KOMПAC-3D V7. руководство - часть 19

 

  Главная      Учебники - Разные     

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  17  18  19  20   ..

 

 

KOMПAC-3D V7. руководство - часть 19

 

 

Компактные панели в режиме создания модели детали 291

Ломаная позволяет создать пространственную ломаную. Каждая вер-

шина ломаной характеризуется набором параметров (координатами

и радиусом скругления).

Сплайн позволяет построить сплайн по выбранным вершинам.

3.3,3. Компактная панель Поверхность

Компактная панель с активной кнопкой Поверхность показана на рис. 3.22.

Рис. 3.22. Компактная панель в режиме Деталь с панелью инструментов

Поверхность

Для выхода из команды, введенной кнопкой на панели инструментов,

щелкните по кнопке Прервать команду на Панели специального управления

или нажмите клавишу Esc. Если Вы случайно ошиблись при выборе объекта,

нажмите кнопку Указать заново на Панели специального управления и вы-

берите новый.

Панель инструментов Поверхность включает несколько кнопок.

Импортированная поверхность позволяет импортировать в файл мо-

дели КОМПАС-ЗО поверхности, записанные в файлах форматов

SAT или IGES.
Поверхность выдавливания позволяет создать поверхность выдавли-

вания. Она образуется путем перемещения эскиза в направлении,

перпендикулярном его плоскости. Команда доступна, если выделен

соответствующий эскиз-выдавливания.
Поверхность вращения позволяет создать поверхность вращения. Она

образуется вращением эскиза вокруг оси, лежащей в плоскости эскиза.

Команда доступна, если выделен соответствующий эскиз-вращения.
Кинематическая поверхность позволяет создать кинематическую

поверхность. Она образуется в результате перемещения эскиза-сече-

ния вдоль выбранной траектории.
Поверхность по сечениям позволяет создать поверхность, указав

несколько ее сечений, изображенных в разных эскизах. Если необхо-

димо, можно указать направляющую - контур, задающий направле-

ние построения поверхности по сечениям. Команда доступна, если в

детали существует хотя бы два эскиза-сечения.

Заплатка позволяет создать поверхность, ограниченную замкнутым

контуром, все сегменты которого располагаются в одной плоскости

или на одной поверхности. Этот контур может полностью содержать-

ся в одном эскизе или образовываться последовательно соединяющи-

мися ребрами и/или контурами в нескольких эскизах. Контур не дол-

жен иметь самопересечений.

292 Создание модели Детали

Сшивка поверхности позволяет соединить открытые ребра указан-
ных поверхностей с получением целой поверхности, а также присое-

динить поверхность (поверхности) к открытым ребрам детали, цело-
стность которой нарушена. Целостность тела детали нарушается при
удалении некоторых ее граней с помощью команды Удалить грани.

Удалить грани позволяет удалить грань поверхности или тела.

3.3.4. Компактная панель Вспомогательная

геометрия

Компактная панель с активной кнопкой Вспомогательная геометрия пока-
зана на рис. 3.23.

Рис. 3.23. Компактная панель в режиме создания модели детали с открытой

панелью инструментов Вспомогательная геометрия

Для выхода из команды, введенной кнопкой на панели инструментов, щелкни-

те по кнопке Прервать команду на Панели специального управления или наж-

мите клавишу Esc. Если Вы случайно ошиблись при выборе объекта, нажмите
кнопку Указать заново на Панели специального управления и выберите новый.

Панель инструментов Вспомогательная геометрия включает следующий

набор кнопок:

Ось через две вершины позволяет создать одну или несколько
конструктивных осей, каждая из которых проходит через указанные
опорные точки.

После щелчка по кнопке Ось через две вершины появляется Панель свойств:

Ось через две вершины.

Опорными точками оси могут служить вершины, характерные точки графи-

ческих объектов в эскизах (например, конец отрезка, центр окружности и т.п.)
или начала координат. Последовательно указывайте пары вершин детали, через
которые должны проходить создаваемые оси.

Нормальная плоскость позволяет создать одну или несколько вспо-

могательных плоскостей, нормальных к цилиндрической или кони-

ческой грани детали.

После щелчка по кнопке Нормальная плоскость появляется Панель

свойств: Нормальная плоскость, показанная на рис. 3.24.

Компактные панели в режиме создания модели детали 293

Линия разъема разбивает грань детали на несколько. Разбиение гра-

ней происходит по линии пересечения грани с поверхностью, образо-

ванной перемещением указанного эскиза в направлении, перпендику-

лярном его плоскости. Перед вызовом команды выделите эскиз ли-

нии разъема.

После щелчка по кнопке Линия разъема появляется Панель свойств: Ли-

ния разъема, показанная на рис. 3.25.

Рис. 3.25. Панель свойств: Линия разъема

3.3.5. Компактная панель Измерения (3D)

Компактная панель с активной кнопкой Измерения (3D) показана на рис. 3.26.

Рис. 3.26. Компактная панель в режиме Деталь с панелью инструментов Измерения (3D)

Для выхода из команды, введенной кнопкой на панели инструментов,

щелкните по кнопке Прервать команду на Панели специального управ-
ления
 или нажмите клавишу Esc. Если Вы случайно ошиблись при выбо-

ре объекта, нажмите кнопку Указать заново на Панели специального уп-
равления
 и выберите новый. Для точного позиционирования курсора вос-
пользуйтесь привязками или меню геометрического калькулятора на Па-
нели свойств.

Панель инструментов Измерения (3D) включает следующий набор кнопок:

Измерить расстояние и угол измеряет расстояние и, если возможно,
угол между двумя указанными объектами (конструктивными осями
и плоскостями, гранями, ребрами и вершинами).

Измерить длину ребра позволяет измерить длину ребер или пери-
метр грани детали.

Измерить площадь позволяет измерить площадь граней детали.

МЦХ (Массо-Центровочные Характеристики) модели позволяет вы-
полнить расчет массо-центровочных характеристик существующей
модели (детали или сборки).

Проверка пересечений позволяет проверить, пересекаются ли ука-
занные компоненты сборки.

294 Создание модели Детали

3.3.6. Компактная панель Фильтры

Компактная панель с активной кнопкой Фильтры показана на рис. 3.27.

Рис. 3.27. Компактная панель в режиме Деталь с панелью инструментов Фильтры

Для выхода из команды, введенной кнопкой на инструментальной панели,

щелкните по кнопке Прервать команду на Панели специального управления

или нажмите клавишу Esc. Если Вы случайно ошиблись при выборе объекта,

нажмите кнопку Указать заново на Панели специального управления и вы-

берите новый. Можно выбрать любую комбинацию типов доступных для ука-

зания (выделения) объектов (осей, граней, ребер и т.д.), нажав сразу несколь-

ко кнопок на Панели фильтров.

Панель инструментов Фильтры включает следующий набор кнопок:

Фильтровать все объекты позволяет включать режим, в котором воз-

можен динамический поиск и указание курсором любых объектов мо-

дели - осей, плоскостей, граней, ребер и вершин.

Фильтровать грани позволяет включать режим, в котором возможен

динамический поиск и указание курсором граней детали.

Фильтровать ребра позволяет включать режим, в котором возможен

динамический поиск и указание курсором ребер детали.

Фильтровать вершины позволяет включать режим, в котором возмо-

жен динамический поиск и указание курсором вершин детали.

Фильтровать конструктивные плоскости позволяет включать ре-

жим, в котором возможен динамический поиск и указание курсором

плоскостей, существующих в модели.
Фильтровать конструктивные оси позволяет включать режим, в ко-

тором возможен динамический поиск и указание курсором осей, су-

ществующих в модели.

3.3.7. Компактная панель Спецификация

Компактная панель с активной кнопкой Спецификация показана на рис. 3.28.

Для выхода из команды, введенной кнопкой на панели инструментов, щелкни-

те по кнопке Прервать команду на Панели специального управления или наж-

мите клавишу Esc. Если Вы случайно ошиблись при выборе объекта, нажмите

кнопку Указать заново на Панели специального управления и выберите новый.

Компактные панели в режиме создания модели детали 295

Панель инструментов Спецификация включает следующий набор кнопок:

Управление сборкой...позволяет подключать КОМПАС-документы

(листы Детали - *.m3d и сборки - *.a3d) к спецификации и отклю-

чать их, а также запускать редактирование подключенных докумен-

тов. Количество документов, одновременно подключенных к специ-

фикации, не ограничено.
Расставить позиции позволяет упорядочить номера позиций после

того, как их порядок нарушился в результате сортировки объектов.
Синхронизировать данные позволяет передать в листы сборочного

чертежа изменения, внесенные в объекты спецификации. Необяза-

тельно, чтобы сборочный чертеж, в который передаются изменения,

был открыт.
Показать состав объекта позволяет подсветить объекты, входящие в

состав выделенного объекта спецификации. Перед вызовом команды

необходимо выделить в спецификации объект, состав которого требу-

ется просмотреть. Лист сборочного чертежа или документ-сборка,

подключенный к спецификации, должен быть открыт (иначе подсве-

чивать объекты будет просто негде). Команда Показать состав объ-

екта будет работать корректно, если сборочный чертеж подключен к

спецификации, открыт в момент вызова команды и какие-либо гра-

фические объекты из него входят в состав выделенного объекта спе-

цификации.
Показать все объекты включает режим работы, в котором на экране

отображаются все объекты спецификации или объекты таблицы из-

менений.
Редактировать состав объекта позволяет изменить состав объектов

графического документа, принадлежащих выделенному базовому

объекту спецификации.
Добавить базовый объект позволяет создать новый базовый объект в

текущем разделе спецификации. Для быстрого перехода к команде

нажмите клавишу Insert.
Добавить вспомогательный объект
 позволяет создать новый вспомо-

гательный объект в текущем разделе спецификации.
Добавить раздел позволяет создать новый раздел спецификации. В

спецификации КОМПАС не допускается наличие раздела, не содер-

жащего ни одного объекта. Поэтому сразу же после создания раздела

в нем возникает новый объект и система переходит в режим ввода

текста объекта.
Исполнение позволяет создать в текущем разделе несколько объектов

спецификации, отличающихся от выделенного объекта спецификации

наличием суффикса (-01, -02, -03 и т.д.) в обозначении. После вызо-

ва команды на экране появляется диалоговое окно, в котором требует-

ся указать номера создаваемых исполнений объекта (соответствую-

щие суффиксы появятся затем в обозначениях новых объектов).

296 Создание модели Детали

Настройка спецификации вызывает на экран диалоговое окно наст-
ройки текущей спецификации. Настройка спецификации распрост-
раняется на саму спецификацию и подключенные к ней графические
документы (сборочные чертежи).
Добавить объект спецификации позволяет создать в документе (лис-
те Детали, фрагменте или модели) объект для последующего его пе-

реноса в подключенную спецификацию. После вызова команды на
экране появляется окно, оформленное в виде строки бланка специфи-
кации, в котором можно ввести текстовую часть объекта специфика-
ции, а также перейти к вводу дополнительных параметров нового
объекта спецификации.

Редактировать объекты позволяет перейти в режим редактирования
объектов спецификации внутри документа (Детали, фрагмента или
модели). При этом появляется окно подчиненного режима работы со
спецификацией. В нем можно просмотреть и отредактировать объек-
ты спецификации, принадлежащие текущему документу. Изменения,
произведенные в подчиненном режиме, можно впоследствии пере-
дать в связанную с документом спецификацию.
Добавить объект спецификации позволяет создать в документе (лис-
те Детали, фрагменте или модели) объект для последующего его пе-

реноса в подключенную спецификацию. При этом появляется окно,
оформленное в виде строки бланка спецификации, в котором можно
ввести текстовую часть объекта спецификации, а также перейти к
вводу дополнительных параметров нового объекта спецификации.

Редактировать объекты спецификации - Внешние позволяет перей-
ти в режим редактирования внешних объектов спецификации. При
этом появляется окно подчиненного режима работы со спецификаци-
ей, в котором можно просмотреть и отредактировать внешние объек-
ты спецификаций, принадлежащие текущему документу-сборке. Пос-
ле сохранения текущей сборки изменения ее внешних объектов будут

переданы во все сборки, в которые она входит в качестве подсборки.

Управление описаниями спецификаций вызывает на экран диалого-
вое окно Управление описаниями спецификаций

3.4. Настройка изображения элементов

модели

Настройка изображения элементов текущей детали производится с использо-

ванием диалогового окна Параметры с открытой вкладкой Текущая деталь.

Для настройки параметров текущая деталь:

• щелкните в главном меню по пункту Сервис в режиме создания моде-

ли детали. Появится выпадающее меню;

Настройка изображения элементов модели 297

• щелкните в выпадающем меню по пункту Параметры. Появится диало-

говое окно Параметры с открытой вкладкой Текущая деталь.

В левой части вкладки располагается дерево элементов, связанных с представ-

лением детали, в которых могут быть установлены, настроены те или иные пара-

метры. В правой части в зависимости от выбранного элемента появляется соотве-

тствующая панель, на которой можно установить соответствующие параметры.

3.4.1. Настройка плоскостей проекций

Для настройки плоскостей проекций:

• щелкните в главном меню по пункту Сервис в режиме создания моде-

ли. Появится выпадающее меню;

• щелкните в выпадающем меню по пункту Параметры. Появится диало-

говое окно Параметры с открытой вкладкой Текущая деталь;

• щелкните по пункту Свойства плоскостей проекций. В правой части

появится панель Свойства объекта, показанная на рис. 3.29.

Рис. 3.29. Диалоговое окно Параметры с открытой вкладкой Текущая деталь

и панелью Свойства объекта

Панель Свойства объекта позволяет задать цвет изображения плоскостей

проекций и обозначения начала координат. В панели Свойства объекта дан

список объектов, имя и цвет которых можно настроить: три плоскости проек-

ций и обозначение начала координат.

Чтобы переименовать плоскость или начало координат:

• щелкните по текущему названию плоскости или началу координат.

Произойдет выделение выбранного объекта;

• щелкните еще раз по выделенной плоскости или началу координат.

Название выделенного объекта возьмется в рамку;

• введите новое название;

298 Создание модели Детали

• нажмите клавишу Enter для его подтверждения или щелкните мышью

в свободном месте диалогового окна;

• щелкните по кнопке ОК и введенные таким образом названия плоскос-

тей проекций и начала координат будут тут же отображены в Дереве

построения текущей детали.

Плоскости показываются на экране условно - в виде прямоугольников,

лежащих в этих плоскостях. Можно установить разные цвета для отображе-

ния в окне детали начала координат и каждой плоскости проекций (по умол-

чанию плоскости проекций отображаются желтым цветом).

Опция Использовать цвет детали во включенном состоянии обеспечивает

всем элементам выбранного типа отображаться цветом детали. Выключите эту

опцию, если цвет элементов выбранного типа должен отличаться от цвета детали.

Кнопка Цвет предназначена для выбора цвета выбранного объекта. Кноп-

ка доступна, если выключена опция Использовать цвет детали.

Кнопка Все по умолчанию при щелчке по ней восстанавливает цвет по

умолчанию для всех типов элементов. Изменения настройки отображения

элементов модели отображаются в окне просмотра. Задав параметры изобра-

жения, щелкните по кнопке ОК. Для выхода из диалога без изменения наст-

роек щелкните по кнопке Отмена.

3.4.2. Настройка свойств объектов

Для настройки свойств объектов:

• щелкните в главном меню по пункту Сервис в режиме создания моде-

ли, а затем в выпадающем меню по пункту Параметры. Появится диа-

логовое окно Параметры с открытой вкладкой Текущая деталь;

• щелкните по пункту Свойства объектов. В правой части появится па-

нель Свойства объекта, показанная на рис. 3.30.

Рис. 3.30. Диалоговое окно Параметры с открытой вкладкой Текущая деталь

и панелью Свойства объекта

Настройка изображения элементов модели 299

Панель Свойства объекта позволяет задать цвет и имя большинству объ-

ектов из списка объектов. В списке объектов перечислены все типы элемен-

тов модели. Рядом с названием элемента показана пиктограмма, соответству-

ющая ему в Дереве построения. По умолчанию оси и плоскости показывают-

ся голубым цветом, примитивы, не задействованные в выполнении опера-

ций - цикламеновым, а формообразующие и конструктивные элементы -

цветом детали. Чтобы изменить цвет отображения элементов определенного

типа, выделите его название.

Чтобы переименовать объект:

• щелкните по названию объекта, имя которого вы хотите изменить. Про-

изойдет выделение выбранного объекта;

• щелкните еще раз по выделенному объекту. Название выделенного

объекта будет взято в рамку;

• введите в рамке новое название объекта;
• нажмите клавишу Enter для его подтверждения или щелкните мышью

в свободном месте диалогового окна;

• щелкните по кнопке ОК и введенные таким образом названия объектов

будут тут же отображены в Дереве построения текущей детали.

Опция Использовать цвет детали во включенном состоянии обеспечивает

всем элементам выбранного типа отображаться цветом детали. Выключите эту

опцию, если цвет элементов выбранного типа должен отличаться от цвета детали.

Чтобы изменить цвет отображения элементов определенного типа, выде-

лите его название. Кнопка Цвет предназначена для выбора цвета выбранного

объекта. Кнопка доступна, если выключена опция Использовать цвет детали.

РИС. 3.31. Диалоговое окно Параметры с открытой вкладкой Текущая деталь и па-

нелью Свойства объекта при выключенной опции Использовать цвет детали

300 Создание модели Детали

Кнопка Все по умолчанию при щелчке по ней восстанавливает цвет по

умолчанию для всех типов элементов. Изменения настройки отображения
элементов модели отображаются в окне просмотра.

Кнопка Дополнительно доступна при настройке всех элементов, кроме

осей, плоскостей и примитивов, если выключена опция Использовать цвет
детали.
 Это состояние системы показано на рис. 3.31.

Изменения настройки элементов модели отображаются в окне просмотра.

Задав параметры изображения, нажмите кнопку ОК. Для выхода из диалого-
вого окна без изменения настроек нажмите кнопку Отмена.

Если настройка производилась для текущей детали, то вновь создаваемые

в ней элементы будут отображаться указанными цветами.

Если настройка производилась для новых деталей, то элементы во вновь

создаваемых деталях будут отображаться указанными цветами.

ЗЛ.З. Настройка точности отрисовки

Для настройки точности отрисовки:

• щелкните в главном меню по пункту Сервис в режиме создания моде-

ли. Появится выпадающее меню;

• щелкните в выпадающем меню по пункту Параметры. Появится диало-

говое окно Параметры с открытой вкладкой Текущая деталь;

• щелкните по пункту Точность отрисовки. В правой части появится па-

нель Точность отрисовки, показанная на рис. 3.32.

Рис. 3.32. Диалоговое окно Параметры с открытой вкладкой Текущая деталь

и панелью Точность отрисовки

Создание модели детали 301

Панель Точность отрисовки позволяет увеличить или уменьшить точ-

ность аппроксимации криволинейных ребер и линий очерка детали отрезка-
ми прямых линий и треугольниками - криволинейных поверхностей.

Для изменения точности перемещайте «бегунок» между позициями Грубо

и Точно. В справочном поле Количество треугольников: будет показан ус-
ловный коэффициент точности - количество треугольников, а в окне прос-
мотра - изображение поверхности сферы при выбранной степени точности.

Чем выше точность, тем более «гладким» выглядит изображение и тем

больше времени требуется на расчеты. Настроив точность отрисовки, щелк-
ните по кнопке ОК диалогового окна Параметры. Для выхода из диалогово-
го окна без изменения точности щелкните по кнопке Отмена.

3.5. Создание модели детали

3.5.1. Разработка алгоритма построения мо-

дели детали

В этой главе мы создадим более сложную модель - вилку блока. Дадим на-
шей детали имя, например, Вилка. Создание этой детали выполним в три эта-

па. На первом этапе создадим базовую деталь - Пластина.

Создание базовой детали включает несколько операций:

• создание документа для модели детали;
• создание эскиза половины основания базовой детали - прямоугольной

пластины;

• определение местоположения начала координат основания детали;
• связывание переменных прямоугольника W (ширина) и Н (высота) с

переменными W0 (расстояние от начала координат до правой стороны
прямоугольника) и НО (расстояние от начала координат до нижней
стороны прямоугольника). Имя переменным дает пользователь;

• установление конкретных размеров основания детали;
• скругление углов половины основания вилки (прямоугольника);
• добавление в эскиз отверстий;

• создание модели половины основания вилки;
• создание проушины на модели половины основания вилки;
• создание бобышек на проушине;

• создание центрального отверстия в проушине;
• создание второй проушины;
• создание резьбовых отверстий на одной бобышке.

302 Создание модели Детали

3.5.2. Создание документа для модели детали

Для создания документа для модели детали:

• щелкните на панели инструментов Стандартная (третья строка сверху)

по кнопке Создать - первой кнопке. Появится диалоговое окно Новый

документ;

• щелкните по вкладке Новые документы, если она не открыта;
• щелкните в диалоговом окне Новый документ на панели инструментов

по кнопке Список - третьей кнопке. Это состояние диалогового окна

Новый документ показано на рис. 3.33;

Рис. 3.33. Диалоговое окно Новый документ с представлением документов

в виде списка

• щелкните в списке документов по документу Деталь, а затем по кнопке ОК.

Появится главное окно системы для создания модели детали и окно детали.

Если эти действия повторить несколько раз, то в главном окне появятся нес-

колько окон для создания нескольких моделей деталей. Каждое окно детали

будет иметь свое название, которое дается системой по умолчанию. Для первой

детали - Деталь БЕЗ ИМЕНИ1 и такие же названия для других деталей, толь-

ко с другим номером. Это хорошо видно у окон деталей, находящихся в свер-

нутом состоянии и расположенных в главном окне Каскадом рис. 3.34.

Рис. 3.34. Окна деталей, находящихся в свернутом состоянии и расположенных в

главном окне Каскадом

Создание модели детали 303

Только одно из нескольких созданных окон может находиться в активном сос-

тоянии. В нашем примере это окно под названием Деталь БЕЗ ИМЕНИ4. Для ак-

тивизации любого из нескольких окон достаточно щелкнуть мышью по нему. Оно

выйдет на первый план и верхняя полоса в заголовке будет синего цвета.

Рис. 3.35. Диалоговое окно Укажите имя файла для записи

Для изменения имени любого из вызванных на экран окон, а соответственно и

для указания имени файла, в котором будут сохранена вся информация документа:

• щелкните по окну мышью для его активизации;
• щелкните на панели инструментов Стандартная по кнопке Сохра-

нить - третьей кнопке. Появится диалоговое окно Укажите имя файла

для записи рис. 3.35.

• откройте нужную папку (каталог), например, под названием Блок и в

текстовом поле Имя файла введите название вашей модели (файла),

например, Вилка;

Рис. 3.36. Диалоговое окно Информация о документе с открытой вкладкой

Общие сведения

304 Создание модели Детали

• щелкните по кнопке Сохранить. Появится окно под названием Инфор-

мация о документе, показанное на рис. 3.36.

• введите в текстовом поле под названием Автор имя автора;
• введите в тестовом поле название проектной организации;
• введите, если нужно, в текстовом поле Комментарий нужные коммен-

тарии. В диалоговом окне будет зафиксировано время создания доку-

мента и время его последнего изменения. Можно и не заполнять диало-
говое окно Информация о документе;

• щелкните по кнопке ОК.
На этом начальный этап подготовки документа завершается.

3.5.3. Создание эскиза основания модели

Вначале построим эскиз - плоскую фигуру в виде прямоугольника.

Поскольку основание детали симметрично по двум осям. Построим одну поло-

вину основания, а на заключительной стадии произведем зеркальное копирование.

Первый этап - подготовка к созданию эскиза:

• щелкните в окне Дерево построений по компоненте Плоскость XY. На

рабочем листе обозначится плоскость XY;

• выведите на экран Компактную панель, если ее нет на экране. По умол-

чанию на ней будет активизирована кнопка-переключатель Редактиро-

вание детали;

• щелкните на панели инструментов Текущее состояние по кнопке Эс-

киз - кнопке с изображением на ней небольшого эскиза. Система перей-
дет в режим работы с эскизом. Появится соответствующая Компактная
панель
 для работы с эскизом. В ней будет нажата кнопка переключатель
Геометрия - кнопка с изображением на ней буквы g. Эта кнопка авто-

матически обеспечивает ввод в правой части Компактной панели соот-
ветствующей панели инструментов, облегчающих построение эскиза.

Второй этап - построение эскиза (прямоугольника) - правой половины ос-

нования детали. Допустим, что ширина половины основания детали равна 76
мм, а высота основания детали 260 мм. Прямоугольник будем располагать так,

чтобы середина его левой стороны размещалась в начале координат. Для этого:

• щелкните на Компактной панели по кнопке переключателю Геометрия,

если она не нажата, а затем в панели инструментов на Компактной панели
по кнопке Прямоугольник. Появится соответствующая Панель свойств:

Прямоугольник. Одновременно в строке сообщений появится подсказка
Укажите первую вершину прямоугольника или введите ее координаты

Главное окно системы в этом режиме показано на рис. 3.37.
Панель свойств: Прямоугольник имеет ряд полей, кнопок и раскрывающийся

список. Первые два сдвоенные поля служат для ввода координат соответственно
точек первой т1 (xl, yl) и второй т2 (х2, у2) вершин прямоугольника. Третье и

Создание модели детали 305

Рис. 3.37. Главное окно системы в режиме начала создания эскиза Прямоугольник

четвертое поле предназначены соответственно для ввода Высоты и Ширины пря-

моугольника. Далее идут кнопки изображения прямоугольника Без осей и С ося-

ми. В конце Панели свойств: Прямоугольник имеется раскрывающийся список

стилей линий, каждая из которых имеет свое назначение, исполнение и цвет.

Если ввод вершин производится с помощью щелчка мыши, то координаты

точки определяются автоматически и заносятся в эти поля. Можно также

вводить значения координат и параметров прямоугольника и с клавиатуры.

При этом возможны три способа ввода объекта (примитива): с помощью

мыши, клавиатуры и комбинированно.

Первый способ - с помощью клавиатуры (точный способ):

• нажмите комбинацию клавиш Alt+1 (i - подчеркнутая цифра в назва-

нии поля т1). Система тут же выделит поле ввода координаты первой

вершины прямоугольника по оси X. Введите значение 0;

• нажмите клавишу Tab для выделения следующего поля - поля ввода

координаты первой вершины прямоугольника по оси Y;

• введите значение 130 и нажмите клавишу Enter. В квадратике перед по-

лем т1 появится крестик. Это означает, что координаты первой верши-

ны прямоугольника жестко зафиксированы;

• нажмите комбинацию клавиш Alt+2 (2 - подчеркнутая цифра в назва-

нии поля т2). Система тут же выделит поле ввода координаты второй

вершины прямоугольника по оси X. Введите значение 76 мм;

306 Создание модели Детали

• нажмите клавишу Tab для выделения следующего поля - поля ввода

координаты второй вершины прямоугольника по оси Y;

• введите значение 130 и нажмите клавишу Enter. В квадратике перед по-

лем т2 появится крестик. Это означает, что координаты второй верши-

ны прямоугольника жестко зафиксированы. Появится изображение
прямоугольника по двум вершинам;

• щелкните снова в Компактной панели в панели инструментов по кноп-

ке Прямоугольник для завершения работы данной команды, или щелк-
ните на Специальной панели управления по кнопке Прервать коман-

ду, или нажмите клавишу Esc. Панель свойств: Прямоугольник, свя-
занная с построением прямоугольника, исчезнет с экрана.

Может случиться так, что введенный объект будет очень большой или

очень маленький. Тогда щелкните на панели инструментов Вид по кнопке По-
казать все
 - последней кнопке или нажмите функциональную клавишу F9.

Второй способ - с помощью мыши (приближенный):

• установите курсор на оси Y ниже начала координат и щелкните

мышью. Зафиксируется первая вершина прямоугольника;

• переместите курсор мыши несколько вправо и выше начала координат.

Появится фантом прямоугольника следующий за курсором. Щелкните
мышью для фиксации второй вершины прямоугольника. Получим наб-
росок эскиза с координатами зафиксированными мышью;

• щелкните снова по кнопке Прямоугольник, чтобы завершить работу с

этой командой. Или щелкните правой кнопкой мыши, а затем, в поя-
вившемся контекстном меню, по пункту Прервать команду. Или щелк-
ните на Панели специального управления по кнопке Прервать коман-

ду. Или нажмите клавише Esc.

На этом выполнение второго этапа заканчивается.

Третий этап - построение эскиза с параметрическими размерами:
• щелкните на Компактной панели по кнопке-переключателю Размеры.

Появится соответствующая панель инструментов в правой части Ком-

пактной панели;

• щелкните на панели инструментов по кнопке Линейный размер - кноп-

ке с изображением линейного размера. Активизируется режим установ-
ки линейного размера. Появится Панель свойств: Линейный размер;

• щелкните сначала по левой, а затем по правой верхним вершинам пря-

моугольника. Таким образом, определятся местоположения точек вы-

хода выносных линий;

• переместите указатель курсора мыши немного вверх и щелкните в мес-

тоположении размерной линии. Появятся выносные линии, размерная
линия и размер ширины прямоугольника. Одновременно появится ди-

алоговое окно Установить значение размера. Главное окно системы в
этом режиме показано на рис. 3.38.

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  17  18  19  20   ..