт от смеси, не попавшей под валец. Из рабочего положения в транспортное и наоборот ролик переводится гидроцилиндром.

При поворотах части вальца, удаленные от оси поворота, могут повреждать покрытие, проскальзывая по нему из-за разницы линейных

скоростей.   Поэтому  широкие   жесткие   вальцы  делают  разрезными.   Фактически   вместо  одного  вальца   на   валу  или  оси   размещают два

прижатых друг к другу вальца. Щель между ними настолько узка, что не сказывается на текстуре покрытия. Полови ны ведущего вальца

соединены между собой дифференциалом, а ведомого вальца - свободно вращаются на оси и на поворотах дви жутся с разной линейной

скоростью.

Ходовая гидрообъемная трансмиссия жестковальцевых и комбинированных катков состоит из одного (при одном ведущем вальце) или

двух контуров. Гидрообъемный ходовой привод ведущего вальца включает в себя насос регулируемой производительности, гидромотор и

конечный редуктор. При выходе из строя одного из контуров другой способен обеспечить нормальную работу катка. Ведущие пневмоколеса

комбинированных асфальтовых катков монтируются на неразрезном мосту попарно (обычно их число равно четырем). Момент на каждую из

пар подается через дифференциал.

Гидрообъемный  рулевой механизм  следящего типа  управляет  «изломом» рамы с помощью двух гидроцилиндров двойного действия,

питаемых шестеренчатым насосом. Гидросистема рулевого

284

управления имеет приоритет перед другими контурами, т.е. предоставляемая в ее распоряжение мощность не зависит от уровня нагрузки

других агрегатов.

Комбинированные катки с поворотом пневмоколес при работе маневрируют, не прибегая к «излому» рамы, поэтому эти две системы

маневрирования могут быть независимыми друг от друга. В таких конструкциях гидропривод «излома» рамы не связан с гидравлической

рулевой   системой   следящего   типа.   Вибровозбудители,   установленные   на   одном   или   обоих   вальцах,   как   правило,   приводятся

гидромоторами, соединенными с аксиально-поршневыми насосами постоянной или переменной производительности.

Пневмоколесные   асфальтовые   катки   отличаются   от  пневмоко-лесных  катков   для   уплотнения   грунтов  только   отсутствием   рисун ка  на

протекторе пневмоколес. Во всем остальном их конструкции идентичны. Они имеют жесткую раму, опирающуюся на ходовое оборудование в

трех точках (одна впереди, две сзади), с отсеком для балласта в средней части. При загрузке балласта в виде песка или металлических грузов

рабочая масса катка увеличивается на 70... 100%. Ведущие пневмоколеса задней оси расположены на неразрезном мосту. В качестве ходовой

трансмиссии используется  гидрообъемный привод. Небольшой зазор между ведущими колесами диктует применение в качестве конечной

передачи цепного  редуктора. Управляемые передние пневмоколеса качаются в поперечной плоскости и крепятся к раме в одной точке, что

гарантирует равномерное распределение массы катка по уплотняемой поверхности.

Количество передних и задних колес разное (при четном числе ведущих колес), благодаря чему их колеи перекрывают друг друга,

: и после прохода катка не остается неуплотненных полос. Каждое  из пневмоколес снабжено скребком, очищающим его поверхность  от

налипающего асфальта, что предотвращает появление неровностей на готовом покрытии. Рулевое управление оснащается гидрообъемным

усилителем, позволяющим преодолеть сопротивления блока передних колес повороту.

Современные   модели  пневмоколесных  катков   оборудуются   централизованной   системой   регулировки   давления   в   шинах,   позволяющей

регулировать площадь контактного отпечатка и напряжение

. в зоне уплотнения в соответствии с типом и состоянием уплотняемой смеси.

Для   увеличения   срока,   в   течение   которого   асфальт   сохраняет  способность   к   уплотнению,   пневмоколеса   и   жесткие   вальцы   могут

закрываться «тепловыми» фартуками, замедляющими остывание пневмоколес, вальцев и материала в зоне уплотнения (рис. 8.21).

В качестве рабочего тормоза используется гидрообъемная ходовая трансмиссия, останавливающая машину при падении давле-

285

ных вилок вальца и устройством смотровых проемов в корпусе

катка.

Кабина современного катка оборудуется вибро и звукоизоля-

цией,   подрессоренным   и   регулируемым   креслом,   комплектом

аудиовизуальных индикаторов и приборов, информирующих о

состояния систем и агрегатов катка.

В список оборудования кабины также могут входить систе-

мы автоматического управления рабочими процессами и конт-

роля   состояния   агрегатов,   защитная   конструкция  ROPS/FOPS,

климатическая установка (от простого вентилятора до кондици-

онера с очисткой забортного и увлажнением циркулирующего воз-

духа), дополнительное освещение зоны работ, проблесковый маяк

и т.д.

Производительность асфальтового катка (П

ас

) в единицах пло-

щади уплотненного покрытия можно рассчитать по формуле

Рис. 8.21. Комбинированный каток со свернутым «тепловым» фартуком у блока

пневмоколес

ния в контурах гидросистемы ходового привода. Торможение начинается при переводе рычага реверса в нейтральное положение и прекращается

после включения заднего или переднего хода.

В  раде  случаев  ходовой  гидропривод дополняется  пропорциональным   электроприводом,   который   задает   темп   торможения   и  разгона,

исключающий повреждение покрытия при реверсировании катка.

Многодисковые стояночные (они же аварийные) тормоза нормально замкнутого типа устанавливаются в ступицах вальцев и колес либо на

валах коробки передач. Они включаются оператором с пульта управления либо автоматически - при падении давления в гидросистеме или

остановке двигателя.

При необходимости автоматические тормоза могут быть механически разблокированы. Иногда в целях повышения безопасности катки, как

и другие дорожные машины, оборудуются блокировкой запуска двигателя при включенной передаче.

Производительность   катка   во   многом   зависит   от   эффективности   работы   машиниста,   средства   повышения   которой   хорошо   известны.

Хорошая   видимость   зоны   работ   достигается   увеличением   площади   остекления   кабины,   низкопрофильными   скругленными   и   обуженными

корпусными деталями, приданием дополнительных степеней свободы рабочему креслу оператора (вращение и сдвиг во все стороны).

Машинистам катков с жестким вальцем необходимо видеть край вальца. Этого добиваются выносом рабочего места за боковой габарит

катка (в кабинах для этой цели делают специальный смотровой фонарь), осевым смещением вальца, наклоном опор-

286

''пер

 

(8.13)

где L

3

 - длина захватки; Ь

вал

 - ширина жесткого вальца или ширина полосы уплотнения пневмоколесного катка; Ь

пер

 - ширина полосы перекрытия

при укатке соседних полос (й

пер

 < 0,25 м); k

B

 - коэффициент использования времени смены; С/

упл

 - скорость движения катка при уплотнении; ?

ман

 -

время маневрирования в конце прохода; и

пр

  - число проходов по одному следу, необходимое для уплотнения (для асфальтобетонных покрытий

может достигать 30 проходов).

Характеристики асфальтовых катков приведены в табл. 8.4.

Таблица 8.4

Характеристика асфальтовых катков*

Статиче-

 

Макси-

 

ская

 

мальная

 

Марка

 

Тип

движителя

 

Масса**, т

 

Мощность, 

кВт

 

Ширина

укатки, м

 

линейная

 

рабочая

 

нагрузка,

 

скорость,

 

кг/см

 

км/ч

 

ДУ54М

 

Комби

 

2,2 

5,9 

0,87

 

18,0

 

3,0 

ДУ72

 

Вальцы

 

5,5 

18,4

 

1,08

 

22,0

 

5,5 

ДУ47Б

 

» 

6,0 

36,7

 

1,4 

25,0

 

6,8 

ДУ73

 

» 

6,5 

44,0

 

1,4 

25,0

 

8,0 

ДУ96

 

» 

7,0 

48,0

 

1,5 

24,5

 

12,0

 

ДУ97

 

Комби

 

7,0 

48,0

 

1,5 

24,7

 

12,0

 

287

п

я

  = -

Окончание табл. 8.4

Статиче-

 

Макси-

 

ская

 

мальная

 

Марка

 

Тип

движителя

 

Масса**, т

 

Мощность, 

кВт

 

Ширина

укатки, м

 

линейная
нагрузка,

 

рабочая

скорость,

 

кг/см

 

км/ч

 

ДУ93

 

Вальцы

 

10,0

 

44,0

 

1,4 

34,3

 

6,8 

ДУ63-1

 

» 

8,5 

44,0

 

1,7 

25,0

 

7,0 

ДУ64

 

Комби

 

9,5 

57,4

 

1,7 

33,0

 

10,0

 

ДУ99

 

» 

9,5 

73,6

 

1,7 

30,8

 

12,0

 

ДУ63

 

Вальцы

 

10,5

 

57,4

 

1,7 

33,0

 

10,0

 

ДУ98

 

» 

10,5

 

73,6

 

1,7 

30,8

 

13,0

 

ДУ65

 

Пневмо

 

12,0

 

57,4

 

1,7 

1500***

 

8,0 

ДУ100

 

» 

14,0

 

73,6

 

1,95

 

1750***

 

16,0

 

* Возможно уплотнение грунтов и щебеночных оснований. ** Масса катка с балластом. *** Нагрузка на одно колесо, кг.

Глава 9. МАШИНЫ ДЛЯ СОДЕРЖАНИЯ И РЕМОНТА АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ

9.1. МАШИНЫ ДЛЯ ЛЕТНЕГО СОДЕРЖАНИЯ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ

Машины для содержания и ремонта автомобильных дорог и аэродромов (рис. 9.1) оказывают прямое влияние на состояние транспортных

сооружений,   от   которого   зависит   производительность  и качество  работы транспортного  комплекса,   а  также   безопасность   пассажиров   и

сохранность грузов.

Поливомоечные машины. Для мойки и увлажнения твердых покрытий, предохранения их от перегрева в жаркий сезон, очистки воздуха и

оздоровления микроклимата в прилегающем к транспортным магистралям воздушном пространстве предназначены поли-вомоечные машины.

Они могут быть прицепными (к колесному трактору) или самоходными (на шасси серийного грузового авто-

Машины для содержания и ремонта покрытий

 

Для летнего 

содержания

 

Для зимнего

содержания

Для ремонта

 

П

ол

ив

ом

ое

чн

ы

е 

П

од

м

ет

ал

ьн

о-

уб

ор

оч

ны

е 

П

о 

ух

од

у 

за

 н

ас

аж

де

ни

ям

и 

Д

ля

 м

ой

ки

 с

оо

ру

ж

ен

ий

 

С

не

го

оч

ис

ти

те

ли

 

С

не

го

по

гр

уз

чи

ки

 

А

нт

иг

ол

ол

ед

ны

е 

Д

ор

ож

ны

е 

ф

ре

зы

 

В

ос

ст

ан

ов

ит

ел

и 

по

кр

ы

ти

я 

Д

ор

ож

ны

е 

ре

м

он

те

ры

 

М

ар

ки

ро

вщ

ик

и 

Рис. 9.1. Классификация машин для содержания и ремонта дорог по
назначению

10 Шестопало»

289

мобиля или шасси, адаптированном к назначению машины). По-ливомоечная машина (рис. 9.2) имеет цистерну, установленную на прицепном,

полуприцепном или самоходном шасси, всасывающий водовод, соединяющий цистерну с центробежным насосом, нагне тающим воду через

распределительный напорный водовод к двум моечным насадкам.

Насадки   располагаются   перед   машиной   по   ее   внешним   сторонам   и  формируют  две   моющих   струи,   расходящиеся   плоским   веером   и

направленные на поверхность покрытия под углом атаки.  Изменяя угол атаки можно добиваться от струи различного эффекта: от смыва

прилипших фрагментов глинистого грунта до увлажнения покрытия.

Существуют   компоновочные   варианты   машин   с   дополнительной   насадкой,   устанавливаемой   сзади   сбоку   и   увеличивающей   ширину

промываемой полосы на 10... 15%. Насадки соединены с раздаточной трубой, в которую вода подается через напорную магистраль насосом

центробежного   типа.   Между   насосом   и   водозаборным   патрубком,   расположенным   в   цистерне,   установлены   фильтр,  задерживающий

посторонние примеси, и центральный клапан, по-

Рис. 9.2. Компоновка и основные агрегаты поливомоечной машины: А - конфигурация моющей струи; 7 - моющие насадки с распределительным

трубопроводом; 2 — базовая машина; 3 - цистерна; 4 — горловина цистерны; 5 - обечайки крепления цистерны к шасси; 6 - сливной патрубок; 7

дополнительное щеточное оборудование; 8 - мостки для обслуживания цистерны

290

зволяющий   быстро   прекращать   подачу   воды   в   насос.   Как   правило,   цистерна   также   оборудуется   водоводами,   кранами   и   шлангами   для

заправки из водоема, которые могут использоваться и при тушении пожаров.

В заправочной магистрали может устанавливаться фильтр, исключающий попадание в цистерну вместе с водой твердых минеральных и

органических   частиц.   Обычно   самоходные   поли-вомоечные   машины   дополнительно   оснащаются   подметально-щеточным

оборудованием, позволяющим расширить область их применения.

Для   привода   насоса   поливомоечного   оборудования   и   подметальных   щеток   может   использоваться   механическая   или   гидрообъемная

передача. Для подъема и опускания щетки чаще всего используются гидроцилиндры.

Существенным   недостатком   традиционной  технологии  мойки  покрытия,   при   которой   высокая   кинетическая   энергия   моющей  струи

обеспечивается ее массой, считается высокий расход воды. Альтернативой может служить поливомоечное оборудование с моющей рампой,

оснащенной   большим   числом   направленных   вниз   сопел   малого   диаметра   (рис.   9.3).   Рампа   расположена   перед   шасси   невысоко   над

обрабатываемой поверхностью. Вода, подаваемая в расходный водовод под большим давлением, вырываясь из сопел с высокой скоростью,

приобретает кинетическую энергию, необходимую для достижения моющего эффекта. Взвесь грязевых частиц

Рис. 9.3. Машина для очистки покрытия с помощью моющей рампы

291

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  19  20  21  22   ..