Аскон КОМПАС-3D. Руководство по библиотекам - часть 83

 

  Главная      Учебники - Разные     Аскон КОМПАС-3D. Руководство по библиотекам

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     81      82      83      84     ..

 

 

Аскон КОМПАС-3D. Руководство по библиотекам - часть 83

 

 

Часть III.

Геометрические объекты

150

17.2.

NURBS

Чтобы построить NURBS (Non!Uniform Rаtionаl B!Sрline, нерегулярный рациональный В!
сплайн), вызовите команду 

NURBS

.

Последовательно задавайте опорные точки NURBS. 

В полях Панели свойств вы можете задать характеристики кривой — вес каждой точки
и порядок кривой.

Зафиксируйте созданную кривую, нажав кнопку 

Создать объект

.

17.3.

Кривая Безье

Чтобы построить кривую Безье (кривая Безье — частный случай NURBS), вызовите ко!
манду 

Кривая Безье

.

Задайте точки, через которые должна пройти кривая Безье.

Зафиксируйте созданную кривую Безье, нажав кнопку 

Создать объект

.

а)

б)

Рис. 17.2.  NURBS: а) разомкнутый, б) замкнутый

а)

б)

Рис. 17.3.  Кривая Безье: а) разомкнутая, б) замкнутая

Все объекты на иллюстрациях раздела 

Лекальные кривые

 имеют одинаковый набор

опорных точек. Обратите внимание на отличия форм объектов, имеющих одинаковые
опорные точки, в зависимости от типа объекта и от того, замкнутый он или разомкнутый.

151

Глава 18.

Непрерывный ввод объектов

Чтобы построить последовательности отрезков, дуг и сплайнов, вызовите команду 

Не

прерывный ввод объектов

.

При вводе последовательности конечная точка созданного объекта автоматически ста!
новится начальной точкой следующего объекта. Использовать эту команду удобно, на!
пример, при построении контура детали, состоящего из объектов различного типа.

18.1.

Создание объектов последовательности

После вызова команды на Панели свойств, кроме собственно полей ввода параметров,
отображается группа 

Тип

. Она содержит переключатели, позволяющие указать тип со!

здаваемого геометрического примитива. Для выбора типа активизируйте соответствую!
щий переключатель (см. табл. 18.1).

Рис. 18.1.  Пример последовательности объектов,

полученной с помощью команды непрерывного ввода

Построенная последовательность примитивов не является единым объектом. Примити!
вы будут выделяться, редактироваться и удаляться по отдельности.

Табл. 18.1. Переключатели типа примитива

Тип примитива

Способ построения примитива

Отрезок

Произвольный

Параллельный объекту

Перпендикулярный объекту

Касательный к объекту

Часть III.

Геометрические объекты

152

По умолчанию при первом обращении к команде текущий тип объекта — 

Отрезок

. Это

означает, что при указании точек будет построена ломаная, состоящая из отрезков, со!
единяющих эти точки.

В любой момент ввода последовательности вы можете изменить текущий тип объекта.
Для этого активизируйте нужный переключатель в группе 

Тип

.

Способы построения различных объектов при непрерывном вводе, а также приемы уп!
равления их параметрами аналогичны способам и приемам, приведенным выше, в опи!
сании команд построения отдельных объектов.

18.2.

Завершение ввода объектов

Для завершения ввода объектов служат переключатели 

Замкнуть

 и 

Новый ввод

 на Па!

нели свойств.

После активизации переключателя 

Замкнуть

 автоматически создается точка, совпада!

ющая с первой точкой последовательности объектов, и построение последовательности
завершается. Автоматически введенная точка принадлежит тому типу объекта, построе!
ние которого было включено в момент замыкания. Если количество уже введенных то!
чек объекта недостаточно для автоматического построения объекта, замыкающего пос!
ледовательность, то переключатель 

Замкнуть

 недоступен. После замыкания введенной

последовательности система ожидает ввода новой непрерывной последовательности
объектов.

После активизации переключателя 

Новый ввод

 построение последовательности завер!

шается без замыкания, и система ожидает ввода новой последовательности.

18.3.

Стиль линии при непрерывном вводе объектов

Текущий стиль распространяется только на формируемый в данный момент объект, а не
на все объекты последовательности. Поэтому вы можете чертить объекты различного
стиля, не прерывая ввод последовательности.

Дуга

По трем точкам

Сопряженная

Лекальная
кривая

Кривая Безье

NURBS

Табл. 18.1. Переключатели типа примитива

Тип примитива

Способ построения примитива

153

Глава 19.

Линия

Чтобы построить линию, состоящую из отрезков и/или дуг окружностей, положение ко!
торых может либо автоматически определяться системой в зависимости от указанных
объектов чертежа, либо задаваться пользователем, вызовите команду  

Линия

.

При вводе линии конечная точка созданного объекта автоматически становится началь!
ной точкой следующего объекта.

Доступно два типа объектов, составляющих линию: отрезок и дуга. В любой момент пос!
троения линии вы можете изменить текущий тип объекта.

Способ создания отрезка или дуги определяется системой автоматически в зависимости
от того, какие базовые объекты указаны пользователем. Например, если во время пост!
роения отрезка указан прямолинейный объект, то отрезок может быть параллелен или
перпендикулярен ему. Это определяется направлением движения курсора. 

При создании первого объекта последовательности доступны дополнительные способы
построения, поскольку у этого объекта, в отличие от последующих, не зафиксирована ни
одна точка.

Способы создания первых объектов линии описаны в разделах 19.2 на с. 155 и 19.4 на
с. 159, а способы создания последующих объ
ектов — в разделах 19.3 на с. 158 и 19.5 на
с. 160.

Переключатель 

Новый ввод

, расположенный на Панели свойств, позволяет прервать

создание текущей линии и начать новую.

Переключатель 

Непрерывный ввод объектов

 позволяет указать, будут ли создавать!

ся отдельные объекты или их последовательность. По умолчанию при первом вызове ко!
манды 

Линия

 этот переключатель активен и начальная точка каждого следующего объ!

екта совпадает с конечной точкой предыдущего. Чтобы задавать начальные точки
объектов произвольно, отключите переключатель 

Непрерывный ввод объектов

. Что!

бы вернуться к созданию последовательности, активизируйте переключатель вновь.

19.1.

Общий порядок построения объектов линии

1. Укажите тип сегмента, активизировав нужный переключатель в группе 

Тип

 на Панели

свойств:

Отрезок

,

Дуга

.

Построенная последовательность примитивов не является единым объектом. Дуги и от!
резки будут выделяться, редактироваться и удаляться по отдельности.

Текущий тип сегмента линии можно менять без обращения к Панели свойств — с помо!
щью комбинации клавиш 

<Ctrl>

 + 

<Tab>

.

Часть III.

Геометрические объекты

154

2. Укажите базовый объект (объекты) для построения сегмента. Например, отрезок или ду!

га может касаться окружности, отрезок может быть параллелен или перпендикулярен
прямой, может лежать на биссектрисе угла и т.п.

Чтобы указать базовый объект, подведите к нему курсор. Когда объект подсветится, на!
жмите левую кнопку мыши.

Если требуется сменить базовый объект, нажмите кнопку 

Указать заново

 на Панели

специального управления. Выделение с ранее выбранного объекта снимется, и вы смо!
жете указать новый объект.

После выбора базового объекта (объектов) на экране появится фантом — прямая или
дуга, содержащая сегмент.

3. Укажите начальную и (или) конечную точки объекта. Если начальная (конечная) точка

указана вне фантома сегмента, то положение начала (конца) объекта определяется как
проекция указанной точки на фантом.

Во время построения сегментов линии на Панели свойств отображаются поля парамет!
ров этих объектов: координаты начальной и конечной точек, радиус или диаметр (для
дуг), длина и угол (для отрезков). Эти поля используются так же, как при создании от!
резков и дуг с помощью специальных команд.

Подробно способы построения объектов линии описаны в разделах 19.2–19.5. В некото!
рых случаях последовательность действий может отличаться от вышеприведенного об!
щего порядка.

После создания объекта система ожидает построения следующего объекта того же типа.

Обратите внимание на следующую особенность построения сегментов линии. В тех слу!
чаях, когда возможно несколько вариантов построения объектов, выбирается вариант,
ближайший к точке указания базового объекта. Этим создание объектов, составляющих
линию, отличается от создания аналогичных объектов с помощью специальных команд.
Такой подход позволяет ускорить построение, но требует наличия определенного навы!
ка.
Например, известно, что из одной точки может быть построено две касательных к ок!
ружности.
Если при построении отрезка, касательного к окружности, с помощью команды 

Каса

тельный отрезок через внешнюю точку

 можно выбрать, на какой из касательных он

будет лежать, то при построении касательного отрезка в составе линии выбор невозмо!
жен. Отрезок будет лежать на той прямой, которая касается окружности в точке, ближай!
шей к точке, в которой была указана окружность.

Если указать базовый объект не удается, проверьте, выключена ли привязка 

Точка на

кривой

. Если привязка включена, выключите ее.

Невозможность указания объекта при включенной привязке объясняется тем, что она
более приоритетна, чем выбор объекта.

155

Глава 19. Линия

19.2.

Способы построения первого отрезка

19.2.1.

Параллельно или перпендикулярно объекту

Чтобы построить первый отрезок линии параллельно или перпендикулярно другому
объекту, выполните следующие действия.

1. Укажите прямолинейный объект, которому должен быть перпендикулярен или паралле!

лен создаваемый отрезок.

2. Укажите начальную точку отрезка.

Последовательность указания прямолинейного объекта и начальной точки отрезка зна!
чения не имеет.

3. Перемещайте курсор по полю документа. На экране появится фантом отрезка. В зависи!

мости от положения курсора относительно начальной точки фантом может быть парал!
лельным или перпендикулярным базовому объекту. Если курсор находится в области 1
(рис. 19.1, а), то фантом отрезка строится параллельно базовому объекту (рис. 19.1, б),
а если в области 2, то — перпендикулярно (рис. 19.1, в).

4. Перемещая курсор, выберите нужное направление отрезка и укажите его конечную точ!

ку.

19.2.2. Касательно к объекту

Чтобы построить первый отрезок линии касательно к объекту, выполните следующие
действия.

1. Укажите криволинейный объект, которого должен касаться создаваемый отрезок.

2. Перемещайте курсор по полю документа. Вы увидите, как вслед за курсором перемеща!

ется фантомом касательной. 

Чтобы сменить направление касательной к окружности (эллипсу), проведите курсор так,
чтобы он пересек окружность (эллипс).

3. Укажите начальную и конечную точки отрезка.

а)

б)

в)

Рис. 19.1.  Построение отрезка параллельно/перпендикулярно прямолинейному объекту

базовый 
объект

прямая, параллельная 
базовому объекту

начальная 
точка

обл. 1

обл. 2

4

5

°

45

°

Часть III.

Геометрические объекты

156

19.2.3. Касательно к одному объекту и параллельно другому

Чтобы построить первый отрезок линии касательно к одному объекту и параллельно
другому, выполните следующие действия.

1. Укажите криволинейный объект, которого должен касаться создаваемый отрезок.

Аналогичным образом укажите прямолинейный объект, которому должен быть паралле!
лен отрезок.

Последовательность указания базовых объектов значения не имеет.

2. Перемещайте курсор по полю документа. Вы увидите, как вслед за курсором перемеща!

ется фантомом касательной.

3. Укажите начальную и конечную точки отрезка.

19.2.4. Посередине между двумя параллельными прямыми

Чтобы построить первый отрезок линии так, чтобы он лежал на прямой, проходящей по!
середине между двумя прямолинейными объектами, параллельными друг другу, выпол!
ните следующие действия.

1. Укажите первый и второй прямолинейные объекты.

2. Укажите начальную точку отрезка.

а)

б)

в)

Рис. 19.2.  Построение первого отрезка линии касательно к другому объекту:

а) указание объекта, б) указание начальной точки отрезка, в) указание конечной точки отрезка

Чтобы начать (закончить) отрезок точно в точке касания, воспользуйтесь привязкой 

Ка

сание

 (пример — см. на рис. 19.6).

а)

б)

в)

Рис. 19.3.  Построение первого отрезка линии касательно к одному объекту

и параллельно другому: а) указание объектов, б) указание начальной точки отрезка,

в) указание конечной точки отрезка

Чтобы начать (закончить) отрезок точно в точке касания, воспользуйтесь привязкой 

Ка

сание

 (пример — см. на рис. 19.6).

157

Глава 19. Линия

3. Перемещайте курсор по полю документа. На экране появится фантом отрезка, лежащий

на прямой, расположенной посередине между двумя выбранными прямолинейными
объектами.

4. Укажите конечную точку отрезка.

19.2.5. Касательно к двум объектам

Чтобы построить первый отрезок линии касательно к двум объектам, выполните следу!
ющие действия.

1. Укажите первый и второй криволинейные объекты, которых должен касаться создавае!

мый отрезок.

После указания второго объекта на экране появится фантом отрезка, лежащего на пря!
мой, касающейся указанных объектов в точках, ближайших к тем, в которых эти объекты
были указаны.

2. Укажите начальную и конечную точки отрезка.

19.2.6. На биссектрисе угла

Чтобы построить первый отрезок линии, лежащий на биссектрисе угла, образованного
двумя прямолинейными объектами, выполните следующие действия.

а)

б)

в)

Рис. 19.4.  Построение первого отрезка линии на прямой, расположенной посередине между 

двумя параллельными прямыми: а) указание объектов,

б) указание начальной точки отрезка, в) указание конечной точки отрезка

а)

б)

в)

Рис. 19.5.  Построение первого отрезка линии касательно к двум объектам: а) указание 

объектов, б) указание начальной точки отрезка, в) указание конечной точки отрезка

Чтобы начать (закончить) отрезок точно в точке касания, воспользуйтесь привязкой 

Ка

сание

 (рис. 19.6).

Рис. 19.6.  Пример построения первого отрезка линии

Часть III.

Геометрические объекты

158

1. Укажите два непараллельных прямолинейных объекта.

2. Укажите начальную точку отрезка.

Перемещайте курсор по полю документа. На экране появится фантом отрезка, лежащий
на биссектрисе выбранного угла.

3. Укажите конечную точку отрезка.

19.3.

Способы построения последующих отрезков

19.3.1.

Параллельно или перпендикулярно объекту

Чтобы построить последующий отрезок линии параллельно или перпендикулярно дру!
гому объекту, выполните следующие действия.

1. Укажите прямолинейный объект, которому должен быть перпендикулярен или паралле!

лен создаваемый отрезок.

2. Перемещайте курсор по полю документа. На экране появится фантом отрезка. В зависи!

мости от положения курсора относительно начальной точки фантом может быть парал!
лельным или перпендикулярным базовому объекту (см. рис. 19.1 на с. 155). 

3. Перемещая курсор, выберите нужное направление отрезка и укажите его конечную точ!

ку.

19.3.2. Касательно к объекту

Чтобы построить последующий отрезок линии касательно к объекту, выполните следу!
ющие действия.

1. Укажите криволинейный объект, которого должен касаться создаваемый отрезок.

2. Перемещайте курсор по полю документа. Вы увидите, как вслед за курсором перемеща!

ется фантом касательной. Он лежит на прямой, касающейся выбранного объекта в точке,
ближайшей к той, в которой этот объект был указан.

3. Укажите конечную точку отрезка.

а)

б)

в)

Рис. 19.7.  Построение первого отрезка линии, расположенного на биссектрисе угла:

а) указание объектов, б) указание начальной точки отрезка,

в) указание конечной точки отрезка

а)

б)

в)

Рис. 19.8.  Построение последующего отрезка линии перпендикулярно/параллельно другому 

объекту: а) указание объекта, б) создание перпендикулярного отрезка,

в) создание параллельного отрезка

159

Глава 19. Линия

19.4.

Способы построения первой дуги

19.4.1.

Касательно к объекту

Чтобы построить первую дугу линии касательно к объекту, выполните следующие дейс!
твия.

1. Укажите начальную точку дуги. 

2. Укажите объект, которого должна касаться дуга.

3. Перемещайте курсор по полю документа. Вы увидите, как вслед за ним перемещается

фантом дуги. Если необходимо сменить направление дуги, проведите курсор через ее
начальную точку.

Фантом касается выбранного объекта в той точке, в которой этот объект был указан. Ра!
диус дуги определяется автоматически и фиксируется.

Чтобы изменить радиус, введите нужное значение поле 

Радиус

 или 

Диаметр

 на Панели

свойств.

Чтобы задать радиус указанием конечной точки, расфиксируйте поле 

Радиус

 или 

Диа

метр

 и не вводите значение.

4. Укажите конечную точку дуги.

а)

б)

Рис. 19.9.  Построение последующего отрезка линии касательно к другому объекту:

а) указание объекта, б) указание конечной точки отрезка

Чтобы закончить отрезок точно в точке касания, воспользуйтесь привязкой 

Касание

(рис. 19.10).

Рис. 19.10.  Пример построения последующего отрезка линии

а)

б)

в)

Рис. 19.11.  Построение первой дуги линии касательно к объекту:

а) указание начальной точки, б) указание объекта, в) указание конечной точки

Часть III.

Геометрические объекты

160

Если положение начальной и конечной точек дуги задано жестко, то они однозначно оп!
ределяют радиус дуги. В этом случае вы можете сначала указать начальную и конечную
точки дуги, а затем объект, которого она должна касаться (рис. 19.12). Дуга будет зафик!
сирована с автоматически определенным радиусом.

19.4.2. Произвольная

Чтобы построить первую дугу произвольным образом, выполните следующие действия.

1. Укажите начальную и конечную точки дуги. На экране появится фантом дуги.

2. Введите с клавиатуры радиус или диаметр дуги или укажите мышью точку, через кото!

рую должна пройти дуга.

19.5.

Способы построения последующих дуг

19.5.1.

Касательно к объекту

Последующая дуга линии может быть построена касательно к:

предыдущему сегменту линии,

предыдущему сегменту и произвольному объекту,

произвольному объекту.

По умолчанию последующая дуга линии строится касательно к предыдущему сегменту.
Этот сегмент подсвечивается в окне документа.

Чтобы построить дугу касательно к предыдущему сегменту, выполните следующие дейс!
твия.

1. Если радиус или диаметр дуги известен, введите нужное значение в поле 

Радиус

 или

Диаметр

 на Панели свойств и зафиксируйте.

2. Перемещайте курсор по полю документа. Вы увидите, как вслед за ним перемещается

фантом дуги.

Если необходимо сменить направление дуги, проведите курсор через ее начальную точ!
ку. 

3. Укажите конечную точку дуги.

а)

б)

Рис. 19.12.  Построение первой дуги линии касательно к объекту:

а) указание начальной и конечной точек, б) указание объекта

Рис. 19.13.  Построение последующей дуги касательно к предыдущему сегменту линии

161

Глава 19. Линия

Чтобы построить дугу касательно к предыдущему сегменту и к произвольному объекту,
выполните следующие действия.

1. Укажите второй объект, которого должна касаться дуга. Он будет подсвечен в окне доку!

мента.

2. Перемещайте курсор по полю документа. Вы увидите, как вслед за ним перемещается

фантом дуги. Радиус дуги изменить нельзя — он жестко определен двумя объектами,
которых касается дуга.

Если необходимо сменить направление дуги, проведите курсор через ее начальную точ!
ку. 

3. Укажите конечную точку дуги.

Чтобы построить дугу касательно к произвольному объекту, выполните следующие
действия.

1. Нажмите кнопку 

Указать заново

 на Панели специального управления. Подсветка с пре!

дыдущего сегмента снимется.

2. Укажите объект, которого должна касаться дуга.

3. Перемещайте курсор по полю документа. Вы увидите, как вслед за ним перемещается

фантом дуги. Он касается выбранного объекта в той точке, в которой этот объект был
указан. Радиус дуги определяется автоматически и фиксируется. Чтобы изменить ради!
ус или диаметр, введите нужное значение поле 

Радиус

 или 

Диаметр

 на Панели свойств.

Фантом перестроится.

Если необходимо сменить направление дуги, проведите курсор через ее начальную точ!
ку. 

4. Укажите конечную точку дуги.

19.5.2. По нормали к предыдущему сегменту

Последующая дуга линии может быть построена касательно к нормали, проведенной к
предыдущему сегменту линии в его конечной точке. Точкой касания является начальная
точка дуги. Построение дуги по нормали к предыдущему сегменту приведено на

а)

б)

Рис. 19.14.  Построение последующей дуги касательно к предыдущему сегменту и к 

произвольному объекту: а) выбор объекта, б) указание конечной точки

а)

б)

Рис. 19.15.  Построение последующей дуги линии касательно к произвольному объекту:

а) выбор объекта, б) указание конечной точки дуги

Часть III.

Геометрические объекты

162

рис. 19.16. Основной линией показан предыдущий сегмент, штриховой — нормаль к не!
му в его конечной точке, тонкой — дуга по нормали.

Чтобы перейти к построению дуги по нормали, нажмите клавишу 

<Ctrl>

, сдвиньте мышь

и отпустите клавишу. Вы увидите, что фантом дуги перестроится так, чтобы в начальной
точке касаться нормали к предыдущему сегменту, проведенной в его конечной точке.

Дуга по нормали может касаться объекта или быть произвольной.

Чтобы построить дугу по нормали касательно к объекту, выполните следующие дейс!
твия.

1. Укажите объект, которого должна касаться дуга. Для этого подведите курсор к нужному

объекту. Когда объект подсветится, нажмите левую кнопку мыши.

2. Перемещайте курсор по полю документа. Вы увидите, как вслед за ним перемещается

фантом дуги. Радиус дуги изменить нельзя — он жестко определен двумя объектами,
которых касается дуга.

Если необходимо сменить направление дуги, проведите курсор через ее начальную точ!
ку. 

Если требуется сменить объект, которого касается дуга, нажмите кнопку 

Указать зано

во

 на Панели специального управления. Выделение с ранее выбранного объекта снимет!

ся, и вы сможете указать новый объект.

3. Укажите конечную точку дуги.

Чтобы построить произвольную дугу по нормали, выполните следующие действия.

1. Если радиус или диаметр дуги известен, введите нужное значение в поле 

Радиус

 или

Диаметр

 на Панели свойств и зафиксируйте.

2. Перемещайте курсор по полю документа. Вы увидите, как вслед за ним перемещается

фантом дуги.

Если необходимо сменить направление дуги, проведите курсор через ее начальную точ!
ку. 

3. Укажите конечную точку дуги.

а)

б)

Рис. 19.16.  Дуга по нормали: а) к дуге, б) к отрезку

а)

б)

Рис. 19.17.  Дуга по нормали, касательная к объекту:

а) выбор объекта, б) указание конечной точки дуги

163

Глава 19. Линия

Следующая дуга линии тоже будет строиться по нормали. Чтобы вернуться к построению
касательных дуг, нажмите клавишу 

<Ctrl>

, сдвиньте мышь и отпустите клавишу. Фантом

дуги перестроится.

19.5.3. Произвольная

По умолчанию последующая дуга линии строится касательно предыдущему сегменту.
Этот сегмент подсвечивается в окне документа.

Чтобы отказаться от построения касательной дуги, нажмите кнопку 

Указать заново

 на

Панели специального управления. Подсветка с предыдущего сегмента снимется. Затем
выполните следующие действия.

1. Укажите конечную точку дуги. На экране появится фантом дуги.

2. Введите с клавиатуры радиус или диаметр дуги в поле 

Радиус

 или 

Диаметр

 или укажи!

те мышью точку, через которую должна пройти дуга.

Рис. 19.18.  Построение произвольной дуги по нормали

164

Глава 20.

Штриховка и заливка

Штрихование и заливка цветом областей графического документа в системе КОМПАС!
3D сходны по способу их построения. 

Для создания штриховки или заливки требуется задать ее границы и параметры. Спосо!
бы задания границ — общие для штриховки и заливки — изложены в разделе 20.1, при!
емы построения штриховки — в разделе 20.2 на с. 167, приемы построения заливки 
в разделе 20.3 на с. 168.

20.1.

Задание границ

Количество и вложенность областей, задаваемых одновременно, не ограничены.

Объекты, ограничивающие штриховку (заливку), могут быть выделены перед вызовом
команды. В этом случае после вызова команды на экране появится запрос на использо!
вание выделенных объектов в качестве границы штриховки (заливки). Для подтвержде!
ния следует нажать кнопку 

Да

, и система сразу же построит штриховку (заливку), если

это возможно.

Если объекты не были выделены или вы отказались от их использования, укажите точку
внутри области, которую нужно заштриховать (залить). Система определит ближайшие
границы, внутри которых указана точка, и построит фантом штриховки (или заполнит за!
ливкой).

Указание точки внутри области является умолчательным способом задания границы
штриховки (заливки). Возможно также формирование границ вручную и по стрелке. Эти
способы подробно описаны ниже.

а)

б)

Рис. 20.1.  Построение штриховки:

а) точки внутри областей, указанные для построения, б) полученная штриховка

При вводе ассоциативной штриховки и заливки (об ассоциативных объектах см. Том II,
раздел 57.4 на с. 145) режимы ручного рисования границ и обхода границ по стрелке не!
доступны.

165

Глава 20. Штриховка и заливка

Кроме того, возможно указание в качестве границ штриховки (заливки) существующих
геометрических объектов. Для этого служат команды 

Добавить границу

 и 

Исключить

границу

 в контекстном меню. Каждая из них вызывает подменю с перечнем способов

указания объектов. 

20.1.1.

Ручное рисование границ

Ручное рисование границ — задание вручную границы области для выполнения опера!
ции. Нарисованные таким образом границы отображаются на экране только до заверше!
ния команды.

Для перехода в режим ручного рисования границ нажмите кнопку 

Ручное рисование

границ

.

Набор элементов управления на Панели свойств изменится — она примет вид, показан!
ный на рис. 20.3.

Последовательно указывайте вершины ломаной, которая ограничивает область.

Переключатели группы 

Режим

 позволяют управлять замыканием ломаной.

Вы можете изменять положение вершин ломаной непосредственно в процессе построе!
ния. Для этого нажмите кнопку 

Редактировать точки

.

Подведите курсор к любой характерной точке (они отображаются в виде черных квадра!
тиков). Форма курсора изменится — он превратится в четырехстороннюю стрелку.

Измените положение характерных точек любым способом или удалите ненужные точки
(см. раздел 30.2 на с. 325).

Возможно также добавление характерных точек. Для этого щелкните мышью на нужном
звене. Оно будет разбито на две части новой вершиной, расположенной в указанной точ!
ке. Вы можете «перетащить» ее в любое место.

Если штриховка (заливка) в нескольких несоединяющихся областях документа должна
иметь одинаковые параметры, ее следует создавать как единый объект. 
Например, границы 

всех областей 

штриховки сечения  детали (рис. 20.2),  следует ука!

зать как границы 

одной штриховки

. Это обеспечит одинаковость параметров штриховки

внутри них и облегчит ее последующее редактирование.

Рис. 20.2.  Штриховка, состоящая из нескольких областей

Рис. 20.3.  Панель свойств в режиме ручного рисования границ

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     81      82      83      84     ..